Разное

Славянские и узоры и их значение: Славянские узоры. Сакральный смысл

Славянские узоры-обереги: виды, значение, как выбрать

Содержание

  • 1 Виды узоров, украшающих обереги славян
  • 2 Значение основных узоров-оберегов
    • 2.1 Другие талисманы
  • 3 Как выбрать подходящий узор?

Во времена языческих верований люди поклонялись стихиям и богам, их олицетворявших. Древние славяне, чтобы заручиться поддержкой божественных сил, создавали узоры-обереги. Они обладали магической силой и оказывали защиту и помощь человеку. Народные орнаменты вышивали на одежде, их использовали для создания амулетов из дерева и металла.

Виды узоров, украшающих обереги славян

Все орнаменты имели свою тематику и использовались для различных целей — сохранения духа, защиты от болезни, благополучия в семье, познания нового. Рисунки оберегов у славян имеют разнообразное изображение стихий или обстоятельств, которым покровительствовали определенные божества. Условно их можно разделить на группы, представленные в таблице:

ГруппаСимволы
Свастические солярные символыСварожич
Конегон
Перунов Цвет
Одолень Трава
Колард
Макошь
Круговые орнаментыСварог
Змеевик
Светоч
Черное Солнце
Громовик
Солнцеворот
Ладаник
Колядник
Яровик
Ярило
Комбинированные узоры (разные геометрические фигуры в символах)Вихрь
Огнивец
Свадебник
Птица
Огонь Небесный
Лунница
Всевидящее Око
Перуница
Рисунки с применением абрисов фигуры человекаЛельник
Рожаница
Хляби Небесные
Древнеславянские символы на основе креста и квадратаПоле
Зимний и Летний Косые Кресты
Белбог
Перекрест
Узоры с использованием звездыАлатырь
Триглав
Молвинец
Квадрат Сварога
Звезда Лады
Рисунки с применением частей тела животных или растенийМировое Дерево
Медвежья Лапа
Бычья голова

Вернуться к оглавлению

Значение основных узоров-оберегов

Символ предназначен для тех людей, обязанность которых защита своей территории.
  • Перунов Цвет. Ему покровительствует бог Перун, хранитель семьи, помогает сохранить здоровье, способствует достижению цели.
  • Сварожич. Символизирует Сварога. Помогает в достижении благополучия, успеха в творческих начинаниях.
  • Яровик — знак Ярила, бога Солнца. Содействует влюбленным, дарует смелость и решительность, наделяет уверенностью в себе и радостью в жизни.
  • Колядник. Символ бога Коляды, проводник в подземный мир. Подходит сильным духом людям и способствует в работе и достижении великих целей.
  • Квадрат Сварога. Наделяет выносливостью, силой, здоровьем и работоспособностью мужчин, воинов,
  • Солнцеворот. Посвящен Богу Солнца Хорсу. Оберегает от влияния внешних сил и любой беды.
  • Громовик. Символ бога Перуна помогает воинам, защитникам своей земли.
  • Сваор — знак Творца и Бога рода. Покровительствует развитию, жизни и свету в созидании для родной земли.
  • Ярило. Олицетворяет Солнце и его силу. Наделяет энергией, здоровьем и упорством в достижении цели. Хранит семейный очаг и дарует мудрость и терпение.
  • Змеевик. Посвящен Велесу — повелителю всего живого и владыке трех миров. Помогает в познании тайных знаний, обучении, достижении целей.

Вернуться к оглавлению

Другие талисманы

Для защиты себя и будущего малыша женщины пользовались символом Рожаницы.
  • Ладинец. Символ богини Лады содействует влюбленным, помогает обрести душевное равновесие и найти вторую половинку для создания семьи.
  • Рожаница. Амулет беременных женщин и рожениц для ограждения от сглаза недобрых людей, способствует рождению здоровых и крепких детей.
  • Лельник. Знак богини Лели оберегает девочек и девушек от несчастий, помогает найти хорошего жениха.
  • Свадебник. Талисман дарили на свадьбе, чтобы молодым всегда сопутствовало благоразумие, достаток и прибавление в семействе.
  • Макошь. Символ одноименной богини оказывает заступничество и помощь взрослым женщинам в сохранении домашнего очага, дарует здоровье и благополучие.
  • Алатырь. Символизирует середину мира. Покровительствует семье, мужчинам и женщинам, защищает от бед и неудач.
  • Стрибожич. Знак бога Воздуха оберегает от стихийных бедствий, помогает в работе и карьерном росте.
  • Медвежья лапа. Символ бога Велеса защищает от неудач и бед, содействует тем, кто упорно трудится, в достижении успеха и достатка.
  • Одолень Трава. Знак огненных стихий оказывает поддержку в преодолении любых трудностей.
  • Перуница. Талисман поможет сделать правильный выбор или отстоять свое мнение.

Приступая к изготовлению оберега, следует помнить, что не так важны ровные стежки или линии, так как магическая сила передается в славянский оберег от созидателя, когда сливаются энергетические потоки амулета и изготовителя.

Вернуться к оглавлению

Как выбрать подходящий узор?

Выбранный символ может активироваться одной из стихий – лунным светом.

Древнеславянские символы наполнены магической энергетикой и силой. Тот, кто решит использовать орнаменты-обереги должен помнить, что узор будет работать только тогда, когда правильно активирован. Для этого применяются только природные стихии, свет Солнца и Луны, ветер, огонь и собственная энергетика. Важно знать, какие обереги предназначены мужчинам, женщинам или любому человеку независимо от пола.

Мужские орнаменты:

  • Квадрат Сварога;
  • Громовик;
  • Колядник;
  • Стрибожич;
  • Печать Велеса или Медвежья лапа.

Женские узоры:

  • Рожаница;
  • Свадебник;
  • Лельник;
  • Ладинец;
  • Макошь.
К универсальным защитным символам можно отнести Алатырь.

Универсальные обереги:

  • Перунов Цвет;
  • Алатырь;
  • Перуница;
  • Колард;
  • Одолень Трава;
  • Ярило.

Выбирая подходящие древние символы-обереги, следует помнить, что вышивать или изготавливать защитные амулеты нужно только с добрыми и положительными мыслями, прося у богов покровительства и помощи для себя. Такой магический орнамент оградит от дурных влияний, мыслей и воздействий. Узор будет не только помогать в достижении целей, но и согревать владельца, даря ему силу духа и тела.

Читать книгу «Славянские символы в обережной вышивке. Значение, схемы и изготовление вышитых оберегов» онлайн полностью📖 — Натальи Солнце — MyBook.

Дизайнер обложки Елена Корольчук

© Наталья Солнце, 2021

© Елена Корольчук, дизайн обложки, 2021

ISBN 978-5-4498-9723-7

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Благодарность

«Благодарность – вот моя молитва…»

@Марат Нигматуллин

БлагоДарю свою дорогую мамочку Камилову Любовь Александровну, ещё в раннем детстве привившую мне любовь к рукоделию и научившую меня всему – шитью, вязанию и вышиванию.

БлагоДарю Родного Бога, что вёл меня по жизни так бережно и так чутко, чтобы в свой срок приходили ко мне и нужная информация, и «те самые» люди, и мудрые Учителя, и добрые помощники, и осознание своего Пути (пусть частенько и через тернии, но, надеюсь, к звёздам).

БлагоДарю каждого и каждую, кто делом или словом способствовал тому, чтобы я взялась за этот труд, кто делился своими знаниями во время случайных бесед и поддерживал меня. Благодаря всем вам я решилась внести свою скромную лепту в дело возрождения славянской обережной вышивки в виде этого сборника.

БлагоДарю изобильный мир за возможность быть здесь и сейчас, быть собой и одновременно быть частью Единого.

БлагоДарю вас, мои добрые читатели и прекрасные читательницы за отклик и открытые сердца.

Отдельные слова благодарности я хочу выразить одному замечательному человеку по имени Фарук, который, однажды заказав у меня вышитый оберег, впоследствии стал незримым моим вдохновителем. Если бы не он, возможно, эта книга не вышла бы в свет никогда. Именно он окончательно убедил меня в том, что она может быть полезна другим, а значит – нужна. БлагоДарю!

Вступительное слово

Приветствую тебя, читатель-творец или сестрица-мастерица! Приветствую каждого бравого молодца и каждую прекрасную деву-берегиню, открывающих страницы этой книги!

Данный сборник посвящён славянским обережным символам, которые наши мудрые предки издревле рисовали на своих жилищах, вырезали и чертили любыми другими способами на предметах быта, а также вышивали на одежде, головных уборах и других украшениях.

Книга предназначена для широкого круга читателей, интересующихся славянской символикой и темой оберегов, которые помогали людям с незапамятных времён жить более благополучной и гармоничной жизнью, ограждали их от лиха и дурных влияний.

Однако прошу вас учитывать, что я нисколько не претендую на какие-либо академические знания культуры, пантеона богов и истории древних славян. Прошу об этом помнить и быть снисходительными. Все данные, представленные мною в этой книге, изначально собирались для личного пользования.

Собирались в течение нескольких лет из разных книг, статей и открытых источников в Интернете.

Я простая женщина, любящая вышивать, которая облегчила себе задачу для творчества и теперь желает передать удобные для практического использования сведения дальше, чтобы они могли послужить во благо всем желающим.

Лично у меня в течение жизни сложилось особое отношение именно к вышивке крестиком, поэтому все символы в книге будут представлены в виде схемы для вышивания в этой технике. Их можно использовать с целью самостоятельного изготовления вышитых украшений, нанесения обережной вышивки на одежду и другие предметы.

Пусть у каждой женщины тоже будут все возможности через обережную вышивку создать мощный энергетический кокон для всех своих родных и близких. Так каждая семья и каждый род будут сильными, а значит сильным будет и весь народ, и вся страна, и наша Земля-Матушка.

Сейчас, конечно, сложно сказать точно, придуманы некоторые представленные мною в книге знаки современниками или реально имеют древнее происхождение, но многие из них археологи действительно находили на древних орудиях труда и быта.

Также множество разных солярных символов сохранилось и в образцах вышитых изделий, которые хранятся в музеях по всему миру и датируются даже n-ными годами до н.э.

Полное значение многих символов тоже вызывает споры в современном мире – насколько тот или иной из них правильно трактуется, с учётом утерянной древней культуры, сказать сложно.

Учитывая всё это, я собирала в данной книге только те обережные знаки, в названиях и защитных свойствах которых, как мне кажется, разобралась сама. Вернее, собирая информацию о них, я нашла меньше всего противоречий. А также те, воздействие которых уже проверено мною на практике. Получилось всего символов – 73.

Также прошу учесть, что в сборник не вошли более 20-ти символов, в которых я сама до конца пока не разобралась, но встречала в некоторых источниках. Это следующие знаки: Огневик, Яроврат (Солонь), Расич, Святоч, Духовная сила, Богодар, Исток, Знич, Валькирия, Нараяна, Инглия, Бережа и другие. Буду благодарна каждому, кто сможет достоверно просветить меня относительно их значения, начертания и происхождения.

Мои контакты для связи указаны в конце книги.

Наталья Солнце, май 2020

Как пользоваться книгой

Ориентироваться по книге вам поможет, в первую очередь, Оглавление. Но я бы рекомендовала начать с главы «Алгоритм создания вышитого оберега», где дана пошаговая инструкция с ссылками на разделы книги, соответствующие каждому этапу изготовления.

Сама книга состоит из нескольких основных блоков:

– непосредственное описание символов с их изображениями в виде схемы вышивки крестом;

– выбор символов отдельно для мужчин, женщин, детей и т. д.;

– значение материалов, цветов и орнаментов в вышивке;

– как и когда изготавливать обереги, заряжать их, носить и ухаживать за ними.

Русские народные узоры. Часть первая

Я не всегда точно знаю, что ищу, когда начинаю исследовать тот или иной стиль узора. Честно говоря, о русских народных узорах я имел смутное представление, да и то вперемешку с кучей других европейских народных традиций. Но это именно то, что я люблю в исследованиях, и было невероятным сюрпризом обнаружить, что существует несколько различных стилей русских узоров — хотя, возможно, это не так уж удивительно, учитывая размер страны.

Есть несколько тем, которые проходят через большинство этих стилей – природа занимает центральное место, и есть животные, птицы, особенно распустившиеся цветы и листья папоротника, расположенные либо по кругу, либо вдоль извилистых линий. Однако выбор цветов и техник варьируется в зависимости от стиля, и часто это различие также связано с выбором материала, например, для дерева и керамики используются разные стили.

Здесь, в Pattern Observer, мы, как правило, концентрируемся на повторах для больших плоских поверхностей, таких как ткань. Однако многие русские народные узоры выполняются для конкретных предметов быта, таких как сырные доски, тарелки, чайники, прялки, так что узоры диктуются формой украшаемой ими поверхности. Это означает, что украшение представляет собой не общий узор, а отчасти узор и отчасти мотив. Тем не менее, все стилистические элементы присутствуют, и элементы могут быть легко переведены в различные макеты. И мне нравится находить вдохновение в разных местах и ​​раздвигать границы, а вам?

Следовательно, примеры изображений, которые я привел, в основном представляют собой декорированные объекты.

Я разделю эти стили русских узоров на несколько постов, чтобы мы могли рассмотреть их более подробно.

 

Русские узоры: мезенский

мезенский — самый древний из стилей, берет свое начало на крайнем севере вдоль реки Мезень. В нем представлены очень стилизованные графические формы в ограниченной палитре красного и черного цветов на бледном фоне. Он полон символики, часто включая упрощенные изображения лошадей, оленей и птиц, а также вечно важного солнца, дающего жизнь. Иногда в него включались и сцены из славянской мифологии. Секции часто разделены полосами или ярусами, что также может быть символом трех ярусов мира — подземного, земного и неба.

Мезенский стиль чаще всего встречается на бытовых изделиях из дерева, но он также лежит в основе многих рисунков вышивки.

{изображения по часовой стрелке сверху слева: 1. часть шкатулки, http://ochendaje.livejournal.com; 2. деталь блюда, http://ochendaje.livejournal.com; 3. различные геометрические бордюры, http://ochendaje.livejournal.com; 4. блюдо, http://ochendaje.livejournal.com}

См. также

 

Русские Узоры: Северная Двина

Юго-западнее Мезени протекает река Северная Двина. Стиль этой области имеет некоторые сильные сходства с Мезенью, такие как черные очертания, плоский цвет и заметное использование красного цвета, но стиль Северной Двины кажется гораздо более красочным и живым. Это достигается за счет расширенной палитры с добавлением зеленого и желтого, а его животные, растения и люди, хотя все еще символические и сильно стилизованные, гораздо более натуралистичны. Линии различаются по толщине, они лиричны и плавны, включая вращающиеся завитки и веерообразные структуры; а геометрические узоры, характерные для Мезени, сведены к простым треугольникам и дугам по краям каждого предмета.

{изображения по часовой стрелке сверху слева: 1. конец колыбели, неизвестный источник через Pinterest; 2. сырная доска декоративная, http://nitochka09.ru; 3. и 4. чашки, http://flickr.com.alisongor }

Серия Джули Гиббонс по истории русских узоров. Ознакомьтесь со второй частью этой серии здесь.

Славянские языки | Список, определение, происхождение, карта, дерево, история и количество говорящих

славянских языка: распространение в Европе

Посмотреть все СМИ

Ключевые люди:
Роман Якобсон Йозеф Добровски Август Лескин Павел Йозеф Шафаржик Николай Сергеевич Трубецкой
Похожие темы:
старославянский язык Южнославянские языки западнославянские языки восточнославянские языки праславянский язык

Просмотреть весь связанный контент →

Славянские языки , также называемые Славянские языки , группа индоевропейских языков, на которых говорят в большей части Восточной Европы, большей части Балкан, некоторых частях Центральной Европы и северной части Азии.

Славянские языки, на которых говорят около 315 миллионов человек на рубеже XXI века, наиболее тесно связаны с языками балтийской группы (литовский, латышский и ныне вымерший старопрусский), но они разделяют некоторые языковые новшества с другие восточно-индоевропейские языковые группы (такие как индоиранская и армянская). Со своей родины в восточно-центральной Европе (Польша или Украина) славянские языки распространились на территорию Балкан (болгарский, македонский, словенский, а также сербский, боснийский, хорватский и черногорский [иногда объединяемые как боснийско-хорватско-хорватский). черногорско-сербский]), центральная Европа (чешский и словацкий), восточная Европа (белорусский, украинский и русский) и северная часть Азии (русский). Кроме того, русский язык используется в качестве второго языка большинством жителей стран, ранее входивших в состав Советского Союза. Некоторые из славянских языков использовались писателями мирового значения (например, русский, польский и чешский), а церковнославянский язык по-прежнему используется на богослужениях в Восточной Православной Церкви.

Языки семьи

Славянская языковая группа подразделяется на три ветви: (1) южнославянская ветвь с двумя ее подгруппами боснийско-хорватско-черногорско-сербско-словенская и болгаро-македонская, (2) западнославянская ветвь с ее тремя подгруппами чешско-словацкий, сербский и лехитский (польский и родственные языки) и (3) восточнославянская ветвь, включающая русский, украинский и белорусский языки.

В разговорных славянских диалектах (в отличие от резко дифференцированных литературных языков) языковые границы не всегда выражены. Существуют переходные диалекты, соединяющие разные языки, за исключением области, где южные славяне отделены от других славян неславянскими румынами, венграми и немецкоязычными австрийцами. Даже в последней области можно проследить некоторые остатки старой диалектной преемственности (между словенским, сербским и хорватским, с одной стороны, и чешским и словацким, с другой); аналогичные остатки старых связей видны при сравнении болгарского и русского диалектов.

Таким образом, следует отметить, что традиционное генеалогическое древо славянской группы с тремя обособленными ветвями не следует принимать за реальную модель исторического развития. Было бы более реалистично представить историческое развитие как процесс, в котором постоянно действовали тенденции к дифференциации и реинтеграции диалектов, что привело к значительной степени единообразия на всей славянской территории.

Британская викторина

Языки и алфавиты

И все же было бы преувеличением полагать, что общение между любыми двумя славянами возможно без каких-либо языковых сложностей. Множество различий между диалектами и языками в фонетике, грамматике и, прежде всего, в словарном запасе могут вызвать недопонимание даже в самом простом разговоре; и трудности больше в языке журналистики, технического употребления и художественной литературы, даже в случае близкородственных языков. Таким образом, русский зеленый «зеленый» знакомо всем славянам, но красный «красный» означает «красивый» на других языках. В сербском и хорватском vrijedan означает «трудолюбивый», а в русском vrednyj означает «вредный». Месяц listopad — это октябрь на хорватском языке, ноябрь на польском и чешском языках.

Восточная подгруппа: болгарский и македонский

В начале 21 века на болгарском языке говорили более девяти миллионов человек в Болгарии и прилегающих районах других балканских стран и Украины. Различают две большие группы болгарских диалектов: восточноболгарские, ставшие основой литературного языка в середине XIX в.века, и западноболгарский, повлиявший на литературный язык. Болгарские тексты, подготовленные до 16 в., были написаны в основном на архаическом языке, сохранившем некоторые черты как староболгарского или старославянского (10—11 вв.), так и среднеболгарского (начало 12 в.).

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас

Хотя лексика и грамматика ранних текстов, написанных на старославянском языке, включают некоторые черты староболгарского языка, тем не менее, язык изначально был основан на македонском диалекте. Старославянский язык был первым славянским языком, зафиксированным в письменной форме. Это было сделано святыми Кириллом (Константином) и Мефодием, которые перевели Библию на то, что впоследствии стало называться старославянским, и изобрели славянскую азбуку (глаголицу). В начале 21 века на современном македонском языке говорили около двух миллионов человек в балканских странах. Это был последний крупный славянский язык, получивший стандартную литературную форму; во время Второй мировой войны его центральные диалекты прилеп и велес были возведены в этот статус. Восточно-македонский диалект ближе к болгарскому, тогда как северный диалект имеет некоторые общие черты с боснийско-хорватско-черногорско-сербскими языками (BCMS). Западный диалект, наиболее отличный от болгарского и BCMS, был выбран югославскими властями в 1944 в качестве основы для стандартного языка.

Западная подгруппа: сербский, хорватский и словенский

Западная подгруппа южнославянского включает диалекты сербского и хорватского, в том числе призренско-тимокской группы, близкие некоторым северомакедонским и западноболгарским диалектам. Литературные сербский и хорватский языки сформировались в 1-й половине 19 в. на основе штокавских диалектов, распространившихся на большей части территории Боснии, Сербии, Хорватии и Черногории. Эти диалекты называются штокавскими, потому что они используют форму што (произносится на английском языке как што ) для вопросительного местоимения «что?». Они отличаются от чакавских диалектов Западной Хорватии, Истрии, побережья Далмации (где литература на этом диалекте развивалась в 15 веке) и некоторых островов Адриатики. В этих областях cha (произносится на английском языке как cha ) является формой для «что?». Третья основная группа хорватских диалектов, на которых говорят на северо-западе Хорватии, использует кай , а не 9.0025 što или ča и поэтому называется кайкавским. Всего в начале 21 века хорватский, боснийский или сербский стандартные языки использовали около 20 миллионов человек.

В начале 21 века на словенском языке говорили более 2,2 миллиона человек в Словении и прилегающих районах Италии и Австрии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back To Top