Разное

Символ чего якорь: Амулет “Якорь” (символ стабильности, уверенности и легкой дороги) (3950710) – Купить по цене от 139.65 руб.

Тайный смысл якоря: shakko.ru — LiveJournal

Почему на этой картине коварно улыбающаяся дама гарпунит старика якорем? И не ошибаются ли морячки, делающие татуировку с его силуэтом?

Симон Вуэ. Отец-Время, побежденный Надеждой, Любовью и Красотой. 1627

Якоря появились практически сразу, как люди начали ходить на судах. Археологи нашли якоря, относящиеся к бронзовому веку. Первые якоря были каменные — валунами, обвязанными веревками. С развитием металлургии они быстро приобрели форму, известную нам и доныне (правда, вначале для основы использовались дополнительно деревянные детали, т.к. металлы были дороги). Форма сохранилась до сих пор, поскольку на ее отработку ушли века экспериментов, и ныне она представляется идеальной.

Древнеримская мозаика, найденная в Тунисе

Но что же означают изображения якорей в искусстве?

Впервые он появляется в древнеримском искусстве, в частности, на монетах. Причем якорь фигурирует не сам по себе, а в компании обвивающего его дельфина. Считается, что этот образ иллюстрирует любимую присказку императора Октавиана Августа: “поспешай медленно” (festina lente).

Монета императора Тита

Девиз политика, секрет, как поступать мудро, часто иллюстрировался эмблемами. Для festina lente придумывали разные варианты: заяц и улитка, черепаха под парусом. Но якорь+дельфин (символ самого медленного и спокойного в море + символ быстрейшего водоплавающего) оказался самым популярным. В нем была некая связь с древними иероглифами, другими символами, связанными с разумом и магией, где переплетались и извивались рыбы и гады — уроборос (змея, кусающая свой хвост), кадуцей (жезл Меркурия, обвитый змеями).

Иллюстрация девиза, которая не оказалась столь популярной, но тоже сочетает самое медленное и самое быстрое

Когда началась эпоха христианства, популярная эмблема приобрела новое звучание. В первые века христианства так было постоянно: они прибирали все, что плохо лежит и эффектно срабатывало, и быстро интегрировали в свой культ. Очень многие образы, которыми мы пользуемся по сей день, экспроприированы из других пластов культуры (души на весах Страшного суда — из древнеегипетской загробной жизни, например).

Так вот, в первые века христианства Бога рисовать было нельзя — в образе человеческого существа. Его лишь обозначали, например, пустым троном, или Агнцем (овечкой). Еще крайне популярным был символ рыба (ихтис), потому что слово “ихтис” по-гречески читалось как аббревиатура фразы “Иисус Христос Божий Сын Спаситель”. Силуэт рыбы, начерченный парой линий на земле, помогал тайным христианам быстро опознавать своих.

А там где рыба, там же ведь и якорь, логично?

Погребальная стела (Licinia Amias), одна из древнейших христианских надписей. Здесь якорь символически изображен в самом центре композиции, между двумя рыбами

В изобразительном языке новорожденной культуры якорь+дельфин больше не значил сочетание несочетаемого, “поспешай медленно” и другие логические штуковины. Язык символов перешел в сферу эмоционального: Христос был рыбой. И души верующих были рыбами (помельче, конечно). А якорь был тем, что помогало их ловить и удерживать (как вы помните, некоторые из апостолов были рыбаками).

Христианская мозаика из тунисских катакомб

Наконец, важность якоря для христианского искусства подкрепили и священные тексты. В новозаветном Послании к евреям есть строчка: …мы, прибегшие взяться за предлежащую надежду, которая для души есть как бы якорь безопасный и крепкий…

Теперь официально, в Библии написано: якорь на символическом языке христианства = надежда. Изображение рыбы значит, что ты веришь в Христа, а изображение якоря — что ты надеешься на спасение, Его приход и т.п.

Поэтому когда Надежду в качестве добродетели стали персонифицировать и рисовать в образе человеческой тетеньки, то в качестве атрибута, регалий, чтобы отличить ее от других персонификаций, в руки ей дали якорь.

Надпись по-французски: Надежда. (Saint-Sulpice de Fougères)

Можно даже и тетеньку не рисовать, главное, чтобы якорь был, это все равно будет значить “Надежда”. И подсознательно это понятно, ведь якорь обозначает спокойствие, стабильность, безопасность.

Надпись по-английски: Надежда. (Saint Vincent de Paul Catholic Church, Mount Vernon, Ohio)

Заметьте, дельфин на картинке выше эволюционировал в змею и потом эволюционировал в веревочку, потому что причина появления веревки художнику нового времени понятна, а вот дельфина — уже совсем нет.

Так что теперь вы можете расшифровать, что происходит на данной картине: Старик-Время — это символ смерти и старости, которые настигают каждого из нас. Но персонификации Надежды (с якорем), Веры и Красоты помогают нам не окунуться в грех уныния из-за этого, не предаться печалям (а еще это реклама ЗОЖ по барочному, потому что красота — это здоровье, которое помогает не стареть).

Симон Вуэ. Отец-Время, побежденный Надеждой, Любовью и Красотой. 1627

Ну, а напоследок поговорим о татуировках. Изображение якоря всегда было очень популярно у моряков. И, выходит, с точки зрения общей истории искусства ничего плохого они на себе не татуировали. Конечно, в субкультурах моряков разных стран (а позже у сухопутных и зэков) якоря могут означать совсем другое, не Надежду или Бога, или “Поспешай медленно”. Но мы ведь с вами, я надеюсь, чаще ходим в музеи, чем к зэкам или в порты, так что, надеюсь, мой экскурс пригодится вам для развития эрудиции вполне.

Из истории символов Университета

Из истории символов Университета

Учрежденный в 1809 году Корпус инженеров путей сообщения и при нем ИКИПС первоначально не имели своего символа. В печатных источниках последних лет, а также в Интернете ошибочно приводятся сведения о неких символах ведомства путей сообщения, введенных в 1809 и 1817 годах. Они появились позже, а при образовании Корпуса инженеров путей сообщения, например, на пуговицах генеральских мундиров изображался государственный герб — двуглавый орел, пуговицы остальных чинов были гладкими. На киверах и треуголках укреплялись кокарды в виде двухцветных розеток.

В 1825 году на киверах чинов путей сообщения в виде кокард появились изображения двух перекрещенных лопат, в 1827 году для киверов воспитанников ИКИПС был учрежден герб, выполнявшийся из меди в виде так называемого «полусолнца». Мундиры были из темно-зеленого сукна с белыми оловянными пуговицами.

Кивер студента ИКИПС и кокарда в виде «полусолнца».

Семнадцатого января 1830 года Главноуправляющему путями сообщений герцогу А.Ф. Вюртембергскому (Alexander Friedrich Karlvon Wurttemberg) было передано решение Государя Императора Николая I, утвердившего для Корпуса инженеров путей сообщения два варианта пуговиц: генералам — гладкие с гербом, остальным чинам Корпуса инженеров путей сообщения и строительному отряду — «с арматуром из крестообразно сложенных топора и якоря». Изображение перекрещенных топора и якоря на многие десятилетия стало символом ведомства путей сообщения. Этот, как мы сказали бы сегодня, «корпоративный знак» олицетворял собой архитрудные условия, в которых устраивали пути сообщения российские транспортники, проходя сквозь лесные чащи с помощью топора или передвигаясь по внутренним водным путям.

Перекрещенные топор и якорь — символ Ведомства путей сообщения с 1830 г. Форменная пуговица.

Символ «топор и якорь» благополучно дожил до железнодорожного транспорта в России, до образования МПС в 1865 году, до создания Наркомата путей сообщения (НКПС) в 1917 году и оставался символом НКПС 15 лет. В 1932 году произошло разделение ведомства по видам транспорта. В качестве символа НКПС был принят так называемый «технический знак, представлявший собой изображение перекрещенных молотка и разводного (французского) ключа».

Технический знак — изображение перекрещенного молотка и разводного (французского) ключа. Форменная пуговица железнодорожника.

Символ ведомства путей сообщения и Института с 1830 года «топор и якорь» изображался на пуговицах, кокардах, как знак на погонах, на печатях и штампах на библиотечных книгах и студенческих билетах.

Памятный знак выпускника Института конца XIX в.: под изображением государственного герба не просто разглядеть перекрещенные топор и якорь.

Сегодня топор и якорь, которые с 1830 года стали символом ведомства путей сообщения, являются принадлежностью корпоративного знака ПГУПС Императора Александра I. Этот знак был надлежащим образом зарегистрирован как товарный (знак обслуживания) в Федеральной службе по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам 7 апреля 2006 года.

Товарный знак (знак обслуживания) Петербургского государственного университета путей сообщения Императора Александра I, современный академический знак выпускника ПГУПС и современный, так называемый «фрачный» корпоративный значок ПГУПС.

Буква «У» обозначает «Университет», а ее графическое изображение — специфику нашего отраслевого вуза, схематически показывая развитие, соединение и разветвление путей сообщения.

Цифры 1809 — год основания Университета. Символы корпоративного знака — топор и якорь — перенесены с эмблемы 1830 года Управления сухопутных и водных путей сообщения, чем подчеркнута преемственность традиций поколений транспортников XIX, XX и XXI веков. Книга — символ учения и знаний, передаваемых от поколения к поколению. Знак имеет форму круга, олицетворяющего колесо, одно из самых гениальных изобретений человечества в области транспорта.

Источник: Общеполезное для России учреждение. 100 фактов из истории Петербургского государственного университета путей сообщения Императора Александра I : учебное пособие / И.П. Киселёв, А.Ю. Панычев, В.В. Фортунатов. — 4-е изд.,перераб. и доп. — СПб. : Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I, 2019. — 288 с.

Символизм якоря

Английское слово «якорь» происходит от латинского слова ancora и его греческого родственного слова ankyra , означающего «крюк или якорь». Как существительное, якорь означает якорь на корабле. В качестве глагола якорь означает «фиксировать или закреплять в определенном месте». Якоря были важной частью существования человека с тех пор, как… он начал исследовать окружающие его океаны.

Самая старая из известных морских лодок с корпусом, датируемая ок. 1300 г. до н.э., был обнаружен у берегов Улубуруна в Турции в 1982 ныряльщика за губками Мехмеда Чакира.

                                                Деревянная модель потерпевшего кораблекрушение Улубурунского корабля

В древние времена было два способа путешествовать — по суше и по морю. Если кто-то плыл по морю на корабле и достигал нужного порта, за борт бросали якорь, чтобы закрепить и прикрепить корабль ко дну океана, озера или реки.

Деревянный якорь со свинцовым отвесом и зажимами, найденный в древнем израильском портовом городе Ашкелон на побережье Средиземного моря. Относится к эллинистически-римскому периоду.

Конечно, была надежда, что корабль, стоящий на якоре, снова окажется там, когда понадобится. «Морской якорь»: он же «дрейфующий якорь/лодочный тормоз» выбрасывается за борт во время шторма, чтобы стабилизировать лодку за счет увеличения сопротивления в бурных водах.

Автор новозаветного Послания к Евреям использует якорь как символ, метафору надежды и стабильности для христианина в бурях жизни и во время смерти жизни:

           Катакомбы святого Каллиста

«Бог сделал это так что двумя неизменными вещами, в которых Бог не может солгать, мы, бежавшие ухватиться за предлежащую нам надежду, могли сильно ободриться. У нас есть эта надежда, как якорь для души, прочный и надежный». Евреям 6:18. 19

В раннехристианской иконографии в римских катакомбах (ок. конца 100-400 гг. н.э.) на могилах умерших христиан часто встречается якорь как символ их твердой надежды на вечную жизнь со своим Спасителем.

Поскольку ранние христиане подвергались гонениям и вынуждены были скрывать свою веру во Христа, их иконография стала довольно богатой на использование символов.

Якорь, упомянутый в Евреям 6:18, 19, был еще одним способом выразить свою веру.

    Надгробие катакомбы Святой Домитиллы в Риме с изображением двух рыб, привязанных к якорю надежды

Христос был Ихтусом, Рыбой, Рыбаком людей, а христиане были «рыбками», Христовыми, последователями Христа. Эта гравюра (вверху) сочетает в себе якорь, символ рыбы и ихтус.

НАЖМИТЕ ЗДЕСЬ  для получения статьи о значении символа Ихтус

Помимо того, что якорь является символом земной и вечной НАДЕЖДЫ, форма якоря имитирует форму Креста, на котором Иисус умер за наши грехи.

Здесь в катакомбном искусстве (внизу) мы находим якорь, крест, Ихтус и христиан в виде Маленьких Рыбок, «христовых». Как можно заметить, якорь можно обогатить, добавив к нему другие христианские символы или окружив его.

 Хи/Ро – первые  греческие буквы в имени CH-R-иста

Слева от катакомб Святого Себастьяна другой христианский символ, Хи Ро справа, высечен в скале вместе с рыбой и якорем.

НАЖМИТЕ ЗДЕСЬ  , чтобы прочитать статью о символе Хи Ро

Для христианина Христос есть «Путь, Истина, Жизнь» (Иоанна 14:6) и Якорь нашей души, Который скрепляет и закрепляет нашу надежду здесь, на земле, и в мире грядущем.— Сандра Суини Сильвер

Христианско-римская эпитафия Атимету из катакомб Святого Себастьяна на Аппиевой дороге в Риме. Надпись окружена двумя христианскими символами, якорем и рыбой.

 Выдержит ли ваш якорь жизненные бури –  Присцилла Оуэнс, 1882

НАЖМИТЕ НА ДОМАШНЮЮ СТРАНИЦУ

Каково происхождение якоря как христианского символа и почему мы его больше не используем? | Христианская история

Спросите у редакции

  • Ранняя Церковь
  • Средневековье
  • Реформация
  • Раннее Новое время
  • Новое время

Редакторы CH ответят на ваши вопросы

Изображение: Владимир Врангель/Shutterstock

Я слышал, как [музыкант-христианин] Майкл Кард говорил, что якорь был основным христианским символом примерно до 400 года нашей эры. Это верно? И каково происхождение символа?

— Дик

Якорь стал ключевым христианским символом в период римских гонений. Как замечает Майкл Кард в своем недавнем альбоме Soul Anchor: «Символом первого века был не крест, а якорь. Если я христианин первого века и прячусь в катакомбах с тремя моими лучшими друзьями только что брошены на растерзание львам, или сожжены на костре, или распяты и подожжены как факелы на одной из вечеринок в саду [императора] Нерона, символ, который больше всего ободряет меня в моей вере, — это якорь. напомнил, что Иисус — мой якорь».

Христианское использование якоря перекликается с Евреям 6:19: «Мы имеем эту надежду как якорь для души, твердый и надежный». (NIV) Эпитафии на могилах верующих, датируемые концом первого века, часто изображали якоря наряду с посланиями надежды. Такие выражения, как pax tecum , pax tibi , в темпе или «мир вам», говорят о надежде, которую христиане испытывали в ожидании рая. Только на одном кладбище археологи нашли около 70 подобных сообщений.

Но откуда у христиан вообще появилась идея использовать якорь? Якорь появился как королевская эмблема Селевка Первого, царя династии Селевкидов, основанной после походов Александра Македонского. По общему мнению, Селевк выбрал этот символ, потому что у него было родимое пятно в форме якоря. Евреи, жившие под властью империи, приняли этот символ на своих монетах, хотя они постепенно отказались от него при правителе Хасмонеев Александре Яннее около 100 г. до н.э.

Еще более сильное объяснение можно найти в церковной истории. Около 100 г. н.э. император Траян изгнал четвертого папу, святого Климента, в Крым. Когда папа обратил тамошних людей, Траян приказал привязать Климента к железному якорю и утопить. Предание гласит, что затем море отступило на три мили, обнажив тело Климента, похороненное ангелами в мраморном мавзолее. Вряд ли это правдоподобная история, но история мученической смерти Климента явно вдохновила преследуемую Церковь.

Учитывая его силу, почему якорь перестал использоваться? Ученые обнаружили лишь несколько примеров, датируемых серединой третьего века, и ни одного после 300 г. н.э. Их наиболее распространенное объяснение состоит в том, что по мере того, как Империя перешла от преследований Церкви к ее покровительству, христианам больше не нужны были секретные символы для идентификации себя. . Победоносный крест Константина заменил якорь как источник ободрения для верующих в мутной воде.

Другие ученые, однако, считают, что якорь перестал использоваться, потому что «символ» на самом деле был игрой слов на греческом языке— ankura , напоминающий en kurio , или «в Господе», который исчез, поскольку христиане предпочли латынь греческому в качестве основного языка.

Как бы то ни было, якорь не появлялся до 1600-х годов, когда он пережил двухвековое возрождение, особенно в качестве символа, выгравированного на гробницах. Интересно, знаменует ли недавний интерес, вызванный Майклом Кардом, начало нового возрождения этого древнего символа?

*Поиски в Интернете выдают довольно отрывочную историю якоря, хотя собрать ее воедино все же можно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back To Top