Разное

Молитва руки: Воздеяние рук – православная энциклопедия «Азбука веры»

Воздеяние рук – православная энциклопедия «Азбука веры»

5 ступеней веры


  • «Воз­де­я­ние рук моих – жертва вечер­няя» иером. Габ­ри­эль (Бунге)
  • Молитва с воз­де­я­нием рук свт. Игна­тий (Брян­ча­ни­нов)

Воздея́ние рук — литур­ги­че­ский, молит­вен­ный жест.

О воз­де­я­нии рук при молитве в Свя­щен­ном Писа­нии гово­рят в основ­ном тексты послеп­лен­ного пери­ода (Пс.27:2; 62:5; 140:2; Плач.3:41), веро­ятно ука­зан­ный способ выра­же­ния молитвы рас­про­стра­ня­ется в этот период. Осо­бенно харак­те­рен стих Плач. 3:41: Воз­не­сем сердце наше и руки к Богу, сущему на небе­сах, так как в этих словах пред­по­ла­га­ется, что молитва должна быть одно­вре­менно и внут­рен­ней, и иметь внеш­нее выра­же­ние. Понятна и необ­хо­ди­мость подоб­ного физи­че­ского дей­ствия: чело­век по своей при­роде не может молиться исклю­чи­тельно без­молв­ной и умной молит­вой (пример Анны, матери про­рока Саму­ила (1Цар.1) – исклю­че­ние), ему нужны и внеш­ние спо­собы выра­же­ния молитвы.

Воз­де­я­ние рук – символ воз­но­ше­ния души и мыслей к Богу.

В Новом Завете апо­стол Павел фак­ти­че­ски утвер­ждает древ­нюю прак­тику молитвы с воз­де­тыми руками: «Итак желаю, чтобы мужи на всяком месте про­из­но­сили молитвы, воз­де­вая чистые руки без гнева и сомне­ния» (1Тим.2:8). В итоге в Древ­ней Церкви такой способ выра­же­ния молитвы стал доми­ни­ру­ю­щим, о чем име­ется мно­же­ство сви­де­тельств.

В совре­мен­ном цер­ков­ном бого­слу­же­нии прак­тика молитвы с воз­де­тыми руками исполь­зу­ется в важ­ней­шей службе – литур­гии. Во время литур­гии свя­щен­ник неод­но­кратно, в том числе и во время чтения тро­паря 3‑го часа перед освя­ще­нием Даров, молится с воз­де­тыми руками. Этот жест и обес­пе­чи­вает связь с древ­ней цер­ков­ной прак­ти­кой, и, можно ска­зать, внешне укра­шает наше бого­слу­же­ние.

«Итак желаю, чтобы мужи на всяком месте про­из­но­сили молитвы, воз­де­вая чистые руки без гнева и сомне­ния» (1Тим.

2:8).

Ора́нта (от лат. orans — «моля­ща­яся») — один из основ­ных типов изоб­ра­же­ния Бого­ма­тери, пред­став­ля­ю­щий Её с под­ня­тыми и рас­ки­ну­тыми в сто­роны руками, рас­кры­тыми ладо­нями наружу, то есть в тра­ди­ци­он­ном жесте заступ­ни­че­ской молитвы.

***

И когда Моисей под­ни­мал руки свои, одо­ле­вал Изра­иль, а когда опус­кал руки свои, одо­ле­вал Амалик; но руки Мои­се­евы отя­же­лели, и тогда взяли камень и под­ло­жили под него, и он сел на нем, Аарон же и Ор под­дер­жи­вали руки его, один с одной, а другой с другой сто­роны. И были руки его под­няты до захож­де­ния солнца. И низ­ло­жил Иисус Ама­лика и народ его острием меча. (Исх.17:11-13)

Когда гово­рят о воз­де­я­нии рук во время молитвы в Ветхом Завете, в первую оче­редь вспо­ми­нают ука­зан­ный фраг­мент из книги Исход о под­ня­тых руках Моисея во время битвы с Ама­ли­ком «все­гу­би­те­лем». Но, учи­ты­вая, что Моисей держал в руках «жезл Божий» (или в одной руке (правой), или в обеих руках), о чем ска­зано в Исх.

17:9, более попу­ляр­ным явля­ется мнение, что Моисей под­ни­мал вверх воен­ный штан­дарт, кото­рый оли­це­тво­рял при­сут­ствие Бога среди народа: под­ня­тие этого штан­дарта озна­чало, что войну ведет Гос­подь, опу­ще­ние (по немощи Моисея) ассо­ци­и­ро­ва­лось с лише­нием помощи Божией. В итоге Изра­иль исклю­чи­тельно силою Божией одер­жи­вает победу, что дости­га­ется посто­ян­ным удер­жи­ва­нием вверху штан­дарта.

«…Молит­вен­ные позы древ­них хри­стиан были весьма раз­но­об­разны. Они моли­лись сидя и стоя, падали ниц, про­сти­ра­лись кре­стом и, встав на колени лицом к востоку, воз­де­вали руки к небу…».
Виктор Алымов

«А что значит воз­де­я­ние рук во время молитвы? Так как руки служат ору­дием при совер­ше­нии многих злых дел, как-то: побоев, убийств, хище­ния, любо­с­тя­жа­ния, поэтому самому нам и пове­ле­ва­ется воз­де­вать их, чтобы слу­же­ние в молитве было для них пре­пятствием ко злу и воз­дер­жа­нием от порока, чтобы ты, наме­реваясь похи­тить или при­сво­ить что-нибудь, или убить дру­гого, и вспом­нив, что ты будешь про­сти­рать свои руки, как бы хо­датаев пред Богом, и ими при­но­сить духов­ную жертву, не посрам­лял их и не делал их без­от­вет­ными от слу­же­ния пороч­ным делам.

Итак, очищай их мило­сты­ней, человеколю­бием, помо­щью нуж­да­ю­щимся, и потом про­сти­рай их на мо­литву. Если ты не поз­во­ля­ешь себе при­сту­пать к молитве с неумы­тыми руками, то тем более не должен осквер­нять их гре­хами».
свт. Иоанн Зла­то­уст

  • 1.1 тыс. 0