Разное

Лотос в буддизме: Почему Будда сидит в позе лотоса

Вдалеке от трона Будды | Русское географическое общество

Согласно легенде, там, где ступал юный Будда, вырастали прекрасные цветы лотоса. Великого мудреца изображают восседающим в позе лотоса на троне, сплетённом из лотоса. Священное растение буддистов, лотос орехоносный (Nelumbo nucifera Gaertn.), успешно растёт в дельте Волги — то ли принесённый птицами, то ли высаженный странствующими буддийскими монахами, то ли сохранившийся с древнейших тёплых времён. Изучением и сохранением этого растения, занесённого в Красную книгу России, занимаются специалисты Астраханского биосферного заповедника.


Фото предоставлено Астраханским заповедником

Он живой и светится

Осень в дельте Волги — время, когда главное цветение лотоса уже позади. Но отдельные поздние цветки рдеют, как бы светятся над зонтиками надводных листьев. Острый нос лодки-будары с шелестом входит в край зарослей, чтобы можно было сделать кадр-другой. А листья, упруго кивая, мягко отходят в стороны. Капли воды, сверкая, скатываются по их поверхности, которая никогда не тускнеет, не пятнается речной грязью: недаром лотос — символ вечной чистоты. Налетевший ветерок шевелит листья, и они шумят как-то совершенно особенно, звуком, напоминающим о парусах.


Фото предоставлено Астраханским заповедником

“Когда начинается цветение, первый цветок ты ещё не видишь — ты чувствуешь его запах — нежный, сладкий, неповторимый, — рассказывает научный сотрудник Астраханского заповедника Наталья Литвинова. — Проплываешь мимо зарослей, и ощущаешь — всё, зацвёл! Дыхание цветущего лотоса создаёт здесь на какое-то время совершенно особенный мир. Мы ждём этих лотосовых недель каждый год как подарка. Когда начинают ударяться в эзотерику и говорить о его всяческих мистических свойствах, мне кажется, это совсем излишне. Лотос и сам по себе — со своими свойствами физическими, экологическими, эстетическими — настолько совершенен, что больше ничего сверх того и придумывать не надо”.


Ботаник Наталья Литвинова. Фото предоставлено Астраханским заповедником

В ильмене Дамчик, близ устья ерика Быстрого

Весной 1912 года с парохода, прибывшего к деревянному причалу на Старой Волге, по сходням сошёл седой худощавый мужчина. Его и прибывших с ним коллег с почётом встретил управляющий Астраханскими рыбными промыслами. Уже на следующее утро на гребных лодках профессор Борис Житков, уже тогда знаменитый учёный-биогеограф, зоолог, один из “столпов” Императорского Русского географического общества, отправился в лабиринт волжских низовий. Задачей экспедиции было определить состояние природы дельты для создания там заповедника. И состояние это оказалось далеко не благополучным. Рыбное браконьерство, безжалостное истребление птиц, добывавшихся ради бойкого товара — красивых перьев на дамские шляпки. Охотниками заготавливались птичьи тушки и яйца, выжигались тростниковые крепи. Сохранить природу дельты можно было, только создав здесь строгий режим охраны. Собранный экспедицией Бориса Житкова материал и работы его последователей — Владимира Хлебникова и Николая Подъяпольского легли в основу создания в 1919 году в дельте Волги Астраханского заповедника — второго в России и первого в Советской Республике. За результаты экспедиций 1900–1913 годов Борис Житков был удостоен премии им. Н.М. Пржевальского Русского географического общества.


Лотосовые заросли в 1906 году. Фото предоставлено Астраханским заповедником

“Не мешало бы в ильмене Дамчик, близ устья ерика Быстрого, да и в Чулпанском ильмене заросли лотоса священного взять под охрану”, — написал профессор Житков в обширном отчёте экспедиции. В то время описанная ими заросль лотоса была единственной известной науке во всей дельте и занимала площадь около 50 саженей в длину и около 6 саженей в ширину — это всего примерно четверть гектара. Отношение к лотосу было в те времена в дельте отнюдь не молитвенным — он широко использовался местным населением на корм свиньям и домашней птице.

Култук, ильмень, ерик…

Без знания особого языка, на котором разговаривают жители астраханских сёл, рыбачьих станов, заповедных угодий, здесь просто ничего не понять. Дельта Волги — невероятный единый организм, живущий в динамике речных течений и уровней воды, приносимых Волгой отложений, в изменчивом дыхании Каспия. Всё живое в дельте зависит от этих процессов, всё отзывается на них своим благополучием или своим упадком.


Култучная зона Дельты. Фото : Наталья Литвинова

Лотосовые заросли, давшие начало Дамчикскому участку Астраханского заповедника, произрастали в Дамчикском ильмене — замкнутом мелководном озерце, которое образуется за счёт смыкания берегов култука. А култук — это заливообразный водоём, который образуется в приморской части дельты за счёт нарастания берегов соседних водотоков. Отложение взвешенных в воде частиц заставляет берега протоков быстро нарастать, обгоняя центральную часть островка. Покрытая водой центральная часть острова между соседними берегами, имеющая открытый выход к морю, и есть култук. Широкие быстрые водотоки (протоки) и более узкие медленные (ерики) слагают единую водную сеть дельты Волги.


Фото предоставлено Астраханским заповедником

Лотос, взятый под охрану заповедника, сперва нарастал довольно медленно. А в наши дни на месте Дамчикского ильменя уже даже не болото — полноценный остров, поросший ивой и ясенем. Лотос ушёл дальше на юг — туда, где ему удобней расти. Массовое расселение его началось уже после 60–80-х годов ХХ века. В последние 15 лет учёные наблюдают активное перемещение растения на более мелководные участки в низовья дельты, активное нарастание там зарослей. Этому расселению способствует то, что после 2000 года уровень Каспия стабилизировался с тенденцией к понижению. Уровень половодий таков, что лотосу есть куда активно нарастать — ему нужны песчаные отмели и илистые косы. Последние маловодные годы усилили процессы зарастания лотосом южной части участков заповедника. По подсчётам, их общая площадь в дельте Волги — уже более 50 тыс. гектар. Такая “экспансия” лотоса начала порождать мнения о том, что этот вид уже не заслуживает краснокнижного статуса. Но специалисты утверждают: это благополучие исключительно хрупкое.


Фото предоставлено Астраханским заповедником

Аномалий никто не отменял

Оптимальные глубины для лотоса — от 20 до 120 см. И это уже границы. Когда колебания уровня воды сильные, непредсказуемые по времени, последствия могут быть самыми грустными. В 2017 году в заповеднике специалисты имели возможность наглядно убедиться в том, что в отношении лотоса есть о чём беспокоиться. По рассказам очевидцев, половодье 2017 года было совершенно необыкновенным. Оно началось в нормальных рамках, уровень воды поднялся, в обычном режиме прошёл май, июнь…  А в начале июля, когда вода должна идти на спад и лотос начинает цвести, пришла вторая волна паводка. Холодная, высокая и по размерам сопоставимая с весенней. И лотос, который уже собрался поднимать из воды бутоны, оказался затоплен. Вторая волна паводка полностью прекратила его цветение. То есть в 2017 году лотос практически не цвёл. Но это как говорится, ещё полбеды.


Фото: Кирилл Литвинов

“Обратная сторона отсутствия цветения оказалась даже ещё более серьёзной, — рассказывает Наталья Литвинова. — Я ежегодно провожу мониторинг плодоношения лотоса. Спустя год после этих событий, в 2018 году, это были не плоды — это было какое-то форменное безобразие. Из 20–25 орехов в каждой коробочке хорошо если один-два были оплодотворены. Сами коробочки — искорёженные, уродливые, на них даже смотреть жутко было. И это было практически на всех зарослях. Я с таким никогда не сталкивалась”. 


Эта “улыбка” лотоса не радует биологов. Фото предоставлено Астраханским заповедником

Получилось, что в 2017 году, для того чтоб выжить во второй волне паводка, лотос израсходовал так много сил, что до такой роскоши, как нормальное плодоношение, даже в 2018 году дело просто не дошло. И в 2019 году урожайность его была ниже нормы. Наталья Литвинова показывает образцы нынешнего лета. Ясно видно, что лотосу пока так и не удалось восстановить силы. Пара-тройка аномальных лет, и благополучие лотоса в дельте может закончиться.


Фото: Екатерина Головина

О, жемчужина в цветке лотоса!

Молитвенное восклицание последователей буддизма относится, конечно, не к плодоношению священного растения. Но из гнёзд коробочки лотоса на человека смотрят около двух десятков внимательных “глаз”, настоящих “жемчужин”, дающих начало новым растениям. Стебель отцветшего лотоса венчает коническая коробочка, или “кубышка”, ботаники называют её “многоорешек”. Это женская часть цветка, многогнёздная завязь. Цветок лотоса живёт лишь четыре дня. В первый день, когда запах самый сильный, цветок опыляется насекомыми, в последующие три дня — ветром. 


Фото предоставлено Астраханским заповедником

К концу четвёртого дня лепестки обычно опадают, затем опадают тычинки — мужская часть цветка. Потом центральная часть начинает разрастаться по мере созревания орехов. Если произошло нормальное оплодотворение, со временем стенки гнёзд — плодоложа — отходят от орешка. Гибкая зона цветоножки поворачивает коробочку вниз, и созревшие орехи высыпаются в воду, плывут куда-нибудь к другим берегам, опускаются на дно, зиму лежат, их скорлупу потихоньку разрушают бактерии. А весной орешек прорастает.


Так выглядят здоровые плоды лотоса. Фото предоставлено Ас траханским заповедником

“Есть очень важный момент, — говорит Наталья Литвинова. — В тех завязях, где произошло опыление, коробочка более активно разрастается, формируется плодоложе под полноценный орешек. А где оплодотворение не произошло — остаются вот эти неоплодотворенные остатки, и развитие не происходит. Кажется, что завязи много, а посмотреть, сколько из них оплодотворенных, — и будет не так уж и много. А сейчас часто бывает, что вообще один орех на целую коробочку”.


Оплодотворенный, неоплодотворенные и невызревший орешки лотоса в одной коробочке. Фото предоставлено Астраханским заповедником.

Каждый орешек лотоса  способен дать жизнь не просто одному растению. Ведь обширная заросль наращивает площадь преимущественно за счёт разрастания корневищ. Учёными показано, что гигантское лотосовое “поле” площадью до 4000 гектар может быть единым организмом, развившимся из одного-единственного когда-то приплывшего и проросшего ореха! Так что буддисты правы: каждый лотосовый орешек, рождённый прекрасным цветком, — это действительно жемчужина.


В дельте Волги Фото: Владимир Брагилевский

От секретов долголетия до военных технологий

В начале 90-х годов прошлого века сотрудник Калифорнийского университета Джейн Шен-Миллер работала на северо-востоке Китая. В руки учёным попал уникальный материал — древнее семя лотоса возрастом около 1300 лет, которое нашли на дне высохшего пруда, когда-то вырытого буддийскими монахами. Этот орешек, чей возраст подтвердили радиоуглеродным методом, удалось прорастить! Более того, последующие работы показали невероятную жизнеспособность семян лотоса — 80% из собранных в провинции Ляонин 500-летних орешков лотоса успешно дали ростки. Для такого чуда существует особый генетический механизм. Учёным удалось выделить фермент, устраняющий повреждения, которые накапливаются в клеточных белковых структурах. Этот фермент был активен в древнем семени так же, как и в недавно созревшем. Учёные надеются, что в будущем удастся использовать этот эффект и для “ремонта” клеток человека, предотвращая старение организма.


Фото: Екатерина Головина

Воздушные листья лотоса — те самые, что шелестят как паруса, — никогда не пачкаются и не смачиваются водой благодаря особому восковому налёту на поверхности. Воскообразное вещество на листьях лотоса расположено в виде микросфер, лежащих в сложном геометрическом порядке, между ними сохраняется воздух. Капли воды катятся по поверхности листа не столько по этому воску, сколько по прослойке воздуха между ними — то есть по своеобразной “воздушной подушке”. Это свойство, получившее название “эффект лотоса”, сейчас активно используется для создания так называемых супергидрофобных материалов, в том числе в военных технологиях.


Компьютерная реконструкция поверхности листа лотоса. Википедия

И уж совсем невероятное исследование провели учёные Аделаидского университета (Австралия). Оказалось, что бутоны и цветки лотоса способны, как птицы и млекопитающие, в определённое время поддерживать собственную температуру на уровне около +35 °С. В течение периода цветения, который продолжался два-четыре дня, повышенным было и потребление кислорода. Количество энергии, выделяемое цветущим лотосом, достигает 1 Вт. С помощью 20 цветущих растений можно было бы осветить комнату!


Лотос. Фото: Владимир Алексеев

“Если говорить о рекордах — то самый высокий виденный мной цветонос лотоса был длиной 2,3 м, — рассказывает Наталья Литвинова. — Самый большой цветок, который я измеряла, был 34 см в диаметре, а надводный лист — около 80 см. Лотос очень чувствителен к содержанию в воде кислорода. Чтобы обеспечить кислородом такое серьёзное по размеру растение, у него есть крупные воздушные сосуды в корневище и в черешках листьев. Крупные сосуды, идущие в черешке, наверху заканчиваются в самом центре листа. Если в середину  такого листа попадает вода, то в солнечные дни, когда воздухообмен лотоса особенно энергичен, можно увидеть, как в самой серединке листовой пластины вода “вскипает” пузырьками выделяемого воздуха!”


Фото предоставлено Астраханским заповедником

А ещё лотосовая заросль — это целый биоценоз, где есть место для мириад живых существ. К лотосам привязан особый комплекс бентосных организмов, почвенных беспозвоночных, насекомых. Лотос даёт пищу водоплавающим птицам, его воздушные листья — это благодатная тень для утиных выводков, а листья плавающие — это определённые экологические условия, которые предпочитает молодь рыбы. Исследованиями этого естественного сообщества сейчас активно занимаются учёные Астраханского заповедника.


Рассвет в лотосовых “полях”. Фото: Федор Лашков

“Да, мы можем говорить о новом особом типе местообитания, особом типе растительных ассоциаций. Ведь это тысячи гектар! Конечно, это особый мир, требующий изучения, — говорит Наталья Литвинова. — Мне кажется, сложно переоценить его значение для экосистем дельты Волги в целом. Лотос — это совершенное растение. Он чувствительный, нежный, листья на ощупь такие бархатные. А с другой стороны, посмотрите, какая колоссальная сила в сочетании с этой хрупкостью. Этот цветок всегда следит за солнцем. А мы, следя за ним, приобщаемся к настоящему подарку природы”.

Екатерина Головина

 

Лотос – символ чистоты и просветления

Лотос закрывает вечером свои лепестки и возвращается обратно в мутную болотную воду, чтобы вынырнуть только на восходе солнца и, сияя, раскрыться. Таким образом, он олицетворяет незапятнанную красоту и нетронутую чистоту в загрязненной среде. Лотос – распространенный и многозначный символ в китайской, японской, индийской и египетской традициях. Это образ истока мира, производительной силы, развертывания бытия, он выступает в качестве символа возрождения, красоты, жизни, счастья, чистоты и духовности. Раскрываясь с рассветом и закрываясь на закате, лотос олицетворяет возрождение Солнца, а значит, и любое другое возрождение, возобновление жизненных сил, возращение молодости, бессмертие. Восточная традиция использует лотос для обозначения трех этапов в духовном росте человека: невежество, попытку его преодоления и обретенное понимание.

В

буддизме

лотос служит традиционным символом чистоты. Это символ просветления Будды. Лотос рождается в мутной болотной воде, однако появляется на свет незапятнанным и чистым. Подобно этому «существа, рожденные в одном из миров сансары, но искренне практикующие учение Будды, способны со временем избавиться от омрачений». Лотос – один из наиболее признанных и досконально продуманных буддийских символов. Каждое важное и почитаемое божество в буддизме ассоциируется с лотосом. Обычно в изображениях божеств они либо сидят на нем, либо держат его в руках.

В буддизме лотос символизирует изначальные воды, духовное раскрытие, мудрость и нирвану. Лотос посвящен Будде, “Жемчужине Лотоса”, явившемуся из лотоса в виде пламени. Это образ чистоты и совершенства: вырастая из грязи, он остается чистым – так же, как Будда, рожденный в мире. Будда считается сердцем лотоса, он восседает на троне в виде полностью раскрывшегося цветка.

Кроме того, в буддизме с появлением лотоса связывается начало новой космической эры. Полный расцвет лотоса олицетворяет колесо непрерывного цикла существования и является символом Гуань-иня, Будды Майтрейи и Амитабхи. В буддийском раю, как и в раю Вишну, в водоемах, сделанных из драгоценностей, “цветут удивительные лотосы разных цветов”.

Одним из наиболее могущественных и любимых бодхисаттв буддизма махаяны Тибета, Китая и Японии, является Несущий Лотос Авалокитешвара, “Бог, который смотрит вниз с сочувствием”… К нему обращена миллионы раз повторяемая молитва: Ом мани падме хум, “О Сокровище в сердцевине лотоса”… Он удерживает в одной из левых рук лотос мира”. (Дж. Кэмпбелл).

Лотос на санскрите – «падма», по-тибетски – пад ма

Лотос бывает разных цветов, каждый из которых ассоциируется с определенным буддийским божеством.
1) белый лотос ассоциируется с Белой Тарой. Белый цвет – цвет тела Белой Тары символизирует состояние духовного совершенства – совершенную природу Белой Тары.

2) красный лотос – символизирует первоначальную природу и чистоту сердца. Красный лотос – лотос любви, сострадания, страдание мучеников, страсть и все другие свойства сердца. Красный лотос ассоциируется с Авалокитешварой, боддисаттвой сострадания

3) голубой лотос – символ победы духа над чувствами, символ мудрости обладающего знанием. Этот цветок соотносится с Манжушри, боддисаттвой мудрости.

4) розовый лотос – верховный лотос, всегда соответствует высшим божествам – ассоциируется с самим Буддой.
Розовый Лотос – символ присутствия Божества на земле.

Как лотос существует в трех элементах (земля, вода и воздух), так и человек живет в трех мирах: материальном, интеллектуальном и духовном. Причем вода, где растет лотос, означает изменчивый мир иллюзий. Как символ творения и познания, цветок лотоса на индийских игральных картах олицетворяет Будду-аватару.

В тибетской традиции лотос обозначает колесо жизни, где прошлое, настоящее и будущее представлены одновременно. Нераспустившийся бутон, распустившийся цветок, а также семена лотоса символизировали соответственно прошлое, настоящее и будущее, а “жемчужина в лотосе” означала выход из колеса перерождений и смерти и достижения Нирваны.

Цвет, размер и число лепестков лотоса определяют его символику.
Пятилепестковый лотос многозначен: он символизирует пять чувств и миров, рождение, посвящение, брак, отдых от трудов и смерть.
Семь лепестков лотоса означают семь планет.
Восьмилепестковый лотос воспринимался в Индии как Сердце Бытия, в котором пребывает Брахма, и как видимое проявление оккультной деятельности.
Девятилепестковый лотос – символ человека, а двенадцатилепестковый – Вселенной и Бога.

Лотос – элемент своеобразной религиозной атрибутики:

* в Египте он означал священное королевское достоинство,
* в Греции служил любовным ложем для Зевса и Геры на горе Ида.
* в Риме нимфа Лотис, преследуемая похотливым Приапом, превратилась в лотос.
* Овидий в “Метаморфозах” описывает, как сорвавшая цветок лотоса Дриопа превратилась в лотосовое дерево.

В Древней Индии лотос выступает как символ творческой силы, как образ сотворения мира. В лотосе усматривали символ Вселенной, отображение земли, которая плавает, подобно цветку по поверхности океана. Раскрытая чашечка цветка, расположенная посредине,- гора богов Меру.

В Упанишадах творцом и хранителем мира становится Вишну. Он – начало, середина и конец всего мира. Когда Вишну просыпается, из его пупа вырастает цветок лотоса, а в нем рождается Брахма, созидающий миры. В центре небесного рая Вишну течет небесный Ганг, дворец Вишну окружают пять озер с синими, белыми и красными лотосами, которые блестят, как изумруды и сапфиры.
С лотосом связана супруга Вишну – Лакшми, богиня счастья, богатства и красоты. Согласно одному из мифов, когда боги и асуры пахтали океан, из него с лотосом в руках вышла Лакшми. По другим представлениям, Лакшми возникла в самом начале творения, всплыв из первозданных вод на цветке лотоса; отсюда ее имена Падма или Камала (“лотосная”). Трон в виде лотоса – атрибут большинства индуистских и наиболее почитаемых буддийских божеств.

Лотос в индийской культуре олицетворяет богиню-мать и соотносится с йони, женским детородным органом. Богиня плодородия изображалась с лотосом в волосах; позднее эта деталь распространилась и на другие женские божества, которые получили название «лотосовых богинь». В целом этот цветок выступает как символ творческой силы: образ космического лотоса рассматривается как формирующий принцип мироздания, как исток творения. Образ лотоса в Индии может наделяться, в связи с его общим значением, функциями мандалы; также он является частью государственного герба этой страны.

Белый лотос

В Древнем Египте с образом лотоса связывалось творение, рождение и Солнце как источник жизни. Этот цветок ассоциировался с представлениями о плодородии и производительной силе, о смерти и воскресении.

С древнейших времен лотос ассоциировался с верховной властью: лотос был символом Верхнего Египта, а скипетр египетских фараонов выполнялся в виде цветка лотоса на длинном стебле. Этот великий цветок распустился, поднявшись из глубин первичных вод, и вынес на своих лепестках бытие, воплощенное в образе солнечного божества, золотого младенца: из лотоса рождается бог солнца Ра. Восходящее Солнце также часто представляли в виде Гора, который поднимается из лотоса, олицетворяющего Вселенную. Цветок лотоса мог служить троном Осириса, Изиды и Нефтиды.

Лотос символизировал обновление жизненных сил и возращение молодости, ибо по воззрениям египтян, старый бог умирает, чтобы возродиться молодым. Изображение умершего, держащего цветок лотоса, говорит о воскрешении из мертвых, пробуждении на духовном плане.

Как символ процветания и плодородия лотос был атрибутом мемфисского бога растительности Нефертума, который изображался юношей в головном уборе в виде цветка лотоса. В “Текстах пирамид” он назван “лотосом из носа Ра”. Каждое утро бог Нефертум встает из лотоса и каждый вечер опускается в воду священного озера.

Он связывался с Нилом и с солнцем; а также служил троном для верховных божеств и потому нередко символизировал высшую власть. Лотос стал эмблемой Верхнего Египта, тогда как папирус — Нижнего Египта. Образ лотоса пронизывает все египетское искусство, начиная от лотосовидных капителей храмовых колонн и заканчивая миниатюрными туалетными сосудами и ювелирными украшениями. Египетский голубой лотос цветет днем и закрывается к ночи, он стал символом рассвета, пробуждения от сна; его клали в гробницы, чтобы мертвые проснулись на том свете. Белый лотос днем закрыт и распускается только к ночи; он стал символом сна. Египтяне считали, что плоды белого лотоса дают забвение и блаженство. Впоследствии символика лотоса распространилась из Египта в Грецию; так, например, у Гомера нашел отражение сюжет о лотофагах — поедателях лотоса, остров которых посетил Одиссей: вкусив лотоса, его спутники захотели навсегда остаться на острове.

В Китае лотос почитался как священное растение еще до распространения буддизма и олицетворял чистоту и целомудрие, плодородие и производительную силу. Согласно традиции китайского буддизма, “Лотос Сердца” олицетворяет солярный огонь, а также время, невидимое и всепоглощающее, раскрытие всего сущего, мир и гармонию. На западном небе, в лотосовом раю, находится лотосовое озеро, где среди цветов, в окружении бодхисаттв восседает Амитофо (Амитабха), Будда Запада. Каждый лотос, растущий на этом озере, соотносится с душой умершего человека. В даосской традиции одна из восьми бессмертных, добродетельная дева Хэ Сянь-гу изображалась держащей в руках символ чистоты – цветок белого лотоса на длинном стебле, изогнутом подобно священному жезлу исполнения желаний.

Два растения лотоса считаются в Китае символом брака – они обозначают “одно сердце и гармонию”.

Из Египта, Индии и Китая символика лотоса проникла и в другие страны. В греко-римской культуре лотос считался растением, посвященным Гере и Афродите. В золотом челне в форме лотоса совершает одно из своих путешествий древнегреческий герой Геракл. Геродот называл розовый лотос, который считался самым священным и чудодейственным, “розовой лилией Нила”. Надпись в Храме Хатхор в Дендерах гласит: “Возьми себе лотос, который существовал с начала времен, лотос священный, который царил над большим озером, лотос, который выходит для тебя из Унит, он освещает лепестками землю, которая до того была во мраке”.

Фиолетовый лотос

Белый лотос

Богиня цветов Ваджравараха (женское тантрическое божество, дакиня мудрости)


Цветок совершенства: лотос в буддийском искусстве

Цветок совершенства: лотос в буддийском искусстве

Лотос, цветущий в пруду. Фото автора

Возможно, самый важный символ буддизма, лотос не только олицетворяет духовную чистоту, но и служит напоминанием о том, что все существа способны достичь просветления. Согласно буддийским учениям, точно так же, как лотос поднимается из глубины грязных прудов и озер, чтобы безукоризненно расцвести над поверхностью воды, так и человеческое сердце или разум могут развить добродетели Будды и превзойти желание и привязанность, чтобы раскрыть свою сущность. по существу чистая природа. По этой причине этот цветок появляется во всех аспектах буддийского искусства во всех буддийских культурах, от настоящих цветов лотоса в храмовых садах до лотосовых тронов, поддерживающих буддийских божеств в скульптуре и живописи. Лотос также распространен по всей буддийской Азии в качестве декоративного мотива в текстиле, керамике, металлических изделиях, бронзе и лакированных изделиях.

Фрагмент лотоса на подставке буддийской картины. Тибет, 19 век
года​, парча​. Изображение предоставлено автором

Одним из наиболее важных изображений лотоса в буддийском искусстве является лотосовый трон. В живописи и скульптуре из большей части буддийской Азии фигуры будд, бодхисаттв и других главных божеств обычно изображаются сидящими или стоящими на цветущем лотосе. Поскольку эти божества считаются просветленными существами, лотосовый трон символизирует их божественное проявление и совершенное духовное состояние. В вариации этого представления в образах тибетского буддизма сострадательное женское божество Зеленая Тара часто изображается сидящим на лотосе с вытянутой правой ногой, что символизирует ее готовность броситься в действие, чтобы помочь существам: ступня обычно изображается покоящейся на отдельном лотос. Как в живописи, так и в скульптуре лепестки лотоса часто расположены слоями, чтобы показать, как раскрывается цветок по мере его раскрытия, при этом каждому лепестку придается линейная текстура для создания объема и позолота, чтобы подчеркнуть его нежную красоту. 900:05 Будда, сидящий на лотосовом троне, храм Линъинь, Ханчжоу, Китай.
10 век​, камень​. Фото автора

В колеснице буддизма Махаяны Восточной Азии с ее богатой образностью и сложной иконографией лотос играет разнообразные роли. Одним из наиболее широко практикуемых божеств здесь является Авалокитешвара, который изображается во многих различных формах, каждая из которых держит в одной руке один лотос. Это божество, известное по-тибетски как Ченрезиг, по-китайски как Гуаньинь и по-японски как Каннон, является воплощением сострадания бодхисаттв — существ, которые отложили свое собственное просветление, чтобы остаться в этом мире, чтобы приносить пользу другим. В изображениях этого божества цветок лотоса олицетворяет продвинутое духовное состояние и стремление помочь существам реализовать свой потенциал к совершенству. Авалокитешвара также является главным божеством Лотосовая сутра , один из самых популярных буддийских текстов в Восточной Азии. Его супруга – Тара, которая держит стебель лотоса в одной или обеих руках.

Зеленая Тара, Лесли Ринчен-Вонгмо. Шелковый атлас и парча, золото
и жемчуг, 2008 г. Изображение предоставлено художником

В буддизме Махаяны лотосы также ассоциируются с Буддой Амитабхой или Амитаюсом, одним из пяти трансцендентных будд, который, как считается, обитает в Чистой Земле Сукхавати, «Земля блаженства», буддийский рай на Западе. В школе Махаяны Чистой Земли преданные стремятся переродиться в этой Западной Чистой Земле, полагаясь на Амитабху в настоящей жизни, и считается, что они перерождаются в лотосах, растущих в небесном пруду. Говорят, что более добродетельные преданные перерождаются в полностью раскрытых лотосах и могут немедленно получить помощь Амитабхи в достижении просветления, в то время как менее добродетельные перерождаются в закрытых лотосах и должны ждать, пока цветок не расцветет, прежде чем они смогут получить помощь Амитабхи. На картинах Чистая Земля обычно изображается как небесный дворец с прудом перед ним, полным цветущих лотосов. Более подробные версии этих картин из Китая и Японии, в частности, содержат изображения возрожденных «душ», которые изображены в виде младенцев, сидящих на отдельном лотосе.

В эзотерическом буддизме лотос представляет не только сердце или разум, но также матку и женский вселенский принцип, в то время как  ваджра , или алмаз/молния, символизирует мужской принцип. В японском эзотерическом буддизме пара мандал, известных как мандалы двух миров, используется в медитативной практике: мандала мира чрева представляет женский принцип, а мандала алмазного мира представляет мужской принцип, и вместе они представляют союз мужчины и женщины. , тьма и свет, мудрость и сострадание. В мандале мира чрева в центре мандалы находится лотос, представляющий чрево мира, из которого возникают все вещи. Обозначая состояние полной умственной чистоты или совершенства, лотос имеет восемь лепестков, символизирующих восьмеричный путь буддизма. В центре восседает Космический Будда Вайрочана, а на восьми лепестках восседают восемь главных будд и бодхисаттв, каждый из которых также восседает на лотосе. Вокруг этих центральных фигур сотни других божеств, также восседающих на лотосах и расположенных в порядке их духовной силы. В некоторых ритуалах инициации адептам завязывают глаза и просят бросить цветок на мандалу. Место, где он приземляется, помогает им определить буддийское божество, на котором они должны сосредоточить свою практику.

Мандала мира матки. Япония, 17 век, тушь, краска на шелке.
Взято с commons.wikimedia.org

Из-за своего глубокого символизма и элегантности формы цветок лотоса также является главным мотивом в буддийской храмовой архитектуре. Навершие из бутонов лотоса часто встречается на перилах и столбах, в то время как стилизованные цветы лотоса часто художественно украшают балки крыш коридоров. Многие ритуальные сосуды и сосуды, изготовленные из бронзы, глины и лака, созданы в форме лотосов или украшены лотосами, прокручивающимися по их поверхности, а также в таких буддийских тканях, как одеяния священников и шелковая парчовая подложка для картин с изображениями божеств, лотос. — самый распространенный из всех декоративных мотивов, предполагающий чистоту и духовную силу носителя или божества, изображенного на картине.

Мотивы лотоса на архитектурных балках в храме Пугукса, недалеко от
Кёнджу, Корея. Фото автора

Преобладание лотоса в буддийском искусстве, иконографии и архитектуре не только вдохновляет последователей Дхармы, чтобы они тоже могли подняться из грязи невежества и стать совершенными существами — вездесущий мотив в буддийских картинах, статуях, тканях, архитектуре и ритуальных предметах — это ежедневное, даже ежечасное напоминание об учении Будды об этом цветке и о том, что он представляет в каждый момент практики: «Как цветок лотоса, вырастающий из грязи и расцветает над мутной водной поверхностью, мы можем подняться над нашими загрязнениями и [] страданиями жизни». (Buddhanet.net)

Значение цветка лотоса в буддизме (Основное руководство)

В этом руководстве мы познакомим вас с основами значения цветка лотоса в буддизме. Цветы лотоса играют жизненно важную роль в буддийской символике, символизируя духовное пробуждение, чистоту и верность. Это поверье основано на том факте, что цветы лотоса появляются из мутной воды. Для буддизма это означает восхождение выше, несмотря на трудности, и движение к свету мудрости.

Содержание:

 [показать]


Значение цветка лотоса в буддизме – основная информация:

Цветы лотоса играют жизненно важную роль в буддизме. Обычно они представляют собой духовное пробуждение, чистоту и верность. Это поверье основано на том факте, что цветы лотоса появляются из мутной воды. Для буддизма это означает восхождение выше, несмотря на трудности, и движение к свету мудрости.


История и происхождение значения цветка лотоса в буддизме

Согласно буддийским легендам, цветок лотоса расцветал везде, где ступал младенец Будда. Об этом говорится в Лотосовой сутре, части буддийских публикаций, преподаваемых на протяжении веков.

Буддийские школы учат, что каждая стадия роста цветка лотоса важна для пути к просветлению. Считается, что когда бутон лотоса полностью раскрывается, человек достиг полного просветления. Когда он частично открыт, а центр скрыт, это означает, что существует возможность просветления, которое все еще недостижимо. Когда бутон закрыт, это означает время до просветления человека.

Что символизирует цветок лотоса в буддизме?

В буддизме цветок лотоса символизирует чистоту тела, ума и речи. В то время как корни растения лежат глубоко на дне прудового ила, цветок сидит на самом верху, у поверхности воды.

Несмотря на то, что его корни уходят в мутную грязь, в буддизме считается, что цветок лотоса помогает духу стать чистым. Люди, практикующие буддийскую медитацию, используют цветы лотоса как средство для очищения тела и духа. Студентам предлагается глубоко вдыхать и выдыхать, концентрируясь на центре своей груди и представляя раскрывающийся цветок лотоса.

Буддизм также считает, что цветок лотоса символизирует удачу. Считается, что если люди носят украшения духовного характера, например, с изображениями или формами цветка лотоса, они могут служить источником удачи.

Грязь, в которой растут корни лотоса, также имеет символическое значение в буддийских учениях. Он представляет человеческую жизнь и ее многочисленные несовершенства, поскольку люди стремятся освободиться от своего повседневного бремени.

В то же время человеческая жизнь параллельна лотосу с точки зрения укоренения при сохранении чистоты, просветления и веры. Вера связана с цветком лотоса и человечеством, поднимающимся над грязью.

Цвета лотоса и их значение в буддизме

В буддизме символика цветка лотоса также различается в зависимости от его цвета.

Например, синий цветок лотоса символизирует победу духа над знаниями и мудростью.

Белые лотосы означают мир и чистоту, а красные лотосы, как и другие виды красных цветов, означают любовь и сострадание.

Пурпурные цветы лотоса имеют более глубокое символическое значение, поскольку их лепестки олицетворяют важное учение Будды, называемое Благородным Восьмеричным Путем.

Цветок розового лотоса , однако, придает существенное значение буддизму. Он считается «настоящим лотосом» и основным цветом цветка.

Как еще цветок лотоса используется в качестве символа в буддизме?

Согласно буддийским учениям, цветок лотоса является одним из восьми благоприятных символов.

Легенда гласит, что перед рождением Будды его матери, королеве Майе, приснился белый слон, несущий в хоботе белый лотос. Это символизирует то, что, несмотря на то, что растение лотоса укоренено в грязи, его цветок сидит над водой, подвергаясь воздействию солнца, поэтому он может цвести и раскрываться. Он представляет просветление и истинную природу всех существ.

Цветок лотоса даже имеет значение для медитации и поз йоги. Во время медитации поза лотоса выполняется путем складывания одной ноги над другой так, чтобы правая ступня упиралась в левое бедро, а левая ступня упиралась в правое бедро.

Завершение 

Красота цветка лотоса выходит за рамки его эстетики, неся в себе глубокий символический смысл буддизма. Этот священный цветок служит пьедесталом для божественных фигур в буддийском искусстве и олицетворяет духовное пробуждение, чистоту и верность.


Lotus Flower Guides:

For more, see our essential guides to:

  • Purple Lotus Flower Meaning and Symbolism
  • Black Lotus Flower Meaning and Symbolism
  • White Lotus Flower Meaning and Symbolism
  • Значение и символика розового цветка лотоса
  • Духовное значение цветов лотоса
  • Значение татуировки цветок лотоса и символика
  • Значение цветка лотоса в христианстве

Команда Республики Лепесток

Полная биография | + posts

Мы — городской ресурс о флористике, растениях и образе жизни, курируемый увлеченной командой садоводов, любителей цветов и растений, начинающих дизайнеров и бесстрашных городских садовников.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back To Top