Защищали ли кольчуги рыцарей? / Хабр
Автор: Azirsan
В жизни каждого современного человека бывает момент, когда, проснувшись утром, он вдруг понимает, что сейчас XII век, нужно освобождать Святую Землю, и неплохо было бы валлийцев привести к покорности. Узнали, знакомо? Откуда возникает очевидный вопрос, а защитит ли в этом ответственном деле нас доспех? Вот эту тему мы и будем разбирать. Причем разбирать мы будем с двух точек зрения: аутентичных источников и современных тестов экспериментальной археологии. Поскольку это заметка, а не научная статья, то, возможно, возникнет множество вопросов, которые я не смог затронуть, в силу формата – в квадратных скобках будут приводиться источники, если захотите углубиться в вопрос. Или же можете эти цифры просто игнорировать.
Начнем с XII века – он удобен тем, что в обиход рыцарей вошел их основной боевой приём или таранный удар, при котором копье зажимается подмышкой, а атака происходит на галопе.
Внешний вид воина показан на “планшете 1”, его основное корпусное снаряжение составляет хауберт, чулки и капюшон.
Общий вес такого снаряжения составлял примерно 20-25 кг.
Почему, собственно, основа его защитного вооружения – кольчуга – была настолько популярна, я как-нибудь ещё расскажу (вкратце: качество стали [1]).
Но что насчет защитных качеств? Начнем с аутентичных источников. Существуют данные как свидетельствующие о том, что кольчуги неплохо пробивались, так и говорящие об их высоких защитных свойствах. Например, Альберт Аахенский, хронист Первого крестового похода, рассказывает [2] как рыцаря Герарда прострелили вместе со щитом:
Герард из Керизи, преследуя также неприятеля на прекрасном коне, завидел турка, остановившегося на вершине горы с уверенностью в собственные силы, и бросился отважно на него; но турок, пронзив стрелою его щит, поразил его между печенью и легкими и, опрокинув замертво на землю
Гиральд Камбрийский со ссылкой на Уильяма де Браоза рассказывает занимательную историю о том, как валлийские лучники прострелили ногу одному из его солдат, пробив броню, седло и лошадь заодно [3].
А перед этим эти славные ребята прострелили стрелами дубовые ворота толщиной в четыре пальца. Вообще эта история крайне любима английскими историками, как пример, непомерной мощи английского лука. Оспреевский историк востоковед Дэвид Николь со ссылкой на Абу Бакра Мухаммад аль-Валид ат-Тартуши [4] приводит сведения о мусульманской диспозиции, в рамках которой рекомендуется ставить элитные части лучников (al-rumat al-mukhtarun) позади пеших копейщиков со щитами, поскольку их стрелы могут пробивать кольчуги. Есть примеры того, как кольчугу пробивали добрым ударом копья, например, Усама-Ибн-Мункыз, арабский полководец сражавшийся в XII веке, приводит [5] такие случаи:
«В последних рядах войска был рыцарь на караковой лошади, похожей на верблюда. Он был в кольчуге и военных доспехах. Я боялся, как бы он не обнажил меч, повернув против меня, пока не увидел, что он пришпорил своего коня, и тот взмахнул хвостом. Я понял, что конь устал, я, бросившись на рыцаря, ударил его копьем.
Оно пронзило его тело и высунулось спереди почти на локоть.
<…>
«Этот рыцарь приехал из Апамеи и хочет посмотреть на всадника, который ударил копьем рыцаря Филиппа. Франки очень удивляются этому удару, так как он в двух местах разорвал края кольчуги, а рыцарь все-таки остался жив»
Однако не меньше свидетельств о том, как кольчуга спасала своего носителя. Например, все тот же Усама рассказывает [6] историю о своем брате:
мой брат, как только вскочил в седло, сейчас же бросился один на франков. Они расступились перед ним, так что он оказался в середине войска, и его ударили копьем и сбросили с лошади, которую тоже ранили. Затем они перевернули копья и стали колотить его ими. На нем была прочная кольчуга, и копья не могли ничего с ней поделать
Похожая история произошла в битве при Бувине (1214 г.) с королем Франции Филиппом II Августом, его сбили с лошади и пытались проковыряться через доспехи к тельцу, пока царственную особу не отбили собственные рыцари.
Один английский рыцарь, защищая замок от валлийцев, пошел на вылазку, был сбит с коня и пока он с отборным матом пытался, встать горцы усиленно его били острыми предметами. Результата также никакого, ну кроме того, что валлийцы знатно струхнули, когда рыцарь таки встал и дали деру. Анна Комнина рассказывает, как Византийский Император рекомендовал стрелять по лошадям рыцарей, ибо против кольчуг стрелы бесполезны:
Император щедро снабжал воинов стрелами и приказывал не жалеть их, но метать не в кельтов, а в их коней. Ведь император знал, что из-за своих панцирей и кольчуг кельты почти неуязвимы, а попусту расходовать стрелы Алексей считал совершенно бессмысленным.
Кельтские доспехи представляют собой железную кольчугу, сплетенную из вдетых друг в друга колец, и железный панцирь из такого хорошего железа, что оно отражает стрелы и надежно защищает тело воина
Баха ад-Дин приводит несколько свидетельств того, как крестоносцы были утыканы стрелами, но те не причинили им никакого вреда:
Один из мусульман, преодолевших траншеи, сообщил, что видел некоего человека, франка огромного роста, который в одиночестве стоял на вершине укрепления, и при этом собственными силами удерживал мусульман на большом расстоянии; его товарищи, слева и справа от него, передавали ему камни, которые он обрушивал на наших воинов, когда те приближались к укреплению.
«В этого человека, — говорил очевидец, — попало более пятидесяти стрел и камней, но ничто не отвлекло его внимания от его действий. Он продолжал сражаться и отгонять наступающих до тех пор, пока не сгорел заживо от бутыли с нефтью, брошенной в него нашими пиротехниками.
<…>
Я видел некоторых (из франкских воинов) с торчащими из них от одной до десяти стрел, но, несмотря на это, они продолжали наступать обычным темпом, не покидая рядов
Жан де Жуанвиль рассказывает как он использовал гамбезон (стеганная одежда) в качестве щита и был ранен 5 раз, судя по всему несерьезно:
Мне подвернулся стеганый гамбезон, ранее принадлежавший некоему сарацину, и я вывернул его порванной стороной к себе и сделал из него щит, оказавший мне большую услугу; так что я был ранен стрелами только в пяти местах, а мой конь — в пятнадцати
Примеров можно привести еще много, но примерно ясно, что ничего не ясно – в одном случае стрелы пробивают щиты, панцири и самого носителя (пример, приводимый Альбертом Аахенским не единственный), в других ситуациях рыцарей режут, обстреливают и бьют по кольчуге, но эффект нулевой.
Обратимся к современным реконструкциям, Алан Уильямс определил величины энергии [10], требуемые для пробития кольчуг.
Итак, для того, чтобы пробить кольчугу копьем нам нужно около 140 Дж. Много это или мало? Сейчас разберемся – обратимся к другому исследованию [11] конгломерата авторов в котором они замерили, какую энергию сообщает копье всадника цели в момент атаки на галопе или попросту таранного удара, основного приема рыцарей. В тестировании принимало участие четыре всадника, которые выдали энергию удара 57-232 Дж, медианное значение 133 Дж.
То есть в принципе даже современные реконструкторы, не будучи профессиональными военными, предоставили результаты близкие к пробитию, причем один боец стабильно выдавал значения больше 200 Дж – его противникам я бы не позавидовал. Что интересно, когда воинам выдали нагрудники с крюком (в XII веке еще не использовался), на который можно опереть копье в момент удара, энергия каждого выросла примерно вдвое (!) – вот классически РПГ-шное улучшение оружия.
Если подытожить, то в идеальных условиях хороший удар на галопе копьем мог пробить кольчугу и врага заодно, однако, отклонения или огрехи в технике моментально приводили к снижению энергии удара в 2-4 раза.
Что насчет клинкового оружия? Для него требуется минимум 170 Дж энергии, сможет ли человек столько выдать? В 1999 году группа авторов провела [12] любопытное исследование, целью которого было выяснить какую максимальную энергию может сообщить ножу человек, дабы сформировать требования к полицейским бронежилетам.
Было два типа ударов – собственно укол и удар с использованием плеча (на картинках будет более понятно). В первом случае максимальная энергия составила 63 Дж (большинство измерений находилось в диапазоне 54 Дж), во втором случае 115 Дж (большинство результатов колебалось около 77 Дж).
Что нам это говорит? Что для пробития кольчуги мечом нужно быть очень здоровым кабаном. Возможно, алебарду удалось бы разогнать до такой энергии, но, увы, мне такие тесты не известны.
Ну и наконец, самая моя нелюбимая часть – это луки. Собственно проблема тестов с обстрелом доспехов из луков в разлете получаемых результатов. Начнем для начала с общих данных, по расчетам Алана Уильямса для пробития кольчуги нужно порядка 120 Дж энергии. Какие есть сведения для луков? В достаточно обстоятельной работе Бергмана [13] приводятся замеры скоростей для различных типов снарядов выпускаемых из луков и даже копьеметалки.
Рекордсменами среди луков оказался английский длинный лук с натяжением в 35 кг и стрелой весом 65 г, он выдает на старте 169 Дж. За ним следует крымский композитный лук с пятидесятиграммовой стрелой и 130 Дж энергии, при натяжении в 27 кг. Проблема в том, что стрела теряет скорость от сопротивления воздуха (по оценке Алана Уильямса до 40 % на расстоянии под 50 м), соответственно, при настильной стрельбе угроза рыцарю будет сохраняться плюс-минус на расстоянии до 30-50 м.
Что говорят непосредственно опыты с обстрелом кольчуг? Первое – кольчуга как таковая не защищает от стрелы. Точнее защищает, но только в комплекте с плотным тканевым поддоспешником – в Европе это был преимущественно гамбезон (акетон), стеганная куртка из 8-30 слоев. Без подобного материала, кольчуга пробивалась прямо таки негуманно, по опыту Расса Митчела [14] 88 % попаданий пробили ее навылет. С другой стороны, комплекс защиты кольчуга с поддоспешником вполне успешно отбила около 80 % попаданий с 40 метров (при этом все стрелы застряли в поддоспешнике) и 69 % хитов с 20 метров. В принципе, здесь нет ничего удивительного – современная реконструкция греческого полотняного панциря из 20 слоев выдерживала попадание из лука с 7,5 м лука слабым натяжением в 12 кг [15], выстрел из более мощных образцов 30-35 кг гамбезон мог несколько смягчить, но владелец уже получил бы ранение [16].
Обстрел вели луками натяжением 25-30 кг, что примерно соответствует эпохе высокого средневековья [16].
Поздние образцы, вроде луков найденных на корабле «Мари Роуз» были, видимо, мощнее. По арбалетам нужен более глубокий анализ.
Т.е. результат зависит от угла попадания, навыка лучника и того места, куда попала стрела, поскольку ломаются заклепки в месте стыка. Дэвид Джонс в ходе тестирования выявил [17], что с расстояние в 9 метров выстрел из лука натяжением в 33 кг может быть безопасным, если защищаться кольчугой и поддоспешником в 24 слоя ткани. Это довольно много, скорее всего рыцари использовали более тонкие варианты в 8-14 слоев, поэтому лучше долго на дистанции в 9 метров от лучника не находиться.
Выводы
Если вдруг Вы решите, что неплохо бы взять Иерусалим, ну или зададитесь целью усмирить непокорных валлийцев, стоит знать несколько фактов о вашей броне. Кольчуга в целом была эффективным средством защиты, хотя и уязвимым без поддоспешника. Чтобы ее пробить, требовалось значительное усилие, недоступное большей части противников, однако, встречный удар на галопе или выстрел из лука в упор мог быть смертельно опасен.
Вообще, эта статья была запланирована как исследование защитных свойств брони XII-XVII века с анализом подвижности рыцарей в броне. Увы, я ограничен объемом, поэтому используем эту заметку как трейлер и если тема окажется популярной – сделаем продолжение.
Источники:
1. «In defence of Rome: a metallographic investigation of Roman ferrous armour from Northern Britain. Journal of Archaeological Science 32 (2005) 241–250»
2. Альберт Аахенский «Иерусалимская история», II, XLII
3. «William de Braose also testifies that one of his soldiers, in a conflict with the Welsh, was wounded by an arrow, which passed through his thigh and the armour with which it was cased on both sides, and, through that part of the saddle which is called the alva, mortally wounded the horse» (The Itinerary of Archbishop Baldwin through Wales, Cambrensis Giraldus, Ch. IV)
4. David Nicolle, «Medieval Warfare: The Unfriendly», The Journal of Military History, Vol. 63, No. 3 (Jul.
, 1999), pp. 579-599
5. Усама-ибн-Мункыз, «Книга Назиданий», Честь героя
6. Усама-ибн-Мункыз, «Книга Назиданий», Исцеление благодаря ране
7. Анна Комнина. Алексиада, XIII, 8
8. Баха ад-Дин. Саладин. Победитель крестоносцев (109, 263 и 117, 282)
9. Жан де Жуанвиль, «Книга благочестивых речений и добрых деяний нашего святого короля Людовика», 228
10. Alan Williams, 2003. The Knight And The Blast Furnace: A History Of The Metallurgy Of Armour In The Middle Ages & The Early Modern Period (History Of Warfare, 12), p. 942-943
11. Alan Williams, David Edge, Tobias Capwell, 2016, «An experimental investigation of late medieval combat with the couched lance», Journal of Arms and Armour society, vol. 22, p. 2-29
12. Horsfall, P.D. Prosser, C.H. Watson, S.M. Champion, «An assessment of human performance in stabbing». Forensic Science International № 102 (1999), p. 79–89
13. C.A. Bergman, E. McEwen, R. Miller «Experimental archery: projectile velocities and comparison of bow performances», Antiquity, Volume 62, Issue 237, December 1988 , pp.
658-670
14. Russ Mitchell, «Archery versus Mail: Experimental Archaeology and the Value of Historical Context», Journal of Medieval Military History: Volume IV, pp 18-28
15. Gregory S. Aldrete, Scott Bartell, Alicia Aldrete: «The UWGB Linothorax Project: Reconstructing and Testing Ancient Linen Body Armor». Experimentelle Archäologie in Europa, Bilanz 2011
16. David Jones, «Arrows against Linen and Leather Armour», Journal of the Society of Archer Antiquaries Volume 55, 2012
17. David Jones. «Arrows against mail armour» Journal of the Society of Archer-Antiquaries vol. 57, pp 62-70, 2014.
Автор: Azirsan
Оригинал
9 заблуждений о средневековых доспехах, которые навязывает нам кино
9 октября 2021Жизнь
Развенчаем порцию мифов о броне, которую не снимали месяцами, кожаной защите, которую якобы любили ассасины, и не только.
Поделиться
0Краткую версию статьи можно послушать.
Если вам так удобнее, включайте подкаст.
Миф 1. Воинское приветствие связано с подъёмом забрала
Шлем‑бургоньет со складным наподбродником. Изображение: Palladinus / Wikimedia CommonsО том, почему современные военные «берут под козырёк», приветствуя друг друга, составлено много гипотез.
Одна из самых популярных звучит так. В те времена, когда воины носили доспехи, при встрече они поднимали забрала шлемов, показывая лица. Во‑первых, так они узнавали знакомых из своего сословия. Во‑вторых, поднимая козырёк, рыцарь открывал лицо для ударов, а значит, демонстрировал товарищу своё доверие и добрые намерения. Наконец, шлема касались правой рукой, а значит, в неё нельзя было взять оружия.
Теория звучит складно, но убедительных доказательств у неё нет.
Очень многие типы шлемов с античности и по Средневековье забрала1. Arms and Armor—Common Misconceptions and Frequently Asked Questions / The Met
2. M. Dougherty. Weapons and Fighting Techniques of the Medieval Warrior 1000–1500 AD не имели вовсе, и поднимать было нечего.
А с 1700 года они вообще практически исчезли с полей сражений в Европе. Кроме того, в ту эпоху все мало‑мальски уважающие себя рыцари имели гербы на своих доспехах и флагах, которыми также отмечали своих подчинённых, и совершенно необязательно было узнавать кого‑то там в лицо.
Английские записи XVII века указываютArms and Armor — Common Misconceptions and Frequently Asked Questions / The Met, что «формальный акт военного приветствия — снятие головного убора». Однако к 1745 году Колдстримская гвардия упростила процедуру, потому что у них были слишком большие медвежьи шапки. Гвардейцы получили указание «касаться рукой головного убора и кланяться, когда они проходят мимо начальства». Видимо, от британцев эта традиция и разошлась по всему миру.
Миф 2. Под латы следует надеть и кольчугу
Немецкая кольчуга XV века. Изображение: Metropolitan Museum of Art / Wikimedia CommonsЭто одно из самых распространённых заблуждений.
Якобы полностью экипированные рыцари надевали сначала гамбезон‑поддоспешник, потом кольчугу (железная рубашка из множества скреплённых колец), и только поверх этого всего — латы.
Звучит очень внушительно, вот только носить и кольчугу, и доспех одновременно никакой рыцарь не станет, потому что это очень неудобно. Кольчужным полотномE. Oakeshott. European Weapons and Armour: From the Renaissance to the Industrial Revolution и в самом деле укрепляли уязвимые места в сочленениях. Также юбкой из него прикрывали пах и поясницу.
Но цельную железную рубаху под доспехами не носили. Ни в каких исторических источниках подобный «броневой пирог» не упоминается — это выдумка современных ролевиков и авторов фэнтези.
Миф 3. Кольчуга ни от чего не защищала
Битва при Арсуфе. Гравюра Густава Доре. Изображение: Public DomainПредыдущий миф идёт рука об руку со следующим — якобы сама по себе кольчуга ни от чего толком защитить не могла. Поэтому средневековые рыцари от неё быстро отказались, перейдя на полный латный доспех.
В фильмах воины в одних только кольчугах — это, как правило, массовка и простолюдины, которые только и способны, что умирать под дождём стрел. Считается, что рубашка из железных колец — штука очень дешёвая и простая, и если на что и годится, то только в комплекте с латами.
В действительности же кольчуга обеспечивала надёжную защиту и от колющего, и от рубящего оружия, и от стрел. Например, в битве при Арсуфе в 1191 году лучники Саладина обстреляли крестоносцев Ричарда I Львиное Сердце.
И что вы думаете — рыцари совершенно не обращали внимания на луки противников.
Мусульманский хронист Баха ад‑Дин ибн Шаддад с ужасом описывалC. W. C. Oman. A History of the Art of War in the Middle Ages, как крестоносцы, в кольчугах которых торчали по десятку стрел, продолжали сражаться невредимые. В тот день Ричард одержал решительную победу.
Латный доспех со временем заменил кольчугу не потому, что последняя была уязвима. Просто ковать кирасы оказалось быстрее, чем вручную вытягивать проволоку, нарезать её и изготовить кольца, а потом ещё и сплетать их в полотно.
Миф 4. Доспехи сияли на солнце
Рыцари в кастенбрустовых доспехах. Алтарь собора Святого Бавона в Генте, Жан ван Эйек, 1427–30 годы. Изображение: Public DomainВ фильмах и сериалах, а также на музейных выставках доспехи нередко показывают отполированными до блеска. Недаром, когда мы хотим подчеркнуть (или высмеять) чьё-то благородство и высокие моральные принципы, то называем такого человека «рыцарем в сияющих доспехах».
Однако на самом деле в большинстве случаев средневековая броня1. E. Oakeshott. European Weapons and Armour: From the Renaissance to the Industrial Revolution
2. M. Dougherty. Weapons and Fighting Techniques of the Medieval Warrior 1000–1500 AD не сияла. Очень часто её воронили, то есть покрывали окалиной, или красили, чтобы защитить от коррозии.
Так что смотреться в реальный доспех, как в зеркало, не получилось бы.
Кроме того, поверх брони надевали тканевые плащи и накидки, которые назывались «сюрко». Они позволяли идентифицировать воина, так как на них наносился герб — собственный или сюзерена.
Одежда также защищала доспехи от нагрева солнечными лучами, а также от дождя и грязи.
Только примерно с 1420 года броню стали носить без накидок. Это называлось белый доспех. Латы полировали пемзой, чтобы не допустить появления ржавчины, но и они не были ослепительными. «Белый доспех» был очень дорог и требовал серьёзного ухода, так что он служил чаще парадным нарядом, чем военной экипировкой.
Миф 5. У хорошего доспеха должны быть большие наплечники
Кадр из фильма «Варкрафт»Фанаты вселенной Warcraft хорошо знакомы с этим штампом. В современном фэнтези наплечники, как правило, изображаются совсем уж непропорционально огромными. И совершенно непонятно, как владельцы их носят, будь они хоть трижды мускулистыми орками.
Размеры реальных «нарамников», как ещё называют этот элемент доспеха, были куда скромнее.
Они совершенно не сковывали движений и позволялиE.
Oakeshott. European Weapons and Armour: From the Renaissance to the Industrial Revolution неплохо фехтовать, при этом защищая плечи, шею и в некоторых случаях грудь.
В реальной истории любилиS. Turnbull. The Samurai Sourcebook огромные наплечники только самураи — у японцев, как всегда, своя атмосфера. Вот только они делали свои содэ из гибко соединённых шёлковыми шнурами пластин. При стрельбе из лука или фехтовании они съезжали назад так, чтобы не мешать, и прикрывали руки, только когда те были опущены.
Миф 6. Рыцари носили доспехи не снимая
Вы помните, чтобы Пёс хоть раз снял свой доспех? Кадр из сериала «Игра престолов»Существует мнение, что надевать рыцарские доспехи очень тяжело и долго. Процесс якобы занимает несколько часов, и воину помогает несколько оруженосцев. После того как они закончат, рыцарь будет в буквальном смысле закован в латы и не сможет избавиться от них самостоятельно.
А значит, всё время в походе благородный шевалье попросту не будет снимать броню недели, а то и месяцы.
Из‑за этого от него, естественно, будет дико вонять, а большую и малую нужду придётся справлять прямо в доспех.
В той же «Игре престолов» Пёс и Бриенна Тарт таскают на себе свои кирасы и кольчуги в любой сцене, не переодеваясь никогда.
Однако это вымысел. Реальные боевые латы при помощи оруженосца можно надеть за 5–7 минут. Не верите — посмотрите на это видео.
В одиночку управитесь за полчаса, потому что придётся со шнурками повозиться. Однако существовали и доспехи с минимумом завязок.
У рыцарей и их солдат не было ни необходимости, ни возможности ходить в броне 24/7 — это же всё-таки не скафандр космодесанта со встроенной системой жизнеобеспечения. Если вы посмотрите на средневековые гобелены, то увидите, что на них воины носят обычное платье, когда не сражаются.
Доспехи оперативно надевали1.
Medieval Warfare: A History / OUP Oxford
2. P. Contamine. War in the Middle Ages непосредственно перед сражением или парадом и снимали, когда они были не нужны. На марше рыцари носили стёганые гамбезоны, которые служили и одеждой, и поддоспешником. Они и сами по себе неплохо защищали от оружия, особенно от режущих ударов. В гамбезоне рассекать куда удобнее, чем всё время таскать на себе 25 килограммов громыхающего железа.
Миф 7. Бронелифчиков не бывает
Выемка под грудь на обтягивающей кирасе. Кадр из фильма «Чудо‑женщина»Типичной защитой разнообразных амазонок и эльфиек в фэнтези является так называемый бронелифчик — доспех, делающий сильный акцент на груди. Зачастую он снабжён вырезами для демонстрации женских прелестей, а в особо запущенных случаях представляет из себя ни дать ни взять кольчужное бикини.
Наверное, не надо объяснять, почему такой доспех в реальном сражении ни от чего не защитит.
Бывают в фильмах, сериалах и играх и более скромные вариации женской брони, выглядящие как обычные кирасы, только с выступающей грудью.
Глядя на них, множество фанатов «реалистичного фэнтези» авторитетно заявляют, что такие доспехи в принципе невозможны и никто не стал бы их создавать.
Вообще, это не лишено смысла. Делать лишние выступы на кирасе1. Arms and Armor — Common Misconceptions and Frequently Asked Questions / The Met 2. E. Oakeshott. European Weapons and Armour: From the Renaissance to the Industrial Revolution — значит уменьшать её прочность. Да и женщины в те времена армиями нечасто командовали и на передовой не сражались.
Но, что удивительно, броня с выступающим бюстом реально существовала. Взгляните на этот экспонатA bronze breast plate / Christie’s из Художественной галереи Нового Южного Уэльса в Сиднее. Это индийский доспех XVIII века, причём мужской. Женскую грудь на своей броне индийские воины носили в знак приверженности богине Варахи, которой поклонялись.
Латунный нагрудник, Индия, Керала, XVIII–XIX века. Художественный музей Гонолулу. Изображение: Hiart / Wikimedia CommonsТак что «бронелифчики» в некотором роде всё-таки имелись.
Другое дело, что в средневековой Европе их и впрямь не зафиксировано. Если бы какой‑нибудь даме захотелось биться в седле на поединке или на турнире (такие случаи редко, но бывали) она без проблем надевала мужскую кирасу.
Даже под самый пышный бюст место там нашлось бы: к телу доспехи прилегают неплотно, чтобы компенсировать заброневое воздействие от всяких боевых молотов.
Миф 8. Вот этот крутой шлем просто незаменим в бою
Немецкий штеххелм, около 1500 года. Изображение: Metropolitan Museum of Art / Wikimedia CommonsВзгляните на эту картинку. Это штеххелм (stechhelm), или «жабья голова». Очень мощная защита для лица и шеи. Шлем прочно крепится к кирасе и полностью закрывает физиономию владельца, делая её практически неуязвимой даже для прямого попадания пикой на скаку.
В различных произведениях «тёмного» фэнтези именно такую штуковину на голове таскают реально плохие ребята, метящие на пост какого‑нибудь Властелина зла. Этот головной убор добавляет владельцу имиджа, знаете ли.
Выглядит «жабья голова» очень зловеще и грозно. Вот только в сражениях она не использовалась.
Это турнирный шлем, который надевалиS. V. Grancsay. A Jousting Harness / Philadelphia Museum of Fine Art Bulletin исключительно для конной сшибки. Конструкция штеххелма обеспечивает безопасность, но позволяет смотреть лишь вперёд и только наклонив голову. Допустимо, когда рыцарь скачет по ристалищу — дорожке для турниров с пиками, разделённой вдоль барьером, чтобы всадники не врезались друг в друга.
Но в реальном бою «жабья голова» помешает владельцу смотреть, что там творится по бокам от него, и сделает его практически беспомощным. Это спортивный инвентарь, а не боевое снаряжение.
Миф 9. Кожаная броня лёгкая и удобная
Кожаный наруч XIV века. Изображение: The British Museum / Public DomainТипичный наряд какого‑нибудь вора или ассасина в компьютерных играх — броня из кожи. В представлении дизайнеров это такая куртка‑косуха, только стрелонепробиваемая и меченепротыкаемая.
Боец в этом наряде порхает как бабочка и жалит как пчела. Перемещается он настолько быстро, что никакая консервная банка на ножках, то есть рыцарь в латах, за ним не угонится. Такая вот лёгкая, но прочная защита.
В реальном Средневековье же кожаные доспехи практически никто не использовал.
Их изредка действительно делали, если железа не хватало и нормальную броню было изготовить не из чего. Только типичный такой доспех1. E. Oakeshott. European Weapons and Armour: From the Renaissance to the Industrial Revolution
2. Vambrace (armour for the upper arm) / The British Museum состоял из десятка‑другого слоёв шкуры, вываренной в масле и покрытой воском либо смолой, и поэтому очень жёсткий и тяжёлый.
Такая штука была трудной в изготовлении и поэтому дорогой, но защиты давала не больше, чем простой матерчатый стёганый гамбезон. Она легко запревала и быстро портилась. Неудивительно, что ей практически не пользовались.
Однако у кожаной брони было всё-таки единственное преимущество перед стальной.
Если вы находитесь в окружённом городе и умираете с голоду, можете её сварить и съесть. По словамE. Cheshire. Why Leather?: The Material and Cultural Dimensions of Leather историка Иосифа Флавия, во время осады Иерусалима в 70 г. н. э. еврейские защитники города были вынуждены поедать свои кожаные щиты и наплечники. Тут уж не до соблюдения кашрута.
Читайте также 🧐
- 10 мифов о средневековых сражениях, в которые многие верят. А зря
- 9 ужасных вещей, которые ждали бы вас в Средневековье
- 12 заблуждений о Средневековье, в которые все верят совершенно зря
Тайна мифрила • Александр Марфин • Научная картинка дня на «Элементах» • Минералогия, Химия
В этой сцене из первого фильма трилогии Питера Джексона «Властелин колец» Бильбо Бэггинс передает кольчугу из мифрила своему внучатому племяннику Фродо.
В романе «Властелин колец» Дж. Р. Р. Толкина мифрил — это металл, который отличается высокой прочностью, легкостью и крайне редко встречается в мире Средиземья.
Название mithril на синдарине (одном из языков эльфов, придуманных Толкином) состоит из двух слов: mith — «серый, дымка» и ril — «блеск». Мифрил обладал удивительными свойствами (даже по меркам сказочного Средиземья) — был прочнее стали и намного легче. При этом он был невероятно дорогим: Гэндальф как-то сказал, что такая кольчуга из мифрила стоит больше, чем весь Шир и всё, что в нем.
А есть ли в нашем мире что-нибудь похожее на мифрил? И чем мог вдохновляться Толкин, придумывая данный металл? Однозначного ответа на этот вопрос нет, но мы попробуем порассуждать.
Итак, что мы знаем о мифриле от самого Толкина? Мифрил, или морийское серебро, — это прочный и легкий материал («ковкий, как медь, блестящий, как стекло; гномы могли сделать из него металл, легкий и еще более прочный, чем закаленная сталь»), очень дорогой и редкий («он стоил в десять раз дороже золота»).
Гномы добывали мифрил в копях Мории, пока в погоне за ним не ушли так глубоко, что разбудили «Проклятье Дурина» — балрога. После этого гномы были вынуждены покинуть Морию, и добыча мифрила прекратилась. К началу событий, которые описываются в трилогии, он стал редок в Средиземье («а теперь он бесценный; потому что мало что осталось под землей, и даже орки не осмеливаются копаться здесь»). Очевидно, что мифрил добывали из сырья, которое было легко узнаваемо и которое можно было отличить в массе породы (скорее всего, это были магматические горные породы).
Мифрил, согласно Толкину, был пластичный («ковкий, как медь»), легкий, но при этом очень прочный. Это довольно противоречивые свойства. Как раз во времена, когда Толкин писал свой роман, в промышленности стал применяться легкий и прочный металл, который мог вдохновить писателя. Это титан. Прочность металлического титана примерно равна прочности стали, при этом он на 45% легче. В сравнении с алюминием металлический титан примерно на 60% тяжелее, но в два раза прочнее.
В атмосферных условиях титан покрывается защитной оксидной пленкой и не ржавеет.
Промышленно значимые месторождения титана — россыпные и магматические. Основная добыча титана ведется на россыпных месторождениях, это обусловлено, как правило, более легким способом их отработки. Однако в мире есть примеры добычи титана и из магматических горных пород: это Tio Lake в Канаде, Tellnes в Норвегии и Panzhihua в Китае.
Известно около 80 минералов титана, из них в промышленности используются ильменит, рутил, лопарит и лейкоксен.
Ильменит (FeTiO3, назван так в честь Ильменских гор на Урале, где был впервые найден) — черный минерал подкласса сложных оксидов с полуметаллическим и металлическим блеском; образует таблитчатые и пластинчатые кристаллы.
Рутил (TiO2, от латинского rutilus — «красноватый») образует кристаллы в виде призм, столбиков, часто игольчатые; имеет алмазный блеск. Цвет минерала черный, коричнево-красный, коричневый, в тонких сколах может быть бесцветным.
Лопарит ((Na, Ce, Ca)(Ti, Nb)O3, по русскому названию («лопари») народности Кольского полуострова саамы) встречается в виде кубовидных кристаллов, цвет черный, черно-коричневый, в тонких срезах красно-коричневый.
Лейкоксен — это мелкозернистый продукт изменения титановых минералов (перовскита, ильменита, рутила, титанита), состоящий из оксидов железа и титана.
Титан был открыт практически одновременно двумя исследователями. В 1791 году минералог Уильям Грегор описал неизвестный оксид металла, а в 1795 году химик Мартин Генрих Клапрот, исследуя рутил, открыл новый элемент, назвав его в честь персонажей древнегреческой мифологии титанов. В 1797 году Клапрот установил, что неизвестный оксид, обнаруженный Грегором, и рутил — это оксиды одного и того же элемента. Первый металлический титан был получен Йенсом Якобом Берцелиусом в 1825 году. До 1940-х годов титан оставался лабораторной экзотикой из-за сложного процесса его получения, пока У. Д. Кролл (William Justin Kroll) не запатентовал процесс получения чистого титана путем восстановления тетрахлорида титана магнием при 1000°C:
TiCl4 + Mg → Ti + 2MgCl2
Этот процесс, известный как процесс Кролла (Kroll process), продолжает оставаться ведущим при получении металлического титана.
Но вернемся к мифрилу. Есть ли достоверная связь между мифрилом и титаном? Роман «Властелин колец» Толкин писал в 1937–1949 годах, в виде трилогии он был опубликован в 1954–1955 годах. Будучи образованным человеком, Толкин не мог не знать о титане и о сложностях, возникающих при его производстве. На связь мифрила и титана может указывать тот факт, что в первом издании повести «Хоббит, или Туда и Обратно» (1937) мифрил описывается как посеребренная сталь, а в третьем издании 1966 года — уже как во «Властелине колец». Кроме того, Толкин родился в Блумфонтейне (Южная Африка), оживленном горнодобывающем районе, поэтому связь между шахтами Мории и Южной Африки выглядит обоснованной.
В качестве альтернативы титану можно рассмотреть еще магний, алюминий и платину.
Первые два металла менее прочные, чем титан, но более легкие, однако их производство связано с потреблением большого количества электроэнергии, а, насколько известно из произведений Толкина, электричества гномы не знали. Платина обладает нужными прочностными качествами, но гораздо тяжелее железа.
Возможна версия, согласно которой Толкин вообще не искал прототипа мифрила в реальном мире. Задолго до «Властелина колец» в литературе встречались упоминания об очень прочных соединениях. Согласно «Младшей Эдде» (см. задачу Северная загадка), гномы выковали цепь Глейпнир (Gleipnir), которую не смог разорвать Фенрир. В древнеисландском произведении «Сага о Хервёр и Хейдреке», из которого Толкин позаимствовал имена нескольких персонажей, один из героев говорил о шелковистом плаще, который ничто не способно пробить.
А что же с защитными свойствами кольчуги, изготовленной из мифрила? Всё дело в том, что кольчуги хорошо защищают от режущих и скользящих ударов. В то же время, чтобы эффективно защитить владельца от рубящего или колющего удара, необходимо распределить удар на как можно большую площадь.
Таким образом, когда пещерный тролль наносит свой колющий удар огромным копьем и не пробивает мифрил, это не означает, что Фродо не получил бы серьезных травм под кольчугой. Именно по этой причине в современных бронежилетах высокого класса защиты используют пластины на основе различных сплавов (в том числе титана) и керамики.
Можно упомянуть еще об одной версии происхождения мифрила (правда, эта версия официально с миром Толкина не связана). К. Ю. Еськов в своем романе «Последний кольценосец» писал о технологии изготовления этого металла так:
«Кстати, о мифриле. В музеях Арды таких кольчуг ныне имеется аж четыре штуки, но технология изготовления как была неизвестна, так и остается. Если хотите, чтобы приятель-металлург запустил в вас чем-нибудь тяжеленьким, задайте ему невинный вопрос об этом сплаве. Тыщу раз мерили: 86% серебра, 12% никеля, дальше хвост из 9 редких и рассеянных металлов — от ванадия до ниобия…
Последний штурм этой проблемы предприняли пару лет назад ушлые ребята из Арнорского центра высоких технологий, получившие под это дело специальный грант от Ангмарской аэрокосмической корпорации.
Кончилось всё опять пшиком: представили заказчику двухмиллиметровой толщины пластину из некого вещества (86,12% серебра, 11,96% никеля и далее по списку) — якобы это и есть самый настоящий мифрил, а всё остальное не более чем легенды; ну и, как водится, потребовали новых денег на изучение этого своего творения. Главарь ракетчиков не моргнувши глазом извлек из-под стола заряженный музейный арбалет, навел его на руководителя проекта и предложил тому прикрыться своей пластиною: выдержит — получишь требуемые деньги, нет — они тебе всё равно ни к чему. Проект, ясное дело, накрылся медным тазом…
Однако всё это лишь предположения. Поскольку процесс производства мифрила и его происхождение Толкин не раскрыл, мы так до конца и не узнаем, был ли реальный прототип у мифрила.
Кадр из фильма Питера Джексона «Властелин колец: Братство Кольца», 2001 год.
Александр Марфин
Chain Mail Armor Stock-Fotos und Bilder
- CREATIVE
- EDITORIAL
- VIDEOS
- Beste Übereinstimmung
- Neuestes
- Ältestes
- Am beliebtesten
Alle Zeiträume24 Stunden48 Stunden72 Stunden7 Tage30 Tage12 MonateAngepasster Zeitraum
- Lizenzfrei
- Lizenzpflichtig
- RF und RM
Lizenzfreie Kollektionen auswählen >Editorial-Kollektionen auswählen >
Bilder zum Einbetten
Durchstöbern Sie 1.
296 кольчужная броня Stock-Photografie und Bilder. Oder starten Sie eine neuesuche, um noch mehr Stock-Photografie und Bilder zu entdecken. рыцарская защита – кольчужные доспехи стоковые фото и бильярдная рама выстрел из металлической конструкции – кольчужные доспехи стоковые фото и бильдеррюстунг для иллюстрации brustskizze – кольчужные доспехи стоковые графики, -клипарт, -мультфильмы и -символеттенхемд, nahtlosen дизайн, Tattoo-druck – кольчужная броня сток-графика, -клипарт, -мультфильмы и -символемиттелальтерлихер ritter mit banner und schwert stehen in der nähe von горящий замок – кольчужная броня сток-фотографии и изображениякрупный план кольчуги на синем фоне – цепь кольчужная броня стоковые фотографии и изображения. – кольчужные доспехи сток-фото и бильдерсич в зимний теплый халтен – кольчужные доспехи сток-фото и бильдершлахт фон евешам – кольчужные доспехи сток-график, -клипарт, -мультфильмы и -символмолодая женщина в рыцарском наряде – кольчужные доспехи сток- fotos und bilderritter auf der burg – кольчужная броня stock-fotos und bildermidsection человека, работающего над кольчужной броней за столом – кольчужная броня stock-fotos und bilderböhmischer krieger in kettenpanzern typisch für das 15.
Италия, 14 век. Sluderno, Armeria Trapp Del…historische rüstungen und waffen, antike des 16. jahrhunderts, holzschnitte, veröffentlicht 1897 – кольчужные доспехи сток-графикен, -клипарт, -мультфильмы и -символыустричная перчатка на кольчуге, крупный план (цифровой композит) – кольчужные доспехи сток-фото и изображение рыцаря с мечом – кольчужные доспехи сток-фото и изображение рыцаря на сотовом телефоне – кольчужные доспехи стоковые фотографии и вид сбоку женщины в кольчуге с мечом, стоящим на белом фоне – кольчужные доспехи стоковые фото и бильярдные доспехи ritter kämpfen mit schwertern vor einer burg – кольчужные доспехи стоковые фото и изображения blutigen jungen schwarzen ritterprinzen in rüstung – кольчужные доспехи стоковые фото и изображения кольчуги – кольчужные доспехи стоковые фото и изображения nach knight hält eine replik schwert – кольчужные доспехи стоковые фотографии и изображенияБацинет со свиным мордом и кольчугой, 1350- 1360 г., изготовлено в Милане. Италия, 14 век.
Шлем-тюрбан из стали, серебра и кольчуги, с надписями на арабском языке, османского производства. Конец 15 века. Флоренция, музей Stibbertmittelalterlicher ritter trägt aventail oder camail von kettenpost – кольчужная броня сток-графика, -клипарт, -мультфильмы и -символкитайская женщина в кольчужной рубашке в Бёстаде, Норвегия – кольчужная броня сток-фото и изображенияДжеки Бойер носит серебро Кольчужное болеро с подходящей мини-юбкой от Paco Rabanne, 7 ноября 1967. Она моделирует его на открытии… waffen der griechen, etrusker und römer gravur antike illustration, veröffentlicht 1851 – кольчуга, графика, -клипарт, -мультфильмы и -символешверт schwingende wikinger krieger junge блондинка фрау в Wilden Highland Landschaft – кольчужная броня stock-fotos und bilderschwert schwingende wikinger krieger dunkel behaarte женщина в Wilden Highland Landschaft – кольчужная броня сток-фото и фотографииАктер Стэнли Бейкер на съемках фильма “Рыцари круглого стола”высокий угол обзора человека, ремонтирующего доспехи – кольчужные доспехи сток-фото и фотографиискелет в кольчугах против стены – кольчуги доспехи сток-фото и изображенияРыцарь с доспехами, кольчугой и мечом, 14 век.
Историческая реконструкция. Деталь. Доспех с кольчугой и мечом, 14 век. Историческая реконструкция. Detail.caucasian девушка в кольчуге с топором на заднем дворе – кольчужные доспехи сток-фото и бильярдный рыцарь в позе кампании – кольчуга доспехи сток-фото и фотоРыцари верхом, во время реконструкции битвы. Трое рыцарей верхом на лошадях, одетые в кольчуги, скачут галопом по полю во время… schlitz-lachs – кольчужные доспехи stock-fotos und bilderДоспехи из стали, латуни, кольчуги и кожи из Синда, на границе между Индией и Индией Пакистан. Конец 18 века. Флоренция, Музей Стибберта. Доспехи из стали, золота, серебра, кольчуги, кожи и ткани мамлюкского и османского производства. Конец 15-го века и начало 16-го века ….юнге норманнский рыцарь – кольчужные доспехи стоковые фото и бильдерная гравировка иллюстрация текстильных структур кольчужных доспехов стоковые фото и бильдерцвай waffen schwingen blutige wikingerkrieger gegen gebirge – кольчуга доспехи stock-fotos und bilderporträt einer weiblichen schwarzen ritterprinzessin in rüstung – кольчужные доспехи stock-fotos und bildersoldat ritter in kettenhemd rüstung halten schwert, 13.
jahrhundert – кольчужные доспехи stock-grafiken, -clipart, -cartoons und -symbolegravierte antik, waffen der ägypter, meder und perser gravur antike illustration, veröffentlicht 1851 – кольчужные доспехи сток-график, -клипарт, -мультфильмы и -symboleantike und mittelalterliche waffen und rüstung gravur antike illustration, veröffentlicht 1851 – кольчуги сток-график, -клипарт, -мультики и -символ фон 22Бесплатные фотографии и картинки кольчуги
викинг шлем броня
Шлем Коппергейта
Крупный план Почта Цветное изображение
Декоративные звенья цепи
Серебряный цвет Чистота Стали
Металл, Звуковое оборудование, Сталь, Круг
рептилия металл текстура
Металлическая кожа рептилии
Следующий Интернет Большой палец
Цветные иконки социальных сетей
Интернет Цифровой дисплей Безопасность
Смарт-карта заблокирована в цепочке на ноутбуке
Интернет Цифровой дисплей Безопасность
Смарт-карты заперты в цепочке на ноутбуке
Интернет Цифровой дисплей Социальные проблемы
Набор иконок компьютерные коды
Информационный носитель Кожа Люди
Значки подключения на синем фоне векторной иллюстрации
Лошадь Поход Спортивный шлем
Средневековые воины на войне
Корпоративный бизнес RSS Интернет
Люди улыбаются в социальных сетях
Интернет Информационный носитель Люди
Люди аплодируют на фоне социальных сетей
RSS Азиатская и индийская национальности Информационный носитель
Мультиэтническая группа людей с социальным общением
Англия Праздник Шлем
Кольчуга
Корпоративный бизнес Интернет Минеральная
Векторные скрещенные липкие ленты на текстурированном фоне
Техника изготовления гравюр Концептуальный символ Шаблон
Геометрический абстрактный фон, вырезанные цепочки или шестиугольники на белом
кольчуга цепь броня
Кольчуга
рыцарь танк стали
Вооружение 1
Интернет Безопасность Компьютер
Компьютерная клавиатура и монитор Цепочка на клавиатуру
Интернет Безопасность Компьютер
Компьютерная клавиатура и монитор Цепочка на клавиатуру
Мобильный телефон Сочинение Бикини
Молодая женщина стоит на пляже и разговаривает по мобильному телефону
Информационный носитель Социальные проблемы Маркетинг
Глобальные маркетинговые иконки на синем фоне векторной иллюстрации
RSS Интернет Информационный носитель
Красочные люди с эскизом социальных сетей
Корпоративный бизнес Интернет Сотрудники безопасности
Планшетный компьютер Vector
Тень Охрана окружающей среды Техника изготовления гравюр
Геометрический абстрактный фон, вырезанные цепочки или шестиугольники на белом
Кража – Преступление Интернет Информационный носитель
Замок
Белый фон Отрезать Образ жизни
Синий, Текст, Почтовая марка, Шрифт
Корпоративный бизнес Интернет Технологии
Экран компьютера со значком перехода
Интернет Безопасность Пурпурный
ТХА0000941
цепь металл утюг
Цепи
Презентация – Речь Цифровой дисплей Совет
Адресная книга календаря оповещений о часах рабочего времени
Кража – Преступление Интернет Риск
Концепция информационной безопасности
Фуд Стайлинг Посуда Отдел кухонных принадлежностей
Селективный фокус салата из свежеприготовленных овощей в миске на столе
Корпоративный бизнес Интернет Пурпурный
Крупный план экрана компьютера со значком go
Материал Крупный план Грубый
Крупный план кольчужного доспеха
Традиционный шлем Люди Шлем
Человек в броне
Броня Крупный план Текстурированный
Деталь частей доспехов
Броня Крупный план Текстурированный
Текстура и детали кольчужного доспеха
Поход Спортивный шлем Традиционный шлем
Средневековые воины на войне
Поход Спортивный шлем Традиционный шлем
Средневековые воины на войне
Интернет Цифровой дисплей Двигатель
Защита поискового механизма для рук
Цифровой дисплей Информационный носитель Социальные проблемы
Дизайн социальных сетей
Интернет Люди Командная работа
Социальные сети Связь с социальными сетями Концепция медиасвязи
Интернет Командная работа Музыка
Социальные сети Связь с социальными сетями Концепция медиасвязи
Концепции Символ Знак
Мобильный дизайн онлайн иконки сети
Глобус – Навигационное оборудование Техника изготовления гравюр Концептуальный символ
Геометрический абстрактный фон, вырезанные цепочки или шестиугольники на белом
Интернет Безопасность Компьютер
ТХА0000944
металл решетка декоративный
Декоративная металлическая решетка
Интернет Безопасность Пурпурный
Компьютерная клавиатура и монитор Цепочка на клавиатуру
Корпоративный бизнес Информационный носитель Люди
Доска для двух деловых людей с концепцией социальных сетей
Интернет Цифровой дисплей Безопасность
Смарт-карты заперты в цепочке на ноутбуке
Интернет Цифровой дисплей Безопасность
Смарт-карты заперты в цепочке на ноутбуке
Интернет Цифровой дисплей Безопасность
Смарт-карты заперты в цепочке на ноутбуке
8.
952 Кольчуга Стоковые фото, картинки и изображенияSeamless mesh pattern of round ring, vector intertwined chain mail circles, Seamless chain mail ring
Сказочный рыцарь. фэнтези бронированный воин, изолированные на белом фоне. сказочный солдат в шлеме с мечом, щитом, кольчугой. мультяшный значок со средневековым персонажем и оружием.
Фоновый рисунок кольчуги. бесшовная поверхность текстуры кольчуги.
Текстура цепи брони. кольцо или кольчужная стальная кольчуга фон. ряды кольчужных колец в качестве текстуры. металлический серебряный хауберк из цельных колец на черном фоне крупным планом
Средневековые рыцарские железные кольчуги и золотые шлемы на деревянной крестовой вешалке подряд. фестиваль реконструкции летом. подготовка к бою и бою. оружие, щиты, доспехи готовы
На этой иллюстрации изображена кольчужная рубашка, рисунок винтажной линии или гравировка.
Железная кольчуга на изолированном белом фоне, 3d иллюстрация
Железная кольчуга на изолированном белом фоне, 3d иллюстрация
3d иллюстрация кольчужной брони на изолированном фоне
Железная кольчуга на изолированном белом фоне, 3d иллюстрация
Женская цепь броня из металла на изолированном белом фоне.
3д иллюстрация
3d иллюстрация кольчужной брони на изолированном фоне
Женская кольчужная броня из металла на изолированном белом фоне. 3d иллюстрация
Портрет средневекового воина с грязным лицом в кольчуге и с красным крестом на мече. облако дыма на темном фоне
Старый рыцарский шлем и кольчуга для защиты в бою. изготовлен из металла. рыцарских доспехов
Кольцевой или кольчужный доспех фон, плитка бесшовно
Текстура и фон. старая железная цепь
Текстура металлической брони
Броня из стальных колец. изолированные на белом фоне.
Деталь кольчужной брони
Кольчужная броня, бесшовная текстура кольчуги. абстрактный фон векторные иллюстрации.
Кольчуга бесшовная
Звенья цепи текстура, плитка бесшовная в виде узора
Кольчуга из золотых колец. изолированные на белом фоне.
В музее-заповеднике «Старая Ладога» (г. Ленинград, Волховский р-н, г. Старая Ладога) проводится ежегодный военно-исторический фестиваль раннего средневековья «Первая столица россии».![]()
Фон или текстура кольчужного доспеха изолированный объект на белом фоне
Бесшовная плиточная текстура, хауберк, кольчужный фон
Фон из металлических кольчуг кругов
Музей-заповедник «Старая Ладога» (г. Ленинград, Волховский район) Старая Ладога) ежегодный военно-исторический фестиваль раннего средневековья «Первая столица россии».
Кольчуга, кольчуга бесшовная реалистичная металлическая черная текстура. абстрактный фон векторные иллюстрации.
Металлическая кольчуга на белом фоне — 3d иллюстрация
Обтекаемый костюм из доспехов и кольчуги
Макротекстура бесшовной кольчуги из металла
Брюнетка в кольчужном бикини на белом фоне
Мужчина в кольчуге и коже, окрашенной в серебристый цвет, средневековье воин
Шлем и кольчуга
Старый рыцарский шлем и кольчуга для защиты в бою. изготовлен из металла. рыцарских доспехов
Кольцевой или кольчужный доспех фон
Кольцо или кольчужная броня, фон, выборочный фокус
Портрет рыцаря в кольчуге, открытый
Иконки веб-сайтов – базовая серия
Интернет вещей.
концепция йот. подключение к глобальной сети. мониторинг и управление значками интеллектуальных систем в глобальной сети и на фоне карты. векторная иллюстрация
Средневековая кольчуга, плетение железных колец, соединенных вместе
Палец выбирает нажатие электронной почты из руки почтальона, концепция
Международная доставка посылок и мировая доставка посылок с группой картонных коробок, летящих в воздухе, чтобы исчезнуть на карте планеты Земля как символ скорой службы
Письмо отправлено с карты Америки, концепция электронной почты
Бесшовная фиолетовая кольчужная чешуя дракона. чешуя дракона. простой фон.
Полученные изображения спама и мошенничества по электронной почте
Бесшовный векторный рисунок европейской кольчуги «6 в 1» на темном фоне
Изометрическая упаковочная станция. сеть автономных почтовых пунктов для самостоятельного получения и отправки почтовых посылок. эта услуга представляет собой альтернативу доставке на дом для покупок в Интернете.![]()
Изометрическая логистика и инфографика доставки. доставка домой и в офис. городская логистика. склад, грузовик, вилочный погрузчик, курьер, дрон и доставщик.
Свяжитесь с нами значок тонкой линии в плоском стиле. векторная иллюстрация мобильной связи на белом изолированном фоне. бизнес-концепция телефонного звонка.
Текстура кольчуги из металлических колец крупным планом.
Многоцветная рыбья чешуя бесшовный узор, текстура животного, анималистический орнамент, радужная иллюстрация, векторный фон. красочные яркие круглые весы подряд. обои, дизайн ткани, текстильная печать
Статус заказа абстрактная концепция векторных иллюстраций.
Концептуальный почерк, показывающий бизнес потребителю. концепция, означающая прямую сделку между будильником компании и конечных пользователей рядом с листом бумаги, размещенным на пастельном фоне
Почерк текстового бизнеса для потребителя. концептуальное фото прямая сделка между компанией и конечными пользователями
Крупный план на кольчуге мясников защитная перчатка с металлической сеткой для предотвращения порезов от ножей на руке мясника, лежащего на разделочной доске
Красивая яростная скандинавская рыжая женщина-воин в серое платье с металлической кольчугой.
женщина викинг. фантазия. книжная обложка. портрет крупным планом. кинематографический вид
Красивая благородная женщина-воин в кольчуге и латных доспехах сидит, опираясь на меч и склонив голову. средневековый рыцарь.
Средневековый рыцарь в полном доспехе, раненый, лежащий на земле
Наручники на конверте с американскими долларами на столе
Красивая разъяренная скандинавская воительница рыжая женщина в сером платье с металлической кольчугой. женщина викинг. фантазия. книжная обложка. портрет крупным планом. кинематографический вид
Два пеших рыцаря в тяжелых средневековых доспехах сражаются на мечах. они защищены железными шлемами и щитами. историческая реконструкция средневековых европейских рыцарских турниров
Концептуальный почерк, показывающий отслеживание доставки. концепция, означающая процесс локализации транспортных контейнеров и почты
Серая сотовая текстура крупным планом. текстура защитной кольчуги.
Красивая яростная скандинавская рыжая женщина-воин в сером платье с металлической кольчугой.
женщина викинг. фантазия. книжная обложка. красиво летящее платье
Бесшовный векторный рисунок европейской кольчуги «6 в 1» с толстыми кольцами
Изометрическая станция упаковки. сеть автономных почтовых пунктов для самостоятельного получения и отправки почтовых посылок. эта услуга представляет собой альтернативу доставке на дом для покупок в Интернете.
Гильеран-гранж, Франция – 12 октября 2021 года. грузовик на дороге с логотипом dhl. международная курьерская служба, доставка посылок и служба экспресс-почты. 3d рендеринг.
Красивая яростная скандинавская рыжая женщина-воин в сером платье с металлической кольчугой. женщина викинг. фантазия. книжная обложка. портрет крупным планом. кинематографический взгляд
Красивая разъяренная скандинавская рыжая женщина-воин в сером платье с металлической кольчугой. женщина викинг. фантазия. книжная обложка. портрет крупным планом. кинематографический вид
Красивая разъяренная скандинавская рыжая женщина-воин в сером платье с металлической кольчугой.
женщина викинг. фантазия. книжная обложка. красиво летящее платье
Римская рогатка из кожи на фоне кольчуги. старинное оружие для метания камней и свинца. солдаты в ретро-обмундировании в древнем риме, крупный план.
Изображения спама и мошеннических писем, полученных по электронной почте
Красивая благородная женщина-воин в кольчуге и латных доспехах сидит, опираясь на свой меч. средневековый рыцарь. студийный портрет на черном фоне.
Текстовый знак, показывающий бизнес потребителю. текст деловой фотографии прямая сделка между компанией и конечными пользователями картон, разорванный посередине, размещенный над простым фоном стола
Полосатый бесшовный узор. абстрактные полосы. ручной рисунок, кисти, кляксы. современные текстуры. оригинальный геометрический фон. горизонтальные цепи
Железная кольчуга из множества колец, часть амуниции средневекового воина, рукав крупным планом
Натюрморт с древним щитом, двумя ржавыми шлемами, колчаном со стрелами и кольчугой.
Средневековый рыцарь на сером фоне. портрет жестокого воина с грязным лицом в кольчужной броне, красной и черной одежде и боевым топором.
Установить линейный конверт с монетой-долларом, онлайн-покупками на экране, звеном цепи и часами 24 часа. значки градиентного цвета. вектор
Чешуя русалки. розовый и синий блестящий фон. векторная иллюстрация штока для плаката или баннера
Стокгольм, Швеция – 1 мая 2019 года: статуя женщины-воина, женщина-викинг бленда в кольчуге, она держит щит – на щите три короны. у ее ног лежит шведский лев.
Стамбул, турция – 21 сентября 2019 г.: древнее турецкое оружие в музее. церемониальная королевская кольчуга с драгоценными камнями
Текстура кольчуги из металлических колец крупным планом.
Средневековый воин в кольчужных доспехах стоит на коленях с мечом в руке и грязным лицом после битвы. фон крепости и снега.
Красивая девушка стоит рядом с лошадью на фоне средневековой крепости. фантазийный костюм, кольчуга, плащ.
женщина в волшебном костюме королевы воинов.
Мюлуз – Франция – 11 мая 2021 года – вид в профиль грузовика dhl, припаркованного на улице
Средневековый уставший рыцарь-воин в кольчуге и черном плаще сидит и отдыхает среди леса под деревом с мечом в руке.
Портрет одного жестокого бородатого мужчины, средневекового воина или рыцаря с грязным израненным лицом, держащим меч
Портрет одного улыбающегося мужчины, средневекового пирата, держащего бутылку рома, изолированную на темном фоне.
Портрет средневекового воина или рыцаря в шлеме и доспехах верхом на игрушечной лошади, держащей большой меч, изолированный на темном фоне. сравнение эпох, история
Портрет улыбающегося мужчины в образе средневекового воина с грязным израненным лицом в снаряжении, изолированном на темном фоне. сравнение эпох
Винтажный портрет жестокого улыбающегося человека, средневекового воина или рыцаря с грязным израненным лицом с помощью современного гаджета, изолированного на темном фоне.
Оно пронзило его тело и высунулось спереди почти на локоть.
«В этого человека, — говорил очевидец, — попало более пятидесяти стрел и камней, но ничто не отвлекло его внимания от его действий. Он продолжал сражаться и отгонять наступающих до тех пор, пока не сгорел заживо от бутыли с нефтью, брошенной в него нашими пиротехниками.