Нелюбовь, тараканы и неслучившаяся жизнь — молодые режиссёры и драматурги отправили Архангельск назад в 90-е
В Архангельске завершилась режиссёрская лаборатория «Живое слово театра» по итогам конкурса инсценировок русской современной прозы.
30 августа в театре драмы состоялись показы четырёх эскизов, подготовленных выпускниками режиссёрских факультетов по инсценировкам, которые такие же молодые люди — драматурги и театроведы — написали к романам и рассказам ныне живущих современных классиков.
Алексей Варламов, Алексей Иванов, Захар Прилепин и Чингиз Айтматов; полумелодрама-полукомедия, почти «чернуха», философская притча, — просмотр эскизов превратился в театральную, интеллектуальную и эмоциональную ретроспективу 1990-х годов. Проводниками по современной литературе, драматургии и театру для архангельских зрителей в этом путешествии стали доцент кафедры театрального искусства РГИСИ, автор книги «Как инсценировать прозу» Наталья Скороход и театральный критик Павел Руднев.
Трогательные «Тараканы»
Инсценировку первого рассказа Алексея Варламова «Тараканы» написала выпускница Литературного института имени Горького Полина Бабушкина, в котором писатель служит ректором.
Рассказ своего наставника о мальчике Лёше, который живёт в атмосфере тотальной нелюбви и неудовлетворённости, пока родители выясняют отношения и травят тараканов, она превратила в исповедь ребёнка. А для его друзей таракашек даже придумала свой язык. И, самое главное, создала изящную психологическую метафору: страшнее те тараканы, что не квартирах, а в головах у взрослых. И от них в Москву не уедешь.
Полина Золотовицкая и Полина Бабушкина (в центре).
Молодой драматург приехала в Архангельск, чтобы посмотреть, как её тезка Полина Золотовицкая, выпускница Школы-студии МХАТ и режиссёрского факультета ГИТИСа, перенесла инсценировку на сцену. А получилось — очень тонко, нежно. Иногда смешно, но чаще — горько.
Молодой режиссёр придумала изящные, не кричащие образы: родители в тараканов превращались легким движением руки — с помощью очков, шапок с помпонами и крохотных чемоданчиков.
— Для меня самой большой интригой был образ таракашек, — поделилась впечатлениями Полина Бабушкина, — А получилось, по-моему, очаровательно.
Микрофон в руках молодого актёра Артура Чемакина, который сыграл Лёшу, заменил диктофон, который служил непрямым каналом связи между отцом и сыном. А ещё ружьём, которое в финале по-чеховски выстрелило. В сцене, в которой папа Лёши прослушал записи сына, заслуженный артист России Сергей Чуркин просто пронзил своими слезами, проступившими на глазах. Какая перемена! Это после-то нарочито растянутых то ли на оперный, то ли на церковный манер слов скучающего интеллигента.
Эксперты лаборатории высоко оценили эскиз.
— Это очень сложносочинённая история, — отметил Павел Руднев. — Обычно эскизы грешат культивированием одного метода, а здесь я постоянно удивлялся смене правил игры.
Адская общага
После деликатных по способам актёрского существования и режиссёрским приёмам «Тараканов» эскиз по инсценировке раннего романа Алексея Иванова «Общага-на-Крови» был всё равно, что пощёчина после поглаживания.
Автор инсценировки и он же режиссёр, преподаватель Архангельского колледжа культуры Дмитрий Тарасов превратил коридор «архдрамы» в этаж общежития, а за массивными дверьми служебных помещений спрятал студенческие комнатушки, в которых пьют дешёвое вино, любят друг друга, дерутся, спорят их обитатели. Но самое важное происходит в коридоре и часто — беззвучно: здесь муж комендантши ходит по комнатам, как по публичному дому и девушки преодолевают расстояние до общей ванной с оглядкой и чуть ли не бегом.
Дмитрий Тарасов и актёры, принявшие участие в эскизе.
Дмитрий Тарасов рассказал, что с этой инсценировкой он живёт уже два года. За время конкурса и лаборатории успел сделать две редакции текста. Причём во второй действие переносится в Древний Рим и языческие времена. И автор не исключает, что будет и третья редакция.
Действие же версии, представленной на показе, происходило… в аду. Иначе, как адом, эту общагу в стиле «хардкор» не назовёшь. Да и сам режиссёр включил в тело эскиза видео, на котором священнослужитель сказал: «Ты в аду, сынок».
Семеро в одном
На показе эскиза по инсценировке к сборнику рассказов «Семь жизней» Захара Прилепина председатель жюри конкурса Наталья Скороход раскрыла тайну: под псевдонимом Ксении Двинской скрывалась автор проекта «Живое слово театра», заместитель председателя регионального отделения Союза театральных деятелей Ольга Истомина. О том, что молодой архангельский театровед послала инсценировку на конкурс, члены жюри до последнего не знали.
Автор инсценировки проделала ювелирную работу: перевела с языка прозы на язык драмы формально не связанные исповеди людей — мальчика, выросшего, но не пережившего утрату отца, командира взвода, музыканта, священника, — не скованные сюжетом и фабулой.
Эту текучую структуру режиссёр, выпускник ГИТИСа Никита Бетхтин перенёс на сцену, сделав невидимые связи между персонажами видимыми, отразив одного героя в другом. И наполнив этот клубок человеческих историй связующими деталями: свистом, песней «Шарманщик» Шуберта, засохшими ветками, фарфоровыми тарелками, тремя парами туфлей-лодочек…
Критик Павел Руднев нашёл в этом эскизе абстрактную сложность человеческой жизни и связь с высокой культурой размышлений французского театра
— Это наиболее сложный текст для инсценирования, — отметил критик Павел Руднев.
— Здесь нет хорошего драматического напряжения, но есть хорошая литература. — Русский психологический театр, наркотически зависимый от событий, нуждается в бессюжетных постановках.
Это шоу-бизнес, милый
Инсценировку «Вечная невеста» выпускница специальности «Театроведение» СПбГАТИ Анастасия Мордвинова написала по романа Чингиза Айтматова «Когда падают горы». А эскиз по ней сделал выпускник ГИТИСа и режиссёр московского театра «Школа современной пьесы» Евгений Кочетков.
Мелодраматичная истории о журналисте, грезящем постановкой оперы по легенде о Вечной невесте, возлюбленная и муза которого ушла к богатому продюсеру, завязалась ярко, стильно и страстно, но не избежала вопросов от экспертов.
Председатель жюри конкурса инсценировок Наталья Скороход отметила, что за некоей сериальностью сюжета не увидела притчевого потенциала романа. Зато Павел Руднев не оставил без внимания изящество, с которым режиссёр Евгений Кочетков поработал с артистами. Артисты, действительно, продемонстрировали большую отдачу и энергию.
Особенно Михаил Кузьмин, сыгравший главного героя Арсена, — в сцене драки с богатым соперником — по-настоящему сложной даже физически. Она потребовала от него не только выложиться эмоционально, но и практически акробатической ловкости.
Наталья Скороход.
Наталья Скороход подвела итоги лаборатории:
«Весь день мы сегодня осмысляли 1990-е годы, и это симптоматично. Получилась некая фреска о человеке девяностых. Это было интересное интеллектуальное, театральное и эмоциональное путешествие».
Церковь в деревне Чернуха | Тайга
Церковь изготовлена по канадской технологии, диаметр бревна 30-34 см. Все работы выполнены нашей компанией.
Дом “Волга”
Построено: Татарстан
Деревянный дом запланирован в виде двухэтажного сруба. Применена технология рубки: Diamond, Post & Beam.
Подробнее
Дом “Ворсма”
Построено: Нижегородская обл.
Деревянный дом запланирован в виде одноэтажного сруба.
Применена технология рубки: Diamond, Post & Beam.
Подробнее
Дом “Викинг”
Построено: Московская область, г. Талдом
Деревянный дом запланирован в виде одноэтажного сруба с мансардным этажом. Применена технология рубки: Diamond, Post & Beam.
Подробнее
Баня “Айова”, Нижний Новгород
Построено: Нижегородская обл., г. Нижний Новгород
Если вы являетесь владельцем земельного участка, который выглядит опустошенным и имеет незавершенное оформление, идеальным вариантом будет разместить на нем шикарную баню с террасой. Здание с вместительной террасой, комнатой отдыха и антресолью – отличное место для проведения досуга в любое время года.
Подробнее
Баня “Катрин”
Если вы очень серьезно подходите к проведению качественного отдыха и хотите не просто обустроить парную и душевую в бане, но и создать по-настоящему комфортное и безумно приятное место для отдыха, то такая баня точно для вас.
Такая баня, с большой террасой и бассейном под одной крышей, станет идеальным местом.
Подробнее
баня “Казань”
Построено: Казань
Деревянная баня, общей площадью 36.6 кв. м, запланирована в виде одноэтажного сруба. Размеры этого строения из рубленного бревна канадской рубки в осях 5,50 х 7,00 м. Диаметр бревен от 400-450 мм.
Подробнее
Баня “Серпа”
Кто из нас не мечтал о тихом уютном месте, где можно посидеть, отдохнуть и даже немного развлечься в компании друзей или семьи?! Именно построив такую баню на своем участке, вы сможете исполнить заветную мечту. Баня “Серпа”, общей площадью 86,69 кв. м. Размеры сруба в осях 5,70 х 7,00 м.
Подробнее
Дом “Серпухов”
Дом “Серпухов”, идеально подходит для постоянного проживания большой семьей.
Также домик придётся по вкусу паре, которая любит часто принимать большие компании друзей. Общая площадь составляет 230 кв. м.
Деревянный дом “Ковчег”
Построено: Самарская обл, г. Самара
Diamond, Post & Beam, канадская рубка, Самарская обл, г. Самара, Комбинированный проект дома с банным комплексом, объем данного сруба 530 м3, дизайн и интерьер современного деревянного рубленого дома
Подробнее
Баня “Айова”, Сыктывкар
Построено: Республика Коми, г. Сыктывкар
Diamond, Post & Beam, Сыктывкар, дизайн и интерьер современной деревянной рубленой беседки
Подробнее
Беседка Олимпия
Построено: Казань
Беседка «Олимпия» станет прекрасным местом для вашего отдыха.
Подробнее
Беседка “Герда”
Построено: Московская обл.
, г. Раменское
Diamond, Post & Beam, Московская обл., г. Раменское, монтаж бревенчатого каркаса и кровли беседки, дизайн и интерьер современной деревянной рубленой беседки
Подробнее
Дом “Гармония”
Diamond, Post & Beam, канадская рубка, выполнено по нашему проекту, дизайн и интерьер современного деревянного рубленого дома
Подробнее
Дом в Карелии
Diamond, Post & Beam, канадская рубка, большие бревна, дизайн и интерьер современного деревянного рубленого дома в Карелии
Подробнее
Дом “Магнус”
Diamond, Post & Beam, канадская рубка, двухэтажный дом со вторым светом, дизайн и интерьер современного деревянного рубленого дома
Подробнее
Дом “Себеж”
Diamond, Post & Beam, канадская рубка, дизайн и интерьер современного деревянного рубленого дома
Подробнее
Дом “Эльф”
Diamond, Post & Beam, канадская рубка, дизайн и интерьер современного деревянного рубленого дома
Подробнее
Баня из кедра
Diamond, Post & Beam, канадская рубка, просторная баня с верандой из кедра, дизайн и интерьер современной деревянной рубленой бани
Подробнее
Охотничий дом
Охотничий дом.
Экстерьер охотничьего дома
Подробнее
Храм Святой Троицы
Построено: д. Чернуха
Храм Святой Троицы. Деревянный храм ручной рубки.
Подробнее
Кино Кризис: Русская Чернуха…
- Дом
- Поиск
- Кино кризиса: российское кино «Чернуха», его культурный контекст и межкультурные связи
- Аспирантура и исследования, Факультет / Тезисы и диссертации
- 1114 просмотров
- 3496 загрузок
- Автор / Создатель
- Исакова, Волга
Настоящая работа посвящена российскому кинематографу эпохи перестройки, в частности безрадостному направлению, известному как чернуха.
Проект предлагает сравнительный анализ «чернухи» и фильма «нуар» с целью изучения того, как эти кризисные кинотеатры направляют социальные тревоги в переходный период. Освещено значение искусства чернухи для понимания травматической истории перестройки и первых постсоветских лет, ее связи с российским и международным культурным контекстом, а также функции темного видения чернухи в русской культуре. В диссертации прослеживаются корни чернухского кино в России 19естественной школы ХХ века, а кинематографическое направление сравнивает с неонатуралистической прозой эпохи перестройки и постмодернистской прозой того времени. В диссертации утверждается, что чернуховое кино имеет прямое отношение как к репрезентациям истории, так и к вопросам этики. Трансгрессивный интуитивный визуальный стиль и пессимистические нарративы Чернухи функционируют как непосредственная травматическая реконструкция краха советского образа жизни, предлагая нигилистическую деконструкцию прежних доминирующих нарративов и артикулируя этическую несостоятельность культурных ожиданий и репрезентаций.
Используя концепцию киномира, я утверждаю, что подобно кинонуару и неонуару чернуха представляет собой киномир, представляющий собой отдельную вселенную, которой, кажется, нет альтернативы или какого-либо противодействующего чувства нормальности. Чтобы представить системное исследование кино чернухи в дополнение к истории, культурному контексту, визуальному стилю и повествовательным стратегиям, в диссертации также рассматриваются модели характеристик в кино чернухи и репрезентации тела, сексуальности и пола.- Темы/Ключевые слова
- Чернуха
- Перестройка
- Кинотеатр
- Дата выпуска
- Весна 2012 г.
- Тип изделия
- Диссертация
- Степень
- Доктор философии
- ДОИ
- https://doi.
org/10.7939/R3PH7W
- Лицензия
- Эта диссертация предоставляется библиотеками Университета Альберты с разрешения владельца авторских прав исключительно в некоммерческих целях. Этот тезис или любая его часть не могут быть скопированы или воспроизведены иным образом без письменного согласия владельца авторских прав, за исключением случаев, разрешенных канадским законодательством об авторском праве.
Project MUSE – Россия и душа: исследование Дейла Песмена (обзор)
Вместо аннотации приведу краткую выдержку из содержания:
854 Отзывы презрительно относятся к системе здравоохранения? Автор также предлагает обширную статистику по г. Жданову; претензии Маленькой Веры на документальное правдоподобие требуют этой объяснительной установки подлинных фактов и цифр для оценки этих претензий, для объяснения клаустрофобии и для оправдания гнусной инверсии Пичуля социалистической реалистической «типичности».![]()

(Любопытным пробелом, учитывая, что книга исследует «душу», является отсутствие рассмотрения религиозной жизни в Омске; по крайней мере, автор, кажется, не ступал в церковь и не общался с кем-либо из сильно верующих.) между приступами бичевания березовыми вениками и обильным употреблением местной еды и алкогольных настоев Песмен проводит дальнейшие «полевые исследования» (стр. 4), собирая сведения о туземцах посредством записанных на магнитофон интервью с двадцатью шестью знакомыми разных возрастов. из одиннадцати и семидесяти пяти. Полагая, что «поиски одних только определений не будут работать с таким термином, как душа» (стр. 9), Песмен избегает исключительно семантического рассмотрения понятия и в то же время воздерживается от простой попытки описать менталитет или национальный характер. Она жалуется, что оба подхода ошибочно «покупаются на обманчивую вещность души» (стр. 15). Русская душа для Песмена не просто «миф, понятие, образ, утешительный фик». националистического тропа, это также то, как люди что-то делали и что они делали» (стр.
Проект предлагает сравнительный анализ «чернухи» и фильма «нуар» с целью изучения того, как эти кризисные кинотеатры направляют социальные тревоги в переходный период. Освещено значение искусства чернухи для понимания травматической истории перестройки и первых постсоветских лет, ее связи с российским и международным культурным контекстом, а также функции темного видения чернухи в русской культуре. В диссертации прослеживаются корни чернухского кино в России 19естественной школы ХХ века, а кинематографическое направление сравнивает с неонатуралистической прозой эпохи перестройки и постмодернистской прозой того времени. В диссертации утверждается, что чернуховое кино имеет прямое отношение как к репрезентациям истории, так и к вопросам этики. Трансгрессивный интуитивный визуальный стиль и пессимистические нарративы Чернухи функционируют как непосредственная травматическая реконструкция краха советского образа жизни, предлагая нигилистическую деконструкцию прежних доминирующих нарративов и артикулируя этическую несостоятельность культурных ожиданий и репрезентаций.
org/10.7939/R3PH7W