Советы тату мастера

Рисунок шамана – фото и картинки shaman, скачать рисунки на Depositphotos®

Визуальные образы мира в Сибирском Шаманизме. Часть 2


ВИЗУАЛЬНЫЕ ОБРАЗЫ МИРА В СИБИРСКОМ ШАМАНИЗМЕ. Часть 2

Оглавление

Часть 1


  • Представления о вселенной
  • Структура вселенной

Шаманский бубен как модель вселенной


  • Конструкция бубна
  • Композиция рисунков
  • Рисунки на бубне
  • Символика элементов бубна
  • Символика изображений
  • Мировое древо
  • Родовое дерево
  • Шаманское дерево
  • Огонь и река как воплощения священной вертикали

Часть 2


  • Космический человек
  • Дух-предок шамана

Шаманский костюм


  • Символика шаманского костюма. Птица
  • Символика шаманского костюма. Животное
  • Символика шаманского костюма. Модель вселенной

Камлание шамана как символическое путешествие по вселенной


  • Ритуальные обязанности шамана
  • Духи-помощники шамана
  • Шаманский бубен как средство передвижения
  • Cимволическое путешествие по вселенной
  • Звуки бубна
  • Шаман как творец вселенной

Космический человек

Ипостасью мирового древа, определяющего пространственную и временную организацию космоса, было изображение космического человека, часто встречающееся в оформлении бубнов. Этот образ обычно занимает центральное место в композиции: он либо нарисован на внешней стороне обтяжки, либо вырезан на вертикально расположенной рукоятке бубна.


Алтайские бубны с внутренней стороны
Алтайский бубен

Разрисовка этого бубна наиболее ярко передает мифологическую идею тождества макро- и микрокосмоса, природы и человека. В верхней части бубна – по сторонам головы – нарисованы солнце, луна, утренняя и вечерняя Венера. Мелкие звезды в виде точек покрывают всю поверхность бубна, что придает ему масштабность мироздания. Две дуги, состоящие из пяти полос, между которыми расположены точки-звезды, изображают радугу (по другим толкованиям – Млечный путь). Поперечная линия на месте рук осмыслялась как тетива лука, а отходящие от нее вниз короткие прямые отростки – как стрелы (о мифологеме лука см. статью: Ерофеева Н.Н. Лук // Мифы народов мира, т.2, с.75-77). Ниже нее помещены антропоморфные фигуры взявшихся за руки и как бы пляшущих “небесных дев” – дочерей светлого небесного божества Ульгеня, которые считались помощниками шамана. Внизу слева нарисован шаман с бубном и колотушкой (на бубне, в свою очередь, тоже нанесена антропоморфная фигура, аналогичная главному изображению). Внизу справа изображено дерево с привязанной к нему жертвенной лошадью, около нее – фигура шамана. Этот образ осмыслялся как дух-хозяин бубна — изображение шамана-предка, избравшего владельца бубна своим наследником и ставшего его покровителем.

На некоторых бубнах алтайцев на рукоятке вырезаны две антиподально расположенные головы.

Верхнее изображение осмыслялось как шаман-предок, а нижнее — как его жена, дочь верховного божества Ульгеня, дающая шаману сакральную силу во время камлания.


Алтайский бубен с двухголовой рукояткой

Дух-предок шамана

Кеты считали фигуру, нарисованную на обтяжке бубнов, изображением шамана-предка, от которого владелец бубна унаследовал свой дар, а также отождествляли с первым шаманом по имени Бангдэхып (Сын земли), женившемся на дочери небесного бога Еся. Ненцы вырезали на рукоятках бубнов семь личин шаманских духов-предков, а ханты — глаза и рот духа бубна. У эвенков сам бубен символизировал голову: верхняя его часть называлась “макушка”, нижняя — “подбородок”, а резонаторы или отверстия под ними — “уши учителя шамана”.

Итак, этот образ наиболее полно выражал идею связи (и в пространственном, и во временном, и в генеалогическом аспектах) камлающего шамана со всем мирозданием через посредничество его мифологических и реальных предков.


Кетский бубен

По другим трактовкам – это изображение легендарного шамана Доха. Глубинный смысл, объединяющий всех этих персонажей, заключается в том, что они играли роль связующего звена между мирами вселенной, а также между предками и потомками, прошлым и будущим.

Так, Бангдэхып, родившийся на земле из деревянной колоды, не имеет ни отца, ни матери (мифологический мотив одиночества первого человека). Его связь с верхним миром выражается в том, что он женится на Дочери неба, спущенной на землю ее отцом; когда она после ссоры уходит от него назад на небо, Бангдэхып отправляется туда и возвращает жену.

Основные сюжеты, в которых фигурирует Дох, также повествуют о его шаманских путешествиях: в верховья (на юг), в теплую страну богини Томам; в низовья (на север), к богине смерти Хоседам; на небо в поисках лучших мест жительства для своих сородичей (Дох считался предком одного из двух родовых подразделений кетов) и т.д. С живущими на земле поколениями кетов Дох остается связан и после своей смерти: он научил людей правилам поведения, сформулировал основные моральные и правовые установления. Как отметил в свое время В.И.Анучин, Доху <<приписывается создание правил енисейского обычного права и многих правил философской и житейской мудрости. В большом ходу у енисейцев полупесни-полупритчи, которые речитативом поют шаманы, и каждая, так сказать, глава такой притчи неизменно заканчивается словами: “Так Дох говорил (рассказывал)”>>

Шаманский костюм

Не только бубен, но и костюм шамана отражал представления народов Сибири о мировом пространстве. Шаманское облачение, как и бубен, было индивидуальным, принадлежащим лично шаману культовым предметом, позволявшим осуществлять обрядовые действия.


Шаманская парка. Вид спереди
Шаманская парка. Вид сзади

Шаманский костюм обычно состоял из парки (кафтана), нагрудника, головного убора и обуви. У энцев, нганасан и кетов, помимо обычного набора, существовали рукавицы.

У нанайцев, удэгейцев и ульчей ритуальная одежда шамана состояла из юбки и рубахи с короткими рукавами; обязательной принадлежностью костюма был головной убор, сплетенный из ритуальных стружек.

Ритуальные стружки, именуемые в этнографической литературе айнским термином “инау”, широко применялись в обрядовой практике всех народов бассейна Нижнего Амура. Скорее всего, они попали туда от айнов о. Хоккайдо и Сахалина через нивхов. Инау представляют собой искусно заструженные палочки или длинные стружки, которыми обвязывают священные объекты, черепа животных, головы людей и т.д. Выдающийся российский этнограф Л.Я.Штернберг в статье “Культ инау у племени айнов” считал, что они выполняли роль посредников между людьми и духами. По объяснению одного из сахалинских айну, инау – это “толкующий человек, посол, оратор”. Как и выдающиеся по красноречию люди, которые служили “послами и посредниками в делах мести, мира и войны”, инау обладал способностью быстро и красноречиво передавать богам потребности человека. Слово “инау” Л.Я.Штернберг этимологизировал как “язык дерева”, сопоставляя стружки с “языками” оратора-посла и сравнивая их с языками огня, “с шумным многоязычием его пламени”.


Удэгейский шаман в костюме

Символика шаманского костюма. Птица

У многих народов Сибири шаманский костюм символизировал птицу, и не простую, а “чистую”, небесную. Только надев такой костюм, шаман получал возможность летать и таким образом выполнять возложенные на него обязанности посредника между человеческим миром и миром духов. Наиболее ярко этот смысл отражен в семантике бахромы, которой обшивался подол, рукава, а иногда и ворот; бахрома осмыслялась как птичьи перья.


Танец якутского шамана, изображающий полет птицы

Образ костюма-птицы символизировали и фигурные изображения птиц, нашивавшиеся в виде подвесок на кафтан и нагрудник, прикреплявшиеся к головному убору.
Эти изображения обозначали духов-помощников шамана, имеющих вид птиц — гагары, орла, журавля, утки, а также символизировали самого шамана, когда он в образе гагары плыл по мировой реке или в виде орла сражался со злыми духами.


Парка селькупского шамана. Вид сзади. Вид сзади. 1 — крот; 2 — гагара; 3, 5 и 8 — журавли; 4, 6 и 9 — утки; 7- орел
Головной убор нганасанского шамана

Символика шаманского костюма. Животное

Путешествие шамана не всегда осмыслялось как полет к высшим небесным духам, иногда ему приходилось спускаться в мрачный нижний мир, дорога куда пролегала, как считали якуты, через “море бед и несчастий”. Поэтому в шаманском костюме часто сквозь образ птицы явственно проступает образ зверя.

Шаман верхом на медведе спускается в нижний мир. Селькупский рисунок
Это отражено во внешнем виде и семантике головного убора, придававшего шаману черты животного (оленя, лося, медведя), а также обуви, оформлявшейся часто как оленье копыто. Пришивавшийся сзади к кафтану повод, за который шамана держали во время камлания, также воссоздает в костюме образ ездового животного. По представлениям якутов, новый костюм требовалось сначала “объездить”, так как он “не давался” шаману и “бился как лошадь”.

Символика шаманского костюма. Модель вселенной

Камлание, со всеми превращениями шамана из человека в птицу, из птицы в животное, являлось своеобразным описанием вселенной, способом осмысления и моделирования мира. Три шаманские ипостаси — человек, птица, животное, их отражение в костюме, обыгрывание в ритуале выражают идею мироустройства. По аналогии с пространственным членением мифологического космоса можно установить ряд соответствий между определенными космическими сферами и частями шаманского костюма, между тремя классами существ, приуроченных к трем ярусам мирового древа, и расположенными на костюме их изображениями (в виде металлических подвесок, аппликаций и т.д.).


Головной убор нганасанского шамана

В этом плане были важны семантические противопоставления верхней (плечи), средней (пояс) и нижней (подол) частей. Например, шаманские костюмы селькупов делились на верхнюю “светлую” часть и нижнюю “темную”.На светлой части, оформленной мехом оленя, помещались изображения духов верхнего мира; ниже пояса находились изображения духов нижнего мира, а при оформлении использовался мех медведя. У некоторых народов были шаманы, имевшие два костюма: один, сшитый из оленьей шкуры, — для камланий в верхний мир, другой, из медвежьей шкуры, — для нижнего мира. Головной убор шамана часто украшался оленьими рогами — настоящими или их стилизованными изображениями.


Изображения рыб и змей на шаманском костюме эвенков

Подол кафтана сзади удлинялся, образуя мыс в виде хвоста. Иногда такой хвост имел вид утолщенных пестрых жгутов — змей. В этом случае подол был вместилищем хтонических существ, обитателей нижнего мира. На шаманских костюмах якутов на подоле нашивались металлические изображения рыб и змей, символизирующие обитателей “моря бед и несчастий”.
Им были противопоставлены изображения небесных птиц (лебедя, журавля), помещавшиеся на плечах. В других случаях — птицы верхней части костюма противопоставлялись фигурным изображениям зверей (волка, медведя), расположенным на подоле.


Средняя часть костюма — нагрудник — отмечалась особо: на ней были расположены изображения самых главных духов-помощников шамана.
Нагрудник нганасанского шамана

Иногда на кафтанах имелись изображения костей и внутренних органов человека. Их расположение отвечало представлениям о строении человека и соотносилось со схемой мифологического космоса: образ человека накладывался на космос и являл собой их тождество — антропоморфизированный космос. Шаманский костюм был не только вместилищем духов, но и, как и бубен, своеобразной картой вселенной, на которую были нанесены символы шаманского пути.Шаман, в своем облачении и с бубном в руках камлающий над больным или провожающий душу умершего в мир мертвых, являл собой этот антропоморфизированный космос, был медиатором, связующей миры, посредником, обеспечивающим гармонию во всех сферах вселенной.


Шаман камлает.
Селькупский рисунок
(Мифические родовые поселения шаманских духов)Эвенкийский рисунок, изображающий мифические родовые поселения шаманских духов, призываемых шаманом во время камлания
1 — шаман, призывающий своих духов-помощников;
2 — человек, помогающий шаману во время камлания;
3 — шаманский чум;
4 — сородичи шамана, присутствующие на камлании;
5 — мифические шаманские родовые дороги, идущие от шамана к его духам;
6-12 — родовые территории шаманских духов

Камлание шамана как символическое путешествие по вселенной.
Ритуальные обязанности шамана

Наиболее распространенная функция шаманов — врачевание. В круг ритуальных обязанностей шамана также входило добывание у духов-хозяев душ промысловых животных, скота, младенцев для бездетных супругов; шаман добывал удачу для охотника, усмирял непогоду, гадал, провожал души умерших, изгонял проникших к людям злых духов. Во время камлания шаман совершал символическое путешествие по сферам вселенной; при этом он призывал то одного, то другого из своих духов-помощников, вступал в поединки с духами болезней, уговаривал духов-хозяев исполнить просьбы, преподносил им свои дары и, получив искомое (душу больного, охотничью удачу и т.д.), передавал его просителям

Эвенкийский рисунок, изображающий камлание шамана над больным
1 — р. Подкаменная Тунгуска;
2 — ее притоки;
3 — земля рода Момоль;
4 — родовые священные деревья, место совершения обрядов;
5 — дух-хозяйка родовой земли;
6 — дух-покровитель рода Момоль;
7 — мифическая родовая ограда-засека из шаманских духов-сторожей;
8 — земля рода Нюрумналь;
9 — место родового культа членов рода Нюрумналь;
10 — дух-покровитель рода Нюрумналь;
11 — священные деревья рода Нюрумналь;
12 — мифическая ограда-засека рода Нюрумналь из шаманских духов-сторожей;
13 — чум шамана рода Нюрумналь;
14 — шаман рода Нюрумналь;
15 — его помощники;
16 — след шаманского духа — источника болезни, посланного шаманом рода Нюрумналь в род Момоль;
17 — дух болезни, пробравшись незаметно через ограду в род Момоль и превратившись в червяка-древоточца, проникает во внутренности одного из членов рода Момоль и начинает уничтожать его телесную душу;
18 — чум больного члена рода Момоль;
19 — его жена;
20 — чум шамана рода Момоль;
21 — шаман рода Момоль камлает, чтобы узнать о причине болезни сородича;
22 — сородичи, присутствующие на камлании;
23 и 24 — шаманские духи — гусь и кулик, которых шаман посылает к больному с поручением выгнать духа болезни;
25 — дорога шаманских духов;
26 — шаманские духи — расщеп и копье, которые должны поймать духа болезни, когда он выйдет из больного;
27 — шаманский дух-сова, несущий духа болезни к пропасти нижнего мира; 28 — вход в нижний мир;
29 — шаманский дух — двухголовая щука, посылаемая шаманом рода Момоль, чтобы отомстить роду Нюрумналь;
30 — след духа — двухголовой щуки;
31 — чум больного члена рода Нюрумналь;
32 — дух-щука вырывает телесную душу у больного;
33 — дух-щука уносит телесную душу больного;
34 — телесная душа больного человека;
35 — изгородь из духов-листвениц, построенная шаманом рода Момоль в месте прохода чужеродного шаманского духа;
36 — шаманский дух-расщеп, поставленный шаманом рода Момоль над следом чужеродного духа;
37 — подвешенные к идолу шкурки зверей;
38 — шкура оленя, принесенного в жертву божествам верхнего мира

Камлание шамана как символическое путешествие по вселенной.
Духи-помощники шамана

Духов различных рангов символизировали зооморфные и антропоморфные изображения, нарисованные на бубне, вырезанные на его рукоятке или прикрепленные в виде подвесок к бубну и костюму. Часть этих изображений осмыслялась как духи-хозяева соответствующих космических зон, а часть считалась духами-помощниками шамана, вселяющимися во время камлания в свои изображения и помогающими шаману в его путешествии. Когда шаман в ходе камлания попадал в ту или иную сферу, где обитают соответствующие духи и божества, эти персонажи верований как бы оживали и втягивались в происходящее действие.


Луна вытаскивает за лямку шамана, попавшего в беду. Нганасаны

Камлание шамана как символическое путешествие по вселенной.
Шаманский бубен как средство передвижения

Большую роль в путешествиях шамана по сферам космоса играл его бубен. Почти у всех народов Сибири было распространено представление о бубне как о ездовом животном шамана (олене, лосе, коне). Ненцы считали бубен шаманским оленем, переносившем его в верхний мир. У кетов рукоятка бубна осмыслялась как позвоночник оленя; вертикальные железные подвески, располагавшиеся по семь штук с каждой стороны от рукоятки — ребрами; резонаторы на обечайке воспринимались как копыта; отдельные подвески символизировали движение, дыхание оленя.

Во время камлания бубен осознавался не только как ездовое животное шамана, но и несколько шире — вообще как средство передвижения: если по ходу действия шаману предстояло плыть по реке, бубен считался лодкой, а колотушка веслом; соответственно осмыслялись и его отдельные части: обтяжка — как “дно” лодки, обечайка — как ее “борта”.

Поскольку дорога шамана к духам была опасной и ему часто приходилось иметь дело с враждебно настроенными существами, вступать с ними в борьбу, бубен считался еще и боевым снаряжением шамана: луком, броней, щитом. Многие металлические детали и подвески осмыслялись как мечи, стрелы или сабли.

Камлание шамана как символическое путешествие по вселенной


Эвенкийский рисунок, изображающий проводы шаманом умершего сородича в мир мертвых

1 — покинутый чум умершего сородича;
2 — могильный помост; возле него на дереве висят вещи, сопровождающие умершего в мир мертвых;
3 — шаманский чум, сооруженный для обряда проводов умершего;
4 — шаман отвозит телесную душу умершего в нижний мир;
5 — мифическая родовая река;
6 — шаманский дух-лиственница расчищает для шамана дорогу;
7 — шаманский дух-гагара показывает шаману дорогу;
8 — шаманский бубен, заменяющий шаману лодку;
9 — шаманские духи-охранители;
10 — телесная душа умершего следует за шаманом на своем могильном помосте-плоту;
11 — стойбище мифических родовых старух — хозяек дороги в нижний мир, которых шаман расспрашивает о дороге в селение мертвых;
12 — шаманский остров на середине пути в нижний мир, где шаман отдыхает у старухи — хозяйки родовой реки и советуется о дальнейшем пути;
13 — речной порог, где стоит ловушка, построенная шаманом из духов;
14 — конечное стойбище мифических родовых старух — хозяек дороги в нижний мир; шаман, пристав к берегу, кричит через залив в селение мертвецов, чтобы они взяли привезенную телесную душу умершего сородича;
15 — шаманский бубен, служащий лодкой;
16 — телесная душа, привезенная шаманом;
17 — жертвенный олень;
18 — шаманский дух-гагара, плывущий впереди шамана как проводник;
19 — залив в устье мифической родовой реки, за которым начинается нижний мир;
20 — место поселения мертвецов-сородичей;
21 — стойбище мертвецов-сородичей;
22 — женщины-мертвецы сидят возле костра и занимаются разными хозяйственными делами;
23 — девять шаманских земель: на восьми живут духи предков шамана, а на самой большой — хозяин нижнего мира манги;
24 — мужчины-мертвецы промышляют зверя;
25 — мертвые сородичи-мужчины строят на реке закол — ловушку для ловли рыбы;
26 — старуха — глава селения мертвецов поднимается на крутой яр и дает знак одному из мужчин переплыть через залив и привести в селение телесную душу умершего члена рода;
27 — один из мертвецов едет в лодке через залив за приплывшем на могильном помосте-плоту сородичем;
28 — шаманские духи-помощники, прикрывающие вход в нижний мир;
29 — шкура жертвенного оленя;
30 — омирук — родовое хранилище душ оми;
31 — души оми;
32 — притоки верховья мифической родовой реки;
33 — ловушки, построенные шаманом из духов-помощников, чтобы преградить доступ духам болезней в омирук;
34 — шаманские духи в образе птиц охраняют проходы в омирук с воздуха;
35 — шаманские духи в образе рыб охраняют проходы в верховья родовой реки;
36 — душа оми, превратившись в птицу, улетает от манги в омирук

Камлание шамана как символическое путешествие по вселенной.
Звуки бубна

Звуки бубна тоже активно семантизировались, а для различных моментов камлания были характерны определенные способы звукоизвлечения. Гулкие редкие удары по бубну в начале камлания означали оповещение духов-помощников шамана. Приход каждого помощника отмечался резким сильным ударом. В дальнейшем удары в бубен становились более разнообразными. В критические моменты камлания, когда шаман изображал скачку по трудной дороге или борьбу со злыми духами, удары были очень сильные и частые, а бряцание подвесок сливалось в звонкий, резкий гул. Звон подвесок в определенных местах камлания осмыслялся как способ отогнать или уничтожить злых духов. Считалось также, что звуки бубна способны “разбудить” или “оживить” природу, привлечь внимание божества, что они сами по себе могут служить призывом к нему, просьбой снизойти к людям и откликнуться на их просьбы. Удары в бубен понимались еще и как “речь” шамана, обращенная к духам.

Шаман как творец вселенной


Изображение Полярной звезды и Рассвета. Чукотский рисунок

Принося жертвы духам и божествам верхнего и нижнего мира, шаман в ответ получал их помощь и поддержку, а значит — благополучие для своего народа. Этот обмен, лежащий в основе мирового порядка, запечетлен на чукотском рисунке, изображающем устройство вселенной.
В центре изображена Полярная звезда, ее пересекают две перпендикулярные линии. На конце одной из них, внизу слева, у подножия горы, находится Рассвет — божество верхнего мира, хозяин промысловых животных. Изображен он в виде человека с сиянием вокруг головы. В левой руке он держит жертвенное корытце, а в правой — лисицу, предназначенную человеку взамен жертвы. Слева подходит другая лисица, а справа сидит собака, принесенная в жертву Рассвету.
Таким образом, камлание шамана было не только описанием-моделированием вселенной, ее отдельных сфер и элементов, но и средством обеспечить благополучие обитателей всех ее сфер, и в первую очередь — сородичей шамана. Возвращая душу больного, выпроваживая злого духа, провожая душу умершего — туда, где каждому из них надлежит быть, — шаман восстанавливал нарушенное равновесие, возвращал в мир гармонию, спасал вселенную от хаоса и в этом смысле выступал как демиург, творец вселенной, центр мира.


Изображения солнца, всадников и птицы на шаманском костюме. Ангарские эвенки.

© Е. С.Новик , О. Б.Христофорова

Часть 1. В начало

6a6a-yaga.livejournal.com

Лики сибирских шаманов: не смотри в глаза

Автор блога fogelman.ru собрал эти фото, снабдив их краткими сведениями о том, кто и когда был на них изображен. Нам показалось заманчивым попытаться заглянуть в глаза сибирским шаманам. Хотя вообще-то делать это не рекомендуется…

Шамани́зм (также шама́нство) — ранняя форма религии, в основании которой лежит вера в общение шамана с ду́хами в состоянии транса («камлание»). Шаманизм связан с магией, анимизмом, фетишизмом и тотемизмом. Его элементы могут содержаться в различных религиозных системах. Шаманизм был развит у народов Северной Европы (саамы), Сибири, Дальнего Востока, Юго-Восточной Азии и Африки, у индейцев Северной Америки, а также и у индейцев Южной Америки. В той или иной форме он существовал у большинства народов Земли. В этом смысле шаманизм принято считать древнейшей религией, насчитывающей десятки тысячелетий. Однако такое понимание несколько условно, поскольку современные религии предполагают единую мифологическую основу. В шаманизме же мифологическая основа даже в пределах Евразии может отличаться достаточно сильно, а африканский и американский шаманизмы вообще опираются на собственные системы мифов, сообщает fogelman.

Основой поста послужил альбом автора «Сибирские шаманы». Дополнен и переработан.

Несколько дней собирала подписи к фотокарточкам, искала источники. Хотела сейчас написать, что была проделана большая работа, но что-то мне подсказывает, что все только начинается…

Сибирские шаманы

Валентин Владимирович Хагдаев (род. 27 марта 1959 г.) — легендарная личность, верховный шаман Ольхона.

Публикации: Шаманизм и мировые религии: монография. — Иркутск, 1998

Тувинский шаман Николай Ооржак:

Николай Ооржак. Горловое пение — подборка разного видео.

Программа семинара по горловому пению (сохраню себе на память. Только из описания семинара уже можно составить представление о возможностях горлового пения):

— Стили исполнения горлового пения. Их особенности и различия. Техники гимнастики расслабления со звуком.
— Стиль Хоомей (реветь мотив, настроение).
— Кыргыраа (хрипение, бурление) – мощь гор и степей.
— Сыгыт (свист) – трели птиц Поднебесья.
— Погружение в состояние медитации, используя звук горлового пения.
— Возможные методы управления состоянием сознания звуком Хоомей.
— Использование обертонного пения в целительстве и самоисцелении

Шаманка Башиила, Бурятия (п. Усть-Ордынский):

Шаман, Бурятия. Обряд (тайлган) открытие небесных врат:

Обряды открытия и закрытия небесных врат – два самых крупных события, имеющих большое значение в шаманизме. При этом обряд открытия проводится весной, когда появляется первая трава, а обряд закрытия — осенью, до того, как выпадет первый снег.

Весной просыпается природа, и просыпаются божества, в честь этого и проводится обряд открытия небесных врат. С него начинается проведение всех годовых обрядов. После открытия врат можно проводить родовые обряды, поклоняться духам предков, угощать их и просить счастья, благополучия, здоровья, просить мира для себя, своей семьи и всех людей.

Шаман (рисунок). Автор не нагуглился:

Якутский шаман (я эту картину, кстати, видела в музее в Якутии. Впечатляет!):
Художник Иван Васильевич Попов, 1926 г.

Иван Васильевич Попов (1874-1945) — первый народный и профессиональный художник Якутии, этнограф. Родился в селе Ытык-Кюёль Таттинского улуса Якутии в семье русского сельского священника миссионера. Конечно же, с малолетства был глубоко верующим человеком. Так как он рос среди якутов, то и якутский язык стал ему родным. Изучая в полноте описанные биографию художника и воспоминания его родных, можно обнаружить по крупицам не только весьма интересные и удивительные факты из его жизни, но даже и мистическую составляющую. Собранное все воедино, впечатляет.
Удивительные эпизоды жизни художника И.В.Попова

Фото со съемки фильма «Монгол»:

Ойуун (в переводе с якутского «шаман»):

Эвенкийский шаман:
(фото из коллекции Красноярского краеведческого музея)

Я не знаю [пока] почему, но это фото в интернете используется в качестве иллюстрации к рассказу о загадках Кашкулакской пещеры — например!

Великий эвенкийский шаман Федор Полигус:
Фото 1901 года.

На тему:
— Экспедиции А.А.Макаренко к эвенкам Подкаменной Тунгуски в 1907—1908 гг. — есть несколько слов о шамане
— Выдающийся эвенк: Фёдор Полигус

Рассечение, обряд посвящения в ойууны:
Художник — Тимофей Степанов
Еще работы Тимофея Степанова — перейти!

Загадочный мир в работах Susan Seddon Boulet

Susan Seddon Boulet (1941-1997). Ее картины похожи на легкие сны — мягкие и приглушенные краски, люди со звериными головами и звери, таящиеся внутри людей, реальность, сквозь которую прорываются иные миры также, как и мир, окружающий нас, прорывается подчас в наши собственные сны… Она считается основательницей т.н. «Visionary art» — изображению увиденного в измененном состоянии сознания, медитации или трансе.

Якутский шаман (открытка):

Обратная сторона открытки:


Источник — ebay (открытка продается)

Художник — Азат Миннекаев
Сайт художника

Альбом с работами Азата Миннекаева — перейти!

Бурят-шаман, бьющий в бубен:
Фото конца XIX

Якутский шаман Иванов Михаил Яковлевич:


Фотограф — Айсен Дойду.

Иванов Михаил Яковлевич — аксакал поселка Соморсун Амгинского улуса, отец известной народной певицы Ольги Ивановой. Умер в преклонном возрасте в 80-ых годах. Он был в 20-х и 30-ых годах близким другом и кутуруксутом (помощником в камлании) знаменитого чурапчинского шамана Н.Н.Протасова. В годы войны (40-ые) убежал, скрывался в тайге, потом был амнистирован, вернулся домой.

В середине 70-ых годов я, как член этнографической экспедиции ЯГУ, снимал М.Я.Иванова на фото- и кинопленку. Он камлал в клубе поселка Соморсун, а также в полном облачении шамана (плащ и бубен) исполнил обряд обращения к духу-покровительнице рогатого скота Ынахсыт-Хотун, который называется по-якутски «Ынахсыт тардыыта». М.Я.Иванов знал много старинных преданий и шаманских песнопений.
Источник

Парфенов Никита Алексеевич:


Фотограф — Айсен Дойду.

Парфенов Никита Алексеевич (Куобах ойуун, по-русски Заяц-шаман) — житель поселка Кўндээйэ Сунтарского улуса. Известен тем, что знал шаманские обряды, тайно от властей камлал, ибо имел, по его словам, «ийэ-кыыл» (мать-зверь, дух шаманский). В конце 70-ых для членов экспедиции Общества охраны памятников истории и культуры (руководитель Н.Д.Архипов) он исполнил в полном шаманском облачении обряд камлания в честь духа-хозяйки местности Аан Алахчын-хотун. Поставил сам 9 сэргэ, связанные веревкой-салама.
Источник

Протасов Николай Николаевич (1897—1934 г.г.):


Фотограф — Айсен Дойду.

Протасов Николай Николаевич (1897—1934 г.г.) — родился в Ботурусском улусе (Чурапча), и еще при жизни о нем, как о великом шамане, ходили по Якутии легенды. Эта была личность феноменальная, богато одаренная от природы: лучший певец-импровизатор, плясун, хомусист, иллюзионист, гипнотизер, врачеватель, артист, провидец, силач и бегун, хороший кузнец, психолог и философ. Но личность очень трагическая: в первые годы Советской власти в Якутии, когда везде шла активная борьба коммунистов с «религиозными предрассудками», он, Протасов, первый из «ойунов» публично отказался от шаманства, что в конце концов и привело его к самоубийству.

Н.Н.Протасов послужил прототипом героя драмы П.Ойунского «КыЇыл ойуун» — Красный шаман, и, кстати, сам хотел сыграть эту роль на сцене, но не получилось. Отказались, боясь, что начнет камлать на сцене театра по-настоящему. О нем известный российский писатель Борис Лунин написал книгу «Смерть ойуна», где в духе своего времени рассказал о том, как молодой якутский шаман «перековался» в сознательного тракториста — «стал на путь истинный».

Но жаль, что время (другая «новая эпоха») убило все-таки этого замечательного человека, ибо он, отказавшись от истинной сути своей и призвания, погиб, перерезав себе горло. Так духи шаманов мстят за измену. Вера есть вера!
Источник

Photo of a Sakha shaman from a Russian postcard series from 1961:

Алтайский шаман:
Томская губ., Бийский округ, начало ХХ века. Фонды РЭМ.


Источник фото

asiarussia.ru

Значение рисунков на шаманском бубне

Мировоззрение шаманизма делит Теория о параллельных мирах на три мира – верхний, средний и нижний. Каждый из миров населяют соответствующие существа и духи. Шаманский бубен является своеобразной картой вселенной и дает представление об устройстве мира в сознании народов, исповедующих шаманизм.Как правило, бубен имеет форму неправильного овала, но встречаются и круглые бубны. Кожаная поверхность бубна разделена на три части. На каждой части бубна, соответствующей определенной части мироздания, изображены существа, которые эту часть населяют. Средний мир – это мир, в котором живем мы. Там присутствуют изображения юрт, людей и домашнего скота. В верхней части нарисованы небесные существа, которыми являются птицы и олени, а нижний мир населен змеями, рыбами, ящерицами. У разных народов понятия о небесных и подземных существах несколько отличаются, поэтому набор образов, изображенных на бубне, дает возможность определить, какому региону Сибири принадлежит шаман-владелец инструмента. На многих шаманских бубнах присутствует изображение мирового древа, которое прорастает через все три мира, соединяет их и обеспечивает целостность мироздания. В кроне этого дерева воспитываются души будущих шаманов. Одна нанайская шаманка так описала дерево, изображенное на своем бубне: ствол его покрыт лягушками и жабами, вместо корней – огромные змеи, крона дерева состоит из оленьих рогов. Мировое древо на каждом шаманском бубне имеет реальный «прототип» – настоящее дерево, которое считается деревом жизни конкретного шамана. Рядом с ним устраиваются обряды и жертвоприношения, а если шаманское дерево погибает, то это влечет за собой смерть самого шамана.

Часто на поверхности бубна изображаются луна и солнце, находящиеся в части композиции, символизирующей верхний мир. Земля иногда имеет вид  животного, чаще всего – лося. Нижний мир может быть населен антропоморфными фигурами, с разнообразными физическими изъянами. Это безголовые, однорукие или безногие фигуры, что отражает представления о том, что все существа нижнего мира являются «неправильными» для мира людей.

Часто встречаются изображения «семи дев», взявшихся за руки в своеобразном незамкнутом хороводе. Эти светлые сестры, отвлекающие злых духов, и защищающих шамана в трудную минуту. 

Кроме набора общих изображений, каждый шаман наносил на ударную поверхность бубна рисунки своих духов-помощников. По набору изображений на бубне каждого шамана, можно определить степень его силы, количество помогающих ему духов, сферу его воздействия. Для самого шамана бубен является уникальной картой его путешествий по вселенной. Рисунки на бубне дают ему все необходимые ориентиры, инструменты и оружие, которые он использует в разных ситуациях. Они являются своеобразным «походным арсеналом» шамана. 

Рисунки наносятся на бубен красной, белой или черной краской. Изображения на сохранившихся бубнах шаманов древности, вы найдете и на инструментах современных шаманов. Традиция изображений на бубнах довольно консервативна и никак не изменяется, исходя из современных реалий. Этого нельзя сказать о шаманском костюме, который в частных случаях обретает самые неожиданные осовремененные формы. Наряду с бубном, шаманский костюм является набором защитных средств шамана, он обшит лентами и подвесками, в которых обитают духи-помощники, часто для защиты от злых духов в шаманском костюме используются звериные рога, или когти.  Наряду с этим, к примеру, одна бурятская шаманка камлает в традиционном костюме, но при этом на лицо ее надет противогаз. На вопрос, почему она использует в обряде этот предмет, шаманка отвечает: «Я сейчас спускалась в нижний мир. Вы не представляете себе, как там пахнет». 

plyk.ru

Этнографические фотографии шаманов: zi_nina

Подборка никаким образом не претендует на полноту и всеохватность. Фото собирались для формирования общего визуального образа.

Возможно, подборка будет дополняться.


Шаман из Якутии Петр Колесов, источник фото, по ссылке красивый фоторепортаж

Фотографии из этнографической экспедиции 1900—1901 годов, взяты в ЖЖ humus, всю подборку со ссылками можно посмотреть здесь.
Якутских шаманок называют удаган (удаҕан), мужских шаманов — оюнов (ойуун).


слева: якутский шаман; справа: якутский шаман в окружении якутов


якутский шаман в церемониальной одежде, 1902


слева: якутский шаман в церемониальной одежде, 1902; справа: юкагирский шаман в церемониальной одежде (с бубном), 1902


слева: корякская шаманка с бубном; по середине: якутка шаманка, 1897—1902; справа: шаман тундровых юкагир, 1902


тунгусский шаман с кожаным бубном, 1901


Хакасия, источник фото


Хакасия, источник фото


слева: шаманский костюм, Монголия, Национальный музей Монголии, источник фото; по середине: монгольский шаман, 1909, источник фото; справа: монгольский шаман, источник фото

Описание для левого фото: Это тщательно разработанный костюм шамана. Кафтан из хлопка с тканым геометрическим узором. На груди платья висит никелированное латунное зеркало, чтобы отгонять злых духов. На левой руке кинжал с деревянной ручкой с медными фитингами, а также железным лезвием. В верхней части лопатки, два пучка перьев совы, которые, вместе с треугольниками материала свисают с нижней стороны рукава, символизирует способность летать. Перья орла также находятся в верхней части его головного убора, которая состоит из колпака черной шерсти и красной полосой спереди, украшенной изображением крылатого льва. Лев изготовлен из чеканной меди и имеет, помимо крыльев, лапы птицы. Над красной полосой расположены круглые латунные колокольчики (бубенцы). Шкуры мелких животных, орлиных перьев, и даже когти птиц подчеркивают связь между шаманом и природным миром. Все лицо прикрывается черной шелковой бахромой. По бокам и на задней части головного убора многочисленные змеи из ткани с коралловым глазами, а также воронкообразные железные трещотки. Бубен шамана имеет круглую рамку из двух слоев древесины березы, ручки из кожи, обмотанные шелком и тканью, а над ними проволоку, на которую нанизаны семь монет китайско-маньчжурской происхождения. Снаружи кожа бубна украшена изображением, имеющим буддистскую символику.


корейские шаманы, 1930-е годы; слева: источник фото; по середине: источник фото; справа: источник фото


слева: корейская шаманка, 1930-е годы, источник фото; справа: деталь фото, шаманские колокольчики, используемые в шаманских ритуалах для призыва духов, 1930-е, источник фото

Стоило бы дополнить подборку африканскими шаманами, но оставлю их на возможное «потом».

zi-nina.livejournal.com

Тату шаман: значение, фото татуировки, эскизы

Краткое значение тату шаман

Татуировка с изображением шамана обозначает связь человека с природой, единство материального и духовного миров, оберег от болезней, несчастий и злых духов, гармонию, удачную охоту и урожай.

Значение татуировки шаман

Шаманизм, история которого корнями уходит еще в период палеолита, представляет собой древнейшее искусство связи с миром духов и направлено на максимально естественное понимание мира, изучение процесса общения людей с природой.

Ученые в данной области уверены, что шаман в первую очередь призван лечить свой народ от любых напастей и хворей. Однако, функции шамана весьма широки. Помимо врачевания он должен защищать свое племя от несчастий и неприятностей, поддерживая его хозяйственный уклад. Общаясь с духами природы, шаман просит их о достатке дичи и урожая. Таким образом, шаман обязан обеспечивать гармонию и баланс в мире.

Традиционный шаман, помимо перечисленного, мог заниматься отыскиванием исчезнувших предметов и людей, сопровождал души мертвых в загробное царство, предсказывал будущее и делал заговоры против темных сил. Если же шаман злоупотреблял своим даром из корыстных побуждений или причинял зло, то его называли колдуном.

В современном мире шаман хранит обычаи и обряды предков, использует различные практики, чтобы вызывать духов. По этой причине татуировку с изображением шамана выбирают люди неординарные, верующие в природу и высшие силы.

Шаманское мировоззрение свидетельствует о том, что во всем материальном мире обитают духи, у каждого из которых есть своя особенность и способность. Шаманы крепко связаны и едины не только с природой, но и с космосом, они набираются сил, помощи и советов именно в духовном мире.

Что касается татуировок с изображением шамана, то рисунки подобной тематики – истинные талисманы и обереги. Дополняя образ шамана различными деталями можно получить мощную нательную защиту. Вместе с тем, ошибочно наколотые шаманские символы могут принести человеку лишь неприятности, делая его несчастным, если обладатель тату искренне верит в шаманизм и культуру предков.

В основном татуировки с изображением шаманов дополняются различными яркими орнаментами или изображениями тотемных животных. Ранее верили, что шаман мог по собственному желанию обратиться в такое животное, при этом причудливые узоры в действительности наделяли его определенными способностями, включая умение общаться с миром духов. По этой причине в тату-изображениях часто встречаются образы шаманов, одетых, к примеру, в шкуру волка. В таком случае смысл рисунка будет расширен за счет символичного значения самого животного.

Многим реже в шаманской тематике татуировок можно встретить специальные письмена, поскольку каждый из таких знаков имеет собственный смысл, и не любой человек способен его правильно понимать. Даже одна неправильная буква может в корне изменить символику тату.

Стоит отметить, что истинно шаманская татуировка очень разнится с традиционными рисунками, предлагаемыми в салонах. Настоящая татуировка с изображением шамана и шаманских знаков не должна толковаться двояко, она имеет один единственный смысл, заключающийся в назначении самого шамана. В противном случае, идея такого рисунка будет потеряна.

Понравилась статья? Расскажите друзьям: Оцените статью, для нас это очень важно:

Проголосовавших: 4 чел.
Средний рейтинг: 5 из 5.

otatuirovkah.ru

Стоковые векторные изображения Shaman | Depositphotos®

Стоковые векторные изображения Shaman | Depositphotos®

DMBONDARUK

5688 x 5240

Vlada13

5027 x 5000

ensiferum

4637 x 3400

Roomyana

3055 x 3055

wikki33

3000 x 2658

KONBIR

5816 x 3866

veronika_rumko

4444 x 4444

wywenka

7292 x 7292

pinkkoala

5000 x 5019

Acid_Sun

5900 x 6954

TopVectors

4000 x 4000

drutska

4000 x 4000

wikki33

3000 x 3046

drutska

4000 x 4000

meduzzza

4167 x 4167

kotoffei

5167 x 3479

TopVectors

4000 x 4000

DubrovskayaD

5000 x 5000

Nearbirds

3571 x 5000

alexrockheart

6250 x 6250

Smirno

3125 x 3125

Onzadoor

3008 x 4500

katyaulitina

5000 x 5000

0mela

5000 x 5000

DMBONDARUK

5251 x 5433

Vlada13

5957 x 4934

drutska

4000 x 4000

YuanDen

5833 x 5833

drutska

4000 x 4000

nutriaaa

2268 x 2268

k_ssss

1961 x 3932

Kopirin

3508 x 4961

YuanDen

5556 x 5208

naum100

5906 x 5906

filkusto

4000 x 4000

wikki33

3000 x 2659

kontur-vid

4488 x 4961

Kudryashka

5000 x 5000

kovaricekpavel

4500 x 4695

Arsenika

3333 x 5000

marrishuannna

3064 x 5000

drutska

4000 x 4000

nutriaaa

2268 x 2268

Samiramay

5562 x 5563

wywenka

2401 x 2401

nutriaaa

2268 x 2268

lavalova

3543 x 8123

santi0103

3451 x 3800

meduzzza

4167 x 4167

Kudryashka

7500 x 5000

marrishuannna

4314 x 5000

Smirno

3125 x 3125

ru.depositphotos.com

Как нарисовать Шамана. Мастер класс рисования


В этом мастер классе автор показывает, как рисовался Шаман. Для начинающих работа сложноватая, поэтому лично я советую начать с чего-нибудь простого. Если вы уверены в своих силах, можете приступать.

Начинаем рисовать шамана с простого наброска. Набросок должен располагаться на новом слое, то есть не на фоне, чтобы в дальнейшем не возникло проблем.

Следующий этап – определение формы с помощью света и теней. Это поможет нам сделать рисунок шамана объемным. Темные области затемняем, светлые, соответственно, высветляем. Необходимо сразу же определить источник света.

 

На этом этапе автор еще больше прорабатывает тени и свет. Делает переходы мягче, добавляет детали.

Продолжаем работать над деталями. Здесь очень важно знать анатомию – просто взгляните на руки и ноги шамана. Очень хорошо прорисована форму мышц.

Здесь автор занимается фоном, избавляясь от монотонности пейзажа.

Работа над фоном продолжается.

Нанесение цвета. Автор выбрал смелое сочетание красного и зеленого цвета, смотрится очень сочно.

Работа над фоном и деталями уже в цвете. Последние штрихи – рисунок шамана готов.

Надеюсь, вы извлекли из этого урока нужную вам информацию и он оказался вам полезен. Удачи!

Похожие уроки


www.lessdraw.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back To Top