Разное

Значение символа пчела – / – – – ? –

Пчела – Дом Солнца

С другой стороны, пчела и мед тесно связаны с потусторонним миром, культом мертвых, похоронными обрядами. В то же время изображенные на гробницах пчелы означали бессмертие и воскрешение, возможно, потому, что зимняя спячка пчел истолковывалась как их временная смерть. В греческой, арийской, ближневосточной, исламской традициях пчелы были аллегорией души.

Пчелиный рой означает землю, душу земли, защиту и материнство, трудолюбие и бережливость. Ряд положительных символических смыслов связывается и с пчелиным ульем: упорядоченное общество, мудрость, красноречие. Пчела и мед являются универсальными символами поэтического слова, шире — самой поэзии. В древнегреческой и римской традиции поэты нередко сравнивают себя с пчелами.

В мифах пчела часто является атрибутом или одним из воплощений Великой Матери. Пчелу связывали с Кибелой, Артемидой (Дианой), Деметрой, Персефоной, Афродитой; их жриц называли «пчелами». Позже пчела стала эмблемой Девы Марии. Этими древними представлениями можно объяснить некоторые выражения, сохранившиеся до нашего времени: украинцы называли пчелу “святой”, немцы давали ей названия “божья птица” и “птица Марии”.

В ряде традиций пчела связана и с богом-громовержцем, а так же с дубом, выступающим и как мировое дерево, и как дерево громовержца. Зачастую пчела — символ верховной власти. Она символизировала королевскую власть или монархическую систему на древнем Среднем Востоке, в Древней Греции и Древнем Египте. Идеальное устройство общества в его монархическом варианте нередко соотносили с пчелиным ульем.

У египтян пчела была эмблемой Нижнего Египта. Она — подательница жизни, символ рождения, смерти и воскрешения, гармоничной жизни, трудолюбия и непорочности. Вместе с тем пчела была и образом царской мощи, особой витальной силы, царской мудрости, накопляемой подобно тому, как пчелы собирают нектар.

В Древний Индии пчела была символом Индры, Вишну, Кришны, Шивы. Голубая пчела на лбу — знак Кришны; на лотосе — Вишну; над треугольником — Шивы. Из пчел, олицетворяющих «сладкое мучение», состоит тетива бога любви Камы, и за ним вечно тянется вереница пчел. В «Атхарваведе» духовное познание уподобляется производству меда пчелами.

В хеттских мифах пчела сохранила мир от засухи, найдя исчезнувшего сына бога плодородия Телепинуса.

Греки видели в символе пчелы трудолюбие, преуспевание, чистоту, бессмертие. Пчелиная тема определяет многие черты устройства и организации древних святилищ (например, храм Артемиды в Эфесе). Сама Артемида рассматривалась как образ священной пчелы, Деметру называли «чистой Матерью-Пчелой», Великую Мать – «Царицей Пчел». В богатом мёдом Эпидамне особенно почитали родоначальницу пчел нимфу Мелиссу.

Пчелы считались хранительницами красноречия и пения, «птицами Муз». Зевс Критский родился в пчелином дупле и был вскормлен пчелами. В Греции форма улья часто использовалась для погребений; предполагалось, что это связано с мотивом бессмертия. Кроме того, считалось, что души умерших могут переселяться в пчел.

Пифийскую прорицательницу называли «Дельфийской Пчелой», пчелам приписывалась способность предвещания. Согласно дельфийской традиции, они возвели второй храм в Дельфах.

В орфическом учении пчелы считались воплощением души, потому, что они перемещаются роем, подобно душам, которые, как полагали орфики, «роем» отделяются от божественного Единого.

У кельтов пчелы переносили тайную мудрость, идущую от другого мира. “Пчелиным путем” представляется в описании германцев воздух, заполненный душами мертвых.

В христианстве благодаря своему трудолюбию, пчела стала символом деятельности, прилежания, трудолюбия, порядка и религиозного красноречия. О святых, прославившихся своими речами, таких как св. Амвросий и св. Иоанн Златоуст, говорится, что их слова были сладкими, как мед. Св. Амвросий сравнивал церковь с ульем, а христианина — с пчелой, которая неустанно трудится и остается преданной своему улью. Улей, таким образом, является символом сплоченной религиозной общины и означает упорядоченное и благочестивое сообщество. Пчела, которая, как считается, никогда не спит, символизирует у христиан рвение и бдительность. Летающая в воздухе пчела – это душа, вступающая в Царство Небесное. Представление о том, что пчелы живут лишь ароматом цветов, сделало их символом чистоты и воздержанности.

www.sunhome.ru

Библиотека эзотерики “Библиотека Тайн” – Пчела

Пчела

 

 

  

   Символ бессмертия, возрождения, трудолюбия, порядка, чистоты души. Предполагалось, что пчелы партеногеничны и, таким образом, означали девственность и целомудрие. Их сущность – небесная, а мед – приношение высшим божествам. Часто пчелы символизируют звезды, и являются, таким образом, крылатыми посланниками, приносящими вести миру духов. Пчелы – посланницы божеств дуба и грома. Выгравированные на гробницах, они означают бессмертие.

   У кельтов пчелы переносили тайную мудрость, идущую от другого мира. Для китайцев пчела означала трудолюбие и бережливость. У христиан пчелы – это прилежание, стремление к порядку, продуманный порядок, чистота, непорочные девственницы, смелость, бережливость, осторожность, благоразумие, взаимопомощь, сладость, религиозное красноречие, упорядоченное и благочестивое сообщество, «которое производит отпрысков своих, наслаждается будущим поколением и, все же, сохраняет свою непорочность» (Эксултет Ролл), девственность Марии, которая произвела на свет Христа, символизируемого медом. Пчела, которая, как считается, никогда не спит, символизирует у христиан рвение и бдительность. Летающая в воздухе пчела – это душа, вступающая в Царство Небесное. Христиане часто сравнивают себя с пчелами, а церковь — с ульем. Пчела — эмблема святых Амвросия и Бернарда Клервосского.

   У египтян пчела – «подательница жизни», а значит символ рождения, смерти и воскрешения, а кроме того, трудолюбия, непорочности, гармоничной жизни, королевского достоинства. Эмблема фараонов Нижнего Египта Слезы Ра, падающие на землю, становились рабочими пчелами. У ессеев имеется сравнение: «Королевские пчелы» — это священнослужители. Греки видели в символе пчелы трудолюбие, преуспевание, бессмертие (души усопших могут переселяться в пчел). Деметру называли «чистой Матерью-Пчелой». Великая Мать также была известна как Царица Пчела, а ее священнослужительницами были Melissae, то есть пчелы.

   В греческом искусстве она была представлена символами льва и пчелы. Пифийская прорицательница в Дельфах была Дельфийской Пчелой. Служители в Элевсине назывались также пчелами. Пчелы являлись хранительницами красноречия и пения, «птицами Муз». Появление пчелы означало, что скоро придет незнакомец. Как эмблема Деметры, Кибелы и Дианы пчела была лунной и девственной. Пан и Приап содержали и защищали пчел. Зевс Критский родился в пчелином дупле и был вскормлен пчелами. Они также являются атрибутом Артемиды Эфесской. Пчелы летали вокруг Купидона, и одна из них однажды укусила его.

   У индусов пчела на лотосе – символ Вишну; синие пчелы на лбу — признак Кришны, а также эфира; пчела на вершине треугольника – это Шива, Мадхери «обходительный». Из пчел, олицетворяющих «сладкое мучение», состоит тетива бога любви Камы, и за ним вечно тянется вереница пчел. Пчела также изображается со львом. Сома, бог Луны, назывался пчелой.

   В исламе пчела – верная, разумная, мудрая, безвредная. Пчелы «помогают цветам цвести, практикуются в полезных вещах, работают днем, не подбирают еды, собранной другими, не любят грязь и плохие запахи, и подчиняются своему повелителю. Они не любят темноты и нескромности, облаков сомнений, бури возмущения, запаха запрещенного, воды излишества, огня похоти» (Ибн аль-Атир).

   В митраизме пчела – это душа, жизненный принцип, возникающий от быка, поскольку он связан с пчелой, живущей на костях буйволов и быков. Пчелы, как и волы, бесполы и считаются андрогинными.

   Пчела с кадуцеем олицетворяет Меркурия, пастуха душ, где пчелы и есть эти души. У римлян рой пчел означал несчастье. Пчела без головы, как и лягушка без головы, отводит дурной глаз. Жезл с ульем наверху — эмблема Меллонии и Нантосвельты (в римской и германской мифологии). Согласно Вергилию, пчела – это «дыханье жизни». Порфирий приравнивает ее к справедливости и трезвости, а Сенека – к монархии.              

                                             

  

www.ezospirit.com.ua

Пчела. Определи свой тотем. Полное описание магических свойств животных, птиц и рептилий

Ключевое свойство: плодовитость и сладость жизни

У многих народов пчела играла роль мистического и религиозного символа. В индуистском искусстве, в зависимости от контекста, пчела могла олицетворять Вишну, Кришну или даже богиню любви Каму. В Египте пчела была символом королевского достоинства. В Греции она была частью сложного символизма Элевсинских мистерий, а кельты ассоциировали ее с тайной мудростью. Но, пожалуй, чаще всего пчелу связывали с сексуальностью и плодовитостью из-за ее жала, а также ее активного участия в опылении цветов.

Некогда пчелы считались также символами осуществления чего-то невозможного. Многие годы ученые были не в состоянии понять, как пчелы могут летать. С точки зрения аэродинамики, их тело является слишком большим по отношению к крыльям. Только недавно науке удалось определить, что полет пчелы возможен благодаря тому, что ее крылья двигаются с очень большой скоростью. Тем не менее, для многих она остается символом осуществления того, что на первый взгляд кажется невозможным.

Пчел зачастую считают самыми трудолюбивыми и полезными из насекомых. Без их участия не вырос бы ни один цветок, и многие фруктовые растения не принесли бы плодов. Большинство цветковых растений размножаются благодаря опылению. Когда пчела опускается на цветок, собирая нектар, к ее лапкам прикрепляется пыльца, которая затем переносится на другие цветы, и происходит процесс оплодотворения.

Пчела приносит пользу не только благодаря опылению. Она также производит мед и ловит других насекомых, помогая уравновешивать их численность. Пчелы, которые строят свои жилища в земле, способствуют разрыхлению почвы и делают это зачастую намного лучше земляных червей.

Если в вашей жизни в качестве тотема появилась пчела, то вам следует задуматься о своей производительности. Все ли вы делаете для того, чтобы ваша жизнь стала более плодоносной? Достаточно ли вы трудолюбивы? Находите ли вы время для того, чтобы насладиться сладостью своих побед, или вы относитесь к числу трудоголиков? Не ставите ли вы перед собой непосильных задач?

Лапки пчел – это их самый чувствительный орган. По существу, с помощью лапок пчела различает вкус. Опускаясь на цветок, она может определить, есть ли в нем нектар. Уделяете ли вы время тому, чтобы получать удовольствие от работы и любой другой деятельности, которой вы занимаетесь? Пчела напоминает нам о том, что наши занятия будут более полезными и приятными, если мы найдем время, чтобы насладиться ими.

Жало часто рассматривается как фаллический символ. Большинство пчел могут ужалить только один раз. На жале имеются зазубрины, которые мешают вытащить его после применения. Пчелиная королева или матка может жалить более одного раза, но она применяет свое жало только тогда, когда произведена на свет другая королева.

Большинство пчел образуют сообщества со своей структурой и иерархией. Особенно наглядно это проявляется в семействе шмелей или земляных пчел. В нем имеются королева или матка, трутни и рабочие пчелы. Первый выводок королевы полностью переходит в разряд рабочих пчел. Они занимаются строительством и содержанием гнезда. Подобно муравьям, пчелы являются прекрасными строителями. Медовые соты создаются в форме шестигранника. Этой геометрической фигуре издавна придавалось большое мистическое значение. Она является символом сердца и сладости жизни, которой могут наполняться наши сердца. Кроме того, она символизирует солнце и все связанные с ним энергии.

Пчела напоминает нам о том, что, независимо от того, насколько недостижимой кажется ваша мечта, всегда есть надежда на ее осуществление, если мы будем неотступно следовать по намеченному пути. Пчела вселяет в нас надежду на то, что у нас появится возможность испить до дна сладость жизни, если мы будем верны нашим мечтам.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

esoterics.wikireading.ru

Символ Меровингов золотые пчелы | Тайны мира и человека

4 461

При земляных работах по строительству приюта вблизи церкви Сен-Брис 27 мая 1653 года было найдено захоронение, которое тут же стало самой обсуждаемой новостью во всех монархических семьях Европы и в Ватикане. В гробнице сохранились боевой топор, два меча (короткий — скрамасакс и длинный — спата), копьё, щит, а также ценные ювелирные изделия — золотая брошь-застёжка плаща, золотой браслет, порядка 300 маленьких золотых кулонов в виде пчёл, служащих украшением парчового плаща, и кошель с 90 золотыми солидами чеканки времени императоров Восточной Римской империи. Золотые ручки мечей и маленькие пчёлы были инкрустированы гранатом. Найден был также скелет мужчины ростом не менее 180 см, носившего на пальце кольцо с именной печатью, где значилось Childerici Regis («Король Хильдерик»). Ни у кого не возникло сомнений, что была найдена гробница Хильдерика, короля сикамбров из династии Меровингов. Хильдерика I, сына Меровея, отца Хлодвига (Хильд-Рик — на старофранкском «мощный воитель»). Но в этом захоронении имелись также предметы, относящиеся больше к области магии и колдовства, чем к королевской власти: отрезанная лошадиная голова, голова быка, сделанная из золота, и хрустальный шар.


Это было первое физическое подтверждение существования легендарных «длинноволосых королей» Франции.
Леопольд-Вильгельм Габсбургский, которому первому сообщили о находке, поручил своему врачу Жан-Жаку Шифле, увлекающемуся археологией, описать захоронение и зарисовать находки. В 1655 году Шифле опубликовал книгу на латыни «Anastasis Childerici I. Francorum regis».

Начиная с 1983 года систематизированные раскопки вблизи церкви Сен-Брис заставили пересмотреть все, что было ранее известно и о месте захоронения короля, и о похоронном ритуале той эпохи. Было обнаружено кладбище, самые древние захоронения которого относятся к периоду 450-525 годов. В двадцати метрах от того места, где были найдены останки короля, удалось обнаружить три отдельных захоронения в скальном грунте, в которых находились скелеты дюжины коней — скелеты целые, не расчлененные, что свидетельствует о жертвоприношении. В могильники врезаны захоронения воинов VI века. Масштаб турнейского жертвоприношения подтверждает вывод о наличии королевского могильника.

Король на печати носит длинные волосы, ниспадающие косичками на плечи, что роднит его с “волосатыми королями” древних франков, на груди и плечах у него — панцирь и палудаментум — одеяние римских военачальников. В могильном кладе короля вместе с оружием и драгоценностями, исполненными по канонам перегородчатой эмали, находилась золотая крестообразная фибула (застежка). Процедура похорон Хильдерика была варварской, языческой (независимо от того, включала она или нет ритуал жертвоприношения), погребение совершалось по римскому образцу: рядом с дорогой и за городской чертой. Через многие годы рядом с погребением была построена церковь, названная в честь святого Брикция, одного из святых заступников меровингской династии, принявшей христианство.

Но христианство Меровингов было странным, примером чему может служить некрополь в Лавуа (Мез), где располагалась могила вождя, воплощенная в строении или холме, притягивавшая к себе прежде всего захоронения родственников, а затем и членов его военной свиты и ближайших помощников. В Мезьере и Ордене могилы вождей наслаивались, по мере того, как они сменяли друг друга во главе общины. Рядом располагались могилы воинов — в смерти франкское общество объединялось мощной групповой солидарностью. В сельской местности до VIII века они оставались верными обычаям публичных погребений-кладбищ с рядами могил, достигавшими порой сотен метров.

В начале V века нашествие гуннов на Европу повлекло за собой широко развернувшуюся миграцию. Именно в эту эпоху сикамбры перешли Рейн, вошли в Галлию и обосновались на территории современной Бельгии и на севере Франции в районе Арденн. Сто лет спустя там было образовано королевство, в центре которого находилась современная Лотарингия. Не стоит думать, что сикамбры вошли в Галлию подобно орде варваров. Их появление не было отмечено никакой суматохой, никакими жестокостями, как это часто бывало. Напротив, они наилучшим образом слились с местным населением. В течение веков язычники сикамбры поддерживали с римлянами прекрасные отношения, применяя у себя их нравы, обычаи и принципы управления, становились офицерами императорской армии, римскими консулами. И когда в конце V века рухнула империя, управление Галлией просто перешло в другие руки. Сын первого Меровея, носивший то же имя, был провозглашен в Турнэ королем франков. При его наследниках франкское королевство продолжает процветать, это была цивилизация, сравнимая в некоторых аспектах с Византией. Главной деятельностью франков были сельское хозяйство и торговля в Средиземноморье, но высоким уровнем отличались и их ремесла, как свидетельствуют различные и многочисленные экспонаты, выставленные в европейских музеях.

Короли Меровингов обладали сказочными для тех мест богатством — золотые монеты печатались в больших количествах на королевских фабриках, одна из которых была расположена на месте современного города Сьон в Швейцарии. Многочисленные образцы этих монет существуют и в наши дни: на них вычеканен равноконечный крест, тот самый, который возьмет себе во время крестовых походов франкское королевство в Иерусалиме.

Династия Меровингов окружена тайной и легендами. Мужчины меровингского рода не были «священными» королями, но начинали считаться таковыми с двенадцатилетнего возраста; этот день рождения не был отмечен никакой публичной церемонией, ни коронацией, ни помазанием на царство — просто начиная с этого дня они, как будто подчиняясь некоему священному праву, брали на себя бремя власти. Роль короля больше состояла прежде всего в том, чтобы «быть», чем «делать», царствовать не управляя, воплощать в себе символ, быть ритуальной фигурой и королем-священником одновременно. Подобно Патриархам из Ветхого Завета, даже после того, как они обратились в христианство, Меровинги содержали гаремы. Церковь, что любопытно, не протестовала.

В середине первого века католической Церкви угрожала серьезная опасность. Римский епископ провозгласил себя папой между 384 и 399 годами, но его статус совершенно не походил на нынешнее папство. Римская Церковь обладала едва ли большей властью, чем Церковь кельтская, с которой пребывала в постоянном разногласии. Римская Церковь хотела выжить, она нуждалась в могущественной поддержке. И она ее нашла. Все подробности были описаны в знаменитом «Житии святого Ремигия».

В 496 году между Хлодвигом и представителем Ватикана Ремигием был оформлен договор, позже известный как пакт Хлодвига. Для Рима это была беспрецедентная политическая победа, обеспечившая выживание Церкви и устанавливавшая ее высшую духовную власть над всей Западной Европой. Наконец-то она стала равной Константинополю — блестящей и далекой родине греческого православия. Хлодвиг получал титул Novus Konstantinus. Теперь между духовной властью и светским государством существовала нерасторжимая связь, ибо одно приносило клятву верности другому, и оба были связаны друг с другом навсегда. Церковь связывала себя с династией. Договор можно было изменить, но его нельзя было ни отменить, ни порвать, ни предать.

Но Ватикан предал Меровингов.
Интересный факт: Наполеон, став императором, заменил в гербе и мантии лилии Валуа на пчелы Меровингов.

taynikrus.ru

Пчела в геральдике – это… Что такое Пчела в геральдике?

Пчела (Apidae) встречается на более чем трёхстах гербах и несёт различный смысл, например, трудолюбие[1] и покорность.[2] Она также может обозначать, что обладатель герба относится к пчеловодам, или что на данной местности развито пчеловодство. Поскольку пчёлы запасают свой мёд, они символизируют экономию и бережливость и в таком значении присутствуют на вывесках банков.

По Лакиеру, «трудолюбие в службе гражданской и постоянство в исполнении обязанностей, возлагаемых ею, знаменуются в гербах очень часто пчелами, вылетающими из улья или иначе расположенными (в гербах: Авериных X, 131; Ананьевских VIII, 75; Бежиных VI, 86; Бижеичей IX, 159; Богдановых VIII, 152; Бредихиных VIII, 33; Вагановых VII, 175; Гладкого X, 150; Голиковых II, 149; Ефименковых IX, 149; Захаровых V, 149; Зерновых I, 122; Кандалинцовых II, 150; Карташевских X, 147; Латыниных I, 150; Линицких I, 147; Молчановых X, 148; Протопоповых VII, 125; Смирновых VIII, 155; Хлебниковых IV, 145; Христиани X, 139; Чеодаевых X, 85; Шаховых X, 146; баронов Штиглиц X, 18; Яковлевых I, 116; VIII, 158; IX, 150 и др.)».

Когда в 1804 году Наполеон был коронован императором Франции, государственным гербом стал золотой орёл с пучком молний в лапах на фоне синего диска, окружённого цепью учреждённого в 1802 году ордена Почётного легиона. Диск помещался на фоне скрещённых скипетров и усеянной пчёлами (личная эмблема Наполеона) мантии с короной. С тех пор, при Бонапартах пчела заменила цветок лилии в геральдических орнаментах.

Семь пчел на фоне земного шара в нашлемнике герба Манчестера означают аллегорическую отсылку к XIX веку, когда Манчестер был жизненно важным центром Великобритании, и плоды труда этого города можно было встретить повсюду в мире.

Пчёлы в гербах

Примечания

Литература

  • Лакиер А. Б. Глава третья, § 22 …Рыбы, насекомые, пресмыкающиеся. // Русская геральдика. — 1855.
  • Fox-Davies A. C. A Complete Guide to Heraldry. — New York: Dodge Pub. Co., 1909.  (англ.)
  • David Engels/Carla Nicolaye (Hgg.), Ille operum custos. Kulturgeschichtliche Beiträge zur antiken Bienensymbolik und ihrer Rezeption, Hildesheim 2008 (Olms-Verlag, Spudasmata-Reihe Bd. 118).
  • Фоли Дж. Энциклопедия знаков и символов. М., 1997
  • Хоул К. Энциклопедия примет и суеверий. М., 1998
  • Шейнина Е. Я. Энциклопедия символов. М., 2001
  • Энциклопедия символов, знаков, эмблем. М., 1999

Ссылки

dic.academic.ru

Пчела :: Мир фауны :: Магические символы

Это замечательное насекомое — истинный кладезь исключительно позитивной символики. Пчела олицетворяет такие прекрасные нравственные качества, как усердие, трудолюбие, мудрость, одухотворенность, скромность, умеренность, сдержанность, коммуникабельность, физическая и духовная чистоплотность. Маленькая гордая пчелка — символ храбрости, достоинства и самоотверженности, поскольку она всегда может постоять за себя, хотя, ужалив врага, погибает сама. Впрочем, только глупец станет проклинать ужалившую его пчелу, ведь ее яд в отличие от яда черной мамбы, гюрзы или скорпиона не только не опасен, но и целебен.

Опосредованным образом полезные продукты жизнедеятельности пчелы сделали ее также эмблемой красноречия (по аналогии с медоточивыми речами) и просвещения (из-за воска, идущего на изготовление свечи).

Отдельным важнейшим символическим значением выдающиеся умы Средневековья (Н. Макиавелли, У. Шекспир и др.) наделяли пчелиный улей, усматривая в нем яркую аллегорию на современное им феодальное государство, где пчелиная матка олицетворяет властную королеву, рабочие пчелы выступают в роли трудолюбивых крестьян, а трутни изображают паразитирующих на крестьянском труде бездельников-дворян.

В мифологии пчела выглядит как божественное существо, спутница и помощница бессмертных небожителей. Само ее происхождение часто окружено ореолом святости: согласно древнеегипетскому мифу, пчелы родились из слез солнечного бога Ра.

В хеттской мифологии пчела изображается спасительницей мира от засухи, а в греческой — кормилицей самого Зевса, заготавливающей на зиму запас меда и воска. Мед диких пчел мифического Золотого века — не что иное, как амброзия — дарующая бессмертие пища богов.

У каждого народа, занимавшегося пчеловодством, существовали схожие поверья о богах — покровителях пчел. О ниспослании богатого урожая меда черкесы молились богине Мерием, осетины — пчелиному богу Анигалу, литовцы — Бубиласу и т.д. В благодарность за их покровительство люди жертвовали им первый кувшин свежего душистого меда.

Пчелы являлись спутницами и некоторых античных богинь: фригийской Кибелы, греческой Артемиды, римской Дианы, а жриц богини плодородия Деметры даже именовали «пчелками».

В религии народов мира образ медоносного насекомого подвергся идеализации, причем зачастую пчеле по недоразумению приписывали несвойственные ей качества. Так, некоторые народы, ошибочно принимавшие ее зимнюю спячку за смерть, изображали пчелу на надгробиях как эмблему воскрешения, а греки, арии и мусульмане видели в ней аллегорию чистой души.

Христиане тоже впали в подобного рода заблуждение: полагая, что пчела размножается неким целомудренным образом, они сделали ее символом непорочного зачатия и эмблемой безгрешной Девы Марии.

Пчелу идеализировали многие отцы христианской церкви. Знаменитый проповедник Бернар Клервоский, например, усматривал в ней воплощение Святого Духа. Наконец, с пчелой в христианстве тесно связан и образ Самого Спасителя: ее мед ассоциировался с благодатью Христа, а жало — с его страданиями.

В индуистской иконографии пчела — символ перевоплощения могущественных богов. Тому или иному божеству соответствовала определенная эмблема: пчела, сидящая на лотосе, указывала на Вишну; пчела над треугольником являлась отличительным знаком Шивы; а голубая пчела на лбу — эмблемой Кришны.

В голубом масонстве пчела является символом трудолюбия. Братьев ордена иногда уподобляли этим усердным насекомым, а масонскую ложу — улью, где постоянно кипит их неустанная работа.

В военном деле античности и Средневековья пчелы довольно часто использовались в качестве живого оружия. Один из наиболее ярких примеров переносит нас в романтическую эпоху Крестовых походов. Во время Третьего крестового похода отряды иерусалимских, французских, английских, датских и фламандских крестоносцев почти два года безуспешно осаждали сарацинскую крепость Аккру на побережье Сирии. Положение изменилось, когда летом 1191 года в лагерь крестоносцев под Аккрой прибыл прославленный английский король Ричард Львиное Сердце, поражавший воображение современников своей громадной физической силой, безрассудной отвагой и безудержной фантазией. Перед решающим штурмом Аккры по приказу Ричарда катапульты забросили в крепость сотни пчелиных ульев. Когда рыцари пошли на приступ, мусульманам было не до них: под жалами обезумевших пчел сарацины в панике разбежались, а защищенные латами крестоносцы могли не опасаться мести разъяренных насекомых. Так пчелы помогли христианскому воинству овладеть сильнейшей цитаделью в Сирии.

В эмблематике стран Древнего Востока пчела стала символом царской власти, а в период Древнего Царства она являлась также эмблемой всего Нижнего Египта.

Золотая пчела — личная эмблема французского короля Хильперика (539— 596) и великого Наполеона Бонапарта. В 1804 году, во время коронации Наполеона, его пурпурная императорская мантия была расшита золотыми пчелами.

В Средние века и в Новое время большой популярностью пользовалась глубоко символичная эмблема пчелиного улья. В период деятельности I Интернационала эта эмблема отличала его французскую секцию.

В российской городской геральдике лишенная символического содержания эмблема улья указывает на районы развитого пчеловодства. В этом значении она предстает в гербе Тамбова, где в лазоревом поле изображен улей с тремя взлетевшими над ним золотыми пчелами.

Пчела в геральдике символизирует трудолюбие. За усердие и трудолюбие, проявленные в гражданской службе, золотыми пчелами были украшены гербы многих российских дворян: Авериных, Ананьевских, Бежиных, Бежичей, Богдановых, Бредихиных, Вагановых, Гладких, Голиковых, Ефименковых, Захаровых, Зерновых, Кандаминцевых, Карташевских, Латыниных, Линицких, Молчановых, Протопоповых, Смирновых, Хлебниковых, Христиани, Чаадаевых, Шаховых, Штиглиц и Яковлевых.

Не чужда эта эмблема и западноевропейской геральдике. Три золотые пчелы изображены даже в гербе папы Урбана VI11 (1623-1644).

Погодная мантика, основанная на многовековых наблюдениях за особенностями поведения пчел, давно выработала множество правдивых народных примет. Для примера приведем здесь лишь некоторые из них.

Если поутру пчелы гудят и не вылетают из ульев, значит, надвигается ненастье.

Если пчелы, покидая улей, улетают недалеко, значит, в скором времени следует ожидать дождя.

Если пчелы неустанно трудятся с раннего утра до позднего вечера, значит, предстоит длительное ненастье.

Если пчелы рано прекращают работу, значит, на следующий день будет ясная погода.

Молодая женщина, собирающая пчелиный мед (Травник XV века)

Пчела олицетворяет трудолюбие, усердие, организаторские и творческие способности, чистоплотность, общительность, скромность, одухотворенность, храбрость, мудрость, самоотверженность, красноречие («медовые речи»). В греческой, ближневосточной, исламской традициях пчела – аллегория души. Китайцы ассоциируют пчелу с непостоянством «разборчивых невест». У древних славян пчела была символом любви, так как соединяла в себе «сладость меда и горечь жала». Пчелиная матка, богиня-мать, символ верховной власти, плодородия.

Метки: жертва, корона, папа, плодородие, рыцарь, сердце

magicsym.ru

Пчела – Энциклопедия символики

ПЧЕЛА — символ усердия, трудолюбия и бдительности, поскольку древние верили, что она никогда не спит. Трудолюбие пчел вошло в поговорку у всех народов со времен фараонов до наших дней. Во многих культурных традициях пчела считалась божественной вестницей весны, предсказательницей будущего и символом плодородия. Пчелиная матка символизировала верховную власть и Мать-богиню. Валлийская традиция считает, что пчелы ведут свое происхождение из райского сада. Пока жили вместе с Адамом и Евой, они были белыми и потемнели только после грехопадения. С тех пор им дарована привилегия доставлять воск для алтарных свечей и своим жужжанием поклоняться Богу. Согласно преданию, в канун Рождества пчелы поют в своих ульях 99-й псалом во славу родившегося Христа. У древних славян пчела стала символом любви, как соединяющая в себе “сладость меда и горечь жала”. Поскольку пчелы запасают мед, они символизируют экономию и бережливость. Именно в таком значении они присутствуют на эмблемах банков. Пчела также является символом красноречия. По преданию, на уста Платона и Пиндара в детстве опускались пчелы, сообщившие им дар искусства риторики. И наконец, пчела стала символом поэта, а мед — поэзии. Пчелы нередко рассматриваются как пример для человека в плане организации своей деятельности, а пчелиный улей как образец и символ общественного устройства. На эмблеме с латинским девизом “Утешаются, будучи стеснены” изображены пчелы, разгоняемые пылью. Этот образ взят из “Георгики” Вергилия для демонстрации наилучшего способа усмирения народных волнений. Пчелы ревностно охраняют свои секреты, залепляя входы и выходы воском, в чем стоит у них поучиться государственным мужам. Еще одна популярная эмблема изображает пчелу и лютик — горький цветок, из которого пчелы все же могут получать хороший мед. В целом на эмблематическом уроне пчела означает трудолюбие, науку, искусства и ремесла. Образ пчелы широко используется в рекламе. Известен рекламный знак “оса и лев”, выбранный шотландским бизнесменом Абрамом Лиллем для изобретенного им в 1883 золотого сиропа. Этот выбор он сделал на основе библейского сюжета о том, как Самсон, искавший себе невесту, убил льва и в его желудке обнаружил осиное гнездо. Однако почему Лилль выбрал эту историю для своего товарного знака, точно не известно. В геральдике пчела была очень популярна. Например, пчелу в своем гербе содержит город Эфес, а семь пчел на фоне земного шара на гербе Манчестера гласят, что плоды труда этого города можно встретить повсюду в мире. Наполеон I использовал осу в качестве своей эмблемы, а Наполеон III называл “осу” символом рабочего класса. Убить пчелу издавна считалось святотатством. Влетевшая в дом пчела считалась предвестницей удачи или прихода незнакомца. Хотя для сохранения удачи ей следовало позволить остаться в доме или улететь по своему желанию, если же ее выгнать или поймать, то удачи не видать. Когда-то в Англии полагали, что, если девушка проходит невредимой через пчелиный рой, это служит доказательством ее невинности. Севшая на руку пчела знаменовала деньги, а посидевшая на голове предвещала достижение больших жизненных высот. В некоторых районах Англии пчелы, не приносящие меда или приносящие его мало, были дурной приметой, которая грозила войной. Если пчелы устраивали улей на крыше дома, это предвещало, что дочери хозяина не выйдут замуж. Народные верования усматривали тесную связь между пчелами и смертью. Когда-то считалось, что души на короткое время после смерти пребывают в облике пчел. Рассказывали истории о пчелах, вылетающих изо рта спящего человека и залетающих обратно. Во многих местах бытовало поверье, что пчелы, покинувшие улей без видимых причин, предупреждают о скорой смерти владельца ульев. Источ.: Фоли Дж. Энциклопедия знаков и символов. М., 1997; Хоул К. Энциклопедия примет и суеверий. М., 1998; Шейнина Е. Я. Энциклопедия символов. М., 2001; Энциклопедия символов, знаков, эмблем. М., 1999.

www.glossword.info

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back To Top