Разное

Значение крест на груди: Почему христиане носят крестик на груди — Кириллица — энциклопедия русской жизни

Крест нательный – православная энциклопедия «Азбука веры»

  • Исто­рия натель­ного креста свящ. К. Пар­хо­менко
  • О крест­ном зна­ме­нии и натель­ных кре­сти­ках Ответы на вопросы
  • Натель­ный кре­стик свящ. К. Сле­пи­нин
  • Можно ли сни­мать натель­ный крест? диакон Сергий Шал­бе­ров
  • Правда и мифы о натель­ном кресте прот. Нико­лай Мар­ков­ский
  • Крест без рас­пя­тия — символ или просто укра­ше­ние? прот. Андрей Кри­во­нис
  • Треб­ник. Чин бла­го­сло­ве­ния креста к ноше­нию на груди
  • Фото­рас­сказ «Крест натель­ный»

Крест нате́льный – неболь­шой крест, сим­во­ли­че­ски отоб­ра­жа­ю­щий Крест, на кото­ром был распят Гос­подь Иисус Хри­стос (иногда с изоб­ра­же­нием Рас­пя­того, иногда без такого изоб­ра­же­ния), пред­на­зна­чен­ный для посто­ян­ного ноше­ния пра­во­слав­ным хри­сти­а­ни­ном в знак его веры и вер­но­сти Христу, при­над­леж­но­сти к Пра­во­слав­ной Церкви, слу­жа­щий сред­ством для бла­го­дат­ной защиты.

Крест – вели­чай­шая хри­сти­ан­ская свя­тыня, види­мое сви­де­тель­ство нашего искуп­ле­ния. В службе на празд­ник Воз­дви­же­ния Цер­ковь вос­пе­вает древо Креста Гос­подня мно­гими похва­лами: «Крест – хра­ни­тель всея все­лен­ной, кра­сота Церкви, царей дер­жава, верных утвер­жде­ние, анге­лов слава и демо­нов язва».

Натель­ный крест вру­ча­ется кре­ще­ному чело­веку, кото­рый ста­но­вится хри­сти­а­ни­ном на посто­ян­ное ноше­ние на самом важном месте (у сердца) как образ Креста Гос­подня, внеш­ний при­знак пра­во­слав­ного хри­сти­а­нина. Это дела­ется также в напо­ми­на­ние, что Крест Хри­стов – оружие против падших духов, име­ю­щий силу исце­лять и даро­вать жизнь. Вот почему Крест Гос­по­день назы­ва­ется Живо­тво­ря­щим!

Он – сви­де­тель­ство того, что чело­век есть хри­сти­а­нин (после­до­ва­тель Христа и член Его Церкви). Вот почему грех – тем, кто носит кре­стик для моды, не явля­ясь членом Церкви. Осо­знан­ное же ноше­ние натель­ного кре­стика явля­ется бес­сло­вес­ной молит­вой, поз­во­ля­ю­щей этому кре­стику являть под­лин­ную силу Пер­во­об­раза – Креста Хри­стова, кото­рая и защи­щает носи­теля всегда, даже если он и не попро­сит помощи, или не имеет воз­мож­но­сти пере­кре­ститься.

Совер­шая таин­ство Кре­ще­ния, свя­щен­ник наде­вает на мла­денца кре­стик, кото­рый с этого момента ста­но­вится нераз­луч­ным спут­ни­ком нового члена Церкви. Кре­стик не при­нято сни­мать при купа­нии или пере­оде­ва­нии (в преж­ние вре­мена в банях име­лись даже дере­вян­ные кре­стики, кото­рые наде­вали в парилку взамен своих). К сожа­ле­нию, есть и «зна­ю­щие» совет­чики: меди­цин­ские сестры, соседки, подруги, кото­рые авто­ри­тетно убеж­дают маму снять с ребенка кре­стик: мол малень­кий еще, запу­та­ется в тесемке, кожу натрет и т. п.

Суще­ствуют кано­ни­че­ские формы кре­стов – четырех‑, шести‑, вось­ми­ко­неч­ные; с полу­кру­жием внизу и другие. Каждая линия имеет глу­бо­кое сим­во­ли­че­ское зна­че­ние. На Руси более при­няты вось­ми­ко­неч­ные натель­ные кре­стики, на обо­роте кото­рых по тра­ди­ции делают над­пись «Спаси и сохрани». Свя­ти­тель Димит­рий Ростов­ский еще в XVIII веке писал: «Не по числу древес, не по числу концов Крест Хри­стов почи­та­ется нами, но по самому Христу, Пре­свя­тою Кровью Кото­рого обаг­рился. Про­яв­ляя чудо­дей­ствен­ную силу, какой-либо Крест не сам собой дей­ствует, но силой рас­пя­того на нем Христа и при­зы­ва­нием Пре­свя­того Имени Его».

Не суще­ствует каких-либо правил о мате­ри­але для кре­стов. Оче­видно, здесь при­ем­лемы и дра­го­цен­ные металлы, ибо для хри­сти­а­нина не может быть ничего дороже креста – отсюда стрем­ле­ние его укра­сить. Но, без­условно, про­стые дере­вян­ные или метал­ли­че­ские кре­стики ближе по духу ко Кресту Гос­подню. Также нет прин­ци­пи­аль­ной раз­ницы между цепоч­кой и тесь­мой: важно, чтобы кре­стик дер­жался прочно. Крест не должен сни­маться, в т.ч. во время мытья и спор­тив­ных заня­тий. Миряне носят натель­ный (

на теле) кре­стик под одеж­дой, спе­ци­ально не выстав­ляя его напо­каз.

В первые века при­ня­тия Русью хри­сти­ан­ства кресты носили не на теле, а поверх одежды «как ясные пока­за­тели хри­сти­ан­ского кре­ще­ния». Позже право носить крест поверх одежд до XVIII века имели только епи­скопы, еще позже – и свя­щен­ники. Свя­щен­ни­че­ский нагруд­ный крест назы­ва­ется наперс­ным («перси» по-цер­ков­но­сла­вян­ски значит «грудь»). Наряду с наперс­ным, свя­щен­ники носят и натель­ный кре­стик.

Рус­ские люди на кре­стах кля­лись в вер­но­сти, а обме­ни­ва­ясь натель­ными кре­стами, ста­но­ви­лись кре­сто­выми побра­ти­мами. При постройке церк­вей, домов, мостов крест закла­ды­вали в осно­ва­ние. Суще­ство­вал обычай из раз­бив­ше­гося цер­ков­ного коло­кола отли­вать мно­же­ство кре­сти­ков, кото­рые поль­зо­ва­лись особым почи­та­нием. Снять с себя крест или не носить его пони­ма­лось всегда как бого­от­ступ­ни­че­ство. За 2000-летнюю исто­рию хри­сти­ан­ства многие люди постра­дали за свою веру, за отказ отречься от Христа и снять с себя натель­ный крест. Этот подвиг повто­рялся и в наше время.

С натель­ным кре­сти­ком свя­зано мно­же­ство суе­ве­рий: поте­рял кре­стик – слу­чится беда; поте­рян­ный кем-то кре­стик нельзя под­ни­мать; кре­стик нельзя дарить, на цепочке нельзя носить и тому подоб­ное. Все они не имеют под собой ника­ких осно­ва­ний: можно купить новый кре­стик, носить пода­рен­ный или най­ден­ный, освя­тив его в храме. Те кре­стики, что про­да­ются в храме, освя­ща­ются спе­ци­аль­ным чином.

Обя­за­тельно ли освя­щать натель­ный кре­стик в храме или доста­точно окро­пить его святой водой дома?

Иконы и крест­ные изоб­ра­же­ния под­ле­жат освя­ще­нию свя­щен­ни­ком. В треб­нике есть особое неболь­шое после­до­ва­ние, в его составе свя­щен­ни­че­ская молитва об освя­ще­нии «сего крест­ного зна­ме­ния». (Треб­ник – бого­слу­жеб­ная книга, каса­ю­ща­яся част­ных бого­слу­же­ний, совер­ша­ю­щихся по ТРЕ­БО­ВА­НИЮ (в отли­чие от обще­ствен­ных – вечерни, утрени и Литур­гии).

Рас­скажу случай, бывший с при­хо­жан­кой нашего Храма. Перед этим они недавно повен­ча­лись с мужем. Муж только пришел к вере. Купили натель­ный Крест. Муж поду­мал: «И чего я пойду в Храм. Есть кре­щен­ская вода и молитва на освя­ще­ния всякой вещи». Про­чи­тал, покро­пил трижды. Надел и носит. Поехали в Паф­ну­тьево-Боров­ский мона­стырь (впер­вые). Входят в келью к о. Власию. Он назы­вает его по имени (видя его впер­вые) и гово­рит: «У тебя Крест не освя­щен, иди на моле­бен освя­щай». (А.Г. Заха­рин)

Что озна­чает потеря натель­ного креста?

Отве­чает свя­щен­ник Михаил Воро­бьев:

Ничего, кроме неко­то­рой невни­ма­тель­но­сти и небреж­но­сти поте­ряв­шего.

Что делать с най­ден­ным натель­ным кре­стом?

Най­ден­ный натель­ный крест можно дер­жать дома, можно отдать его в храм или тому, кто в нем нуж­да­ется. Суе­ве­рия же отно­си­тельно того, что если мы нахо­дим где-нибудь поте­рян­ный кем-то крест, то нельзя его брать, так как тем самым мы берем чужие скорби и иску­ше­ния, без­осно­ва­тельны, так как Гос­подь – лич­ность, Отец наш Небес­ный, а не без­душ­ный меха­низм. Если вы хотите носить най­ден­ный крест, его нужно освя­тить.

Можно ли дарить натель­ный крест?

Без­условно, можно.

Как выбрать натель­ный крест?

Натель­ный крест – это не юве­лир­ное укра­ше­ние. Как бы красив он ни был, из какого бы дра­го­цен­ного металла он не был бы сделан, это в первую оче­редь зримый символ хри­сти­ан­ской веры.

Пра­во­слав­ные натель­ные кресты имеют очень древ­нюю тра­ди­цию и потому бывают весьма раз­но­об­раз­ными по своему виду, в зави­си­мо­сти от вре­мени и места изго­тов­ле­ния. Тра­ди­ци­он­ный пра­во­слав­ный натель­ный крест имеет вось­ми­ко­неч­ную форму.

Почи­та­ние креста, любовь к нему про­яв­ля­ется в богат­стве и раз­но­об­ра­зии его укра­ше­ний. Натель­ные кресты всегда отли­ча­лись раз­но­об­ра­зием как в выборе мате­ри­ала, из кото­рого они дела­лись – золото, серебро, медь, бронза, дерево, кость, янтарь, – так и своей формой. И потому при выборе креста надо обра­щать вни­ма­ние не на металл, из кото­рого изго­тов­лен крест, а на то, соот­вет­ствует ли форма креста пра­во­слав­ным тра­ди­циям, о кото­рых пойдет речь ниже.

Можно ли носить кресты с като­ли­че­ским Рас­пя­тием?

Ико­но­гра­фия пра­во­слав­ного Рас­пя­тия полу­чила свое окон­ча­тель­ное дог­ма­ти­че­ское обос­но­ва­ние в 692 году в 82‑м пра­виле Труль­ского собора, утвер­див­шего канон ико­но­гра­фи­че­ского изоб­ра­же­ния Рас­пя­тия. Глав­ным усло­вием канона ста­но­вится соче­та­ние исто­ри­че­ского реа­лизма с реа­лиз­мом Боже­ствен­ного Откро­ве­ния. Фигура Спа­си­теля выра­жает Боже­ствен­ный покой и вели­чие. Она как бы нало­жена на крест и Гос­подь откры­вает Свои объ­я­тия всем к Нему обра­ща­ю­щимся.

В этой ико­но­гра­фии худо­же­ственно реша­ется слож­ная дог­ма­ти­че­ская задача изоб­ра­же­ния двух природ Христа – Чело­ве­че­ской и Боже­ствен­ной – пока­зы­ва­ю­щая одно­вре­менно и смерть, и победу Спа­си­теля. Като­лики, отка­зав­шись от своих ранних взгля­дов, не поняли и не при­няли правил Труль­ского собора и соот­вет­ственно сим­во­ли­че­ского духов­ного изоб­ра­же­ния Иисуса Христа.

Так в сред­ние века воз­ни­кает новый тип Рас­пя­тия, в кото­ром пре­об­ла­да­ю­щими ста­но­вятся черты нату­ра­лизма чело­ве­че­ских стра­да­ний и муки крест­ной казни: тяжесть тела про­ви­са­ю­щего на вытя­ну­тых руках, глава, увен­чан­ная тер­но­вым венцом, пере­кре­щен­ные ступни при­гвож­дены одним гвоз­дем (нов­ше­ство конца XIII века). Ана­то­ми­че­ские подроб­но­сти като­ли­че­ского изоб­ра­же­ния, пере­да­вая прав­ди­вость самой казни, тем не менее, скры­вают глав­ное – тор­же­ство Гос­пода, побе­див­шего смерть и откры­ва­ю­щего нам жизнь вечную, кон­цен­три­руют вни­ма­ние на муках и смерти. Его нату­ра­лизм обла­дает лишь внеш­ним эмо­ци­о­наль­ным воз­дей­ствием, вводя в соблазн срав­не­ния наших гре­хов­ных стра­да­ний иску­пи­тель­ными Стра­стями Христа. Изоб­ра­же­ния рас­пя­того Спа­си­теля, сход­ные като­ли­че­скими, встре­ча­ются и на пра­во­слав­ных кре­стах, осо­бенно часто в XVIII–XX вв., впро­чем, как и запре­щен­ные Сто­гла­вым собо­ром ико­но­пис­ные изоб­ра­же­ния Бога Отца. Есте­ствен­ным обра­зом пра­во­слав­ное бла­го­че­стие тре­бует ноше­ние креста пра­во­слав­ного, а не като­ли­че­ского, нару­ша­ю­щего дог­ма­ти­че­ские основы хри­сти­ан­ской веры.

Как освя­тить натель­ный крест?

Тра­ди­ци­онно в Пра­во­слав­ной Церкви освя­ще­ние натель­ного кре­стика совер­ша­ется свя­щен­но­слу­жи­те­лем в храме. Чин бла­го­сло­ве­ния креста к ноше­нию на персех, т.е. на груди, содер­жится в бого­слу­жеб­ной книге – Треб­нике.

Кре­стик освя­ща­ется только еди­но­жды. Перео­свя­щать его нужно только в исклю­чи­тель­ных усло­виях (если он был сильно повре­жден и вос­ста­нов­лен заново, либо попал к Вам в руки, но вы не знаете освя­щался ли он до этого).

Суще­ствует суе­ве­рие, что при освя­ще­нии натель­ный крест при­об­ре­тает маги­че­ские защит­ные свой­ства. Цер­ковь же учит, что освя­ще­ние мате­рии поз­во­ляет нам не только духовно, но и телесно – через эту освя­щен­ную мате­рию – при­об­щиться к Боже­ствен­ной бла­го­дати, необ­хо­ди­мой нам для духов­ного роста и спа­се­ния. Но бла­го­дать Божия дей­ствует небез­условно. От чело­века тре­бу­ется пра­виль­ная духов­ная жизнь по запо­ве­дям Божиим, и именно эта духов­ная жизнь дает воз­мож­ность бла­го­дати Божией спа­си­тельно на нас воз­дей­ство­вать, исце­ляя от стра­стей и грехов.

Иногда при­хо­дится слы­шать мнение о том, что, мол, освя­ще­ние натель­ных кре­сти­ков – позд­няя тра­ди­ция и раньше такого не было. На это можно отве­тить, что и Еван­ге­лия, как книги, тоже когда-то не было и Литур­гии в нынеш­нем виде не было. Но это вовсе не значит, что Цер­ковь не может раз­ви­вать формы Бого­по­чи­та­ния и цер­ков­ного бла­го­че­стия. Разве про­тивно хри­сти­ан­скому веро­уче­нию при­звать Божию бла­го­дать на тво­ре­ние рук чело­ве­че­ских?

Можно ли носить два креста?

Глав­ный вопрос — зачем, с какой целью? Если вам пода­рили ещё один, то вполне можно бла­го­го­вейно хра­нить один из них в святом углу рядом с ико­нами, а один носить посто­янно. Если при­об­рели другой, то и носите его…

Хри­сти­а­нина хоро­нят с натель­ным кре­стом, поэтому по наслед­ству его не пере­дают. Что каса­ется ноше­ния вто­рого натель­ного креста каким-то обра­зом остав­ше­гося от усоп­шего род­ствен­ника, то ноше­ние его в знак памяти о покой­ном сви­де­тель­ствует о непо­ни­ма­нии сути ноше­ния креста, кото­рый сви­де­тель­ствует о Жертве Бога, а не род­ствен­ных отно­ше­ниях.

Натель­ный крест — это не укра­ше­ние или амулет, а одно из види­мых сви­де­тельств при­над­леж­но­сти к Церкви Хри­сто­вой, сред­ство бла­го­дат­ной защиты и напо­ми­на­ние о запо­веди Спа­си­теля: Если кто хочет идти за Мною, отверг­нись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною… (Мф. 16:24)

Цитаты о натель­ном кресте

О чело­веке без­нрав­ствен­ном на Руси гово­рили: «Креста на нём нет».

Когда христиане взяли свой крест

Приблизительное время чтения: 3 мин.

100%

+

Код для вставки

Код скопирован

Письмо читателя:

Ни для кого не секрет, что, во-первых, крест был мистическим символом множества народов задолго до появления христианства. А во-вторых, сами-то христиане, насколько мне известно, воспользовались этим символом впервые лишь в IV веке. Причем произошло это “сверху”, по указу первого христианского римского императора Константина. Так почему же для современных христиан изображение креста имеет такое значение?
Иван П., Москва

***

Вы совершенно правы, полагая, что различные формы креста использовались многими народами Азии, Африки и Китая еще до возникновения христианства.

В каждой культуре этому символу придавалось свое значение; в самом широком смысле оно, как правило, связывалось с Космосом, символическим значением цифр или противопоставлением неба и земли или пространства и времени. Вместе с тем, только в христианстве крест приобретает принципиально новое, необычное значение, являясь символом Иисуса Христа, свидетельством искупления Им человеческих грехов и залогом спасения людей.

Повсеместно в Римской империи крест стал употребляться лишь к концу IV века. Действительно, широкое и открытое использование креста традиционно связывается с именем императора Константина Великого, которому было видение огненного креста на небе с надписью “Сим победиши!” До эпохи Константина христиане удерживались от изображения креста Христова в его действительной форме, а тем более — от изображения его вместе с Распятием, что, однако, совсем не значит, что символ не существовал.

Гемма из Констанцы. Происходит из румынского города Констанца, где была найдена вместе с несколькими десятками других античных гемм I-III вв. Датировка на сайте Британского музея – III-IV вв., хотя есть аргументы в пользу более ранней даты – II-III вв. Местонахождение – Британский музей.

Крест как орудие спасения мира Иисусом Христом был предметом величайшего чествования у христиан с самого начала Церкви. У отцов Церкви это чествование называлось апостольским преданием. В первые три века оно относится к области disciplinae arcanae, то есть к кругу тех христианских верований и обрядов, которые хранились в тайне от язычников. Язычники, впрочем, знали о нем, потому что отдельные лица из христиан имели мужество открыто исповедовать крест.

По рассказу Понтия, биографа святителя Киприана Карфагенского, в III веке некоторые христиане изображали фигуру креста даже у себя на лбу, по этому признаку их узнавали во время гонений и предавали на мучения. От середины III века сохранилось одно изображение (на сосуде) человеческого лица с крестом на челе. Из актов VII Вселенского Собора известно, что в царствование Диоклетиана (III) мученики Прокопий и Орест носили изображение креста на груди.

Язычники называли христиан в насмешку крестопоклонниками (crucicolae), предполагая, что христиане чтут крест как фетиш или как идол. На предметах, сохранившихся от трех первых веков и найденных при раскопках в Риме и Помпеях, встречаются большей частью лишь аллегорические изображения креста и Распятия. Встречаются во множестве и символы креста: якорь, а также фигура Христа, которую прежде принимали за изображение креста и называли crux decussata. О поклонении кресту по древнему обычаю в начале III века свидетельствуют Тертулиан, Ориген и другие.

Вся жизнь христианина должна быть знамением креста, по словам апостола Павла: “А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира” (Гал. 6:14). Это и другие высказывания апостолов — людей, видевших Христа, — не оставляют сомнений в том, что крест и крестное знамение с самого начала христианской Церкви не просто употреблялись в качестве одного из символов, а служили центральным понятием христианской веры, выражая ее сущность.

Карикатура на первых христиан, сделанная кем-то из римских воинов-язычников (найдена на Палатинском холме). Рисунок служит явным подтверждением использования в раннем христианстве символа креста

 * * *
Да не стыдимся исповедать Распятого, с дерзновением да изображаем рукою “знамение

креста” на челе и на всем: на хлебе, который вкушаем; на чашках, из которых пьем, да
изображаем его при выходах; когда ложимся спать и встаем, когда находимся в пути и отдыхаем. Он — великое предохранение, данное бедным в дар и слабым — без труда.

Святитель Кирилл Иерусалимский, IV век

* * *

Если почувствуешь, что сердце твое раздражается, огради грудь твою крестным знамением.

Святитель Иоанн Златоуст, IV век

* * *

Удались, диавол, или низложу тебя крестом, перед которым все трепещет. Я крест ношу в своих членах, крест в моем шествии; крест в моем сердце; крест моя слава.

Святитель Григорий Богослов, IV век

Читайте также:
Крест: главный символ христианства
Табличка с Креста Господня в Риме: святыня или подделка?
Нательный крест.
Инфографика

На заставке: Распятие Христа. Евангелие Рабулы, 586 год. Одно из самых ранних изображений сцены Распятия.

Знак креста – что это значит?

ГлавнаяМатериалыКатолицизмКатолицизм и Традиция Крестное знамение

Вопрос

Ответ

Практика начертания знака креста наиболее распространена в Римско-католической церкви, но также практикуется в восточно-православной, коптской, лютеранской, англиканской и епископальной церквях. История крестного знамения восходит к Тертуллиану, отцу ранней церкви, жившему между 160 и 220 гг. нашей обуви, в ванне, за столом, при зажигании свечей, при лежании, при сидении, чем бы мы ни занимались, мы крестим лоб».

Первоначально большим или указательным пальцем на лбу чертили маленький крестик. Хотя трудно точно определить, когда произошел переход от начертания маленького креста на лбу к современной практике начертания большого креста от лба к груди и от плеча к плечу, мы знаем, что этот переход произошел в одиннадцатом веке. н.э., когда в Молитвеннике короля Генриха содержится указание «отметить святым крестом четыре стороны тела».

Подтверждение крестного знамения католики находят, прежде всего, в своей многолетней церковной традиции и, во вторую очередь, в Исходе 17:9.-14 и Откровение 7:3; 9:4; 14:1. Хотя в отрывках и говорится о знаке на лбу для защиты от Божьего суда, их следует интерпретировать в свете их контекста. Исходя из их контекста, нет оснований полагать, что какой-либо из стихов предписывает ритуальное крестное знамение.

В шестнадцатом веке одним из основных принципов протестантской Реформации была «sola scriptura», согласно которой любая практика, не согласующаяся с Писанием, отбрасывалась. Английские реформаторы считали, что использование знака креста должно быть оставлено на усмотрение человека, как было написано в Молитвеннике короля Эдуарда VI. «… Преклонение колен, скрещивание, поднятие рук, стук в грудь и другие жесты, их можно использовать или оставить, поскольку преданность каждого человека непорочна». Протестанты обычно рассматривали знамение как традицию, не поддерживаемую Писанием, или даже как идолопоклонство, и поэтому большинство отказалось от него.

Хотя Библия не говорит нам креститься, крестное знамение не лишено библейского символизма. Форма знака напоминает о кресте Христовом. Исторически этот знак также рассматривался как представляющий троицу: Отца, Сына и Святого Духа. Через веру в Господа Иисуса Христа и Его заместительную смерть на кресте спасение распространяется как безвозмездный дар всему человечеству. Учение о троице учит о Божестве: одном Боге, существующем в трех различных лицах. Обе доктрины являются основополагающими как для католиков, так и для протестантов и, безусловно, хорошо обоснованы с библейской точки зрения. Знак креста в определенных моментах ассоциировался со сверхъестественными силами, такими как отталкивание зла, демонов и т. д. Этот мистический аспект крестного знамения полностью ложен и никак не может быть подтвержден Библией.

Помимо мистического аспекта, прослеживание знака креста ни правильно, ни неправильно и может быть положительным, если оно служит напоминанием человеку о кресте Христа и/или Троице. К сожалению, так бывает не всегда, и многие люди просто выполняют движения ритуала подписания сами, не зная, зачем они это делают. Окончательный анализ крестного знамения заключается в том, что оно никоим образом не требуется от христиан, потому что оно не предписывается Словом Божьим.

Вернуться к:

Католические вопросы

Знак креста – что это значит?

Подпишитесь на

Вопрос недели

Получите наш Вопрос недели, доставленный прямо на ваш почтовый ящик!

Подписывайтесь на нас:

Каково происхождение крестного знамения?

Крестное знамение — красивый жест, который напоминает верующим как о кресте спасения, так и о призыве к Святой Троице. Технически крестное знамение есть сакраментальное, установленное Церковью священное знамение, подготавливающее человека к принятию благодати и освящающее момент или обстоятельство. Наряду с этой идеей этот жест использовался с самых ранних времен Церкви для начала и завершения молитвы и мессы. 0003

Ранние Отцы Церкви засвидетельствовали использование крестного знамения. Тертуллиан (ум. 250 г.) описал распространенность крестного знамения: «Во всех наших путешествиях и движениях, во всех наших приходах и выходах, в обувании, в бане, за столом, в зажигании наших свечей. , лежа, сидя, чем бы мы ни занимались, мы намечаем на лбу крестное знамение» ( De corona , 30).

Св. Кирилл Иерусалимский (ум. 386) в его Катехизические лекции гласили: «Давайте же не будем стыдиться исповедовать Распятого. Будь крестом нашей печатью, сделанной с дерзновением перстами нашими на челе нашем и во всем; над хлебом, который мы едим, и над чашами, которые мы пьем, при приходе и уходе нашем; перед нашим сном, когда мы ложимся и когда мы бодрствуем; когда мы в пути и когда мы отдыхаем» ( Катехизация , 13). Постепенно, примерно в девятом веке, крестное знамение было включено в различные акты Мессы, такие как тройное ознаменование лба, губ и сердца при чтении Евангелия или благословение и освящение хлеба. и вино, которое будет предложено.

Самый ранний формализованный способ крестного знамения появился около 400-х годов, во время монофизитской ереси, которая отрицала две природы в божественной личности Христа и тем самым единство Святой Троицы. Крестное знамение совершалось ото лба к груди, а затем от правого плеча к левому плечу правой рукой. Большой, указательный и средний пальцы были соединены вместе, чтобы символизировать Святую Троицу — Отца, Сына и Святого Духа. Более того, эти пальцы держались таким образом, что представляли собой греческую аббревиатуру I X C ( Iesus Christus Soter , Иисус Христос Спаситель): прямой указательный палец представляет I; средний палец скрещен с большим, X; и согнутый средний палец, С.   Безымянный палец и «мизинец» были согнуты вниз против ладони и символизируют единство человеческой природы и божественной природы, и человеческой воли и божественной воли в личности Христа. Эта практика была универсальной для всей Церкви примерно до двенадцатого века, но продолжает оставаться практикой для восточных обрядов католической церкви и православных церквей.

Инструкция Папы Иннокентия III (1198-1216) свидетельствует о традиционной практике, но также указывает на сдвиг в практике латинского обряда католической церкви: «Крестное знамение совершается тремя пальцами, потому что подписывание совершается вместе с призывом Троицы. …Вот как это делается: сверху вниз и справа налево, потому что Христос сошел с небес на землю, и от иудеев (справа) Он перешел к язычникам (слева)». Отметив, что обычай креститься с правого на левое плечо существовал как в западной, так и в восточной церквях, Папа Иннокентий продолжал: «Другие, однако, крестятся слева направо, потому что от беды ( слева) мы должны перейти к славе (справа), как Христос перешел из смерти в жизнь и из ада в рай. [Некоторые священники] делают это так, чтобы и они, и народ подписывались одинаково. Вы можете легко убедиться в этом — представьте священника лицом к народу для благословения — когда мы крестим народ, то слева направо…». Поэтому примерно в это время верующие стали подражать благословляющему священнику, переходя с левого плеча на правое с раскрытой ладонью. Со временем эта практика стала обычаем Западной церкви.

В классическом труде Адриана Фортескью и Дж. Б. О’Коннелла Церемонии римского обряда крестное знамение делается следующим образом: «Поместите вытянутую левую руку под грудь. Держите правую руку также вытянутой. При слове Патрис [Отец] поднимите его и коснитесь лба; у Филии [Сын] коснуться груди на достаточном расстоянии вниз, но выше левой руки; в Spiritus Sancti [Святой Дух] коснитесь левого и правого плеч; в Аминь возьми руки, если они должны быть соединены. Хотя эта практика, возможно, развилась из первоначальной и все еще существующей практики восточного обряда, тем не менее, она была постоянным обычаем для церкви латинского обряда на протяжении веков.

Как бы технически ни крестился человек, этот жест должен быть сделан осознанно и благочестиво. Человек должен помнить о Святой Троице, той центральной догме, которая делает христиан «христианами». Кроме того, человек должен помнить, что крест является знамением нашего спасения: Иисус Христос, истинный Бог, ставший истинным человеком, принес совершенную жертву за наше искупление от греха на крестном алтаре.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back To Top