Крест нательный – православная энциклопедия «Азбука веры»
- История нательного креста свящ. К. Пархоменко
- О крестном знамении и нательных крестиках Ответы на вопросы
- Нательный крестик свящ. К. Слепинин
- Можно ли снимать нательный крест? диакон Сергий Шалберов
- Правда и мифы о нательном кресте прот. Николай Марковский
- Крест без распятия — символ или просто украшение? прот. Андрей Кривонис
- Требник. Чин благословения креста к ношению на груди
- Фоторассказ «Крест нательный»
Крест нате́льный – небольшой крест, символически отображающий Крест, на котором был распят Господь Иисус Христос (иногда с изображением Распятого, иногда без такого изображения), предназначенный для постоянного ношения православным христианином в знак его веры и верности Христу, принадлежности к Православной Церкви, служащий средством для благодатной защиты.
Крест – величайшая христианская святыня, видимое свидетельство нашего искупления. В службе на праздник Воздвижения Церковь воспевает древо Креста Господня многими похвалами: «Крест – хранитель всея вселенной, красота Церкви, царей держава, верных утверждение, ангелов слава и демонов язва».
Нательный крест вручается крещеному человеку, который становится христианином на постоянное ношение на самом важном месте (у сердца) как образ Креста Господня, внешний признак православного христианина. Это делается также в напоминание, что Крест Христов – оружие против падших духов, имеющий силу исцелять и даровать жизнь. Вот почему Крест Господень называется Животворящим!
Он – свидетельство того, что человек есть христианин (последователь Христа и член Его Церкви). Вот почему грех – тем, кто носит крестик для моды, не являясь членом Церкви. Осознанное же ношение нательного крестика является бессловесной молитвой, позволяющей этому крестику являть подлинную силу Первообраза – Креста Христова, которая и защищает носителя всегда, даже если он и не попросит помощи, или не имеет возможности перекреститься.
Совершая таинство Крещения, священник надевает на младенца крестик, который с этого момента становится неразлучным спутником нового члена Церкви. Крестик не принято снимать при купании или переодевании (в прежние времена в банях имелись даже деревянные крестики, которые надевали в парилку взамен своих). К сожалению, есть и «знающие» советчики: медицинские сестры, соседки, подруги, которые авторитетно убеждают маму снять с ребенка крестик: мол маленький еще, запутается в тесемке, кожу натрет и т. п.
Не существует каких-либо правил о материале для крестов. Очевидно, здесь приемлемы и драгоценные металлы, ибо для христианина не может быть ничего дороже креста – отсюда стремление его украсить. Но, безусловно, простые деревянные или металлические крестики ближе по духу ко Кресту Господню. Также нет принципиальной разницы между цепочкой и тесьмой: важно, чтобы крестик держался прочно. Крест не должен сниматься, в т.ч. во время мытья и спортивных занятий. Миряне носят нательный ( на теле) крестик под одеждой, специально не выставляя его напоказ.
В первые века принятия Русью христианства кресты носили не на теле, а поверх одежды «как ясные показатели христианского крещения». Позже право носить крест поверх одежд до XVIII века имели только епископы, еще позже – и священники. Священнический нагрудный крест называется наперсным («перси» по-церковнославянски значит «грудь»). Наряду с наперсным, священники носят и нательный крестик.
Русские люди на крестах клялись в верности, а обмениваясь нательными крестами, становились крестовыми побратимами. При постройке церквей, домов, мостов крест закладывали в основание. Существовал обычай из разбившегося церковного колокола отливать множество крестиков, которые пользовались особым почитанием. Снять с себя крест или не носить его понималось всегда как богоотступничество. За 2000-летнюю историю христианства многие люди пострадали за свою веру, за отказ отречься от Христа и снять с себя нательный крест. Этот подвиг повторялся и в наше время.
С нательным крестиком связано множество суеверий: потерял крестик – случится беда; потерянный кем-то крестик нельзя поднимать; крестик нельзя дарить, на цепочке нельзя носить и тому подобное. Все они не имеют под собой никаких оснований: можно купить новый крестик, носить подаренный или найденный, освятив его в храме. Те крестики, что продаются в храме, освящаются специальным чином.
Обязательно ли освящать нательный крестик в храме или достаточно окропить его святой водой дома?
Иконы и крестные изображения подлежат освящению священником. В требнике есть особое небольшое последование, в его составе священническая молитва об освящении «сего крестного знамения». (Требник – богослужебная книга, касающаяся частных богослужений, совершающихся по ТРЕБОВАНИЮ (в отличие от общественных – вечерни, утрени и Литургии).
Расскажу случай, бывший с прихожанкой нашего Храма. Перед этим они недавно повенчались с мужем. Муж только пришел к вере. Купили нательный Крест. Муж подумал: «И чего я пойду в Храм. Есть крещенская вода и молитва на освящения всякой вещи». Прочитал, покропил трижды. Надел и носит. Поехали в Пафнутьево-Боровский монастырь (впервые). Входят в келью к о. Власию. Он называет его по имени (видя его впервые) и говорит: «У тебя Крест не освящен, иди на молебен освящай». (А.Г. Захарин)
Что означает потеря нательного креста?
Отвечает священник Михаил Воробьев:
Ничего, кроме некоторой невнимательности и небрежности потерявшего.
Что делать с найденным нательным крестом?
Найденный нательный крест можно держать дома, можно отдать его в храм или тому, кто в нем нуждается. Суеверия же относительно того, что если мы находим где-нибудь потерянный кем-то крест, то нельзя его брать, так как тем самым мы берем чужие скорби и искушения, безосновательны, так как Господь – личность, Отец наш Небесный, а не бездушный механизм. Если вы хотите носить найденный крест, его нужно освятить.
Можно ли дарить нательный крест?
Безусловно, можно.
Как выбрать нательный крест?
Нательный крест – это не ювелирное украшение. Как бы красив он ни был, из какого бы драгоценного металла он не был бы сделан, это в первую очередь зримый символ христианской веры.
Православные нательные кресты имеют очень древнюю традицию и потому бывают весьма разнообразными по своему виду, в зависимости от времени и места изготовления. Традиционный православный нательный крест имеет восьмиконечную форму.
Почитание креста, любовь к нему проявляется в богатстве и разнообразии его украшений. Нательные кресты всегда отличались разнообразием как в выборе материала, из которого они делались – золото, серебро, медь, бронза, дерево, кость, янтарь, – так и своей формой. И потому при выборе креста надо обращать внимание не на металл, из которого изготовлен крест, а на то, соответствует ли форма креста православным традициям, о которых пойдет речь ниже.
Можно ли носить кресты с католическим Распятием?
Иконография православного Распятия получила свое окончательное догматическое обоснование в 692 году в 82‑м правиле Трульского собора, утвердившего канон иконографического изображения Распятия. Главным условием канона становится сочетание исторического реализма с реализмом Божественного Откровения. Фигура Спасителя выражает Божественный покой и величие. Она как бы наложена на крест и Господь открывает Свои объятия всем к Нему обращающимся.
В этой иконографии художественно решается сложная догматическая задача изображения двух природ Христа – Человеческой и Божественной – показывающая одновременно и смерть, и победу Спасителя. Католики, отказавшись от своих ранних взглядов, не поняли и не приняли правил Трульского собора и соответственно символического духовного изображения Иисуса Христа.
Так в средние века возникает новый тип Распятия, в котором преобладающими становятся черты натурализма человеческих страданий и муки крестной казни: тяжесть тела провисающего на вытянутых руках, глава, увенчанная терновым венцом, перекрещенные ступни пригвождены одним гвоздем (новшество конца XIII века). Анатомические подробности католического изображения, передавая правдивость самой казни, тем не менее, скрывают главное – торжество Господа, победившего смерть и открывающего нам жизнь вечную, концентрируют внимание на муках и смерти. Его натурализм обладает лишь внешним эмоциональным воздействием, вводя в соблазн сравнения наших греховных страданий искупительными Страстями Христа. Изображения распятого Спасителя, сходные католическими, встречаются и на православных крестах, особенно часто в XVIII–XX вв., впрочем, как и запрещенные Стоглавым собором иконописные изображения Бога Отца. Естественным образом православное благочестие требует ношение креста православного, а не католического, нарушающего догматические основы христианской веры.
Как освятить нательный крест?
Традиционно в Православной Церкви освящение нательного крестика совершается священнослужителем в храме. Чин благословения креста к ношению на персех, т.е. на груди, содержится в богослужебной книге – Требнике.
Крестик освящается только единожды. Переосвящать его нужно только в исключительных условиях (если он был сильно поврежден и восстановлен заново, либо попал к Вам в руки, но вы не знаете освящался ли он до этого).
Существует суеверие, что при освящении нательный крест приобретает магические защитные свойства. Церковь же учит, что освящение материи позволяет нам не только духовно, но и телесно – через эту освященную материю – приобщиться к Божественной благодати, необходимой нам для духовного роста и спасения. Но благодать Божия действует небезусловно. От человека требуется правильная духовная жизнь по заповедям Божиим, и именно эта духовная жизнь дает возможность благодати Божией спасительно на нас воздействовать, исцеляя от страстей и грехов.
Иногда приходится слышать мнение о том, что, мол, освящение нательных крестиков – поздняя традиция и раньше такого не было. На это можно ответить, что и Евангелия, как книги, тоже когда-то не было и Литургии в нынешнем виде не было. Но это вовсе не значит, что Церковь не может развивать формы Богопочитания и церковного благочестия. Разве противно христианскому вероучению призвать Божию благодать на творение рук человеческих?
Можно ли носить два креста?
Главный вопрос — зачем, с какой целью? Если вам подарили ещё один, то вполне можно благоговейно хранить один из них в святом углу рядом с иконами, а один носить постоянно. Если приобрели другой, то и носите его…
Христианина хоронят с нательным крестом, поэтому по наследству его не передают. Что касается ношения второго нательного креста каким-то образом оставшегося от усопшего родственника, то ношение его в знак памяти о покойном свидетельствует о непонимании сути ношения креста, который свидетельствует о Жертве Бога, а не родственных отношениях.
Нательный крест — это не украшение или амулет, а одно из видимых свидетельств принадлежности к Церкви Христовой, средство благодатной защиты и напоминание о заповеди Спасителя: Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною… (Мф. 16:24).
Цитаты о нательном кресте
О человеке безнравственном на Руси говорили: «Креста на нём нет».
Когда христиане взяли свой крест
Приблизительное время чтения: 3 мин.
–
100%
+
Код для вставки
Код скопирован
Письмо читателя:
Ни для кого не секрет, что, во-первых, крест был мистическим символом множества народов задолго до появления христианства. А во-вторых, сами-то христиане, насколько мне известно, воспользовались этим символом впервые лишь в IV веке. Причем произошло это “сверху”, по указу первого христианского римского императора Константина. Так почему же для современных христиан изображение креста имеет такое значение?
Иван П., Москва
***
Вы совершенно правы, полагая, что различные формы креста использовались многими народами Азии, Африки и Китая еще до возникновения христианства.
Повсеместно в Римской империи крест стал употребляться лишь к концу IV века. Действительно, широкое и открытое использование креста традиционно связывается с именем императора Константина Великого, которому было видение огненного креста на небе с надписью “Сим победиши!” До эпохи Константина христиане удерживались от изображения креста Христова в его действительной форме, а тем более — от изображения его вместе с Распятием, что, однако, совсем не значит, что символ не существовал.
Гемма из Констанцы. Происходит из румынского города Констанца, где была найдена вместе с несколькими десятками других античных гемм I-III вв. Датировка на сайте Британского музея – III-IV вв., хотя есть аргументы в пользу более ранней даты – II-III вв. Местонахождение – Британский музей.Крест как орудие спасения мира Иисусом Христом был предметом величайшего чествования у христиан с самого начала Церкви. У отцов Церкви это чествование называлось апостольским преданием. В первые три века оно относится к области disciplinae arcanae, то есть к кругу тех христианских верований и обрядов, которые хранились в тайне от язычников. Язычники, впрочем, знали о нем, потому что отдельные лица из христиан имели мужество открыто исповедовать крест.
По рассказу Понтия, биографа святителя Киприана Карфагенского, в III веке некоторые христиане изображали фигуру креста даже у себя на лбу, по этому признаку их узнавали во время гонений и предавали на мучения. От середины III века сохранилось одно изображение (на сосуде) человеческого лица с крестом на челе. Из актов VII Вселенского Собора известно, что в царствование Диоклетиана (III) мученики Прокопий и Орест носили изображение креста на груди.
Язычники называли христиан в насмешку крестопоклонниками (crucicolae), предполагая, что христиане чтут крест как фетиш или как идол. На предметах, сохранившихся от трех первых веков и найденных при раскопках в Риме и Помпеях, встречаются большей частью лишь аллегорические изображения креста и Распятия. Встречаются во множестве и символы креста: якорь, а также фигура Христа, которую прежде принимали за изображение креста и называли crux decussata. О поклонении кресту по древнему обычаю в начале III века свидетельствуют Тертулиан, Ориген и другие.
Вся жизнь христианина должна быть знамением креста, по словам апостола Павла: “А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира” (Гал. 6:14). Это и другие высказывания апостолов — людей, видевших Христа, — не оставляют сомнений в том, что крест и крестное знамение с самого начала христианской Церкви не просто употреблялись в качестве одного из символов, а служили центральным понятием христианской веры, выражая ее сущность.
Карикатура на первых христиан, сделанная кем-то из римских воинов-язычников (найдена на Палатинском холме). Рисунок служит явным подтверждением использования в раннем христианстве символа креста * * *
Да не стыдимся исповедать Распятого, с дерзновением да изображаем рукою “знамение
изображаем его при выходах; когда ложимся спать и встаем, когда находимся в пути и отдыхаем. Он — великое предохранение, данное бедным в дар и слабым — без труда.
Святитель Кирилл Иерусалимский, IV век
* * *
Если почувствуешь, что сердце твое раздражается, огради грудь твою крестным знамением.
Святитель Иоанн Златоуст, IV век
* * *
Удались, диавол, или низложу тебя крестом, перед которым все трепещет. Я крест ношу в своих членах, крест в моем шествии; крест в моем сердце; крест моя слава.
Святитель Григорий Богослов, IV век
Читайте также:Крест: главный символ христианства
Табличка с Креста Господня в Риме: святыня или подделка?
Нательный крест.
ИнфографикаНа заставке: Распятие Христа. Евангелие Рабулы, 586 год. Одно из самых ранних изображений сцены Распятия.
Знак креста – что это значит?
ГлавнаяМатериалыКатолицизмКатолицизм и Традиция Крестное знамение
Вопрос
Ответ
Практика начертания знака креста наиболее распространена в Римско-католической церкви, но также практикуется в восточно-православной, коптской, лютеранской, англиканской и епископальной церквях. История крестного знамения восходит к Тертуллиану, отцу ранней церкви, жившему между 160 и 220 гг. нашей обуви, в ванне, за столом, при зажигании свечей, при лежании, при сидении, чем бы мы ни занимались, мы крестим лоб».
Первоначально большим или указательным пальцем на лбу чертили маленький крестик. Хотя трудно точно определить, когда произошел переход от начертания маленького креста на лбу к современной практике начертания большого креста от лба к груди и от плеча к плечу, мы знаем, что этот переход произошел в одиннадцатом веке. н.э., когда в Молитвеннике короля Генриха содержится указание «отметить святым крестом четыре стороны тела».
Подтверждение крестного знамения католики находят, прежде всего, в своей многолетней церковной традиции и, во вторую очередь, в Исходе 17:9.-14 и Откровение 7:3; 9:4; 14:1. Хотя в отрывках и говорится о знаке на лбу для защиты от Божьего суда, их следует интерпретировать в свете их контекста. Исходя из их контекста, нет оснований полагать, что какой-либо из стихов предписывает ритуальное крестное знамение.
В шестнадцатом веке одним из основных принципов протестантской Реформации была «sola scriptura», согласно которой любая практика, не согласующаяся с Писанием, отбрасывалась. Английские реформаторы считали, что использование знака креста должно быть оставлено на усмотрение человека, как было написано в Молитвеннике короля Эдуарда VI. «… Преклонение колен, скрещивание, поднятие рук, стук в грудь и другие жесты, их можно использовать или оставить, поскольку преданность каждого человека непорочна». Протестанты обычно рассматривали знамение как традицию, не поддерживаемую Писанием, или даже как идолопоклонство, и поэтому большинство отказалось от него.
Хотя Библия не говорит нам креститься, крестное знамение не лишено библейского символизма. Форма знака напоминает о кресте Христовом. Исторически этот знак также рассматривался как представляющий троицу: Отца, Сына и Святого Духа. Через веру в Господа Иисуса Христа и Его заместительную смерть на кресте спасение распространяется как безвозмездный дар всему человечеству. Учение о троице учит о Божестве: одном Боге, существующем в трех различных лицах. Обе доктрины являются основополагающими как для католиков, так и для протестантов и, безусловно, хорошо обоснованы с библейской точки зрения. Знак креста в определенных моментах ассоциировался со сверхъестественными силами, такими как отталкивание зла, демонов и т. д. Этот мистический аспект крестного знамения полностью ложен и никак не может быть подтвержден Библией.
Помимо мистического аспекта, прослеживание знака креста ни правильно, ни неправильно и может быть положительным, если оно служит напоминанием человеку о кресте Христа и/или Троице. К сожалению, так бывает не всегда, и многие люди просто выполняют движения ритуала подписания сами, не зная, зачем они это делают. Окончательный анализ крестного знамения заключается в том, что оно никоим образом не требуется от христиан, потому что оно не предписывается Словом Божьим.
Католические вопросы
Знак креста – что это значит?
Подпишитесь на
Вопрос недели
Получите наш Вопрос недели, доставленный прямо на ваш почтовый ящик!
Подписывайтесь на нас:Каково происхождение крестного знамения?
Крестное знамение — красивый жест, который напоминает верующим как о кресте спасения, так и о призыве к Святой Троице. Технически крестное знамение есть сакраментальное, установленное Церковью священное знамение, подготавливающее человека к принятию благодати и освящающее момент или обстоятельство. Наряду с этой идеей этот жест использовался с самых ранних времен Церкви для начала и завершения молитвы и мессы. 0003
Ранние Отцы Церкви засвидетельствовали использование крестного знамения. Тертуллиан (ум. 250 г.) описал распространенность крестного знамения: «Во всех наших путешествиях и движениях, во всех наших приходах и выходах, в обувании, в бане, за столом, в зажигании наших свечей. , лежа, сидя, чем бы мы ни занимались, мы намечаем на лбу крестное знамение» ( De corona , 30).
Св. Кирилл Иерусалимский (ум. 386) в его Катехизические лекции гласили: «Давайте же не будем стыдиться исповедовать Распятого. Будь крестом нашей печатью, сделанной с дерзновением перстами нашими на челе нашем и во всем; над хлебом, который мы едим, и над чашами, которые мы пьем, при приходе и уходе нашем; перед нашим сном, когда мы ложимся и когда мы бодрствуем; когда мы в пути и когда мы отдыхаем» ( Катехизация , 13). Постепенно, примерно в девятом веке, крестное знамение было включено в различные акты Мессы, такие как тройное ознаменование лба, губ и сердца при чтении Евангелия или благословение и освящение хлеба. и вино, которое будет предложено.
Самый ранний формализованный способ крестного знамения появился около 400-х годов, во время монофизитской ереси, которая отрицала две природы в божественной личности Христа и тем самым единство Святой Троицы. Крестное знамение совершалось ото лба к груди, а затем от правого плеча к левому плечу правой рукой. Большой, указательный и средний пальцы были соединены вместе, чтобы символизировать Святую Троицу — Отца, Сына и Святого Духа. Более того, эти пальцы держались таким образом, что представляли собой греческую аббревиатуру I X C ( Iesus Christus Soter , Иисус Христос Спаситель): прямой указательный палец представляет I; средний палец скрещен с большим, X; и согнутый средний палец, С. Безымянный палец и «мизинец» были согнуты вниз против ладони и символизируют единство человеческой природы и божественной природы, и человеческой воли и божественной воли в личности Христа. Эта практика была универсальной для всей Церкви примерно до двенадцатого века, но продолжает оставаться практикой для восточных обрядов католической церкви и православных церквей.
Инструкция Папы Иннокентия III (1198-1216) свидетельствует о традиционной практике, но также указывает на сдвиг в практике латинского обряда католической церкви: «Крестное знамение совершается тремя пальцами, потому что подписывание совершается вместе с призывом Троицы. …Вот как это делается: сверху вниз и справа налево, потому что Христос сошел с небес на землю, и от иудеев (справа) Он перешел к язычникам (слева)». Отметив, что обычай креститься с правого на левое плечо существовал как в западной, так и в восточной церквях, Папа Иннокентий продолжал: «Другие, однако, крестятся слева направо, потому что от беды ( слева) мы должны перейти к славе (справа), как Христос перешел из смерти в жизнь и из ада в рай. [Некоторые священники] делают это так, чтобы и они, и народ подписывались одинаково. Вы можете легко убедиться в этом — представьте священника лицом к народу для благословения — когда мы крестим народ, то слева направо…». Поэтому примерно в это время верующие стали подражать благословляющему священнику, переходя с левого плеча на правое с раскрытой ладонью. Со временем эта практика стала обычаем Западной церкви.
В классическом труде Адриана Фортескью и Дж. Б. О’Коннелла Церемонии римского обряда крестное знамение делается следующим образом: «Поместите вытянутую левую руку под грудь. Держите правую руку также вытянутой. При слове Патрис [Отец] поднимите его и коснитесь лба; у Филии [Сын] коснуться груди на достаточном расстоянии вниз, но выше левой руки; в Spiritus Sancti [Святой Дух] коснитесь левого и правого плеч; в Аминь возьми руки, если они должны быть соединены. Хотя эта практика, возможно, развилась из первоначальной и все еще существующей практики восточного обряда, тем не менее, она была постоянным обычаем для церкви латинского обряда на протяжении веков.
Как бы технически ни крестился человек, этот жест должен быть сделан осознанно и благочестиво. Человек должен помнить о Святой Троице, той центральной догме, которая делает христиан «христианами». Кроме того, человек должен помнить, что крест является знамением нашего спасения: Иисус Христос, истинный Бог, ставший истинным человеком, принес совершенную жертву за наше искупление от греха на крестном алтаре.