Бхавачакра | Пратитья самутпада
Некогда в Индии, в Магадхе, правил царь Бимбисара. В то время Будда Шакьямуни находился в его владениях. Бимбисара поддерживал дружественные отношения с царем по имени Утраяна, чье царство находилось на окраине Индии, где еще не был распространен буддизм. Оба владыки никогда не виделись, а только обменивались дарами и посланиями. Однажды Бимбисара получил в дар от Утраяны бесценную воинскую кольчугу, украшенную различными драгоценностями и долгое время не мог найти достойного ответного дара…
Когда за помощью он обратился к Будде Шакьямуни, тот посоветовал вручить Утраяне картину, изображающую Просветленное Существо и под ним “колесо сансары” с написанными внизу строками Прибежища и наставлениями о нравственности. Будда сказал, что этот бесценный дар принесет Утраяне огромную пользу.
Следуя совету своего Учителя, Бимбмсара заказал такую работу. Когда она была закончена, он поместил ее в золотую шкатулку, ту – в серебряную, а серебряную – в медную.
Получив такое известие, царь Утраяна оскорбился. Он подумал: “Какой же это может быть дар, чтобы я его так встречал”, и решил уже было объявить Бимбисаре войну, но один из мудрейших его министров посоветовал выполнить все условия и изучить содержимое шкатулки, а потом уже решать, что делать. Так он и поступил.
Когда царь и его свита увидел и изображения Будды, “колеса сансары” и прочли наставления, которые были под ними написаны, у них зародилась очень глубокая вера. Высоко оценив этот дар, Утраяна принял прибежище в Трех Драгоценностях и полностью отрекся от десяти греховных деяний.
Он подолгу смотрел на это изображение, размышлял о Четырех истинах Святого и в конце концов достиг их полного понимания. И тогда он подумал, что было бы хорошо пригласить самого Будду, а если это будет невозможно, то хотя бы какого-нибудь его близкого ученика. Будда отправил к Утраяне своего ученика Кадаяну, который и распространил в его царстве глубокую Дхарму. Так изображение “колеса сансары” принесло огромную пользу Утраяне и его подданным, и продолжает ее приносить всем и до нашего времени. Размышление над этим изображением приносит многие благие плоды: помогает осознать пороки сансары и вред недобродетельных поступков, помогает порождатъ отречение от сансары.В центре изображения расположено колесо, которое символизирует сансару. Это колесо крепко держит страшное чудовище. Само колесо делится на шесть сегментов, которые символизируют шесть миров кама-дхату (в некоторых случаях этих сегментов пять – мир богов и асуров объединяются в этом случае в один).
Существует шесть сфер обитания живых существ. Три относятся к благим рождениям и три – к низшим. В центре колеса – ступица, в которой нарисованы змея, петух и свинья. Они изображаются по-разному: иногда петух и змея выходят из пасти свиньи, а иногда из пасти свиньи выходит змея, а из пасти змеи – петух. Змея символизирует гнев, петух – страсть, свинья – неведение. Принято считать, что змея обладает очень сильным гневом, свинья -тупостью, а петух – страстью. Это изображение символизирует то, что живые существа шести миров постоянно страдают, и корень этих страданий – страсть, гнев и неведение. Оно также говорит о том, что причиной страсти и гнева является неведение. Во втором варианте, когда животные появляются из пасти друг друга, показано то, как в бесконечном круговороте три омрачения порождают друг друга.
Ступица колеса (внутри которой расположен этот центр), часто наполовину окрашивается в черный цвет, а наполовину – в белый. Это напоминает нам о том, что после смерти мы попадаем в промежуточное состояние – бардо, следуя своей карме, благой или не благой. На черной стороне ступицы изображен человек, летящий вниз головой в низшие миры – в ад, мир голодных духов или же животных. Эта половина ступицы окрашена в черный цвет потому, что для живого существа, направляющегося в низшие миры, промежуточное состояние окрашено в темные тона, вокруг него царит мрак. На другой стороне ступицы, окрашенной в белый цвет, изображен человек, идущий вверх. У него весь путь освещен светом луны или солнца. Так символически изображается промежуточное состояние живого существа, которое направляется в высшие миры: богов, полубогов или людей.
В сегментах круга изображаются шесть миров сферы желания, куда живое существо может попасть из бардо. Если оно совершило очень тяжкий поступок, или было очень гневливо, то обязательно попадет в ад, где будет переносить тяжелые страдания от жары, холода и других мук.
Рождение в мире голодных духов в основном возникает, когда человек совершает провинности средней тяжести, или из-за большой жадности и корысти. Преты обычно изображаются с очень большими животами и тонкими шеями. Они в основном страдают из-за того, что не могут достать себе питье и еду, а если бы даже и нашли себе какое-либо пропитание, то не могут его использовать. Еда или не проходит через горло и пищевод, так как они у них очень узкие, или превращается в огонь, и желудок начинает жечь, и от этого они испытывают очень большие страдания.
Если накопленные проступки были не очень велики, или в основном преобладает невежество, то рождаются в мире животных. Нет нужды говорить о том, что животное испытывает большие страдания, так как вы это можете сами видеть.
Три верхних мира называются тремя благими рождениями. Это говорит о том, что живые существа, попав в них, не испытывают сильных страданий, однако страдания есть и там. Мы, например, находимся в мире людей и можем уверенно сказать, что испытываем очень много страданий. Даже если в настоящий момент их нет, нас страшат будущие страдания, так что про нас никак нельзя сказать, что мы освободились от страданий. Помимо страданий, переживаемых каждым вследствие его индивидуальной кармы, существуют общие страдания, которые присущи всем. Это страдания старости, болезни, рождения и смерти, они становятся нашими спутниками, как только мы обретаем человеческое тело. И тем не менее, рождение человеком – это результат накопления огромных добродеяний. То, что мы родились людьми, говорит о том, что у нас очень большие благие заслуги. Человеческое рождение дает нам возможность узнать о методах, при помощи которых можно освободиться от страданий, и принести пользу себе и другим.
В мире богов живые существа испытывают гораздо больше блаженства, чем в мире людей. Очень многие люди желают там родиться. Особенность мира богов заключается в том, что в нем меньше страданий от старости и болезней, боги также не испытывают затруднений с пропитанием. Однако это не говорит о том, что у них вообще нет страданий, боги имеют свои виды страдания. Так, они очень страстны, и это мешает им совершить добродеяния.
Этому мешает и постоянное чувство блаженства, которое они испытывают – оно не дает им отвлечься на другие дела. Однако и боги смертны, и когда у них появляются признаки смерти, они испытывают очень сильные страдания. За неделю или две до смерти они начинают неприятно пахнуть, цвет тела меняется, увядает. Поскольку ум богов постоянно был отвлечен на блаженство, и они не занимались тем, чтобы совершить какие-то добродеяния, все благие заслуги, которые они накопили в прошлых жизнях иссякают, и в силу присущего им ясновидения они понимают, что их ждет рождение в низших мирах и ощущают, какие страдания будут испытывать в будущем. В это время их покидают все друзья, родные, которые раньше их любили.Также есть мир полубогов (асуров). По своему положению они равны богам, у них имеются такие же красивые формы, такое же богатство, как у богов, но они не могут достать себе нектар, которым питаются боги. Поэтому они испытывают большую зависть к богам. Они хотят достать этот нектар, и на этой почве у них постоянно возникают войны с богами.
Таким образом, все живые существа, в каком бы месте сансары они не обрели рождение, всегда будут испытывать страдание. От страданий сансары трудно уйти. То, что это “колесо сансары” обхватывает руками, ногами и пастью огромное чудовище, говорит о том, что живое существо, где бы оно ни получило рождение – хотя бы и в благих мирах – не может уйти от страданий рождения, старости, болезни и смерти. Поэтому нужно обязательно искать путь освобождения из сансары. Над изображением колеса сансары помещается изображение Будды Шакьямуни, который рукой показывает на полную луну. Полная луна символически изображает Освобождение, то есть нирвану. Когда Будда Шакьямуни рукой показывает на полную луну, он хочет сказать, что кем бы мы не рождались в сансаре, мы всегда будем испытывать страдания.
Поэтому нам нужно искать блаженство за пределами сансары, то есть в нирване. Если мы достигнем нирваны, то мы полностью избавимся от своих страданий.Есть еще один круг, в котором помещается двенадцать различных рисунков, которые изображают двенадцать звеньев зависимого возникновения. Победоносный Будда дал очень много Учений, которые позволяют живому существу вырваться из колеса сансары. Изображение двенадцати звеньев причинно-следственного возникновения является одним из методов, которым можно освободиться из колеса сансары. Некоторые Учения изложены в словах, а это дано в образе. Увидев его, можно понять все пороки сансары.
На первом рисунке изображен слепой старец, который идет, опираясь на посох. Он символизирует неведение. Неведение сходно с заблуждением, эти два понятия имеют одну основу. Это звено порождает все остальные звенья. То есть, если в путь отправляется слепец, у которого к тому же очень мало сил, он обязательно будет натыкаться на препятствия, падать в ямы, и идти в неверном направлении.
На втором рисунке мы видим горшечника, из рук которого выходят разные горшки. Это символизирует то, что мы, опираясь на неведение, накапливаем разнообразную карму, благую и не благую.
Третий рисунок – обезьяна, которая постоянно перескакивает с одного дерева на другое, никогда не находясь на одном месте. Так символически изображено наше сознание. Обезьяна известна тем, что ей трудно усидеть в одном месте. Точно также наш ум постоянно перескакивает с одного объекта на другой, у нас постоянно возникают различные мысли, они постоянно меняются и нам трудно сосредоточиться на чем-нибудь одном. И так наше сознание не может удержаться в одном месте, перемещаясь из перерождения в перерождение.
На четвертом рисунке мы видим корабль, на котором человек перевозит какие-то вещи. Так символизируется имя и форма. В чем состоит сущность корабля? Она в том, что он перевозит человека с одного берега на другой. Наше тело выполняет такую же функцию. Наше тело как корабль, берет на борт сознание и перевозит его в следующее рождение. Тело-корабль остается в воде, (то есть, не переходит в следующее рождение), а сознание, покидая один корабль, пересаживается на другой (то есть другое тело, которое получает в следующем рождении).
На пятом рисунке мы видим пустующий дом с окнами. Он символизирует органы чувств. Например, в чреве матери зародилось наше тело. В нем формируются все присущие ему органы чувств: глаза, уши, нос и так далее, но в нем еще не функционирует сознание видимого, слышимого и т.д. Это пятое звено и символизирует состояние, когда у человека уже появились органы чувств, но еще не проявилось соответствующее им сознание видимого, слышимого и т.д. Это подобно тому, когда дом полностью построен и в нем уже есть окна, но человек им еще не пользуется.
На шестом рисунке изображено соитие мужчины и женщины. Так символизируется шестое звено двенадцатичленной формулы, соприкосновение. Это состояние, в котором сознание уже функционирует, оно только-только начинает “проявляться” в теле и органах чувств. И как только это происходит, сознание как бы встречается с объектами. У человека появляется сознание видимого, слышимого и т.д. и он получает возможность различать качества объектов, но при этом не испытывает ни страданий, ни блаженства.
На седьмом рисунке мы видим стрелу, которая вонзилась в глаз человека. Так символизируется звено чувства. На этом этапе мы можем ощущать страдание и блаженство. Сперва возникает сознание, потом формируется тело, затем в теле формируются органы чувств, затем они входят в контакт с сознанием, и в результате этого контакта (на седьмом звене) начинают возникать двойственные ощущения страдания и блаженства. Например, если мы прикасаемся к чему-то, у нас возникает контакт и мы распознаем объект как приятный или неприятный. Зрение – самый активный орган чувств, поэтому это звено и символизируется стрелой, вонзенной в глаз.
На восьмом рисунке мы видим пьяницу, который пьет водку. Так символизируется восьмое звено -вожделение. На седьмом звене возникают чувства, мы начинаем ощущать приятное и неприятное. На восьмом у нас появляется тяга к этим приятным объектам. Однажды ощутив что-либо приятное, мы хотим испытывать это снова и снова. Таким образом, после появления чувства у нас возникает тяга к удовольствиям сансары, мы начинаем привязываться к ним. Если, например, кто-то пьет водку, то никогда не может остановиться на одной рюмке, ему хочется пить еще и еще, но полностью удовлетворить свои желания невозможно. Чувство вожделения начинает присутствовать постоянно. Таким образом, восьмой рисунок демонстрирует нам то, что сансарным счастьем нельзя насытиться, у нас постоянно будет возникать чувство неудовлетворенности. Мы постоянно будем тянуться к сансарному счастью, принимая его за истинное, не понимая, что оно является иллюзией.
На девятом рисунке мы видим человека, который собирает фрукты в торбу у себя за спиной, что символизирует привязанность. Когда у нас возникает вожделение, то тяга к удовольствиям начинает расти все больше и больше, и, в конце концов вырастает в привязанность. Мы больше уже не можем без этих удовольствий обходиться. У нас возникает цель, цель достичь удовольствий, и мы постоянно находимся в их поиске. Это состояние и изображено в девятом звене. Иногда девятое звено символизируется женщиной, которая носит в своем чреве ребенка.
Когда наша карма актуализируется, мы рождаемся людьми или же какими-либо другими существами. Поэтому десятое звено – становление. На этой стадии у нас полностью формируется наше тело в силу вожделения и привязанности к сансаре.
На одиннадцатом рисунке изображен ребенок, который только-только появляется из чрева матери. Этим символизируется звено рождение.
На двенадцатом рисунке изображен труп, который несут несколько человек. Это символизирует старость и смерть, то есть тот факт, что родившись, мы сразу же идем к смерти. Таким образом, переходя от одного звена к другому, мы пребываем в сансаре.
Из двенадцати звеньев зависимого возникновения особо нужно отметить первое – неведение, восьмое – вожделение и девятое – привязанность, эти три звена являются клешами. Второе звено – самскары, или же звено кармы – и десятое звено – звено становления – формируют карму, благую или не благую. Эти пять звеньев являются причинами. Остальные семь звеньев являются следствиями. Первое звено омрачение. Оно, порождает клеши, то есть второе и десятое звено. Когда у нас есть омрачения и клеши, то возникают причины страданий. На основе причин, омрачений и кармы, возникает наше человеческое тело, зарождается в теле матери. Как только это тело появилось, появляется плод, то есть сразу же появляются страдания. Наличие тела является залогом наличия страдания. Когда мы находились в чреве матери, мы ощущали очень сильные страдания, хотя сейчас и не помним об этом, и до нынешнего времени мы постоянно находимся в страданиях. Мы страдаем от болезней, от того, что приходится расставаться с желанным, а то, чего не желаем, приходит.
Все это я говорю не для того, чтобы вы упали духом, ведь у нашего рождения есть и хорошая сторона, поскольку мы обрели очень трудно обретаемое и редкое человеческое рождение и, кроме того, встретились с буддийским Учением. Причем с самым высоким его разделом – Учением Махаяны. В этом плане наше тело является плодом накопления очень больших добродеяний. Чтобы получить человеческое тело, надо заниматься даянием, вести нравственный образ жизни и т.д. Мы не должны быть жадными, завистливыми и т.п. Этого очень трудно достичь. И все-таки мы обрели человеческое рождение, несмотря на все эти трудности, так что мы очень счастливые люди. Но этого недостаточно, нельзя останавливаться на этом. Мы должны помнить, что мы будем отправлены в следующие рождения и уже в этой жизни надо готовиться к тому, чтобы по меньшей мере получить хотя бы такое же человеческое тело.
Каким образом это можно осуществить? Мы всеми средствами должны беречь себя от совершения десяти видов недобродеяний и стремиться совершать добрые дела.
Если у нас не возникают благие мысли, то мы по крайней мере трижды в месяц, в благоприятные дни, должны обращаться к Трем Драгоценностям и давать обет совершать благие дела. Если у нас появится такое намерение, то, возможно, оно осуществиться и на деле. Эти дни считаются благоприятными, поскольку они благословлены самим Буддой, и если в эти дни совершать добродеяния, то они умножаются во много раз. В эти дни надо читать молитвы, делать подношения и т.д., так мы соберем причины для того, чтобы в будущем достичь хорошего рождения.
Накопление благой и неблагой кармы на состояние нашего ума, зависит от наших намерений, мотивов. Если у нас благой мотив, то мы можем накопить благую карму. Если же мы делаем вроде бы и доброе дело, но с плохим намерением, то накапливаем неблагую. Например, часто родители ругают своих детей, но, хотя и есть в этом что-то плохое, но поскольку родители делают это, желая добра детям, желая, чтобы они избавились от своих недостатков, то в этом есть хорошие стороны. Если мы будем совершать добрые дела и будем посвящать их достижению другими блага, то благая карма будет у нас накапливаться в очень больших размерах. Если мы так будем совершать добродеяния, то наши деяния станут причиной достижения Просветления всеми живыми существами и наша жизнь станет похожа на жизнь бодхисаттв. Это является принципом Учения Махаяны.
Перевод с тибетского Ж. Урабханова.
круги прохождения и способы выхода
В различных религиях, не только в буддизме, встречается колесо сансары. Оно представляет собой изображение, где последовательно изображены жизни, соединение миров. Они периодически перемещаются и изменяются. На колесе видны человеческие пороки, их круговорот, от чего нужно искать выход и освобождаться от бесконечных перерождений, которые доставляют страдания.
Значение термина
С санскрита (древнеиндийский литературный язык) термин «сансара» означает круговорот, блуждание. Этот тезис встречается в нескольких религиях:
- джайнизме;
- сикхизме;
- индуизме;
- буддизме.
В джайнизме сансара является мирской жизнью, которая представляет собой вереницу перевоплощений. Она наполнена страданиями и мучениями. Ее круговорот не имеет начала с концом, поэтому попавшая в колесо душа будет вращаться в нем вечно.
В сикхизме считается, что совершение человеком благих поступков дает ему шанс родиться в оболочке человека и его нельзя терять. Заслужив такую милость, люди могут освободиться от круговорота жизни и смерти, перестав переходить из одного тела в иное.
Согласно индуизму душа подвергается сансаре по причине невежества. То есть, человек не имеет представления о том, кем он является, живет в мире иллюзий.
В буддизме сансара – это мир страданий, страстей и отсутствие свободы, повторяющийся цикл рождения и смерти. Считается, что ее настоящая сущность пуста и обманчива, она несет только муки. То, что делает человек в настоящей жизни, будет отражаться через карму в будущем перевоплощении.
Однако хороших поступков мало для того, чтобы перейти на иной уровень развития. Бывает так, что приходится проходить испытания до тех пор, пока задача не отработается всецело. Философские мудрецы говорят, что за границей сансары есть нирвана. Это мир, который не знает негатива и представляет собой истинное счастье, реализацию, к которой стремится много людей.
Индийская мудрость гласит, что погоня за удовольствиями, бегство от боли и есть сансара. Ее колесо представляет образ обода с восемью спицами-векторами, которые соединяются со ступицей. Сказание гласит, что Будда выложил его самостоятельно на песке рисом. Спицы олицетворяют истину, ее лучи исходят от учителя (Высшей силы). Пройдя все 8 перевоплощений, карма становится отработанной, то есть колесо дало оборот.
В философии определение сансары толкуется как постоянное скитание человека. Выйти из замкнутого кольца реально, но только после осознания нирваны, своего равенства с божественной душой. Некоторые элементы йоги тоже помогают покинуть круг.
Тайные значения
Основное значение колеса сансары заключается в искуплении грехов и отработке долгов, какие набрались у человека в прошедших жизнях. Из него не будет выхода, пока он не исправит все ошибки.
Смерть и перерождение
В колесе есть круг, который означает промежуток между рождениями. Он именуется Бардо. На изображении видны символы духов, их тащат вниз демоны. Есть несколько типов этого состояния, но самыми интересными являются:
- Бардо процесса умирания;
- Бардо Дхарматы;
- Бардо Рождения;
- Бардо промеж Рождением и Смертью.
Бардо процесса умирания означает тот промежуток, когда заболевание начинается и приводит к смерти. Либо это получение травмы и момент разъединения ума и тела. Миг агонии является значительным. Самоконтроль сохранить смогут лишь добросовестные личности, и это будет великим достижением. Если не удалось достичь самоконтроля, человеку будет больно.
В момент смерти некоторые сильно страдают. У кого хорошая карма, тот получит поддержку. Он в этот миг будет видеть божеств и лики святых. Человек с чистой кармой
Колесо Сансары – Дом Солнца
Ущербность круга перерожденийЭто можно объяснять, опираясь на три пункта:
1) Причина круга перерождений;
2) Места, где происходят перерождения;
3) Почему это называется “Колесом Сансары”.
ПРИЧИНА ПЕРЕРОЖДЕНИЙ
Существуют две такие причины. Это наши действия – карма и разрушительные эмоции – клеши, и из них разрушительные эмоции подобны корню. Эти разрушительные эмоции можно свести к трем основным: к страсти, гневу и неведению. Неведение является корнем страсти и гнева, поэтому именно оно является первичной причиной сансары. Для того чтобы показать это, в центре “Колеса Сансары” изображены курица, свинья и змея. Курица символизирует страсть, змея – гнев, а свинья – неведение.
Хотя существует множество типов кармы, накапливаемой с помощью разрушительных эмоций, их можно свести к двум типам: благая и неблагая карма. Благая карма ведет к перерождению в высших мирах, а неблагая – к перерождению в низких формах жизни, и, чтобы показать это, второй круг “Колеса Сансары” разделен на черную и белую половины. Это символ того, что обитатели высших миров пришли туда, следуя белому пути, а обитатели низших форм существования пришли к своему состоянию, следуя черному пути. Таким образом Арьи увидели эту истину о причине всех страданий и неудовлетворенности.
МЕСТА, ГДЕ ПЕРЕРОЖДАЮТСЯ
Ады, голодные духи и животные называются низкими формами жизни, а небожители, асуры и люди – это обитатели высших миров, которые образуют шесть измерений. Если объединить небожителей и людей, то все можно свести к пяти измерениям существования. Для того чтобы показать это, “Колесо Сансары разделено на пять или шесть секций.
ПОЧЕМУ ЭТО НАЗВАНО “КОЛЕСОМ САНСАРЫ”
Только благодаря собственным деяниям и разрушительным эмоциям живые существа перерождаются из высших миров в низкие формы существования и обратно, и, так как этот процесс повторяется снова и снова, его называют “Колесом сансары”. Перерождаясь в аду, живое существо испытывает страдания холода и жары, в сфере голодных духов страдает от голода и жажды, в сфере животных – от собственной глупости и неведения. Кроме этого, обитатели высших миров, небожители и люди тоже подвержены страданиям низких миров, хотя их ситуация, тела и возможности намного лучше, но мы видим, что и они испытывают много страданий от рождения, старости, болезни и смерти. Кроме того, мы накапливаем много неблагой кармы из-за страха встречи со страданием и расставания с приятным, что неминуемо приводит к необходимости вкусить страдания низких форм жизни. Говоря вкратце, это означает, что кем бы мы ни рождались в шести мирах живых существ, мы нигде не будем свободны от природы страдания в силу наших собственных действий и разрушительных эмоций. Арьи увидели эту истину о природе страдания, присутствующую во всех мирах, во всех телах и во всем, чем обладают живые существа, и назвали это истиной о страдании.
Как мы перерождаемся
Это возможно понять, занимаясь созерцанием двенадцатичленной формулы взаимозависимого происхождения явлений в прямом и обратном порядке. Эта формула такова:
1) неведение,
2) формирующий импульс,
3) возможности сознания,
4) распознавание воспринимаемых объектов,
5) шесть врат и шесть объектов чувств,
6) контакт органов чувств с объектами,
7) переживаемые ощущения,
8) влечение и отвращение,
9) стремление удержать приятное,
10) готовность к бытию,
11) рождение,
12) старость, болезнь и смерть.
Следующие три элемента являются проявлениями разрушительных эмоций: первый элемент – неведение, восьмой – влечение и отвращение и девятый – стремление удержать приятное. Второй и десятый элементы – это проявления кармы или истина о причине страданий. Оставшиеся семь звеньев – это истина о страдании, которая учит нас истинному закону причины и следствия. Например, три элемента проявления разрушительных эмоций порождают два элемента кармы, а два элемента кармы порождают остальные семь элементов, которые в свою очередь снова порождают три элемента разрушительных эмоций, и таким образом все это вращается подобно колесу. Внутри внешнего круга “Колеса Сансары” изображена слепая старуха, бредущая на ощупь, – это символ первого элемента – неведения. Далее, по часовой стрелке, расположены символы остальных элементов, заканчивающиеся изображением старика, несущего труп, который символизирует старость, болезнь и смерть.
Все “Колесо Сансары” находится в объятиях устрашающего и злобного существа – это символ того, что никто из рожденных в этих мирах не избегнет смерти. Это напоминание о непостоянстве и смерти.
БЛАГИЕ КАЧЕСТВА ОБРЕТЕНИЯ ОСВОБОЖДЕНИЯ
Таким образом, поняв ущербность сансары, если мы не желаем вкусить эти страдания, то мы должны осознать истину об их прекращении. Необходимо осознать неведение как коренную причину, порождающую эти страдания, и затем методически практиковать отказ от неблагих деяний и разрушительных эмоций. Для того чтобы достичь этого, нужно опираться на истину о пути. Прежде всего, упражняйте ум в осознании непостоянства и смерти, затем тщательно проанализируйте все действия с точки зрения благого и дурного, и, постепенно продвигаясь по пути, в конце концов, мы достигаем осознания отсутствия в сансаре цели, достойной обладания, и всепроникающую природу неудовлетворенности и страдания. На основе чувства отречения, порожденного этим осознанием, мы совершенствуемся в практике нравственности. Успокоив таким образом грубые, внешние отвлечения, мы совершенствуемся в практике созерцания, умиротворяя тонкие, внутренние отвлечения. Затем, для освобождения своего сознания от внутренней несвободы, мы совершенствуемся в практике различающей мудрости, прямо познающей значение отсутствия самосущей природы индивидуума и явлений. Постепенно исчерпывая все разрушительные эмоции, такие как неведение и прочее, в конце концов, мы освобождаемся от всех форм неудовлетворенности и страдания, обретая мир и свободу. Всему этому спонтанно учит символ “Колесо Сансары”.
Кроме того, ниже изображения даны два четверостишия, а сверху мы видим Будду, указующего перстом на полную луну, – символ истины о пути. Сама луна – символ истины о прекращении страдания. Таким образом, и сверху, и снизу мы видим указания на благие качества обретения освобождения.
Разъяснения символа “Колесо Сансары” Еше Лодой Ринпоче.
Сансара — что это и что такое колесо (закон) сансары
Главная / ЧАстые ВОпросы19 января 2021
- Сансара — что это
- Колесо сансары и содержание его сегментов
- Как разорвать бхавачакру
- Краткое резюме
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo. ru. Каждый из нас частенько слышал слово «карма», а многие активно употребляют его в своей речи.
Но даже те, кто им пользуется, далеко не всегда догадываются о полноте смысла и значении этого термина. То, что известно большинству – это его индийские корни.
А между тем «карма» самым тесным образом связана с понятием «сансара». И хотя оно встречается намного реже, но обладает гораздо большим смыслом и значимостью.
Итак, благословенная сансара – что это такое, как трактуется традиционным буддизмом (что это такое?), по каким законам существует и можно ли вообще выйти из этого кармического круговорота? Вот об этом сегодня и поговорим.
Сансара — что это
Понятие сансары появилось еще до становления буддизма как одного из ответвлений философского учения. Первые упоминания встречаются в брахманизме в VIII – VII веках до н.э. в Ведах Упанишадах.
В этих древнеиндийских религиозно-философских трактатах излагались идеи о мироздании и законах Вселенной. Позже бхавачакра (воплощение сансары) становится частью буддизма и приобретает более самостоятельный характер.
Теперь сансара наряду с законами кармы объясняет причины и следствия жизни человека.
Она служит базисной основой не только для буддизма, но и для сикхизма, индуизма и джайнизма, а также некоторых других учений и направлений. На бхавачакре строится все понимание мира, его механизмов и особенностей влияния на каждую жизнь.
Все, что случается в нашей жизни – включая то, что должно было произойти, но не произошло, – неизбежно влияет на событийность и состояние нашего будущего.
То есть любые наши поступки, высказывания (и даже намерения и мысли) – это первозданные инструменты и одновременно строительный материал, посредством которых мы создаем собственную реальность.
Копнув глубже, обнаруживаем такую закономерность: каждый из нас, совершая любое деяние или даже только допуская какие-то мысли, непременно ощутит на себе в будущем все последствия, связанные с этими актами.
Такова суть причинно-следственных связей: то, что сегодня происходит, – всего лишь результат прошлых поступков, а то, что ожидает нас в будущем, становится результатом настоящих действий и мыслей.
Это и есть карма – линия судьбы, способная распространяться на последующие жизни. А накопление кармы – это основополагающий закон сансары, подразумевающий страдания, на которые обречен каждый человек, подвергаясь бесчисленным перерождениям.
Больше этих страданий или меньше – зависит от особенностей кармы (хорошая она или плохая).
Хорошая будет у человека, который вел праведную жизнь, совершал благие поступки, допускал только благостные мысли, а причинами плохой кармы становятся нездоровые страсти, невежество, дурные мысли, причиненное другим зло.
Кстати, первые упоминания о карме встречаются еще во времена, предшествующие рождению Христа.
Сансара же (иногда ее называют самсарой), как нечто более значительное, как своеобразное суммирование кармических характеристик, в дословном переводе с санскрита означает «вечное блуждание» или «движение без остановки».
И если карму можно уподобить отпечатку или «генетическому коду» судьбы, которую каждый человек берет с собой в новую жизнь после перерождения (реинкарнации),
то сансара – это непосредственно круговорот жизни, смерти и перерождений.
По сути это состояние души в новом времени и в новом теле.
Колесо сансары и содержание его сегментов
Чаще всего сансару изображают в виде разделенного на неравные сегменты круга.
Воплощение сансары – это образное олицетворение пути каждой души, пока та не достигнет нирваны.
Что касается еще одного названия – бхавачакры, – то оно заключает в себе все страсти, перерождения, трансформации, другие миры, взаимосвязи и привязанности.
Сансара же считается отображением всего того, через что проходит человеческая душа раз за разом, пока не разорвет кармический круг и не станет свободной от негативных последствий. Пока что из людей это удалось только просветленному Будде Шакьямуни.
В этом отображении заключена символическая совокупность всего сущего – всех миров, которых во Вселенной множество, и всего живого в этих мирах, что обязательно взаимодействует в совокупности.
Таким образом, круг сансары – это своеобразная визуализация цикличности событий и бесконечного круговорота мироздания, в котором нет ничего постоянного и неизменного.
Красочные изображения колеса сансары встречаются практически во всех буддистских храмах. Они размещаются при входе и могут исполняться в различных техниках:
- резьба;
- лепнина;
- живописная картина.
Традиционное исполнение чаще всего связано с принципами бхавачакры – ровного замкнутого круга, состоящего еще из четырех кругов, но меньшего размера и с другими изображениями.
Интересно, как располагается содержимое в каждом из кругов:
- круг центральный, или первый – здесь размещены изображения животных, но не всех, а только свиньи, петуха и змеи. Каждый образ олицетворяет человеческие пороки (то есть яд) – алчность и невежество, привязанности и страсти, злость и ненависть соответственно;
- второй – разделяется на две половины. Слева размещены изображения монахов и праведных мирян, а справа – изображения существ, которые стали оплотом греха;
- третий – делится уже на шесть неравных частей, олицетворяющих собой уровень сознания или мира (небеса, божества, люди, неупокоившиеся духи, животные, преисподняя). В каждой части, несмотря на ее значение, присутствует изображение просветленного Будды. Это символ, напоминающий о том, что спастись (выйти из круга мучений) может каждый;
- четвертый, последний и обрамляющий – олицетворяет 12 связей, которые сопровождают человеческую душу, проходящую свой собственный путь.
Вот таким содержанием наполнен символический океан жизни с водами, то поднимающими ввысь каждое живое существо, то опускающими его в бездну. И эти процессы рождения, взросления, старения, мучений и смерти находятся в бесконечном циклическом движении.
Это и есть сансара – замкнутая и неразрывная цепочка совокупностей и беспрерывных перерождений. Как говорил Будда, начало этой цепи – самый первый момент – увидеть (или хотя бы определить) невозможно.
!!! За время своих странствий, отшельничества и медитаций Будда Шакьямуни открыл немало истин. Именно соответствие им позволяет человеку обрести свободу, разорвав круг сансары.
Как разорвать бхавачакру
Прежде всего нужно избавиться от трех ядов, которые неизменно отравляют сознание человека. Очистившись таким образом, нужно сосредоточиться на духовном развитии.
И речь не только о том, чтобы соблюдать все правила буддизма и не пренебрегать его канонами (что это?) – нужны определенные усилия для объективного самоанализа, который поспособствует разрушению причинно-следственных связей, замкнувших человека в колесе сансары. Как это делается:
- попытайтесь осознать, из-за чего вы оказались в круге страданий – какие поступки, помыслы или деяния были отравлены алчностью, невежеством или злостью;
- определите условия, при которых вы могли бы освободиться от бхавачакры и перейти в другой, лучший сегмент колеса;
- совершите необходимые действия – избавьтесь от недостатков, верните долги, извинитесь перед людьми, которых обидели, и т. д.;
- далее неуклонно следуйте восьмеричному пути, который подразумевает постоянное преодоление препятствий в виде невежества, привязанности, гнева, глупости, ревности, зависти, гордыни, заблуждения.
Возможно ли полностью разорвать сансару и достичь нирваны? Пожалуй, нельзя ответить на этот вопрос однозначно. Верить или не верить – каждый решит для себя сам.
Так или иначе, мудрость Будды учит самому хорошему в жизни. Совсем не важно, разомкнется колесо или нет. Важно то, каким человеком ты будешь.
Краткое резюме
Круг сансары напрямую связан с законами кармы. Нынешняя жизнь человека зависит от прошлой, а будущая – от нынешней.
Эта закономерность говорит о том, что если человек ведет праведную жизнь, то он сможет в следующей жить лучше – например, иметь более высокое положение в обществе. Если же сейчас человек не благочестив, живет неправедно, то следующая жизнь будет намного хуже. Это один из главнейших догматов буддизма.
Видео поможет лучше понять, как вернуться на правильный путь и освободить душу от плохого «генетического кода»:
youtube.com/embed/-ruKhN_C56M” allow=”autoplay; encrypted-media” allowfullscreen=””/>Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Использую для заработка
что это такое, колесо сансары
В данной статье мы подробно рассмотрим понятия «колесо сансары», «реинкарнация» и «карма», а также возможности выхода из этой бесконечной цепи перерождений.
Что такое колесо сансары?
Жизнь – это путь по дороге страданий и свершений, и мы должны идти по нему безропотно и следовать всем законам, определенным богами. Так гласит древневосточная философия, да и у славян жизнь часто сравнивают с дорогой. Но как мы движемся по этому жизненному пути? Вот здесь нам на помощь и приходит понятие, пришедшее к нам из самой древней из мировых религий, – колесо сансары.
УпанишадыДело в том, что учение о сансаре на полуострове Индостан существовало задолго до рождения Гаутамы – Просветленного Будды и до появления буддизма. Первое упоминание о ней мы встречаем в Ведах Упанишадах, где разъясняются законы мироздания. Здесь рассказывается о высших существах, которые пребывают в вечной нирване, а все остальные живущие на земле, отравленные ядами греховности и неверия, пребывают в бесконечном вращении перерождений, подчиняясь безжалостному закону кармы.
Поскольку сансара приносит лишь страдания, то главная цель всего сущего – это найти выход из нее и вновь впасть в состояние вечного блаженства. Многие великие умы бились над вопросом: возможно ли разорвать бесконечное вращение сансары? Как это можно сделать? Но ответил на этот вопрос лишь Великий Будда, достигший просветленного знания.
Только в буддизме были разработаны точные причинно-следственные связи между сансарой и реинкарнацией по законам кармы. Понятие сансара можно объяснить как бесконечную цепь перерождений и смертей, причем во всех проявлениях живых существ, представленных во Вселенной.
Если перевести слово «сансара» с санскрита, самого древнего письменного языка, то оно будет звучать как «вечное, бесконечное скитание».
Буддистская философия утверждает, что наш мир не единственный, существующий во Вселенной, миров великое множество, и перерождений может быть несколько. Все они действуют только согласно кармическим законам всемирной справедливости.
Буддизм утверждает, что колесо сансары – это совокупность всех существующих миров и всех живых существ в них, действующих в совокупности, и при этом ничто здесь не является постоянным и неизменным.
До сих пор колесо сансары прочно ассоциируется с цикличностью событий, непрерывно происходящих во Вселенной.
По легенде, Будда выложил рисом упрощенную схему колеса сансары — обод и восемь спиц, соединенных со ступицей.
Характеристика сансары
Индийский философ 11-го века Лама Гампопа выделил три основных характерных признака сансары.
- Первый признак – это природа. Все существующие миры нереальны, эфемерны, в них нет основы, они только кажутся существующими, на самом деле это великая пустота, которая может принимать любые формы и любые воплощения.
- Второй признак – иллюзорность. Все, что существует внутри сансары, – обман, фантазия, мираж. Именно поэтому она и может принимать любые проявления и формы, поскольку только фантазия может легко меняться под воздействием внешних и внутренних факторов.
- Третий признак – страдание. Не следует понимать его в прямом смысле слова, буддисты считают, что любое неудовлетворенное желание – это страдание.
Страдание у них вовсе не понятие, противоположное счастью и удовольствию. Буддисты называют этим термином любую нестабильность, любые переживания духа, любые всплески эмоций. Противопоставлено ему понятие вечного умиротворения, блаженства без чувств, без эмоций, внутренней свободы, подчиненной только законам гармонии Вселенной.
Мирская реальная жизнь для буддистов не может дать счастья. Она слишком суетна, она заставляет человека думать о хлебе насущном, он находится в постоянной тревоге за близких, он должен трудиться и мучиться. Именно поэтому абсолютно все переживания и эмоции связаны с сансарой, т. е. страданием. Даже радуясь чему-то в этой жизни, мы боимся потерять свое счастье, имея семью или детей, мы страшимся за будущее, имея достаток и здоровье, боимся их потерять. Любые наши достижения ведут к желанию подняться еще выше, достигнуть еще большего. И наконец, самый основополагающий страх – это страх смерти, мы всегда страшимся потерять свою, на первый взгляд единственную жизнь, и поэтому она не может доставить нам полного умиротворения и удовольствия.
Движение сансары
Колесо сансары постоянно вращается, и момент его соприкосновение с землей – это и есть наше сегодняшнее земное воплощение. Один полный оборот колеса равен одной кальпе, одному дню из жизни Великого бога Брахмы. Так считают древние индийские Веды.
Но согласно буддистской версии Брахма не имеет к этому никакого отношения, сансара появляется в результате разрушения предыдущих миров. Любое живое существо рождается, расцветает, а затем умирает, согласуясь с законами природы и нравственности, так и все миры рождаются, развиваются и умирают так же, согласно законам Вселенной. Один полный цикл движения колеса называется Махакальпа и равен четырем частям, каждая из которых состоит из двадцати кальп.
В первой части мир рождается и развивается, во второй – он находится в полной гармонии и стабильности, в третьей – начинает деградировать, а в пятой – умирает. Или находится в состоянии, называемом бардо, которое является только предпосылкой для следующего воплощения.
Когда мы говорим о том, что судьбоносное колесо сансары сделало полный оборот, мы подразумеваем смену эпох или цивилизаций.
Роль сансары в буддизме
В философско-этическом учении буддизма понятие о сансаре играет огромную роль. Именно оно раскрывает сущность идей перевоплощения и освобождения из цикличности перевоплощений.
Будда Шакьямуни после того, как стал Просветленным, раскрыл смертным четыре истины, позволяющие жить в гармонии со Вселенной и достичь желанного положения нирваны.
Открытия, сделанные Буддой во время медитации, назвали Благородными истинами, и звучат они так:
- Если мы живем, мы страдаем, вся наша жизнь пронизана только постоянными страданиями.
- Поскольку мы живем в физическом теле, то мы испытываем постоянные желания, которые не всегда можем утолить.
- Наши страдания прекратятся с окончанием наших желаний.
- Если научить себя не желать, то можно научиться и не страдать.
Дукха (первая истина – боль) указывает на то, что наш ум еще не знаком с законами и правилами, учрежденными Вселенной и богами. Ум в этот момент можно сравнить с глазом человека, который видит все вокруг, но не может увидеть и познать самого себя. Можно преодолеть восьмеричный путь, который поможет познать себя в круговороте мира, для этого нужно преодолеть пять препятствий:
- Привязанности – они возбуждают в нас желание обладания и страх потерять любимых людей и вещи.
- Гнев – разрушает наш внутренний покой и отторгает нас от гармонии мира.
- Ревность, зависть – заставляют ненавидеть людей, прятать от них свое имущество, мы не хотим, чтобы они были так же счастливы, как и мы.
- Гордыня – мы в своих мыслях и мечтах возвышаемся над всеми другими и не признаем за ними прав, подобных нашим.
- Невежество, заблуждения – мы и сами не знаем, что нам полезно, а что уничтожает нас, мы придумываем отговорки, чтобы не творить добро, и сами запутываем себя в дебрях недобрых умозаключений.
Желание (самудая) указывает на то, что мы постоянно полны эмоциями, чувствами, причем они меняются и противоречат друг другу, они толкают человека из крайности в крайность, не дают ему пребывать в блаженном покое.
Страдание (ниродха) утверждает, что если избавить человека от заблуждений, то его ум вернется в блаженное состояние умиротворения и созерцания.
Путь (магга) точно указывает на пути, ведущие к совершенству.
Восьмеричный благородный путь, также названный Срединным путем к совершенству, можно пройти только посредством избавления от желаний и страданий.
Закон кармы – вселенской справедливости
Понятие «колесо сансары» неразрывно связано с понятиями кармы – закона высшей вселенской справедливости и реинкарнации, перевоплощения из одной жизненной сущности в другую.
Каждое живое существо (не только человек, но и животные, и насекомые, и растения) имеет два тела: телесное или физическое, смертное и духовное, бестелесное, бессмертное. Согласно этому закону все живое переходит из одного воплощения в другое, отрабатывая определенные умения, выполняя наложенную на него высшими силами миссию, после этого покидает свое физическое тело и уходит в иной мир, чтобы вернуться в новом воплощении с новым заданием.
О понятии реинкарнация ведется много рассуждений в индуизме – национальной религии Древней Индии. Буддизм развивался на основе индуизма, но развил и дополнил учение о сансаре понятиями кармы и раскрытием возможностей выхода из бесконечного вращения колеса судьбы.
Учение о сансаре в других религиях
По философии буддизма никто не приходит в мир только однажды, цепь наших перевоплощений бесконечна и непрерывна, она позволяет человеку, переходя из одного состояния в другое, очистить свой ум и совесть от ненужных заблуждений и познать истину.
В даосизме – национальной китайской религии – также принято учение о реинкарнации. Основатель даосизма Лао Цзы (Вечный старик) приходил на землю несколько раз в различных воплощениях, В одном из своих постулатов он говорит, что рождение – это не начало жизни, а смерть – это не конец ее, нет рождения и нет смерти, а есть только вечная цепь перехода из одного состояния в другое.
Древнее учение каббала считает также, что смерть приходит к любому человеку раз за разом, чтобы он в период нахождения на земле сумел воспитать в себе высшие качества, соответствующие требованиям абсолюта. А главное его требование – это полюбить все живое больше, чем самого себя, полностью отречься от всех эгоистических помыслов и принять единение с космосом. Пока душа человека не отречется от себялюбия, она будет приходить в этот мир, и смерть будет приходить к человеку вновь и вновь.
В христианской религии запрещено любое упоминание о реинкарнации, поскольку оно противоречит учению Христа о вечной душе и единственной жизни, а также о Страшном суде, который ожидает всех без исключения. После этого судилища душа человека будет пребывать или в аду, или в раю без права покинуть это место, то есть христианство не дает своим адептам возможности изменить будущее и раскаяться. Но некоторые известные теологи считают, что сам Иисус рождался много раз, пока не явился в мир в образе Мессии.
Ислам, самая молодая из мировых религий, также не признает закон реинкарнации, считая, что после кончины человек попадает или в райский сад или в ад, но в Коране, главной книге мусульман, есть упоминания о воскрешении и возвращении на землю в другом образе. Эти суры предлагают не бояться смерти, поскольку ее нет, а есть только бесконечная цепь рождений и перевоплощений.
Древние цивилизации майя и ацтеков, последователи учения манихейства и зороастризма, великие Сократ, Платон и Пифагор также считали идеи реинкарнации достоверными и доказанными. Представители эпохи Просвещения Вольтер, Гете, Бальзак и Конан-Дойль, а также великие еретики Джордано Бруно и Коперник также считали, что в идеях перехода души в разные воплощения нет ничего необычного.
Что происходит между рождениями?
В перерыве между двумя рождениями душа человека находится в положении, которое называется бардо.
- Первое бардо процесса умирания – это момент агонии, перехода в мир иной. Обычно этот процесс дает человеку много физических страданий, но если человек накопил много духовной силы, то у него есть поддержка извне.
- Бардо Драхматы – вневременной природы, после того как физическое тело прекратило свою жизнь, ум и душа человека переходят в состояние покоя и блаженства, поскольку истинное состояние ума дается от природы каждому живущему существу.
- Бардо рождения – время от зачатия до рождения, когда формируется тело будущего человека и его миссия, с которой он явится в мир.
- Бардо жизни в промежутке между рождением и смертью – это период нашей земной жизни от момента рождения до момента смерти.
Кроме этого, выделяют два дополнительных состояния: бардо глубокого сна, при котором человека не посещают сновидения, и бардо медитации, при котором человек путем приобщения к вселенской гармонии впадает в состояние нирваны.
Виды кармы
Карма, о которой мы сегодня так много говорим, – это деятельность человека, имеющая практический результат. Причем понятие «деятельность» включает не только прямое действие, но и мысль, слово, чувство, эмоцию.
Кроме этого, карма – это закон вселенской справедливости, по которому каждое действие имеет свое последствие. И за плохие, и за хорошие поступки мы должны отвечать своими последующими перерождениями.
Буддисты понятие «карма» делят на три группы: карма, викарма и акарма.
Карма это все наши положительные поступки, совершенные для блага других без эгоистических побуждений. Накапливая карму, мы действуем по законам космоса и переходим в высшие миры, уменьшаем свои страдания и находим больше возможностей для саморазвития.
Викарма – это действия, направленные на нарушение законов Вселенной, в целях только личного обогащения. Викарма, накапливаясь, отправляет нашу душу в низшие миры. В современном мире понятие «викарма» соотносится с понятием «греховность».
Акарма – это деятельность без прогресса и без регресса. Может быть, на первый взгляд это звучит странно, но если человек не грешит открыто и не движется к саморазвитию, то зависает в акарме. В то же время в этом состоянии человек является инструментом в руках высших сил, он может творить подвиги во славу Господа и ради спасения грешников, но не по собственному желанию.
Считается, что этот последний вид кармического состояния связан с просветлением, поскольку позволяет не думать, но действовать по законам космическим.
Возможно ли выйти из бесконечности сансары?
Единственная причина, заставляющая человека бесконечно вращаться в колесе сансары, – это три греха: невежество, страсть и гнев. Только если искоренить в своей душе эти греховные помыслы, можно разорвать цепь и достичь нирваны. Буддизм называет негативные и позитивные поступки, которые помогут или, наоборот, помешают вырваться из цепи вечных перерождений.
Положительные поступки, ведущие к спасению:
- Спасти жизнь любого живого существа.
- Щедрость души.
- Верность единственной раз и навсегда избранной возлюбленной.
- Правдолюбие.
- Выступать в роли миротворца.
- Мудрая и справедливая речь без бранных и грубых слов.
- Не желать большего, чем имеешь.
- Сострадание к окружающим и людям, и животным, и птицам.
- Знание учения Будды, саморазвитие и самосовершенствование.
По законам кармы мы все отвечаем за свои поступки. За плохие дела нас ждут наказания, за хорошие – награда.
В разных учениях колесо сансары имеет примерно одинаковое толкование. Одной фразой можно сказать, что колесо сансары – это бесконечная цепь рождений и умираний в соответствии с реинкарнацией по законам кармы. Проходя свой жизненный цикл, все живые существа накапливают определенный опыт знаний, страданий и перевоплощений. Это превращение может длиться бесконечно долго, если человек не постарается избавиться от грехов и достичь совершенства.
Колесо Сансары: путь освобождения | blog. okhelps.com
Колесо Сансары отражает циклическое течение жизни, развивающейся по космическим Законам Вселенной.
По древнему приданию Будда первым изобразил этот символ рисом на песке, дабы объяснить человечеству причины его страданий и открыть ищущим путь освобождения.
3 яда ума:
Неведение
Привязанность
Гнев
В центре Круговорота Сансары в символической форме представлены три яда ума.
Неведение в образе свиньи – первостепенный яд, из которого происходят все остальные.
Не зная о своей истинной природе, человек начинает отождествлять себя с тленным материальным миром, что рождает привязанности и страх потери.
Символ привязанности и вожделения — красный петух,
Змея в свою очередь, обозначает ненависть и гнев.
Вместе эти три яда приводят Колесо Сансары в движение, все больше втягивая человека в порочный круг злодеяний и зависимостей.
В дословном переводе Сансара означает «блуждание» или странствование. Это вечное скитание души по пространству иллюзии, причина которого карма – принцип воздаяния за совершенные действия.
Благие поступки или деструктивные — любая деятельность создает карму, положительную или отрицательную. От характера созданной кармы зависит результат – возмездие или покровительство сил небесных.
6 миров Сансары
Закон Кармы работает в двух направлениях: он может вознести или низвергнуть. Эта дуальная направленность Колеса Сансары обозначена разделением второго круга на два сегмента противоположных цветов. Черный — символизирует упадок и духовную деградацию. Белый – развитие и духовную эволюцию.
Третий круг символа Колеса Жизни разделен на 6 сегментов, обозначающих 6 миров Универсума. 3 нижних мира пронизаны мучениями. К ним относятся сферы по соответствию с каждым ядом ума.
3 нижних сферы:
- Инфернальная или адская сфера – обитель гнева и злости;
- Сфера голодных духов – обитель вожделения и страсти;
- Мир животных — проживающих свое воплощение в неведении.
Высшие сферы Сансары представлены тремя формами бытия, в которых преобладает счастье, однако, они также не лишены страданий.
3 высших сферы:
Воплощенные в качестве божества находятся в состоянии блаженства от существования, но им также свойственна гордость;
Полубоги или асуры наполнены энергией действия, но им присуща зависть и ревность;
Воплощенные в мире людей имеют равные пропорции печали и радости. Считается, что в этой реальности наиболее высокие шансы достичь просветления и стать Буддой, познав в равной степени оба аспекта бытия. Но люди также подвержены влиянию сомнений, эмоций и желаний. И потому путь эволюции – это всегда путь преодоления.
Держит Колесо Сансары в своих зубах владыка смерти и повелитель загробного мира — Яма. Он олицетворяет Принцип Кармы – суровый и неподкупный. Его образ напоминает о том, что созданные причины всегда возвращаются закономерным следствием к душе, ее породившей.
Таково бытие в изменчивом мире форм. Но истина в том, что жизнь и смерть – лишь иллюзия, которая кажется реальностью. Потому просветленный Будда вынесен за пределы круга. Он наблюдает со стороны за круговоротом жизни и видит три его главных качества.
3 качества Сансары
Ее природа — Пустота. Течение времени делает все непостоянным. Любая форма, будучи рожденной, сразу начинает стремиться к разрушению. Но истина вечна и бессмертна. Ее нет в том, изменчиво. Все, что мы боимся потерять – не истинно.
Ее проявление — Иллюзия. Сознание, скитающееся по кругу Сансары не способно видеть целого. Но любое явление – только одна из возможных альтернатив. Все, что нас окружает – мы сами создаем в своем уме. А главная иллюзия ума – это отождествления себя с материальной невечной формой.
Ее характеристика – Страдание. В буддийской традиции антипод страдания – тихое блаженство от существования. Любые эмоции уводят ум из состояния гармонии и умиротворения, что толкает на разрушительные действия, рождающие Карму. Но действия, совершенные без привязки к желаниям позволяет выйти за ее пределы.
Как выйти из Колеса Сансары: 4 благородные истины
Каждое действие, спровоцированное желанием, создает новую Карму, которая делает человека заложником Круговорота Сансары.
И не только поступки, но даже и слова, и мысли могут стать причиной формирования кармического груза, не освободившись от которого невозможно будет выйти из круга перерождений. Бытие в неведении, привязанностях и гневе возвращается к нам законом Кармы.
Раз за разом, совершая одну и ту же ошибку, человек создает предпосылку для нового кармического уроки, призванного напомнить ему о его истинной природе и иллюзорности физических форм.
Дабы помочь людям найти путь освобождения из Колеса Сансары, Будда Шакьямуни сформулировал 4 благородные истины. Познав эти истины, человек способен положить конец скитаниям своего ума в мирах иллюзий и достичь просветления, узнав суть и природу вещей.
Первая благородная истина звучит так: все материальное пропитано страданием. Сознание, отождествляющее себя с материей, становится заложником иллюзий. Это рождает негативные чувства и эмоции, омрачающих разум и заставляющие страдать.
Разрушить эти иллюзии можно преодолев пять препятствий:
- Привязанность – жажда обладания и страх потери;
- Гнев – неприятие и отторжение мира и людей;
- Ревности и зависть – неспособность любить безусловно;
- Гордыня – превознесение своей важности;
- Невежество – незнание истинной природы вещей.
Незнание Законов Сансары – главный источник всех мучений. И выход из круга рождений можно найти только в достижении сознанием состояния просветления.
Вторая благородная истина раскрывает причину страданий: страдание – следствие желания.
Нескончаемая и неутолимая природа желаний не дает уму пребывать в покое. И потому ум постоянно мечется в противоречивых эмоциях и идеях.
Третья благородная истина говорит о том, что выйти из Колеса Сансары возможно через отказ от страстных желаний.
Свободный ум не ощущает ни экзальтированной радости, ни печали. Просветленное сознание находится в состоянии тихого счастья, спокойного и уравновешенного блаженства.
Четвертая благородная истина раскрывает метод, практикуя который можно выйти из Круга случайных перевоплощений и найти просветление. Этот метод изложен в восьмеричном пути, включающим такие этапы, как формирование светлых воззрений и устремлений, совершение благих действий, развитие воли, внимания и концентрации.
Выход из Колеса Сансары – это Путь эволюции сознания через преодоление препятствий и этическое развитие. Освобожденный – тот, кто нашел внутри себя гармонию и научился видеть вечное среди изменчивого и непостоянного.
Советуем прочитать:
источник
Международный Эзотерический Центр OKhelps
Обучайся легко, проведи время с пользой → https://okhelps. com/
Получайте ответы на интересующие Вас вопросы от экспертов!
Колесо жизни – Самсара
Презентация на тему: «Колесо жизни – Самсара» – стенограмма презентации:
1
2 Колесо жизни – Самсара
3 Колесо Жизни – Сансара
Будда учил, что все живые существа пойманы на колесе существования – сансаре или колесе мары, которое разделено на шесть сфер.Изучите диаграмму колеса жизни и обсудите со своей группой, что, по вашему мнению, она говорит о существовании.
4 Шесть классов разумных существ
Можете ли вы подумать, как каждое из этих состояний можно рассматривать как состояния ума?
5 Три яда Жадность / желание / страстное желание – петух – Ненависть – змея
Невежество / заблуждение – свинья Каждый из них изображен в круге, кусающем хвост впереди стоящего. Как вы думаете, почему они это делают? Как вы думаете, почему их называют тремя ядами? Приведите примеры того, как каждое из этих действий может привести к пагубным последствиям.
6 Три яда Танха – все три корневых яда – это танха. Танха – это желание, которое слишком высоко ценится или направлено неправильно. Некоторые желания положительны, например желание лучшего для кого-то или стремление к просветлению. Этот вид желания описывается как чанда, чтобы отличить его от вредных желаний.(вторая из благородных истин) Авиджа – незнание реальности того, как обстоят дела на самом деле. Это невежество ведет к желанию – страданию – сансаре. Хотя эти два яда являются двумя из трех, они лежат в основе всех трех ядов.
7 Рядом с центральным кругом находится концентрическая полоса, разделенная на две половины. Один окрашен мягко и сияюще, а другой черный. Более темная часть показывает людей, которые выбрали путь тьмы и таким образом спускаются в мрачные глубины.Однако светлый путь – это тот, который выбирают те, кто следует праведным путем, достигая духовного вознесения. Следовательно, он показывает смертных, поднимающихся к большим духовным высотам.
8 Взаимозависимое происхождение: причина и следствие
Будда учил, что все, что существует, происходит благодаря чему-то, что было раньше. Очевидно, что вещи существуют, но не являются постоянными, поскольку они возникают, а затем прекращаются.Таким образом, можно сказать, что вещи существуют относительно, но не в конечном итоге. Приведите примеры того, где вы можете увидеть, что это правда. Верно ли это для всех вещей?
КОЛЕСО САМСАРЫ
В этом выпуске мы узнаем, что вы можете сделать систему процентилей действительно сложной, если продолжаете добавлять специальные результаты и что DQ не означает «молочная королева». [Введение] Судя по всему, ролевые игры достигли совершеннолетия за последние пять лет. Я думаю, что это должно быть пять лет со дня первого издания (1980 г.).Я не уверен, почему выбран 1975 год, поскольку D&D впервые было опубликовано в 1974 году. С другой стороны, пять лет после второго издания будет 1977, что для меня мало что значит, кроме года, когда Дж. Эрик Холмс » включение предыдущих буклетов впервые появилось? Хмн.§
[1] DQ фактически устанавливает «общий ход событий» для игры, который включает действия перед приключениями, приключениями и после приключений. В настоящее время все это выглядит немного механически и очевидно для меня, но в 1982 году это принесло бы мне ЗОЛОТО, указав, что должна быть причина, по которой персонажи находятся в этом приключении [1.1.]; с наемниками должны заключаться договоры о прибылях [1.7]; что у игроков должна быть возможность обжаловать решения GM, и тогда все закончится [1.13], и должен быть отдельный период для одиночных приключений [1. 16]. Это все те вещи, которые D&D в то время просто предполагали, что вы можете их решить, а это означало, что геймеры 2-го поколения, такие как я, НЕ ИДЕИ, что делать.
§
[2.1] Я могу лишь процитировать заголовок этого раздела: «Правила предназначены для руководства, а не ограничения, мастера игры.«Черт, это тоже было бы неплохо узнать в то время.
Статья
[3] В этой игре есть 6 способностей, как в D&D! О нет, погоди: это Характеристики . Абсолютно другой.
Ладно, малыш. Но они интригующе похожи и не похожи на более знакомые 6 D&D, за исключением ненужного многословия. Таким образом, у нас есть [3.1] Физическая сила с дополнительным прилагательным без всякой причины, поскольку другого вида силы не существует (ср. Gamma World ). То же самое и с [3.2] Ловкость рук.
DQ действительно различает ловкость и ловкость … я имею в виду ловкость рук. Это одна из наиболее часто возникающих проблем, когда люди решают скучать по поводу D&D Abilities. Другое отличие состоит в том, что DQ заменяет интеллект на магические способности; возможно, потому что в нем два слова вместо одного; возможно потому, что DQ более открыта для персонажей, использующих магию, и имеет систему навыков для изучения языков.
§
[3.9] DQ здесь включает необязательный стат, которым является Физическая красота; два слова вместо одного, потому что никто не хочет, чтобы вы ошибочно полагали, что Духовная красота является необязательной характеристикой.Я действительно ненавижу такие характеристики, так же как я ненавидел, когда Unearthed Arcana пытался добавить привлекательности в D&D. Привлекательность – вещь настолько субъективная, что пытаться объективно ее оценить глупо, и DQ как бы это признает, но все равно включает в себя. К сожалению, игра признает это субъективное качество каким-то странным языком: «Пример: женщина-халфлинг нашла бы мужчину-халфлинга с Физической красотой 23 сексуально стимулирующим…». Ого! Я просто подумал, что он красив.
§
[4.1] Этот безобидный абзац содержит две действительно важные идеи. Во-первых, все, что конкретно не оговорено в правилах, можно попытаться сделать с помощью броска на характеристику. Ничего страшного в 2019 году, но многие из моего поколения никогда не знали, что D&D предназначается для вас, чтобы делать такие вещи; мы посчитали, что если правила не было, значит, вы не могли этого сделать. Да, если бы вы читали правила для экспертов 1981 года, вы бы увидели предложение сделать это, но это было легко пропустить, только предложение, а не достаточно продвинутый D&D.
С точки зрения DQ, этот небольшой раздел также поднимает фактор сложности, который оказывается действительно важной частью игры, о которой даже не упоминается в главе 3: Условия игры. Фактор сложности – это то, на что вы умножаете характеристику, чтобы получить процентный шанс на успех, в диапазоне от 0,5 (сверхсложный) до 5 (наименее сложный). Интересно, правила где-нибудь говорят вам, как придумать фактор; например, DF 3 для «средних» задач? Думаю, посмотрим.
Затем есть некоторая сложность военной игры, потому что этот чистый дизайн, кажется, недостаточно похож на Advanced Squad Leader.Итак, теперь у нас есть это странное правило: если вы выберете точное число своего процентного шанса, вы не добьетесь успеха, если вам кто-то не поможет. Но чтобы помочь вам, ваш приятель должен иметь характеристику не менее 15 «или равную или превышающую ценность персонажа, которому помогают». Я думаю, это означает, что если у первого парня меньше 15, то у помощника тоже может быть меньше 15, но это определенно сбивает с толку.
Но подождите! Хотите большей сложности? Конечно, знаешь. Итак, если вы перевернете TN + значение используемой характеристики, вы можете пораниться.Означает ли это, что вам придется каждый раз пересчитывать это значение, потому что DF будет постоянно меняться? Да; Да, это так.
О, И у вас всегда есть шанс неудачи, равный 30% – характеристическое значение, независимо от Фактора сложности (я думаю).
Да, И результат 100 всегда провал.
Посмотрим: можем ли мы добавить сюда еще какие-то сложности? На самом деле, я слишком устал, чтобы говорить об этом. Как и в случае с броском на начальный опыт и деньги, жаль, что никто не пошел с такой идеей, как сказать, что если вы бросаете удвоение и промахиваетесь, это провал.Хеллува намного проще.
§
[4.2] В этом разделе также скрывается зацепка, на этот раз о магии. Он дает правила для небольшой магии. Любой заклинатель любой магической традиции может попытаться использовать Магические способности, чтобы наложить гламур (небольшая иллюзия), колдовство (незначительное преобразование) или транс (незначительное заклинание). Я действительно ошеломлен этой идеей, потому что такого рода магия покрывает 90% заклинаний, которые вы видите в реальной истории. То есть из этих вещей можно сделать совершенно адекватную деревенскую ведьму или хитрого человека.
Более того, текст очень специфичен, что «лучше всего исполняется членом Магической Коллегии». Не «только исполнено», но «лучше всех». Что подразумевает (без объяснения причин), что это может попробовать каждый! Предположительно, человеку без обучения придется кататься с дерьмовым DF, но это все равно нормально. Это напоминает мне некоторые из почти современных Runequest и его отношение «каждый может творить немного волшебства» (первое издание RQ вышло в 1978 году; первое издание DQ вышло в 1980 году). Но народное колдовство RQ называлось «Боевая магия» и было сосредоточено на том, что будут делать любители приключений: например, делать свои клинки магически острыми или увеличивать защиту брони.Этот DQ менее дружелюбен к бою, но имеет гораздо больший размах.
В следующий раз мы увидим действительно блестящую идею сбалансировать случайную генерацию персонажей и узнаем, как потратить это великолепие на несколько менее умных способов, чтобы разрушить блестящую идею.
Обзор фильма «Самсара» и краткое содержание фильма (2012)
Я встретил Фрике и Мэгидсона, когда на Эбертфесте показывали восстановленную версию «Бараки», и у меня сложилось впечатление, что путешествие по миру и запись этих изображений было своего рода их призванием.Некоторые из этих мест, структур, народов и обычаев не будут существовать вечно, и если эта планета когда-нибудь станет бесплодной и безжизненной, эти фильмы могут показать посетителям, что здесь было.
«Самсара» также может указывать на некоторые пути его утраты. Хотя в документальном фильме представлены ускоренные изображения городского движения и неприличной механической спешки, для меня самый незабываемый эпизод – это не захватывающие дух виды или природная красота, а цыплята на пищевом заводе.
Они с такой эффективностью “обрабатываются”.Проведя всю свою жизнь на кормлении, будучи заключенными в клетки, слишком маленькие, чтобы они могли повернуться, теперь они внезапно оказываются на скользком склоне из нержавеющей стали, который безжалостно подпитывает их механический процесс, который за несколько секунд обезглавливает их и лишает перьев. и кожу, и разрезает их на части. Куры никогда не кажутся очень умными, но мы можем видеть тревогу в их поведении, потому что этот процесс для них очевиден.
Теперь, почему я должен останавливаться на такой последовательности, которая, вероятно, во многом определяет рейтинг фильма PG-13? Потому что я испытал это как вопль ужаса.В этом древнем чудесном мире, где возникли такие прекрасные природные и живые существа, что-то пошло не так, когда сама жизнь использовалась в качестве производственного процесса. Я читал, что через 50 лет мы должны перейти на вегетарианскую диету или умереть, и простите меня, если я восприму это как хорошие новости. Что-то вышло из равновесия, и «Самсара» рассматривает стороны уравнения.
Боюсь, я не сообщил, что это за воодушевляющий опыт. В его большом размахе куры играют крошечную роль.Если вы посмотрите на него как на фильм о трансе, медитацию, поездку в голову или что-то еще, это может заставить вас стать более благодарным за то, что у нас есть. Это довольно благородный фильм.
.