Разное

Змея пожирает свой хвост: Уроборос | это… Что такое Уроборос?

Содержание

Уроборос | это… Что такое Уроборос?

Изображение уробороса в алхимическом трактате 1478 г. Автор — Теодор Пелеканос

Уробо́рос (др.-греч. οὐροβόρος, от οὐρά «хвост» и βορός «пожирающий»; букв. «пожирающий [свой] хвост») — свернувшийся в кольцо змей, кусающий себя за хвост. Является одним из древнейших символов[1][2][3], известных человечеству, точное происхождение которого — исторический период и конкретную культуру — установить невозможно[4].

Несмотря на то, что символ имеет множество различных значений, наиболее распространённая трактовка описывает его как репрезентацию вечности и бесконечности, в особенности — циклической природы жизни: чередования созидания и разрушения, жизни и смерти, постоянного перерождения и умирания. Символ уробороса имеет богатую историю использования в религии, магии, алхимии, мифологии и психологии[3]. Одним из его аналогов является свастика — оба этих древних символа означают движение космоса

[5].

Считается, что в западную культуру данный символ пришёл из Древнего Египта, где первые изображения свернувшейся в кольцо змеи датированы периодом между 1600 и 1100 годами до н. э.; они олицетворяли вечность и вселенную, а также цикл смерти и перерождения[6]. Ряд историков полагают, что именно из Египта символ уробороса перекочевал в Древнюю Грецию, где стал использоваться для обозначения процессов, не имеющих начала и конца[7]. Однако точно установить происхождение этого образа затруднительно, поскольку его близкие аналоги также встречаются в культурах Скандинавии, Индии, Китая и Греции[6].

Символ свернувшейся в кольцо змеи встречается в неявной форме в Месоамерике, в частности, у Ацтеков. При том, что змеи играли значительную роль в их мифологии[8], вопрос прямой связи пантеона ацтекских богов с уроборосом среди историков остается открытым — так, без каких-либо развёрнутых комментариев Б. Розен называет Кетцалькоатля

[9], а М. Лопес — Коатликуэ[10].

Интерес к уроборосу сохранялся на протяжении многих веков — в частности, заметную роль он играет в учении гностиков[11], а также является важным элементом (в метафорическом смысле) ремесла средневековых алхимиков, символизируя преображение элементов в философский камень, требующийся для трансформации металлов в золото[12], а также олицетворяя хаос в мифологическом понимании термина[13].

В новейшее время швейцарским психоаналитиком К. Г. Юнгом был вложен новый смысл в символ уробороса. Так, в ортодоксальной аналитической психологии архетип уробороса символизирует темноту и саморазрушение одновременно с плодородностью и творческой потенцией. Дальнейшие исследования данного архетипа нашли наибольшее отражение в работах юнгианского психоаналитика Эриха Нойманна, обозначившего уроборос в качестве ранней стадии развития личности

[14].

Содержание

  • 1 Древний Египет, Израиль и Греция
  • 2 Древний Китай
  • 3 Древняя Индия
  • 4 Германо-скандинавская мифология
  • 5 Гностицизм и алхимия
  • 6 Новейшее время
    • 6. 1 Аналитическая психология
  • 7 Примечания

Древний Египет, Израиль и Греция

Изображение уробороса из книги «Chrysopoeia of Cleopatra» (эллинистический период)[1]

Д. Бопру, описывая появление изображений уробороса в Древнем Египте, утверждает, что этот символ наносился на стены гробниц и обозначал стражника загробного мира, а также пороговый момент между смертью и перерождением[15]. Первое появление знака уробороса в Древнем Египте датируется примерно 1600 годом до н. э. (по другим данным — 1100 годом

[16])[17]. Свернувшаяся в кольцо змея, например, высечена на стенах храма Осириса в древнем городе Абидосе[18]. Символ, помимо прочего, являлся репрезентацией продолжительности, вечности и/или бесконечности[19]. В понимании египтян уроборос был олицетворением вселенной, рая, воды, земли и звёзд — всех существующих элементов, старых и новых[20]. Сохранилась поэма, написанная фараоном Пианхи, в которой упоминается уроборос[21].

У. Бекер, говоря о символизме змей как таковых, отмечает, что евреи издревле рассматривали их в качестве угрожающих, злых существ. В тексте Ветхого Завета, в частности, змей причисляется к «нечистым» созданиям; он символизирует Сатану и зло в целом — так, Змей является причиной изгнания из рая Адама и Евы[22]; взгляда, согласно которому между Змеем из райского сада и уроборосом ставился знак равенства, также придерживались некоторые гностические секты, к примеру, Офиты

[23].

Историки полагают, что из Египта символ уробороса попал в Древнюю Грецию, где наравне с Фениксом стал олицетворять процессы, не имеющие конца и начала[7]. В Греции змеи были предметом почитания, символом здоровья, а также связывались с загробным миром, что нашло отражение во множестве мифов и легенд. Само слово «дракон» (др.-греч. Draco) переводится дословно как «змей»[24].

Древний Китай

Основная статья: Китайский дракон

Свёрнутая змея эпохи Шан

Р. Робертсон и А. Комбс отмечают, что в Древнем Китае уроборос назывался «Zhulong» и изображался в виде создания, совмещающего в себе свинью и дракона, кусающего себя за хвост. Многие учёные придерживаются взгляда, что со временем данный символ претерпел значительные изменения и трансформировался в традиционного «китайского дракона», символизирующего удачу

[6]. Одни из первых упоминаний об уроборосе как символе датированы 4200 годом до н. э.. Первые находки фигурок свернувшихся в кольцо драконов относят к культуре Хуншань (4700—2900 до н. э.). Одна из них, в форме полного круга, находилась на груди покойника[25].

Также существует мнение, согласно которому с символом уробороса в древнекитайской натурфилософии напрямую связана монада, изображающая концепцию «инь и ян»[17]. Также для изображений уробороса в Древнем Китае характерно размещение яйца внутри пространства, которое охватывает телом змея; предполагается, что это является одноимённым символом, созданным самим Творцом[26]. «Центр» уробороса — упомянутое пространство внутри кольца — в философии нашёл отражение в понятии «дао», что означает «путь человека»

[27].

Древняя Индия

Основная статья: Шеша

Вишну отдыхает на Шеше

В ведийской религии и индуизме в качестве одной из форм бога фигурирует Шеша (или Ананта-шеша). Изображения и описания Шеши в виде змеи, кусающей себя за хвост, комментирует Д. Торн-Бёрд, указывая на его связь с символом уробороса[17]. С древних времён и по сей день в Индии почитались змеи (наги) — покровители водных путей, озёр и источников, а также воплощения жизни и плодородия. Кроме того, наги олицетворяют непреходящий цикл времени и бессмертие. Согласно легендам, все наги являются отпрысками трёх змеиных богов — Васуки, Такшаки (англ.)русск. и Шеши[28].

Изображение Шеши можно часто увидеть на картинах, изображающих свернувшуюся в клубок змею, на которой, скрестив ноги, восседает Вишну. Витки тела Шеши символизируют нескончаемый кругооборот времени[29]. В более широкой трактовке мифа огромных размеров змея (наподобие кобры) обитает в мировом океане и имеет сотню голов. Пространство же, скрываемое массивным телом Шеши, включает в себя все планеты Вселенной[30]; если быть точным, именно Шеша и держит эти планеты своими многочисленными головами, а также распевает хвалебные песни в честь Вишну[31]. Образ Шеши, помимо прочего, также использовался как защитный тотем индийскими махараджами, поскольку существовало поверье, будто змей, опоясавший своим телом землю, охраняет её от злых сил[32]. Само слово «Шеша» обозначает «остаток», что отсылает к остающемуся после того, как всё созданное вернётся обратно в первичную материю[33]. По мнению Клауса Клостермайера, философское толкование образа Шеши даёт возможность понять историю с точки зрения философии индуизма, согласно которой история не ограничивается человеческой историей на планете Земля или историей одной отдельно взятой вселенной: существует бесчисленное множество вселенных, в каждой из которых постоянно разворачиваются какие-то события[34].

Германо-скандинавская мифология

Основная статья: Ёрмунганд

Рыбалка Тора. Г. Фюссли, 1788

В германо-скандинавской мифологии, как пишет Л. Фубистер[35], форму уробороса принимает Ёрмунганд (также называемая «Мидгардским змеем» или «Мидгардсормом», богиней зла) — самка[36][37] огромного змееподобного дракона, одна из детей бога Локи и великанши Ангрбоды. Когда отец и предводитель асов Один впервые её увидел, он осознал таящуюся в змее опасность и вышвырнул в мировой океан. В океане Ёрмунганд разрослась до столь больших размеров, что смогла опоясать своим телом землю и укусить себя за хвост — именно здесь, в мировом океане, она будет находиться бо́льшую часть времени вплоть до наступления Рагнарёка, когда ей будет суждено в последней битве встретиться с Тором[38].

Скандинавские легенды содержат описание двух встреч змеи и Тора до Рагнарёка. Первая встреча произошла, когда Тор отправился к королю гигантов, Утгарда-Локи, чтобы выдержать три испытания физической силы.

Первым из заданий было поднять королевского кота. Хитрость Утгарда-Локи заключалась в том, что на самом деле то была Ёрмунганд, превращённая в кошку; это сильно осложняло выполнение задания — единственным, чего смог достичь Тор, было заставить животное оторвать одну лапу от пола. Король гигантов, впрочем, признал это успешным выполнением поставленной задачи и раскрыл обман. Данная легенда содержится в тексте «Младшей Эдды»[36].

Второй раз Ёрмунганд и Тор встретились, когда последний вместе с Гимиром отправились на рыбалку. В качестве наживки использовалась бычья голова; когда лодка Тора проплывала над змеёй, та отпустила хвост и вцепилась в наживку. Борьба продолжалась достаточно долго. Тору удалось вытащить голову чудовища на поверхность — он хотел поразить её ударом Мьёльнира, однако Гимир не выдержал вида корчащейся в агонии змеи и перерезал леску, дав Ёрмунганд скрыться в пучине океана

[36].

В ходе последней битвы (Рагнарёка), гибели Богов, Тор и Ёрмунганд встретятся в последний раз. Выбравшись из мирового океана, змея отравит своим ядом небо и землю, заставив водные просторы ринуться на сушу. Сразившись с Ёрмунганд, Тор отобьёт голову чудовищу, однако сам сможет отойти только на девять шагов — брызжущий из тела чудовища яд поразит его насмерть[9].

Гностицизм и алхимия

Уроборос. Гравюра Л. Дженниса из книги алхимическихэмблем «Философский камень». 1625. Символическое «принесение в жертву», то есть укус за хвост змеи, означает приобщение к вечности в конце Великого делания

В учении христианских гностиков уроборос был отображением конечности материального мира. Один из ранних гностических трактатов «Pistis Sophia» (англ.)русск. давал следующее определение: «материальная тьма есть великий дракон, что держит хвост во рту, за пределами всего мира и окружая весь мир»[6]; согласно этому же сочинению, тело мистической змеи имеет двенадцать частей (символически связывающихся с двенадцатью месяцами). В гностицизме уроборос олицетворяет одновременно и свет (agathodaemon — дух добра), и тьму (kakadaimon — дух зла). Тексты, обнаруженные в Наг-Хаммади, содержат ряд отсылок к уроборостической природе создания и распада всего мироздания, которые напрямую связаны с великим змием[39]. Образ свернувшегося в кольцо змия играл заметную роль в гностическом учении — к примеру, в его честь были названы несколько сект

[11].

Средневековые алхимики использовали символ уробороса для обозначения множества «истин»; так, на различных ксилографиях XVIII века змей, кусающий свой хвост, изображался практически на каждом из этапов алхимического действа. Частым было также изображение уробороса совместно с философским яйцом (англ.)русск. (одним из важнейших элементов для получения философского камня)[6]. Алхимики считали уробороса отображением циклического процесса, в котором нагревание, испарение, охлаждение и конденсация жидкости способствуют процессу очищения элементов и преобразования их в философский камень или в золото[12].

Для алхимиков уроборос был воплощением цикла смерти и перерождения, одной из ключевых идей дисциплины; змей, кусающий себя за хвост, олицетворял законченность процесса трансформации, преобразования четырёх элементов[40]. Таким образом, уроборос являл «opus circulare» (или «opus circularium») — течение жизни, то, что буддисты называют «Бхавачакра», колесо бытия[41]. В данном смысле символизируемое уроборосом было наделено крайне позитивным смыслом, оно являлось воплощением цельности, полного жизненного цикла[18]. Свернувшийся в кольцо змей очерчивал хаос и сдерживал его, поэтому воспринимался в виде «prima materia»; уроборос часто изображался двухголовым и/или имеющим сдвоенное тело, таким образом олицетворяя единство духовности и бренности бытия[13].

Новейшее время

Эмблема Теософского общества

Знаменитый английский алхимик и эссеист сэр Томас Браун (1605—1682) в своём трактате «Письмо другу», перечисляя тех, кто умер в день рождения, изумлялся тому, что первый день жизни столь часто совпадает с последним и что «хвост змеи возвращается к ней в пасть ровно в то же время». Он также считал уробороса символом единства всех вещей[42]. Немецкий химик Фридрих Август Кекуле (1829—1896) утверждал, что приснившееся ему кольцо в форме уробороса натолкнуло его на открытие циклической формулы бензола[43].

Печать Международного теософического общества, основанного Еленой Блаватской, имеет форму увенчанного омом уробороса, внутри которого расположены другие символы: шестиконечная звезда, анх и свастика[44]. Изображение уробороса используется масонскими великими ложами в качестве одного из главных отличительных символов. Основной идеей, вкладываемой в использование этого символа, является вечность и непрерывность существования организации. Уроборос можно увидеть на гербовой печати Великого востока Франции и Объединённой великой ложи России[45].

Уроборос также изображался на гербах, например, рода Доливо-Добровольские, венгерского города Хайдубёсёрмень и самопровозглашённой Республики Фиуме. Изображение свернувшейся в кольцо змеи можно встретить на современных картах Таро; используемая для гаданий карта с изображением уробороса означает бесконечность[46].

Образ уробороса активно используется в художественных фильмах и литературе: например, в «Бесконечной истории» Петерсена[47], «Красном карлике» Гранта и Нейлора[48], «Стальном алхимике» Аракавы[49], «Колесе Времени» Джордана[36] и «Секретных материалах» (серия «Never Again» (англ.)русск.) Картера. Мотив закольцованной змеи часто встречается в татуировках, найдя отображение в виде рисунков, имитирующих различные узлы и в целом относящихся к кельтскому искусству (англ.)русск.[50]. Помимо прочего, символ уробороса используется в архитектуре для декорирования полов и фасадов зданий[4].

Американский физик и биолог Р. Фокс в книге «Энергия и эволюция жизни на Земле»[51] использует образ уробороса для иллюстрации одной из фундаментальных проблем теории зарождения жизни: для синтеза белков нужны нуклеиновые кислоты, а для их синтеза — белки (по современным представлениям проблема решается с помощью гипотезы “мира РНК”).

Аналитическая психология

Основная статья: Архетип (психология)

В теории архетипов, согласно мнению Карла Густава Юнга, уроборос является символом, предполагающим темноту и саморазрушение одновременно с плодородностью и творческой потенцией. Этот знак отображает этап, существующий между описанием и разделением противоположностей (принцип, согласно которому дуализм является неискоренимым и незаменимым условием всей психической жизни)[14]. Данная идея в дальнейшем была развита учеником Юнга Эрихом Нойманном, выдвинувшим предположение, что уроборос, понимаемый как метафора, является ранней стадией развития личности. Закольцованная форма змия, таким образом, показывает недифференцированность инстинктов жизни и смерти, равно как любви и агрессии, а также фрагментированную самость (то есть отсутствие различий между субъектом и объектом). По Нойманну, эта стадия развития, получившая название «уроборической», являет фантазии чистоты и партеногенеза у младенца[14].

В более поздних исследованиях юнгианцев архетип уробороса уже понимается шире — в качестве единого целого, объединяющего сознание и бессознательное, таким образом содержащего в себе как маскулинную, так и феминную сущности. В ходе же прохождения индивидуумом уроборической стадии развития (по Нойманну) составляющее уробороса разделяется на непосредственно Эго и Мировых родителей (архетип, являющийся фундаментом для ожиданий и чувств человека по отношению к родителям[52]). Поскольку архетип Мировых родителей на данном этапе становится в позицию конфронтации с Эго, их взаимодействие является первым этапом становления бессознательной самости человека, Героя[53].

Примечания

  1. 1 2 Kleisberg, Glenn. Lost Knowledge of the Ancients: A Graham Hancock Reader. — Inner Traditions / Bear & Co, 2010. — P. 27. — ISBN 9781591431176
  2. Ellis, Jeanette. Forbidden Rites: Your Complete Introduction to Traditional Witchcraft.  — O Books, 2009. — P. 480. — ISBN 9781846941382
  3. 1 2 Eire, Carlos. A very brief history of eternity. — Princeton University Press, 2010. — P. 29. — ISBN 9780691133577
  4. 1 2 Gauding, Madonna. The Signs and Symbols Bible: The Definitive Guide to Mysterious Markings. — Sterling Publishing Company, Inc., 2009. — P. 89. — ISBN 9781402770043
  5. Murphy, Derek. Jesus Didn’t Exist! the Bible Tells Me So. — Lulu.com, 2006. — P. 61. — ISBN 9781411658783
  6. 1 2 3 4 5 Robertson, Robin; Combs, Allan. The Uroboros // Indra’s Net: Alchemy and Chaos Theory as Models for Transformation. — Quest Books, 2009. — ISBN 9780835608626
  7. 1 2 Lurker, Marnfred. The Routledge dictionary of gods and goddesses, devils and demons.  — Routledge, 2004. — P. 4. — ISBN 9780415340182
  8. Mundkur, Balaji. The cult of the serpent: an interdisciplinary survey of its manifestations and origins. — SUNY Press, 1983. — P. 57. — ISBN 9780873956314
  9. 1 2 Rosen, Brends. The Mythical Creatures Bible: The Definitive Guide to Legendary Beings. — Sterling Publishing Company, 2009. — P. 59-96. — ISBN 9781402765360
  10. Lopez, Marissa. Chicano Nations: The Hemispheric Origins of Mexican American Literature. — NYU Press, 3022. — P. 210. — ISBN 9780814753293
  11. 1 2 Sease, Virginia; Schmidt-Brabant, Manfred. Paths of the Christian mysteries: from Compostela to the new world. — Temple Lodge Publishing, 2003. — P. 49. — ISBN 9781902636436
  12. 1 2 Stockenström, Göran. August Strindberg and the other: new critical approaches.  — Rodopi, 2002. — P. 19. — ISBN 9789042015203
  13. 1 2 Bearor, Karen Anne; Pereira, Irene Rice. Irene Rice Pereira: her paintings and philosophy. — University of Texas Press, 1993. — P. 289. — ISBN 9780292738584
  14. 1 2 3 Сэьюэлз, Эндрю; Шортер, Бэйни; Плот, Фред. Словарь аналитической психологии К. Юнга. — СПб.: Азбука-классика, 2009. — С. 249-250. — ISBN 978-5-9985-0016-9
  15. Bopry, Jeanette. Francisco J. Varela 1946-2001. — Imprint Academic, 2004. — P. 31. — ISBN 9780907845928
  16. Cole, Herbert. African Art and Leadership. — University of Wiscouncin Press, 2004. — P. 267. — ISBN 9780299058241
  17. 1 2 3 Thorne-Bird, Janae. Becoming One: The Journey Toward God. — iUniverse, 2010. — P. 67. — ISBN 9781450212694
  18. 1 2 Hannah, Barbara. The archetypal symbolism of animals: lectures given at the C. G. Jung Institute, Zurich, 1954-1958. — Chiron Publishers, 2006. — P. 227-8. — ISBN 9781888602333
  19. Curl, James Stevens. The Egyptian Revival: Ancient Egypt as the Inspiration for Design Mo tifs in the West. — Routledge. — P. 453. — ISBN 9781134234684
  20. Newmann, Erih. Art and Creative Uncoscious. — Routledge, 1999. — P. 10. — ISBN 9780415209434
  21. Assman, Jan. The mind of Egypt: history and meaning in the time of the Pharaohs. — Harvard University Press, 2003. — P. 325.
  22. Becker, Udo. The Continuum encyclopedia of symbols. — Continuum International Publishing Group, 2000. — P. 264. — ISBN 9780826412218
  23. Guiley, Rosemary. The encyclopedia of magic and alchemy. — Infobase Publishing, 2006. — P. 234. — ISBN 9780816060481
  24. Haeffner, Mark. Dictionary of Alchemy: From Maria Prophetessa to Isaac Newton.  — Karnak Books, 2004. — P. 105. — ISBN 9781904658122
  25. The Golden Age of Chinese Archaeology  (англ.). National Gallery of Art. nga.gov.. Архивировано из первоисточника 20 мая 2012.
  26. Nichols, Sallie. Jung and Tarot: an archetypal journey. — Weiser Books, 1980. — P. 351. — ISBN 9780877285151
  27. Olney, James. The rhizome and the flower: the perennial philosophy, Yeats and Jung. — University of California Press, 1980. — P. 338. — ISBN 9780520037489
  28. Rudy, Eva. The book of Hindu imagery: gods, manifestations and their meaning. — Binkey Kok Publications, 1993. — P. 57. — ISBN 9789074597074
  29. Dallapiccola, Anna Libera. Indian art in detail. — Harvard University Press, 2007. — P. 17. — ISBN 9780674026919
  30. DeMeng, Michael. Vishu Dreaming // Secrets of Rusty Things: Transforming Found Objects Into Art. — North Light Books, 2007. — ISBN 9781581809282
  31. L. A., Michael. The Principles of Existence & Beyond. — Lulu, 2007. — P. 65. — ISBN 9781847991997
  32. Badger, David; Netherton, John. Snakes. — Vouageur Press, 1999. — P. 19. — ISBN 9780896584082
  33. Feuerstein, Georg; Kak, Subhash; Frawley, David. In search of the cradle of civilization: new light on ancient India. — Motilal Banarsidass Publ., 2005. — P. 243. — ISBN 9788120816268
  34. Klostermaier, Klaus K. Hinduism: A Short History. — Oxford, 2000. — P. 5. — ISBN 1851682139
  35. Foubister, Linda. Goddess in the Grass: Serpentine Mythology and the Great Goddess. — Linda Foubister, 2003. — P. 30. — ISBN 9780973164824
  36. 1 2 3 4 Dekirk, Ash. Dragonlore: From the Archives of the Grey School of Wizardry. — Career Press, 2006. — P. Jormungander, the Midgard Wurm. — ISBN 9781564148681
  37. Wagner, W. Asgard and the Gods: The Tales and Traditions of Our Northern Ancestors. — Kessinger Publishers, 2004. — P. 54. — ISBN 9780766183407
  38. Jones, David. An Instinct for Dragons. — Routledge, 2002. — P. 139. — ISBN 9780415937290
  39. Leeming, David Adams; Madden, Kathryn; Marlan, Stanton. Encyclopedia of psychology and religion. — Springer, 2009. — P. 936. — ISBN 9780387718019
  40. Mikami, Hiroko. Ireland on stage: Beckett and after. — Peter Lang, 2007. — P. 94. — ISBN 9781904505235
  41. Jacobi, Jolande. Complex/archetype/symbol in the Psychology of C G Jung. — Routledge, 1999. — P. 185. — ISBN 9780415209397
  42. Harrel, M. D. Secrets of the Spiritual Matrix. — Xulon Press, 2008. — P. 76. — ISBN 9781604775310
  43. MobileReference. Benzene // Biochemistry Quick Study Guide. — MobileReference, 2007. — ISBN 9781605011127
  44. Bruce, Alexandra. 2012: Science Or Superstition.  — Desinformation Company, 2009. — P. 275. — ISBN 9781934708286
  45. Fanthorpe, Lionel; Fanthorpe, Patricia. Mysteries and secrets of the Masons: the story behind the Masonic Order. — Dundurn Press Ltd, 2006. — P. 81. — ISBN 9781550026221
  46. Cenner, Korrine. Tarot for Writers. — Llewellyn Worldwide, 2009. — P. 126. — ISBN 9780738714578
  47. Revere, Peter. The Real 911: Truth and Testimony. — Peter Revere, 2004. — P. 58. — ISBN 9781418400743
  48. Berman, Garry. Best of the Britcoms: From Fawlty Towers to the Office. — Taylor Trade Publications, 2011. — P. 76. — ISBN 9781589795662
  49. Fujie, Kazuhisa; Wyman, Walt. The Fullmetal Alchemist Archive: The Complete Guide. — DH Publishing Inc., 2007. — P. 173. — ISBN 9781932897203
  50. Green, Teresa. The tattoo encyclopedia: a guide to choosing your tattoo. — Simon and Schuster, 2003. — P. 135. — ISBN 9780743223294
  51. Фокс, Рональд. Энергия и эволюция жизни на Земле = Energy and the evolution of life. — Москва: Мир, 1992. — 216 с. — 3100 экз. — ISBN 5-03-001888-3
  52. Sullivan, Erin. Astrology of Family Dynamics. — Weiser Books, 2001. — P. 117. — ISBN 9781578631797
  53. Gougeon, Len. Emerson & Eros: the making of a cultural hero. — SUNY Press, 2007. — P. 67. — ISBN 9780791470770

Оуробор (змей, кусающий свой хвост). Энциклопедия символов

Оуробор (змей, кусающий свой хвост). Энциклопедия символов

ВикиЧтение

Энциклопедия символов
Рошаль Виктория Михайловна

Содержание

Оуробор (змей, кусающий свой хвост)

Оуробор как эмблема смерти (из книги Джорджа Уитере «Собрание эмблем, древних и современных», 1635 год)

Наиболее очевидное значение символа связано с понятием времени: ход времени сопровождается разрушением, поскольку прошлое как будто бы безвозвратно теряется. Это отражено в том, что змей «пожирает» свой собственный хвост, подобно времени, которое, по-видимому, само себя поглощает. Можно сказать, что время имеет циклическую природу (день следует за ночью, времена года повторяются и др.), и это нашло свое выражение в форме змея, в том, что он свернулся в круг. Cимвол эмблемы можно выразить фразой: «В моем начале заложен мой конец» или «Конец находится в начале».

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Змея Оуробор (Ороборо, Уроборос)

Змея Оуробор (Ороборо, Уроборос) Змея, кусающая свой хвостКольцеобразная фигура, изображающая змею, кусающую свой собственный хвост, – символ вечности, неделимости, цикличности времени, алхимии. Символика этой фигуры интерпретируется по-разному, так как она

Хвост феи

Хвост феи Комбинация ярких цветов неоновых теней, которые используют в этом макияже, создает поистине потрясающий эффект, а стразы вносят дополнительную изюминку в ваш образ. Для создания макияжа «Хвост феи» вам потребуются: оранжево-красные и желтые полунеоновые тени;

ХВОСТ ПАВЛИНА (ОСНОВНЫЕ ДЕЙСТВИЯ РУК)

ХВОСТ ПАВЛИНА (ОСНОВНЫЕ ДЕЙСТВИЯ РУК) Освоив действия ног, мы можем перейти к технике рук. Теперь мы знаем, как перемещаться, как вложить силу в эти действия. Если бы мы занялись руками прежде, мы бы потерпели неизбежно неудачу, безуспешно пытаясь добиться желаемого

Хвост с шишечкой из косы

Хвост с шишечкой из косы 1. Зачешите волосы на затылок, несколько набок, соберите их в хвост и закрепите его резинкой.2. Отделите от хвоста прядь толщиной примерно в треть от всей массы волос. Прядь должна выходить с той стороны хвоста, которая расположена ближе к

Глава 5 Коса «Рыбий хвост»

Глава 5 Коса «Рыбий хвост» Изящный, легкий «рыбий хвостик» или «колосок», кажется, источает сияние. Свет отражается от тонких переплетенных прядок во всех направлениях, словно «играет» на них. Такая коса — идеальный вариант для обладательниц прямых густых волос. Ее

Почему павлин распускает свой хвост?

Почему павлин распускает свой хвост? Павлин славится своим замечательной красоты хвостом. Но на самом деле хвост у него самый обычный и совсем не красивый. А тот шлейф из перьев, которые многие принимают за хвост павлина, растет у него со спины и называется

Почему ящерицы теряют свой хвост?

Почему ящерицы теряют свой хвост? Ящерицы относятся к тому же семейству, что и змеи. Значит, ящерицы тоже рептилии – холоднокровные пресмыкающиеся с кожей, покрытой чешуйками. Однако в отличие от змей, у которых одно только длинное тело, заканчивающееся маленькой

Есть ли хвост у оленя?

Есть ли хвост у оленя? Самое примечательное, что отличает оленей от всех других животных, – это их великолепные ветвистые рога. А вот о том, есть ли у оленей хвосты, известно гораздо меньше. Многие, впрочем, и не задумываются об этом, полагая, что если хвосты есть почти у

Почему у кометы есть хвост?

Почему у кометы есть хвост? Если рассматривать комету в телескоп, то можно заметить, что у нее есть «голова» и «хвост». «Голова» — это большое облако пылающего газа, называемое эпицентром кометы. Эпицентр может достигать более 1 609 300 километров в диаметре. Эти газы

Хвост

Хвост Хвост, более или менее обособленный и подвижный задний отдел тела позвоночных животных, выполняющий различные функции. У рыб хвостовой отдел не резко обособлен от туловища и снабжен, как правило, мощным плавником — главным органом движения. У наземных позвоночных

Ценный хвост

Ценный хвост Вряд ли в какой–либо другой группе позвоночных животных хвост играет столь важную роль, как у пресмыкающихся. При этом рептилии «используют» хвост необычайно разнообразно и многосторонне.Первое, что приходит на ум при упоминании хвоста у пресмыкающихся,

Слишком ценный хвост

Слишком ценный хвост Потеря хвоста (а с ним и накопленных запасов) настолько существенна, что противодействие этому принимает подчас удивительные формы. Так, сцинковая ящерица североамериканская сцинцелла, отбросив хвост и скрывшись от хищника, возвращается затем на

ХВОСТ

ХВОСТ хвост — tailкорень хвоста — tail rootшерстяной подвес с нижней стороны хвоста (хвост пером) — tail featherНОШЕНИЕ (ПОЛОЖЕНИЕ) ХВОСТАношение (положение) хвоста — tail carriageвесело несущий — gaily, merryзавернутый на спину — curled on back, turned over the backна одну сторону — to one sideподнятый кверху —

cauda, ae f – хвост

cauda, ae f – хвост Примерное произношение: кАуда. Z: КА-а-к УДАрит ХВОСТОМ варан, Даже слон упадет от

Видео, на котором змея проглатывает собственный хвост, стало вирусным: «Съела себя»

Культура

Том Фиш

Культура Змея ТИК Так Домашние животные

Змея, которая превратилась в букву O после того, как ее хвост пробрался глубоко в собственный рот, была снята на видео, когда ее освобождают от странных испытаний.

В странном видео TikTok с заголовком «Я думаю, что эта змея сломалась — она съела себя», энтузиаст змей снял своего скользкого питомца в затруднительном положении.

Владелец Мэтти сказал в видео, которое было просмотрено более 572 000 раз: «Сегодня эта змея фактически проглотила себя. Я не знаю, как долго она в таком состоянии».

Он использует гениальный хак, чтобы освободить змея из его ужасающей ситуации.

Мэтти сказал: «Итак, я собираюсь использовать дезинфицирующее средство для рук и посмотреть, заставит ли его это отменить то, что он сделал».

Этот метод заключается в том, что крепкий алкогольный гель помещается близко ко рту змеи, в результате чего рептилия почти мгновенно изрыгает себя, при этом змея восстанавливает свою первоначальную полную длину.

После очевидного мгновенного результата рассказчик Мэтти добавляет: «Ага. Ему не понравился вкус дезинфицирующего средства для рук во рту».

Newsweek связался с Мэтти, чтобы получить комментарий по поводу его замечательного вирусного видео.

@tattooed_dragon

Я думаю, что эта змея сломалась 🐍😵 она съела себя #fyp #funny #foryoupage #fypシ #moreaction #xyzbca #viral #laugh #foryou #petsoftiktok #snake #hungry

♬ Life Goes On – Oliver Tree

Более 1000 человек вышли на платформу, чтобы прокомментировать немного нервирующий инцидент.

Комментарий пользователя TikTok Christ Clippinger был одним из самых популярных: «Внутри было гораздо больше змей, чем ожидалось».

Комментарий Сэди, похоже, относился к сюрреалистичности клипа, написав: «Я записываю это в свой банк Брайана под пометкой: «очень маловероятно, что когда-либо потребуются, но чрезвычайно эффективные решения».

В ответ на еще один очень популярный комментарий была загружена обратная обработка вирусного видео.

@tattooed_dragon

Ответить на @daveadeco here u go #fyp #snake #petsoftiktok #viral #xyzbca #moreaction #fypシ #reversed

♬ оригинальный звук – Мэтти
Пользователь Твиттера

Daveedeco пошутил: «Если вы опубликуете это видео в обратном порядке, это может быть нарушением сообщества».

Они, похоже, были довольны пугающим ответом, написав: «Это не разочаровало, спасибо!!!! Только что посмотрели 15x).

Animal Food Planet объяснила, что змеи периодически поедают себя по причинам, не связанным с голодом, а из-за их неспособности эффективно терморегулировать себя или из-за стресса.

Уроборос, что в переводе с греческого означает “пожиратель хвоста”, на протяжении тысячелетий был мощным символом в религии и науке.

Видео с животными — один из самых популярных типов видео на TikTok.

Клип о женщине-фермере, которая на этой неделе притворялась мертвой, стал вирусным после того, как ее собаки бордер-колли пришли ей на помощь и отгоняли ближайших коров от своего хозяина.

На фото изображена крапчатая королевская змея Холбруки с высунутым языком. Змея, идущая на Уроборус и поедающая собственный хвост, стала вирусной в видеоклипе TikTok. irin717/Getty Images

Запросить перепечатку и лицензирование, внести исправление или просмотреть редакционные правила

Почему змеи поедают свой хвост?

Я сидел здесь и любовался своей кукурузной змеей, Персиками, когда мой разум мысленно вернулся к видео, которое я видел, где змея поедает собственный хвост.

Так как такие видео обычно становятся вирусными, возможно, вы видели это или похожее на него.

Дело в том, что я так и не узнал, почему змея так поступила и как она оказалась в такой ситуации. Я тоже понятия не имею, что случилось со змеей.

Такого никогда не случалось ни с одной из сотен змей, с которыми я сталкивался за годы разведения шаровидных питонов, поэтому я задумался, почему змея ест свой собственный хвост.

Как владелец змеи, я хотел бы знать, как предотвратить подобное с моей сладкой лапшой.

Предоставлено Youtube-каналом PennLive.com

Не интересно? Вот несколько интересных фактов о BEL Ball Pythons

Почему змеи поедают собственный хвост?

Начнем с самого очевидного вопроса. Почему змеи поедают собственные хвосты?

Ученые так и не выяснили, почему змеи поедают собственные хвосты, но я обнаружил несколько теорий, исследуя это в Интернете.

Самые очевидные ответы — стресс и замешательство, но вот как это происходит.

Стресс 

Змеи, как и любые другие животные, могут испытывать стресс. Мы не понимаем сложности змеиных эмоций, но знаем, что они могут быть неудобными.

Сильный дискомфорт вызывает у змеи стресс.

Змею может беспокоить все, что ее окружает.

Изменения в еде, графике кормления или распорядке дня, температура и уровень влажности, которые не подходят для змеи, а также мысли об опасности — все это факторы, вызывающие у змей стресс.

Хотя поедание хвоста не имеет прямого отношения к уровню стресса змеи, оно может играть в нем значительную роль.

Любое животное, включая змей, в состоянии стресса принимает неверные решения.

Стресс влияет на принятие решений даже у людей, о чем свидетельствуют многочисленные исследования, в том числе и это.

В этом журнале по неврологии исследователи подробно рассказывают об уровнях стресса и их влиянии на принятие решений.

В состоянии стресса змеи могут принять свой хвост за пищу.

Я видел много змей, которые случайно ударили себя, а затем отпустили. В состоянии стресса змеи могут не осознавать, что они только что укусили себя.

Большинство змеиных зубов устроены таким образом, что, зацепившись за что-либо, есть только один способ отцепиться от него — через горло.

Замешательство

Следующая причина, по которой змеи едят себя, заключается в том, что они запутались. По словам герпетолога на Quora, «…[змеи] могут сбиваться с толку и дезориентироваться, а их метаболизм нарушается, вызывая у змей ложное ощущение, что они очень голодны…»

Он объясняет, что змеи экзотермичны, что означает, что они на внешние источники для регулирования температуры тела.

Если в их вольере становится слишком жарко, тепло может привести к их дезориентации, что приведет к ложному голоду. Они также могут принять свой хвост за пищу, особенно если змеи едят других змей как часть своего рациона.

Щелкните здесь, чтобы ознакомиться с полным руководством по кормлению шаровидных питонов

Что делать, если змея съела собственный хвост?

А что, если вы обнаружите, что смотрите на свою бедную змею, пока она поедает себя? Мы знаем, что для выживания этой змеи требуется вмешательство человека.

Несмотря на то, что змея не съест себя до состояния пищеварения, в этом странном происшествии таится множество опасностей.

Однако их не следует вытаскивать, пока не расцепятся крючкообразные зубы.

Вытягивание змеи за хвост может показаться логичной первой реакцией на то, как змея ест свой хвост, но из-за конструкции змеиных зубов выдергивание змеиного хвоста нанесет больше вреда.

Могу я вырвать им хвост?

Как только они начинают есть свой хвост и он попадает им в глотку, их зубы не отпускают, и их трудно вытащить.

Пока их зубы свободны, змея должна быть в состоянии отрыгнуть собственный хвост.

Владелец королевской змеи посоветовал безопасно постукивать по носу змеи, чтобы причинить ей дискомфорт. Большинство змей отрыгивают пищу, если им неудобно или им угрожает опасность во время еды, а это именно то, что нам нужно в данном случае.

Он смог заставить королевскую змею полностью отпустить собственный хвост, расцепив зубы змеи и постукивая по носу.

Какие змеи поедают собственные хвосты?

Королевская змея

Змеи, которые едят других змей, например, королевская змея, чаще всего попадают в эту необычную ситуацию.

Хотя королевские змеи чаще едят собственные хвосты, это может сделать любая змея, находящаяся в состоянии стресса или сбитая с толку.

В том, что змея ест свой хвост, нет ничего нового. На самом деле символ получил греческое название Уроборос.

Символизм

Согласно Мирриам-Вебстер, уроборос (произносится как ур-о-БОР-нас) — это круглый символ, изображающий змею… пожирающую собственный хвост, и особенно используемый для обозначения вечного цикла разрушения и возрождения.

Слово «уроборос» происходит от греческого, но впервые этот символ появился в Древнем Египте.

Хотя этот символ в Египте имел другое значение, чем сегодня, он стал символом вечности.

Этот символ заинтересовал известного художника Сальвадора Дали. Ему потребовалось четыре года, чтобы завершить работу, которую он закончил в 1975 году.

Уроборос также является популярным символом татуировки. Люди часто делают эту татуировку как символ жизни, смерти и обновления или жизненного цикла.

Заключение

Хотя символика змеи с хвостом во рту восходит к Древнему Египту, реальность происходящего может пугать любого владельца змеи.

Змея, съевшая собственный хвост, не переварит себя, но требуется вмешательство человека, иначе змея умрет.

Если вы обнаружите, что ваша домашняя змея поедает себя хвостом, самое главное сохранять спокойствие.

Вы можете попытаться отцепить зубы от его тела, но это может поранить вас и вашу змею.

Вместо этого постучите змее по носу (если он не ядовит), чтобы заставить ее извергнуть себя, так как змеи не будут есть, если думают, что им угрожает опасность.

В худшем случае немедленно отнесите змею к местному ветеринару, чтобы получить наилучшую помощь.

Вы слышали о Paradox Ball Python? Вот что вы должны знать о них

Ресурсы

Пабст, Стефан, Матиас Бранд и Оливер Т.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back To Top