Разное

Змея и чаша: Чаша Гигиеи • Arzamas

Сосуд Гигеи (чаша со змеей)

Гигея – в греческой мифологии богиня здоровья. Гигиею (Гигею) изображали в виде молодой женщины, кормящей змею из чаши. Чаша со змеей не только самая узнаваемая в мире, но и старейшая. Ее изображения встречались еще в VIII – VI вв. до н.э. Существует несколько трактовок происхождения символа.


По одной из версий он пришел из древнегреческой мифологии. Богиня здоровья Гигея и ее отец, бог медицины и врачевания Асклепий часто изображались в сопровождении змей. Некоторые исследователи полагают, что эмблема означала сосуд для хранения змеиного яда, который широко применялся для изготовления лекарств. Существует мнение, что само соединение изображений змеи и чаши на эмблеме было предложено аптекарями итальянского города Падуя, а уже позже этот частный фармацевтический символ превратился в общепринятый медицинский знак.


В первую очередь, чаша – это ёмкость для воды. А вода была обязательной составляющей любого лечения. Целебные заговоры и заклинания нередко вырезали или чеканили на стенках сосудов.

Чаша имеет непосредственное отношение и к змеям: их яд собирали и хранили в основном в такой посуде. В ёмкостях подобной формы смешивали античные и средневековые универсальные противоядия и лекарства. Вплоть до XX века подобные медные или латунные чаши использовали аптекари.


Первые изображения чаши со змеёй относятся к 800-600 годам до н.э. И вначале они фигурировали раздельно. Так как их держала в разных руках, согласно древним изображениям, дочь Асклепия и Эпионы – богиня здоровья, Гигиея (или Гигея).


Да и самого Асклепия нередко изображали с чашей в одной руке и с посохом, обвитым змеёй – в другой. И изначально вышеозначенный сосуд был без ножки. Когда и почему у чаши появляется ножка, мне докопаться, увы, не удалось. Осмелюсь предположить, что это произошло в момент слияния змеи и чаши в один символ. Да и в использовании чаша на ножке, думаю, удобнее.
По данным академика Е.Н. Павловского, впервые изображение змеи, обвившейся вокруг чаши, появилось в XVI веке, благодаря Парацельсу, впервые предложившему подобное сочетание для печати на сосудах с лекарствами взамен традиционного для алхимиков кадуцея (о нём я уже писала).

Так изображение прижилось и получило широчайшее распространение.


Истинное значение этой эмблемы остаётся спорным. Возможно, чаша означает сосуд, где хранился змеиный яд, широко использовавшийся в медицине в то время. Змея же, как уже не раз говорилось, символизирует мудрость, знание, бессмертие. Российский историк медицины Ф.Р. Бородулин считал, что эта эмблема является напоминанием врачу о необходимости быть мудрым, а мудрость черпать из чаши познания природы и жизни.


В России эта эмблема под названием «Гиппократова чаша» (ну куда ж нам без старика Гиппократа?) стала основным медицинским символом в XVIII веке. Как отличие врачебной службы в армии чаша с двумя змеями была введена при Петре I.


Сосуд Гигеи (что более правильно, чем Гиппократова чаша) – один из символов фармации. На вывесках аптек по всей Европе он встречался со времён Парацельса.
А уж основным символом (официальным, можно сказать) стал с 1796 года, когда его выгравировали на монете, созданной для Парижского Общества Фармации. С тех пор его переняли прочие фармацевтические ассоциации по всему миру.

 

22.11.2018

Происхождение знака медицины Современная эмблема медицины — змея, обвивающая ножку чаши и склоняющая голову над самой чашей, — утверждена в нашей ст…

Происхождение знака медицины

Современная эмблема медицины — змея, обвивающая ножку чаши и склоняющая голову над самой чашей, — утверждена в нашей стране еще в 1924 году, а затем получила широкое распространение и за ее пределами. Острые на язык студенты-медики, давно придумали трактовку знаку медицины: символ поясняет — медик не прост, он хитер как змей, да и выпить не дурак. А каково же происхождение этого знака?

Змея сопровождает медиков с древних времен. Легендарный греческий врач Асклепий (мы его больше знаем в римской транскрипции — Эскулап) всегда изображался со змеей, поскольку благодаря змеям он стал не просто великим врачом, а даже врачом-богом, покровителем медицины. Вот что говорится об этом в греческом мифе. Уже будучи весьма известным, Асклепий был приглашен критским царем Миносом, чтоб воскресить его умершего сына. Врач шел, опираясь на посох, как вдруг посох обвила ядовитая змея. В страхе, Асклепий ударом посоха убил ее, но появилась вторая змея, несшая во рту какую-то траву. Трава воскресила убитую. Гениальный врач смекнул, в чем тут дело, разыскал такую траву, которую принесла змея, и собрав ее отправился на Крит, где воскресил ею сына царя Миноса.

Многие исследователи считают, что в основе «змеиной символики» в медицине лежит потаенный страх человека перед змеями, желание умилостивить грозную «богиню смерти» или отпугнуть болезнь, используя грозный вид ядовитой змеи. В древних преданиях нередко встречаются упоминания о различных мифических змееподобных существах, несших смерть человеку. При этом, части их тела и яд считались также сильными и универсальными лекарствами. Плиний Старший в «Естественной истории» писал о целебных свойствах амбисфены (греч. «двигающаяся в двух направлениях») — змеи с двумя головами: одна расположена в обычном месте, другая на хвосте: «…словно одной головы ей мало, чтобы извергнуть свой яд». Змея символизировала смерть и бессмертие, добро и зло. Их олицетворял и ее раздвоенный язык, и ядовитость ее укусов наряду с целебным действием яда, и загадочная способность гипнотизировать мелких животных и птиц. Это видимое противоречие, соединение в одном изображении двух разных, часто противоположных начал, характерно для символов, пришедших к нам из глубокой древности. Другой пример этого противоречия — чаша. Происхождение этой эмблемы врачевания различные гипотезы связывают с целительным действием воды и традицией приготовления лекарств в ритуальной чаше.

Первые изображения подобного символа медицины были датированы 800−600 гг. до н.э. Правда, в те времена змея и чаша существовали отдельно — в правой и левой руке богини здоровья Геи. Эмблему с сочетанием чаши и змеи, которую мы привыкли видеть, была предложена в XVI веке знаменитым врачом Парацельсом.

По мнению российского историка Ф. Р. Бородулина, чаша символизирует сосуд, где хранятся познания природы, которые из него должен черпать мудрый врач. Официально чаша со змей как отличительный признак военной медицины была введена Петром I. Широко распространена эмблема с чашей и змей среди фармацевтов.

На территории России изображение со змеёй, обвивающей ножку чаши, до сих пор считается эмблемой военно-медицинских войск.

Но чаша со змеей — это не единственный используемый символ медицины, есть и другие достаточно популярные.

Посох Асклепия

Истоки этой медицинской эмблемы идут ещё с VI в. до н. э и имеют греческие корни. Сам посох представляет собой суковатую палку, вокруг которой обвивается змея.

Легенда, рассказанная выше, дала толчок к тому, что на изображении первой международной эмблемы медицины был нарисован Асклепий, держащий в руке посох с обвившейся на нём змеёй.

В 1948 году, когда была проведена I Всемирная ассамблея здравоохранения, председателями ВОЗ в качестве эмблемы организации был выбрал посох, обитый змеёй, символизирующей медицину, который изображался на фоне земного шара, окаймлённого лавровыми ветвями — эмблема ООН.

Кадуцей (жезл Меркурия)

В мифологии древней Греции «кадуцей» обозначал жезл Гермеса (посланника богов, в римской мифологии — Меркурию). Жезл был обвит двумя змеями и увенчан крыльями. Змеи символизировали взаимодействие противоположностей. Впоследствии жезл стал символом уравновешенности и добродетельности. Поскольку кадуцей был неотъемлемой частью изображения посланника, он также олицетворял защиту тайны коммерческой и политической переписки.

Впрочем, в эмблеме медицины жезл предстает «древом жизни». Две обвивающие его змеи символизируют противопоставление мира живых и мира мёртвых, а сплетение их означает единство противоположных сил.

Красный крест и красный полумесяц

Красный крест изначально использовался в качестве эмблемы санитарной службы вооружённых сил, которая оказывала защиту и помощь больным и раненным.

Использование изображения и названия красного креста и красного полумесяца находится под контролем Женевских конвенций 1949 года, а также дополнительных протоколов к ним 1977 года.

В мусульманских странах вместо привычного для большинства европейских стран красного креста символом благотворительной помощи больным и раненный является красный полумесяц.

Одним из основателей знаменитой эмблемы красного креста стал Анри Дюнан, который в 1859 году был впечатлен количеством людских потерь в битве при Сольферино. Тогда армейские санитары не смогли справиться с большим количеством раненых, и одной из причин этому послужило отсутствие у них какого-либо отличительного признака, который мог быть опознан каждой из конфликтующих сторон.

Через 4 года, на Международной конференции в Женеве была принята эмблема обществ по оказанию помощи раненным военнослужащим. Этой эмблемой стал красный крест на белом фоне.

Восточный Кризис (1875−1878) и Русско-турецкая война (1877−1878) вызывали приток сотрудников Красного креста на территорию Османской империи. Но здесь деятельность МККК была разрешена лишь при смене изображения креста на эмблеме на полумесяц. В итоге на Женевской конвенции в 1949 году эмблемы красного креста и красного полумесяца на белом фоне были признаны в качестве защитных знаков военно-медицинских служб.

В настоящее время использовать эмблему Красного креста и красного полумесяца помимо Международной Федерации Общества Красного Креста и Красного Полумесяца и Международного Комитета Красного Креста разрешено национальным обществам и лицам, имеющим отношению к данной организации. В военное время изображение красного креста или полумесяца на белом фоне служит отличительным знаком и защитой военно-медицинских формирований, а также госпиталей, больниц и транспортных средств, оказывающих помощь нуждающимся.

[Змея как символ в медицине и фармации – историческое исследование]

. 2000;35(1):25-40.

[Статья в Японский]

J Окуда 1 , Р Киёкава

принадлежность

  • 1 Фармацевтический факультет Университета Мейдзё, Темпаку-ку, Нагоя.
  • PMID: 11640204

[Статья в японский]

J Okuda et al. Якусигаку Дзаси. 2000.

. 2000;35(1):25-40.

Авторы

Дж Окуда 1 , Р Киёкава

принадлежность

  • 1 Фармацевтический факультет Университета Мейдзё, Темпаку-ку, Нагоя.
  • PMID:
    11640204

Абстрактный

Змеи и змеиные яды стимулировали ум и воображение человечества с самого начала записи об обществе. Ни одно животное не было более почитаемым, но более отвергнутым, более любимым и более презираемым, чем змея. Суть очарования страхом перед змеей заключается в яде существа. Змеи использовались для поклонения, магических зелий и лекарств, и они были символом любви, здоровья, болезней, медицины, фармации, бессмертия, смерти и даже мудрости. В шумерской цивилизации (2350-2150 гг. до н.э.) появились конструкции с 2-мя змеями. В греческой мифологии (2000-400 гг. до н.э.) были статуи Асклепия (Бога медицины) с «Кадуцеем» (из двух змей и посоха) и его дочери Гигеи (Бога здоровья), держащей змею и чашу. созданы как символы медицины и здоровья соответственно. Разновидность кадуцея (1 змея и 1 посох) использовалась в качестве символа Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ), а змея и чаша – как символ аптек в Европе. Змеям также поклонялись древние индейцы, исповедовавшие индуизм с 6-4 века до н.э. В Древнем Египте изображения змей использовались в иероглифах. В Китае высушенные тела около 30 видов змей до сих пор используют в качестве китайских лекарств.

В Японии изображение символа «Гэмбу» (змея с черепахой) было недавно найдено на северной стене древней гробницы Такамацузука (7-8 вв. н.э.), однако это символ направления по компасу, и, вероятно, меньшее отношение к медицине и фармации.

Похожие статьи

  • Жезл и змей: главный исцеляющий символ в истории.

    Антониу С.А., Антониу Г.А., Лирни Р., Грандерат Ф.А., Антониу А.И. Антониу С.А. и др. Мир J Surg. 2011 Январь; 35 (1): 217-21. doi: 10.1007/s00268-010-0686-y. Мир J Surg. 2011. PMID: 20556606

  • Одна змея или две: символы медицины.

    Froman CR, Skandalakis JE. Froman CR и соавт. Am Surg. 2008 г., апрель 74(4):330-4. Am Surg. 2008. PMID: 18453299

  • Символика змеи и посоха и исцеление.

    Ретиф Ф.П., Сильерс Л. Ретиф Ф.П. и др. S Afr Med J. 2002 Jul; 92 (7): 553-6. S Afr Med J. 2002. PMID: 12197200

  • Химия змеиного яда и его лечебный потенциал.

    Оливейра А.Л., Виегас М.Ф., да Силва С.Л., Соареш А.М., Рамос М.Дж., Фернандес П.А. Оливейра А.Л. и соавт. Nat Rev Chem. 2022;6(7):451-469. doi: 10.1038/s41570-022-00393-7. Epub 2022 10 июня. Nat Rev Chem. 2022. PMID: 35702592 Бесплатная статья ЧВК. Рассмотрение.

  • Змеиные яды: краткий трактат по этимологии, происхождению терминологии и определениям.

    Вайнштейн С.А. Вайнштейн СА. Токсикон. 2015 Сентябрь; 103: 188-95. doi: 10.1016/j.toxicon.2015.07.005. Epub 2015 10 июля. Токсикон. 2015. PMID: 26166305 Рассмотрение.

Посмотреть все похожие статьи

Цитируется

  • Жезл и змей: главный исцеляющий символ в истории.

    Антониу С.А., Антониу Г.А., Лирни Р., Грандерат Ф.А., Антониу А.И. Антониу С.А. и др. Мир J Surg. 2011 Январь; 35 (1): 217-21. doi: 10.1007/s00268-010-0686-y. Мир J Surg. 2011. PMID: 20556606

Типы публикаций

термины MeSH

Snake Bowl – Etsy.de

Etsy больше не поддерживает старые версии вашего веб-браузера, чтобы обеспечить безопасность пользовательских данных. Пожалуйста, обновите до последней версии.

Воспользуйтесь всеми преимуществами нашего сайта, включив JavaScript.

Найдите что-нибудь памятное, присоединяйтесь к сообществу, делающему добро.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back To Top