Разное

Живопись майя: Живопись. Часть 1. | Искусство древних майя | Кинжалов Ростислав Васильевич

Живопись. Часть 1. | Искусство древних майя | Кинжалов Ростислав Васильевич

1

В рассматриваемый период получает даль­нейшее развитие и живопись. Появляются расписные сосуды, а также, к сожалению, не дошедшие до нас иероглифические ру­кописи, в которых текст, вероятно, иллюст­рировался рисунками. Значительные изме­нения можно наблюдать в тематике стен­ных росписей. От небольших, сравнительно скромных памятников предшествующего периода делается шаг к монументальным произведениям искусства. В настоящее время число их, увы, невелико. Влаж­ный жаркий климат, тропические дожди и беспощадные лучи солнца Централь­ной Америки, кристаллы солей, высту­пающие на поверхности фресок, беспо­щадные руки врагов и невежд и, наконец все разрушающее время оставили исследо­вателям ничтожное количество древних росписей майя, а иногда даже только фрагменты. Вполне допустимо, конечно, что в последующие годы число их несколько увеличится в результате новых открытий. Раскопки в Тикале и ряд недавних случайных находок позволяют на это надеяться. Напомним, что до середины 30-х гг. ученые почти ничего не знали о настенной живописи классического периода. Все наши знания основывались, в сущности, лишь на нескольких расписных сосудах.

В искусстве Старого Света исследователями уже давно определена общая линия развития древней живописи. Сначала изображения были чисто контурными. Следующим этапом явилось заполнение этого контура краской и создание фона. В дальнейшем постепенно появляются моделировка форм, достигаемая как усовершенствованием рисунка, так и применением различных красок, перспективная глубина композиции и, наконец, светотень. Живопись древней Месоамерики остановилаяь в сущности только на первых двух этапах. Возможно, здесь сказалось и то обстотельство, что она не была принципиально отделена от иероглифического письма условности которого несомненно влияли в какой-то мере на нее. Перспективу худож­ники передавали довольно примитивно: фи­гуры, поставленные в самом низу компо­зиции, мыслились самыми ближними, второй ряд, расположенный над ними, счи­тался более дальним и т. д. Таким образом, любое изображение строилось по принципу полос, поднимающихся по вертикали. В свя­зи с этим почти не было разработано и пропорциональное уменьшение фигур в разных полосах: и далекие и близкие имеют одинаковые размеры. Отсутствует и кон­траст света и тени: все композиции равно освещены, без теней. Движение выражено главным образом экспрессивной контурной линией. В большинстве случаев палитра художников состояла из локальных цветов, нередко контрастирующих друг с другом. Но несмотря на то, что мастера майя еще не владели всеми «секретами» живописи, они создали поистине замечательные про­изведения.


Сосуд с изображением пляшущей обезьяны. Антигуа

Мы еще довольно плохо представляем себе технику живописи в классический пе­риод. Многое приходится восстанавливать по более поздним сведениям или по срав­нительному материалу искусства других народностей. До сих пор еще ведутся спо­ры, например, были ли у майя истинные фрески, то есть писались ли они по сырой штукатурке, или расписывалась уже высох­шая поверхность. 1 Детальное исследование богатого и интересного материала, добы­того археологами за последние годы, помо­жет выяснить как этот, так и другие оста­ющиеся пока неразрешенными вопросы.

Набор красок, имевшихся в распоряже­нии живописцев майя, был достаточно разнообразен. Употребляли несколько раз­личных оттенков излюбленного красного, от темно-пурпурового до сверкающе-оранжевого. На белом фоне он становился светло-розовым или темно-розовым. Кон­туры обычно обводили краской, имевшей цвет природной меди. Желтая гамма варьи­ровалась от бледно-желто-зеленого оттенка до темно-желтого, близкого к оранжевому. Темно-коричневый тон получали, смеши­вая желтую, красную и черную. Имелась только одна синяя краска, но в зависимо­сти от фона, на который ее накладывали, она могла давать или глубокий темно-си­ний или яркий небесно-голубой. Зеленый — имевший символическое значение и по­тому наиболее любимый у майя цвет — уме­ли создавать во множестве оттенков — и ярко-изумрудный, и оливковый, и почти черный и др. Кроме того, живописцы использовали глубокую черную и чистую белую. Сказанное выше не обозначает, однако, что вся эта живописная гамма не­пременно повторялась в каждом произве­дении. Существовало много вариантов цве­товых решений, зависящих от времени соз­дания, тематики росписи и особенно от творческой индивидуальности художников.

Растворителем служило специально при­готовленное органическое вещество, соста­ва которого мы не знаем, так как химиче­ский анализ ничего не дал; по-видимому, отдельные компоненты этого состава с те­чением времени выветрились. Вероятно, основной частью его был смолистый сок копалового дерева. Сами краски были, оче­видно, как минеральные, так и органиче­ские; анализами, однако, удалось пока оп­ределить лишь минеральные компоненты. Так, красные делались из гематита, жел­тые — из охровых земель, голубая, по всей видимости, из минерала бейделлита или хромистой глины, а черная, возможно, из пережженных костей.2 Живописцы ра­ботали различными по размеру кистями, от больших и грубых до самых маленьких, изготовленных, может быть, из птичьих перьев или человеческих волос.

Роспись производилась без грунтовки, на белой штукатурке наружных и внутренних стен зданий.

По характеру тематики, а иногда и по решению фрески майя можно разделить на орнаментальные, мифологические и даже условно исторические, в которых нередко встречаются жанровые сценки и метко схваченные реалистические детали.3


«Бог огня». Сосуд. Гватемала

Древнейшим из известных в настоящее время образцов монументальной живописи майя классического периода является час­тично сохранившаяся роспись на стене пер­вой комнаты здания B-XIII в Вашактуне, раскопанного в 1937 г. Несмотря на плохое состояние, она ясно показывает высокий уровень искусства, достигнутый уже тогда майяскими живописцами. К сожалению, датировать эту фреску можно лишь очень приблизительно. Строительство вашактунского комплекса «В» происходило (судя по стелам 23 и 2) между 475 и 751 гг. Здание B-XIII воздвигнуто не позже 633 г. Следо­вательно, роспись произведена в годы между концом V и началом VII в.

Сложная композиция, выполненная на розовато-красном фоне черной, красной, желтой и серой красками, имеет значи­тельные размеры — 3,04 м ширины и 1,27 м высоты. Двадцать шесть человеческих фи­гур расположены на двух параллельных горизонтально тянущихся полосах, под ними был нанесен ряд иероглифических календарных знаков.4 Нижняя полоса скомпонована из трех совершенно различ­ных сцен. В первой из них (считая слева) изображены две мужские фигуры, они сто­ят лицом друг к другу; между ними на­несена большая иероглифическая над­пись. Левый — очевидно, более знатный — угрожающе поднял в одной руке малень­кий круглый щит и жезл, а другой, опу­щенной вниз, крепко сжимает какое-то оружие, вероятно, копьеметалку. Полуоб­наженный мужчина, стоящий перед ним в почтительной позе, положив руку на грудь, выслушивает приказание. Следующая сце­на происходит в низком двухкомнатном строении, в первой комнате которого си­дят, скрестив ноги, но в различных позах, Два человека, закутанные в длинные одеж­ды; у каждого в правой руке какой-то предмет, возможно, курильницы, дымок из которых тянется к третьему, сидящему в соседней комнате. С. Г. Морли считал, что здесь показан почетный прием знатного гостя правителем.5 Однако, судя по дета­лям одежды, эти три персонажа — женщи­ны. Около каждой из них — иероглифиче­ские надписи, передающие, возможно, со­держание их разговора. Направо от здания помещены еще два персонажа в богатых одеяниях и узкая иероглифическая панель между ними; они обращены лицами друг к другу. По их своеобразным, нестатичным позам можно предположить, что они тан­цуют. За ними сидит на поджатых ногах карлик (а возможно, и мальчик), бьющий ладонями в высокий цилиндрической фор­мы барабан. Направо от него тринадцать празднично одетых людей внимательно смотрят на танцующих. Над их головами также сохранились остатки надписей. Вы­тянутые шеи, устремленные на танцоров глаза, напряженные позы большинства зри­телей передают увлечение и восхищение; исключение в этой группе составляют лишь двое, занятые разговором. Один из них приложил раскрытую ладонь ко рту, как бы сообщая что-то тайное.

От композиции на верхней полосе со­хранилось только шесть персонажей, из ко­торых по крайней мере один тоже тан­цует; каждая фигура сопровождается иероглифическими знаками. Вся фреска несомненно передает какую-то важную це­ремонию, но смысл ее, к сожалению, пока еще не раскрыт. Известно, что во время одного из осенних праздников у майя актеры ходили по домам знати и давали там танцевально-драматические представ­ления. Эта роспись, вероятно, и изобра­жает один из моментов такого празднества. Надписи могут быть речами персонажей ра­зыгрываемой драмы.


Роспись. Вашактун

Художественные достоинства вашактунской фрески бесспорны. Выдержанная в ограниченной цветовой гамме (сочетание основных красно-желтых и черных пятен напоминает о палитре художников тикальской росписи и мастеров вазовой живописи), отличающаяся точностью (несмотря на некоторые погрешности в позах) и изяществом контуров, она оставляет глубокое впечатление.

В Паленке, помимо ранее известных декоративных росписей на наружных стенах дворца (иероглифические надписи и орнаменты), недавно обнаружены новые: и opнаментальные, и повествовательные. По своему мастерству они не уступают штуковым рельефам. Характерным примером может послужить фреска на стене галереи северо-во­сточного двора.6 На возвышении сидит, слегка наклонившись вперед, након — верховный военачальник в майяских городах-государствах. На нем короткая накидка из перьев, фантастический шлем с пышным плюмажем, в руке выставленное вперед копье. У ног накона сидят две фигуры — мужская и женская. Мужчина протягивает ему блюдо с иероглифом, обозначающим большую ящерицу — игуану. Известно, что игуаны считались ритуальной пищей наконов.7 Женщина также держит на вытянутых руках блюдо. По всей видимости, на фреске изображено торжественное чествование накона то ли по случаю его вступления в должность (они сменялись через три года), то ли по случаю какой-то победы.

Эта паленкская роспись значительно жи­вее вашактунской. Непринужденные позы поражают уверенностью и смелостью ри­сунка. С тонкой наблюдательностью пере­даны выражение лиц, изгибы ниспадаю­щих перьев плюмажей и даже такая ма­ленькая деталь, как повернутые к зрителю ступни ног. Удивляет и то, что фигуры подчиненных кажутся более выразительны­ми, чем главный герой композиции — након.


1 S. Toscano. Arte precolombino de Mexico у de la America Central.Mexico, 1944, стр. 324—325.

2 R. J. Gettens. Identification of Pigment Fragment of Mural Paintings from Bonampak, Chiapas, Mexico. В кн.: Bonampak, Chiapas, Mexico. Karl Ruppert, J. Eric. S. Thompson, Tatiana Proskouriakoff. Washington, 1955, стр. 67; Он же. Maya blue; an unsolved problem in ancient pigments. AAn, т.27, Salt Lake City. 1962, 557—564; A. O. Shepard. Maya blue: alternative hypothesis, там же, стр. 565—566.

3 Мы не упоминаем здесь о обнаруженных некоторых погребальных камерах майяских городов иероглифических надписях, выполненных в технике фрески. Хотя формально их, конечно, можно отнести к памятникам живописи, художественное значение таких росписей ничтожно.

4 A. L. Smith. Uaxactun, Guatemala: Ехcavations of 1931—1937. CIWP 588, Washington, 1950, рис. 46.

5 S. G. Mоr1ey. The Ancient Maya, стр. 414.

6 A. Ruz Lhuillier. Exploraciones en Paleque: 1951. AINAH, т. V, стр. 60, рис. 8.

7 Ланда, ук. соч., стр. 156. Отождествление иероглифа на росписи произведено Ю. В. Кнорозовым.

Живопись. Ральф Уитлок. Майя. Быт, религия, культура. Книги по истории онлайн. Электронная библиотека

Ральф Уитлок.   Майя. Быт, религия, культура

Древние майя оставили прекрасное наследие из произведений искусства и архитектуры. И хотя живопись, вероятно, не являлась тем видом искусства, где они особо преуспели, развивая высказанные в предыдущей главе мысли, о ней следует сказать особо. Майя использовали живопись главным образом в своих книгах. «Бумагу» для них изготавливали из коры фигового дерева, которую измельчали, толкли и придавали ей необходимую плотность. Затем из нее делали длинные полотна, ширина которых достигала 8—12 дюймов. Их складывали таким образом, чтобы получались страницы шириной в 3 или 4 дюйма, и на эти страницы наносили рисунки с обеих сторон. Для придания поверхности гладкости бумагу покрывали известковой побелкой. Рисунки в дошедших до нас рукописях, очевидно, делались с помощью тонкой кисточки, преобладающими цветами являлись черный и красный, хотя встречаются зеленый, желтый и коричневый. В Дрезденском кодексе качество рисунков превосходно, но в других книгах они выполнены не столь тщательно.

Образцы живописи майя встречаются на гончарных изделиях, на произведениях из камня и даже на украшениях из нефрита. Однако большая часть живописных произведений, по всей видимости, подверглась разрушительному воздействию влажного тропического климата Центральной Америки и не сохранилась. Поэтому тем большую ценность представляют чудом дошедшие до нас образцы настенной живописи в Бонампаке. Они находятся в трех залах, обнаруженных лишь в 1946 году. Эти залы расположены в здании, длина которого составляет сорок четыре, а ширина почти тринадцать футов, его стены, сужаясь кверху, образуют конусообразный потолок, расположенный над полом на высоте в шестнадцать с половиной футов. Все стены покрыты превосходными фресками, запечатлевшими яркие сцены из жизни майя, в частности связанные с военными походами. На них изображены сцены битв и последующего триумфа победителей, пыток пленных, танцев под музыку, заседаний совета и резко контрастирующие с ними сцены из домашней жизни. Существует мнение, что фрески представляют собой своеобразную запись об одном из победоносных военных походов или о событиях царствования какого-то воинственного вождя.

Фрески в Бонампаке очень красочны, фигуры людей на них выглядят реалистично, а уровень художественного мастерства произведения в целом весьма высок. Они напоминают собой живописные изображения на египетских гробницах, но фигуры людей на них более естественны, а художественные образы отличаются меньшей условностью.

Обладая несомненными художественными достоинствами, рисунки дают еще и возможность почерпнуть много ценных сведений об одежде, обычаях и других сторонах жизни майя.

Фрески писались прямо на штукатурке, толщина которой составляет примерно два дюйма. По утверждению фон Хагена, штукатуры и художники работали вместе, причем художник наносил рисунки на штукатурку, пока та еще не высохла. «Все три зала, по всей видимости, были расписаны за 48 часов», – писал он. Сопровождающие рисунки иероглифы до сих пор не расшифрованы, но когда-нибудь, возможно, они расскажут нам о том, что на них изображено.

Из всего обнаруженного на сегодняшний день живопись в Бонампаке является примером наивысших достижений искусства майя, но существуют и другие достойные внимания образцы во многих местах, самые ранние из которых находятся в городе Вашактун. Вполне вероятно, что большая часть скульптурных произведений майя, в особенности многочисленные рельефные изображения, первоначально расписывалась красками.

<<Назад      Вперёд>>

Просмотров: 3464

загрузка…

Другие книги по данной тематике

Уорвик Брэй.
Ацтеки. Быт, религия, культура

Джон Мэнчип Уайт.
Индейцы Северной Америки. Быт, религия, культура

Энн Кенделл.
Инки. Быт, религия, культура

Джеффри Бушнелл.
Перу. От ранних охотников до империи инков

Жак Сустель.
Ацтеки. Воинственные подданные Монтесумы

Скульптура древних майя | Эссе | Метрополитен-музей

Скульптура древних майя охватывает все виды медиа, от миниатюры до монументальности, поскольку художники придавали форму материалам, извлеченным из ландшафта. Искусство майя родилось в результате взаимодействия между обществами на полуострове Юкатан и побережье Мексиканского залива, известными как цивилизация ольмеков. В первом тысячелетии до нашей эры художники майя начали лепить из камня, лепнины, дерева, кости, ракушек и обожженной глины. В классический период (ок. 250–259 гг.00), короли и королевы могущественных городов-государств, таких как Тикаль, Калакмуль, Паленке и Копан, заказывали произведения искусства для покрытия своих королевских придворных зданий и своих царственных тел.

После распада королевств классического периода художники майя в северных городах, таких как Чичен-Ица, черпали влияние из Центральной Мексики и южной части Центральной Америки, украшая свои храмы и создавая впечатляющие подношения своим правителям и божествам.

Наиболее распространенными сюжетами в искусстве майя являются смертные правители и сверхъестественные существа. При королевских дворах королей и королев майя на постоянной основе работали художники и скульпторы, некоторые из которых подписывали свои работы. В Метрополитен

Рельеф с правителем на троне (1979.206.1047), покровитель Щит Ягуар IV сидит справа от композиции, получая дань от Тилума, одного из его дочерних правителей. Скульптор Чакалте подписал эту перемычку и как минимум две другие работы в течение своей карьеры. Как видно на этой панели, скульпторы майя натуралистично прославляли человеческую форму, изображая королевских особ, когда они сидят, стоят, держат предметы и взаимодействуют друг с другом. Обрабатывая известняк или вулканический туф каменными орудиями, скульпторы показывали реалистичные портреты божественных лордов, придворных дам, пленников и божеств.

Скульпторы майя также вложили монументальное количество труда в портативные изделия из камня. Сосуд для шоколада с носиком (1999.484.3), сделанный из затвердевшего известняка, потребовал бы огромного количества резьбы и полировки абразивами, чтобы получить тонкие рельефы и блеск поверхности. Необходимые ресурсы и инструменты — известняковые карьеры, долота, лезвия и полировальные камни — были найдены археологами. Царскими скипетрами служили парадные клинки из кремня (1978.412.195) или кремня.

Другие королевские скипетры (1979.206.1132) и ритуальные регалии вырезаны из жадеита и других нефритовых камней. Для древних майя нефритовые предметы олицетворяли сине-зеленый цвет (спектр синего и зеленого обозначался одним словом, yax на классическом языке майя), который символизировал новый рост, воду и первобытные места и существ. . Скульптуры из нефрита варьируются от фигурок божеств (1979.206.1069), сделанных для спрятанных подношений, до амулетов (02.18.309) и бус, которые правители носили и помещали в их погребальные камеры, чтобы взять с собой в загробную жизнь. Так же, как художники обрабатывали твердый камень, они также изящно вырезали и прорезали морские и пресноводные раковины, кости животных и даже человеческие кости. Фронтальные ушные раковины (1995.489а, б) изображают отрубленную голову бога кукурузы майя, олицетворение только что сорванного початка кукурузы.

Обычный материал скульптуры майя, который сегодня почти полностью утерян для наблюдателей, – это дерево. Очень немногие экземпляры сохранились до наших дней из-за влажной тропической среды. Несколько перемычек над дверями храма были сделаны из деревянных балок и украшены резными сценами царских завоеваний и ритуалов. Трехмерные деревянные объекты встречаются реже и в основном известны из сухих гробниц, контекстов пещер или заболоченных бескислородных условий. Чудом сохранившийся коленопреклоненный карлик (1979.206.1063), вероятно, содержала табличку, покрытую плитками из обсидиана или пирита, которые отражали свет на смотрящего на нее правителя. Часто деревянные скульптуры узнаются только по следам тонкой штукатурки, которая когда-то покрывала их до того, как дерево сгнило.

Лепные и резные изделия из обожженной глины демонстрируют мастерство майя в создании реалистичных статуэток, сложных сосудов и курильниц для благовоний. Статуэтки, созданные в виде живых существ небольшого размера для размещения в захоронениях членов семьи, демонстрируют выразительные и пронзительные сцены повседневной и ритуальной жизни майя. Некоторые изображают людей в костюмах, изображающих божеств или других персонажей (19).79.206.953), женщины в богатой одежде и украшениях (1979.206.373) или сами божества (1979.206.728). Скульпторы и гончары майя также умело изображали резные рельефы или замысловато смоделированные вручную сцены мифологического значения. На резной чаше (2000.

60) изображена пернатая змея, а на шедевральном двухкамерном сосуде (1978.412.90а, б) изображен антропоморфный персонаж, предлагающий что-то гигантскому мифологическому птичьему существу. Курильницы с изображением богов солнца и дождя (1978.412.99) использовались в интимных ритуалах во дворцах, храмах и пещерах в честь предков (19).99.484.1а, б; 1982.394a, b) и вызывать доброжелательных существ.

Классический период получил свое название от раннего сравнения с греческим классическим миром: временем, когда художники достигли вершины натуралистических и красивых художественных достижений. Более поздняя скульптура из области майя следует радикально другим правилам. В 9—10 вв. монументальная скульптура украшала дворцы Кампече и Юкатана, иногда обозначая постройки как одушевленные горы. Бог дождя майя, известный как Чак, также занимает видное место в более позднем искусстве майя. Устрашающий портрет в полный рост (66.181) показывает, как Чак гримасничает и держит двулезвийный топор, как будто угрожая зрителям. Бестелесная голова Чака (1978.412.24) из Чичен-Ицы имеет черты скелета, которые придают зловещее измерение этой работе, относящейся к годам, предшествовавшим запустению городов майя.


Цитата

Дойл, Джеймс. «Скульптура древних майя». В  Хайльбрунн Хронология истории искусств . Нью-Йорк: Метрополитен-музей, 2000–. http://www.metmuseum.org/toah/hd/mayas/hd_mayas.htm (апрель 2016 г.)

Дополнительное чтение

Коу, Майкл Д. и Стивен Д. Хьюстон. Майя . 9-е изд. Лондон: Темза и Гудзон, 2015.

.

Миллер, Мэри Эллен и Меган О’Нил. Искусство и архитектура майя 2-е изд. Лондон: Темза и Гудзон, 2014.

.
Дополнительные эссе Джеймса Дойла
  • Дойл, Джеймс. «Искусство коренных народов Карибского бассейна». (июнь 2021 г.)
  • Дойл, Джеймс. «Раскрашенная керамика древних майя». (апрель 2017 г.)
  • Дойл, Джеймс. «Искусство ольмеков». (февраль 2017 г.)

Искусство и письмо майя: краткое руководство

 

Археологи раскрыли огромное количество информации о цивилизации майя благодаря открытиям и расшифровке искусства и письменности майя. Расшифровка знаний, полученных из этих первоисточников, часто приводит к тому, что ученым приходится отодвигать временную шкалу изобретений и достижений майя. Ярким примером является открытие письма майя доклассического периода на камне недалеко от Сан-Бартоло.

 

Влажность в большинстве областей майя нанесла ущерб их книгам, расписным зданиям и произведениям искусства. Так много казалось утраченным… и тогда археологи начали обнаруживать прекрасно расписанные фрески и другие произведения искусства в самых глубоких слоях построек майя. Их привычка строить новые постройки поверх старых и вокруг них, часто более одного раза, во многих случаях отлично справлялась с сохранением.

 

Цивилизация майя произвела особое искусство майя
Рельеф игрока майя в ожидании мяча, 600–750 гг. н.э., Национальный музей американских индейцев, Нью-Йорк

 

Искусство майя включало каменные, деревянные, глиняные и лепные скульптуры и украшения. Изысканная резьба и украшения делались из дерева, обсидиана, нефрита, кости, раковин и камня. Боевые сцены изображались на стеклянных керамических сосудах, фресках и рельефах. Художники изготавливали лепные украшения, статуэтки, портреты правителей и многое другое.

 

Среди их инструментов были камни, инструменты для резьбы по обсидиану и нефриту, а также кисти. Краски для искусства майя были сделаны из пигмента и воды, связанных с глиной. Цветовой пигмент получали из ягод, растений, фруктов, руд и даже насекомых. Специальная техника цивилизации майя для получения «голубого майя», насыщенного бирюзового цвета, была утеряна в 16 веке во время испанского завоевания. Четыре основных направления были связаны с цветами цивилизации майя в произведениях искусства майя: красный для Востока; желтый для юга; черный для Запада; белый для севера. Излюбленными цветами были синий, представляющий воду, ветер и богов неба, и зеленый, представляющий растительность и жизнь.

 

Нефритовая посмертная маска и украшения Пакаля, правителя Паленке, 7 век н.э., через NBC News

Получайте последние статьи на свой почтовый ящик

Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку новостей

 

На статуях, монументах, храмах, пирамидах, домах и различных артефактах, подвергшихся воздействию стихии, остаются лишь слабые следы великолепно ярких цветов. После того, как археологи обнаружили скрытые подземные сооружения над землей и провели раскопки внутри подземных сооружений, они обнаружили хорошо сохранившиеся произведения искусства и украшения, восходящие к эпохе майя.

 

Ученые считают, что в некоторые эпохи цивилизации майя члены королевской семьи нанимали художников на полную ставку. Предполагается, что художники происходили исключительно из элитных классов.

 

Искусство майя: фрески, рельефы и резьба
Фреска, изображающая повседневную жизнь простых людей, около 700 г. н.э., Музей Пенсильвании

 

Цивилизация майя украшала архитектуру всеми видами искусства. Типичный центр города с его площадями и точно расположенными пирамидами, прилегающими зданиями и памятниками часто оштукатуривали и окрашивали в красный цвет. Здания и площади украшались красочно раскрашенными каменными или лепными скульптурами, а иногда и фресками.

 

Картина майя на вазе с мячом, 682–701 гг. н.э., через Live Science

 

Случайное открытие аквалангистом в 1998 году подводного религиозного центра майя привело к археологическим исследованиям в 2007 году затонувшего города на озере Атитлан, Гватемала. Сейчас он называется Самабай, иногда его называют Атлантидой Гватемалы. Это был крупный религиозный центр на острове посреди озера до того, как его затопило, вероятно, после извержения вулкана. Он застыл в доклассическом времени майя — не разграблен и не поврежден стихией, и можно только представить, какие красивые скульптуры, керамика и другие замечательные произведения искусства еще предстоит обнаружить там.

 

Сцена королевского кровопускания, Yaxchilan Lintel 24, 723-726, через Британский музей

 

Только в этом столетии было обнаружено, раскопано и восстановлено несколько великолепных фресок. Эти фрески были написаны на стенах храмов, общественных зданий и домов. Фрески Bonampak изображают сцены повседневной жизни, войны, церемонии, мифологию и многое другое в ярких или приглушенных цветах и ​​​​используют превосходные методы, которые пережили элементы, когда были защищены. Фрески Калакмуля включают сцены из повседневной жизни простолюдинов. Самые старые фрески Сан-Бартоло, обнаруженные в 2001 году, изображают сцены из мифологии и королевского двора. Они датируются примерно 100 г. н.э.

 

Рельефы майя на перемычках и дверных косяках часто содержат глифы и изображения. Примеры этого есть в нескольких музеях. Знаменитая сцена королевского кровопускания под названием «Перемычка 24», хранящаяся в Британском музее, дает нам представление о королевском кровопускании, чтобы умилостивить богов и доказать право правителя на трон.

 

Искусство майя: керамика и керамика
Тарелка майя с трубачом, 8 век, через Метрополитен-музей, Нью-Йорк

 

Глиняные сосуды ручной работы и утварь для повседневного использования, а также погребальный инвентарь восходят к древнейшей доклассической цивилизации майя. Гончары экспериментировали с разными техниками. К позднему доклассическому периоду они производили монохромную керамику сложных форм, стилей и произведений искусства черного, красного и кремового цветов.

 

Как и в других древних культурах по всему миру, гончарные изделия майя начинались с простых глиняных сосудов и со временем усовершенствовались, включив искусно украшенную многоцелевую керамику, статуэтки и предметы искусства. К первому веку нашей эры творчество свободно выражалось в стилях, украшениях и приложениях, включая красивые статуэтки. Контейнеры часто венчали искусно сделанными фигурками животных на крышках.

 

Статуэтка сидящей женщины майя, ок. 6–9 вв. н.э., через Метрополитен-музей, Нью-Йорк

 

Для придания эластичности и прочности глине использовалось несколько температур. К ним относятся дробленый известняк, грог и вулканический пепел. Перед обжигом предметы часто покрывали шликером или смесью минеральной воды и воды, чтобы придать им блеск и цвет. Сосуды позднего доклассического периода включали полые кадры, заполненные галькой, которая издавала звук при переноске или перемещении.

 

Цветные украшения включали придворные сцены и ритуалы, мифологические сцены, богов и правителей, нарисованные и вылепленные на керамике, иногда с иероглифическими надписями.

 

Письменное искусство майя: глифы и символы
Глифы на красной стеле из Храма Надписей, раннеклассический период, Тикаль, Гватемала, через Пенсильванский университет

 

Сама суть письменности майя заключается в искусно выполненных изображениях и символах. Художников майя, писателей или писцов называли цибами. Глядя на иероглифы, становится ясно, что только искусный художник мог освоить их исполнение.

 

Памятники, алтари, стелы, дверные косяки, лестницы и глиняная посуда часто представляли собой как произведения искусства, так и резные или раскрашенные письмена.

 

В письме майя насчитывается восемьсот глифов и символов. Некоторые из них используются как слоги, а некоторые представляют собой целые слова. Иногда разные писцы использовали разные символы для обозначения одних и тех же слогов, в основном из-за смешения и диалектов. По словам одного аналитика, писцы майя развлекались своим ремеслом!

 

До прорыва в 1952 году ученые пытались расшифровать письмо майя как фонетическое, как английский, французский, испанский и т. д., после испанских усилий епископа 17-го века Диего де Ланды. Затем они поняли, что иероглифы письма майя представляли собой комбинацию фонетического и слогового письма. С тех пор большая часть сохранившейся письменности майя была переведена.

 

Книги Майя
Страницы из Дрезденского кодекса с изображением, числами и глифами, неизвестный писец майя, позднеклассический период, via Sächsische Landesbibliothek, Дрезден

 

Книги майя были кодексами. Они сделали бумагу из внутренней коры смоковницы и сложили ее в стиле гармошки. Они использовали кисти для рисования глифов и символов. Чернила делались из воды, загущенной глиной, в которую добавляли цветной пигмент — например, кошениль (насекомые) для красного цвета и сажу для черного. Поверхности были подготовлены с помощью белой известняковой пыли, смешанной с водой для создания однородного фона.

 

Страницы Мадридского кодекса, ок. 1250–1450 гг. н. э., с сайта mayaruins.com

 

Письмо майя выполнялось в два столбца в двух соседних блоках в строке и читалось слева направо и сверху вниз.

 

Сохранившаяся письменность майя
Последние две страницы Парижского кодекса, ок. 1250–1450 гг. н. э., via Biblioteque Nationale, Paris

 

Помимо множества стел, надписей на памятниках, фресок и других надписей, нарисованных и вырезанных на камне от доклассической до постклассической эпохи, осталось только четыре других записи доколонизации — кодексы майя. Это Дрезденский кодекс, Парижский кодекс, Мадридский кодекс и Кодекс Гролье. Пополь Вух — один из самых важных документов в корпусе майя, но единственная подлинная версия — это копия, сделанная испанским священником. Все существующие кодексы являются постклассическими, но предположительно основаны на гораздо более старых версиях.

 

Дрезденский кодекс хранится в Дрездене с 17 века и известен своими чрезвычайно точными астрономическими расчетами и данными. Страницы часто содержат изображение бога в действии с описанием того, что оно изображает.

 

Парижский кодекс, хранящийся в Париже, фрагментарен. Он содержит информацию о ритуалах, церемониях и праздниках майя.

 

Мадридский кодекс, хранящийся в Мадриде, является самым длинным. Он содержит ритуалы, гадания, жертвоприношения (включая людей), войны и празднование Нового года майя. На нем также изображены сцены пчеловодства, ткачества, охоты и боги майя, курящие скрученные табачные листья.

 

Кодекс Гролье, хранящийся в музее антропологии в Мехико, содержит устрашающие изображения божеств майя на каждой странице. Он записывает циклы Венеры. После тщательного тестирования и анализа в 2016 году был опубликован документ, подтверждающий подлинность Кодекса Гролье как самого раннего письменного документа в Америке. Датировка по углероду-14 поместила производство бумаги в 13 век нашей эры.

 

Кто создал письменность майя?
страниц Дрезденского кодекса, 2021 г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back To Top