Как украинское село вдохновило на шедевр
Я здесь: Главная ›
Виртуальная школа
›
История
› «Жил-был пес»: Как украинское село вдохновило на шедевр
История
Мультфильм «Жил-был пес» — гениальная работа советского аниматора Эдуарда Назарова, которую уже давно разобрали на цитаты. «Бог в помощь», «Щас спою!», «А помнишь, как ты меня гонял?» — Тебе, конечно же, известны знаменитые фразы сказочной истории про старого пса, которого выгнали из дома.
1517 т.0
А знаешь ли Ты, что этот мультик снят по мотивам украинской народной сказки ? Хочешь узнать, как появилась идея мультфильма? Тогда слушай внимательно: история начинается …
Сказка про собаку Сирко
Много лет назад, когда будущий режиссер мультика был еще мальчишкой,
отец принес ему книжечку с украинскими сказками.
Ту волшебную историю с далекого детства Назаров вспомнил через 30 лет, когда работал на на студии «Союзмультфильм» художником-постановщиком. Знакомая с юности книжечка опять попала в руки Назарова, но уже взрослого, полного идей, участвовавшего в ряде интересных проектов.
Так появился замысел создать мультфильм о честности, дружбе, взаимовыручке, долге и прощении.
Поиски вдохновения
И закрутилось: в 1970-х годах автор бродил по украинским хуторам и все присматривался, рисовал. Особый колорит и настроение картине подарило посещение украинского городка Цюрупинска в Херсонской области, где он гостил у своего армейского друга.
По словам автора, в том провинциальном Цюрупинске еще можно
было увидеть и крытые камышом белые хаты, и девушек с парнями, которые заводили
по вечерам изумительные украинские песни.
Создать картинку украинского села, его быта помогли и наброски в Пирогово — известном Киевском этнографическом музее под открытым небом. Не приходилось ли Тебе там бывать?
А вот домашнюю утварь и хозяйственные принадлежности удалось воссоздать благодаря походам во львовские этнографические музеи.
Исключительной изюминкой работы Назарова стала музыкальные композиции, которые режиссеру удалось достать в Институте фольклора и этнографии АН УССР. Работники заведения в 1980 году сделали аниматору замечательный подарок — большую катушку с давними песнями, которые записали этнографы в селах Украины.
Пять из этих старинных народных песен, среди которых «Ой
там на горі» и «Косив батько, косив я», режиссер внедрил в фильм.
А автором саундтреков,
прославивших детище Назарова, был
любительский ансамбль «Древо» из Полтавщины.
Образовался он еще в 1958 году, но и сейчас славится уникальной техникой исполнения.
Любительский ансамбль «Древо», Крячковка, Полтавская область, Украина.
Вынужденная сестра таланта
Вследствие творческих поисков и путешествий по Украине материала накопилось на ленту из двух частей продолжительностью 15 минут. Но руководитель «Союзмультфильма» настоял на том, чтобы мультик был коротким. Поэтому всю предысторию сказки пришлось вместить в короткий диалог:
— А
помнишь, как ты меня гонял?
—
Так я это…
— Ну
да, работа такая…
Однако мультфильм от этого только выиграл! Лаконичность,
насыщенность, колорит и безупречный юмор, которым пронизан мультик, — все то, что так любит публика в
шедеврах Назарова.
«Изначально сценарий для моего нового фильма написал профессионал Сергей Иванов. Мне не понравилось. Не хотелось снимать про пионеров и космос. И я взялся за „телеграфную“ сказку — всего пятнадцать строк. О том, как встретились в лесу старый волк и старый пес:
А знаешь ли Ты, друг, что сначала аниматор назвал мультик «Собачья жизнь»? Однако цензоры уловили в названии что-то антисоветское. Поэтому, от греха подальше, его быстро изменили. Прошло немало времени, прежде чем Назаров признался, что не все увидели надзиратели Госкино: в капризном ребенке он изобразил Никиту Хрущева в детстве.
На кого похож Волк из мультфильма «Жил-был пес»?
Интересно, что, по замыслу автора, Волка должен был
озвучивать Николай Ульянов.
Но из-за плотного графика съемок и театральных
выступлений актер не смог вырваться на студию хотя бы на несколько часов —
именно столько требовалось профессионалу для озвучивания его персонажа.
А когда на эту роль утвердили Армена Джигарханяна, оказалось, что его голос совсем не подходит главному персонажу. Поэтому Волка, которого так любит нынешняя детвора, пришлось перерисовывать специально под него.
«Когда он впервые вошел в тон-ателье, меня бросило в холодный пот», — вспоминал Эдуард Назаров.
Еще бы! На рояле лежали эскизы героев, в том числе сам Волк, который, как впервые заметил автор, был как две капли воды похож на актера — такой же сутулый. Ну вылитый Горбатый, которого играл Армен, из сериала «Место встречи изменить нельзя»!
«Я подумал, что Джигарханян сейчас обидится и убьет
меня», —
смеялся Эдуард Назаров.
Однако актер глянул и прохрипел: «А что, нормальный Волк! Будем работать ».
Армен Джигарханян и озвучиваемый им Волк из мультфильма «Жил-был пес» (1982).
А пес говорит голосом Георгия Буркова. Кажется, во внешности актера и персонажа тоже много общего, не так ли?)
Георгий Бурков и его герой из мультфильма «Жил-был пес» (1982).
В чем же секрет успеха анимации, обожаемой миллионами? Эдуард Назаров ответил на этот вопрос так : «Кино для себя — это безумие. Для себя рисуйте лучше картины или общайтесь посредством компьютера. А делая кино, вы должны думать о том, чтобы зритель на вашем фильме не заснул».
Читай также:
- История создания «Бременских музыкантов»,
- Места, которые вдохновляли диснеевских аниматоров,
- История
Золушки.

Теги: Для самых умных
Заметили орфографическую ошибку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Другие материалы по темеКартинка-загадка
С Днем детской книги!
Международный день шахмат
Определяем характер по почерку
Как стать грамотным: шесть шаг…
Осенние эксперименты для детей
История игры в классики
Кто такие перфекционисты?
Лучшие памятники для селфи в регионах России
«Вестник «АТОР» составил список самых оригинальных памятников в регионах, которые порадуют как любителей селфи, так и профессиональных фотографов.
Для составления списка самых интересных скульптур мы опросили экспертов Комитета по импортозамещению в туризме при Минкультуры РФ – представителей туроператорских компаний.
Необычных памятников оказалось так много, что их можно было бы «поделить» по профессиям или другим признакам. Намеренно выбрали не столицы.
Начнем с Томска. Самый креативный город в плане памятников, где можно сфотографироваться с памятником домашним тапочкам, рублю и даже счастью. Не менее интересен для самих томичей памятник Чехову, установленный на набережной реки Томь.
Памятник счастью
Прославивший Томск на всю Россию «памятник счастью» – в виде волка из мультфильма «Жил-был пес». Памятник счастью был открыт в 2005 году в честь 400-летия Томска. Автор памятника — известный томский скульптор Леонтий Усов, литейщик — Максим Петров. В конструкцию памятника вмонтирована электронная схема — если замкнуть на корпус волка металлический контакт, расположенный у него на животе, волк произносит одну из восьми фраз из мультфильма («Щас спою!», «Бог в помощь!», «Ну ты заходи, если что!» и др.).
Адрес: Томск, ул. Шевченко, 19/1
Памятник Чехову
Фото: commons.
wikimedia.org
Антон Павлович Чехов побывал в Томске в 1890 году. Он жил в гостинице на берегу Томи, где сейчас находится ресторан «Славянский базар». Именно перед ним – памятник писателю. Томск неискушенному в деревянном зодчестве Чехову не понравился, вдобавок он потерял здесь калошу и потому «проклинал» Томск на чем свет стоит. Поэтому томичи оставили писателя босым, в полурасстегнутом пальто, и подписали на пьедестале, что так Антона Павловича видит пьяный томский мужик, лежащий в канаве и не читавший «Каштанку».
Адрес: Томск, пл. Ленина, 10
Младенец в капусте
Своеобразная скульптура с мальчиком, появляющимся на свет в знаменитом овоще. Памятник «Младенец в капусте» установлен 2008 году напротив входа в здание роддома № 1.
Адрес: Томск, пр. Ленина, 65.
Увидеть памятники Томска можно на брендовом маршруте «Томск – сердце Сибири».
АСТРАХАНЬ
Еще один город, который бьет рекорды по количеству необычных памятников – Астрахань.
Здесь есть памятники людям, животным и персонажам. Это юный чистильщик обуви, памятник семье, вобле-кормилице, актеру Андрею Миронову, верблюдам и сказочному Коньку-Горбунку.
Памятник чистильщику обуви
Памятник «Чистильщик обуви» был установлен в Астрахани летом 2012 года вместе с композицией «Дама с собачкой». Бронзовый мальчик практически в натуральную величину сидит на маленьком табурете, перед ним стоит ящик с его инструментами.
Адрес: Астрахань, Набережная Волги
Памятник вобле-кормилице
В 2008 году в Астрахани установили памятник Вобле из бронзы. В Астрахани вобла традиционно считается одной из главных кормилиц из-за рыбного промысла. Считается, что один из главных астраханских памятников и символ города приносит удачу, если потереть рыбке нос.
Адрес: Астрахань, улица Трофимова, 125
Памятник Коньку-Горбунку
Входит в десятку памятников сказочного персонажа бессмертной сказки Ивана Ершова по всей России.
Памятник Иванушке и Коньку-Горбунку весом около 700 кг. Установлен неподалеку от Астраханского ТЮЗа. Высота памятника достигает 2,2 метра, он пользуется популярностью у детей и туристов.
Адрес: Астрахань, улица Мусы Джалиля, 4
Увидеть памятники Астрахани можно на брендовом маршруте «Путешествие сквозь время: по следам Великого шелкового пути».
КРАСНОЯРСК
«Царь-рыба»
Тема промысловых и литературных памятников рыбе продолжилась и в Красноярске. На этот раз туристов удивляет осетр – «Царь-рыба» на берегу Енисея был установлен в 2004 году к 80-летию писателя Виктора Астафьева, уроженца этих мест. Отметил этот город и Чехов, который назвал Красноярск «самым лучшим и красивым из всех сибирских городов». Туристов впечатляет детализация осетра, на котором можно рассмотреть и чешуйки, и следы от рыболовных крючков.
Адрес: Красноярск – Дивногорск, близ деревни Овсянка, Слизневский утес
Дядя Вася – пьяница
Памятник алкоголику, опершемуся на фонарный столб, был открыт в Красноярске в 2005 году.
В народе это одна из любимых скульптур, которая должна внушать отвращение к алкоголю, несмотря на вполне приличный вид мужчины с собачкой – так официально называется монумент, расположенный на площади Влюбленных. Подпереть столб и потереть нос собачке – обязательная программа фотографирующихся с местной достопримечательностью туристов.
Адрес: Красноярск, ул. Ломоносова, 7
Увидеть памятники Красноярска можно на брендовом маршруте «К берегам Енисея».
УЛЬЯНОВСК
Памятник букве Ё
Фото: commons.wikimedia.org
Среди необычных памятников наши респонденты отметили букву Ё, который находится в Ульяновске. Букву «ё» в русский язык ввел историк Николай Карамзин. Родился он в Симбирске, как до революции называли Ульяновск, поэтому буква «ё» своим появлением на свет обязана именно этому городу. Здесь, рядом с краеведческим музеем имени Гончарова и Дворцом книги (бывший дом дворянского собрания), и установлен памятник этой букве, которая впервые в русском языке появилась в произведении Николая Карамзина «Аониды» в слове «слёзы».
Это событие стало официальной датой рождения буквы «ё».
Адрес: Ульяновск, ул. Коммунистическая, д. 3.
Памятник колобку
В Ульяновске есть целый список оригинальных памятников: диван Обломова, памятник букве «Ё», который мы уже посмотрели, студенческой Халяве, водовозу, колобку, а из серьезных – Карлу Марксу и скульптурная группа «Мария Александровна Ульянова с сыном Володей». Детство Ленина – пожалуй, любимая тема ульяновцев. Однако это не помешало им увековечить колобка – согласно сказочной карте России, Ульяновск — родина этого сказочного героя. В Симбирской губернии его называли «колебятко». Сам памятник колобку вы найдете на улице Урицкого.
Адрес: Ульяновск, ул. Урицкого, 88/6
Увидеть памятники Ульяновска можно на брендовом маршруте «Дворянин на Волге».
ЙОШКАР-ОЛА
Йошкин кот
Йошкин кот – один из самых известных памятников республики Марий Эл. Это при том, что в ее столице – Йошкар-Оле – и так есть на что посмотреть! Своя Красная площадь со Спасской башней, Царем-пушкой, набережная Брюгге, динамические скульптуры.
Затем и едут, чтобы почувствовать себя сразу в нескольких городах Европы, не выезжая из России. В Йошкар-Оле очень любят кошек – а потому в городе уже есть целых девять монументальных композиций с пушистыми питомцами. Самый известный среди них – Йошкин кот на Ленинском проспекте. На счастье, как водится, надо потереть коту лапы и нос.
В 2013 году у Йошкина кота появилась подруга – в шаговой доступности от него на проспекте Гагарина установлена композиция «Йошкина кошка». Изящное создание сидит на небольшом возвышении, а рядом с ней лежит кот, от которого убегает мышь.
Адрес: Йошкар-Ола, Ленинский пр., 24В
Мустафа на дрезине
Рядом с железнодорожным вокзалом в Йошкар-Оле нас встречает первая монументальная достопримечательность города, которую в народе называют «Мустафа на дрезине». На самом деле это памятник марийскому поэту и актеру Йывану Кырле, а «Мустафой» его прозвали за роль вожака беспризорников в первом звуковом советском фильме «Путевка в жизнь».
Именно он произнес с экрана ставшую поговоркой фразу «Ловкость рук и никакого мошенничества!».
Адрес: Йошкар-Ола, Привокзальная площадь
Гамельнский крысолов
Если памятники литературным и сказочным персонажам в российской глубинке все-таки дело обычное, то вот Гамельнскому крысолову – как раз таки нет. А такой памятник есть, и выглядит он очень уж необычно. Квартал между скверами Пушкина и Гоголя в Йошкар-Оле выводит нас на набережную Амстердам. Здесь он и ждет туристов: музыкант, поющий волк, лиса и две крысы взбираются наверх по крыше.
Адрес: Йошкар-Ола, ул. Гоголя, д. 2А.
Увидеть памятники Йошкар-Олы можно на брендовом маршруте «Край звонких гуслей».
ПЕРМЬ
Пермяк – соленые уши
Эта достопримечательность Перми состоит из двух частей — фигуры фотографа и круглой рамки с большими ушами, в которую фотографирующиеся могут поместить своё лицо. Происхождение памятника связано с традиционным занятием в Пермском крае — промысловым солеварением.
Прозвище «Пермяк – соленые уши» закрепилось за работниками, которые таскали на своих плечах большие мешки с солью. Из-за того, что мешки задевали уши, от постоянного контакта с солью они становились большими и красными. Один из самых странных памятников России был открыт в 2006 году.
Адрес: Пермь, Комсомольский пр., 27
Пуп Земли
Фото: commons.wikimedia.org
В 90 км от Перми есть Кунгур – город, который раньше считался чайной столицей. Может быть, поэтому один из необычных памятников, выбранных туроператорами, стал Пуп Земли. Однако на самом деле здесь сходится семь дорог: пять автомобильных и пешеходных и две водные. Считается, что если притронуться к «пупу» и загадать желание, то оно обязательно исполнится. Архитектурная композиция наряду с Кунгурской пещерой – главные достопримечательности этих мест. Пуп Земли был открыт в 2007 году.
Адрес: Пермский край, Кунгур, ул. К. Маркса
Счастье не за горами
Фото: commons.
wikimedia.org
Знаменитый благодаря фильму «Географ глобус пропил» арт-объект художника Бориса Матросова «Счастье не за горами» находится в Перми на берегу Камы. При публикации фото надо помнить, что в 2016 году художник объявил, что подаст в суд на тех, кто использует изображение для извлечения коммерческой выгоды.
Адрес: Пермь, ул Берег Камы, причал 3
Увидеть памятники Перми можно на брендовом маршруте «НеобыЧАЙные истории земли Пермской».
ЕКАТЕРИНБУРГ
Своими необычными уличными памятниками Екатеринбург знаменит на всю Россию, и даже за ее пределами – здесь есть и нулевой километр, и памятник изобретателю велосипеда, и первый памятник банковской карте, и даже монумент сантехнику Афоне.
Владимир Высоцкий и Марина Влади
Рядом с небоскребом «Высоцкий» стоит бронзовый памятник певцу и его жене Марине Влади. Лирическая скульптура напоминает о романтической «Балладе о любви» Владимира Высоцкого.
Памятник барду был установлен в феврале 2006 года неподалёку от гостиницы «Большой Урал». Место для скульптуры было выбрано не случайно: именно в «Большом Урале» дважды останавливался Высоцкий во время гастролей в 1962 году.
Адрес: Екатеринбург, ул. Красноармейская, 10
Памятники на Вайнера
Памятники на уральском Арбате – улице Вайнера – представляют собой образы горожан из разных социальных слоев. С каждым связаны свои приметы и поверья.
Коробейник
Это первая скульптура, которая была установлена на Вайнера в 2006 году. В руках Коробейника поднос, на котором – флакончики с парфюмом. Считается хорошей приметой кинуть на поднос монетку и потереть бутылочку с духами в протянутой руке бронзового торговца. Это приносит удачу и богатство, а если загадать желание, оно должно непременно сбыться.
Банкир и автомобилист Деловой пузатый мужчина в шляпе и с тростью как будто выходит из банка и спешит к своему кабриолету. Там его уже ждет личный водитель, в нетерпении взмахнувший рукой.
Отличный вариант для фотографии в старинном автомобиле в компании бронзового водителя. Автовладельцы на удачу крутят стартер, тем же, кто жаждет богатства, советуем потереть печатку на руке банкира.
Влюбленные
Фото: commons.wikimedia.org
Скульптурная композиция – одна из любимых памятников на Вайнера. Зимой заботливые екатеринбуржцы одевают влюбленных в вязаные кофты. Есть здесь и другие памятники – изобретателю велосипеда, например. Или вовсе неожиданно – Майклу Джексону.
Адрес: Екатеринбург, ул. Вайнера
Памятник клавиатуре
Фото: commons.wikimedia.org
Символичный памятник клавиатуре на набережной реки Исеть (по созвучию – I-сеть) – это 86 клавиш, расположенных в раскладке QWERTY. Мало того, что эта клавиатура – самая большая в мире, так еще и на ней можно отдохнуть – каждая кнопка служит импровизированной скамейкой.
Адрес: Екатеринбург, ул.
Горького, 14 А
Увидеть памятники Екатеринбурга можно на брендовом маршруте «Самоцветные истории Урала».
КАЛИНИНГРАД
Памятник барону Мюнхгаузену
Скульптура стала подарком на 750-летие Калининграда от немецкого города Боденвердера — родины барона. Известно, что реальный прототип барона Мюнхгаузена Карл Иероним Фридрих барон фон Мюнхгаузен дважды посещал Кенигсберг — по дороге в Санкт-Петербург и обратно. Автор — немецкий мастер художественной ковки Георг Петау. Памятник – стальная стена, в которой вырезан силуэт летящего на ядре Мюнхгаузена.
Адрес: Калининград, пр. Победы, 1
Сапог барона Мюнхаузена
Есть и еще необычная скульптурная композиция – сапог барона. Авторская работа Максима Гриневского украсила Фридрихсбургские ворота. По легенде, во время своего полета из пушки на Луну барон потерял ботфорт, который затем выловили в Преголе. Если у вас возникнет соблазн померить сапог барона Мюнхгаузена, так и сделайте в Калининграде и, держась за эфес шпаги, поклянитесь больше никогда не врать.
Адрес: Калининград, Портовая ул., 39
Ундина, Светлогорск
Недалеко от Калининграда, в Светлогорске на набережной Променад есть красивая бронзовая скульптура, выполненная в виде фигуры морской девы, которых на Балтике называли ундинами. Встреча с ними человеку, особенно мужчине, ничего хорошего не сулила, но забыть ее было невозможно. Именно такая скульптура украсила набережную Балтийского моря.
Адрес: Калининградская область, Светлогорск, ул. Морская
Памятник балтийским шпротам, Мамоново
Огромная консервная банка со шпротами, открытая консервным ножом, появилась в калининградском городе Мамоново в 2008 году. Надпись на памятнике рыбному деликатесу гласит: «Шпроты – это жемчужина в короне рыбной промышленности». Корона венчает одну из двенадцати шпрот. Скульптурная композиция – символ заслуг работников рыбной отрасли, поскольку Мамоново, где работает рыбокомбинат, считается родиной вкуснейших отечественных шпрот.
Адрес: Калининградская область, Мамоново, ул.
Евсеева, 2
Увидеть памятники Калининграда можно на брендовом маршруте «Янтарная мозаика».
ВЕЛИКИЙ НОВГОРОД
Памятник «Тысячелетие России»
Фото: commons.wikimedia.org
Захочется чего-нибудь монументального – езжайте в Великий Новгород! Помимо старинной архитектуры, Кремля и храмов, здесь есть интересные памятники – например, «Тысячелетие России» – монумент, воздвигнутый в Великом Новгороде в 1862 году в честь 1000-летнего юбилея легендарного призвания варягов на Русь. Шар-державу окружают 17 фигур выдающихся деятелей русской истории. Всего же на памятнике изображены 128 фигур – знаменитые люди России, правители, просветители, полководцы, поэты.
Адрес: Великий Новгород, Кремль
Уставшая туристка
Здесь же, на Торговой стороне напротив кремля на набережной Волхова есть скульптура девушки-туристки, рядом с которой фотографировался в свою бытность президентом РФ Дмитрий Медведев.
Адрес: Великий Новгород, Кремлевский пешеходный мост
Увидеть памятники Великого Новгорода можно на брендовом маршруте «Повесть временных лет».
ЛИПЕЦК
Бременские музыканты
Липецк не зря прозвали городом скульптур и фонтанов. Однако найти самые интересные памятники без личного проводника будет сложно. Хотя есть они и в городских парках, и на улицах. Например, любимые детьми и родителями «Бременские музыканты» – чтобы найти их, нужно ориентироваться на детскую поликлинику № 1 на улице Зегеля. Автор – сочинский скульптор Акоп Халафян, чьи многочисленные работы устали украшением Олимпийской столицы 2014 года. Как и другие его скульптуры в Липецке, Трубадур и его друзья созданы из куска водопроводной трубы большого диаметра с помощью кузнечного горна, молота, кувалды и сварочного аппарата. Памятник открыт в 2008 году.
Адрес: Липецк, ул. Зегеля, 9 А
Фотография на память
Нижний парк Липецка – обязательный пункт программы любого туриста.
Старинный курорт, основанный с легкой руки Петра I, который и сам подолгу жил в Липецке, пока строил корабли на местных верфях для Азовских походов и отливал ядра для пушек на липских железоделательных заводах. «Фотография на память» представляет собой фигуру фотографа (у него был реальный прототип!) и скульптурную группу липецкой семьи, которая пришла на запечатлеть себя. Памятник открыли в 2016 году.
Адрес: Липецк, Нижний парк.
Увидеть памятники Липецка можно на брендовом маршруте «Неоконченная пьеса русской усадьбы».
ТАМБОВ
Тамбовская казначейша
В XIX веке проездом в городе гостил Лермонтов, который написал поэму «Тамбовская казначейша». Несмотря на скандал, который разразился в Тамбове два века тому назад в связи с проигранной в карты женой казначея, сегодня эта литературная персона – своеобразная визитная карточка города. Недавно на местном «Арбате» ей был установлен памятник. У туристов уже есть примета, что если потереть каблучок на игривой ножке казначейши, то это к деньгам.
Адрес: Тамбов, ул. Коммунальная, 13
Тамбовский волк
Фото: commons.wikimedia.org
А еще в Тамбове есть памятник тамбовскому волку – в последнее время фраза «тамбовский волк тебе товарищ» практически вышла из обихода, тогда как сам этот персонаж стал популярным тамбовским туристическим сувениром. В городе есть два памятника тамбовскому волку – один на Рассказовском шоссе на въезде в город, второй – на территории гостиницы «Отель».
Адрес: Тамбов, ул.Октябрьская, д.95 Б
Увидеть памятники Тамбова можно на брендовом маршруте «Русские усадьбы на рубеже веков».
БЕЛГОРОД
Памятник честному гаишнику
Проезжая по Белгороду на автомобиле, можно встретить честного гаишника. Так называется памятник, который находится на въезде в город на пересечении улиц Волчанской и Корочанской. До этого у него был другой адрес – на опасном перекрестке проспекта Ватутина и улицы Губкина, однако в 2016 году скульптуру перенесли.
Памятник посвящен реальному белгородцу – Павлу Кирилловичу Гречихину, который работал в ГАИ и был известен своей честностью. Он штрафовал всех, кто этого заслуживал, несмотря на статусы, должности и ранги. Правда, на пенсию честный гаишник ушел всего лишь в должности старшины. Однако по-другому человек, который в 15-летнем возрасте принимал участие в Прохоровском танковом сражении на Курской Дуге, поступить не мог. Земляки увековечили его память в 2004 году. Надпись на памятнике гласит: «Добрая слава лучше богатства».
Адрес: Белгород, пересечение улиц Волчанской и Корочанской
Увидеть памятники Белгорода можно на брендовом маршруте «Славная Белгородчина. Память великих предков».
САРАНСК
Памятник семье
Символ незыблемых семейных ценностей появился в Саранске в 2008 году. В 2016 году памятник семье вошел в список самых добрых памятников в мире. Скульптура находится на площади перед храмом Федора Ушакова.
Мечтаете о счастливой семье? Обязательно сфотографируйтесь с памятником семье.
Адрес: Саранск, на пересечении улиц Советской и Демократической.
Увидеть памятники Саранска можно на брендовом маршруте «Зов Торамы».
Еще больше интересных материалов от АТОР – в нашем канале на Яндекс.Дзен.
Получать новости “Вестника АТОР” также можно, подписавшись на наш канал в Telegram или на обновления нашей странички в Facebook
Бесплатные онлайн-курсы, вебинары АТОР и электронные каталоги туроператоров вы найдете на портале “Академия АТОР”
Текущие спецпредложения от туроператоров АТОР можно найти здесь.
Как высматривать волков: три признака лжеучителей
Когда волк смотрит на овец, что он видит? Еда. Его мотивация сблизиться с овцами состоит не в том, чтобы заботиться об их потребностях или защищать их от опасности; это питаться ими.
Но чтобы приблизиться к овцам, волк использует обманную тактику, чтобы овцы не заметили его опасного присутствия, прежде чем он сможет достичь своих целей.
Вот почему Павел называл лжеучителей в церкви «лютыми волками», которые не щадят стада (Деяния 20:29).), метафору, которую он, вероятно, заимствовал у Иисуса, который описал лжепророков как лидеров, «которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные» (Матфея 7:15). Ложными этих лидеров делает не только то, что они учат ложным учениям, но и то, что они преследуют ложные цели. Их целью является не «любовь, исходящая от чистого сердца и доброй совести и нелицемерной веры» (1 Тимофею 1:5), а нечто иное. Это цель, которую они скрывают от овец, цель, которая заставляет их рассматривать овец как средство удовлетворения некоего нечестивого аппетита.
Иисус, переходя к метафоре дерева, сказал: «По плодам их узнаете их» (Матфея 7:16). И Павел трудился, чтобы помочь овцам обнаружить «плоды» замаскированных «волков», проникающих в стадо.
Давайте посмотрим на три из этих плодов, описанных Павлом во 2 Тимофею 3, где Павел предлагает описание «оппонентов», которых Тимофей может встретить в своем служении (2 Тимофею 2:24–26).
Благочестивая маска
Первая характеристика волчьего лидера, описанная Павлом, это тот, кто «[имеет] вид благочестия, но [отрекается] от силы его» (2 Тимофею 3:5). Стоит посмотреть его полное описание:
Знай, что в последние дни наступят времена тяжкие. Ибо люди будут себялюбивыми, сребролюбивыми, гордыми, надменными, бранящимися, непослушными родителям, неблагодарными, нечестивыми, бессердечными, неумолимыми, клеветническими, невоздержными, жестокими, не любящими добра, вероломными, безрассудными, опухшими самомнение, более сластолюбивые, чем боголюбивые, имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся. Избегайте таких людей. (2 Тимофею 3:1–5)
Мы можем резюмировать таких лидеров следующим образом:
- Их волчья цель : баловство
- Их овечья одежда : «вид благочестия»
- Их узнаваемый плод : отсутствие личной святости («отрицание ее силы»)
Теперь, просто прочитав список эгоистичных занятий этих лидеров, составленный Полом, вы подумаете, что их легко обнаружить. Но часто это не так, потому что волки могут очень хорошо скрывать свои мотивы от овец. Они занимают руководящие должности, потому что их маскировка «благочестия» поначалу кажется убедительной. Но затем их влияние начинает вызывать упадок духовного здоровья церкви.
Один из таких лидеров, с которым я работал несколько десятилетий назад, много лет занимал пастырское положение, прежде чем его обнаружили. Я помню, как чувствовал растущее интуитивное беспокойство вокруг него, прежде чем увидел какие-либо явные доказательства. Было трудно понять, что не так, но что-то казалось неправильным, и не только мне. Был дефицит духовной подлинности. Его учению и примеру, казалось, недоставало силы.
Затем маскировка начала соскальзывать, и другие проницательные лидеры напирали, пока не были разоблачены его тайные, эгоистичные, аморальные занятия.
Я не утверждаю, что каждая наша непростая интуиция точна. Плоды проявляются со временем, поэтому следите за закономерностями. Следите за снисходительным применением «благодати» и ориентацией на мирское и потакание своим слабостям. Следите за тем, как лидер обращается с деньгами. Следите за тонкими признаками небрежности в отношении сексуальной этики. Обратите внимание на беспокойство других духовно проницательных людей по отношению к лидеру. Обратите внимание на оборонительную позицию, снисходительность и непрозрачность лидера, когда ему бросают вызов. И если вокруг христианского лидера развивается культура манипуляции и страха, это повод для беспокойства, поскольку волк склонен казаться благочестивым, но любит плохо.
Противостояние истине
Еще одна характеристика лидера-волка — это тот, кто «противится истине» (2 Тимофею 3:8).
Это то, что мы ожидаем от волка, так как они ложных учителя . И опять же, мы можем предположить, что их будет легко заметить сразу. Но часто это не так. Их влияние, по крайней мере вначале, обычно бывает более коварным и неоднозначным, чем мы ожидаем. Павел описывает их так:
Среди них есть те, которые вкрадываются в домы и ловят немощных женщин, обремененных грехами и сбиваемых с пути различными страстями, всегда учащиеся и никогда не могущие прийти к познанию истины. Как Ианний и Иамврий противились Моисею, так и эти люди противятся истине, люди с развращенным умом и неспособные к вере. Но далеко они не уйдут, ибо их глупость будет очевидна для всех, как и глупость тех двоих. (2 Тимофею 3:6–9)
Один из способов подытожить таких лидеров:
- Их волчья цель : самореклама (эгоистичные амбиции)
- Их овечья одежда : образ духовной силы и/или богословской эрудиции
- Их узнаваемый плод : манипулирование восприимчивыми людьми, впечатляющее проявление духовной силы, сопровождаемое защитой доктрин, подрывающих Евангелие, противодействие благочестивым лидерам
Хотя Павел не обязательно описывает в этих стихах стратегическое продвижение волчьих лидеров, часто бывает так, что такие лидеры с самого начала скрытны и только позже становятся более открыто оппозиционными, когда они консолидируют критическую массу влияния.![]()
«Жуткие» лидеры
Лжеучителя склонны ползти в . Когда Пол говорит, что они «захватывают слабых женщин», у нас может возникнуть соблазн интерпретировать это через сетку #MeToo, но он не имеет в виду их сексуальную охоту на женщин (хотя некоторые, без сомнения, так и делали). Он имеет в виду, что эти волки выделяют тех, кто по разным причинам особенно подвержен обману, и убеждают их, что они могут быть частью чего-то нового, что делает Бог, чего-то более могущественного и духовно важного, чем то, что делали верные, смиренные, благочестивые лидеры церкви. учат.
Что делает этих лжеучителей убедительными, так это то, что они способны демонстрировать видимость любой духовной силы, которая производит впечатление на христианское сообщество, в которое они вползли. В континуационистском контексте может показаться, что они обладают впечатляющими дарами Святого Духа, в то время как в цессационистском контексте может показаться, что они обладают впечатляющими богословскими и духовными знаниями.
Эти дары или знания могут поначалу сбить с толку даже благочестивых лидеров, поскольку овечья одежда может казаться законной, даже если что-то кажется неправильным.
Показывая зубы
Но в конце концов волки начинают показывать свои зубы. Вот почему Павел говорит, что такие учителя в церкви подобны «Ианну и Иамврию» — имена, которые еврейская традиция дала египетским колдунам, обладавшим впечатляющей магической силой в противостоянии с Моисеем (Исход 7:10–12). Павел называет их «развращенными», потому что их неправильное учение исходит не из простого и искреннего непонимания Писания, а из намерения использовать Писание для продвижения или защиты своего личного имиджа силы и важности. Когда истинное евангельское учение, проповедуемое публично или применяемое лично, угрожает или подрывает социальный (и обычно финансовый) капитал, к которому они стремятся, они агрессивно и безжалостно «выступают против истины», и их глупость становится очевидной.
Обратите внимание на нездоровую тенденцию к занятию руководящих должностей в церкви.
Следите за очаровательной харизматичной личностью, которая в прошлом оставила после себя непропорционально большое количество разочарованных и раненых людей. Следите за заявлениями и очевидными демонстрациями видов духовной силы, которые ценятся в церкви, но которые поощряют тревожную зависимость от лидера(ов) и лояльность к нему. Следите за группой, формирующейся вокруг лидера, заметно состоящей из восприимчивых, духовно слабых членов, которая начинает проявлять недоверие к благочестивым церковным лидерам. Следите за моделями конфликтов с благочестивыми лидерами и сопротивлением подчиняться лидерам в целом.
Избегание невзгод
Третьей характеристикой лидера-волка является тот, кто избегает «гонений и страданий» ради Христа и Его Евангелия (2 Тимофею 3:11). Эта характеристика подразумевается, когда Павел пишет Тимофею:
.Ты же следовал моему учению, моему поведению, моей цели в жизни, моей вере, моему терпению, моей любви, моему терпению, моим гонениям и страданиям, бывшим со мной в Антиохии, Иконии и Листре, которые гонения я терпел; но от всех их избавил меня Господь.
Действительно, все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы, а злые люди и самозванцы будут преуспевать во зле, обманывая и заблуждаясь. (2 Тимофею 3:10–13)
Вот как я бы охарактеризовал таких лидеров:
- Их волчья цель : самосохранение
- Их овечья одежда : «уверенные утверждения» (1 Тимофею 1:7) и контролирующее лидерство, придающее вид смелости
- Их узнаваемый плод : избежание личных жертв и публичных преследований ради сохранения репутации, статуса, богатства и комфорта
Лидер, похожий на волка, может создавать очень уверенный образ, он может рационализировать властное и манипулятивное поведение как характеристики «сильного лидера» и может указать на многочисленные напряженные действия, которые он называет «жертвами». Но его уверенность, его лидерство и его «жертвы», если их тщательно и честно изучить, как правило, приносят ему больше пользы, чем тем, кому он «служит».
Вот почему здесь, как и везде, Павел говорит о своих гонениях и страданиях как о плоде истинно христоподобного лидера. Павел не указывает на свое личное величие, когда говорит о «несравненно больших трудах, гораздо больших темницах [чем лжеучителя], бесчисленных побоях и часто при смерти» (2 Коринфянам 11:23). Он противопоставляет фрукты.
«Настоящие христоподобные лидеры приносят плоды, свидетельствующие о готовности пожертвовать собой ради Христа и Его народа».
В Соединенных Штатах, в частности, христиане мало переносят таких гонений и страданий, как Павел и христиане его дней. Так что волкоподобному лидеру гораздо легче слиться с остальными. Но, тем не менее, истинные христоподобные лидеры приносят плоды, свидетельствующие о готовности пожертвовать репутацией, статусом, богатством и комфортом ради Христа и Его народа, что контрастирует с саморекламными, самообогащающими и эгоистичными целями волкоподобных лидеров.
Будьте внимательны, и вы их увидите.
Обратите особое внимание
Это именно то, что Павел сказал ефесским старейшинам в своих напутственных словах перед тем, как отправиться в тюрьму и, возможно, на смерть во имя Иисуса:
Внимательно следите за собой и за всем стадом, в котором Дух Святой поставил вас блюстителями, чтобы заботиться о Церкви Божией, которую Он приобрел Своей собственной кровью. знаю, что по отшествии моем войдут к вам лютые волки, не щадящие стада; и из вас самих восстанут люди, говорящие превратно, чтобы увлечь за собою учеников. (Деяния 20:28–30)
Особое внимание следует уделить, потому что эти «свирепые волки» будут одеты в овечью одежду. Их появление будет незаметным — они даже проникнут в команду старейшин (как Иуда среди учеников). Они выглядели благочестивыми, обладали впечатляющей духовной силой и излучали уверенность и мужество. Многие из овец окажутся поколебленными. Старейшины должны были напомнить себе и своему стаду о том, что сказал Иисус: «Вы узнаете их по плодам их».
И если бы они были внимательны, плоды указывали бы на это: волкоподобный лидер охотится на овец, чтобы удовлетворить свои нечестивые аппетиты.
Волк, собака и Декларация независимости
Однажды днем волк, который два дня ничего не ел, встретил собаку с соседней фермы. Пес был большим и упитанным, а волк похвалил его здоровый вид.
«Пойдем со мной, кузен, — сказала собака, — и мы наложим мяса на твои кости. Ты получишь столько еды, сколько захочешь, получишь лакомые кусочки и объедки мяса со стола, а люди в доме будут тебя чистить и ласково обращаться с тобой».
«И что я должен сделать для всего этого?» — спросил волк, пуская слюни при мысли о регулярных приемах пищи.
«Ничего особенного», — ответила собака. «Держи лис подальше от курятника. Лаять на незнакомцев. Защити детей от змей и паразитов».
Это были легкие хлопоты в обмен на такие пиршества еды и ласки, и волк поблагодарил собаку и согласился следовать за ним на ферму. Когда они свернули на тропу, солнечный свет, струящийся сквозь деревья, высветил полоску тонких волос и натертую кожу вокруг шеи собаки.
Волк вздрогнул от удивления. — Что случилось с твоей шеей?
— О, ничего, — сказала собака. «Иногда, когда хозяин ночью надевает мне на шею ошейник, он завязывает его слишком туго. В других случаях я забываю, что он там, и дергаю за веревку, которая оставляет след».
— Ты имеешь в виду, что не можешь идти, куда хочешь?
— Нет, — сказал пес. — Но какая разница?
— Держите ваши пиры и легкую жизнь, — сказал волк, отходя рысью, — а я сохраню свою свободу.
Эта басня Эзопа с сопутствующей моралью — Нет ничего дороже свободы — когда-то была частью американского кредо. Томас Джефферсон вписал это в Декларацию независимости известным во всем мире воззванием: «жизнь, свобода и стремление к счастью». Пионеры, предпринявшие опасное и часто смертельное путешествие через горы и равнины, жили под лозунгом «Корни, свиньи или умри», означая, что эти мужчины и женщины понимали, что они должны прокладывать свой собственный путь в пустыне. Миллионы иммигрантов приехали в Америку в поисках свободы и возможности обрести счастье, что для Джефферсона означало право преследовать амбиции и мечты.
И на чем основывалось это американское видение свободы? Если так мало людей в истории вкусили сладость свободы, как мог Джефферсон или кто-либо другой воздавать такие почести индивидуальному суверенитету?
Ответ прямо в декларации:
«Мы считаем самоочевидными те истины, что все люди созданы равными, что их Творец наделил их определенными неотъемлемыми правами, среди которых есть Жизнь, Свобода и стремление к Счастью».
Учитывая наш несчастливый век раскола и ненависти, мы могли бы сделать паузу и обдумать значение этого единственного предложения. Джефферсон говорит здесь об истинах. Верим ли мы по-прежнему в истины, особенно в «самоочевидные»? Верим ли мы, что все люди «созданы равными» и заслуживают равных условий для возможности добиться успеха или потерпеть неудачу, или мы требуем равенства на основе расы, пола и богатства? Признаем ли мы все еще «Творца»? Придерживаемся ли мы концепции «неотъемлемых прав», означающей права, которые являются неотъемлемой частью человеческой личности, права, которые никакое другое лицо или правительство не может законным образом похитить? Считаем ли мы по-прежнему «жизнь» одним из этих прав? Ценим ли мы «Свободу и стремление к Счастью?»
Если мы посмотрим честным взглядом на культуру и политику нашего времени, мы увидим, что многие из наших сограждан отвергают эти идеи.
Истина относительна и уж точно не самоочевидна.
Все люди равны, но, перефразируя « Скотный двор» Джорджа Оруэлла, , некоторые равнее других.
Многие отрицают Творца любого рода.
Многие отвергают идею неотъемлемых прав, таких как свобода слова или свобода вероисповедания, вместо этого рекламируя постоянно растущий список, такой как «право на здравоохранение», «право на бесплатное образование» и «право на благосостояние».
Многие, считающие себя ярыми сторонниками жизни, на следующем дыхании описывают себя как «за выбор», что является оруэлловским двусмыслением для «за аборты».
Наконец, многие принимают свободу и ее служанку, свободу, но игнорируют или отталкивают необходимые обязанности, которых требуют эти два духа.
Для многих из нас День Независимости приносит поездки на берег, барбекю на заднем дворе, концерты и фейерверки. Это приятное и достойное торжество американской свободы, которым следует наслаждаться.
В рамках этих праздников мы могли бы также обдумать как начальные абзацы Декларации независимости, так и ее последнее предложение:
.

Действительно, все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы, а злые люди и самозванцы будут преуспевать во зле, обманывая и заблуждаясь. (2 Тимофею 3:10–13)