Разное

Википедия маори тату: HTTP 429 – too many requests, слишком много запросов

Содержание

Мокомокаи | это… Что такое Мокомокаи?

Мокомокаи (маори mokomokai) — высушенные головы маори, коренных жителей Новой Зеландии, лица которых украшены традиционной маорийский татуировкой, или та-моко (маори tā moko). В начале XIX века, во время Мушкетных войн, были ценным предметом торговли.

Содержание

  • 1 Моко
  • 2 Мокомокаи
  • 3 Мушкетные войны
  • 4 Примечания

Моко

Основная статья: Та-моко

Вождь маори с татуировкой та-моко на лице.

Татуировки на лице были традиционным элементом маорийской культуры вплоть до середины XIX века, когда эта традиция постепенно начала исчезать. В доевропейском маорийском обществе они отражали высокий социальный статус носителя. Традиционно только у мужчин лицо подвергалось полному татуированию, хотя у некоторых высокопоставленных женщин татуировки делались на их губах и подбородке.[1]

Каждая татуировка была уникальной в своём роде и содержала в себе информацию о ранге, племени, происхождении, профессии и подвигах человека.

Как правило, изготовление татуировки было не дешёвым увлечением, поэтому её могли позволить себе только вожди или отличившиеся воины. Более того, само искусство татуировки, как и лица, их делавшие, считались тапу (tapu), то есть почитались как нечто священное, требовавшее соблюдение особого протокола.[2]

Мокомокаи

Коллекция мокомокаи, собранная британским офицером Робли.

Когда умирал человек, на лице которого имелись татуировки та-моко, ему обычно отрезали голову для её сохранения. Для этого удалялись мозг и глаза, а все имевшиеся отверстия закладывались или льняным волокном, или резиной. После этого голову варили или держали на пару в специальной печи, а затем коптили на открытом огне и сушили на солнце в течение нескольких дней. Впоследствии голова обрабатывалась жиром печени акулы. Эти высушенные головы, или

мокомокаи, хранились семьёй хозяина в резных коробках и вытаскивались только во время священных церемоний. [3]

Сохранению также подвергались головы враждебных вождей, которых убили во время сражения. Эти мокомокаи, считавшиеся военным трофеем, выставлялись напоказ на мараэ. Кроме того, они играли важную роль во время ведения переговоров между воюющими племенами: возврат и обмен мокомокаи был обязательным условием установления мира.[4]

Мушкетные войны

Основная статья: Мушкетные войны

С появлением на островах Новой Зеландии в первой половине XIX века первых европейских колонистов местные племена маори, контактировавшие с европейскими мореплавателями, торговцами и поселенцами, получили доступ к огнестрельному оружию, а вместе с ним и военное преимущество над своими соседями. Всё это вызвало Мушкетные войны между различными племенными группами маори, воевавшими друг с другом за обладание европейскими мушкетами. Именно в ходе этих войн мокомокаи стали предметом торговли, которые охотно покупались в обмен на огнестрельное оружие и боеприпасы выходцами из Европы и Америки для личных коллекций, а также музеев. [5]

Потребность в огнестрельном оружии побуждало племена маори к совершению многочисленных рейдов на своих соседей с целью получения мокомокаи. Кроме того, местные жители прибегали к татуированию рабов и пленных, головы которых затем обменивали на оружие. Пик торговли головами относился к 1820—1831 годУ. В 1831 году губернатор Нового Южного Уэльса объявил запрет на торговлю головами за пределами Новой Зеландии, а в течение 1830-х годов потребность в огнестрельном оружии на островах в связи с насыщением рынка снизилась. К 1840 году, когда был заключён Договор Вайтанги, а Новая Зеландия стала британской колонией, экспортная продажа мокомокаи фактически прекратилась. Одновременно среди самих маори начала угасать традиция мокомокаи, хотя незначительная торговля головами продолжалась ещё несколько лет.[6][7]

Примечания

  1. Palmer, Christian; Tano, Mervyn L. Mokomokai: Commercialization and Desacralization. — International Institute for Indigenous Resource Management, 2004.  — С. 1.
  2. Palmer, Christian; Tano, Mervyn L. Mokomokai: Commercialization and Desacralization. — International Institute for Indigenous Resource Management, 2004. — С. 1—3.
  3. Abraham Joseph Wharewaka. Mokomokai: Preserving the Past. — 1990.
  4. Palmer, Christian; Tano, Mervyn L. Mokomokai: Commercialization and Desacralization. — International Institute for Indigenous Resource Management, 2004. — С. 3—4.
  5. Palmer, Christian; Tano, Mervyn L. Mokomokai: Commercialization and Desacralization. — International Institute for Indigenous Resource Management, 2004. — С. 4—5.
  6. Palmer, Christian; Tano, Mervyn L. Mokomokai: Commercialization and Desacralization. — International Institute for Indigenous Resource Management, 2004. — С. 5—6.
  7. Janes, Robert R.; Conaty, Gerald T. Looking Reality In The Eye: Museums and Social Responsibility. — University of Calgary Press, 2005.
     — С. 156—157. — ISBN 9781552381434

Связать?

Как новозеландские аборигены победили Британскую Империю: Маори против «трех львов»


После открытия европейцами под предводительством голландца Абеля Тасмана Новой Зеландии в 1642 году произошло более 3 тысяч как мелких стычек, так и крупных боев между колонизаторами из Старого Света и аборигенами – маори. Самые знаковые из них навсегда вписаны в историю как Земельные и Мушкетные войны. Результат их трудно переоценить – впервые в мировой колониальной истории коренные жители доминиона были полностью уравнены в правах с подданными Британской империи.

В этом материале мы расскажем о 7 главных причинах того, как маори удалось победить в войне с грозным противником – английской короной.

Дисциплинированные дикари

Предки маори – аборигенов Новой Зеландии, островов Кука и Чатем, в свое время прибыли туда из Восточной Полинезии. Примерно в 1000-1200 году н. э. эти отважные мореплаватели несколькими волнами заселили новые земли.

Маори отважно на своих каноэ пускались в длительные плавания по океану. / Фото: wikipedia.org

Путешествовать в океане на вака – огромных каноэ длинной до 30 метров с сотней человек на борту, сражаясь с волнами и непогодой, да еще и по пути добывая себе пищу в океанских водах – для всего этого требовались не только мужество и выносливость. Нужна была железная дисциплина. Рядовые маори безоговорочно подчинялись рулевым, капитанам вака, а также своим вождям.

Культ войны

Племена маори постоянно воевали между собой. Именно поэтому среди них так высоко преподносился культ мужчины-воина, его доблести, положения в социуме и духовной силы. Назывался он «мана». Мальчики вступали во взрослую жизнь, проходя весьма болезненный обряд инициации – они молча терпели первое тату на своем лице – «та-моко». Которое наносилось с помощью специального долота.

Вождь Маори с татуировкой на лице, Сидней Паркинсон, 1784 год. National Library of New Zealand. Фото: bbc.com

Этот рисунок мог рассказать о воине маори практически все: от его ремесленных умений, до навыков ведения боя. Если мужчина проявлял хоть малейшую трусость – этот позор уже никогда нельзя было смыть. Ведь он навсегда оставался в причудливых завитках лицевой татуировки.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Сакральные татуировки маори: винтажные снимки коренных жительниц Новой Зеландии

Дикие военные традиции маори шокировали многих европейцев. Для аборигенов в порядке вещей был каннибализм прямо на полях битв, месть за убийство родичей, которая могла продолжаться десятилетиями, или же обязательный военный поход на врагов в случае кончины вождя дружественного племени. Причем даже тогда, если последний умер естественной смертью.

Маори считаются одним из самых воинственных народов мира. / Фото: pinterest.com

Маори обезглавливали своих пленных и врагов, а после делали из голов ритуальные «мокомокаи». Эти сушеные трофеи выставлялись аборигенами в священных для племени местах. Мокомокаи были как провокацией для начала войны, так и «инструментом», которым конфликт завершали. Перед тем, как заключить мирный договор, племена обменивались ими.

Картофельная революция

До начала торговли с европейцами рацион маори не отличался большим разнообразием: тюлени, рыба и морепродукты, водоросли, съедобные фрукты, овощи и коренья, очень редко – утки. После экспедиций Тасмана и Кука на острова зачастили мореплаватели из Старого Света.

Первая встреча с маори. Рисунок из путевого журнала Абеля Тасмана, 1642 год. / Фото: gahetna.nl

И маори было что им предложить. Свежая пресная вода, зелень, древесина для ремонта кораблей – взамен всего этого аборигены получали невиданное до сих пор продовольствие (включая и спиртное), а также оружие. В том числе и огнестрельное. Картошка и батат, которые возделывались женщинами и рабами, давали по 3 урожая в год и совершили настоящую продовольственную революцию.

В племенах маори начался рост выживаемости среди новорожденных и младенцев. Конкуренция среди молодых людей увеличивалась, что в свою очередь приводило к росту численности потенциальных воинов. Теперь племена легко могли собрать ударные отряды численностью в 2, а то и 3 тысячи бойцов. Вооруженных кроме всего прочего новенькими мушкетами. Начало масштабной войны оставалось лишь вопросом времени.

Ленд-лиз по-новозеландски

К концу XVIII века прибрежные племена из-за выгодной близости к торговле с европейцами постепенно начали либо уничтожать, либо порабощать своих соседей. Обилие провианта позволяло содержать большое количество рабов. Которые, в свою очередь, обеспечивали увеличение производства самых ходовых товаров – той же товарной древесины или провизии.

Вождь Хонги Хике (в центре) встречается с миссионером Томасом Кендаллом, 1820 год. National Library of New Zealand. / Фото: wikipedia.org

Их маори меняли у европейцев на еще большее количество топоров из стали, пороха и мушкетов. За одно ружье в европейцы торговали у новозеландских аборигенов от пяти до двух десятков свиней. Отдельные племена даже нанимали уроженцев Старого Света в качестве оружейных мастеров и ремонтников. Маори довольно быстро освоили огнестрельное оружие, а также тактику войны с его применением – залповый и заградительный огонь.

Потомственная воинственность в тандеме с новым вооружением порождали жестокие междоусобицы порой из-за пустяковых споров – женской ссоры за внимание европейского матроса, кражи корзины фруктов, или же груды камней, сложенных по ошибке на чужом участке.

Профессионализация армии

Один из британских миссионеров в 1820 году отвез в столицу Британии на аудиенцию к английскому королю одного из «высокопоставленных» маори, Хонги Хике – вождя племени «нгапухи». Домой Хике вернулся, привезя с собой рыцарские доспехи, ножи, кинжалы, топоры, сабли, порох и 500 ружей. Буквально за пару месяцев нгапухи сумели истребить 6 соседних племен.

Военная хака, рисунок сделан около 1845 года. Australian National Library. / Фото: nla.gov.au

Победители уничтожили сотни солдат противника. А еще тысячи превратили в своих рабов. Военные конфликты, которые в Европе получили названия Мушкетных и Земельных войн, унесли жизни более 20 тысяч маори. Это при том, что общая численность этого народа никогда не была выше 90-100 тысяч человек.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Кто стал прототипом диснеевской Моаны: Принцесса маори, которая спасла свой народ от голода и исчезновения

Рабовладельческий строй был основой новой экономики маори. Пленные работали для того, чтобы производить еще больше товаров, которые европейцы охотно выменивали на оружие. Больше ружей – больше рабов. Больше рабов – больше вооруженных надсмотрщиков. Весь уклад жизни маори отныне был практически полностью милитаризирован. Войны питали сами себя, породив в обществе новую элитную касту – профессиональных солдат.

Неоценимый опыт «Мушкетных войн»

Несмотря на то, что даже с огнестрельным оружием маори оставались дикарями-каннибалами, с каждым годом на острова прибывало все больше европейцев. Осенью 1840 года во Вайтанги – одном из селений маори, было подписано уникальное соглашение. По нему аборигены получили документы на свою землю и полное право представительства в английских судах. В замен на это маори должны были просто признать власть британской короны.

«Война в Новой Зеландии», 21 июня 1864 года. / Фото: nla.gov.au

Такой договор для англичан был вынужденным. Британцы не готовы были вести войну вдали от родных баз с отчаянными дикарями, которых они сами же вооружили до зубов новейшим оружием. Однако и здесь британцы лукавили. До середины 1870-х годов на архипелаге продолжались военные действия между колонистами, британской армией и аборигенами. Причиной споров были леса, сады, земля и водные ресурсы архипелага.

В конце концов маори подняли восстание, посчитав что англичане нарушили заключенный в 1840 году договор. Острова захлестнули вооруженные стычки. Аборигены умело защищались, заседая в своих укрепленных поселениях – «ра», а также великолепно держали строй в сражениях на открытой местности. После того, как маори выстреливали все пули – они отчаянно бросались на англичан с топорами, саблями и дубинами.

Победы в судебных залах

Однако не британцы были самыми главными убийцами маори – тиф и туберкулез сотнями косили аборигенов. Они отходили в джунгли, собирались с силами, покупали на «черном рынке» порох и вновь бросались на колонизаторов. К концу 1860-х годов общие потери враждующих сторон достигли 800 человек у англичан и 2,5 тысячи – у маори.

Вождь одного из племен маори. Современная реконструкция. / Фото: twitter.com

Британия пошла на заключение мира. Королевство вывело свою армию с архипелага, перед этим экспроприировав у аборигенов более 15 тысяч км² наилучших земель. Однако по тому же договору, заключенному еще в 1840 году в Вайтанги, суды Британской империи, в которых аборигены имели прямое представительство, на протяжении нескольких десятков лет вернули им большинство этих территорий. Более того – вынудили британскую администрацию выплатить коренным жителям огромную компенсацию.

Так с помощью 3 вещей, которые им дали сами колонизаторы – огнестрельного оружия, торговли и судов, 100-тысячный народ маори сумел победить одно из самых мощных в то время государств мира – Британскую империю. А вот китайцам, в отличие от аборигенов Новой Зеландии, в свое время с европейцами повезло куда меньше – история хорошо помнит,как Запад погубил экономику императорского Китая, втянув Поднебесную в ряд конфликтов и «афер».

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Маори, Новая Зеландия, Абель Тасман, Британия, Империя, Аборигены, Мушкетные войны, Колонии

Moko – Wiktionary

См. Также: Mōkō , Mōko ,

Mokó , и Mɔ̌Kɔ́

СОДЕРЖА

  • 1.1 Этимология
  • 1.2 Существительное
  • 1.3 Анаграммы
  • 2 Акан
    • 2.1 Существительное
  • 3 Баскский
    • 3.1 Существительное
  • 4 Эсперанто
    • 4.1 Этимология
    • 4.2 Произношение
    • 4.3 Существительное
  • 5 Фиджийский
    • 5.1 Существительное
  • 6 гильбертский
    • 6.1 Существительное
  • 7 Маори
    • 7.1 Этимология
    • 7.2 Существительное
  • 8 Словенский
    • 8.1 Существительное
  • 9 Тохарян Б
    • 9. 1 Прилагательное
      • 9.1.1 Антонимы
    • 9.2 Существительное
  • 10 Токелау
    • 10.1 Этимология
    • 10.2 Произношение
    • 10.3 Существительное
    • 10.4 Каталожные номера
  • 11 Тонга
    • 11.1 Произношение
    • 11.2 Существительное
  • English[edit]

    English В Википедии есть статья о:

    Tā moko

    Wikipedia

    Этимология[править]

    Заимствовано у маори moko .

    Существительное[править]

    моко ( множественное число мокос )

    1. Татуировка (изображение, нанесенное на кожу) в культуре маори, традиционно наносимая долотом.
      • 2014 , Питер Уэллс, Путешествие на виселицу
        Он решает перечеркнуть моко на лице Те Рау.

    Анаграммы

    1. Специя из Ганы.

    Существительное

    1. клюв

    эсперанто

    Pronunciation[edit]

    • Audio (file)
    • IPA (key) : [ˈmoko]
    • Rhymes: -oko
    • Hyphenation: mok ‧о

    Существительное

    1. насмешки

    Существительное[править]

    моко

    1. ящерица

    Жильбертез

    Существительное

    1. дым

    В английской Википедии есть статья на тему:

    Tā moko

    Википедия

    Этимология происхождения, но, возможно, они родственны»)

    Существительное[править]

    моко

    1. Полинезийская татуировка
    2. ящерица, геккон

    словенский[править]

    Существительное[править]

    моко

    1. винительный / инструментальный падеж единственного числа от
      мока

    тохарский B

    1. старый (о людях), пожилой, в возрасте
    Антонимы
    • maiwe

    Существительное

    1. старший

    Токелау[править]

    Темоко.

    Этимология[править]

    От протополинезийского *moko . Родственные языки включают гавайский мес и самоанский мес .

    Произношение

  • Дефис: mo‧ko
  • Существительное[править]

    moko

    1. gecko

    Ссылки0024


    Произношение

    1. Lizard, Gecko

    Новая Зеландия: книга, вытянутая после того, как автор критикует татуировку Maori

    • Опубликован

    • 1141141112015. женщина-депутат Новой Зеландии сделает традиционную татуировку маори

      Книгу новозеландского автора изъяли из интернет-магазина после того, как она раскритиковала традиционную татуировку министра иностранных дел маори.

      Оливия Пирсон написала в Твиттере, что татуировки на лице женщины-дипломата были «уродливыми и нецивилизованными».

      Нанайя Махута — первая женщина-депутат Новой Зеландии, у которой на лице татуировка маори. Она была назначена министром в результате недавних перестановок в кабинете министров.

      Твит г-жи Пирсон вызвал гнев и призывы отозвать ее книгу.

      В ответ известный новозеландский интернет-магазин Mighty Ape заявил, что отозвал ее книгу и «больше не будет делать ее доступной».

      Некоторые новозеландцы с наследием маори носят татуировки, известные как моко, чтобы отметить свою генеалогию и наследие.

      Мужские моко, как правило, закрывают все лицо, а женские моко закрывают подбородок.

      • Почему в Новой Зеландии заговорили об этой татуировке на лице
      • Возникновение племенной татуировки маори

      В понедельник г-жа Пирсон опубликовала твит со ссылкой на историю о назначении г-жи Махуты.

      “Правда? Лицо нового министра иностранных дел Новой Зеландии? Татуировки на лице – это не совсем отполированная цивилизованная презентация для иностранного дипломата в 21 веке”, – сказала она.

      Позже она сказала, что татуировки на лице, “особенно на женщине-дипломате, являются верхом безобразного, нецивилизованного пробуждения”.

      Многие пользователи Твиттера раскритиковали ее комментарии как расово и культурно нечувствительные, указав, что моко является частью культуры коренных народов.

      Г-жа Пирсон сказала новозеландскому новостному агентству Stuff, что она поддержала свои комментарии, заявив, что татуировки на лице уродливы «для всех, белых, коричневых или черных».

      Премьер-министр Джасинда Ардерн ранее охарактеризовала свой новый кабинет, в который также входит первый в стране открытый гей-министр, как «невероятно разнообразный».

      Реакция на новый кабинет была в основном положительной, многие хвалили этот шаг.

      Ранее в прошлом месяце г-жа Ардерн привела свою Лейбористскую партию к убедительной победе на всеобщих выборах в Новой Зеландии.

      Моко кауаэ: священная традиция

      Женские лицевые татуировки, или моко кауаэ, веками были частью культуры маори.

      Они вырезаются на коже с помощью долота и считаются особенно священными, обозначая связи человека с его семьей и культурной самобытностью.

      «Маори считают лицо или голову особенно священными, поэтому резьба на лице или голове также является особенно священной», — заявил ранее Би-би-си Мера Ли-Пенехира, доцент учебного заведения маори Te Whare Wānanga o Awanuiārangi. .

      Источник изображения, Getty Images

      Но колонизация и прибытие христианских миссионеров, которые сочли татуировки неприятными, означали, что традиция начала вымирать в середине 19 века.й век.

      Только в конце 20 века интерес к моко возродился как среди мужчин, так и среди женщин маори. По данным Музея Новой Зеландии, с 2000-х годов моко все чаще рассматривается и принимается как часть мейнстрима Новой Зеландии благодаря новому поколению татуировщиков.

      Профессор Те Кахауту Макселл из Университета Вайкато говорит, что моко получают люди, “решившие вернуть свое наследие и идентичность”.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Back To Top