Разное

В руках крест: Символ мистики, крест между линией сердца и ума

Содержание

Символ мистики, крест между линией сердца и ума

Еще в древние времена люди разгадали тайну узоров на ладони и научились узнавать по ним судьбу. Тысячи лет эти знания передаются из поколения в поколение. Научившись правильно читать информацию на руке, можно не только обезопасить себя от несчастья в будущем, но и изменить в положительную сторону судьбу своих близких. Особенно важно научиться расшифровывать необычные знаки, присутствующие лишь у немногих людей. К таким знакам относится крест между линией сердца и ума.

Значение знака

Такой крест принято называть мистическим. Хироманты считают этот знак редко встречающимся. И это неудивительно, ведь награжденные символом наделены потенциалом к магии и эзотерике.

Мистический символ и его расположение

Существует прямая зависимость: чем ярче на ладони выражен мистический крест, тем сильнее энергетические поля человека.

Расположение креста

Этот знак называют также меткой судьбы.

Расположение символа на ладони может сказать о многом. В зависимости от близости к другим линиям он может нести разный смысл.

Расположение на сердечной черте

Считается, что близкое расположение мистического креста к линии сердца – больше отрицательный, чем положительный знак:

Символ на сердечной черте

  1. Люди с такой меткой склонны использовать свой экстрасенсорный дар во вред себе и другим людям.
  2. Они могут возгордиться своими способностями, считать себя выше других. При этом носители мистического креста не только способны подчинять своей воле, но и сами с легкостью становятся фанатиками, зависимыми от более энергетически сильных людей.
  3. Бывает так, что знак смещается очень сильно и начинает «заходить» на линию. Крест на линии сердца является нехорошим знаком – он предзнаменует неудачу в любовных делах.

Человек переживет сильное эмоциональное волнение, вплоть до трагедии, и причиной этого будет его партнер. Велика вероятность развода либо тяжелого расставания.

Расположение между сердечной и умственной чертой

Расположение, при котором абсолютно симметрично находится крест между линиями ума и сердца, означает, что человек гармонично развит, он – цельная и самодостаточная натура.

Символ многие эзотерики считают благоприятным

В этом случае магический потенциал человека не пересиливает другие свойства его характера, а интуиция не противоречит логике, а наоборот – дополняет ее.

Крест между линией головы и сердца, приближающийся к линии ума – без преувеличения редкий подарок Судьбы. Награжденный такими способностями человек всегда руководствуется голосом разума и совести.

Он будет использовать свою силу только на благо

Такие люди бескорыстны, отзывчивы, нередко обладают даром исцеления.

Правая и левая рука

Мистический крест несет разные значения и в зависимости от расположения на правой или левой руке.

Издревле хироманты знали, что одни и те же символы на разных руках несли оттенки одного значения. Очень важно знать основные нюансы, чтобы верно предсказать судьбу.

Значение на обоих ладонях

Наибольшее значение имеет ведущая (активная) рука. Знаки на правой ладони у правшей несут больше информации, чем на левой. У левшей все с точностью до наоборот.

При этом хироманты знают, что узоры на каждой руке несут особую функцию.

Правая рука считается источником информации о:

  • будущем человека;
  • его долголетии и здоровье;
  • основных чертах характера;
  • значении семьи и взаимоотношениях между родственниками.

Левая рука поведает о тонких уровнях организации личности:

  • о прошлом человека;
  • его таланте и экстрасенсорных способностях;
  • о переживаниях, чувствах и душевном состоянии.

Особенно разнятся значения линий на разных руках.

Таблица главных линий и значений в зависимости от ведущей руки

Главная линияПравая ладоньЛевая ладонь

Линия Жизни

Предсказание об изменениях в жизни.Данный от рождения «запас» долголетия.

Линия Здоровья

Риск появления заболеваний.Природное здоровье, полученное при рождении.

Линия Ума

Ум, развитый собственными усилиями.Интеллект, доставшийся по наследству.

Линия Сердца

Эмоции и переживания.Черты характера.

Линия Солнца

Пути к достижению цели.Стильные стороны характера.

Линия Судьбы

Последствия ранее принятых решений.Неминуемые события, воля Судьбы.

На правой руке мистический крест означает способности, которые человек приобрел сам либо с помощью потустороннего вмешательства.

Крест между линиями ума и сердца на левой руке – признак человека, родившегося с огромным потенциалом, ему суждено стать провидцем или лекарем.

Внезапное появление мистического креста

Если этот крест появился на правой руке, между или почти на линии ума и далеко от линии сердца, хиромантия утверждает – человеку дан знак Судьбы овладеть мистическим даром и использовать его на всеобщее благо.

Что означает внезапное появление

Как и любые изменения рисунка ладоней, появление (или наоборот – исчезновение) мистического креста говорит о больших переменах в жизни человека.

Не секрет, что существует направление – коррекционная хиромантия, – предназначенная для людей, желающих изменить свое будущее и внести коррективы в собственную судьбу.

Однако нужно помнить, что подобные действия могут привести к нежелательным и непредвиденным последствиям, если коррекционной хиромантией занимается непрофессионал. Без соответствующих знаний нельзя вмешиваться в процессы, до конца не разгаданные даже самыми опытными мудрецами.

Еще ни один человек не смог полностью изменить свою судьбу по собственному желанию. Даже тот, кто носит метку мистического креста и обладает экстрасенсорными способностями.

Развитие навыка

Наличие мистического креста еще не является абсолютным подтверждением наличия магического дара. Как и каждое благословение Судьбы, экстрасенсорика – талант, который нужно развивать самостоятельно, прилагая усилия и не жалея времени.

Как управлять мистическим даром

Даже самые сильные медиумы когда-то учились прислушиваться к своему дар, а затем – и управлять им. Если развитая интуиция всегда позволяла выйти сухим из воды, ни в коем случае нельзя останавливаться на достигнутом! Возможности человека безграничны, и интуицию можно и нужно усиливать тренировками.

Есть и обратная сторона: если человек наделен даром, но не знает о нем и не пользуется им, то даже самые выдающиеся таланты бесследно исчезнут.

Нет ничего хуже, чем, когда человек пренебрегает своей мистической силой. Поэтому очень важно вовремя распознать в себе экстрасенсорный дар и развивать его.

Подводим итоги

Можно кратко охарактеризовать этот знак на ладони и подвести следующие итоги:

Мистический крест есть у людей с экстрасенсорными способностями

  1. Расположение креста влияет на особенности этого знака: чем ближе к линии сердца, тем больше человек склонен к фанатизму.
  2. Значение креста между линиями ума и сердца зависит от того, на какой руке он находится.
  3. Появление креста на ладони сулит перемены.
  4. Интуицию и мистический дар нужно развивать, иначе они угаснут.

Опытные хироманты умеют читать даже самые сложные послания на ладони. Новичкам же определить крест между линией сердца и ума поможет видео в этой статье.

Картинки держа в руках крест, Стоковые Фотографии и Роялти-Фри Изображения держа в руках крест

Картинки держа в руках крест, Стоковые Фотографии и Роялти-Фри Изображения держа в руках крест | Depositphotos®Обрезанный образ мужчины и женщины, держащих крест в рукахОткрытые руки, держащие христианский крестОбрезанный образ женщины, держащей крест в рукахОбрезанный образ человека с четками в рукеРука держит деревянный крест с пальцем в ходьбе жестЛюди, которые держат в руках крест и мечСпортсмен поднимает гириЖенщина показывает на ладони пустое пространство для копированияОбрезанный образ женщины, держащей свечу над деревянным столом с библиейОбрезанный вид спортсменки в повязке с боевой веревкой в спортзале с дымомЗаботливая пожилая женщина держит чашку кофе дома и смотрит в сторонуСпортсмен держит верёвкуОбрезанный снимок человека, держащего священную Библию на деревенском деревянном столеМужские руки держат кредитную картуСветящийся крест в руках бизнесменаМеханик со скрещенными руками и гаечным ключом на желтом фонеКонцентрированные пожилые люди держатся за руки в кругуРуки, держащие христианский крест со светом лучей над небомОбрезанный образ женщины и мужчины, держащих в руках христианский крестПанорамный снимок спортсменки, держащей боевую веревку возле дыма в спортзалеЖенщина, затаив дыханиеПасхальная концепцияКруг держась за руки вокруг крестаРуки держат бумажный дом с красным крестомКомпромат на рукиНа белом фоне руки держат БиблиюОбрезанный вид пожилой женщины, держащей чашку кофе домаРуки с крестомМода женщина модель держа арбуз красные губы, ногтей польский, бытьМолодая спортсменка держит боевую веревку, глядя на камеру в спортзале с дымомИбо так возлюбил Бог мир.
.. Бог держит мир крестомКрест держит МбаппеСвященник с крестом и библиямиВремя поразмышлятьКомпозитный образ руки бизнесвумен, представляющийРуки соединены в круг, держась за рак грудиЛюди, держащие кресты на закатеПерекресток с сигналом – Аргументы и ФактыОбрезанный вид сексуальной монахини в черном платье, держащей библию изолированной на серомОбрезанный вид женщины в красном платье, держащей сани на сером фонеМолитвенные бусы .ПротивостояниеЖенщина делает онлайн покупкиЧеловек молится БогуСветящийся крест в руке женщиныНоги в магазинах

Хиромантия: мистический крест на ладони

Мистический крест в хиромантии — это уникальный знак, который встречается у избранных людей. Его называют мистической меткой, меткой судьбы и даже знаком экстрасенсорики. Мистический крест на ладони указывает на способность человека к магии и оккультным наукам.

Где расположен мистический крест на ладони

Мистический крест расположен в промежутке между линией сердца и линии ума. Он может быть выражен слабо и состоять из второстепенных линий. Чем сильнее выражен этот знак на ладони, тем больше в человеке способностей к магии и эзотерике. Если мистический крест находится ближе к линии сердца, то это не очень добрый знак. Это значит, что человек может стать фанатиком и использовать свои способности во вред себе или обществу. Хорошо, когда данный знак расположен ближе к линии ума или посередине.

О чем говорит мистический крест в хиромантии

В хиромантии мистический крест представляет собой знак, указывающий не только на предрасположенность человека к миру магии, но тягу к всему таинственному и неопознанному. Как правило, люди с таким знаком на руке еще с детства проявляют интерес к магии и оккультным наукам. В течение всей жизни с ними могут происходить странные ситуации, в которых проявляются их способности к магии.

Мистический знак на руке — это просто отметина, указывающая на особенности судьбы и уникальный дар. Этот дар необходимо развивать. С момента появления этого знака на ладони человек получает развитое интуитивное мышление, способность к ясновидению и яснослышанию. Но без развития все таланты могут со временем исчерпать себя. Если человек не пользуется какой-то своей способностью, то эта способность рано или поздно просто исчезает.

Если вы являетесь обладателем такого знака на ладони, то в этом нет ничего страшного и опасного. Мистический крест — это не вовсе не знак предрасположенности к магии к прямом ее проявлении. Люди, имеющие мистический знак просто способны видеть, слышать и чувствовать больше и глубже, чем другие. Этим даром нужно пользоваться во благо себе и окружающим.

Кресты на руке в практической хиромантии

Кресты на руке

КРЕСТЫ НА РУКЕ
*Здесь и далее звездочками отмечены знаки, не показанные на рисунке.

1) Крест на второй фаланге пальца Юпитера:
богатые друзья
2) Четкий крест на бугорке Юпитера:
a) любовь лишь к одному человеку
b) богатый брак
c) счастливый брак
3) Крест на бугорке Сатурна:
a) бездетность
b) убийство или террористический акт
c) злоупотребление оккультной силой
d) плохое здоровье
e) бесплодие
4) Крест на первой фаланге пальца Аполлона:
a) на женской руке: девственность
b) на мужской руке: безбрачие
5) Крест на бугорке Аполлона:
a) финансовые трудности
b) превратности судьбы
6) Крест на первой фаланге пальца Меркурия:
человек может не вступить в брак
7) Крест на бугорке Меркурия:
a) финансовые трудности
b) ранение в ногу
c) лгун
d) стремление извлечь нечестную выгоду из всего
e) сифилис

Рисунок 7. Кресты на руке

8) Крест на бугорке Верхнего Марса:
воровство
9) Крест на бугорке Нижнего Марса:
склонность к самоубийству
10) Крест на равнине Марса:
казнь
11) Крест на бугорке Венеры, касающийся линии Жизни:
неприятности от родственников
12) Большой крест на бугорке Венеры:
любовь лишь к одному человеку
13) Крест на середине бугорка Луны:
ревматизм
14) Крест на нижней трети бугорка Луны:
болезнь мочевого пузыря и почек
15) Крест на бугорке Луны:
a) суеверие
b) боязнь утонуть
c) диабет
d) подагра
16) Крест внутри Большого Треугольника:
a) убийство
b) ночной грабитель
c) перемена в жизни
d) вздорный характер
e) агрессивность
f) жестокость
17) Крест внутри верхнего угла Большого Треугольника:
вовлеченность в судебную тяжбу
18) Крест внутри нижней части Большого Треугольника:
запоздалый успех
19) Крест внутри Четырехугольника под бугорком Сатурна:
a) удачная и счастливая жизнь
b) священство
c) склонность к оккультизму
d) проницательность
20) Крест на верхней стороне первой фаланги Большого пальца:
безнравственность
21) Крест на линии Жизни:
вовлеченность в судебную тяжбу
22) Крест вблизи конца линии Жизни:
a) плохое здоровье
b) бедность в последние годы жизни
23) Два креста вблизи начала линии Жизни, на руке женщины:
нескромность
24) Крест на линии Ума:
аварии
25) Крест на линии Судьбы у ее окончания с сеткой на бугорке Меркурия:
насильственная смерть
26*) Крест в разрыве линии Судьбы:
решающий перелом в жизни человека
27) Крест в центре линии Судьбы:
гибельный перелом
28) Крест вблизи линии Судьбы, между линией Судьбы и линией Жизни:
событие, влияющее на жизнь родственников
29) Крест на линии Сердца вблизи ее пересечения с линией Судьбы:
финансовые потери из-за любовных приключений
30) Крест касающийся линии Солнца, по направлению к бугорку Меркурия:
неспособность к бизнесу
31*) Крест касающийся линии Сердца, при слабо выраженных бугорках Сатурна и Луны и наклонной линии Ума:
опасность помешательства на почве религии, еще более сильная при наличии двух крестов

 

Рисунок 8. Кресты на руке  

32) Крест вблизи линии Меркурия, но не на самой линии:
перемена в жизни
33) Крест на линии Меркурия:
предупреждение о надвигающейся опасности
34*) Крест в направлении окончания линии Меркурия, в сочетании с кружком на линии Ума:
слепота
35) Крест на линии Интуиции, в сочетании с «плохим» знаком на бугорке Меркурия:
плут-ясновидец и шарлатан
36) Крест в центре первого кольца Запястья:
a) трудная жизнь
b) жизнь закончится безмятежно
c) неожиданные приобретения или крупное наследство
37) Крест на линии Брака:
трудное сближение с партнером
38*) Крест на месте, где линия Брака соединяется с линией Сердца:
неожиданная смерть партнера
39*) Крест над линией Брака:
выкидыш

Поделиться:

Крестное знамение

***

Кре́стное зна́мение – осе­не­ние зна­ме­нием Креста, внешне выра­жа­е­мое в таком дви­же­нии руки, что оно вос­про­из­во­дит сим­во­ли­че­ское очер­та­ние Креста, на кото­ром был распят Гос­подь Иисус Хри­стос; при этом осе­ня­ю­щий выра­жает внут­рен­нюю веру во Святую Троицу; во Христа как в воче­ло­ве­чив­ше­гося Сына Божьего, Иску­пи­теля людей; любовь и бла­го­дар­ность по отно­ше­нию к Богу, надежду на Его защиту от дей­ствия падших духов, надежду на спа­се­ние.

Для крест­ного зна́мения мы скла­ды­ваем пальцы правой руки так: три первых пальца (боль­шой, ука­за­тель­ный и сред­ний) сла­гаем вместе кон­цами ровно, а два послед­них (безы­мян­ный и мизи­нец) при­ги­баем к ладони…

Сло­жен­ные вместе три первых пальца выра­жают нашу веру в Бога Отца, Бога Сына и Бога Свя­того Духа как еди­но­сущ­ную и нераз­дель­ную Троицу, а два пальца, при­гну­тые к ладони, озна­чают, что Сын Божий по вопло­ще­нии Своем, будучи Богом, стал чело­ве­ком, то есть озна­чают Его две при­роды – Боже­скую и чело­ве­че­скую.

Осе­нять себя крест­ным зна­ме­нием надо не торо­пясь: воз­ло­жить его на лоб (1), на живот (2), на правое плечо (3) и затем на левое (4). Опу­стив правую руку можно делать пояс­ной или земной поклон.

Осеняя себя крест­ным зна­ме­нием, мы при­ка­са­емся сло­жен­ными вместе тремя паль­цами ко лбу – для освя­ще­ния нашего ума, к животу – для освя­ще­ния наших внут­рен­них чувств (сердца), потом к пра­вому, затем левому плечам – для освя­ще­ния наших телес­ных сил.

О тех же, кото­рые зна­ме­нуют себя всей пятер­ней, или кла­ня­ются, не окон­чив еще креста, или махают рукой своей по воз­духу или по груди своей, свя­ти­тель Иоанн Зла­то­уст сказал: «Тому неисто­вому маха­нию бесы раду­ются». Напро­тив, крест­ное зна­ме­ние, совер­ша­е­мое пра­вильно и неспешно, с верою и бла­го­го­ве­нием, устра­шает бесов, ути­шает гре­хов­ные стра­сти и при­вле­кает Боже­ствен­ную бла­го­дать.

Созна­вая свою гре­хов­ность и недо­сто­ин­ство перед Богом, мы, в знак нашего сми­ре­ния, сопро­вож­даем нашу молитву покло­нами. Они бывают пояс­ными, когда накло­ня­емся до пояса, и земные, когда, кла­ня­ясь и ста­но­вясь на колена, каса­емся голо­вою земли.

 «Обычай делать крест­ное зна­ме­ние берет начало со времен апо­столь­ских» (Полн. Пра­восл. бого­слов. энцик­лоп. Сло­варь, СПб. Изд. П.П.Сойкина, б.г., с. 1485).Во время Тер­тул­ли­ана крест­ное зна­ме­ние уже глу­боко вошло в жизнь совре­мен­ных ему хри­стиан. В трак­тате «О венце воина» (около 211 г. ) он пишет, что мы ограж­даем свое чело крест­ным зна­ме­нием при всех обсто­я­тель­ствах жизни: входя в дом и выходя из него, оде­ва­ясь, воз­жи­гая све­тиль­ники, ложась спать, садясь за какое-либо заня­тие.

Крест­ное зна­ме­ние не явля­ется лишь частью рели­ги­оз­ного обряда. Прежде всего, это – вели­кое оружие. Пате­рики, отеч­ники и жития святых содер­жат много при­ме­ров, сви­де­тель­ству­ю­щих о той реаль­ной духов­ной силе, кото­рой обла­дает образ Креста.

Уже святые апо­столы силою крест­ного зна­ме­ния совер­шали чудеса. Одна­жды апо­стол Иоанн Бого­слов нашел лежа­щим при дороге боль­ного чело­века, сильно стра­дав­шего горяч­кой, и исце­лил его крест­ным зна­ме­нием (Димит­рий Ростов­ский, свя­ти­тель. Житие свя­того апо­стола и еван­ге­ли­ста Иоанна Бого­слова. 26 сен­тября).

Пре­по­доб­ный Анто­ний Вели­кий гово­рит о силе крест­ного зна­ме­ния против демо­нов: «Посему, когда демоны при­хо­дят к вам ночью, хотят воз­ве­стить буду­щее или гово­рят: “Мы – ангелы”, не вни­майте им – потому что лгут. Если будут они хва­лить ваше подвиж­ни­че­ство и убла­жать вас, не слу­шайте их и нимало не сбли­жай­тесь с ними, лучше же себя и дом свой запе­чат­лейте кре­стом и помо­ли­тесь. Тогда уви­дите, что они сде­ла­ются неви­ди­мыми, потому что бояз­ливы и осо­бенно стра­шатся зна­ме­ния креста Гос­подня. Ибо, кре­стом отъяв у них силу, посра­мил их Спа­си­тель» (Житие пре­по­доб­ного отца нашего Анто­ния, опи­сан­ное святым Афа­на­сием в посла­нии к инокам, пре­бы­ва­ю­щим в чужих стра­нах. 35).

В «Лав­са­ике» рас­ска­зы­ва­ется о том, как авва Доро­фей, сотво­рив крест­ное зна­ме­ние, выпил воду, взятую из колодца, на дне кото­рого был аспид: «Одна­жды авва Доро­фей послал меня, Пал­ла­дия, часу в девя­том к своему колодцу налить кадку, из кото­рой все брали воду. Было уже время обеда. Придя к колодцу, я увидел на дне его аспида и в испуге, не начер­пав воды, побе­жал с криком: “Погибли мы, авва, на дне колодца я видел аспида”. Он усмех­нулся скромно, потому что был ко мне весьма вни­ма­те­лен, и, пока­чав голо­вой, сказал: “Если бы диа­волу взду­ма­лось набро­сать аспи­дов или других ядо­ви­тых гадов во все колодцы и источ­ники, ты не стал бы вовсе пить?” Потом, придя из кельи, он сам налил кадку и, сотво­рив крест­ное зна­ме­ние над ней, первый тотчас испил воды и сказал: “Где крест, там ничего не может злоба сатаны”».

Пре­по­доб­ный Вене­дикт Нур­сий­ский (480–543) за стро­гую свою жизнь был избран в 510 году игу­ме­ном пещер­ного мона­стыря Вико­варо. Святой Вене­дикт с усер­дием правил мона­сты­рем. Строго соблю­дая устав пост­ни­че­ского жития, он никому не поз­во­лял жить по своей воле, так что иноки стали рас­ка­и­ваться, что выбрали себе такого игу­мена, кото­рый совер­шенно не под­хо­дил к их испор­чен­ным нравам. Неко­то­рые решили его отра­вить. Они сме­шали яд с вином и дали пить игу­мену во время обеда. Святой сотво­рил над чашею крест­ное зна­ме­ние, и сосуд силою свя­того креста тотчас же раз­бился, как бы от удара камнем. Тогда чело­век Божий познал, что чаша была смер­то­носна, ибо не могла выдер­жать живо­тво­ря­щего креста» (Димит­рий Ростов­ский, свя­ти­тель. Житие пре­по­доб­ного отца нашего Вене­дикта. 14 марта).

Про­то­и­е­рей Васи­лий Шустин (1886–1968) вспо­ми­нает о старце Нек­та­рии Оптин­ском: «Батюшка гово­рит мне: “Вытряси прежде само­вар, затем налей воды, а ведь часто воду забы­вают налить и начи­нают раз­жи­гать само­вар, а в резуль­тате само­вар испор­тят и без чаю оста­ются. Вода стоит вот там, в углу, в медном кув­шине; возьми его и налей”. Я подо­шел к кув­шину, а тот был очень боль­шой, ведра на два, и сам по себе мас­сив­ный. Попро­бо­вал его подви­нуть, нет – силы нету, тогда я хотел под­не­сти к нему само­вар и налить воды. Батюшка заме­тил мое наме­ре­ние и опять мне повто­ряет: “Ты возьми кувшин и налей воду в само­вар”. – “Да ведь, батюшка, он слиш­ком тяже­лый для меня, я его с места не могу сдви­нуть”. Тогда батюшка подо­шел к кув­шину, пере­кре­стил его и гово­рит: “Возьми”, – и я поднял и с удив­ле­нием смот­рел на батюшку: кувшин мне почув­ство­вался совер­шенно легким, как бы ничего не веся­щим. Я налил воду в само­вар и поста­вил кувшин обратно с выра­же­нием удив­ле­ния на лице. А батюшка меня спра­ши­вает: “Ну, что, тяже­лый кувшин?” – “Нет, батюшка. Я удив­ля­юсь: он совсем легкий”. – “Так вот и возьми урок, что всякое послу­ша­ние, кото­рое нам кажется тяже­лым, при испол­не­нии бывает очень легко, потому что это дела­ется как послу­ша­ние”. Но я был прямо пора­жен: как он уни­что­жил силу тяже­сти одним крест­ным зна­ме­нием!» (См.: Шустин Васи­лий, про­то­и­е­рей. Запись об Иоанне Крон­штадт­ском и об Оптин­ских стар­цах. М., 1991).

***

Вна­чале хри­сти­ане кре­сти­лись одним пер­стом, под­чер­ки­вая этим веру в еди­ного Бога – в про­ти­во­вес язы­че­скому мно­го­бо­жию. После Никей­ского все­лен­ского собора (325 г.), сфор­му­ли­ро­вав­шего догмат о един­стве двух природ во Христе, хри­сти­ане стали кре­ститься двумя пер­стами. Когда Русь кре­сти­лась в пра­во­сла­вие, в Визан­тии кре­сти­лись еще двумя пер­стами, како­вой обычай пере­шел и на Русь. Затем, в XI веке, в про­ти­во­вес оче­ред­ной ереси, отри­цав­шей Тро­ич­ность Божию, было поло­жено кре­ститься тремя пер­стами (символ тро­ич­но­сти). Но, в силу отрыва Руси от Визан­тии, этот обычай не был введен на Руси до Никона. Ста­ро­веры, не зная ничего о даль­ней­шем раз­ви­тии цер­ков­ной куль­туры в Визан­тии, упорно дер­жа­лись за дву­пер­стие.
С.А. Левиц­кий

***

Каково про­ис­хож­де­ние крест­ного зна­ме­ния?

Про­ис­хож­де­ние крест­ного зна­ме­ния точно неиз­вестно. Свт. Васи­лий Вели­кий отно­сил его к Таин­ствам, кото­рые пере­да­ются в мол­ча­нии по пре­да­нию и не запи­саны апо­сто­лами (“О том, откуда полу­чил начало, и какую силу имеет слог «с», и вместе о не изло­жен­ных в Писа­нии уза­ко­не­ниях Церкви”).

Есть ли в Свя­щен­ном Писа­нии какие-либо ука­за­ния на крест­ное зна­ме­ние?

Про­об­ра­зами крест­ного зна­ме­ния в Свя­щен­ном Писа­нии послу­жили запо­ведь «о знаке на челе», данная Гос­по­дом прор. Иезе­ки­илю (Иез.9:4), и слова Откро­ве­ния Иоанна Бого­слова о «печа­тях на челах» верных (Откр.7:3, 9:4, 14:1). С крест­ным зна­ме­нием про­ро­че­ство Иезе­ки­иля свя­зы­вают Тер­тул­лиан, Ориген и сщмч. Киприан Кар­фа­ген­ский (“Что в этом зна­ме­нии крест­ном заклю­ча­ется спа­се­ние для всех, кои будут назна­ме­но­ваны им на челах своих”), при этом Ориген тол­кует «знак на челе» как изоб­ра­же­ние послед­ней буквы евр. алфа­вита «тав», кото­рая отож­деств­ля­ется с греч. буквой «тау» и по форме может напо­ми­нать крест (связь между «тау» и формой креста для рас­пя­тия усмат­ри­вали и неко­то­рые язы­че­ские авторы). Воз­можно, знак креста высту­пал как один из вари­ан­тов напи­са­ния имени Божия, чем объ­яс­ня­ется при­сут­ствие знаков «тав» и креста в неко­то­рых кумран­ских и иудей­ских маги­че­ских текстах.

Как в древ­ней Церкви совер­ша­лось крест­ное зна­ме­ние?

Чаще всего в ранних источ­ни­ках упо­ми­на­ется совер­ше­ние крест­ного зна­ме­ния одним паль­цем или всей рукой, под­чер­ки­вая этим веру в еди­ного Бога – в про­ти­во­вес язы­че­скому мно­го­бо­жию. Однако какое при этом упо­треб­ля­лось пер­сто­сло­же­ние и каким было направ­ле­ние дви­же­ния (слева направо или справа налево), не ука­зы­ва­ется. Веро­ятно, наи­бо­лее рас­про­стра­нен­ной формой было крест­ное зна­ме­ние одним (ука­за­тель­ным или боль­шим) паль­цем, о чем писали свт. Епи­фа­ний Кипр­ский и свт. Гри­го­рий Вели­кий (“О Мар­ти­рии, иноке Вале­рий­ской обла­сти”). Однако свт. Кирилл Иеру­са­лим­ский, говоря о крест­ном зна­ме­нии, исполь­зует мно­же­ствен­ное число – «паль­цами» (“Поуче­ния огла­си­тель­ные”  и также Patrologija Graeca). Наи­бо­лее рас­про­стра­нен­ным местом нало­же­ния крест­ного зна­ме­ния был лоб, о чем, напри­мер пишет Тер­тул­лиан (“О венце война”), иногда в соче­та­нии с др. частями тела: лбом и обла­стью сердца (о чем сооб­щает Пру­ден­ций — “Авре­лий Пру­ден­ций Кле­мент”) или лбом, ушами, гла­зами и устами (согласно Кипри­ану Кар­фа­ген­скому). Также упо­ми­на­ется нало­же­ние крест­ного зна­ме­ния на глаза, уста и область сердца (согласно Гри­го­рию Нис­скому — “Посла­ние о жизни пре­по­доб­ной Мак­рины”), уста и грудь и на все тело (согласно Тер­тул­ли­ану — “Посла­ние к жене”). К IV веку хри­сти­ане стали осе­нять кре­стом все свое тело, то есть появился «широ­кий крест».

Двое­пер­стие при совер­ше­нии крест­ного зна­ме­ния, как счи­тают неко­то­рые иссле­до­ва­тели, своим появ­ле­нием было обя­зано рас­про­стра­не­нию начи­ная с сере­дины V в. ереси моно­фи­зит­ства; хотя прямых под­твер­жде­ний этой точки зрения нет, из моно­фи­зит­ских источ­ни­ков и из позд­ней­ших сви­де­тельств пра­во­славно-моно­фи­зит­ской поле­мики видно, что для моно­фи­зи­тов одно­пер­стие слу­жило аргу­мен­том в пользу моно­фи­зит­ства, что застав­ляло пра­во­слав­ных исполь­зо­вать двое­пер­стие в каче­стве контр­ар­гу­мента. Рас­про­стра­не­нию двое­пер­стия (имев­шему место не только в гре­че­ском мире, но и на Западе) должно было спо­соб­ство­вать и закреп­ле­ние его в ико­но­гра­фии (но не наобо­рот).

Зна­ме­ни­тый пример исполь­зо­ва­ния паль­цев руки в бого­слов­ской дис­кус­сии — выступ­ле­ние свт. Меле­тия Антио­хий­ского на Антио­хий­ском Соборе 361 г. с обли­че­нием ари­ан­ства, когда он про­ил­лю­стри­ро­вал мысль о еди­но­су­щии Отца, Сына и Св. Духа путем раз­ги­ба­ния трех паль­цев руки и затем сги­ба­ния двух из них (много позд­нее на Руси этот пример сыграл опре­де­лен­ную роль в поле­мике вокруг двое­пер­стия, поскольку интер­пре­ти­ро­вался как сви­де­тель­ство об опре­де­лен­ном пер­сто­сло­же­нии, хотя из рас­сказа древ­них цер­ков­ных исто­ри­ков такой вывод сде­лать нельзя).

После рас­про­стра­не­ния двое­пер­стия его бого­слов­ское тол­ко­ва­ние как испо­ве­да­ния двух природ во Христе (что сим­во­ли­зи­руют соеди­нен­ные вместе ука­за­тель­ный и сред­ний пальцы) и одно­вре­менно тро­ич­но­сти Лиц Боже­ства (что сим­во­ли­зи­руют соеди­нен­ные вместе осталь­ные пальцы) стало в Визан­тии клас­си­че­ским. Тем не менее и после рас­про­стра­не­ния двое­пер­стия визан­тий­ская свя­то­оте­че­ская мысль про­дол­жала под­чер­ки­вать вто­ро­сте­пен­ность спо­соба пер­сто­сло­же­ния по отно­ше­нию к самому знаку креста, — напр., прп. Феодор Студит писал, что тот, кто изоб­ра­зит крест «хоть как-нибудь и [даже] одним только пер­стом, [тот] тотчас обра­щает в бег­ство враж­деб­ного демона» (Патро­ло­гия Миня).

Когда Русь кре­сти­лась в Пра­во­сла­вие, в Визан­тии была доста­точно рас­про­стра­нена тра­ди­ция кре­ститься двумя пер­стами, како­вой обычай пере­шел и на Русь. Около XIII в. в Визан­тии двое­пер­стие было вытес­нено трое­пер­стием. Первым ясным сви­де­тель­ством о трое­пер­стии у греков явля­ется т. н. Прение Пана­ги­ота с Ази­ми­том. Впро­чем, известны и более позд­ние сви­де­тель­ства о про­дол­же­нии быто­ва­ния у греков двое­пер­стия. Тем не менее со вре­ме­нем трое­пер­стие рас­про­стра­ни­лось в гре­че­ском мире повсе­местно (так, в Пида­ли­оне прп. Нико­дима Свя­то­горца, в ком­мен­та­рии на 91‑е прав. свт. Васи­лия Вели­кого, Д. упо­ми­на­ется как старая форма пер­сто­сло­же­ния), а имев­шие, оче­видно, место случаи сосу­ще­ство­ва­ния трое­пер­стия и двое­пер­стия нико­гда не вызы­вали споров и поле­мики, как это слу­чи­лось на Руси.

В силу отрыва Руси от Визан­тии, обычай совер­шать крест­ное зна­ме­ние тремя паль­цами не был введен на Руси до Никона. Ста­ро­веры, не зная ничего о даль­ней­шем раз­ви­тии цер­ков­ной куль­туры в Визан­тии, упорно дер­жа­лись за дву­пер­стие.

В каких ситу­а­циях сле­дует нала­гать на себя крест­ное зна­ме­ние?

Многие писа­тели Древ­ней Церкви гово­рят о необ­хо­ди­мо­сти совер­шать крест­ное зна­ме­ние как можно чаще и в самых разных жиз­нен­ных ситу­а­циях. Согласно Тер­тул­ли­ану (“О венце война”.  § III), «при всяком входе и выходе, когда мы обу­ва­емся и оде­ва­емся, перед купа­ни­ями и при­е­мами пищи, зажи­гая ли све­тиль­ники, отходя ли ко сну, садясь ли или при­ни­ма­ясь за какое-либо дело, мы осе­няем свое чело крест­ным зна­ме­нием». Он же первым упо­ми­нает (“Посла­ние к жене”. Глава 5) хри­сти­ан­ский обычай кре­стить свою постель перед сном. А, напри­мер, сол­даты-хри­сти­ане, согласно Пру­ден­цию, кре­сти­лись перед боем (“Авре­лий Пру­ден­ций Кле­мент”). 

Когда впер­вые стали совер­шать крест­ное зна­ме­ние за бого­слу­же­нием?

В бого­слу­же­нии, по край­ней мере, начи­ная с III в., крест­ное зна­ме­ние исполь­зу­ется как свя­щен­но­слу­жи­те­лями при совер­ше­нии Таинств, так и всеми вер­ными в опре­де­лен­ные моменты службы. Уже Ориген сооб­щает о крест­ном зна­ме­нии перед нача­лом молитвы и чтения Свя­щян­ного Писа­ния (см. Selecta in Ezechielem). Во многих тра­ди­циях встре­ча­ется нало­же­ние «печати» на чело огла­ша­е­мых при под­го­товке к при­ня­тию кре­ще­ния или в каче­стве после­кре­щаль­ного signatio на ново­кре­ще­ных.

Совер­ша­лось ли в древ­но­сти крест­ное зна­ме­ние за тра­пе­зой?

Перед тра­пе­зой крест­ное зна­ме­ние всегда имело особое зна­че­ние. Как на Востоке, так и на Западе встре­ча­ются исто­рии о чудес­ном спа­се­нии при угрозе отрав­ле­ния ядом. Блж. Иоанн Мосх гово­рит, что Иулиан Бостр­ский трижды кре­сто­об­разно осенил пер­стом чашу со сло­вами: «Во имя Отца и Сына и Свя­того Духа» и, выпив тайно под­ме­шан­ный яд, остался невре­дим» (“О Иули­ане, епи­скопе Бостры”). Прп. Вене­дикт Нур­сий­ский, кото­рого также хотели отра­вить, «про­стерши руку, сделал над сосу­дом зна­ме­ние креста, и сосуд, долго до того вре­мени бывший в упо­треб­ле­нии, так рас­селся от этого зна­ме­ния, как будто бы вместо [нало­же­ния зна­ме­ния] креста святой муж бросил в него камень», сооб­щает св. Гри­го­рий Вели­кий (“Диа­логи”).

Нужно ли осе­нять себя крест­ным зна­ме­нием во время иску­ше­ний?

Святые отцы при­зы­вали нала­гать крест­ное зна­ме­ние при пре­одо­ле­нии разных стра­стей. Напри­мер, блж. Иеро­ним Стри­дон­ский упо­ми­нал совер­ше­ние крест­ного зна­ме­ния при печали и скорби о покой­ных, а свт. Иоанн Зла­то­уст учил: «Обидел ли кто тебя? Огради крест­ным зна­ме­нием грудь; вспомни все, что про­ис­хо­дило на Кресте – и все погас­нет» (Беседа 87). Однако чаще всего крест­ное зна­ме­ние упо­ми­на­ется, в том числе сщмч. Кипри­а­ном Кар­фа­ген­ским (“Книга о падщих”), в каче­стве неви­ди­мой печати, отго­ня­ю­щей диа­вола. Один из раз­де­лов «Апо­столь­ского пре­да­ния» сщмч. Иппо­лита Рим­ского подробно рас­кры­вает именно этот аспект крест­ного зна­ме­ния (“О крест­ном зна­ме­нии”). Но больше всего о борьбе с демо­нами с помо­щью крест­ного зна­ме­ния гово­рится в мона­ше­ской пись­мен­но­сти. В Житии прп. Анто­ния Вели­кого при­во­дится такое настав­ле­ние: «Демоны, гово­рит он, про­из­во­дят меч­та­ния для устра­ше­ния бояз­ли­вых. Посему запе­чат­лейте себя крест­ным зна­ме­нием и идите назад смело, демо­нам же предо­ставьте делать из себя посме­шище» (“Поуче­ния”). В житии свт. Гри­го­рия Чудо­творца, епи­скопа Неоке­са­рий­ского рас­ска­зы­ва­ется о том, как он, будучи вынуж­ден зано­че­вать в язы­че­ском храме, изгнал всех демо­нов, начер­тав крест­ное зна­ме­ние в воз­духе во время обыч­ных вечер­них молитв. К помощи крест­ного зна­ме­ния против демо­нов при­бе­гали даже неве­ру­ю­щие. Так, импе­ра­тор Юлиан Отступ­ник, уже отрек­шись от веры, одна­жды невольно пере­кре­стился, когда был испу­ган, пишет свт. Гри­го­рий Бого­слов (“Слово 4”).

Нужно ли осе­нять себя крест­ным зна­ме­нием, если вдруг ока­зался в непра­во­слав­ном храме?

Цер­ков­ные писа­тели IV–V вв. сооб­щают об обя­за­тель­ном нало­же­нии хри­сти­а­нами крест­ного зна­ме­ния при вынуж­ден­ном входе в язы­че­ский храм или сина­гогу. Напри­мер, свт. Иоанн Зла­то­уст (“Против иудеев”) пишет: «Как вой­дешь ты в сина­гогу? Если запе­чат­ле­ешь лицо свое [крест­ным зна­ме­нием], тотчас убежит вся вра­же­ская сила, оби­та­ю­щая в сина­гоге; а если не запе­чат­ле­ешь, то уже при самом входе ты бро­сишь свое оружие, и тогда диавол, нашедши тебя без­за­щит­ным и без­оруж­ным, при­чи­нит тебе мно­же­ство зла». Особое вни­ма­ние нало­же­нию крест­ного зна­ме­ния уде­ля­лось даже при пере­ходе из одного поме­ще­ния в другое внутри мона­стыря или храма во вре­мена прп. Колум­бана Люк­сей­ского (VI–VII вв.) в ирланд­ской мона­ше­ской тра­ди­ции, где за нена­ло­же­ние крест­ного зна­ме­ния даже преду­смат­ри­ва­лась епи­ти­мия.

Не счи­та­ется ли язы­че­ством вера в то, что после совер­ше­ния крест­ного зна­ме­ния можно исце­литься от того или иного недуга?

Упо­ми­на­ния о чудес­ных исце­ле­ниях после совер­ше­ния крест­ного зна­ме­ния встре­ча­ются, напри­мер, в мона­ше­ской пись­мен­но­сти. Так, подвиж­ник Петр «поло­жил свою руку на глаз боль­ного, изоб­ра­зил зна­ме­ние спа­си­тель­ного креста, и болезнь сразу исчезла», сооб­щает блж. Фео­до­рит Кир­ский (“Исто­рия бого­люб­цев”). Другой подвиж­ник, пишет блж. Фео­до­рит, – прп. Лимней – исце­лял с помо­щью крест­ного зна­ме­ния с при­зы­ва­нием имени Божия зме­и­ные укусы.

Что дать почи­тать чело­веку, не при­зна­ю­щему силу крест­ного зна­ме­ния?

Такому чело­веку можно, напри­мер, пред­ло­жить книгу «Тол­ко­ва­ние Канона на Воз­дви­же­ние Чест­наго и Живо­тво­ря­щаго Креста Гос­подня», тво­ре­ние свя­того Космы, состав­лено Нико­ди­мом Свя­то­гор­цем. Пере­вод с гре­че­ского под редак­цией про­фес­сора И. Н. Кор­сун­ского.

В чем отли­чие крест­ного зна­ме­ния у пра­во­слав­ных и като­ли­ков?

Пра­во­слав­ные для совер­ше­ния крест­ного зна­ме­ния скла­ды­вают три первые пальца правой руки (боль­шой, ука­за­тель­ный и сред­ний), а два других пальца при­ги­бают к ладони; после чего после­до­ва­тельно каса­ются лба, верх­ней части живота, пра­вого плеча, затем левого. Три сло­жен­ных вместе перста сим­во­ли­зи­руют Пре­свя­тую Троицу; сим­во­ли­че­ское зна­че­ние двух других паль­цев в разное время могло быть разным. Так, пер­во­на­чально у греков они вовсе ничего не озна­чали. Позд­нее, на Руси, под вли­я­нием поле­мики со ста­ро­об­ряд­цами (утвер­ждав­шими, что «нико­ни­яне из креста Хри­стова Христа упразд­нили») эти два пальца были пере­осмыс­лены как символ двух природ, соеди­нен­ных в Ипо­стаси Христа: Боже­ствен­ной и чело­ве­че­ской. Это тол­ко­ва­ние явля­ется сейчас самым рас­про­стра­нён­ным, хотя встре­ча­ются и другие (напри­мер, в Румын­ской церкви эти два пальца тол­ку­ются как символ Адама и Евы, при­па­да­ю­щих к Троице). Рука, изоб­ра­жая крест, каса­ется сна­чала пра­вого плеча, потом левого, что сим­во­ли­зи­рует тра­ди­ци­он­ное для хри­сти­ан­ства про­ти­во­по­став­ле­ние правой сто­роны как места спа­сён­ных и левой как места поги­ба­ю­щих (Мф.25:31–46). Таким обра­зом, под­нося руку сна­чала к пра­вому, затем к левому плечу, хри­сти­а­нин просит при­чис­лить его к участи спа­сён­ных и изба­вить от участи поги­ба­ю­щих.

Наи­бо­лее при­ня­тый и рас­про­стра­нен­ный вари­ант в като­ли­че­ском мире – совер­ше­ние крест­ного зна­ме­ния пятью паль­цами, откры­той ладо­нью, слева направо, в память о пяти ранах на теле Христа.

Когда крест­ное зна­ме­ние сле­дует и не сле­дует совер­шать на бого­слу­же­нии?

В совре­мен­ной прак­тике Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви крест­ное зна­ме­ние обя­за­тельно совер­ша­ется при бла­го­сло­ве­нии свя­щен­ным пред­ме­том — Еван­ге­лием, Кре­стом или Чашей. Также при­нято осе­нять себя крест­ным зна­ме­нием при чтении или пении «При­и­дите, покло­нимся», Три­свя­того, в начале и при окон­ча­нии чтения Свя­щен­ного Писа­ния, на «Алли­луия», при чтении и пении Сим­вола веры, на отпу­сте. Обычай кре­ститься во время каж­дого из про­ше­ний раз­лич­ных екте­ний не явля­ется устав­ным (в гре­че­ской и древ­не­рус­ской тра­ди­циях он не встре­ча­ется). Крест­ное зна­ме­ние совер­ша­ется при про­хож­де­нии по храму напро­тив Цар­ских врат. Кре­стятся при постав­ле­нии свечи на под­свеч­ник перед иконой, перед при­кла­ды­ва­нием к иконе, перед потреб­ле­нием просфор. Кре­ститься не поло­жено во время архи­ерей­ского или иерей­ского при­вет­ствия «Мир всем» или иных воз­гла­сов, сопро­вож­да­е­мых бла­го­сло­ве­нием народа рукой. Крест­ное зна­ме­ние не совер­ша­ется во время чтения или пения псал­мов и стихир, запре­щено кре­ститься при под­ходе к Святой Чаше для При­ча­ще­ния. Крест­ное зна­ме­ние в опре­де­лен­ных слу­чаях соче­та­ется с покло­нами, но при этом они не должны совер­шаться одно­вре­менно с крест­ным зна­ме­нием.

На иконах Иисус Хри­стос или какой-либо святой порой изоб­ра­жа­ются, скла­ды­ва­ю­щими пальцы в особом пер­сто­сло­же­нии. Как это пони­мать?

Не только Иисус Хри­стос или святые на иконах скла­ды­вают пальцы в особом пер­сто­сло­же­нии, име­ну­е­мом име­но­слов­ным. Так делает и пра­во­слав­ный свя­щен­ник, бла­го­слов­ляя людей или пред­меты. Счи­та­ется, что пальцы, сло­жен­ные таким обра­зом, изоб­ра­жают буквы ІСХС, из кото­рых потом надо сло­жить ІС ХС и мыс­ленно при­ба­вить титло, чтобы полу­чи­лось имя Иисус Хри­стос – І͠С Х͠С (Ιησούς Χριστός) в древ­не­гре­че­ском напи­са­нии. При бла­го­сло­ве­нии руку при начер­та­нии попе­реч­ной линии креста ведут сна­чала налево (отно­си­тельно пре­по­да­ю­щего бла­го­сло­ве­ние), потом направо, то есть, у чело­века, бла­го­слов­ля­е­мого таким обра­зом, сна­чала осе­ня­ется правое плечо, потом левое. Архи­ерей имеет право пре­по­да­вать бла­го­сло­ве­ние сразу двумя руками.

Почему на иконах Хри­стос или какой-либо святой изоб­ра­жены с двое­пер­стием?

В пра­во­слав­ной ико­но­гра­фии рука, сло­жен­ная в крест­ное зна­ме­ние, явля­ется рас­про­стра­нен­ным эле­мен­том. В ходе поле­мики 2‑й поло­вины XVII – начала XX веков по вопросу двое­пер­стия как его сто­рон­ники, так и его про­тив­ники нередко ссы­ла­лись на те или иные ран­не­хри­сти­ан­ские и визан­тий­ские ико­но­гра­фи­че­ские изоб­ра­же­ния. В очень боль­шой сте­пени широ­кое исполь­зо­ва­ние древ­них хри­сти­ан­ских изоб­ра­же­ний в целях апо­ло­гии двое­пер­стия было вызвано тем, что в позд­ней­шей прак­тике, сохра­няв­шейся на Руси до реформ пат­ри­арха Никона, и при совер­ше­нии крест­ного зна­ме­ния, и при свя­щен­ни­че­ском (или епи­скоп­ском) бла­го­сло­ве­нии упо­треб­ля­лось одно и то же двое­пер­стие, поэтому любые изоб­ра­же­ния Гос­пода Иисуса Христа или святых с под­ня­той рукой и пер­сто­сло­же­нием, сход­ным с двое­пер­стием, вос­при­ни­ма­лись как одно­знач­ное сви­де­тель­ство о двое­пер­стии (т. е., иными сло­вами, как изоб­ра­же­ния бла­го­сло­ве­ния с исполь­зо­ва­нием двое­пер­стия; необ­хо­димо отме­тить, что соб­ственно крест­ное зна­ме­ние в ико­но­гра­фии встре­ча­ется редко). Впро­чем, наряду с двое­пер­стием в ико­но­гра­фии Гос­пода Иисуса Христа и святых часто встре­ча­ются и иные формы пер­сто­сло­же­ния – просто рас­кры­тая ладонь, вытя­ну­тый ука­за­тель­ный палец и т. н. ора­тор­ский жест (когда все пальцы, кроме боль­шого и безы­мян­ного, вытя­нуты, а эти два сло­жены вместе), вос­хо­дя­щий, как думает немало ученых, к антич­ной тра­ди­ции; воз­ник­но­ве­ние двое­пер­стия в ико­но­гра­фии нередко свя­зы­вали с упо­мя­ну­тым ора­тор­ским жестом. Однако такой подход к двое­пер­стию в ико­но­гра­фии, когда оно отож­деств­ля­ется с двое­перст­ным пер­сто­сло­же­нием при бла­го­сло­ве­нии (и тем более крест­ном зна­ме­нии), неве­рен. Двое­пер­стие в ико­но­гра­фии Гос­пода Иисуса Христа (а затем и святых) свя­зано с т. н. жестом вели­чия, состо­яв­шем в под­ня­тии руки с разо­гну­тыми и соеди­нен­ными вместе ука­за­тель­ным и сред­ним паль­цами и согну­тыми осталь­ными (т. е. внешне сов­па­дав­шем с двое­пер­стием), кото­рый вос­хо­дит к дохри­сти­ан­ской рим­ской тра­ди­ции, где изоб­ра­жался в каче­стве знака три­умфа. Так, одно из самых ранних изоб­ра­же­ний Христа с жестом вели­чия (оши­бочно отож­деств­ля­е­мым поле­ми­стами с двое­пер­стием) в сюжете «Вход Гос­по­день в Иеру­са­лим» на сар­ко­фаге Адель­фии; сим­во­лика жеста состоит не в дву­перст­ном бла­го­сло­ве­нии Хри­стом жите­лей Иеру­са­лима, а в том, что Он изоб­ра­жен вхо­дя­щим в Святой град как Побе­ди­тель и истин­ный Царь. Позд­нее жест вели­чия, как и другие рим­ские атри­буты (пре­стол, клавы и др. ), ста­но­вится обыч­ным эле­мен­том изоб­ра­же­ний Гос­пода Иисуса Христа во славе. При этом, сле­дует иметь в виду, суще­ствует немало типов изоб­ра­же­ний Гос­пода Иисуса Христа, на кото­рых упо­мя­ну­тый жест сим­во­ли­зи­рует бла­го­сло­ве­ние.

Православные кресты: виды, их значение, символика

Содержание статьи

Какие Вы знаете православные кресты? В чём их отличие друг от друга? Многие православные христиане задумываются над этими вопросами! У нас есть ответ!

Православные кресты: история возникновения

В ветхозаветной церкви, состоящей в основном из евреев, распятие, как известно, не применялось, и казнили, по обычаю, тремя способами: побивали камнями, сожигали живьем и вешали на дереве. Поэтому «и пишется у них о висельниках: «проклят всякий висящий на древе» (Втор. 21:23)», поясняет Святитель Димитрий Ростовский (Розыск, ч. 2, гл. 24). Четвертая же казнь — усечение головы мечом — прибавилась у них в эпоху Царств.

А крестная казнь была тогда языческой Греко-Римской традицией, и еврейский народ познал ее лишь за несколько десятилетий до Рождества Христова, когда римляне распяли их последнего законного царя Антигона. Поэтому в ветхозаветных текстах нет и не может быть никаких даже подобий креста в качестве орудия казни: как со стороны названия, так и со стороны формы; но, напротив, там имеется множество свидетельств: 1) о деяниях человеческих, образ креста Господня пророчески предобразовавших, 2) о предметах известных, силу и древо креста таинственно предначертавших и 3) о видениях и откровениях, самое страдание Господне предызобразивших.

Фото: TijanaZemun, orthphoto.net

Сам же крест, как страшное орудие позорной казни, избранное сатаной знаменем смертоносности, вызывал непреодолимый страх и ужас, но, благодаря Христу-Победителю, он стал желанным трофеем, вызывающим радостные чувства. Поэтому и святой Ипполит Римский — муж Апостольский — восклицал: «и у Церкви есть свой трофей над смертью — это Крест Христов, который она носит на себе», и святой Павел — Апостол языков — писал в своем Послании: «желаю хвалиться (…) только крестом Господа нашего Иисуса Христа» (Гал. 6:14). «Смотри, сколь вожделенным и достолюбезным соделалось сие столь ужасное и поносное (позорное — славян.) в древности знамение жесточайших казней», — свидетельствовал святитель Иоанн Златоуст. И Апостольский муж — святой Иустин Философ — утверждал: «Крест, как предсказал пророк, есть величайший символ силы и власти Христовой» (Апология, § 55).

Вообще же «символ» — по-гречески «соединение», и означает или средство, осуществляющее соединенность, или обнаружение невидимой реальности через видимую натуральность, или выражаемость понятия изображением.

В новозаветной Церкви, возникшей в Палестине в основном из бывших иудеев, сначала привитие символических изображений было затруднено по причине приверженности их к своим прежним преданиям, строго запрещавшим изображения и тем самым ограждавшим ветхозаветную церковь от влияния языческого идолобесия. Впрочем, как известно, Промысл Божий уже тогда давал ей много уроков символического и иконографического языка. Например: Бог, запретив пророку Иезекилю говорить, повелел ему начертать на кирпиче изображение осады Иерусалима в «знамение сынам израилевым» (Иез. 4:3). И понятно, что со временем, при увеличении числа христиан из других народов, где традиционно допускались изображения, такое одностороннее влияние иудейского элемента, конечно же, ослабевало и постепенно исчезало совсем.

Уже с первых веков христианства, по причине преследования последователей распятого Искупителя, христиане принуждены были скрываться, исполняя свои обряды втайне. А отсутствие христианской государственности — внешней ограды Церкви и продолжительность такого угнетенного положения отразились на развитии богослужения и символики.

И по сей день сохранились в Церкви меры предосторожности для охранения самого учения да и святынь от зловредного любопытства врагов Христовых. Для примера, Иконостас — порождение Таинства причащения, подлежащего предохранительным мерам; или диаконский возглас: «елицы оглашенные изыдите» между литургиями оглашенных и верных, несомненно, напоминает нам, что «мы совершаем Таинство, затворив двери, и запрещаем непосвященным быть при оном», пишет Златоустый (Беседа 24, Мф. ).

Вспомним, как известный Римский лицедей и мим Генесий по приказу императора Диоклетиана в 268 году выставлял в цирке на посмешище Таинство крещения. Какое чудесное действие оказали на него произнесенные слова, видим из жития блаженного мученика Генесия: покаявшись, он принял крещение и вместе с приготовленными для публичной казни христианами «был первым усечен главою». Этот далеко не единственный факт поругания святыни — пример того, что многое из христианских тайн сделалось известным язычникам уже давно.

«Мир сей, — по слову Тайновидца Иоанна, — весь лежащий во зле» (1 Ин. 5:19), и есть та агрессивная среда, в которой Церковь борется за спасение людей и которая вынудила христиан уже с первых веков употреблять условный символический язык: сокращения, монограммы, символические изображения и знаки.

Этот новый язык Церкви помогает посвящать новообращенного в тайну Креста постепенно, разумеется, с учетом его духовного возраста. Ведь необходимость (как добровольного условия) постепенности в раскрытии догматов оглашенным, готовящимся к принятию крещения, основана на словах Самого Спасителя (см. Мф. 7;6и1 Кор. 3:1). Именно поэтому святитель Кирилл Иерусалимский разделил свои проповеди на две части: первую -из 18 огласительных, где ни слова о Таинствах, и вторую — из 5 тайноводственных, объясняющих верным все церковные Таинства. В предисловии он убеждает оглашенных не передавать услышанное посторонним: «когда опытом изведаешь высоту преподаваемого, тогда узнаешь, что оглашаемые недостойны слышать его». И святитель Иоанн Златоуст писал: «я желал бы открыто говорить об этом, но опасаюсь непосвященных. Ибо они затрудняют беседу нашу, заставляя нас говорить неясно и прикровенно» (Беседа 40, 1 Кор.). О том же говорится и у блаженного Феодорита, епископа Киррского: «о божественных тайнах, по причине непосвященных, беседуем прикровенно; по удалении же таковых, которые сподобились тайноводства, тех учим ясно» (15 вопр. Числ.).

Символика православного креста

Формы и виды православных крестов

Таким образом, изобразительные символы, ограждающие собой словесные формулы догматов и Таинств, не только улучшили способ выражения, но и, будучи новым священным языком, еще надежнее защитили церковное учение от агрессивного профанирования. Мы и до сего дня, как научил Апостол Павел, «проповедуем премудрость Божию, тайную, сокровенную» (1 Кор. 2:7).

Крест Т-образный «антониевский»

 

 

В южных и восточных частях Римской империи для казни преступников применялось орудие, называемое со времен Моисея «египетским» крестом и напоминающее букву «Т» в европейских языках. «Греческая буква Т, — писал граф А. С. Уваров, — одна из форм креста, употребляемая для распятий» (Христианская символика, М., 1908, стр. 76)

«Число 300, выражаемое по-гречески чрез букву Т, служило также со времен Апостольских для обозначения креста, — сообщает известный литургист архимандрит Гавриил. — Эта Греческая буква Т встречается в надписи гробницы III века, открытой в катакомбах святого Каллиста. (…) Такой образ буквы Т встречается на одном сердолике, гравированном во II веке» (Руководство по литургике, Тверь, 1886, стр. 344)

О том же рассуждает и святитель Димитрий Ростовский: «Изображение Греческое, «Тав» называемое, которым Ангел Господень сделал «знак на челах» (Иез. 9:4) Божиих людей в Иерусалиме, для ограничения от надвигающегося смертоубийства, видел в откровении святой Иезекиль пророк. (…)

Если приложим к этому изображению наверху титлу Христову таким образом, тотчас четвероконечный крест Христов увидим. Следовательно, там видел Иезекиль прообразование четвероконечного креста» (Розыск, М., 1855, кн. 2, гл. 24, стр. 458).

То же самое утвержает и Тертуллиан: «Греческая буква Тав и наше латинское Т составляют настоящую форму креста, которая, по пророчеству, должна будет изобразиться на наших челах в истинном Иерусалиме».

«Если в христианских монограммах находится буква Т, то эта буква таким образом расположена, чтобы явственнее выступать перед всеми другими, так как Т считался не только символом, но даже и самым изображением креста. Пример такой монограммы находится на саркофаге III века» (Гр. Уваров, стр. 81). Согласно церковному Преданию, святой Антоний Великий носил на своих одеждах крест-Тау. Или, к примеру, святой Зенон, епископ города Вероны, поставил на крыше возведенной им в 362 году базилики крест в форме Т.

Крест «Египетский иероглиф Анх»

 

Иисус Христос — Победитель смерти — устами царепророка Соломона возвестил: «кто нашел Меня, тот нашел жизнь» (Прит. 8:35), и по воплощении Своем вторил: «Я есмь воскресение и жизнь» (Ин. 11:25). Уже с первых веков христианства для символического изображения креста живоносного употреблялся, напоминающий его по форме, египетский иероглиф «anch», обозначавший понятие «жизнь».

Крест «буквенный»

И другие буквы (из разных языков), приводимые ниже, также использовались первыми христианами в качестве символов креста. Такое изображение креста не отпугивало язычников, будучи для них знакомым. «И действительно, как видно из надписей Синайских, — сообщает граф А. С. Уваров, — буква принималась за символ и за настоящее изображение креста» (Христианская символика, ч. 1, стр. 81). В первые века христианства важна была, конечно, не художественная сторона символического изображения, но удобство его применения к прикровенному понятию.

Крест «якореобразный»

 

      Первоначально этот символ попался археологам на Солунской надписи III века, в Риме — в 230-м, а в Галлии — в 474 году. А из «Христианской символики» узнаем, что «в пещерах Претекстата находимы были плиты без всяких надписей, с одним изображением «якоря» » (Гр. Уваров, стр. 114).

 

      В своем Послании Апостол Павел поучает, что христиане имеют возможность «взяться за предлежащую надежду (т.е. Крест), которая для души есть как бы якорь безопасный и крепкий» (Евр. 6:18-19). Этот, по слову Апостола, «якорь», символически прикрывающий крест от поругания неверных, а верным открывающий подлинный его смысл, как избавление от последствий греха, и есть наша крепкая надежда.

      Церковный корабль, образно говоря, по волнам бурной временной жизни доставляет всех желающих в тихую пристань жизни вечной. Поэтому «якорь», будучи крестообразным, сделался у христиан символом надежды на крепчайший плод Креста Христова — Царство Небесное, хотя греки и римляне, тоже пользуясь этим знаком, усваивали ему значение «прочности» только дел земных.

Крест монограммный «доконстантиновский»

      Известный специалист по литургическому богословию — архимандрит Гавриил пишет, что «в монограмме, начертанной на надгробном камне (III века) и имеющей форму Андреевского креста, вертикально пересеченного чертою (рис.8), есть прикровенное изображение креста» (Руков. стр. 343).
Эта монограмма была составлена из Греческих начальных букв имени Иисуса Христа, путем перекрестного их совмещения: а именно буквы «1» (йот) и буквы «X» (хи).

      Эта монограмма нередко встречается и в послеконстантиновский период; например, можем видеть ее изображение в мозаическом исполнении на сводах Архиепископской капеллы конца V века в Равенне.

Крест-монограмма «посох пастыря»

 

Прообразуя Христа-Пастыря, Господь сообщил посоху Моисея чудодейственную силу (Исх. 4:2-5) в знак пастырской власти над словесными овцами ветхозаветной церкви, затем и посоху Аарона (Исх. 2:8-10). Божественный Отец, устами пророка Михея, говорит Единородному Сыну: «Паси народ Твой жезлом Твоим, овец наследия Твоего» (Мих. 7:14). «Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец» (Ин. 10:11), — отвечает Небесному Отцу возлюбленный Сын.

Граф А. С. Уваров, описывая находки катакомбного периода, сообщил о том, что: «глиняная лампа, найденная в римских пещерах, показывает нам

Крест

в руках, Стоковые Фотографии и Роялти-Фри Изображения крест в руках

, Стоковые Фотографии и Роялти-Фри Изображения крест в руках | Обрезанное изображение женщины, держащей крест в руках Обрезанное изображение женщины и мужчины, держащего крест в руках Свет в руках – помолитесь за распятие в темноте Обрезанное изображение женщины и мужчины, держащего в руках христианский крестКомпозиционное изображение рук, представляющих молитвуЧеловек, стоящих на коленях у Креста, обрезанное изображение христианина, сидящего с Крест в руках Молящиеся руки и крестКоллаж из кудрявых мальчиков и девочек в купальниках, стоящих с руками в воздухе, скрещенных рук, показывающих большие пальцы у бассейна, панорамный снимок Обрезанное изображение женщины и мужчины, скрещивающих мизинцы, изолированные на розовом фоне Изображение скрещенных рук, изолированных на белом держит аптечку руки детей держит христианский крест на светлом фоне заката. Молодой человек, сидящий на траве и глядя на смартфон в руках красивой женщины в позе лотоса с кастрюлями в руках, стоя со скрещенными ногами и держащий в руках газету и бумажный стаканчик, молодой спортсмен, рассыпающий меловой порошок в руках для тренировки со штангой в спортивном зале Вид на мультикультурных политиков, жестикулирующих, стоя в зале заседаний, баннер Спортсмен, держащий шину в руках, изолированные на белом веревка и Руки на бедрах, стоя в тренажерном зале с дымом, африканская женщина, молящаяся, силуэт креста в руках, символ религии в свете и пейзаж над восходом солнца, фон, религиозные, концепция веры. Средневековый монах держит книгу и деревянный крест в руках, черный фон, секретный ритуал.Таинственный монах в темном плаще. Тайна и духовностьАфриканская женщина, молящаясяКрупный план человеческих рук, достигающих креста, ожерельеЖенщины и религия, католическая сестра, молящаяся в церкви, держащая cНабор различных жестов рук, изолированные на белом

Лучшее соотношение цены и качества скрещивания рук – Большие предложения по скрещиванию рук от глобальных продавцов скрещенных рук

Отличные новости !!! Вы попали в нужное место, чтобы скрестить руки. К настоящему времени вы уже знаете, что что бы вы ни искали, вы обязательно найдете это на AliExpress. У нас буквально тысячи отличных продуктов во всех товарных категориях. Ищете ли вы товары высокого класса или дешевые и недорогие оптовые закупки, мы гарантируем, что он есть на AliExpress.

Вы найдете официальные магазины торговых марок наряду с небольшими независимыми продавцами со скидками, каждый из которых предлагает быструю доставку и надежные, а также удобные и безопасные способы оплаты, независимо от того, сколько вы решите потратить.

AliExpress никогда не уступит по выбору, качеству и цене. Каждый день вы будете находить новые онлайн-предложения, скидки в магазинах и возможность сэкономить еще больше, собирая купоны. Но вам, возможно, придется действовать быстро, так как эта самая популярная комбинация в кратчайшие сроки станет одним из самых востребованных бестселлеров. Подумайте, как вам будут завидовать друзья, когда вы скажете им, что скрестили руки на AliExpress.Благодаря самым низким ценам в Интернете, дешевым тарифам на доставку и возможности получения на месте вы можете еще больше сэкономить.

Если вы все еще не знаете, скрестить руки и думаете о выборе аналогичного товара, AliExpress – отличное место для сравнения цен и продавцов. Мы поможем вам решить, стоит ли доплачивать за высококачественную версию или вы получаете столь же выгодную сделку, приобретая более дешевую вещь.А если вы просто хотите побаловать себя и потратиться на самую дорогую версию, AliExpress всегда позаботится о том, чтобы вы могли получить лучшую цену за свои деньги, даже сообщая вам, когда вам будет лучше дождаться начала рекламной акции. и ожидаемая экономия.AliExpress гордится тем, что у вас всегда есть осознанный выбор при покупке в одном из сотен магазинов и продавцов на нашей платформе. Реальные покупатели оценивают качество обслуживания, цену и качество каждого магазина и продавца.Кроме того, вы можете узнать рейтинги магазина или отдельных продавцов, а также сравнить цены, доставку и скидки на один и тот же продукт, прочитав комментарии и отзывы, оставленные пользователями. Каждая покупка имеет звездный рейтинг и часто имеет комментарии, оставленные предыдущими клиентами, описывающими их опыт транзакций, поэтому вы можете покупать с уверенностью каждый раз. Короче говоря, вам не нужно верить нам на слово – просто слушайте миллионы наших довольных клиентов.

А если вы новичок на AliExpress, мы откроем вам секрет.Непосредственно перед тем, как вы нажмете «купить сейчас» в процессе транзакции, найдите время, чтобы проверить купоны – и вы сэкономите еще больше. Вы можете найти купоны магазина, купоны AliExpress или собирать купоны каждый день, играя в игры в приложении AliExpress. Вместе с бесплатной доставкой, которую предлагают большинство продавцов на нашем сайте, мы думаем, вы сможете приобрести crossover hands по самой выгодной цене в Интернете.

У нас всегда есть новейшие технологии, новейшие тенденции и самые обсуждаемые лейблы.На AliExpress отличное качество, цена и сервис всегда в стандартной комплектации. Начните самый лучший шоппинг прямо здесь.

крест-накрест – английское определение, грамматика, произношение, синонимы и примеры

В документе 2010 года были выявлены различия между открытием карьера Cross Hands и открытием, приписываемым мегалозавру.

WikiMatrix

Я использовал новую неаполитанскую технику скрещенных рук .

OpenSubtitles2018.v3

Говорят, что нельзя скрещивать руки на руле.

OpenSubtitles2018.v3

OpenSubtitles2018.v3

Самым важным из них является «Темпло де лас Манос Крузадас» (храм скрещенных рук ).

Обычное сканирование

Этюд представляет собой этюд из скрещенных рук , играющих простую мелодию с чередованием рук и арпеджио.

WikiMatrix

Вроде моего отца скрещенными руками в гробу.

OpenSubtitles2018.v3

Это означало, что она ударила справа крест протянула .

WikiMatrix

скрещенных рук Жест – это знак рукой, обозначающий Албанию на международном жестовом языке.

WikiMatrix

Отличная подача, кросс поданный .

OpenSubtitles2018.v3

Помогаю, но у меня крест не рука в жопе слона.

OpenSubtitles2018.v3

Вы хотите, чтобы я дождался креста передал за это наказание, которое означает смерть страны?

OpenSubtitles2018.v3

Гао и Чжоу трижды « скрестили руки », и каждый раз Гао терпел поражение.

WikiMatrix

Коэффициенты 33/1 (“двойной ковер”) – руки скрещены, рук, руки прижаты к груди.

WikiMatrix

Когда дотрагиваются до скрещенных рук , руки перестают скрещиваться в восприятии синестетов.

WikiMatrix

В этот период был построен Храм скрещенных рук .

WikiMatrix

Их внешние руки держат по два копья, направленных к ногам, а их скрещенных рук, – мечи.

ЛАЗЕР-википедия2

WikiMatrix

Он скрестил руки для работы с прессом.

OpenSubtitles2018. v3

WikiMatrix

Я это уже знаю, но мы не можем оставаться со скрещенными руками и , пока Чарльз собирает необходимую сумму.

OpenSubtitles2018.v3

Знаменитый петух, Крест руки , Хорошие товарищи,

OpenSubtitles2018.v3

Он скрестил руки … для работы с прессой

opensubtitles2

Теперь вы можете играть на своей крест рука штука.

OpenSubtitles2018.v3

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back To Top