Разное

Узоры буддийские – Буддийские узоры – что означает восточная символика?

Содержание

Буддийские узоры – что означает восточная символика?

Здравствуйте, уважаемые читатели!

С первого взгляда может показаться, что фигуры и орнаменты в узоре являются лишь плодом фантазии его автора. На самом деле все составляющие его элементы – это символы древнего знания.

Они являются частью мифологии и культурного наследия того или иного народа. И сегодня мы рассмотрим некоторые буддийские узоры и узнаем их значение на примере бурятских орнаментов – угалза.

Содержание:
Определение и выполняемые функции
Творческие источники
Разнообразие составляющих элементов
Элементы в культовых изображениях
Описание некоторых изображений
Татуировка в буддизме
Заключение

Определение и выполняемые функции

Слово орнамент на латыни значит «украшение, узор». Главной его характерной особенностью является то, что он несамостоятелен, то есть, не может существовать отдельно от украшаемого им предмета.

Но украшение – не единственная функция этого изображения. Оно служит также для защиты, в качестве оберега и для передачи определённой информации, которая раскрывает свойства предметов или явлений, качества человека.

Не каждому узору суждено стать орнаментом. Чтобы узор подходил под это определение, нужно, чтобы паттерны в нём чередовались или повторялись в определённом порядке.

Творческие источники

Откуда берутся идеи для этого вида творчества? Обычно их черпают в народной вере, природном окружении многих поколений, их жизненном укладе.

Все узоры подразделяются на:

  • космогонические (природные),
  • зооморфные (анималистические),
  • геометрические,
  • растительные,
  • культовые.

Разнообразие составляющих элементов

Самые популярные мотивы подсказывает сама природа. Это дождь, гроза, вода, ветер, солнце, луна, звёзды, огонь, радуга, горы а также мифические животные, возведённые в ранг божеств. 

Животные могут изображаться в них не целиком. За основу часто берётся какая-то часть их тела. Самый популярный – «рогатый» узор, где повторяется изображение рога.

Древнейшими мотивами являются разнообразные геометрические фигуры:

  • прямые, 
  • зигзагообразные линии, 
  • спирали и завитки, 
  • разные виды крестов, 
  • круги и окружности, 
  • ромбовидные паттерны.

Они символически передают природные явления, связанные с плодородием. Например, круглые формы олицетворяют небесные светила, зигзагообразные и волнистые – воздушную среду, отображающую влияние ветра, туч и облаков на получение хорошего урожая.

Растительные узоры включают в себя изображения листьев, цветов, стеблей, побегов, плодов, деревьев. Особое сакральное значение для любого буддиста имеет изображение цветка лотоса. Он обычно образует трон божеств на буддийских иконах, на котором они восседают или стоят. 

Так как зелёный мир черпает силы в природе, то и флористические мотивы обычно олицетворяют материнство, жизненную силу, мощную энергетику.

Народы, исповедовавшие буддизм, всегда старались жить в гармонии с природой. Она вдохновляла их на создание уникальных и своеобразных рисунков. Бурятские узоры сходны с мотивами древних и современных южносибирских и среднеазиатских кочевников и полукочевников.

Элементы в культовых изображениях

Говоря о буддийской орнаментике, нельзя не упомянуть 8 благоприятных символов, которые можно встретить повсеместно как в храмах, так и на алтарных столиках в жилищах верующих. Это

  • зонт белого цвета,
  • две золотые рыбки,
  • сосуд с сокровищами,
  • лотос,
  • раковина с поворотом вправо,
  • бесконечный узел,
  • знамя победы,
  • золотое колесо.

В разных буддийских культурах эти предметы трактуются по-разному: в Китае связываются с внутренними органами Будды, в Тибете с частями его тела. Также каждый из этих предметов имеет ещё множество самостоятельных значений.

Описание некоторых изображений

Все монголоязычные народы, включая бурятов, отдают предпочтение геометрическим формам. Среди них самыми распространёнными узорами являются: 

  • молоточный (алхан хээ, меандр),
  • плетёнка (улзы),
  • свастика (хас).

Молоточный мотив имеет множество разновидностей: древнегреческая классика, варианты попроще и посложнее её. В меандре заключена идея беспрерывного движения:

Скотоводы также выразили свое уважение к ремесленникам и любовь к самому ремеслу, использовав название древнего инструмента – молотка в обозначении этого орнамента. 

Общеизвестным фактом является то, что кочевые племена прославились, как большие умельцы в изготовлении ювелирных украшений и конской упряжи.

Сфера применения меандра широка. Им украшают как твёрдые предметы, так и мягкие. Это:

  • части юрты, выполненные из дерева,
  • мебель,
  • изделия из войлока,
  • вышивки,
  • одежда,
  • предметы посуды,
  • сбруя,
  • музыкальные инструменты.

Если раньше молоточный орнамент встречался только на дорогих сердцу вещах, то в век трудящихся его можно увидеть повсюду.

Свастика – символизирует:

  • путь солнца вокруг нашей планеты, 
  • четыре времени года, 
  • жизнь,
  • свет,
  • изобилие, 
  • щедрость. 

Два слова на санскрите, от которых и произошла «свастика», вместе означают «благосостояние». 

В изображении сделан акцент на зимнее и летнее солнцестояние и на четыре стороны света. Свастика может показывать движение как по, так и против часовой стрелки. Соответственно, это символизирует мужскую и женскую энергию, а также добро и зло.

Правосторонняя свастика господствует над материальным и управляет энергией на физическом уровне, чтобы не дать проявиться низшим силам.

Левосторонняя свастика даёт свободу и физическим силам и инстинктам, что мешает воздействию высших сил. Она олицетворяет чёрную магию и отрицательную энергию.

Этот символ можно увидеть во всех местах, связанных с буддизмом: на статуях, скалах, в храмах, на ступах, в пещерах.

Улзы – это изображение в виде плетения, которое является символом благоденствия и долгожительства. Знак может быть обрамлён цветочными мотивами. Помещается он на предмет из любого материала, может быть сплетён из бисера. В буддизме означает бесконечное перерождение, что перекликается со значением меандра.

Татуировка в буддизме

Многие буддийские изображения эффектно смотрятся на теле в виде татуировок. Отношение самих буддистов к этому неоднозначное. 

Некоторые буддийские ветви относятся к набиванию рисунков нейтрально, другие – резко отрицательно, особенно, когда сакральные узоры помещаются людьми, не придерживающимися буддистской веры, на ноги.

Тем не менее в юго-восточных странах существует практика Сак Янт – нанесение сакральных изображений на тело. 

Специально подготовленный буддийский мастер наносит нужный рисунок при помощи бамбуковых палочек и либо масла (если клиент хочет, чтобы его никто не видел), либо туши. При этом он читает молитвы, а по окончании – становится духовным учителем заказчика. Изображение выполняет роль оберега.

Среди популярных татуировок есть изображение уналоме. Оно символизирует просветление. Извилистые линии олицетворяют превратности судьбы, а прямая – победу над слабостями и желаниями и духовную чистоту.

Заключение

Буддийская орнаментика ещё недостаточно изучена. Если когда-нибудь будут раскрыты все её загадки, представления об уникальной буддийской культуре, безусловно, значительно расширятся.

На этом, друзья, мы сегодня прощаемся с вами. Нам приятно, что вы поддерживаете проект и рекомендуете статьи в социальных сетях это мотивирует нас на дальнейшую работу!

Присоединяйтесь к нам подписывайтесь на блог, чтобы получать новые интересные посты себе на почту!

До скорых встреч!

tvercult.ru

12 орнаментов. Анализ монгольских орнаментов

Если обо всех орнаментах, которые я использовала до этого, я знала хотя бы что то, и отталкивалась в первую очередь от того, что было уже известно, то монгольский орнамент для меня настоящее открытие.
Орнамент монголоязычных народов носит название «хээ угалза».


Все многообразие орнаментов разделяется на пять основных групп:
1. геометрические – самые распространенные орнаменты монголоязычных народов (ломаные, прямые, зигзаги, круги, ромбы и др.). Ведущими мотивами геометрического орнамента являются:
– «алхан хээ» (молоточный орнамент) – рисунок стеганого матраса – аналог греческого меандра, но какое разнообразие!
Меандр – «алхан хээ» называют молоточным, т.к. по-бурятски (и монгольски) «алха» – молоток.



Меандр у монголоязычных народов выражает идею вечного движения. Этим орнаментом украшаются вещи из жестких и мягких материалов. Его можно встретить на деревянных частях юрты, мебели, на войлочных коврах, вышивках, одежде, посуде, упряжи, музыкальных инструментах. В старину меандром украшали лишь особо ценимые вещи. В наш технический век «молоточный» орнамент встречается повсюду.

– Улзы – «плетенка» – древний орнамент, символизирующий счастье, благополучие, долголетие. Это очень почитаемый и распространенный в наше время узор, имеет множество вариантов, но наиболее распространен десятиглазковый узел. Он изображается в виде клетчатого или криволинейного переплетения в центре украшаемого предмета, иногда оплетен цветочными узорами. Этот знак может быть изображен на любом предмете из металла, дерева, мягкого материала, если мастер хочет выразить идею благопожеланияЗдесь уже можно провести аналогию с кельтами. И опять какое многообразие!





Происхождение улзы связано с охотничьим бытом. Многочисленные варианты слова «ульзий»,»кульджа»,»гулдза»,»угалз» встречаются у тюркских и монгольских народов как название горного барана или орнамента(орнамент рогов этого животного). Есть предположение, что древний и гибкий рогатый орнамент в свое время мог быть подвержен стилизации и принять начертание замкнутой плетенки. Также можно предположить, что сам термин «улзы» является наименованием тотемного животного.
Знак плетенки и бесконечного узла решает ту же задачу, что и меандр в искусстве греков — линейную попытку передать вечное движение и вечную жизнь.

– Свастика (хас) – слово, составленное из двух санскритских корней – существительного «благо» и глагола «быть» или «состоять», т.е. «благосостояние», «благополучие». Свастика была известна в разных частях света как символ четырех основных сил, четырех сторон света, стихий, времен года. Свастика встречается везде, где есть следы буддийских культур, она была высечена на многих храмах, на скалах, ступах, статуях Будды. Известны в форме свастики две изогнутые взаимоусеченные фрагменты двойной спирали, выражающей символику Инь-Ян.

          

– Круг – “дугуй хээ” – еще один очень популярный геометрический орнамент. Круг символизирует вечность, бесконечность. Человек строит свою жизнь по образцу и подобию природы. Вся его жизнь от рождения до самой кончины – это движение по кругу, «колесу жизни» (сансарын хγрдэ). Канун празднования Сагаалгана- встречи Нового года у бурят – называется «бγтγγ γдэр» (глухой, закрытый вечер) . Этот вечер замыкает круг старого года и все, что зародилось в нем, должно выйти из этого закрытого пространства, начиная новый виток следующего года. Поэтому, изображение круга часто встречается на изделиях из металла, колчанах, мужских и женских украшениях, на ритуальных предметах и одежде, в росписи мебели, а бурятский круговой танец «ёохор» исполняют, двигаясь по кругу.
В круг могут быть оформлены и другие элементы орнамента.


2. Зооморфные, или анималистические орнаменты столь же древние и популярные, как и геометрические.
Монголы – кочевой народ, и животные, которых они разводят, играют огромную роль в их жизни. Естественно, это не могло не отразиться на народном творчестве, в частности, на появлении соответствующих орнаментов.
Самым распространенным орнаментом этой группы является изображение рога – эбэр угалза (в буквальном переводе означает «роговидный орнамент».

На рисунках 2 и 3 определенно видна голова барана.

     

         

Вторым по значимости в зооморфных орнаментах считается хамар угалза (носовидный орнамент).

    

    

3. Растительные; Растительные орнаменты включают в себя изображения листьев, цветов, стеблей:
лиственный узор (набшаhан угалза),
   

   

цветочный узор (сэсэг угалза)

  

   

Отдельно среди цветочных узоров выделяется лотосовый узор.

Растительный тип узора широко применяется в декоре элементов костюма, предметов быта, в архитектуре, живописи, скульптуре.

4. Природные, или космогонические; Среди космогонических одним из самых популярных орнаментов можно назвать орнамент огня. Огонь – символ возрождения. Трехязычковое пламя в эмблеме Бурятии символизирует прошлое, настоящее и будущее. Огонь, пламя всегда стремятся вверх – к Солнцу, к небу. Огонь – символ очищения. У многих народов существуют ритуалы, связанные с очистительными свойствами огня: в дацанах зажигаются масляные лампады, возжигают благовонные травы, которыми окуривают жилище, тело с целью очищения. С глубокой древности исполняли ритуально-магический танец ехор вокруг костра.

Орнамент гора, скала – символ твердости, устойчивости и постоянства. Гора и камень, скала – жилище духа или бога.

Орнамент воды.  Символизирует чистоту, красоту и радость.
  

Облака – Уулэн угалза – в тибетской традиции «путь белых облаков» – символ духовного развития и совершенства.

     

5. Культовые орнаменты связаны, естественно, с религией. Традиционная религия и Монголии, и Бурятии – тибетский буддизм, поэтому самыми распространенными культовыми орнаментами являются 8 священных символов буддизма
(так как они изображены в нижней части рисунка):

Мистический узел – Две золотые рыбки  –  Драгоценный зонт –  Колесо Дхармы
Цветок лотоса  –  Белая раковина  –  Драгоценный сосуд  –  Стяг победы

Человек я не религиозный, уж тем более к буддизму совсем никакого отношения не имею, поэтому ограничусь только одной иллюстрацией культовых орнаментов Монголии.

Пожалуй, я сделаю еще один пост, посвященный монгольским орнаментам. Расскажу о цвете. Слов будет совсем мало, в основном картинки. А здесь и так уже переизбыток информации.

Огромное спасибо всем кто осилил этот пост до конца!

nadval.livejournal.com

Символы буддизма и их значение с картинками

В этой статье вы узнаете:

Практически в каждой религии мира есть своя устоявшаяся символика. Она является неотъемлемой частью духовного мира и важна для верующих.

Главный символ буддизма – изображение Будды. Но он появился уже после смерти Просветленного, т.к. Будда не поощрял поклонение.

Кроме изображений Просветленного, в буддизме существует целый ряд почитаемых знаков.

История появления буддистских символов

Существует красивое сказание о том, каким образом в нашем мире появились восемь благоприятных символов.

По этому сказанию, в день постижения Буддой просветления и высшей мудрости под священным деревом многие боги пришли засвидетельствовать свое почтение и преподнесли ему дары – восемь благоприятных символов.

Божество Брахма преподнес Просветленному Дхармачакру (Колесо Ученья). Небесный бог Шакра вручил Белую Раковину для распространения мудрости Будды в каждом конце Вселенной. Земной бог Ставара вручил Будде Драгоценный Сосуд, полный напитка вечной жизни. Остальные боги преподнесли Будде пару Золотых Карпов, Лотос, Знамя Победы и Благой Зонт.

Все эти символы в буддизме стали священными, проявляющими тесную связь божественного с миром людей.

1 символ – «Благой зонт»

Как и другие основные символы буддизма и индуизма, «Благой Зонт» помогает в достижении благополучия, богатства и счастья на всех уровнях бытия. «Благой Зонт» (в другом толковании – драгоценный) олицетворяет защиту и божественное покровительство, символизирует безопасность, власть и царственный статус в обществе.

Зонт принадлежал Варуне, божеству водоемов и хранителю справедливости. Укрывая прохладной осенью, «Благой Зонт» избавляет от потоков боли и мучений, обмана и недостижимых мечтаний, злых сил и отрицательного воздействия.

Традиционный зонт (Чхатра) в буддизме изображается следующим образом:

  • вытянутая белая или светло-красная ручка из сандалового дерева, декорированная небольшим белоснежным или золотистым лотосом, сосудом и драгоценными камнями;
  • свод – из белого или золотого шелка, бахрома опоясывает его по краю и отделана цветными ткаными украшениями;
  • иногда бывает изображен с перьями павлина или подвесками из хвостов яка – как символ высокого рода обладателя.

Считается, что большое количество сопровождающих с зонтами указывает на высокий статус человека.

Нередко изображаются квадратные или многоугольные зонты. Большие золотые и красные зонты были традиционными украшениями для трона главного ламы, а также развешивались над изображением главного божества в храмах.

2 – Золотые рыбки

Вспоминая восемь благоприятных символов буддизма, многие сразу представляют двух карпов Кои, плавающих по кругу. Их чешуя играет на солнце золотым огнем, напоминающим драгоценные монеты. Кроме того, карпы Кои почитаются как священные животные из-за их благородного вида, элегантности и долголетия.

Бог Вишну преподнес двух карпов Будде в качестве украшения его глаз и защиты от океана мучений и боли.

Издавна эти рыбки, свободные и подвижные обитатели рек и других водоемов, были олицетворением богатства и благополучия: как материального, так и морального. Как рыба плещется в воде, не встречая препятствий на своем пути, так и человек сможет достигнуть цели без помех.

В буддизме пара рыбок олицетворяет радость, активность, счастье и свободу от кастовой системы, так как они свободно резвятся в воде.

Если представить жизнь как бесконечный океан перерождения, то рыбки символизируют легкое его преодоление и приближение к вечной Нирване.

3 – Драгоценная ваза

По легенде, бог Шадана преподнес Будде вазу в качестве украшения для шеи. Как и другие символы в буддизме, ваза олицетворяет достаток и богатство во всех сферах жизни.

Кроме того, драгоценный сосуд – неиссякаемый источник изобилия, исполнения желаний и реализации планов. Эти свойства вазы распространяются и на духовное желание выйти из бесконечного цикла перерождений и достичь Нирваны.

Вазу традиционно изображают в виде золотого кувшина для воды со следующими вариантами украшений:

  • крышка, увенчанная драгоценными камнями;
  • лепестки лотоса, опоясывающие вазу в различных частях;
  • россыпь драгоценных камней по всей вазе;
  • широкая шелковая лента, обвязанная вокруг горлышка.

Драгоценная ваза часто используется в буддистских ритуальных церемониях и считается неиссякаемой: сколько даров из нее ни возьми, а она все равно остается полной.

Есть несколько версий о том, что же скрывает в себе драгоценный сосуд. По одной версии, внутри вазы содержится сладкий нектар, дарующий бессмертие всем, отведавшим его. По другой версии, внутри – неиссякаемый источник драгоценностей.

Нужно помнить, что под драгоценностями буддисты понимают, прежде всего, божественное Просветление и Мудрость. А под напитком бессмертия – ясность и непрерывность сознания, позволяющие познать легкость бытия и перенести этот опыт в следующую жизнь после перерождения.

Значит, одновременно с благими деяниями верующим следует укрепляться в терпении, стойко переживать возвращение негативной кармы за наши грешные действия, совершенные в прошлом.

В некоторых толкованиях говорится, что горлышко вазы запечатано корнями дерева желаний. Такой сосуд, наполненный драгоценностями и запечатанный корнями, размещался (или закапывался) в священных землях, местах поклонения, в водоемах и на горных тропах. В последних случаях роль вазы – умиротворение присутствующих там духов.

4 – Лотос

Лотос – священное и самое чтимое растение в Индии. В виде лотосов изображаются чакры, особенно он связан с Сахасрарой, тысячелепестковой чакрой, расположенной чуть выше макушки головы. Кроме того, цветок лотоса – непременный атрибут практически любого божества в индуистском пантеоне. Кришна часто описывается лотосооким, а у Вишну лотос растет из пупка.

Изображение лотоса – символ святой безграничной любви, которая входит в четыре неизмеримости, характерные душе бодхисатвы. Цветок лотоса возле храма обозначает божественную обитель и молитвенное состояние чистоты и умиротворенности.

Лотос в буддизме изображается с 4, 8, 16, 24, 32, 64, 100 или 1000 лепестков. Эти числа сопоставляются с чакрами и количеством частей в мандале.

По цвету лотоса можно определить, кому из богов буддистского пантеона он принадлежит. Например, Ганеша держит в руке розовый или светло-красный цветок, состоящий из 8 или 16 лепестков. Часто Ганеша изображается восседающим на розовом лотосе. Белый цветок – символ святости и непорочности – держит в руке Белая Тара.

Учению буддизма свойственно следующее понимание этого цветка: произрастая из грязного ила, стебель лотоса тянется сквозь толщу речных вод, чтобы распуститься над ними прекрасным цветком. Так и человек, преодолев череду перерождений и познав Просветление, однажды погрузится в Нирвану.

5 – Бесконечный узел

Бесконечный узел (Шриватса) подарил Будде бог Ганеша в качестве украшения для сердца.

Шриватса имеет несколько вариантов изображения:

  • узел треугольной (иногда округлой) формы;
  • драгоценный камень, соединяющийся противоположными углами;
  • локон счастья на груди у Кришны и Будды;
  • отметины на капюшоне кобры (символа кундалини).

Среди буддистов и теологов нет единого мнения, что собой символизирует бесконечный узел Шриватса. Одни полагают, что он представляет собой бесконечность Сансары. Другие считают, что узел – символ вечности. Третьи видят в нем знак неисчерпаемой мудрости Просветленного. Четвертые видят в узле переменчивость времени, непостоянство и взаимосвязь всех вещей, а кроме того, единство сострадания и мудрости.

Кроме того, есть версия, по которой Шриватса («возлюбленный Шри») – знак Лакшми, украшающий грудь бога Вишну. Знак Лакшми также есть и у Кришны – девятого перерождения Вишну. В этом случае Шриватса называется «завиток счастья» и похож очертаниями на свастику.

6 – Белая раковина

Белая ракушка, завитая вправо, была вручена Будде богом Индрой в качестве украшения для ушей. Считается, что моллюск должен прожить пять жизней, непрерывно перерождаясь, чтобы обрести подобную ракушку.

Раньше ракушки служили музыкальными инструментами, поэтому белая раковина олицетворяет звук мудрости Будды, распространение ее повсюду, пробуждение последователей Будды ото сна незнания. Кроме того, звук раковины олицетворяет прекрасный и мелодичный голос Дхармы. Но не всем дано уловить смысл в этих звуках: некоторые существа из-за своих заблуждений ничего не понимают или вовсе не слышат.

Белая ракушка со спиралькой, завитой по часовой стрелке, – атрибут многих богов-героев, чьи раковины прославляли их смелость и успехи в военном искусстве. Есть мнение, что ее святой и благородный звук изгоняет нечистую силу, обращает вредоносных существ в бегство и отклоняет катастрофы .

Как и другие благоприятные символы в буддизме, раковина имеет свои особенности изображения:

  • изображается вертикально;
  • внизу ракушки располагается шелковая лента;
  • завитая вправо спираль.

Иногда раковина располагается горизонтально и используется в качестве аромалампы.

7 – Знамя победы

Знамя победы Просветленному подарил бог Кришна в качестве украшения для туловища. Знамя – многоярусный цилиндрический флаг на длинном столбе сандалового дерева, часто изображается украшенным лентами. Верх знамени может быть увенчан драгоценностью, исполняющей любые желания. Иногда знамя изображалось похожим на Благой зонт меньшего размера.

Оно устанавливалось на колеснице, за спиной воина и сзади от Чхатры. На каждом стяге была изображена эмблема короля или воина.

Знамя олицетворяет победу над врагами и недругами, демонами и еретиками. Также это символ победы учения Будды над смертью, неведением, всем вредоносным и пагубным в этом мире.

8 – Колесо Дхармы

Как и остальные символы в буддизме, колесо широко почитается последователями Учения Будды и наделяется чудесными свойствами.

Золотое колесо (Дхармачакра) с восемью спицами, разрубающими злобу, невежество и вожделение, символизирует Дхарму и «благородный восьмеричный путь» Будды Шакьямуни. Правильное воззрение, мышление, речь, поведение, правильный образ жизни, усилие, осознание и правильное созерцание – колесо Дхармачакра олицетворяет все эти аспекты Пути.

Колесо – ранний солнечный символ величия, защиты и творения. Состоит из трех частей: ободка, спиц и оси. Каждая часть соответствует одному из аспектов буддистских учений о духовной дисциплине, мудрости и концентрации.

Ось соотносится с духовной дисциплиной, закаляющей и стабилизирующей разум. Спицы – это мудрость, побеждающая невежество. Обод – бесконечная концентрация в медитации, которая приводит в движение остальные аспекты учения и жизни.

Часто Дхармачакра изображается с четырьмя «завитками радости», которые направлены в ту же сторону, что и завиток на раковине. Обод может изображаться простым золотым кольцом или с каймой, богато украшенной драгоценными камнями. Иногда Дхармачакра изображается с драпировкой из шелковой ленты или покоящейся на цветке лотоса.

‘; blockSettingArray[3][“setting_type”] = 3; blockSettingArray[3][“element”] = “”; blockSettingArray[3][“directElement”] = “.fluid-width-video-wrapper”; blockSettingArray[3][“elementPosition”] = 0; blockSettingArray[3][“elementPlace”] = 1; blockSettingArray[10] = []; blockSettingArray[10][“minSymbols”] = 0; blockSettingArray[10][“minHeaders”] = 0; blockSettingArray[10][“text”] = ‘

pofenshuyu.com

Бурятские узоры и орнаменты (с трафаретами): фото и шаблоны

Национальные узоры – это не просто набор «закорючек», соединенных в произвольном порядке, каждая из них имеет определенное значение и наносится на одежду или предметы быта неслучайно. В отличие от современных принтов, которые имеют исключительно декоративное значение, этнические мотивы основываются в первую очередь на значении цвета и символов, а только во вторую – на внешней привлекательности узора. Тем не менее, национальные орнаменты всегда выглядят удивительно стильно и продуманно, поэтому они уместно смотрятся даже на современных элементах одежды. В этой статье мы познакомимся подробнее с бурятскими узорами и разнообразными по тематике орнаментами – подборки с трафареты помогут при желании скопировать эти рисунки и украсить ими свои поделки или предметы гардероба.

Простые геометрические узоры – самые распространенные орнаменты монголоязычных народов. К ним относятся ломаные линии, прямые, зигзаги, круги, ромбы и др.

Разберем основные виды бурятских узоров и орнаментов (с трафаретами)

Молоточный орнамент.

«Алхан хээ» («молоточный орнамент») чем-то похож на греческий меандр, однако, он имеет огромное количество разновидностей. Меандр у монголоязычных народов выражает идею вечного движения. Молоточный орнамент наносился на предметы из жестких и мягких материалов. Его можно встретить на деревянных частях юрты, мебели, на войлочных коврах, вышивках, одежде, посуде, упряжи, музыкальных инструментах. В старину меандром украшали только очень  дорогостоящие предметы, однако, сейчас «молоточный» орнамент встречается повсюду. Ниже представлены шаблоны данного орнамента.

Плетенка.

«Улзы» («плетенка») – древний орнамент, символизирующий счастье, благополучие, долголетие. Этот очень почитаемый и распространенный в наше время узор имеет множество вариантов, но наиболее распространен десятиглазковый узел. Улзы наносится в центре композиции в виде клетчатого или криволинейного переплетения и иногда дополнительно оплетается растительными узорами. Этот знак может быть изображен на любом предмете из металла, дерева, мягкого материала в том случае, если изготовитель хочет показать свои добрые намерения и пожелания. В данном случае улзы необычайно похож и по внешнему виду, и по значению на кельтский узор. Как и молоточный орнамент, улзы необычайно разнообразен – это можно увидеть на фото ниже.

Свастика.

Слово хас (свастика) состоит из двух корней, которые и определяют значение данного символа: существительное «благо» и глагол «быть» или «состоять» в сумме дают «благосостояние», «благополучие». Свастика была известна в разных регионах как символ четырех основных сил, четырех сторон света, стихий, времен года. Традиционно этот знак связывают с буддийской культурой, поэтому он встречается во всех странах, где буддизм является широко распространенной религией. Изображения свастики наносят на святилища, ступы, статуи Будды. Встречаются свастики с двумя изогнутыми взаимоусеченными фрагментами двойной спирали, выражающими символику мужского и женского начала, Инь и Ян.

Круг.

«Дугуй хээ»(круг) – еще один очень популярный геометрический орнамент. Круг символизирует вечность, цикличность бесконечность. Цикл смены событий человек «подсмотрел» в природных явлениях чередования времен года и эта аналогия переносится на общественную жизнь. Все время от рождения до смерти – это движение по кругу, «колесу жизни» (сансарын х?рдэ). Канун празднования Сагаалгана – встречи Нового года у бурят – называется «б?т?? ?дэр» (глухой, закрытый вечер). Этот вечер замыкает круг старого года и все, что зародилось в нем, должно выйти из этого закрытого пространства, начиная новый виток следующего года. Поэтому изображение круга часто встречается на изделиях из металла, колчанах, мужских и женских украшениях, на ритуальных предметах и одежде, в росписи мебели, а бурятский круговой танец «ёохор» исполняют, двигаясь по кругу. В круг могут быть оформлены и другие элементы орнамента.

Узоры в виде животных.

Узоры в виде животных являются не менее древними, чем простые геометрические орнаменты. Изображаются как целые фигурки животных (точные или схематические), так и отдельные части их тел (лапы, крылья).

1)На вещах различного рода, задействованных в быту бурят, можно увидеть орнамент, включающий рисунки пяти ключевых животных «табан хушуу мал», разводимых в регионе. Это связано с тем, что в Бурятии издавна скотоводство имело очень важное значение. Помимо  собственно изображений козлов и баранов популярен орнамент в виде их рогов эбэр угалза (в буквальном переводе это слово и означает «рогатый орнамент»), который наносился на предметы с пожеланиями богатства и плодородия. Само слово «угалза» означает не только «рог», это еще и название самца горного барана, которого можно встретить в Окинском районе Бурятии, а также в соседней Монголии. У этих баранов вырастают очень красивые спиралевидные рога, поэтому витки рогов и стали прообразом орнамента для древних охотников.

2)Т.к. буряты исповедуют буддизм, необычайно популярным является изображение группы из 12 животных-представителей восточного календаря. Этот зооморфный круг является пожеланием счастья и благополучия. В то же время изображение каждого из животных по отдельности имеет собственную символику.

Видео по теме статьи

Предлагаем вам ознакомиться с видеоматериалами, рассказывающими более подробно о значении бурятских узоров и орнаментов.

sdelala-sama.ru

Бурятские орнаменты и узоры и их значение

Кто-то может подумать, что этнический орнамент – это всего лишь набор произвольных геометрических фигур, соединённых вместе по воле фантазии автора. Но это совсем не так. В действительности элементы орнамента – это не что иное, как древние письмена, несущие определённый смысл и неразрывно связанные с древней мифологией и общей культурой народа. Вовсе не являются исключением и бурятские орнаменты, о которых пойдёт речь в данной статье. Вы узнаете об основных символах, а также цветовом решении рисунка и областях его применения.

Источники идей для орнаментов

Бурятские орнаменты и узоры имеют свои выразительные особенности и отражают верования этого народа, его жизненный уклад и даже особенности той природной среды, в которой жили многие поколения людей. Например, весьма популярны элементы, символизирующие явления природы (дождь, гроза, ветер, солнце, луна, звёзды, радуга) и божества-животные из бурятской мифологии.

Встречаются в том числе мотивы, возникшие до распространения буддизма. Самыми древними элементами орнамента были геометрические формы: прямые линии, зигзаги, спирали, завитки, перекрестья, круги, ромбы.

Значения, которые выражали бурятские орнаменты, зачастую были связаны с плодородием: круги обозначали солнце, луну и звёзды, волны и зигзаги – небо, воздух, облака и ветер. Сама природа, в гармонии с которой жили древние буряты, давала пищу для создания своеобразных народных орнаментов.

Что украшают узорами

Техники выполнения и составные части орнамента передаются из поколения в поколение. Ключевыми особенностями являются простота и чёткость линий, затейливость и оригинальность композиции, а также сочетание узора с формой предмета, на который он наносится. Орнаментами украшается религиозная атрибутика, талисманы, одежда и обувь, конская сбруя, пояса, колчаки для стрел, мебель, посуда и другие бытовые предметы. Наносится роспись на различные поверхности: дерево, ткань, цветные и чёрные металлы.

Очень распространён бурятский орнамент на одежде: унтах, чулках, рукавах традиционных халатов, а также на разнообразных головных уборах. Рисунки зачастую наносились не только для красоты, а в первую очередь для защиты от злых сил. Любопытно, что шитьём и украшение одежды всегда занимались мастерицы-женщины, а изготовление и нанесения узоров на головные уборы считалось привилегией мужчин.

Основные бурятские орнаменты и их значение

Исследователи подразделяют разновидности узора на несколько групп. Самые многочисленные из них – природные и геометрические. Кроме того, существуют так называемые культовые орнаменты, в которых используются символы тибетского буддизма. Как правило, таким узором украшают храмы и объекты, используемые в богослужении.

Природные орнаменты

К природным можно отнести рисунки, символизирующие растения и животных: завитки, рога, черепашьи панцири. Один из популярных мотивов – «бараний рог», означающий богатство народа, издревле занимавшегося скотоводством.

Часто изображаются 12 животных из восточного календаря, что используется в качестве пожелания здоровья и долголетия. Популярны стилизованные изображения дракона, слона, льва, черепахи.

Одним из часто встречающихся элементов, который включают в себя бурятские орнаменты, является цветок лотоса как важнейший символ буддийской культуры. Также часто встречаются узоры «бабочка» (около 30 разновидностей изображения), «птица» и «ёлочка».

Также к природным орнаментам относят стилизованные изображения явлений природы (огонь, дождь, ветер) и космических объектов (солнце, земля, звезды).

Геометрические орнаменты

Так называемые молоточные (алхан хээ) узоры напоминают классический древнегреческий орнамент меандр. Такой рисунок наносили на предметы культа и особо важные вещи, его значение – вечное движение мира.

Другие популярные бурятские орнаменты представляют собой плетёный узел (улзы), являющийся символом долголетия, счастья и достатка. Этот символ имеет множество вариаций и может быть нанесён на любой предмет. Таким образом мастер выражает свои добрые пожелания.

Ещё один распространённый древний узор – свастика (хас). Он связан с зимним и летним солнцестоянием, четырьмя сторонами света или четырьмя стихиями, а также движением Солнца вокруг Земли. Как и улзы, это буддийский символ. Свастика, направленная по ходу движения Солнца, считалась оберегом и сосредоточением доброй энергии.

Особое значение бурятских орнаментов выражает важнейший элемент – круг (дугуй хээ), олицетворяющий диск Солнца, а также движение и бесконечность. Его часто изображали на оружии, талисманах и семейных, родовых печатях.

Символика цвета

Бурятские орнаменты, узоры и символы неизменно использовались в сочетании с определёнными цветами, которые также имели своё значение. Самым важным считался небесно-голубой и синий цвет, связанный с божественной силой, а также означающий постоянство и верность. Белый – святость, чистота и счастье. Красный – огонь, свет, тепло, исцеление, красота, радость, и в то же время – борьба, сила, агрессия. Оранжевый – рассвет, возрождение, символ восхода солнца. Зелёный – природа, плодородие, обновление, рост, бескорыстие. Жёлтый (золотой) – солнце, величие, прочность, вечность. Чёрный – самый печальный и неудачный цвет, с которым связаны несчастья, болезни, смерти, опасности, зло. Чаще всего в декоративно-прикладных работах бурятских мастеров используются сочетания красного с жёлтым, синего с белым, зелёного с оранжевым.

Национальные бурятские орнаменты и узоры привлекают взгляд своим ярким, необычным внешним видом, а также древней историей и глубоким символизмом.

fb.ru

О чем рассказывает монгольский орнамент

В монгольских (и бурятских) орнаментах широкое применение нашел геометрический узор, ведущими мотивами которого являются: алхан хээ (молоточный орнамент), шэрэмэл шэрдэгэй хээ (рисунок стеганого матраса), улзы (плетенка, «вечный узел»), хас (свастика), круг.

Орнамент с названием «алхан хээ» называют молоточным, так как и в переводе с бурятского и с монгольского языка «алха» означает молоток. Вариации молоточного орнамента весьма разнообразны, но, по сути, это узор идентичный классическому греческому меандру. 

«Алхан хээ» у монголоязычных народов выражает идею вечного движения. В старину молоточным орнаментом украшались только особо ценимые предметы.

«Дугуй хээ», круг – имеет свое символическое выражение в культурах всех народов, так как изначальным кругом служил диск солнца, и все строилось по этому образцу и подобию. Древний дохристианский знак колеса – знак Солнца. Круг – это единственная линия, которая не имеет ни начала, ни конца, и все точки равно удалены от центра. Центр круга – источник бесконечного вращения во времени и пространстве. Круг представляет небо в противоположность квадрату Земли.

В бурят-монгольском искусстве изображение круга встречается очень часто на изделиях из металла – колчанах, мужских и женских украшениях, на ритуальной одежде, в росписи мебели.

«Хас» (свастика). Слово, составленное из двух санскритских корней: существительного «благо» и глагола «быть» или «состоять», т.е. «благосостояние», «благополучие». Другое толкование слова – санскритское «су» – солнечная птица и божество времен года Астика. Древний солярный знак – один из самых архаичных знаков – указатель видимого движения Солнца вокруг Земли и деления года на четыре сезона. Фиксирует два солнцестояния: летнее и зимнее-годовое движение Солнца, включающее идею четырех сторон света.

Это знак, центрированный вокруг оси, содержит в себе идею движения в двух направлениях: по часовой стрелке и против. Вращающаяся по движению часовой стрелки представляет мужскую энергию, против часовой стрелки – женскую энергию. Имеет при этом нравственную характеристику: движение по солнцу – добро, против солнца – зло. Правосторонняя свастика воспринимается как знак господства над материей и управления энергией. В этом случае поток физических сил удерживается, «завинчивается» с целью управления низшими силами.

Левосторонняя свастика, напротив, означает развинчивание физических и инстинктивных сил, создание препятствия для прохода высших сил. Такая свастика представляется как символ черной магии и негативных энергий. Как солярный знак свастика служит эмблемой жизни и света. Иногда отождествляется с другим солнечным знаком – крестом в круге, где крест является знаком суточного движения Солнца.

Символ “улзы” – см. “Как использовать оберег “бесконечный узел” на АРД.

Свастика была известна в разных частях света, как символ четырех основных сил, четырех сторон света, стихий, времен года. Другое название свастики – «гаммадион» – означает её как состоящую из четырех греческих букв «гамма», первой буквы в имени богини Земли Геи. В этом случае рассматривается не только как солярный символ, но и как символ плодородия Земли.

Хас – в основе произведения совремееного монгольского художника. Кожа. Тиснение. См. “Кожаные произведения искусства – новый монгольский тренд” на АРД.

В Индии свастика традиционно рассматривалась как солярный знак – символ жизни, света, щедрости и изобилия. В форме свастики бытовал деревянный инструмент для добывания священного огня.

Встречается везде, где есть следы буддийской культуры, она была высечена во многих храмах, на скалах, ступах, на статуях Будды. С распространением буддизма из Индии проникает в Китай, Тибет, Японию, Сиам. В Китае, Тибете используется как знак всех божеств, которым поклонялись в школе Лотоса.

Известны в форме свастики две изогнутые взаимоусеченные фрагменты двойной спирали, выражающей символику взаимоотношения Инь-Ян. В Монголии на наскальных и пещерных рисунках, датированных эпохой бронзового века, изображен хас. Чингисхан носил на правой руке перстень с изображением свастики, в которую был вправлен солнечный камень.

asiarussia.ru

особенности, разновидности и история :: SYL.ru

Каждой культуре соответствует определенная группа узоров, которые используются в вышивке на одежде или наносятся в качестве украшения на предметы быта. Эти орнаменты несут в себе глубокий смысл и в своем большинстве призваны охранять своего носителя, а также дарить ему счастье и удачу в делах. В подобных рисунках нет ни одного случайного элемента и цвета, все наносится в строгом соответствии с традициями предков. Только в этом случае узор будет иметь свою силу. Бурятские орнаменты отличаются большим разнообразием, обилием ярких красок и богатой историей. Изучению этих узоров искусствоведы уделяли большое внимание, ведь благодаря подобной тяжелой работе перед специалистами раскрывается культура народа, его традиции, обычаи и легенды. В нашей статье мы подробно опишем бурятские узоры и орнаменты, а также расскажем об их значении и смысловой нагрузке.

Орнамент: разъяснение термина

Прежде чем приступить к обзору бурятских национальных орнаментов, необходимо подробно объяснить, какие именно узоры могут называться орнаментом. Дело в том, что не каждый рисунок становится традиционным и используется повсеместно.

Сам термин “орнамент” пришел к нам из латинского языка. В переводе он обозначает “украшение”, но, как мы уже замечали ранее, не каждый узор может превратиться в орнамент. Под данную формулировку подходит рисунок, выстроенный на повторении и чередовании определенных элементов. Орнамент наносится практически на любые поверхности: тела (в качестве татуировки), здания, домашнюю утварь, одежду, ювелирные украшения и так далее. Часто традиционный узор встречается и в виде украшения на оружии. Особенно это характерно для восточных народов, но используется и среди монгольских племен.

Чаще всего орнамент состоит из реальных стилизованных мотивов либо основывается на разных фантазийных формах.

Значение орнамента: общая характеристика

Семантика бурятских орнаментов, как и многих других, тесно переплетена с религиозными представлениями людей. Изначально подобные узоры использовались в ритуалах служения богам и духам. В каждом орнаменте прослеживается тема представлений человека о Вселенной и своем месте в ней.

Историки считают, что первый орнамент возник еще в эпоху палеолита и развивался параллельно знаниям людей об окружающем мире. Изначально использовать рисунки могли только шаманы и те, кто обладал особыми паранормальными способностями. В дальнейшем право наносить орнаменты получили и простые люди, желающие попасть под их защиту.

Функция орнамента

Рассматривая назначение бурятского орнамента либо любого другого (в мире насчитывается не менее десяти региональных традиционных узоров), стоит иметь в виду, что его древнейшее назначение – это магия. Рисунок выбирался и наносился в процессе специального ритуала в зависимости от того, что было необходимо человеку. В качестве оберега подходил один орнамент, а для привлечения удачи был нужен другой. Специальные узоры были для охотников, женщин, молодых матерей и так далее. Трудно представить какую-либо сторону жизни племени, которая не требовала бы нанесения орнамента.

Разновидность бурятских орнаментов

Каждый традиционный узор того или иного народа имеет несколько вариантов, которые в дальнейшем формируются в группы. Интересно, что специалисты находят много общего между бурятским орнаментом и тем, который был принят у кельтских племен. Обе группы весьма разнообразны, к тому же имеют похожую классификацию. Бурятский народный орнамент искусствоведы делят на четыре вида:

  • геометрический;
  • растительный;
  • религиозный;
  • зооморфный.

В каждую категорию входит несколько разновидностей узоров, все вместе они создают разнообразие бурятских орнаментов, которое поражает воображение буквально с первого знакомства с культурой и традициями кочевых народов.

Еще несколько слов о традиционных узорах

Бурятские орнаменты имеют свое особенное название – “угалза”, которое переводится как “узоры”. Так как каждый национальный рисунок отражает быт и традиции народа, то изучив орнаменты, можно получить полное представление о том, как живут кочевые народы. Интересно, что бурятские узоры перекликаются с орнаментами всех монголоязычных народов. Ученые утверждают, что все кочевые племена когда-то были едины. Эту теорию как раз и подтверждает идентичность традиционных орнаментов.

Геометрические узоры

Данная группа наиболее обширна и представлена четырьмя видами узоров:

  • молоточный;
  • плетенка;
  • круг;
  • свастика.

Все виды геометрических бурятских орнаментов значение имеют сакральное и очень глубокое. Поэтому используются в особых случаях и с определенным смыслом.

Молоточные узоры

Молоточный орнамент у монголоязычных племен наносился только на особо ценные вещи. Такой рисунок еще часто называют “меандр” или “алхан хээ”. Последнее название образовалось от монгольского слова “алха”, которое в точном переводе означает “молоток”. Данный орнамент символизировал движение в широком смысле этого слова. Под ним подразумевается вечный круговорот всего сущего во Вселенной, которая находится в непрерывном движении. Пока оно не останавливается, длится жизнь на планете. Сегодня меандр наносится на различные бурятские изделия довольно часто. Он является одним из самых популярных и распространенных, поэтому чаще всего туристы приобретают сувениры именно с этим узором.

Плетенка

Одним из самых древних геометрических рисунков является плетенка, или улзы – бурятский орнамент, который имеет более десяти вариантов исполнения. Данный узор наносится с пожеланием счастья, благополучия и долгих лет жизни. Часто он становится оберегом для молодой семьи. Стоит заметить, что буряты до сих пор относятся к нему с большим трепетом и уважением. Из всех вариантов улзы наиболее распространен рисунок из десяти глазков. Он всегда располагается в центре композиций и представляет собой клетчатое либо криволинейное переплетение. Нередко данный узор дополнительно украшается растительным орнаментом. Интересно, что в буддизме улзы тоже очень широко распространен. В исполнении монахов он символизирует бесконечность жизненного цикла. В этом узоре проявляется базовое представление буддистов о перерождении человеческих душ.

Дугуй хээ

Круг – это тоже весьма почитаемый символ у бурятов. Такой орнамент называется “дугуй хээ” и символизирует вечный круговорот жизни, а также тепло и солнце. Буряты считали, что с момента рождения до смерти человек идет по кругу, как и все другие живые существа. Примечательно, что у бурятов существует ряд ритуальных танцев, которые исполняются именно по окружности.

Древняя свастика

Свастика – это тот орнамент, который встречается у многих народов на планете. Особенно часто его использовали буддисты, которые подобным узором покрывали одежду, а также стены религиозных сооружений. В общем смысле свастика символизирует единение четырех стихий, сторон света, времен года, а также противостояние противоположностей – светлого и темного, доброго и злого или, например, инь и янь.

Зооморфные орнаменты

Подобные мотивы по популярности не уступают геометрическим, к тому же они, по утверждению специалистов, даже более древние. Буряты изображают обычно животных не целиком, а частями. Каждый из нанесенных на предмет элементов несет свой смысл и изображается с определенной целью.

Зооморфные узоры можно разделить на группы:

  • Табан хушуу мал. Данный рисунок наносится наиболее часто и представляет собой домашних животных, которых издревле разводят кочевники. К ним относятся верблюды, коровы, козы, бараны и лошади.
  • Животные бурятского календаря. До сегодняшнего дня восточный календарь, который используют монголоязычные племена, а в частности буряты, отличается от принятого в Азии. Каждое животное здесь имеет свое название и призвано призвать в дом определенные блага. Например, бишэн (обезьяна) поспособствует развитию творческих способностей, а могой (змея) подарит мудрость.
  • Эбере угалза. Этот орнамент часто называют “роговидный” и он считается одним из самых часто используемых.
  • Хамар угалза. Данный узор чем-то неуловимо напоминает предыдущий, но называется “носовидный”.

Особое почтение у бурятов вызывает изображение льва. Он считается мощным оберегом от злых сил, поэтому часто его вплетают в орнамент у входа в религиозные сооружения. Еще одно животное, пользующееся невероятной популярностью, – это орел. Данный символ становится частью орнамента у шаманов, которые часто общаются с духами. Также известно, что орла называют тотемным животным ольхонские буряты, активно практикующие древний шаманизм.

Растительные орнаменты

Изображать на различных предметах деревья, цветы и листья люди начали в самые древние времена. Изначально подобный орнамент носил магический характер, ведь каждое растение воспринималось как часть природы, а, следовательно, подпитывалось ее силами. Не только буряты, но и многие другие народы использовали элементы растительного орнамента в украшении одежды и предметов быта. В общем смысле узоры, где используются изображения растений, символизируют силу и жизненную энергию. Также они могут использоваться как символ материнства.

Орнаменты данной категории делятся на следующие группы:

  • лиственные;
  • цветочные;
  • лотосовые.

Элементы из последней группы часто встречаются в буддийской культуре. С цветком лотоса изображаются монахи и божества. Для бурятов лотос – это символ возрождения и победы жизни над смертью.

Религиозный орнамент

Подобные узоры весьма разнообразны, поэтому несведущий человек не сразу способен распознать в рисунке религиозный орнамент. Он может быть сплетен из разных элементов, в зависимости от них меняется и смысл изображения. Чаще всего буряты используют следующие элементы:

  • Галэн хээ. Так называются узоры, в которых используется изображение огня. Если кто-то дарит вам вещь с бурятским огненным орнаментом, то, значит, даритель желает вам долгой и счастливой жизни. Также буряты считают, что языки пламени способны связать между собой несколько временных промежутков и помочь увидеть будущее.
  • Холонго. Радужный узор символизирует связь между небесным миром и земным. С помощью этого моста духи могут приходить к людям и принимать участие в их жизни.
  • Соембо. Это очень важный орнамент для всех монголоязычных народов. Он представляет собой солнце и полумесяц, от которых и произошли согласно древним легендам предки кочевых племен.

В современном мире все больший интерес вызывают бурятские орнаменты и узоры. Шаблоны, по которым их можно воссоздать, в огромном количестве размещены в интернете. Их часто используют мастерицы в качестве основы для элегантной вышивки или резьбы по дереву. Но не забывайте о том, что каждый узор имеет свой смысл и должен наноситься к месту.

www.syl.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Back To Top