Разное

Тату настоящий детектив – Что означает тату Раста Коула из Настоящего Детектива?

Содержание

О чем на самом деле рассказывает «Настоящий детектив»

«Настоящий детектив» продолжает жить, HBO заявил о запуске третьего сезона, а Ник Пиццолато, создавший сюжеты двух предыдущих сезонов, уже набросал сценарии для нескольких новых эпизодов. Все это — отличный повод для того, чтобы вспомнить о том, с чего все начиналось и объяснить, о чем в действительности рассказывает первый сезон. Готовы поспорить, что здешние отсылки перевернут ваше восприятие сериала и докажут, что он еще глубже; гораздо глубже, чем кажется. Начнем с самого избитого: Лавкрафтовских мотивов и Вуду, а закончим размышлениями об архетипах шаманизма, манихействе и тайном культе Митры. Но не бойтесь, это не кислая лекция и не припадок поиска глубинного смысла — мы просто разложим все по полочкам, чтобы получить от сериала и его загадок еще больше удовольствия.

Географический детерменизм, ереси и Вуду

«[Атрибуты Барона Субботы]: смерть, гробницы, надгробия, кладбища, мертвые родственники, непристойности, исцеление, курение, употребление алкоголя, разложение».

«Я вижу твою душу в уголках твоих глаз, разъедающая, как кислота»
— «Настоящий детектив»

Действие первого сезона «Настоящего детектива» происходит в Луизиане, штате, который стереотипно славен своими болотами, франкоязычными реднеками каджунами и Сантерией, то есть местной разновидностью Вуду. Выбор места для сериала о затхлом ужасе и культистах выбран настолько же удачно, насколько захолустье штата Вашингтон — для «Твин Пикса». Гнилое место порождает гнилых людей — идея, лежащая на поверхности и прием, известный со времен классицизма, но он работает безотказно.

Сценарист детектива, Ник Пиццолато, сам вырос в Луизиане и чует эту болотистую почву нутром. Та же история о сатанистах, которые справляли свой культ под видом благочестивой христианской общины, при этом насилуя детей и используя кровь кошек — это реальный случай из истории штата. Так что «Настоящий детектив» в какой-то мере основан на реальных событиях, хотя звучит это совершенно безумно.

Заброшенная церковь из сериала, где собирались культисты

Кроме прочего, Луизиана славится своей креольской разновидностью Вуду, Сантерией. Здесь она настолько привычное дело, что в «Настоящем детективе» чернокожий пастор говорит о своей бабке, практиковавшей эту магию, как о чем-то обыденном. Вуду пронизывает эти земли, но Пиццолато не стал им особо злоупотреблять — добавил пару деталей, вроде деревянных фигурок — и все. Примерно на том же уровне можно говорить о мотивах из кельтской мифологии.

Вы наверняка заметили, что многие сельские жители носят французские фамилии, и какого-нибудь голоштанного алкаша могут звать словно французского герцога. Все они — потомки галлов, а не англосаксов, как многие остальные американцы. Жители здешних болот, каджуны — это потомки французских переселенцев еще с тех времен, когда католическая империя Короля-Солнце отправляла за океан преступников, проституток, мошенников и, конечно же, еретиков.

Кернунн

В этом смысле рогатая фигура, отсылающая к кельтскому богу Кернунну, выглядит вполне органично. Можно представить, как французские переселенцы-двоеверцы, переплывая океан, привезли с собой древние предания старины, а без контроля Папы сразу же ударились в ярый культизм. Сразу же возникают ассоциации с катарами, ушедшей в подполье французской ересью, которую католическая церковь обвиняла в поклонении котам и человеческих жертвоприношениях. Точно так же, как и Раст Коул, катары верили в то, что «Конец Света», в принципе, уже произошел, так что Земля — это царство чистого зла, а смерть дает ангельское успокоение. За это их называли «манихейцами», но об этом ниже.

Что такое «Желтый Король», «Каркоза» и «Хастур»,
которых упоминают в «Настоящем детективе»?

«Падая, я услышал, как вскрикнула Тэсси, и душа вылетела из ее тела, и в это мгновение я страстно желал одного — последовать за ней, ибо знал, что Король в Желтом уже распахнул свою изорванную мантию, и теперь оставалось только молиться Богу».
— Роберт Чемберс «Желтый знак»

Не факт, что Пиццолато изначально пытался нашпиговать сериал всеми этими историческими отсылками, но вот что здесь есть точно, так это прямые и прозрачные цитаты из Лавкрафта. Точнее, все гораздо интереснее, чем просто дань уважения мастеру ужасов (этим-то сейчас никого не удивить). Сценарист включился в великолепную литературную игру, которую до него начали несколько классиков.

Все, кто смотрел первый сезон «Настоящего детектива», помнят такие загадочные понятия, как «Желтый Король», «Хастур» и «Каркоза». Однако не все бросились гуглить эти слова, считая что они — просто творческое порождение ума сценариста. На самом деле, за ними кроется целая литературная традиция.

Изначально, все эти понятия были никак не связаны. Хастура и Каркозу создал американский писатель и автор «Словаря Сатаны» Амброс Бирс. Хастур в его рассказе был нейтральной сущностью, неким древним божеством, которому поклонялись пастухи. Каркоза же — заброшенный древний город, в котором пребывает душа умершего героя. По сюжету тот не сразу понимает, что мертв уже сотни лет и бродит в руинах Каркозы, в которой некогда жил. В «Настоящем детективе» психопат Реджинальд Леду, перед тем, как его пристрелил Марти Харт, говорит Расту о том, что тот уже давно в Каркозе. По его словам, вся история идет по кругу, и Коул позже перенимает эту идею.

Каркоза

После Бирса образ Хастура «подхватил» писатель Роберт Чамберс. В его сборнике мрачных рассказов «Король в желтом» герои читают одноименную пьесу и сходят с ума. После этого они начинают обсуждать загадочного Хастура и приход Короля. Кроме прочего, в пьесе фигурирует песня о загадочном месте под названием «Утраченная Каркоза». Кто таков этот Желтый Король не уточняется. Кроме позаимствованных имен, в сериале есть и прямая цитата из рассказа «Маска» все того же цикла. В этой истории есть момент, когда героини просят снять незнакомца маску на маскараде, но с ужасом понимают, что никакой маски нет, это и есть его настоящее лицо. В этот момент они кричат то же самое, что жертва Желтого Короля из «Настоящего детектива», которую пытается допросить Раст: «Это не маска, это не маска!».

Лавкрафтовщина

«Существует, например, тайный культ сатанистов (вы, как эрудированный в области мистики человек, поймете, если я свяжу их с Хастуром или Желтым Знаком)».
— Лавкрафт, «Шепчущий во тьме»

Затем эстафету подхватил Лавкрафт и его последователи. В его мифологии все три элемента соединились в одну систему. Так Хастур был объявлен одним из Древних Божеств, наряду с Ктулху. Из рассказа «Обитающий во тьме» становится ясно, что он — обитатель совершенно иных миров и в нашем измерении выглядит как темный закрученный вихрь (хотя с тем же успехом это мог быть и Ньярлатхотеп). Собственно говоря, его-то и видит Раст Коул, пробравшись в логово серийного убийцы. Таким образом, изображение спирали, появляющееся то на теле жертвы, то в материалах дела — не просто символ Хастура, это, в прямом смысле, — его стилизованный «портрет».

Согласно Лавкрафту, Хастур оставляет на костях убитых желтые следы. На лбу у этого скелета из святилища в «Настоящем детективе» есть и желтые следы и метка Хастура

Кроме того, у Лавкрафта культисты, поклоняющиеся Хастуру, также как и культисты сериала (и луизианские сатанисты из реальной истории!), используют для прикрытия именно христианские церкви — это очень важный момент.

С Хастуром более или менее понятно. Но если он — высшая ипостась зла, то кто такой «Желтый Король», о котором в сериале так часто говорят люди, знающие о тайном культе? Согласно лавкрафтианской мифологии, это и есть Хастур, но в его профанном виде, то есть аватар, созданный для обращения к смертным. С этой точки зрения любопытно взглянуть на «убийцу со шрамом», Эррола Чилдреса, которого в последней серии убивает Раст Коул. С одной стороны, он не может быть Желтым Королем, поскольку этот жирный вырожденец явно не дотягивает до божества. С другой стороны, речь идет об аватаре, а он способен выглядеть как угодно — ведь это всего лишь оболочка, созданная для мира смертных.

Игра в доисторические архетипы

«Будущий шаман должен быть непременно мрачным и молчаливым существом»
— Мирча Элиаде, «Шаманизм. Архаические техники экстаза» — монография.

«Я — всего лишь парень со здоровенным хером»
— Детектив Марти Харт,

Архетипы — это устойчивые образы, которые постоянно воспроизводятся в культуре. Они прошиты в нас, так что не обязательно осознавать их, чтобы регулярно использовать. Любое творчество, в итоге, опирается на них. Задумывал ли так Пиццолато изначально при создании сценария, или нет, но Детектив Раст Коул и его напарник, Марти Харт — это воплощение двух древних, идущих еще со времен первобытности, архетипов. Раст, в этом смысле, — архетипичный шаман, а его твердолобый и вспыльчивый напарник Харт — воин.

При этом оба архетипа — довольно распространенное явление, «Настоящий детектив» тут совершенно не уникален. С воином все понятно — бери абсолютно любого маскулинного персонажа — и он по определению воплощает этот архетип. Половина всех современных фильмов (и почти всех видеоигр) основана на нем, но это не значит, что авторы делали это намеренно. С шаманом все труднее, но не слишком: тот же Гэндальф, Гарри Поттер или Иисус (извините, но это так) и прочие культурные герои, связанные с потусторонними силами, — подтверждение того, насколько популярен этот образ. Раст Коул не стал исключением, просто его герой оказался намного сильнее привязан именно к первобытному и «чистому» архетипу.

Особенность Коула в том, что он воплощает полный набор свойств архетипа и поэтому так архаичен и необычен для современного кино. Раст, как и положено шаману, постоянно «видит духов» — флешбеки, которые достались ему от тех времен, когда он, будучи под прикрытием, плотно торчал на наркотиках. Раст пережил то, что называется «шаманской болезнью» — мы помним, что в свое время он провел немало времени в психиатрической клинике. Кроме этого, у него есть и многие малые атрибуты шамана, вроде нелюдимости и мрачности, экстравагантного поведения, жажды аскетизма и умения моментально «отключаться» от окружающей действительности. Именно так человечество всю историю представляло себе человека, который общается с духами. Даже если речь идет о наркотическом приходе или шизофрении.

Раст Коул встречает Хастура, или, если угодно, первобытную тьму.

Но и это — не весь набор свойств. Пиццолато в создании образа Коула словно работал по какой-нибудь монографии и решил напичкать своего героя чуть ли не всеми возможными атрибутами шаманизма. Раст несколько раз проходил обряды инициации — достаточно посмотреть на его подпольные партаки, которые он сделал себе, чтобы сойти за своего в бандах. Также он сильно связан с метафорой маски: его герой постоянно выдает себя не за того, кто он есть на самом деле — то за скучного хилого «фискала», то за опустившегося пьяницу, который устал от жизни, то за бандита, то за надменного копа-нигилиста. Возможно, именно поэтому ему удается распутать дело с «Желтым Королем»: он сам знает, каково это — быть в маске и по-своему может понять логику, которой следуют члены культа.

Однако самый яркий атрибут шамана, который есть у Раста, но отсутствует у большинства менее архаичных персонажей, — Коулу все это претит. Классический шаман не хочет быть таковым — духи насильно вовлекают его в это ремесло, насылая болезнь и ломая волю человека. И из этого следует одна из самых захватывающих идей, заложенных в сериале.

Культисты, в действительности, — невероятно близки Коулу. Они — словно его же уродливые и хилые копии. По иронии поклонники Желтого Короля готовы на все, вплоть до убийства и ритуальных изнасилований детей, лишь бы достичь того, что Расту досталось даром, да еще и против его воли. В общем-то, культисты — тоже архетипичные персонажи, только более «цивилизованные» и не такие древние. Если шаман — это порождение первобытной культуры, то образ представителей тайных культов сложился позднее. Так же как и в сериале, они — жрецы, которые вынуждены молить своего жестокого бога, чтобы он ниспослал им дары, которые когда-то, во времена дикарства и близости людей к природе, тот раздавал даром.

Следы Манихейства

«Смерть создала время, чтобы взрастить те вещи, которые потом убьет»
— Раст Коул

«Человек — это порождение демонических сил в их самом отвратительном воплощении. Вряд ли существует более унизительный и трагический миф о происхождении человека»
— Мирча Элиаде о догматах манихейства, «История веры и религиозных идей. Том 2»

Кроме архетипов, в «Настоящем детективе» прослеживаются некоторые невероятно любопытные отсылки к древним религиям, а именно: манихейству и культу Митры. Некоторые критики даже однозначно назвали сериал «манихейским», так что тут я не одинок в своем мнении. Разве что сюда же стоит добавить влияние митраизма, которое, кажется, мало кто заметил.

Манихейство — это религиозное учение, возникшее во II веке нашей эры в Персии и распространившееся от Европы до Китая. Когда-то оно было невероятно популярно и имело все шансы стать мировой религией, вытеснив христианство. Манихейство вобрало в себя элементы христианства, зороастризма, буддизма и гностичских культов, бытовавших в то время. Однако получившаяся в результате смесь оказалась действительно уникальной.

Иисус, изображенный как манихейский пророк, сидящий на лотосе, словно Будда

То, что говорит пессимистично настроенный Раст Коул, во многом повторяет догматы этой религии. Манихейцы верили в абсолютный дуализм Вселенной: добро по их представлениям воюет со злом, и это не сказать, чтобы оригинальная идея. Но вот что было действительно уникальным — так это пессимизм манихейцев. Они считали, что весь материальный мир и люди, в том числе, — это порождение чистого зла и хаоса. Бог в каком-то смысле поучаствовал в создании человечества, но сделал он это лишь обороняясь от демонических сил. Иными словами, божество этой религии — эгоистоично и озабочено только своим спасением, а человечество — всего лишь нежеланное дитя и перепачканный кровью инструмент борьбы добра и зла. Что характерно, окончательный исход этой борьбы неочевиден, так что хаос теоретически еще и может ее выиграть. Как и Раст Коул, многие манихейцы предпочитали не размножаться, чтобы не вводить в этот отвратительный мир еще одно страдающее существо.

Земные боги, взятые в плен и пытаемые Древними Божествами, — совершенно архетипическая тема.

Гниющая Луизиана «Настоящего детектива» — идеальная иллюстрация манихейского представления о мире. Во всем сериале, в общем-то, нет ни одного однозначно положительно персонажа. Даже маленькая и «невинная» дочь Марти играет куклами в изнасилование и рисует сексуальные сцены, подтверждая, что человек изначально появляется на свет порочным и демоническим.

Сам пророк Мани, создавший эту доктрину, умер в полном согласии с ней. По одной версии он погиб от голода и пыток в застенках, по другой — с него заживо сняли кожу, по третьей — Мани был распят, что в те времена было довольно распространенным видом казни.

Не менее яркий намек на манихейство — это синкретичность мировоззрения Раста. Он держит дома христианский крест, но вместо того, чтобы молиться, медитирует на него, словно буддист, и при всем этом его убеждения щедро сдобрены пессимизмом. Для его напарника Марти Харта, выросшего в протестантской среде, это выглядит невероятной дикостью. Но для манихейца, чья религия основана на сплаве христианства и буддизма, да еще и в мрачной смеси с обреченностью, действия Коула казались бы едва ли не единственно верными.

Культ Митры

«Посвящаемым завязывали глаза, а окружавшая их толпа неистовствовала, подражая крикам воронов, хлопанью крыльев, львиному рыку. Некоторым мистам связывали руки куриными кишками, и они должны были перепрыгивать через ров с водой. Затем приходил некто, вооруженный мечом, разрезал кишки-путы и объявлял себя освободителем […] затем его лоб клеймили каленым железом»

— Мирча Элиаде об инициации в культе Митры, «История веры и религиозных идей. Том 2»

Обряд инициации в культе Митры

Еще один вероятный источник вдохновения Ника Пиццолато — культ Митры, зародившийся и пришедший к триумфу примерно в то же время, что и манихейство. Изначально Митра — иранское божество солнца, но, попав в античную культурную среду, оно начало мутировать, пока не превратилось в отдельный и совершенно уникальный культ, который распространился от Шотландии до Малой Азии.

При всей своей популярности, культ Митры был тайным и отличался достаточно странными и таинственными атрибутами. Вступить в него мог почти любой (но предпочтение отдавалось воинам), однако каждый был обязан поклясться не разглашать секреты учения. Тайные культы по определению не могут быть широко распространенными, но эта религия имела одно ключевое допущение: любой митраист имел право соблюдать ритуалы других религий, если это помогало сохранению конспирации. Такая позиция, понятное дело, особенно пугала христиан, которое в это же время боролись за власть над миром. Если любой человек может спокойно ходить в церковь, при этом оставаясь тайным членом культа Митры, то не значит ли это, что такой культ создал сам Сатана?

Желтый Король в крепости культистов

Особенно дьявольскую природу митраизма «подтверждал» тот факт, что они молились в подземных храмах, пещерах, или же святилищах, изображавших пещеру. Удивительнее всего, что это не было связано с гонениями, как в случае с ранними христианами, которые прятались в римских катакомбах. Сам Митра завещал молиться ему под землей. Разумеется, последователей культа обвиняли во всех возможных грехах. С приходом христианства было принято считать, что митраисты приносили в жертву людей и проводили оргиастические ритуалы. Пропавших без вести людей, особенно детей, часто объясняли деятельностью культа.

Ритуал в духе культа Митры с масками в стиле Вуду — вот это и есть настоящий синкретизм

Точно так же как и Желтый Король в «Настоящем детективе», Митра был особенно благожелателен к воинам, аристократии и правящей верхушке вообще. Так, например, считалось, что римский император Коммод участвовал в мистериях и даже лично принес в жертву человека, чтобы подняться в иерархии митраизма на новый уровень.

И вот здесь мы снова возвращаемся к загадочной Каркозе. Ее упоминает спятившая служанка, работавшая в доме местных воротил, Таттлов, которые стоят за деятельностью культа. Этим местом оказывается заброшенный полузасыпанный землей форт, заполненный костями жертв, в котором проводились обряды культа. Кроме того, что Каркоза, как мы помним, взята из мифологии Бирса, Чамберса и Лавкрафта, она крайне напоминает об одном невероятно любопытном для нас культовом сооружении. Речь идет о митрариумах, подземных куполообразных храмах Митры. Достаточно посмотреть на фото, чтобы проникнуться тем, насколько заброшенный форт, приукрашенный фантазией Пиццолато, напоминает митрариум.

Митрариум

Кроме прочего, противники культа Митры утверждали, что в разграбленных ими святилищах они непременно находили залежи костей, оставшихся от человеческих жертвоприношений. Насколько это правда и можно ли судить об этом по словам представителей победивших религий — отдельный вопрос. Вне зависимости от правды, Каркоза из «Настоящего детектива» поразительно напоминает митрариумы из легенд о культистах.


Сериал «Настоящий детектив» оказался настолько полон невероятных загадок и отсылок, что разгадывать его как головоломку оказалось едва ли не интереснее, чем следить за судьбой героев и их расследования. Что мы выяснили в итоге? Абсолютно точно, что создатель сериала, Ник Пиццолато, вдохновлялся культами Вуду и Сантерии, а также прямо цитировал произведения классиков хоррора. Он включился в литературную эстафету, подхватив идеи Лавкрафта и подарив истории о демоническом Хастуре, его аватаре Желтом Короле и Каркозе совершенно новое измерение. Помимо этого, Пиццолато придал своим главным героям, Расту Коулу и Марти Харту, четкие архетипические черты шамана и воина. Причем, оба архетипа использованы по максимуму — и Раст и Марти словно слеплены из доисторического мифа.

Самая неочевидная часть истории — это ее связь с древними культами — манихейством и митраизмом. Смрадные болота Луизианы и философия Раста Коула идеально подходят для иллюстрации догм манихейства, тогда как тайный культ Митры подарил «Настоящему детективу» образ полупоздемного храма, забитого костями похищенных, а также изображения инициаций, где люди в масках животных истязают жертву.

disgustingmen.com

Отрава: klavdiaivanovna — LiveJournal

В диалоге про психосферу (3’33”)
я, скорее, на месте Мартина — но иногда можно и пересесть, чтоб увидеть окружающий мир с иной точки зрения:

В ожидании финала нового сезона вспоминаю финал старого и реакцию на него многомильённой аудитории. Распространённое мнение:

– 1-й сезон был крут
– хорош крутой философией/ крутым эшеном/ крутым психологизмом (выбор критерия крутизны – на вкус зрителя)
– но финал оказался каким-то странным. То есть не таким, как зритель/ница ожидал/а. Ну прям совсем не таким. Надо другой. Не додали!

Лично меня финал устроил более чем. Чем? А вот чем:
« Идеальный баттхертогенератор ».

Тем не менее, любопытно прочесть статью (о ней чуть позже), в которой анализируется путь к финалу 1-го сезона. Путь, обозначенный символами.

Сакральными символами старый сезон был перенасыщен. Примеры – там:
Вопрос про True detective.

Кстати, ответ на тот вопрос нашёлся в Q&A журнала Medium.

НВО: Вы говорили, что новый сезон – про “плохих парней, сильных женщин и тайную оккультную историю американской транспортной системы”. Так и будет?

Пиццолатто: Извините, нет. Плохие парни и сильные женщины остались, но не будет оккультной истории о транспортной системе. Комментарий был дан на раннем этапе, и, в итоге, я отбросил ту идею ради глубокой разработки характеров и более заземлённой криминальной истории.
Я почувствовал, что задуманная первоначально запутанная историческая конспирология отвлекает от героев, от их реальности. Но именно эти люди воплощают тот мир, ту историю, которую надо увидеть.

(Подхватывая тему more grounded, интересно отметить, как метафизическая тема “отравленной психосферы” просочилась в новый сезон темой отравленной, в буквальном смысле, земли.)

HBO: Сохранится ли в новом сезоне пугающая готическая атмосфера предыдущего?

Пиццолатто: Готический ужас, которым дышит прибрежный ландшафт Луизианы, не слишком подходит для этих мест.
(Пиццолатто живёт в Калифорнии.)
У новых пейзажей – свой, уникальный голос, они выбивают из колеи по-другому. Хотя в новом сезоне нет ничего оккультного, этому миру свойственна своя дезориентирующая психология, и у каждого из персонажей – свой вид сверхъестественной реальности, с которой приходится сражаться.

По-моему, особые, личные демоны действующих лиц раскрылись во всей красе. Равно как и ангелы (люди вынуждены бороться и с личными ангелами, таков уж мир Ника Пиццолатто).

И ландшафты хороши. Хороши ужасно, зачот.

Интересно будет сравнить финалы – особенно в свете заявленных в интервью намерений.

Уверена, будет масса недовольств: и тем, что недодали, и тем, что передали. Зачем нужны были все эти долгие взгляды, крупные планы, побочные сюжетные линии – как повисшие в пустоте оборванные нити и дороги, ведущие в никуда?
Зачем персонажи, не причастные к разгадке? К чему ваще вот это всё?
Хехе.

А пока – вышеупомянутая статья про символы. Как раз о том, что могло бы показаться кому-то ненужным и лишним, а данному реципиенту явилось самой сутью послания. Наглядный пример заразительности
философской интоксикации Раста Коула
и проникающей силы символических образов, овладевающих массами (в данном случае – телезрителей).

Под катом – краткий пересказ. Очень краткий – не в смысле “короткий”, а в смысле “сильно сокращённый”. И весьма вольный, да простит меня автор. Почти одни картинки остались, но уж они-то красноречивы.

Тизеры:
– Зачем выставили напоказ труп первой найденной жертвы?
– Кто стал жертвой в семье Марти Харта?
– Убийца есть жертва, аминь.

Оригинал – там:
The Deeper Meaning of “True Detective” – Season One


Восемь серий подряд тру_детективы расследуют ритуальные убийства, совершённые, по слухам, сильными мира сего.
Неделя за неделей фанаты шоу изучают под лупой мельчайшие детали и строят конспирологические теории, пытаясь разгадать загадку.
И вот финал. Никаких внезапных перевёртышей (типа «преступник – один из сыщиков»), никаких шокирующих заговоров мировой закулисы. Убийца – быдло. Тупая, неопрятная деревенщина. Сыщики его уже видели ранее.
Многие были разочарованы.

Оглядываясь назад, можно спросить: зачем некоторые сюжетные линии, не имевшие прямого влияния на окончательный результат расследования, были развёрнуты столь широко? Например, семейная история Марти Харта? Может быть, эти ответвления сюжета имеют значение, которое выходит за рамки криминальной фабулы? И там есть нечто, касающееся всех нас?


Труп женщины: обнажённная, связаннная, с ножевыми ранами на животе. На голове – “терновый венец” с рогами.


На спине – татуировка “спираль”, символ секты убийц.

Рядом со страшной находкой – пирамидки из палочек, стянутых верёвкой.


Преподобный говорит детективам: это – “ловушка для дьявола”, чтоб не подпускать его близко.


Пока преподобный объясняет, что такими ловушками “дети балуются”, камера фокусируется на двух палках, связанных верёвкой – в форме креста. Крест ассоциируется с детскими оберегами. Предчувствие связи “ловушек” с лидерами луизианских церквей.
 

РАСТИН КОУЛ И ПСИХОСФЕРА.

Коул – вечный аутсайдер. Какой-то нездешний. Видит незримое. Бывает, видит человека насквозь и вскрывает одним точным вопросом. У него есть шестое чувство.

В первой же серии Коул произносит фразу, которая может стать ключом ко всей истории в целом.

“Got a bad taste out there. Aluminum, ash, like you can smell the psychosphere”.
– У здешних мест плохой привкус. Алюминий, пепел… как будто ты чуешь запах психосферы.

[Если вы знаете термины психосфера, ноосфера, коллективное бессознательное и вам знакомы имена Говарда Лавкрафта и Антонена Арто, то стоит внимательно прочитать оригинал статьи именно в этом месте. Если же не знаете, то, м.б., лучше и не знать. Меньше знаешь – лучше спишь. Смысл длинной терминологической справки сводится к тому, что:]

труп, обнаруженный тру-детективами, был выставлен напоказ, чтобы привлечь массовое внимание.

Массовое внимание вызывает массированные возмущения психосферы, наполняя её (в данном случае) токсичными эмоциями тревоги, страха и отвращения.

Сатанинский ритуал обнародован, чтобы шокировать и травмировать массу народу. Т.е. преступление не только является продуктом тлетворной психосферы – оно эту психосферу ещё и накачивает.
Отравой.

Автор статьи не чужд социальной алхимии и приводит цитату, которую спрячу под спойлер. Если вам знаком термин “нигредо” – там ничего нового. Если незнаком, но очень хочется – переведёте сами.

[Secret Societies and Psychological Warfare]“[Some murders] are ritual murders involving a cult protected by the U.S. government and the corporate media, with strong ties to the police.

Such killings are actually intricately choreographed ceremonies; performed first on a very intimate and secret scale, among the initiates themselves in order to program them, then on a grand scale, amplified incalculably by the electronic media.

In the end what we have is a highly symbolic, ritual working broadcast to millions of people, a Satanic inversion; a Black mass, where the “pews” are filled by the entire nation and through which humanity is brutalized and debased in this, the ‘Nigredo’ phase of the alchemical process.“

Вот о чём, на самом-то деле, этот ваш “Тру детектив” – утверждает автор.

 

В наши дни Коул пьёт баночное пиво и курит.
“Алюминий и пепел”…
15 лет назад вкус психосферы был ему отвратителен – теперь она пропитала его, стала его частью.

 

Через всё повествование проходит в разных вариациях один и тот же образ: пятеро мужчин вокруг девочки.
Пятеро мужчин во время сатанинской церемонии своими телами обозначают пять вершин пентаграммы.

Символ ритуального осквернения чистоты.

Осквернение символически транслируется в психосферу, и психосфера отравляет людей исподволь, на бессознательном уровне.

Кто виноват? “Оккультная элита” – убеждён автор.


Найденное видео: пятеро мужчин в масках насилуют и приносят в жертву маленькую девочку. Ритуал записан на плёнку: элита любит снафф.


Фото, которое заметил Коул при визите в дом пропавшей девочки: она в окружении пяти мужчин в масках.

[Живые символы беззащитной невинности:]

Дети уязвимы и перед зримой, и перед незримой силой.
Разлагающий эффект ядовитой психосферы сказывается, прежде всего, на детях.


Дочка Марти, Одри, расставила вокруг голой куколки пять кукольных мужчин. Позже мы увидим, как тонко увязан этот персонаж с ритуалами.


Во время допроса Коул скручивает из баночной жести пять человеческих фигурок и расставляет их в круг ( в пентаграмму?).
Не является ли это скрытым признанием, что он так и не настиг настоящих преступников?
 

Люди не могут не реагировать на психосферу, потому что живут в ней. Она влияет на их поведение, их мораль и жизненные ценности.
 

МАРТИН ХАРТ И ЕГО СЕМЬЯ

“Раст” – ржавчина, распад; “Харт” – сердце.
Семья Харта не имеет отношения к расследованию, но в сериале ей уделяется много времени. Мы наблюдаем не просто “развитие персонажа”, а эволюцию семьи под влиянием порочной психосферы и тех, кто её нагнетает.
Дочь Мартина, Одри, не знакома с теми, кто практикует ритуалы. Но она словно резонирует с ними. Сперва те самые куклы, потом – картинка:


Мужчина в маске щупает женщину, чьи руки (связаны?) за спиной.


Тиары с лентами на дочках Харта напоминают о венце из рогов, который надевают на жертв во время сатанинского ритуала.


На этот раз тиара на дереве, а не на жертве под деревом.

Хотя саму Одри не принесли в жертву с рогами на голове, её душа, похоже, испорчена, и трансформация из невинной девочки в шалаву демонстрирует пагубное воздействие отравленной психосферы.


Она выросла такой, как опасался её дед (“I’ve seen kids today. All in black, makeup on their faces. Everything is sex”). “Шлюха” – бросает ей в сердцах Харт.
 

СПИРАЛЬ – ЗНАК ОККУЛЬТНОЙ ЭЛИТЫ.

В этом разделе автора статьи понесло по кочкам. Про оккультную элиту, которая правит миром, излагать не буду, а скриншоты годные, скриншоты скопирую.


Реджи Леду, служитель Сатаны (а точнее, его марионетка) с татуировкой: Бафомет, вписанный в перевёрнутую пентаграмму.


Идя по следу лесного убийцы, детективы обнаружили, что за жертвоприношениями детей маячит тень одной из влиятельных луизианских семей.

Сильные мира сего – высокопоставленные политики, религиозные деятели. Эта династия – Таттлы – царит в здешних краях уже много-много лет, пустила корни в болотистую почву и широко раскинула ветви.

Опускаю отсылки к Жёлтому королю, Каркозе и опять к Лавкрафту – об этом уже все и всё перетёрли, и перехожу к герою последней серии, к гнилому яблочку на фамильном древе Таттлов. Интересная позиция у автора.

ЭРРОЛЛ ЧИЛДРЕСС – МАРИОНЕТКА ЭЛИТЫ


Шрамы на лице, как печать отверженности.


Спираль! Выжжена на загривке как тавро. Да он же [замечает автор статьи] жертва, травмированная жертва, а не председатель клуба.


Шрамированный сатанист нарезает круги на газонокосилке. Чоткая спираль получается! У всех на виду. Ну любит он это дело. Вовлечён и предан. Запрограммирован.
Вот так и оккультная элита безобразничает, но никто в упор не видит. “Имеющий очи” – намекает автор – “да узрит”.

Зловещий дурачок говорит разными голосами с разными акцентами, что подчёркивает его расщеплённость.


Множество кукол, сваленных в кучи в его лачуге (в том числе и обезглавленных), символизируют (по мысли автора статьи) не только психиатрический диагноз “диссоциати́вное расстро́йство иденти́чности”, но и безвольную жертву контроля сознания.


Ну, и венцом интерпретаций является кадр из опенинга: детская голова спроецирована на телефон из жилища убийцы.
“Символ контроля сознания” – заключает автор.

[ конец пересказа ]

 

ФИНАЛ

Незаконнорожденный отпрыск могущественного сатаниста ликвидирован.
А династия сатанистов по-прежнему процветает.

“Генеральная прокуратура и ФБР отрицают связь, которая, по слухам, существует между убийцей и семьёй сенатора Луизианы Эдвина Таттла.”

Вербально – “подлинное зло осталось безнаказанным”.

Но вспомните, какая музыка звучит в этот момент. И какой образ возникает на экране. Чей облик просвечивает через лицо Раста Коула.

В той точке, где сквозь мрак светится окно палаты реанимации, криминальная история завершилась.

И сказанное другу
“свет побеждает” –
стало уже послесловием.

 

klavdiaivanovna.livejournal.com

Растин Коул | Настоящий детектив вики

Растин Коул

Полное имя:

Растин Спенсер Коул

Другие прозвища:

Крэш (“Железные крестоносцы”)

Национальность:

Проживание:

штат Луизиана

Место работы:

Полиция Луизианы

Род деятельности:

детектив отдела убийств

бармен
мотоциклист
криминал

Появление:

Сезон 1, в 8-ми эпизодах

Играет:

Мэттью Макконахи

Растин Спенсер “Раст” Коул — детектив отдела убийств в полиции штата Луизиана. Вместе со своим напарником Мартином Хартом он является главным действующем лицом первого сезона сериала True Detective.

    Биография

    Общие сведения

    Растин Коул — талантливый детектив, которого уважают за его преданность работе и за его способности выбивать признания даже из самых стойких преступников. Он всегда носит с собой большой учетный журнал, за что его прозвали сборщиком налогов.

    Однако, у него есть проблемы психологического характера, и он страдает бессонницей.

    Ранние годы

    Коул родился в штате Техас, но его семья переехала на Аляску, где он и вырос. Он был женат и имел двух дочерей, но одна из них погибла в дорожном происшествии, после чего он впал в алкоголизм и развелся с женой. Когда его перевели в отдел борьбы с наркотиками, он сам стал стал членом банды по перевозке наркотиков. Однако, генеральный прокурор штата пообещал не сажать Коула в тюрьму, если он пообещает помогать полиции в расследовании дел о наркотических картелях. Позже он был переведен в отдел убийств штата Луизиана. У него нет друзей, и он полностью отдает себя работе. Иногда он напивается.

    Расследование о “Жёлтом Короле”

    С дела о “Жёлтом Короле” начинается первый сезон сериала. Коул и его напарник Харт находят убитую женщину, с которой снята одежда но надета “корона” из оленьих рогов. Коул уверен, что она не первая жертва серийного убийцы.

    Поздние годы

    В 1995 году напарником Коула стал Мартин Харт. Вместе они работали над многими расследованиями, в том числе над делом о “Жёлтом Короле”, пока в 2002 году жена Харта Мэгги не изменила ему с Коулом. После этого они перестали общаться на десять лет. Но вновь сплотило их завершение расследования о “Жёлтом Короле”, в результате которого оба оказались раненными и провели много времени в больнице друг с другом.

    После событий в доме Чайлдресс, в ходе который он чуть не умер, Коул нашёл новый стимул к жизни.

    true-detective.fandom.com

    Анатомия True Detective

    Если смотреть True Detective как очередной процедурал, он покажется безумно скучным набором отработанных HBO-штампов. Главная причина, по которой сериал был так тепло принят критиками и так восторженно зрителями, кроется в том, что множество деталей, отсылок и аллюзий ложатся у них на подготовленную почву — культурные феномены. Однако окончательно понять True Detective сможет лишь тот, кто имеет в своем багаже огромный пласт ещё и литературных знаний. Инспектор поможет разобраться в ключевых моментах сериала, с помощью которых можно взглянуть на творение Ника Пиццолато намного шире.

    Общая справка

    Сериал-антология: Пиццолато большой поклонник жанра. По его мнению, у ТВ-драм есть прекрасное начало, затянутая середина и скомканная из-за этого концовка. Поэтому он сразу задумывал по истории на сезон – история должна быть завершена. Более того, сколько бы Ник не переводил разговор о втором сезоне, журналистам удалось вытянуть одну важную вещь. Помните AHS с его вечно повторяющимся набором актеров? У Ника схожая идея. Правда, для него важны не актеры, а место действия.

    Сценарий: изначально Ник хотел написать книгу. А затем, в процессе создания истории понял, как хорошо бы она смотрелась на экране.

    Рокировка: роль Марти изначально предложили МакКонахи. Мэтью внимательно прочитал сценарий, понял, что как бы ему ни был близок герой Харта, Раст Коул – то, что он никогда не пробовал. Поэтому он сказал, что готов играть Марти, но предпочел бы Раста. А роль Харта МакКонахи почти насильно впарил своему добрейшему приятелю Вуди Харрельсону. Результат вы видели сами.

    Место действия: Луизиана. Маленькие южные города – не самый стандартный выбор голливудских дельцов.

    Правда и истина – главная тема не только первого сезона, но и всего сериала. Поэтому не волнуйтесь, философские разговоры из шоу с уходом Раста никуда не денутся.

    Литературные отсылки

    «Король в Жёлтом» — мета-книга Роберта Чамберса, 1895 года. «Королём в Жёлтом» называли некую пьесу, после чтения которой герои сходили с ума.  В пьесе показано падение целого слоя людей высшего общества — маскарад, который посещает незнакомец без маски. Герои пьесы сходят с ума от истин Вселенной, ужасающих и безысходных. Особая заслуга книги в том, что «Король» повлиял на множество знаменитых авторов, начиная от Лавкрафта, заканчивая даже Джорджем Мартином, поэтому в сериале можно найти отсылки и к их произведениям.  Кстати, благодаря сериалу, некогда малоизвестная в широких кругах книга взлетела в Топ-10 самых продаваемых на Амазоне.

    Также Жёлтый Король — персонаж сериала, и тогда особенно любопытна его в книге его реплика: «Страшно впасть в руки Бога живаго». В Библии у цитаты был свой смысл, но в рамках сериала фраза идеально описывает архи-злодея.

    Черные звёзды: в пьесе «Король в желтом» действие происходит в мире под двумя солнцами и черными звездами. Звезды – повторяющийся мотив в сериале. Они были в дневнике Доры, даже в виде татуировки одного из её друзей. В мире двух солнц звёзды служат более надежным проводником, не так ли?

    Каркоза: вымышленный город в пьесе, процитированный в дневнике Доры Лэнг. Однако стоит поднапрячь память/порыться по источникам и выясняется, что Каркоза — вовсе не изобретение Чамберса. За четыре года до создания «Короля» другой хоррор-писатель Амброза Бирса выпускает рассказ «Житель Каркозы», в котором город фигурирует как таинственное место рождения главного героя. Вспоминаем мотив «повторяющегося времени» в сериале, так как герой осле смерти вновь возвращается в тот же город. Далее в «Короле» Каркоза приобретает ещё более зловещий оттенок. Город расположен не на Земле, а в звездном скоплении Гиад, т.е. «служит окном в иной мир». Перед смертью Реджи Леду в сериале говорит Расту: «Теперь ты в Каркозе».

    Стивен Кинг: ещё один маэстро, чье творчество повлияло на создателей сериала. Ну а как не – Кинг лучший из тех, кто вытаскивал на свет самые потаенные страхи. Монстры Кинга – это монстры особой категории, бесчеловечные, окруженные аурой мистики и тайны, зло высшего уровня. Они – наши внутренние демоны. Ещё до финала сериала нам представили столько потенциально опасных героев, что разгадка тайны отошла на задний план — в этом мире по-кинговски и так много грязи.

    Эдгар Аллан По: Following уже успел опошлить бедного По. Однако, в True Detective намеки на его произведения не сходят до открытого цитирования.  «Маска красной смерти» — одна из отсылок к падению общества, подобной «Королю в жёлтом». Всмотритесь в сериал – в нём также сложно найти хоть одного безгрешного персонажа.

    Сёрен Кьеркегор: датский философ. Его трактат «Рыцарь веры» посвящён возможностям веры в Бога в современных условиях.  Рыцарь веры – это противопоставление трагическому герою, который не способен даже в самых экстремальных условиях выйти за рамки этического (см. Бибилию – поступок Авраама, согласившегося принести сына в жертву ради Бога). Рыцарь одинок, его также тяжело понять окружающим. Таким героем и является Раст Коул.

    P. S.: больше литературных отсылок можно найти на полке самого Раста:

     Культурные отсылки

    Марди Гра:  Нам его проще ассоциировать с концом Масленицы или «всеядной недели».  То есть, милый и добрый с виду праздник на самом деле уходит глубоко своими корнями в языческие традиции – там тоже сжигают тотем, выбирают короля и королеву, пекут блины. Только венчает этот праздник огромный костюмированный парад, во время которого в толпу бросают яркие бусы или другие безделушки. И если в Новом Орлеане всё происходит именно так, как Инспектор описал выше (см. сериал «Тримей»), то есть южные города, которые толковали праздник по-своему.  Помните, Раст упоминал «люди на лошадях, звериные маски и прочее»? Такое действительно существовало. Отсюда вытекает следующий символ:

    Рога: которые никак не связаны с воспаленным сознанием Уилла Грэма. Рога – атрибут черта, спутника сатаны, по преданию, однажды пришедшего на сельский праздник в день будущего Марди Гра. Согласно легенде, сатана танцевал с самой красивой девушкой по имени Роз. Благо, её возлюбленный Габриэль прервал этот проклятый танец до полуночи, иначе Роз так и осталась бы в лапах Дьявола. Именно поэтому, кстати, праздник обязан закончиться до двенадцати часов ночи. Отсюда и выбор девушек в качестве жертв – Рога не просто обесчещивали их, но приближали к Дьяволу, малым воплощением которого и является Желтый Король,

    Детали

    Корона: помимо рогов, голову Доры Лэнг украшали ветки и прутья. Кроме того, что корона связана с «Королём», она связана и с дочерьми Марти Харта. Будучи ещё маленькой, Одри крадет игрушечную корону у своей сестры и забрасывает её на дерево. Примечательно, что изначально по сценарию Дора вместо рогов должна была носить крылья. Её колени преклонены перед деревом, она будто молится в том поле. Однако крылья казались слишком очевидным и менее мистическим выходом. Поэтому языческий алтарь украсила фигура в рогах и короне.

    Птичьи ловушки: более символическое название — дьявольские гнёзда. Найдены на одном из мест преступлений. Интересный факт – художник, которого наняли проектировать гнёзда, создал более 100 деталей за 9 месяцев ради шоу. Каждая модель в итоге получилась отличной от остальных. Один их вид по задумке авторов должен был напоминать о тех первобытных чувствах, которые до сих пор хранятся в людях, и которым убийца давал волю.

    Спираль: фигурировала и в рассказе допрашиваемого зека Чарли — он видел её в качестве татуировки Реджи. Она была на спине убитой Доры. Спиралью летит по небу стая птиц, которых видел Раст. Спираль, в конце-концов — символ места, где поклоняются Жёлтому Королю, знак его фанатиков. Также совпадает с философией Раста — «Всё повторяется». Первый набросок спирали сделал сам Пиццолато. Кстати, спираль, которую можно было заметить в доме Харта, оказалась там случайно. Все рисунки, развешанные на стене, были творениями одной из дочерей друга режиссера, и среди них оказалась и спираль.

    Место преступления: поля просто оказались выгодной позицией для съемки – совсем недавно их сжигали, что оказалось весьма на руку режиссеру. Среди символически выжженного поля-пустыни мертвая молящаяся выглядела как нельзя символично. В финальной серии одна из главных деталей Каркозы — алтарь в виде дерева, созданный из трупов. Всё повторяется.

    Жёлтый цвет: вся гамма сезона выполнена в оттенках жёлтого, причём палитра с общей затемнённой тональностью сериала склонялась к грязно-жёлтому оттенку. Жёлтый — цвет безумия, цвет бешенства. Поэтому финал после победы над Королём лишён этого оттенка. В сцене перед титрами так совсем преобладает зелёный — цвет жизни и веры.

    Персоналии

    Джоэль Териот: проповедник странствующей церкви. Ещё один демонический символ сериала. В середине 21 века был в Штатах такой знаменитый оккультист по имени Алистер Кроули, он же (внимательно) Мастер Терион. И его третье имя – Зверь 666.

    Чарли: сосед Реджи Леду – подозреваемого, Высокого Человека со шрамами, Человека-спагетти. Он вспоминает истории своего соседа о месте, куда едут поклоняться дьяволу. Где говорят про Короля и Каркозу. Где есть древние камни, и где умерло много людей. (см.Спираль)

    Бонус — любопытные теории фанатов

    Искать символы, конечно, интересно, но чрезмерно увлекаться ими тоже опасно, Инспектор представляет вам самую интересную мифологизацию деталей сериала:

    Человечки из пивных банок: по одной из фанатских теорий, Раст сделал именно пять штук как иллюстрацию к теории Пяти всадников.

    Теория Пяти Всадников: самая знаменитая, рожденная зрителями. Согласно ей, преступления совершали пять разных человек. Пять всадников было на найденных фотографиях парада Марди Гра, пять поделок сделал Раст и, наконец, пять кукол-мужчин было в 95 году в сценке, разыгранной дочерью Марти.

    Маски: были на предполагаемых преступниках с парада Марди Гра. Также Джоэль Териот говорил последователям своей церкви, что «Лицо, что вы носите, вовсе вам не принадлежит». Также некое подобие обряда снятия масок делал мексиканский картель, с которым был в прошлом связан Раст, каравший предателей снятием кожи с лица. В «Короле» также была история с названием «Маска». «Снять маску» — значит показать свое истинное лицо. В истории героини просят незнакомца снять маску и оказываются в ужасе, узнав, что маски на нём не было. Это также подтверждало фанатскую теорию о пяти всадниках, маски которых демонстрировали их истинную сущность.

    True Detective — сериал, который въедается в голову. Он провоцирует зрителя, дразнит его. Пусть он и назван «детективом», но по своей сути является драмой — недаром Пиццолато сам заявлял, что убийца интересует его меньше всего. Подтверждая свои слова, он раскрывает личность Короля ещё в конце предпоследней серии, а дальше остаётся лишь то, что любят зрители — размышления Раста, пейзажи и символизм.

    Второй сезон по законам жанра начнётся с новой историей и новыми героями. Ник даже заявил, что наймёт больше одного режиссера — один не справлялся одновременно со всеми аспектами работы. Пока у нас есть время пересмотреть сериал, найти новые отсылки и ещё раз получить удовольствие.  А там подоспеет новый сезон. С новым сценарием и новыми титрами.

    P. S.: не думайте, про актерский талант Макконахи мы не забыли. Ему будет посвящен отдельный текст.

    inspectorspacetime.ru

    Настоящий детектив — скрытый смысл и объяснение сериала

    Читай нас в Дзене:

    Два сезона сериала собрали смешанные отзывы: кто-то в восторге от первого сезона и ругает второй, кто-то уверяет, что засыпал на первом сезоне от бесконечных философствований героев. На самом деле два сезона, словно две стороны одной монеты, имеют общую ценность.

    Первый сезон: когда Ватсон — главный

    Сериал «Шерлок» задал моду на интеллектуальные детективы. Казалось, что первенство в этом вопросе решительно захватила Британия, а Америке остаются лишь ремейки. Никому уже не «переплюнуть» Холмса образца 2010-х, с его знаменитым чубом, глубоким баритоном и гордым профилем. Тогда Америка решила «выковать» своего собственного смышлёного интеллектуала, и Ник Пиццолатто написал сценарий для «Настоящего детектива». Так появился Раст Коул – обладатель столь же гордого профиля и чуба, как и у Шерлока, ледяного голоса и мрачной мизантропической философии.

    Раст и Мартин: две головы одного дракона

    У любого «Шерлока» должен быть свой «Ватсон», у любого детектива – напарник и «противовес». Поэтому у Раста есть Мартин – простой парень с простыми запросами: уютный дом, милые дочки, красавица-жена, любовницы. Он «хороший коп», и он – главный.

    Сладить Мартину с Растом очень трудно. Его пугают долгие философские разговоры. У Мартина в жизни всё хорошо, он не мудрит и не мудрствует, а живёт в своё удовольствие. Раст пережил трагедию, лежал в психушке, провёл годы в мире жестокого насилия. Ему приходится бороться не только с преступниками, но и с собой.

    Мартину и Расту приходится трудно – один выбирает не тех женщин, другой – не те проблемы. Но им приходится объединиться, когда настаёт момент битвы.  Враг не пугает их, а вызывает ненависть. Раст спокойно и твёрдо встречает бой – потому что привык сражаться с демонами, вылепленными его сознанием. А Мартина не напугать вообще ничем, если надо защитить детей и женщин. «Жрец» и «воин» пойдут вместе до конца – это закон жанра, закон древнего мифа и настоящего детектива.

    Южная готика мрачных болот: что такое Каркоза?

    Среди болот Луизианы не место современным «штучкам». Здесь не ловят мобильные телефоны, здесь бесследно пропадают люди. Здесь долгие годы живут и здравствуют адепты сатанинского культа, приносящие в жертву детей и женщин. Жители  болот, каджуны — дальние потомки французских колонистов, среди которых было множество преступников, проституток и еретиков.

    Смесь ересей и культов породила символику «Настоящего детектива»: жуткие росписи, оленьи рога, спирали, звёзды, «Жёлтый король», ловушки для снов и духов, сплетённые или сложенные из веток. Действуют здесь и христианские проповедники-евангелисты. Под видом религиозных школ они скрывают настоящие питомники жертв для высокопоставленных сатанистов и педофилов.

    Каркоза, таинственное обиталище духов, где совершаются жертвоприношения, упоминалась в рассказах Бирса и Чамберса. Оттуда же родом и «Жёлтый король». В реальности «Настоящего детектива» Каркоза – заброшенное строение времён первых колонистов, наполовину крепость, наполовину – храм, возможно, возведённое еретиками-каджунами.

    Огромное одинокое дерево посреди полей, перед которым находят труп первой жертвы – это символ старой семьи, вросшей корнями в луизианскую землю. Можно обрубить его ветви, но выкорчевать – невозможно.

    Философия Раста Коула

    Раст — типичный антигерой и социофоб.  Он не верит ни во что, презирает все религии и властные структуры, хотя сам работает в полиции. Человеческая личность для него – иллюзия. В жизни он не видит места ни оптимизму, ни надежде. Знание психологии помогает ему мастерски имитировать сострадание к преступнику, и только. Он никому не симпатизирует. Холодный, невозмутимый, он вызывает у коллег только раздражение. Его одиночество сознательно. Раст различает цвета на вкус и умеет отличать свои галлюцинации от подсказок сознания.

    Радикальный пессимизм не заставляет его бросить расследование – наоборот, словно желая доказать самому себе, что он прав в негативном восприятии мира, Раст с маниакальной последовательностью доводит дело до конца. И то, что «корку» пессимизма и презрения к людям с него всё-таки можно снять, лучше всего доказывает его отношение к Мартину.

    Коул-одиночка сражается со всеми видами коллективов: семьями и организациями, социальными и религиозными. Проповедуя идеи Ницше, экзистенциализм и нигилизм, он готов биться со злом, вооружённый своей мрачной философией, как копьём.

    Смысл концовки первого сезона

    Зло невозможно победить до конца: высокопоставленные преступники вновь ускользнули, только уничтожено их гнездо. Убитый «монстр» — жертва и продукт своей семьи, один из побочных детей, зачатых во время сатанинских ритуалов. Единственное, что удаётся Расту и Мартину – это привлечь всеобщее внимание к проблеме, которой, похоже, не первая сотня лет. Но они оба меняются под действием этого дела и под влиянием друг друга; Мартин переосмысливает жизнь и возвращается к семье, а Раст признаёт, что за холодной экзистенциальной Тьмой есть другая Тьма – тёплая, где его ждут отец и дочка, и что света в мире стало больше.

    Социальные проблемы, поднятые в сериале — расизм, наркомания, алкоголизм, насилие, педофилия, безнаказанность властей, наркомания – вот реальные ужасы, похуже «Жёлтых королей» и оленьих рогов. К сожалению, даже настоящие детективы не могут их искоренить.

    Второй сезон: клубок змей

    У второго сезона сериала другой режиссёр, другие герои, другое место действия. Общим остаётся одно – рассказ идёт о преступлениях и полицейских сыщиках. Как и в первом сезоне, напарникам приходится возвращаться к расследованию, которое было закрыто; как и в первом сезоне, жизнь проверит их преданность делу и друг другу. Но на этом сходство заканчивается.

    Маленький город, большие проблемы

    Шумный промышленный городок далёк от идиллии. Кажется, что всё его население «замазано», все работают на русскую, мексиканскую или иную мафию, полицейские продажны, а махинаций с недвижимостью хоть отбавляй. Убийство человека, знающего главные тайны города, похоже на камень, попавший в преступный механизм, исправно работающий много лет. «Шестерёнки» с визгом разлетаются в стороны, в результате дело расследуют полицейские из разных департаментов и даже один преступник.

    Три детектива должны не только искать убийцу, но и следить друг за другом: кто знает, что может всплыть на поверхность, какие тонны компромата! И убийство, с которого начинается сериал, в процессе следствия отходит на второй план, превращаясь в крошечную часть одной картины гигантского преступления, имя которому – город Винчи.

    Может существовать такой «город грехов» в реальности, или это просто сконцентрированное изображение всего общества в целом? Здесь нет правых: виноваты все. Здесь нет положительных героев, идеальных стражей правопорядка: закон нарушают все. Абсолютно все герои несут на себе «чёрную метку» продажности и коррупции.

    Полицейские и вор

    Переплетения ночных магистралей в зловещем свете огней, похожие на кровеносную систему чудовища, мрачные кварталы и индустриальные пейзажи – в этом мире выживают трое полицейских и один «вор в законе».

    Рэй Велкоро – продажный убийца, Эни Беззараридес – озлобленная жертва насилия, Пол Вудро – жертва шантажа. Эта странная компания пытается вести расследование, не осознавая масштабы преступления. Фрэнк Семьон, преступник, потерявший деньги на строительстве железной дороги, вполне вписывается в «полицейское трио» — он не лучше и не хуже остальных.

    Как эти люди, в сущности неплохие, пытающиеся сохранить какие-то нравственные ориентиры и человечность, могли остаться честными, живя в насквозь продажном и лживом мире? С другой стороны – общее складывается из частностей, и город начинается со своих граждан. В какой-то момент герои смирились со злом, стали его частью.

    В результате всем членам «квартета» придётся столкнуться со своими страхами: страхом раскрытия правды о сексуальной ориентации – для Вудро, страхом потерять сына – для Велкоро, страхом признать свои проблемы – для Беззаридес, страхом показать себя слабым – для Фрэнка.

    Смысл концовки второго сезона

    Наркомафия, проституция, продажные политики – на этом фоне развиваются маленькие человеческие драмы: отношения отцов и детей, внутрисемейные конфликты, психологические детские травмы. Герои жили в ужасном мире, где никому не позволено быть счастливым, где каждый носил проблемы в себе, не пытаясь ничего изменить.

    Эни Беззеридес выжила, вывезла из Винчи компромат и передала его журналисту. Она сдалась. Она избавилась от ответственности, спасая жизнь своего ребёнка.  Мужчины погибли, но не потеряли в последние минуты достоинства. В честь Вудро назвали хайвей, по которому он, наверное, любил бы гонять ночами на мотоцикле, пытаясь убежать от самого себя.  На Велкоро списали все убийства полицейских, все грехи.

    Переплетающиеся автострады — это запутанный клубок жизненных дорог, человеческих историй и судеб. Ради этих дорог, ради этой земли творились в городе Винчи беззакония и бесчинства. Всё это время герои сражались с тем, что не могли победить изначально, но понимание пришло к ним слишком поздно.

    Поделиться в соцсетях:

    mnogo-smysla.ru

    Анатомия True Detective – Slice of Life — LiveJournal

    Если смотреть True Detective как очередной процедурал, он покажется безумно скучным набором отработанных HBO-штампов. Главная причина, по которой сериал был так тепло принят критиками и так восторженно зрителями, кроется в том, что множество деталей, отсылок и аллюзий ложатся у них на подготовленную почву — культурные феномены. Однако окончательно понять True Detective сможет лишь тот, кто имеет в своем багаже огромный пласт ещё и литературных знаний. Инспектор поможет разобраться в ключевых моментах сериала, с помощью которых можно взглянуть на творение Ника Пиццолато намного шире.



    Общая справка

    Сериал-антология: Пиццолато большой поклонник жанра. По его мнению, у ТВ-драм есть прекрасное начало, затянутая середина и скомканная из-за этого концовка. Поэтому он сразу задумывал по истории на сезон – история должна быть завершена. Более того, сколько бы Ник не переводил разговор о втором сезоне, журналистам удалось вытянуть одну важную вещь. Помните AHS с его вечно повторяющимся набором актеров? У Ника схожая идея. Правда, для него важны не актеры, а место действия.

    Сценарий: изначально Ник хотел написать книгу. А затем, в процессе создания истории понял, как хорошо бы она смотрелась на экране.

    Рокировка: роль Марти изначально предложили МакКонахи. Мэтью внимательно прочитал сценарий, понял, что как бы ему ни был близок герой Харта, Раст Коул – то, что он никогда не пробовал. Поэтому он сказал, что готов играть Марти, но предпочел бы Раста. А роль Харта МакКонахи почти насильно впарил своему добрейшему приятелю Вуди Харрельсону. Результат вы видели сами.

    Место действия: Луизиана. Маленькие южные города – не самый стандартный выбор голливудских дельцов.

    Правда и истина
    – главная тема не только первого сезона, но и всего сериала. Поэтому не волнуйтесь, философские разговоры из шоу с уходом Раста никуда не денутся.



    Литературные отсылки

    «Король в Жёлтом» – мета-книга Роберта Чамберса, 1895 года. «Королём в Жёлтом» называли некую пьесу, после чтения которой герои сходили с ума. В пьесе показано падение целого слоя людей высшего общества — маскарад, который посещает незнакомец без маски. Герои пьесы сходят с ума от истин Вселенной, ужасающих и безысходных. Особая заслуга книги в том, что «Король» повлиял на множество знаменитых авторов, начиная от Лавкрафта, заканчивая даже Джорджем Мартином, поэтому в сериале можно найти отсылки и к их произведениям. Кстати, благодаря сериалу, некогда малоизвестная в широких кругах книга взлетела в Топ-10 самых продаваемых на Амазоне.

    Также Жёлтый Король – персонаж сериала, и тогда особенно любопытна его в книге его реплика: «Страшно впасть в руки Бога живаго». В Библии у цитаты был свой смысл, но в рамках сериала фраза идеально описывает архи-злодея.

    Черные звёзды: в пьесе «Король в желтом» действие происходит в мире под двумя солнцами и черными звездами. Звезды – повторяющийся мотив в сериале. Они были в дневнике Доры, даже в виде татуировки одного из её друзей. В мире двух солнц звёзды служат более надежным проводником, не так ли?

    Каркоза: вымышленный город в пьесе, процитированный в дневнике Доры Лэнг. Однако стоит поднапрячь память/порыться по источникам и выясняется, что Каркоза — вовсе не изобретение Чамберса. За четыре года до создания «Короля» другой хоррор-писатель Амброза Бирса выпускает рассказ «Житель Каркозы», в котором город фигурирует как таинственное место рождения главного героя. Вспоминаем мотив «повторяющегося времени» в сериале, так как герой осле смерти вновь возвращается в тот же город. Далее в «Короле» Каркоза приобретает ещё более зловещий оттенок. Город расположен не на Земле, а в звездном скоплении Гиад, т.е. «служит окном в иной мир». Перед смертью Реджи Леду в сериале говорит Расту: «Теперь ты в Каркозе».

    Стивен Кинг: ещё один маэстро, чье творчество повлияло на создателей сериала. Ну а как не – Кинг лучший из тех, кто вытаскивал на свет самые потаенные страхи. Монстры Кинга – это монстры особой категории, бесчеловечные, окруженные аурой мистики и тайны, зло высшего уровня. Они – наши внутренние демоны. Ещё до финала сериала нам представили столько потенциально опасных героев, что разгадка тайны отошла на задний план — в этом мире по-кинговски и так много грязи.

    Эдгар Аллан По: Following уже успел опошлить бедного По. Однако, в True Detective намеки на его произведения не сходят до открытого цитирования. «Маска красной смерти» — одна из отсылок к падению общества, подобной «Королю в жёлтом». Всмотритесь в сериал – в нём также сложно найти хоть одного безгрешного персонажа.

    Сёрен Кьеркегор: датский философ. Его трактат «Рыцарь веры» посвящён возможностям веры в Бога в современных условиях. Рыцарь веры – это противопоставление трагическому герою, который не способен даже в самых экстремальных условиях выйти за рамки этического (см. Бибилию – поступок Авраама, согласившегося принести сына в жертву ради Бога). Рыцарь одинок, его также тяжело понять окружающим. Таким героем и является Раст Коул.

    Культурные отсылки

    Марди Гра: Нам его проще ассоциировать с концом Масленицы или «всеядной недели». То есть, милый и добрый с виду праздник на самом деле уходит глубоко своими корнями в языческие традиции – там тоже сжигают тотем, выбирают короля и королеву, пекут блины. Только венчает этот праздник огромный костюмированный парад, во время которого в толпу бросают яркие бусы или другие безделушки. И если в Новом Орлеане всё происходит именно так, как Инспектор описал выше (см. сериал «Тримей»), то есть южные города, которые толковали праздник по-своему. Помните, Раст упоминал «люди на лошадях, звериные маски и прочее»? Такое действительно существовало. Отсюда вытекает следующий символ:

    Рога: которые никак не связаны с воспаленным сознанием Уилла Грэма. Рога – атрибут черта, спутника сатаны, по преданию, однажды пришедшего на сельский праздник в день будущего Марди Гра. Согласно легенде, сатана танцевал с самой красивой девушкой по имени Роз. Благо, её возлюбленный Габриэль прервал этот проклятый танец до полуночи, иначе Роз так и осталась бы в лапах Дьявола. Именно поэтому, кстати, праздник обязан закончиться до двенадцати часов ночи. Отсюда и выбор девушек в качестве жертв – Рога не просто обесчещивали их, но приближали к Дьяволу, малым воплощением которого и является Желтый Король

    Детали

    Корона: помимо рогов, голову Доры Лэнг украшали ветки и прутья. Кроме того, что корона связана с «Королём», она связана и с дочерьми Марти Харта. Будучи ещё маленькой, Одри крадет игрушечную корону у своей сестры и забрасывает её на дерево. Примечательно, что изначально по сценарию Дора вместо рогов должна была носить крылья. Её колени преклонены перед деревом, она будто молится в том поле. Однако крылья казались слишком очевидным и менее мистическим выходом. Поэтому языческий алтарь украсила фигура в рогах и короне.

    Птичьи ловушки: более символическое название — дьявольские гнёзда. Найдены на одном из мест преступлений. Интересный факт – художник, которого наняли проектировать гнёзда, создал более 100 деталей за 9 месяцев ради шоу. Каждая модель в итоге получилась отличной от остальных. Один их вид по задумке авторов должен был напоминать о тех первобытных чувствах, которые до сих пор хранятся в людях, и которым убийца давал волю.

    Спираль: фигурировала и в рассказе допрашиваемого зека Чарли — он видел её в качестве татуировки Реджи. Она была на спине убитой Доры. Спиралью летит по небу стая птиц, которых видел Раст. Спираль, в конце-концов — символ места, где поклоняются Жёлтому Королю, знак его фанатиков. Также совпадает с философией Раста — «Всё повторяется». Первый набросок спирали сделал сам Пиццолато. Кстати, спираль, которую можно было заметить в доме Харта, оказалась там случайно. Все рисунки, развешанные на стене, были творениями одной из дочерей друга режиссера, и среди них оказалась и спираль.

    Место преступления: поля просто оказались выгодной позицией для съемки – совсем недавно их сжигали, что оказалось весьма на руку режиссеру. Среди символически выжженного поля-пустыни мертвая молящаяся выглядела как нельзя символично. В финальной серии одна из главных деталей Каркозы — алтарь в виде дерева, созданный из трупов. Всё повторяется.

    Жёлтый цвет: вся гамма сезона выполнена в оттенках жёлтого, причём палитра с общей затемнённой тональностью сериала склонялась к грязно-жёлтому оттенку. Жёлтый — цвет безумия, цвет бешенства. Поэтому финал после победы над Королём лишён этого оттенка. В сцене перед титрами так совсем преобладает зелёный — цвет жизни и веры.

    Персоналии

    Джоэль Териот: проповедник странствующей церкви. Ещё один демонический символ сериала. В середине 21 века был в Штатах такой знаменитый оккультист по имени Алистер Кроули, он же (внимательно) Мастер Терион. И его третье имя – Зверь 666.

    Чарли: сосед Реджи Леду – подозреваемого, Высокого Человека со шрамами, Человека-спагетти. Он вспоминает истории своего соседа о месте, куда едут поклоняться дьяволу. Где говорят про Короля и Каркозу. Где есть древние камни, и где умерло много людей. (см.Спираль)

    Бонус — любопытные теории фанатов

    Человечки из пивных банок: по одной из фанатских теорий, Раст сделал именно пять штук как иллюстрацию к теории Пяти всадников.

    Теория Пяти Всадников: самая знаменитая, рожденная зрителями. Согласно ей, преступления совершали пять разных человек. Пять всадников было на найденных фотографиях парада Марди Гра, пять поделок сделал Раст и, наконец, пять кукол-мужчин было в 95 году в сценке, разыгранной дочерью Марти.

    Маски: были на предполагаемых преступниках с парада Марди Гра. Также Джоэль Териот говорил последователям своей церкви, что «Лицо, что вы носите, вовсе вам не принадлежит». Также некое подобие обряда снятия масок делал мексиканский картель, с которым был в прошлом связан Раст, каравший предателей снятием кожи с лица. В «Короле» также была история с названием «Маска». «Снять маску» — значит показать свое истинное лицо. В истории героини просят незнакомца снять маску и оказываются в ужасе, узнав, что маски на нём не было. Это также подтверждало фанатскую теорию о пяти всадниках, маски которых демонстрировали их истинную сущность.

    True Detective — сериал, который въедается в голову. Он провоцирует зрителя, дразнит его. Пусть он и назван «детективом», но по своей сути является драмой — недаром Пиццолато сам заявлял, что убийца интересует его меньше всего. Подтверждая свои слова, он раскрывает личность Короля ещё в конце предпоследней серии, а дальше остаётся лишь то, что любят зрители — размышления Раста, пейзажи и символизм.

    Второй сезон по законам жанра начнётся с новой историей и новыми героями. Ник даже заявил, что наймёт больше одного режиссера — один не справлялся одновременно со всеми аспектами работы. Пока у нас есть время пересмотреть сериал, найти новые отсылки и ещё раз получить удовольствие. А там подоспеет новый сезон. С новым сценарием и новыми титрами.© Инспектор

    Посмотреть как создавался красивейший опенинг сериала можно у saturdayjam, рассмотреть презентацию ролика, созданную режиссёром Патриком Клером для шоураннера сериала Ника Пиццолатто – вот здесь.

    А velkoldin тем временем нашёл информацию, что кадр запомнившийся многим больше всего, сделал питерский фотограф. И как ловко они его обыграли: “Изгибы тела танцовщицы абстрактны и эфемерны, в то время как внутри её силуэта стриптиз-клуб превращается в выжженные поля

    k0m4atka.livejournal.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back To Top