Кто такой Джа и почему в него верят растафарианцы?
Мы уже провели одну образовательную беседу на тему религии, и она была на тему более-менее нам понятную. А сейчас давай поговорим о самом необычном, непонятом и юном религиозном движении, окруженном стереотипами и загадками, — растафарианстве, где бога называют Джа.
Джа, или Черный бог
Религия эта появилась в колыбели человечества — в Африке. Логично, что первые люди здесь и обрели своего первого бога. Но на деле растафарианство — одна из самых молодых религий в нашем мире, ей нет и 100 лет. Зато если в основных мировых конфессиях информация об их пророках сохранена лишь в священных писаниях, то растафариане могут радоваться тому, что их главный религиозный лидер жил в 20 веке, и спорить о его реальности бессмысленно. Свидетельств его существования предостаточно.
Но об этой фигуре чуть позже. Сначала стоит сказать об особенностях данной религии. Растафарианство зародилось в Эфиопии, и большое влияние на него оказала христианская вера. Современному европейскому человеку трудно поверить, что в Африке не поклоняются местным богам, а верят в того же бога, что и половина мира. Хотя местное христианство имеет свои причудливые формы. Например, человеку, привыкшему к классическому церковному иконостасу, эфиопские иконы покажутся максимально странным. Мало того что на них бог темнокожий, так еще и выполнены они в ярких красках и простой, схожей с мультипликационной технике. А службы в храме под традиционные барабаны кого-то могли бы и оскорбить, но такова уж местная религия.
Так что можно сделать вывод: растафарианство не взялось из ниоткуда на просторах африканской саванны — оно родилось из традиционных конфессий, и в этом можно убедиться, изучив некоторые детали.
Отпусти народ мой!
Основной идеей растафарианства является возвращение всех чернокожих людей обратно домой, в Африку. Даже для людей, изучавших историю лишь по картинкам в учебниках, не будет секретом то, что африканская цивилизация натерпелась от западного мира. Бесконечные морские караваны брали в рабство тысячи африканских жителей и везли через океан, чтобы те работали до своей смерти. Эти морские походы и объясняют, почему растафарианство так же сильно распространено на Ямайке: этот остров был перевалочным пунктом для кораблей с рабами, поэтому ямайцы переняли так много от африканской культуры.
И для этого у христианской ветви растафарианства есть толкование, схожее с библейским: чернокожие, подобно израильтянам, были отданы в рабство богом Джа за их грехи, и теперь они вынуждены ждать, когда придет Джа, освободит их и отправит домой, в Эфиопию. Хоть рабство уже официально отменили, но движение растафари склонно верить, что западная цивилизация продолжает угнетать африканский народ, и поэтому они всячески себя противопоставляют западной культуре.
При этом у растафарианства нет каких-то жестких рамок: ни четкого учения, ни ритуалов, ни определенного пути развития. Даже внутри себя они достаточно разрознены во взглядах (кто-то, например, больше связан с христианством, а кто-то придерживается африканских традиций). По сути, единственное, что их объединяет, — это желание свободы своему народу и процветания африканской культуре, которую они с удовольствием чтят и демонстрируют.
Однако если собрать все, о чем они говорят, то можно выделить основные принципы, которых они придерживаются:
- запрещено осквернять тело человека: сюда идут бритье, стрижки, татуировки;
- большинство адептов придерживается вегетарианских ценностей — но если мясо, то точно не свинина;
- никаких других религий не может быть для растамана, но при этом для них характерно уважительное отношение к людям из других конфессий;
- все люди братья, любите всех вокруг. Злым эмоциям и поступкам, соответственно, нет места. В общем-то стандартный пункт для любой религии;
- отвержение западной культуры со всеми ее соблазнами и пороками;
- важнейшая ценность — взаимопомощь. Помогай своим братьям по религии, а также остальным людям, животным и растениям.
Значимые фигуры растафарианства
Маркус Гарви
Идеолог растафарианства, которого называют не иначе как пророком этой религии. На самом же деле, его можно назвать гражданским активистом и одним из первых борцов за права темнокожих. Имел мечту до того, как это стало мейнстримом. Он был основателем «Всемирной ассоциации по улучшению положения негров» и призывал всех темнокожих вернуться обратно в Африку. В своих речах предрекал коронацию «черного короля», чем невольно создал культ поклонения Хайле Селассие I и, по сути, предрек появление растафарианства.
Хайле Селассие I
Последний император Эфиопии. До коронации носил имя рас (феодальный титул) Тафари Маконнен — это имя, собственно, и дало название растафарианству. Его популярности способствовало «пророчество» Гарви и то, что его считали потомком царя Соломона. До сих пор его называют одним из воплощений бога Джа.
Боб Марли
Можно было просто оставить только его имя и фамилию — тут все очевидно. Для культуры растафари он сделал больше, чем кто бы то ни было. Его музыка тесно переплетена с ямайской и африканской культурой. Богом его не считали, но он точно был выше всех остальных.
Краткий словарь и список атрибутов растафарианства
Речь этой культуры наполнена различными терминами и жаргонизмами, а само произношение не похоже ни на какое другое — послушай их песни и все поймешь. Но есть несколько основных понятий, которые нужно знать для понимания сути растафарианства.
Джа — тот самый бог. Его имя (Jah) взято прямиком из Библии, как одно из имен бога, так что вот еще один след христианской религии в растафарианстве.
Вавилон — условное название всего западного мира, который угнетает африканцев и которого они сторонятся.
Зион — земля обетованная, рай на земле для растаманов, куда они надеются когда-нибудь вернуться все вместе. За конечный пункт назначения принято брать Эфиопию или Африку в целом.
Рэгги — та самая музыка растаманов, в которой часто можно услышать и о Джа, и о Хайле Селассие, и о коварном Вавилоне.
Дреды — обязательный атрибут растамана. Во-первых, если вспомнить отказ от бритья и стрижек, то дреды — лучший выход. Во-вторых, это отсылка к африканским традиционным косичкам. В-третьих, человек с дредами немного косплеит льва — один из эфиопских символов. Ну и, в-четвертых, растаманы верят, что, когда придет время, Джа распознает своих по дредам и за них же поднимет к себе.
Джа по-русски
Вообще, у нашей страны и Эфиопии, где зародилось растафарианство, больше общего, чем кажется. СССР в свое время пытался дистанционно построить социализм в этом африканском государстве и помогал в местных вооруженных конфликтах. Там и сейчас можно найти советские артефакты. Многие эфиопцы приезжали и продолжают приезжать для учебы в наших вузах, так что крепкий культурный мост, построенный нашими отцами, держится до сих пор.
Но если у меня получилось донести основные принципы растафарианства, то становится понятно, что настоящим растаманом может быть только африканец, который жаждет когда-то вернуться к корням. Остальным же бледным народам там делать нечего.
Велико было влияние растаманства в нашей стране в 90-е годы. Оно появилось как реакция на развал СССР в виде новой контркультуры, которая старалась не связываться с суровой реальностью. Ее развитию способствовало несколько факторов: во-первых, на страну резко обрушилась тотальная свобода самовыражения, а во-вторых, достаточно свежа была память о культуре хиппи, которой в декорациях Союза трудно было найти место. Волна раста-культуры легко адаптировалась под взгляды «детей цветов» и органично вписалась в общую картину русского андеграунда 90-х. Конечно же, рэгги стал тем самым цементом, который соединил все кирпичики этой культуры у нас в стране. Экспериментировать с этим жанром любил Борис Гребенщиков, а если уж это делал он, то остальные старались подпевать в унисон изо всех сил.
Дальше были Джа Дивижн, Остров, Саранча, Маркшейдер Кунст.Примечателен и тот факт, что наши растаманы не только слушали музыку в измененных состояниях, но и пытались объяснить для себя эту культуру, которая изначально создавалась не для белых и против белых. В частности, советский публицист-африканист Евгений Сосновский в своей работе «Покидая Вавилон налегке» писал следующее:
«Белые растаманы даже Африку рассматривают скорее как аллегорию утопии, единения всех людей: по их словам, это связано с тем, что человек происходит из Африки. <…> Конечно, главную роль в пробуждении интереса белых бунтарей к растафари, как и среди черной молодежи, сыграла рэггей, тем более что заряд «прогрессивного» и психоделического рока или прекраснодушных баллад в духе Джоан Баэз и Фила Окса был к тому времени исчерпан».
Но все же если ты хочешь стать настоящим адептом растафарианства, то шансов у тебя, скорее всего, не много. Но никто тебе не запрещает наслаждаться их культурой или посетить чудесный Эфиопский город Лалибэла, который называют вторым Иерусалимом.
P.S. Если тебе стало интересно узнать побольше об этой религии и ты отправишься на поиски новой информации, то постарайся не опечататься в названии. Потому что если ты ошибешься с первой буквой и напишешь «пастафарианство», то эта информация может тебя шокировать.
About life: Jamaica — LiveJournal
Что-то мне немного надоело наблюдать за русскими “растаманами”. Они считают, что если заплели себе дреды, слушают регги и курят траву, то все – раста. Так вот. Давайте я вам расскажу кое-что про раста?
Тех чуваков с дредами, которых я наблюдаю на Ямайке, называют раста, независимо ни о чего. В разговорной речи. Но на деле, есть раста, а есть раста:)
Я уже давно хочу написать большую простыню про раста, но все “руки не доходят”. Вкратце – всех “растаманов” я бы поделила на несколько групп. Так вот, те самые раста, которыми так хотят быть русские “братья и сестры”, соблюдают ряд правил. Частично про это есть вот тут. А частично – под катом.
1. Твое тело – твой храм.
Для раста это очень важно. Никаких татуировок, пирсинга. И – полное веганство. Никаких накрашенных ногтей, модных стрижек, бритья и всего прочего.
2. Жить, как велит природа.
Это снова про растительную пищу. Кстати, раста стараются не готовить, а есть все в натуральном виде. По мере возможности. И посуду из дерева делают.
3. Следить за чистотой речи.
Раста не позволит себе осквернить свою речь матами. Запомните это, “братья и сестры растаманы”, кроющие в интернете матами всех, кто написал что-то, вам не понравившееся.
А еще есть у раста такое понятие, как “уважение”. Уважать надо всех. Всех.
4. Уважение к природе.
Да, уважать надо не только окружающих людей. Но и зверей, и растительность. Вырезать ножиком на дереве “я тут был” – это неуважение.
Вы живете потому, что природа вам это позволила. Поблагодарите ее за это.
Кстати, раста пользуются только народной медициной, а не таблеточками из аптеки.
5. Все люди равны.
Независимо от расы, цвета кожи, пола и всего прочего. Все люди – дети Джа (Бога то есть).
6. Материальные ценности не принесут счастья.
Это не значит, что растаманы не работают и жуют бананы в джунглях. Они просто не считают материальные блага главными в жизни.
7. Любовь – везде.
Это не про разврат, нет. Это про то, что в вашем сердце должна быть любовь ко всему живому. Не ненависть, не призрение, а любовь.
8. Твоя жизнь – твой выбор.
Ведь лучше всего получается та работа, которую делаешь с любовью и радостью, а не из-под палки. Да-да, наверно именно поэтому некоторые называют раста “лентяями”.
В общем и целом идея понятна, да? Жить в гармонии с миром, любить всех, принимать такими, какие есть. Не гнаться за какими-то непонятными вещами, которые якобы сделают вас счастливыми. Не завидовать. Ну и далее, по списку. Библию прочтите.
А вот эти ваши “я раста в душе” – глупости. И вот это “раста – свободный человек и делает что хочет” – тоже глупости. Делают что хотят анархисты.
Ну а я когда-нибудь соберусь, и напишу свою “классификацию растаманов”.
Татуировок в Библии – Статьи JA Show
Вопрос : Что Библия говорит о татуировках?
Ответ : В Писании есть только один стих, в котором упоминаются татуировки: Левит 19:28. В нескольких разных переводах это звучит так:
Не делайте надрезов на теле вашем для умерших и не делайте на себе татуировок, говорит Господь. (NASB)
Не делайте нарезов на теле вашем по умершему и не делайте наколок на себе, говорит Господь. (НКЮВ)
Согласно The Interpreter’s Dictionary of the Bible, татуировка упоминается наряду с самопроизвольными рваными ранами в обрядах оплакивания умерших, вероятно, потому, что обе практики были связаны с языческими культами. Поэтому Господь говорит, что это запрещено.
Есть еще один аспект этого, подразумеваемый в Новом Завете, который мы должны принять во внимание, и этот отрывок из Писания находится в 1 Коринфянам 6:19-20: «Разве не знаете, что тела ваши суть храм Святого Дух, который в тебе, Которого ты имеешь от Бога, и что ты не свой? Ибо вы были куплены дорогой ценой; итак прославляйте Бога в теле вашем».
Павел напоминает нам, начиная с 6:12, что наши тела принадлежат Господу; мы свободны делать все, что угодно Господу. В стихе 17 Павел утверждает: «А соединяющийся с Господом есть один дух с Ним» — так как в браке двое станут одной плотью. Поэтому, если мы едины со Христом, то мы должны рассматривать все свое тело, включая нашу личность, как храм, священное жилище Святого Духа.
Мы не должны портить свое тело каким-либо образом, который умаляет отражение Святого Духа в нашей жизни. То же самое относится и к нашим взглядам и поступкам: если мы считаем себя «храмом Святого Духа», тогда то, как мы живем, также будет направляться Святым Духом.
Мы видели всевозможные татуировки: сердца, кресты, драконы, змеи, и этот список можно продолжать и продолжать. Если мое тело является храмом Святого Духа, какое отношение татуировка имеет к моему свидетельству? Каждый должен внимательно рассмотреть этот вопрос в свете Писания.
Есть два медицинских аспекта, которые мы также должны учитывать (особенно если наши тела являются Храмом Святого Духа): будущее. В ряде цветных красителей, используемых в татуировках, есть металлические частицы, которые могут вызвать ожог кожи от магнитов в испытательном оборудовании. Ожог кожи также происходит от старых татуировок, в которых использовались свинцовые красители.
Если мое тело – Храм Святого Духа, стоит ли рисковать своим свидетельством и своим здоровьем из-за татуировок на теле?
Все известные татуировки на теле звезды «Гриззлис»
Все внимание приковано к новичку «Мемфис Гриззлис» Джа Моранту. Его шансы на победу в номинации «Новичок года НБА» невелики, но ему все еще постоянно бросает вызов мощный форвард «Нью-Орлеан Пеликанс» Зайон Уильямсон.
Как и у многих лучших игроков НБА, у Моранта масса интересных татуировок. Во время карантина Морант совершил поездку в тату-салон, добавив на свое тело массу татуировок, все из которых сделаны Мартавиусом Уильямсом.
«SC» и «GA» на его лопаткахЭто дань уважения Южной Каролине и Джорджии, где в маленьком тихом городке Далзелл вырос молодой Гризли.
В тематической статье Undefeated перед драфтом НБА 2018 года он цитировал слова:
«К» на левой руке«Это очень маленький город, страна, много леса. Но почти все вокруг знают друг друга». Он говорит, что, вероятно, по той же причине он «семейный человек». Свидетельством этого утверждения являются некоторые из его татуировок.
На левой руке Моранта написано красивым и элегантным почерком инициалы его дочери. Его дочь по имени Каари Джейдин Морант родилась на два месяца раньше срока, поэтому первые несколько месяцев ей пришлось оставаться в реанимации. Хотя, конечно, это также может быть посвящено его партнеру Кадре «КК» Диксону, имейте в виду, что эта татуировка была сделана во время карантина.
Посмотреть эту публикацию в Instagram
💞
Сообщение, опубликованное 12 🖤🚶🏽♂️ (@jamorant) на
Когда Каари выписали из больницы, Джа Морант опубликовал в своем Instagram запись с подписью:
«Прикладывание» к его сердцу«…папа не может дождаться, когда ты вернешься домой и @kkdixonn Я не думаю, что смогу сказать тебе достаточное спасибо. Я благословлен тем, что вы есть в моей жизни. Вы все подталкиваете меня к еще большему. Я люблю вас всех».
Это, вероятно, намек на его самопровозглашенный статус «Точевого Бога». В интервью Крису Б. Хейнсу Морант объясняет, что он может не только делать броски для себя, но и расчищать пространство для своих товарищей по команде.
Псалом 118:14 на правой стороне грудиМало что известно о религии Моранта, но можно с уверенностью сказать, что он добавил библейскую цитату в свою коллекцию татуировок. Всего в нескольких дюймах от наложенной татуировки находится Псалом 118:14, написанный курсивом.
Читается так:
«M, B, N, O» на его прессе«Господь — сила моя и защита моя; он стал моим спасением».
Пока не было объяснений, что означают эти буквы или что они символизируют, но это один из новых наборов татуировок на теле молодой звезды НБА. Все эти буквы сплошным красным узором над нижней частью его туловища. Возможно, объяснения этому должны быть чем-то, чего мы должны остерегаться в наступающем сезоне.
«OJF» на левом плече «LLJ» на правомЭти инициалы на его левом плече еще не имеют четкой ссылки, но так же интересны, как и другие его татуировки.
«TRAIN TO GO» на его правом предплечьеЭто одна из его старых чернил. В то время как размах его крыльев и предплечья уже украшены завораживающими рисунками, этот, несомненно, напоминает уважаемую трудовую этику Моранта. На последнем курсе перспективный игрок НБА не смог даже сделать ни одного данка. Его значительное улучшение доказывает, что самоотверженность и тяжелая работа позволяют добиться успеха.
Вы на 1000% фанат НБА?
🚨 Получайте вирусную графику НБА, мемы, слухи и популярные спортивные новости, доставленные прямо на ваш почтовый ящик с информационным бюллетенем Clutch.
*Зарегистрируйтесь сейчас и получите свой единственный в своем роде фотошоп ClutchPoints с собой и вашим любимым игроком!
Ваш самый удобный адрес электронной почты 🏀
Укажите свой адрес электронной почты, чтобы подписаться!РЕКОМЕНДУЕТСЯ
Анджело Гинхава ·
Дэвид Япковиц ·
Дэвид Япковиц ·
instagram.com/p/B7WdqSyHP2J/?utm_source=ig_embed&utm_campaign=loading” data-instgrm-version=”12″>Посмотреть этот пост на Instagram
〽〽 -Phis
Пост, разделенный 12 🖤🚶🏽чего (@Jamorant)
«Никогда не оставляй моего брата» на его левом предплечьеСогласно InkedNBA, эта конкретная татуировка есть и у Моранта, и у его брата.
Ни под кем» на левой рукеУ многих игроков НБА есть татуировки, посвященные их семьям. Для Джа Моранта это относится к его матери. Хотя он всегда был близок со своей семьей, в сообщениях говорится, что он был скорее «маменькиным сынком».