Разное

Тату аревахач – Армянские кресты, которые намного древнее немецкой свастики — Rusarminfo

Армянские кресты, которые намного древнее немецкой свастики — Rusarminfo

Существует ряд символов, которые во всем мире ассоциируются с геральдикой нацистского режима Третьего рейха и его союзников. Однако мало кому известно, что некоторые из этих символов имеют историю не одного тысячелетия и тесно связаны с армянской мифологией и культурой.

Аревахач (арм. Արևախաչ, т.е. «Солнечный крест») также как Кер хач (арм. Կեռ խաչ, т.е. «Кривой крест») называют армянской свастикой — одним из древнейших символов армянского народа. Самые ранние изображения этих крестов в Армении относятся к периоду неолита (приблизительно 7000-5000 до н.э.).

Кер хач, то есть кривой крест, олицетворяет вечное вращение как Земли, Солнца и Космоса. Происхождение этого символа связывается с арийским периодом. Вращение кривого креста в правую сторону символизирует жизнь-смерть-жизнь, то есть бесконечность, а в левую — смерть-жизнь-смерть.

Аревахач, запрещенный во времена СССР из-за ассоциаций с нацизмом, в Древней Армении наносился на оружие, предметы повседневного быта, одежду, знамена и гербы, использовался при оформлении церквей и домов, являясь олицетворением Солнца, а соответственно — света, вечного движения жизни и благополучия. Над колыбелями мальчиков вешали правосторонний аревахач, как символ активного начала, а над колыбелями девочек- левосторонний — символ пассивного начала.

Очень часто армянскую кресты можно встретить в каменной резьбе Армянского нагорья. Согласно некоторым исследователям, половина букв армянского алфавита являются модифицированной формой аревахача.

Интерпретацией аревахача стал солнечный крест или солнечное колесо — древнейший символ, представляющий собой крест, располагающийся внутри круга.

При раскопках Тигранакерта (древней столицы Армении) были обнаружены равноконечные кресты, схожие с железным крестом — немецкой и прусской военной наградой. Такие же кресты были обнаружены на столбах «Храма Небесных Ангелов» Звартноц, построенног

о в VII веке при католикосе Нерсесе.

На столбах этого храма также изображены орлы, которые и в дальнейшей истории Армении появлялись не раз и есть в современной национальной геральдике.

Национальная эмблема Германии в виде орла с распростертыми крылями появилась в VIII веке, когда король Карл Великий, принял корону и эмблему в виде тотема орла с распростертыми крылями (в прошлом тотем непобедимых римских легионеров).

В 12 веке эмблема с изображением орла фигурировала на многих гербах герцогов и династий Германии (например династии Гогенштауфенов), а Гитлер представил этот символ в качестве национального герба только в 1935 году.

Ранее РУСАРМИНФО сообщило, что на российском телеканале Звезда вышла телепередача общественного деятеля, историка, политолога, члена Общественной палаты России Вероники Крашенинниковой «Прогнозы», в которой она сравнила герб правящей республиканской партии Армении (РПА) с символикой нацистской Германии.

rusarminfo.ru

Арев хач – Патеразмахач – Кер хач – Армянская свастика

Армянская свастика — один из традиционных армянских символов вечности и возрождения. Свастика в Армении являлась олицетворением света (в наиболее широком теологическом понимании), от чего и произошло её название — Аревахач, то есть «солнечный крест».

Слово «свастика» — составное из двух санскритских корней: सु, су, «добро, благо» и अस्ति, асти, «жизнь, существование», то есть «благосостояние» или «благополучие».

Другие армянские названия свастики — «вардан» (от протоармянского «вращающийся»), «халке».

Известно изображение свастики на главных вратах средневековой столицы Армении — Львиные врата Ани.

Главным значением аревахача является божественный свет, а отсюда и солнце, движение жизни, благополучия, славы, вечности и удачи. Аревахач в Древней Армении наносился на оружие, предметы повседневного быта, ковры-карпеты, одежду, родовые знамена и гербы, использовался при оформлении церквей (языческий аревахач, как и многие другие армянские традиции, «влился» в христианство) и домов.

В период солнцепоклонничества в Армении этот знак был символом солнца, от которого и произошло одно из его названий — аревахач, букв. «солнечный крест».

Очень часто аревахач встречается в каменной резьбе Армянского нагорья. Согласно некоторым исследователям,. Для армян свастика была также символом борьбы с захватчиками.

В армянском народном эпосе «Давид Сасунский» знак получил название Хач патеразмин, то есть «военный крест», «крест войны», будучи символом борьбы армян с захватчиками. Очень часто аревахач встречается в каменной резьбе Армянского нагорья.

Согласно некоторым исследователям, буквы армянского алфавита являются модифицированной формой аревахача — армянской свастики.

Аревахач олицетворяет вечное вращение как Земли, так и Солнца и космоса. Происхождение данного символа связывается с арийским периодом.

Кер хач, то есть кривой крест, олицетворяет вечное вращение как Земли, так и Солнца и космоса. Происхождение данного символа связывается с арийским периодом.

Вращение кривого креста в правую сторону символизирует жизнь-смерть-жизнь, то есть бескончность, как и вращение а в левую сторону — смерть-жизнь-смерть.

Самые ранние изображения свастики в Армении относятся к неолиту периода человеческой культурной эволюции (приблизительно …. 7000-5000 лет до н.э.).

Александр Бакулин

Аревахач на стенах древнеармянского города Ани.Древнеармянский шлем с изображениями свастики.Полководец племени хурритов (хай-арменов) со свастиками на груди, восстановленный по останкам. Лчашен, Армения (3 тыс. до н.э.).Свастика на обломке кувшина в музее истории города Еревана.

vstrokax.net

Аревахач – Barev Today

Свой знак вечности имеется практически в каждой культуре. Во влюбленной в солнце Армении его называют «аревахач», что дословно в переводе с армянского означает «солнечный крест». Он и с виду очень похож на небесное светило – круглый, винтообразный, имеющий шесть или восемь лучей. Аревахач, как правило, символизирует жизнь, плодородие и огонь. В зависимости от того в какую сторону смотрят лучи аревахача – направо или налево, он также может олицетворять либо активное, либо пассивное начало. С древнейших времен армяне считали этот символ самым мощным из всех оберегов и вывешивали его над младенческой колыбелью. Мальчикам полагался правосторонний аревахач, а девочкам – левосторонний.

Аревахач

Несмотря на свое языческое происхождение, аревахач никуда не исчез и после принятия христианства. Многочисленные его изображения стали появляться и на церковных памятниках, стеллах, хачкарах. Правда теперь он символизировал уже не солнце и огонь, а христианскую концепцию вечной жизни, и поэтому стал особенно часто встречаться на надгробиях; его можно легко разглядеть на множестве могил старейших кладбищ Армении в Норатусе и Ехегнадзоре. В XI-XII века аревахач перекочевал из культуры религиозной прямиком на предметы повседневного обихода – этот знак наносили на одежду, ковры, оружие и украшения.

Изображение аревахача на стене монастыря Техеняц

В советские годы любые изображения аревахача были запрещены во избежание болезненных ассоциацией с фашистской свастикой. Однако после обретения независимости в 1991 году один из старейших национальных символов вновь стал частью армянской культуры. Так, например, сегодня аревахач можно встретить на логотипе Национальной библиотеки Армении или на гербе города Еревана.

barev.today

Аревахач – это… Что такое Аревахач?

Аревахач Один из видов аревахача на стенах древнеармянского города Ани

Аревахач (арм. Արևախաչ, то есть «Солнечный крест») также Патеразмахач (арм. Պատերազմախաչ, «Крест войны», Кер хач (арм. Կեռ խաչ, «Кривой крест»), в некоторых источниках также упоминается как или Армянский символ вечности (арм. Հավերժության նշան) — один из традиционных древних армянских символов[источник?], своеобразный вид свастики. Ныне аревахач является неотъемлемой частью также армянской христианской культуры[источник?], постепенно перейдя в неё с принятием христианства в Армении.

[источник?]

История

Самые ранние изображения свастики в Армении относятся к неолиту периода человеческой культурной эволюции (приблизительно 7000-5000 до н. э.)[1]. Главным значением аревахача является Солнце, а отсюда и свет, движение жизни (вечность), благополучия, радости, вечности и удачи.

Аревахач в Древней Армении наносился на оружие, предметы повседневного быта, одежду, знамена и гербы, использовался при оформлении церквей (языческий аревахач как и многие другие армянские традиции «влился» в христианство) и домов[1].

Очень часто аревахач встречается в каменной резьбе Армянского нагорья. Согласно некоторым исследователям, половина букв армянского алфавита являются модифицированной формой аревахача — армянской свастики[1].

Названия

Аревахач и крест

В основе аревахача лежит четырёхконечнйы знак +. На боковых сторонах у знака отсутствуют прямые углы, в связи с чем его также называют

Кер хач, букв. «кривой крест». В период солнцепоклонничества в Армении этот знак был символом солнца, от которого и произошло одно из его названий — аревахач, букв. «солнечный крест». В армянском народном эпосе «Давид Сасунский» знак получил название Хач патеразми, то есть «военный крест», «крест войны», будучи символом борьбы армян с захватчиками.

Кер хач, то есть кривой крест, олицетворяет вечное вращение как Земли, так и Солнца и космоса. Происхождение данного символа связывается с арийским периодом. Вращение кривого креста в правую сторону символизирует жизнь-смерть-жизнь, то есть бескончность, как и вращение а в левую сторону — смерть-жизнь-смерть.

Виды аревахача

3-лучевой

4-лучевой

5-лучевой

Два аревахача на одном из памятников. Армянское Ваганьковское кладбище

5-лучевой аревахач показывает человека в стоячем состоянии с распростёртыми руками и ногами. Во время движения человека, движение его правой ноги совпадает с движением левой руки, а движение левой ноги — с правой рукой. Это природный закон, который управляет верхней оконечностью 5-конечного аревахача.

Кроме верхней оконечности правые и левые оконечности показывают движение энергетических потоков человек (не путать с семью центрами энергеии — чакрой).

5 лучей символизируют 5 способностей человека: слух, зрение, вкус, запах, осязание (остальные относятся к внутренней, духовной стороне). Они же олицетворяют количество пальцев на каждой руке и ноге человека. 5 лучей — это также пять частей света, заселённых людьми. Верхний луч пятиконечного аревахача принимает энергию символизирует космические волны. Если провести медиану от вершины пятиконечного аревахача, то можно получить ровно две части человека — правую и левую. Серединой линии является пуп.

Медиана 5-лучевого аревахача имеет пять углов. Эта медиана является лицом человека. Каждая часть внешнего анатомического строения человека заключается в этой форме.

6-лучевой

6-лучевой аревахач на кресте, Армянское Ваганьковское кладбище

7-лучевой

8-лучевой

8-лучевой аревахач на карабахской медали «Благодарность»

Аревахач в христианстве

Поесле принятия христианства в 301 году Великой Арменией, аревахач как один из главных символов язычества получил своё дальнейшее развитие в качестве христианского символа (таким же образом из «христианизировались» некоторые армянские языческие праздники, такие как Вардавар и Трндез, языческие имена и т. д.). Аревахач, или армянский символ вечности стал неотъемлемой частью армянской христианской архитектуры. Его стали изображать на стенах церквей, монастырей. Аревахач стал неотъемлемой частью хачкаров — армянских камней-крестов. Практически в каждом хачкаре можно найти различные вариации данного символа.

Аревахач в наши дни

Сегодня аревахач является одним из символов армянского народа в целом. Помимо прочего, его используют как основной символ последователи хетанизма — армянского неоязычества (см. также армянское язычество).

См. также

Ссылки

Примечания

Литература

  • Шагинян А. H. Армянские хачкары (крестные камни) и их надписи (IX—XIII вв.). Автореф. канд. дис. Ереван, 1970.
  • Рубен Егиазарян «Кельтский символ и армянская традиция». — Ереван: «Ясон», 2005. — С. 256. — ISBN 99930-934-2-4
  • Артак Мовсисян. «Армения в третьем тысячелетии до Христа (согласно письменным источникам)» = «Հայաստանը Քրիստոսից առաջ Երրորդ հազարամյակում (ըստ գրավոր աղբյուրների)» / Е.В. Даниэлян. — Ереван: Издательство ЕГУ, 2005. — 176 с. — ISBN 5-8084-0643-9

dic.academic.ru

Аревахач — Википедия (с комментариями)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Аревахач (арм. արևախաչ, солнечный крест)[1], также известный как Армянский знак вечности (символ «֍» или «֎») — древний армянский символ в виде круглого, вихревого, винтообразного круга, похожего на солнце

[2]. Один из древнейших символов в армянской культуре[2][3].

Символика

В зависимости от количества элементов армянский знак вечности называется соответственно шестикрылым или восьмикрылым[4][5].

Согласно Вилю Мириманову вписанная в круг свастика, как разновидность креста подчеркивает момент движения, превращения жизни в смерть и смерти в жизнь[6]. По мнению А. Орлова вихревая свастика («сегнерово колесо») «обозначает… вихрь или воронку, с помощью которой аккумулируется энергия, необходимая для перехода из одного энергетического плана в другой»[7]. Крест в круге, а также щит, встречающийся на хачкарах обозначает ещё и замкнутый цикл бытия (жизнь — смерть — возрождение)[8]. Встречается на армянских христианских памятниках с V века, потом этот знак перешёл и на хачкары

[8]. К VIII веку об использовании символа вечности в армянской архитектуре можно уже говорить как о давно устоявшей иконографической практике[9], причем символ сохранил свое значение с раннего средневековья до наших дней[10].

Распространение

Составляет элементы символики на хачкарах[11][6], монастырей[12][13][14][15][16][17][18] и других архитектурных памятников[16][19][20][21][22]. Круг, как и вращающиеся линии, символизировали совершенство. Архитекторы таким образом выражали концепцию вечной, небесной жизни[23].
Часто используется в государственной символике[24][25][26][27][28][29][30], а также в символиках неправительственных организаций[4]. В 2012 году консорциум UNICODE[31]

, совместно с организацией ISO[32], официально добавили в собрание армянских символов левосторонний и правосторонний знаки вечности под названием «Armenian Eternity sign», тем самым впервые произведя оцифровку данного символа.

  • AM 100 dram Ag 2003 Bank b.png

    Памятные 100 драмов 2003 года «110 лет Центральному банку Республики Армения»

Интересные факты

  • В конце апреля 2016 года Конгресс армянской молодёжи России выступил организатором акции «100+1» в память жертв Геноцида армян. В акции приняли участие региональные подразделения КАМР в Москве, Санкт-Петербурге, Владимире, Воронеже, Екатеринбурге, Ижевске, Калининграде, Кисловодске, Краснодаре, Красноярске, Липецке, Перме, Подольске, Пятигорске, Ростове-на-Дону, Самаре, Саратове, Севастополе, Сочи, Ставрополе, Сургуте, Уфе. В каждом городе из лампад выстраивался текст: «Будущее армянского народа, его победы или поражения — в тебе, армянская молодежь. Наш дух неугасаем. Турция, Геноцид армян — преступление без срока давности. Ответственности не избежать!», после чего лампады собирались в аревахач[33].
  • Изображение аревахача было использовано на конкурсе песни Евровидение 2014 во время выступления представителя Армении Арама Mp3
  • Аревахач упоминается в фантастическом боевике Сэй Алека «Звёздное скопление. Курс вторжения»[34].

См. также

Напишите отзыв о статье “Аревахач”

Ссылки

  • [www.iatp.am/vahanyan/articles/krest1.htm Крест в наскальном искусстве Армении]

Примечания

  1. Термин «Аревахач» часто употребляют также последователи армянских неоязыческих течений Объединение aрмянских арийцев, [www.hayary.org/wph/?p=2889 основные арийские символы], 2012
  2. 1 2 Jacob G. Ghazarian (2006), [books.google.com/books?id=cKHYAAAAMAAJ&q=%22Armenian+symbol+of+eternity%22&redir_esc=y The Mediterranean legacy in early Celtic Christianity: a journey from Armenia to Ireland], Bennett & Bloom, pp. 263, P. 171
    Quite a different version of the Celtic triskelion, and perhaps the most common pre-Christian symbolism found throughout Armenian cultural tradition, is the round clockwise (occasionally counter-clockwise) whirling sun-like spiral fixed at a centre — the Armenian symbol of eternity.
  3. K. B. Mehr, M. Markow, Mormon Missionaries enter Eastern Europe, Brigham Young University Press, 2002, pp. 399, стр. 252
    … It was engraved with sun stones, a typical symbol of eternity in ancient Armenian architecture.
  4. 1 2 решение Национального Совета Западной Армении, [www.western-armenia.eu/stat.gov.wa/arm/2011/Nakhaqahagan-Hramanaqir-21.10.2011.pdf о флаге Западной Армении], 2011
  5. Тер-Варданян Г. А. (1998), [hpj.asj-oa.am/4944/1/1998-3(149).pdf «Новая интерпретация надписи судакского армянского хачкара»], Историко-филологический журнал НАН РА, № 3 . pp. 149—154. ISSN 0135-0536
  6. 1 2 В. Б. Мириманов // Четвёртый всадник Апокалипсиса: эстетика смерти : Смерть/Вечность в ритуальном искусстве от палеолита до Возрождения // РГГУ, 2002 — 75 (132)

    Оригинальный текст (рус.)  

    Свастика как разновидность креста подчеркивает момент движения, превращения жизни в смерть и смерти в жизнь. Вписанная в круг и состоящая из S-образных элементов свастика, делающая наглядным круговое движение, изображается, в частности, на каменных крестах ( хачкарах ), существовавших в Армении в виде надгробий, крестов, вотивных памятников.

  7. Р. В. Багдасаров / Свастика: священный символ : этнорелигиоведческие очерки очерки / Белые Альвы; М. 2001 г. — стр. 159 (428)
  8. 1 2 Нелли Саакян/ Армянское нагорье: ессе / Изд-во РАУ. 2006 г. — стр. 150 (349)

    Оригинальный текст (рус.)  

    Крест, круг, крест в круге, щит на хачкарах (ваан) обозначали еще и замкнутый цикл бытия. Безостановочность бытия (жизнь — смерть — возрождение). Этот крест, заключенный в круг, встречается еще на стелах V века и на тимпанах главного церковного входа. Потом этот знак перешел и на хачкары. А изображение креста встречается уже в первых христианских памятниках армянского зодчества (IV век).

  9. Jacob G. Ghazarian (2006), The Mediterranean legacy in early Celtic Christianity: a journey from Armenia to Ireland, Bennett & Bloom, pp. 263, стр. 186
    The eighth, or ninth, century date of this two examples of Irish stone crosses places them chronologically well after the carving of stone crosses in Armenia and the use of the Armenian symbol of eternity had become a long established national iconographical practice.
  10. Зарян А. К. (1989), [hpj.asj-oa.am/5140/1/1989-1(202).pdf «Иконогорафические проблемы символики хачкаров и митраизма»], Историко-филологический журнал НАН РА, № 1 . pp. 202—219. ISSN 0135-0536
    … Так, например, средневековый знак вечности — вращающееся колесо, до сих пор сохранил свое значение и используется с целью выражения того же смысла.
  11. решение Правительства Армении [www.e-gov.am/u_files/file/decrees/kar/2010/03/10_0310.pdf Список нематериального культурного наследия Республики Армения], 2010, стр. 15
    …основным элементом (хачкаров) является крест. Вокруг креста часто изображаются геометрические узоры, знаки вечности, изображения растений и животных, а также людей — особенно святых. … В искусстве хачкаров особое место занимают уникальные армянские отделки. Они представляют целую систему символик.
  12. Károly Gink, Károly Gombos, Armenia: landscape and architecture, Corvina Press, 1974, pp. 63, стр. 42, 49
    … On sunny days it is possible to see the stonework in the chapel, which is invisible, when the weather is cloudy and the light is not good. The sign of eternity, two combined wheels, is cut on the east wall, together with a number of pictures of sirens.
  13. Рачья Карташян, [lraber.asj-oa.am/5168/1/1984-7(60).pdf Архитектурный комплекс Нового Варагаванка], Լրաբեր Հասարակական Գիտությունների, № 1, 1984, стр. 65
    …проходит ряд скульптур с изображениями быка, птиц, древа жизни в виде гранатового дерева, корзин, розеток и знаков вечности, который имеет определенный идеологический смысл.
  14. Манучарян А., [hpj.asj-oa.am/3204/1/1979-4(267).pdf Верхний комплекс памятника Оромайр], Պատմա-բանասիրական հանդես, № 4, 1979, стр. 268
  15. Асратян М., [hpj.asj-oa.am/3293/1/1980-2(39).pdf Цицернаванк], Պատմա-բանասիրական հանդես, № 2, 1980, стр. 50
  16. 1 2 Г. Караханян (1975), [lraber.asj-oa.am/5485/1/31.pdf «Средневековые бытовые рельефы Армении»], Вестник общественных наук НАН РА № 8, стр. 31—47
  17. Hayden Herrera (2005), Arshile Gorky: His Life and Work, Macmillan, pp. 784, стр. 290
    .. one tip of the boot/butter churn, may be derived from the Armenian symbol of eternity carved into the facades of many eleventh-century Armenian churches, …
  18. Р. Карташян (1986), [lraber.asj-oa.am/4541/1/1986-4(42).pdf «Архитектурный ансамбль Хоранашата»], Вестник общественных наук НАН РА № 4, стр. 42—52
  19. Г. Саргсян, У. Мелконян, [hpj.asj-oa.am/5769/1/2012-3-(94).pdf Литографические эскизы — 2], Պատմա-բանասիրական հանդես, № 3, 2012, стр. 101
  20. Nicolas Holding (2011), Armenia, Bradt Travel Guides, pp 312, стр, 130, 148
  21. Р. Л. Хачатрян, Российская академия художеств, Рудольф Хачатрян: многомерные объекты, Галарт, 2002, стр. 13
  22. Armenia Today, vol. 5-6, Ереван, 1982, стр. 4
  23. Elisabeth Bauer-Manndorff (1981), Armenia: Past and Present, Reich Verlag, pp. 180, стр. 89
    … The circle, as a line returning upon itself, represented perfection. Having neither beginning, nor end, it was the symbol of eternity. The architects expressed the concept of everlasting, celestial life in the knowledge of the presence and effect of the divine power by sphere.
  24. Центральный Банк Армении, [www.cba.am/AM/pmessagesannouncements/6%20new%20com.%20coins%2024.01.2012.pdf золотая монета «20-летие освобождение Шуши»], 2012, [upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/3/3b/Shoushi20coin.GIF изображение]
    … На передней стороне на фоне знака вечности изображён Собор Святого Христа Всеспасителя Шуши. …
  25. Мэрия Ервана, [www.yerevan.am/edfiles/files/avagani%2012.04.2010/xorhrdanish%207.pdf герб города Еревана], 2010, [upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/6/60/Yerevan_seal.png изображение]
    … На груди льва, на фоне знака вечности, изображение Арарата. …
  26. Министерство юстиции РА, [www.justice.am/storage/files/legal_acts/legal_acts_61745932_q_46.pdf грудные знаки сотрудников исполнительных органов], 2007
  27. Правительство Армении, [cscouncil.am/doc/Tert/21.03.12.pdf символ сотрудничества «Армения-Диаспора»], 2012
  28. Министерство чрезвычайных ситуаций РА, [www.arlis.am/DocumentView.aspx?DocID=72184 медали и грудные знаки сотрудников министерства МЧС РА], 2011, [upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/9/96/ArmRescuer.jpg изображение]
    … Золотой щит в центральной части медали окружён символом вечности, золотые крылья которого …
  29. Правительство Армении, [www.arlis.am/DocumentView.aspx?DocID=82810 эмблема Таможенной службы РА], 2013, [upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/8/8d/Armenian_custom_servise_symbol.gif изображение]
    … изображён золотой лев со знаком вечности и птичьими крыльями, с золотым ключом в руке.
  30. Центральный Банк Армении, [www.arlis.am/DocumentView.aspx?DocID=34309 монета «15-летие освобождения Шуши»], 2007, [upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/1/1a/AM_10000_dram_Au_2007_Shushi_a.png изображение]
    … Во внутренней окружности изображён символ вечности и летающий орёл, …
  31. [person.ipr.sci.am/vm/2012_VM_ArmSystems_25_Presentation.pdf Հայերեն համակարգեր — արդեն 25 տարեկան, 20-ը ապրիլի, ԵՊՀ, 2012]
  32. [std.dkuug.dk/jtc1/sc2/wg2/docs/n4387.pdf Information technology — Universal Coded Character Set (UCS)]
  33. [rusarminfo.ru/akcii-v-pamyat-zhertv-genocida-armyan-proshli-v-dvadcati-dvux-gorodax-rossii/ Акции в память жертв Геноцида армян прошли в двадцати двух городах России]
  34. [books.google.ru/books?id=qxriAgAAQBAJ&pg=PT194&lpg=PT194&dq=%D0%B0%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%B0%D1%85%D0%B0%D1%87&source=bl&ots=Y7GP3z9-2J&sig=HPgwbNeVfJ3PHEpCAHIuaBxoQTU&hl=ru&sa=X&ei=O5CEU6ujE7TX4QTE0ID4AQ&redir_esc=y#v=onepage&q=%D0%B0%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%B0%D1%85%D0%B0%D1%87&f=false «Звёздное скопление. Курс вторжения» на Google Books]

Литература

  • Айк Демоян. «Армянские национальные символы» = «Հայկական ազգային խորհրդանշաններ». — Ереван: «Пюник», 2013. — 476 с. — ISBN 978-9939-0-0282-8.
  • Шагинян А. H. Армянские хачкары (крестные камни) и их надписи (IX—XIII вв.). Автореф. канд. дис. Ереван, 1970.
  • Рубен Егиазарян. «Кельтский символ и армянская традиция». — Ереван: «Ясон», 2005. — С. 256. — ISBN 99930-934-2-4.
  • Артак Мовсисян. «Армения в третьем тысячелетии до Христа (согласно письменным источникам)» = «Հայաստանը Քրիստոսից առաջ Երրորդ հազարամյակում (ըստ գրավոր աղբյուրների)» / Е.В. Даниэлян. — Ереван: Издательство ЕГУ, 2005. — 176 с. — ISBN 5-8084-0643-9.

Отрывок, характеризующий Аревахач

Он хотел решиться, но с ужасом чувствовал, что не было у него в этом случае той решимости, которую он знал в себе и которая действительно была в нем. Пьер принадлежал к числу тех людей, которые сильны только тогда, когда они чувствуют себя вполне чистыми. А с того дня, как им владело то чувство желания, которое он испытал над табакеркой у Анны Павловны, несознанное чувство виноватости этого стремления парализировало его решимость.
В день именин Элен у князя Василья ужинало маленькое общество людей самых близких, как говорила княгиня, родные и друзья. Всем этим родным и друзьям дано было чувствовать, что в этот день должна решиться участь именинницы.
Гости сидели за ужином. Княгиня Курагина, массивная, когда то красивая, представительная женщина сидела на хозяйском месте. По обеим сторонам ее сидели почетнейшие гости – старый генерал, его жена, Анна Павловна Шерер; в конце стола сидели менее пожилые и почетные гости, и там же сидели домашние, Пьер и Элен, – рядом. Князь Василий не ужинал: он похаживал вокруг стола, в веселом расположении духа, подсаживаясь то к тому, то к другому из гостей. Каждому он говорил небрежное и приятное слово, исключая Пьера и Элен, которых присутствия он не замечал, казалось. Князь Василий оживлял всех. Ярко горели восковые свечи, блестели серебро и хрусталь посуды, наряды дам и золото и серебро эполет; вокруг стола сновали слуги в красных кафтанах; слышались звуки ножей, стаканов, тарелок и звуки оживленного говора нескольких разговоров вокруг этого стола. Слышно было, как старый камергер в одном конце уверял старушку баронессу в своей пламенной любви к ней и ее смех; с другой – рассказ о неуспехе какой то Марьи Викторовны. У середины стола князь Василий сосредоточил вокруг себя слушателей. Он рассказывал дамам, с шутливой улыбкой на губах, последнее – в среду – заседание государственного совета, на котором был получен и читался Сергеем Кузьмичем Вязмитиновым, новым петербургским военным генерал губернатором, знаменитый тогда рескрипт государя Александра Павловича из армии, в котором государь, обращаясь к Сергею Кузьмичу, говорил, что со всех сторон получает он заявления о преданности народа, и что заявление Петербурга особенно приятно ему, что он гордится честью быть главою такой нации и постарается быть ее достойным. Рескрипт этот начинался словами: Сергей Кузьмич! Со всех сторон доходят до меня слухи и т. д.
– Так таки и не пошло дальше, чем «Сергей Кузьмич»? – спрашивала одна дама.
– Да, да, ни на волос, – отвечал смеясь князь Василий. – Сергей Кузьмич… со всех сторон. Со всех сторон, Сергей Кузьмич… Бедный Вязмитинов никак не мог пойти далее. Несколько раз он принимался снова за письмо, но только что скажет Сергей … всхлипывания… Ку…зьми…ч – слезы… и со всех сторон заглушаются рыданиями, и дальше он не мог. И опять платок, и опять «Сергей Кузьмич, со всех сторон», и слезы… так что уже попросили прочесть другого.
– Кузьмич… со всех сторон… и слезы… – повторил кто то смеясь.
– Не будьте злы, – погрозив пальцем, с другого конца стола, проговорила Анна Павловна, – c’est un si brave et excellent homme notre bon Viasmitinoff… [Это такой прекрасный человек, наш добрый Вязмитинов…]
Все очень смеялись. На верхнем почетном конце стола все были, казалось, веселы и под влиянием самых различных оживленных настроений; только Пьер и Элен молча сидели рядом почти на нижнем конце стола; на лицах обоих сдерживалась сияющая улыбка, не зависящая от Сергея Кузьмича, – улыбка стыдливости перед своими чувствами. Что бы ни говорили и как бы ни смеялись и шутили другие, как бы аппетитно ни кушали и рейнвейн, и соте, и мороженое, как бы ни избегали взглядом эту чету, как бы ни казались равнодушны, невнимательны к ней, чувствовалось почему то, по изредка бросаемым на них взглядам, что и анекдот о Сергее Кузьмиче, и смех, и кушанье – всё было притворно, а все силы внимания всего этого общества были обращены только на эту пару – Пьера и Элен. Князь Василий представлял всхлипыванья Сергея Кузьмича и в это время обегал взглядом дочь; и в то время как он смеялся, выражение его лица говорило: «Так, так, всё хорошо идет; нынче всё решится». Анна Павловна грозила ему за notre bon Viasmitinoff, а в глазах ее, которые мельком блеснули в этот момент на Пьера, князь Василий читал поздравление с будущим зятем и счастием дочери. Старая княгиня, предлагая с грустным вздохом вина своей соседке и сердито взглянув на дочь, этим вздохом как будто говорила: «да, теперь нам с вами ничего больше не осталось, как пить сладкое вино, моя милая; теперь время этой молодежи быть так дерзко вызывающе счастливой». «И что за глупость всё то, что я рассказываю, как будто это меня интересует, – думал дипломат, взглядывая на счастливые лица любовников – вот это счастие!»
Среди тех ничтожно мелких, искусственных интересов, которые связывали это общество, попало простое чувство стремления красивых и здоровых молодых мужчины и женщины друг к другу. И это человеческое чувство подавило всё и парило над всем их искусственным лепетом. Шутки были невеселы, новости неинтересны, оживление – очевидно поддельно. Не только они, но лакеи, служившие за столом, казалось, чувствовали то же и забывали порядки службы, заглядываясь на красавицу Элен с ее сияющим лицом и на красное, толстое, счастливое и беспокойное лицо Пьера. Казалось, и огни свечей сосредоточены были только на этих двух счастливых лицах.
Пьер чувствовал, что он был центром всего, и это положение и радовало и стесняло его. Он находился в состоянии человека, углубленного в какое нибудь занятие. Он ничего ясно не видел, не понимал и не слыхал. Только изредка, неожиданно, мелькали в его душе отрывочные мысли и впечатления из действительности.
«Так уж всё кончено! – думал он. – И как это всё сделалось? Так быстро! Теперь я знаю, что не для нее одной, не для себя одного, но и для всех это должно неизбежно свершиться. Они все так ждут этого , так уверены, что это будет, что я не могу, не могу обмануть их. Но как это будет? Не знаю; а будет, непременно будет!» думал Пьер, взглядывая на эти плечи, блестевшие подле самых глаз его.
То вдруг ему становилось стыдно чего то. Ему неловко было, что он один занимает внимание всех, что он счастливец в глазах других, что он с своим некрасивым лицом какой то Парис, обладающий Еленой. «Но, верно, это всегда так бывает и так надо, – утешал он себя. – И, впрочем, что же я сделал для этого? Когда это началось? Из Москвы я поехал вместе с князем Васильем. Тут еще ничего не было. Потом, отчего же мне было у него не остановиться? Потом я играл с ней в карты и поднял ее ридикюль, ездил с ней кататься. Когда же это началось, когда это всё сделалось? И вот он сидит подле нее женихом; слышит, видит, чувствует ее близость, ее дыхание, ее движения, ее красоту. То вдруг ему кажется, что это не она, а он сам так необыкновенно красив, что оттого то и смотрят так на него, и он, счастливый общим удивлением, выпрямляет грудь, поднимает голову и радуется своему счастью. Вдруг какой то голос, чей то знакомый голос, слышится и говорит ему что то другой раз. Но Пьер так занят, что не понимает того, что говорят ему. – Я спрашиваю у тебя, когда ты получил письмо от Болконского, – повторяет третий раз князь Василий. – Как ты рассеян, мой милый.
Князь Василий улыбается, и Пьер видит, что все, все улыбаются на него и на Элен. «Ну, что ж, коли вы все знаете», говорил сам себе Пьер. «Ну, что ж? это правда», и он сам улыбался своей кроткой, детской улыбкой, и Элен улыбается.
– Когда же ты получил? Из Ольмюца? – повторяет князь Василий, которому будто нужно это знать для решения спора.
«И можно ли говорить и думать о таких пустяках?» думает Пьер.
– Да, из Ольмюца, – отвечает он со вздохом.
От ужина Пьер повел свою даму за другими в гостиную. Гости стали разъезжаться и некоторые уезжали, не простившись с Элен. Как будто не желая отрывать ее от ее серьезного занятия, некоторые подходили на минуту и скорее отходили, запрещая ей провожать себя. Дипломат грустно молчал, выходя из гостиной. Ему представлялась вся тщета его дипломатической карьеры в сравнении с счастьем Пьера. Старый генерал сердито проворчал на свою жену, когда она спросила его о состоянии его ноги. «Эка, старая дура, – подумал он. – Вот Елена Васильевна так та и в 50 лет красавица будет».
– Кажется, что я могу вас поздравить, – прошептала Анна Павловна княгине и крепко поцеловала ее. – Ежели бы не мигрень, я бы осталась.
Княгиня ничего не отвечала; ее мучила зависть к счастью своей дочери.
Пьер во время проводов гостей долго оставался один с Элен в маленькой гостиной, где они сели. Он часто и прежде, в последние полтора месяца, оставался один с Элен, но никогда не говорил ей о любви. Теперь он чувствовал, что это было необходимо, но он никак не мог решиться на этот последний шаг. Ему было стыдно; ему казалось, что тут, подле Элен, он занимает чье то чужое место. Не для тебя это счастье, – говорил ему какой то внутренний голос. – Это счастье для тех, у кого нет того, что есть у тебя. Но надо было сказать что нибудь, и он заговорил. Он спросил у нее, довольна ли она нынешним вечером? Она, как и всегда, с простотой своей отвечала, что нынешние именины были для нее одними из самых приятных.
Кое кто из ближайших родных еще оставались. Они сидели в большой гостиной. Князь Василий ленивыми шагами подошел к Пьеру. Пьер встал и сказал, что уже поздно. Князь Василий строго вопросительно посмотрел на него, как будто то, что он сказал, было так странно, что нельзя было и расслышать. Но вслед за тем выражение строгости изменилось, и князь Василий дернул Пьера вниз за руку, посадил его и ласково улыбнулся.
– Ну, что, Леля? – обратился он тотчас же к дочери с тем небрежным тоном привычной нежности, который усвоивается родителями, с детства ласкающими своих детей, но который князем Василием был только угадан посредством подражания другим родителям.
И он опять обратился к Пьеру.
– Сергей Кузьмич, со всех сторон , – проговорил он, расстегивая верхнюю пуговицу жилета.
Пьер улыбнулся, но по его улыбке видно было, что он понимал, что не анекдот Сергея Кузьмича интересовал в это время князя Василия; и князь Василий понял, что Пьер понимал это. Князь Василий вдруг пробурлил что то и вышел. Пьеру показалось, что даже князь Василий был смущен. Вид смущенья этого старого светского человека тронул Пьера; он оглянулся на Элен – и она, казалось, была смущена и взглядом говорила: «что ж, вы сами виноваты».
«Надо неизбежно перешагнуть, но не могу, я не могу», думал Пьер, и заговорил опять о постороннем, о Сергее Кузьмиче, спрашивая, в чем состоял этот анекдот, так как он его не расслышал. Элен с улыбкой отвечала, что она тоже не знает.
Когда князь Василий вошел в гостиную, княгиня тихо говорила с пожилой дамой о Пьере.
– Конечно, c’est un parti tres brillant, mais le bonheur, ma chere… – Les Marieiages se font dans les cieux, [Конечно, это очень блестящая партия, но счастье, моя милая… – Браки совершаются на небесах,] – отвечала пожилая дама.

wiki-org.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back To Top