Разное

Свастика нацистская: За использование нацистской атрибутики и символики установлена административная ответственность

Свастика, подарок Кремлю

Финляндия – единственная страна Европы, где свастика до сих пор не только не под запретом, но и имеет официальный статус. Это стало предметом полемики, в которой в ход идет и “российский” аргумент.

“Пожелание удачи”, “благоденствие” – так переводят с санскрита значение слова “свастика” и символа, который оно обозначает, – креста с загнутыми концами. Того самого, который со времен Третьего рейха стал, вопреки изначальному значению, одним из самых зловещих символов в истории человечества. Использование свастики нацистами в качестве своей главной эмблемы как бы перечеркнуло, по крайней мере для послевоенной Европы, всю предыдущую историю этого символа.

В Финляндии, однако, это не совсем так. Свастика, бывшая частью символического набора языческих верований, использовалась финнами как символ успеха и благополучия до относительно недавних времен. Например, обрамление первоначального варианта триптиха “Айно” (1889) работы одного из классиков финской живописи Аксели Галлена-Каллелы представляет собой длинную череду свастик.

Это, естественно, не имеет ничего общего со взглядами живописца: Галлен-Каллела не был чужд политики, в финской гражданской войне 1918 года воевал на стороне белых, но к нацизму никакого отношения не имел.

Триптих “Айно” работы Аксели Галлен-Каллелы. Версия 1891 года (без свастик)

В современной Финляндии свастику можно разглядеть (если постараться), например, на президентском штандарте. Его частью является так называемый Крест свободы, изображенный в левом верхнем углу: в этот крест встроена стилизованная золотая свастика. Еще активнее используется этот символ в вооруженных силах Финляндии, прежде всего в авиации, где свастика имеет давнюю традицию, уходящую в начало ХХ века – до времен нацизма. Крест с загнутыми концами, имеющий столь неприятные ассоциации в глазах большинства европейцев, изображен на эмблемах и знаменах региональных командований ВВС и ряда других подразделений.

Директор музея ВВС Финляндии Кай Меклин защищает использование свастики: “Если мы откажемся использовать или запретим свастику, мы дадим зарубежной общественности сигнал, что в Финляндии это тоже был нацистский символ, чем он в действительности никогда не являлся”. Профессор Хельсинкского университета Тейво Тейвайнен, автор недавно вышедшей монографии о финском национализме и правом радикализме, считает этот аргумент парадоксальным и обманчивым. С подачи Тейвайнена дискуссия об уместности использования свастики в Финляндии, которая уже несколько раз начиналась и затухала, вновь возобновлена. Своими соображениями Тейво Тейвайнен поделился с Радио Свобода.

В Финляндии этот символ нацистским никогда не являлся

– Что заставило вас обратить внимание на использование символа свастики в Финляндии?

– Я иногда провожу что-то вроде экскурсий по Хельсинки для моих иностранных коллег – с историко-политической тематикой. Многие из них обращали внимание на свастики, которые встречаются на памятниках, зданиях или на военной символике, и несколько недоумевали. Другим толчком было то, что, как я выяснил из личного общения, многие финны не знают о продолжающемся использовании свастики в качестве эмблемы в наших военно-воздушных силах. А те, кто знает, почему-то считают, что этот символ сильно отличается от использовавшегося нацистами. Когда я показывал моим собеседникам изображение свастики на официальных сайтах подразделений наших ВВС, они были очень удивлены. Я только что опубликовал книгу о финском национализме, и мой интерес к свастике как символу был связан с работой над этой темой.

– А какова реакция официальных лиц – в частности, командования ВВС Финляндии? Они не считают свастику чем-то существенным или, наоборот, рассматривают ее как важную часть традиции, от которой нельзя отказываться?

– Официальная позиция проста: в этом нет проблемы, и точка. Правда, в неформальном общении мне доводилось слышать от ответственных лиц и такое: да, в смысле репутации это не очень хорошо, но если мы откажемся от свастики, то тем самым как бы признаемся, что да, эта финская свастика имеет нечто общее с нацистской. Это совершенно парадоксальная позиция: чтобы нас не ассоциировали с нацистами, мы должны продолжать использовать свастику! Я, конечно, не могу говорить от имени финских военных, но известны случаи, когда в ходе совместных мероприятий с коллегами из стран НАТО финской стороне приходилось модифицировать свои символы и эмблемы, избегая присутствия свастики.

Штандарт президента Финляндии

– А российские – или в прошлом советские – представители обращали внимание на использование свастики в Финляндии?

– Обращали или нет неформально в последние годы – не знаю. Из истории известно, что в середине 1940-х годов, после того как Финляндия проиграла “войну-продолжение” (так в Финляндии называют вторую войну между этой страной и СССР в 1941–44 годах. – РС), все военные символы, в которых фигурировала свастика, были отменены – под давлением СССР. Их отчасти восстановили в ВВС в 50-е годы. И вроде бы с русскими особых проблем не возникало. В начале 60-х был, однако, эпизод с французами, когда наш тогдашний президент Урхо Кекконен вручил памятную медаль президенту Франции Шарлю де Голлю – и на этой медали присутствовал геральдический мотив свастики, хоть и сильно отличающейся от нацистской. Тем не менее де Голль был очень смущен и недоволен этим. В результате Кекконен потом распорядился изменить дизайн награды. Поэтому я очень удивляюсь, когда слышу рассуждения о том, что отказаться от использования свастики в военной символике – это как бы “прогнуться” перед Россией.

Ведь этот символ совсем не приближает нас к Западной Европе, единство с которой очень важно для финнов, особенно для наших военных. Дискуссии на эту тему были частью моего исследования проблем финского национализма.

Этот символ совсем не приближает нас к Западной Европе

– Как вообще свастика стала финским военным символом? Где корни этой традиции?

– Наиболее распространенная (и ставшая официальной) версия такова. В 1918 году военно-воздушные силы Финляндии, которая только что обрела независимость, получили свой первый аэроплан. Это был подарок от шведского авиатора графа Эрика фон Розена. А свастика была его талисманом, Розен считал, что она приносит ему удачу. Она была изображена на крыльях этого самолета – и стала символом финских ВВС.

– Но Розен ведь не был тогда нацистом – хотя бы потому, что на тот момент нацистское движение еще толком не оформилось?

– Именно это и есть суть официального объяснения: смотрите, это 1918 год, до всякого нацизма, так что “наша” свастика более ранняя. Факт, однако, в том, что Эрик фон Розен – да, в более поздний период, но тем не менее, – был одним из основателей Шведского национал-социалистического блока. Сестра жены Розена, Карин фон Канцов, вышла замуж за Германа Геринга, одного из лидеров Третьего рейха. Возможно, это детали, но характерные. К тому же, как бы то ни было, свастика как таковая использовалась в ХХ веке в качестве символа множеством праворадикальных движений, в том числе в скандинавских странах. Не все из них были откровенно нацистскими, но в целом свастика давно воспринимается в Европе как эмблема, связанная с правым радикализмом и расизмом.

– Сегодня Финляндия сталкивается с какими-то проблемами – на дипломатическом или военном уровне, – связанными с использованием свастики?

– Не особенно. Еще и потому, что при контактах с иностранными представителями свастику особенно стараются не демонстрировать. Скажем, при визитах наших военных в Германию этого нельзя делать просто потому, что демонстрация свастики запрещена нынешними немецкими законами. Из дипломатических инцидентов тот давний, с де Голлем, о котором я говорил, остается наиболее значительным. Но в самой Финляндии свастика видна – на некоторых объектах, на знаменах, во время военных парадов на День независимости и т. д. Официальная позиция такова: это традиция, никакой проблемы тут нет, однако в целом этот символ “не выпячивается”.

Финские самолеты Fokker D.XXI во время Второй мировой войны

– А в чем эту проблему видите вы?

– Основная задача наших военных – защищать Финляндию в случае внешнего конфликта. Я думаю, что существуют сценарии, при которых наличие такого рода символов нам никак не поможет. Прежде всего, у нас есть восточный сосед – Россия, которая нынче с большой охотой изображает своих оппонентов сплошь нацистами или фашистами. Так что мы даем нашим соседям в руки пропагандистское орудие на случай использования при обострении отношений. Другая сторона вопроса – потенциальные союзники на случай конфликта. Кто придет нам на помощь? Этим вопросом часто задаются сами наши военные. Останемся ли мы в одиночестве? В принятии политических решений играют роль и символические факторы. В случае конфликта, если мы будем нуждаться в помощи демократических стран Запада, на уровне имиджа наличие свастики, пользующейся в этих странах столь дурной славой, нам по меньшей мере никак не поможет.

– Вы считаете, что, если Финляндия решит вступить в НАТО – а дискуссия об этом, насколько я знаю, ведется в финском обществе, – финские военные будут вынуждены окончательно отказаться от свастики?

Россия нынче с большой охотой изображает своих оппонентов сплошь нацистами или фашистами

– Не знаю. Не думаю, что это будет каким-то непременным условием.

Финские ультраправые используют свастику как свой символ?

– Некоторые – да. Это тоже часть дискуссии об использовании свастики. Сейчас, когда правые радикалы в Европе стали активнее, присутствие их и их символов, в том числе свастик, в обществе, если говорить о Финляндии, стало несколько заметнее. Это не очень желательные ассоциации.

Как вы думаете, ваши аргументы против использования свастики будут услышаны на официальном уровне – или по крайней мере спровоцируют более широкую общественную дискуссию?

– Определенная дискуссия уже есть. Прежде всего, я не выдвигаю аргументы против свастики – я задаю вопросы насчет свастики, это не совсем одно и то же. В случае со свастикой речь идет о приверженности некой романтической версии нашей воинской традиции. При этом сторонники финской свастики не обращают внимания на потенциальный риск, о котором я уже говорил: зачем давать пропагандистское оружие в руки оппонента, в роли которого чаще всего видят Россию? У нас, финнов, есть определенное упрямство, которое, как мне кажется, проявляется в этом случае: мы будем привержены давнему символу, даже несмотря на то, что остальной Запад отказался от него из-за негативных исторических ассоциаций. Конечно, вопрос о свастике – далеко не самая серьезная проблема Финляндии, но его обсуждение позволяет выявить кое-какие интересные детали нашей национальной психологии и нашего национализма, – считает профессор Хельсинкского университета Тейво Тейвайнен.

Business FM Санкт-Петербург – РОСКОШЬ И СВАСТИКА: НАЦИСТСКАЯ САГА LOUIS VUITTON

ЦБ 02.04

$77.32

84.11

ММВБ 02.04

$

BRENT 02.04

$79.93

6180

RTS 02.04

996.76

Программы

 

Проекты

Популярное

 

  1. Главная
  2. Программы
  3. Азбука роскоши

В 2004 году к 150-летнему юбилею Louis Vuitton в парижском издательстве Fayard выходит книга французской журналистки Стефани Бонвичини «Louis Vuitton, Французская сага». На нее никто во Франции не обращает внимания, пока британская The Guardian не публикует статью Ким Уилшер, в которой цитируются страницы из истории LV в годы Второй Мировой войны.

Louis Vuitton – Фото: Википедия – Источник

Читайте также

Как оказалось, в годы нацистской оккупации Франции компания LV активно сотрудничала с марионеточным правительством маршала Петена в Виши. Завод LV в Трейси полностью остановил производство предметов багажа и переключился на агитационные поделки. Он, выпустил, например, более двух с половиной тысяч бюстов маршала Петена. (Как остроумно заметил один из комментаторов: «надеюсь, что с монограммой LV»). А фабрика в Аньере (пригород Парижа) во время войны производила «зажигалки, игральные карты, трубки, ручки, документы, папки, свистки, расчески, зажимы для галстука, пилотские значки, бумажники и другие виды военного обмундирования».

Бонвичини рассказывает, что когда она спросила о деятельности LV в военное время, ей ответили, что документы компании за 1930–1945 годы были уничтожены пожаром. В исторических архивах журналистка обнаружила, что у Louis Vuitton был магазин на первом этаже великолепного отеля Hotel du Parc в Виши, где располагалось марионеточное правительство Петена. На дверях магазина красовалась вывеска: «Не входить с собаками. Не обслуживаем евреев».

В LVMH опубликованные факты о сотрудничестве с нацистами прокомментировали так: «Это древняя история. Книга охватывает период, когда она была семейным предприятием и задолго до того, как стала частью LVMH», отметив при этом, что период военного времени не оправдывает 50 страниц книги.

Поразительно, но никаких преследований или обвинений в коллаборационизме для Гастона-Луи Вюиттона (во время войны — глава компании) и его старшего сына Анри-Луи (руководил магазином в Виши) не было. Бутик в Виши закрыли только в 1957 году. А в 1984 году вышли воспоминания Анри-Луи Вюиттона, где о годах Второй Мировой войны нет ни слова! Спустя пять лет их перевели на английский.

Английский писатель Олдос Леонард Хаксли писал: «Главный из всех уроков истории заключается в том, что люди не слишком многое извлекают из уроков истории».

Автор: Алена Андреева

Выделите опечатку и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отправить сообщение об ошибке.

Комментарии на сайте работают в режиме премодерации. В связи с этим их появление на сайте будет занимать некоторое время. Немедленно высказать свое мнение по любой теме вы можете в наших группах Facebook, ВКонтакте и Twitter.

Выделите опечатку и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отправить сообщение об ошибке.

Немецкий нацистский флаг со свастикой | Национальный музей американской истории

Применяются условия использования

Загрузки
Описание
Физическое описание
Красная шерстяная ткань с белым кругом в центре. В центре белого круга свастика.
Всеобщая история
В 1920 году Адольф Гитлер решил, что нацистской партии нужны собственные знаки отличия и флаг. Для Гитлера новый флаг должен был быть «символом нашей собственной борьбы», а также «очень эффективным плакатом». 7 августа 1920 года на Зальцбургском конгрессе этот флаг стал официальной эмблемой нацистской партии. В Mein Kampf, Гитлер так описывал новый флаг нацистов: «В красном мы видим социальную идею движения, в белом — националистическую идею, в свастике — миссию борьбы за победу арийского человека, и, по тем самым победа идеи творчества, которая как таковая всегда была и всегда будет антисемитской».
Имя объекта
флаг, национальный
бывший в употреблении
Германия
Физическое описание
ткань (общий материал)
Измерения
в целом: 29 дюймов x 49 дюймов; 73,66 см x 124,46 см
Идентификационный номер
1977. 0788.03
каталожный номер
1977.0788.03
регистрационный номер
1977.0788
предмет
Флаги
Вторая мировая война
Великая депрессия и Вторая мировая война
Посмотреть больше товаров в
Политическая и военная история: история вооруженных сил, военная
Военный
ThinkFinity
Выставка
Цена свободы
Место проведения выставки
Национальный музей американской истории
Источник данных
Национальный музей американской истории

Номинировать этот объект для фотографии.

Наша база данных коллекций находится в стадии разработки. Мы можем обновить эту запись на основе дальнейших исследований и обзоров. Узнайте больше о нашем подходе к публикации нашей коллекции в Интернете.

Если вы хотите узнать, как вы можете использовать содержимое этой страницы, ознакомьтесь с Условиями использования Смитсоновского института. Если вам нужно запросить изображение для публикации или другого использования, посетите страницу Права и репродукции.

Примечание. Отправка комментариев временно недоступна, пока мы работаем над улучшением сайта. Приносим извинения за прерывание. Если у вас есть вопрос, касающийся коллекций музея, сначала ознакомьтесь с часто задаваемыми вопросами о коллекциях. Если вам нужен личный ответ, воспользуйтесь нашей контактной страницей.

Сообщение о нацистских свастиках, обнаруженных в студенческом общежитии

Администрация университета делится информацией о происшествии и призывает всех, у кого есть информация, обращаться в Департамент общественной безопасности.

Уважаемые студенты,

Сегодня мы сообщаем крайне тревожную новость о том, что на доске, прикрепленной к двери комнаты в общежитии Florence Moore Hall, были обнаружены многочисленные нацистские свастики и изображение Адольфа Гитлера. Студент, проживающий в комнате, был встревожен, обнаружив изображения на своей доске, и сообщил об инциденте сотрудникам, проживающим в доме. Департамент общественной безопасности Стэнфордского университета расследует этот вопрос и считает, что инцидент может быть преступлением, учитывая, что житель комнаты идентифицирует себя как еврей, а расположение нацистских свастик могло быть выбрано для запугивания обитателя.

Этот инцидент, к сожалению, является одним из нескольких антисемитских инцидентов, которые произошли в этом учебном году и были опубликованы на сайте отчетов о вреде для защищенных личных данных. Это также связано с особенно наглой угрозой отдельному студенту в том, что должно быть уединением в их доме в кампусе, что требует нашего необычного осуждения.

Мы хотим внести ясность: Стэнфорд искренне отвергает антисемитизм, расизм, ненависть и связанные с ними символы, которые предосудительны и недопустимы. Мы с заботой и беспокойством обращаемся к студентам, непосредственно пострадавшим от этого инцидента, а также к жителям FloMo и нашей еврейской студенческой общине. Пожалуйста, подумайте о том, чтобы связаться с друзьями и обратиться за помощью, если это необходимо. Вы не одиноки, многие здесь, в кампусе, готовы поддержать вас, в том числе Управление религиозной и духовной жизни, Гилель в Стэнфорде и Дом Рора Хабада в Стэнфорде. Здесь собраны все наши ресурсы для здоровья и благополучия учащихся.

В то же время мы полны решимости установить личность преступника и привлечь его к ответственности, поэтому призываем всех, у кого есть информация об этом инциденте, связаться с Департаментом общественной безопасности по телефону (650) 723-9633 или с Круглосуточный центр связи по телефону (650) 329-2413.

Наша цель сегодня вечером — поделиться тем, что мы знаем об этом и недавних инцидентах, дать понять, что мы отвергаем эти акты ненависти, предложить помощь тем, кто в ней нуждается, и попросить вас о помощи, в частности, в расследовании инцидента FloMo.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back To Top