Влияние Антониновой чумы, привезённой Вером из Азии, на стиль монетного чекана
Я начну, пожалуй, частями выкладывать статью…
Мы можем составить общее представление о кризисах, потрясших всю империю, но о войнах, которые Август или Марк Аврелий вели с германцами, нам известно немногим больше, чем о войнах с самнитами.
Теодор Моммзен «История Рима» (введение, книга 8).
Всем коллекционерам римских монет известен период перелома стиля монетной чеканки, пришедшийся на время правления Марка Аврелия. Этот перелом сопровождался как резким падением качества изготовления монет, так и изменением, в некотором смысле даже деградацией, стиля монетного портрета. Эта тема часто обсуждается среди нумизматов-античников, но при этом обсуждение в основном ограничивается описанием, констатацией тех изменений, которые претерпел монетный портрет в эпоху Марка Аврелия. В этой статье я хочу обсудить возможную причину этого явления.
Идея связать изменение стиля монетного портрета при поздних Антонинах с Антониновой чумой пришла после прочтения статьи Arielle P. Kozloff “Bubonic Plague During the Reign of Amenhotep III?” (KMT, Volume 17, Number 3, Fall 2006). Статья посвящена чуме, случившейся при Аменхотепе III, и тому, как чума повлияла на стиль и качество произведений искусств того периода. В статье также сделана попытка проанализировать влияние чумы на стиль оставшихся памятников. Основной, совершенно очевидный вывод статьи, который я хочу использовать в дальнейшем, можно сформулировать так: «Во время чумы страдают, прежде всего, тесно, компактно проживающие общности, корпорации». Для времён Аменхотепа III, как пример такой компактно проживающей корпорации приведена деревня строителей царских гробниц. Для времени, которое интересует нас, это, прежде всего, армия, пострадавшая от чумы в не меньшей степени, чем от германских войн, чему остались письменные свидетельства. Я также считаю, что во время Антониновой чумы должен был серьёзно пострадать «штат» монетного двора Рима.
«Штат» монетного двора, конечно, надо разделить на рабочих, занятых непосредственно чеканкой монет и изготовлением монетных заготовок, и на художников-резчиков штемпелей. При этом первая группа, очевидно, в силу своего социального статуса должна была проживать более компактно и соответственно быстрее и сильнее пострадать от чумы, следствием чего должно было стать падение качества изготовляемой монеты (увеличение доли неровных монетных кружков, трещин от сильного удара и т.д.). Вторая группа также должна была пострадать от чумы, что должно было выразиться в художественном стиле самих монетных изображений
Таким образом, если мы увидим, что смена стиля и снижение качества монет начинается несколько позже времени возвращения в Рим Луция Вера и прихода за ним чумы, можно будет говорить о том, что одной из основных причин этой смены явилась чума, сильно изменившая в короткое время профессиональный состав римского монетного двора.
Однако необходимо отдавать себе отчёт в том, какие факторы будут мешать нам объективно оценить влияние чумы на стиль монетной чеканки. Вот эти факторы:
1.Искажённое представление о масштабах Антониновой чумы и причинённых ею бедствиях;
2. Существующая система датировки монет, связанная с иконографией и анализом легенд, а не со стилем;
3. Наличие у римлян «привилегированных» номиналов, производство которых держалось под большим контролем, и требования по качеству, к которым традиционно были завышены относительно прочих номиналов.
4. Любительский характер предлагаемого исследования.
Разберём перечисленные факторы подробнее. Первый фактор вызван отсутствием исторических сочинений, написанных свидетелями, пережившими Антонинову чуму в сознательном возрасте. Действительно, римская традиция конца II века, дошедшая до нас, скудна. Исторические сочинения, в которых упоминается Антонинова чума, относятся к более позднему времени. Поэтому между автором и бедствиями Антониновой чумы стоят значительное время и значительные же бедствия, связанные с военной анархией, нашествиями варваров и, наконец, чумой III века, которые, разумеется, более близки автору, т.к. произошли относительно недавно или даже пережиты им. Итак, учитывая аберрацию дальности, вспомним, что говорит римская традиция о чуме.
«Случилось так, что в это время чумная болезнь охватила Италию; наибольшей силы болезнь достигла в городе Риме, который сам по себе многолюден и принимает приезжих отовсюду; погибало множество и вьючного скота и людей. Тогда Коммод по совету некоторых врачей удалился в Лаврент: ведь это место, отличающееся благодатной прохладой и осененное лавровыми рощами (откуда происходит и название места), оказалось спасительным и, как говорили, сопротивлялось заражению воздуха благодаря благовонию лавровых испарений и приятной тени деревьев. Но и жители Рима по предписанию врачей наполняли ноздри и уши самым благовонным миром и постоянно употребляли курения и пахучие вещества, так как некоторые говорили, что благовоние, опередив, наполняет проходы чувствительных органов и препятствует восприятию вредоносного воздуха, а то, что раньше попадает туда, подавляется более мощной силой благовония. Болезнь, тем не менее, сильно свирепствовала, и погибло множество людей и живущих с людьми животных» Геродиан (I. 12.1, 2)
Геродиан – самый близкий к интересующему нас периоду доступный мне историк, свою «Историю» он написал около 240-го года. По современным оценкам он родился около 165 года, т.е. в год появления чумы на Тигре и за год до появления её в Риме. К моменту окончательного избавления от чумы (начало 180-х гг.) Геродиану было около 16 лет. Геродиана не было в те времена в Риме, но размах бедствия, очевидно, вынуждал его упомянуть чуму в своей «Истории». О чём говорит вышеприведённый отрывок? О том, что император бежал от чумы. Это уже свидетельствует о немалых её масштабах. Но дальнейшие рассуждения о благовониях говорят, на мой взгляд, о большем. Очевидно, Геродиан не смог найти ни одного более интересного источника о чуме в Риме, чем эта «реклама» благовоний (более подходящая для Капитолина). Это отсутствие свидетельств должно более красноречиво говорить о чуме, чем любые её описания.
«Свирепствовала такая моровая язва, что трупы увозились на повозках и двуколках. Тогда Антонины установили очень суровые законы насчёт погребений и могил: они запретили устраивать могилы, как кому хочется. Это правило соблюдается и доныне. Моровая язва унесла много тысяч людей, и притом много видных лиц; самым выдающимся из них Антонин посвятил статуи. Так велико было его милосердие, что он приказал производить на государственный счёт похороны умерших из простого народа» Юлий Капитолин, Жизнеописание Марка Антонина философа (XIII, 3-6)
«Когда сын ответил, что он, прежде всего, желает прекращения моровой язвы, Марк позволил ему действовать, как он хочет, но просил его подождать немного дней и не уезжать тотчас же» Юлий Капитолин, Жизнеописание Марка Антонина философа (XXVIII, 2)
Принято считать, что «Жизнеописания Августов» написаны в 390-х годах, если так, то Капитолин, скорее всего не застал даже чуму III века (251-312 гг.). Однако, и он упоминает чуму, большую смертность, но главное содержится во втором отрывке – Коммод боится не войны с германцами, он боится чумы, свирепствующей в военных лагерях и большим благом считает не окончательную победу над варварами, а «прекращения моровой язвы». Этот страх наследника косвенно может дать нам представление о масштабах бедствия.
Продолжение следует…
Комментарии и критика – приветствуются.
Tags: Антонины, Луций Вер, Марк Аврелий
Карта сайта
Карта сайта- В начало
- Наука
- Словарь терминов
|
|
версия для печати
портретный стиль в чеканке | Сайты Родоса
Обзор
Древняя Римская империя была чрезвычайно влиятельным временем для портретных стилей. Предпочтительный стиль портретной живописи был очень индивидуализирован среди императоров. Публичные портреты изображали древнеримскую элиту, такую как уважаемые сенаторы, императоры и военачальники. Цель этих публичных портретов заключалась в том, чтобы послать сообщение как элите, так и не элите о людях. Императоры выбирали свой стиль портрета в зависимости от того, какое сообщение и связи они хотели, чтобы публика извлекла из своего изображения. Портретные стили использовались, чтобы имитировать образы предыдущих императоров, которые они хотели, чтобы люди также воспринимали подсознательную связь.
Начиная с периода поздней республики Древнего Рима (147–130 гг. до н. э.), стала проявляться цикличность портретных стилей среди императоров, которые освещали это значение (Trentinella 2003). Тенденция реалистического портретного стиля стала набирать популярность над стандартным стилем классицизма. Эти художественные стили будут продолжать набирать популярность. Этот сдвиг в художественном стиле портретной живописи можно увидеть на монетах, выставленных в коллекции Обена Грея Беркхарта здесь, на Родосе.
Веризм
Веризм стал популярен в эпоху Поздней Республики (147-30) в древнеримском искусстве. Веризм — художественный портретный стиль, характеризующийся гиперреализмом и идеализированными чертами. Многие реалистические портреты отличаются от реального реалистического вида портретируемого. Веристические портреты возникли как реакция на классический портретный стиль, который ранее был стандартным художественным стилем в Древней Римской империи. Веризм не только передал публике другое сообщение о ценности предмета, но и определил, с кем присоединяются императоры. Веристические характеристики включают подчеркнутые морщины и линии вокруг лица, полностью проработанное лицо и шею, морщины на бровях и другие неестественные черты лица императора (Tuck 2021). Неестественные черты особенно подчеркивали старость, чтобы соответствовать мудрости и зрелости. Эти функции также посылали сообщение авторитета и подлинности. И наоборот, веристические черты тела часто подчеркивали спортивное и мускулистое телосложение. Это должно было послать сигнал силы и военного триумфа.
Коллекция Обена Грея Буркхарта, монета 99
Аверс
На аверсе этой монеты изображен портрет императора Веспасиана, правившего в 69-79 гг. Веспасиану приписывают возрождение популярности римской реалистической портретной живописи. Став императором в 60 лет, Веспасиан увлекся гиперреалистичным изображением черт своего лица. Это отражено на монете с глубокими линиями вокруг глаз, символизирующими мудрость. Кажется, что голова и шея полностью проработаны. На портрете также подчеркнуты морщины вокруг рта, чтобы показать зрелость (Tuck 2021).
Реверс
На реверсе этой монеты изображена мускулистая спортивная фигура, держащая скипетр. Это реалистичное изображение, потому что оно изображает сильно идеализированный римский тип телосложения для спортсменов. Это не отражало бы личную структуру Веспасиана (Tuck 2021), и вместо этого это был преднамеренный выбор, чтобы передать сообщение о силе через чрезмерно выраженный мускулистый образ.
Император Веспасиан
Скульптура-портрет
Эта скульптура-портрет императора Веспасиана (конец I века н.э.). Она показывает фронтальный вид его правдоподобного выбора стиля. Хорошо видны вдавленные морщины на лбу, а также складки на шее и нижней половине лица. Веспасиан предпочитал реалистический стиль искусства не только из-за визуальных особенностей, но и из-за отношений, которые эти черты отражали (Tanner 2000). Веристические черты не имели сходства с предыдущими портретными стилями императоров. Для Веспасиана веризм служил инструментом пропаганды, чтобы дистанцироваться как личность, отдельная от династий предыдущих императоров.
Коллекция Обена Грея Буркхарта, монета 86
На аверсе этой монеты изображен портрет римского императора Тита, правившего с 79 по 81 год нашей эры. Тит занял трон после смерти своего отца, Веспасиана, и продолжил реалистический стиль портретной живописи во время своего недолгого правления (Tuck 2021). Профиль Тита на аверсе этой монеты похож на профиль его отца, и хотя это отчасти связано с семейными отношениями, ясно, что отображаются гиперреалистичные аспекты веризма. Титус продолжал оставаться основным продуктом полноценного лица, шеи и выступающего подбородка, а также резких линий вокруг глаз.
Портретная скульптура Императора Тита, 80 г. н.э.
На этом портрете императора Тита показаны чрезмерно преувеличенные черты его лица в возрасте. Тит пришел к власти, когда ему было 40 лет, и весьма вероятно, что линии лба и другие признаки старения сильно усилились. Большую часть художественного стиля и портретов Тита и Веспасиана трудно разделить из-за их семейной преемственности и недолговечного правления Тита. Тем не менее, художественный выбор и влияние Тита были продолжением сосредоточения его отцов на веризме.
Классический стиль
Август был императором, который вернул классический стиль портретной живописи в свой имперский образ (Trentinella 2003) после популярности веризма со времен Поздней Римской республики. Классический стиль римской художественной портретной живописи уходит корнями в классический греческий художественный стиль, который сильно повлиял на скульптуру в греко-римский период. Черты, которые выделяются в стиле классического портрета, включают акцент на молодости, о чем свидетельствует внешний вид очень гладкой кожи и тонкие черты лица. Это должно было связать тему с «золотым веком» Древней Римской империи. Этот стиль также укреплял идею династической преемственности, изображая людей со схожими чертами. Это было сделано для того, чтобы императоры намеренно установили связь между собой и императором, с которым они хотели, чтобы публика связала их. Кроме того, было чрезвычайно важно создать образы, продвигающие пропаганду династической преемственности, чтобы Август мог претендовать на законного наследника своего дяди. Классический стиль в римском портрете со временем претерпевал внутри себя сдвиги, становясь все более уподобленным «гладкому» веризму, классифицируемому барельефом во времена императорского правления Траяна.
Август
Изображение Августа на аверсе этой монеты демонстрирует некоторые элементы классического стиля, которые он вернул к популярности во время своего правления. Хотя конкретные черты лица трудно разглядеть, по сравнению с другими изображениями реалистических портретов на монетах наблюдается явная разница в характеристиках. Форма лица Августа намного стройнее портрета в стиле реализма. Кроме того, вы можете увидеть замысловатые завитки, которые более поздние императоры использовали для связи с Августом. Август значительно распространил возрождение классического стиля, объединив чеканку монет по всей империи, так что местные города выпустили монеты с его портретом и надписью (West 2003).
Портрет Августа (41-54 гг. н.э.)
Фронтальный портрет Августа демонстрирует более четкое представление о классическом стиле его портретов. Его кожа была сделана чрезвычайно гладкой, чтобы символизировать молодость. Август использовал классический стиль в качестве пропаганды для утверждения своего имперского имиджа (Wallace-Hadrill 1986). Этот портрет показывает влияние, которое использование Августом классического стиля оказало на императоров впоследствии, потому что этот портрет был заказан посмертно во время правления Клавдия.
Траян
Траян, 98-117 г. н.э.
Обен Грей Беркхарт Монета 15
Аверс: Классические черты портретов Траяна преднамеренно имитируют портреты Августа, чтобы послать публике сообщение о связи между двумя императорами. Траян (годы правления 98–117 гг. Н.э.) использовал аналогичные эллинистические художественные элементы классической портретной живописи, чтобы показать идеализированные черты лица, подобные Августу (Trentinella 2003). Эта форма пропаганды должна была закрепить Траяна как еще одно воплощение золотого века Римской империи, сохранив при этом индивидуальные черты. Добавление подобных локонов Августу было еще одной странностью для предыдущего императора.
Реверс: На реверсе изображен Юпитер, также воплощающий идеализированное римское тело, присутствующее во многих формах классической скульптуры. Это также следует образцу Августа, относящего себя к версии богов.
Нерон
Нерон Тетрадрахма, монета 77
Портретный стиль Нерона показывает интересное совпадение классических и реалистических влияний. Нерон пришел к власти в возрасте 16 лет, и первоначально его стиль отражал стиль предыдущих Юлиев-Клавдиев (Hiesinger 1975). Хотя он изображал себя молодым, чтобы обозначить жизнеспособность Римской империи, он также добавил характеристики, указывающие на зрелость, наблюдаемую в реалистическом стиле, такие как общий тип телосложения. Нерон сохранил стиль завитков, популяризированный Августом, чтобы оставаться в связи с его образом.
Колоссальная голова Нерона 65 CE
Вид спереди на колоссальную голову Нерона показывает больше перекрывающихся черт стилистического выбора Нерона. На фронтальном портрете более очевидно реалистичное изображение полностью раскрытой шеи и лица, однако у него действительно есть кудрявая прическа, которую Август популяризировал в своих классических портретах. Это было сделано намеренно, чтобы уподобить себя имперскому образу, связанному с Августом. Включение Нероном как веристических, так и классических элементов представляет собой интересный взгляд на меняющуюся художественную культуру во время его правления (West 2003).
Заключение
Древнеримские монеты из коллекции Обена Грея Буркхарта в Родосском колледже демонстрируют стилистические изменения в художественном портрете. Художественный и культурный сдвиг между реалистическим и классическим стилями портрета был особенно цикличным с периода Поздней Римской республики до правления Траяна. Разница в веристическом и классическом стилях представляет собой изменение ценностей и публичных сообщений пропаганды императоров. Хотя веризм обычно считается основным римским стилем портретного искусства (Роуз, 2008), существует множество свидетельств того, что греко-римский классический стиль и влияние эллинистического искусства были широко представлены в художественной истории Римской империи. Императоры использовали монеты для распространения своего образа по всей империи, что изменило популярность каждого художественного стиля в эти периоды. Важно понимать влияние портретных стилей, представленных в чеканке монет, на социальные, политические и культурные последствия в Древнем Риме.
Страница заполнена Сэмом Кейном, Rhodes College ’25
монет | Британика
- Развлечения и поп-культура
- География и путешествия
- Здоровье и медицина
- Образ жизни и социальные вопросы
- Литература
- Философия и религия
- Политика, право и правительство
- Наука
- Спорт и отдых
- Технология
- Изобразительное искусство
- Всемирная история
- В этот день в истории
- Викторины
- Подкасты
- Словарь
- Биографии
- Резюме
- Популярные вопросы
- Обзор недели
- Инфографика
- Демистификация
- Списки
- #WTFact
- Товарищи
- Галереи изображений
- Прожектор
- Форум
- Один хороший факт
- Развлечения и поп-культура
- География и путешествия
- Здоровье и медицина
- Образ жизни и социальные вопросы
- Литература
- Философия и религия
- Политика, право и правительство
- Наука
- Спорт и отдых
- Технология
- Изобразительное искусство
- Всемирная история
- Britannica объясняет
В этих видеороликах Britannica объясняет различные темы и отвечает на часто задаваемые вопросы. - Britannica Classics
Посмотрите эти ретро-видео из архивов Encyclopedia Britannica. - Demystified Videos
В Demystified у Britannica есть все ответы на ваши животрепещущие вопросы. - #WTFact Видео
В #WTFact Britannica делится некоторыми из самых странных фактов, которые мы можем найти. - На этот раз в истории
В этих видеороликах узнайте, что произошло в этом месяце (или любом другом месяце!) в истории.
- Студенческий портал
Britannica — это главный ресурс для учащихся по ключевым школьным предметам, таким как история, государственное управление, литература и т. д. - Портал COVID-19
Хотя этот глобальный кризис в области здравоохранения продолжает развиваться, может быть полезно обратиться к прошлым пандемиям, чтобы лучше понять, как реагировать сегодня. - 100 женщин
Britannica празднует столетие Девятнадцатой поправки, выделяя суфражисток и политиков, творящих историю.