Средневековые татуировки - это интересно знать
Средние века привнесли в искусство нательной росписи некоторые коррективы. Татуировки, обозначавшие принадлежность к тому или иному роду или племени, остались в прошлом, а им на смену пришли изображения, указывавшие на профессиональную деятельность человека: кузнецы, жестянщики, столяры наносили на руки или грудь символы своей профессии.
Кроме того, нательными изображениями стали клеймить осужденных, причем для каждой уголовной «профессии» имелась своя татуировка. Например, мошенника или фальшивомонетчика можно было узнать по изображенному на теле шестиграннику, браконьера — по татуировке в виде рогов, а беглого моряка — по «украшавшему» тело багру. Татуировками клеймили и опозоренных женщин легкого поведения.
В конце XVII — XVIII столетии искусство нательной росписи пережило новый виток развития. Во многом это было связано с морскими путешествиями и географическими открытиями новых, незнакомых европейцам территорий. Одним из тех, кто способствовал возрождению искусства татуажа в Европе, был знаменитый путешественник и первооткрыватель Джеймс Кук. Именно он познакомил европейцев с оригинальным стилем татуирования, характерным для народов, населявших Индонезию и Полинезию.
В конце XVIII столетия особой популярностью искусство нательной росписи стало пользоваться среди ярмарочных артистов и циркачей: посмотреть на выступления людей, тела которых были покрыты многочисленными причудливыми изображениями, собирались огромные толпы зевак.
Необходимо отметить, что в различные времена христианская церковь неоднозначно относилась к татуировкам. Многие представители церковного мира усматривали в нанесении нательных изображений следование языческим традициям, противоречившим канонам христианства (известно, что в Ветхом Завете существует строгий запрет на нанесение на тело различных знаков и клейм). Кроме того, процедура татуирования считалась слишком кровавой и варварской. Отношение церкви к нательным украшениям в эпоху Нового и Новейшего времени изменилось незначительно, лишь во второй половине XX столетия церковные служители стали проявлять большую терпимость по отношению к искусству татуировки.
Именно вторую половину XX в. можно назвать новым этапом в развитии искусства нательной росписи. В это время в западных странах татуировка перестала быть только средством развлечения толпы и обозначением представителей уголовного мира. С помощью изображений, нанесенных на тело, люди стали подчеркивать свою индивидуальность. В России подобные тенденции обозначились только в конце 1990-х гг., однако и сегодня татуировка не утратила своей популярности. И хотя для многих это дань моде, есть и такие, кто украшает свое тело различными изображениями, руководствуясь личными мотивами, например стремлением раскрыть таким образом свой необычный внутренний мир.
О популярности искусства нательной росписи в современном обществе могут свидетельствовать не только многочисленные клиенты тату-салонов, но и музеи татуировки, существующие в Японии и Амстердаме. В музее, открытом на территории Страны восходящего солнца, насчитывается более 100 живых экспонатов. В этом качестве выступают бродяги, тела которых покрыты многочисленными цветными рисунками.
Ежедневно эти люди приходят на «работу» в музей и получают за это определенную денежную сумму. Более того, многие из этих живых экспонатов завещают музею свою татуированную кожу после смерти.
В экспозиции Амстердамского музея татуировки представлены многочисленные нательные изображения первобытных племен, татуированная кожа, а также каталоги, в которых систематизированы все нательные рисунки, пользовавшиеся спросом в течение последних 50 лет. Кроме того, в Амстердамском музее имеется библиотека, являющаяся, пожалуй, самым богатым хранилищем материалов по истории, направлениям и стилям татуирования.
Письменные свидетельства, оставленные средневековыми авторами, важный исторический источник, хотя, конечно, тоже не все упоминаемое в этих текстах заслуживает абсолютного доверия. Среди летописцев раннего средневековья – писатели, продолжающие описывать жизнь на руинах Римской империи, и представители совсем иной культурной традиции, крепнущего арабского Востока.
По сообщению Боэция, в 523 г. остроготский вождь Теодорик в наказание двум жуликам повелел, «если они сами не покинут Равенну в указанное время, будут татуированы на лбу и изгнаны» (Gustafson, 2000, p. 20). Как видно, варвары-завоеватели вполне восприняли в этот момент античную традицию наказания.
В «Хрониках королей Англии», написанной в XII в. Уильямом Мэйлбэри, о тех временах сообщается, что «кожа людей была покрыта наколками».
Среди наиболее авторитетных летописцев своего времени стоит имя Ахмеда Ибн-Фадлана, оставившего весьма ценные записки о жителях Восточной Европы Х в. Ибн-Фадлан путешествовал с посольством аббасидского халифа Аль-Муктадира в Волжскую Булгарию. Просвещенный арабский путешественник подробно описывал привычки и внешний облик встреченных им народов – гузов, башкир, булгар и хазар.
Списки рукописи Фадлана получили широкое распространение в странах арабского Востока и в Персии. Лишь в 1937 году копия варианта записок Фадлана, хранившегося в библиотеке при гробнице иранского имама Али ибн-Риза в Мешхеде, была подарена Академии Наук СССР. Уже через два года до читателя дошли слова Ибн-Фадлана, переведенные на русский язык.
«Книга Ахмада Ибн-Фадлана Ибн-Аль-Аббаса Ибн-Рашида Ибн–Хаммада, клиента Мухаммада Ибн-Сулаймана, посла Аль-Муктадира к царю славян:
…я видел русов, когда они прибыли по своим торговым делам и расположились (высадились) на реке Атиль. И я не видел (людей) с более совершенными телами, чем они. Они подобны пальмам, румяны, красны. Они не носят ни курток, ни хафтанов, но носит какой-либо муж из их числа кису, которой он покрывает один свой бок… И от края ногтя (ногтей) кого-либо из них (русов) до его шеи (имеется) собрание деревьев и изображений (вещей, людей) и тому подобного…».
В комментариях переводчика А. П. Ковалевского к этому отрывку высказывается мнение, что слово «изображения» имеет достаточно узкий смысл. «Собрание деревьев» – скорее всего, означало растительный орнамент; «изображения» – фигуры животных, людей и т. п.
Русы, которых встретил Фадлан, это отнюдь не славяне. Это скандинавы, варяги, активно осваивавшие в Х веке водные артерии «на пути в греки» и еще восточнее, там, где до недавнего времени простирался Хазарский каганат. Поэтому описания арабского источника объективно отражают традицию нанесения татуировок, принятую у мужского населения в северогерманских племенах.
Теперь перенесемся в столицу тогдашнего цивилизованного мира – Константинополь, проделаем свой путь «из варяг в греки».
Византия унаследовала от Рима, от Греции (а если смотреть еще глубже – от Персии) отношение к татуировкам как к наказанию и символу ограничения, несвободы. Мы как наследники Византии, и шире – европейский христианский мир как наследник античного в целом, восприняли «неизгладимые знаки» именно таким образом, совместив вместе понятия стигмы и каторжного клейма. Уже при императоре Константине, как мы могли убедиться, на античное восприятие татуировки как чего-то постыдного наслоились близкие взгляды ранних христиан, воспитанных страстными проповедями библейских пророков. Что же удивляться, что для глубоко верующего христианина насильственное нанесение татуировки могло стать свидетельством особо циничного глумления?
В IX веке император-иконоборец Феофил (829–842 гг.) наказал монахов Феодора и Феофана, осужденных за идолопоклонство, точнее, за поклонение иконам. По словам византийского летописца (Zonaras), сперва братья были сильно избиты, потом татуированы (katestixe) с помощью чернил, и письмена покрыли их лица. На лбу у каждого было вытатуировано стихотворение из 12 строк, описывавшее «преступление» и наказание несчастных. Позже Феодор и Феофан были канонизированы.
Итак, в раннем средневековье, судя по письменным источникам, сохраняется противопоставление, заметное еще в эпоху эллинизма. В цивилизованных странах – татуировка, как правило, жестокое наказание, в варварском мире – средство украсить себя. Но, по-видимому, обе традиции восходят к древней архетипической вере в действенность манипуляций со своим телом (мы поговорим об этом в следующей главе).
Поэтому так ужасна татуировка на лбу раба или преступника – она освящена вниманием сверхъестественных сил. Поэтому так прекрасна татуировка на теле скифа, фракийца, кельта или руса – она не просто украшает, а оберегает своего владельца, демонстрируя всем его статус и могущество рода.
Вместе с этими тату смотрят:
tatuirovanie.ru
Интересные факты о тату эпохи средневековья
Время не властно над искусством татуирования, поэтому в настоящее время, так же как и в древние времена, искусство нательного рисунка пользуется популярностью у разных социальных слоев человеческого общества. Не остались в стороне и средние века истории, которым характерны крестовые походы, развитие разного ремесла, открытие Великого шелкового пути.
Особенности средневекового татуирования
Характерной особенностью этого времени является разный подход к татуировкам в странах экономически более развитых и разных племенных группах. В первом случае отношение к татуированию выражалось как наказание человека, а в туземных племенах — как украшение.
Выделим основные факты средневекового татуирования:
- паломники, посещающие святые места, подтверждали посещение этих мест нанесением татуировок, чаще всего это было изображение креста, Богородицы, Георгия Победоносца, апостола Петра;
- ремесленники разного рода подчеркивали свою принадлежность к ремеслу определенным рисунком, нанесенным на руки или на грудь;
- моряки, находящиеся в плавании на небольших судах, защищали себя от неблагоприятной погоды, возможного кораблекрушения, падения за борт или после пересечения экватора. Чаще всего это было изображение парусника нанесенного на грудную клетку, якорь, который был символом мореплавания или какой-то религиозный текст;
- провинившимся или преступникам наносились клеймо определенного значения, которое рассказывало о характере совершённого преступления;
- бродячие цирковые клоуны татуировались множеством причудливых рисунков, привлекая тем самым многих желающих посмотреть на бродячих циркачей;
- христианские каноны запрещали нанесение языческих или варварских символов, такими считались обозначения на теле, в результате была уничтожена большая часть древних традиций. При обращении туземцев в христианство разрешалось наносить на их тело изображение креста;
- основными красителями для нанесения цвета были сажа и охра;
- ведущими темами средневекового татуирования были — доспехи, рыцари, охота, изображение драконов и т.д.;
- британская королевская семья тоже наносила изображения, начиная с 18 века, и делали это до нашего времени. Принц Чарльз тоже носил тату, но со временем его удалил;
- японские гейши применяли татуаж, как доказательство любви.
Популярность средневековой татуировки подтверждают исторические данные, которые хранятся в музеях мира — в Амстердаме и Японии. История сохранила для нас татуирование в виде части культуры, среди которых находятся сведения о татуировках в средние века. К такому явлению можно относиться по разному, но сам факт существования сотнями и тысячами лет, подтверждает неоспоримость существования данного явления, как части векового наследия данного человечеству.
vsetattoo.com.ua
Развитие искусства тату: от Средневековья до наших дней. Искусство татуировки.
С распространением христианства золотой век татуировки подошел к концу. Как следствие, татуировка оказалась вне закона и стала считаться атрибутом варварства и язычества. Естественно, столь древнюю традицию невозможно было пресечь в одночасье.
В начале XIII века татуировки делали балаганные и цирковые артисты, шуты, показывавшие разрисованные части тела и вызывавшие восторг у приличной публики.
Религиозный запрет на тату был не страшен представителям этой профессии, так как лицедейство само по себе считалось дьявольским ремеслом.
В эпоху Крестовых походов рыцари накалывали себе крест на сгибе руки или даже на лбу, подчеркивая свою принадлежность к христианской вере.
Впрочем, святая инквизиция быстро пресекла эту порочную практику обезображивания человеческого тела — творения Господа.
Другую лазейку для татуировки религия давала паломникам.
Развитие искусства тату: от Средневековья до наших дней – все самое важное
В Средние века у паломников не было иного способа доказать, что они действительно посетили святые места, кроме как предъявив сделанную там татуировку. Самой распространенной была татуировка креста, но были и более оригинальные рисунки — святой Георгий, побеждающий дракона, Богоматерь с младенцем Иисусом, святой Петр.
Наконец, использовали «варварскую» татуировку, естественно, чтобы клеймить преступников. Если во времена античности клеймение было крайней мерой, жестоким и позорным наказанием, то в Средние века, когда инквизиция придумала множество гораздо более суровых пыток, татуировка стала служить просто для идентификации преступника. Карточных шулеров клеймили шестигранником, беглым морякам накалывали багор, а браконьерам — рога.
В конце XVIII века в Европе произошел буквально взрыв популярности тату. Дело в том, что в 1771 году капитан Джеймс Кук возвратился из своего первого путешествия в Австралию и Новую Зеландию, прихватив с собой «сувенир» — Великого Омаи, аборигена, с ног до головы покрытого татуировками.
Влияние церкви в ту эпоху было уже не столь велико и всеобъемлюще, как в Средние века, а экстравагантный туземец просто не мог не привлечь внимания изголодавшейся по татуировке европейской публики.
tatufoto.com
Интересные фактыНе так давно в Альпах был обнаружен - человек Бронзового Века, пролежавший в ледниковой могиле более 5 000 лет, на теле которого отчетливо видны следы татуировок. Кроме того, Татуировки обозначали принадлежность к определенному племени. Это довольно интересный факт, который является свидетельством того, что история татуировки включает в себя много интересного и фантастического. Другой пример весьма впечатляющих татуировок обнаружен археологами в России на плато Укок в горах Алтая. Казалось, В замерзших могилах, отнесенных учеными к IV веку до н.э., обнаружены тела "Вождя", "Воина" и "Принцессы". Разумеется, на каждое тело нанесены характерные татуировки, являвшиеся, по всей видимости, признаками сословного различия. Например, на правом плече "Воина" изображена невероятно зрелищная сцена оленьей охоты. А вот орнаментный круг, нанесенный на спину "Вождя", по сей день является для историков сложной головоломкой. Как видим, история татуировок еще и многогранная. А вот в книге исследователя в области истории татуировок Стива Гилберта приводятся данные о том, что в настоящее время представители некоторых этнических групп Сибири используют похожие татуировки даже в качестве болеутоляющего средства. Древнейшие известные нам татуировки датируются IV тысячелетием до нашей эры. Во всяком случае они нанесены на кожу египетских мумий. Быть может разнообразию татуировок, нанесенных на тела мумий, могла бы позавидовать любая художественная галерея мира. К примеру, на руках и бедрах Амуны, жрицы бога Хета, мумифицированное тело которой относят к периоду правления XXI Династии (2160 - 1994 гг. до н.э.), отчетливо видны изящные параллельные линии, чуть ниже пупка расположен замысловатый орнамент из концентрических кругов. А этот факт, который повествует история татуировки, говорит о том, что и представительницы прекрасного пола любили оригинально украсить свое тело. |
ivantattoo.ru