Хачатурян. Балет «Спартак» (Spartacus) | Belcanto.ru
Сцены из римской жизни. Балет на музыку Арама Хачатуряна в четырех актах, девяти картинах. Либретто Н. Волкова.
Действующие лица:
- Спартак, фракиец
- Фригия, фракийка, его жена
- Гармодий, молодой фракиец
- Красс, римский богач, полководец
- Эгина, греческая танцовщица, возлюбленная Красса
- Вольноотпущенник Красса
- Умирающий раб
- Лентул Батиат, владелец школы гладиаторов
- Гладиаторы: Mapмилон (рыба), Ретиарий (рыбак), Андабаты (гладиаторы в безглазых шлемах), Фракийцы, Самниты
- Глашатай
- Египетская танцовщица
- Грек-мим
- Старуха, служанка Эгины
- Ремесленники, германцы, галлы, сирийцы, нумидийцы, фракийцы, циркачи, гости на пиру Красса, гадитанские девы, гетеры, танцовщицы-нимфы, крестьяне-пастухи, римские легионеры, римские купцы, горожане, пираты
Действие происходит в Римской империи в 73—71 годах до н.
э.
История создания
В декабре 1941 года, в самые трагические дни Великой Отечественной войны, Хачатурян в газетной статье сообщал о своих творческих планах: «В 1941 году по заказу Большого театра СССР, совместно с либреттистом Н. Д. Волковым и балетмейстером И. А. Моисеевым я приступаю к работе над балетом «Спартак». Это должен быть монументальный героический спектакль, который покажет советскому зрителю самого лучшего человека всей древней истории, каким, по выражению Маркса, является Спартак». Этот образ, давно привлекавший Хачатуряна, казался ему особенно актуальным в связи с ожесточенной борьбой, которую приходилось вести нашему народу. Об этом композитор также упоминал в одной из статей: «Некоторые были удивлены выбором мною этой темы, упрекали за уход в глубь истории. Но мне кажется, что тема Спартака и восстания рабов в древнем Риме имеет в наше время огромное значение и большое общественное звучание. <…> Нужно, чтобы народы знали и вспоминали имена тех, кто еще на заре человеческой истории смело подымался против поработителей за свою свободу и независимость».
Либреттист Н. Волков (1894—1965) начал работу над «Спартаком» еще в 1933 году. Он пользовался консультациями художника Ф. Федоровского (1883—1955) и балетмейстера И. Моисеева (1906—2007), давно уже мечтавшего поставить этот спектакль. В работе над либретто Волков обращался к свидетельствам античных историков, в особенности к «Жизнеописаниям» Плутарха (50—120), были им использованы и сатиры Ювенала (ок. 60—140). Кроме того, либреттист опирался на статью Л. Фридлендера «Картины из бытовой жизни Рима» и книгу советского историка А. Мишулина «Спартаковское восстание», кое-что было почерпнуто из популярного романа Джованьоли «Спартак» (описание ристалищ) и исторической хроники М. Оливье «Спартак». «Архитектоника балета слагалась как трагедия о Спартаке, — писал Волков, — как рассказ о возвышении и гибели вождя, как история героя, чей ум, воля и высокие идеалы преодолели ограниченность своего времени и <…> стали бессмертными символами борьбы угнетенных классов и народов против угнетателей».
Не удивительно, что предложенный сюжет получил одобрение властей. Однако работа над балетом была отложена на многие годы.
В 1950 году Хачатурян побывал в Италии, видел Колизей, Аппиеву дорогу. Возможно, именно с этими впечатлениями было связано возвращение к задуманному балету. Работа над музыкой продолжалась три с половиной года — последняя точка в партитуре была поставлена в начале февраля 1954-го. Премьера «Спартака» состоялась в Ленинградском театре оперы и балета имени Кирова (Мариинском) 27 декабря 1956 года в постановке одного из самых оригинальных балетмейстеров советского времени, продолжателя традиций Фокина, прославленного мастера хореографической миниатюры Л. Якобсона (1904—1975). В стремлении отойти от господствовавших в те годы на балетной сцене принципов «драмбалета» Якобсон перенес на сцену скульптурно-пластическую выразительность, увиденную им в экспрессии фигур сражающихся богов и титанов на знаменитом Пергамском алтаре, экспонировавшемся тогда в Эрмитаже. «В его спектакле ожили фигуры, словно сошедшие с вазовых рисунков, античных мозаик, барельефов, — пишет автор книги об Аскольде Макарове, первом исполнителе роли Спартака, балетный критик М.
Ильичева. — Композиция спектакля складывалась как грандиозный архитектурный ансамбль с храмами, дворцами, аренами и амфитеатрами, в декоре своем несущими темы Спартака, Эгины, Красса. Спартак, высящийся монументом среди разгула и мишуры «буйного Рима», представал … героем своеобразной алтарной композиции… Четкие шаги, резкие выпады, тяжелый топот пехоты, наступательные скачки всадников … намечали образ военной машины … Лаконизм и чеканность движений воинского марша, торжественность выхода сенаторов … сообщали зрелищу скульптурность. Эти качества определяли всю композицию, развернутую на зрителя…» Ансамблевые номера отличались тем, что каждому артисту кордебалета предлагался свой индивидуальный пластический текст. Таким образом создавалась своеобразная хореографическая полифония. Женские партии исполнялись не на пуантах: и солистки и кордебалет танцевали в сандалиях.
В Москве «Спартак» появился только через полтора года (11.03.1958), в постановке И. Моисеева, одного из самого титулованных мастеров, прославившегося своим Ансамблем народного танца.
Балет приобрел широчайшую популярность, был поставлен во многих городах нашей страны и стран Восточной Европы. В 1968 году в Москве была осуществлена постановка еще одного мастера советского балета, Ю. Григоровича (р. 1927), полемизирующая со спектаклем Якобсона и отличающаяся большим психологизмом, трагической напряженностью.
Сюжет (излагается по клавиру)
В Риме толпы радостно встречают вернувшегося из похода с победой Красса. Среди рабов, впряженных в его колесницу, — Спартак, Фригия и Гармодий. Среди тех, кто встречает Красса, — куртизанка Эгина. Изнемогая от усталости, Фригия падает, надсмотрщик замахивается бичом, Спартак бросается на него с такой силой, что останавливает колесницу. Народ восхищен его силой и смелостью.
На римском рынке рабов показывают свое искусство египетская танцовщица и молодой грек-мим. В нарядных носилках появляется Красс, с другой стороны рыночной площади — Эгина, которая бросает Крассу цветок. Она покупает красавца Гармодия, хочет купить и Фригию, но та готова поразить себя кинжалом, если ее разлучат со Спартаком.
Спартака покупает хозяин школы гладиаторов Лентулл, ему же приходится купить и Фригию, так как Спартак предпочитает убить себя, но не разлучаться с женой.
Цирк. В центральной ложе Красс и Эгина, за ее спиной стоит Гармодий. После пантомимы «Похищение сабинянок» начинаются бои. Последняя схватка — Спартака с самнитом. Зрители требуют добить поверженного самнита, но Спартак вонзает свой меч в песок, отказываясь убить побежденного.
В казарме гладиаторов. Фригия склонилась над умирающим. После тяжкого раздумья Спартак призывает гладиаторов к восстанию. Им все равно суждена смерть. Лучше найти ее в сражении с поработителями, чем на арене, на их потеху. Возглавляемые Спартаком гладиаторы обращают стражу в бегство, выламывают решетки окон и скрываются.
На полях Кампаньи близ Аппиевой дороги мирно проводят время отдыха пастухи. Появляются бежавшие гладиаторы. Пастухи присоединяются к повстанцам.
Во дворце Красса перед пирующими танцуют Эгина с Гармодием. Юноша приносит ее на ложе Красса.
Пиршественное веселье нарушают звуки приближающегося боя. Все бегут, Красс велит Гармодию остаться и примкнуть к восставшим. Появляется Спартак с воинами и Фригией.
В лагере Спартака на площади перед его палаткой женщины прислушиваются к шуму затихающей битвы. Спартак в палатке держит совет с вождями отрядов фракийцев, сирийцев, германцев, галлов. Часть военачальников требует похода на Рим, другие, среди которых сам Спартак, хотят вернуться на родину на кораблях. Некоторые начальники в раздражении покидают Спартака. Фригия пытается успокоить его. На площади появляются купцы и гетеры. Начинается торг, веселье. Вышедший из своей палатки Спартак приказывает изгнать посторонних из лагеря. На опустевшей площади появляется старуха, служанка Эгины. Она увлекает за собой охваченного страстью к Эгине Гармодия.
В палатке Красса Эгина танцует перед полководцем. Приводят пленных вождей, отколовшихся от Спартака. Красс приказывает казнить их. Старуха, посланница Эгины, приходит с Гармодием.
Красс требует от него сведений о Спартаке, и юноша раскрывает ему планы восставших. По знаку полководца распахиваются тяжелые занавеси, закрывающие огромные окна, и Гармодий видит распятых на крестах гладиаторов.
Морской берег. Видны мачты кораблей пиратов. За камнями скрываются римляне, которых привел Гармодий. Пираты пируют. К ним приходит Спартак. Он подкупает предводителя мешками золота, и тот обещает перевезти на своих кораблях его войска. С уходом Спартака пирушка возобновляется. Появившиеся римляне добиваются того, что пираты уводят свои корабли. При появлении восставших римляне нападают на них из засады. Спартак гибнет в жестоком бою. Красс приказывает удушить Гармодия, Эгина, проходя мимо, небрежно наступает на его тело. По сигналу отбоя римское войско отходит, на опустевшем поле битвы ночью Фригия отыскивает убитого Спартака и горестно оплакивает его. Уцелевшие фракийцы поднимают его тело на щит. Восходит солнце.
Музыка
В музыке «Спартака», одного из лучших произведений Хачатуряна, воплотились наиболее яркие особенности его творчества: броские, запоминающиеся образы, пышные и блестящие массовые сцены, своеобразная мелодика, в которой европейские черты органично сочетаются с восточными интонациями.
Музыкальная драматургия балета основана на резких контрастах, но при этом отличается внутренней цельностью и направлена на раскрытие основной идеи. Балету свойственны сквозное симфоническое развитие, крупные музыкально-хореографические сцены, интонационное единство, широкое использование системы лейтмотивов.
Л. Михеева
Арам Хачатурян приступил к сочинению балета о Спартаке в 1950 году. Сценарист Николай Волков использовал сочинения античных писателей Аппиана и Плутарха, но ввел в сценарий новых героев — Эгину и Гармодия. Мотив предательства, как причина поражения восстаний и революций, был характерен и почти обязателен для произведений искусства этого периода советского общества. Музыка балета насыщена яркими контрастами: ликующий Рим и горе побежденных, жестокие гладиаторские бои и героика восстания, нежные лирические сцены и эпические картины побед и поражений. С большой творческой фантазией написаны и характерные танцы — египетской танцовщицы, афинского шута и гадитанских дев.
В целом балет решен в духе монументальной героической драмы, в центре которой образ Спартака. Несмотря на то что музыка балета носит привычный номерной характер, мощное симфоническое развитие размывало границы номеров, эмоционально обобщая драматургию событий. Это дало возможность в дальнейшем различным хореографам компоновать музыку «Спартака» по-своему. В 1954 году после окончания партитуры в концертах прозвучала сюита из музыки нового балета, прочно завоевавшая признание у слушателей.
Балет «Спартак» Леонида Якобсона предстал перед зрителем громадной фреской. В горельефных «живых картинах» демонстрировался и патрицианский Рим с его победами и порочными радостями, и рвущийся к свободе мир рабов. Хореограф выступил против канонов драмбалета, воплощая свой пластический идеал. На ногах исполнителей — мягкие сандалии, а их движения навеяны античной вазовой живописью. Условностям классического танца Якобсон противопоставлял свободу движений, непринужденность своего хореографического языка.
В нем сплавлены элементы и танца, и пантомимы.
Заметим, что своеобразный пластический язык Якобсона, как показало время, более убедителен в миниатюрах, нежели в масштабных балетах, грешащих монотонностью. Отрицательные персонажи были решены чисто пантомимно: превосходному исполнителю роли Красса Борису Шаврову было далеко за пятьдесят. Образ Спартака был задуман и вылеплен хореографом с учетом незаурядной индивидуальности Аскольда Макарова. В скупом пластическом рисунке артист создавал яркий и монументальный образ вождя, полководца, для которого рабство хуже смерти. В целом Спартак и его сподвижники оказались в спектакле бледнее, чем развратный, но победоносный Рим.
На первый план вышла гетера Эгина, в одиночку расколовшая восставших и тем обрекшая рабов на поражение. Алла Шелест создала образ огромной сложности и психологической глубины. В образе наложницы Красса оказалась сконцентрирована противоречивость Рима, оборотной стороной могущества которого предстала разочарованность, пустота и равнодушие.
Привлекали в спектакле изобретательно поставленные гладиаторские бои и многочисленные отдельные танцы. Пир у Красса порадовал зрителя развернутым дивертисментом, включавшим танец нимф, адажио Эгины и Гармодия, танец с кроталиями, танец гадитанских дев и общую вакханалию.
Необычность зрелища, отдельные яркие номера (некоторые из них казались в 1956 году даже эротичными) и многочисленные артистические удачи обеспечили спектаклю длительный успех. В течение более десяти лет состоялось почти 200 представлений. В 1962 году Якобсона пригласили перенести «Спартак» в Большой театр, принудив к ряду переделок, не придавших большей логики сценам и образам балета. В родном театре добрая память о необычном спектакле привела к его возобновлению в 1976 и 1985 годах, однако к этому времени в умах и сердцах зрителей царствовал иной «Спартак» — Юрия Григоровича.
Спектакль Юрия Григоровича (премьера состоялась 9 апреля 1968 года в Большом театре) построен на чередовании контрастных эпизодов, раскрывающих драматический конфликт.
«Спартак» в отличие от прежних работ хореографа характеризуется мастерством построения всего спектакля. Хореографический язык прежний — действенный классический танец. В танце решается и образ деспотичного Рима, и образ восстания. Григорович назвал свою постановку «спектаклем для четырех солистов с кордебалетом». Пластическая характеристика Красса неотделима от танцев воинов и патрициев, которые дорисовывают его хореографический портрет. Образ Спартака вырастает из танцев рабов, гладиаторов, пастухов. Эта особенность построения центральных образов спектакля стала особенно ценной, когда на смену выдающимся артистам пришли не столь яркие исполнители, и великолепный кордебалет Большого театра своим совершенным мужским танцем буквально дорисовывал требуемые масштабы личностей.
Виртуозный, полетный танец главного героя создавал образ поистине свободного человека. Уникальная пластическая свобода Владимира Васильева делала его Спартака героичным изначально и навсегда. Думается, что сам образ героя балета рождался у Григоровича с учетом личностных и профессиональных качеств Васильева — человека и артиста.
Михаилу Лавровскому в этой роли потребовались дополнительные краски. Его герой был мужественен и решителен, он лишь постепенно становился легендарным вождем.
О сложности партии антагониста Спартака точно и образно написала Вера Красовская: «Он красив и элегантен, этот Красс, ставший крупным достижением танцовщика Мариса Лиепы. Но, гарцуя по земному шару, он нет-нет да поддается какому-то стихийному ужасу, заставлявшему вспомнить не Красса в спектакле Якобсона, а Эгину — Шелест. Как та, Красс — Лиепа мечется в пределах, установленных его же властью, и, как та, понимает, что вырваться из этих пределов ему не дано. Поэтому его когтящий пространство полет захлебывается судорогой движений, а самодовольный жест спешит сгладить растерянность, досаду, тоску».
«Спартак» Григоровича — не «сцены из римской жизни», а героический мужской балет. Поэтому и образы подруг героев не столь сложны психологически: Эгина (Нина Тимофеева) — коварна и обольстительна, Фригия (Екатерина Максимова) — нежна и верна.
Недаром, когда спектакль наградили Ленинской премией — высшей наградой тех лет, в списке лауреатов значились одни мужчины.
Изобразительное решение спектакля Симоном Вирсаладзе органично вытекает из концепции постановки. В декорациях нет пышности и великолепия, но есть суровость и величие. Две мощные арки из серого камня, с темными швами грубых стыков. Сзади — небо, сумрачно тревожное, багровое, серое, черное. Над сценой раскинулся свободно провисающий полог. Опускаясь в промежутке между картинами, он образует внутренний занавес, на фоне которого звучат монологи. В костюмах нет бытовизма, есть лишь детали, намекающие на античную эпоху. В цветовой гамме спектакля золотой блеск мира деспотии оттеняется кровавыми зарницами народных восстаний.
Московская постановка «Спартака» заслуженно привлекла большое общественное внимание. Одно время она официально считалась лучшим советским балетом. Ныне, когда подобные утверждения вышли из моды, она остается своего рода визитной карточкой балета Большого театра.
Редкие крупные зарубежные гастроли этой труппы обходятся без этого спектакля Юрия Григоровича.
А. Деген, И. Ступников
Публикации
Балетное многоцветие на Казанской сцене 10.06.2019 в 22:34
Спартак вернулся домой 06.11.2013 в 12:01
«Спартак» Леонида Якобсона: балетный блокбастер 12.07.2013 в 15:23
Молодёжный «Спартак» 09.05.2013 в 22:44
«Спартак» Касаткиной и Василёва 24.10.2002 в 19:17
Рекорд “Зенита” и второе поражение “Спартака”. Итоги игрового дня девятого тура РПЛ
11 сентября, 21:56
Футбол в России
МОСКВА, 12 сентября. /ТАСС/. Петербургский “Зенит” в воскресенье на своем поле разгромил “Оренбург” со счетом 8:0 в матче девятого тура Мир – Российской премьер-лиги (РПЛ). Московский “Спартак” на выезде уступил “Ростову”, это поражение стало вторым подряд для красно-белых в чемпионате России.
В центральном матче воскресенья “Спартак” на выезде проиграл “Ростову” со счетом 2:4, встреча прошла на “Ростов-Арене” в присутствии 10 797 человек.
Ростовчане сыграли в форме с рисунком подсолнухов, это было приурочено к 85-летию Ростовской области. Перед матчем стало известно, что в составе “Спартака” из-за повреждений не сыграют нападающие Шамар Николсон и Кейта Бальде. Также игру пропустили получившие травмы в матче с “Зенитом” (1:2) полузащитники Руслан Литвинов и Кристофер Мартинс.
Читайте также
Футболисты “Ростова” победили “Спартак” в матче девятого тура чемпионата России
Команды быстро вошли в игру и почти сразу начали атаковать, обменявшись опасными моментами. На седьмой минуте нападающий “Ростова” Роман Тугарев вышел один на один с голкипером “Спартака” Александром Селиховым, но не смог его переиграть. Через пять минут момент был у полузащитника гостей Романа Зобнина, который не смог переиграть вратаря “Ростова” Сергея Песькова.
На 24-й минуте счет в матче открыл нидерландский полузащитник красно-белых Квинси Промес. После подачи с фланга от Мацея Рыбуса Промес первым касанием обработал мяч, а вторым сильно пробил по воротам.
Этот гол стал для 30-летнего полузащитника восьмым в текущем сезоне РПЛ, Промес возглавляет список бомбардиров чемпионата России. “Ростов” ответил голом на 28-й минуте – нападающий Дмитрий Полоз принял мяч на линии штрафной и пробил в правый нижний угол.
После этого эффектным ударом отличился полузащитник Даниил Уткин. Футболист принял мяч на радиусе штрафной и вторым касанием пробил в правый верхний угол. Второй тайм “Спартак” начал активнее соперника, но забили ростовчане – на 53-й минуте Рыбус ошибся в передаче, отдав мяч в центр поля с левого фланга, Уткин в касание отправил мяч вперед, а нападающий Николай Комличенко реализовал выход один на один. Для него этот гол стал пятым в текущем сезоне.
На 69-й минуте Рыбус сбил в штрафной Хорена Байрамяна, главный арбитр встречи Сергей Карасев назначил пенальти в ворота “Спартака”, который реализовал Полоз. “Спартак” смог отыграть один мяч на 76-й минуте – капитан и защитник красно-белых Георгий Джикия сделал подачу с левого фланга, которую замкнул Александр Соболев.
В конце встречи опасный момент был у нападающего Павла Мелешина, но тот не смог попасть в ворота почти с 11-метровой отметки.
У игры “Ростова” с Карпиным есть рисунок
Главный тренер “Ростова” Валерий Карпин после матча отметил, что ему матч запомнился тем, что команда наконец-то обыграла клуб из верхней таблицы РПЛ. “До этого с “Динамо”, “Локомотивом”, “Сочи” вничью играли, это были команды, которые наверху, сейчас наконец обыграли, – сказал Карпин, комментарий которого приводит пресс-служба “Ростова”. – Не понравилось, как мы играли до гола “Спартака”. Я думаю, что это было связано со скованностью какой-то. После гола игра сразу изменилась. Я думаю, это прежде всего психология, это понятно”.
Читайте также
“Урал” обыграл “Торпедо” и одержал первую в сезоне победу в РПЛ
Шестикратный чемпион России в составе “Спартака” Валерий Кечинов считает, что команда потеряла уверенность в игре после поражения от “Зенита” в прошлом туре. “Мне кажется, что “Спартак” психологически не отошел после поражения от “Зенита”, это было видно, – сказал Кечинов ТАСС.
– К тому же основных игроков, которые пропустили встречу из-за травм, не хватало. До матча с “Зенитом” “Спартак” был в оптимальном состоянии – и психологическом, и физическом, поражение негативно повлияло, это было видно. Тот “Спартак” был уверен в своих силах, а сегодня этого не чувствовалось, не проглядывалось”.
Также он отметил интересную игру “Ростова”. “Хочется сказать, что у “Ростова” в очередной раз очень интересная команда, уходят или приходят молодые футболисты, при Валерии Карпине всегда виден рисунок игры, которая очень интересная, я всегда смотрю на “Ростов”, их игра очень нравится, – отметил Кечинов. – Когда Карпин уходил из “Ростова” в сборную России, приходили другие тренеры, не было той игры, ростовчане превращались сразу в команду-середнячка. Карпин опять пришел, появилась игра, это нужно отметить”.
“Ростов” благодаря победе поднялся на третье место в турнирной таблице, подопечные Валерия Карпина набрали 19 очков. “Ростов” не потерпел ни одного поражения в текущем сезоне – команда одержала пять побед и четырежды сыграла вничью.
“Спартак”, несмотря на поражение, также поднялся в таблице – команда занимает пятое место, набрав 16 очков в девяти играх.
В следующем туре “Спартак” дома сыграет с московским “Локомотивом” 18 сентября, “Ростов” днем ранее примет самарские “Крылья Советов”.
Первые победы “Факела” и “Урала”
Игровой день начался в Екатеринбурге матчем между местным “Уралом” и московским “Торпедо”, которые перед очной встречей занимали 16-е и 15-е места в турнирной таблице РПЛ соответственно. В активе команд было по одному набранному очку. Хозяева поля одержали победу со счетом 2:0, дублем отметится Эрик Бикфалви. Гости имели шанс выйти вперед в начале второго тайма, но 20-летний вратарь Никита Алексеев отразил удар Давида Караева с одиннадцатиметровой отметки. Для “Урала” эта победа стала второй после возвращения на пост главного тренера белорусского специалиста Виктора Гончаренко, ранее “Урал” победил “Сочи” (2:0) в матче первого тура группового этапа Фонбет – Кубка России.
Читайте также
“Факел” обыграл “Локомотив” и одержал первую победу после возвращения в РПЛ
Президент “Урала” Григорий Иванов в разговоре с ТАСС отметил, что трансферы сыграли роль в победе над “Торпедо”.
“Сегодня все играли, мы же берем футболистов, чтобы усиляться. Конечно, для нас это был самый важный матч в первой части сезона. Выиграли – самое главное, поэтому довольны”, – сказал он.
“Урал” после победы над “Торпедо” ненадолго поднялся в зону стыковых матчей за право остаться в РПЛ на следующий сезон. Екатеринбуржцы вернулись в зону прямого вылета в Мелбет – Первую лигу после того, как “Факел” в Воронеже обыграл московский “Локомотив”. Для хозяев поля эта победа стала первой после возвращения в РПЛ по итогам сезона-2021/22. Команда не играла в высшем дивизионе российского футбола с 2001 года.
“Мы смогли победить за счет правильной организации игры, старания ребят, правильного выбора состава и правильных эмоций, – отметил в разговоре с ТАСС после игры генеральный директор “Факела” Роман Асхабадзе. – Мы играли дома, болельщики заждались победы. Первая победа “Факела” в чемпионате России за 21 год дорогого стоит, вся команда ждала этого и билась за это”.
Матч против “Локомотива” стал для “Факела” первым после ухода главного тренера Олега Василенко, соглашение с которым было расторгнуто 6 сентября по обоюдному согласию сторон.
Обязанности главного тренера временно исполняет Дмитрий Пятибратов. За день до этого из-за неудовлетворительных результатов тренерский штаб “Локомотива” покинул немец Марвин Комппер. После его ухода вопросами формирования тренерского штаба, подготовкой команды и определением состава на игру стал полностью заниматься главный тренер Йозеф Циннбауэр.
“Факел” занимает 14-е место в турнирной таблице РПЛ, набрав семь очков в девяти матчах, следом идет “Урал” (4), далее – “Торпедо” (1). “Локомотив” с девятью очками располагается на 11-й позиции. В следующем туре “Факел” на выезде сыграет с “Сочи” 18 сентября, в этот же день “Локомотив” в гостях встретится со “Спартаком”. Днем ранее “Урал” дома сыграет с грозненским “Ахматом”, а “Торпедо” примет ЦСКА.
Рекорд “Зенита” в РПЛ
В другом матче дня “Зенит” на своем поле разгромил “Оренбург” со счетом 8:0. Забитыми мячами отметились Вендел (трижды), Иван Сергеев, Далер Кузяев и Малком (дважды). На 51-й минуте встречи защитник “Оренбурга” Александр Павловец забил мяч в свои ворота.
“Зенит” одержал самую крупную победу в своей истории за время выступления в чемпионатах страны.
Читайте также
“Зенит” обыграл “Оренбург” и одержал свою самую крупную победу в чемпионатах страны
До этого самые крупные победы “Зенита” в национальных первенствах были одержаны в матчах против владивостокского клуба “Луч-Энергия” 5 октября 2008 года и московского “Торпедо” 9 августа 2014 года, обе встречи закончились со счетом 8:1. В чемпионате СССР самую крупную победу “Зенит” одержал в 1962 году над “Жальгирисом” (7:0). Также “Зенит” повторил рекорд по разнице забитых и пропущенных мячей в одном матче, в 2002 году петербургская команда со счетом 8:0 обыграла “Энкамп” из Андорры в матче отборочного раунда Кубка УЕФА. “Оренбург” потерпел самое крупное поражение за время выступления в РПЛ. До этого самые крупные поражения команда терпела в матчах против “Сочи” 11 марта 2020 года и московского “Локомотива” 28 августа 2022 года, обе встречи закончились со счетом 1:5. Самая крупная победа в истории РПЛ принадлежит “Сочи”, который 19 июня 2020 года обыграл “Ростов” со счетом 10:1.
Главный тренер “Оренбурга” Марцев Личка назвал детсадовскими ошибки команды в матче с “Зенитом”. “Не надо много говорить, уже сказал сейчас, что я отвечаю за игру команды, это моя ошибка, – сказал Личка журналистам. – Потому что я подготовил команду на игру, сделал выбор игроков, было видно, что не все хорошо, поэтому этот результат и та игра идут за мной. Приехали болельщики, мы показали такую игру, ошибки, как детский сад. Понятно, что уровень у “Зенита” выше в два раза, для них это была очень легкая игра”.
Бывший футболист “Зенита” Игорь Семшов заявил, что в некоторых моментах игры “Оренбург” и “Зенит” были будто из разных лиг. “Такая победа говорит о том, что уровень игроков в командах разный, плюс быстрый гол, – сказал Семшов ТАСС. – Не знаю, что говорил футболистам Личка, показалось, что команда давала вольно играть “Зениту”, что непозволительно для команды, которая хочет забрать очки на выезде. Поэтому все это сказалось, ничего страшного, психологически не самая лучшая ситуация для игроков, но раньше тренеры иногда говорили, что лучше один раз уступить 0:8, чем восемь раз по 0:1.
Я думаю, что нужно делать выводы, просто игра в обороне еще раз подтвердила, что есть какие-то проблемы”.
“Зенит” занимает первое место в турнирной таблице РПЛ, набрав 23 очка в девяти матчах. “Оренбург” с девятью очками располагается на 12-й позиции. В следующем туре петербургская команда на выезде сыграет с московским “Динамо” 17 сентября, “Оренбург” днем позднее в гостях сыграет с “Пари Нижний Новгород”.
Программа девятого тура РПЛ стартовала в пятницу. В этот день “Сочи” дома победил “Динамо” со счетом 2:1. В субботу самарские “Крылья Советов” на выезде сыграли вничью с подмосковными “Химками” (0:0), ЦСКА на своем поле выиграл у “Краснодара” (4:1), “Пари Нижний Новгород” в гостях оказался сильнее “Ахмата” (3:1).
Чемпионат России по футболу сезона-2022/23
1 | “Зенит” | 9 | 7 | 2 | 0 | 23 | 27 | 3 | 24 |
2 | ЦСКА | 9 | 6 | 2 | 1 | 20 | 21 | 8 | 13 |
3 | “Ростов” | 9 | 5 | 4 | 0 | 19 | 17 | 11 | 6 |
4 | “Краснодар” | 9 | 5 | 2 | 2 | 17 | 18 | 13 | 5 |
5 | “Спартак” | 9 | 5 | 1 | 2 | 16 | 21 | 11 | 10 |
6 | “Динамо” | 9 | 4 | 4 | 1 | 16 | 16 | 9 | 7 |
7 | “Сочи” | 9 | 5 | 1 | 3 | 16 | 16 | 15 | 1 |
8 | “Пари НН” | 9 | 3 | 3 | 3 | 12 | 16 | 16 | 0 |
9 | “Ахмат” | 9 | 3 | 2 | 4 | 11 | 13 | 15 | -2 |
10 | “Крылья Советов” | 9 | 2 | 4 | 3 | 10 | 9 | 12 | -3 |
11 | “Локомотив” | 9 | 2 | 3 | 4 | 9 | 13 | 17 | -4 |
12 | “Оренбург” | 9 | 3 | 0 | 6 | 9 | 12 | 26 | -14 |
13 | “Химки” | 9 | 2 | 2 | 5 | 8 | 10 | 16 | -6 |
14 | “Факел” | 9 | 1 | 4 | 4 | 7 | 12 | 19 | -7 |
15 | “Урал” | 9 | 1 | 1 | 7 | 4 | 4 | 17 | -13 |
16 | “Торпедо” | 9 | 0 | 1 | 8 | 1 | 4 | 21 | -17 |
Теги:
Российский футбол
Trojden | Восстание Спартака: Михайловский Ф.
А.1. Рабство в Риме. Рабов в Риме было так много, что почти все граждане, даже самые бедные, владели ими.
Особенно много рабов находилось в имениях аристократов. Работая с раннего утра до позднего вечера, они получали однообразную и грубую пищу, а вместо одежды — тряпьё. За малейшую провинность раба наказывали — избивали и заковывали в кандалы. Один жестокий рабовладелец бросал провинившихся рабов в специально устроенный пруд на съедение хищным рыбам.
Рабов считали не людьми, а имуществом, принадлежащим хозяину. Римский писатель выразился так: «В имении бывают орудия трёх видов — немые, мычащие и говорящие». Нетрудно понять, что людей он приравнял к мотыгам и волам.
Рабами торговали на рынках. На шею выставленному на рынке невольнику вешали табличку с указанием происхождения, возраста, состояния здоровья и умения выполнять какую-нибудь работу. Здесь же указывалось его имя. Впрочем, вместо имени чаще давалась кличка. Если раба захватили на поле боя с оружием в руках, то на голову ему водружали венок.
Рабовладельческое поместье. Современный рисунок
Рабы носят корзины с виноградом и давят его ручным прессом. В центре владелец имения, управляющий и старый ненужный раб.
Составьте рассказ по картине.
Невольники, прислуживавшие в роскошных домах знати, были в лучшем положении. Они зачастую становились учителями детей хозяина. Искусным ремесленникам в городе разрешалось жить и работать отдельно, отдавая хозяину большую часть заработанных денег. Такие рабы могли с течением времени выкупиться на свободу.
Назовите источники рабства в Древнем Риме. Когда и почему количество рабов в Риме резко увеличилось? Где использовался труд рабов?
2. Гладиаторы. Особенно тяжёлой была участь гладиаторов — рабов, которых заставляли сражаться насмерть для развлечения и удовольствия зрителей. Римляне любили эти кровавые зрелища.
Гладиаторы в амфитеатре. Современный рисунок
Для гладиаторских представлений строились огромные амфитеатры, вмещавшие десятки тысяч зрителей. Бои были театрализованы. Например, один гладиатор, изображая рыбака, вооружался трезубцем и сетью. Роль рыбы играл его противник, вооружённый мечом и маленьким щитом. На шлеме у него была прикреплена фигурка рыбы. Раненный в бою гладиатор протягивал к зрителям левую руку, моля их о пощаде. Если зрители решали сохранить ему жизнь, они поднимали кверху большой палец. Если они обращали палец вниз, раненого добивали. После трёх лет игры со смертью на арене гладиатор получал свободу.
Как вы думаете, почему гладиаторские бои стали популярными в Риме?
3. Начало восстания. В 74 году до н.э. в одной из гладиаторских школ города Капуи около 200 рабов сговорились поднять восстание.
Предатель выдал их замыслы, но гладиаторы всё же поднялись на борьбу. Вырваться на волю смогли только 78 человек. Они покинули город и укрылись на высоком уступе вулкана Везувий. Их предводителем стал Спартак. Гладиаторы делали смелые вылазки из укрытия, захватывали оружие, освобождали рабов. Сенат отправил на подавление восстания 3 тысячи солдат.
Гладиатор. Современный рисунок
К убежищу рабов на Везувии, расположенному на краю пропасти, вела узкая тропинка. Её-то и перекрыли римляне. Рано или поздно голод заставит рабов спутаться вниз, здесь их и уничтожат. Но Спартак нашёл выход из ловушки. Гладиаторы сплели лестницы из лоз дикорастущего винограда и ночью спустились в пропасть. В темноте они атаковали беспечно спавших римлян и обратили их в бегство.
Весть о восстании облетела всю Италию. Десятки тысяч обездоленных рабов обрели надежду на свободу и присоединились к армии гладиаторов. Спартак принимал всех. Мужчинам вручалось оружие, старикам и женщинам давалась посильная работа.
В лагере царила строгая дисциплина. Захватив табуны лошадей, Спартак создал конницу.
Как вы думаете, почему восстание начали именно гладиаторы?
4. Поход к Альпам. Обеспокоенный сенат послал против повстанцев два легиона. Спартак разгромил их. Появляясь под стенами римских городов, он требовал от испуганных городских властей освобождения всех рабов. Вскоре его армия насчитывала 70 тысяч человек. Это навело страх на рабовладельцев. Спартака сравнивали с Ганнибалом.
Спартак понимал, что ему не одолеть римлян. Он решил прорваться через Альпы туда, где живут свободные от власти Рима галлы. План Спартака был хорош, но как же трудно было его осуществить!
30 тысяч рабов не пожелали уходить из Италии и отделились от Спартака. Победы над римлянами вскружили им головы. Они решили, что могущество Рима можно сокрушить. Один из консулов настиг покинувших Спартака невольников, уничтожил их и двинулся следом за Спартаком. Другой консул преградил рабам путь на север.
Спартак разбил их поодиночке и вступил в Предальпийскую Галлию. Здесь он разгромил армию проконсула этой провинции. Перед восставшими рабами лежали Альпы, за которыми, как они надеялись, их ожидала свобода.
Шлем гладиатора. Современная реконструкция
Бой Спартака с римскими войсками. Современный рисунок
1. Почему войско, направленное сенатом на борьбу с восставшими, терпело поражения, хотя было лучше вооружено и организовано? Чем Спартак напомнил римлянам Ганнибала?
2. Используя карту (с. 242), составьте рассказ о походе армии Спартака к Альпам.
Красс. Древняя скульптура
5. Последние походы. Остаётся загадкой, почему армия рабов повернула назад. Возможно, рабы, опьянённые победами, надумали окончательно уничтожить власть римлян. Спартак вновь прошёл через всю Италию, на самый юг полуострова, к морскому проливу, за которым была Сицилия. Теперь Спартак решил договориться с пиратами — пусть помогут переправиться на Сицилию.
Он надеялся поднять на борьбу с Римом сицилийских рабов и захватить остров.
Восстание Спартака
В Риме набрали ещё шесть легионов. Во главе армии поставили Марка Красса, одного из самых богатых рабовладельцев. Кроме того, сенат вызвал в Италию две армии — из Испании и из Греции. Красc суровыми мерами восстановил в армии дисциплину. В легионах, бежавших от Спартака, был казнён каждый десятый. После этого Красс повелел возвести укрепления в самой узкой части полуострова — от моря до моря, заперев рабов на юге страны.
Спартак не обращал внимания на эту стройку, он ждал пиратские корабли. Но пираты обманули его: получив плату, они увели корабли прочь. Рабы попытались переправиться на Сицилию на плотах, но шторм разбил их. Снежной зимней ночью Спартак прорвался сквозь укрепления Красса, вывел армию на равнины Италии. Здесь он узнал, что с севера на него движется прибывшая из Испании армия Помпея, а в порту Брундизий высаживаются войска, направленные с востока.
Спартак оказался в окружении трёх римских армий. Тогда он повернул войска против Красса. В сражении восставшие были разбиты, а Спартак погиб. Всех захваченных в плен распяли на крестах вдоль дороги, ведущей из Капуи в Рим. Шёл 71 год до н.э.
В чём причины поражения восставших рабов?
1. Сравните положение рабов в Древней Греции в V (5) — IV (4) веках до н.э. и в Древнем Риме в III (3) — I (1) веках до н.э.
2. Составьте план рассказа о восстании Спартака от имени одного из восставших или от имени римского рабовладельца.
Предыдущая
СтраницаСледующая
СтраницаОглавление
Третья война рабов | Факты и резюме
Спартак
Смотреть все СМИ
- Дата:
- 73 г. до н.э. – 71
- Местонахождение:
- Кампания Капуя Италия Лукания Везувий
- Участники:
- Спартак Римская республика
- Контекст:
- рабство Спартак
- Ключевые люди:
- Марк Лициний Красс Луций Лициний Лукулл Помпей Великий Спартак
См.
Третья война рабов , также называемая Гладиаторская война и Восстание Спартака , (73–71 до н.э.) восстание рабов против Рима под предводительством гладиатора Спартака.
Знай отважную жизнь и лидера Гладиаторской войны Спартака
Посмотреть все видео к этой статьеСпартак был фракийцем, служившим в римской армии, но, похоже, дезертировавшим. Он был схвачен и впоследствии продан в рабство. Предназначенный для арены, в 73 г. до н. э. он с отрядом своих товарищей-гладиаторов вырвался из тренировочной школы в Капуе и укрылся на горе Везувий. Здесь он сохранил себя как капитан разбойников и завербовал в качестве своих помощников двух кельтов по имени Крикс и Эномай, которые, как и он сам, были гладиаторами. Вскоре к банде присоединились другие беглые рабы, и римляне приступили к устранению растущей угрозы.
Мировые войны
Сразитесь за звание волшебника войны с помощью этой викторины, посвященной известным конфликтам на протяжении всей истории.
Наспех собранный отряд из 3000 человек под командованием Клавдия Пульхера или Клавдия Глабера (источники различаются) попытался заморить повстанцев голодом. Смелым шагом войска Спартака спустились с пропасти и обратили римлян в бегство. Теперь к мятежникам присоединились отряды храбрых и отчаянных людей, и когда претор Публий Вариний выступил против них, он обнаружил, что они укрепились на равнине, как регулярная армия. Прежде чем римляне успели действовать, повстанцы ускользнули, и когда Вариний двинулся штурмовать их позиции, он обнаружил, что они покинуты. Из Кампании повстанцы двинулись в Луканию, регион, который противостоял Риму в нескольких значительных конфликтах, последний из которых — Социальная война (9 г.0–88 до н. э.). Страна там также лучше подходила для тактики партизанской войны, которая благоприятствовала Спартаку и его банде. Вариний последовал за ним, но потерпел поражение в нескольких сражениях и чудом избежал плена. Повстанцы вновь оккупировали Кампанию, а с поражением Гая Торания, квестора Вариния, они получили во владение почти всю южную Италию.
Были разграблены города Нола и Нуцерия в Кампании, а также Фурии и Метапонт в Лукании. Сенат, наконец, отправил обоих консулов против мятежников (72 г. до н. э.). Историк Аппиан предполагает, что на тот момент армия Спартака насчитывала около 70 000 человек.
Отряд беглых немецких рабов под предводительством Крикса был сокрушительно разбит у горы Гарганус в Апулии претором Квинтом Аррием, но это поражение не помогло остановить восстание. Согласно Плутарху, Спартак с основными силами своей армии победил консула Лентула и затем двинулся к Альпам. Войска численностью около 10 000 человек под командованием Гая Кассия, наместника Цизальпинской Галлии, и претора Гнея Манлия потерпели поражение при Мутине. Свобода была в пределах видимости, и Плутарх охарактеризовал Спартака как человека, который имел реалистичные взгляды на шансы своей армии победить полностью мобилизованный Рим. Однако вместо того, чтобы пересечь Альпы и вернуться домой, Спартак направился к самому Риму. Вместо того чтобы атаковать столицу, он снова направился в Луканию.
Ведение войны теперь возложено на претора Марка Лициния Красса. Приняв командование, Красс, как говорят, уничтожил консульские армии, которые выступили против Спартака, пытаясь восстановить порядок; каждый десятый мужчина выбирался по жребию и убивался. Спартак разбил два легиона под командованием легата Красса Муммия и отступил к Мессинскому проливу. Там он намеревался перейти на Сицилию, где произошли первые две рабские войны (135–132 гг. до н. э. и 104–109 гг.9 г. до н. э.). Спартак надеялся возродить эти восстания и укрепить свои силы, привлекая к своему делу освобожденных рабов. Однако пираты, согласившиеся перевезти его армию, оказались ненадежными, и Спартак быстро оказался в ловушке в Бруттии (современная Калабрия). В то время как Спартак пытался перенести свое восстание на Сицилию, Красс попытался положить конец войне, фактически осадив весь «носок» Италии. В короткие сроки он возвел впечатляющую систему укреплений рвов и валов, которая протянулась примерно на 40 миль (60 км) поперек полуострова.
отчаянный. Под покровом темноты и посреди снежной бури армия Спартака преодолела ров шириной 15 футов (5 метров), взобралась на стену и форсировала позиции римлян. Южная Италия снова была открыта для Спартака, но повстанческую армию охватила разобщенность. Войска галлов и германцев, которые отошли от основных сил и расположились лагерем на некотором расстоянии, были атакованы и уничтожены Крассом.
Теперь Красс был вынужден завершить войну на своих условиях и в ускоренном порядке. Он убедил сенат усилить свою кампанию, отозвав Луция Лициния Лукулла из Фракии и Помпея из Испании, но быстро осознал опасность такого шага. Помпей уже был грозной силой в столице, и он только что завершил завоевание Испании римлянами, подавив восстание под предводительством Квинта Сертория. Предоставив Помпею возможность вернуться в Италию с армией за спиной, вся слава за победу над Спартаком почти наверняка досталась бы ему, а не Крассу. По словам Аппиана, Спартак признал это соперничество в римском командовании и попытался заключить сепаратный мир с Крассом, но его условия были отклонены.
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подписаться сейчас
Спартак занял прочную позицию в горной стране Петелия (около Стронголи в современной Калабрии) и нанес тяжелое поражение авангарду преследующих римлян. Его люди, уверенные в себе благодаря этой маленькой победе, отказались отступать дальше. Предвидя грядущую решающую битву, Спартак, как говорят, убил свою лошадь, заявив, что, если его армия выиграет день, он будет иметь выбор среди прекрасных лошадей римлян, а если он проиграет, ему больше не понадобится. горы. В последовавшей генеральной битве армия повстанцев была уничтожена, а Спартак погиб в бою. Небольшой отряд повстанцев бежал с поля боя, но Помпей встретил их и изрубил на куски у подножия Альп. Остатки повстанческой армии были захвачены, а тысячи людей были распяты на Аппиевой дороге в назидание тем, кто восстанет против Рима. Как и опасался Красс, Помпей присвоил себе заслугу окончания войны и удостоился чести триумфа, в то время как Крассу была назначена лишь простая овация.
Оба мужчины были совместно избраны консулами в знак признания их победы.
Спартак был способным и энергичным лидером, и он делал все возможное, чтобы сдерживать бесчинства людей, которыми он командовал. Говорят также, что он гуманно относился к своим заключенным. Его персонаж часто искажался современными римскими писателями, которые называли его имя источником ужаса в эпоху Империи.
Эта статья была недавно пересмотрена и обновлена Майклом Рэем.
Фигурка Спартака из бронзы холодного литья на 1-м Dibs
Фигурка Спартака из бронзы холодного литья
View Similar Items
Ориенталист Фигурная бронза, холодная роспись
Franz Bergmann, Вена, бронза, холодная роспись, Фигурка портного
Franz Bergmann, Вена, бронза, холодная роспись, фигурка заклинателя змей Старая Вена Бронзовая фигурка маленького льва, окрашенная методом холодной росписи, Франц Бергманн
Большая антикварная австрийская бронзовая фигурка оленя, окрашенная холодной росписью c.
1890
Бронзовая фигура в стиле ар-деко, окрашенная холодной росписью Йозефа Лоренцля
Окрашенная в холодном состоянии бронзовая фигура ограниченного выпуска «Экстаз» Эрте
Литая бронзовая фигурная рельефная скульптура Фортини
Пара австрийских фигурок из холодного литья из свинца Холодноокрашенная бронзовая фигурка арабской дамы века
1 из 5
1 116,70 $Запрашиваемая цена
Еще от этого продавца
Посмотреть все
Пара австрийских фигурок из холодного литья из свинца
Находится в Питерборо, Нортгемптоншир.
Пара холодно отлитых австрийских фигур XIX века, изображающих французских юристов, после ремонта с сохранением первоначального декора.
Категория
Антично -австрийские фигуративные скульптуры
Материалы
ВЫСОВАНИЕ
Пара холодного ведущего австрийского рисунка
$ 1,367 / SET
20th Comentry Bronze Figure in Triceratops
.
Бронзовая фигурка трицератопса 20 века с искусно вылепленной кожей с темно-зеленой патиной. Triceratops является родом травоядного динозавра с цератопсидом, который первым A …
Категория
20 -го века Французские скульптуры животных
Материалы
Бронз
20 -й Бронз 19 -й век. a Gladiator
Расположен в Питерборо, Нортгемптоншир
Очень хорошо отлитая бронза гладиатора XIX века. Полностью обнаженная. Итальянского производства. Хорошая оригинальная патина.
Категория
Античный конец 19 -го века английские фигуративные скульптуры
Материалы
Бронз
Очень хорошо разыгрывают бронзу 19 -го века из гладиатора
$ 2165
Поздний век.
Массивная резная и полихромная фигура орла на искусственном скальном основании, вырезанная из цельного массива.![]()
Категория
Античные английские скульптуры 19-го века
Конец 19-го века фигура Eagle
$ 3760
Середина 19-го века. щенок, середина 19 века, европеец.
Категория
Старинные скульптуры животных XIX века
Фигурка мраморного щенка середины XIX века
$7,976
Резная японская фигурка кошки, играющей с акулой
Находится в Питерборо, Нортгемптоншир. Фирменный планшет к базе.
Категория
Старинные японские скульптуры животных 1890-х годов
Материалы
Дерево
Резная японская фигурка кошки, играющей с акулой
Пара середина XIX века3 Французский стол
02 Находится в Питерборо, Нортгемптоншир.
Пара французских бронзовых письменных столов середины XIX века, сохранивших оригинальную темно-коричневую патинированную поверхность.
Категория
Античные французские скульптуры 19-го века
Материалы
Бронза
Пара французского стола середины 19-го века
$ 683 / Установка
Пара Немецких Бронзовых Бронзовых Фигур H. h.schen Michen
Расположен в Питерборо, Нортгемптоншир
Хорошо смоделированная пара немецких бронзовых фигур на оригинальной подставке из темного мрамора, подписанная H. Goeschl München.
Category
Antique Late 19th Century German Busts
Pair of Late 19th Century German Bronze Figures Signed H. Goeschl München
$1,116
You May Also Like
Orientalist Figural Cold Painted Bronze
Located in Палм-Бич, Флорида
Старинная бронза востоковеда с впечатляющей композицией, изображающей женщину-воительницу с копьем, попугая на пне и обезьяну с вазой с фруктами, все с оригинальным холодом.
..
Категория
начало 20 -го века Австрийские маврюрские фигуративные скульптуры
Материалы
Бронзовая
Ориенталистский фигуральный брунзовый бронз
$ 8,500
FRANZED Bergmann
$ 8,500
FRANZED Bergmann
в Форни, ТехасОчень желанная бронзовая фигура Франца Бергманна из венской холодной росписи арабского портного, пришивающего очаровательный ковер смелых цветов и узоров. Одна рука поднята для удерживания иглы…
Категория
начало 20 -го века Австрийское искусство нюйво. Фигуративные скульптуры
Материалы
Бронза
Franz Bergmann Vienna Cold Painted Bronze фигура
$ 2800 9000 2
Frermer
$ 2800 9000 2
Frermer
$ 2800 9000 2
Frermer
$ 2800
FRENRE
$ 2 800
FRENRE
$ 2 800 9000 2
FRENRE
$ 2 800 9000 2
FRENRE 9000.
Франц Бергманн
Находится в Форни, штат Техас
Очень желанная бронзовая фигура арабского заклинателя змей Франца Бергманна в Вене на очаровательном ковре манящих цветов и узоров. Одна рука поднята для удержания иглы…
Категория
начало 20 -го века Австрийское искусство нью -с фигуративные скульптуры
Материалы
Бронза
Franz Bergmann Vienna Cold Pringed Brunze Ficruded и Pershted Scaned. Bergmann
Расположен в Палм-Бич, Флорида
Три попугая или птицы, отлитые из венской бронзы и окрашенные в холодном виде, сидят на латунной подставке с классическим точеным основанием в стиле Франца Бергмана.
Категория
начало 20-го века Австрийские эдвардианские скульптуры животных
Материалы
Бронзовая
Литой бронзовой и окрашенной в холодную пейзаж.

Франц Бергманн
Находится в Чарльстоне, Южная Каролина
Великолепная старая венская бронзовая фигурка маленького льва, окрашенная методом холодной росписи Имеет выдавленное клеймо мастера, приписываемое Францу Бергманну, Вена (возможно, самому собранному мастеру…
Категория
начало 20-го века Австрийские викторианские скульптуры животных
Материалы
Бронза
Старый Веновый бронзовый рисунок с малым Lion, Franz Bergmann
$ 1,185. Бронзовая фигурная рельефная скульптура
Расположена в Бруклине, штат Нью-Йорк.
Литая полая бронзовая фигурная скульптура, вырезанная в рельефе (примерно начало 20 века, Италия). Никаких сколов и проигрышей; легкая патина по всему периметру. Мастерская работа и интересная тема. Может быть…
Категория
начало 20-го века итальянское искусство итальянское искусство, настенные скульптуры
Материалы
Бронзовая
Фортиновый литой бронзовый рельеф.
в Бате, ВеликобританияВенская бронза позднего викторианской эпохи хорошего размера в форме самого красивого оленя. Красиво исполнено и сохранило родную краску. около 1890 г., измерение 9«Широкий (максимум) The Body Leng …
Категория
Античный 1890S Австрийские скульптуры позднего виктории
Материалы
Бронзовая
Большой антикварный австрийский бронзовый сог.
$1,880
Бронзовая фигура в стиле ар-деко, окрашенная в холодном виде. Автор Йозеф Лоренцл.
Автор: Йозеф Лоренцль. экстравагантная поза.Поднята на подставку из зеленого оникса.Оригинальная патинированная эмаль…
Category
Vintage 1930s Austrian Art Deco Figurative Sculptures
Materials
Onyx, Bronze
Art Deco Cold Painted Bronze Figure by Josef Lorenzl
$3,019
Cold Painted Limited Edition Bronze Figure “Ecstasy” by Erté
By Erté
Находится в Лондоне, Великобритания
Невероятная бронзовая красивая молодая женщина в стиле ар-деко, выпущенная ограниченным тиражом в элегантном платье яркого цвета эмали, украшенном плетеной повязкой на голове и поясом из позолоченной бронзы.
Фигура р…
Категория
Винтажные 1980 -х годов Российские фигурные скульптуры
Материалы
Бронзовая
Окрашенные в холодные. Franz Bergmann
Франц Бергманн
Находится в Чарльстоне, Южная Каролина
Великолепная старая Венская бронзовая фигура льва, окрашенная холодной росписью. Оригинальная краска Франц Бергман считается самым известным и…
Category
Early 20th Century Austrian Animal Sculptures
Materials
Bronze
Old Vienna Cold Painted Bronze Figure of a Small Lion, Signed Franz Bergmann
$1,185 Sale Price
40% Off
Recently Viewed
Просмотреть ещеThe 1stDibs Promise
Узнать больше
Квалифицированные продавцы
Уверенность при оформлении заказа
Гарантия соответствия цены
Исключительная поддержка
Защита покупателей
Доверенная глобальная доставка
Подробнее о просмотре
Фигуральная итальянская бронза
итальянская бронза Рисунок
Vintage
1900S Bronze Sculpure
9202 9203 9203
1900S Bronze Sculpture
9202 9202 9202 9202 9202 9202 9202 9202 9202 9202 9202 9202 9202 9202 9203 9000.
9203
1900S. Херувим
Старинные херувимы
Французская деревянная скульптура
Бельгийская бронза
Поль Френч
Винтажная краска
Просмотреть все популярные поисковые запросы скульптур
Спартак: История лидера восстания гладиаторов
Мраморная статуя Спартака работы Дени Фойатье стоит в Лувре в Париже. (Изображение предоставлено: псевдолонгино / Shutterstock.com)Спартак был фракийским гладиатором, который возглавил восстание рабов с армией, исчисляемой десятками тысяч. Он побеждал римские войска более полудюжины раз, маршируя со своим народом по итальянскому полуострову, пока не был убит в бою в апреле 71 г. до н.э.
Любимый герой популярной фантастики, его не распинали, и не было “Я Спартак!” момент, показанный в знаменитом фильме Стэнли Кубрика 1960 года.
Кроме того, хотя Спартак был реальным человеком, который вдохновлял революционеров и кинематографистов, ученые не располагают достаточным количеством информации о нем. До наших дней дошли сообщения всего около дюжины древних писателей, и ни один из сохранившихся отчетов не был написан Спартаком или одним из его сторонников.
Это Спартак
Согласно сохранившимся источникам, Спартак был родом из Фракии, области на юго-востоке Европы, которую римляне часто пытались подчинить себе в первом веке до нашей эры. бандит или повстанец против римлян. В какой-то момент его схватили, привезли в Рим и продали в рабство человеку, которого иногда называли «Ватия». Этот человек владел школой гладиаторов в Капуе, примерно в 120 милях (193 км) к юго-востоку от Рима. Находясь в школе, Спартак помог организовать побег, в результате которого более 70 гладиаторов сбежали, вооруженные ножами, тесаками и другим самодельным оружием, которое они добыли на кухне.
Одним из людей, с которым сбежал Спартак, была его жена, фракийка, чье имя потеряно в истории.
Писатель Плутарх, живший во втором веке нашей эры, писал, что она «была пророчицей, одержимой экстатической неистовостью, которая была частью поклонения богу Дионису». После того, как Спартак проснулся со змеей, обвившей его голову, «она заявила, что это был знак огромной и устрашающей силы, которая приведет его к несчастному концу» (перевод Брента Шоу, из книги «Спартак и войны рабов: Краткая история с документами», Bedford/St.Martins, 2001).
Первый бой
Спартак и его небольшая группа беглецов достали гладиаторское оружие из проезжающей повозки и направились к горе Везувий. Это было более чем за столетие до его извержения, и во времена Спартака гора была фактически покрыта виноградными лозами, а поблизости были плодородные сельскохозяйственные угодья.
По пути Спартак и его сопредводители, Крикс и Эномай, совершали набеги на припасы и вербовали рабов в сельской местности. Рим не отреагировал серьезно на растущую силу Спартака. Во время его прорыва республиканские войска сражались в Испании, Юго-Восточной Европе и на Крите.
Более того, группа беглых рабов не представляла серьезной проблемы для римских солдат.
Римляне отправили претора по имени Гай Клавдий Глабер сформировать армию для уничтожения рабов. Этот человек и еще один человек по имени Публий Валерий, которого они отправили позже, «командовали не регулярной гражданской армией легионов, а теми силами, которые они могли поспешно набрать на месте», — писал Аппиан, писатель, также живший во второй век нашей эры (перевод Брента Шоу).
Временная армия Глабера даже не пыталась атаковать Спартак. Вместо этого они перекрыли основной путь на Везувий, разбили лагерь и попытались уморить его голодом. Спартак взял на себя инициативу, и его недавно освобожденные рабы построили веревку из диких лоз, чтобы они могли спуститься по склону горы к месту, которое римляне забыли защитить. Римляне, все еще находившиеся в лагере, так и не увидели их приближения. «Рабы смогли окружить их и поразить римлян внезапной атакой. Когда римляне бежали, рабы захватили их лагерь», — писал Плутарх.
Этот успех привел к тому, что в отряд Спартака стекались новые рекруты. «В этот момент к рабам присоединились многие скотоводы и пастухи из окрестностей — крепкие и быстроногие».
Росту сил Спартака способствовали и другие факторы. Во время его восстания его армия проводила большую часть своего времени в сельской местности и небольших городах, местах, которые были плохо защищены, но в которых было много рабов. Кроме того, согласно древним источникам, Спартак настаивал на равном разделе добычи, что делало вербовку еще более легкой.
Со временем ему даже удалось убедить нерабов присоединиться к его восстанию. «Они смогли создать такую грозную силу отчасти потому, что многие вольноотпущенники и другие свободные простолюдины пополнили их ряды вместе с тысячами беглых рабов», — пишет историк Майкл Паренти в эссе, опубликованном в книге «Спартак: кино и история» (Блэквелл , 2006).
Серьезное сопротивление
Спартак продолжал устраивать засады и наносить поражение римским войскам, освобождая рабов в сельской местности и собирая припасы.
Вернувшись в Рим, сенат потерял терпение и послал большую армию во главе с консулами Луцием Геллием Публиколой и Гнеем Корнелием Лентулом Клодианом. Каждый человек мог командовать 10 000 солдат.
К весне 72 г. до н.э. у Спартака могло быть 40 000 солдат, часть из которых осталась в южной Италии со своим сопредводителем Криксом, а остальные двинулись к Альпам под командованием Спартака.
Повстанцам это не помогло. Римские силы под командованием Геллиуса догнали Крикса, убив лидера вместе со многими его повстанцами. Затем Геллий продолжил наступление на Спартака с юга, в то время как Лентул, который явно опережал Спартака, двинулся с севера. Спартак оказался в ловушке между двумя армиями, которые, вероятно, были оснащены лучшим оружием и доспехами, чем он.
Но одна вещь, на которую, похоже, не рассчитывал ни один командир, заключалась в том, что Спартак в предыдущие месяцы создал значительные кавалерийские силы. Фракийцы были известны как хорошие наездники, способные приручить даже диких лошадей.
«Спартак внезапно бросился на них и вступил с ними в бой. Он победил легатов Лентула и захватил все их припасы», — пишет Плутарх. Затем Геллий был либо побежден Спартаком, либо вынужден отступить. Спартак не только избежал ловушки, но и разгромил римскую армию, позволив своим войскам двинуться к Альпам.
Альпийская тайна
После победы над другим римским войском, возглавляемым римским правителем по имени Гай Кассий Лонгин, отряд Спартака теперь мог свободно взбираться на Альпы и идти в Галлию, Фракию или другие районы, не контролируемые Римом.
Однако, по причинам, утраченным для истории, Спартак предпочел не делать этого, а вместо этого развернул свои силы и направился обратно в Италию. Зачем он это сделал – загадка.
«Теорий было предложено много, но на лучшее объяснение уже намекали древние источники. Люди Спартака, вероятно, наложили на него вето», — пишет Барри Штраус, профессор классических наук Корнельского университета, в своей книге 9.0575 Война Спартака (Саймон и Шустер, 2009).
«В прошлом они никогда не хотели покидать Италию; теперь успех мог вскружить им головы и пробудить в памяти пылающий Рим».
Он отмечает, что могли быть задействованы и другие факторы. Спартак, возможно, получил известие о наступлении римлян во Фракии, из-за чего он сомневался, что он и другие фракийцы в его армии смогут благополучно вернуться домой.
«Последней каплей мог стать просто вид Альп. Любой, кто когда-либо смотрел с равнины на каменную стену итальянских Альп, знает, что горы непреодолимы», — пишет Штраус.
Какими бы ни были причины, Спартак повел свою армию обратно на юг, через Италию, преодолевая сопротивление по пути, пока они не достигли Мессинского пролива, в надежде, что они смогут перейти на Сицилию, остров земледелия и рабов, ожидающих своей очереди. освобожден.
Преданный пиратами
Несмотря на то, что Мессинский пролив небольшой, его ширина в некоторых местах составляет всего две мили (3,2 км), у Спартака было несколько проблем при его пересечении.
Он достиг пролива зимой 72-71 г. до н.э., когда погода была более холодной. Кроме того, римский губернатор Сицилии Гай Веррес укрепил некоторые из лучших мест для высадки.
Спартаку нужны были две вещи: хорошие лодки и хорошие моряки, чтобы высадить передовой отряд своих войск через пролив. Он обратился к группе «киликийских пиратов» (как их называл Плутарх), которые часто посещали этот район и, как отмечает Штраус, были оснащены быстрыми лодками и навигационными знаниями, необходимыми Спартаку для успешного перехода.
Однако у пиратов были другие планы. «Хотя киликийцы заключили соглашение со Спартаком и приняли его дары, они обманули его и уплыли», — писал Плутарх. Были ли пираты подкуплены римлянами или просто не хотели вмешиваться, неизвестно.
Неустрашимый Спартак приказал своим войскам собрать собственные лодки, и, хотя им удалось построить несколько из них, их попытка пересечь пролив провалилась, и его войска застряли на материковой части Италии. Это не оставило Спартаку другого выбора, кроме как направить свои силы на север, чтобы встретиться с римским лидером, более безжалостным, чем любой, с которым он сталкивался раньше.
Красс
К тому времени, как Спартак достиг пролива, новый лидер по имени Марк Лициний Красс принял командование римскими войсками. Штраус отмечает, что он был богатым человеком, способным собрать большую армию и платить им, по крайней мере частично, из собственного кармана.
В своих деловых отношениях Плутарх сказал, что у него была схема, согласно которой он «покупал горящую собственность и здания по соседству с горящими, поскольку владельцы отдавали их за небольшую сумму денег из-за страха и неуверенности». (Перевод из «Римская социальная история: справочник », Routledge, 2007).
В военной жизни он был еще более безжалостен. Среди его войск были остатки легионов Геллия и Лентула, ранее разбитых Спартаком. Как следствие, «Красс выбрал по жребию каждого десятого человека из консульских легионов и казнил его», — писал Аппиан. Он также возродил практику под названием «децимация», когда отряды, убегавшие от врага, вытягивали жребий и убивали случайное количество солдат, забивая их дубинками или камнями до смерти.
Надо ли говорить, что при Крассе ужесточилась дисциплина. Тем не менее, зная, что многие из лучших солдат Рима находятся за пределами Италии, он осторожно действовал против Спартака. Вместо того, чтобы пытаться открыто сражаться со Спартаком на юге Италии, он построил систему укреплений с центром на хребте Мелия, чтобы поймать Спартака в ловушку и заморить его войска голодом.
Спартак отреагировал на ситуацию, предложив Крассу мирный договор, который Красс быстро отверг. Возможно, видя, что его собственные солдаты начинают колебаться, Спартак укрепил их решимость, распяв римского солдата на виду у всех. Это послужило «наглядной демонстрацией его собственным людям того, что с ними произойдет, если они не победят», — писал Аппиан. В конце концов Спартаку удалось прорваться из ловушки Красса, заполнив одну из его траншей (якобы человеческими телами) и используя свою кавалерию, чтобы пробить ее.
Пока Спартак вырвался из ловушки Красса, он столкнулся с серьезными последствиями.
Древние писатели говорят, что при прорыве он потерял тысячи солдат. Кроме того, в лагере повстанцев произошел раскол. Диссидентская группа во главе с Кастом и Ганником, в которую входили многие кельтские и германские войска, откололась от Спартака и двинулась в путь самостоятельно. Вдобавок силы Красса все еще были в значительной степени целы, в то время как другие силы под предводительством Марка Теренция Варрона Лукулла собирались высадиться в Брундизии, а третьи силы под предводительством Помпея направлялись в Италию из Испании.
Силы Спартака теперь были разделены и окружены, и все было готово для финальной битвы.
Конец Спартака
Весной 71 г. до н.э. дела Спартака развалились. Кастус и Ганник потерпели поражение от Красса, вероятно, незадолго до апреля, в битве при Кантенне.
Спартак теперь еще больше изолирован. После битвы при Кантенне он получил известие о том, что войска Лукулла высадились в Брундизии, разрушив надежды мятежников на выход из Италии через этот порт.
То, что произошло дальше, трудно объяснить. Спартак мог попробовать другой порт или другую часть Италии. Его силы не были полностью пойманы в ловушку, и у него, вероятно, было не менее 30 000 солдат, способных сражаться.
Но по неизвестным нам причинам он решил развернуться и атаковать Красса. Действительно ли этого хотел Спартак, или это решили за него его люди, неизвестно.
Финальная битва произошла в апреле 71 г. до н.э. Штраус говорит, что мы не можем точно сказать, где именно велась битва, но, вероятно, это было где-то в Верхней долине Силарус. Стратегия Спартака, по-видимому, была двоякой: использовать свою кавалерию для атаки лучников и метателей ракет Красса, в то время как Спартак повел свою пехоту в попытке убить самого Красса, надеясь разбить его армию.
Красс построил траншеи, чтобы заблокировать кавалерию Спартака, вызвав дикую рукопашную, когда люди Спартака прыгнули внутрь и попытались остановить их строительство. В конце концов Спартак выстроил своих людей для битвы, а Красс — своих.
Плутарх писал, что незадолго до битвы Спартак слез с лошади, убил зверя и сказал своим людям, что «если он выиграет битву, у него будет много прекрасных лошадей, принадлежащих врагу, но если он проиграет, он не нуждался бы в лошади». Бой пошел плохо. Конница Спартака, по-видимому, не могла достать ракетометчиков и лучников Красса. Неустрашимый Спартак во главе своих войск и в пешем строю возглавил атаку, нацеленную на самого Красса.
Говорят, что Спартак зарубил двух центурионов в последней попытке, но тщетно. Существуют разные версии смерти Спартака, но все они заканчиваются тем, что его окружают и убивают. С его смертью его армия распалась, и Красс и другие римские силы выследили оставшихся мятежников.
Тело Спартака, по-видимому, так и не было опознано. Штраус указывает, что он убил свою лошадь перед битвой и, вероятно, не украшал свои доспехи. «Последняя битва Спартака могла оставить только сильно изуродованное тело солдата, одетого в обычные доспехи». Даже если археологи когда-нибудь найдут его, они, вероятно, не смогут отличить знаменитого полководца от полководца.