Разное

Спартака рисунок: Спартак векторный рисунок (65 фото) » Рисунки для срисовки и не только

Содержание

Хачатурян. Балет «Спартак» (Spartacus) | Belcanto.ru

Сцены из римской жизни. Балет на музыку Арама Хачатуряна в четырех актах, девяти картинах. Либретто Н. Волкова.

Действующие лица:

  • Спартак, фракиец
  • Фригия, фракийка, его жена
  • Гармодий, молодой фракиец
  • Красс, римский богач, полководец
  • Эгина, греческая танцовщица, возлюбленная Красса
  • Вольноотпущенник Красса
  • Умирающий раб
  • Лентул Батиат, владелец школы гладиаторов
  • Гладиаторы: Mapмилон (рыба), Ретиарий (рыбак), Андабаты (гладиаторы в безглазых шлемах), Фракийцы, Самниты
  • Глашатай
  • Египетская танцовщица
  • Грек-мим
  • Старуха, служанка Эгины
  • Ремесленники, германцы, галлы, сирийцы, нумидийцы, фракийцы, циркачи, гости на пиру Красса, гадитанские девы, гетеры, танцовщицы-нимфы, крестьяне-пастухи, римские легионеры, римские купцы, горожане, пираты

Действие происходит в Римской империи в 73—71 годах до н. э.

История создания

В декабре 1941 года, в самые трагические дни Великой Отечественной войны, Хачатурян в газетной статье сообщал о своих творческих планах: «В 1941 году по заказу Большого театра СССР, совместно с либреттистом Н. Д. Волковым и балетмейстером И. А. Моисеевым я приступаю к работе над балетом «Спартак». Это должен быть монументальный героический спектакль, который покажет советскому зрителю самого лучшего человека всей древней истории, каким, по выражению Маркса, является Спартак». Этот образ, давно привлекавший Хачатуряна, казался ему особенно актуальным в связи с ожесточенной борьбой, которую приходилось вести нашему народу. Об этом композитор также упоминал в одной из статей: «Некоторые были удивлены выбором мною этой темы, упрекали за уход в глубь истории. Но мне кажется, что тема Спартака и восстания рабов в древнем Риме имеет в наше время огромное значение и большое общественное звучание. <…> Нужно, чтобы народы знали и вспоминали имена тех, кто еще на заре человеческой истории смело подымался против поработителей за свою свободу и независимость».

Либреттист Н. Волков (1894—1965) начал работу над «Спартаком» еще в 1933 году. Он пользовался консультациями художника Ф. Федоровского (1883—1955) и балетмейстера И. Моисеева (1906—2007), давно уже мечтавшего поставить этот спектакль. В работе над либретто Волков обращался к свидетельствам античных историков, в особенности к «Жизнеописаниям» Плутарха (50—120), были им использованы и сатиры Ювенала (ок. 60—140). Кроме того, либреттист опирался на статью Л. Фридлендера «Картины из бытовой жизни Рима» и книгу советского историка А. Мишулина «Спартаковское восстание», кое-что было почерпнуто из популярного романа Джованьоли «Спартак» (описание ристалищ) и исторической хроники М. Оливье «Спартак». «Архитектоника балета слагалась как трагедия о Спартаке, — писал Волков, — как рассказ о возвышении и гибели вождя, как история героя, чей ум, воля и высокие идеалы преодолели ограниченность своего времени и <…> стали бессмертными символами борьбы угнетенных классов и народов против угнетателей». Не удивительно, что предложенный сюжет получил одобрение властей. Однако работа над балетом была отложена на многие годы.

В 1950 году Хачатурян побывал в Италии, видел Колизей, Аппиеву дорогу. Возможно, именно с этими впечатлениями было связано возвращение к задуманному балету. Работа над музыкой продолжалась три с половиной года — последняя точка в партитуре была поставлена в начале февраля 1954-го. Премьера «Спартака» состоялась в Ленинградском театре оперы и балета имени Кирова (Мариинском) 27 декабря 1956 года в постановке одного из самых оригинальных балетмейстеров советского времени, продолжателя традиций Фокина, прославленного мастера хореографической миниатюры Л. Якобсона (1904—1975). В стремлении отойти от господствовавших в те годы на балетной сцене принципов «драмбалета» Якобсон перенес на сцену скульптурно-пластическую выразительность, увиденную им в экспрессии фигур сражающихся богов и титанов на знаменитом Пергамском алтаре, экспонировавшемся тогда в Эрмитаже. «В его спектакле ожили фигуры, словно сошедшие с вазовых рисунков, античных мозаик, барельефов, — пишет автор книги об Аскольде Макарове, первом исполнителе роли Спартака, балетный критик М. Ильичева. — Композиция спектакля складывалась как грандиозный архитектурный ансамбль с храмами, дворцами, аренами и амфитеатрами, в декоре своем несущими темы Спартака, Эгины, Красса. Спартак, высящийся монументом среди разгула и мишуры «буйного Рима», представал … героем своеобразной алтарной композиции… Четкие шаги, резкие выпады, тяжелый топот пехоты, наступательные скачки всадников … намечали образ военной машины … Лаконизм и чеканность движений воинского марша, торжественность выхода сенаторов … сообщали зрелищу скульптурность. Эти качества определяли всю композицию, развернутую на зрителя…» Ансамблевые номера отличались тем, что каждому артисту кордебалета предлагался свой индивидуальный пластический текст. Таким образом создавалась своеобразная хореографическая полифония. Женские партии исполнялись не на пуантах: и солистки и кордебалет танцевали в сандалиях.

В Москве «Спартак» появился только через полтора года (11.03.1958), в постановке И. Моисеева, одного из самого титулованных мастеров, прославившегося своим Ансамблем народного танца. Балет приобрел широчайшую популярность, был поставлен во многих городах нашей страны и стран Восточной Европы. В 1968 году в Москве была осуществлена постановка еще одного мастера советского балета, Ю. Григоровича (р. 1927), полемизирующая со спектаклем Якобсона и отличающаяся большим психологизмом, трагической напряженностью.

Сюжет (излагается по клавиру)

В Риме толпы радостно встречают вернувшегося из похода с победой Красса. Среди рабов, впряженных в его колесницу, — Спартак, Фригия и Гармодий. Среди тех, кто встречает Красса, — куртизанка Эгина. Изнемогая от усталости, Фригия падает, надсмотрщик замахивается бичом, Спартак бросается на него с такой силой, что останавливает колесницу. Народ восхищен его силой и смелостью.

На римском рынке рабов показывают свое искусство египетская танцовщица и молодой грек-мим. В нарядных носилках появляется Красс, с другой стороны рыночной площади — Эгина, которая бросает Крассу цветок. Она покупает красавца Гармодия, хочет купить и Фригию, но та готова поразить себя кинжалом, если ее разлучат со Спартаком. Спартака покупает хозяин школы гладиаторов Лентулл, ему же приходится купить и Фригию, так как Спартак предпочитает убить себя, но не разлучаться с женой.

Цирк. В центральной ложе Красс и Эгина, за ее спиной стоит Гармодий. После пантомимы «Похищение сабинянок» начинаются бои. Последняя схватка — Спартака с самнитом. Зрители требуют добить поверженного самнита, но Спартак вонзает свой меч в песок, отказываясь убить побежденного.

В казарме гладиаторов. Фригия склонилась над умирающим. После тяжкого раздумья Спартак призывает гладиаторов к восстанию. Им все равно суждена смерть. Лучше найти ее в сражении с поработителями, чем на арене, на их потеху. Возглавляемые Спартаком гладиаторы обращают стражу в бегство, выламывают решетки окон и скрываются.

На полях Кампаньи близ Аппиевой дороги мирно проводят время отдыха пастухи. Появляются бежавшие гладиаторы. Пастухи присоединяются к повстанцам.

Во дворце Красса перед пирующими танцуют Эгина с Гармодием. Юноша приносит ее на ложе Красса. Пиршественное веселье нарушают звуки приближающегося боя. Все бегут, Красс велит Гармодию остаться и примкнуть к восставшим. Появляется Спартак с воинами и Фригией.

В лагере Спартака на площади перед его палаткой женщины прислушиваются к шуму затихающей битвы. Спартак в палатке держит совет с вождями отрядов фракийцев, сирийцев, германцев, галлов. Часть военачальников требует похода на Рим, другие, среди которых сам Спартак, хотят вернуться на родину на кораблях. Некоторые начальники в раздражении покидают Спартака. Фригия пытается успокоить его. На площади появляются купцы и гетеры. Начинается торг, веселье. Вышедший из своей палатки Спартак приказывает изгнать посторонних из лагеря. На опустевшей площади появляется старуха, служанка Эгины. Она увлекает за собой охваченного страстью к Эгине Гармодия.

В палатке Красса Эгина танцует перед полководцем. Приводят пленных вождей, отколовшихся от Спартака. Красс приказывает казнить их. Старуха, посланница Эгины, приходит с Гармодием. Красс требует от него сведений о Спартаке, и юноша раскрывает ему планы восставших. По знаку полководца распахиваются тяжелые занавеси, закрывающие огромные окна, и Гармодий видит распятых на крестах гладиаторов.

Морской берег. Видны мачты кораблей пиратов. За камнями скрываются римляне, которых привел Гармодий. Пираты пируют. К ним приходит Спартак. Он подкупает предводителя мешками золота, и тот обещает перевезти на своих кораблях его войска. С уходом Спартака пирушка возобновляется. Появившиеся римляне добиваются того, что пираты уводят свои корабли. При появлении восставших римляне нападают на них из засады. Спартак гибнет в жестоком бою. Красс приказывает удушить Гармодия, Эгина, проходя мимо, небрежно наступает на его тело. По сигналу отбоя римское войско отходит, на опустевшем поле битвы ночью Фригия отыскивает убитого Спартака и горестно оплакивает его. Уцелевшие фракийцы поднимают его тело на щит. Восходит солнце.

Музыка

В музыке «Спартака», одного из лучших произведений Хачатуряна, воплотились наиболее яркие особенности его творчества: броские, запоминающиеся образы, пышные и блестящие массовые сцены, своеобразная мелодика, в которой европейские черты органично сочетаются с восточными интонациями. Музыкальная драматургия балета основана на резких контрастах, но при этом отличается внутренней цельностью и направлена на раскрытие основной идеи. Балету свойственны сквозное симфоническое развитие, крупные музыкально-хореографические сцены, интонационное единство, широкое использование системы лейтмотивов.

Л. Михеева


Арам Хачатурян приступил к сочинению балета о Спартаке в 1950 году. Сценарист Николай Волков использовал сочинения античных писателей Аппиана и Плутарха, но ввел в сценарий новых героев — Эгину и Гармодия. Мотив предательства, как причина поражения восстаний и революций, был характерен и почти обязателен для произведений искусства этого периода советского общества. Музыка балета насыщена яркими контрастами: ликующий Рим и горе побежденных, жестокие гладиаторские бои и героика восстания, нежные лирические сцены и эпические картины побед и поражений. С большой творческой фантазией написаны и характерные танцы — египетской танцовщицы, афинского шута и гадитанских дев. В целом балет решен в духе монументальной героической драмы, в центре которой образ Спартака. Несмотря на то что музыка балета носит привычный номерной характер, мощное симфоническое развитие размывало границы номеров, эмоционально обобщая драматургию событий. Это дало возможность в дальнейшем различным хореографам компоновать музыку «Спартака» по-своему. В 1954 году после окончания партитуры в концертах прозвучала сюита из музыки нового балета, прочно завоевавшая признание у слушателей.

Балет «Спартак» Леонида Якобсона предстал перед зрителем громадной фреской. В горельефных «живых картинах» демонстрировался и патрицианский Рим с его победами и порочными радостями, и рвущийся к свободе мир рабов. Хореограф выступил против канонов драмбалета, воплощая свой пластический идеал. На ногах исполнителей — мягкие сандалии, а их движения навеяны античной вазовой живописью. Условностям классического танца Якобсон противопоставлял свободу движений, непринужденность своего хореографического языка. В нем сплавлены элементы и танца, и пантомимы.

Заметим, что своеобразный пластический язык Якобсона, как показало время, более убедителен в миниатюрах, нежели в масштабных балетах, грешащих монотонностью. Отрицательные персонажи были решены чисто пантомимно: превосходному исполнителю роли Красса Борису Шаврову было далеко за пятьдесят. Образ Спартака был задуман и вылеплен хореографом с учетом незаурядной индивидуальности Аскольда Макарова. В скупом пластическом рисунке артист создавал яркий и монументальный образ вождя, полководца, для которого рабство хуже смерти. В целом Спартак и его сподвижники оказались в спектакле бледнее, чем развратный, но победоносный Рим.

На первый план вышла гетера Эгина, в одиночку расколовшая восставших и тем обрекшая рабов на поражение. Алла Шелест создала образ огромной сложности и психологической глубины. В образе наложницы Красса оказалась сконцентрирована противоречивость Рима, оборотной стороной могущества которого предстала разочарованность, пустота и равнодушие.

Привлекали в спектакле изобретательно поставленные гладиаторские бои и многочисленные отдельные танцы. Пир у Красса порадовал зрителя развернутым дивертисментом, включавшим танец нимф, адажио Эгины и Гармодия, танец с кроталиями, танец гадитанских дев и общую вакханалию.

Необычность зрелища, отдельные яркие номера (некоторые из них казались в 1956 году даже эротичными) и многочисленные артистические удачи обеспечили спектаклю длительный успех. В течение более десяти лет состоялось почти 200 представлений. В 1962 году Якобсона пригласили перенести «Спартак» в Большой театр, принудив к ряду переделок, не придавших большей логики сценам и образам балета. В родном театре добрая память о необычном спектакле привела к его возобновлению в 1976 и 1985 годах, однако к этому времени в умах и сердцах зрителей царствовал иной «Спартак» — Юрия Григоровича.

Спектакль Юрия Григоровича (премьера состоялась 9 апреля 1968 года в Большом театре) построен на чередовании контрастных эпизодов, раскрывающих драматический конфликт. «Спартак» в отличие от прежних работ хореографа характеризуется мастерством построения всего спектакля. Хореографический язык прежний — действенный классический танец. В танце решается и образ деспотичного Рима, и образ восстания. Григорович назвал свою постановку «спектаклем для четырех солистов с кордебалетом». Пластическая характеристика Красса неотделима от танцев воинов и патрициев, которые дорисовывают его хореографический портрет. Образ Спартака вырастает из танцев рабов, гладиаторов, пастухов. Эта особенность построения центральных образов спектакля стала особенно ценной, когда на смену выдающимся артистам пришли не столь яркие исполнители, и великолепный кордебалет Большого театра своим совершенным мужским танцем буквально дорисовывал требуемые масштабы личностей.

Виртуозный, полетный танец главного героя создавал образ поистине свободного человека. Уникальная пластическая свобода Владимира Васильева делала его Спартака героичным изначально и навсегда. Думается, что сам образ героя балета рождался у Григоровича с учетом личностных и профессиональных качеств Васильева — человека и артиста. Михаилу Лавровскому в этой роли потребовались дополнительные краски. Его герой был мужественен и решителен, он лишь постепенно становился легендарным вождем.

О сложности партии антагониста Спартака точно и образно написала Вера Красовская: «Он красив и элегантен, этот Красс, ставший крупным достижением танцовщика Мариса Лиепы. Но, гарцуя по земному шару, он нет-нет да поддается какому-то стихийному ужасу, заставлявшему вспомнить не Красса в спектакле Якобсона, а Эгину — Шелест. Как та, Красс — Лиепа мечется в пределах, установленных его же властью, и, как та, понимает, что вырваться из этих пределов ему не дано. Поэтому его когтящий пространство полет захлебывается судорогой движений, а самодовольный жест спешит сгладить растерянность, досаду, тоску».

«Спартак» Григоровича — не «сцены из римской жизни», а героический мужской балет. Поэтому и образы подруг героев не столь сложны психологически: Эгина (Нина Тимофеева) — коварна и обольстительна, Фригия (Екатерина Максимова) — нежна и верна. Недаром, когда спектакль наградили Ленинской премией — высшей наградой тех лет, в списке лауреатов значились одни мужчины.

Изобразительное решение спектакля Симоном Вирсаладзе органично вытекает из концепции постановки. В декорациях нет пышности и великолепия, но есть суровость и величие. Две мощные арки из серого камня, с темными швами грубых стыков. Сзади — небо, сумрачно тревожное, багровое, серое, черное. Над сценой раскинулся свободно провисающий полог. Опускаясь в промежутке между картинами, он образует внутренний занавес, на фоне которого звучат монологи. В костюмах нет бытовизма, есть лишь детали, намекающие на античную эпоху. В цветовой гамме спектакля золотой блеск мира деспотии оттеняется кровавыми зарницами народных восстаний.

Московская постановка «Спартака» заслуженно привлекла большое общественное внимание. Одно время она официально считалась лучшим советским балетом. Ныне, когда подобные утверждения вышли из моды, она остается своего рода визитной карточкой балета Большого театра. Редкие крупные зарубежные гастроли этой труппы обходятся без этого спектакля Юрия Григоровича.

А. Деген, И. Ступников

Публикации

Балетное многоцветие на Казанской сцене 10.06.2019 в 22:34

Спартак вернулся домой 06.11.2013 в 12:01

«Спартак» Леонида Якобсона: балетный блокбастер 12.07.2013 в 15:23

Молодёжный «Спартак» 09.05.2013 в 22:44

«Спартак» Касаткиной и Василёва 24.10.2002 в 19:17

Рекорд “Зенита” и второе поражение “Спартака”. Итоги игрового дня девятого тура РПЛ

11 сентября, 21:56

Футбол в России

МОСКВА, 12 сентября. /ТАСС/. Петербургский “Зенит” в воскресенье на своем поле разгромил “Оренбург” со счетом 8:0 в матче девятого тура Мир – Российской премьер-лиги (РПЛ). Московский “Спартак” на выезде уступил “Ростову”, это поражение стало вторым подряд для красно-белых в чемпионате России.

В центральном матче воскресенья “Спартак” на выезде проиграл “Ростову” со счетом 2:4, встреча прошла на “Ростов-Арене” в присутствии 10 797 человек. Ростовчане сыграли в форме с рисунком подсолнухов, это было приурочено к 85-летию Ростовской области. Перед матчем стало известно, что в составе “Спартака” из-за повреждений не сыграют нападающие Шамар Николсон и Кейта Бальде. Также игру пропустили получившие травмы в матче с “Зенитом” (1:2) полузащитники Руслан Литвинов и Кристофер Мартинс.

Читайте также

Футболисты “Ростова” победили “Спартак” в матче девятого тура чемпионата России

Команды быстро вошли в игру и почти сразу начали атаковать, обменявшись опасными моментами. На седьмой минуте нападающий “Ростова” Роман Тугарев вышел один на один с голкипером “Спартака” Александром Селиховым, но не смог его переиграть. Через пять минут момент был у полузащитника гостей Романа Зобнина, который не смог переиграть вратаря “Ростова” Сергея Песькова.

На 24-й минуте счет в матче открыл нидерландский полузащитник красно-белых Квинси Промес. После подачи с фланга от Мацея Рыбуса Промес первым касанием обработал мяч, а вторым сильно пробил по воротам. Этот гол стал для 30-летнего полузащитника восьмым в текущем сезоне РПЛ, Промес возглавляет список бомбардиров чемпионата России. “Ростов” ответил голом на 28-й минуте – нападающий Дмитрий Полоз принял мяч на линии штрафной и пробил в правый нижний угол.

После этого эффектным ударом отличился полузащитник Даниил Уткин. Футболист принял мяч на радиусе штрафной и вторым касанием пробил в правый верхний угол. Второй тайм “Спартак” начал активнее соперника, но забили ростовчане – на 53-й минуте Рыбус ошибся в передаче, отдав мяч в центр поля с левого фланга, Уткин в касание отправил мяч вперед, а нападающий Николай Комличенко реализовал выход один на один. Для него этот гол стал пятым в текущем сезоне.

На 69-й минуте Рыбус сбил в штрафной Хорена Байрамяна, главный арбитр встречи Сергей Карасев назначил пенальти в ворота “Спартака”, который реализовал Полоз. “Спартак” смог отыграть один мяч на 76-й минуте – капитан и защитник красно-белых Георгий Джикия сделал подачу с левого фланга, которую замкнул Александр Соболев. В конце встречи опасный момент был у нападающего Павла Мелешина, но тот не смог попасть в ворота почти с 11-метровой отметки.

У игры “Ростова” с Карпиным есть рисунок

Главный тренер “Ростова” Валерий Карпин после матча отметил, что ему матч запомнился тем, что команда наконец-то обыграла клуб из верхней таблицы РПЛ. “До этого с “Динамо”, “Локомотивом”, “Сочи” вничью играли, это были команды, которые наверху, сейчас наконец обыграли, – сказал Карпин, комментарий которого приводит пресс-служба “Ростова”. – Не понравилось, как мы играли до гола “Спартака”. Я думаю, что это было связано со скованностью какой-то. После гола игра сразу изменилась. Я думаю, это прежде всего психология, это понятно”.

Читайте также

“Урал” обыграл “Торпедо” и одержал первую в сезоне победу в РПЛ

Шестикратный чемпион России в составе “Спартака” Валерий Кечинов считает, что команда потеряла уверенность в игре после поражения от “Зенита” в прошлом туре. “Мне кажется, что “Спартак” психологически не отошел после поражения от “Зенита”, это было видно, – сказал Кечинов ТАСС. – К тому же основных игроков, которые пропустили встречу из-за травм, не хватало. До матча с “Зенитом” “Спартак” был в оптимальном состоянии – и психологическом, и физическом, поражение негативно повлияло, это было видно. Тот “Спартак” был уверен в своих силах, а сегодня этого не чувствовалось, не проглядывалось”.

Также он отметил интересную игру “Ростова”. “Хочется сказать, что у “Ростова” в очередной раз очень интересная команда, уходят или приходят молодые футболисты, при Валерии Карпине всегда виден рисунок игры, которая очень интересная, я всегда смотрю на “Ростов”, их игра очень нравится, – отметил Кечинов. – Когда Карпин уходил из “Ростова” в сборную России, приходили другие тренеры, не было той игры, ростовчане превращались сразу в команду-середнячка. Карпин опять пришел, появилась игра, это нужно отметить”.

“Ростов” благодаря победе поднялся на третье место в турнирной таблице, подопечные Валерия Карпина набрали 19 очков. “Ростов” не потерпел ни одного поражения в текущем сезоне – команда одержала пять побед и четырежды сыграла вничью. “Спартак”, несмотря на поражение, также поднялся в таблице – команда занимает пятое место, набрав 16 очков в девяти играх.

В следующем туре “Спартак” дома сыграет с московским “Локомотивом” 18 сентября, “Ростов” днем ранее примет самарские “Крылья Советов”.

Первые победы “Факела” и “Урала”

Игровой день начался в Екатеринбурге матчем между местным “Уралом” и московским “Торпедо”, которые перед очной встречей занимали 16-е и 15-е места в турнирной таблице РПЛ соответственно. В активе команд было по одному набранному очку. Хозяева поля одержали победу со счетом 2:0, дублем отметится Эрик Бикфалви. Гости имели шанс выйти вперед в начале второго тайма, но 20-летний вратарь Никита Алексеев отразил удар Давида Караева с одиннадцатиметровой отметки. Для “Урала” эта победа стала второй после возвращения на пост главного тренера белорусского специалиста Виктора Гончаренко, ранее “Урал” победил “Сочи” (2:0) в матче первого тура группового этапа Фонбет – Кубка России.

Читайте также

“Факел” обыграл “Локомотив” и одержал первую победу после возвращения в РПЛ

Президент “Урала” Григорий Иванов в разговоре с ТАСС отметил, что трансферы сыграли роль в победе над “Торпедо”. “Сегодня все играли, мы же берем футболистов, чтобы усиляться. Конечно, для нас это был самый важный матч в первой части сезона. Выиграли – самое главное, поэтому довольны”, – сказал он.

“Урал” после победы над “Торпедо” ненадолго поднялся в зону стыковых матчей за право остаться в РПЛ на следующий сезон. Екатеринбуржцы вернулись в зону прямого вылета в Мелбет – Первую лигу после того, как “Факел” в Воронеже обыграл московский “Локомотив”. Для хозяев поля эта победа стала первой после возвращения в РПЛ по итогам сезона-2021/22. Команда не играла в высшем дивизионе российского футбола с 2001 года.

“Мы смогли победить за счет правильной организации игры, старания ребят, правильного выбора состава и правильных эмоций, – отметил в разговоре с ТАСС после игры генеральный директор “Факела” Роман Асхабадзе. – Мы играли дома, болельщики заждались победы. Первая победа “Факела” в чемпионате России за 21 год дорогого стоит, вся команда ждала этого и билась за это”.

Матч против “Локомотива” стал для “Факела” первым после ухода главного тренера Олега Василенко, соглашение с которым было расторгнуто 6 сентября по обоюдному согласию сторон. Обязанности главного тренера временно исполняет Дмитрий Пятибратов. За день до этого из-за неудовлетворительных результатов тренерский штаб “Локомотива” покинул немец Марвин Комппер. После его ухода вопросами формирования тренерского штаба, подготовкой команды и определением состава на игру стал полностью заниматься главный тренер Йозеф Циннбауэр.

“Факел” занимает 14-е место в турнирной таблице РПЛ, набрав семь очков в девяти матчах, следом идет “Урал” (4), далее – “Торпедо” (1). “Локомотив” с девятью очками располагается на 11-й позиции. В следующем туре “Факел” на выезде сыграет с “Сочи” 18 сентября, в этот же день “Локомотив” в гостях встретится со “Спартаком”. Днем ранее “Урал” дома сыграет с грозненским “Ахматом”, а “Торпедо” примет ЦСКА.

Рекорд “Зенита” в РПЛ

В другом матче дня “Зенит” на своем поле разгромил “Оренбург” со счетом 8:0. Забитыми мячами отметились Вендел (трижды), Иван Сергеев, Далер Кузяев и Малком (дважды). На 51-й минуте встречи защитник “Оренбурга” Александр Павловец забил мяч в свои ворота. “Зенит” одержал самую крупную победу в своей истории за время выступления в чемпионатах страны.

Читайте также

“Зенит” обыграл “Оренбург” и одержал свою самую крупную победу в чемпионатах страны

До этого самые крупные победы “Зенита” в национальных первенствах были одержаны в матчах против владивостокского клуба “Луч-Энергия” 5 октября 2008 года и московского “Торпедо” 9 августа 2014 года, обе встречи закончились со счетом 8:1. В чемпионате СССР самую крупную победу “Зенит” одержал в 1962 году над “Жальгирисом” (7:0). Также “Зенит” повторил рекорд по разнице забитых и пропущенных мячей в одном матче, в 2002 году петербургская команда со счетом 8:0 обыграла “Энкамп” из Андорры в матче отборочного раунда Кубка УЕФА. “Оренбург” потерпел самое крупное поражение за время выступления в РПЛ. До этого самые крупные поражения команда терпела в матчах против “Сочи” 11 марта 2020 года и московского “Локомотива” 28 августа 2022 года, обе встречи закончились со счетом 1:5. Самая крупная победа в истории РПЛ принадлежит “Сочи”, который 19 июня 2020 года обыграл “Ростов” со счетом 10:1.

Главный тренер “Оренбурга” Марцев Личка назвал детсадовскими ошибки команды в матче с “Зенитом”. “Не надо много говорить, уже сказал сейчас, что я отвечаю за игру команды, это моя ошибка, – сказал Личка журналистам. – Потому что я подготовил команду на игру, сделал выбор игроков, было видно, что не все хорошо, поэтому этот результат и та игра идут за мной. Приехали болельщики, мы показали такую игру, ошибки, как детский сад. Понятно, что уровень у “Зенита” выше в два раза, для них это была очень легкая игра”.

Бывший футболист “Зенита” Игорь Семшов заявил, что в некоторых моментах игры “Оренбург” и “Зенит” были будто из разных лиг. “Такая победа говорит о том, что уровень игроков в командах разный, плюс быстрый гол, – сказал Семшов ТАСС. – Не знаю, что говорил футболистам Личка, показалось, что команда давала вольно играть “Зениту”, что непозволительно для команды, которая хочет забрать очки на выезде. Поэтому все это сказалось, ничего страшного, психологически не самая лучшая ситуация для игроков, но раньше тренеры иногда говорили, что лучше один раз уступить 0:8, чем восемь раз по 0:1. Я думаю, что нужно делать выводы, просто игра в обороне еще раз подтвердила, что есть какие-то проблемы”.

“Зенит” занимает первое место в турнирной таблице РПЛ, набрав 23 очка в девяти матчах. “Оренбург” с девятью очками располагается на 12-й позиции. В следующем туре петербургская команда на выезде сыграет с московским “Динамо” 17 сентября, “Оренбург” днем позднее в гостях сыграет с “Пари Нижний Новгород”.

Программа девятого тура РПЛ стартовала в пятницу. В этот день “Сочи” дома победил “Динамо” со счетом 2:1. В субботу самарские “Крылья Советов” на выезде сыграли вничью с подмосковными “Химками” (0:0), ЦСКА на своем поле выиграл у “Краснодара” (4:1), “Пари Нижний Новгород” в гостях оказался сильнее “Ахмата” (3:1).

Чемпионат России по футболу сезона-2022/23

1

“Зенит”

9

7

2

0

23

27

3

24

2

ЦСКА

9

6

2

1

20

21

8

13

3

“Ростов”

9

5

4

0

19

17

11

6

4

“Краснодар”

9

5

2

2

17

18

13

5

5

“Спартак”

9

5

1

2

16

21

11

10

6

“Динамо”

9

4

4

1

16

16

9

7

7

“Сочи”

9

5

1

3

16

16

15

1

8

“Пари НН”

9

3

3

3

12

16

16

0

9

“Ахмат”

9

3

2

4

11

13

15

-2

10

“Крылья Советов”

9

2

4

3

10

9

12

-3

11

“Локомотив”

9

2

3

4

9

13

17

-4

12

“Оренбург”

9

3

0

6

9

12

26

-14

13

“Химки”

9

2

2

5

8

10

16

-6

14

“Факел”

9

1

4

4

7

12

19

-7

15

“Урал”

9

1

1

7

4

4

17

-13

16

“Торпедо”

9

0

1

8

1

4

21

-17

  

Теги:

Российский футбол

Trojden | Восстание Спартака: Михайловский Ф.

А.

1. Рабство в Риме. Рабов в Риме было так много, что почти все граждане, даже самые бедные, владели ими.

Особенно много рабов находилось в имениях аристократов. Работая с раннего утра до позднего вечера, они получали однообразную и грубую пищу, а вместо одежды — тряпьё. За малейшую провинность раба наказывали — избивали и заковывали в кандалы. Один жестокий рабовладелец бросал провинившихся рабов в специально устроенный пруд на съедение хищным рыбам.

Рабов считали не людьми, а имуществом, принадлежащим хозяину. Римский писатель выразился так: «В имении бывают орудия трёх видов — немые, мычащие и говорящие». Нетрудно понять, что людей он приравнял к мотыгам и волам.

Рабами торговали на рынках. На шею выставленному на рынке невольнику вешали табличку с указанием происхождения, возраста, состояния здоровья и умения выполнять какую-нибудь работу. Здесь же указывалось его имя. Впрочем, вместо имени чаще давалась кличка. Если раба захватили на поле боя с оружием в руках, то на голову ему водружали венок.

Войлочная шляпа на голове раба означала, что продавец не ручается за его здоровье и поведение.

Рабовладельческое поместье. Современный рисунок

Рабы носят корзины с виноградом и давят его ручным прессом. В центре владелец имения, управляющий и старый ненужный раб.

Составьте рассказ по картине.

Невольники, прислуживавшие в роскошных домах знати, были в лучшем положении. Они зачастую становились учителями детей хозяина. Искусным ремесленникам в городе разрешалось жить и работать отдельно, отдавая хозяину большую часть заработанных денег. Такие рабы могли с течением времени выкупиться на свободу.

Назовите источники рабства в Древнем Риме. Когда и почему количество рабов в Риме резко увеличилось? Где использовался труд рабов?

2. Гладиаторы. Особенно тяжёлой была участь гладиаторов — рабов, которых заставляли сражаться насмерть для развлечения и удовольствия зрителей. Римляне любили эти кровавые зрелища.

Толпы лишившихся земли, обнищавших и часто отчаявшихся римских граждан требовали самых грубых развлечений. «Хлеба и зрелищ!» — стало их лозунгом.

Гладиаторы в амфитеатре. Современный рисунок

Для гладиаторских представлений строились огромные амфитеатры, вмещавшие десятки тысяч зрителей. Бои были театрализованы. Например, один гладиатор, изображая рыбака, вооружался трезубцем и сетью. Роль рыбы играл его противник, вооружённый мечом и маленьким щитом. На шлеме у него была прикреплена фигурка рыбы. Раненный в бою гладиатор протягивал к зрителям левую руку, моля их о пощаде. Если зрители решали сохранить ему жизнь, они поднимали кверху большой палец. Если они обращали палец вниз, раненого добивали. После трёх лет игры со смертью на арене гладиатор получал свободу.

Как вы думаете, почему гладиаторские бои стали популярными в Риме?

3. Начало восстания. В 74 году до н.э. в одной из гладиаторских школ города Капуи около 200 рабов сговорились поднять восстание. Предатель выдал их замыслы, но гладиаторы всё же поднялись на борьбу. Вырваться на волю смогли только 78 человек. Они покинули город и укрылись на высоком уступе вулкана Везувий. Их предводителем стал Спартак. Гладиаторы делали смелые вылазки из укрытия, захватывали оружие, освобождали рабов. Сенат отправил на подавление восстания 3 тысячи солдат.

Гладиатор. Современный рисунок

К убежищу рабов на Везувии, расположенному на краю пропасти, вела узкая тропинка. Её-то и перекрыли римляне. Рано или поздно голод заставит рабов спутаться вниз, здесь их и уничтожат. Но Спартак нашёл выход из ловушки. Гладиаторы сплели лестницы из лоз дикорастущего винограда и ночью спустились в пропасть. В темноте они атаковали беспечно спавших римлян и обратили их в бегство.

Весть о восстании облетела всю Италию. Десятки тысяч обездоленных рабов обрели надежду на свободу и присоединились к армии гладиаторов. Спартак принимал всех. Мужчинам вручалось оружие, старикам и женщинам давалась посильная работа. В лагере царила строгая дисциплина. Захватив табуны лошадей, Спартак создал конницу.

Как вы думаете, почему восстание начали именно гладиаторы?

4. Поход к Альпам. Обеспокоенный сенат послал против повстанцев два легиона. Спартак разгромил их. Появляясь под стенами римских городов, он требовал от испуганных городских властей освобождения всех рабов. Вскоре его армия насчитывала 70 тысяч человек. Это навело страх на рабовладельцев. Спартака сравнивали с Ганнибалом.

Спартак понимал, что ему не одолеть римлян. Он решил прорваться через Альпы туда, где живут свободные от власти Рима галлы. План Спартака был хорош, но как же трудно было его осуществить!

30 тысяч рабов не пожелали уходить из Италии и отделились от Спартака. Победы над римлянами вскружили им головы. Они решили, что могущество Рима можно сокрушить. Один из консулов настиг покинувших Спартака невольников, уничтожил их и двинулся следом за Спартаком. Другой консул преградил рабам путь на север. Спартак разбил их поодиночке и вступил в Предальпийскую Галлию. Здесь он разгромил армию проконсула этой провинции. Перед восставшими рабами лежали Альпы, за которыми, как они надеялись, их ожидала свобода.

Шлем гладиатора. Современная реконструкция

Бой Спартака с римскими войсками. Современный рисунок

1. Почему войско, направленное сенатом на борьбу с восставшими, терпело поражения, хотя было лучше вооружено и организовано? Чем Спартак напомнил римлянам Ганнибала?

2. Используя карту (с. 242), составьте рассказ о походе армии Спартака к Альпам.

Красс. Древняя скульптура

5. Последние походы. Остаётся загадкой, почему армия рабов повернула назад. Возможно, рабы, опьянённые победами, надумали окончательно уничтожить власть римлян. Спартак вновь прошёл через всю Италию, на самый юг полуострова, к морскому проливу, за которым была Сицилия. Теперь Спартак решил договориться с пиратами — пусть помогут переправиться на Сицилию. Он надеялся поднять на борьбу с Римом сицилийских рабов и захватить остров.

Восстание Спартака

В Риме набрали ещё шесть легионов. Во главе армии поставили Марка Красса, одного из самых богатых рабовладельцев. Кроме того, сенат вызвал в Италию две армии — из Испании и из Греции. Красc суровыми мерами восстановил в армии дисциплину. В легионах, бежавших от Спартака, был казнён каждый десятый. После этого Красс повелел возвести укрепления в самой узкой части полуострова — от моря до моря, заперев рабов на юге страны.

Спартак не обращал внимания на эту стройку, он ждал пиратские корабли. Но пираты обманули его: получив плату, они увели корабли прочь. Рабы попытались переправиться на Сицилию на плотах, но шторм разбил их. Снежной зимней ночью Спартак прорвался сквозь укрепления Красса, вывел армию на равнины Италии. Здесь он узнал, что с севера на него движется прибывшая из Испании армия Помпея, а в порту Брундизий высаживаются войска, направленные с востока.

Спартак оказался в окружении трёх римских армий. Тогда он повернул войска против Красса. В сражении восставшие были разбиты, а Спартак погиб. Всех захваченных в плен распяли на крестах вдоль дороги, ведущей из Капуи в Рим. Шёл 71 год до н.э.

В чём причины поражения восставших рабов?

1. Сравните положение рабов в Древней Греции в V (5) — IV (4) веках до н.э. и в Древнем Риме в III (3) — I (1) веках до н.э.

2. Составьте план рассказа о восстании Спартака от имени одного из восставших или от имени римского рабовладельца.



Предыдущая

Страница

Следующая

Страница