Разное

Сосна что символизирует: Сосна — символ жизни | Государственное предприятие Костромской области “Издательский дом “Авангард””

Сосна. Зеленый символ жизни и памяти

Каждый знакомый с русской культурой наверняка видел картины великого Ивана Шишкина с изображением сосен, сосновых боров. Таких полотен у автора более десятка, а «Утро в сосновом лесу» с медвежатами вообще изображено на фантиках популярных конфет и знакомо всем с детства. В культуре Коми земли сосна занимает даже более значимое место, нежели в русской. Ведь это, в отличие от среднерусских равнин со множеством смешанных лесов, таежный край с обилием хвойных лесов.

600-летняя сосна в селе Занулье.

Коми-зыряне, бывшие до прихода христианства язычниками, поклонялись растениям, животным, силам природы… Важное место в этом природном пантеоне было отведено деревьям. Мир потусторонний, нижний, темный олицетворяла ель, мир светлый, верхний, божественный – береза. А мир людей, средний – красавица-сосна, по-коми пож\м. Во многих местах Коми сосна была и символом ожидания: когда мужчины уходили в армию, на войну, они или их близкие сажали сосну. В ряде коми сел сохранились целые сосновые аллеи, которые уже много лет стоят живыми зелеными «стенами памяти».

Было и есть за что уважать это дерево! Сосна – прекрасный строительный материал и лекарственное средство, сосновые боры – место обитания охотничьей добычи, богатое, к тому же, на грибы (особенно белые) и ягоды. Сосновые почки, смола (живица), пыльца, шишки, хвоя применяются в медицине. В коми селах тлеющие сосновые шишки использовали вместо дефицитного ладана, окуривая помещения для жилья и скотины. Шишки всякие, в том числе сосновые, добавляли в травяной чай…

Сосна способна вырастать на самых бесплодных почвах, там, где не могут расти другие деревья. Обладает уникальной древесиной с отменными физико-механическими свойствами: особыми смолистостью, твердостью, плотностью и прочностью, поэтому мало подвержена гниению и почти недоступна для насекомых-вредителей. А еще это очень светолюбивое дерево, которое постоянно тянется вверх и способно дорастать до 40-50, а то и 70 метров!

Сосны наибольшей высоты и около полуметра в диаметре стали идеальным древесным материалом для судостроения. К слову, корабельщики прошлого интенсивно использовали и сосновую смолу для пропитки канатов, парусов, осмолки пазов на судах и лодках. Один из ботанических заказников республики так и называется: «Корабельная чаща», находится он на Удоре, в верховьях реки Вашки. Это место стало знаменитым благодаря повести-сказке Михаила Пришвина, которая так и называется – «Корабельная чаща».

Сосна, как и ель, может жить в среднем 600 лет и считается деревом-долгожителем. Вообще самым старым деревом в мире официально считается сосна остистая Мафусаил, возраст которой превысил 4850 лет. Растет это дерево на территории Национального леса Инио на востоке Калифорнии в США.

У нас в Коми тоже известны несколько старовозрастных сосен, хотя они и помоложе американской. Две, признанные памятниками живой природы всероссийского значения, растут в селе Прокопьевка Прилузского района. А два года назад этот список пополнила более чем 600-летняя сосна, растущая недалеко от села Занулье того же района. Дерево находится на 640-м километре федеральной автомобильной дороги «Вятка», у него есть информационная табличка. Сосна живая, у основания дерева имеются следы, свидетельствующие о том, что оно пережило семь низовых природных лесных пожаров. Среди местных жителей существует поверье, что это дерево, если его обнять, закрыть глаза и постоять некоторое время, дает заряд положительной жизненной силы. Кроме того, если загадать желание и попросить об этом сосну, то желание и добрые дела непременно исполнятся. Дерево является демонстрационным объектом экологической тропы.

Ирина САМАР

Отвар сосновых почек используют как противовоспалительное, отхаркивающее, дезинфицирующее средство при простуде, заболеваниях верхних дыхательных путей, кашле, бронхите, бронхиальной астме, туберкулезе легких, а также при заболеваниях печени, желчного пузыря, гастрите, язвенной болезни. При ларингите, ангине из отвара почек делают полоскания, ингаляции. Почки сосны входят в состав грудного и мочегонного сборов.

Лечебный чай (настой) из сосновых почек можно приготовить так: 10 г почек залить 1 стаканом кипятка, накрыть крышкой, настоять 5-10 мин. , можно и больше. Пить по 1 столовой ложке 3 раза в день.

Внимание: при использовании соснового сырья для лечения имеются противопоказания, так что посоветуйтесь с врачом!

Ель, кедр и сосна (символы). История и значение в разных культурах

В символизме сосна является олицетворением постоянства растительной жизни, несмотря на смену времен года и обновлением всего живого. Это дерево часто ассоциировали с фригийским богом Аттисом, в честь которого в день весеннего равноденствия в Риме устраивались мистические представления. Эти мистерии длились три дня: на первый день сосну заворачивали в покрывало, украшали фиалками и приносили в храм, следующий день носил имя Дня крови, во время которого верующие оплакивали смерть Аттиса, и, наконец, на третий день жрец приносил свою кровь в жертву божеству растительного мира, делая надрез на руке, а затем возвещал, что бог воскрес. Заканчивалось празднество обильными пирами и торжественным шествием.

Флаг острова Норфолк, входящего в состав Австралии

Китайцы считают сосну символом долголетия и постоянства, ведь даже в зимнюю стужу она не теряет своих иголок. В Японии сосна служит материалом для возведения синтоистских храмов, а также используется для изготовления ритуальных предметов. Для того чтобы обеспечить своему жилищу защиту со стороны богов ками, японцы сажают перед домом сосну.

Рассказывая о хвойных деревьях, нельзя не упомянуть шишку, которая с древнейших времен почиталась символом Вселенной. Шишка сосны являлась атрибутом бога Диониса, олицетворяя плодородие и мужскую производящую силу.

Мавзолей Ленина на Красной площади в Москве. Некрополь у Кремлевской стены обсажен голубыми елями как символ траура и скорби

Сосна в алфавите деревьев

Букве Р в огамическом священном алфавите кельтских друидов соответствовала шотландская сосна, которая вместе с тисом является единственным аборигенным хвойным растением Великобритании и Ирландии. Это дерево традиционно было символом света, поскольку его смолистыми лучинами европейцы в течение многих тысячелетий освещали свои жилища. Кроме того, поскольку сосны в темноте выглядят светлее остальных деревьев, кельты высаживали сосны вдоль дорог, чтобы ночью они указывали направление движения.

Священные кельтские камни с надписями огамическим письмом

Жезл Диониса

Древние греки верили, что у бога Диониса есть волшебный жезл, который называли тирсом. Он представлял собой обвитый виноградными листьями стебель фенхеля с сосновой шишкой наверху. Тирс символизировал как сельское хозяйство, так и дикие силы природы. Иногда Дионис и его свита использовали тирс как скипетр, а наполненную вином чашу — как державу.

Ливанский кедр

Кедр в древности означал знатность и неподкупность. В Древнем Египте древесина этого дерева весьма ценилась из-за своей ароматической смолы, однако, поскольку земля египтян была скудна древесными ресурсами, кедр завозили из Ливана. Кедр служил для изготовления мебели, утвари, гробов для мумий, а также использовался при строительстве кораблей. Древесина этого дерева использовалась иудейским царем Соломоном при строительстве храма в Иерусалиме. В христианской традиции кедр является символом Христа, а пророк Иезекииль олицетворял его с образом Мессии и Его Царства. В наше время кедр является эмблемой Ливана.

Герб Ливана

Древнееврейский рельеф с изображением первого Иерусалимского храма

Ель и сосна в геральдике

Герб российского города Димитровграда

Герб исторического римского района Пиньа, название которого переводится как «шишка»

Герб российского города Сертолово

Поделиться ссылкой

Духовная ценность сосен – Духовная ботаника

Деревья и леса в целом играли важную роль как символы силы, родства, роста и мудрости. Например, сосны ( Pinus spp.) проникли в фольклор многих культур, ассоциируясь с бессмертием, устойчивостью и устойчивостью, возможно, благодаря их успешной адаптации к разнообразным и часто суровым условиям окружающей среды, а также их долголетию в природе.

Поклонение вечнозеленым растениям предшествовало христианству, о чем свидетельствуют памятники Древней Греции и Рима. В греческих оракулах шелест вечнозеленых и дубовых листьев считался голосом Зевса. Это ускользает от вызывающего воспоминания качества этих деревьев, которые, как Шредер (1992) красноречиво констатирует, относится к глубоким переживаниям благоговения, а благоговение можно понимать как переживание духа.

У древних майя сосна также обладала космологическими свойствами, так что сосновая древесина была важным товаром для строительства храмов и пополнения ритуальных принадлежностей. Сосновый уголь был предпочтительнее другого материала для факелов, используемых в церемониях. Даже в тех географических районах, где сосны не росли естественным образом (Morehart et al 2005). Акт сжигания сосны представлял собой подношение священной пищи божествам (Morehart et al 2005), что подчеркивает духовные качества, приписываемые этим деревьям.

(Изображение: Pixabay.com)

«Вечнозеленая» природа сосен, которая позволяет им сохранять свою зеленую листву зимой или в засушливые сезоны, также символизирует победу жизни над тьмой в некоторых авраамических религиях. Например, сосны широко упоминаются в богословских рассуждениях и Священных Писаниях, в том числе в Исаии (60:13), где отмечается, что сосны и смоковницы населяли «хорошие земли» Ливана — место, где жили те, кто был дарован благодатью. Кроме того, некоторые ученые предположили, что первой рождественской или рождественской елкой, вероятно, была сосна или ель, которая символизировала жизнь и защиту от зла ​​(Gwendolyn 2018).

Анимистические традиции Японии, Китая и Кореи разделяют почитание сосны как источника долголетия, добродетели и мужской силы. Японский термин Мацу вольно переводится как «ожидание, когда душа бога спустится с небес», что связано с синтоистской верой в то, что сосны — это лестницы, по которым боги поднимаются на небеса. Из-за этой божественной связи сосновые ветки, расположенные на стволах бамбука, прикрепляют к дверям в Новый год, чтобы символизировать Кадомацу или сосновые ворота, через которые боги направляли свои благословения земным жителям. Но на этом символика сосны не заканчивается. После цунами 2011 года над Тохоку город Рикузентаката и окружающие леса были полностью опустошены, за исключением одной сосны. Это дерево стало национальным символом стойкости и духовного пробуждения, поэтому оно служило маяком во время восстановительных работ.

Фотография «Чудо-сосны», пережившей цунами 2011 года над Тохоку, город Рикузентаката. (Изображение Сакаори – Википедия)

Дух трудно определить. Легче описать духовный опыт, изображенный с помощью символов, чем определить природу духа (Schroeder 1992). Духовный опыт часто приравнивается к пробуждению эмоций, вызванных чем-то, что невозможно понять. Возникающие в результате чувства благоговения, удивления или даже страха связаны с идеями или творческими выражениями, которые порождают символы. Сосны — прекрасный пример смешения символов и духов, проявляющихся в мифах и религиях.

Ученые склонны избегать дискуссий о духе и духовном, потому что их нельзя измерить, увидеть или классифицировать, не говоря уже о том, чтобы предсказать. Однако ученые, как и все остальные, могут испытывать благоговение при контакте с деревьями. Harlowe и Harrar (1958) в своем учебнике по дендрологии упомянули об испытании благоговения при прогулке по роще редких секвой, которые они описали как «патриархов, чьи гигантские красные стволы подобны опорам какого-то огромного собора под открытым небом». Хотя организованные религии наблюдают сокращение своей аудитории в западных странах, духовность, похоже, наверстывает упущенное (Dallmayr 2003). Итак, можем ли мы поощрять переживания благоговения и удивления, чтобы возродить духов деревьев и в какой-то мере поощрять защиту окружающей среды? Это увлекательный вопрос.

Трансформирующий опыт…

Во время прогулки по роще белых сосен недалеко от моего города в Южном Онтарио я испытал воспоминания, похожие на описанные Харлоу и Харраром. Это привело меня к поиску дальнейшего опыта. Преобразующий момент наступил, когда я имел честь узнать о символике белой сосны в традиции Хауденосауни (Конфедерация шести наций). В очень элегантной манере Haudenosaunee переплетают анатомию белой сосны со своей историей, политикой и духом. В моем случае получение новых знаний принесло не только информацию, но и чувство признательности и, что более важно, новый способ восприятия деревьев. Позвольте мне начать с некоторой предыстории.

Для наций Хауденосауни закон, общество и природа являются равными партнерами в их демократическом правлении (Конфедерация Хауденосауни, 2018). Интересно, что столп мира Конфедерации символизирует восточная белая сосна ( Pinus strobus  L.), которую называют Деревом мира. Иконография Древа Мира включает в себя четыре символических корня, каждый из которых распространяется на четыре стороны света: север, юг, восток и запад. Четыре корня интерпретируются как проводники для других народов, которые хотели бы присоединиться к Конфедерации и укрыться под длинными защитными ветвями Дерева. Число четыре также символизирует четыре ветра и четыре священных лекарства: табак, шалфей, кедр и душистую траву (Конфедерация Хауденосауни, 2018). Все это говорит о приветствующих, защищающих и объединяющих основных принципах, которые переходят от священных верований хауденосауни и уважения к природе к социальным и политическим структурам. Соблюдение священности растений имеет множество коннотаций, одним из которых является признание уникальной и трансцендентной роли, которую каждый вид играет в своей экосистеме, и воспринимаемой идентичности, которую каждый вид имеет в повседневной жизни людей (Haudenosaunee Confederacy 2018).

Символика белой сосны также отмечена на пучках (пучках) из пяти расходящихся листьев, которые представляют пять наций-основателей Длинного дома, объединенных вместе: могавки, онондага, сенека, онейда и каюга (шеридан и баркас 2006). Белая сосна — одна из самых крупных сосен, произрастающих в Северной Америке. Она дает пищу и убежище нескольким мелким млекопитающим и птицам, что подчеркивает ее важное экологическое значение.

Белые сосновые иголки (модифицированные листья) связаны по пять штук и представляют пять наций-основателей Длинного Дома, объединенных в одно целое (Фото: Джондан Джонсон-Эйлола)

Белая сосна также обладает лечебными свойствами, и, хотя хвоя и молодые шишки являются богатым источником витамина С и других фитонутриентов, сок традиционно используется для заживления ран благодаря его противомикробным свойствам (Frey & Meyers 2010). Этими целебными свойствами коренные народы поделились с вновь прибывшими европейцами, которые с ранних колониальных времен использовали белую сосну как лекарство и строительный материал. Например, поскольку деревья могут достигать 35 метров в высоту, британский Королевский флот использовал их для изготовления мачт для своих кораблей (Queen’s Printer for Ontario 2018). Кроме того, смола белой сосны является важным источником скипидара, а ее пиломатериалы и древесная масса вносят значительный вклад в современную мировую экономику (Шредер 19).92).

Интересно, однако, что колонисты и отчасти мы, нынешние некоренные жители Нового Света, включают белую сосну в свою повседневную жизнь, но мы редко задумываемся о ее дарах. К сожалению, хотя и неудивительно, когда я думал о новых знаниях, полученных о белой сосне и ее значениях среди хауденосауни, я увидел, как утилитарная ценность белой сосны органично транслировалась в колониальный коллектив, в то время как осознание ее духовной роли — нет. Продолжая думать об этих отношениях, я размышлял о символическом значении сосен в разных культурах, рассматривая текущую проблему деградации окружающей среды. К негативному эффекту восприятия, унаследованного от колониального господства, добавляется угроза исчезновения и вымирания растений для выживания многих культурных ценностей.

Изображение: Pxhere.com

Я начал думать о своем личном понимании и вкладе в решение этой проблемы, и я быстро нашел ответы, основанные на науке о растениях, как это было продиктовано моей основной академической подготовкой. Растения лежат в основе каркаса жизненных систем, поддерживая пищевые сети, поэтому моей непосредственной мыслью было сосредоточиться на задокументированном статусе растений. Согласно академическим источникам, если растения исчезнут, разнообразие, которое они поддерживают, может исчезнуть, что, в свою очередь, нарушит фундаментальные услуги, которые экосистемы предоставляют человечеству (Вирджинский институт морских наук, 2011). Итак, я пришел к выводу, что для предотвращения потери растений просто выращивайте больше растений. До моего опыта с белыми соснами этот ход мыслей удовлетворил бы меня. Но по мере того, как я все больше узнаю о растениях как о духовных символах, меня побуждают рассмотреть решения, выходящие за рамки привычных мне привычных рамок. Нам нужно больше сажать, но также важно уважать растения.

Я начал думать о своем опыте общения с деревьями. Как христианин, я всегда ценил символику рождественских елок, но не считал их священными. Это заставило меня задуматься о своих чувствах к растениям и их потенциальной потере. Какую роль играют чувства в моей мотивации «решить» проблему утраты? Потеря может вызвать чувство горя и вины. Но чтобы это произошло, то, что потеряно, должно иметь ценность. Итак, какое значение я обычно придавал растениям или деревьям? Я вспомнил белую сосну, которая побуждала меня искать за пределами материального. Я был удивлен тому, что я обнаружил. Под биологическими знаниями и знакомством с деревьями как экземплярами я обнаружил подлинное чувство благоговения и уважения, а также ощущение присутствия. С другой стороны, во время недавней поездки в Торонто я потратил минуту, чтобы определить свои чувства, стоя посреди парковки без деревьев в поле зрения. Я чувствовал себя обделенным и переживал потери, я боялся за потерю растений в нашем все более урбанизированном мире.

Именно через калейдоскоп этих переживаний, вызывающих такую ​​гамму чувств, я начал видеть четкую связь между культурой, святостью и стремлением защищать растения.

С одной стороны, растения являются целителями и кормильцами, которые способствуют выживанию человека, поэтому, если говорить очень прагматично, нам нужно сажать и защищать растения. Но, как показали коренные народы Ганы или древние греки, люди могут рассматривать растения как носителей духов, нематериальной ценности, которая мотивирует их защиту. У народов, почитающих растения, происходит диалог, в котором растения и люди влияют друг на друга. С этой точки зрения священность растений дала им социальное присутствие на протяжении всей истории, влияя на историю. Рассмотрение растений скорее как действующих лиц, чем как статических объектов, позволило мне осознать множество ролей растений и рассмотреть потерю растений за рамками традиционных научных параметров, с которыми я был знаком. Это вовлекло меня в рассмотрение новых типов вопросов и более глубокой мотивации к действию, так что я могу лучше способствовать уменьшению потери растений и культуры.

Ссылки

Даллмайр Ф. (2003) Глобальное духовное возрождение? В: Хацопулос П., Петито Ф. (ред.) Религия в международных отношениях. Культура и религия в международных отношениях. Нью-Йорк: Пэлгрейв Макмиллан.

Фрей, Ф.М. и Мейерс, Р. (2010). Антибактериальная активность традиционных лекарственных растений, используемых народами хауденосауни штата Нью-Йорк. BMC Complementary and Alternative Medicine, 10 (1): 64.

Gadgil, M., Berkes, F., & Folke, C. (1993). Знания коренных народов для сохранения биоразнообразия. Амбио, 151-156.

Грейвленд, Б. (2018). Допущен к вырубке деревьев, находящихся под угрозой исчезновения: слушание по делу о вынесении приговора горнолыжному курорту Альберта. Получено с https://www.ctvnews.ca/canada/admitted-to-cutting-endangered-trees-sentencing-hearing-for-alberta-ski-resort-1.4005904

Гвендолин, X. (2018). Сосна. Получено с http://thegoddesstree.com/trees/Pine.htm

Harlow, W.M. и Харрар, Э.С. (1958). Справочник по дендрологии. Нью-Йорк: Макгроу-Хилл

Конфедерация Хауденосауни. (2018). Получено с http://haudenosaunee.ca/8.html

Hens, L. (2006). Знания коренных народов и сохранение и управление биоразнообразием в Гане. Журнал экологии человека, 20 (1), 21-30.

Карас, С.А. (1991). Вечнозеленое солнцестояние: история, фольклор и происхождение рождественской елки. Боулдер-Крик, Калифорния: Аслан.

Миллар, К.И., Штраус, С.Х., Конкл, М.Т., и Вестфолл, Р.Д. (1988). Аллозимная дифференциация и биосистематика сосны калифорнийской закрытошишечной (Pinus subsect. Oocarpae). Систематическая ботаника, 351-370.

Морхарт, К.Т., Ленц, Д.Л., и Пруфер, К.М. (2005). Древесина богов: ритуальное использование сосны (Pinus spp.) древними равнинными майя. Латиноамериканская древность, 16 (3), 255–274.

МакКарри, Дж. (2013). Японская чудо-сосна возвращается в пострадавший от цунами город. The Guardian. Получено с https://www.theguardian.com/world/2013/jul/03/japan-miracle-pine-tree-tsunami-rikuzentakata

Schroeder, H. (1992). Дерево мира: символическая и духовная ценность белой сосны. В материалах симпозиума White Pine, 16–18, 19 сентября.92. Под редакцией Стайна Р.А. Департамент лесных ресурсов Миннесотского университета.

Шеридан, Дж., и Лонгбоут, RHCTTSD (2006). Воображение хауденосауни и экология сакрального. Космос и культура, 9(4), 365-381.

Королевский принтер для Онтарио (2018 г.). Белая сосна. Получено с https://www.ontario.ca/page/white-pine

The Japan Times. (2016). «Удачная еда, очаровательные украшения, посещение божеств: встреча нового года с историей, традициями | Япония Таймс». Получено с https://www.japantimes.co.jp/culture/2014/01/01/general/lucky-food-charming-decorations-visiting-deities-welcoming-the-new-year-with-history-tradition/ #.W33ICLhrw1I

Институт морских наук Вирджинии. (2011). Потеря разнообразия растений угрожает системам жизнеобеспечения Земли. Получено с http://www.vims.edu/newsandevents/topstories/archives/2011/duffy_biodiversity_loss. php

Что символизируют сосны?

Когда большинство людей думают о рождественской елке, первое, что приходит на ум, это, скорее всего, сосна. Эти деревья уникальны и самобытны, а также имеют большое культурное, историческое и духовное значение.

Содержание

  • Коренные американцы и сосны
  • Северная Европа и сосны
  • Сосны как символ мира
  • Сосны в христианстве и рождественских праздниках Для других культур и частей света эти деревья являются символом жизни и плодородия. Сосны также использовались в некоторых торжествах в течение очень долгого времени.

    Сосна – красивое дерево характерной треугольной формы. Эти деревья являются частью рода Pinus в семействе деревьев Pinaceae. Сосны относятся к хвойным или конусовидным деревьям.

    Существует около 126 видов сосен. Их форма и распространенность в определенных климатических условиях делают их популярными для различных целей, включая украшения во время различных зимних праздников.

    Сосны — вечнозеленые деревья. Это означает, что они могут сохранять свою листву и зелень в течение сухого и зимнего сезонов. Эта характеристика выносливости также способствует некоторым символическим значениям дерева.

    Многие деревья, включая сосну, имеют символическое значение. Это могло произойти из-за культурных, духовных, исторических или географических влияний. Это придает дереву больше значимости и может быть передано следующему поколению.

    Связанный: Сколько лет соснам?

    Коренные американцы и сосны

    Многие сосны растут в Северной Америке, в том числе восточная белая сосна, западная белая сосна и сахарная сосна. Большинство сосен родом из Северного полушария. Для коренных американцев сосны имеют особое значение, которое отмечается уже много-много лет.

    В культуре коренных американцев присутствие сосны по всему ландшафту может символизировать множество разных вещей в зависимости от племен. Деревья также используются в ряде церемониальных процессов.

    Для алгонкинских племен, живущих в основном на северо-востоке, сосна символизирует долголетие. Для анишинабэ, потаватоми и других племен Великих озер это дерево символизирует мудрость и гармонию с природой.

    Для других племен сосны были символом различных вещей, таких как мир или дождь. В некоторых церемониях части дерева также используются для защиты от дурных снов и колдовства.

    Северная Европа и сосны

    Одна из культур, где сосны символизировали жизнь и плодородие, давно включает Северную Европу. Скандинавского бога солнца и плодородия звали Фрей. Сосны использовались в праздновании его рождения.

    Во время торжеств в конце года наряжали сосны и ели. Поскольку дни становились все короче и короче, как в зимние месяцы, северяне решили подсветить верхушки деревьев, чтобы привлечь солнце.

    Эта практика существовала в Северной Европе около 1000 лет назад. Многие считают, что это и есть причина использования сосны в праздновании Рождества.

    Сосны как символ мира

    Помимо основных значений сосен в различных культурах, которые уже обсуждались здесь, эти деревья также ассоциировались с миром.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back To Top