КОЛОРИТЪ – православный дизайн и верстка
Вязь по определению Вячеслава Николаевича Щепкина, российского слависта, лингвиста, палеографа и историка древнерусского искусства
«…кирилловское декоративное письмо, имеющее целью связать строку в непрерывный и равномерный орнамент. Эта цель достигается различного рода сокращениями и украшениями».
Виды вязи
Различают вязь:
· простую,
· сложную
· узорную (орнаментальную).
Существует и еще одна классификация, согласно которой различают два вида вязи:
- округлая,
- угловатая.
Для округлой вязи характерны обтекаемые элементы, плавное утолщение штрихов, многие элементы букв оканчиваются каплей или точкой.
Для угловатой характерны прямые вертикальные штрихи большинства букв и более строгий рисунок всех частей букв.
Приемы Вязи
Вязи свойственно творческое изменение рисунка букв. Ниже приведены основные приемы при работе вязью:
· сокращение частей букв в целях сближения их друг с другом;
· мачтова лигатура — слияние двух или нескольких букв, имеющих общую (слившуюся) часть;
· уменьшение размера отдельных букв и размещение их в промежутках между буквами обычного размера;
· подчинение — написание уменьшенной буквы между штрихами большой или под какой-либо ее частью;
· соподчинение — написание двух и более уменьшенных букв одна под другой;
Все эти приемы использовались в той или иной мере в Византии и у южных славян, но особенно широкое применение они получили на Руси.
Цели использования вязи
1) сокращение письма при недостатке места,
2) эстетические цели — придать тексту торжественность, орнаментальность.
Все пустоты в строке заполняются украшениями (такими украшениями могут быть: стрелка, лучи, глазок, завиток, крестик, листик, усики, ветка, шип).История происхождения
Орнаментальная вязь по некоторым сведениям применялась в рукописных книгах Византии ещё в середине XI века, но византийской вязи не была свойственна трудночитаемость, это было довольно широкое письмо, с простыми техническими приёмами.
Византийская вязь легла в основу вязи южных славян. Южные славяне разработали стили этого художественного письма. Именно они оказали в конце XIV века большое влияние на русскую письменность. Однако южно-славянская вязь также не трудна для чтения и не представляет большой сложности композиции составляющих её частей.
Распространение вязи на Руси
В русских рукописных книгах вязь появляется в конце XIV века, и уже к концу XV века она стала самым распространенным каллиграфическим приёмом, используемым в оформлении книги. Источниками распространения искусства вязи в это время сделались Новгород и Псков, а так же Троице-Сергиев монастырь в центре Руси.
Именно на Руси искусство вязи достигло расцвета и внесло свой уникальный вклад в мировую культуру.
Этому способствовали следующие обстоятельства:
Во-первых, как было описано выше, основным техническим приёмом вязи является так называемая мачтовая лигатура: две вертикальные линии двух рядом стоящих букв соединяются в одну. И, если в греческом алфавите 24 знака, из которых только 12 имеют мачты, что на практике допускает не более 40 двузначных сочетаний, то кириллица имеет 26 знаков с мачтами, из которых составлялось около 450 общеупотребительных сочетаний.
Во-вторых, именно в период распространения вязи из славянских языков стали исчезать слабые полугласные: ъ и ь. Благодаря этому между собой соприкасались самые разные согласные, которые очень удобно сочетались мачтовыми лигатурами.
В середине XVI века в каллиграфической мастерской митрополита Макария в Москве были созданы лучшие образцы вязи. В этот же период славится своим каллиграфическим мастерством Новгород. Печатной вязью знамениты книги, выпущенные русским первопечатником Иваном Фёдоровым.
Краски, которые применялись для создания заголовков вязью:
- киноварь,
- сурик,
- краска под золото.
Надписи, выполненные вязью получили широкое распространение на предметах, тесно связанных с духовной, бытовой и общественной жизнью Руси. Причиной тому послужила особая декоративность вязи, ее сходство с орнаментом. В этом, нередко трудночитаемом, связном письме смысловая сторона отступает на второй план. Орнаментальная вязь, помимо оформления книг, имела широкое применение на предметах, тесно связанных с духовной, бытовой и общественной жизнью Руси:
• фресках,
• иконах
• металлической и деревянной утвари,
• шитье,
• колоколах,
• надгробных надписях,
• мебели и пр.
На Руси в течение XV—XVI веков происходят существенные эволюционные изменения в вязи. Буквы значительно вытягиваются в высоту, которая в 10 раз превышает их ширину. Эволюция вязи зависела от развития и характера техники работы на разных материалах: своеобразные отличия имеет вязь, писанная в книгах, резанная на камне или кости, шитая на тканях, писанная на дереве. В связи с этим в разных культурных центрах мы находим значительные отличия в этом письме.
В настоящее время декоративные надписи вязью используются для оформления различных сувениров, поздравительных адресов, грамот. Кроме того, интересно использование вязи в оформлении книжных обложек, логотипов.
Метки: Каллиграфия, Православный шрифт, Церковнославянский шрифт
Каллиграфический орнамент – презентация онлайн
Похожие презентации:
Классический фотоальбом
Увековечение имени А. С. Пушкина в названиях городов, улиц, площадей, скверов
Проект по технологии. Подставка под горячее
Гармоничные сочетания цветов
Иероним Босх
Внушение народу определённых чувств и мыслей средствами искусства
Кинофильмы и мультфильмы о Снегурочке
Стиль рококо в архитектуре
История русского кинематографа
Основы композиции.
1. Каллиграфический орнамент
ИсторияОбласти применения
Технология
КАЛЛИГРАФИЧЕСКИЙ ОРНАМЕНТ
2. История
Особенно распространен данный вид декорабыл в Японии, Китае, Иране, в Древней Руси.
Применялся он для оформления разного рода
предметов бытового назначения.
Каллиграфический орнамент еще называют
эпиграфическим (ἐπιγραφή — надпись). Часто
подобные надписи имеют исключительно
декоративное назначение. То есть смысловое
содержание в них совершенно отсутствует. В
этом случае орнамент называют
псевдоэпиграфикой. К примеру, подобный
узор встречается в испано-мавританской
керамике XIV—XV вв.
4. Мусульманский эпиграфический орнамент
Первым мусульманским каллиграфам попреданию считается живший в XII веке
Халид Аби Хаййаз. Однако, к сожалению,
работы его не сохранились. В XVIII веке
каллиграф Готба изобрел 4 особых стиля –
мединский, мекканский, куфи, басрийский.
Подобными каллиграфическими узорами
обычно украшались Коран и другие
богословские произведения. Помимо
прочего, орнамент из надписей часто
использовался для декорирования
культовых сооружений. Прекрасным
примером этому может служить
знаменитый Тадж Махал.
Подобными каллиграфическими узорами обычно украшались Коран и другие богословские произведения. Помимо прочего, орнамент из н
7. Славянская вязь
При царском дворе имеласькаллиграфическая мастерская, руководил
которой митрополит Макарий.
Использовал вязь в своих книгах и Иван
Федоров. Начиная с XVIII века, вязь в
книгах и предметах быта практически
перестала применяться. Известны лишь
старообрядческие книги XVIII – XIX веков,
содержащие подобные элементы
оформления.
Таким образом, содержание
каллиграфического орнамента всегда
было весьма навязчивой проповедью
единобожия, «рассказом» об Аллахе, облеченным в форму привлекающего и
радующего глаз узора.
Каллиграфические тексты, особенно
куфические, всегда требуют от
человека, пытающегося их прочесть,
определенной подготовки и часто
значительных усилий.
11. Область применения
АрхитектураКерамика
Резьба по дереву, камню
Вышивание
Ювелирное дело
14. Технология
Определяющим началом в процессеработы над орнаментом может быть не
только форма декорируемого предмета, но
и материал, из которого он сделан, его
цвет, фактура. Кроме того, отбор декора
производится самим художником и
подчинен определенной декоративной
системе, в которой сочетание полезного и
красивого является ее неотъемлемой
чертой.
Орнамент черпает свои мотивы из
геометрии, фауны, флоры; они могут быть
подсказаны очертаниями человеческого
тела или окружающих предметов.
Мотивом в орнаментальном творчестве
называют часть орнамента, главный его
элемент. Мотив может состоять из одного
элемента (простой мотив) или из многих,
пластически оформленных в единое
орнаментальное целое.
Каллиграфия – это умение красиво писать не
только слова, но и цифры.
Записывать числа каллиграфически и выполнять
с ними арифметические действия так же
занимательно, как красиво писать тексты, но
требует гораздо меньше усилий – нужно освоить
всего десять цифр. Существует множество
прекрасных исторических образцов
каллиграфического написания арабских цифр.
Они не так известны широкой публике, как
исторические шрифты, но при этом не менее
интересны.
Орнамент бывает графическим,
живописным, скульптурным, по форме —
геометрическим или растительным, иногда
принимает фантастические формы; в него
могут быть включены изобразительные
мотивы. Совокупность орнаментов, их
обусловленность материалом и формой
предмета, а также ритм образуют тот
декор, который является неотъемлемым
признаком определенного стиля.
18. Спасибо за внимание!
English Русский Правила
орнамент, русский орнамент, буквы, вязь, раб, русская, рамка, праздник, незападная вязь, узор
орнамент, русский орнамент, буквы, лигатура, раб, русский, Рамка, праздник, незападный сценарий, узорPublic Domain
Бесплатно для коммерческого использования, DMCA Свяжитесь с нами
Ключевые слова фото
- орнамент
- русский орнамент
- букв
- лигатура
- подчиненный
- русский
- кадр
- праздник
- незападный сценарий
- узор
- в помещении
- студийный снимок
- религия
- архитектура
- каллиграфия
- крупным планом
- снежинка
- дизайн
- вера
- духовность
- черный фон
- связь
- искусство и ремесла
Выберите разрешение и загрузите это фото
ПК(720P, 1080P, 2K, 4K):
- 1366×768
- 1920×1080
- 1440×900
- 1600×900
- 1280×800
- 1024×768
- 1280×1024
- 1536×864
- 1680×1050
- 1280×720
- 1360×768
- 2560×1440
- 2560×1080
- 1920×1200
- 1280×768
- 800×600
- 3840×2160
- 4096×2304
- 5120×2880
- 2880×1800
- 2560×1600
Мобильный (iPhone, Android):
- 320×480
- 640×960
- 640×1136
- 750×1334
- 1242×2208
- 1125×2436
- 1242×2688
- 828×1792
- 720×1280
- 1080×1920
- 480×854
- 480×800
- 540×960
- 600×1024
- 800×1280
- 1440×2560
- 320×480
Планшет (iPad, Android):
- 1024×768
- 2048×1536
- 2224×1668
- 2388×1668
- 2732×2048
- 2736×1824
- 2048×1536
- 1024×600
- 1600×1200
- 2160×1440
Похожие лицензионные фото
860 лигатурные картинки | Без лицензионных отчислений
1 – 75 из 869 изображений
лигатура Стоковые фотографии Лигатура стоковые иллюстрации
Ориентиры:чистый Горизонтальный Панорамный Горизонтальный Панорамный вертикальный Площадь Вертикальный
Переключить субтитры
Макет
Заголовки сетки
Результаты
5075100150250500
“Египет” Имитация арабской вязи
Логотип велосипеда
Векторные лоскутные цветочные орнаменты
Надпись “Спасибо” (вектор)
Лигатурный шрифт
Следуй за мной Ручная надпись
Шпагатная веревка Темно-синяя морская кисть. Граница строки узора.
Бантики из шпагата, подарочные галстуки. Красная и белая кисть.
Лигатурный узор Бесшовный векторный стиль линии.
Векторный силуэт Нефертити.
Стоматологический ортодонтический мини-штифт
Значок вектора амперсанда
Бесшовный марокканский узор фона
Кошка египетского сфинкса.
Кружевной цветочный красочный этнический орнамент
Кружевной цветочный красочный этнический орнамент Калейдоскоп
Бесшовный узор с лигатурой.
Надпись на русском языке С Новым годом!
Набор арабской каллиграфии
Надпись с днем рождения (вектор)
Лигатурный узор Золотой бесшовный векторный стиль линии.
Начальная буква Jb с вектором логотипа короны
Зачеркнутый текст Редактировать значок буквы
Кружевной цветочный этнический орнамент Бесшовный узор
Лигатурный шрифт
Граница с арабской вязью в традиционном стиле, декоративная рамка
Векторный набор баннеров на тему российского праздничного карнавала. Русский перевод Широкая и счастливая Масленица Масленица.
Надпись на русском языке С Новым годом и Рождеством
Кружевной цветочный красочный этнический орнамент Бесшовный узор
Следуй за мной Ручная надпись
С Днем Рождения в русской вязи. Плакат празднования дня рождения. Векторный шаблон для поздравительной открытки, баннера, флаера, наклейки, футболки
Масленичная вязь. Масленица по-русски. Традиционная предпостная масленица в России. Векторный шаблон для типографского плаката, дизайна логотипа, баннера, флаера, наклейки и т. д.
Музыкальное размытие, винтажная гравюра
Масленичная вязь. Масленица по-русски. Традиционная предпостная масленица в России. Векторный шаблон для дизайна логотипа, типографского плаката, баннера, флаера, наклейки и т. д.
Знак амперсанда. Логический оператор И.
С Рождеством Золотая текстурированная надпись на русском языке на белом фоне с золотыми снежинками и звездами. Каллиграфическое письмо. Кириллический шрифт. Русская вязь.
Надпись на русском языке С Новым годом!
Большое спасибо, написанное рукой на русском языке. Кириллический шрифт. Русская вязь. Векторный шаблон для карты, тега, этикетки, баннера, плаката и т. д.
Бесшовный узор с лигатурой.
Современный каллиграфический шрифт. Буквы, нарисованные кистью.
Поздравления с Рождеством на русском языке
Надпись на русском языке С Новым годом!
Масленичная вязь с традиционными русскими символами. Традиционная масленичная неделя в России. Векторный шаблон для дизайна логотипа, типографского плаката, баннера, флаера, наклейки и т. д.
Марокко Плитка с узором Арабески.
Большой бесшовный орнамент из шишек хмеля
Лигатура восточный узор Бесшовные векторные линии стиль.
“Спасибо” на русском языке. Кириллический шрифт. Русская вязь. Векторный шаблон для карты, тега, этикетки, баннера, плаката и т. д.
С Рождеством Христовым надпись на русском языке на красном фоне со снежинками.
С Рождеством Христовым, пишущим на русском языке на черном фоне со снегопадом. Кириллическая надпись. Русская вязь. Каллиграфическое письмо.
Размещение проволочной лигатуры с помощью иглы Дешама, винтаж
Дизайн шрифта в племенном стиле
С Рождеством Христовым надпись на русском языке на черном фоне с золотыми снежинками. Каллиграфическое письмо. Кириллический шрифт. Русская вязь
Старославянская купель Черная икра
Иконы и символы исламской религии
Шрифт в племенном стиле
Старославянская купель Красная и черная икра
Векторный бесшовный орнамент
Буквы Ог Логотип Вектор
Счастливого Рождества! Написание на русском языке. Кириллический шрифт. Русская вязь. Каллиграфическое письмо. Написанная от руки праздничная поздравительная открытка. Легко редактировать векторный шаблон
Символ плаката Амперсанд
Установить амперсанд для букв
Современный сокращенный шрифт с лигатурами
Коллекция Амперсандов для писем и приглашений. Векторная иллюстрация
Буква Ym с вектором логотипа короны
Набор символов А для букв
Векторный бесшовный винтажный узор
Черная икра Надпись Dolce Vita
Черный амперсанд почерк символ для баннера, общего дизайна печати и веб-сайтов.