Скрипичный ключ в музыке – Нотная грамота – Самоучитель
Orphee 1 комментарий
Нота, записанная на пустом нотном стане в любом месте не способна точно указать высоту звука и тем более его название. Для того чтобы определенная нота, обозначенная на нотоносце, показывала абсолютную высоту звука, необходимо использовать специальный символ, который называется нотный ключ. Его нужно указывать в начале любого нотоносца, так как буквально все ноты для классической гитары должны находиться в скрипичном ключе. Также часто встречается его другое название – ключ соль.
В центре, скрипичный ключ, похож на круг, который охватывает определенную линию на нотном стане. Тем самым он показывает, на какой именно линии в нотном стане находится нота “соль” первой октавы. Как правило, центр ключа всегда охватывает вторую линию, тем самым указывая, что нота соль находится на ней.
Чуть ниже на рисунке вы можете увидеть диапазон всех возможных звуков, которые можно извлечь на гитаре, находящиеся в скрипичном ключе.
И конечно же, для того чтобы научиться играть на гитаре произведения любой сложности, данное расположение нот нужно будет выучить на зубок. Легче всего это сделать, начав запоминать расположение и название нот только на пяти основных и трех нижних добавочных линиях (при этом запоминая октавы в которых они находятся).
С помощью этого шага, вам будет намного проще потом определять ноты, которые находятся между линиями. Делается это благодаря обычному счету. Например, если знать, что на второй основной линии находится нота соль первой октавы, а на следующей линии — нота си, то не трудно догадаться, что между ними будет находиться нота ля той же октавы, так как порядок звукоряда всегда постоянный. Обозначения нот, которые записываются над пятой основной линией лучше всего запоминать на практических занятиях, по мере появления композиций, которые будут включать в себя такие высокие звуки.
Помимо скрипичного ключа в нотной записи также применяется басовый ключ или, как его еще называют – ключ фа. В идеале, конечно, было бы неплохо выучить расположение нот на нотоносце не только в скрипичном, но и в басовом ключе, или же, на худой конец, запомнить расположение хотя бы одной ноты в нем, чтобы с помощью отсчета определять положение других нот. Обычно для удобства такой нотой используют ноту “до” первой октавы.
Для чего же нужен этот басовый ключ? Ответ прост – для фортепиано. Все дело в том, что ноты для фортепиано и рояля записываются на целых двух нотоносцах, расположенных и идущих параллельно друг другу. На верхнем нотном стане указываются ноты в скрипичном ключе, а на нижнем – в басовом. Все потому, что на фортепиано физически можно одновременно извлечь намного больше звуков, чем на гитаре, и поэтому, чтобы не возникло путаницы, басовые ноты и ноты мелодии разделили на два нотных стана.
Все это хорошо, скажите вы, но зачем все это знать нам, гитаристам? В принципе, для тех, кто учиться играть только ради удовольствия или же, чтобы просто блеснуть навыками перед друзьями и знакомыми, расположение нот в басовом ключе знать нет никакой необходимости. Но для тех, кто хочет постоянно развиваться в музыкальном направлении и сделать гитару незаменимой частью своей жизни, такие знания, несомненно, пригодятся.
Благодаря умению читать ноты, написанные для фортепиано, всегда можно транспонировать их и переделать в ноты, подходящие для игры на гитаре. Для гитаристов, которые собираются играть в музыкальных группах или оркестрах, такие знания просто бесценны, ведь в нотной записи многих других инструментов применяется все тот же басовый ключ. На нотоносце он записывается на четвертой основной линии:
Кружок басового ключа, охватывающий четвертую линию, указывает что на ней расположена нота “фа” малой октавы.
Рисунок, расположенный чуть ниже, показывает точное расположение ноты “до” сначала в скрипичном ключе, потом в басовом:
Запомнить расположение ноты “до” не составит труда, если исходить из того факта, что в скрипичном ключе нота “до” находится на первой нижней добавочной линии, а в басовом ключе просто наоборот — на первой верхней.
Похожие материалы
Теория музыки по-инхалатски #3. Записываем и понимаем нотную грамоту — Inhalath
Опубликовано Them в
Третья часть из серии текстов о теории музыки. От человека, который её не понимает, но пытается.
С оглавлением всего цикла можно ознакомиться вот здесь. Список будет дополняться по мере публикаций.
Вторая часть закончилась на том, что мы потыкались в фортепиано (и немного в гитару), посмотрели на белые клавиши в рамках одной октавы, на цикличность этих самых октав, а ещё на то, что чёрные клавиши напрямую зависят от белых. Теперь нам нужно как-то это всё записывать и читать — не просто знать названия нот, а располагать их так, чтобы по ним можно было играть какие-то мелодии. Короче — пора врубаться в нотный стан. Тот самый, который «я читать не умею, но давно пора заняться».
О том, как читать ноты, издано много всяких разных книжек — кому-то они заходят, кому-то нет. Но я, как всегда, хотел бы начать с самого начала, которое в этих книжках часто опускается как «и так понятное». Ведь мне оно всегда было не таким уж понятным, как и всем, кто не умеет читать ноты. Начнём-с.
Нотный стан. С самого-самого начала
Мы всё ещё сидим перед фортепиано (вот вам очередная рандомная клавиатура из интернета) и пялимся на клавиши. Они стали чуть понятнее, но всё ещё какая-то жесть. Нажмём любую белую клавишу. Вообще любую. Но обязательно одну.
*звуки нажимания на пианино*
Теперь представим, что нам надо как-нибудь записать этот звук на бумаге, чтобы можно было показать другу, и он нажал тот же самый. Для начала, определимся с символом. Почему бы нам не нарисовать картоху?
КартохаХорошо получилось. Но ведь клавиш много, значит и картох тоже будет много. Нет смысла рисовать сотню разных, давайте лучше определимся, как они будут зависеть друг от друга. Посадим нашу картоху на линию, а заодно нарисуем несколько сверху и снизу:
Теперь та клавиша, которую мы нажали, соответствует линии по центру. Если мы хотим нажать белую клавишу слева от неё (которая звучит пониже), то картоха переместится вниз на половину линии. Если клавиша правее — картоха поднимается наверх. Вот так:
Теперь у нас есть куча линеек и куча картох на них и между ними. Если вы читали первую часть, то знаете про диапазон доступных человеческому уху частот. По идее, можно было бы просто поставить огромную кучу линий, которые бы покрыли этот диапазон целиком, и размещать на них все нужные нам ноты. Но это совсем не вариант, по двум причинам:
- Это слишком громоздко. Будет слишком сложно ориентироваться в этом заборе.
- Инструмент, на котором играет один конкретный музыкант, не покрывает этот диапазон. Во второй части я упоминал, что диапазон гитары — всего лишь около четырёх октав, у бас-гитар и того меньше. При этом в одной песне практически никогда не используется сразу весь диапазон инструмента. Это значит, что если бы мы поставили очень много линеек и проставили на них нужные ноты, то большинство из них осталось бы пустыми.
Решением этих проблем стало выделение конкретных диапазонов нот. Люди рисуют пять линеек
(всегда пять!), затем ставят слева ориентир. Этот ориентир называется ключ.О ключах
Всего существует несколько ключей (в этом тексте я ещё расскажу, зачем они), но самыми популярными и наиболее часто используемыми остаются всего два — скрипичный ключ и басовый ключ.
Прежде чем показать их, сделаю небольшое отступление. Мы, простые смертные, не врубаемся, почему эти ключи так называются, в лучшем случае вспоминаем скрипку, в худшем — крепёж. Поэтому я также скажу, что в английском языке эти ключи называются Treble Clef и Bass Clef — то есть буквально «ключ для высоких нот» и «ключ для низких нот». Это сильно облегчает понимание ситуации — скрипичный ключ и его пять линеек используются для нот из диапазона повыше, а басовый ключ и его линейки захватывают диапазон пониже.
Все ключи, какой бы диапазон они не захватывали, всегда имеют пять линеек. При этом сами они отмечают ориентиры немного по-разному, так уж сложилось. Если по какой-то причине линеек не хватает — их просто дорисовывают сверху или снизу, при этом шаг остаётся таким же — от ноты до ноты половина линейки.
В целом эти пять линеек с парой дополнительных покрывают диапазон в пару октав. Этого достаточно для основных звуков. При игре на фортепиано, например, очень часто звук разбивается на партии для правой и левой руки, и ноты для левой руки пишутся в басовом ключе, а для левой — в скрипичном.
Скрипичный ключ
Скрипичный ключ — это знаменитая раскоряка с поясниц и предплечий наших с вами знакомых. Все знают как он выглядит, но не совсем очевидно, как он обозначает ноты на стане. Основное его предназначение — отметить вторую линейку снизу. Своеобразное перекрестье, которое он образует, говорит о том, что на этой линейке находится нота Соль первой октавы, она же G4 (первая октава обозначается четверкой, потому что перед ней на фортепиано идут еще три полных.
Иллюстрация с названиями октав есть во второй части). С ключом это уже не безымянная картоха, а Соль первой октавы. Вот так-то.Напомню, что шаг между нотами — половина линейки, а не целая. Это значит, что нота Ля (идущая после Соль), будет лежать не на третьей линии, а между второй и третьей. Вот вам понятный видос на 16 секунд (не обращайте внимания на то, что там какие-то четвёрки и другая форма нот, до этого ещё дойдём):
Басовый ключ
Второй по популярности ключ — басовый. Он помогает читать ноты из диапазона пониже. У него также пять линеек в арсенале и возможность дорисовывать их сверху и снизу. Однако сам он больше похож на запятую, обозначает другую линейку и другую ноту. Он ссылается на вторую линейку сверху и обозначает ноту Фа малой октавы (она же F3):
Басовый ключ и нота Фа, на которую он ссылаетсяВ остальном логика такая же — расстояние между нотами в половину линейки, можно дорисовывать дополнительные линейки. Но сразу есть нюанс — ноты у разных ключей располагаются по-разному, вторая линейка при басовом ключе, к сожалению, не будет соответствовать ноте Соль (G2 попадает на первую линейку). Нужно учить расположение нот отдельно для каждого ключа, и конечно же, это бесит. Но в целом эти два ключа вполне неплохо друг с другом взаимодействуют.
Идиотские вопросы, которые не стыдно задать
Зачем нужны ноты, если у меня есть табы?
Табулатура — это запись конкретной партии для конкретной гитары в конкретном строе. Это достаточно нишевая и ограниченная тема. Ноты же показывают звуки в отрыве от всего остального, единственный вопрос, который остаётся — попадают ли указанные звуки в диапазон твоего инструмента или нет. Нотам наплевать на строй, инструмент или тембр — просто играй и всё. Хоть на кастрюле отбивай.
Не так давно я выпустил заметку «Зачем ноты, если есть табы, и зачем табы, если есть ноты» — очень рекомендую всем гитаристам с ней ознакомиться.
Зачем нужны несколько ключей? И сколько их вообще?
Ключей, на самом деле — дофига. Википедия приводит в пример что-то около десятка разных, плюс дополнительные правила к ним. Все они выглядят как скрипичные, басовые и альтовые (альт это такая здоровая скрипка), и охватывают разные диапазоны.
Представьте, что вы всю жизнь учились играть на одном инструменте. Например, на бас-гитаре. Причём в оркестре. Это целая куча народа, но вам до них нет дела — у вас своя партия, вы знаете только её, и вам хочется удобства в чтении нот. Поэтому ключ подобран специально под диапазон вашего баса — чтобы ноты лежали, по возможности, на этих пяти линейках, а не где-то-там внизу на десятой дополнительной.
Именно поэтому у каждого инструмента есть свой «комфортный» ключ, и именно поэтому их столько. А привычные многим скрипичный и басовый — просто захватывают хороший диапазон и удобно взаимодействуют друг с другом.
Как взаимодействуют скрипичный и басовый ключи?
В начале этого поста была обобщенная модель нотного стана — «дофига линеек, а на них дофига картох», которые мы потом нещадно обрезали до пяти линеек и пары октав. Когда речь заходит про скрипичный и басовый ключ, оказывается, что они практически следуют друг за другом — между верхней линейкой басового диапазона и нижней — скрипичного находится всего одна добавочная линейка, на которой находится нота До малой октавы (C4):
Ноты двух ключей. Между ними всего одна линейка — на ноте CТо есть можно рассматривать эту парочку как одно целое, как десять (даже 11) линеек, если необходимо. другие ключи, например, стандартный альтовый, берут кусок из одного и кусок из другого, и не вписываются так органично, возможно поэтому они используются реже и для конкретных инструментов.
Альтовый ключ (в середине) захватывает по половине диапазонов соседних ключей, в то время, как басовый и скрипичный продолжают друг друга, не пересекаясь.Как учить ноты на линейках?
Зубрить всегда тяжело, я сам тоже забил, чего уж там. Нужно пытаться играть какие-то несложные вещи и просто учить, но есть некоторые шпаргалки, которые помогут сориентироваться.
Существуют фразы-идиомы, в которых первая буква каждого слова соответствует ноте на линейке. А также аналогичные фразы для нот между линеек. Например, одно из моих любимых:
Good Burritos Don’t Fall Apart (англ. «хорошие буррито не разваливаются на куски») — буквы GBDFA (что соответствует нотам Соль-Си-Ре-Фа-Ля) совпадают с линейками басового ключа снизу вверх. А между линейками в басовом ключе находятся, соответственно, ноты ACEG (Ля-До-Ми-Соль), которые соответствуют фразе All Cows Eat Grass («Все коровы едят траву»).
Идиомы для скрипичного ключа:
Для линеек (EGBDF):
- Every Good Boy Does Fine (самый простой и удобный)
- Every Good Boy Deserves Fruit
- Electric Generators Burn Diesel Fuel
- Every Grocer Buys Delicious Food
- English Gents Bow Down Flawlessly
- Every Gaffer Builds Domiciles Fabulously
- Even Good Beagles Drool Finally
Для запоминания нот между линейками скрипичного ключа идиомы не нужны, достаточно запомнить слово FACE (Фа-Ля-До-Ми).
Идиомы для басового ключа:
Для линеек (GBDFA):
- Good Boys Does Fine Always
- Good Burritos Don’t Fall Apart
- Go Beyond Doors For Answers
- Grizzly Bears Don’t Fly Airplanes (фиг поспоришь)
- Great Big Dragons Fly Around
- Grizzly Bears Don’t Fear Anything
Между линейками (ACEG):
- All Cows Eat Grass
На этом, пожалуй, я пока остановлюсь. В следующий раз будем склеивать наши картохи в мелодии, буду объяснять про такты, размеры, темпы и длительности. До скорого.
Скрипичный ключ Определение и значение
- Основные определения
- Тест
- Примеры
- Британский
Показывает уровень сложности слова.
См. слово, которое чаще всего путают с басовым ключом
Сохранить это слово!
Показывает уровень сложности слова.
сущ. Музыка.
знак, располагающий букву G над средней буквой C, размещенный на второй строке нотоносца, считая вверх; соль соль.
СРАВНИТЬ ЗНАЧЕНИЯ
Нажмите, чтобы сравнить значения. Используйте функцию сравнения слов, чтобы узнать разницу между похожими и часто путаемыми словами.
ВИКТОРИНА
ВЫ ПРОЙДЕТЕ ЭТИ ГРАММАТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ИЛИ НАТЯНУТСЯ?
Плавно переходите к этим распространенным грамматическим ошибкам, которые ставят многих людей в тупик. Удачи!
Вопрос 1 из 7
Заполните пропуск: Я не могу понять, что _____ подарил мне этот подарок.
Также называется скрипичным ключом.
Происхождение скрипичного ключа
Впервые записано в 1795–1805 гг. Dictionary.com без сокращений На основе Random House Unabridged Dictionary, © Random House, Inc. 2023
Как использовать скрипичный ключ в предложении
Она просмотрела его список возможных названий песен и наткнулась на песню под названием «Treble Bass».
Певица All About That Bass Меган Трейнор о ненавистниках и ее поляризации (и маловероятности) № 1 | Марлоу Стерн | 7 октября 2014 г. | DAILY BEAST идентифицировать каждого реального человека в нем.
Newsweek Takedown From Beyond the Grave: Художественная литература Майкла Хастингса говорит правду|Кристофер Дики|18 июня 2014|DAILY BEAST
На момент своей смерти Флеминг добился редкого высокого уровня в английской литературе.
Джеймс Бонд вернулся, но хорош ли он без Флеминга?|Роберт Маккрам|5 октября 2013 г.|DAILY BEAST
MVP Автор: Джеймс Бойс Это роман с ключом о Коби Брайанте.
Мои любимые книги|Чак Клостерман|25 октября 2011 г.|DAILY BEAST
В тройном, втором и четвертом, первое изменение — уклонение позади; и во второй раз лидирует тройной, есть двойной Боб.
Тинтинналогия, или Искусство звонка|Ричард Дакворт и Фабиан Стедман
Семь нот и четыре на шести средних колоколах, верхние высокие частоты и тенор, стоящие за каждым изменением, создают хорошую музыку.
Tintinnalogia, или Искусство звонка|Ричард Дакворт и Фабиан Стедман
Сэр Питер Эдлин, похоже, выполняет втрое больше работы за две трети зарплаты.
Удар, или Лондонский Шаривари, Том 107, 3 ноября 1894 г.|Разное
Простейшей формой был Дублет, звучащий на 15-й и 22-й (двойная и дискантная октава) взятой ноты.
Недавняя революция в органостроении|Джордж Лэнг Миллер
Ты вяжешь с главой тройного рода, двигая все вещи; и т. д.
Произведения Чосера, том 1 (из 7) — Романт о розе; Стихотворения второстепенных форм|Джеффри Чосер
Определения скрипичного ключа в Британских словарях
скрипичный ключ
существительное
музыка0013
Английский словарь Коллинза – полное и полное цифровое издание 2012 г. © William Collins Sons & Co. Ltd., 1979, 1986 © HarperCollins Publishers 1998, 2000, 2003, 2005, 2006, 2007, 2009, 2012
Самый быстрый словарь в мире | Vocabulary.
comПЕРЕЙТИ К СОДЕРЖАНИЮ
скрипичный ключ ключ, в котором G находится над средним C на второй строке нотоносца
утруждать себя брать на себя труд что-либо сделать; заботиться о себе
вождь племени глава племени или клана
скрипичный нотоносец ключ, в котором нотная соль располагается над средней до на второй строке нотоносца
трехслойный хлеб из трех ломтиков обычно поджаренного хлеба
турбулентный поток поток, при котором скорость в любой точке изменяется беспорядочно
блокфлейта для высоких частот маленькая флейта с четырьмя отверстиями для пальцев и двумя отверстиями для больших пальцев
12″>нарушитель спокойствия Тот, кто преднамеренно создает проблемы
триплетный код нормальный вариант генетического кода, в котором последовательность из трех нуклеотидов кодирует синтез определенной аминокислоты
свежий мягкий французский сыр с тремя сливками, содержащий не менее 72% жира
свежий мягкий французский сыр с тройными сливками, содержащий не менее 72% жира
тройная игра — выведение трех игроков из одной игры
тип трипл сек кюрасао с более высоким содержанием алкоголя
возмутитель спокойствия тот, кто преднамеренно создает проблемы