Разное

Скифы фото – Расовый тип скифов

Расовый тип скифов — как они выглядели в реальности

Сохранилось огромное количество изображений, позволяющих с уверенностью утверждать, что скифский расовый тип полностью совпадает с русским. Это говорит о том, что скифы-русы были непосредственными предками средневековых русичей, а следовательно, и нашими предками.

  

Типы скифского мужчины и женщины.
Слева: полностью совпадает с русским не только расовый тип. Точно такие же причёски и бороды носила русская знать вплоть до семнадцатого века.
Справа: «солнечный» лик богини в золотом круге. Подвески символизируют животворящую благодать, ниспосылаемую русам. Именно этот расовый тип был типичен для русских женщин Скифии.


Изображения конных скифов на концах гривны. Их русский историк А. Д. Нечволодов считал неотличимыми от русских крестьян.

То же, в цвете.

Так выглядели реальные скифы-русы. Сопоставьте это с измышлениями художников о «скифах»-кавказоидах, неграх и индейцах. Мораль из этого выводится простая: Подлинная История существенно отличается от той, которую нам преподносят всевозможные «художники».

  

Изображения русов на золотом княжеском нагруднике-гривне из кургана Толстая Могила. Причёска сидящего слева, перехваченная тесьмой, дожила у русских вплоть до двадцатого столетия.

Редкая фотография, изображающая скифа с золотого нагрудника анфас.

Другой скиф-рус с того же нагрудника.



Воин-рус в «греческом коринфском» шлеме и панцире. Мы напрасно приписываем предметы такого типа и формы исключительно эллинам. Сама эллинская культура являлась производной от культуры русов и никогда не теряла с ней связи. Для русов-скифов ни Геракл-Ярослав, ни Ахилл, ни Аполлон, ни Артемида, ни Медуса, ни многие другие «греки» не были «чужими» и экзотическими мифообразами. Последние исследования показывают чётко: между религией и мифологией скифов и эллинов существовала тесная связь. Иначе и не могло быть, исходная точка одна: религия и мифология суперэтноса русов. Между Русью-Скифией и Элладой существовала связь и на уровне материальной культуры.

Стела, найденная на Таманском полуострове в 1985 году. Персонажи одеты «по-гречески», на головах у них «греческие» шлемы… но расовый тип не имеет к «древним грекам» никакого отношения. Качество фотографии оставляет желать лучшего, но автор блога видел эту стелу вплотную и может засвидетельствовать, что внешность этих древних обитателей Причерноморья — это типичная внешность «мужика» и парня из русской деревни.

Чеканка на вазе из кургана Куль-Оба. Внизу — характерный поясной орнамент русов.

Изображение с той же вазы. Характерные скифские башлыки не исчезли с течением веков, они просто приняли иные формы, иной покрой. Башлыки использовались русским простонародьем (в дождливую погоду) ещё в девятнадцатом веке. А вообще скифский войлочный башлык изначально был идеальным подшлемником, поэтому его охотно использовали именно воины.

Молодой воин на охоте. Как показал Ю. Д. Петухов, скифы вели «казачий» образ жизни. Конь был верным другом руса-скифа и на охоте, и в бою.

Другой вариант «канонического» скифского изображения всадника с копьём. Мужчина средних лет в «рубахе в горошек» и просторных шароварах с… лампасами. Как бы ни было забавно, но это — факт. Казаки могут гордиться…

 

Деталь сцены ловли диких коней. Ловля диких коней была любимой забавой князей и дружинников в южнорусских степях ещё в двенадцатом столетии (как сообщает «Завещание» Владимира Мономаха). Внизу — характерный орнамент в традиции суперэтноса русов, доживший в народной культуре до двадцатого века.

 

Изображения скифских князей: слева — Причерноморье (скифы Таврии) – Скилур и Палак; справа — Средняя Азия (саки) – Скунха. Европеоидные черты лица, густые и мягкие волнистые волосы, не характерные ни для кавказоидов, ни для монголоидов. На головах — шапки и колпаки.

Сцена воинского братания — один из обрядов-ритуалов русской воинской традиции.

 

Изображение челяди на золотой княжеской-царской пекторали-гривне. Скифы занимались пастушеским скотоводством — коровы-кормилицы (почитаемое русами-арийцами животное) давали молочные продукты, а овцы ещё сверх того и шерсть. У юноши, доящего овцу (справа) обращает на себя внимание русская стрижка в кружок.

 


Слева: памятники вождям-предкам. Одни из древнейших изображений «малороссийского» типа причёски. Гривны, пояса, оружие — атрибуты русского воинского культа.
Справа: скифская монета в «эллинистическом» стиле. Львиная шкура на голове — атрибут легендарного князя-героя, прародителя и покровителя скифских царей — Ярослава-«Геракла».

Слева: монета царя Атея (Атаяса) . Русь-Скифия чеканила свою монету. А нам стараются представить дело так, будто Русь скифских времён была пустыней, по которой кочевали полудикие варвары в кибитках. Как мы видим, история российской государственности началась вовсе не в девятом веке. Антропологический тип Атея-Атаяса, запечатлённый на монете, совпадает с типичным обликом кельта-галла. Ничего удивительного — ранние кельты были русами, западной частью суперэтноса; скифы же были основным, центральным этнокультурным ядром супрэтноса.

Справа: знаменитая круговая чара-братина из кургана Гайманова Могила. Замечательное произведение русского прикладного искусства, прототип братин, чаш и кубков Средневековой Руси и Московского государства. Чаша серебряная, с позолотой. Обращает на себя внимание, что позолота покрывает волосы князей или бояр, изображённых на братине. Это говорит о том, что скифы были светловолосыми (светло-русыми) и сами считали это красивым. Изначальный смысл корня «рус» – «светлый», «чистый», «красивый», «хороший», «свой».

   

Слева: расовый тип скифов на вазе из кургана Куль-Оба.
Справа: памятник князю-предку-прародителю. Несмотря на условность изображения, чётко прочитываются европеоидные черты руса.

Женский расовый тип Северного Причерноморья скифской эпохи. Близок к украинскому. С «греческим» типом (средиземноморским, арменоидным) имеет мало общего.

Далее — скульптурные реконструкции внешности скифов по черепам:

Реконструкция внешности Скилура крупным планом:

Саки (среднеазиатские скифы):

Расовый тип сарматов:


 

Как можно убедиться, расовый тип сарматов также не отличается от русского. Сарматская культура — это развитие культуры скифов. Скифы не исчезли, не растворились бесследно. Народ, населявший Восточную Европу, продолжал жить в ней. Сменилось лишь название, которым обозначали иностранцы Русь. Сарматский период русской истории — это переход от древности к средневековью. Именно тогда материальная культура, в частности, одежда и вооружение, начинает обретать столь знакомый нам «славянский» средневековый облик. Следом за «исчезнувшими» сарматами-рус-аланами на авансцену в средние века выйдут славяне-русы.

Расовый тип арийцев Азии:

Среднеазиатский рыцарь-рус (справа). Слева — царь персов (сасанидская эпоха). Персы той эпохи, по крайней мере, воины, знать и жречество, часто были носителями расовых черт, характерных для типичных европеоидов-русов. И это естественно, сасанидский Иран был наследником великой Парфии — державы русов.

Парфянский лучник (Междуречье). По утверждениям античных авторов, парфяне происходят от скифов. Это верно, часть парфян была носительницей чистого расового типа русов. Материальная культура парфян также была близка исходной культуре суперэтноса, достаточно посмотреть на одежду всадника (и прежде всего русскую шапку с околышем). Русы-парфяне были создателями высокой самобытной цивилизации в Средней Азии и влили новую жизнь и новую кровь в семитизирующуюся Персидскую державу.

Парфянский рус. Происхождение этнонима «парфяне» аналогично происхождению этнонимов «персы» («парсы», «фарси») и «пруссы».  Па-рфия, так же, как и Пе-рсия и П-руссия, означает По-Руссия. Строго говоря, «парфяне» – это не этноним, так же, как «ассирийцы», «эллины», «римляне» и т.п. — под этим термином скрывается просто население Парфии, довольно пёстрое. Достаточно сказать, что официальными языками Парфии (на которых велось делопроизводство) были «международные койнэ» – греческий и арамейский (третьим языком был парфянский, по сути, северо-западный персидский диалект — он так и назывался — «парсик» – его лексика затем была ассимилирована среднеперсидским языком), кроме того, в стране не было единого религиозного культа. А население её (коренное и государствообразующее) состояло из русов и гибридных русов. Они и были потомками скифов. Именно русы пронесли сквозь эпохи благородные воинские традиции, они были основой парфянского и иранского рыцарства, так же, как многими столетиями позже стали основой рыцарства западноевропейского.

Ариец Забайкалья. По расовому типу неотличим от руса-славянина («кельто-славянский» тип). Волосы и глаза светлые. Хохлатая причёска в сочетании с усами, характерная для парфянских и кушанских русов, а также русов скифосибирского мира. Аналог — чубатые причёски и усы русских казаков. Мы должны знать и твёрдо помнить, что коренное население Сибири, Средней Азии, Монголии и Северного Китая — не монголоиды, а русы-арийцы.

Тохар (слева). Типичный европеоид. Голубые глаза. Брахицефальность. Выдающийся нос и мощные надбровья роднят этот тип со скифским.
Появление арийца в качестве буддийского святого не случайно. Сам буддизм был создан выходцем из скифского царского рода (Шакья-муни — «Скифский мудрец», «Будда» – «пробуждённый» – от русск. «буд-ити») и получил распространение в основном благодаря кшатрийской (русской по происхождению и духовным истокам) среде. Есть основания предполагать, что такая разновидность буддизма, как дзэн, родилась из воинских практик русов (спонтанность озарения сродни спонтанности действий в бою, ясность сознания и не-мыслие также важны в прикладном воинском деле — но лучшими мастерами воинского дела в Азии были именно русы-арийцы, соперников у них не было). Буддизм, несмотря на свою «отрешённость» от мира, шёл, тем не менее, рука об руку с воинскими умениями. Достоверно известно, что родоначальником шаолиньских боевых искусств был кшатрий-ариец, буддийский монах Бодхидхарма. Это был один из примеров южного арийского влияния на Китай. Но в ещё большей мере на историю и культуру Китая влияли арийцы с севера (русы скифо-сибирского мира), многократно становивишиеся правителями, основой армии и чиновничества в Китае. Раз за разом повторялась одна и та же история — русы быстро ассимилировались в китайской монголоидной среде, за одно-два поколения растворялись в ней без остатка, успев, однако, основать новую династию и передать китайцам-монголоидам многие свои традиции, в том числе и в материальной культуре.

Реконструкция женских расовых типов Приуралья, Средней Азии и скифосибирского мира:

hystory.mediasole.ru

Царские скифы имели европейскую внешность.

В результате двадцатипятилетних исследований доктор исторических наук, антрополог и скульптор Михаил Михайлович Герасимов установил, что существует закономерная зависимости между строением костей человеческого черепа и строением мягких тканей лица. Это открытие Герасимова открыло новые пути в изучении антропологии, этнографии и истории.

Появилась возможность изучения истории расселения человечества, перемещения племён и народностей по земному шару. Открытие М. М. Герасимова даёт возможность увидеть воочию портреты многих великих людей из исторического прошлого.

Применяя научную методику восстановления человеческого лица по черепу, Герасимов с большой точностью смог сделать документальное восстановление облика человека и создать скульптурный портрет, передающий облик некогда жившего исторического персонажа.

В VIII—II веках до н. э. в степях Причерноморья и Приазовья жили многочисленные племена скифов. Древнегреческий историк Геродот, путешествовавший по Северному Причерноморью в  в античную эпоху — в VI -V вв. до н. э., в своей «Истории» рассказал об жизни, обычаях, религии, языке скифов. Из рассказов Геродота о сколотах мы узнаём, что скифские «племена авхатов, катиаров, траспиев и паралатов – все вместе называются сколотами, то есть царскими. Эллины же зовут их скифами» (IV, 6. )

Геродот, очерчивая «скифский квадрат» племён, сообщает о кочевниках, степняках, не имеющие ни пашен, ни городов, ни поселений. Геродот говорит о них, как о людях, говорящих на другом языке, отличающимся от скифского. Например сарматский язык, Геродот называл «испорченным скифским». Геродот пишет о скифах: «Они вообще красивые и рослые; их волосы отливают в русый цвет. Взгляд у них скорее воинственный, чем свирепый». Самоназвание скифов — сколоты (skolot, skolt… kelt)

«Скифов-пахарей», «скифов-земледельцев», живущих на Днепре, Геродот называл «борисфенитами», то есть «днепровцами».

Геродот о праславянских племенах говорит, что «достойнейшие люди, каких он только знал лично, все были Скифы». Царские скифы-сколоты, называвшие себя царями

Любор Hидерле, историк-славист, археолог, этнограф и лингвист, автор 11-томной энциклопедии «Славянские древности», утверждал, что «скифы именуемые пахарями и земледельцами … были несомненно славянами».

Любор  Hидерле пишет: «Скифы-земледельцы, живущие между Бугом и Днепром (Herodot, IV. 17,18, 53, 54) над порогами и ведущие совершенно иной образ жизни по сравнению с подлинными скифами-кочевниками, не могли быть никем иным, кроме как предками восточных славян. Подолье и Волынь были славянскими уже в эпоху Геродота, судя по его сообщениям о жителях этих областей, которых он называет неврами (Neupoi) (Геродот IV. 100-118) и славянское происхождение которых вполне очевидно.»  «Теppитоpия, населенная славянами до их расселения, пpостиpалась между Эльбой и средним Поднепровьем (с Десной, Пpипятью и Беpезиной).

Во  время своего этнического и языкового единства славяне жили на теppитоpии современной восточной Польши, южной части Белоpyссии (в районе сpеднего течения Беpезины, а также по течению Сожа и Ипyти), в севеpной части Укpаины, Подолии, Волыни и Киевщины с Десной».

Этнический очаг русского народа возник 4500 лет назад на Среднерусской возвышенности, занимающей центральную часть Русской равнины – это место максимальной концентрации носителей гаплогруппы R1a1, являющегося генетическим маркером русского народа. Отсюда он вышел и распространился на территориях Восточной Европы и Сибири. Спорным остаётся и вопрос о той «области дpевней индоевpопейской теppитоpии, где славянство заpождалось.» (Любор Нидерле). Общие признаки европеоидной расы.

Фатьяновская археологическая культура 2 пол. III — сер. II тысячелетия до н. э. (бронзовый век)

По лингвистическим, археологическим, архаичным славянским гидронимам северная часть «скифского квадрата» Геродота абсолютно совпадает с последующей Чернолесской археологической культуры X -VIII вв. до н. э.

Царские курганы скифов указывают на иерархию скифского общества, артефакты, найденные в скифских курганах, свидетельствуют об искусном владении скифских мастеров технологиями обработки металлов, художественными ремёслами.

Исследуя сотни скифских курганов, учёные генетики пришли к выводу, что антропологический тип скифов был индоевропейский, а не иранский. Осетин по национальности, В.И. Абаев, знаток древних иранских наречий, составил «словарь скифских слов», включив в него слова из сарматских наречий, пришедших на территорию Скифии, когда самой Скифии уже не существовало. (Георгий Дремин «Скифо-сарматские» наречия и «скифский» словарь В.И. Абаева).

Скифы занимались скотоводством, охотой, земледелием, они были знакомы с добычей и обработкой таких металлов, как золото, бронза, железо, медь.

Геродот в Истории (II, 167) пишет, что более всего скифы-кочевники «почитают благородными тех, кто занимается военным делом…». Скифы были сильные и смелые войны, часто совершали они набеги на земли своих соседей.

В скифских племенах женщины были равноправны с мужчинами и наравне с мужчинами молодые женщины участвовали в военных походах. Скифские имена из античной литературы.

На берегу Куры, недалеко от небольшого грузинского городка Мцхета археологи обнаружили развалины древней столицы Грузии.

Упоминания об этом богатом и красивом городе есть в древнеримских историках, о нём пишут и путешественники, побывавшие в этих краях в первых веках до нашей эры.

На Северном Кавказе, близ Мцхета было найдено погребение скифской амазонки, похороненной с оружием в руках. Прекрасная амазонка погибла в расцвете лет в 66 году до н. э. Это произошло во время Понтийских войн, когда Римская империя воевала с понтийским царем Митридатом Евпатором, а скифские племена, жившие на кавказском побережье Чёрного моря, были союзниками Митридата.

Облик скифской амазонки был восстановлен Михаилом Герасимовым. Обнаружены при раскопках, останки молодой женщины с традиционной славянской косой, уложенной на голове высокой короной. Её одежда, воспроизведена на основании остатков ее костюма. Геродот пишет, что скифы хоронили с оружием женщин-воинов.

Древняя Мцхета была сожжёна и разрушена легионерами римского правителя Помпея, следы пожара были обнаружены во время археологических раскопок.

Герасимов создал несколько скульптурных портретов людей древней Мцхеты — женщин, воинов, жителей города, живших в разные времена.

Скифские реки из «Истории» Геродота

Скифские имена из античной литературы.

Скилур — царь скифов. Сказание о скифских царях.

ru-sled.ru

Галерея драгоценностей: золото скифов. Часть 1

Так хочется попутешествовать, мир посмотреть…. Побывать в музеях… люблю историю! Моя давняя мечта — побывать в Санкт-Петербурге вообще и в Эрмитаже в частности. Но поскольку такой возможности пока нет и не предвидится, то как говорится “интернет мне в помощь”!

Задумала я сделать цикл публикаций о ювелирном искусстве по материалам экспозиций Государственного Эрмитажа. Приглашаю и Вас погрузиться вместе со мной в удивительный, волшебный мир древностей и драгоценностей! Экскурс в историю начнется с обзора скифской культуры (VII — IV в.в. до н.э.) и завершится, так сказать апогеем, расцветом ювелирного искусства конца ХХ — начала ХIХ столетия.

Галерея драгоценностей — интереснейшее собрание Эрмитажа, получившее свое название при Екатерине Великой в XVIII веке, состоит из двух разделов.

Первая экспозиция “Золотая кладовая. (Евразия, Античное Причерноморье, Восток)” представляет около полутора тысяч золотых изделий (c VII в. до н.э. по XIX в.).

Основная идея второй экспозиции – “Бриллиантовой кладовой” заключается в показе развития ювелирного дела на протяжении многовековой истории человечества — от III тысячелетия до н.э. до начала XX столетия.

Первая статья, как я уже сказала, посвящена загадочному и самобытному золоту скифов.

Начало коллекционированию в России золотых предметов так называемых “варварских” культур равнин Евразии было положено в 1715-1718 годах. Тогда в Санкт-Петербург по указу Петра I князь М.П. Гагарин прислал из Сибири двести древних золотых изделий, получивших известность как Сибирская коллекция Петра I.

Большая часть этих предметов, в числе которых великолепные поясные пластины-застежки со сценами борьбы животных, гривны, браслеты, нередко украшенные бирюзой, была куплена у грабителей древних могильников. В середине XIX века Сибирская коллекция поступила в Эрмитаж, куда Императорской Археологической комиссией, созданной в 1859 г. для поиска и изучения древностей, передавались скифо-сарматские памятники причерноморских степей.

Всемирно известна коллекция скифских памятников VII-IV вв. до н.э., в основе которой находки, полученные в результате раскопок многочисленных курганов Прикубанья, Поднепровья, Крыма. Среди шедевров собрания Эрмитажа – золотые накладки щита (олень из кургана у станицы Костромской и пантера Келермесского кургана), уникальный золотой гребень с изображением сражающихся воинов и ритуальная чаша из нетронутого царского погребения кургана Солоха, а также серебряный сосуд из кургана Чертомлык, украшенный орнаментами и прекрасно выполненными рельефами, представляющими скифов и их коней.

Нащитная бляха в виде фигуры оленя

Около 600 г. до н.э.

Костромской курган 1, Закубанье, станица Костромская Россия

Золото; литье, чеканка

Бляха в виде свернувшейся пантеры

VII – VI вв. до н.э.

Юг Западной Сибири, между течениями рек Иртыша и Оби (Россия)

Золото; литье, чеканка

Зеркало

650-620 гг. до н.э.

Келермесский курган 4, Закубанье, близ станицы Келермесская
Россия

Серебро, электр; металлопластика, чеканка

Бляха в виде фигуры пантеры

VII в. до н.э.

Келермесский курган 1, Прикубанье, Краснодарский край
Россия

Золото; пайка, чеканка, перегородчатая инкрустация

Секира

VII в. до н.э.

Келермесский курган 1

Закубанье, близ станицы Келермесская
Россия

Золото, железо, смола; техника басмы, чеканка, литье

Гривна из двух полых трубок с фигурками животных на концах

V – IV вв. до н.э.

Место находки неизвестно

Сибирская коллекция Петра I

Золото, бирюза

Гребень с изображением батальной сцены

Конец V – начало IV вв. до н.э.

Курган Солоха. Впускное погребение, Приднепровье, Запорожская область
Россия (ныне Украина)

Золото; литье, чеканка

Фиала с изображением сцен терзания животных

Конец V – начало IV вв. до н.э.

Курган Солоха. Впускное погребение, Приднепровье, Запорожская область
Россия (ныне Украина)

Золото; чеканка

Сосуд со сценой охоты

400 – 375 гг. до н.э.

Курган Солоха, Приднепровье, Запорожская область
Россия (ныне Украина)

Серебро, позолота

Амфора

IV в. до н.э.

Курган Чертомлык, Приднепровье
Россия (ныне Украина)

Серебро

Рукоять меча

500 – 400 гг. до н.э.

Курган Чертомлык, Приднепровье
Россия (ныне Украина)

Железо, золото

Налобник с нащечниками

Середина – третья четверть IV в. до н.э.

Курган Большая Цимбалка, Приднепровье
Россия (ныне Украина)

Золото

Поясная пластина (правая)

V – IV вв. до н.э.

Западная Сибирь (?)
Россия

Золото; литье

Поясная пластина (левая)

V – IV вв. до н.э.

Юг Западной Сибири, между течениями рек Иртыша и Оби
Россия

Золото; литье, чеканка

Пластина поясная

IV – III вв. до н.э.

Юг Западной Сибири, между течениями рек Иртыша и Оби, Россия

Золото; литье

Гривна

IV в. до н.э.

Ставропольский край, село Казинское, Россия

Золото; литье

Бляшка с изображением сцены побратимства

IV в. до н.э.

Курган Куль-Оба, Боспорское царство
Керчь

Золото

Кубок шаровидный с рельефными изображениями сцен из скифской жизни

400-350 гг. до н.э.

Курган Куль-Оба, Боспорское царство, Керчь

Золото; чеканка

Бляшка – всадник

400-350 гг. до н.э.

Курган Куль-Оба, Боспорское царство
Керчь

Золото; чеканка

Браслет со сценами терзания оленя хищником

I в. до н.э. – первая половина II в.

Курган 2, погребение 2, Волгоградская область, село Верхнее Погромное
Россия

Золото; литье, ковка

Флакон с крышкой

I в.

Курган Хохлач, Нижний Дон, Ростовская обл., г. Новочеркасск
Россия

Золото, коралл, бирюза; чеканка, инкрустация

Сосуд с ручкой в виде лося

I в.

Курган Хохлач, Нижний Дон, г. Новочеркасск
Россия

Золото, кораллы, бирюза, стекло; литье, выколотка, инкрустация

Гривна и парные браслеты

I в.

Курган Хохлач, Нижний Дон, г. Новочеркасск
Россия

Золото, коралл, бирюза; литье, пайка

Надеюсь, что было интересно!

Следующая публикация будет посвящена греческому золоту, а следующая… но об этом позже!

Спасибо за внимание, с уважением, Анна.

www.livemaster.ru

фото, описание. Скифы и сарматы

“Скифский мир” сложился в 1-м тысячелетии нашей эры. Он возник в степях Евразии. Это культурно-историческая и хозяйственная общность, которая стала одним из самых выдающихся явлений древнего мира.

Кто такие скифы?

Слово “скифы” имеет древнегреческое происхождение. Его принято употреблять для обозначения всех североиранских кочевников. О том, кто такие скифы, можно говорить в узком и широком смысле слова. В узком так называют лишь жителей равнин Причерноморья и Северного Кавказа, отделяя их от близкородственных племен – азиатских саков, дахов, исседонов и массагетов, европейских киммерийцев и савроматов-сарматов. Полный список всех скифских племен, известных авторам древности, состоит из нескольких десятков названий. Мы не будем перечислять все эти народы. Кстати, некоторые исследователи полагают, что скифы и славяне имеют общие корни. Однако это мнение не доказано, поэтому его нельзя считать достоверным.

Расскажем и о том, где жили скифы. Они занимали огромную территорию от Алтая до Дуная. Скифские племена со временем присоединили к себе местное население. У каждого из них появились свои особенности духовной и материальной культуры. Однако все части огромного скифского мира объединяла общность происхождения и языка, обычаев и хозяйственных занятий. Интересно, что персы считали все эти племена одним народом. Скифы имеют общее персидское название – “саки”. Его употребляют в узком смысле для обозначения населяющих Среднюю Азию племен. К сожалению, мы можем судить лишь на основании косвенных источников о том, какими были скифы. Фото их, конечно, не существует. Более того, исторических сведений о них не так много.

Внешний вид скифов

Изображение на вазе, обнаруженной в кургане Куль-Оба, дало исследователям первое реальное представление о том, как жили скифы, как они одевались, каким было их вооружение и внешний облик. Эти племена носили длинные волосы, усы и бороду. Они одевались в льняную или кожаную одежду: длинные штаны-шаровары и кафтан с поясом. На ногах у них были кожаные сапоги, перехваченные ремешками на щиколотках. Голову скифов покрывали войлочные остроконечные шапки. Что касается оружия, у них были лук и стрелы, короткий меч, четырехугольный щит и копья.

Кроме того, изображения этих племен встречаются и на других предметах, обнаруженных в Куль-Обе. Например, на золотой бляшке представлены два скифа, которые пьют из ритона. Это обряд побратимства, известный нам по свидетельствам древних авторов.

Железный век и скифская культура

Образование скифской культуры проходило в эпоху распространения железа. Оружие и орудия труда из этого металла пришли на смену бронзовым. После того как был открыт способ изготовления стали, железный век окончательно победил. Инструменты, сделанные из стали, совершили настоящую революцию в военном деле, ремесле и земледелии.

Скифы, территория распространения и влияние которых были внушительны, жили в раннем железном веке. Эти племена владели передовыми технологиями, которые использовались в то время. Они могли добывать железо из руды, затем превращать его в сталь. Скифы использовали разные приемы наваривания, цементации, закаливания, ковки. Именно через эти племена народы северной Евразии познакомились с железом. Навыки металлургии они позаимствовали у скифских ремесленников.

Железо в Нартовских сказаниях обладает волшебной силой. Курдалагон – небесный кузнец, который покровительствует героям и богатырям. Идеал мужчины и воина воплощает Нарт Батраз. Он рождается железным, а затем проходит закалку у небесного кузнеца. Нарты, побеждая неприятелей и захватывая их города, никогда не трогают кварталы кузнецов. Так осетинский эпос древности в виде художественных образов передает атмосферу, характерную для раннего железного века.

Почему появились кочевники?

На бескрайних просторах, от находящегося на западе Северного Причерноморья до расположенных на востоке Монголии и Алтая, более 3 тыс. лет назад стала складываться весьма оригинальная разновидность кочевого хозяйства. Она охватила существенную часть Центральной Азии и Южной Сибири. Этот тип хозяйства сменил оседлый скотоводческо-земледельческий быт. Целый ряд причин вызвал столь важные перемены. Среди них – изменение климата, в результате которого высохла степь. Кроме того, племена освоили езду на лошади. Состав стад изменился. Теперь в них начали преобладать лошади и овцы, которые могли добывать себе подножный корм зимой.

Эпоха ранних кочевников, как ее называют, совпала с важной вехой истории, когда человечество осуществило большой исторический шаг – железо стало основным материалом, применяющимся для изготовления как орудий труда, так и оружия.

Жизнь номанов

Рациональная и аскетичная жизнь номанов проходила по суровым законам, которые требовали от племен владения верховой ездой и отличных воинских навыков. Необходимо было быть готовым в любой момент защитить свое имущество или захватить чужое. Основным мерилом благосостояния для номанов был скот. Предки скифов получали от него все самое необходимое: кров, одежду и пищу.

Практически все номаны степей Евразии (за исключением восточных окраин), по мнению многих исследователей, были ираноязычными в ранний период своего развития. Более тысячелетия длилось господство в степи ираноязычных кочевников: с 8-7 в. до н. э. по первые века н. э. Скифская эпоха стала временем расцвета этих иранских племен.

Источники, по которым можно судить о скифских племенах

В настоящее время лишь фрагментарно известна политическая история многих из них, а также их сородичей (тохаров, массагетов, даев, саков, исседонов, савроматов и др.). Античные авторы описывают в основном деяния крупных вождей и военные походы скифов. Другие особенности этих племен их не интересуют. О том, кто такие скифы, писал Геродот. Только у этого автора, которого Цицерон назвал “отцом истории”, можно найти довольно подробную характеристику традиций, религии и быта этих племен. Долгое время о культуре североиранских кочевников имелись весьма скудные сведения. Только со 2-й половины 19-го века, после раскопок курганов, принадлежавших скифам (на Северном Кавказе и Украине), и анализа сибирских находок сложилась целая научная дисциплина, именуемая скифологией. Ее основателями считаются крупные российские археологи и ученые: В. В. Григорьев, И. Е. Забелин, Б. Н. Граков, М. И. Ростовцев. Благодаря их исследованиям мы получили новые сведения о том, кто такие скифы.

Свидетельства генетической общности

Несмотря на то что различия в культуре скифских племен были довольно велики, ученые выделили 3 элемента, которые говорят об их генетической общности. Первый из них – конское убранство. Второй элемент триады – определенные виды оружия, которые использовали эти племена (кинжалы-акинаки и небольшие луки). Третий – то, что в искусстве всех этих кочевников преобладал звериный стиль скифов.

Сарматы (сармоваты), опустошившие Скифию

Эти народы в 3-м веке н. э. вытесняет следующая волна кочевников. Новые племена опустошили существенную часть Скифии. Они истребили побежденных, а большую часть страны превратили в пустыню. Об этом свидетельствует Диодор Сицилийский. Скифы и сарматы – племена, которые пришли с востока. Довольно обширна номенклатура сармоватов. Известно также о том, что существовало несколько союзов: роксоланы, языги, аорсы, сираки… Культура этих кочевников имеет множество сходств со скифской. Это можно объяснить религиозным и языковым родством, то есть общими корнями. Сарматский звериный стиль развивает скифские традиции. Его идеологическая символика сохраняется. Однако скифы и сарматы характеризуются наличием своих особенностей в искусстве. У сарматов оно является не просто заимствованием, а новым культурным феноменом. Это искусство, которое было порождено новой эпохой.

Развитие аланов

Возвышение аланов, новой североиранской народности, происходит в 1-м веке н. э. Они распространяются от Дуная до Приаралья. Аланы участвовали в проходивших на Среднем Дунае Маркоманских войнах. Они совершали набеги на Армению, Каппадокию и Мадию. Эти племена держали под контролем Шелковый путь. Вторжение гуннов, произошедшее в 375 году н. э., положило конец их господству в степи. Значительная часть аланов отошла в Европу вместе с готами и гуннами. Эти племена оставили свой след во множестве топонимов, которые встречаются на территории Португалии, Испании, Италии, Швейцарии и Франции. Считается, что аланы с их культом воинской доблести и меча, с их военной организацией и особым отношением к женщине находятся у истоков европейского рыцарства.

Эти племена в течение всего средневековья были заметным явлением в истории. Наследие степи зримо ощущается в их искусстве. Осев в горах Северного Кавказа, часть аланов сохранила язык. Они стали этнической основой в образовании современных осетин.

Разделение скифов и савроматов

Скифы в узком значении, то есть европейские скифы, и савроматы (сарматы), как считают ученые, разделились не раньше 7-го века до н. э. Их общие предки до этого времени населяли степи Предкавказья. Только после походов в страны, находящиеся за Кавказом, савроматы и скифы разошлись. Отныне они стали жить на разных территориях. Киммерийцы и скифы начали враждовать. Противостояние между этими народами закончилось тем, что скифы, сохранив себе основную часть северокавказской равнины, захватили Северное Причерноморье. Киммерийцев, обитавших там, они частично вытеснили, а частично подчинили себе.

Савроматы же теперь населяли степи Приуралья, Поволжья и Прикаспия. Река Танаис (современное название – Дон) являлась границей между их владениями и Скифией. В древности была популярна легенда о происхождении савроматов от браков скифов с амазонками. Этой легендой объясняли то, почему савроматские женщины занимали высокое положение в обществе. Они ездили верхом наравне с мужчинами и даже участвовали в войнах.

Исседоны

Исседоны также отличались равноправием полов. Эти племена жили восточнее савроматов. Они населяли территорию нынешнего Казахстана. Эти племена славились своей справедливостью. Их приписывали к народам, не знающим обиды и вражды.

Дахи, массагеты и саки

Дахи обитали у Каспийского моря, на восточном его побережье. А к востоку от них, в полупустынях и степях Средней Азии, находились земли массагетов и саков. Кир II, основатель Ахеменидской державы, в 530 году н. э. совершил поход на массагетов, населявших области у Аральского моря. Этими племенами правила царица Томирис. Она не захотела стать женой Кира, и тот решил силой завладеть ее царством. Персидская армия в войне с массагетами была разгромлена, а сам Кир погиб.

Что касается саков Средней Азии, эти племена разделились на 2 объединения: саки-хаумаварга и саки-тиграхауда. Так их именовали персы. Тигра в переводе с древнеперсидского означает “острый”, а хауда – “шлем” или “шапка”. То есть саки-тиграхауда – саки в остроконечных шлемах (шапках), а саки-хаумаварга – почитающие хаому (священный напиток ариев). Дарий I, персидский царь, в 519 году до н. э. совершил поход на племена тиграхауда, завоевав их. Скунха, плененный вождь саков, изображен на рельефе, высеченном по приказу Дария на Бехистунской скале.

Культура скифов

Следует отметить, что скифские племена создали довольно высокую культуру для своего времени. Именно они определили путь дальнейшего исторического развития множества регионов. Эти племена участвовали в образовании многих народов.

В империи Чингисхана хранились скифские летописи, была представлена богатая литература со сказаниями и легендами. Есть основания надеяться, что большая часть этих сокровищ сохранилась до наших дней в подземных хранилищах. Культура скифов, к сожалению, остается малоизученной. В древнеиндийских сказаниях и ведах, в китайских и персидских источниках говорится о землях района Сибири-Урала, на которых жили необычные люди. У плато Путорано, как считали они, были расположены обители богов. Эти места привлекали внимание правителей Индии, Китая, Греции, Персии. Однако интерес обычно заканчивался экономической, военной или другой агрессией против великих племен.

Известно, что в Скифию в разные времена вторгались войска Персии (Дарий и Кир II), Индии (Арджуна и др.), Греции (Александр Македонский), Византии, Римской империи и т. д. Нам известно из исторических источников и о том, что интерес к этим племенам со стороны Греции проявляли: врач Гиппократ, географ Гекатий Милетский, трагики Софокл и Эсхал, поэты Пандор и Алкаман, мыслитель Аристотель, логограф Дамаст и др.

Две легенды о происхождении Скифии, рассказанные Геродотом

Геродот рассказал две легенды о происхождении Скифии. Согласно одной из них, Геракл, находясь здесь, встретил в Причерноморье (в пещере земли Гилея) необычную женщину. Ее нижняя часть была змеиной. Три сына родилось от их супружества – Агафирс, Скиф и Гелон. От одного из них и произошли скифы.

Кратко изложим и другую легенду. Согласно ей, первым на земле появился человек, которого звали Таргитай. Родителями его являлись Зевс и Борисфена (дочь реки). У них родилось трое сыновей: Арпоксай, Липоксай и Колаксай. Старший из них (Липоксай) стал родоначальником скифов-авхатов. Траспии и катиары произошли от Арпоксая. А от Колаксая, младшего сына, – царственные паралаты. Эти племена все вместе называются сколотами, а скифами их стали именовать греки.

Всю территорию Скифии Колаксай сначала разделил на 3 царства, которые достались его сыновьям. Одно из них, то, где хранилось золото, он сделал наибольшим. Область, находящаяся к северу от этих земель, покрыта снегами. Около I тысячелетия до н. э. возникли скифские царства. Это было время Прометея.

Связь скифов с Атлантидой

Конечно, нельзя считать историей народов Скифии легенды о родословной царей. Считается, что история этих племен имеет корни в Атлантиде, древней цивилизации. В эту империю входили, кроме острова в Атлантическом океане, где была расположена столица (Платон описал ее в диалогах “Критий” и “Тимей”), земли на северо-западе Африки, а также Гренландии, Америки, Скандинавии и северной части России. К ней же относились и все области, находившиеся вокруг Северного географического полюса. Расположенные здесь островные земли именовались Средиземьем. Их населяли далекие предки азиатских и европейских народов. На карте Г. Меркатора, относящейся к 1565 году, представлены эти острова.

Хозяйство скифов

Скифы – народ, военная мощь которого могла сложиться только на крепкой социально-экономической основе. И у них была такая база. В скифских землях более 2,5 тысячи лет назад был более теплый климат, чем в наше время. У племен было развито животноводство, земледелие, рыболовство, осуществлялось производство кожаных и сукновальных товаров, тканей, изделий из керамики, металлов и дерева. Изготавливалось военное снаряжение. По качеству и уровню продукция скифов не уступала греческой.

Племена обеспечивали себя всем, что было необходимо. Они занимались добычей золота, железа, меди, серебра и других полезных ископаемых. У скифов производство литья достигло очень высокого уровня. Как сообщает Геродот, составивший описание скифов, в 7-м веке до н. э., при царе Арианте, эти племена отлили огромный медный котел. Толщина его стенки составляла 6 пальцев, а емкость – 600 амфор. Он был отлит на Десне, к югу от Новгород-Северского. Во время нашествия Дария этот котел был спрятан к востоку от Десны. Здесь же велась добыча и медной руды. Скифские золотые реликвии спрятаны на территории Румынии. Это чаша и плуг с ярмом, а также обоюдоострая секира.

Торговля скифских племен

Торговля была развита на территории Скифии. Имелись водные и сухопутные торговые пути по европейским и сибирским рекам, Черному, Каспийскому и Северному морям. Кроме боевых колесниц и колесных повозок, скифы строили речные и морские льнокрылые корабли на верфях Волги, Оби, Енисея, у устья Печоры. Чингисхан брал из этих мест мастеров для создания флота, предназначенного для завоевания Японии. Иногда скифы строили подземные ходы. Они прокладывали их под крупными реками, применяя технологию горнорудного производства. Кстати, в Египте и в других государствах также прокладывались тоннели под реками. В печати неоднократно сообщалось о подземных ходах, находившихся под Днепром.

Оживленные торговые пути из Индии, Персии, Китая пролегали через скифские земли. Товары доставлялись в северные районы и Европу по Волге, Оби, Енисею, Северным морям, Днепру. Эти пути действовали вплоть до 17-го века. В те времена на берегах были города с шумными базарами и храмами.

В заключение

Каждый народ проходит свой собственный исторический путь. Что касается скифов, их путь не был короток. Более тысячи лет отмерила им история. Долгое время скифы являлись главной политической силой на большой территории, находящейся между Дунаем и Доном. Изучением этих племен занималось множество выдающихся историков и археологов. Исследования не прекращаются и по сей день. К ним присоединяются специалисты, представляющие смежные области (к примеру, климатологи и палеогеографы). Можно ожидать, что сотрудничество этих ученых позволит получить новые сведения о том, какими были скифы. Фото и информация, которая была изложена в этой статье, надеемся, помогли вам составить общее представление о них.

fb.ru

Золото и мифы скифов….. – история в фотографиях — LiveJournal

Profile

Name: история в фотографиях

Entry Tags

1020-е, 1400-е, 1500-е, 1600-е, 1700-е, 1800-е, 1830-е, 1840-е, 1850-е, 1860-е, 1870-е, 1880-е, 1890-е, 1900, 1900-е, 1905-е, 1910–е, 1910-е, 1912-е, 1917, 1920, 1920-е, 1930-е, 1930-е история России, 1939, 1940, 1940–е, 1940-е, 1945, 1950-е, 1960, 1960-е, 1960-е? дети, 1970-е, 1980-е, 1990, 1990-е, 1990е, 1993, 1997, 2000-е, 2010-е, XIII век, XIX век, XVI век, XVII век, cемейный архив, Азия, Афганистан, Африка, Африка политика, Балканы, Батька Махно, Белое Движение, Белое движение, Ближний Восток, ВДНХ, ВСХВ, Валуа, Великая Отечественная война, Великая Отечественная войнв, Великая война, Великая отечественная война, Виндзоры, Военная история, Восток, Вторая мировая, Вторая мировая война, Вторая мировая война. авиация, Втроая мировая война, Гитлер, Гражданская война, Гражданская война в США, Греция, Европа, Зачем – не знаю, Кавказ, Красный крест, Крым, Крымская война, Латинская Америка, Ленин, Ливия, МГУ, Москва, НКВД, Николай II, ОГПУ, Первая мировая, Первая мировая война, Подмосковье, Пушкин, РККА, Романовы, Русско-японская война, СМИ, СССР, США, Серебряный век, Средние века, Сталин, Сталинград, Сталинградская битва, Униформа, ХХ век, Халкин-гол, авация, авиация, авиация. флот, авто, авто-история, авто=история, автомобилизм, авторская фотография, авторские фотографии, агит, агитация, агитация ( историческая), агитация (историческая), актеры, актуальная история, алхимия, альтернативка про Гитлера, анархисты, анархия, аристократия, армия, армия танки, артиллерия, артисты, археология, архитектура, балет, белые, благотворительность, болезнь, броневики, бронепоезда, быт, быт. люди, вещи, видео, военная иситория, военная история, военная история. Первая мировая война, военная истрия, война, война в Афганистане, война в Корее, война в Чечне, война во Вьетнаме, вопрос, враги, всякая всячина, вторая мировая, выборы, выставки, геополитика, геральдика, герои, горо, города, города России, города СССР, города люди, гравюры, гражданская война, графика, даты, дворянство, демонстрации, деньги, деревня, дереыня, детвора, дети, детские игрушки, дипломатия, дирижабли, доброе, документы, дореволюционные фотографии, достояние человечества, драгоценности, еда, жандармы, железная дорога, железные дороги, женщин, женщина, женщины, жесть, живопись, животные, жизнь, жут, жуть, за, забавно, забавное, загадка, загадки, заговоры, зачем-не знаю, игрушки, игры, игры. люди, изобретения, иконы, индейцы, интевенция, интересно, интересное, интересное кино, искусство, искусствр, исория СССР, истори СССР, истории СССР, исторические события, история, история CCCР, история Австралии, история Австрии, история Алжира, история Америки, история Англии, история Аргентины, история Армении, история Афганистана, история Африки, история Белоруссии, история Болгарии, история Бразилии, история ВКП (б), история Великборитании, история Великбритании, история Великобритании, история Венгрии, история Вьетнама, история Германии, история Германии. маразматические заголо, история Германиилюди, история Германия, история Греции, история Грузии, история Европы, история Египта, история Израиля, история Индии, история Ирака, история Ирана, история Ирландии, история Испании, история Италии, история КНДР, история Камбоджи, история Канады, история Киева, история Китая, история Кореи, история Кубы, история Латвии, история Ленинграда, история Мексики, история Монголии, история Москвы, история Нидерландов, история Норвегии, история Пакистана, история Петербурга, история Петрограда, история Польши, история Польшы, история РККА, история РСФСР, история РФ, история Росс, история Росси, история России, история России. военная история, история Российской Федерации, история Россия, история Румынии, история ССР, история СССР, история СССР отдых, история СССР. кино, история СССС, история ССССР, история США, история США., история США? 1930-е, история Санкт-Петербурга, история Сербии, история Таиланда, история Тайланда, история Тибета, история Турции, история Узбекистана, история Украины, история Финляндии, история Финляндии., история Франции, история Чехии, история Чехословакии, история Чили, история Швеции, история Эстонии, история Югославии, история Японии, история авиации, история дипломатии, история фотографии, истороия СССР, истрия Чехословании, истроия СССР, кавалерия, казачество, казни, казнь, карикатура, карикатуры, картины, картография, карты, катакомбы, катастрофы, кино, кладбища, книги, ко, коварство и любовь, коллаборанты, коллаборационисты, коллекционные фотографии, компромат, комсомол, конструкторы, констукторы, космос, красавец-мужчина, краскомы, красота, криминал, криминалистика, курьезы, линчности, линчости, литература, личности, личности. детвора, личности. забавное, личность, личнсти, личости, любовь, люди, люди. Вторая мировая война, маразм, мастера фотографии, мебель, медицина, мемуары, мерзавцы, метро, метрополитен, милиция, милосердие, миниатюры, мнение, мода, мода. животные, моделизм, модераторское, мои фотографии курьёзы, монархия, монастыри, морархия, мото, мошенники, музеи, музыка, музыка. театр, на радость модераторам, на радость модератору, на усмотрение сообщников, на усмотрение ссобщников, награды, напитки, народный костюм, наука, нацизм, национальный костюм, наши герои, немцы, ненавижу, необычно, нет слов, новейшая история, ню, образование, образование бесплатно, общество, одежда, одинокий путник, ой-ой, оккупация, опера, опрос,

foto-history.livejournal.com

ЗОЛОТО СКИФОВ: kolybanov — LiveJournal


Колье-ошейник
Около 1800 до н. э.
Золото; ковка

Обычай хоронить покойников в насыпных курганах был свойственен многим
кочевым племенам. Но скифские курганы, буквально, набиты золотом. Причем, не только захоронения знати, но и рядовых граждан.


Ни у каких других племен курганы не были столь богаты. Это бъясняется не только тем, что золото во все времена и у всех народов было символом богатства, но и особой ролью этого металла в религии и мифологии скифов. В иранской мифологии золото отождествлялось огнем, солнцем и вечной жизнью.
Отправляя умершего в загробный мир, его одежду старались сплошь покрыть драгоценным металлом.

Для этого была разработана специальная технология – ручная вытяжка золотой фольги и выдавливание из нее тонких блях с вытесненными на них изображениями. Делали это специальные мастера, передававшие свое искусство из поколения в поколение. Эти бляхи и нашивали на погребальный саван и одежду.

Согласно преданию, которое для нас сохранил “отец истории” Геродот, на скифскую землю пролился драгоценный метеоритный дождь. С неба упали золотые предметы, плуг с ярмом, секира и чаша. Первыми небесные артефакты увидели три брата–скифа и что есть духу кинулись к сокровищам.

Но едва старший брат подошел, чтобы поднять их, как золото запылало. Он отступил. Приблизился второй брат – золото опять воспламенилось.

И лишь когда подошел младший брат, пламя погасло, и он отнес золото к себе в дом…

Упомянутые священные золотые предметы скифские цари тщательно охраняли и с благоговением почитали их.

источник jewellerymaster.ru


Ременная бляшка 8 век до н. э. Золото, серебро, цветное стекло
Государственный исторический музей Киев
Принадлежит культуре киммерийцев, населявших земли теперешней Украины до прихода скифов


Бляшка “Олень” 6 век до н. э. Золото
Государственный Эрмитаж Санкт-Петербург
Образец зооморфного искусства (“звериного стиля”). Копыта оленя выполнены в виде “большеклювой птицы”


Ножны. Фрагмент Конец 5 – начало 4 века до н. э. Золото, чеканка
Государственный Эрмитаж Санкт-Петербург
Изображены сцены битвы между варварами и греками. Найдены в кургане Чертомлык, близ Никополя


Скифский гребень с изображением батальной сцены
Конец 5 – начало 4 века до н. э. Золото
Государственный Эрмитаж Санкт-Петербург
Найден в кургане Солоха


Пектораль. Фрагмент Середина 4 века до н. э. Золото; литьё, филигрань.
Государственный исторический музей Киев
Мужское украшение с изображением картин пастушеской жизни, сцен битв с участием грифонов, львов, коней и диких кабанов. Найдено в кургане Толстая могила (Украина)


Ваза с изображением скифских воинов 4 век до н. э. Электрум; чеканка
Государственный Эрмитаж Санкт-Петербург
Электрум – природный сплав золота (80%) и серебра (20%). Найдена в кургане Куль-Оба


Гривна с фигурками скифов-всадников 4 век до н. э. Золото
Государственный Эрмитаж Санкт-Петербург
Украшение было в ходу у кочевых народов. Найдена в кургане Куль-Оба


Серьги, ожерелье, браслеты и трубочка 4 век до н. э.
Золото, ковка, чеканка, скань, зернь, тиснение, пайка
Государственный Исторический музей Москва
Украшения выполнены греческими ювелирами. Найдено в Северной Украине


Сосуд со сценами охоты 400 – 375 до н. э. Серебро; позолота
Найдено на раскопках 1913 года в Кургане Солоха (Приднепровье)


Золотая гривна с окончаниями в виде скифских всадников. Фрагмент
400 – 350 до н. э. Золото
Государственный Эрмитаж Санкт-Петербург
Найдено в Кургане Куль-Оба, Крым


Золотая гривна с окончаниями в виде скифских всадников. Фрагмент 400 – 350 до н. э.
Золото
Государственный Эрмитаж
Санкт-Петербург
Найдено в Кургане Куль-Оба, Крым


Пара золотых серег с диском и ладьевидной подвеской
Около 350 до н. э. Золото
Курган Куль-Оба, Крым


Подвески и фибула 2 – 1 век до н. э. Агат, сердолик, цветное стекло
Краснодарский государственный историко-археологический музей-заповедник
Краснодар
Из станицы Динской


Браслет Вторая половина 1 века н. э.
Золото, бирюза, коралл, стекло


16 Кинжал Вторая половина 1 века н. э.
Золото, гранат, бирюза


Височный фалар от банданы 1 век
Золото, агат, бирюза, альмандины, коралл, цветное стекло
Азовский краеведческий музей
Из могильника “Дачи”


Браслет 4 – 5 век Золото, стекла; литье
Государственный историко-культурный музей-заповедник “Московский Кремль”. Оружейная палата Москва


Шейная гривна 4 – 5 век Золото, стекла; литье Диаметр 22 см
Государственный историко-культурный музей-заповедник “Московский Кремль”. Оружейная палата Москва
Найдено в Северном Причерноморье


Бляшка в виде фигурки кабана Золото
Государственный исторический музей Киев
Маленькие зооморфные (в виде фигурок кабанов, львов, оленей, коней) и антропоморфные (в виде Беса, Горгоны и других божеств) бляшки получили распространение в искусстве скифов и использовались для украшения одежды, головных уборов и конской сбруи


Бляшка в виде фигурки льва Золото
Государственный музей искусств народов Востока
Москва


Зеркало. Серебро; позолота
Государственный исторический музей Киев
Из кургана Келермес. Декорировано сценами в средневосточном, египетском и иранском стилях.


Круглая фалера Золото
Государственный музей искусств народов Востока Москва
Украшала костюм или церемониальную одежду, нашивалась прямо на ткань. Сюжетом для декора послужила стилизованная большеклювая птица


Нашивная бляшка “Конный скиф” Золото
Государственный Исторический музей Москва
Найдено в кургане Куль-Оба


Пектораль. Фрагмент Золото
Государственный исторический музей Киев
Некоторые из изображенных животных “смотрят на нас” – этот прием характерен для мастеров черноморских греческих колоний


Прямоугольные бляшки с изображением грифонов
Музей Троговитца
Предназначались для украшения оружия


Украшение женского головного убора Золото
Государственный исторический музей Киев
Изображена сцена бракосочетания двух богов


Шлем с изображением батальной сцены Золото; чеканка, гравировка
Государственный исторический музей Киев
Греко-скифская работа


Браслет с изображением зверей 5 – 4 век до н. э. Золото
Государственный Эрмитаж
Санкт-Петербург
“Сибирская коллекция” Петра I


Спиральный браслет с фигурками животных
4 – 3 век до н. э. Золото
Государственный Эрмитаж Санкт-Петербург
“Сибирская коллекция” Петра I


Скоба, фибула, бляхи с изображением грифонов
Конец 2 – первая половина 1 века до н. э. Гранаты, стекло; эмаль
Государственный Исторический музей Москва
Найдено в Северском Кургане (Северный Кавказ)


Гривна с оленьими головами 1 век до н. э. – 1 век н. э. Золото
Краснодарский государственный историко-археологический музей-заповедник
Краснодар
Найдено в станице Старокорсунской


Сарматские парные подвески Конец 1 – начало 2 века
Золото, сердолик, цветное стекло
Азовский краеведческий музей
Из “Сладковского” могильника, Ростовская область


Поясная застежка 2 – 3 век Бирюза
Краснодарский государственный историко-археологический музей-заповедник
Краснодар
Из некрополя Горгиппии


Серьга Золото, филигрань


Эгрет в виде грифона, держащего в когтях горного козла Золото
Государственный Эрмитаж Санкт-Петербург
Вероятно, украшал головной убор знатного воина. Найдено в междуречье Иртыша и Оби

kolybanov.livejournal.com

Скифские воительницы | Движение Новые Скифы

Тороп С.О.
Биолог, краевед
г. Никополь, Украина
Биография

Материал предоставлен в авторской редакции

Скифские воительницы

Упражнения с оружием

Описывая быт и обычаи скифов, античные авторы не раз упоминают о бесправии и замкнутом образе жизни скифских женщин. Из их произведений мы узнаем, что вся жизнь скифянок была посвящена домашним занятиям и обслуживанию семьи, в которой они занимали подчиненное положение. У скифов (особенно знатных) существовало многоженство. Более привилегированное положение занимала старшая жена. В самом униженном положении находились наложницы. Погребение скифского воина обычно сопровождалось жертвоприношением младшей жены или наложницы. Подчиненное, более низкое положение скифянок прослеживалось даже в погребальных обрядах. Рядовых женщин и наложниц хоронили в простых грунтовых могильниках без курганных насыпей.

Скифская женщина.

Реконструкция Торопа С.О. по материалам раскопок

в скифском кургане в окресностях г. Никополя

Современные археологические исследования во многом подтверждают свидетельства древних авторов. Однако целый ряд находок абсолютно не вписывается в уже сложившиеся представления о скифских женщинах, как о  забитых и бесправных существах. В курганах Северного Причерноморья (в том числе и на территории Никопольского района) во второй половине ХХ — начале ХХI вв. обнаружено немало погребений женщин, при которых помимо женских принадлежностей (пряслиц от веретен, зеркал, украшений) встречается оружие, ничем не отличающееся от мужского: копья и дротики, колчаны со стрелами, камни от пращей…При исследовании кургана № 13 (Капуловка I, Никопольский район) археологами было обнаружено захоронение молодой скифской женщины или девушки. Кисть погребенной сжимала ручку бронзового зеркальца, а возле нее ученые выявили немало типично женских украшений (золотые серьги, ожерелье из золотых бусин, чередующихся с подвесками в виде парных золотых колечек и т.д.), а также предметов туалета. Но в погребальной камере находились и другие предметы — абсолютно не свойственные для «забитых и бесправных» скифянок. Непосредственно за черепом находился колчанный набор, состоявший из 52 бронзовых наконечников стрел, обращенных остриями в южную сторону. Стрелы лежали компактной кучкой в несколько рядов. Справа от скелета были найдены лежавшие рядом наконечники копья и дротики, а также подток копья.

Дротик имел жаловидное перо и узкую втулку, переходящую в массивный стержень. Длина наконечника составляла 40 см, длина пера — 6,5 см, диаметр втулки — 2,5 см. Рядом с ним лежал наконечник копья длиной 44 см (длина пера — 32 см, диаметр втулки — 3 см). Железный подток цилиндрической формы имел длину 17 см, диаметр — 2,5 см. Стоит отметить, что подобные наконечники копий и дротиков характерны для захоронений скифских воинов IV в. до н.э., обнаруженных как в курганной группе Капуловка I, так и в других курганах на территории Никопольского района.

Капуловка І, курган № 13. Никопольский район

1 — наконечник дротика, 2 — наконечник копья,

3 — подток копья, 4 — стрелы из колчанного набора

Стрелы из колчанного набора

Подобный набор оружия был обнаружен археологами и в кургане № 1 (Капуловка II, Никопольский район), во время раскопок скифского женского захоронения середины IV в. до н.э. Наряду с глиняным пряслицем, железным шилом, бронзовым зеркалом, бронзовыми и золотыми украшениями, посудой и прочими предметами, характерными для скифских женских захоронений, в погребальной камере находились состоявший из 24 стрел колчанный набор, а также наконечники копья и дротика. Их древки, судя по местонахождению подтока от копья, тянулись к ногам погребенной. Длина всего копья (вместе с наконечником и подтоком) составляла 2 м.

Капуловка ІІ, курган № 1. Никопольский район

1 — наконечник дротика, 2 — наконечник копья,

3 — подток копья, 4 — стрелы

Обломок подтока от копья или дротика, наконечники стрел (по-видимому, входивших в колчанный набор) найдены в кургане № 11, относящемуся к курганной группе близ Богдановской обогатительной фабрики (окраина г. Орджоникидзе, Никопольский район). К сожалению, могила подверглась разграблению еще в древнее время, но о том, что она принадлежала скифской женщине или девушке красноречиво свидетельствовали обнаруженные в погребальной камере костяной набор веретена (состоял из 5 частей) и серебряные серьги с золотыми подвесками в виде медальона с изображением головы Афины в шлеме. К нижней части медальона были прикреплены 7 амфоровидных подвесок на петельках.

Вещи из кургана № 11. Группа Богдановской обогатительной фабрики. Никопольский район
1 — золотая подвеска в виде соединенных между собой замкнутых колечек,

2 — наконечник стрелы, 3 — свинцовое пряслице,

4 — обломок железного подтока от копья или дротика,

5 — костяной набор веретена,

6 — серебряные серьги с золотыми подвесками,

7 — костяная рукоятка от железного ножа с лезвием

В кургане № 13, относящемуся к той же курганной группе, вновь было обнаружено захоронение скифской женщины с оружием. За черепом погребенной лежал истлевший кожаный колчан со стрелами, древки которых сохранились почти на всю длину. Часть стрел имела бронзовые наконечники, часть была цельно деревянной. На колчане лежал железный нож с костяной рукоятью. За колчаном располагались глиняное пряслице и железное шильце, а под левым плечом погребенной — бронзовое зеркало с железной ручкой.Внимание археологов привлекли и лежавшие в северо-западном углу могилы крупные части большого деревянного предмета — скорее всего, щита. Он как бы был покрыт белым лаком и расписан красной и зеленой красками.

Курган № 13, группа Богдановской обагатительной фабрики. Никопольский район

1 — остатки кожаного колчана со стрелами, 2 — обломок деревянного щита

Я привел далеко не полный список подобных захоронений, обнаруженных на территории Никопольского района. Итак, факт распространения в среде скифских женщин военных упражнений и их знакомства с оружием,, думаю, не требует лишних доказательств.

В одном из женских погребений, выявленных недалеко от города Орджоникидзе, в колчанном наборе воительницы, наряду с парой десятков наконечников «боевых» стрел, были обнаружены две цельнодеревянные стрелы. Для какой цели предназначались эти бутафорские «боеприпасы»? Вполне возможно, что они имели культовое значение и служили для поражения некой символической цели во время проведения определенного религиозного обряда.

Цельнодеревянные стрелы.

Группа БОФ, курган № 13, могила № 2

Уместно также предположить, учитывая молодой возраст погребенной (захоронение принадлежало скифской девушке), что данные стрелы являлись «учебными». Они могли служить для обучения премудростям стрельбы из лука. Однако по поводу «бутафорских» стрел у меня недавно возникла еще одна версия. Геродот, побывавший в Северной Африке в V в. до н.э., застал на озере Тритонида (в Тунисе) племя, жившее еще «по обычаям амазонок».

Разрез могилы № 2.

Группа БОФ, курган № 13

Далее «отец истории» отмечает, что на ежегодном празднике местные девушки, «разделившиеся на две партии, сражались друг с другом камнями и палками». Как известно из античных источников, в честь бога войны скифы ежегодно устраивали празднества, на которых особо отличившиеся воины награждались чашей вина. Неотъемлемыми атрибутами этих мероприятий были ритуальные танцы и состязания по борьбе и стрельбе из лука, сцены из которых изображены на некоторых золотых бляшках.

Скифская воительница.

Реконструкция Торопа С.О. по находкам в окрестностях с. Капуловки и г. Орджоникидзе.

Никопольский район

Не исключено, что во время посвященных богу войны празднеств, скифские девушки и молодые женщины, разделившись на две части, устраивали «потешные бои», сражаясь бутафорскими копьями и осыпая «условного противника» градом деревянных стрел. Вполне возможно, что подобные «потешные сражения» могли проводить и скифские юноши. По всей видимости, отголоски именно этих давних обрядов сохранялись во многих местах бывшего Советского Союза вплоть до 30-х годов ХХ века. По большим праздникам, чаще всего на Крещение, мужики из соседних сел или разных районов города нередко устраивали кулачные бои, сходясь «стенка на стенку». Дрались, правда, до первой крови, после чего обычно расходились по домам…

Женщины-воины

Но были ли упражнения лишь „баловством да потешными забавами”, или некоторые скифянки, совершенствуя свое умение владением оружием, всегда были готовы выступить на войну вместе с воинами-мужчинами? Изучение останков погребенных скифских женщин свидетельствует о том, что многие прижизненные повреждения и увечья были нанесены им вовсе не в ходе семейных разборок, и, скорее всего являются боевыми ранениями. Проанализировав состав оружия из скифских женских захоронений на территории Никопольщины, можно придти к выводу, что воительницы отдавали предпочтение луку со стрелами, копью и дротику. Отсутствие в подобных погребениях останков мечей, боевых топоров и прочего оружия ближнего боя наводит на мысль о том, что скифские воительницы подобным вооружением не пользовались. Возможно, потому, что, в скифской среде оно все же считалось «исконно мужским».

Места находок на территории Никопольского района скифских женских погребений с оружием

Кинжалы служили не только для самозащиты — зачастую они использовались и в ритуальных целях. Возможно также, что во время походов некоторые женщины-воины исполняли ещё и функцию жриц. Найденные в погребениях скифских воительниц ядра от пращи свидетельствуют  о том, что это метательное оружие им было хорошо известно. По находке в кургане № 13 (группа Богдановской обогатительной фабрики, недалеко от г. Орджоникидзе, Никопольский район) можно предположить, что головные уборы женщин-воинов были невысокими и по своей форме напоминали древнерусскую кику XI-XIII вв. или головной убор богини Табити на известных изображениях. Они имели кожаную основу, которая закреплялась на деревянном обруче, сделанном из сплошной дощечки шириной 5-6 см и толщиной около 1 см.

Деревянный каркас от головного убора.

Находка в кургане № 13. Группа Богдановской обогатительной фабрики. Никопольский район 

Скифская богиня Табити

Скифская воительница.

Реконструкция Торопа С.О. по находкам в курганах в окрестностях с. Капуловки и г. Орджоникидзе. Никопольский район

Возможно, головные уборы знатных скифянок обшивались защитными металлическими пластинами. Для подвешивания оружия служил широкий кожаный пояс. Единственным защитным вооружением женщин-вионов, похоже, являлись щиты (судя по всему, почти квадратной формы) — деревянные и обшитые кожей. Нанесенные на них в определенной последовательности полоски (обычно красные и зеленые) имели магическое значение.

Существовали ли у скифов и родственных им народов отдельные женские воинские подразделения? В трудах античных авторов содержится описание войны, которую вел знаменитый персидский царь Кир Великий с саками царя Амфора (Омарга), взяв последнего в плен. Тогда жена Аморга Спаретра собрала армию «в 300 тысяч мужчин и 200 тысяч женщин», разбила персов и освободила мужа. Даже если учесть, что древние авторы существенно завысили численность армии Спаретры, доля в ней женщин, как и их вклад в общую победу, выглядят довольно значительными. Вооруженные копьями женщины составляли основу армии царицы Тиргитао, поднявшей мятеж против своего мужа Гекатея — марионетки боспорского царя Сатира І (393-389 гг. до н.э.).

Как известно, основу скифского войска составляла царская дружина, набранная из лучших воинов, вне зависимости от их родового происхождения. Скифские женские отряды входили в состав широкого народного ополчения, созывавшегося на случай войны. Вероятнее всего, во время боя они выполняли вспомогательные функции и, осыпав противника градом стрел и каменных ядер, поспешно отступали, уступив место мужчинам, готовым сразиться с врагами в открытом бою, так сказать, лицом к лицу. Подобные подразделения могли также использоваться для прикрытия  тыла и охраны путей возможного отступления.

Скифская воительница.

Реконструкция Торопа С.О. по находкам в курганах в окрестностях с. Капуловки и г. Орджоникидзе. Никопольский район

Странствующие греческие купцы и путешественники могли не раз повстречать в Северном Причерноморье и на Кубани воинские женские подразделения скифов (или родственных им племен). Так множились рассказы об амазонках, с давних времен распространенные в античном мире. Автор «Истории Александра Македонского», римский писатель Курций Руф, живший четыре века спустя, повествует о встрече великого полководца с царицей амазонок Фалестрис, якобы имевшей место в 330 г. до н.э. на южном берегу Каспийского моря. Эта дама явилась в лагерь Александра, желая зачать от героя дочь, ибо той надлежало родиться лучших царских кровей. Две недели лучшие македонские воины и амазонки, как повествует Курций Руф, предавались пьянству и любви. Великий полководец, естественно, не смог отказать прекрасной Фалестрис, после чего она отправилась в свое царство на берега Черного моря, а Александр — в Парфию.Арриан (90/95-175 гг. до н.э.), более известный биограф македонского царя, так оценивает сказание о встрече Александра с амазонками: «Обо всем этом нет ни слова… ни у одного писателя, рассказу которого о таком исключительном событии можно было бы поверить».

И все же скифские воительницы могли повстречаться с македонскими воинами. Правда, не в описанной Курцием Руфом обстановке, а на поле боя. Не исключено, что они приняли участие в разгроме 30-тысячной армии македонского наместника во Фракии Зопириона, вторгшегося на территорию Скифии в 331 г. до н.э.


Интересные факты

  • В 1983-1985 гг. археологами на Таманском полуострове (Россия) были найдены фрагменты рельефа, на котором изображена кровавая битва между синдами и меотскими женщинами-воительницами. Характерно, что на груди у изображенного на этом же барельефе поверженного коня подвешены две отрезанные мужские головы. Привлекает внимание также изображение гривны на шее у женщины: такие гривны часто служили отличительным знаком власти, знатного происхождения. Широкие кожаные боевые пояса и отсутствие головного убора — это также черты внешнего облика меотянок, близких к кочевницам-сарматкам. Характерно, что в руке воительница сжимает боевой дротик. Это оружие наиболее часто встречается в скифских женских захоронениях на Никопольщине.

1 — рука, сжимающая боевой дротик,

2 — гривна, 3 — кожаный боевой пояс,

4 — отрезанные мужские головы

  • В 1787 г. под впечатлением древних легенд об амазонках князь Григорий Потемкин-Таврический решил создать амазонскую роту. Вскоре она была сформирована из ста женщин — «благородных жен и дочерей балаклавских греков». Командиром «амазонок» стала гречанка Елена Ивановна Сарандова. Вскоре ее подразделение вошло в состав Балаклавского греческого батальона. Роскошно обмундированная «амазонская рота» приняла участие в параде во время известной поездки Екатерины II по Новороссии (современному югу Украины) и Крыму, после чего была расформирована.

Григорий Потемкин-Таврический

Фото: ru.wikipedia.org


Иллюстрации:

  1. Кленов В. История и мифы древней Синдики. — Техника молодежи. — 1986. — № 8. — С. 36-41.
  2. Скифские древности. — К. : Наукова думка, 1973. — 280 с.

Источник.

newskif.su

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back To Top