Историк объяснил, почему украинская армия заимствует нацистскую символику
https://ria.ru/20211206/simvolika-1762311478.html
Историк объяснил, почему украинская армия заимствует нацистскую символику
Историк объяснил, почему украинская армия заимствует нацистскую символику – РИА Новости, 06.12.2021
Историк объяснил, почему украинская армия заимствует нацистскую символику
Военные Украины, решив в свое время использовать антироссийскую символику, в том числе заимствованную из эмблем войск гитлеровской Германии, невольно… РИА Новости, 06.12.2021
2021-12-06T06:57
2021-12-06T06:57
2021-12-06T17:00
в мире
министерство обороны украины
вооруженные силы украины
/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content
/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content
https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e4/05/16/1571835284_0:159:3073:1888_1920x0_80_0_0_018c73656e42d89c188cbf0d5cfe174d.jpg
МОСКВА, 6 дек — РИА Новости. Военные Украины, решив в свое время использовать антироссийскую символику, в том числе заимствованную из эмблем войск гитлеровской Германии, невольно продемонстрировала отсутствие у страны реальных традиций и побед, заявил РИА Новости доцент кафедры истории и теории политики факультета политологии МГУ Александр Бубнов. В понедельник государство отмечает 30-летие создания армии. 6 декабря 1991 года Верховная рада приняла законы о Вооруженных силах и об обороне.”Попытка конструирования новой украинской идентичности на основе “анти-России” очень четко просматривается в такой, может быть, не столь заметной, но очень важной сфере, как военная символика. Потому что военная символика отражает традиции армии как важнейшего элемента государства”, — сказал Бубнов.По его словам, Украина в своей армейской символике полностью отбрасывает опыт советского периода. “Но что остается? А остаются, естественно, те периоды истории, где Украина противостоит России. Но периодов несколько, и все они были бесславными для Киева”, — отметил эксперт.Никаких актуальных военных традиций страны не просматривается ни с XVII века, со времен Богдана Хмельницкого, ни даже со времен сечевых стрельцов, на базе которых австро-венгерские власти после начала Первой мировой войны сформировали военный легион УСС, указал он “Там все коротко и бесславно”, — добавил Бубнов. Далее по шкале времени лежит Украинская повстанческая армия*, продолжил историк. “Но УПА* — это партизаны, которые уже проиграли и готовятся попрятаться по лесам. Поэтому и их “боевой” опыт в чистом виде не годится”, — пояснил он.”Вервольф” и “Азов”По словам Бубнова, реальный опыт регулярной армии имели украинские национальные формирования в составе войск Третьего рейха.”И неслучайно дизайн новой полевой кепи Вооруженных сил Украины, которая должна была символизировать “мазепинку” — головной убор сечевых стрельцов, на самом деле является почти полной копией “гансовки” в стиле гитлеровской армии”, — заметил собеседник агентства.Киев не старается передавать нацистские символы точь-в-точь, поскольку “все же табу на нее в приличном европейском обществе есть”, но сходство “бросается в глаза”, сказал он. По его словам, там заимствуют “общие концепции знаков и эмблем Третьего рейха”. Так, украинский знак на берете для горной пехоты представляет собой изображение эдельвейса с перекрещенными топорами, отмечает эксперт. Брошь в виде этого цветка была обязательным атрибутом кепи егерей 1-й горно-пехотной дивизии вермахта, а после Второй мировой войны такие знаки используют горно-стрелковые подразделения ФРГ и Австрии.Он также напомнил, что эмблемы медицинской службы и ветеринарии, утвержденные приказом Минобороны Украины в 2020 году, — калька с символики вермахта. Кроме того, наличие отдельных нацистских элементов есть и на предметах Национальной гвардии Украины, авиации, ракетных войск и артиллерии.По словам Бубнова, это “вплетение” символов Третьего рейха можно объяснить тем, что украинские радикальные националисты, многие из которых — поклонники не только УПА*, но и Гитлера, составляли наиболее идейную ударную часть Евромайдана и войны в Донбассе, и они же являются идеологически мотивированным ядром армии Украины.”Вот это такое заигрывание с ними, чтобы им было бы приятно в армейской символике видеть отсыл к своему любимому историческому периоду”, — добавил историк.Но и прямое копирование нацистских знаков имеется: речь идет о символах украинского добровольческого полка (ранее батальона) патрульной службы полиции особого назначения в составе Национальной гвардии Украины “Азов”, отметил Бубнов. По его словам, введенная в 2016 году эмблема сил специальных операций украинской армии “волк-оборотень” позиционируется разработчиками, как якобы олицетворение преемственности традиций от воинов князя Святослава и казаков-характерников до современных ВСУ.”И тут ни о каких традициях речи быть не может. Но напрашивается аналогия с немецким “Вервольфом” (нем. Werwolf — “волк-оборотень”. — Прим. ред.) — ополчением для ведения партизанской войны в тылу наступающих войск противника, созданным нацистами в конце Второй мировой войны”, — добавил Бубнов.В настоящее время эмблему “Вервольфа” — “волчий крюк” — как раз и использует “Азов”, пояснил историк.Выдумки на смех экспертамЕще одним источником “вдохновения” для авторов символики ВСУ стали эмблемы стран НАТО.”Это, с одной стороны, объясняется прагматизмом: Киев взял курс на интеграцию в НАТО, но есть и интересные символические моменты. На Украине берут символику армий стран НАТО, но работают с ней своеобразно”, — отметил Бубнов.Он привел в пример эмблему морской пехоты. “В Италии — скрещенные ружья и якорь, все очевидно. Украинский вариант — на первый взгляд то же самое. Но разница в ружьях. У итальянцев это современные ружья, у украинцев — мушкеты XVI века. Это искусственная архаизация в попытке показать, каким якобы древним было украинское государство”, — пояснил собеседник агентства.По словам Бубнова, речь о попытке следовать общеевропейской традиции вкупе с отсылом к древним временам. “Но это слишком запоздалая технология романтизма. Европейские государства активно применяли ее у себя в XVIII-XIX веках на гребне волны своего национализма в попытке “удревнить” собственную историю, но сейчас у них в военной символике этого нет. А Украина с этим заигрывает”, — сказал историк.В качестве еще одного примера Бубнов привел то, что на эмблемах бронетанковых войск Украины и 101-й бригады охраны Генерального штаба ВСУ имеются рыцарские перчатки и алебарды, характерные для Западной Европы и не имеющие ничего общего с якобы украинской военной традицией.”От живых традиций вооруженных сил не отказываются, но раз их нет, то единственный путь — заимствование и “изобретение”, выдумывание традиций, чем на Украине и занимаются”, — добавил Бубнов. У ведущих армий мира военная символика, сохраняя традиции, модернизируется вместе с вооруженными силами, подчеркнул собеседник агентства. “А Украина идет в обратную сторону. На мой взгляд, это ключевая проблема их попытки национального строительства, основы которого Украина изобретает. Сейчас, когда под рукой есть интернет и все можно проверить за секунды, изобретать традиции — это, конечно, очень смелый в своей странности эксперимент”, — сказал историк.По словам Бубнова, ничего кроме скепсиса и иронии у профессиональных специалистов это не вызывает.”Как говорится, как вы корабль назовете, так он и поплывет. Вот эта символика с ее беспомощными заимствованиями, архаизацией и опытом Третьего рейха не сулит украинской армии ничего хорошего”, — добавил он.*Экстремистская организация, запрещенная в России.
https://ria.ru/20211015/upa-1754810836.html
https://ria.ru/20210111/ukraina-1592580904.html
https://ria.ru/20210128/nebenzya-1594894122.html
https://radiosputnik.ria. ru/20210705/pesokv-1739915812.html
https://ria.ru/20210712/putin-1740968464.html
РИА Новости
1
5
4.7
96
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
2021
РИА Новости
1
5
4.7
96
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
Новости
ru-RU
https://ria.ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
РИА Новости
1
5
4.7
96
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
1920
1080
true
1920
1440
true
https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e4/05/16/1571835284_172:0:2901:2047_1920x0_80_0_0_aacae11f2cf4453cf1536d92898c4b02. jpg
1920
1920
true
РИА Новости
1
5
4.7
96
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
РИА Новости
1
5
4.7
96
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
в мире, министерство обороны украины, вооруженные силы украины
В мире, Министерство обороны Украины, Вооруженные силы Украины
МОСКВА, 6 дек — РИА Новости. Военные Украины, решив в свое время использовать антироссийскую символику, в том числе заимствованную из эмблем войск гитлеровской Германии, невольно продемонстрировала отсутствие у страны реальных традиций и побед, заявил РИА Новости доцент кафедры истории и теории политики факультета политологии МГУ Александр Бубнов.
В понедельник государство отмечает 30-летие создания армии. 6 декабря 1991 года Верховная рада приняла законы о Вооруженных силах и об обороне.
“Попытка конструирования новой украинской идентичности на основе “анти-России” очень четко просматривается в такой, может быть, не столь заметной, но очень важной сфере, как военная символика. Потому что военная символика отражает традиции армии как важнейшего элемента государства”, — сказал Бубнов.
По его словам, Украина в своей армейской символике полностью отбрасывает опыт советского периода. “Но что остается? А остаются, естественно, те периоды истории, где Украина противостоит России. Но периодов несколько, и все они были бесславными для Киева”, — отметил эксперт.
Никаких актуальных военных традиций страны не просматривается ни с XVII века, со времен Богдана Хмельницкого, ни даже со времен сечевых стрельцов, на базе которых австро-венгерские власти после начала Первой мировой войны сформировали военный легион УСС, указал он “Там все коротко и бесславно”, — добавил Бубнов.
Далее по шкале времени лежит Украинская повстанческая армия*, продолжил историк. “Но УПА* — это партизаны, которые уже проиграли и готовятся попрятаться по лесам. Поэтому и их “боевой” опыт в чистом виде не годится”, — пояснил он.
На здании лицея в Черновцах появился красно-черный флаг УПА*
15 октября 2021, 20:02
“Вервольф” и “Азов”
По словам Бубнова, реальный опыт регулярной армии имели украинские национальные формирования в составе войск Третьего рейха.
“И неслучайно дизайн новой полевой кепи Вооруженных сил Украины, которая должна была символизировать “мазепинку” — головной убор сечевых стрельцов, на самом деле является почти полной копией “гансовки” в стиле гитлеровской армии”, — заметил собеседник агентства.
Киев не старается передавать нацистские символы точь-в-точь, поскольку “все же табу на нее в приличном европейском обществе есть”, но сходство “бросается в глаза”, сказал он. По его словам, там заимствуют “общие концепции знаков и эмблем Третьего рейха”.
Так, украинский знак на берете для горной пехоты представляет собой изображение эдельвейса с перекрещенными топорами, отмечает эксперт. Брошь в виде этого цветка была обязательным атрибутом кепи егерей 1-й горно-пехотной дивизии вермахта, а после Второй мировой войны такие знаки используют горно-стрелковые подразделения ФРГ и Австрии.
На Украине осквернили памятник погибшим во Второй мировой войне
11 января 2021, 14:56
Он также напомнил, что эмблемы медицинской службы и ветеринарии, утвержденные приказом Минобороны Украины в 2020 году, — калька с символики вермахта. Кроме того, наличие отдельных нацистских элементов есть и на предметах Национальной гвардии Украины, авиации, ракетных войск и артиллерии.
По словам Бубнова, это “вплетение” символов Третьего рейха можно объяснить тем, что украинские радикальные националисты, многие из которых — поклонники не только УПА*, но и Гитлера, составляли наиболее идейную ударную часть Евромайдана и войны в Донбассе, и они же являются идеологически мотивированным ядром армии Украины.
“Вот это такое заигрывание с ними, чтобы им было бы приятно в армейской символике видеть отсыл к своему любимому историческому периоду”, — добавил историк.
Но и прямое копирование нацистских знаков имеется: речь идет о символах украинского добровольческого полка (ранее батальона) патрульной службы полиции особого назначения в составе Национальной гвардии Украины “Азов”, отметил Бубнов.
По его словам, введенная в 2016 году эмблема сил специальных операций украинской армии “волк-оборотень” позиционируется разработчиками, как якобы олицетворение преемственности традиций от воинов князя Святослава и казаков-характерников до современных ВСУ.
“И тут ни о каких традициях речи быть не может. Но напрашивается аналогия с немецким “Вервольфом” (нем. Werwolf — “волк-оборотень”. — Прим. ред.) — ополчением для ведения партизанской войны в тылу наступающих войск противника, созданным нацистами в конце Второй мировой войны”, — добавил Бубнов.
В настоящее время эмблему “Вервольфа” — “волчий крюк” — как раз и использует “Азов”, пояснил историк.
Небензя направил генсеку ООН письмо о героизации нацизма на Украине
28 января 2021, 08:36
Выдумки на смех экспертам
Еще одним источником “вдохновения” для авторов символики ВСУ стали эмблемы стран НАТО.
“Это, с одной стороны, объясняется прагматизмом: Киев взял курс на интеграцию в НАТО, но есть и интересные символические моменты. На Украине берут символику армий стран НАТО, но работают с ней своеобразно”, — отметил Бубнов.
Он привел в пример эмблему морской пехоты.
“В Италии — скрещенные ружья и якорь, все очевидно. Украинский вариант — на первый взгляд то же самое. Но разница в ружьях. У итальянцев это современные ружья, у украинцев — мушкеты XVI века. Это искусственная архаизация в попытке показать, каким якобы древним было украинское государство”, — пояснил собеседник агентства.
По словам Бубнова, речь о попытке следовать общеевропейской традиции вкупе с отсылом к древним временам. “Но это слишком запоздалая технология романтизма. Европейские государства активно применяли ее у себя в XVIII-XIX веках на гребне волны своего национализма в попытке “удревнить” собственную историю, но сейчас у них в военной символике этого нет. А Украина с этим заигрывает”, — сказал историк.
Песков объяснил, почему сторонники нацизма “в почете” на Украине
5 июля 2021, 13:14
В качестве еще одного примера Бубнов привел то, что на эмблемах бронетанковых войск Украины и 101-й бригады охраны Генерального штаба ВСУ имеются рыцарские перчатки и алебарды, характерные для Западной Европы и не имеющие ничего общего с якобы украинской военной традицией.
“От живых традиций вооруженных сил не отказываются, но раз их нет, то единственный путь — заимствование и “изобретение”, выдумывание традиций, чем на Украине и занимаются”, — добавил Бубнов.
У ведущих армий мира военная символика, сохраняя традиции, модернизируется вместе с вооруженными силами, подчеркнул собеседник агентства. “А Украина идет в обратную сторону. На мой взгляд, это ключевая проблема их попытки национального строительства, основы которого Украина изобретает. Сейчас, когда под рукой есть интернет и все можно проверить за секунды, изобретать традиции — это, конечно, очень смелый в своей странности эксперимент”, — сказал историк.
По словам Бубнова, ничего кроме скепсиса и иронии у профессиональных специалистов это не вызывает.
“Как говорится, как вы корабль назовете, так он и поплывет. Вот эта символика с ее беспомощными заимствованиями, архаизацией и опытом Третьего рейха не сулит украинской армии ничего хорошего”, — добавил он.
Путин высказался о нацизме на Украине
12 июля 2021, 17:36
*Экстремистская организация, запрещенная в России.
Обыкновенный нацизм
Возрастная категория 18+
Сроки проведения: с 19 апреля по 31 мая 2023 года
Место проведения: Зал Полководцев, 1 этаж
Ко Дню памяти и скорби обновлена и значительно расширена экспозиция выставки!
Посетители увидят экспонаты, привезенные с территории Донбасса межмузейной группой, в которую вошли в том числе и сотрудники Музея Победы. Группа была создана Министерством культуры Российской Федерации при содействии Российского исторического общества. Выставку дополняют трофеи полка «Азов», взятые из расположения части в Мариуполе после капитуляции боевиков, тяжелое вооружение, бронежилеты, обмундирование националистов. Преступления украинских нацистов представлены в документах, дневниках, личных вещах членов националистических батальонов «Азов», «Айдар»* и др. В экспозицию вошли статистические данные о жертвах бандформирований и подлинные экспонаты из Рубежного, Мариуполя, Попасной и Северодонецка, свидетельствующие об обстрелах жилых кварталов этих городов со стороны ВСУ.
Экспозиционный проект «Обыкновенный нацизм» посвящен истории возникновения и развития украинского варианта нацизма с момента его зарождения и до наших дней.
Более 200 экспонатов рассказывают о зверствах украинских националистов в годы Второй мировой войны, а также о массовых преступлениях и терроре современных неонацистов против жителей Украины в 2014-2022 годах. Материалы выставки покажут неразрывную связь Организации украинских националистов (ОУН), участвовавшей в уничтожении мирного населения в годы войны, с современными националистическими организациями Украины, возродившими идеологию нацистской Германии.
Подлинные экспонаты из Германии конца 1930-х – начала 1940-х годов покажут зарождение и развитие нацистской идеологии, а архивные документы и фотографии – кровавые расправы над жителями Украины, совершенные нацистами и их приспешниками в годы Великой Отечественной. Среди раритетов – уголовные дела, которые после войны были заведены на преступников, ответственных за злодеяния против человечности на территории УССР.В разделе «Нацизм сегодня» гости увидят десятки материальных свидетельств, доказывающих пронацистские настроения в современной Украине — это книги, форма, агитационная атрибутика украинских националистов, предметы с нацистской символикой. На выставке представлены фотографии и воспоминания очевидцев о преступлениях современных неонацистов против жителей Украины.
Центральной частью экспозиции станет пронзительная инсталляция, посвященная погибшим детям Донбасса.
В выставку вошли материалы из фондов Музея Победы, Донецкого республиканского краеведческого музея, Российского государственного архива социально-политической истории, а также специального проекта РИА Новости «Донбасс.
Проект реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
Символы, используемые в Северной Ирландии– Националистические и республиканские символы [CAIN_Home] [Ключевые_события] [Ключевые вопросы] [КОНФЛИКТ_ФОН] ПРЕДПОСЫЛКИ: [Акронимы] [Глоссарий] [Общество NI] [Статьи] [Хронологии] [Организации] [CAIN_Библиография] [Другие_библиографии] [Исследовать] [Фотографии] [СИМВОЛЫ] [Фрески] [Карты] [Интернет] СИМВОЛЫ: [Меню] [Сочинение] [Совместные_символы] [Юнионист_Лоялист] [Националист_республиканец] [Флаги] [Loyalist_Murals] [Республиканские_фрески] [Фрески_Меню] Материалы добавляются на этот сайт на регулярной основе – информация на этой странице может меняться «Нажмите» на изображения для просмотра в полном размере и получения дополнительной информации
|
Воссоздание националистического движения с помощью символов
Скачать PDF
Махатма Ганди и Мао Цзэдун, возможно, два самых влиятельных азиатских националистических лидера двадцатого века, использовали политические символы для преобразования националистических движений, начатых западной элитой. Проникнутые заявленными идеалами британской демократии, англоязычные индийцы учредили Индийский национальный конгресс в 1885 году с целью получить более широкое участие в правительстве, а не свергнуть раджа.
В начале двадцатого века Националистическая партия Сунь Ятсена черпала вдохновение как в социализме, так и в западной демократии. После «Движения четвертого мая» 1919 года лидеры националистов охарактеризовали вестернизацию как «г. Наука» и «Mr. Демократия». В конечном итоге и Ганди, и Мао разработали мощные символы, чтобы отвергнуть Запад и создать новое национальное видение. Студентам должно быть полезно понять, как Ганди и Мао использовали символы для преобразования элитарных национальных движений. Такое исследование также поможет студентам проанализировать, как современные политические лидеры используют символы, как положительные, так и отрицательные, для формирования общественного мнения.
Ганди в Йоханнесбурге, Южная Африка, 1908 год. Источник: стр. 33 Ганди Питера Рюэ.© 2001 Phaidon Press Limited.
ГАНДИ
Отказ от развития, восхваление крестьян
Выбрав машину в качестве конкретного символа, Ганди изобразил индустриализацию как стимул для Запада к господству над миром; напротив, он прославлял простую жизнь индийских крестьян. Согласно Ганди, «множество потребностей и приспособленных для их удовлетворения машин» служило «увеличению животных аппетитов», заставляя европейцев «отправляться на край земли в поисках их удовлетворения». 1 Ткани, импортированные из Европы, стали самым осязаемым символом кампании Ганди против британского господства. К 1930 году давление Ганди с целью бойкота иностранной ткани привело к резкому снижению продаж иностранных товаров в основных центрах производства тканей в Амритсаре, Дели и Бомбее. Еще более драматичным и противоречивым был призыв Махатмы к патриотически настроенным индийцам отказаться от вестернизации, символически сожгнув всю иностранную одежду. Рабиндранат Тагор, поэт, лауреат Нобелевской премии и индийский националист, написал
Флаг с символом чаркха (прялка), принятый Индийским национальным конгрессом в1931 году. Источник: Wikimedia Commons на http://tinyurl.com/zbq4ah5.
важная критика этой кампании. Хотя Тагор восхищался Ганди, он резко критиковал костры, а также антиинтеллектуальные аспекты кампании гражданского неповиновения. У этих двоих была как публичная, так и частная переписка о своих разногласиях. В письме, опубликованном в Modern Review в 1921 году, Тагор выразил сожаление по поводу призыва Ганди ко всем индийцам «прясть и ткать, прясть и ткать». 2 В кратком абзаце он объяснил свое неприятие костров:
Во-первых, потому что я считаю своим первым долгом доблестно бороться с этой ужасной привычкой слепо следовать приказам. Во-вторых, я чувствую, что одежда для сожжения не моя, а принадлежит тем, кто больше всего в ней нуждается. Если бы те, кто ходит нагишом, дали бы нам мандат на сожжение, это, по крайней мере, было бы самосожжением, и преступление поджога не лежало бы перед нашей дверью. Но как мы можем искупить грех насильственного уничтожения одежды, которая могла достаться женщинам, чья нагота фактически держит их в плену, не в состоянии выйти из уединения своих домов? 3
В своем дальновидном письме Тагор предостерег от использования мощных символов для обращения к эмоциям, а не к разуму. Вместо прядения Ганди
, c. 1920-е годы. Источник: страница 68 Ганди Питера Рюэ.© 2001 Phaidon Press Limited.
Вестернизированные идеалы Индийского национального конгресса Ганди предложил доиндустриальную индийскую деревню в качестве идеальной экономической и политической модели. Выбрав чаркху, или прялку, в качестве символа своего нового националистического движения, он утверждал, что прялка была «единственным универсальным средством достижения экономического спасения Индии». 4 Студентам будет полезно сопоставить изображения Ганди, закутанного в простую белую ткань, иногда обнаженного выше пояса, с изображениями, на которых он одет в западный костюм в качестве молодого юриста в Южной Африке. В Интернете студенты могут найти множество знаковых фотографий Ганди и чаркхи, в том числе фотографию Маргарет Бурк-Уайт, опубликованную в журнале Life. Обращаясь к важной проблеме роли религии в стране, которую он себе представлял, Ганди решительно выступал за терпимость. Отвергая аспекты кастовой системы, особенно неприкасаемость, Ганди объяснял: «В глазах Бога все Его творения должны быть равны». 5 Он стал живым символом этих верований, приветствуя неприкасаемых в своем ашраме и сам выполняя их традиционные задачи. Неустанно работая над индуистско-мусульманским единством, Ганди даже оставался открытым для проведения референдума об отдельной мусульманской нации. Однако он описывал дух своего движения как «квинтэссенцию Бхагавад-Гиты и которой каждый стих Гиты пропитан этой добротой, этой любовью, этой благотворительностью, медленно, но неуклонно завоевывает сердца масс верующих». эта страна.” 6 Несомненно, Ганди создал для будущей нации символическое видение, основанное на идеализированной и явно индуистской традиции.
Мао
Марксизм с китайской спецификой
Председатель Мао с крестьянскими рабочими. Источник: http://tinyurl.com/z4rxxjn.Как и Ганди, Мао Цзэдун сделал идеализированного крестьянина символом нового Китая. Отвергая некоторые аспекты ортодоксального марксизма в начале своей карьеры, Мао заявил о своем намерении возглавить националистическое движение. Однако национализм в коммунистическом Китае не будет опираться на западные модели. В ранней речи Мао раскритиковал ученых-марксистов-ленинцев, «которые не могут открыть рот, не процитировав древнюю Грецию, мало кто знает историю Коммунистической партии Китая и историю Китая за сто лет после опиумной войны». 7 Модифицируя марксистскую ортодоксальность, Мао утверждал, что крестьяне будут авангардом коммунизма в Китае, слаборазвитой стране с преобладающим сельским населением. В влиятельном «докладе» о крестьянском движении в провинции Хунань в 1927 году Мао описал «колоссальное событие», когда «несколько сотен миллионов крестьян поднимутся, как могучая буря, как ураган, сила настолько быстрая и яростная, что никакая сила, каким бы великим он ни был, сможет сдержать его. Они разобьют все путы, сковывающие их, и устремятся вперед, к освобождению». 8 После эпического Великого похода, когда коммунисты пытались сбежать от китайских националистических сил, Мао Цзэ-дун построил базу поддержки в сельской местности для долгой войны против японцев и националистических войск Чан Кай-ши, которая закончилась приходом к власти коммунистов в 1949.
Важно предоставить учащимся источники, описывающие реальную судьбу китайского крестьянства в период маоизма 1949–1976 гг. По оценкам историков, только в период «Большого скачка» 1958–1962 годов неудачная политика Мао в отношении сельской местности привела к голодной смерти двадцати миллионов человек, половина из которых — дети. 9 Это консервативная оценка, и несколько ученых утверждают, что общее число смертей составляет примерно тридцать миллионов.
Подчеркивая символизм культа крестьянина во время Культурной революции 1966–1976 годов, Мао Цзэдун начал тотальную атаку на интеллектуалов. Поразительно извратив китайскую традицию, Мао и его соратники отправили интеллектуалов, профессиональных деятелей и политических врагов работать в сельскую местность и учиться у крестьян. Агитационные плакаты Культурной революции представляют собой прекрасный источник для анализа политических символов. Один из таких плакатов, опубликованный в журнале «Китай и мир: история с 1644 года», призывал патриотов «ехать в сельскую местность; Отправляйтесь на окраину. Получите образование у некогда бедных и мелкобуржуазных крестьян; пустить корни в деревне для революции». 10
1969 г. Перевод плаката: «Образованная молодежь должна ехать в деревню для получения перевоспитанияот бедноты и низшего-середняка!» Источник: Китайский пропагандистский плакат Стефана Ландсбергера,
страниц, на http://tinyurl. com/h5ys7v3.
Мао демонизировал Запад на протяжении всего своего правления, а символическое разрушение западных ценностей стало основным направлением деятельности Красной гвардии во время Культурной революции. Банды молодых людей врывались в частные дома, где уничтожали коллекции западных книг, произведений искусства и музыки. В автобиографическом романе Дай Сыцзе «Бальзак и маленькая китайская швея» два подростка, отправленные в сельскую местность для перевоспитания, жаждут тайника своего друга с запрещенными западными книгами. Когда главные герои получают доступ к романам, они узнают тайну индивидуальной воли, которую передают маленькой швее, объекту своего желания. Этот роман о взрослении, в котором есть и юмор, и реалистичное описание условий жизни в сельской местности во время Культурной революции, хорошо работает со старшеклассниками и студентами. Для учащихся средней школы мемуары Цзи-ли Цзян «Девушка с красным шарфом: воспоминания о культурной революции» изображают преследование ее «контрреволюционной» семьи за прослушивание иностранных радиопередач и хранение «буржуазных» книг. В сочетании с различными описаниями Культурной революции из первоисточников и роман, и мемуары иллюстрируют такие исторические темы, как поиск козлов отпущения и предрассудков, культ личности, последствия перевоспитания и использование пропаганды для создания массового движения.
Дополнительные классные источники для изучения использования символизма Ганди и Мао
Как показано в этом эссе, учащиеся лучше всего изучают использование политических символов, анализируя первоисточники. Для изучения Ганди я рекомендую последнее издание Sources of Indian Traditions, Vol. 2 для старшеклассников и студентов. 11 Письмо Тагора, осуждающее символические костры и обращение Ганди к эмоциям, а не к аргументированному анализу, является особенно полезным первоисточником. Читатели, у которых нет экземпляра «Источников индийской традиции», должны увидеть примечание 3 для онлайн-доступа к документу. Учащиеся и преподаватели могут также найти конкретную контекстуальную информацию о Ганди в книге Джудит М. Браун «Ганди, узник надежды» (Нью-Хейвен: издательство Йельского университета, 19).91). Уильям Теодор де Бари и Ричард Луфрано, «Источники китайской традиции», том 2: с 1600 г. по двадцатый век (Нью-Йорк: издательство Колумбийского университета, 1999 г.) остается прекрасным источником избранных произведений Мао. Как учащимся средних школ, так и студентам, изучающим маоистский период, я настоятельно рекомендую книгу Первичного источника «Китай в мире: история с 1644 года» (Бостон, Ченг и Цуй, 2009 г.), которая содержит прекрасный выбор как печатных, так и визуальных источников, в том числе плакат, упомянутый в этом эссе, а также справочный материал. Прилагаемый компакт-диск включает более длинные версии текстов и цветные изображения. Как сторонник использования литературы на уроках истории, я рекомендовал представить «Бальзака и маленькую китайскую швею» Дай Сидже (Нью-Йорк: Anchor Books, 2002) и «Девушка с красным шарфом: воспоминания о культурной революции» Цзи-Ли Цзяна (Нью-Йорк). : Harper Collins, 2004, переиздание) в сочетании с традиционными историческими источниками. Пожалуйста, ознакомьтесь также с двумя часто используемыми статьями журнала «Образование об Азии» о «Большом скачке вперед» и «Культурной революции»: «Большой скачок Китая вперед» Клейтона Д. Брауна из зимнего номера 2012 года и Дебора Пелликан, «Китайская культурная революция: динамичные времена, драматические события». Уроки для
Today’s Kids» из зимнего номера 2005 года.
Символы и национализм: Ганди и Мао
Сравнение создания политических символов Ганди и Мао можно использовать по-разному на уровне среднего образования и бакалавриата. Поскольку эти лидеры сыграли решающую роль в современном развитии своих стран, они изучаются на обоих уровнях. Поначалу контраст между ними наиболее заметен. Слова Ганди вдохновили ненасильственные движения по всему миру; Мао пришел к власти в результате войны и санкционировал безжалостное преследование врагов. Однако оба мужчины понимали важность политических символов для воодушевления масс людей, большинство из которых
из которых были необразованны и разделены географически и культурно. Очерняя Запад и своих вестернизированных соотечественников, Ганди и Мао призвали к символическому разрушению западных ценностей. Оба лидера идеализировали с помощью символики сельское крестьянство, составлявшее основу их поддержки. Отвергая ценность аналитического мышления, каждый использовал пропаганду, чтобы внушить беспрекословную верность своему делу. Изучив рост национализма в Индии и Китае в двадцатом веке, студенты могут размышлять о длительном воздействии обеих идеологий. Несомненно, оба человека сыграли решающую роль в объединении своих наций после вторжений Запада и, особенно в случае с Китаем, после разрушительных последствий Второй мировой войны. Однако их неприятие капитализма в западном стиле в конечном итоге оказалось неэффективным в современном мире, о чем свидетельствует Китай, а затем и Индия, либерализовавшие свою экономику за счет расширения частного предпринимательства. Оба лидера оставили прочное наследие, которое до сих пор влияет на их страны. Использование Ганди индуистского символизма могло привести к современной политической ситуации в Индии, которая противоречит его инклюзивному националистическому идеалу. Мао был в первую очередь ответственен за непреднамеренные катастрофические последствия, которые разорили крестьянство во время Большого скачка. Разрушение во время Культурной революции интеллектуального класса, образовательных и социальных институтов поставило Китай на грань катастрофы. Создание политических символов также может быть использовано в качестве одной из тем кросс-культурного исследования современных массовых движений, множество других примеров которых можно найти в двадцатом и двадцать первом веках. Надеюсь, изучая, как основные мировые лидеры выбирают и используют политические символы, наши студенты поймут, как их собственные лидеры формируют общественное мнение с помощью символики.
ПРИМЕЧАНИЯ 1. Стивен Хэй, изд. Источники индийской традиции, том. 2 (Нью-Йорк: издательство Колумбийского университета, 1988), 262. 2. Хэй, 284. 3. Сабьясачи Бхатчарья, Махатма и поэт: письма и дебаты между Ганди и Тагором, 1915–1941 (Нью-Дели: Национальный книжный фонд, 1997), 49. Получено с http://tinyurl. com/jmjfuzw. 4. Хей, 284. 5. Хей, 261. 6. Там же. 7. Избранные произведения Мао (Beijing Foreign Languages Press, 1971). 8. Primary Source Inc., Китай в мире: история с 1644 года (Бостон, компания Cheng and Tsui, 2009 г.).), 158. 9. Там же, 265.
10. Там же, 245.
11. Рэйчел Фелл Макдермотт, Леонард А. Гордон, Эйнсли Т. Эмбри, Фрэнсис В. Притчетт и Деннис Далтон, ред. Источники индийских традиций , том. 2 (Нью-Йорк: издательство Колумбийского университета, 2014).
Лесли Соломон преподавала историю и английский язык в средней школе, а также международные отношения в Университете штата Пенсильвания, Абингтон, Пенсильвания. В качестве администратора в школах Черри-Хилл, штат Нью-Джерси, Лесли специализировалась на разработке учебных программ и повышении квалификации учителей. В настоящее время она возглавляет семинар Национального консорциума по обучению Азии (NCTA) для преподавателей Принстонского университета и совместно ведет семинар NCTA в Пенсильванском университете.