значение, обереги, приносящие удачу, эскизы, каталог, для мужчин, для девушек, надписи, фото
Буддийские символы несут в себе глубокий скрытый смысл, поэтому они стали весьма востребованы в тату-искусстве в качестве мотива у парней и девушек. В этой статье представлены буддийские татуировки и символы, которые при нанесении на тело смогут дать вам счастье, защиту и просветление.
Буддийские тату и эскизы для женщин и мужчин
Тату буддистов стали синонимами божественности и духовности. Поэтому любители татуировок по всему миру выбирают этот дизайн, символизирующий их веру. Сегодня, для нанесения на тело, доступно большое количество вариантов, которые мы рассмотрим ниже.
Тату Будда
Образ Будды – замечательный вариант для тату: он представляет собой абсолютное спокойствие и безмятежность. Татуировка Будда может включать в себя дополнительные элементы для придания рисунку большей значимости и привлекательности, например, деревья, цветы и птицы.
Наиболее удачно это буддийское тату будет выглядеть на предплечье, на спине или на груди.
Тату Янтра
Татуировка Шри Янтра относится к сакральной геометрии и является диаграммой индийской богини счастья, красоты и любви Лакшми, также называемой Шри.
Тату Янтра имеет особое значение: она предназначена для уравновешивания энергии в мире.
Буддийская тату состоит из 9 больших переплетенных треугольников, которые образовывают 43 маленьких треугольных фигуры, представляющих вселенную и творение. Треугольники окружены двумя цветами лотоса с 8 или 16 лепестками. Также, в тату может присутствовать квадрат, символизирующий четырехдверный храм.
Сак Янт
Сак означает «татуировка», Янт – «Янтра». Буддийские иероглифы обладают магической силой, поэтому на протяжении веков они используются монахами. Эта сакральная форма татуировки особенно распространена в Юго-Восточной Азии, поэтому многие люди делают ее во время поездки в Таиланд. Существуют различные варианты буддийских татуировок Сак Янт, которые характеризуются очень разными геометрическими формами.
Среди самых известных мотивов Сак Янта – Хах Тэу, Гао Йорд и Паед Тидт.
Анджелина Джоли носит буддийские узоры Хах Тэу на левой лопатке. Пять линий представляют магические заклинания, которые защищают владельца от зла и приносят ему удачу, здоровье и успех.
Тату чакры
Система чакр возникла много веков назад в Индии. Каждая чакра – это энергетический центр, который вращается как колесо.
Буддийские татуировки с чакрами обеспечивают сбалансированную и счастливую жизнь.
Если скорость высока, эта чакра слишком открыта. Если колесо вращается медленно или не вращается совсем, это означает, что чакра закрыта. Для хорошего здоровья все чакры должны работать слаженно и находиться в гармонии.
Рука Хамсы (Фатимы)
Этот символ очень популярен во многих культурах и религиях. В исламе он известен как «рука Фатимы», названный в честь дочери Мухаммеда.
В буддизме и индуизме рука с пятью пальцами обозначает пять из семи чакр. Оберег Хамса защищает от любой беды или опасности, однако, чтобы обеспечить оптимальную защиту и удачу, пальцы должны указывать вниз.
Цветок лотоса
Цветок лотоса растет в мутной воде, но она не оказывает пагубного влияния на его лепестки: они плавают на поверхности воды и поражают своей необычайной красотой.
Лотос является одним из древнейших символов и имеет множество значений.
Цветок лотоса в буддизме символизирует чистоту сердца и просветление. Также символ обозначает возрождение, новые начинания и путь к Нирване: это самые распространенные татуировки буддистов.
Тату Ганеша
Ганеша – индуистский бог удачи. Также он известен как «Преодолевающий препятствия» и «Разрушитель зла».
Его большая голова слона означает интеллект, а изогнутое тело – силу и чувства. Как правило, человек набивает буддийское тату Ганешы, когда ему необходима удача и успех в начинаниях.
Тату Шива
Бог Шива является отцом Ганеши и одним из трех главных богов в индуизме. Шива – чистое сознание, из которого исходит его энергия (Шакти).
Однако у Шивы есть как положительный, так разрушительный аспект. Иначе говоря, что-то должно закончиться, чтобы появилось что-то новое: это растворяет старые привычки и тем самым создает пространство для нового начала. Вот почему он является Богом трансформации и перемен.
Уналоме
Тату Уналоме – это индуистский символ, представляющий путь к просветлению. Часто этот знак сочетается с цветком лотоса и знаком Ом.
Уналоме идеально подходит в качестве небольшой татуировки на спине, в области шеи или на запястье.
Буддийский знак Ом
Священный символ Аум означает в Буддизме вибрации вселенной и все состояния человеческого сознания. Его часто поют в начале и конце урока йоги и используют во время медитации. Идея, лежащая в основе Ом, такова: все во вселенной началось с вибрации, оно стало звуком, и этот звук – Ом.
Тату буддийского символа выглядит как число 30 и допускает множество ассоциаций: три бога Брахма, Вишну и Шива, три уровня неба, земли и подземного мира и т. д. Это, своего рода, классическое тату, которое символизирует Буддизм.
tatueskiz.ru
Символ и символика Буддизма и их значение
В буддизме, как и в любой другой религии, существуют религиозные символы, означающие какие-либо проявления всеобщей жизненной энергии или же аспекты учения. В отличие от символов других культов, символы буддизма имеют двойное значение – одно из них относится к обществу и истории, а другое непосредственно связано с духовной составляющей (обычно это просветление).
Благие символы буддизма
Символ буддизма Божественный Благой Зонт олицетворяет собой духовную защиту Будды, которую он распространяет на всех живых существ. На грубом материальном уровне Зонт представляет собой символ благородства, богатства и уважения. Для обычного человека это имело определённое значение – чем больше зонтов несли слуги человека, тем выше был его статус в обществе.
На духовном уровне Зонт являлся оберегом для всех от их жизненных страданий, от всяческих препятствий, болезней, в том числе умственных. Жёлтый либо белый цвет Благого Зонта символизирует духовную власть Будды. Купол Зонта представляет собой мудрость, а украшения в виде бахромы или оборок – то, как проявляется в этом мире сострадание ко всем живущим на Земле.
Золотые Рыбки на самом деле не сделаны из золота, просто их чешуя сверкает на солнце так, что ослепляет своим сиянием. Это два священных золотых карпа, которые на Востоке считаются практически божествами. Для общества они имеют значение настоящих природных богатств, изобилия, благополучия земных и водных просторов. Так как Рыбок пара, то они ещё считаются символом верности супругов и их долгой жизни.
На более тонком уровне Рыбки символизируют достижение духовных богатств, и освобождения от границ и рамок земного существования. Рыбы плавают свободно в речных и океанских водах – подобно им, достигший настоящего просветления человек безгранично свободен и счастлив.
Драгоценная Ваза или Ваза Изобилия являет собой символ процветания, долгой счастливой жизни и реализации задуманного. Это золотой церемониальный сосуд, украшенный изображениями лотоса и инкрустированный драгоценными камнями. Горлышко Вазы запечатано пробкой из дерева, что способно исполнить любые желания, и обвязано шелковым шарфом из мира богов. Считается, что Драгоценная Ваза всегда полна, вне зависимости от того, сколько оттуда было взято.
На духовном уровне Ваза является средоточием духовных достоинств и добродетелей, а также символом воплощения в жизнь благих намерений и желаний. Ещё Ваза имеет значение как умиротворение, посему эти церемониальные предметы обычно зарывают на территории храмов.
Цветок Лотоса – это, пожалуй, самый известный из всех символов буддизма, он знаком даже тем, кто не имеет никакого понятия об этом учении. Это символ совершенства, святости и духовной чистоты. Довольно часто последователей Будды изображают находящимися на цветке лотоса – это иллюстрация их причастности к святости.
Подобно тому как цветок лотоса вырос из грязи и мути болот, пребывая при этом чистым и незапятнанным, адепт буддизма, который искренне следует пути своего Учителя, способен очиститься физически и духовно, и, кроме того, избавиться от привязанностей, накладываемых на человека этим миром.
Цветок Лотоса, в том числе, является символом независимости от Сансары – бесконечного круга жизней и смертей, посему имеет большое значение для последователей буддизма.
Белая Раковина – это непременный атрибут всех древнеиндийских богов, при помощи которого они провозглашали победу над врагами. Звук раковины отпугивал злых демонов, вселяя в них ужас перед мощью богов. Это символ великого гласа Дхармы.
Завиток Белой Раковины повернут не в левую, как у обычных моллюсков, а в правую сторону. Согласно учению буддизма, чтобы приобрести правый завиток, моллюск должен подряд прожить пять жизней кем-то из обычных существ.
В буддизме Раковина имеет значение как символ распространения учения буддизма и его превосходства над остальными культами. Звук Раковины разносится во всех направлениях – также и учение буддизма беспрепятственно проникает во все уголки Земли, обретая своё истинное значение.
Символ Бесконечного Узла представляет собой связь всех живых существ и всего, что происходит во Вселенной. Узел не имеет ни начала, ни конца – это символ абсолютно полного обретения человеком всех мудростей и достоинств.
Узел может иметь разную форму – это может быть свастика, которая располагается на груди Будды, или завиток счастья, который носит Кришна. Ещё Узел может иметь форму бриллианта, который замыкается со всех его углов. Кроме того, контуры Бесконечного Узла буддисты видят в значении тех отметин, что расположены на капюшоне кобры. На духовном уровне буддизма Узел – это бесконечное сострадание ко всему живому и самая наивысшая степень мудрости.
Знамя Победы или Стяг Победы – на материальном уровне символизирует победу над препятствиями и врагами, над невежеством и всем ложным, что вообще существует в мире. Знамя Победы существовало ещё во времена древнеиндийских королей и представляло собой цилиндрической формы полотнище с эмблемой, прикреплённое к деревянному столбу.
Для буддизма Стяг Победы – это символ превосходства Будды над всеми демонами и богом иллюзий Марой, а также над всей мировой злобой и агрессией. Считается, что учение Будды победило неведение и смерть, так как он смог достичь божественного просветления и вырваться из круга Сансары.
Последним восьмым благим символом является Колесо Дхармы. Он имеет значение как символ перемен и постоянного движения вперёд. Это Колесо является средством передвижения для Владыки мира Чакравартина. Его показывают с восемью спицами, ступицей с тремя либо четырьмя завитками и ободом, украшенным лентами и цветами лотоса. Спицы – это восьмеричный путь Будды, ось колеса представляет собой нравственность как основу. Завитки на ступице – это преодоление желания, злости и невежества (если их три) или символы учения о Четырёх Истинах (если их четыре).
Восемь спиц разрубают на своём пути все помехи, не дающие добраться до истинного просветления. В восьмеричном пути все восемь качеств должны быть правильными – это воззрение, мышление, речь, поведение, образ жизни, усилие, осознание и созерцание. Чем быстрее движется Колесо Дхармы, тем быстрее происходит духовный рост человека, если он следует восьмеричному пути.
Существуют другие, менее важные в глобальном смысле буддистские символы. Это мандала, являющая собой модель Вселенной, где обитают божества, мантра – мистическая звуковая формула, способная повлиять на материальный мир, и ступа – священное ритуальное сооружение, представляющее собой модель мироздания и тело самого Будды. Также в буддизме прижились индуистские символы – маска иллюзии Ванаспати, свастика, закручивающаяся в правую сторону, чакра, в индуизме бывшая символом силы богов, а также всем известная мантра сострадания ОМ или АУМ, имеющая значение абсолютного слога. Так что символика буддизма не появилась на пустом месте.
yogarossia.ru
Символы буддизма и их значение
Согласно одной Тибетской легенде, когда Божественный мудрец достиг Совершенного Пробуждения, ему преподнесли восемь символов, называемых благоприятными. Сейчас они очень популярны как в самом Тибете, так и в странах, куда буддизм пришёл по северной ветви. Эти знаки очень древние и присутствуют в таких религиях, как индуизм и джайнизм. Также их можно встретить на стенах Буддийских монастырей, ну и, конечно, в домах верующих людей. В этой статье мы рассмотрим восемь символов буддизма и поразмышляем над их смыслом.
1. Золотые рыбы
Это знак достижения Нирваны и преодоления Океана Сансары. В буддийских сутрах достижение Нирваны аналогично достижению Того Берега. Что это значит? Чтобы объяснить, необходимо дать определение противоположному термину «Этот берег». Он символизировал Мир Страстей, состоявший из шести путей. Наше подсознание тесно взаимодействует с Миром Форм и имеет прямое отношение к перерождению (Океан Сансары). Те, кто плывёт по этому океану, постоянно попадают в Мир Страстей. Так происходит процесс перерождения.
Где же расположен Тот Берег? Он представляет собой Мир Без Форм. Если у человека есть мирские желание, то они, подобно волнам, станут серьёзным препятствием при попытке добраться до Того Берега. А святой, вошедший в этот океан, без проблем его преодолеет, так как он победил свои мирские желания. Отсюда появилось ещё одно значение знака “золотые рыбки”. Они стали символом победы над нашими мирскими желаниями: у рыб не возникает страха перед океаном, они плывут туда, куда хотят. Золотой цвет олицетворяет заслуги, обретённые в ходе духовной практики. Вы спросите, а почему там не одна рыбка, а две? Думаем, это подсказка, намекающая на то, что в духовной практике нужно не только накапливать добродетельные поступки мыслей, речей и тела, но и развивать мудрость.
Существуют и другие интерпретации (то есть символы буддизма имеют несколько значений). Историки считают, что золотые рыбы – это две Индийские реки: священный Ганг и его самый полноводный и длинный приток – Ямуна. Таково добуддийское объяснение этого знака. В те времена упомянутые реки олицетворяли левый и правый канал в эфирном теле человека.
А в древних текстах двух золотых рыбок образно сравнивали с глазами Спасителя. Далее мы рассмотрим другие символы буддизма и их значение. У некоторых знаков тоже будет несколько интерпретаций.
2. Лотос
Цветок лотоса является символом святого сострадания и любви. А эти два чувства входят в четыре неизмеримости и помогают найти путь к душе Бодхисаттвы. Белый лотос символизирует святость и духовную чистоту. Розовый – считается знаком Спасителя, то есть самого Будды.
Своими корнями лотос уходит в ил, его стебель проходит через толщу воды, а лепестки поднимаются над ней. Они открыты солнцу и чисты. В сознании просветлённого нет загрязнений. Три корневых яда не способны отравить ум святого, подобно тому, как грязная вода не может удержаться на незапятнанных лепестках лотоса.
3. Раковина
Как и другие символы буддизма, она имеет собственное значение. Белая раковина с закрученной вправо спиралью считается знаком просветления Спасителя, а также благой вестью всем существам о возможности достичь его природы. В древности раковина была музыкальным инструментом (духовым). Поэтому не удивительно, что она символизировала звук, который распространялся по всем направлениям. Так же и учение Будды передаётся повсеместно, призывая всех существ пробудиться ото сна неведения.
Чаще всего в природе встречаются раковины, у которых спираль закручена влево. Раковины с правосторонней спиралью очень редки. Именно они ассоциировались в сознании людей с особенными признаками и считались священными. С направлением их спирали связывали движение небесных светил: звёзд, планет, в том числе Луны и Солнца.
4. Драгоценный сосуд
Относится к категории «Самые красивые символы буддизма», картинки которых присутствуют в любом Буддийском храме. Это знак здоровья, долгой жизни, а также благосостояния и богатства. Крышка сосуда украшена драгоценностью, которую называют чинтамани (в переводе с санскритского – исполняющая задуманное).
Вы уже знаете, что символы буддизма могут иметь несколько толкований. Вот и содержимое кувшина имеет две интерпертации. Первая говорит о том, что внутри находится нектар бессмертия. Вспомните, на тханках такой кувшин с эликсиром бессмертия держали и Будда Амитаюс и ученица Падмасамбхавы – Мандрава. Они обрели вечную жизнь и забыли, что такое старение и смерть. С другой стороны, в Учении Будды сказано: в Трёх мирах ничто не может быть вечным, вечна лишь наша истинная природа. Применяя практики долгожительства, занимающийся может существенно продлить своё существование и устранить жизненные преграды. Главным препятствием является дефицит энергии. Продление жизни особенно ценно, если человек практикуется для достижения Освобождения, совершенствуется в сострадании и любви, накапливает мудрость и заслуги, тем самым становясь нужным другим существам.
Согласно второй интерпретации, этот сосуд наполнен драгоценностями. Причём их можно брать сколько угодно, он от этого не опустошается. Что символизируют драгоценности? Это благие воздаяния за благодетельные поступки, совершаемые людьми. Тот, кто накапливает положительную карму, обязательно пожнёт плоды счастья.
5. Колесо Дхармы
Колесо закона – пятый символ буддизма, фото которого прилагается к статье. Его восемь спиц отражают суть учения – соблюдение восьми «благородных принципов»: правильной веры, поведения, речи, ценностей, стремлений, добывания средств к существованию, концентрации и оценки собственных действий. Центр колеса – это точка сознания, излучающая душевные качества.
6. Знамя победы
Этот символ буддизма означает торжество Дхармы над неведением, а также прохождение препятствий Мары. Это знамя находится на вершине горы под названием Сумеру. Пока существует Вселенная (Небеса Брахмы и Мир Страстей), эта гора Совершенства будет нерушимой. Следовательно, и учение Спасителя уничтожить просто невозможно.
7. Бесконечный узел
Некоторые символы буддизма имеют несколько интерпретаций. И бесконечный узел относится к этой категории. Для одних он является бесконечным круговоротом бытия, для других – символом вечности, для третьих – знаком неисчерпаемых знаний Будды. Также это знак взаимозависимости всех событий во Вселенной и сложной взаимосвязи между состраданием и мудростью в процессе достижения Просветления. А чтобы его достичь, нужно преодолеть бесконечно длинный путь Махаяны. Путь Бодхисаттвы довольно долог и включает в себя множество кальп.
Ещё есть гипотеза, что бесконечный узел отражает другой символ, состоящий из 2 переплетающихся змей. Змея – это один из самых древних знаков кундалини, который пришёл в Индию из Древнего Египта. Скорее всего, бесконечный узел имеет связь с чандали. Это подтверждается теорией о том, что переплетающиеся змеи очень похожи на движение кундалини по левому и правому каналам эфирного тела.
8. Зонт
Драгоценный зонт – последний благоприятный символ буддизма. Пока человек идёт по пути Просветления (достижение природы Будды), знак помогает ему в преодолении препятствий.
Традиционно зонт от солнца символизировал в Индии защиту, а также царское величие. Поскольку его держали над головой, естественно, он символизировал уважение и почёт. Для светских правителей зонты делали из павлиньих перьев. В религиозном сознании большинства людей защита от непогоды ассоциировалась с защитой от пороков, загрязнений и страстей, мешающих духовному развитию. То есть, подобно тому, как простой зонт спасает нас от лучей солнца или дождя, его драгоценный аналог защищает от преград на пути к Пробуждению.
Тибетский вариант формы зонта был заимствован у китайцев и индусов. Прототипы состояли из шёлкового купола и деревянного каркаса со спицами. По краям шла бахрома или оборка. Шёлк был красным, жёлтым, белым или разноцветным, а черенок красили исключительно в красный или золотой цвет. В Тибете по зонту можно было узнать статус владельца. Причём он был символом не только светской власти, но и духовного могущества. Согласно древним преданиям, Учителя Атишу почитали до такой степени, что выделяли ему в сопровождение тринадцать зонтов.
Заключение
Теперь вы знаете основные символы буддизма. Надеемся, что вам понятно их значение. Без смысловой нагрузки они – всего лишь красивые картинки, украшения и безделушки. Используйте эти символы для достижения состояния Просветления.
fb.ru
буддийская символика – Buddhist symbolism
Буддийская символика является методом буддийского искусства , чтобы представить некоторые аспекты дхармы , которые начались в четвертом веке до нашей эры. Антропоморфная символика появилась со всех первым веком нашей эры с искусством Матхуры греко-буддийское искусством из Гандхара , и была объединена с предыдущими символами. Различные символические нововведения были введены позже, особенно через [тибетский буддизм]
Ранние символы
Не известно , какова роль образа была в раннем буддизме, хотя многие выжившие изображения можно найти, потому что их символический или представительный характер не был четко объяснено в ранних текстах. Среди самых ранних и наиболее распространенных символов буддизма являются ступы (и мощи в нем), то Дхармачакра или Дхарма колесо, дерево бодхи (и четко сформированные листья этого дерева) и цветок лотоса . Дхарма колеса, традиционно представлены с восемью спицами, могут иметь различные значения. Первоначально только означало роялти ( Чакравартин , «Тернер Колеса»), но он начал использоваться в буддийском контексте на Столпы Ашока в течение 3 – го века до нашей эры. Колесо Дхармы обычно рассматриваются как относящиеся к историческому процессу обучения буддизма, восемь спиц со ссылкой на Благородной Восьмеричный Путь . Лотоса, а также, может иметь несколько значений, часто ссылаясь на качество сострадания , а затем к соответствующему понятию неотъемлемо чистого потенциала ума . Bodhi Tree представляет собой место , где Будда достиг нирваны и , таким образом , представляет собой освобождение.
Другие ранние символы включают в монахи , просящие чашу и тришула , символ , используемый , так как вокруг второго века до нашей эры, и комбинируя лотосами, ваджра (алмаз) и символизации triratna или «три драгоценности»: Будда , дхарма и сангха , Лев, седока лошади , а также олени были также использованы в начале буддийской иконографии. Учение Будды упоминается как «Лев Рев» в сутрах , что свидетельствует об их силе и благородстве. Седока лошадь представляет собой отречение и олени представляют буддийские учеников, как Будда дал свою первую проповедь в олений парк в Варанаси .
Свастика традиционно используется в Индии буддисты и индусы представляют удачу. В Восточной Азии свастика часто используется как общий символ буддизма. Свастики , используемые в данном контексте может быть либо влево или вправо-облицовочный.
Ранний буддизм не изображает Будду сам вместо того, чтобы, используя пустой трон и дерево бодхов , чтобы представить Будду и , таким образом , возможно, склонялся к аниконизму . Первый намек человеческого представления в буддийской символике появляются с след Будды и полные представления находились под влиянием греко-буддийского искусства .
Тхеравада символика
Основная статья: CetiyaВ Тхеравада , буддийское искусство остался строго в области изобразительного и исторического значения. Напоминания Будды, cetiya , были разделены на реликвию, пространственный и репрезентативные мемориалы.
Несмотря на то, что Будда не была представлена в человеческой форме , пока вокруг первого века, физические характеристики Будды , описаны в одном из центральных текстов традиционной Pāli Canon , в Дигха Никай , в дискурсе под названием «Сутра о знаках» ( Pali: Lakkhaṇa Сутта , D.iii.142ff)..
Эти характеристики включают в себя 32 знаков, «32 признаков большого человека» (пали: Lakkhaṇa Mahāpurisa 32 ), а также были дополнены еще восемьдесят второстепенных характеристик (пали: anubyañjana ).
Махаяна символика
В Махаяны школах, буддистские рисунки и священные предметы склонялись к эзотерическому и символическому значению. Мудры представляют собой ряд символических жестов рук , описывающих действия персонажей , представленных только в наиболее интересном буддийском искусстве . Многие изображения также функционируют как мандалы .
Махаяны и Ваджраяна Буддийское искусство часто использует конкретный набор «восемь благоприятных символов» ( санскрит aṣṭamaṅgala , китайский : 八吉祥 ; пиньинь : bâ JiXiang ), в отечественном и народном искусстве. Эти символы распространились с буддизмом в искусстве многих культур, в том числе индийской, тибетской, непальской и китайского искусства .
Эти символы:
- Цветок лотоса . Представляя чистоту и просветление.
- Бесконечный узел , или, то мандала . Представляя вечную гармонию.
- goldenfish . Представляя супружеское счастье и свободу.
- Знамя Победы . Представляя победоносную битву.
- Колесо Дхармы . Представление знаний.
- Сокровище ваза . Представление неисчерпаемого сокровища и богатства.
- Зонтик . Представляя корону, а также защиту от элементов.
- Раковины оболочка . Представляя мысли Будды.
В азиатском буддизме Восточного , то свастика широко используется символ вечности. Он используется для обозначения буддийских храмов на картах и в начале буддийских текстов . Известно , что в классическом тибетском , как юнгдрунг ( Вайли : g.Yung друнг ) в древнем Тибете, это графическое представление вечности.
В Zen , широко используемый символ является Enso , рука нарисованного круга.
Ваджраяна Иконография
Тибетская буддийская архитектура
Восемь типов тибетских ступ Viśvavajra или «двойной ваджра» появляется на эмблеме БутанаЦентральный Ваджраян символ является ваджр , священным нерушимым оружием Индров бога, связанным с молнией и твердостью алмазов. Он символизирует пустоту ( Шуньят ) и , следовательно , нерушимую природу реальности.
Другие символы Ваджраяны включают ghanta (ритуальный колокол), в бхавачакр , мандал , номер 108 и глаз Будды часто видел на непальских ступах , такие как в Boudhanath . Есть различные мифические существа , используемые в Ваджраяны , а также: Snow Lion , Ветер Лошадь , Дракон , Гаруда и тигр.
Популярная мантра « Ом Мани Падме Хум » широко используется как символ сострадания и обычно замечается вписан на скалах, молитвенные колеса, ступы и искусства.
Тибетская буддийская архитектура сосредоточена на ступе , названный в тибетском Уайли : mchod rten , THL : Чортен . Чортно состоит из пяти частей , которые представляют собой махабхуты (пяти элементов). Основание представляет собой квадрат , который представляет элемент земли, который сидит выше купол , представляющий воду, на том , что представляет собой конус , представляющий огнь, на кончике конуса полумесяца , представляющий воздух, внутри серп является пламенем , представляющее эфир. Сужение пламени до точки , также можно сказать, представляет сознание в качестве шестого элемента. Чортен представляет эти элементы тела в порядке процесса растворения при смерти.
Тибетские храмы часто три этажа. Три может представлять многие аспекты , такие как Три Тела Будды (три аспекта) будды. История земля может иметь статую исторического Будды Гаутамы и изображением Земли и таким образом представляют нирманакаей. Первая история может иметь Будду и сложный орнамент , представляющую возвышающуюся над состоянием человека и самбхогакой. Вторая история может иметь первостепенную Ади-Будду в Ябе-Юме (сексуальный союз с его женской копией) и быть в противном случае прикрас , представляющие собой возвращение к абсолютной реальности и Дхармакайя «истинному телу».
Цвет в тибетском буддизме
Цвет | символизирует | Будда | направление | Элемент | Преобразуя эффект | Слог |
---|---|---|---|---|---|---|
белый | Чистота, изначальное существо | Вайрочана | Восток (или, в другой системе, Север) | вода | Незнание → Осознание реальности | Ом |
зеленый | Мир, защита от вреда | Амогхасиддхи | Северный (или н / а) | – | Ревность → Достижение первозданной осведомленности | мама |
желтый | Богатство, красота | Ратнасамбхава | Юг (или Запад) | земной шар | Pride → Awareness одинаковости | Ni |
Синий (светлый и темный) | Знание, темно-синий и пробуждение / просветление | Akṣobhya | Центр (или н / а) | Воздух | Гнев → «Зеркальный» сознание | подушечка |
красный | Любовь, сострадание | Амитабха | Запад (или юг) | Пожар | Приложение → Различение / дискриминация | мне |
черный | Смерть, смерть невежества, пробуждение / просветление | – | н / а (или Восток) | Воздух | жужжание |
источники Таблица
Пять цветов (санскрит pañcavarṇa – белый, зеленый, желтый, синий, красный) дополнены несколькими другими цветами , включая черный и оранжевый , и золото (которое обычно ассоциируется с желтым цветом). Они обычно используются для молитвенных флагов , а также для визуализации божеств и духовной энергии, строительство мандал и живописи религий икон.
Тханки (картины) и статуи будд и божеств
Молитва колесо и монгольский лама.Тибетские буддийские божества часто могут принимать различные роли и быть нарисованы, скульптурным и визуализировали по- разному в зависимости от этих ролей, например, Зеленая Тара и Белая Тара , которые являются лишь два из многих различных аспектов Тары .
Помимо этих ярких цветов, рисунки могут также быть окрашены более натуралистический, такими как кожа в оттенках розового или коричневого цвета. Золото цветные листы и золотая краска также распространены. Эти цвета помогают различать множество божеств, которые не так легко отличали в других отраслях буддизма. Например в то время как Будда Шакьямуни можно увидеть в (бледный) желтый или оранжевый и Будда Амитабха, как правило, красного цвета в Ваджраяны тханок, в китайском буддизме это часто только рука позы, что отличает два, которые в противном случае обращается с теми же атрибутами.
Изображения «гневных божеств» часто изображаются очень fearsomely, давя своих врагов, с чудовищными лики и носить Memento Mori в виде черепов или частей тела. Такие божества изображены таким образом , как иногда большой гнев требуется преодолеть большое невежество и адхарм .
Как это принято в буддизме лотос используется в Ваджраяны. Лотос может появиться полностью расцветшим, начинает открывать или еще бутон, чтобы представить учение, которые прошли, являются текущими или еще впереди.
Авалокитешвара часто изображается с одной тысячи (или, по крайней мере, многие) оружие , чтобы представить многие методы , которые он использует , чтобы помочь всем живым существам и часто имеет одиннадцать голов , чтобы символизировать его сострадание направлено ко всем живым существам.
Ваджраяна Буддизм часто определяет количество ног Будды или Бодхисаттвы. В то время как два является общей там также может быть десять, шестнадцать или двадцать четыре фута. Положение ног / нога также может иметь определенное значение, например, в Зеленой Таре, который, как правило, изображаются как сидит частично со скрещенными ногами, но с одной ноги вниз, символизирующей «погружение в пределах в абсолютном, в медитации» и готовность к шагу вперед и помочь живым существам «без участия в мире через сострадание».
Символические Физические Атрибуты буддизма
Одеяния в различных сектах символизма
Буддизм имеет другую символику , которые являются физическими и необходимым для ритуала , таких как их одежда. В одежды, например , в секте Тхераваде заметно отличается от мантии других сект буддизма. Поскольку Тхеравад является ортодоксальным или старейшим из трех сект, они имеют различную традиционную планировку своих халатов Тхеравадов. Они несут свои одежды на плечи, чаще показывая свои руки и цвет их сект представляет. Тхеравада, например , является шафран , в то время как другие секты буддизма (и в разных странах) будут иметь его в качестве другого цвета, а также различных стилей и способов о том , как они носят его. После того, как буддизм распространился по всей территории Китая еще в шестом веке до нашей эры, было видно , неправильно , чтобы показать , что много кожи, и вот, когда робы , чтобы покрыть обе руки с длинными рукавами пришел играть. Другие части Китая , таких как Тибет, изменились с течением времени , и они показывают , как их плечи, а также имеющие два куска одежды , а не один. Вскоре после этого Япония интегрировали нагрудник вместе с их длинным рукавом халата называется koromo . Это была одежда часть сделана специально для их школы Дзэн , которые они практикуют в Т akahatsu , которая включает монахов Японии в соломенной шляпе.
Ритуал Белл Символизм
Во всех сектах буддизма, есть звон колокольчика , где буддийский монах звонит большой бронзовый колокол , означающее начало вечерних ритуалов. Есть разные имена все и каждый звонок , но некоторые примеры включают царе Белл и раструб Good Luck. Они используют в колокол , чтобы задержать прочь злых духов и есть Будда защитить их во время их ритуала. Некоторые секты называют эту часть « Мистик закона » , который является началом буддийского ритуала.
Лысый монашествующим Символизм
Бритье одних голов еще один акт ритуала, для которого необходимо выполнить, прежде чем быть частью монастырского буддизма в конечном счете, достичь нирваны. Брить одни головы означает лишь один готовность в эту секту буддизма. Еще одно упоминание о символике одного бритья волосы просто, что это один из правил Будда дал ученикам Своим, чтобы держать подальше от обычной жизни и в полной мере участвовать.
Молитва Позиция Символизм
Другая форма символики буддиста является присоединением ваших рук во время молитвы или во время ритуала. Буддийский сравнить свои пальцы с лепестками цветка лотоса. Преклоняясь другая форма символической позиции в акте ритуала, когда буддийский лук перед Буддой или другому человеку, они не кланяясь на физическом (человека или статуи), но они кланяясь на Будду внутри из них (человека) или его (статуя).
Современный Пан-буддийская символика
На его основании в 1952 годе Всемирное Братство буддистов приняло два символа. Это были традиционные восемь спицами Дхарма колеса и пять-трехцветный флаг , который был разработан в Шри – Ланке в 1880 году при содействии Генри Стил Олкотт .
Шесть вертикальные полосы флага представляют шесть цветов ауры , которые буддисты считают , исходящей от тела Будды , когда он достиг просветление :
Галерея
Triratna , три драгоценности
Резные украшения на дверях Санчите ступы, обратите внимание на дхармачакр, животное и trisula
Шанти ступа с львиными статуй
Пустой трон и дерево бодхи
В тибетской Дзогчен думали, ригпа символизируется белым А внутри круговой радуги.
Тайская дхамма колесо
Gankyil , колесо радости
Dhvaja , победа баннер
Bumpa ритуал ваза используется в тибетских посвящений. Павлиньи перья и драгоценные камни символизируют Дзогчена практику Треего и Thogal.
Государственный герб Монголии с, три конь ветра драгоценностями и дхарма колеса
Ритуал колокол и ваджра
Манджушри с пламенным мечом , символизирующий праджней (мудрость).
Тибетская труба ритуала раковины с Драконом
Контейнер для буддийских реликвий в форме огненно Священного Камня
Кандзи для Wu (пустоты) широко используется в Zen каллиграфии
Смотрите также
Рекомендации
Список используемой литературы
- Пиво, Роберт (2003). Справочник тибетских буддийских символов . Сериндия публикации. ISBN 978-1-932476-03-3 .
- Коомарасва, Ананд К. (1935). Элементы буддийской иконографии . Harvard University Press.
- Lokesh, К., и Международная академия индийской культуры. (1999). Словарь буддийской иконографии. Нью-Дели: Международная академия индийской культуры.
- Seckel, Дитрих; Leisinger, Andreas (2004). Перед и за изображения: Aniconic символизма в буддийском искусстве, Artibus Asiae, Supplementum 45, 3-107
внешняя ссылка
ru.qwertyu.wiki
их значения, для мужчин, на руки
.
В России буддийские амулеты приобрели популярность буквально несколько лет назад. Все началось с того, что пошла мода на восточную атрибутику. Благодаря необычным орнаментам и дизайну самыми знаменитыми считаются рисунки из Индии.
В чем сила оберегов буддистов
На замену символов ангела, которые популярны во всех странах мира, в буддийской культуре появились Сиддхи. Это мистические существа, которые стали популярными благодаря индийской мифологии. Они обладали огромной магической силой, из-за чего использовались людьми для защиты от темных сил.
В древние времена Сиддхами называли мыслителей из Индии, которые практикуют йогу. Считалось, что они способны проникнуть во внутренний мир человека. В последнее время сиддхами называют скрытые возможности, которые имеет каждый человек. Познать их можно только в том случае, если вы изучите Будду и разберетесь со своим внутренним миром.
Сейчас символ Сиддхи имеет огромное значение для индусов. С помощью такого талисмана можно познать тайны создания мира, разобраться в собственных возможностях и развить интуицию. Это обычные этнические амулеты, которые распространены во всех странах мира, но в них есть собственные религиозные особенности и специфика, не похожая на остальные талисманы.
Какие бывают символы
Во всех буддийских амулетах скрыто сакральное познание традиций, распространенных в странах Азии. Огромное значение имеют не только обычные обереги, которые носятся в виде украшений. Значение имеют даже рисунки, которые наносят на одежду.
Талисман с иероглифом, означающим слог Ом
В буддийской культуре есть несколько типов защитных амулетов.
- Будда. Статуи в доме, изображения на картинах или одежде, в виде символа на украшениях. Этот буддийский амулет используется, чтобы развить в человеке веру, принести счастье в дом. Символ Будды приносит спокойствие не только своему владельцу, но и всем, кто его окружает. Его энергетика настолько сильна, что зарядиться ею можно, просто взглянув на этот знак, поэтому его стараются не прятать, а выставлять на всеобщее обозрение, чтобы большее количество людей смогло ощутить всю силу.
- Символика оберегов. Они представлены в виде одного из 8 культовых изображений. В Индии принято не только наносить такие символы на религиозные амулеты, но и на сувениры или посуду.
- Оптимальный вариантом для человека из России считаются мандалы. На такие талисманы наносят изображение символа Ом, который символизирует рождение мира и всей Вселенной. Если присмотреться к этому буддийскому оберегу, то он изображает 3 кривые линии, полукруг и точку.
- Сувенирные талисманы. Их часто покупают в Индии туристы, чтобы подарить близким людям по приезде домой. Изготовление таких сувениров возможно из любых материалов (глина, пластик, металл, дерево или керамика). Если у вас есть деньги, можете купить сувенирные буддийские обереги, изготовленные из дорогого сырья — золото или серебро. Они несут в себе больше положительной энергетики, по сравнению со всеми остальными.
Есть и другой вариант буддийского талисмана, который представлен в виде четок. Отличием этого талисмана от остальных является то, что он не направлен на защиту человека от негатива.
Он способен помочь сконцентрироваться на важных вещах и развить чувство спокойствия и внутреннего равновесия. Использование буддийских четок такое же, как в случае со славянскими или православными амулетами.
Нужно носить их в руке и передвигать однородные предметы, нанизанные на шнур. Они могут изготавливаться из пластинок, бусинок или узлов.
8 сильнейших древних символов
В буддийской культуре есть несколько самых основных изображений, каждое из которых имеет собственное значение:
- зонтик — это универсальная защита, которая распространяется не только на отстранение от плохих мыслей, но и от плохого настроения;
- пара рыб — используется в качестве семейного оберега, это связано с тем, что 2 рыбы символизируют взаимопонимание и единство в семейному кругу;
- если вы хотите улучшить самочувствие, избавиться от болезней и обрести долголетие, отдайте предпочтение такому символу, как ваза;
- если вы относитесь к истинным буддистам, то лучшего талисмана, чем лотос не найти — он развивает в человеке мудрость Богов, красоту и спасение от всех неприятностей;
- закругленная вправо ракушка символизирует все земные блага — если носить такой талисман, то все сферы жизни улучшаются;
- узел без конца — это символ знаний и мудрости, подходит для студентов и людей, которые работают в сфере образования и всегда пытаются узнать что-нибудь новое;
- победный символ — преодоление негативных жизненных событий;
- дхарма — это символ, представлен в виде 8 спиц, они символизируют объединение всех изображений — человек, который будет носить этот знак, сумеет вобрать в себя буддийскую силу.
Талисманы с мантрами
Из самых популярных талисманов следует выделить алмазную защиту. Она представлена в бумажном виде с черно-красными узорами. С помощью такого мощного буддийского амулета вы сможете не только спасти свое тело от неприятностей, но и избавиться от дурных помыслов.
Для производства амулета монаха используется бумажный лист, на который наносят изображения с помощью меховой кисти. Он символизирует защиту мыслей и сознания от проникновения черной магии.
Тканевая мантра — это символ, представленный из синей ткани, на которую наносят узор белой краской. Она защищает своего владельца от сглаза и порчи.
Есть оберег, который защищает человека от долгов кармы. Он выполнен из белого бумажного листа, на который наносят написанную красным цветом мантру. Она носит название Амитабха по имени одного из будд мудрости. Когда вы перестанете ее носить, сразу избавляйтесь. Нельзя держать ее в доме. Необходимо поместить Амитабху в специальную шкатулку и сжечь. Только тогда можете быть уверенными, что кармические долги вас не настигнут.
Дверей — это талисман, позволяющий человеку достичь гармонии с собой. С его помощью можно просветлиться и обрести мудрость своих предков. Он выполнен из ткани, на которую наносят черной краской специальный заговор, помогающий владельцу спастись от всего внешнего зла.
Статуя Будды Амитабха, в честь которого назван оберег в виде бумажного листа с мантрой
Лучшие мужские и женские талисманы
Есть символы, которые не являются универсальными, т. е. некоторые из них можно носить только мужчинам или только женщинам. Лотос предназначен для женщин. Он символизирует чистоту духа и внешнюю красоту. Обладательница лотоса, особенно такой татуировки, быстрее развивает творческий потенциал внутри себя.
Для мужчин лучше всего подойдет Сак Янт. Это специальная татуировка, на которой написаны священные заповеди Будды. Если мужчина будет жить по этим заповедям, то талисман будет защищать его от внешнего зла.
Использование атрибутики
Талисманы из Индии распространены и используются во всем, что связано с человеком. Если вы хотите защитить свой дом от негатива или врагов, отдавайте предпочтение небольшим статуэткам и картинам. Распространенными домашними оберегами считаются флаги, которые вешают перед входной дверью. Такой оберег защищает дом и его жильцов от злых духов.
В машинах устанавливать массивные талисманы не рекомендуется, чтобы они не отвлекали внимание. Если вы хотите защитить свой транспорт от аварий и уберечь свою жизнь от опасности, пригласите ламу, который проведет специальный обряд освящения. Нередко наносят на транспорт специальные заговоры или мантры. Часто встречаются защитные венки из священных цветов.
Нательные обереги могут быть в виде ювелирных украшений или небольших веревок, которые вешают на руку. Самыми популярными нательными оберегами считаются татуировки. Их делают все: и мужчины, и женщины. Они мощнее всех других талисманов защищают человека от неприятностей.
Нельзя сравнивать славянские и буддийские талисманы, т. к. они имеют совершенно разное значение. Буддизм — это практика, которая помогает человеку развить гармонию внутри себя и познать окружающий мир во всех тонкостях. Перед тем как выбирать тот или иной талисман, вы должны изучить его значение и понять, подходит он вам или нет.
duhmaga.ru
Символы буддизма и их значение
Согласно одной Тибетской легенде, когда Божественный мудрец достиг Совершенного Пробуждения, ему преподнесли восемь символов, называемых благоприятными. Сейчас они очень популярны как в самом Тибете, так и в странах, куда буддизм пришёл по северной ветви. Эти знаки очень древние и присутствуют в таких религиях, как индуизм и джайнизм. Также их можно встретить на стенах Буддийских монастырей, ну и, конечно, в домах верующих людей. В этой статье мы рассмотрим восемь символов буддизма и поразмышляем над их смыслом.
1. Золотые рыбы
Это знак достижения Нирваны и преодоления Океана Сансары. В буддийских сутрах достижение Нирваны аналогично достижению Того Берега. Что это значит? Чтобы объяснить, необходимо дать определение противоположному термину «Этот берег». Он символизировал Мир Страстей, состоявший из шести путей. Наше подсознание тесно взаимодействует с Миром Форм и имеет прямое отношение к перерождению (Океан Сансары). Те, кто плывёт по этому океану, постоянно попадают в Мир Страстей. Так происходит процесс перерождения.
Где же расположен Тот Берег? Он представляет собой Мир Без Форм. Если у человека есть мирские желание, то они, подобно волнам, станут серьёзным препятствием при попытке добраться до Того Берега. А святой, вошедший в этот океан, без проблем его преодолеет, так как он победил свои мирские желания. Отсюда появилось ещё одно значение знака «золотые рыбки». Они стали символом победы над нашими мирскими желаниями: у рыб не возникает страха перед океаном, они плывут туда, куда хотят. Золотой цвет олицетворяет заслуги, обретённые в ходе духовной практики. Вы спросите, а почему там не одна рыбка, а две? Думаем, это подсказка, намекающая на то, что в духовной практике нужно не только накапливать добродетельные поступки мыслей, речей и тела, но и развивать мудрость.
Существуют и другие интерпретации (то есть символы буддизма имеют несколько значений). Историки считают, что золотые рыбы — это две Индийские реки: священный Ганг и его самый полноводный и длинный приток — Ямуна. Таково добуддийское объяснение этого знака. В те времена упомянутые реки олицетворяли левый и правый канал в эфирном теле человека.
А в древних текстах двух золотых рыбок образно сравнивали с глазами Спасителя. Далее мы рассмотрим другие символы буддизма и их значение. У некоторых знаков тоже будет несколько интерпретаций.
2. Лотос
Цветок лотоса является символом святого сострадания и любви. А эти два чувства входят в четыре неизмеримости и помогают найти путь к душе Бодхисаттвы. Белый лотос символизирует святость и духовную чистоту. Розовый — считается знаком Спасителя, то есть самого Будды.
Своими корнями лотос уходит в ил, его стебель проходит через толщу воды, а лепестки поднимаются над ней. Они открыты солнцу и чисты. В сознании просветлённого нет загрязнений. Три корневых яда не способны отравить ум святого, подобно тому, как грязная вода не может удержаться на незапятнанных лепестках лотоса.
3. Раковина
Как и другие символы буддизма, она имеет собственное значение. Белая раковина с закрученной вправо спиралью считается знаком просветления Спасителя, а также благой вестью всем существам о возможности достичь его природы. В древности раковина была музыкальным инструментом (духовым). Поэтому не удивительно, что она символизировала звук, который распространялся по всем направлениям. Так же и учение Будды передаётся повсеместно, призывая всех существ пробудиться ото сна неведения.
Чаще всего в природе встречаются раковины, у которых спираль закручена влево. Раковины с правосторонней спиралью очень редки. Именно они ассоциировались в сознании людей с особенными признаками и считались священными. С направлением их спирали связывали движение небесных светил: звёзд, планет, в том числе Луны и Солнца.
4. Драгоценный сосуд
Относится к категории «Самые красивые символы буддизма», картинки которых присутствуют в любом Буддийском храме. Это знак здоровья, долгой жизни, а также благосостояния и богатства. Крышка сосуда украшена драгоценностью, которую называют чинтамани (в переводе с санскритского — исполняющая задуманное).
Вы уже знаете, что символы буддизма могут иметь несколько толкований. Вот и содержимое кувшина имеет две интерпертации. Первая говорит о том, что внутри находится нектар бессмертия. Вспомните, на тханках такой кувшин с эликсиром бессмертия держали и Будда Амитаюс и ученица Падмасамбхавы — Мандрава. Они обрели вечную жизнь и забыли, что такое старение и смерть. С другой стороны, в Учении Будды сказано: в Трёх мирах ничто не может быть вечным, вечна лишь наша истинная природа. Применяя практики долгожительства, занимающийся может существенно продлить своё существование и устранить жизненные преграды. Главным препятствием является дефицит энергии. Продление жизни особенно ценно, если человек практикуется для достижения Освобождения, совершенствуется в сострадании и любви, накапливает мудрость и заслуги, тем самым становясь нужным другим существам.
Согласно второй интерпретации, этот сосуд наполнен драгоценностями. Причём их можно брать сколько угодно, он от этого не опустошается. Что символизируют драгоценности? Это благие воздаяния за благодетельные поступки, совершаемые людьми. Тот, кто накапливает положительную карму, обязательно пожнёт плоды счастья.
5. Колесо Дхармы
Колесо закона — пятый символ буддизма, фото которого прилагается к статье. Его восемь спиц отражают суть учения — соблюдение восьми «благородных принципов»: правильной веры, поведения, речи, ценностей, стремлений, добывания средств к существованию, концентрации и оценки собственных действий. Центр колеса — это точка сознания, излучающая душевные качества.
6. Знамя победы
Этот символ буддизма означает торжество Дхармы над неведением, а также прохождение препятствий Мары. Это знамя находится на вершине горы под названием Сумеру. Пока существует Вселенная (Небеса Брахмы и Мир Страстей), эта гора Совершенства будет нерушимой. Следовательно, и учение Спасителя уничтожить просто невозможно.
7. Бесконечный узел
Некоторые символы буддизма имеют несколько интерпретаций. И бесконечный узел относится к этой категории. Для одних он является бесконечным круговоротом бытия, для других — символом вечности, для третьих — знаком неисчерпаемых знаний Будды. Также это знак взаимозависимости всех событий во Вселенной и сложной взаимосвязи между состраданием и мудростью в процессе достижения Просветления. А чтобы его достичь, нужно преодолеть бесконечно длинный путь Махаяны. Путь Бодхисаттвы довольно долог и включает в себя множество кальп.
Ещё есть гипотеза, что бесконечный узел отражает другой символ, состоящий из 2 переплетающихся змей. Змея — это один из самых древних знаков кундалини, который пришёл в Индию из Древнего Египта. Скорее всего, бесконечный узел имеет связь с чандали. Это подтверждается теорией о том, что переплетающиеся змеи очень похожи на движение кундалини по левому и правому каналам эфирного тела.
8. Зонт
Драгоценный зонт — последний благоприятный символ буддизма. Пока человек идёт по пути Просветления (достижение природы Будды), знак помогает ему в преодолении препятствий.
Традиционно зонт от солнца символизировал в Индии защиту, а также царское величие. Поскольку его держали над головой, естественно, он символизировал уважение и почёт. Для светских правителей зонты делали из павлиньих перьев. В религиозном сознании большинства людей защита от непогоды ассоциировалась с защитой от пороков, загрязнений и страстей, мешающих духовному развитию. То есть, подобно тому, как простой зонт спасает нас от лучей солнца или дождя, его драгоценный аналог защищает от преград на пути к Пробуждению.
Тибетский вариант формы зонта был заимствован у китайцев и индусов. Прототипы состояли из шёлкового купола и деревянного каркаса со спицами. По краям шла бахрома или оборка. Шёлк был красным, жёлтым, белым или разноцветным, а черенок красили исключительно в красный или золотой цвет. В Тибете по зонту можно было узнать статус владельца. Причём он был символом не только светской власти, но и духовного могущества. Согласно древним преданиям, Учителя Атишу почитали до такой степени, что выделяли ему в сопровождение тринадцать зонтов.
Заключение
Теперь вы знаете основные символы буддизма. Надеемся, что вам понятно их значение. Без смысловой нагрузки они — всего лишь красивые картинки, украшения и безделушки. Используйте эти символы для достижения состояния Просветления.
nlo-mir.ru
Магия востока. Символические атрибуты будд, бодхисаттв, божеств, святых. Символика Будды. / Об искустве / Мария Иванова-Очерет
Паблик → СтатьиСимволические атрибуты будд, бодхисаттв, божеств, святых.
Символика Будды.
Восток, как известно, – дело тонкое и прежде всего тонкое по смысловому наполнению. Восточная символика и иконография, значения которых плотно вплетены в культурный пласт и понятны человеку, соприкасающемуся с ними с рождения, у человека западного вызывают, подчас, непонимание и, как следствие, неверные трактовки, а порой и вовсе остаются лишены вдумчивого внимания, превращаясь из смыслового наполнения в предмет декора.
Однако, в восточной традиции ни одна деталь не бывает случайной, всё находится на своих местах и наполнено глубоким смыслом. Безусловно, это утверждение в полной мере можно отнести к изобразительному искусству буддизма – по-настоящему глубокому и овеянному в западном мире ореолом таинственности. Действительно, непривычные, как будто неземные изображения божеств этой религии являются настоящей загадкой, скрытым посланием, которое надо уметь читать.
Тем не менее, с развитием культурных связей, отголоски восточного искусства всё громче и громче звучат в искусстве западном. Например, в картине Марии Ивановой-Очерет «Натюрморт с Буддой» из воздуха проступает фрагмент древней фрески из буддийского храма Хорюдзи в Японии. Как мы видим, знание восточной символики необходимо для понимания не только работ мастеров с бескрайних просторов Азии, но и картин наших соотечественников. Поэтому сегодня мы попробуем ответить на эту загадку.
В этом небольшом путеводителе по буддийской иконографии мы остановимся на основных предметах, имеющих особое «тайное» значение, зачастую непонятное неподготовленному зрителю.
Боевой топор (санскр. yuddhakuṭhāra, пали yuddhakuṭhārī). В буддийской иконографии боевой топор в руках гневных божеств символизирует отсечение мирских привязанностей. Помимо лезвия у такого топора на рукоятке может быть закреплена ваджра.
Ваджра, или дордже (санскр. vajra, тиб. rdo rje), буквально переводится как “удар молнии” или “алмаз”. Есть мнение, что первоначально ваджра считалась непобедимым волшебным орудием бога Индры. В буддизме Ваджраяны ваджра символизирует нерушимое состояние. Она означает и то, что нельзя разрушить, и то, что разрушает неведение. Шарообразный центр традиционно известной формы ваджры – символ нашего изначального состояния. У ваджры имеются два конца, каждый – с пятью лепестками. Они символизируют то, что наша изначальная сущность имеет потенциал, который может проявляться и как пять чистых мудростей, и как пять накоплений захваченности. В тантрических ритуалах, где ваджра используется совместно с ваджра-колокольчиком, ваджра также символизирует мужской принцип и метод достижения Пробуждения, в то время как колокольчик – это женский принцип и мудрость. Ваджру держат в правой руке, а колокольчик – в левой. Когда их держат в перекрещенных руках, это символизирует объединение метода и мудрости. Ваджра или её половина входят в качестве составной части во многие символические атрибуты божеств и будд.
Вина, или индийская лютня (санскр. и пали vīṇā) – струнный музыкальный инструмент, обычно имеющий семь струн. С виной изображают Сарасвати – богиню мелодии, звука и речи.
Дамару, или ритуальный двойной барабанчик (санскр. ḍamaru, тиб. da ma ru). На обе стороны этого барабана натянута кожа, сужающаяся срединная часть дамару обвязана, и от неё отходят матерчатая ручка, а также две верёвки, на которых закреплены деревянные или костяные грузила, создающие барабанящий звук при соударении с кожаными мембранами инструмента. Тантрические дамару выполняли из двух черепных коробок, принадлежащих ранее мужчине и женщине. Две половинки дамару символизировали двойственность Сансары и её непостоянство, а одновременные удары по обеим сторонам барабана – объединение в недвойственности.
Двойная крестообразная ваджра, или вишва-ваджра (санскр. viśvavajra, тиб. sna tshogs rdo rje), образована скрещением двух ваджр. Вишва-ваджра является атрибутом Будды Амогхасиддхи и некоторых других божеств.
Дигуг, или резак (санскр. karttṛkā, kārtika, тиб. gri gug), – это изогнутый нож, чьё лезвие похоже на полумесяц или имеет форму волны. Дигуг символизирует отсечение трёх корневых ядов. Дигуг часто изображается в паре с капалой.
Драгоценность, исполняющая задуманное, или чинтамани (санскр. cintāmaṇi, тиб. yid bzhin nor bu), символизирует заслуги, благодаря которым мы можем исполнять задуманные желания. Другое тибетское название чинтамани – пылающая драгоценность (тиб. nor bu me ‘bar). Пламя, охватившее драгоценность, – свет заслуг. Чинтамани – главный атрибут Будды Ратнасамбхавы; также его держат Гухьясамаджа, Спаршаваджра, Ченрезиг Чакжипа и некоторые другие божества.
Драгоценный сосуд (санскр. nidhānakumbha, ratnakalaśa, тиб. gter bum, gter gyi bum pa) – сосуд, содержащий сокровища; является одним из восьми благоприятных символов. Он не имеет носика, выполнен в форме вазы, имеет крышку с драгоценностью, исполняющей задуманное. Во время некоторых тантрических ритуалов этот сосуд устанавливается в центре мандалы.
Дхармачакра, или Колесо Закона (санскр. dharmacakra, тиб. chos ‘khor). У этого колеса восемь спиц, они символизируют Благородный Восьмеричный Путь. Поворот Колеса Закона символизирует проповедь Истинного Закона. Говорится, что, проповедуя монахам Четыре Благородные Истины, Будда Шакьямуни повернул Колесо Закона двенадцать раз, то есть для каждой из четырёх Благородных Истин было сделано по три поворота Дхармачакры. Колесо Закона является одним из восьми благоприятных символов. Дхармачакра – главный атрибут Будды Вайрочаны.
Зеркало, или мелонг (санскр. adarśa, тиб. me long), – атрибут, символизирующий чистую мудрость Дхармы. Традиционно мелонг имеет круглую форму, выполнен из металла (это медь и, вероятно, ещё какие-то добавки), орнамент зеркала имеет центральную симметрию. Зеркало держит в руках, например, богиня Дордже Юдонма.
Знамя Победы (санскр. jayadhvaja; тиб. rgyal mtshan) – один из восьми благоприятных символов, символизирует победу Дхармы над неведением и смертью, а вместе с этим – это преодоление препятствий Мары.
Зонтик, или чаттра (санскр. chattra, atapatra, пали chatta, тиб. gdugs), – один из восьми благоприятных символов; символ защиты от препятствий, которую даруют нам бодхисаттвы и будды, пока мы идём по пути Просветления и Освобождения. Его держат такие богини, как Панчаракша, Ушнишасита, Белозонтичная Тара.
Канглинг, или ритуальная костяная труба (тиб. rkang gling), является тантрическим инструментом, который может использоваться во время ритуальной практики Чод. На изображениях такой инструмент держит, например, Падампа Сангье. В символике Тантры кость – символ непостоянства и скоротечности человеческой жизни.
Капала, или чаша из черепа (санскр. kapāla, тиб. thod pa), – один из самых распространённых атрибутов в буддийской иконографии. Обычно такие чаши изображаются в руках гневных божеств. Они наполнены кровью, либо плотью (санскр. maṃsa kapāla): сердцем, глазами, ушами, языками демонов. В капале йидама Хеваджры изображают животных и божеств. Гневные проявления божеств в Тантре именуют херуками. Херука означает божество, пьющее кровь. Содержимое чаши символизирует наши привязанности, это символ цепляния за эго, самость, личное “я”. Ликвидация этих привязанностей – это сострадание просветлённых, проявившихся в гневной форме. Значит, капала – это чаша, которая символизирует сострадание. В тантрических церемониях чаши из черепов наполнялись вином, символизирующим кровь, и подносились божествам. В буддийских храмах капалы обычно имеют бронзовую подставку и покрыты бронзой.
Книга (санскр. pustaka, тиб. po ti, pus ti, pu sta ka) первоначально изготавливалась из пальмовых листьев, которые обрезались в длинные и узкие листы. Эти листы зажимались между двумя деревянными дощечками соответствующего формата, которые обворачивали и связывали верёвкой. Как атрибут в буддийской иконографии, такая книга символизирует Учение Будды. Учение Будды ведёт существ к Совершенной Мудрости Освобождения. Считается, что изображаемая книга содержит Праджняпарамита-сутру – трактат о достижении Совершенной Мудрости. Например, книгу с Праджняпарамита-сутрой держат Бодхисаттва Манджушри, Бодхисаттва Авалокитешвара, богиня Праджняпарамита, царь Трисонг Децен.
Колокольчик (санскр. ghaṇṭā, тиб. dril bu) – аспект, символизирующий в Ваджраяне мудрость (санскр. prajñā). Рукоятку колокольчика венчает половина ваджры, поэтому его также называют ваджра-колокольчик. В Тантре колокольчик также символизирует женский аспект. Во время тантрических ритуальных практик ваджра-колокольчик используют совместно с ваджрой. Колокольчик держат в левой руке, а ваджру – в правой. Ваджра-колокольчик является атрибутом Будды Ваджрадхары, Ваджрасаттвы и некоторых других тантрических божеств.
Крюк, или анкуша (санскр. aṅkuśa). Анкуша состоит из небольшой деревянной рукоятки с острым металлическим крюком наверху. Иногда частью рукоятки является ваджра. Когда крюк выполнен с элементами ваджры, его также называют ваджра-анкуша. Анкуша – это крюк сострадания просветлённых существ. Анкуша является атрибутом многих тантрических божеств.
Кхатванга (санскр. khaṭvāṅga, тиб. kha tvang ga) – ритуальный жезл, чья верхняя часть состоит из сосуда с нектаром бессмертия, стоящего на ваджре, двух голов и черепа, увенчанного ваджрой или трезубцем. Изначально кхатванга считалась волшебным оружием бога Шива, и её носили отшельники и йогины. В буддийской иконографии этот атрибут имеют Гуру Падмасамбхава, богиня Ваджраварахи и некоторые другие божества.
Лотос (санскр. и пали padma; тиб. pad ma) – символ святой любви и святого сострадания. Если лотос изображается белого цвета, тогда он символизирует нравственную чистоту, святость. Если лотос – розового цвета, это символизирует Будду или великого бодхисаттву. Розовый лотос является одним из восьми благоприятных символов.
Лук (санскр. и пали dhanu) является атрибутом таких божеств, как Маричи, Курукула, Ушнишавиджая. Стрелой и луком божества могут оказывать подчиняющее воздействие, принося боль марам и другим злобным существам. Подобно ваджре с колокольчиком, лук со стрелой также символизируют взаимодополнение мудрости и метода.
Луна, или чандра (санскр. candra), вместе с солнцем (санскр. sūrya) является одним из неотъемлемых элементов многих тханок. В Ваджраяне луна и солнце символизирует взаимодополнение противоположностей, левый и правый канал из трёх главных каналов тонкого тела человека. Помимо этого луна является атрибутом некоторых божеств и святых. Полумесяц над головой является символом чандали. Заметим, что и Самвара, и Шива имеют полумесяцы в своих волосах, головной убор Гуру Падмасамбхавы также украшен полумесяцем и бинду.
Медные тарелки, или цимбалы (пали sammatāḷa), – музыкальный инструмент, состоящий из двух металлических чаш, издающих при ударе друг о друга резкий звенящий звук; символизирует звук. Является атрибутом богини Шабда. Входит в набор из восьми предметов, устанавливаемых на алтарь в качестве подношений.
Меч (санскр. khaḍga, тиб. ral gri) – символ мудрости различения и отсечения привязанностей. Меч мудрости – атрибут Бодхисаттвы Манджушри и некоторых других божеств.
Опахало из ячьего хвоста, или чамара (санскр. и пали cāmara, тиб. rnga yab), раньше являлось одним из атрибутов царской власти. Такие опахала украшались драгоценностями. В буддизме такое опахало стало одним из атрибутов бодхисаттв. С чамарой изображаются архаты-стхавиры Ангаджа, Ваджрипутра, Ванавасин.
Палица, или гада (санскр. и пали gadā), – древнее оружие, применявшееся в близком бою; в древности её делали из железа, кверху она расширялась конусом. Такая булава, выполненная из человеческой кости с черепом на вершине, – одна из принадлежностей Шридеви и Бхайравы.
Патра, или монашеская чаша для подаяний (санскр. pātra, пали patta, тиб. lhung bzed), – непременный атрибут монаха в Общине Будды Шакьямуни. С патрой часто изображается сам Будда Шакьямуни, Будда Амитабха, Бхайшаджьягуру, архаты Шарипутра, Маудгальяяна и многие другие монахи. Патра символизирует отречение от мирской жизни.
Пурба, или кила (санскр. kīla, тиб. phur ba), – ритуальный кинжал, главный атрибут Ваджракилаи, одного из главных йидамов Школы Ньингма. Пурба символизирует мудрость, обретаемую посредством однонаправленной концентрации. С пурбой изображают некоторых святых Ваджраяны, например, Нубчена Сангье, божество Ваджракумару (проявление Ваджракилаи), Ямантаку, Шридеви в четырёхрукой форме.
Раковина (санскр. ṣankha, тиб. dung) в древности являлась музыкальным духовым инструментом, поэтому естественно, что она символизирует звук. В буддистских ритуальных практиках она используется в качестве трубы или как сосуд для пожертвований. Белая раковина, у которой спираль закручена вправо, символизирует Слово Будды.
Свастика (санскр. svastika, тиб. bkra shis ldan) – один из шестидесяти пяти знаков Будды, как говорят, обнаруженный в отпечатке его стопы. На некоторых изображениях Будды она изображена на его груди. Также ей иногда украшали лотосовый трон. Известна правосторонняя свастика и левосторонняя свастика. Богиня Экаджати держит в руке трёхконечную свастику. В настоящее время на Западе и Востоке свастика является предметом дискуссий, поскольку этот знак был использован фашистской Германией в качестве своего символа, а позднее стал использоваться другими фашистскими группировками. Однако изначально санскритское слово “свастика” означает знак удачи, и оно является производным от слова “свасти” – успех, удача.
Символ знания и мудрости (тиб. rig gsum dgon po) – атрибут божеств и святых. Тибетское словосочетание rig-gsum-dgon-po означает “Три Просветлённых Покровителя”, и символизирует Авалокитешвару, Ваджрапани и Манджушри. Основанием этого символа является лотос, который символизирует чистоту. Книга символизирует Учение Будды, а ваджрный меч – мудрость различения, отсекающую тьму невежества. На изображениях символ знания и мудрости держит, к примеру, тибетский царь Трисонг Децен.
Сосуд с нектаром бессмертия (санскр. amṛtakalaśa, тиб. tshe bum) – это драгоценный сосуд, содержащий амриту, или нектар бессмертия. Форма сосуда может быть округлой, или овальной, или остроконечной. Сосуд с нектаром бессмертия – атрибут Будды Амитаюса, Падмасамбхавы, Мандаравы, Ушнишавиджаи и некоторых других божеств.
Стрела (санскр. bāṇa, ṣara, тиб. mda’) в иконографии является символом осознавания и сосредоточения внимания. Этот атрибут есть у Курукуллы, Маричи, Ушнишавиджаи и некоторых других божеств. Подобно ваджре с колокольчиком, лук со стрелой символизируют взаимодополнение мудрости и метода. На изображениях дакини Мандаравы, ученицы Падмасамбхавы, та держит в руках стрелу с шёлковыми лентами пяти цветов, дадар (тиб. mda’ dar). Дадар – символ жизненной силы, символ сосредоточения на энергии жизненных элементов. Каждая из пяти его лент имеет свой цвет, цвета символизируют чистую энергию пяти жизненных элементов. Такая стрела с лентами используется в тантрической практике для увеличения продолжительности жизни и устранения препятствий для жизни.
Cтупа, или чайтья (санскр. stūpa, caitya, тиб. mchod rten), является священным местом для поклонения. В ступах содержат реликвии великих святых. Обычно ступу делают либо с квадратным, либо с круглым основанием, и она состоит из пяти частей, это: основание, лестница (ступени), купол, шпиль, навершие. По четырём сторонам ступы часто размещают изображения четырёх дхьяни-будд: Акшобхью, Ратнасамбхаву, Амитабху, Амогхасиддхи. Место Будды Вайрочаны находится в центре ступы, он обращён лицом на восток, также как и Будда Акшобхья. На изображениях ступу держит в руке, например, Правитель Вирупакша.
Торма, или жертвенный хлеб (санскр. balin, тиб. gtor ma), изготавливается из теста, масла, сахара, имеет разнообразные формы и цвет, является атрибутом ряда божеств.
Трезубец (санскр. triśūla, тиб. rtse gsum pa, rtse gsum, mdung rtse gsum). Существуют различные толкования о символическом значении трезубца. Известно, что один из эпитетов Шивы – “Держащий в руке трезубец” (санскр. triśūlahasta, triśūlavarapāṇin). В регионе Гималаев и за его пределами бог Шива издревле почитался, как божественный покровитель йогинов. Вероятно, с йогической точки зрения, значение трезубца – символ трёх главных каналов в тонком теле человека. В буддизме имеются и другие трактовки: один из символов Трёх Драгоценностей – Будды, Дхармы и Сангхи; символ Просветления; знак Будды.
Чётки (санскр. akṣamālā, mālā) являются символом непрерывности и цикличности. Чётки представляют собой замкнутую нить с нанизанными бусинами. В буддийских чётках один круг традиционно насчитывает 108 бусин. На изображениях чётки держат в руках Авалокитешвара, Праджняпарамита и некоторые другие божества.
Теперь, сверясь с нашим путеводителем, мы можем определить скрытый смысл той или иной картины. Например, в «Натюрморте с Буддой», о котором мы упоминали вначале, Будда, пришедший с фрески храма ещё XVIII века, держит в руке лепесток розового лотоса, что, как мы теперь знаем, символизирует само божество и, как один из благоприятных символов буддизма, указывает на Пробуждение – полный расцвета потенциал Будды. Согласно буддийскому учению, подобно тому, как цветок лотоса растёт из тины и грязи и раскрывается, сохраняя незапятнанной свою красоту на поверхности болота, так же и существа пробиваются сквозь загрязнения и омрачения сансары, пронося по жизни сияющие качества абсолюта – «ума», такие как интуитивная мудрость, радость, бесстрашие, активное сочувствие и любовь. Таким образом, вся картина, благодаря одной маленькой детали, приобретает совершенно иной, невероятно глубокий смысл и становится настоящим прославлением гармонии, заряжая нас, зрителей, этой удивительной восточной просветлённой энергией.
подготовила искусствовед К.И. Подлипенцева
www.maria-art.com