Разное

Символ стрекоза: Стрекоза – символ и тотем

Содержание

Стрекоза – символ и тотем

Стрекоза – дивное насекомое, заселившее планету Земля в древние времена, можно сказать, что она присутствовала и в «прежних версиях Матрицы»…

Своей формой, красотой крыльев и необычными движениями, она привлекает внимание и активирует воображение людей знания и искусства.

Восприятие ее образа разноречиво у стран и народов, но радует что ни в одном этносе не встречается Творец мира в виде Стрекозы.

Навигация по статье

Название – как основа характера и смыслового значения стрекозы

Английское DRAGONFLY

Содержит в себе 2 слова:

DRAGON – “дракон“;

FLY – имеет два значения:

  • глагол: “летать“;
  • существительное: “муха, мушка“.

То есть, в английском названии закреплен формальный, образный смысл стрекозы, как внешнего подобия дракона. Она – этакая муха-дракон, драконья мушка.

Действительно, если дракон – это змея с крыльями, то стрекоза – это крылатый червячок.

Латинское ODONATUM

В некоторых источниках это переводится как «рожденная от аромата Вселенной», то есть произведенная тонкими, духовными вибрациями.

А в другой интерпретации это – всего лишь «снабженная зубами» (зубными наростами).

И так как латинский язык действует именно на плотном плане, то сдается мне – именно эта семантика здесь и является смыслоопределяющей.  

Русское СТРЕКОЗА

В возникновении и удержании этого названия у славян могли быть задействованы глаголы-омонимы «стрекать» в двух значениях:

  • «жалить» – хотя стрекозы и хищницы, а в некоторых традициях им приписывали еще и ядовитость, но жалящим эффектом (как у пчел, ос, змей) они не обладают. Так что вряд ли этот смысл наши предки хотели вложить в название;
  • «
    прыгать
    » – ведь движения этого насекомого, действительно, похоже на череду неожиданных прыжков и внезапных остановок.

Также есть мнение, что в основу славянского названия мог лечь глагол «стрекотать», то есть в слове запечатлен именно тонкий стрекочущий звук, который издает стрекоза при полете.

Если “муха – цокотуха”, то стрекоза тогда – стрекотуха:)

Духовное значение тотема стрекозы и значение ее абстрактной символики для человека лучше всего будет рассмотреть, отталкиваясь от ее имен-названий и качеств этого создания в реальности.

Внешние качества

Магия переливающихся крыльев стрекоз – символизирует способность меняться под мир, его текущие влияния, под ситуацию. Это же означает иллюзорность проявлений личности, неуловимость характера и изменчивость внешности – все эти качества в первую очередь присущи женщинам.

Наиболее глубоко тотем стрекозы связан с национальной Душой японцев, – в их этносе данное насекомое проявилось очень существенно и ярко. Например, самый крупный из островов Японского архипелага, центральный остров Хонсю (порожденный, разумеется, Божествами), первый император Дзимму когда-то назвал «островом стрекозы» из-за внешнего сходства форм.

Кроме того, вытянутая форма тела насекомого ассоциируется здесь с мужским символом, то есть, никакая это не стрекоза даже, а «стрекозёл» – имеющий мужественный и отважный характер.

Красных стрекоз японцы приносили в жертву богам, желая получить для победы в бою дополнительные бонусы свыше и укрепить свою отвагу и мужество.

На белье японских мальчиков вышивали узоры из стрекоз – чтобы пацаны росли смелыми и сильными. Аналогичные узоры выполнялись и на нижней одежде взрослых воинов.

В японских музеях встречаются экспонаты – боевые принадлежности (колчаны стрел, мечи, ножны и пр.), украшенные рисунками или аппликациями стрекоз.  

Скорей всего, это насекомое так почиталось мужским населением Японии не только из-за его мужественной формы, но и за способность нелинейно двигаться, что и в бою и в жизни часто приносит дополнительные преимущества.

Особенности полета стрекоз

На основе восприятия человеком внешних качеств и спонтанности полета, символика стрекозы подобна бабочке.

Она напоминает о:

  • возможной легкости бытия,
  • непривязанности,
  • способности радоваться жизни,
  • важности ценить краткий миг удовольствия и счастья.

Это близко народу кельтских Фей – образ которых дошел до нас как нечто среднее между бабочкой и стрекозой.

Полет стрекозы может происходить во всех направлениях, она умеет зависать на месте, неожиданно менять скорость, угол и направление движения. И делает это  так легко и естественно, что дивная стрекозья манера передвижения питает ее тотем качествами гибкости и приспособляемости. Ему приписывают способность видеть хорошее, находить светлые стороны жизни, сохранять позитивный настрой.

Именно поэтому взаимодействие с Духом Стрекозы (напрямую или через ее образные аналоги – украшения, талисманы и пр.) показано тяжелым, депрессивным людям, склонным погружаться в теневые пропасти собственной Души.

Это невесомое крылатое существо может напоминать им о возможности жить легче и радостней. Особенно женщинами, которые задолбались в колесе семейной рутины и соскучились по легкости и новизне.

Хищность и ненадежность

В нашем мире все имеет оборотную сторону, поэтому в светлом образе милой стрекозки есть и приписываемый ей отрицательный аспект.

Как продолжение качеств внешней легкости и непривязанности, негативная крайность абстрактного значения стрекозы – безответственность и ненадежность.  

Стрекоза ювелира Рене Лалика (1880г.).
Знаменитый ювелир создал это украшение в виде стрекозы (со внешностью Сары Бернар), пожираемой ящерицей. Конечно же, актриса захотела иметь эту брошь и получила. Когда ее спрашивали – в пасти какого чудовища стрекоза находится, то она отвечала: “Это страсть, которая меня пожирает…”

Также в характеристике символа и тотема стрекозы не может не проявиться хищные свойства этого насекомого, который ассоциируется с человеческими качествами эгоизма и потребительства.

 

На этой грани балансирует образ стрекозы – как олицетворение роковой женщины периода расцвета декаданса. Она – легковесное, своенравное создание, безумно красивое и непостоянное в своих привязанностях, загадочное и женственное, использующее поклонников и бросающее их безжалостно.

За всех зачарованных и разочарованных мужчин с такой «роковой стрекозой» разделался И.А.Крылов в своей морализаторской басне «Стрекоза и Муравей».

Там наивной потребительнице вместо радости “какое счастье, что вы нас посетили, мадемуазель” досталось поучительное муравьиное издевательство:

«Ты все пела, это дело. Так поди же – попляши».

Наверное, муравей – этот земной труженик все лето готовился к подобной  ситуации, сочинял текст и репетировал свою реплику. В итоге, получилось мощно, прям «шах и мат тебе, паразитка!!!».

Стоит отметить, что в отличие от предыдущих поколений, современные дети, крыловскую мораль не всегда безусловно принимают, наоборот, кардинально переосмысливают.

Например:

Это написал мальчик. А вот что отмочила чудная девочка:

Средневековая Европа, которой везде мерещились ведьмы, и которая спешила выявить их в любом существе, не пропустила к святости и стрекозу. Логично, что ей были приписаны ведьмовское очарование и вредоностность, она даже являлась одним из символом ведьм.

«Чертовой иглой» (не больше и не меньше!) называли ее здесь, укол этой иглы считался ядовитым.

Можно позабавиться, предположив, что кто-то из “охотников на ведьм” вздумал отойти в мир иной именно в тот момент, когда на него присела стрекоза.

Или что из далекого будущего потомки в своих экспериментах по коррекции истории, заслали в прошлое не терминатора, а ядовитого наноробота в форме стрекозки. И она впрыснула смертоносную инъекцию кому-то из работников инквизиции – истребителей красивых женщин?

Фантазии можно продолжить…

Свойства жизненного цикла

И наконец, самый глубинный смысл тотема стрекозы, вновь напоминающий по своему значению бабочку, ведь обе они – символ жизненных изменений, трансформации.

В основе этого – факт существования двух стадий биологического цикла стрекоз, водного и воздушного:

Первый – когда идет рождение в воде и существование в виде личинки. Вода олицетворяет собой глубину эмоций или внутренние слои информации.

Второй – когда идет выход уже крылатого насекомого в стихию воздуха с  получением радости использования чувств и информации во внешнем мире. Символически, это ее стрекотание – вербализация, контакты, связи, реализация через обмен внутреннего и внешнего.

Как сочетание двух стихий – данное насекомое олицетворяет связь непроявленного и проявленного миров. Для примера, есть преинтересный фильм «Стрекоза» (с Кевином Корстнером в главной роли), где погибшая жена главного героя посылает с помощью своего стрекозьего тотема ему весть и ведет к нужной им обоим цели…

Также соединяющая стихии воды и воздуха, стрекоза может становиться символом метаморфозы, раскрытия во внешнем мире существующего в человеке доселе сокрытого внутреннего потенциала.

Вспомним, что индейцы Северной Америки (а вслед за ними и нынешние жители этих территорий), считают стрекоз символом возрождения и обретения большей силы после тяжелых, сложных испытаний.  

«В грозы, в бури, 
В житейскую стынь, 
При тяжелых утратах 
И когда тебе грустно, 
Казаться улыбчивым и простым — 
Самое высшее в мире искусство». 
(С.Есенин, поэма «Черный человек»)

Стрекозьи качества в человеческом исполнении – внутренняя сила при внешней хрупкости и чувствительности, способность сочетать тонкость чувств и развитый интеллект, делая это легко и непринужденно.

В принципе, можно воспринимать и использовать стрекозу, как символ поэзии (Нептун + Меркурий), процесс создания которой вытекает из глубины чувств – в словесную легкость.

Стрекоза – может восприниматься символом скоротечности жизни. У любящих ее японцев, красная стрекоза – вестница наступающей осени. Древнее ее название «Акицу» (акицу-муши) – осеннее насекомое:

«Осень идет – 
К нам вестью о том прилетела 
Красная стрекоза». 
(Сирао. Пер.А.Долина)   

Для духовных искателей и практиков еще одно трансформационное значение тотема – он побуждает к поиску собственных иллюзий и самообмана, и через освобождение от них – обретение больших возможностей.

Стрекоза – символ, призывающий «летать» во всех измерениях мира (3+), легко играть его уровнями – физическим, социальным и духовным, своевременно перенаправляя фокус внимания, не теряя ощущения легкости и позитива, – на что способен лишь развитый человек.  

Это близко состоянию «Здесь и Сейчас», куда втекает Вечность и откуда разворачивается Бесконечность…


Поделиться новостью в соцсетях