Разное

Символ новой жизни – Символы Жизни

Содержание

Символы Жизни

Жизнь – извечный процесс движения, суть которого в безостановочном течении и перетекании энергии. Материальная форма однажды разрушится, но ее разрушение не остановит движения жизни. Энергия бессмертна, и покидая свою физическую обитель, она обретает когда-то утраченную свободу, хотя, лишь на время – пока не найдет для себя пристанище в новой форме.

Этот метафизический принцип вечного движения – главный акцент, который несут в себе символы жизни разных духовных традиций.

Символ №1 — Уроборос

Уроборос – змей, свернувшийся кольцом и кусающий себя за хвост. Этот символ – обозначение цикличности жизни и смерти, рождения и разрушения, а так же бесконечности и вечности этих процессов.

Символы жизни: Уроборос — змей, кусающий себя за хвост; и тетрактис Пифагора — модель всего мироздания

Символ №2 — Лента Мебиуса

Еще один загадочный символ жизни – лента Мёбиуса. Такая лента получится, если взять длинную полоску бумаги и склеить ее концы, предварительно перевернув один из них. Лента Мёбиуса – геометрическое соответствие известного символа бесконечности, также выраженного в знаке числа 8.

Этот символ – обозначение непрерывности и вечности жизни. Если идти по ленте Мебиуса, в конечном итоге, вы вернется в исходную точку, обогнув при этом всю поверхность фигуры.

Лента Мебиуса — древний символ бесконечности

Лента имеет только одну сторону и одну грань, что несет в себе символизм единства дуального мира. Кажется, что в фигуре пара сторон. Но попробуйте закрасить эти стороны разными цветами. Откуда бы вы ни начали, в конечном счете, вся фигура будет окрашена в один и тот же цвет.

Символ №3 — Древо Жизни

Древо – один из излюбленных символов жизни многих мировых традиций. Образ Древа содержит в себе густую символическую концентрацию знаний о принципах существования.

Своими корнями Древо уходит в глубины земли, что символизирует тесную связь явления жизни с материальным миром физической формы. Крона Древа тянется к небу, что указывает на духовную суть всего живого и на его безудержное стремление к свету Творца. Ствол Древа находится в воздухе – между небом и землей, что символизирует связь божественного и материального. Вода, циркулирующая по Древу – есть сама программа жизни, наполняющая мертвую форму.

Древо жизни или Древо миров — символ мирового единства

Символ №4 — Сефиротическое Древо

Древо Сефирот – символ жизни во всех ее формах и аспектах. В каббалистической традиции на этом образе строится модель всей вселенной: от уровня бога в сефире Кетер до уровня материального мира в сефире Малкут. 10 сефир – 10 плодов Древа, 10 проявлений Бога, представляющих образ космического человека, который был создан по идее Творца.

Древо Сефирот — модель устройства мироздания в египетской традиции

Символ №5 — Цветок жизни

Цветок жизни – символ сакральной геометрии, в чьих совершенных пропорциях находят место множество других мистических знаков: круги, треугольники, шестиугольники, звезды, кресты и свастики. Образ Древа Сефирот, символ Дао, Кельтский крест и Славянский Триглав так же просматривается в симметрии линий Цветка Жизни. Здесь же сокрыты знания о золотом сечении, о тайне числа Пи, и о метафизическом значении чисел.

Построение символа Цветка Жизни, несмотря на всю сложность и многогранность его структуры, начинается с фигуры, называемой в сакральной геометрии «рыбий пузырь». Эту фигуру образовывают два равных круга с центрами на периметре друг друга, что является символом союза двух начал: неба и земли – духа и формы.

Шестилучевая свастика, Древо Сефирот, «Рыбий Пузырь» в узоре «Цветка Жизни»

Симметрия Цветка отображает голографичность реальности – принцип, по которому идея Творца проникает и распространяется по пространству, одухотворяя и вдыхая жизнь. Отсюда каждое живое существо знает, что делать и как развиваться. Растение стремиться к свету от природы, как и сознание человека от природы стремится к познанию.

Все законы и принципы жизни на уровне бессознательного заложены в каждом. Потому познание – это вспоминание, вытаскивание уже известного из библиотеки коллективной памяти.

Обращенный же к подсознанию язык символов способен проникнуть в самые глубины человеческой сути, открывая интуитивный канал для восприятия древнего эзотерического знания. Потому в древних символах жизни, даже без какого-либо логического объяснения, просматривается глубинный мистический смысл устройства всего мироздания.

Автор: Елена Захарченко

Символы Жизни

4.7 (93.75%) 16 vote[s]

taynoe.com

Цветок жизни: символ, описание и значение

Система древних знаний включает некоторые священные символы, которые известны всем древним цивилизациям. Они несли в себе всю мудрость веков и были проводниками в мир познания. С их помощью человечество постигало принципы мироздания и гармонии. Среди таких символов особое место занимает Цветок Жизни. Его символизм прошел через века и остается актуальным в наши дни.

Сакральная геометрия

Сакральной геометрией называют священную геометрию форм, которые лежат в основе жизни. Эти формы являются ключами к познаниям космоса и человека.

При переводе слова «геометрия» с греческого получается «измерение земли». Она содержит знания для предопределения форм молекул, образующих все во вселенной. Древние мистические практики считали геометрию первой и самой благородной из всех наук.

Сакральная геометрия содержит знания различных школ мистики, которые существовали еще до нашей эры, и современных, соединяющих эзотерические знания с современной наукой.

Она имеет огромное значение и используется представителями искусства, архитектуры и философии в различных культурах не одну тысячу лет.

Что же это такое?

Цветок Жизни, как символ, встречается во многих религиях и является отображением шаблона, по которому из мысли Творца либо Великой Пустоты создавался весь мир.

Он выступает сакральным символом, источником всего, что есть в мире, который включает в себя целый ряд самых важных и священных символов вселенной. В его геометрии заключены информационные системы, являющиеся основой всего – начиная от строения тела человека и заканчивая галактиками. Например, первая из них способна создавать любые молекулярные системы и живые клеточные структуры, которые только существуют во вселенной.

Цветок Жизни – это фигура с шестью лепестками, которые образовались в результате взаимного пересечения окружностей с одинаковым диаметром в точке. Некоторыми он назван зерном жизни, которое способно указывать путь к развитию ясновидения и духовного зрения. Иными словами, тех средств, которые дают человеку возможность вызывать разного рода метаморфозы. Все эти лепестки олицетворяют отдельные виды работы человеческого сознания, пробуждающие чакры, или духовные органы.

Символ Цветок Жизни присутствует по всему земному шару. Следует отметить, что во всех странах и на всех континентах его называют одинаково. Согласно книге Друнвало Мельхиседека «Древняя тайна Цветка Жизни», его основные названия переводятся как Язык Безмолвия и Язык Света.

Распространение символа

Символ Цветок Жизни является очень древним. Его изображения найдены в Египте, в Храме Осириса (город Абидос), там его высекли в граните и, вероятнее всего, в качестве ока бога Ра – символа власти фараонов. Также Цветок Жизни встречали ученые, изучающие Финикию, Ассирию, Индию, Азию и Ближний Восток. Кроме того, его часто использовали представители средневекового искусства.

Особенности строения узора

Такое название узору дал Друнвало Мельхиседек, который в 1990 г. являлся руководителем движения Новый Век.

Символ Цветок Жизни представлен орнаментом, в котором равномерно расположены пересекающиеся круги. Этот узор абсолютно симметричен и сформирован одной окружностью – центральной. На вершинах вписанного в нее правильного шестиугольника размещаются еще шесть окружностей, радиус которых равен радиусу центральной. Эту часть Цветка называют Семенем Жизни. Заканчивается построение символа начертанием еще 12 окружностей, центры которых находятся в вершинах шестигранников, вписанных в вышеуказанные шесть окружностей. В законченном виде Цветок Жизни имеет 19 вершин.

Еще одну структуру, которая скрыта в этом символе, называют Дерево Жизни. Ее не относят к какой-либо культуре, несмотря на то, что египтяне вырезали его на колоннах своих сооружений. Символ Дерево Жизни не имеет отношения и к каббале. Он выступает структурой, которая является сокровенным элементом природы.

Рисунок символа Цветок Жизни относят к особым фигурам, составляющим священную или сакральную геометрию. С ним связаны исторические, мифологические и духовные традиции.

Лепестки Цветка Жизни. Описание

Как было сказано выше, этот символ имеет шесть лепестков. Значение каждого из них, формируют общее значение Цветка.

Значение первого лепестка – позитивность. Это означает, что позитив должен быть во всех наших мыслях и чувствах. Необходимо учится замечать положительные моменты во всей окружающей действительности. После преодоления негативного отношения, внутренний и внешний мир человека начинает преображаться и наполняться любовью и радостью. В любых событиях всегда следует искать положительные аспекты.

Второму лепестку приписывают значение сосредоточенности и контроля над сознанием и мыслями. Характеристика этого лепестка гласит о том, что человеческие мысли не должны формироваться случайно и беспорядочно. Необходимо четко направлять потоки своих мыслей и чувств. Человек должен стать хозяином и управлять своим разумом, подчиняя своим желаниям то, что формируется в нем не по его воле, так как это «развивает власть мышления».

Значение третьего лепестка – контролирование своих действий и умение направить свою волю. Человеку необходимо заниматься развитием силы, упорства и выносливости своей внутренней воли. Когда ему необходимо что-либо сделать, он должен совершить это безошибочно. Нельзя поддаваться течению и быть как лист на ветру. Следует подчиняться исключительно своим внутренним распоряжениям. Кроме того, описание этого лепестка говорит о том, что необходимо регулярно повторять определенные действия для того, чтобы усилить волю, ведь без повторений не будет достигнут желаемый результат.

Четвертый лепесток дает возможность человеку, который постигает высшую мудрость, заняться развитием внутреннего спокойствия. Если конкретнее, то речь идет о хладнокровии и безмятежности духа, которые царят в чувственном мире. Символическое значение этого лепестка в том, что ни одно событие не должно выводить человека из состояния равновесия надолго. Его покой должен быть непоколебим. Человек с развитым эмоциональным самообладанием и внутренним покоем самостоятельно укрепляет свой разум и характер. Внутренняя жизнь приобретает ноту мягкости, которая должна стать основной в его жизни.

Значение пятого лепестка гласит о том, что необходимо распахнуть свой разум и быть терпеливым к людям с другими (отличающимися) точками зрения. Следует с внимательностью и вдумчивостью выслушивать собеседников и не спешить с суждениями. Человек обязан учится у любого другого человека, даже если тот – самый заурядный. Это состояние открытости ума может творить с человеком чудеса. Кроме того, оно способно расширить и озарить внутреннюю жизнь.

Заключительный шестой лепесток имеет самое большое значение, поскольку он подводит человека к тому, что необходимо вырабатывать в себе огромную благодарность к жизни за все дары и предоставленные возможности, которые несут в себе все ее мгновения. По сути, жизнь тоже является большим даром. Царство природы, земля и небо предоставляют человеку свою красоту и благодать, а также становятся для каждого человека домом. Каждый должен трепетать от глубокой признательности за все эти дары. Такое состояние способно возвысить человеческую душу и принести в нее счастье.

Каждый из этих видов деятельности должен совмещаться с остальными и действовать одновременно.

Религиозное и духовное значение

Это знак является древнейшим и самым важным в сакральной геометрии. Кроме того, Цветок Жизни – символ всех религий, содержащий в себе другие тайные символы.

Он является общим вместилищем для:

  • математических формул и соотношений;
  • законов физики;
  • музыкальной гармонии;
  • биологических форм жизни;
  • принципов творения и др.

Значение Цветка Жизни как схемы творения расценивается в качестве некого геометрического плана. Этот символ описывает процесс созидания и порождения абсолютно гармоничного поля. Его построение такое же, как и у всего во вселенной.

Кроме того, Цветок Жизни символизирует гармонию и баланс всей энергии в мире (имеется в виду ее первоначальная форма). Это символ абсолютного порядка и бесконечности. Основываясь на своей точной символике, Цветок Жизни соответствует такому понятию, как «золотое сечение», образовывающее сильные поля вибрации.

Он выступает самым главным символов, который защищает человека и активизирует его жизненную энергию. Его часто используют по всему миру в символике архетипов.

Этот символ используют в качестве помощи и надежного средства для защиты от вредных воздействий и электромагнитных излучений.

Цветок Жизни обнаружили во многих местах, имеющих религиозное значение. Среди них гора Синай в Египте, места паломничества в Тибете, индийские, испанские и греческие часовни, дворцы в Китае и Японии. А в залах Аменти (Египет) он присутствует в качестве вечного огня творения.

Использование узора

Благодаря своему значению, символ Цветок Жизни используют в иконописи, а также в искусстве христианского мира для изображения ауры святых, называемой мандолой.

Прежде его использовали как символ среди масонов. Он отражался в форме воротника, который носил священник, присутствующий на масонских ритуалах. Чаще его применяли для обрамления нагрудного церемониального украшения. Кроме того, Цветок Жизни иногда использовали в качестве печатей.

Художники эпохи Возрождения активно использовали узор во время написания своих картин. Часто он выступал частью общих орнаментов при росписи стен либо на плитках, которые украшали стены. Ювелиры тоже не обошли этот символ стороной и использовали его при изготовлении украшений.

Значение символа в жизни человека

Существует множество вариантов применения символа в обычной жизни. Понять это помогает сакральная геометрия.

Ее начали изучать много тысяч лет назад. Математика составляет лишь ее малую часть, в основном же это учение о силе, которая влияет на все аспекты человеческой жизни. Согласно сакральной геометрии, существует единственная сила, единственный источник, единственный Бог и дух. Все что окружает человека – это часть, созданная этим единством. Сакральная геометрия и Цветок Жизни в частности дает возможность открывать путь к этому источнику и посмотреть иначе на то, что представляет собой человек, откуда он пришел, и какие процессы происходят у него в теле и душе.

Этот символ, проникая в сознание человека, напоминает ему о том, что он является совершенным творением. Главные вопросы, на которые отвечает символ Цветок Жизни: «Какая она, изначальная гармония, и как ее обрести?». Благодаря нему человек может получить силы, исцелиться, добиться мира и здоровья на каждом уровне своего бытия.

В результате работы с Цветком Жизни связывается разум и сердце, женское начало и мужское, полушария мозга – левое и правое. Энергия символа может способствовать омоложению, восстановлению сил, гармонии в физическом, эмоциональном и духовном телах. Все, до чего дотрагивается человек, работающий с Цветком Жизни, затрагивается его новым началом. Это способно помочь другим людям задуматься о своей сути и совершенстве.

Применение символа в жизни

Благодаря тому, что влияние символа Цветок Жизни на человека велико, в настоящее время его активно используют.

Символ в виде подвески – это древние драгоценные знания, масса световой энергии, которая переходит в определенную форму.

Цветок Жизни также представляет собой мандалу, и, рассматривая, рисуя или нося это изображение, человек гармонизирует и приводит в состояние равновесия свое энергетическое поле. Кроме того, у него стабилизируется иммунная система.

Символ используется во время медитаций для того, чтобы получить новые знания. Способствует тому, что в жизни человека хаос превращается в порядок. Являясь символом гармонии и баланса, Цветок Жизни помогает человеку восстановить собственное совершенство.

Как начать работу?

Прежде всего, необходимо с помощью узора гармонизировать свою жизнь. Для этого лучше всего самостоятельно нарисовать Цветок Жизни. Таким образом человек будет постепенно познавать его. Прежде всего, рисуется Семя Жизни, которое символизирует дни сотворения мира. Каждый из кругов соответствует определенному дню. Кроме того, они означают семь направлений (восточное, южное, западное, северное, левое, правое, центральное), дни недели, чакры, духовные принципы и др.

Первые круги являются символом основы творения человека. Седьмой день ознаменовался окончательным формированием Семени Жизни, содержащим в себе огромные силы. Семь первых кругов являются центром всего бытия. Возможность человека построить эти основные круги в собственной жизни открывают ему самый короткий путь к оздоровлению, гармонизации, обретению силы и совершенства. Результатом станет то, что в его жизнь начнут вращаться силы, которые снабдят его необходимыми энергетическими волнами.

fb.ru

Знак Жива. богиня Жива

Богини славян улыбаются нам. Если вам близка славянская богиня Жива, значит, ваш знак – Жизнь, символ богини Жива. Знак Жива, Жизнь – слияние трех горизонтальных линий, олицетворяющих собой первую букву имени этой славянской Богини. «Ж», Жива – от слова «жизнь», поэтому начальная буква ее имени как знак символизирует главным образом движение, развитие жизни, наслаждение жизнью и желание жить. В этом сила знака богини Жива.

символ Богини Жива


Жива богиня славян

Славянская богиня Жива является Богиней Лета, Жизни и Любви, и у славян она славилась Богиней, дарящей радость и любовь к жизни. Знак Живы считался приносящим человеку молодость, желание процветать и идти по жизни с высоко поднятой головой. Считалось в старину, что Живу можно увидеть по весне, когда природа начинает пробуждаться от зимнего сна, когда начинают цвести деревья и растения. Своим приходом в Явный мир Богиня Жива сообщала о скором наступлении лета, о скорых переменах в лучшую сторону. Верили раньше, что в тех местах, над которыми пролетала Жива, природа оживала. А еще ведали, что Жива способна оживлять не только природу, но и зачерствевшие души людей. Потому знак Живы носили при себе почти всегда, как оберег, дарящий удачу и радость. Помощницей богини Живы считалась кукушка, которая отмеряет время.

 

Символ Богини Живы

шеврон из славянского интернет-магазина «Северная сказка»

Знак богини Живы:
  • защитит человека от скуки, апатии, особенно, связанной с временами года.
  • поможет без труда находить все новые и новые выходы из различных ситуаций.

Символ богини Живы дарует:
  • успех во всех домашних делах и начинаниях,
  • удачу в делах, прибыль, расцвет бизнеса.

Богини славян по-прежнему улыбаются нам!

В целом, тот, кто носит знак Живы, может почувствовать внутреннюю гармонию, расцвет радости жизни, эмоциональность, желание быть лидером, увлечённость каким-либо новым делом, смелость свободно смотреть вперед и планировать будущее, вдохнёт новую, живую жизнь, остановившимся на полпути или сбившимся со своей дороги путникам покажет светлый путь, который станет спасительным, разочаровавшимся в людях – покажет возможность вновь в полную силу радоваться жизни, потому что вы поймете, что вокруг вас есть еще и другие люди, которые тоже достойны вашего внимания, тем, кто живёт прошлым, откроет двери в новую жизнь.
символа богини Живы!
Читайте еще статьи по теме:

Знак Богини Мать сыра Земля.

Какими были славянские обереги в старину и каково их значение; Знак Богини Морена; Советы, как выбрать и купить обереги.

— Богини славян улыбаются нам. Если вам близка славянская богиня Жива, значит, ваш знак – Жизнь, символ богини Жива. Знак Жива, Жизнь – слияние трех горизонтальных линий, олицетворяющих собой первую букву имени этой славянской Богини. «Ж», Жива – от слова «жизнь», поэтому начальная буква ее имени как знак символизирует главным образом движение, развитие жизни, наслаждение жизнью и желание жить. В этом сила знака богини Жива. Подробнее… “>

northernfable.ru

24 символа всех времён и народов, которые навсегда останутся в истории

Символы – язык, понятный без слов. Этот способ общения доступен каждому в любом уголке мира, хотя значение знаков может меняться с течением времени. Первые символы появились раньше первой буквы или первого рисунка, и с тех пор люди пользуются ими во всех сферах своей жизни.

Предлагаем вам ознакомиться с самыми известными символами человечества, многие из которых вы наверняка сможете расшифровать и без наших подсказок.

Инь-Ян

Переплетенные в кругу черная и белая «рыбки» – один из наиболее популярных символов. Трактовок его много, но каждая из них по-своему верная. Черная половинка воплощает в себе темное, земное, северное или женское начало, а белая – все противоположное.

Мы знаем этот символ из даосской философии, но на самом деле гармония темного и светлого пришла из буддийской культуры. Инь-Ян стал олицетворением восточных учений и китайской медицины.

Самым распространенным толкованием считается баланс, гармония между женским и мужским началом, добром и злом.

Маген Давид (Звезда Давида)

Хотя сегодня мы воспринимаем этот символ исключительно как еврейский, появился он в Индии примерно в Бронзовом веке. Тогда он означал Анахату — чакру, которая раскрывает все прекрасное и отвечает за любовь.

Кстати, даже сегодня этот символ встречается в разных культурах. Например, в исламе такие же шестиконечные звезды изображены на покрывале, которым накрыта главная святыня в Мекке.

Связывать звезду Давида с евреями стали уже в Средние века, хотя в то время этот символ чаще можно было встретить в арабских трактатах.

Так как этот символ был изображен на фамильном гербе жившего в Иране царя Давида, звезда получила название Маген Давида. Ее использовал и Генрих Гейне, который подписывал таким образом свои статьи. Семейство Ротшильдов также включило этот знак в свой герб. Впоследствии Маген Давид стал символом сионистов.


Кадуцей

Это один из древнейших символов, который использовался еще в ритуальных обрядах древнего Египта. Кстати, его значение трактуется по-разному в зависимости от применения. В Древнем Риме этот знак был символом неприкосновенности, в оккультизме – знаком тайных знаний и ключом к нему. А вот в США в позапрошлом веке кадуцей был распространен как медицинская эмблема.

Но самым распространенным значением кадуцея является его трактовка как символа торговли, богатства и достатка. Факел с вьющимися змеями встречается на эмблеме торговой палаты, таможенной или налоговой службы, судов и даже некоторых городов.
Факел трактуется как ось жизни, а переплетенные змеи символизируют движение, борьбу добра и зла, единение Бога и человека, а также множество других явлений и понятий.

Хризма

Этот символ один из наиболее культовых символов христиан. Известен он как монограмма Христа, то есть хризма – это переплетение двух первых букв его имени. Хотя хризма – один из символов, которые традиционно были изображены на стягах Римской империи.

Есть трактовка, по которой это древний символ солнца в некоторых религиях. Именно поэтому многие христианские течения не признают этот знак.

Ом

Древний сакральный для индуистов символ, который означает божественную триаду. Он олицетворяет Создание, Поддержание и Разрушение, являясь тройственностью Брахмы, Вишну и Шивы.

Мантра «Ом» – это мантра силы, ума и вечности. Это одни из символов, который стал популярным в поп-культуре и кинематографе.

Чаша Гигиеи

Кто не видел этот ставший символом медицины знак? К нам эта эмблема пришла из Древней Греции, где она означала борьбу за здоровье и силу. Впервые врачи ее использовали еще во времена римских завоеваний, а позже этот знак стал общепринятым символом медицины. Хотя эмблема ВОЗ немного отличается – это змея, обвивающая посох. Но мы все равно знаем, что аспид с чашей означает медицинский препарат или учреждение.

Ихтис

Графический силуэт рыбы со вписанной аббревиатурой на греческом языке «Иисус Христос – Сын Божий» использовалась первыми христианами в период гонений. Рыбы – это символ христианства, апостолов и религиозных учений.

Сегодня больше распространена сама аббревиатура, хотя на древних культовых сооружениях можно найти эти скрещенные «полумесяцы».

Роза ветров

Роза ветров – это символ-оберег для моряков. Они считали, что этот знак поможет им вернуться домой и не сбиться с пути. Но в некоторых оккультных учениях есть подобная символика, которая олицетворяет ангельскую суть.

Колесо с 8 спицами

В разных религиях и культовых обрядах этот символ означал разное. Но самым распространенным толкованием является солнце, движение по кругу, судьба, фортуна.

В обиходе прочно закрепилось выражение «Колесо Фортуны». Оно пошло именно от этого символа.

Уроборос

Пожирающий собственный хвост змей олицетворяет цикличность жизни и смерти. Но с приходом христианства, где змей является олицетворением зла, уроборос стал символом борьбы добра и зла.

Серп и молот

Относительно «молодой» символ, который пришел в мир с коммунистическим движением. Придуман он был в 1918 году и означал крестьянство (серп) и рабочий класс (молот). Сегодня воспринимается как символ коммунизма.

Геральдическая лилия

Знак королевской власти. Особенно широко был распространен во Франции, хотя изначально цветок трактовался как символ чистоты и невинности. В эпоху Возрождения этот знак символизировал милосердие и сострадание. Многие считают, что геральдическая лилия является стилизованным цветком ириса.

Полумесяц

Изначально полумесяц был олицетворение ночного божества. На некоторых изображениях из Древнего Египта мы можем увидеть на богах головные уборы с полумесяцем. Но сегодня это наиболее устоявшийся символ ислама. Полумесяц встречается и в христианстве, там он символизирует Деву Марию и Рай.

Двуглавый орел

В Древнем Шумере двуглавый орел был солярным символом, олицетворяющим солнце и свет. В период становления первых государств двуглавый орел стал одним из наиболее распространенных символов империй. Популярность символ приобрел как герб Римской империи, династии Палеологов (Византия) и Золотой Орды. Сегодня его часто можно встретить в гербах многих государств.

Пентакль

С древних времен это символ защиты. Появился задолго до возникновения мировых религий. Но каждая из них нашла свое трактование пентаграммы. Например, в христианстве это символ пяти ран на теле Христа. Но больше знак известен как печать Соломона.

Пентаграмма встречается в разных значениях. Она используется и как оккультный символ, и как религиозный. Перевернутая пентаграмма трактуется как символ зла.

Свастика

Сегодня этот символ ассоциируется со злом и фашизмом, полностью утратив свое первоначальное значение. Более того, в некоторых странах эта символика запрещена законом.

Но история свастики начинается еще 10 тысяч лет назад. Изначально она трактовалась как пожелание удачи и благополучия. В доколумбовой Америке свастика означала солнце, жизнь, движение.

Всевидящее око

Знак истины, учения и покровительства. Встречается в Древнем Египте и в современном мире. Например, его можно увидеть на банкнотах валюты США. Обычно используется в паре с символом треугольника или пирамиды. Знак встречается как в религиозных и оккультных течениях, так и в символике масонов.

Крест

Изначально крест символизировал жизнь и солнце. Использовался он жрецами Древнего Египта, Индии и других древних цивилизаций.

С приходом христианства крест несколько изменил свое значение, став символом смерти и воскрешения. Сегодня это самый распространенный знак христианства.

Пацифик

Один из самых распространенных символов, который придумали как эмблему движения за ядерное разоружение. Но постепенно его первоначальный смысл трансформировался во всеобщее примирение и отказ от применения военной силы. Сейчас этот знак является международным символом мира.

Олимпийские кольца

Самая известная спортивная символика. Имеет несколько трактовок: пять колец – пять континентов, пять колец как пять навыков, которыми должен владеть каждый участник соревнований. Есть и другое значение, в котором пять цветов означают пять стихий, окружающих человека.

Циркуль и наугольник

Символ, который всегда приписывался лишь масонской ложе. А вот трактовка его довольно разнообразная. Циркуль означает небо, а угольник землю, символизируя единение духовного и земного. Часто в полученном ромбе изображают букву G, которая трактуется как душа человека.

Смайл

Самый популярный интернет-символ, который имеет лишь одно значение – have a happy day. Изначально смайл был эмблемой рекламной кампании, но очень скоро знак присоединился к любому посланию, которому хотят придать доброжелательности.

Знак доллара

Этот знак обозначает не только американскую валюту, но и любую другую, которая имеет название «доллар». А вот происхождение этого символа осталось загадкой. Есть трактовка, что доллар – это сокращение от валюты песо, ведь изначально на континенте главенствовали испанцы. По еще одной версии это графическое обозначение пути и геркулесовых столбов.

Знаки Марса и Венеры

Этот символ появился во времена Античности. Круг с полоской вниз означает Венеру, которая любуется своей красотой в зеркале. А круг со стрелкой вверх означает силу и мужество воинственного Марса.

interesno.cc

Святая Троица – символ возвращения к новой жизни

День Святой Троицы, как и большинство христианских праздников, связан с Пасхой. Он приходится на 50-й день после Воскресения Иисуса. Одно из названий Троицы – Пятидесятница – это всегда воскресенье.

 

В церковном календаре Троица занимает особое место. Это день рождения христианской церкви и крещения первых прихожан. Свершили первые крещения апостолы – спутники Христа, на которых снизошёл Святой Дух. А первым христианским храмом стал тот самый дом на горе Сион, где собрались апостолы и откуда они разошлись по многим странам, чтобы проповедовать. Ныне это Успенский храм Гроба Господня в Иерусалиме. В дальнейшем все апостолы, кроме Иоанна, были казнены. Но христианская Церковь стоит и доныне.

Троица – это своеобразный символ возвращения к жизни. К этому прекрасному празднику оживает вся природа, расцветает и наполняется яркими красками и ароматами. Недаром вот уже многие века светлый праздник Пресвятой Троицы соединяет искреннюю радость, веселье, глубокий молитвенный настрой. Бог есть Любовь, а Любовь вмещает в себя всё.

Троица — очень красивый праздник. Дома и храмы украшают ветками, травой, цветами. И это неслучайно, ведь зелень, цветы символизируют жизнь. Так люди выражают радость и благодарность Богу за то, что он возродил их через крещение в новую жизнь. Исторически сложилось так, что для украшения храмов и домов используют ветки березы. Это дерево считается благословенным на Руси. Ему посвящено много стихов и песен. Праздник Троицы без березы — всё равно, что Рождество без ёлки. Но Россия – страна большая, поэтому в некоторых местностях праздничными деревьями были дуб, клён, рябина.

Троица всегда проходит шумно и весело. Утром все спешат в храм на праздничную службу. Священнослужители призывают благодать Святого Духа на всех присутствующих на службе, их усопших и родственников. Даже одежды священников на праздник зелёные, как символ обновления и рождения церкви. Кроме того, зелень напоминает о Мамврийской дубраве, где Аврааму явился Божественный Дух. Зелень напоминает верующим и о том, что благодать Божья наполняет человеческие души и они расцветают добродетелью.

А после службы устраивались народные веселья с хороводами, играми, песнями. Обязательно пекли караваи. На праздничный обед созывали гостей, делали друг другу подарки. В этот день в хороводах молодёжь присматривала себе пару, а Троицкий венок из цветов символизировал обручение. Таким образом, празднование Троицы причудливо соединило в себе традиции дня рождения Церкви и народные обычаи. Во многих местах устраивали ярмарки. На Руси празднования длились несколько дней. Троицкую неделю в народе называли Зелёной, Гряной, Клечальной, Русальной (Проводной). На ней особо выделялись 2 дня: понедельник — Духов день и четверг – Навская Троица, «сухой день», «кривой четверг». Завершался цикл Петровским (Всесвятским, Русальским) заговеньем – следующим после Троицы восресеньем, за которым следует Петров пост. Но он будет потом. А пока в этот воскресный летний день соберутся вместе семьи, пригласят родных людей и отметят праздник, который соединяет сердца и души, объединяет людей, призывает их к любви и взаимопониманию.

 

Источник

Понравился материал? Поделитесь, пожалуйста, ссылкой в социальных сетях:

  • < Назад
  • Вперёд >

www.symbolizm.ru

Символ новой жизни

Пасха – самый древний и важный христианский праздник в честь Воскресения Иисуса Христа. Католическая Церковь отмечает его в первое полнолунное воскресенье после весеннего равноденствия

Праздничное богослужение начинается рано утром в субботу. С помощью специального кресала зажигают особую пасхальную свечу — Пасхал. От нее огонь раздают всем прихожанам, который они разносят по домам. Пасхальный огонь играет большую роль в богослужении, а также в народных празднествах. Он символизирует Свет Божий. Пасхальные свечи считаются чудодейственными, защищающими от злых сил.

Затем исполняется гимн «Да возрадуется» и начинается чтение двенадцати пророчеств и освящение воды. Пасхальная вода обладает такими же сверхъестественными свойствами, как и пасхальная свеча. Ее добавляют в пищу, окропляют ею дома, умывают лицо. 

В течение Великой Субботы в храмах освящают куличи, творожные пасхи, яйца и все, что приготовлено к праздничному столу для разговения после Великого поста.

Символ пасхального праздника — крашеные яйца. По Преданию, когда Мария Магдалина поднесла в подарок императору Тиберию яйцо как символ Воскресения Христа, император, усомнившись в этом, сказал, что как яйцо из белого не становится красным, так и мертвые не воскресают. Яйцо в тот же миг стало красным.

Пасхальные яйца — это символ новой жизни, чудесного Воскресения Христова.

Утром, вернувшись домой после всенощной, все разговляются, и прежде всего яйцами. Крутые яйца, яичница, омлеты — важнейшая ритуальная пасхальная еда.

В день Пасхи — на рассвете в воскресенье — в храмах проходят праздничные службы. В этот день принято надевать новую одежду, что символизирует наступление весны и конец сезона плохой погоды.

В Пасхальное воскресенье после богослужения дети и молодежь обычно ходили  от дома к дому с песнями и поздравлениями. Крашеными яйцами обменивались родные и знакомые, крестные дарили их детям-крестникам, девушки — возлюбленным. Сейчас друзьям и родственникам дарят не только настоящие яйца, но и шоколадные, сувенирные.

Среди пасхальных развлечений наиболее популярны игры с крашеными яйцами: их катают по наклонной плоскости — чье дальше укатится. Яйцо здесь символизирует камень, отваленный от Гроба Господня.

Празднование Пасхи продолжается сорок дней — столько дней Иисус Христос являлся своим ученикам после Воскресения. И на протяжении этих дней верующие приветствуют друг друга словами: «Христос воскрес!» «Воистину воскрес!», радуясь победе жизни над смертью, света над тьмой, истины над грехом.

Татьяна ПЕТРАШКЕВИЧ, «БН»

ПАСХАЛЬНЫЕ ТРАДИЦИИ МИРА

У австралийских католиков весьма популярны на Пасху яйца, изготовленные из шоколада или сахара, различных размеров. Немалую популярность имеют шоколадные кролик и билби — редкое животное Австралии, похожее на толстую мышь. В день Пасхи традиционное меню жителей этого континента включает жареную баранину или говядину.

Немцы, как и остальные католики, отмечают Пасху (Ostern) в воскресенье после первого весеннего полнолуния. Празднество длится два дня, которые считаются выходными: воскресенье и понедельник. По всей стране вечером в субботу разжигают пасхальные костры. Считается, что в их огне сгорают зима и все недобрые чувства.

Как и в остальной Европе, в Германии на Пасху принято дарить и крашеные яйца, и пасхального зайца. По традиции заяц «прячет» свои яйца повсюду: во дворе, в саду, и дети с великим удовольствием находят их. Немецкая Пасха невозможна без традиционного пасхального венка, украшающего окна и двери дома, — символа возрождения.

Англичане Страстной четверг именуют Четвергом милостыни. По традиции монарх раздает людям столько золотых монет, сколько ему лет. Обычаю уже почти 500 лет, а в более древние времена король одаривал нуждающихся одеждой. Если год нечетный, церемония проходит в Вестминстерском аббатстве, если четный — в каком-либо соборе.

В Страстную пятницу утром англичане завтракают свежеиспеченными булочками с изображением креста с добавлением изюма или цукатов.

В стране существует интересная традиция: начиная со Страстной пятницы и до наступления Пасхи колокола всех церквей молчат. Родители говорят детишкам, что они «улетели в Рим».

Для французских католиков Пасха — праздник чего-то доброго, радостного. Они считают, что необязательно держать пост и совершать другие таинства, чтобы угодить Господу, но в Светлое Воскресенье церковь посещают непременно. Затем дома устраивают семейное застолье, где обязательным блюдом является традиционный жареный цыпленок. Потом следуют молитвы и подарки. Символом продолжения жизни считается колокольчик. Его звон на Пасху слышен повсюду.

В этой стране, сердце католической веры, Пасха всегда проходит ярко. В Страстную пятницу католики Рима участвуют в крестном ходе от Колизея до Палатинского холма. В былые времена в субботу разносили по домам огонь из церкви. В праздник Воскресения Христова на площади Собора святого Петра Папа Римский благословляет всех верующих и произносит проповедь, адресованную «Городу и Миру».

Итальянские женщины перед Пасхой обязательно делают генеральную уборку, а в праздник устраивают роскошный обед для всей семьи. В зависимости от региона традиционное блюдо меняется: где-то готовят зеленую лазанью, а где-то — жареного ягненка. Стол накрывают с самого утра, по традиции на завтрак подают и пасхальные яйца, и яичницу-фриттату, и пасхальный кулич — коломбу, и пирог, начиненный вареньем, кростату и т. д.

Эта страна многонациональная и имеет множество различных традиций празднования. Народ развлекается и веселится различными способами. К примеру, делают кукол, изображающих пророка Моисея и Иисуса Христа.

Пасхальные яйца в Америке тоже являются символом праздника. В понедельник каждый год на лужайке Белого дома проводят катание крашеных яиц. В этой забаве вместе с детьми обязательно принимает участие президент США.

Финны в день Пасхи отмечают не только религиозный праздник, но и наступление весны. В стране существует поверье, что предпраздничная неделя — самое подходящее время для разгула ведьм. Активнее всего они ведут себя со Страстной пятницы, гулянья нечистой силы продолжаются до Пасхи. Детишки в это время наряжаются в костюмы ведьм и колядуют по соседям.

Традиционным блюдом на пасхальном столе является пудинг — мямми. Употребляют его со сливками или молоком. Важными символами для финнов, как и для большинства католиков, являются крашеные яйца, шоколадные кролик и цыплята.

В этой стране Пасху проводят достаточно весело и радостно. Символами праздника являются яйца, расписанные вручную. Сначала их разрисовывают, используя кисточку и краски, затем кипятят в отваре луковой шелухи. Также в Исландии подают к столу запеченного с овощами и рисом ягненка. На десерт в этот день обычно лакомятся двухцветным печеньем. Жители страны твердо верят в праздничный танец солнца.

У норвежских лютеран традиционным считается украшать дома и магазины распустившимися нарциссами и изображениями цыплят. Они являются символами праздника, поэтому города в день Пасхи обретают пестро-желтый цвет.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

www.sb.by

Ды, цвет жизни, символ утешения, возрождения к новой жизни


ды,  цвет  жизни,  символ  утешения,  возрождения 

к  новой  жизни. 

С  ХV  в.  изображенные  на  картине  вещи  наде-

ляются  одновременно  двойным  смыслом  —  ре-

лигиозным  и  бытовым.  В  религиозном  находит 

продолжение  традиционная  божественная  сим-

волика  Средневековья,  в  бытовом  проявляется 

обычная  значимость  вещи  в  повседневной  жиз-

ни  человека. 

Многие  произведения  XVII  в.  носят  символи-

ческий  характер,  который  зачастую  передается 

представленными  в  них  предметами:  бокалами  с 

вином,  хлебом,  рыбой,  увядшими  цветами,  часа-

ми  и  др.  Иногда  обычные  предметы,  необычно 

соединенные  в  одной  композиции,  представля-

ют  собой  сложные  для  разгадывания  образные 

коды.  Особенно  это  характерно  для  распростра-

ненного  в  XVII  в. 

натюрморта,  называемого  ва-

нитас  (vanitas  —  суета  сует)  и  напоминающего 

человеку  о  бренности  его  существования.  На  них 

изображены  черепа,  свечи,  цветы,  часы,  листы  с 

нотами  и  музыкальные  инструменты  (звук  отзву-

чал  –  значит,  умер),  которые  воспринимаются 

как  зашифрованные  сообщения.  Художники,  ра-

ботающие  в  сюжетах  ванитас,  говорили  о  тщете 

земного существования, о быстротечности бытия. 

Само  название  картины  «Суета  сует»  говорит  о 

бренности  земной  суеты  —  погони  за  богатством, 

властью,  удовольствиями. 

В  натюрморте  художник  передает  ценность 

обыденной  жизни,  значительность  простых  ве-

62

В. ван Гог. Церковь в Овере

П. Пикассо. Скрипка

В. ван Гог. Звездная ночь

iskusstvo maket8!.indd   62

6/18/09   5:15:05 PM


щей.  Его  отношение  к  миру  отличается  тем,  что  он  видит  и 

чувствует  явную  или  потаенную  жизнь,  которая  разлита  во 

всем  сущем,  в  природе,  в  самой  материи.  А  потому  другое 

название  натюрморта  —  штильлебен  (голланд.  stillleven,  нем. 

stilleben,  анг.  still  life)  —  тихая  (безмолвная)  жизнь.

Для  художника  не  существует  «безгласных  вещей»,  для 

него  все  —  «выразительное  и  говорящее  бытие»  (М. Бахтин).

Портреты, 

пейзажи, 

натюрморты, 

жанровые 

сцены 


Винсента  ван  Гога  (1853—1890)  отражают  его  мятежную,  не-

зависимую  от  канонов  и  норм,  одинокую  душу.  Его  работы 

пронизаны  чувством  острой  тревоги  и  смятения.  Сложный 

внутренний  мир  художника  часто  раскрывается  посредством 

символов.  Ван  Гог  стремился  отразить  содержание  с  помо-

щью  экспрессивных,  психологически  насыщенных  цветов. 

«Я  попытался  выразить  красным  и  зеленым  цветом  ужасные 

страсти  человека»,  —  говорил  художник.  Эмоциональный  на-

кал  во  много  раз  усиливался  благодаря  используемому  мас-

тером  приему  наложения  краски  мелкими  штриховыми  ли-

ниями  и  волнообразному  ритму  их  движения. 

Использовал  символику  в  своих  произведениях  и  Пабло 

Пикассо  (1881—1973).  Персонажами  его  натюрмортов  час-

то  были  музыкальные  инструменты.  Возможно,  это  связано 

с  изысканностью  их  форм,  а  может  быть,  со  стремлением 

синтезировать  живопись  и  музыку.

63

•  Как  вы  думаете,  это  знаки  или  символы?  Попробуйте  интерпретировать  их  сначала  как  зна-

ки,  а  потом  как  символы. 

•  Послушайте  несколько  музыкальных  сочинений  и  рассмотрите  картины  В.  Ван  Гога  

и  П.  Пикассо.

Художественно-творческое  задание 

    Подберите  произведения  —  музыкальные,  поэтические  или  изобразительного  искусства,  ко-

торые  языком  знаков  и  символов  рассказали  бы  о  каком-либо  событии  вашей  жизни,  о  том,  что 

оставило  след  в  вашей  памяти,  в  душе.

Натюрморт  (франц. 

nature  morte  —  мерт-

вая  природа)  —  жанр, 

характерной  особен-

ностью  которого  яв-

ляется  изображение 

предметов  обихода, 

снеди,  цветов  и  др. 

В. Ван Гог. Натюрморт с  

олеандром

iskusstvo maket8!.indd   63

6/18/09   5:15:09 PM


Ритуальный танец. Сефар. Сахара

Мифы  (греч.  mýthos  —  сказание)  —  это 

устные  предания  о  богах,  духах,  геро-

ях.  Миф  повествовал  о  происхождении 

Вселенной и человека, о зарождении жиз-

ни и смерти, выполнял функции религии, 

идеологии, философии, истории, науки. 

Художественные  послания  предков

64

Произведения  декоративно-прикладного 

искусства  с  древних  времен  рассказывают 

о  представлениях  людей  о  строении  мира 

и  своем  месте  в  нем.  Тогда  в  сознании  че-

ловека  соединялись  миф  —  изображение  — 

ритуал,  т.  е.  слово  —  изображение  —  дейс-

твие.  Создание  и  использование  изображе-

ния  представляли  собой  действие,  которое 

объединяло  в  себе  миф  и  ритуал.  При  этом 

большую роль играло повторение элементов, 

которое  позже  проявилось  в  традиционном 

искусстве  всех  народов  мира. 

Мир  человека  замыкался  внутри  окружаю-

щего  его  земного  пространства  и  насущных 

жизненных  проблем.  Сложные  понятия,  свя-

занные  с  охотой,  в  эпоху  палеолита  обознача-

лись  простыми  знаками-символами.  Так  древ-

нейшие  люди  выражали  свое  видение  карти-

ны  мира,  сложившейся  в  их    сознании. 

Обряды  позволяли  древним  людям  в  иг-

ровой  форме  проживать  ситуации,  с  ко-

торыми  любой  из  них  мог  столкнуться  в 

действительности.  Это  своего  рода  образцы 

поведения,  выраженные  в  художественной 

форме.  Участники  обряда,  ритуала,  осваивая 

различные  роли,  учились  творчески  воспри-

нимать  мир. 

Музыкальное  искусство  имеет  несколько 

источников. 

Фольклор  —  буквально  «народная  муд-

рость»  —  образная  модель  мира,  отража-

ющая  богатство  духовной  жизни  народа. 

Самые  ранние  обрядовые  песни  рождались 

из  действия,  ритма  движений,  из  возгласов, 

интонаций  речи.  Инструментальные  формы 

возникали  из  музицирования,  основанного 

на  свойствах  самого  инструмента,  в  сочета-

нии  с  характерными  для  народа  песенными 

интонациями.

Церковное  искусство  христиан,  напевы, 

на  которых  строился  круг  церковных  обря-

дов,  были  сочинены  как  «Богом  внушенное 

пение»,  а  иконы,  фрески,  сама  служба,  не 

мыслимая  вне  храмового  синтеза  искусств, 

создавала  определенную  дистанцию  между 

земным  и  небесным:  привычным,  обыден-

ным,  чувственным  и  идеальным,  высоким, 

духовным.

Все  дальнейшее  развитие  искусства  в 

Европе  в  течение  второго  тысячелетия  шло 

Л. делла Робиа. Поющие дети

iskusstvo maket8!.indd   64

6/18/09   5:15:15 PM


Ритуал  —  действия,  совершаемые  жре-

цом,  знахарями,  представителями  цер-

кви,  хозяином  или  хозяйкой  дома,  в 

частности:  ритуал  посвящения  в  воины, 

похоронный  ритуал,  религиозные  риту-

алы  причащения,  освящения  жилища, 

магические  ритуалы.  Все  ритуалы  стро-

го  сохраняют  порядок  произношения 

текста  и  порядок  действий. 

Обряд  —  развернутое  символическое 

действие,  в  отличие  от  ритуала,  имеет 

более  сложный  сценарий,  например  об-

ряд  крещения.  В  основном  обряды  пос-

вящаются  временам  года,  хозяйственной 

деятельности

В  народном  обряде  нет  ничего  офици-

ального:  в  нем  все  идет  от  игрового  тра-

диционного  действия,  то  есть  от  самой 

жизни.  Обряд  может  сопровождаться 

песнями,  хороводами,  переодеванием, 

гаданием,  театрализацией.

65

как  сближение  духовного  и  светского, 

профессионального  и  народного.  В 

результате  этого  взаимодействия  воз-

никло  богатейшее  классическое  ис-

кусство,  которое  не  только  не  исчер-

пало  себя,  но  и  научилось  отражать 

действительность  во  всем  ее  много-

образии.  Искусство  —  накопленный 

человечеством  духовный  опыт  поко-

лений  —  людьми  XXI  в.  воспринима-

ется  как  часть  жизни.  Вот  почему  в 

произведениях  разных  искусств  так 

много  цитат,  перекличек,  подража-

ний  созданному  ранее.  Идет  живой 

диалог  современного  искусства  с  тем, 

которое  уже  стало  общечеловеческой 

ценностью.

• Рассмотрите изображения Снегурочки на репродукциях с картин  И. Билибина, В. Васнецова и 

др.  Послушайте,  как  воплощен  образ  Снегурочки  в  музыке  Н.  Римского-Корсакова,  П. Чайковского. 

Какие  черты  этого  образа  заимствованы  из  языческих  верований  и  обрядов? 

Художественно-творческое  задание

   Разработайте  сценарий  одного  из  народных  праздников:  осенины,  Рождество  Христово, 

Масленица  и  др.  Перечислите  те  знаки-символы,  которые  будут  раскрывать  смысл,  содержание 

каждого  из  них.

И. Билибин. Снегурочка

В. Васнецов. Снегурочка

iskusstvo maket8!.indd   65

6/18/09   5:15:18 PM


Художник,  композитор,  писатель  создают  свои  про-

изведения  в  надежде  на  то,  что  они  будут  интересны 

людям.  История  искусств  знает  много  примеров  об-

ращения  художника  к  современникам  и  потомкам  со 

страстным  призывом  к  благоразумию,  добру,  справед-

ливости. 

Великий  русский  иконописец  Андрей  Рублев  (около 

1340/1350 — 1430) оставил людям замечательную ико-

ну  «Троица»,  слава  о  которой  гремит  по  всему  миру. 

Эта  икона  была  написана  Рублевым  для  Троицкого 

собора  Троице-Сергиевой  Лавры  в  память  о  ее  ве-

ликом  основателе  Сергии  Радонежском  и  в  похва-

лу  своему  учителю.  Именно  признательность  этому 

святому,  удивительно  цельному  и  преданному  сво-

им  идеалам  человеку,  заставила  художника  продол-

жить  в  искусстве  дело  жизни  преподобного  Сергия  — 

борьбу  за  единение  Руси,  которую  подвижник  вел 

мирным  средством  —  убеждением.  В  то  жестокое  вре-

мя  Сергий  Радонежский  с  помощью  слова,  иносказа-

ния,  притчи  затрагивал  самые  сокровенные  чувства 

людей,  примирял  враждующих  между  собой  князей, 

объединял  их,  предрекал  победу  над  общим  врагом. 

Его  любили  и  почитали  в  народе. 

На  иконе  изображены  три  ангела,  пришедшие,  со-

гласно  ветхозаветному  преданию,  к  старцу  Аврааму  и 

его  жене  Сарре  сообщить  им  о  том,  что  у  них  родит-

ся  долгожданный  сын.  Авраам  гостеприимно  усадил 

юношей  за  стол  под  знаменитым  Мамврийским  дубом 

и  приготовил  им  угощение  —  тельца,  голова  которого 

символически  лежит  в  чаше  посредине  стола,  напоми-

нающего  своей  формой  древний  жертвенник. 

В  центре  композиции  —  Бог  Сын,  печально  бла-

гословляющий  чашу  и  глядящий  так,  словно  видит  в 

ней,  как  в  зеркале,  свое  отражение.  Бог  Отец  и  Бог  Дух 

Святой  тихо  и  сосредоточенно  наблюдают  эту  сцену. 

Круговая  композиция  объединяет  фигуры.  И  это  гово-

рит  о  том,  что,  как  ни  тяжела  жертва,  которую  должен 

принести  Иисус  Христос,  они  идут  на  нее  ради  вели-

кой  цели  —  спасения  людей.  Так  Андрей  Рублев  с  по-

мощью  иносказания  призывает  князей  объединиться 

ради  великой  цели  —  свободы  Родины. 

Религиозный  праздник  Святой  Троицы  —  праздник 

торжества  победы  Бога  над  злом  —  обращен  к  будуще-

му.  Бог  указывал  человеку  свой  замысел  о  нем,  о  его 

пути. 

Весна,  лето,  вечный  природный  круг  соединились  в 

этом  празднике  как  знак  и  символ  не  только  природы, 

но  и  духовной  судьбы  самого  человечества  и  запове-

данного  ему  совершенствования.

Разговор  с  современником

66

iskusstvo maket8!.indd   66

6/18/09   5:15:21 PM


• Какое  символическое  значение  имеет  композиция  иконы,  ее  колорит,  ритмическое  построе-

ние,  характер  линий?  Какой  знак  дает  понять,  что  эти  ангелы  —  странники? 

• Какое  историческое  событие  могло  послужить  поводом  для  создания  Андреем  Рублевым  ико-

ны  «Троица»? 

• В  чем  заключается  историческая  миссия  Дмитрия  Донского  и  Сергия  Радонежского? 

• Какие  музыкальные  произведения  созвучны  образному  строю  иконы  Андрея  Рублева?

• Какие  знаки-символы  раскрывают  смысл  праздника  Троицы? 

• Посмотрите  фрагменты  кинофильма  «Андрей  Рублев».  Как  трактует  режиссер  А. Тарковский 

символы  слияния  металла  и  огня,  небесного  и  земного?

• Как  вы  понимаете  смысл  высказывания  режиссера  А. Тарковского:  «Предчувствие  перемен 

выразил  в  своем  творчестве  Рублев.  Он  прозрел  утро  в  самый  темный  час  ночи.  В  этом  и  заклю-

чается  высшее  предназначение  художника».

67

iskusstvo maket8!.indd   67

6/18/09   5:15:25 PM


Центральные  символы-образы  лю-

бой  культуры  — солнце,  дерево,  доро-

га.  Люди  верили,  что  они  наделены 

священными  силами,  и  почитали  их. 

Солнце  дает  свет  и  тепло  и  являет-

ся  символом  жизни.  Дерево  растет, 

а  теряя  листву,  обретает  ее  вновь  и 

вновь,  т. е.  как  бы  умирает  и  воскре-

сает.  Поэтому,  в  соответствии  с  древ-

ними  религиозными  верованиями, 

дерево  —  символ  Вселенной.

Для  русского  человека  особое  зна-

чение  имеет  образ-символ  дороги

Жизнь  человека  уподоблялась  дороге, 

которую  должен  был  пройти  каждый. 

Народные  обряды,  отмечавшие  основ-

ные  вехи  жизни  человека  —  от  рож-

дения,  крещения,  свадьбы,  вплоть  до 

смерти,  —  отражали  его  представле-

ния  о  ценностях  бытия  и  одновремен-

но  воспитывали  и  обучали,  формируя 

культуру  восприятия  пространства  и 

времени.  Дорога  издавна  подкупает  и 

привлекает  русского  человека  новыми 

возможностями,  свежими  впечатлени-

ями,  заманчивыми  переменами. 

Образ  дороги  получил  широкое 

распространение  в  искусстве,  и  пре-

жде  всего  в  фольклоре.  Многие  сюже-

ты  народных  сказок  связаны  с  про-

хождением  пути-дороги  в  прямом  и 

переносном  смысле.  Отечественное 

искусство  знает  немало  музыкальных, 

живописных,  графических  произведе-

ний,  которые  посвящены  образу  до-

роги.  Достаточно  назвать  имена  ком-

позиторов:  М.  Глинки,  П. Чайковского, 

С. Танеева,  С. Рахманинова,  Г. Свиридо-

ва;  художников:  И. Билибина,  В. Васне-

цова,  И. Левитана,  Н. Рериха;  поэтов  и 

писателей: А. Пушкина, М. Лермонтова, 

Н.  Гоголя  и  многих,  многих  других.

Образ  Руси,  бешено  несущейся  по 

неизведанной  дороге,  не  так  опти-

мистично  безмятежен,  как  может  по-

казаться  с  первого  взгляда. 

В  таких  народных  песнях,  как  «Не 

одна-то  ли  во  поле  дороженька»,  «Ах, 

ты  поле  мое»  и  др.,  дорога  вызывает 

Символы  в  жизни  и  искусстве

68

Прялка. Архангельская губерния. Конец XIX в.

iskusstvo maket8!.indd   68

6/18/09   5:15:29 PM



в  душе  человека  переживания,  связанные  с  чувством  любви 

к  природе,  родному  краю,  близкому  человеку.  Как  правило, 

песни  подобного  рода  отличаются  распевностью,  широтой 

дыхания,  развитой  мелодикой.  Интонации  этих  песен  пере-

плетаются  с  поэзией  народной  речи.  Создается  чрезвычайно 

красочный  и  выразительный,  прямо-таки  зримый  образ,  ко-

торый  захватывает  человека  целиком.

Особый  пласт  народной  культуры  составляют  ямщицкие, 

бурлацкие  песни,  песни  бунтарской  вольницы,  каторги  и 

ссылки,  в  которых  образ  дороги  переплетался  с  граждански-

ми,  протестными  мотивами  и  ассоциировался  со  свободой, 

волей.  Примером  могут  служить  песни  «Ах  ты,  степь  широ-

кая»,  «Степь  да  степь  кругом»,  «Колодники»,  «Ямщик,  не  гони 

лошадей»  и  др.  Здесь  нашли  преломление  творческие  устрем-

ления  различных  кругов  общества:  и  городского  населения, 

и  интеллигенции,  и  студенческой  молодежи. 

Исконная  русская  тема  бесконечной  и  безрадостной  до-

роги  —  не  просто  разбитой  и  неустроенной  проселочной 

дороги,  а  символа  страдания  и  слез  —  отражена  в  кар-

тине  И. Левитана  «Владимирка».  Это  печально  известный 

Владимирский  тракт,  по  которому  ссыльных  каторжан  гнали 

в  Сибирь.  Неумолимо  тянется  за  горизонт  дорога,  свинцовые 

тучи,  повисшие  над  ней,  плотно  закрыли  солнце:  ни  просве-

та,  ни  лучика,  ни  надежды.  Монотонный,  равнинный  ланд-

шафт  дышит  безысходностью  и  тоской.  Чья-то  сиротливая 

могила  на  перепутье  и  осеняющий  себя  крестным  знамени-

ем  одинокий  странник.

69

И. Левитан. Владимирка

Фрагмент прялки 

с солярными знаками. 

Архангельская губерния. 

Конец XIX в.

iskusstvo maket8!.indd   69

6/18/09   5:15:32 PM


Есть  музыкальные  сочинения,  непосредст-  венно  переда-

ющие  переживания  от  пути,  дороги,  быстрой  езды,  напри-

мер:  «Попутная  песня»  М.  Глинки,  «На  тройке»  П.  Чайковского 

(из  цикла  «Времена  года»)  или  «Тройка»  и  «Зимняя  доро-

га»  Г. Свиридова  (из  Музыкальных  иллюстраций  к  повести 

А. Пушкина  «Метель»).  Есть  и  такие,  в  которых  образ  дороги 

раскрывается  в  философском,  религиозном  ключе,  напри-

мер,  у  С. Рахманинова  (Прелюдия)  или  в  кантате  С. Танеева 

«Иоанн  Дамаскин». 

Дорожной  тематике  посвящено  немало  романсов,  песен, 

многие  из  которых  стали  народными,  например:  «Мой  кос-

тер»,  «Что  ты  жадно  глядишь  на  дорогу»,  «Выхожу  один  я  на 

дорогу»  и  др. 

Тема  дороги  была  подхвачена  и  в  творчестве  композито-

ров-песенников  XX  в.  Пожалуй,  символом  этого  направления 

стала  написанная  уже  после  Великой  Отечественной  войны 

(1946)  Ан.  Новиковым  на  слова  Л.  Ошанина  песня  «Эх,  доро-

ги».  В  ней  сжато  и  емко  с  философской  глубиной  отражена 

мысль  о  переживаниях  в  годы  испытаний,  потерь  и  лишений 

на  том  трудном  пути,  которые  прошел  человек  в  военную 

пору.  Недаром,  по  свидетельству  современников,  эта  песня-

воспоминание  стала  любимой  песней  маршала  Г.  Жукова. 

Подобно  тому  как  «Священная  война»  А. Александрова  стала 

символом  своего  времени  и  одновременно  положила  нача-

А. Саврасов. Распутица

iskusstvo maket8!.indd   70

6/18/09   5:15:37 PM


ло  целому  пласту  песен  военных  лет, 

песня  «Эх,  дороги»  подвела  итог  тем 

страшным  и  победным  годам  войны. 

Можно  сказать,  что,  продолжая  тради-

ции  прошлого,  эта  песня  выросла  из 

них  и  стала  художественным  симво-

лом  своей  эпохи. 

Во  второй  половине  XX  в.  образ 

дороги  ассоциировался  с  романтикой 

освоения  новых  земель,  работой  гео-

логов,  строительством  новых  городов, 

гидростанций  и  пр.  Показательна  в 

этом  отношении  песня  А. Пахмутовой 

«Геологи».  Часто  использовалась  тема 

дороги в получившей широкое распро-

странение  в  60—70-х  гг.  прошлого  века 

авторской  песне,  звучавшей  на  турис-

тических  слетах,  у  походных  костров. 

• Вспомните  знакомые  вам  песни,  сказки,  литературные  произведения,  в  которых  воплощены 

образы-символы  солнца,  дороги,  дерева.

• Найдите  отрывки  из  литературных  произведений  (поэзия,  проза),  в  которых  воплощен  образ 

дороги,  и  запишите  в  творческую  тетрадь  свое  понимание  их  художественной  идеи,  нравственно-

эстетического  смысла.

• Послушайте  «Тройку»  (1-я  часть)  из  Музыкальных  иллюстраций  к  повести  А.  Пушкина 

«Метель».  Обратите  внимание  на  стилевые  особенности  музыки  Г. Свиридова.  Почему  его  твор-

чество  сравнивают  с  песнью  о  России? 

• Как  композитор  в  инструментальную  пьесу  вводит  «вокальное»  начало?  Какое  значение  при-

дается  смене  «вокальных»  интонаций  «инструментальными»? 

• С  какой  музыкальной  формой  можно  сравнить  композицию  «Тройки»? 

• Посмотрите  фрагмент  кинофильма  «Метель».  Какую  роль  играет  в  нем  музыка  Г. Свиридова? 

Какими  средствами  композитору  удалось  осуществить  ритмизацию  действия? 

Художественно-творческое  задание

   Создайте  компьютерную  презентацию  на  тему  «Образ  дороги  в  творчестве  русских  и  зару-

бежных  художников». 

71

А. Саврасов. Зимняя дорога

В. Перов. Последний кабак у заставы

iskusstvo maket8!.indd   71

6/18/09   5:15:42 PM


В  начале  XX  в.  Александр  Николаевич  Скрябин 

(1871/72—1915)  —  выдающийся  русский  компо-

зитор,  пианист,  педагог  —  создает  оригиналь-

ное  симфоническое  произведение  «Прометей» 

(«Поэма  огня»).  Оно  предполагает  использова-

ние  цветного  света  во  время  исполнения  музы-

ки.  Это  было  ново  и  необычно.

В  основе  поэмы  лежит  древнегреческий  миф 

о  Прометее,  который  похитил  огонь  у  богов  и 

подарил  его  людям.

По-гречески слово «прометей» означает «прови-

дец», «смотрящий вперед». Образ Прометея — одна 

из  вечных  тем  искусства.  С  мифом  о  Прометее 

связывали  Симфонию  №5  Л. Бетховена,  а  финал 

Симфонии  №3  («Героической»)  вырос  непос-

редственно  из  музыки,  которая  первоначально 

была  задумана  как  музыка  балета  «Прометей». 

А. Скрябина вдохновляли две идеи: выражение 

энергии,  движения,  жизни,    творчества  и  стрем-

ление  «пропеть  гимн  дерзновенной  воле  чело-

века».  Композитор  так  определял  содержание 

поэмы:  «Прометей  есть  символ,  в  разных  формах 

встречающийся  во  всех  древних  учениях.  Это  — 

активная  энергия  Вселенной,  творческий  при-

нцип,  это  —  огонь,  свет,  жизнь,  борьба,  усилие, 

мысль».  Не  случайно  музыкальные  темы  поэмы 

получили  образные  характеристики:  «тема  твор-

ческих  устремлений»,  «тема  воли»,  «тема  разума», 

«тема  наслаждения»  и  др. 

Во  вступлении  (интродукции)  таинственное 

повествование  символизирует  темный,  сине-ли-

лово-серый  хаос.  На  фоне  «прометеевской  гар-

монии»  вступает  мелодия  —  символ  дерзновен-

ной  мечты  самого  Прометея.  «Живое  дыхание» 

космической  стихии  прорезывает  соло  трубы. 

Главная  тема  экспозиции  обозначена  ком-

позитором  в  световой  строке  как  ярко-синяя. 

Психологически  насыщенная  разработка  ассоци-

ировалась  у  Скрябина  с  красным  цветом.  В  реп-

ризе  —  кульминация  поэмы  с  ее  органными  и  ко-

локольными  звучностями.  Здесь  Скрябин  предпо-

лагал  «озарение»  всего  зала  ослепительными  луча-

ми  белого  света.  Неожиданно  резкое  завершение 

поэмы  производит  впечатление  внезапно  угасше-

го  пламени  грандиозного,  космического  пожара. 

Героический  симфонизм  «Прометея»  явился  вест-

ником  социальных  бурь  начала  XX  в. 

emirb.org

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back To Top