Какая тайна стоит за образом Жар-птицы из русских сказок и при чем тут история Феникса
Птица Феникс всегда служила символом возрождения и обновления. Этот миф всегда напоминал о том, что даже в самых тёмных глубинах отчаяния, на руинах надежд, можно восстать из пепла и начать всё заново с чистого листа. Символ жар-птицы чрезвычайно востребован в популярной культуре и фольклоре. Он появляется и в древних легендах и в новых историях, например таких, как «Гарри Поттер». Но откуда берёт своё начало и что в себе скрывает миф о Фениксе?
Миф о Фениксе
Миф о птице Феникс есть во многих культурах.
И в Древнем Египте, и в Древней Греции были свои изображения этой мистической огненной птицы. Название происходит от древнегреческого слова «phoinix», означающего финикийский или красновато-фиолетовый цвет. Корни легенды, как считают историки, лежит всё же в Египте. Согласно тамошним историям, феникс сжёг себя на алтаре в храме Гелиополя. Там это существо называли Бенну. Оно было размером с орла, оперенье его было ярко-красным и золотым.
Феникс мог жить 500 лет. Когда приближалась его кончина, то он сооружал гнездо из ветвей плодовых дерев и специй, а потом поджигал его. Гнездо сгорало вместе с умирающей птицей, а из жара восставал новый феникс. Пепел становился забальзамированным яйцом. Скорлупой ему служила застывшая мирра. Новорождённая птица всегда отправлялась в Город Солнца Гелиополь. Там феникс возлагал яйцо на алтарь египетского бога Солнца Ра.
ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Учёные открыли новые факты о связи между Иисусом, христианством и Древним Египтом
Иллюстрация из Книги Мёртвых изображает бога Солнца Ра, путешествующего по подземному миру. Бенну, священная гелиопольская птица, стоит перед Ра на носу лодки, около 1186 года до н.э.
Египтяне всегда ассоциировали феникса с бессмертием. После того как Рим завоевал Египет и всю Европу, символ распространился по всему миру. Феникс стал символом могущества и вечности великой Римской империи и его часто чеканили на римских монетах.
Символика Феникса в мировой истории
За пределами Древнего Египта подобные истории о жар-птицах встречаются по всей Северной Америке, России и Азии.
Феникс – популярный образ в мифологии многих народов.
У коренных народов Северной Америки есть очень схожие истории о существах, похожих на фениксов. Племена алгонкинов называют его громовой птицей, которая управляет «верхним» или небесным миром. Когда птица-громовержец взмахивает крыльями, раскаты грома прокатываются по небу, а молнии ударяют в землю, разя существ подземного мира.
Покрытие индейского щита украшено черепахой, громовой птицей, звёздами и млечным путём.
В России Жар-птицы имеют захватывающую историю в славянском фольклоре. Это всегда был символ удачи и в то же время предвестник скорой погибели. Сюжет многих сказок, в которых упоминается это мифическое существо, вращается вокруг сложного квеста, который предполагает поиски потерянного пера из хвоста жар-птицы. Отважный герой отправляется в опасный и дальний путь-дорожку, чтобы изловить заветную птичку и подарить царю. В этом непростом деле ему помогают другие сказочные персонажи. Только жар-птицу нельзя навсегда запереть в клетке.
«Иван-царевич ловит перо жар-птицы», Иван Билибин, около 1899 года.
В китайской мифологии также есть своя версия жар-птицы. Это существо называют Фэнхуан. Фэнхуан — бессмертная и редкая птица, символизирующая собой гармонию и удачу. Птица обладает безумно красивым голосом, её песни завораживают. Она символизирует собой и женское, и мужское начало одновременно, олицетворяя собой гармонию инь-янь. Согласно легенде, Фэнхуан в последний раз появлялся в провинции Аньхой у могилы Хунву, основателя династии Мин, в 1368 году. В Японии это же существо известно как Хоу-оу.
ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Археологи нашли утраченный третий солнечный храм: Величайшее открытие последних 50 лет
Фэнхуан на крыше храма Мэнцзя Луншань в Тайбэе, Тайвань.
Феникс в современной популярной культуре
Феникс — это, безусловно, мощный аллегорический символ. В популярной культуре он прочно ассоциируется с возрождением и обновлением. Об этой мифической птице писал Уильям Шекспир в своих пьесах, в книге К. С. Льюиса «Племянник волшебника» огромная жар-птица охраняет Эдемский сад. Великий русский композитор Игорь Стравинский написал божественную музыку к популярному балету «Жар-птица» о полуженщине-полуптице, которую пленил принц. Автор книг о Гарри Поттере, Джоан Роулинг, поместила в свою придуманную волшебную вселенную феникса по имени Фоукс.
Феникс Фоукс с Гарри Поттером (Дэниел Рэдклифф) в фильме «Гарри Поттер и Тайная комната» (2002).
Феникс может нести тяжёлое бремя, но его победная песнь неизменно вселяет страх в сердца нечистых и мужество в тех, у кого чистое сердце. Фениксы также обладают целительной силой. Из пера мифической птицы можно сделать волшебную палочку. Феникс Фэнхуан появляется также в прекрасном диснеевском фильме «Мулан».
Если вас интересуют истории из мировой мифологии, прочтите в другой нашей статье о том, как Орфей отправился в ад за любимой: трагическая история хитрого барда греческих мифов.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Нравится
Образ Жар-птицы в искусстве | Журнал Ярмарки Мастеров
В разных уголках нашего мира существуют легенды об удивительных зверях и птицах, которых никто никогда не видел, однако описания которых поразительно сходны. Так из многих сказок дошел до нас образ Жар-птицы. В разных культурах ее образ обрастал своими подробностями и оттенками. У славян она Жар-Птица, у чехов и словаков — рыжезлатый Огнивак, у египтян и греков Феникс, у арабов Симург, у китайцев Фэн-хуан, у евреев Мильхам.
В.Васнецов «Ковер-самолет»
Но при этом описание ее весьма сходно. «Воздух расцветился всеми цветами радуги, от перьев и крыльев птицы шли красивые звуки, от нее исходил приятный запах. ..» — так было сказано о чудесной птице Симург в арабском трактате 13 века. «Есть там другая священная птица,… и имя ей Феникс, – писал Геродот. — Ее облик и стать весьма напоминают орла, а перья у нее частью золотистые, частью красные». «Киноварная птица, вещество пламени», «его цвет радует глаз, его гребень выражает праведность, его язык искренен» — говорили китайцы, имея ввиду Фэн-хуан, властителя Юга. Птица-огонь, — говорили славяне о Жар-птице, — об ее оперение можно запросто обжечься. Каждое перо же светится, как множество свеч, и остро, крепче булата. А сама же она сияет то голубым, то малиновым светом, а глаза ее напоминали блестящие кристаллы.
Л.Вертинская — «Птица-Феникс»
Египтяне считали, что Феникс является связующим звеном между божественным замыслом и воплощением замысла в жизнь, напоминает о божественном созидании и возрождении жизни. В египетской «Книге мертвых» написано: «Как Феникс пройду я через области потустороннего мира». Греки, воспринявшие историю Феникса из Египта, полагали, что жизнь Птицы циклически связана с мировой историей и зависит от хода планет (Солнце, Луна и др. планеты возвращаются на свои «прежние» места). Стоики в подтверждение этому говорили, что мир, подобно Птице, погибает и рождается в огне, и нет этому превращению конца. Иранцы считали, что Симург обладала даром предвидения, но натура ее была двойственна, заключая в себе «добрую» и «вредоносную» половинки. В суфизме Симург символизирует Совершенного Человека, обладающего знанием Божественной Сущности. Эту Сущность, как и легендарную птицу, невозможно увидеть. Евреи, называющие чудо-птицу Мильхам, рассказывали, что только она отказалась вкусить запретный плод, и за это Бог даровал ей бессмертие. В раннехристианском апокрифе Варуха писалось о Птице: «Это хранительница мира… Если бы не прикрывала огненный зрак солнца, то не был бы жив ни род человеческий, ни вся тварь на земле от жары солнечной”. Китайский огненный Фен-хуан являлся одним из четырех священных созданий, и символизировал бессмертие, совершенство и великодушие. Появление такой птицы пусть даже во сне означало поворотный момент в жизни человека, необходимость совершения значимого деяния либо рождения ребенка, наделенного особыми талантами. . Ну а славяне связывали Жар-птицу с золотом и кладами, считая, что именно птица указывает на них. Где она опустится, там в земле сокровища и таятся. Иногда говорили, что в купальскую ночь Жар-птица спускается на землю, и тогда именно ее сияние принимают за цветок папоротника.
Считается, что по размерам Жар-птица достигает павлина.
Перья ее обладают способностью светить и своим блеском поражают зрение человека, они блистают серебром и золотом, крылья как языки пламени, а глаза светятся как кристалл. Живёт Жар-птица в райском саду Ирии, в золотой клетке. А по ночам вылетает из нее и освещает сад собою так ярко, как тысячи зажжённых огней. Ее золотая окраска связана именно с местом ее пребывания, так как считалось, что в «тридесятом» царстве всё окрашено в золотой цвет. Согласно русской волшебной сказке, каждое перо её «так чудно и светло, что ежели принесть его в тёмную горницу, оно так сияло, как бы в том покое было зажжено великое множество свеч». Иногда можно найти выпавшее перо из хвоста Жар-птицы, и, внесенное в тёмную комнату, оно заменит самое богатое освещение.
А вот поймать голыми руками её нельзя, так как можно обжечься об огненное оперение.
Надо сказать, что выпавшее перо еще долгое время сохраняет свойства оперения Жар-птицы. Оно светится и дает тепло, а когда потухнет, то превращается в золото. Перо Жар-птицы — предмет русских народных сказок, известный своими волшебными свойствами, оно способно указывать клады. У Жар-птицы в саду есть любимое кушанье — молодильные яблоки (достаточно редкие, даже в старину), которые дают ей красоту и бессмертие. Их можно сопоставить с плодами гранатового дерева, излюбленного лакомства Фениксов.
Пение Жар-птицы исцеляет болезни и недуги и возвращает зрение слепым, а когда она поёт из клюва сыплется жемчуг.
Л. Бакст. Эскиз к балету «Жар-птица»
Считается, что добыча Жар-птицы сопряжена с большими трудностями и составляет одну из главных задач, которые задает в сказке царь (отец) сыновьям. Добыть ее удается лишь доброму младшему сыну. Мифологи (Афанасьев) объясняли Жар-птицу в виде олицетворения огня, света, солнца.
Говорят, что поймать ее можно только на приманку — клетку с золотыми яблоками внутри.
Также по легендам Жар-птица стережет цветок папоротника в ночь на Купала, когда он распускается лишь раз в году, а многие молодые люди уходят в лес искать его.
Жар-птица бессмертна и ничто не может причинить ей вред, так что бороться с ней невозможно, вообще птица отличает добродушным праздным нравом и на людей не нападает, они редко обращают внимание на то, что творится вокруг, и мало что может отвлечь птицу от любимого занятия — пения. А если в природе наступал мрак, и черные дождевые тучи надолго затягивали голубое небо, прилетала Жар-птица. Мало того, что она сама светилась, как маленькое солнышко, она еще мощными взмахами крыльев разрывала пелену туч, давая доступ лучам солнца. Точно также она разгоняла черное колдовство и грусть в сердцах людей.
И уже потом люди, чтобы удача и счастье, которые дарует Жар-птица, не покинули их, стали делать амулеты и обереги, расписывать посуду ее яркими изображениями.
И.Билибин
Трудно определить, с какого века существовала эта сказка в русском фольклоре, несколько поколений передавало ее из уст в уста и запечатлелась в лубочных картинках. В середине XIX века А.Н. Афанасьев включил лубочный вариант «Сказки об Иване-царевиче, Жар-птице и о сером волке» в свое знаменитое многотомное собрание, окончательно закрепив в качестве «канонического» первоначальный, восходящий к русской фольклорной традиции сюжет этой сказки.
Однако популярность сказки о Жар-птице обусловлена не столько ее сюжетной увлекательностью, сколько глубоким смыслом, кроющемся в содержании. Сказка о Жар-птице в данном смысле — особая. Выражаясь современным научным языком, она является метасказкой, поскольку здесь говорится о смыслообразующем значении мечты в жизни человека. «Жар-птица» — это символ прекрасной, высокой и светлой мечты и преданность ей, готовность к подвигу во имя ее исполнения. Поймав перо Жар-птицы, Иван-царевич обрел жизненную цель, которая стала ему дороже золотых яблок и даваемого статусом царского сына земного благополучия. Ради этой цели-мечты он готов преодолеть любые трудности и опасности.
В XIX веке сказка о Жар-птице выходила в России многотысячными тиражами. Появились и разнообразные ее стилизованные обработки и переделки. Но гораздо больше для постижения глубинного смысла и неисчерпаемого символизма этого фольклорного шедевра сделали русские поэты. Так в 1907 году К.Д. Бальмонт назвал свой стихотворный сборник «Жар-птица».
Жар-птица — основной образ, к которому обратились художники хохломской росписи. Ее огненные яркие перья сияют на посуде.
А вот первой из профессиональных художников к образу Жар-птицы обратилась Елена Дмитриевна Поленова (1850 – 1898), сестра В.Д. Поленова. В письме к критику В. В. Стасову от 29 января 1896 года она сообщала, что ей предложили исполнить эскиз большого панно для вышивки на русскую тему. Сюжетом художница выбрала Жар-птицу. Она изобразила ночь и дерево с золотыми плодами, на вершине которого дремлет огненная птица. Панно было выполнено в вышивальных мастерских М. Ф. Якунчиковой и экспонировалось на Всероссийской промышленной и художественной выставке в Нижнем Новгороде летом 1896 года. В том же году она начала серию иллюстраций к сказке о Жар-птице.
И. Билибин с воодушевлением последовал по стопам Поленовой. Первые акварельные иллюстрации он выполнил к «Сказке об Иване-царевиче, Жар-птице и о сером волке». Жар-птица помогла обрести свое подлинное призвание тогда еще молодому художнику.
Сказочная птица была главной героиней балета Игоря Стравинского 1910 года, декорации к которому создал Леон Бакст. Позднее Жар-птица дарила надежду и российским эмигрантам, издававшим в 1920-е годы одноименный журнал о литературе и искусстве. Сегодня многие предприниматели, по-видимому считая, что имя волшебной птицы принесет им удачу, используют его в названиях своих компаний. А в 2009 году стала символом Конкурса Песни Евровидение 2009, проходившего в Москве.
К. Сомов «Жар-птица»
Обложка журнала «Жар-птица»
Камин
Фасад банка в Нижнем Новгороде
Украинская вытынанка
Оформление сцены
Иллюстрации:
Н. Кочергин
Г. Спирин
В. Корольков
Н. Гипиус
Н. Кочергин
Е. Горохова
В. Милашевский
Фигурка ЛФЗ
Лаковая миниатюра:
И, напоследок, пасхальная открытка
Русская жар-птица – символ вдохновения и искусства – Огонь вверх Вода вниз
Одним из удовольствий исследования интуитивного элемента являются открытия, которые открывают новые миры. Недавно в секонд-хенде я наткнулась на миниатюрную лакированную тарелку. Этот необычнейший предмет привел меня в Россию, в волшебство, в изысканную образность и символику Жар-птицы.
Открытие этой миниатюрной лакированной тарелки (шириной 10 см) привело меня в Россию, волшебство и мистическую Жар-птицу.
Огонь, как стихия, захватывает воображение людей и часто используется как метафора. Ссылки на огонь изобилуют в литературе, музыке, изобразительном искусстве, исполнительском искусстве, кулинарии, динамике энергии, популярной культуре, науке, спиритизме, религии, психологии, управлении окружающей средой….. Этот список можно продолжить.
Огонь тоже близкая моему сердцу стихия. Желание лучше понять влияние пожарных режимов на эвкалиптовые леса привлекло меня в аспирантуру. С тех пор я был очарован огнем во многих его проявлениях. Так что наткнуться на эту прекрасную тарелку и узнать ее историю было радостью.
Отправной точкой было узнать больше о найденной мною миниатюрной лакированной тарелке с изысканным изображением золотой птицы с длинным развевающимся хвостом. На этом этапе я не знал ни истории, стоящей за тарелкой, ни картины, ни из какой страны она была привезена.
Страну-производителя, Россию, найти несложно, так как она написана на обратной стороне таблички! Очень красивый образ написал палехский художник В. Ходов. Я обнаружил, что Палех, расположенный к северо-востоку от Москвы, стал ведущим центром русской иконописи и росписи в девятнадцатом веке. Сегодня поселок известен прежде всего созданием миниатюр на темы из жизни, сказок, литературных произведений и народных песен.
Оборотная сторона тарелки дополняет историю, раскрывая страну происхождения и автора.
Потребовалось больше времени, чтобы выяснить подробности истории картины. История Жар-птицы имеет множество вариаций в славянском фольклоре. В этой версии король послал своих сыновей поймать жар-птицу после того, как она съела золотые яблоки в его саду. После долгих приключений, обманов, смертей и помощи серого волка младший сын-царевич Иван возвращается домой с Жар-птицей в золотой клетке, золотым конем и прекрасной царевной.
Жар-птица очень желанна, и истории, связанные с ней, часто включают квест. Большая волшебная светящаяся птица с величественным оперением, которое ярко светится, излучая красный, оранжевый и желтый свет, как костер. Во многих историях Жар-птица роняет перо или об удалении одного пера. Так обстоит дело с Иваном-царевичем, изображенным на изображении. В руке он держит перо — они продолжают светиться, как только отделяются от птицы, и одно перо может осветить большую комнату.
Теперь, когда я потрогал поверхность русского фольклора, мне не терпится узнать больше. Я заказал книгу под названием « Русская магия: живые народные предания заколдованного пейзажа ». Она написана Черри Гилкрист, опубликована в 2009 году и содержит огромное количество информации, основанной на обширных исследованиях и личном опыте. Согласно описанию на Amazon:
” Эта книга объясняет, как российская концепция души (“души”) и чувствительность к ландшафту распространяется на археологов, ученых и врачей в России, которые сохраняют непредубежденный подход и острый взгляд на мир. интерес к психическим явлениям, наряду с народными традициями и целительством ».
История Ивана-Царевича и Жар-птицы на обложке этого выпуска «Русской магии» (Источник: Amazon).
Одно это предложение вызывает столько вопросов! Российская Федерация занимает обширную территорию. Везде ли встречается эта концепция души и чуткости к пейзажу? Например, в сельской местности это может быть более распространено, чем в городах. Какова связь между этими живыми народными традициями и стихией? Есть чему поучиться.
Было очень приятно узнать о важности Жар-птицы для культурного наследия России. Черри Гилкрист пишет, что Жар-птица является символом вдохновения и искусства. Это касается не только живописи, рассказ был адаптирован для «Русского балета», и Стравинскому было поручено написать музыку. В Жар-птице есть что-то такое, что задевает людей за живое.
Если бы я не нашел маленькую лакированную тарелку русского художника, я бы ничего не понял. Я и не подозревал, что, по словам Гилкриста, сцена на этой тарелке — из рассказа Иван-царевич и Жар-птица — таит в себе что-то от души России.
Нравится:
Нравится Загрузка…
Fire Myths: The Firebird – Eldvarm
12 июля 2021 г. .
Что это?Жар-птица, фигурирующая в многочисленных славянских народных сказках, представляет собой крупную птицу с богатым оперением, которое светится красным, оранжевым и желтым светом. Даже после удаления его перья продолжают мерцать. В более поздних версиях изображен огненный сокол меньшего размера с хрустальными глазами. Жар-птица красива, но враждебна.
СимволизмКак правило, в сказках Жар-птица является объектом трудного поиска, который начинается с нахождения потерянного хвостового пера. Затем герой сказки отправляется на поиски и поимку птицы — обычно по приказу авторитетной фигуры, например отца или короля. Несмотря на магнетизм Жар-птицы, герой постепенно начинает винить ее в своих быстро нарастающих проблемах. Перо, найденное в начале, служит пророчеством о нелегком путешествии в далекие страны, где в пути будут волшебные помощники, которые помогут с поимкой птицы.
ПроисхождениеПоскольку сказка о Жар-птице изначально рассказывалась устно, существует множество вариаций. Считается, что первой записанной версией является Жар-птица, Конь силы и царевна Василиса , русская сказка, собранная славистом и этнографом Александром Афанасьевым в его всемирно известном сборнике фольклорных сказок Народные русские сказки . История рассказывает о королевском охотнике, который находит перо Жар-птицы. Король требует, чтобы он принес ему птицу, что он и делает; затем его просят привести царевну Василису в жены царя. После многих испытаний егерь сам становится королем и женится на принцессе. Другая версия в коллекции Афанасьева вращается вокруг младшего сына русского царя, князя Ивана, который отправляется на поиски жар-птицы, которая ест золотые яблоки своего отца, чтобы стать наследником престола. После того, как его лошадь съел волк, а Ивана убили его старшие братья, он возвращается к жизни с помощью серого волка, женится на сказочной принцессе и живет вечно.
ВариацииФеникса часто призывают вместе с жар-птицей, но в мире мифов это два совершенно разных зверя. Главной характеристикой феникса, связанного огнем, является бессмертие, отсюда его способность сгорать дотла только для того, чтобы возродиться снова. Жар-птица — существо славянской мифологии, в основном присутствующее в старинных русских и украинских сказках, а феникс восходит к древней Африке. Тем не менее, существует множество параллелей со славянской Жар-птицей – от иранских легенд о волшебных птицах до сказки братьев Гримм9.0021 Золотая птица . Квестовый аспект легенды тесно связан с армянской сказкой Хазаран Блбул , где птица песней заставляет землю цвести. Жар-птица относится к типам 531 и 550 в указателе сказочных типов Аарна-Томпсона-Утера.
Знаменитые исполненияМузыка Стравинского и постановка Сергея Дягилева из компании Ballets Russes, «Жар-птица» (1910) — самая популярная и знаковая версия легенды. Сценарий балета был основан на русских сказках, но также включал в себя неродственного русского фольклорного антагониста Кощея Бессмертного, чья душа якобы была спрятана глубоко в лесу в волшебном яйце, лежавшем в ларце. В балете Жар-птица — полуженщина-полуптица. Она захвачена князем Иваном, но когда он освобождает ее, она дает ему заколдованное перо, которое он затем использует, чтобы победить чары Кощея, захватившего тринадцать принцесс.