Можно ли православному христианину делать татуировки?
Человек, по замыслу Господа, – двухсоставное существо. У него есть духовная нематериальная субстанция – душа и материальное тело. Тело также является сонаследником души в Царствии Божьем – в новом горнем граде Иерусалиме (см. Откровение святого Иоанна Богослова, 21-я гл.).
Ведь нынешняя смерть, которая разлучает душу и тело, – еще не конец. На Страшном Суде, когда Господь наш Иисус Христос вместе с ангелами и святыми угодниками будет судить каждого из нас, мы явимся пред Богом во всей полноте своего естества, то есть не только духовно – душой, но и телесно. Мертвые, например, воскреснут таким образом, что составы и члены их соберутся, в них войдет душа, и человек в полной своей природе предстанет перед Судом Божьим (см. Книгу пророка Иезекииля, 37:1–14). И также душевно-телесно он после окончательного над ним Страшного Суда войдет на веки вечные либо в ад, либо в рай.
Потому Церковь очень тщательно и благоговейно всегда относилась к телу как сонаследнику души в вечной будущей жизни восьмого дня.
Отсюда такое трепетное отношение к телесам покойников в православном чине погребения усопших. Потому Церковь столь негативно относится к кремации.
Нежелательны также противоестественные украшения тела: татуировки, пирсинг, покрытие ногтей лаком, макияж и покраска волос. Ведь человек – образ и подобие Божье. Господь изначально создал его прекрасным самодостаточным микрокосмом – целой Вселенной. Потому излишне «моифицировать» свое тело – это, конечно же, сомнительная практика. Мы будто бы не доверяем Богу и строим в гордыне собственную вавилонскую башню, пытаясь исправить Создателя. Подобное поведение ни к чему хорошему не может привести.
Это не исключает естественного ухода за своим телом и лечения болезней, например инвалидности.
Кроме того, зачастую молодой парень или девушка не понимают истинного смысла татуировок – их исторического значения. В древнем языческом мире, где полиграфических технологий не было, татуировки могли в том числе быть чем-то вроде печати или паспорта.
Они несли информацию о человеке: принадлежность к определенному племени, клану, роду, социальному положению.
Здесь есть и еще один подтекст. Современный молодой человек иногда воображает, что татуировка – своеобразный символ его личной свободы. Но в языческом мире (откуда ее истоки) – это символ прямо противоположный. Там татуировка – это зачастую символ подчинения, знак принадлежности кому-то или чему-то. Так, например, и сейчас происходит в замкнутых субкультурах типа армейских подразделений или бандитских формирований.
Порой человек, нанося татуировку, даже не задумывается о том, какой информационный смысл несет тот или иной символ. Ведь татуировка – не просто украшение, она зачастую имеет философскую или религиозную подоплеку. И человек, бегущий от реальности в вымышленный мечтательный мир (куда он зачастую пытается «втащить» и свое тело, в том числе и с помощью татуировок), может, сам того не понимая, возрождать и неоязычество, а вслед за ним (если назвать вещи своими именами) идолопоклонство и служение бесам.
Тем более это страшно для православного христианина. Так как святой первоверховный апостол Павел сказал о нас, православных христианах: «Разве вы не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот храм – вы» (1 Кор. 3:16). То есть мы – живая церковь, храм. Каждый из нас.
У православного христианина есть одна принадлежность – ко Христу. И символом этого издавна является нательный крестик на шее. Такого человека и Бог благословляет, и святой ангел оберегает. А у татуированного все может быть диаметрально противоположно. Тем же, кто нанес на тело откровенно языческие татуировки, конечно же, стоит исповедоваться в этом грехе, и Господь обязательно простит их и восстановит утраченную духовно-телесную гармонию.
Иерей Андрей Чиженко
Можно ли православному бить татуировки? — Вера
Наносить татуировки, как украшение тела, стало модным относительно недавно, в конце XX века, при этом сама эта практика известна давно.
Сейчас многие хотят набить себе что-то красивое, нежное, необязательно несущее большой смысл, тогда почему церковь относится к татуировкам отрицательно? Разберёмся с самого начала.
Откуда растут ноги?
Татуировки изначально носили сегментационный характер, по ним можно было понять, к какой группе относились их обладатели. В те времена татуировки наносились на тело либо как языческая символика, которая определяла обряды, переходные состояния, призывы магической силы, или как память о погибших. Тогда в Ветхом Завете для израильского народа было дано правило, которое должно было выделять их среди других идолопоклоннических племён: «Ради умершего не делайте нарезов на теле вашем и не накалывайте на себе письмен» (Лев.19:28).
Даже сейчас люди чаще всего набивают тату по двум причинам – как символ какого-то события, периода, важные фразы или вещи для человека или как украшение тела. При этом у каждого рисунка, нанесённого на тело, есть свой смысл, о котором люди, делающие татуировки, не особо задумываются.
Многие священники рассказывают, что после набивания тату жизнь их владельцев изменилась в соответствии с содержанием символа.
У многих людей желание набить татуировку возникает просто из-за веяния моды, потому что сейчас это популярно. Так вначале нулевых было модно украшать себя иероглифами, а сейчас всем нравятся минималистические татуировки. На такое следование тенденциям можно найти совет в Писании: «И не сообразуйтеся веку сему, но преобразуйтеся обновлением ума вашего» (Рим 12:2). Это можно понять так, что православному человеку не стоит следовать трендам, так как они быстротечны, в то время как лучше обращать внимание на внутреннюю красоту души и развивать её.
Встречается такая практика в других церквях, например, коптской, набивать на запястье татуировку в виде креста, но они так определяют себя как христиане и говорят, что таким образом крест с них никогда не снять, только с кожей.
Почему нельзя?
Многие священники приводят следующее сравнение татуировкам – тату на теле человека как граффити на стенах храма.
Но как граффити на стенах не мешают проведению Божественных Литургий в храме, так тату не препятствуют спасению души человека, если он решил жить в согласии с православным образом жизни.
В церкви можно встретить много людей с татуировками, многие из них перестали набивать их как раз после более глубокого знакомства с христианской жизнью. Так Константин Кинчев сам признаётся:
«по поводу того, что внутренние изменения должны вести за собой внешние, могу сказать следующее. Когда я прочитал у митрополита Антония Сурожского, что тело – это видимая часть души, то перестал бить себе татуировки. Хотя соблазны наколоть себе что-нибудь накатывают на меня с колоссальной силой».
Таким образом, каждый человек должен принять для себя решение, нужно ли ему делать татуировку или нет, но нужно помнить о том, что символ – это не просто картинка, что татуировки раньше были присущи определённым категориям людей, и что этот процесс является опасным и с медицинской точки зрения.
Если всё же иногда соблазн татуировки велик, то в наши дни лучше купить временную татуировку, с ней можно и удовлетворить это желание, и не нарушать целостность своего тела. В таком случае это, скорее, будет рассматриваться как макияж, а не как изменения своего тела.
Автор: Елизавета Петросянц @klevaja
о христианской жизни/современных проблемах: татуировки и пирсинг
от ежемесячного бюллетеня Святого Николаса…
июль 2015
Наше тело – храм Святого Духа
“Что? Разве не знаете, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои, потому что вы куплены дорогой ценой: итак прославляйте Бога в теле вашем и в духе вашем , которые принадлежат Богу».
1 Коринфянам 6:19-20
Когда Бог воплотился, Он соединил нашу человечность с Собой и освятил нашу природу. Мы, крестившиеся во Христа, облеклись во Христа и тем самым стали членами Христовыми.
Поскольку это так, это влияет на то, как мы себя ведем и какой выбор делаем в отношении своего тела. Это вторая часть серии статей под этим заголовком, в каждой из которых обсуждаются определенные аспекты того, что значит для нас тело как храм Святого Духа.
Меня спросили, должны ли православные христиане делать татуировки. Наши тела не принадлежат нам, чтобы их размечать, и мы не холст, который нужно украшать. Какими нас создал наш Господь, такими мы и должны быть. Поскольку наши тела — это храмы Святого Духа, мы не станем изуродовать их татуировками так же, как испортить церковь баллончиком с краской.
В истории христианской церкви никогда не было признания татуировок. Татуировка исторически была знаком раба или приверженца нехристианских языческих культов. Эта практика не была известна и в ветхозаветные времена, где она записана в Законе Моисеевом, Не делайте нарезов на теле вашем по умершему и не накалывайте на себе никаких начертаний: Я Господь (Левит 19:28).
Кто-то может возразить, что это был старый закон, но христианская церковь соблюдала этот запрет с древности. Наши тела святы, и как говорит Писание, Потому что написано: Будьте святы; ибо Я свят (1 Петра 1:16, см. также Левит 11:44-45).
Мы могли бы спросить, зачем кому-то делать татуировку или пирсинг. Обычные причины – выделиться, шокировать или украсить. Ни одна из этих причин не совместима с христианской жизнью и не способствует нашему спасению.
Если православный христианин самовольно настаивает на татуировке или пирсинге, он должен знать, что это может привести к епитимиям или отстранению от Причастия. Сюда входят даже татуировки креста или других христианских символов.
А что делать тем, у кого уже есть татуировка или пирсинг, а сделанные они по неведению или по юношеской глупости? В основном это пастырское дело; мы, конечно же, не отвергаем этих людей, но принимаем их как братьев и сестер, когда они решают вести христианскую жизнь. Пирсинг обычно исчезает через некоторое время, когда им не пользуются, оставляя лишь небольшой шрам.
Для получения дополнительной информации см. следующую онлайн-статью:
- Протокол 11-12, митрополита Денверского Исайи (Греческая Архиепископия)
Отец Джордж Лардас
∎
Православные святые и татуировки – Цитаты Православной церкви
Татуировки распространены в мире, но не для православных христиан. Православным христианам запрещено делать татуировки на теле, даже если татуировка является христианским символом. По словам св. Павла, наши тела — это храм Святого Духа. Хотя татуировки могут показать нашу веру, они также могут вызвать проблемы со здоровьем.
Св. Павел говорит, что наши тела – храм Святого Духа.
Нам сказано, что наши тела – храм Святого Духа. Апостол Павел указывает на это христианам в Коринфе в 1 Кор. 3:16-17. В результате церковь также называется храмом Святого Духа.
И Павел использует церковь в качестве модели в этом отрывке.
Мы призваны жить святой жизнью. Это означает, что мы должны чтить и прославлять Бога своими телами. Мы не должны заниматься сексуальной безнравственностью. В Ветхом Завете храм и скиния были местами, где проявлялось присутствие Бога.
Храм Святого Духа — это место, где обитает Бог. Это место, где мы поклоняемся Богу и готовимся к Его присутствию на земле. Этот храм был очень важен в плане Бога, чтобы жить со Своим народом. Святой Дух обитает в теле человека, который получает Духа.
Татуировки – знак веры
Православная церковь всегда осуждала татуировки. В то время как татуировка была широко распространена в древнем мире, татуировка не упоминается в раннецерковной литературе. Однако есть библейский стих о татуировках. Когда-то татуировки считались языческим обрядом и оберегом от злых духов.
Татуировки считались языческой практикой, признаком гордости и признаком зависимости. Некоторые православные считают татуировки признаком веры, но это не так.
Для ортодоксальных христиан татуировки являются признаком гордыни, заблуждения и невежества.
Татуировки также считаются знаком веры у пятидесятников. Их рисунки часто включают крест и/или голубя Святого Духа. Для пятидесятников татуировки — это способ выразить свою веру и индивидуальность.
Татуировки на Святой Земле имеют долгую историю. Паломники издавна использовали татуировки в память о своем паломничестве. В Иерусалиме тату-салоны веками делали татуировки паломникам. Сотни паломников вернулись домой с татуировками. В Иерусалиме татуировки — это ода паломничеству и физическое свидетельство веры.
Татуировки в знак покаяния
Христианская церковь традиционно запрещала татуировки. Они традиционно ассоциировались с рабами, культами и нехристианами. Хотя татуировка не была полностью неизвестна во времена Ветхого Завета, христианская церковь соблюдала запрет с древних времен.
Православная Церковь призывает христиан не следовать современным общественным тенденциям и поддерживать чистоту, непорочность тела.