Разное

По латыни конец – конец — с русского на латинский

конец — с русского на латинский

  • КОНЕЦ — муж. (·умалит. конь) предел в пространстве, в протяжении, во времени, в действии и пр. противоположное началу. В пространстве или в размерах предмета, качало и конец одно и то же, потому что всякий край, предел предмета, условно, может быть… …   Толковый словарь Даля

  • КОНЕЦ — КОНЕЦ, конца, м. 1. Предел, граница, последняя точка протяжения чего н. в длину. Конец дороги. Конец палки. Палка, заостренная с обоих концов. «Светлые заливы, без конца простор.» И.Никитин. 2. Предел, последний момент чего н., протекающего во… …   Толковый словарь Ушакова

  • Конец — Конец: Конец  понятие, обозначающее завершённость, возможно, происходит от слова конь священного животного, голову которого в качестве оберега праславяне устанавливали на крыше своего жилища при завершении строительства дома. Конец … …   Википедия

  • конец — Окончание, завершение, заключение, прекращение, истечение, развязка, ликвидация, финал, аминь, капут, точка, могила, мат, крышка. В заключение, под конец, напоследок, на закуску. Прочитать книгу от доски до доски (от начала до конца). Окончание… …   Словарь синонимов

  • КОНЕЦ — КОНЕЦ, нца, муж. 1. Предел, последняя грань чего н. в пространстве или во времени, а также примыкающая к этому пределу часть, период. К. дороги. К. улицы. К. зимы. К. книги. К. ножа, верёвки. Положить к. чему н. (прекратить). Ни конца ни краю нет …   Толковый словарь Ожегова

  • КОНЕЦ — (Rope s end) снасть небольшой длины. Коренным концом всякой судовой снасти называется К., закрепленный неподвижно. Ходовым концом, или лопарем, называется К., за который снасть выбирают или травят . Подать К. перебросить К. на стенку, другое… …   Морской словарь

  • Конец! — The End …   Википедия

  • конец — КОНЕЦ, нца, м. 1. Мужской половой орган. 2. Раз Обсчитал клиента в два конца. 3. в зн. межд. (или конец света). Выражает любую эмоцию. Концы сушить отдыхать после любовных похождений. См. также: Белое молоко с конца капает …   Словарь русского арго

  • конец — или основание пробки. [ГОСТ Р ИСО 633 2011] Тематики кора пробковая EN end …   Справочник технического переводчика

  • КОНЕЦ — КОНЕЦ, административно территориальная единица древнерусского города, в т. ч. в Новгороде, территория которого вне кремля делилась на 5 К. Управляли ими кончанские старосты. Источник: Энциклопедия Отечество …   Русская история

  • КОНЕЦ — КОНЕЦ1 В конец света. Пск. Очень далеко, в отдалённое место. СПП 2001, 46. Видать конец кому. Кар. О приближении чьей л. смерти. СРГК 2, 413. В конец (вконец). Разг. Совсем, совершенно, окончательно. ФСРЯ, 203. Глухой конец. Волг. О тихом,… …   Большой словарь русских поговорок

  • translate.academic.ru

    Афоризмы на латыни – Виктория Никитина

    Сборник афоризмов на латыни
    1.Scientia potentia est. Знание – сила.
    2. Vita brevis, ars longa. Жизнь коротка, искусство – вечно.
    3. Volens – nolens. Волей – неволей.
    4. Historia est magistra vita. История – учительница жизни.
    5. Dum spiro, spero. Пока дышу – надеюсь.
    6. Per aspera ad astra! Через тернии – к звездам
    7. Terra incognita. Неизвестная земля.
    8. Homo sapiens. Человек разумный.
    9. Sina era est studio. Без гнева и пристрастия
    10. Cogito ergo sum. Мыслю, следовательно существую.
    11. Non scholae sed vitae discimus. Мы учимся не для школы, а для жизни.
    12. Bis dat qui cito dat. Дважды дает тот, кто дает быстро.
    13. Clavus clavo pellitur. Клин клином вышибают.
    14. Alter ego. Второе “я”.
    15. Errare humanum est. Человеку свойственно ошибаться.
    16. Repetitio est mater studiorum. Повторенье – мать ученья.
    17. Nomina sunt odiosa. Имена ненавистны.
    18. Otium post negotium. Отдых после дела.
    19. Mens sana in corpore sano. В здоровом теле здоровый дух.
    20. Urbi et orbi. Городу и миру.
    21. Amicus Plato, sed magis amica veritas. Платон мне друг, но истина дороже.
    22. Finis coronat opus. Конец – делу венец.
    23. Homo locum ornat, non locus hominem. Не место красит человека, а человек – место.
    24. Ad majorem Dei gloriam. К вящей славе Божией.
    25. Una hirundo ver non facit. Одна ласточка весны не делает.
    26. Citius, altius, fortius. Быстрее, выше, сильнее.
    27. Sic transit gloria mundi. Так проходит земная слава.
    28. Aurora Musis amica. Аврора – подруга музам.
    29. Tempora mutantur et nos mutamur in illis. Времена меняются, и мы меняемся вместе с ними.
    30. Non multa, sed multum. Не много, но о многом.
    31. E fructu arbor cognoscitur. Дерево узнается по плоду.
    32. Veni, vidi, vici. Пришел, увидел, победил.
    33. Post scriptum. После написанного.
    34. Alea est jacta. Жребий брошен.
    35. Dixi et animam salvavi. Я сказал это и этим спас свою душу.
    36. Nulla dies sine linea. Ни дня без строчки.
    37. Quod licet Jovi, non licet bovi. Что позволено Юпитеру, не позволено Быку.
    38. Felix, qui potuti rerum cogoscere causas. Счастлив тот, кто познал причину вещей.
    39. Si vis pacem, para bellum. Хочешь мира, готовься к войне.
    40. Cui bono? Кому на пользу?
    41. Scio me nihil scire. Я знаю, что я ничего не знаю.
    42. Nosce te ipsum! Познай самого себя!
    43. Est modus in rebus. Есть мера в вещах.
    44. Jurare in verba magistri. Клясться словами учителя.
    45. Qui tacet, consentire videtur. Молчание – знак согласия.
    46. In hoc signo vinces! Под этим знаменем победишь.(Сим победиши!)
    47. Labor recedet, bene factum non abscedet. Трудности уйдут, а благое дело останется.
    Non est fumus absque igne. Нет дыма без огня.
    49. Duobus certantibus tertius gaudet. Когда двое дерутся – третий радуется.
    50. Divide et impera! Разделяй и властвуй!
    51. Corda nostra laudus est. Наши сердца больны от любви.
    52. O tempora! O mores! О времена, о нравы!
    53. Homo est animal sociale. Человек есть общественное животное.
    54. Homo homini lupus est. Человек человеку – волк.
    55. Dura lex, sed lex. Закон суров, но справедлив.
    56. O sancta simplicitas! Святая простота!
    57. Hominem quaero! (Dioqines) Ищу человека! (Диоген)
    58. At Kalendas Graecas. К греческим календам(После дождичка в четверг)
    59. Quo usque Catlina, abuter patientia nostra? До каких пор, Катилина, ты будешь злоупотреблять нашим терпением?
    60. Vox populi – vox Dei. Голос народа – голос Бога.
    61. In vene veritas. Истина в вине.
    62. Qualis rex, talis grex. Каков поп, таков и приход.
    63. Qualis dominus, tales servi. Каков хозяин, таков и слуга.
    64. Si vox est – canta! Если у тебя есть голос – пой!
    65. I, pede fausto! Иди счастливой поступью!
    66. Tempus consilium dabet. Время покажет.
    67. Barba crescit, caput nescit. Волос долог, ум короток.
    68. Labores gigunt hanores. Труды порождают почести.
    69. Amicus cognoscitur in amore, more, ore, re. Друг познается в любви, нраве, речах, делах.
    70. Ecce homo! Вот человек!
    71. Homo novus. Новый человек, “выскочка”.
    72. In pace litterae florunt. Во имя мира науки процветают.
    73. Fortes fortuna juiat. Фортуна помогает смелым.
    74. Carpe diem! Лови момент!
    75. Nostra victoria in concordia. Наша победа в согласии.
    76. Veritatis simplex est orato. Истинная речь проста.
    77. Nemo omnia potest scire. Никто не может знать все.
    78. Finis coronat opus. Конец – делу венец.
    79. Omnia mea mecum porto. Все свое ношу с собой.
    80. Sancta sanctorum. Святая святых.
    81. Ibi victoria ubi concordia. Там победа, где согласие.
    82. Experentia est optima magistra. Опыт есть лучший учитель.
    83. Amat victoria curam. Победа любит заботу.
    84. Vivere est cogitare. Жить значит мыслить.
    85. Epistula non erubescit. Бумага не краснеет.
    86. Festina lente! Поспешай медленней!
    87. Nota bene. Запомни хорошо.
    88. Elephantum ex musca facis. Делать из мухи слона.
    89. Ignorantia non est argumentum. Отрицание не есть доказательство.
    90. Lupus non mordet lupum. Волк волка не кусает.
    91. Vae victis! Горе побежденным!
    92. Medice, cura te ipsum! Врач, исцелися сам! (От Луки 4:17)
    93. De te fabula narratur. О тебе сказочка рассказывается.
    94. Tertium non datur. Третьего не дано.
    95. Age, quod agis. Делай, что ты делаешь.
    96. Do ut des. Даю, чтобы и ты дал.
    97. Amantes – amentes. Влюбленные безумны.
    98. Alma mater. Университет.
    99. Amor vincit omnia. Любовь побеждает все.
    100. Aut Caesar, aut nihil. Или все, или ничего.
    101. Aut – aut. Или-или.
    102. Si vis amari, ama. Если хочешь быть любимым, люби.
    103. Ab ovo ad mala. С яйца и до яблока.
    104. Timeo danaos et dona ferentes. Бойтесь данайцев, дары приносящих.
    105. Sapienti sat est. Это сказано человеком.
    106. Periculum in mora. Опасность в промедлении.
    107. O fallacem hominum spem! О обманчивая надежда человеческая!
    108. Quoandoe bonus dormitat Homerus. Иногда и добрый наш Гомер дремлет.
    109. Sponte sua sina lege По собственному побуждению.
    110. Pia desideria Благие намерения.
    111. Ave Caesar, morituri te salutant Идущие на смерть, Цезарь, приветствуют тебя!
    112. Modus vivendi Образ жизни
    113. Homo sum: humani nihil a me alienum puto. Я человек, и ничто человеческое мне не чуждо.
    114. Ne quid nimis Ничего сверх меры
    115. De qustibus et coloribus non est disputantum. На вкус и цвет товарища нет.
    116. Ira furor brevis est. Гнев есть кратковременное исступленье.
    117. Feci quod potui faciant meliora potentes Я сделал все, что мог. Кто может, пусть сделает лучше.
    118. Nescio quid majus nascitur Iliade. Рождается нечто более великое, чем Илиада.
    119. In medias res. В середину вещей, в самую суть.
    120. Non bis in idem. Достаточно и одного раза.
    121. Non sum qualis eram. Я не тот, каким был прежде.
    122. Abussus abussum invocat. Беда никогда не приходит одна.
    123. Hoc volo sic jubeo sit pro ratione voluntas. Я так велю, пусть доводом будет моя воля.
    124. Amici diem perdidi! Друзья, я потерял день.
    125. Aquilam volare doces. Учить орла летать.
    126. Vive, valeque. Живи и здравствуй.
    127. Vale et me ama. Будь и здоров и люби меня.
    128. Sic itur ad astra. Так идут к звездам.
    129. Si taces, consentus. Кто молчит, соглашается.
    130. Littera scripta manet. Написанное остается.
    131. Ad meliora tempora. До лучших времен.
    132. Plenus venter non studet libenter. Сытое брюхо к учению глухо.
    133. Abussus non tollit usum. Злоупотребление не отменяет употребления.
    134. Ab urbe conita. От основания города.
    135. Salus populi summa lex. Благо народа есть высший закон.
    136. Vim vi repelllere licet. Насилие позволяется отражать силой.
    137. Sero (tarle) venientibus – ossa. Поздно приходящим достаются кости.
    138. Lupus in fabula. Легок на помине.
    139. Acta est fabula. Представление окончено. (Финита ля комедия!)
    140. Legem brevem esse oportet. Закон должен быть кратким.
    141. Lectori benevolo salutem. (L.B.S.) Привет благосклонному читателю.
    142. Aegri somnia. Сновидения больного.
    143. Abo in pace. Иди с миром.
    144. Absit invidia verbo. Да не осудят меня за эти слова.
    145. Abstractum pro concreto. Абстрактное вместо конкретного.
    146. Acceptissima semper munera sunt, auctor quae pretiosa facit. Лучше всего те подарки, ценность которых в самом дарителе.
    147. Ad impossibilia nemo obligatur. К невозможному никого не обязывают.
    148. Ad libitum. По желанию.
    149. Ad narrandum, non ad probandum. Для того, чтобы рассказать, а не доказать.
    150. Ad notam. К сведению.
    151. Ad personam. Лично.
    152. Advocatus Dei (Diavoli) Адвокат Бога. (Дьявола).
    153. Aeterna urbs. Вечный город.
    154. Aquila non captat muscas. Орел не ловит мух.
    155. Confiteor solum ho

    vikanika.livejournal.com

    Латынь – это… Что такое Латынь?

    Lapis Niger (букв. Чёрный камень) — один из наиболее ранних памятников с надписью на латинском языке.

    Лати́нский язы́к (лат. lingua latina), или латы́нь, — язык латино-фалискской подгруппы италийских языков индоевропейской языковой семьи. На сегодняшний день это единственный активно употребляемый италийский язык (хотя людей с родным латинским уже как минимум полтора тысячелетия нет, следовательно, он должен считаться мёртвым языком).

    Латинский язык является одним из наиболее древних письменных индоевропейских языков.

    В наши дни латинский язык является официальным языком государства Святой Престол (город-государство Ватикан), а также Римско-Католической церкви и других католических церквей.

    Большое количество слов в европейских (и не только) языках имеют латинское происхождение (см. также международная лексика).

    Латинский алфавит является основой письменности многих современных языков.

    История

    Латинский язык вместе с оскским и умбрским языками составлял италийскую ветвь индоевропейской семьи языков. В процессе исторического развития древней Италии латинский язык вытеснил другие италийские языки и со временем занял господствующее положение в западном Средиземноморье.

    В историческом развитии латинского языка отмечается несколько этапов, характерных с точки зрения его внутренней эволюции и взаимодействия с другими языками.

    Архаическая латынь

    Появление латыни как языка относят к середине II тыс. до н. э. В начале I тыс. до н. э. на латинском языке говорило население небольшой области Лаций (лат. Latium), расположенной на западе средней части Апеннинского полуострова, по нижнему течению Тибра. Племя, населявшее Лаций, называлось латинами (лат. Latini), его язык — латинским. Центром этой области стал город Рим (лат.

    Roma), по имени которого объединившиеся вокруг него италийские племена стали называть себя римлянами (лат. Romani).

    Наиболее ранние письменные памятники латинского языка восходят, предположительно, к концу VI — началу V веков до н. э. Это найденная в 1978 посвятительная надпись из древнего города Сатрика (в 50 км к югу от Рима), датируемая последним десятилетием VI века до н. э., и отрывок сакральной надписи на обломке чёрного камня, найденном в 1899 при раскопках римского форума, относящаяся примерно к 500 до н. э. К древним памятникам архаической латыни относятся также довольно многочисленные надгробные надписи и официальные документы середины III — начала II века до н. э., из которых наиболее известны эпитафии римских политических деятелей Сципионов и текст сенатского постановления о святилищах бога Вакха.

    Крупнейшим представителем архаического периода в области литературного языка является древнеримский комедиограф Плавт (ок. 245-184 до н. э.), от которого до нашего времени дошло 20 комедий целиком и одна — в отрывках. Впрочем, следует заметить, что словарный состав комедий Плавта и фонетический строй его языка уже в значительной мере приближаются к нормам классической латыни I века до н. э. — начала I века н. э.

    Классическая латынь

    Под классической латынью подразумевается литературный язык, достигший наибольшей выразительности и синтаксической стройности в прозаических сочинениях Цицерона (106-43 до н. э.) и Цезаря (100-44 до н. э.) и в поэтических произведениях Вергилия (70-19 до н. э.), Горация (65-8 до н. э.) и Овидия (43 до н. э. — 18 н. э.).

    Период формирования и расцвета классического латинского языка был связан с превращением Рима в крупнейшее рабовладельческое государство Средиземноморья, подчинившее своей власти обширные территории на западе и юго-востоке Европы, в северной Африке и Малой Азии. В восточных провинциях римского государства (в Греции, Малой Азии и на северном побережье Африки), где к моменту завоевания их римлянами были широко распространены греческий язык и высокоразвитая греческая культура, латинский язык не получил большого распространения. Иначе обстояло дело в западном Средиземноморье.

    К концу II века до н. э. латинский язык господствует не только на всей территории Италии, но и в качестве официального государственного языка проникает в покорённые римлянами области Пиренейского полуострова и нынешней южной Франции. Через римских солдат и торговцев латинский язык в его разговорной форме находит доступ в массы местного населения, являясь одним из наиболее эффективных средств романизации завоёванных территорий. При этом наиболее активно романизируются ближайшие соседи римлян — кельтские племена, проживавшие в Галлии (территория нынешних Франции, Бельгии, отчасти Нидерландов и Швейцарии). Покорение римлянами Галлии началось ещё во второй половине II века до н. э. и было завершено в самом конце 50-х годов I века до н. э. в результате длительных военных действий под командованием Юлия Цезаря (галльские войны 58-51 до н. э.). Тогда же римские войска входят в тесное соприкосновение с германскими племенами, обитавшими в обширных районах к востоку от Рейна. Цезарь совершает также два похода в Британию, но эти кратковременные экспедиции (в 55 и 54 до н. э.) не имели серьёзных последствий для отношений между римлянами и британцами (кельтами). Только спустя 100 лет, в 43 н. э., Британия была завоёвана римскими войсками, которые находились здесь до 407. Т. о., в течение примерно пяти столетий, до падения Римской империи в 476, племена, населявшие Галлию и Британию, а также германцы испытывают сильнейшее воздействие латинского языка.

    Постклассическая латынь

    От классической латыни принято отличать язык римской художественной литературы т. н. послеклассического (постклассического, позднеантичного) периода, хронологически совпадающего с первыми двумя веками нашего летоисчисления (т. н. эпоха ранней империи). Действительно, язык прозаических писателей и поэтов этого времени (Сенека, Тацит, Ювенал, Марциал, Апулей) отличается значительным своеобразием в выборе стилевых средств; но т. к. выработавшиеся в течение предшествующих столетий нормы грамматического строя латинского языка не нарушаются, указанное деление латинского языка на классический и послеклассический имеет скорее литературоведческое, чем лингвистическое значение.

    Поздняя латынь

    В качестве отдельного периода в истории латинского языка выделяется т. н. поздняя латынь, хронологическими границами которой являются III-VI века — эпоха поздней империи и возникновения, после её падения, варварских государств. В произведениях писателей этой поры — преимущественно историков и христианских богословов — находят место уже многие морфологические и синтаксические явления, подготавливающие переход к новым романским языкам.

    Средневековая латынь

    Стилистические особенности литургической латыни

    Поскольку на греческом языке были написаны книги Нового Завета, в первые десятилетия христианства он оставался основным языком богослужения в Риме; однако при Папе св. Викторе I (189—199) здесь был осуществлен переход на латынь. Для христианской латыни характерно заимствование большого количества греческой и, отчасти, древнееврейской лексики, наличие неологизмов, большое влияние разговорного, с точки зрения античной традиции, стиля. В то же время непосредственно в богослужебных текстах используются многие слова собственно латинского происхождения и языковые конструкции, уже ко времени составления этих текстов являвшиеся архаическими, что превращает литургическую латынь в сакральный язык, отличный от разговорного (например, вместо более распространенного в разговорной речи христиан глагола

    oro — «молиться» — употребляется древнее precor, вместо греческого слова episcopus — традиционные официальные римские термины pontifex и antistes; вместо греческого presbyter — римское praesul). Торжественный стиль богослужебной латыни, весьма отличный от разговорного, представляет собой гармоничное сочетание библейского и древнеримского слога.

    Латинский язык в биологии

    Латинский язык в биологии можно рассматривать как самостоятельный научный язык, произошедший от латинского языка эпохи Возрождения, но обогащённый множеством слов, заимствованных из греческого и других языков. Кроме того, многие слова латинского языка употребляются в биологических текстах в новом, специальном смысле. Грамматика в латинском биологическом языке является упрощённой. Алфавит дополнен: в отличие от классической латыни, используются буквы «j», «k», «w».

    Современные Кодексы биологической номенклатуры требуют, чтобы научные названия живых организмов были по форме латинскими, то есть были написаны буквами латинского алфавита и подчинялись правилам латинской грамматики, вне зависимости от того, из какого языка они заимствованы.

    Влияние на другие языки

    Латинский язык в его народной (разговорной) разновидности — так называемая вульгарная латынь (в значении — народная)  — явился языком-основой для новых национальных языков, объединяемых под общим названием романских. К ним принадлежит итальянский язык, создавшийся на территории Апеннинского полуострова в результате исторического изменения латинского языка, французский и провансальский языки, развившиеся в бывшей Галлии, испанский и португальский — на Пиренейском полуострове, ретороманский — на территории римской колонии Реции (в части нынешней Швейцарии и в северо-восточной Италии), румынский — на территории римской провинции Дакии (нынешняя Румыния), молдавский и некоторые другие, из которых следует особо отметить сардинский язык, как наиболее близкий к классической латыни из всех современных романских языков.

    При общности происхождения романских языков между ними в настоящее время имеются и значительные различия. Это объясняется тем, что латинский язык проникал на завоёванные территории на протяжении целого ряда веков, в течение которых сам он как язык-основа несколько видоизменялся и вступал в сложное взаимодействие с местными племенными языками и диалектами. Известный отпечаток на возникавшие родственные романские языки наложило также различие в исторической судьбе территорий, на которых они формировались в течение длительного времени.

    Тем не менее все романские языки сохраняют в своей лексике, а также, хотя и в значительно меньшей степени, в морфологии латинские черты. Например, глагольная система французского языка представляет дальнейшее развитие форм глагола, намечавшееся уже в народной латыни. В период формирования французского литературного языка на него оказал сильное влияние латинский синтаксис, под воздействием которого сформировались во французской грамматике правила согласования и последовательности времен, обособленные причастные конструкции, инфинитивные обороты.

    Попытки римлян подчинить себе германские племена, неоднократно предпринимавшиеся на рубеже I века до н. э. и I века н. э., не имели успеха, но экономические связи римлян с германцами существовали длительное время; они шли преимущественно через римские колонии-гарнизоны, расположенные вдоль Рейна и Дуная. Об этом напоминают названия немецких городов: Кёльн (нем. Köln, от лат. colonia — поселение), Кобленц (нем. Koblenz, от лат. confluentes — букв. стекающиеся, Кобленц расположен у стечения Мозеля с Рейном), Регенсбург (нем. Regensburg, от лат. regina castra), Вена (от лат. vindobona) и др.

    В Британии наиболее древними следами латинского языка являются названия городов с составной частью -chester, -caster или -castle от лат. castra — военный лагерь и castellum — укрепление, foss- от лат. fossa — ров, col(n) от лат. colonia — поселение: Манчестер (англ. Manchester), Ланкастер (англ. Lancaster), Ньюкасл (англ. Newcastle), Фосбрук (англ. Fossbrook), Линкольн (англ. Lincoln), Колчестер (англ. Colchester).

    Завоевание Британии в V-VI веках германскими племенами англов, саксов и ютов увеличило число латинских заимствований, усвоенных британскими племенами, за счёт слов, уже воспринятых германцами от римлян.

    Значение латинского языка для постепенного и длительного формирования новых западноевропейских языков сохраняется и после падения Западной Римской империи (традиционная дата — 476). Латинский язык продолжал оставаться языком государства и школы в раннефеодальном Франкском королевстве (образованном в конце V века), поглотившем значительную часть территории Западной Римской империи; франкское государство, ставшее империей (Карл Великий принял в 800 титул императора), распалось в середине IX века (в 843) на самостоятельные государства Западной Европы — Италию, Францию и Германию. Отсутствие в этих государствах в течение нескольких столетий национальных литературных языков заставляло прибегать в сношениях между ними к помощи латинского языка. На протяжении всех средних веков и позже латинский язык является языком католической церкви. Одновременно латынь была языком науки и университетского преподавания и основным предметом преподавания школьного. Наконец, латынь была языком юриспруденции, и даже в тех странах, где уже в Средние века осущесвился переход законодательства на национальные языки (как например во Франции), изучение римского права и рецепции из него было важнейшей составной частью юриспруденции. Отсюда широкое проникновение латинской лексики в новоевропейские языки, прежде всего в качестве научной, богословской, юридической и вообще абстрактной терминологии. В России до XVIII в. как источник терминологии использовался церковнославянский и (в меньшей степени) греческий язык; однако начиная с петровских времен начинается усиленное проникновение латинской лексики и в русский язык, в меньшей степени непосредственно, в большей – через новоевпропейские языки. Следует отметить впрочем, что в самом древнерусском языке есть несколько очень ранних заимствований из латыни, частью непосредственно, частью через посредство греческого («цесарь» или «царь», «кобыла», «баня», «палата», «легион»). В области грамматики, латинское происхождение имеет славянский суффикс -арь (лат. -arius), обозначающий человека, выполняющего какую-то постоянную функцию (мыт-арь, ключ-арь, врат-арь и пр.).

    На английский язык латинская лексика оказала существенное влияние через французский вследствие завоевания Англии в XI веке французскими норманнами (нормандцами). Много заимствований было сделано английским языком в эпоху Возрождения и непосредственно из латинского.

    Средневековая латынь достаточно далеко ушла от классических образцов, и в XIV в. в Италии началось движение за возвращение к образцовой латыни Цицерона, в противоположность латыни церкви и университетов, которую гуманисты презрительно именовали «кухонной латынью». Гуманисты активно говорили и писали на латинском языке; для примера достаточно назвать имена писавших на латинском языке Томаса Мора (1478—1535) в Англии, Эразма Роттердамского (1466—1536) — в Голландии, Томмазо Кампанеллы (1568—1639) — в Италии. Латинский язык остается в этот период важнейшим средством международного культурного и научного общения. Однако в то же время, Реформация, секуляризация культурной жизни и т.п. явления все более ограничивают употребление латыни, выдвигая на первый план новые языки. В дипломатии, латынь вытесняется французским языком: Вестфальский мирный договор 1648 г. был первым документом такого рода, написанным не на латыни.

    Вплоть до XVIII века латинский язык оставался международным языком науки. В латинском переводе стал в 1503 широко известен в Европе отчёт Америго Веспуччи об открытии Нового света; на латинском языке составлен первый документ в истории русско-китайских отношений — Нерчинский договор 1689. По-латыни писали свои сочинения голландский философ Спиноза (1632—1677), английский учёный Ньютон (1643—1727), Ломоносов (1711—1765) и многие др. Однако после французской революции университетское преподавание было переведено с латыни на новые языки, и это решительно подорвало статус латыни как основного языка науки. В результате в XIX в. латынь почти вышла из употребления; дольше всего она продержалась в филологии (особенно классической) и медицине. В ХХ веке латынь осталась по сути лишь языком католической церкви), но и в этом качестве была сильно потеснена во второй половине столетия, с разрешением служб на национальных языках. В последние годы в странах Западной Европы и Южной Америки возникло движение за возрождение использования латинского языка в качестве международного языка науки. Состоялось несколько конгрессов созданной для этой цели международной организации, выходит специальный журнал.

    Наконец, латинский язык наряду с древнегреческим с давних пор до настоящего времени служит источником для образования международной общественно-политической и научной терминологии.

    Произношение и орфография

    Морфология

    Латинский язык, как и русский, является преимущественно синтетическим. Это означает, что грамматические категории выражаются словоизменением (склонение, спряжение), а не служебными словами. Латынь имеет 5 типов склонения и 4 типа спряжения.

    Склонение

    В латинском языке насчитывается 6 падежей:

    Как в русском, есть три рода:

    • Мужской (masculinum)
    • Женский (femininum)
    • Средний (neutrum)

    Спряжение

    Глаголы латинского языка имеют 6 временных форм, 3 наклонения, 2 залога, 2 числа и 3 лица.

    Времена латинского глагола:

    Наклонения:

    Залог:

    • Действительный (genus activum)
    • Страдательный (genus passivum)

    Число:

    Лицо:

    • Первое
    • Второе
    • Третье

    См. также

    Популярные заимствования

    Литература

    • Ярхо В. Н.; Лобода В. И.; Кацман Н. Л. Латинский язык. М.: Высшая школа, 1994.
    • Дворецкий И. Х. Латинско-русский словарь. М., 1976.
    • А. В. Подосинов, А. М. Белов, Русско-латинский словарь, М., 2000.
    • Белов А. М. Ars Grammatica. Книга о латинском языке. 2-е изд. М.: ГЛК Ю.А.Шичалина, 2007.
    • Белов А. М. Латинское ударение. М.: Academia, 2009.
    • Краткий словарь латинских слов, сокращений и выражений. Новосибирск, 1975.
    • Мирошенкова В. И., Федоров Н. А. Учебник латинского языка. 2-е изд. М., 1985.
    • Подосинов А.В, Щавелева Н. И. Введение в латинский язык и античную культуру. М., 1994—1995.
    • Нисенбаум М. Е. Латинский язык. Эксмо, 2008
    • Козлова Г. Г. Самоучитель латинского языка. Флинта Наука, 2007.

    Ссылки

    Википедия содержит раздел
    на латинском языке
    la:Pagina prima

    Wikimedia Foundation. 2010.

    dic.academic.ru

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Back To Top