Разное

Паук символизирует – .

Содержание

Маг + Изгой + Воин + Творец + Любовник = паук: zi_nina — LiveJournal

Арахнофилам посвящается. А людям, страдающим арахнофобией, под кат лучше не ходить.

Итак, образ паука, ошибочно относимого к насекомым во времена мифотоворчества трактуется широко.
Вариативный спектр охватывает роли от трикстера (животный эпос ашанти) до демиурга (древнеиндийские мифы; мифы микронезийцев остpовов Гилберта; мифы Западной Африки, народы акан).


слева: источник фото: справа: кулон мастера Юрия Петрова с Ярмарки Мастеров

Благодаря форме созидаемой им радиальной паутины паук оказывается связанным с символикой центра (космического, Вселенной), центростремительного движения и излучения, спирали (или концентрических окружностей) как образа расширения и развития. Сидящий в центре расходящихся лучей, паук нередко рассматривается как солярное существо, уподобляется солнцу и является его символом.

Как создатель Мира паук выступает и творцом жизни.
На образ паука как Творца оказали влияние его способность создавать нити «из самого себя» и формирование из паутины упорядоченной структуры. Это сейчас наука объяснила строения прядильных аппаратов, механизмы создания шелка внутри организмов и прочее, а во времена, когда мифы только формировались, эта способность пауков была удивительна и непонятна.

В ряде мифов паук обучает людей сам, в других подражая ему люди осваивают древнейшее ремесло — прядение и ткачество. До связи образа паука с нитями человеческих жизней осталось полшага. Женскими божествами ткачихами Мира были: Иштар (Древний Восток), Нейт (Древний Египет), Афина (Древняя Греция) и прядильщицы судеб Мойры (Древняя Греция), Норны (германо-скандинавская мифологии), Судженицы (южные славяне).

Способность паука к передвижению во всех направлениях, в том числе в воздушной среде, связь с небом и небесными богами позволяет рассматривать его как посредника между различными мирами (как по вертикали, так и по горизонтали), а также человеческой и божественной реальностями. Благодаря этому во многих традициях паук служит проводником души в ее посмертном путешествии, советчиком при поиске героем пути на небо или в потусторонний мир, посланником бога и т. д.
Из представлений о близости паука к богам и способности вертикального перемещения выросли приметы о пауках, спускающихся сверху на паутине, как о предвестниках даров, богатства и удачи.

То обстоятельство, что паук не поедает свою жертву целиком, а высасывает из нее жизненные соки, ставит его в особые отношения с понятием о душе: в разных ситуациях он предстает то как проводник души или ее временное пристанище (форма), то оказывается причастным к ее похищению, ущербу или погибели.

Паук — охотник, постоянно готовый к убийству. Из этой части жизни пауков берут начало представления о его агрессивности, жестокости и коварстве, а также символика смерти. Ядовитость некоторых пауков привела к тому, что паук стал эмблемой яда, отравленного питья.

Умение прясть, плодовитость (женские занятия, дарование жизни) и способы добычи пищи (мужское занятие, отнимание жизни, убийство) сделали образ паука дуальным. Из этого аспекта выводится трактовка паука как поддерживающего установленный порядок, хранителя непрерывного цикла «рождение — смерть». А также связь паука с образом Луны, вечно изменяющей свою форму (лунарный символ).
Символика паука раскладывается на:
- мужской/женский варианты действий,
- заботливая/ужасная ипостаси Великой Матери,
- Солнце/Луна,

- рождение/смерть,
- созидание/разрушение.

Характерным мотивом, отчасти связанным с посреднической ролью паука, является спасение героя(ев) в убежище, вход которого закрывает своими тенетами паук. Подобные истории рассказываются о Давиде, Моисее, Святом Семействе, Мухаммаде и т. д. Связь всех подобных историй с объектами, несущими материнскую символику (пещеры, дупла, подземные водоемы), может свидетельствовать о большой древности этих представлений и их формировании в эпоху матриархата.

Из метеочувствительности пауков и наблюдения за их поведением берут начало не только народные приметы, но и верования во влияние/связь пауков со штормами, бурями и грозами. Приметы: если паук старательно плетет паутину, то следует ожидать ясную солнечную поrоду; если паук малоподвижен и не чинит порванную ветром сеть, то скоро пройдет дождь.

Курсивом выделены цитаты из статьи, посвященной образу паука в мифологии.

С приходом христианства, стремившегося уничтожить языческие верования, образ паука стал негативным. Положительное видение было отброшено. Акцентировалось внимание на нелестных характеристиках: жестокость, убийство, наносимый вред, ядовитость, высасывание крови, связь с колдовством и «неправильными» богами, отождествление с дьяволом, коварством и злыми умыслами.

Если посмотреть на образы паука в мифах народов через призму архетипов, то четко видны Шут, Творец, Маг, Изгой и Воин.
В текущей ситуации для людей, живущих в европейской части России, в образе паука Шута и Творца не видно. Остаются Маг, Изгой и Воин. Похоже на боевого темного Мага?

Конечно, показать архетипы Мага, Воина и Изгоя можно не только связав их через образ паука.
Да и саму связь с пауком можно реализовать через принты, крой одежды и прочее.
Но, мне кажется, с помощью украшений проще выразить мысль. Только нужно остаться в том варианте стилизации, что очень близок к натуралистичному и пугающе-агрессивному, а не пытаться пригладить, отполировать и сделать фигурку милой и мультяшной. Ну кто их испугается-то тогда?

Ну, а благодаря Черным вдовам, паукам, самки которых поедают самцов после спаривания, к указанным архетипам можно добавить и смертельно опасного Любовника.
И так хорошо архетип Любовника укладывается поверх мифов времен матриархата, плодовитости и творения нитей/сетей, роли паука как психопомпа, связи его со смертью, а женщин с коварством и опасностью. Дьявольские отродья, ведьмы, тьфу. Рисуется и мертвецкая бледность кожи без единой кровинки, и алые губы, и цвет траура.

И почему мне вспомнились Наташа Романова из вселенной Marvel Comics и Сара Керриган из серии компьютерных игр и романов StarCraft? Обе рыжие что ли?


обе фотографии с etsy, но оригиналы не ищутся


слева: товар мастера Hoodratroughdiamond с etsy; справа: товар мастера AWolfandI с etsy

Настоящая паутина за стеклом кулона.


товар мастера dollybirddesign с etsy

Посмотрели фотографии украшений? Теперь вспомните, что в среднем на расстоянии двух метров от вас всегда есть паук и за свою жизнь во сне человек съедает восемь пауков. Я пошла баиньки.

Доска на Pinterest’е.

zi-nina.livejournal.com

Что означает татуировка паук - tutatu

Пошло такое мнение, что пауки ассоциируются с чем-то неприятным, скользким, мерзким и страшным, одним словом — жутким и зловещим насекомым. Тем не менее, несмотря на негатив, есть также хорошо известны и положительные черты и символы, характеризующие это на первый взгляд неприятное существо. Татуировка паук, фото которой можно увидеть в интернете, может быть выполнено в разных стилях, от мультяшного до реалистичного и 3-D, и каждый из них будет смотреться по-своему интересно. Пауки очень распространенные и разнообразные животные, они могут быть мирными и беззащитными, а могут и убивать людей своими смертельными укусами. Поэтому и значение тату пауков настолько богато и разнообразно.

3D татуировка паука на руке

На каком месте лучше всего делать изображение паука?

Мест для татуировок, как известно, великое множество, но по-настоящему эффектно паук будет смотреться:

  • На ноге: сбоку лодыжки, например
  • На руке: на плече, а особо стильно будет выглядеть татуировка на тыльной стороне руки
  • На лопатке: особенно если она выполнена в реалистичном стиле или 3-D;
  • На пояснице: также в реалистичном стиле, для усиления эффектности.

Еще один вариант тату паука, только уже в 2D

Общее значение изображение паука

Татуировка паук, значение которой варьируется в зависимости от культуры и контекста, всё же имеет и общую трактовку. В общем случае значение татуировки паука иллюстрирует доскональность и тщательность, аккуратность и скрытность, скромность и практичность, магию, креативность и склонность к творчеству, наличие способностей. Иногда этот же символ воспринимают как символ развития, движения вперед, любви к жизни и веры в удачу.

Тарантул на лопатке

Мистическое значение символа

Поскольку у паука восемь ног, он может олицетворять символ бесконечности, гармонии и цикличности жизни. Часто в некоторых культурах древние люди ассоциировали его восемь ног с восемью сторонами света и превозносили паука как властелина мира и даже человеческих судеб. Считалось, что он плетёт паутину жизни, играя людьми как куклами и вплетая в их жизнь то, что ему вздумается. Если паук изображен, спускающимся на паутине, он может считаться символом удачи и богатства. По одной из библейских историй, пауки спасли жизнь маленького Иисуса Христа, поэтому в христианстве отношение к этим животным испокон веков было более положительным. В Древнем Риме паук считался символом проницательности и хорошей судьбы, был талисманом радости и благополучия.

Татуировка на животе паука с кинжалами

Символ паука в мифологии

В одном из греческих мифов повествуется о прекрасной деве Арахне, которая была настолько хороша в ткании, что ей позавидовала сама Афродита. По воле разъярённой богини Арахна покончил с собой, но после раскаяния Афродита сжалилась над девушкой и воскресила её в образе паука, подарив ей возможность ткать свои ткани вечно. Паук является символом равновесия, плодородия и гармонии, часто изображается как старый мудрец-учитель. Не редко в мифологии встречаются мотивы хитрости паука, которые иногда переплетаются с его жестокостью и кровожадностью.

Негативное значение образа паука исходит с истоков магии, в частности черной и белой магии: именно там часто используются амулеты из паучьей символики. Так же известны образы пауков-оборотней и пауков-колдунов, что делает их одним из любимых символов поклонников готики. Татуировка паук, фото которых можно найти в интернете, чаще всего имеют именно готический и достаточно мрачный, зловещий образ.

Красивый тарантул на лопатке

Символика паука и паутины в разных культурах мира

В Европе пауки часто считались символом страха и ненависти, в средние века они стали одним из способов распространения чумы, наравне с крысами и другими мелкими грызунами, поэтому отношение к ним было исключительно негативным.

А изображение самой паутины тоже несет в себе не малую смысловую нагрузку. Например, во многих мифах она выступает в качестве спасительной путеводной нити, или нити человеческой жизни. В Индии паутина является символ под названием «майа», что переводится как «иллюзии». Этот символ связан с фатальностью и хрупкостью человеческого бытия.

В Египте паутина также символизировала переплетения судьбы, а в индуизме и буддизме — космический порядок. У некоторых племен Океании паука почитали как создателя вселенной, аборигены Австралии тоже поклонялись пауку как герою и мистическому животному, приносящему благополучие. А японцы верили, что женщины-пауки заманивают в ловушки путешественников, оплетают их своими путами, убивают их и выпивают их кровь, поэтому в этой стране пауки ассоциировались исключительно со страшными сказками и вампиризмом.

Татуировка паука в стиле олд скул

Тюремная символика татуировки с изображением паука

В тюремном мире татуировки с изображением паука наносят расисты и воры. Паук на паутине часто встречается у наркоманов, без паутины — у карманников. Также часто заключённые накалывали себе татуировку с паутинок, по кругу паутины за каждый год, проведенный на зоне.

Отзыв:

У меня есть небольшая татуировка с маленьким мультяшным паучком — она такая маленькая, что её почти что не видно. Мне просто нравится это животное, не знаю, почему его все боятся? Я где-то слышала, что во многих культурах он считается хорошим символом, вот кажется что я к этим культурам и принадлежу ))

Ярослава, Санкт-Петербург

Паук и зеленая паутина на руке

Отзыв:

Я очень люблю пауков и фильм о Гарри Поттере. Если помните, Рон Уизли очень боялся пауков, и в одной из частей фильма друзья пошли в лес и встретили целое полчище гигантских пауков, которое было весьма безобидно и даже дружелюбно. Я решил сделать себе татуировку именно с пауком, потому что они мне симпатичны. Для меня они ассоциируются с чем-то необычным, потусторонним и мистическим. У меня татуировка паутины на локте, а на паутине сидит паук. Я всё хочу как-нибудь чуть изменить татуировку и дорисовать муху, попавшую к нему в сеть, как символ опасности и непредсказуемости жизни.

Даниил, Казань

Видео: татуировки паука на теле человека

Татуировка паук на фото

Эскизы татуировки паук

tutatu.ru

Статья. Абрахам Карл. Паук как символ в сновидениях.

Статья. Абрахам Карл. Паук как символ в сновидениях.

Практически не существует никаких ценных сообщений относительно значимости паука как символа, хотя каждый психоаналитик наверняка встречал этот символ в сновидениях пациента. Фрейд упоминает случай, когда паук являлся репрезентацией одного аспекта матери, а именно гневной матери, которой ребенок боялся. Не ясно, однако, почему паук замещал именно эти характеристики матери. Это могло быть из-за того, что пауки ловят и убивают более мелких насекомых; потому что такие существа, мелкие животные и так далее, часто представляют в сновидениях детей. Но существует множество других живых существ, которые охотятся на беззащитных и более мелких; почему, в таком случае, выбирается в особенности паук для того, чтобы символизировать злую мать? Паук – это один из тех символов в сновидениях, значение которого мы, как нам кажется, знаем – по крайней мере в одном смысле – однако не зная, почему такое значение им приписывается.

На практике, однако, мы обнаруживаем, что это значение пауков и не подходит во всех случаях, и не заходит достаточно далеко — мы уже знакомы с двусмысленностью символов. Напрасно будем мы искать в нашей литературе дальнейшую информацию на эту тему. Штекель («Die Sprache des Traumes, Язык снов» стр.135), действительно, упоминает паука в качестве фаллического символа, но те сновидения, которые он цитирует, интерпретируются столь поверхностным образом, что невозможно пролить какой-то дополнительный свет на эту тему, исходя из данного автора. Только в одном из сновидений, которые приводятся, длинные ноги одного из видов пауков (Phalangium) интерпретируются как фаллические символы; однако этот паук не плетет паутину. Таким образом, не ясно, какое значение следует придавать тем паукам, у которых нет длинных ног, и которые плетут паутину.

В подобных обстоятельствах необходимо, чтобы мы тщательно регистрировали каждый пример, независимо от других. Несколько сновидений одного из моих пациентов в разные периоды лечения дают мне возможность кое что добавить к объяснению сновидений о пауках.

Первое сновидение имело место через несколько дней после начала лечения. Одним из результатов психоаналитического лечения до тех пор было открытие его отношения к собственной матери, и это произвело на него очень сильное впечатление. Оказалось, что его фиксация на матери выражалась в излишней зависимости от ее воли и ее взглядов. Нет никакого сомнения, что она была доминирующим партнером в брачной жизни родителей, и она взяла на себя также до некоторой степени содержание семьи, тем самым во многих отношениях играя в жизни пациента роль отца. Амбивалентность его чувств по отношению к ней выражалась в зависимости и в бурной оппозиции, каковое последнее отношение до времени лечения истощало себя в бесплодных вспышках эмоций. Позже выяснилось, что нормальные эдипальные отношения пациента претерпели обратный поворот. Его мать фигурировала в его бессознательном в качестве мужчины, снабженного мужскими атрибутами, тогда как его отношение к ней в этом слове его бессознательных фантазий было женственно пассивным.

Первое сновидение таково:

«Я в спальне, в которой две кровати. Две служанки прибирают комнату. Я и служанка, находящаяся слева от меня, внезапно обнаруживаем на потолке ужасного паука. Девушка поднимает длинную швабру, чтобы раздавить паука, хотя я говорю ей, что его можно убрать менее жестким способом».

Сновидец помнил, что за день до сновидения в ванну упал паук. Его жена хотела утопить его, но он спас его и выпустил из окна. Сновидение показывает противоположный результат – паук убит. Согласно манифестному содержанию сновидения, сновидец на самом деле действительно не убивал паука, но это было сделано служанкой «слева» от сновидца. Эта девушка представляет собой жену сновидца, которая накануне хотела позволить пауку утонуть, и которая в реальной жизни означает для пациента нечто противоположное его матери. Через свой брак он сделался неверным, так сказать, по отношению к своей матери. Мы можем также узнать в двух девушках две тенденции пациента, а именно, одна враждебная по отношению к матери (слева), а другая дружелюбная (справа). В сновидении первая тенденция побеждает. Значение паука в качестве символа матери теперь ясно. Конкретный метод убийства паука в сновидении – раздавливание – может быть объяснен садистической теорией коитуса; кстати, некоторые из дневных фантазий пациента завершались тем, что какие-то люди бывали раздавлены насмерть. Ассоциации пациента показывают, что длинная щетка является фаллическим символом; латентное желание убить мать путем коитуса, таким образом, невозможно ни с чем спутать.

Второе сновидение два месяца спустя было таково:

«Я стою возле шкафа в конторе с моей матерью или моей женой. Я вынимаю из шкафа пачку договоров, и большой волосатый длинный паук выпадает из нее к моим ногам. Я чувствую большую радость, что он не коснулся меня. Немного позже мы видим, как паук сидит на полу, но он больше и ужаснее, чем когда-либо. Он взлетел и полетел, жужжа, на меня большим полукругом. Мы убежали через дверь в соседнюю комнату. Как раз когда я закрывал дверь, паук добрался до меня на уровне моего лица. Попал ли он в следующую комнату, или был закрыт в конторе, или был раздавлен в двери, я не знаю».

За несколько недель до этого сновидения сопротивление пациента в адрес женского пола или, чтобы быть более точным, в адрес женских сексуальных органов выявилось вместе с тенденцией превращать себя в женщину путем кастрационных фантазий и, с другой стороны, свою мать в мужчину. Он принес мне рисунок паука, как то явился ему в сновидении; и сам с изумлением узнал в этом рисунке продолговато овальную форму внешних половых органов женщины и их волосы, и в центре его (тела паука) нечто, что, несомненно, очень походило на пенис.

Падение паука в сновидении представляет падение материнского пениса, который, отделившись, прикрепился к пациенту, направившемуся к шкафу (материнскому символу). Радость пациента, что он не вступил в контакт с пауком, то есть с материнскими половыми органами, соответствует его ужасу перед инцестом. Вид женских половых органов в реальной жизни вызывает в нем чувство ужаса, которое усиливается при контакте с ними руками. Последующее увеличение размеров паука, который без всякой на то необходимости поднимается и летит полукругом по воздуху, есть очевидный символ эрекции; материнский фаллос атакует сновидца. Сомнения в завершении сновидения, не раздавлен ли паук в двери, является значимым. Мы здесь обнаруживаем фантазию раздавливания пениса, такую, как вы встречали в фантазиях невротических женщин с явно отмечаемым кастрационным комплексом. Эта черта также напоминает нам первое сновидение, в котором паук тоже был раздавлен.

 

Мы, таким образом, приходим к выводу, что пауку можно приписать второе символическое значение; он представляет пенис, находящийся внутри женского полового органа, который приписывается матери. Сновидение другого пациента поддерживает эту мысль. Сновидец пытался войти в некую темную комнату, в которой было несколько маленьких животных. Из определенных аллюзий в манифестном содержании сновидения, но в особенности из ассоциаций пациента, нет сомнения, что комната представляет собой материнское тело. Когда он вошел в комнату, об него стукнулась порхающая бабочка. Ради краткости мне достаточно упомянуть, что крылышки бабочки, точно так же, как в других сновидениях, имели значение женских половых органов; использование крыльев в качестве символов основано, помимо прочих вещей, на наблюдении того, как они раскрываются и закрываются. Тело бабочки, которое скрыто между крыльями, являлось несомненным символом мужских гениталий. Идея скрытого женского пениса также выявилась в невротических фантазиях этого пациента.

«Злая» мать, которая, согласно взглядам Фрейда, представлена пауком, явно является матерью, сложенной в форме мужчины, чьего мужского органа и мужского удовольствия атаковать мальчик боится – тревога, сходная с той, которая бывает у молодых девушек относительно мужчин. Чувство пациента по отношению к паукам лучше всего описать словом «сверхъестественное».

Третье сновидение, которое имело место около двух месяцев спустя после второго, бросает дальнейший свет на этот вопрос.

«Я стою возле кровати. В воздухе над кроватью на одной или двух нитях висит паук; у него пучок желтых волос на верхней части каждого бедра. Я боюсь, что, раскачиваясь туда-сюда на своей нитке, он может коснуться меня или вскарабкаться на меня. Моя жена, которая стоит слева от меня, предупреждает меня об этом. Я затем нажал моей правой рукой на главную нить, на которой висит паук, и это помешало ему приблизиться ко мне слишком близко. Я повторил это несколько раз, так что в некотором смысле я играл с пауком или дразнил его. Я сказал моей жене гордо: Теперь я знаю, как контролировать паука! Паук затем исчез из сновидения; я в конце концов убрал его, и я позволил своей руке упасть на кровать. К моему ужасу, я обнаружил, что моя рука на самом деле лежит на паучьей паутине, которая покрывает кровать; паутина была размером с мою руку, овальная и несколько вогнутая. Это было гнездо паука и, вероятно, там полно было маленьких паучат. Я отдернул свою руку и побежал в коридор; соприкоснулась ли моя рука с маленькими паучками и зацепились ли за нее какие-нибудь из них, я не знаю, потому что в своей спешке я не мог осмотреть гнездо, но я покричал своей жене, чтобы она это сделала».

Висячий паук и нити опять представляют мужской половой орган матери; качающееся движение и приближение к сновидцу означает эрекцию и сексуальную атаку, как некоторые символы во втором сновидении. Пучки волос также имеют фаллическое значение; то, что их два, характерным образом представляет нечто, отсутствующее в реальности. Во время сновидения сновидец испытывает активную враждебность к пауку; его тревога по поводу воображаемого пениса матери исчезает. Другие детали этой части сновидения не требуют дальнейшего рассмотрения.

За этим следует контакт с паутиной паука. По ее размеру и форме не трудно распознать, что она представляет собой женские половые органы. Теперь появляется тревога, связанная с реальными женскими половыми органами (то есть относительно отсутствия пениса) на месте прежней тревоги относительно фантазийного атрибута. Затем мы сталкиваемся с ужасом прикосновения к этой части женского тела. Маленькие паучки, которых сновидец воображает в нем, являются типичными символами детей — пациент старший из детей в своей семье.

В заключение мы можем сказать, что эти три сновидения дают объяснение паучьего символизма в трех направлениях. Паук прежде всего представляет собой злую мать (по форме подобную мужчине), а затем мужской половой орган, приписываемый ей. Паутина паука представляет собой лобковые волосы; а отдельная нить имеет значение мужского полового органа.

Тот факт, что каждое из сновидений содержит некое конкретное использование символизма паука, указывает, что у этого символа, вероятно, есть и другие значения. Возможно, это сообщение явится стимулом для других авторов опубликовать сходный и дополняющий анализ.

Значение паука в народной психологии очень мало рассматривалось с психоаналитической стороны. То, что он служит, с одной стороны, как знак приближающейся удачи, а с другой — несчастья, можно рассматривать как выражение вообще широко распространенного амбивалентного отношения к этому насекомому. Хорошо известный факт, что пауки вызывают ощущение «сверхъестественного» 1 у многих людей. Мы чувствуем себя вправе предположить, что чувство сверхъестественного в таких случаях происходит из того же бессознательного источника, что и у невротиков описанных выше.

Приложение.

Мнение, выраженное выше, что символическое значение паука не исчерпывается моим сообщением, вскоре было подтверждено. После того как я изложил мои взгляды на этот предмет на собрании Венского психоаналитического общества, доктор Нунберг присоединился к дискуссии и упомянул несколько моментов из анализа фобии пауков. Паук в этом случае был также опасной матерью, но в особом смысле; бессознательные фантазии пациента касались опасности быть убитым матерью во время инцестуозных половых сношений. Нунберг подчеркивал тот факт, что паук убивает свою жертву путем высасывания ее крови, и что это высасывание служило в описанном случае символом кастрации, то есть оно выражало типичную фантазию утраты пениса во время сексуального акта.

Я мог бы отметить, что я с самого начала был на пути к установлению сходных связей; но, поскольку они не поддерживались ассоциациями моего пациента, я ограничился бесспорным материалом, полученным через ассоциации. Лечение моего пациента пришлось прервать по причинам внешнего характера. Если его можно будет возобновить позже, я, вероятно, смогу подтвердить весьма интересные находки Нунберга, которые представляют собой необходимые и интересные дополнения к моему анализу.

Во время той же самой дискуссии профессор Фрейд обратил мое внимание на замечательный биологический факт, который был мне неизвестен. Знал ли сознательно или бессознательно о нем мой пациент, я не знаю и в данной момент не имею никакой возможности выяснить. Паук женского пола значительно превосходит размером и силой самца; во время спаривания самец находится в весьма большой опасности быть убитым и пожранным самкой. Следовательно, существует поразительное согласование между идеационным содержанием фобии, анализируемой Нунбергом, и фактом естественно-научного характера. Я должен воздержаться от попыток объяснить это; более поздние исследования, возможно, прольют на это некоторый свет.

Перевод О. Лежниной

Поделиться ссылкой:

Понравилось это:

Нравится Загрузка...

Опубликовано:22.01.2018Вячеслав Гриздак

psychoanalysis.by

Что означает паук

Тату паук – значение

Хоть к паукам многие относятся с отвращением, татуировки с этим насекомым пользуются популярностью. Считается, что рисунки, нанесенные на тело способны повлиять на жизнь и судьбу человека, поэтому перед тем, как идти в салон, необходимо разобраться в том, что обозначает тату паук. На сегодняшний день существует много значений, которые зависят от разных факторов, о чем и поговорим.

Что означает тату паук?

Одно из значений этого рисунка связано с тем, что насекомое может в короткий промежуток времени создать прочную и большую паутину, поэтому татуировка считается символом аккуратности и практичности.

Другие варианты, что значит тату паук:

  1. Поскольку насекомые умеют строить опасные ловушки, возникло еще одно значение рисунка – олицетворение креативных и творческих наклонностей.
  2. Многие экстрасенсы выбирают для себя такую татуировку, поскольку паука они считают символом магической силы.
  3. Еще одно значение тату с изображением паука связано с количеством ног у насекомого, а их, как известно, восемь. С древних времен восьмерка также является символом бесконечности и цикличности. Еще восемь ног связывают со сторонами света, поэтому паука еще считают повелителем мира.
  4. Положительное значение татуировки было и у древних римлян, которые считали такой рисунок символом благополучия и проницательности. Считалось, что паук является вестником хороших новостей, поэтому рисунок на теле был неким оберегом для римлян.
  5. Если обратиться к мифологии некоторых народов, то можно найти еще одно значение тату паук, согласно которому такой рисунок является символом гармонии и душевного равновесия.
  6. Славяне считали это насекомое защитником дома от разных проблем, а рисунок на теле служил неким магнитом для привлечения удачи и благополучия. Люди выбирали для себя такой рисунок в качестве оберега от различного негатива и болезней.
  7. Есть у такого нательного рисунка и негативное значение, поскольку у многих насекомое ассоциируется с опасностью, жесткостью и агрессией. Паук также олицетворяет собой хитрость и обман.
  8. Древние индейцы тату паук в паутине считали символом Вселенной, поскольку паутина чем-то похожа на лабиринт, а точнее на жизненный путь, который наполнен разными испытаниями и опасностями.

Как видите, существует много значений тату с изображением паука и каждый человек может самостоятельно решать, что для него будет означать такой нательный рисунок.

WomanAdvice.ru>

Значение татуировки паук

Постараемся прояснить значение татуировки паук, смысл татуировок с таким рисунком и его историю. Для тех, кто подумывает сделать на своем теле тату с пауком, мы предлагаем посмотреть:

  • Фото готовых татуировок с пауками
  • Эскизы для татуировки паук

Какой смысл, история и значение татуировки паук

Красивая татуировка на теле позволяет ее владельцу подчеркнуть свою индивидуальность и уникальность. Не удивительно, что за последнее время существенно увеличилось количество людей, желающих сделать себе модное тату. Но прежде, чем бежать к мастеру, необходимо выбрать подходящее изображение, которое украсит ваше тело.

Значение татуировки паук НА ФОТО

Отличным вариантом оригинальной татуировки является изображение паука. Не смотря на общепринятое негативное отношение к этим животным, их можно рассматривать и в положительном ключе. Считается, что тату с рисунком паука – это знак скромности, доскональности, практичности, аккуратности и тщательности. В древней Греции паук символизировал гармонию, плодородие и равновесие в жизни. Об этом описано в одном из мифов о прекрасной деве Арахне. Она настолько искусно владела ткацким ремеслом, что вызвала чувство зависти у Афродиты. Богиня заставила Арахну уйти из жизни. Спустя некоторое время, Афродита раскаялась в своем поступке и воскресила умелую ткачиху в образе паука, одарив его способностью создавать красивые ткани вечно. Похожая история про героическую роль паука существует и в христианских повествованиях. В них рассказывается о том, что животные, принадлежащие к этому виду, спасли жизнь Иисуса Христа, когда он был еще маленьким мальчиком. Поэтому, христиане отмечают положительные качества пауков. А если обратится к истории Древнего Рима, то и там можно найти интересные факты про символику паука. Его облик связывали с отличной проницательностью, хорошей судьбой, радостью и благополучием.

Где сделать татуировку с пауком (самые популярные места нанесения)
  • Тату паук на плече
  • Тату паук на шее
  • Тату паук на руке
  • Тату

zna4enie.ru

Паук как символ, исторический и мифологический аспект

Черданцев Антон Юрьевич

ЮФ НГУ (2010)

Зооморфема паука в рефлексии философии

Вопросом «Что такое философия?» задаются уже несколько тысяч лет и те, кто ею занимается, и те, кто пробует осмыслить ее извне. Для того чтобы что-то сказать или выразить люди часто вынуждены прибегать к живым образам, а не только понятиям и специальным терминам. Еще со своих мифологических истоков философия прибегала к образам животных, чтобы в многозначности этого образа и его символике выразить свои идеи. Рассуждение о философии и основных ее вопросов использовало разные зооморфемы, и одной из них является паук.

Мы рассмотрим именно зооморфему паука, а не просто образ, потому что в рассуждение включается не только животное, но и все что с ним связано, и символика, и его повадки, жилье, применение в хозяйстве и т.д. Так, мы сразу можем заметить, что паук интересен не только своим устройством и повадками, но также тем, что он плетет паутину и выделяет яд – эти мотивы мы тоже должны рассмотреть.

Вообще, с философией и мудростью традиционно связывают двух животных: сову и змею (эти животные еще были спутниками богини Афины). Иногда в качестве символов мыслителя или знания фигурируют орел, кошка, скарабей, на Востоке также – слон, карп, иногда дракон. Но иногда философы прибегали к образу паука – образу довольно сложному, в котором одни видят негативное значение, другие позитивное или нейтральное.

Паук как символ, исторический и мифологический аспект.

1. Паук – символ созидания, трудолюбия, ремесел. В индуизме Брахму назвали пауком, который ткет из паутины-материи весь мир [1]. Есть мифы, где паук учит людей ткачеству, где спасает с помощью нити героев. Паук также воспринимается как хранитель очага, домашней атмосферы. В Древней Руси паук всегда был знаком благодати, благосостояния для дома, в котором он плетет свою паутину, он уничтожал мух, т.е. заразу, тлен.

2. Паук – символ колдовства, жестокости и коварства. Сами пауки широко использовались в черной и белой магии. Амулеты и обереги с паучьей символикой хранили владельца от вмешательства в его жизнь темных сил [см. 1, 10]. В христианстве паука идентифицировали с Сатаной и злом, т.к. он заманивает и убивает жертву (грешника сбившегося с пути, запутавшегося в его ловушке).

3. Паук – символ судьбы, как плохой, так и хорошей. В Египте и Древней Греции паутина символизировала судьбу. А вот древние римляне почитали паука как талисман удачи и благополучия.

В связи с этими представлениями во всех культурах, даже несмотря на негативные качества, паука нельзя убивать, считается, что это к несчастью.

Наиболее интересную трактовку этого символа мы находим в Зороастризме. Покровитель паука – бог Вайю, бог ветра, времени и пространства. Сам паук – символ абсолюта, его восемь ног символизируют восемь сторон света, а паутина служит символом мироздания. Сам Паук – это герой, борец с паразитами, отжившим и больным. Паук убивает мух (а муха – символ трупа) [5]. Паук также связан с регенерацией, медициной, исцелением, интеллектуальными и секретными видами деятельности. Паук создает сети, объединения, системы контроля – он медлителен, но у него есть знания и хватка.

Фактически, уже в символике паука можно найти все важные мотивы, связанные с философией – это знание, творение мира и культуры, проблему устройства мира, материи и времени, а также вопрос о судьбе человека.

Сами философы часто обращались к этому образу, чтобы охарактеризовать философию – вообще или чью-то конкретную.

Зооморфема паука у Ф.Ницше или дух мщения и злопамятства.

Жиль Делез в книге «Ницше» даже составил словарь главных персонажей философии Ницше. Вот что он пишет о пауке:

«Паук (или Тарантул) – дух мщения или злопамятства. В его яде содержится заразительная сила. В его воле говорит воля к наказанию и осуждению. Его оружием является нить, паутина – паутина морали. Паук проповедует равенство (пусть все будут похожи на него!)» [3, с. 48]. Паук оказывается символом морали и моральной философии, а значит, нормальная философия должна дать противоядие от их яда – философию жизни, которая освободит человека от духа злопамятства по мысли Ницше. Однако, паук – это в принципе образ памяти, в том числе и хорошей, поэтому от символа паука так легко отказаться не получится. В более ранней работе Ницше прямо называет философа, которого он считает пауком – это Парменид. По мысли Ницше Парменид заложил традицию, которая уничтожила подлинный дух эллинства в культуре и философии, а затем как болезнь перекинулась и на всю западную традицию. Он объясняет свой взгляд тем, что Парменид первым произвел отделение живого эмпирического содержания от истины, причем в довольно резкой форме. Если мир, данный нам в чувствах – ложен, то значит истина всегда нечто абстрактное, неощутимое и по сути несуществующее. Ницше пишет: «Кто рассуждает так, подобно Пармениду, о всем мироздании, этим самым перестает быть естествоиспытателем в его частностях; у него увядает интерес к явлениям, появляется даже ненависть против бессилия освободиться от этого вечного обмана чувств. Отныне истина должна обитать лишь в самых отцветших и отдаленных общих положениях, в пустой шелухе неопределенных слов, как в паутине,— и возле такой «истины» сидит философ, тоже бескровный, как абстракция, и весь затканный формулами. Все же паук хочет хоть крови своей жертвы; но философ, в духе Парменида, именно не выносит крови своей жертвы,— крови, принесенной им в жертву эмпирии» [9, с. 225].

Однако сами тексты Ницше, его стиль – также напоминают род паутины, такую точку зрения обосновал Жак Деррида в работе «Шпоры: стили Ницше». Деррида отмечает, что текст Ницше представляет собой как бы плетение разных мотивов и стилей, что в итоге создает текст с большой силой воздействия. При этом сам текст по сути вырастает из одного лишь Ницше: у него нет философских предшественников, почти нет ярких жизненных событий, т.е. по сути философия его сплетается из ничего, из одних лишь мыслей и слов. Деррида пишет: «В ткани текста Ницше немного затерян словно паук (во французском это слово - женского рода), несоизмеримый с произведенной им из себя паутиной; я бы сказал, словно паук или множество пауков - пауков Ницше, Лотреамона, Малларме, Фрейда и Абрахама» [4, с. 139]. Впрочем, Деррида не обращает внимания на то, что зооморфема паука присутствует в текстах у Ницше и неявно. В одном месте Ницше пишет, что философские системы его времени «представляются нынче жалкими и путаными, если только можно говорить об их представительности» [цит. по 8]. Философия всегда стремилась создать наиболее полную систему, что у такого антисистематика как Ницше вызывало неприятие. Он неявно сравнивает желание все объяснить с желанием все опутать своей собственной паутиной, т.е. сравнивает самих философов с пауками. Этот выпад Ницше против догматизма систематиков в отдельном тексте позже будет развивать писатель Милан Кундера. Его небольшой текст, посвященный этой проблеме, прямо так и называется «Творцы и пауки» (в книге «Нарушенные завещания»). Пауками у Кундеры являются писатели, философы и даже композиторы, которые пытаются заполнить все системой, закруглить ее, что волей-неволей выставляет «напоказ ее слабые стороны тем же манером, что и сильные» [8. с. 205]. Главным примером оказывается Гегель: у Кундеры он одновременно и орел с пронзительным взором, и паук, стремящийся заполнить всю систему. Поэтому «Эстетика» Гегеля «выглядит произведением, над которым совместно трудились один-единственный орел и сотни доблестных пауков, заткавших своими сетями все закоулки этой книги» [8, с. 207]. Сравнение философской системы с паутиной довольно интересно.

Во-первых, у паутины радиальное устройство – от центра во вне, плюс дополнительные нити, которые соединяют и поддерживают целое. Точно также многие философские системы, я думаю можно представить не как пирамиды, а как спирали – в центре ключевая идея, дальше ее развитие и проведение внутренних взаимосвязей.

Во-вторых, как пишет Кундера, у системы слабые места часто там же где сильные. Если обратить внимание на паутину, то она выдерживает массу во много раз больше ее собственного, однако порвать ее можно в любом месте небольшим усилием, надо лишь приложить силу в одну точку. А разве философскую систему нельзя так опровергнуть: взяв и усилив лишь один ее элемент? Философия в стремлении к систематичности действительно сделала себя уязвимой, ведь если одна деталь в системе неверна (например, Гегель думал, что в солнечной системе планет семь, но их оказалось девять), то и вся система ставится под вопрос.

Методология Ф.Бекона и его Путь паука.

В связи с этим стоит вспомнить использование зооморфемы паука у Френсиса Бэкона. Он одним из первых использовал этот образ для описания методологии, по которой строятся философские системы. В книге «Великое Восстановление Наук» Френсис Бэкон дал описание трех видов метода познания. По его мнению, все философы и ученые выбирают один их трех путей, которые он назвал «путь паука», «путь муравья» и «путь пчелы».

«Путь паука» – это метод, в котором все знания выводятся из «чистого разума», то есть рационалистическим путем. Данный путь игнорирует или сильно принижает роль конкретных фактов, практического опыта. Такие философы оторваны от реальной действительности, это догматики, которые по словам Бэкона «ткут паутину мыслей из своего ума» [2]. Этому догматизму разума нужно противопоставить эмпирическое познание, но не в форме «пути муравья» (образ слепого эмпирика, не умеющего создавать гипотезы и теории), а в виде «пути пчелы». Все исследователи соглашаются, что «путь паука» - это отсылка к философу Декарту и его теории врожденных идей. В дальнейшем этой проблеме «откуда берутся идеи в уме» была посвящена почти вся философия до ХХ века. Образ паука в ХХ веке подхватили экзистенциалисты – частично от Ницше, но в основном от Бэкона. Сартр считал, что вся прежняя философия, даже эмпирическая подчиняла мир понятиям, поэтому он назвал такую философию «пищеварительной». Есть веское предположение, что он заимствовал этот образ у Бэкона, уподоблявшего философию некоему пауку, который из себя самого (т.е. из своих пищеварительных функций) вырабатывает все. Такая философия получается психологической, субъективной и потому неистинной. Образ паука - это дух, который заставляет философию растворять вещи в сознании. Не случайно философия всегда стремилась к идеализму, но этой крайности Сартр стремился избегать, считая путем ухода от паучьей философии – концепцию интенциональности Гуссерля.

Альтернативный взгляд на паука.

Интерес философов к повадкам, образу жизни паука подтверждает и еще один необычный случай, который правда был в жизни, а не в текстах философа. Биограф Бенедикта Спинозы Колерус (XVII век) сообщал о философе любопытный факт: «Он любил, в часы отдыха от научной работы, наблюдать, бросив муху в сеть к пауку, жившему в углу его комнаты, движения жертвы и хищника. Иногда, говорят, он при этом смеялся» [7]. В связи с этим наблюдением писатель Сигизмунд Кржижановский написал небольшой, но интересный рассказ «Спиноза и паук».

Кржижановский в рассказе связывает напрямую наблюдения Спинозы за тем, как паук убивает свою жертву с конкретными строками его трактата о политике. Спиноза известен как пантеист, т.е. он считал, что Бог и Природа едины, а значит, у Природы можно и нужно учиться. Поэтому фантазия писателя не кажется чересчур вольной. Вполне возможно, что и другие философы могли вдохновляться примерами из живой природы. Вот какой фрагмент пишет Спиноза после своего наблюдения за пауком в рассказе: «...естественное право простирается во всей природе и в каждой отдельной особи так же далеко, как и сила. Следовательно, всё, что человек осуществляет в силу своих естественных законов, он делает с абсолютным естественным правом, и его право на Природу измеряется степенью его силы» [7].

В последних двух случаях мы видим, что на первый план выходит другой аспект зооморфемы паука – тема яда и образа питания паука. Конечно, в плане упоминания яда всегда остается сомнение: идет речь о яде змеи, паука или какого-нибудь скорпиона. К примеру, есть статьи про то, что уже Платон сравнивал философию с ядом – с таким ядом, который в одних случаях лекарство, а в других – смерть. Но наша задача писать не про яд, а про образ паука. И у Бэкона, и у Сартра паук выступает в негативном ключе, как тот, кто переваривает жертву изнутри, оставляя один лишь хитиновый скелет. А у Спинозы паук – это хищник, который живет естественно и поэтому в его естественное право входит убийство жертвы. Эти наблюдения также интересны в плане рефлексии философии.

Во-первых, в философии есть стремление все подчинить (например, с помощью системы), а значит, философия отнюдь не безобидна – она может выступать и как агрессор. Но одни философы трактуют такую философию как пищеварительную и неистинную, а другие видят в ней ее законное право – подчинять все разуму. Недаром именно Спиноза предложил самое короткое описание что должен делать философ – «не плакать, не смеяться, а познавать». Мне кажется, философия для некоторых может стать настоящей страстью, поэтому познание и может стать важнее того чтобы просто жить, радуясь и грустя.

Во-вторых, образ яда медленно входящего в запутавшуюся жертву – это может быть своего рода метафора мысли. Мысли действительно входят незаметно, иногда даже несмотря на наше сопротивление, но при этом они могут изменить наше поведение. Философия в общем всегда это и старалась сделать: изменить человека, дать ему правильное знание. Не зря на Востоке есть поговорка, что «научить человека – значит, его убить», потому что это уже будет другой человек. Поэтому философия и может сравниваться с ядом, она тоже убивает людей прежних и делает их другими.

Послесловие.

Вообще же мне кажется, что зооморфема паука в наши дни становится еще более популярна, чем во времена мифологии. Ведь сегодня возникает все больше разных сетей – электронных, шпионских, общественных, рыночных (сетевой маркетинг). Русский философ Михаил Эпштейн уже предложил создать нетософию (netosophy; англ. net, сеть + греч. sophia, мудрость) - систему электронных коммуникаций как средe и средство философских исканий. Он отмечает, что «не случайно образ паука и метафора плетения - одна из древнейших в мифологии мудрости как умного сопряжения, сплетения разных мыслей» [11]. Еще греческая Афина, богиня мудрости, славилась своим ткаческим искусством (известен миф о ее состязании с Арахной, которую богиня превратила в паука). Любой текст – это ткань, а значит она сплетается из чего-то. И пока наша культура будет создавать тексты образ паука будет вспоминаться философам. Кроме того, популярности этому образу может добавить и развитие науки. Сегодня мы уже знаем, что вся наша нервная система, в том числе и нейронная построена по принципу сложной паутины. Это важно для философии – ведь он всегда занималась мышлением и чувствами, и раз теперь мы знаем что их биологическая основа похожа на паутину, то почему бы не использовать этот образ и на смысловом уровне? Так что философы, которые будут писать про все эти сети, например, Интернет или нейронную, скорее всего будут активно пользоваться зооморфемой паука, но это в будущем.

Подведем итог нашего анализа.

Мы выяснили, что философы довольно часто прибегали к зооморфеме паука в рефлексии философии. Во-первых, в силу явных аналогий, как то: плетение связей (паутина = текст), порождение смысла из себя (мысль из головы = паутина из брюшка паука), опасность яда (рефлексия, критика, усвоение сути вещей = паучий яд и его использование пауком в охоте и питании). А во-вторых, из-за своей связи с мифологией и ее символами (паук как творец мира, символ времени, воплощение судьбы и т.д.).

Само использование этой зооморфемы довольно обширно, поэтому мы ограничились лишь несколькими мыслителями. В целом же можно выделить несколько наиболее значимых мотивов для понимания философии.

  1. Образ паука – как образ творения мира и культуры. В данном образе важна и паутина, 8 ног паука, и его возможность извлекать из себя нить для паутины. Философы часто связывали создание культуры, в том числе текста с плетением паутины – как в хорошем смысле, так и в критическом.

  2. Образ паука – как систематика. В этом образе философы подчеркивали два аспекта: обескровливание жертвы (абстракция) и претензии на всеохватность паутины (слабость и сила системы).

  3. Образ паука – как образ разума. Тут паук более всего подошел к идеям философской традиции, считающей, что идеи берутся из разума самого по себе, а не из ощущений или других внешних данных.

В целом же я думаю, что этот образ неисчерпаем, мы только недавно узнали, что мозг устроен как живая паутина и это еще потребует осмысления. Кроме того, изобретение идеи системы вряд ли исчезнет в нашей цивилизации в ближайшее время, а потому на фоне нашего воображения всегда будет маячить трудолюбивый паучок, когда мы будем пытаться понять, что значит построить систему.

Список литературы.

  1. Бауэр В. и др. Энциклопедия символов. – М.: КРОН-ПРЕСС, 2000

  2. Бэкон Ф. Новый органон// Антология мировой философии. Т. М., 1970.

  3. Делёз Ж. Ницше / Пер. с фр., послесл. и коммент. С. Л. Фокина. — СПб.: Аксиома, 1997.

  4. Деррида Ж. Шпоры: Стили Ницше. Философские науки № 2, 3, 1991.

  5. Керлот Х.Е. Словарь символов. – М.: REFL-book , 1994.

  6. Копалинский В. Словарь символов. – Калининград: ФГУИПП «Янтарный сказ», 2002.

  7. Кржижановский С.Д. Сказки для вундеркиндов / Сост. и комм. В. Перельмутера. — М.: Советский писатель, 1991.

  8. Кундера М. Иностранная Литература. 1997. № 10. С.203-214.

  9. Ницше Ф. Философия в трагическую эпоху. М., 1994.

  10. Шейнина Е.Я. Энциклопедия символов. - М.: ООО «Издательство АСТ», Харьков: «Торсинг», 2001.

  11. Эпштейн М. Debut de siecle, или От Пост- к Прото-. Манифест нового века. Журнал Знамя, № 5, 2001, 180–198.

gigabaza.ru

🕷 - Паук (U+1F577) - Таблица символов Юникода®

Начертание символа «Паук» в разных шрифтах

🕷

Ваш браузер

Описание символа

Паук. Различные символы и пиктограммы.

Кодировка

Кодировкаhexdec (bytes)decbinary
UTF-8F0 9F 95 B7240 159 149 183403699039111110000 10011111 10010101 10110111
UTF-16BED8 3D DD 77216 61 221 119362793304711011000 00111101 11011101 01110111
UTF-16LE3D D8 77 DD61 216 119 221103759663700111101 11011000 01110111 11011101
UTF-32BE00 01 F5 770 1 245 11912837500000000 00000001 11110101 01110111
UTF-32LE77 F5 01 00119 245 1 0201254528001110111 11110101 00000001 00000000

unicode-table.com

Паук как символ в сновидениях.: nvlasova — LiveJournal

На некоторое время я прекращаю размещать свои статьи о сновидениях. Но у меня есть несколько чужих статей. Надеюсь вам будет интересно. Встречайте первую из этого цикла статью Абрахама "Паук как символ в сновидениях".

Практически не существует никаких ценных сообщений относительно значимости паука как символа, хотя каждый психоаналитик наверняка встречал этот символ в сновидениях пациента. Фрейд упоминает случай, когда паук являлся репрезентацией одного аспекта матери, а именно гневной матери, которой ребенок боялся. Не ясно, однако, почему паук замещал именно эти характеристики матери. Это могло быть из-за того, что пауки ловят и убивают более мелких насекомых; потому что такие существа, мелкие животные и так далее, часто представляют в сновидениях детей. Но существует множество других живых существ, которые охотятся на беззащитных и более мелких; почему, в таком случае, выбирается в особенности паук для того, чтобы символизировать злую мать? Паук – это один из тех символов в сновидениях, значение которого мы, как нам кажется, знаем – по крайней мере в одном смысле – однако не зная, почему такое значение им приписывается.

На практике, однако, мы обнаруживаем, что это значение пауков и не подходит во всех случаях, и не заходит достаточно далеко - мы уже знакомы с двусмысленностью символов. Напрасно будем мы искать в нашей литературе дальнейшую информацию на эту тему. Штекель («Die Sprache des Traumes, Язык снов» стр.135), действительно, упоминает паука в качестве фаллического символа, но те сновидения, которые он цитирует, интерпретируются столь поверхностным образом, что невозможно пролить какой-то дополнительный свет на эту тему, исходя из данного автора. Только в одном из сновидений, которые приводятся, длинные ноги одного из видов пауков (Phalangium) интерпретируются как фаллические символы; однако этот паук не плетет паутину. Таким образом, не ясно, какое значение следует придавать тем паукам, у которых нет длинных ног, и которые плетут паутину.

В подобных обстоятельствах необходимо, чтобы мы тщательно регистрировали каждый пример, независимо от других. Несколько сновидений одного из моих пациентов в разные периоды лечения дают мне возможность кое что добавить к объяснению сновидений о пауках.
Первое сновидение имело место через несколько дней после начала лечения. Одним из результатов психоаналитического лечения до тех пор было открытие его отношения к собственной матери, и это произвело на него очень сильное впечатление. Оказалось, что его фиксация на матери выражалась в излишней зависимости от ее воли и ее взглядов. Нет никакого сомнения, что она была доминирующим партнером в брачной жизни родителей, и она взяла на себя также до некоторой степени содержание семьи, тем самым во многих отношениях играя в жизни пациента роль отца. Амбивалентность его чувств по отношению к ней выражалась в зависимости и в бурной оппозиции, каковое последнее отношение до времени лечения истощало себя в бесплодных вспышках эмоций. Позже выяснилось, что нормальные эдипальные отношения пациента претерпели обратный поворот. Его мать фигурировала в его бессознательном в качестве мужчины, снабженного мужскими атрибутами, тогда как его отношение к ней в этом слове его бессознательных фантазий было женственно пассивным.

Первое сновидение таково:

«Я в спальне, в которой две кровати. Две служанки прибирают комнату. Я и служанка, находящаяся слева от меня, внезапно обнаруживаем на потолке ужасного паука. Девушка поднимает длинную швабру, чтобы раздавить паука, хотя я говорю ей, что его можно убрать менее жестким способом».

Сновидец помнил, что за день до сновидения в ванну упал паук. Его жена хотела утопить его, но он спас его и выпустил из окна. Сновидение показывает противоположный результат – паук убит. Согласно манифестному содержанию сновидения, сновидец на самом деле действительно не убивал паука, но это было сделано служанкой «слева» от сновидца. Эта девушка представляет собой жену сновидца, которая накануне хотела позволить пауку утонуть, и которая в реальной жизни означает для пациента нечто противоположное его матери. Через свой брак он сделался неверным, так сказать, по отношению к своей матери. Мы можем также узнать в двух девушках две тенденции пациента, а именно, одна враждебная по отношению к матери (слева), а другая дружелюбная (справа). В сновидении первая тенденция побеждает. Значение паука в качестве символа матери теперь ясно. Конкретный метод убийства паука в сновидении – раздавливание – может быть объяснен садистической теорией коитуса; кстати, некоторые из дневных фантазий пациента завершались тем, что какие-то люди бывали раздавлены насмерть. Ассоциации пациента показывают, что длинная щетка является фаллическим символом; латентное желание убить мать путем коитуса, таким образом, невозможно ни с чем спутать.

Второе сновидение два месяца спустя было таково:

«Я стою возле шкафа в конторе с моей матерью или моей женой. Я вынимаю из шкафа пачку договоров, и большой волосатый длинный паук выпадает из нее к моим ногам. Я чувствую большую радость, что он не коснулся меня. Немного позже мы видим, как паук сидит на полу, но он больше и ужаснее, чем когда-либо. Он взлетел и полетел, жужжа, на меня большим полукругом. Мы убежали через дверь в соседнюю комнату. Как раз когда я закрывал дверь, паук добрался до меня на уровне моего лица. Попал ли он в следующую комнату, или был закрыт в конторе, или был раздавлен в двери, я не знаю».

За несколько недель до этого сновидения сопротивление пациента в адрес женского пола или, чтобы быть более точным, в адрес женских сексуальных органов выявилось вместе с тенденцией превращать себя в женщину путем кастрационных фантазий и, с другой стороны, свою мать в мужчину. Он принес мне рисунок паука, как то явился ему в сновидении; и сам с изумлением узнал в этом рисунке продолговато овальную форму внешних половых органов женщины и их волосы, и в центре его (тела паука) нечто, что, несомненно, очень походило на пенис.

Падение паука в сновидении представляет падение материнского пениса, который, отделившись, прикрепился к пациенту, направившемуся к шкафу (материнскому символу). Радость пациента, что он не вступил в контакт с пауком, то есть с материнскими половыми органами, соответствует его ужасу перед инцестом. Вид женских половых органов в реальной жизни вызывает в нем чувство ужаса, которое усиливается при контакте с ними руками. Последующее увеличение размеров паука, который без всякой на то необходимости поднимается и летит полукругом по воздуху, есть очевидный символ эрекции; материнский фаллос атакует сновидца. Сомнения в завершении сновидения, не раздавлен ли паук в двери, является значимым. Мы здесь обнаруживаем фантазию раздавливания пениса, такую, как вы встречали в фантазиях невротических женщин с явно отмечаемым кастрационным комплексом. Эта черта также напоминает нам первое сновидение, в котором паук тоже был раздавлен.

Мы, таким образом, приходим к выводу, что пауку можно приписать второе символическое значение; он представляет пенис, находящийся внутри женского полового органа, который приписывается матери. Сновидение другого пациента поддерживает эту мысль. Сновидец пытался войти в некую темную комнату, в которой было несколько маленьких животных. Из определенных аллюзий в манифестном содержании сновидения, но в особенности из ассоциаций пациента, нет сомнения, что комната представляет собой материнское тело. Когда он вошел в комнату, об него стукнулась порхающая бабочка. Ради краткости мне достаточно упомянуть, что крылышки бабочки, точно так же, как в других сновидениях, имели значение женских половых органов; использование крыльев в качестве символов основано, помимо прочих вещей, на наблюдении того, как они раскрываются и закрываются. Тело бабочки, которое скрыто между крыльями, являлось несомненным символом мужских гениталий. Идея скрытого женского пениса также выявилась в невротических фантазиях этого пациента.

«Злая» мать, которая, согласно взглядам Фрейда, представлена пауком, явно является матерью, сложенной в форме мужчины, чьего мужского органа и мужского удовольствия атаковать мальчик боится – тревога, сходная с той, которая бывает у молодых девушек относительно мужчин. Чувство пациента по отношению к паукам лучше всего описать словом «сверхъестественное».

Третье сновидение, которое имело место около двух месяцев спустя после второго, бросает дальнейший свет на этот вопрос.

«Я стою возле кровати. В воздухе над кроватью на одной или двух нитях висит паук; у него пучок желтых волос на верхней части каждого бедра. Я боюсь, что, раскачиваясь туда-сюда на своей нитке, он может коснуться меня или вскарабкаться на меня. Моя жена, которая стоит слева от меня, предупреждает меня об этом. Я затем нажал моей правой рукой на главную нить, на которой висит паук, и это помешало ему приблизиться ко мне слишком близко. Я повторил это несколько раз, так что в некотором смысле я играл с пауком или дразнил его. Я сказал моей жене гордо: Теперь я знаю, как контролировать паука! Паук затем исчез из сновидения; я в конце концов убрал его, и я позволил своей руке упасть на кровать. К моему ужасу, я обнаружил, что моя рука на самом деле лежит на паучьей паутине, которая покрывает кровать; паутина была размером с мою руку, овальная и несколько вогнутая. Это было гнездо паука и, вероятно, там полно было маленьких паучат. Я отдернул свою руку и побежал в коридор; соприкоснулась ли моя рука с маленькими паучками и зацепились ли за нее какие-нибудь из них, я не знаю, потому что в своей спешке я не мог осмотреть гнездо, но я покричал своей жене, чтобы она это сделала».

Висячий паук и нити опять представляют мужской половой орган матери; качающееся движение и приближение к сновидцу означает эрекцию и сексуальную атаку, как некоторые символы во втором сновидении. Пучки волос также имеют фаллическое значение; то, что их два, характерным образом представляет нечто, отсутствующее в реальности. Во время сновидения сновидец испытывает активную враждебность к пауку; его тревога по поводу воображаемого пениса матери исчезает. Другие детали этой части сновидения не требуют дальнейшего рассмотрения.

За этим следует контакт с паутиной паука. По ее размеру и форме не трудно распознать, что она представляет собой женские половые органы. Теперь появляется тревога, связанная с реальными женскими половыми органами (то есть относительно отсутствия пениса) на месте прежней тревоги относительно фантазийного атрибута. Затем мы сталкиваемся с ужасом прикосновения к этой части женского тела. Маленькие паучки, которых сновидец воображает в нем, являются типичными символами детей - пациент старший из детей в своей семье.

В заключение мы можем сказать, что эти три сновидения дают объяснение паучьего символизма в трех направлениях. Паук прежде всего представляет собой злую мать (по форме подобную мужчине), а затем мужской половой орган, приписываемый ей. Паутина паука представляет собой лобковые волосы; а отдельная нить имеет значение мужского полового органа.
Тот факт, что каждое из сновидений содержит некое конкретное использование символизма паука, указывает, что у этого символа, вероятно, есть и другие значения. Возможно, это сообщение явится стимулом для других авторов опубликовать сходный и дополняющий анализ.
Значение паука в народной психологии очень мало рассматривалось с психоаналитической стороны. То, что он служит, с одной стороны, как знак приближающейся удачи, а с другой - несчастья, можно рассматривать как выражение вообще широко распространенного амбивалентного отношения к этому насекомому. Хорошо известный факт, что пауки вызывают ощущение «сверхъестественного» 1 у многих людей. Мы чувствуем себя вправе предположить, что чувство сверхъестественного в таких случаях происходит из того же бессознательного источника, что и у невротиков описанных выше.

Приложение.

Мнение, выраженное выше, что символическое значение паука не исчерпывается моим сообщением, вскоре было подтверждено. После того как я изложил мои взгляды на этот предмет на собрании Венского психоаналитического общества, доктор Нунберг присоединился к дискуссии и упомянул несколько моментов из анализа фобии пауков. Паук в этом случае был также опасной матерью, но в особом смысле; бессознательные фантазии пациента касались опасности быть убитым матерью во время инцестуозных половых сношений. Нунберг подчеркивал тот факт, что паук убивает свою жертву путем высасывания ее крови, и что это высасывание служило в описанном случае символом кастрации, то есть оно выражало типичную фантазию утраты пениса во время сексуального акта.

Я мог бы отметить, что я с самого начала был на пути к установлению сходных связей; но, поскольку они не поддерживались ассоциациями моего пациента, я ограничился бесспорным материалом, полученным через ассоциации. Лечение моего пациента пришлось прервать по причинам внешнего характера. Если его можно будет возобновить позже, я, вероятно, смогу подтвердить весьма интересные находки Нунберга, которые представляют собой необходимые и интересные дополнения к моему анализу.

Во время той же самой дискуссии профессор Фрейд обратил мое внимание на замечательный биологический факт, который был мне неизвестен. Знал ли сознательно или бессознательно о нем мой пациент, я не знаю и в данной момент не имею никакой возможности выяснить. Паук женского пола значительно превосходит размером и силой самца; во время спаривания самец находится в весьма большой опасности быть убитым и пожранным самкой. Следовательно, существует поразительное согласование между идеационным содержанием фобии, анализируемой Нунбергом, и фактом естественно-научного характера. Я должен воздержаться от попыток объяснить это; более поздние исследования, возможно, прольют на это некоторый свет.


nvlasova.livejournal.com

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о
Back To Top