Пацаны уходят в небо: куда подевались гопники?
В ноябре в издательстве Individuum выходит книга Роберта Гараева «Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970–2010-х», которая еще до начала продаж успела войти в списки бестселлеров в интернет-магазинах. «Слово пацана» открывает дверь в мир, с которым сталкивался почти каждый из нас — в мир гопников.
В своих широких спортивных штанах и заправленных в них свитерах они были повсюду. Они казались хтоническими чудовищами, хранителями русского инферно, но внезапно исчезли, как исчезла Атлантида. Роберт Гараев водит своего читателя по этому причудливому миру, как Вергилий водил Данте по преисподней. Мы слышим слова пацанов, видим их души, читаем помыслы. Вместе с ними мы «встаем в отмах» или, наоборот, оказываемся беспомощными «чушпанами», которых тормозит у ларька орава наглых и жестоких орков. И хотя книга посвящена преимущественно родной для Гараева Казани, любой, кто жил в России в конце ХХ и начале XXI веков, узнает свою настоящую родину. Все это было с нами.
— Ты откуда? С кем мотаешься? — сквозь прошедшие годы задают прохожим сакраментальные вопросы герои книги Гараева. Казань его юности была разделена на полтораста участков, каждый из которых охраняло агрессивное пацанское племя — «улица», «контора» или «моталка». У каждой из них были своя иерархия и свои вожди, а сама «улица» была встроена в сложную систему «межплеменных» союзов и длящихся годами войн.
Почти так же было и в Москве, и почти в любом городе бескрайней страны. Хотя, конечно, московская гопота могла только позавидовать «татарам» в смысле их военной дисциплины и организованности. В столице Татарии субкультура пацанов превратилась в то, что назвали «казанским феноменом». Столичные пацаны чаще всего были участниками простых дворовых сообществ, которые гоняли в футбол или скрашивали досуг гоп-стопом на любительских, а не профессиональных основаниях. Хотя было и несколько ярких исключений, когда простая дворовая шайка превращалась в настоящее ОПГ по казанской модели. Там группировки были устроены в виде жестких иерархий, построенных по принципу возраста. В самом низу находились подростки 13–15 лет — «скорлупа». Через год «мотаний» они становились «суперами», потом «молодыми», «средними», «старшими» и, наконец, «стариками».
У каждой касты были свои смотрящие по возрасту, выполнявшие функции связи со старшими и отвечавшие за «сборы» — общие собрания для обсуждения текущей повестки группировки, событий «на районе», выработки планов нападений на враждебные «конторы» и т. д. В группировках действовали строгие ритуальные и этические правила. Лидеры объявляли войны и заключали мир с другими группировками, а также разбирали конфликты и назначали наказания. Этих последних было немного: избиение и «отшивание», то есть изгнание из группировки. Впрочем, изгоняли, как правило, тоже через избиение. Как и принимали.
Пацан — полноправный участник «моталки» — был, в рамках своего мировоззрения, абсолютным шедевром эволюции и вершиной пищевой цепи. Он соблюдал строгие правила — «понятия», в чем-то похожие на кодекс блатных, но с некоторыми важными отличиями. «Понятия» требовали постоянно демонстрировать «пацанские качества». Держать слово («пацан сказал — пацан сделал»). Защищать честь — свою и своей улицы. Уважать и беспрекословно слушаться старших. Сдавать деньги в общак («уделять на общее»). Быть храбрым до отчаяния и агрессивным, не спускать обид. Уважать других пацанов со своей «моталки», ставить общие интересы выше личных («вписываться за братву»). Были даже правила, регламентирующие конфликты и драки — что можно делать, а что «западло». Но все эти заповеди действовали только внутри сообщества.
Окружающих пацаны считали существами низшего сорта — «чушпанами», «чертями», «лохами» и «мажорами». Их можно (и даже нужно) унижать, бить, отнимать у них деньги и вещи, обманывать или заставлять выполнять мелкие и унизительные поручения. Один из героев Роберта Гараева описывает ситуацию, которая вызовет дежавю у каждого второго мужчины старше 20 лет в России:
«— Ты кто по жизни?
— Пацан…
— Да какой ты пацан, ты же черт!
— Ну, человек…
— П*дор тоже человек. Ты кто, чмо?»
После этого жертву грабили — отнимали наличность, снимали одежду. Иногда били. Иногда жестоко. Сейчас это трудно себе представить, но еще 20 лет назад важным призом в уличной охоте была одежда. Гопники часто одевались нарочито убого, чтобы было не жалко отдать свои шмотки жертве, с которой снимали модные вещи.
«Слышь, братан, такая тема, короче, у нас близкий умер, сейчас надо на похороны ехать. А ехать не в чем, как обрыган одет. Б**, давай поменяемся с тобой дубленкой, я тебе завтра завезу или сегодня вечером?» — пересказывает типовой «подъезд» своей боевой юности другой герой Гараева. Жертва понимает, что дубленка к нему не вернется, но с готовностью подхватывает спасительную версию, предложенную пацанами: «Да, конечно, вечером завези, можешь даже завтра завезти». Но на этом унижения не заканчиваются. Если под курткой обнаруживаются какие-то украшения, цепочки, то диалог продолжается. «О, епты, братан, трос у тебя тоже возьму, о**енная цепь. Тоже верну, чисто пацанам покажу».
Все это в полной мере выпало и на долю москвичей, чьи детство и юность прошли в 1980-е, 1990-е и даже 2000-е. Десятилетним пацаном я успел поучаствовать в качестве наблюдателя и в драке стенка на стенку между «текстилями» и «кузьмичами», проходившей на пустыре возле Кузьминского парка. Школьниками мы воровали арбузы у торговцев из Азербайджана, стреляли «двушки позвонить» у взрослых и до одури курили сигареты «Прима» в заброшках и долгостроях. В перестроечные годы в моей школе собирали дань с младшеклассников за забытую обувь или за право войти в столовую, а уличные драки были самым драйвовым развлечением у подростков моего поколения. Во второй половине 1990-х я учился в престижной школе в центре, но даже там было племя гопников, которые «забивали нам стрелки» и подкарауливали по дороге домой. Я перешел в другую «расу», стал «неформалом», экспериментировал с прическами, субкультурной музыкой и соответствующей одеждой. Но вокруг все еще доминировала эта русская хтонь. В автобусе (особенно на окраине или еще больше в провинции) то и дело слышался громкий шепот: «О, нах, гля — нифер, нифер». Это означало перспективу крепко подраться и, скорее всего, сильно получить «в копилку». Казалось, это — вечное, как русские березы в поле или ивы у спокойной реки. Но потом этого не стало.
Дворовая культура была в России всегда. Роберт Гараев находит ее корни в традициях кулачных боев, которые то запрещали, то вновь разрешали цари. В годы советской власти эти традиции получили новое развитие. Стремительная урбанизация и индустриализация привели к невиданному наплыву в города вчерашних крестьян. Лишенные корней и привычного уклада жизни, эти люди ютились в бараках, в типовых кварталах без центров культуры и досуга. Маргинализованная молодежь приносила из деревень свою традиционную ментальность, связанную с дележом территории, общинностью, недоверием к чужакам и дракам «село на село». После смерти Сталина власти объявили широкую амнистию, выпустив из лагерей 1,2 млн заключенных, и это придало формирующейся субкультуре городских окраин легкий криминальный привкус.
Но до 1970-х советская власть относительно успешно интегрировала деревенское население в растущую индустриальную экономику, а ее важнейшим инструментом были идеологизированные организации, такие, как комсомол. Но когда во время застоя начался кризис коммунистической идеологии и социальной модели, городские окраины принялись генерировать инферно. Люмпенизированные жители бараков и хрущевок из рабочих и комсомольцев превратились в гопников.
Уличные хулиганы становятся постоянными персонажами советских фильмов. Молодого человека Александры из «Москва слезам не верит» в подворотне подстерегают хулиганы. И только вмешательство Гоши в исполнении Алексея Баталова спасает его от расправы. Советский человек пока побеждает гопника. Но будущее принадлежит этим пацанам.
«Пацанов можно, в принципе, назвать “параллельным комсомолом”, — говорит Роберт Гараев. — Эти ребята переживали глубокий кризис общества. Вокруг — сплошное лицемерие власти. Ребята смотрят на своих родителей, которые по 20–30 лет проработали на заводе. Папа спивается, мама с утра до вечера работает и не видит белого света. А им хочется чего-то другого». И дети рабочих с городских окраин начинают создавать то, что все хуже получается у официальной власти — сообщество, солидарность, собственную этику. С высоты опыта 1990-х и 2000-х это звучит странно, но молодежные группировки 1980-х начинали с запрета на алкоголь и курение, которых было слишком много в повседневности спальных районов.
Самые известные гопницкие группировки Москвы «Ждань» и «Любера» возникли на базе спортивных секций. Молодежь качалась в спортзалах, вела здоровый образ жизни и демонстрировала свое отличие от поколения родителей. Но в отличие от неформальных субкультур, которые тоже расцветают в последнее десятилетие советской власти, эта позиция не приобретает политического характера. Большинство пацанов оставались глубоко аполитичными. Впрочем, были важные исключения.
Некоторые гопницкие группировки культивировали социально-политические ценности. Самым ярким примером были московские «Коммунары», возникшие в середине 1980-х. Группировка сплотилась вокруг своего лидера, сотрудника милиции, который создал полуподпольную спортивную секцию в одном из московских районов. Там занимались трудные подростки, состоявшие на учете в детской комнате милиции. Вскоре они превратились в самых ревностных защитников советской власти. Спаянные железной дисциплиной и полувоенной организацией, «коммунары» избивали фарцовщиков, спекулянтов, рэкетиров и неформалов, то есть всех, кто «позорит наш образ жизни». Идеология движения была основана на советском консерватизме.
Еще более знаменитые «любера», наводившие ужас на субкультурную молодежь, тоже считали себя советскими патриотами. Имя этой группировки впервые прогремело в апреле 1982-го, когда крепкие парни из подмосковных Люберец разогнали сходку неофашистов, пытавшихся отметить день рождения Гитлера на Пушкинской площади. Власти использовали «люберов» и им подобные группы для нападения на оппозиционную и неформальную молодежь: рокеров, панков, металлистов, диссидентов. Этот конфликт отражен в фильме «Бакенбарды», где герой Виктора Сухорукова становится фюрером молодежного движения, которое вырастает вокруг «традиционных ценностей», а именно культа Пушкина, именем которого разгоняются концерты западной музыки, а в городе водворяется железный порядок.
Но и спортсмены, и «почвенники» составляли лишь каплю в море. Большинство гопников если и исповедовали какие-то ценности, то скорее из области воровской романтики. Образцом такой группировки была «Ждань», процветавшая в районе Выхино. Несколько сотен подростков были организованы в сплоченные команды, которые избивали «чужаков», вымогали деньги у «чертей» и «лохов», а иногда отправлялись на рейды в центр города. По образцу «Ждани» строились и некоторые другие московские группировки — «Нахим», «Парапет» и т. д. Но абсолютное большинство московских пацанов пребывали на «доплеменном» уровне организации. Это были непрочные дворовые шайки. Они занимались гоп-стопом в своих районах, курили, пили и лузгали семечки, не ввязываясь в большие войны организованных группировок.
Организационная слабость московских гопников оставляла пространство столицы беззащитным перед рейдами «гастролеров». Роберт Гараев описывает, как казанские группировщики открыли для себя Москву. В районе Казанского вокзала тусовалось иногда до полутора тысяч казанских гопников. Оказаться на задворках вокзала между глухих стен промзон было тогда смертельно опасно. Конкурируя за кормовую базу, приезжие дрались с московскими оппонентами, теми же «люберами», с выходцами из других регионов и друг с другом. Один из героев Гараева вспоминает:
«На Казанском вокзале поцапались с какими-то агрессивными пацанами. Они вышли покурить, в Москве-то можно, старшие не увидят. Рядом стоят несколько ребят кавказского вида. И кавказские подходят: “Гоните сигареты, снимайте часы”. Те: “Что?” До драки не дошло, начали орать друг на друга. Менты к ним подбежали, и они все вместе убежали через заборы. Лапы друг другу перепожали и двинули в какой-то парк. Короче, дагестанцы вместе с татарами пошли вместе мочить люберов. Приехали в парк, смотрят — любера идут с какими-то пацанами подозрительными, ну, рожи какие-то знакомые. Сошлись, орать начали, и вдруг один из наших узнает одного из них. Любера в этом парке скентовались с татарами другими. Казанцы и здесь, и здесь. И драка уже не получается. И вся эта толпа, человек сто, пошла на дискотеку несчастных москвичей раздевать».
В 1990-е с расцветом рынка в пацанскую среду пришли деньги. И это было началом конца. Верхушка уличных группировок — «авторитетные пацаны» быстро криминализовались. Они пополняли ряды рэкетиров и «братков», занимались крышеванием бизнеса («Потрошили кооператоров на “Рижской”», — поет группа «Кровосток»). Бандитские войны 1990-х сильно прорядили пацанские ряды. Деньги разрушали и саму культуру гопников. Лидеры перестали соблюдать «понятия». Все прежние почти рыцарские правила вроде «лежачего не бьют» или принципа верности своей улице рухнули перед соблазном наживы. Молодежь видела, что старшие превратили «уличный ход» в бизнес, и требовала своей доли. По стране прокатилась «гражданская война» внутри группировок. Организованная надстройка оторвалась от основной массы обездоленных в трущобах.
Но в криминальном хаосе эпохи первоначального накопления капитала низовой уровень пацанской культуры еще держался. Массовая безработица и галопирующее неравенство выталкивали молодежь на улицы. Других способов заработка (и организации досуга), кроме вытрясания мелочи у ларьков, многие просто не знали. Поэтому до середины 2000-х гопники оставались самым массовым видом уличной экосистемы в спальных районах. Но к середине путинской эпохи ситуация стала меняться. Два фактора сыграли свою роль.
Москва и Россия оказались частью глобальной тенденции — «великого снижения преступности», над объяснением которого ломают голову криминологи всего мира. По данным МВД, за 20 лет убийств стало меньше в 2,5 раза, изнасилований — почти в 3 раза, число разбоев уменьшилось почти вчетверо, а грабежей — в 2,2 раза. Глобальный характер этой тенденции заставляет искать универсальные объяснения. И одно из них — это рост социального контроля. Видеокамеры на каждом перекрестке, мобильная связь и интернет радикально изменили баланс в противостоянии «казаков и разбойников». Найти участников драки у метро еще 15 лет назад было почти невозможно, а теперь технология распознавания лиц почти гарантированно обеспечит виновным срок. Государство теперь следит за каждым, и это принуждает к послушанию.
Во-вторых, раньше социальные низы сохраняли автономию за пределами большой экономики города. Безработица и неустроенность конденсировались в виде бесконечного досуга. У обитателя спальника была уйма времени на то, чтобы посидеть «на кортах», полузгать семки и погопстопить. Но интернет и новые технологии размыли границу между трудом и досугом, включили тысячи отверженных в циклы товарного обмена и неполной, прекарной занятости. Свободное время стало товаром. Общество потребления выдернуло уличных пацанов из их коллективистских дворов и поодиночке выбросило на рынок дешевого труда. Гопники превратились в курьеров и таксистов.
Книга Роберта Гараева построена на отрывках интервью с выжившими в бурные 1990-е участниками молодежных группировок и их оппонентами — субкультурщиками, милиционерами, а также исследователями, чиновниками и журналистами. От себя автор вставляет небольшие фрагменты воспоминаний о собственном участии в одной из казанских уличных группировок. На протяжении всей книги он остается нейтральным наблюдателем, антропологом, который смотрит на своих героев со стороны. И лишь в самом конце он позволяет себе личную оценку пережитого опыта: «Меня, как и десятки тысяч сверстников, травмировало повседневное насилие, на котором держалась местная иерархия: унижение, избиения и грабеж… Группировка — это ненормально, в здоровом обществе она не может появиться. Я не приемлю правила “Пацан всегда прав”. Надо задумываться о моральной стороне своих поступков, правда не должна быть на стороне силы, слабого нельзя обижать только потому, что он слабый, а индивидуальность важнее выдуманных правил подросткового сообщества. Как бы пафосно ни звучало, эти простые вещи я пытаюсь донести до своих детей».
Для большинства тех, кто сталкивался с гопниками — организованными или нет, — этот опыт был не из приятных. Он был неотделим от боли и унижений. «Реальные пацаны» били окружающих и друг друга. Они скотски относились к женщинам. Они были вульгарны и грубы. И все-таки в них было нечто притягательное — первобытная естественность, смелость, пусть и уродливый, но культ чести и нонконформизм, отказ жить по лицемерным правилам «большого» общества. Это то, чего сильно не хватает сегодняшней культуре. Поэтому гопницкая эстетика сегодня подвергается коммерческой эксплуатации. В хипстерскую моду входят пресловутые кепки и шапки-«пидорки», спортивные костюмы Adidas и многие поведенческие приемы пацанов. Дизайнер Гоша Рубчинский в конце нулевых выпускает коллекцию одежды, вдохновленной пацанским стилем, с заправленными в штаны свитерами и широкими спортивными брюками. Даже на Западе есть небольшие сообщества, эстетизирующие поведение, стиль и приемы российских гопников. Причина эксплуатации этого образа — поиск подлинности, которой у пацанов хватало.
Гопники были культурой рабочего класса эпохи его упадка. Они исчезли с исторической сцены вместе с его окончательным поражением в социальной борьбе. Но сама эта борьба никогда не прекращается, и однажды шестеренки общества неравенства и контроля может заклинить снова. И тогда в сумраке московских дворов вновь прозвучит знакомое с детства:
— Слышь, братан, тормози. Ты с какого района?
Фото: Шогин Александр/ТАСС
Привет с района, или Реальные пацаны Иркутска | Статьи
— Гопники — порождение советской урбанизации. Это в массе своей дети тех, кто переехал из деревни в город — для работы на заводах и фабриках либо за среднеспециальным или высшим образованием, — рассказывает социолог Сергей Шмидт. — Мир вчерашних деревенских, не чувствовавших город своим домом людей с размытой идентичностью и породил этот феномен. Интересно, что гопничество расцвело не у самих переехавших в город — эти как раз старались быть добропорядочными горожанами — а у их детей.
Слово «гопник» — это порождение аббревиатуры «Государственное общежитие пролетариата». Что любопытно: почти век прошел с появления первой «гопоты», а они фактически не изменились.
Кадр из фильма «Операция „Ы“ и другие приключения Шурика»
— Думаю, если бы современные гопники изобрели машину времени и попали в послевоенный СССР, они бы без труда нашли «своих», — шутит Шмидт.
На улицах современных городов можно встретить немало гопников. После волны популярности Саши Белого пошел новый виток: множащиеся исполнители блатного шансона и сериал «Реальные пацаны», у которого рейтинги всё выше и выше. «Четкие парни» уже даже фастфуд рекламируют.
Чем же вызвана популярность такого образа жизни? И кто они вообще такие — пацаны, которых народ именует гопниками? Опасны ли они? Наш корреспондент не рискнул прогуляться по Ново-Ленино, но двух интересных героев для интеллигентной беседы мы пригласили.
Вид первый: гопник обыкновенный
Интервью проходит в режиме тотальной секретности, будто беседовать я собралась с сотрудником какой-нибудь спецслужбы. «Меня за такой разговор друзья убьют», — так на литературный русский язык можно перевести то, что с первых минут знакомства сообщает мне Вова. Ему 20 лет, и он, как герой знаменитой песни, знает всего три слова. Зато матерных — вагон и маленькую тележку. В этом легко убеждаюсь, задав первый вопрос: «А каково это — быть гопником?». В ответ Володя с помощью великого и могучего выражает всё свое презрительное отношение к окружающим и к надоедливым журналистам в частности.
Всё правильно, я нарушила первую заповедь всех гопников — назвала их «гопниками», нет в их лексиконе такого слова. Эти ребята предпочитают называть себя и своих товарищей «пацан», а в случае особого расположения — четкий или реальный «пацанчег». Но чтобы заслужить такое лестное обращение, нужно постараться.
Во-первых, важен внешний вид. «Я милого узнаю по походке» — это про гопников. Походка у них особая, вразвалочку. Необходимый атрибут — головной убор: кепка или спортивная вязаная шапка, сдвинутая на самую макушку. Далее олимпийка или спортивная куртка, если холодно — еще и куртка из искусственной кожи. Обязательны спортивные штаны с ближайшего рынка, особенно круто, если с тремя полосами. К ним чаще всего гопники обувают блестящие ботинки или кроссовки. Стригутся пацаны под ноль, в крайнем случае — полубокс.
В интернете полно смешных карикатур и демотиваторов с изображениями таких «гопников обыкновенных». Кажется, что всё это утрированный образ, но вот он, живой человек, прямо перед тобой.
Еще гопники активно презирают спорт, из-за этого развитой мускулатурой не отличаются. Из физических упражнений — только регулярные приседания. На вопрос, почему «четкие парни» большую часть жизни проводят сидя на корточках, Владимир лишь неопределенно пожимает плечами. Хотя, как правило, на корточки пацаны присаживаются, чтобы пощелкать семечки (или правильнее — семачки). Семечки — это традиционное угощение всякого гопника. Даже представить страшно, что случится, если в стране вдруг произойдет неурожай подсолнечника.
Следующая отличительная черта этого вида — полное нежелание работать и учиться. Володя не хочет задумываться о какой-либо профессии категорически. И об учебе тоже. В отличие от Вовы из песни, наш герой даже ПТУ посещать отказывается, хоть мать и молит его об этом со слезами на глазах. Всё свое свободное время Вова проводит в Ново-Ленино , где они с друзьями обсуждают, как «будут делать дела», бренчат на гитарах и «клеят телок» или «бикс». На что тогда жить, если не работать?
— Взять у того, кто плохо положил, — с усмешкой отвечает Володя. — Чо, реально думаешь, таких мало? Да полно.
Владимир не боится, что когда-нибудь попадется и его посадят. О тюрьме молодой человек говорит, как о сказочном курорте. На предположение «А может, лучше армия?» мой собеседник отвечает очень развернуто, с неожиданной страстью и вполне нормальными, печатными словами.
— Тебе эта родина-уродина дала чего? Мне чо-то нет, — рассуждает парнишка. — Бате моему тоже не дала, хоть он всю жизнь пахал. Я пахать, как он, не хочу.
Так что в нашей странной беседе все разговоры о будущем — тоже табу. Трудно понять, есть ли у него какие другие мечты, кроме как сесть в тюрьму, чтобы познакомиться с «правильными людьми». Но имеется у Вовы одно увлечение, весьма страстное. Ему нравится музыка. В этом он мне признается, слегка смутившись. Подтверждение его слов — гитара, которая всегда при нем.
— Песняк мне свой любимый назови, я тебе срисую тут же, в этом я лучше всех корешей, шпарю «Владимирский Централ» или «Бумера» тоже могу, — зардевшись, признается мне мальчишка. — Кого тебе? Я Любу Успенскую даже знаю, для телки своей бывшей разучил. Или «Ладу седан»? От чего тащишься, гитару любишь?
Заикаясь от такого напора, выдаю про интересные соло с древней пластинки Bon Jovi. Услышав иностранное название и объяснение, что это «старая рок-группа», Володя хмурится. Слушать песни на иностранном языке для «правильного пацана» — страшный грех. Рок, например, под запретом, потому что если верить нашему герою, его исполняют только мужчины нетрадиционной сексуальной ориентации. «Они там все такие», — утверждает Вова. А хуже них могут быть только американцы.
— Те, кто слушает такие песни, — сплевывает Вова, — они родину свою предают, президента не уважают.
— Ты уважаешь, значит? Ты же говоришь, что родина тебе ничего не дала.
— А ты за меня не переживай, я сам возьму, когда надо будет.
Вид второй: гопник необыкновенный
— Мить, кто такие гопники?
— Гопники — это люди, которые хотят у тебя что-то забрать силой. То есть получить какие-то вещи или бабло, не работая, — отвечает еще один герой публикации, 32-летний Дмитрий.
— Преступники, тогда получается? Воры и грабители?
— Не совсем. Во-первых, их пока никто не поймал, а знаешь поговорку: «Не пойман — не вор». А во-вторых, гопота грабит часто просто так, потому что «это по понятиям». Ну или весело просто, а не потому, что ему это действительно нужно или выгодно.
Митя не против слова «гопник», но вежливо говорит: «Это слово ругательное, прошу его ко мне не применять». Если очень хочется, то можно считать его бывшим гопником. Хотя по всем внешним параметрам Дмитрий идентифицируется с этим видом — стрижка, походка, одежда и, конечно, семечки. И «Владимирский Централ» Митяй знает так, что от зубов отскакивает, впрочем, тут же вполне сносно запевая бессмертную «Hey Jude» («Эй, Джуд» — англ. — песня британской рок-группы The Beatles — прим. ред).
— Челюсть-то подбери, — смеется он в голос, — Ну чешу я на «фене» и весь блатняк наизусть знаю, «Битлы» — они это, форева, что уж там.
Кадр из фильма «Гоп стоп». Фото с сайта www.kinopoisk. ru
Митя «гопник необыкновенный» еще и потому, что он работает строителем и зарабатывает очень неплохо. Работу свою любит и делает её на совесть, постоянно выдумывая что-то новое и креативное. Но когда-то и он презрительно сплевывал на пол при упоминании любого честного труда. Что его изменило? Тюрьма. По молодости решил «понтануться» и сел на долгих 6 лет за разбойное нападение.
Побывав один раз в тюрьме, Митя решил, что пора браться за ум. Теперь к этому же выводу он старается подвести и своего 18-летнего племянника, который считает, что быть гопником — это круто. Парень не поддается никаким уговорам, периодически притаскивая в дом то канистры с ворованным спиртом, то половину ассортимента какого-нибудь косметического магазина.
Недавно Митин племянник с «корешами» прямо из-под носа у охраны одного из моллов стащили четыре шины от автомобиля, стоящего там в качестве рекламы. Охранники хватились, когда хулиганы отъехали на приличное расстояние от торгового центра. Ответа на вопрос, зачем им вдруг понадобились эти колеса, никто из мальчишек дать не смог, говорили одно: «Просто». В итоге этого «просто» родители еле-еле отмазали своих непутевых отпрысков от тюрьмы.
Кадр из сериала «Физрук». Фото с сайта www.kinopoisk.ru
— Это они называют «сломать систему», если по-русски сказать. И ребята-то, друзья его, все нормальные, из хороших семей — один на юрфаке пытается учиться, другой — сын полицейского, вот чего им не живется? — вздыхает заботливый дядя. — Дурачье, одно слово. Ладно бы еще этот дурак сам такими делами занимался, а он еще и брата 15-летнего учит. И пацаненок этого внебрачного сына Макаренко и Сухомлинского слушает с упоением. Когда-нибудь попадутся, сколько веревочке ни виться. Ну, может, это и неплохо, вдруг в тюрьме поумнеют, мозги на место встанут.
Эксперты: учиться, учиться и еще раз учиться
Заведующий лабораторией экономической и кросскультурной психологии ИГУ Александр Карнышев с такими чересчур жестокими «методами лечения» не согласен.
— Великий педагог Макаренко как раз занимался перевоспитанием таких мальчишек, которых в первые декады прошлого века в России было множество, — рассказывает Александр Карнышев. — Он их лечил тем, что пристраивал к полезному делу, учил трудиться. Или взять, например, те же стройотряды, что были широко распространены в 60-70-е годы. Я в молодости частенько работал в подобных бригадах, так нам давали пареньков таких сложных на «перевоспитание», чтобы работать научили.
Главное, по мнению профессора, это поднять такому молодому человеку самооценку. Пусть поет или играет, рисует и увлекается спортом, театром — да чем угодно. Лишь бы чувствовал, что у него получается и что он необходим где-то.
Потому что для подавляющего большинства гопников такой образ — не что иное, как маска, которая, как им кажется, помогает спрятаться от проблем и не слишком веселой жизни. Давит обстановка, социум — вырваться из этого плотного кольца могут только очень сильные личности.
Александр Карнышев. Фото из личного архива
— В позднем СССР многие ребята, с отрочества осознав, что их будущее — это ПТУ и технари, после которых они в лучшем случае превратятся в то, что именуется «рабочей силой», по всем законам молодежных субкультур стремились к эстетизации собственного существования, — поясняет Сергей Шмидт. — Только в качестве ресурса этой эстетизации они выбирали блатную песню и стилистику уличного хулиганства.
В интернете шутят, что гопники размножаются с помощью «кэпки» — мол, не будет кепок, не станет и гопоты. Специалисты же уверены: в увеличении количества «реальных пацанов» виноват прежде всего телевизор.
— Конечно, идет массовая пропаганда такого образа жизни. Этот утрированный, обманчивый популистский патриотизм — выпячивание своей излишней простоты под лозунгом «Мы из народа!», — уточняет профессор Карнышев. — Всё это происходит в нескольких молодежных политических движениях — желание противопоставить себя ценностям общества вроде образования и культуры. Неудивительно, что сейчас появилось такое понятие, как «политическая гопота» — и оно набирает обороты.
Кадр из сериала «Реальные пацаны». Фото с сайта www.kinopoisk.ru
Но повального превращения молодежи в гопников бояться всё же не стоит. Для ударного прироста гопоты нужны, прежде всего, волны урбанизации. Но этого не будет, потому что, по данным социологов, в последние годы эти волны существенно сократились.
— Я знаю, что многие удивятся и даже возмутятся, но уж поверьте суждениям, которые я могу позволить себе сделать с высоты своего возраста — гопников реально становится меньше. Их намного меньше, чем было в 1980-е и 1990-е годы, — уверен Сергей Шмидт.
К тому же сегодняшние гопники — это даже не ПТУшники и не бандиты. Они просто символические наследники этих социокультурных групп населения. Можно сказать, «потеряшки». И им нужно помочь. Сделать это возможно при помощи специальных адаптивных программ, а иногда и с помощью простой беседы. Главное — убедить, что мир намного ярче и многообразнее «пацанской жизни на районе» и есть в нем много интересных вещей.
Thief Бесплатные стоковые фотографии, изображения и картинки Thief
Откройте для себя неограниченное количество изображений Thief в высоком разрешении и стандартных изображений для коммерческого использования.
Вор в маске крадет ноутбук и цифровой планшет и смотрит в сторону
Обрезанный вид преступника, крадущего смартфон из женской сумки на улице
Мужчина в черных перчатках с банкнотами в долларах
Женщина читает газету, пока грабитель крадет смартфон из ее сумки
Вор украл сумку у женщины в подземном переходе
Мужчина-преступник-грабитель крадет женскую сумку на улице
Вор в маске с пистолетом и долларовыми купюрами в темной комнате
Мужчина-вор в черной толстовке с капюшоном проникает в машину с помощью отмычки баннер
Частичный вид вора, крадущего телевизор с плоским экраном и пустым экраном
Мужчина в маске и балаклаве целится из пистолета и фонарика
Привлекательная женщина борется с вором в подземном переходе
Афроамериканский хулиган держит бейсбольную биту и смотрит в камеру рядом с граффити на открытом воздухе
Обрезанное изображение вора с татуированной рукой, готовящегося украсть сумку женщины
Вор нападает на красивую испуганную женщину в автомобиле пистолет на черном
Крупный план конфиденциальных документов в руках вора
Избирательный фокус хакера, использующего ноутбук с пустым экраном возле банкомата
Грабитель в черной маске крадет из квартиры телевизор с плоским экраном и пустым экраном
Коллаж грабителя в балаклаве, держащего деньги на кровати, стоящего возле занавесок и закладывающего динамит в духовку
Тень человека, бьющего грабителя в капюшоне, изолированного на белом
Уверенно вор в маске и толстовке с капюшоном стоит в темной комнате и смотрит на ключи
Крупный план золотых слитков в руках вора
Вид сзади на грабителя в кожаных перчатках, использующего ноутбук с пустым экраном в авто
Вор в маске и кожаных перчатках держит беспроводной динамик во время ограбления
Силуэт человека, сражающегося с грабителем, держащим нож, изолированный на белом
Обрезанный вид афроамериканского бандита, держащего нож, изолированный на черном
Мужчина-вор в черной толстовке с капюшоном крадет ноутбук из машины
Афроамериканский полицейский арестовывает преступника в капюшоне рядом с коллегой и патрульной машиной на городской улице
Избирательный фокус испуганного водителя, смотрящего на грабителя с ножом в машине
Афроамериканский хулиган с бейсбольной битой смотрит в камеру рядом с граффити на стене
Коллаж афроамериканского полицейского, достающего пистолет и указывающего пальцем на преступника на улице
Женщина-полицейский разговаривает по рации, пока ее напарник преследует вора
Злой вор указывает пистолет у женщины, сидящей в машине ночью
Коллаж грабителя в балаклаве, держащего нож рядом с водителем в машине
Ограбление мужчины, кража смартфона из сумки женщины с кофе в лифте
Вор в черной толстовке с фонариком и отверткой смотрит в машину
Афроамериканский полицейский держит дубинку рядом с коллегой, целясь из пистолета, и преступник на размытом фоне на открытом воздухе
Преступник в толстовке с капюшоном и маске показывает ключи на камеру неясное лицо с пистолетом, изолированным на черном
Вид сбоку афроамериканского хулигана в капюшоне, стоящего изолированного на черном
Вор-мужчина, крадущий бумажник из женской сумки в городе
Грабитель в толстовке с капюшоном крадет деньги и ценности, сцена ограбления дома
Силуэт человека в толстовке с ножом на черном фоне с дымом, баннер
Испуганный мужчина прячется от грабителей и звонит в службу 911, сцена ограбления дома
Полицейский смотрит на молодого человека в капюшоне человек на улице из окна
Вид сбоку на хакера в балаклаве, использующего ноутбук возле банкомата
Вид сбоку на афроамериканского бандита в маске, держащего нож, изолированный на черном
Обрезанный вид вора, крадущего золотые слитки из сейфа
Испуганный мужчина прячется от грабителей, проникающих в помещение, сцена ограбления дома
Emagine Entertainment | Магия кино и не только
Скоро
Другие фильмыПапский экзорцист
R 1 час 43 минуты
Изображение реального отца Габриэле Аморта, священника, бывшего главным экзорцистом Ватикана и кто исполнил более. ..
Получить билеты
Стражи Галактики Том. 3
PG13 2 часа 29 минут
В Marvel Studios «Стражи Галактики Том. 3», наша любимая группа неудачников в наши дни выглядит немного по-другому. Питер Квилл,…
Получить билеты
Ренфилд
R 1 час 33 минуты
Зло не может существовать вечно без небольшой помощи. В этой современной чудовищной истории о верном слуге Дракулы, Николасе Холте (Безумный Макс: Ярость…
Получить билеты
Evil Dead Rise
R 1 час 37 минут
Закрученная история о двух разлученных сестрах, чье воссоединение было прервано восстанием одержимых плотью демонов, толкающих их в первобытный…
Fast X
NR 2 часа 10 минут
Десятая часть франшизы «Форсаж».
Получить билеты
Сейчас в эфире
Посмотреть другие фильмыФильм о братьях Марио
PG 1 час 32 минуты
Бруклинский сантехник по имени Марио путешествует по Грибному королевству с принцессой-грибом по имени Пич и антропоморфом Жаба. ..
Получить билеты
Dungeons & Dragons: Honor Among Thieves
PG13 2 часа 14 минут
Очаровательный вор и группа невероятных авантюристов предпринимают грандиозное ограбление, чтобы найти потерянную реликвию, но все идет наперекосяк, когда…
Получить билеты
AIR
R 1 час 52 минуты
От отмеченного наградами режиссера Бена Аффлека AIR рассказывает о невероятном партнерстве между тогдашним новичком Майклом Джорданом и…
Получить билеты
Джон Уик: Глава 4
R 2 часа 49 минут
Джон Уик (Киану Ривз) находит путь к победе над Высшим столом. Но прежде чем он сможет заслужить свою свободу, Вик должен сразиться с новым…
Получить билеты
Шазам! Ярость богов
PG13 2 часа 10 минут
От New Line Cinema выходит «Shazam! Ярость богов», которая продолжает историю подростка Билли Бэтсона, который, произнося заклинание. ..
Получить билеты
Сейчас показывается
Тысяча и одна
PG13 1 час 57 минут
ТЫСЯЧА И ОДИН следует за бескомпромиссной и свободолюбивой Инес (Тейана Тейлор), которая похищает шестилетнего Терри из приемной семьи ….
Получить билеты
Creed III
PG13 1 час 56 минут
Доминируя в мире бокса, Адонис Крид (Майкл Б. Джордан) процветает как в карьере, так и в семейной жизни. Когда детство…
Получить билеты
Человек-муравей и Оса: Квантовая теория
PG13 2 часа 05 минут
В фильме, который официально открывает пятую фазу Кинематографической вселенной Marvel, партнеры-супергерои Скотт Лэнг (Пол Радд) и Хоуп Ван…
Получить билеты
Его единственный сын
PG13 1 час 41 минута
После призыва Господа вера Авраама подвергается испытанию во время его трехдневного путешествия, чтобы принести в жертву своего сына.
Получить билеты
65
PG13 1 час 33 минуты
После катастрофы на неизвестной планете пилот Миллс (Адам Драйвер) быстро обнаруживает, что он действительно застрял на Земле… 65 миллионов… Ричард: Я есть все
NR 1 час 38 минут
Единственная в своем роде икона рок-н-ролла, сформировавшая мир музыки.
Получить билеты
Иисус Христос Суперзвезда {1973} 50 лет
G 1 час 48 минут
Знаменитая рок-опера композитора Эндрю Ллойда Уэббера и автора текстов Тима Райса оживает на большом экране. Провокационно для своего времени (пока…
Получить билеты
Beautiful Disaster
R 1 час 45 минут
Плохой парень Трэвис — именно то, что нужно первокурснику колледжа Эбби и чего он хочет избежать. Он проводит ночи, сражаясь в подпольном боксе. матчи,…
Получить билеты
Властелин колец: Возвращение короля 20th Anni
PG13 4 часа 20 минут
По заключению J. R.R. В эпическом шедевре Толкина «Властелин колец» армии собираются для финальной битвы, которая решит судьбу…
Получить билеты
Супермен (1978)
PG 2 часа 23 минуты
Инопланетный сирота отправляется из своего с умирающей планеты на Землю, где он вырастает и становится первым и величайшим супергероем своего приемного дома.
Текущие акции
Император Шоутайма!
Теперь показаны самые важные игры дня в профессиональном и студенческом спорте в полном стиле Вегаса для гостей 21 года и старше.
Узнать больше
Компания Emagine набирает сотрудников во всех офисах. Работа в Emagine дает прекрасную возможность работать в веселой обстановке, с гибким графиком и отличными возможностями для карьерного роста. Члены команды Emagine также получают бесплатные фильмы! Подать заявку сегодня.
Подробнее
Самый большой экран CinemaScope на Среднем Западе находится в Кантоне.