Разное

Осирис фото бог – происхождение, внешний облик и современные интерпретации

Осирис – биография египетского бога возрождения, атрибуты, образ

История персонажа

Мужчина с грозным выражением лица, одетый в лоскуты мумифицирующей ткани, долгое время вызывал страх и трепет у населения Египта. Богатые и бедные жители плодородных земель верили, что Осирис – справедливый правитель подземного царства – знает о проступках каждого. И только бог, познавший великую любовь и неизмеримые страдания, может решать, кто достоин оставаться в живых, а кто так и не покинет мир мертвых.

История происхождения

Первое упоминание царя загробного мира было обнаружено на стене пирамиды. Надпись известна под именем «Тексты пирамид» и датирована серединой пятой династии Древнего Египта.

Особый расцвет культа пришелся на период под названием Среднее Царство. В это время повышенную популярность получил образ Осириса как судьи, решающего, достоин ли смертный вернуться в привычный мир.

ОсирисОсирис

До возвеличивания статуса божество воспринималось населением как покровитель урожая и даритель изобилия. Исследователи часто проводят параллель между Осирисом и Дионисом. Но, кроме общих сфер влияния, богов ничего не связывает. Дионис – веселый обаятельный юноша, в то время как Осирис – взрослый меланхоличный и властолюбивый мужчина.

В 1875 году до Рождества Христова на территории Абидоса была установлена стела Ихернофрета, на которой подробно изложена информация о культах и празднествах, связанных с Осирисом. Торжества проходили в последний месяц разлива Нила и длились 5 дней. Священный праздник проводился на землях рядом с рекой, а под конец переносился в специальные храмы.

Статуя бога ОсирисаСтатуя бога Осириса

Правление династии Лагидов заметно трансформировало образ бога. Чтобы подружить две культуры (жителей Египта и пришедших эллинских переселенцев), фараоны соединили в образе Осириса привычное божество и священного быка Аписа. Слияние египетского образа и греческой внешности породило нового бога – Сераписа. Подобная замена положила начало угасанию некогда популярного культа.

Осирис в мифологии

До того как стать богом возрождения, Осирис долгое время был бессмертным правителем на Земле. Мужчина родился в семье фараона. После смерти отца женился на собственной сестре Исиде и занял трон Египта. Один из ближайших советников будущего бога – младший брат Осириса по имени Сет.

Юноша тихо ненавидел Осириса, но не решался на активное сопротивление, выжидая подходящего момента. Помимо притязаний на трон, между братьями встала жена Сета – Нефтида. Девушка влюбилась в фараона, но мужчина не обращал на золовку внимания. Тогда Нефтида приняла образ жены Осириса и соблазнила родственника.

Бог СетБог Сет

От внебрачной связи родился ребенок, которого коварная девушка назвала Анубис. Опасаясь реакции Сета, Нефтида выбросила новорожденного в камыши. Позже малыша нашла Исида и воспитала ребенка.

Неизвестно, узнал ли о связи Сет, но терпение молодого человека закончилось. Юноша жаждал заполучить трон. Сета раздражала любовь народа, которой пользовался правящий фараон, поэтому младший брат разработал план убийства.

Однажды Сет пришел в тронный зал и заявил, что создал саркофаг, который подарит тому, кто поместится в гроб. Больше всех саркофаг подошел Осирису. Пока брат примерял гроб, Сет захлопнул крышку и залил саркофаг свинцом. После этого замурованного Осириса бросили в реку. Позже темница бога пристала в берегу и моментально обросла деревом, надежно скрыв мужчину от посторонних.

Богиня ИсидаБогиня Исида

Исида, обеспокоенная отсутствием Осириса, отправилась на поиски возлюбленного. Розыск слишком затянулся, и женщина обнаружила фараона уже мертвым. С помощью заклинания Исида ненадолго воскресила Осириса. Времени хватило лишь на любовный акт, после которого у богини родился сын Гор.

Не желая расставаться с любимым, Исида спрятала тело мужа в пустыне. Увы, именно там охотился Сет, который случайно наткнулся на брата. В порыве ненависти мужчина растерзал останки бывшего фараона и разбросал части по всему Египту.

Жена Осириса и Анубис собрали все, что осталось от правителя Египта. Не сохранился только детородный орган будущего бога. Фаллос Исида слепила из глины (другой источник – из золота). Вместе с собственным воспитанником женщина собрала и забальзамировала тело любимого.

АнубисАнубис

Младший ребенок Осириса, став взрослым, отомстил родному дяде. Во время сражения Сет вырвал глаз Гора, а юноша заставил мертвое тело отца поглотить глаз. Животворящий орган зрения вернул Осириса к жизни. Но фараон решил остаться в обители мертвых, за что получил титул царя загробного мира. Теперь в обязанности Осириса входило проведение судебных заседаний, на которых решалась судьба простых смертных. Править и разрешать вопросы на суде богу помогал любимый сын Анубис.

Посредине тронного зала бог установил весы, позволяющие взвесить сердце умершего. Если орган перевешивал перо богини Маат, которое лежало на соседней чаше, то человек отправлялся в неизвестность. Сердце же честного и непорочного человека по весу равнялось необычному перышку. Такого праведника отправляли на поля Иару, и человека ожидало скорое возрождение.

Экранизации

Могущественный бог нередко появляется в различных блокбастерах и мистических многосерийных фильмах. Зачастую герой исполняет свою непосредственную роль – решает судьбу простых смертных.

В сериале «Сверхъестественное» Осирис вызывает на суд Дина Винчестера. Авторы фильма показали нам непростой характер бога. Мужчина с легкостью манипулирует фактами и аргументами, представляя дело так, как этого хочет сам. Воплотить образ на экране доверили Фарану Таиру.

Необычный внешний вид принимает Осирис в сериале «Звездные врата». Воскресший дух божества вселяется в тело девушки и отправляется на поиски возлюбленной Исиды. Роль женственного Осириса исполнила Анна-Луис Палмер.

Брайан Браун в образе ОсирисаБрайан Браун в образе Осириса

В 2016 году режиссер Алекс Пройас снял фильм «Боги Египта», основанный на древнеегипетской мифологии. Кинокартина рассказывает о Горе, который намерен отомстить собственному дяде, убившему родителя бога. Роль Осириса досталась актеру Брайану Брауну.

Интересные факты

  • Египтяне считали, что после второго воскрешения у Осириса появилась зеленая кожа – олицетворение растительного мира.
  • Все атрибуты бога изготовлены из папируса: корона, джет и священная ладья выполнены из разных частей растения.
  • Осирис стал четвертым богом, который начал карьеру на посту фараона.
  • Усыпальница великого бога обнаружена в древнем городе Абидос.

24smi.org

Бог Осирис

Бог Осирис

В древности Египет был огромной по древним меркам страной, с бескрайними пустынями и ухоженными пашнями, которые соседствовали друг с другом, как соседствует богатство и нищета.

Простые люди проводят все дни в неустанной работе. На смену весне приходило знойное лето, за дождливой осенью приходила холодная зима, растения вырастали, погибали и на их месте снова начиналась новая жизнь, но уже других растений. По пустыне ходят множество ужасных животных, людей настигают болезни и всевозможные трудности. Пытаясь как-то объяснить необъяснимые законы природы, стараясь найти себе помощника, защитника люди начали придумывать мифы. Постепенно мифы становились религией. Боги в мифологии происходили из простых смертных людей, у многих были семьи. Они могли быть как плохими, так и хорошими. В их среде присутствовал обман, вражда, убийства, зависть, но было место и любви, преданности, заботе, то есть в их жизни находилось место всему тому, что было в жизни простых людей. Одним из самых уважаемых и почитаемых богов считался хозяин потустороннего мира – бог Осирис.

Это бог Возрождения, является одним из самых главных богов в иерархии древней Египетской мифологии. Его имя переводится как «один могущественный». Это владыка загробного мира, его рисовали в виде человека с бычьей головой, ноги как, правило, обмотаны как у мумий. В руках держит цепь и крюк. На голове присутствует корона, ее называли «атеф». По форме она напоминала высокую узкую шапку, к которой с боков прикреплены два пера. Иногда вместо шапки также могли изобразить бычьи рога.

 


Согласно древнеегипетским текстам, Осирис был самым первым сыном божественной семейной пары – Геба и Нут, также он являлся мужем и братом Изиды, Сета и Нефтиды, родителем Анубиса и Гора Осирис правил четвертым по счету из богов. Власть ему досталась по наследству от своего прадедушки Атума Ра дедушки Шу и своего отца Геба. Во время своего правления он обучал людей, как выращивать виноград, фруктовые деревья, обучил земледелию. На голове Осириса находится корона, изготовленная из папируса. Очень часто можно увидеть его плывущим в ладье, она тоже сделана из папируса. Символ бога пучки тростника, как бы вставленные друг в друга. Так как он помогал людям освоить азы земледелия, его изображали с каким-нибудь растением, будь то виноград около трона, или же дерево около гробницы, или же благородный цветок лотоса.

Миф об Осирисе

Осирис, как повествует Плутарх, был обычным живым человеком и правил Египтом. Правил он очень мудро. Во время его правления не было войн, смуты, люди были спокойны за свое будущее, земли давали хорошие урожаи, развивались ремесла, а значит, процветали города. Правил вместе со своей сестрой и одновременно женой Исидой. Это был четвертый по счету правитель: первый – прадед Атума ( или Ра-Атума), далее дед Шу, следом отец Геб. Он многому научил людей. Учил Осирис с помощью слов, песен, сказаний, а не с помощью воин и убийств, грабежей. Люди стали сеять зерно, выращивать плодовые деревья. Жизнь становилась все лучше и легче. Все очень любили Осириса и его жену Исиду, боготворили их, почитали, уважали. И как всегда появился лютый завистник – брат Сет, это его брат. Сет был настоящим уродцем, злым, безжалостным. Если день рождения Осириса был праздником, то про день рождения Сета никогда не вспоминали. Сет изготовил очень красивый гроб, сняв заранее размеры с брата Осириса и явившись на пир, объявил, что подарит саркофаг тому, кому он будет впору. Саркофаг был изумительно красив. Как только Осирис лег в него, Сет тут же закрыл гроб, в этом Сету помогали еще и его приспешники. Далее они саркофаг запаяли и залили свинцом и выбросили далеко в реку. А Исиду Сет посадил в темницу, но ей помогли сбежать ее родные люди.

 

 

Гроб поплыл по течению, его прибило к берегу недалеко от египетского города Библоса. В этом месте сразу выросло чудесное дерево. Когда же во дворце обнаружили, что Осирис исчез, все бросились по поиски. Только верной жене Исиде удалось обнаружить саркофаг с горячо любимым мужем. Она перевозит гроб в Египет и начинает готовиться к церемонии захоронения. Воспользовавшись моментом, видя, что тело Осириса никто не охраняет, Сет разрубил его на 42 куска, или по другим летописям на 15 частей и раскидал по всему Египту. И снова безутешная

Исида отправляется на поиски, желая собрать воедино тело горячо любимого мужа Осириса. Каждый раз, находя очередной фрагмент тела, она на месте проводит обряд захоронения. Но это не одна версия этой трагедии. По другой версии Атум Ра пожалел Исиду и на помощь послал божественного шакала Анубиса. Тот и собрал все тело Осириса. Далее версии сходятся в том, что Осириса забальзамировали. Исида обернулась птицей и, вдохнув жизнь на непродолжительное время, смогла чудесным образом зачать от Осириса сына Гора. В некоторых летописях можно прочесть пикантную подробность. Детородный орган Осириса был отрезан Сетом и выброшен в реку, где его съели рыбы. Исида сделала его искусственное подобие. В Древнем Египте даже проходило празднование этого события. По другой версии детородный орган находился в Мемфисе, там-то его и нашла жена Осириса. Далее уже после своего воскрешения Осирис не хочет быть земным царем и удаляется в загробный мир, где начинает властвовать над душами умерших, оставляя земное царствование своему сыну Гору.


Справедливый суд бога Осириса


Осирис в подземном царстве стоит во главе 42 богов. Церемония встречи умершей души человека происходит в Зале Двух истин. Осирис восседает на троне, стоящим в центре этого зала. В руках он держит крюк и связку тростника. Умерший рассказывает о том, как он жил, почитал ли богов, уважал ли рядом живущих, не обижал ли ближних. Рассказ о прошедшей жизни начинался с предлога: «не» – «не убивал», «не обманывал», « не воровал» и т.д. Впоследствии это повествование о прошедшей жизни назвали « рассказом отрицания». Все выслушивалось богами, и далее проходил основной церемониал. Сердце покойного клали на одну чашу весов, а перо богини Маат на другую чашу. Если перевешивала чаша с сердцем человека, значит покойный жил неправильно, много грешил. В этом случае его поедало страшное чудовище Аммут и он уже никогда не воскресал. Если же весы находились в равновесии, то значит, человек прожил жизнь достойно и его ожидало вознаграждение – справедливый бог Осирис отправлял душу умершего на благодатные поля Иару.

Осирис и живой царь

Жители Древнего Египта очень почитали и уважали бога Осириса. И фараоны не были исключением, каждый желал задобрить Осириса, чтобы впоследствии его душа попала на поля Иару. Так как все фараоны имели божественные корни, как верили в те далекие времена, следовательно, они не умирали, а становились богами. Очень часто можно встретить в древних источниках фараона с именем бога – Осирис Пепи. В более позднем Египте уже появляются другие желания. Ведь, согласитесь, не хочется все время находиться в мрачных подземельях загробного мира, без солнца, во мраке и сырости. Жрецы, по повелению владык, стали искать и находили « возможности» отправить душу фараона к другому богу – богу солнца Ра. С этого момента Осирис из «хорошего» справедливого владыки загробного царства постепенно превращается в злобного, свирепого «плохого» хозяина мрачного подземелья. И уже в гробницы кладутся молитвы, заклинания, защищающие от бога загробного мира. Но это происходит не так уж и часто, все же образ бога Осириса является светлым.

Противостояние Ра и Осириса

Верованиям Древнего Египта присуще было противостояние богов. У каждого бога есть своя противоположность. У светлого бога солнца Ра противоположностью являлся бог Осирис. Если Ра – это солнце, жизнь, все самое хорошее в настоящей жизни, то Осирис это тоже солнце, возрождение, но только в загробном мире. Но в некоторых источниках описывается борьба одного бога с другим. Даже когда сын Осириса воевал с Сетом, бог солнца изначально был на стороне Сета. В тоже время Осирис пытался присвоить себе заслуги от того, что научил людей выращивать зерновые культуры, и тут не обошлось без недовольства со стороны Ра. Но боги не всегда враждовали между собой. В «Книге мертвых» рассказывается, что бог солнца Ра посетил душу умершего Осириса, тем самым дав ему возможность возродиться в загробном мире.

Культ бога Осириса в Древнем Египте

Жители Древнего Египта верили, что благодаря помощи Осириса каждый год наступает весна, с ее приходом все оживает, начинает расти, давать урожай, а значит можно не бояться голода. По древней религии можно судить о представлении людей о правилах, нормах жизни. Древние люди верили, что, только живя честно, праведно можно заслужить лучшее в загробной жизни и получить возможность возродиться к новой жизни. Также можно наблюдать вечную борьбу добра и зла, видеть, как побеждает добро. По текстам летописей видно стремление людей к справедливости, доброте. Они верили, что зло не останется безнаказанным, за совершенным злом всегда последует справедливое возмездие. Со временем египтяне начинают награждать бога Осириса качествами присущими другим богам. Бог Осирис охраняет места захоронения, охраняет останки человека, присутствует при бальзамировании тела человека и соответственно помогает его близким, утешает их. То есть бог, Осирис становится полновластным главой подземного и загробного мира, а также всех обрядов сопровождающих похороны человека.

 

Существовало несколько центров особого поклонения Осирису. Одним из центром культа бога Осириса был город Абидос. Древние египтяне верили, что голова бога находилась именно в этом городе. На гербе города изображалась корона, это была корона бога Осириса. В этом городе находилась гробница фараона Джера, именно ей и стали поклоняться как гробнице Осириса. Здесь проводился ежегодно очень пышный праздник, посвященный любимому богу. По центральным улицам торжественно проплывала огромная ладья, на улицах разыгрывались сценки из жизни Осириса. Следующим местом особого почитания бога Осириса является город Джеру. Здесь также устраивался ежегодный праздник в честь любимого бога. Эти два наиболее явные места почитания бога Осириса, но культ бога расходится далеко за пределы Египта, ему например, поклонялись древние жители Междуречья, Греции и других древних государств.

Статью написала: Белова Татьяна Владимировна

Добавить комментарий

istorii-x.ru

бог Древнего Египта. Изображение и символ бога Осириса

Египетская мифология – одна из старейших в мире. С годами верховным богом стал хозяин страны мертвых, бог Осирис, культ которого вызывал чувство уважения и страха. Именно он решал, что заслуживает душа: вечной жизни или забвения. Каждый человек попадал на его суд, на котором взвешивались благие деяния и грехи.

Божественная династия

Мифы – это всегда интересно. Древние люди верили, что богам не чуждо все человеческое, а особенно в чувствах. Поэтому они влюблялись, ссорились, рожали детей. Об этом и рассказывают предания.

Египетские легенды говорят о том, что ранее земля была бескрайним океаном. Ее покрывали волны, холодные и мертвые. Океан назывался Нун. Но однажды над бескрайней водой пролетела птица феникс и своим криком изменила просторы. С поверхности сошел Атум – первое божество. Через несколько поколений появился Осирис. Бог-праотец осознал, что море снова замерзнет без ветра, и создал сына Шу. Вместе с ним родилась и близняшка-дочь Тефнут, ставшая покровительницей океана, порядка и мысли. Это были два божества с одной душой, женское и мужское начало. Впоследствии именно покровительница воды помогла создать мир.

Но земля оставалась темной. Отец потерял своих детей и долго искал их. Чтобы найти первенцев, он выколол себе глаз и кинул его в воду. Око должно было разыскать детей. Но Атум справился сам и так сильно обрадовался, что из воды появился лотос, а из него бог Ра – повелитель солнца. Он заплакал от счастья, и его слезы превратились в людей. Позже этот бог стал отражением Атума. Но глаз, который истратил силы, обиделся и в гневе стал змеей. Тогда верховный бог поместил его себе на корону.

Шу и Тефнут стали первой небесной парой. У них родилось двое детей: Геб – покровитель земли и Нут – владелица неба. Они так любили друг друга, что не разрывали объятий. Поэтому с самого начала земля и небо были соединены. Но когда они поссорились, Ра приказал ветру Шу разделить их. Богиня неба поднялась вверх. От высоты голова кружилась, поэтому ее отец, ветер, днем поддерживал ее, и каждую ночь опускал на землю. Мать Тефнут – богиня росы и дождя – тоже держала дочь, но быстро уставала. Когда ей было тяжело, на землю лилась вода.

В темноте Нут встречалась с супругом. Ра, узнав об этом, разгневался. Он проклял Нут, чтобы она не рожала. Но через хитрость Тоту она все же смогла иметь детей, среди которых был и бог Египта – Осирис.

Мудрость великого бога

Тот – патрон мудрости и магии – решил помочь небесной Нут. Он отправился к Луне и выиграл у нее хитростью 5 дней. Тогда у Нут и Геба появились дети. Первым был Осирис. Его братьями и сестрами стали Нефтида – правительница мертвых, Исида – хранила любовь и судьбу, Сет – зло.

Когда родился Осирис, голос сказал, что это будет владыка всего сущего. По легендам считалось, что он прямой потомок Ра.

Повзрослев, Осирис занял трон отца Геба. Это был четвертый бог-фараон. Первое, что он сделал, заняв престол – начал обучать людей мудрости. До того племена жили дикарями и ели себе подобных. Фараон обучал есть и растить злаки. На помощь пришел Тот, который был символом мудрости. Вместе они установили главные законы. Тот придумал имена, дал названия вещам, подарил письменность, научил искусству и различным ремеслам. Египетский бог Осирис рассказал, как нужно поклоняться высшим силам. Он был мастером земледелия и заставил всех работать. С его воли люди научились медицине и магии. Делали вино и варили пиво. С его установками строили города. Обрабатывали руду и медь. Правление назвали Золотым Веком. Властвование проводилось без кровопролития и войн. Женился, по семейной традиции, на сестре Исиде, которая полюбила его еще будучи в утробе матери.

Приведя в порядок свои земли, он пошел в соседние края, где до сих пор царил хаос. Миром и мудростью начал править в других племенах. На троне осталась жена, которая передавала своему народу знания домашнего хозяйства и науку семейной жизни.

Интриги пантеона

Пока Осирис делился своим опытом, его брат Сет тайно влюбился в Исиду. Его чувства были настолько сильны, что он решил убрать брата из мира. Сет недолго искал сторонников. Многим демонам была не по вкусу сложившаяся ситуация. Брат бога Осириса смастерил саркофаг, озолотил его и украсил дорогими камнями. Перед тем он тайно измерил рост бога плодородия. Затем устроил пир, куда пригласил элиту Египта. Когда гости напились вином, Сет вынес ящик. Зрители ахнули от увиденной красоты. Сундук им приглянулся. Тогда бог зла сказал, что подарит его тому, кто туда идеально поместится. Каждый решил попробовать лечь в ящик, но одним он был тесный, другим длинный. Когда туда лег Осирис, предатели закрыли крышку и заколотили гроб. Ловушка сработала. Ящик вынесли и бросили в реку. Но течение не понесло саркофаг в море.

Египетская мифология четко указывает, что за пределами Нила проложена черта жизни и смерти. Река унесла его из страны людей в царство душ. Бог, которого считали вечным, перешел в мир мертвых.

Узнав о подвохе, Исида стала носить траур. Она долго горевала и искала по земле тело любимого. Через некоторое время женщине подсказали, где видели гроб. Но ящик зарос вереском, и один из царей забрал его к себе во дворец, как колонну. Исида узнала об этом и начала служить в замке как простолюдинка. Впоследствии безутешная вдова унесла саркофаг. Разрубленный верес, что стоял столбом, позже стали использовать, как символ бога Осириса. Когда открыли крышку, богиня расплакалась. В Египте она спрятала ящик в дельте Нила.

Большая сила божественной любви

Была еще одна причина того, почему Сет возненавидел брата. По семейной традиции, дети одних родителей сочетались браком. Так произошло в паре близнецов Шу и Тефнут, Нут и Геб. Эта участь ждала и их детей – Осириса и Исиду и Сета плюс Нефтиду.

Бог зла был женат на своей второй сестре. Но эта женщина искренне полюбила египетского фараона и по совместительству родного брата. Одной ночью она перевоплотилась в Исиду и разделила с ним ложе. Так на свет появился сын Дуата Анубис, ставший мастером мумификации. Женщина долго скрывала правду от Сета. Но когда ситуация повернулась против Осириса, она перешла на сторону добра и стала союзницей сестры.

Далее события разворачиваются следующим образом. Однажды вечером Сет рыбачил на Ниле и наткнулся на саркофаг. В порыве злости он разрубил тело брата на 14 частей и разбросал их по всему миру. Бедная Исида и ее сестра начали искать тело. Поиски были удачными, нашли все куски кроме фаллоса. Впоследствии его заменили глиняным.

Там, откуда забирали часть тела, строили храм. Сет видел святилище и думал, что прах погребен навечно, даже не подозревая о том, что врага хотят воскресить.

Жена бога Осириса и его сторонники, сестра Нефтида, друг Тот и сын Анубис, создали мумию. Процесс длился 70 дней. Очень горевала Исида и потому, что не имела детей. Но за счет большой магии она превратилась в птицу Хат, сказала заклинания и забеременела.

Судьба наследника

Долгое время вдова, которая ждала малыша, скрывалась. Когда рожала, сказала, что ее сын отомстит за смерть отца. Ребенка назвали Хор. Исида растила его и ждала того дня, когда восторжествует справедливость. Весь пантеон охранял ее и младенца от плохого Сета.

Когда Хор вырос, произошло сражение с дядей за трон. В ходе войны Сет выбил глаз племяннику. Одна из легенд гласит, что когда око вернулось к владельцу, Хор отнес его к мумии. Сын бога Осириса всунул в тело покойника глаз, и тот воскрес. Но мужчина уже не принадлежал этому миру, а должен был править царством мертвых. Перед прощанием отец задал несколько загадок Хору и убедился, что сын сможет достойно его заменить. Затем благословил дитя на победу.

С тех пор египтяне считали, что каждый проходит путь Осириса, то есть умирает и воскресает. А мумификация не дает телу тлеть. Подобно этому богу, ежегодно воскресает и природа. На том свете он взвешивает грехи людей и выступает судьей.

80 лет продолжались битвы дяди и племянника. Устав от постоянных войн, Сет и Хор обратились к высшим богам. Суд решил, что трон принадлежит сыну Осириса. Сет стал повелителем пустыни и бури. Бог Египта Осирис и его сын были последними мистическими правителями. После них землей правили люди.

Портрет земного бога

Образ этого существа чрезвычайно сложный и прошел много трансформаций. Считается, что первое его имя было Джеду, и поклонялись ему в восточной части дельты Нила. Затем его сущность соединилась с ликом Анджеты, покровителем другого города. Поэтому в его руках появились посох и кнут пастуха. С годами он приобретает новые силы, становится царем земледельцев и обзаводится лозой и лотосом.

С 1600 года до н. е. его изображали как проросшее зерно.

В конце Нового царства ассоциировали с Ра. Изображение бога Осириса стало подаваться с солнечным диском над головой.

Став во главе умерших, он не перестал рисоваться среди буйства растений. Перед ногами разливался пруд, где рос лотос. Рядом ставили дерево, на котором сидела душа в лике феникса.

Царство мертвых

Оставив земной мир, бог стал владыкой умерших. Мифология говорит, что он возглавлял 42 божества, которые решали судьбу покойника. Каждый, кто переходил в загробный свет, попадал в зал двух истин. Человек говорила клятву отречения, суть которой в том, что говорящий начинал фразы с приставки «не»: не нарушил, не обманул.

Далее проходила процедура взвешивания. На весы клали с одной стороны сердце покойника, с другой – перо богини истины. За всем наблюдал Осирис. Бог определял загробную участь. Было два варианта: счастье полей Иару, где радость и веселье, или сердце грешника отдавали монстру Аммуту, что обрекало его на вечную смерть.

Культ загробной жизни был настолько велик, что в эпоху Нового царства Осирис был самым высоким среди богов. Отсюда пошла новая теория. Отныне вечное существование ждет не только богачей, а и бедняков. Билет в рай – это примерное существование, нравственность, покорность.

По представлениям египтян, о всех благах того света должны были заботиться близкие, поскольку смерть воспринимали как глубокий сон. Для того чтобы человек после пробуждения смог жить нормально, тело мумифицировали. Это была не прихоть, а неотъемлемая часть практики.

Суд бога Осириса вызывал чувство страха и трепета. А он сам был не только первой мумией, но и основоположником культа мертвых.

Образ темного повелителя

Владыка душ стал неофициальным родоначальником литературы и художественного искусства. Сила вдохновляла людей на создание рассказов о его подвигах. Их изображали на стенах и пергаменте. Большинство страниц ему посвятили в «Книге мертвых». Эти работы открывают нам образ бога.

Как и все небесные создания, Осирис частично был человеком. Судья встречал подданных сидя. Его ноги были забинтованы. В руках лежали символы власти – крюк и цепь.

Бог Осирис в Древнем Египте имел присущую только ему черту. Это была корона, носящая название «атеф». Сделан этот венец был из папируса. Цвет белый, по бокам прикреплены два красных пера страуса. Сверху они завивались. Иногда на продолговатой шапке были рога барана. Именно по этой короне исследователи распознавали на фресках бога тьмы.

Можно встретить рисунки, где Осириса изображают зеленым. Это ссылка на его земное правление, где он был покровителем плодородия и земледелия. Если бог красный, то это цвет почвы. Также в его руках может быть виноградная лоза, ведь именно он научил людей делать вино. Не редкость изображение бога растений среди деревьев.

Старейшей считают фреску, которая была создана в правление V династии фараона Джедкара – ок. 2405-2367 до н. э. На ней изображен бог Осирис. Фото, имеющие тысячелетнюю историю, представляет интерес как для ученых, так и для простых обывателей.

Египетские боги в Греции и христианстве

О богах Древнего Египта мир впервые узнал от греческих мыслителей. Иосиф Флавий, Юлий Африкан и Евсевий Кесарийский подробно изучали историю соседнего царства. Но больше всего современники черпают из исследований Плутарха. Этот человек написал трактат «Об Исиде и Осирисе». Много интересного можно найти в его работе. Единственный минус – в произведении полно переплетений египетских мифов с греческими. Так, например, есть неточности, связанные с названием «Осирис». Бог с таким именем не существовал в Египте, но был культ Усиро. Известное нам имя просто ближе к языку Плутарха. Есть и другие замены: Ра стал Гелиосом, Нут – Реей, Тот – Гермесом. А главный герой винодел стал Дионисием.

Многие ученые видят общие черты египтянина с Христом. Так, оба учили людей мудрости и предлагали вино и хлеб как свою плоть и кровь.

А все началось с того, что археологи нашли молитву, датированную тысячным годом до нашей эры. Она слово в слово повторяла «Отче наш». Проводится много параллелей о рождении обоих богов. Дева Мария узнала о благословенном ребенке от архангела, а Нут от неизвестного голоса. Далее Исида скрывается с сыном от злого Сета, как и Мария с Иисусом.

Древнеегипетский бог Осирис был специально придуман для рабов, которые надеялись на другую, лучшую жизнь после смерти. Так же трактуют и суть христианской веры.

Еще одно родство Иисуса и Осириса – смерть и воскресение.

Символ – саркофаг

Имя Усиро человечеству известно уже более пяти тысяч лет. Слово «Ус-Ири» так и не имеет точного перевода, но большинство ученых считают, что оно значит “тот, который идет своей дорогой”. Это был один из самых популярных культов Египта, поэтому неудивительно, что его образ часто встречается в искусстве. Неудивительно, что ему посвящали фетиши. Предметом Осириса был джед.

Первые атрибуты для культа – деревянные шесты с закрепленными связями пшеницы. Для праздничности их перевязывали красной лентой – поясом. Это был символ новой жизни и сезона. В разных регионах фетиш делали по-своему. Порой это были связки тростника.

После популяризации мифа о том, что Исида нашла вертикальный гроб с мужем в вересе, джед начали воспринимать как позвоночник бога. Большую роль столб играл при перемене царей. Ни одна коронация не проводилась без этого символа.

Каждую весну джед ставили вертикально. Это означало поражение Сета и мир, который принес Осирис. Бог получал победу тогда, когда созвездие Ориона пряталось за западным горизонтом.

Маленькие статуэтки использовали как талисманы.

fb.ru

Египетский бог Осирис | Mastertours

15.01.2017

Одной из самых главных фигур в древнеегипетском пантеоне богов был Осирис. В египетской мифологии он ассоциируется с плодородием и земледелием, ежегодно умирая и воскресая, подобно растительному миру. Кроме того, царствуя в загробном мире, он вершил суд над умершими.

Происхождение Осириса

Жрецы одного из древнеегипетских религиозных центров Гелиополя в основе происхождения вселенной и человека представляли девятку самых главных богов – Энеаду. Согласно «Текстам пирамид» — надписям, найденным на стенах внутри пирамид пятой династии, Осирис был старшим сыном богини неба Нут и бога земли Геба, являясь представителем четвертого поколения богов. В день его появления уже было известно о том, что он станет самым могущественным владыкой на земле и на небе, и что он сын бога солнца Ра. Местом рождения Осириса считается пустыня, расположенная к западу от Мемфиса, место, где по мнению древних египтян начиналось загробное царство.

Египтяне изображали Осириса как человека с зеленой кожей, у которого ноги и нижняя часть туловища обмотаны как у мумии, а в руках находятся символы царской власти: цеп и крюк. Отличительной чертой божества была высокая корона с перьями по бокам. Часто бога изображали в окружении вьющихся растений, или же сами стволы растений обвивали тело Осириса.

Кроме Осириса богиня Нут родила бога Хора, злого бога пустыни Сета, богиню любви, материнства и супружеской верности Исиду и богиню-покровительницу мертвых Нефтиду. Исида и Осирис полюбили друг друга еще во чреве матери, и впоследствии стали мужем и женой. Эти две фигуры занимают центральное место в древнеегипетской мифологии.

Жизнь, смерть и возрождение Осириса

Унаследовав трон у своего отца Геба, Осирис правил на земле вместе с Исидой. В те времена в Египте царили мир и покой. Осирис обучил людей земледелию, орошению земель, ремеслам, искусству врачевания, письму и строительству городов. Очень важными стали исполнение людьми законов и почитание богов. После установления порядка в Египте, Осирис решил отправиться в другие страны для обучения иных народов. Править страной осталась Исида, которая продолжала обучать египтян медицине и магии, а женщин — ведению домашнего хозяйства и сохранению семьи.

Сет завидовал брату и ненавидел его за любовь людей к своему правителю. К тому же, Сет был тайно влюблен в Исиду. Задумав убить Осириса, Сет приказал смастерить саркофаг по меркам его тела, и по возвращению брата из путешествия созвал пир. В разгар ужина слуги внесли саркофаг, украшенный драгоценными металлами и камнями. Сет предложил гостям по очереди ложиться в сундук, и кому тот придется в пору, тому и будет дорогим подарком. Когда в саркофаг лег Осирис, демоны, помогавшие Сету в заговоре, захлопнули крышку, обвязали саркофаг ремнями, запаяли свинцом и бросили его в реку.

Саркофаг не утонул, его течением отнесло к берегам Библоса, где он застрял в ветвях вереска. Когда дерево разрослось, саркофаг оказался внутри ствола. Царь Библоса, увидев сильное дерево, приказал срубить его и сделать из него колонну для дворца.

Узнав о происшедшем с мужем, Исида отправилась на поиски его тела. Дети, повстречавшиеся ей на пути, подсказали, где видели саркофаг. Устроившись в услужение к правителю Библоса, Исида уговорила правителя отдать ей колонну. Разрубив ствол дерева, Исида извлекла из него тело мужа. Сам ствол Исида окропила маслом и обернула льном. С тех пор столб из дерева Джед является символом Осириса.

Тело мужа Исида втайне доставила в Египет, где спрятала в зарослях камыша на берегу Нила. Однажды, отправившись на охоту, Сет наткнулся на тело Осириса. В гневе он разрубил брата на четырнадцать частей и раскидал их в разные стороны по всему Египту.

Исида вновь отправилась искать мужа. В этом ей помогали Нефтида и шакалоподобный бог Анубис. Когда какая-либо часть тела Осириса находилась, в этом месте Исида совершала погребальный обряд и ставила надгробную стелу. Этим объясняется наличие нескольких захоронений, претендующих на гробницы Осириса. Единственная часть тела, которая не была найдена – это фаллос Осириса, который съели рыбы. Исида слепила фаллос из глины и прирастила его к воссоединенному телу Осириса. Анубис помог запеленать и забальзамировать тело. Так появилась первая мумия в Египте.

Исида очень сожалела, что не родила сына Осирису. Тогда, превратившись в самку коршуна, она распластала крылья по мумии своего мужа, с помощью магии извлекла из него жизненную силу и забеременела. Рожденного сына Исида назвала Гором. Когда Гор вырос, он смог отомстить Сету за смерть своего отца. Свое око, вырванное Сетом в самом начале битвы, Гор дал проглотить отцу, после чего Осирис воскрес. Но на землю Осирис не возвратился, а стал правителем загробного мира. На земле остался править Гор, передавший впоследствии трон фараонам.

Земледельческий культ Осириса

Описание в мифах смерти и возрождения Осириса связано с его функциями в качестве бога плодородия и земледелия. Сев ассоциировался с похоронами зерна — Осириса, всходы – с его возрождением, жатва – с умерщвлением.

В конце зимы – начале весны в Египте проводили обряд, во время которого воссоздавались эпизоды мифов об Осирисе. Жрицы, олицетворявшие Исиду и Нефтиду, изображали поиски и оплакивание смерти бога. После этого инсценировался бой Гора и Сета, заканчивавшийся водружением столба «джеда», посвященного Осирису и означавшего его возрождение (и воскрешение природы).

Обряды коронации фараона также были связаны с Осирисом. Молодой царь изображался Гором, а умерший фараон становился самим Осирисом, предполагая, что он также оживет после смерти. Другой, ставший известным историкам, обряд олицетворяет Осириса как бога растительности.

Во время обряда статуя Осириса, расположенная в храме, засыпалась зерном и ко времени наступления праздника появлялись всходы растений, символизировавшие возрождение божества. Найдено множество рисунков, на которых изображен жрец, поливающий мумию Осириса с проросшими из нее колосьями. Функции Осириса, связанные с земледелием, во время обрядов выполнял фараон. Перед началом подъема воды в Ниле фараон бросал в реку свиток с указом воде разлиться, на празднике урожая срезал первый сноп и приносил жертвы в благодарность богам.

Основным древнеегипетским центром культа Осириса был Абидос, где ежегодно проводился фестиваль в честь божества. Считается, что в Абидосе расположена гробница Осириса. В городе Джеду также был распространен культ Осириса. Кроме того, со временем Осириса стали почитать как одного из важнейших богов не только по всему Египту, но и за его пределами.

Осирис – правитель загробного мира

Древние египтяне верили, что подобно Осирису они возродятся после смерти. Попадая в загробный мир Дуат, умерший должен был преодолеть много препятствий и предстать перед вратами Чертога двух истин, в котором вершил суд Осирис. Согласно Книге мертвых, во время суда Осирис восседал на троне в окружении 42 богов (по числу номов или провинций), а боги Анубис и Тот взвешивали на весах сердце умершего, олицетворявшее душу. Противовесом служила Правда — перо богини правосудия Маат.

Грешников поедало чудовище Амат с телом льва и головой крокодила. Праведников ждала безоблачная жизнь в полях Иалу. Любой египтянин знал и учил заклинания, которые смогут помочь ему в путешествии по Дуату, и слова оправдательной речи, которую предстоит сказать на суде Осириса.

Родственники умерших должны были обеспечить необходимые материальные блага для существования в загробном мире. Позднее больший перевес над жертвенными благами получили молитвы и заклинания, обращенные к Осирису и другим богам с просьбой о содействии умершему в обеспечении его всем необходимым.

Поскольку суд перед лицом Осириса был неизбежен для любого египтянина, культ этого божества был самым доминирующим, а сам бог воспринимался как наиглавнейший из всех других. Большинство жителей древнего Египта верили в справедливость высшего суда правителя загробного царства и в то, что самым главным на суде являются не богатство и положение, а моральные качества и поступки.

Заключение

Образ бога Осириса впитал в себя все многообразие эволюции религии древнего Египта, соединив в себе культ царя, воскресающего бога и судьи загробного мира. В то же время с его именем связано объяснение наиболее значимых для египтян воспроизводительных явлений растительного мира, а также появления у человека его знаний и умений. Влияние этого божества распространилось и на древнегреческую мифологию, и даже находит отголоски в христианстве.

Источник

Египетский бог Осирис

1.5 (30%)

mastertours.ru

Египетская мифология (Осирис, Сет, Гор и Исида) » Nibler.ru

Информацию черпал от сюда, начнем.

Осирис, в египетской мифологии бог производительных сил природы, владыка загробного мира, судья в царстве мертвых. Осирис был старшим сыном бога земли Геба и богини неба Нут, братом и мужем Исиды. Он научил египтян земледелению, виноградарству и виноделию, добыче и обработке медной и золотой руды, врачебному искусству, строительству городов, учредил культ богов.
Обычно Осириса изображали человеком с зеленой кожей, сидящим среди деревьев, или с виноградной лозой, обвивающей его фигуру. Считалось, что, подобно всему растительному миру, Осирис ежегодно умирает и возрождается к новой жизни, но оплодотворяющая жизненная сила в нем сохраняется даже в мертвом.Миф:
Сет, его брат, злобный бог пустыни, решил погубить Осириса и изготовил саркофаг по мерке старшего брата. Устроив пир, он пригласил Осириса и объявил, что саркофаг будет подарен тому, кому придется впору. Когда Осирис лег в capкофаг, заговорщики захлопнули крышку, залили ее свинцом и бросили в воды Нила.(Подбирать саркофаг при жизни было нормально в то время.)
Верная супруга Осириса, Исида, нашла тело мужа, извлекла чудесным образом скрытую в нем жизненную силу и зачала от мертвого Осириса сына, названного Гором. Когда Гор вырос, он отомстил Сету. Свое волшебное Око, вырванное Сетом в начале битвы, Гор дал проглотить мертвому отцу. Осирис ожил, но не захотел вернуться на землю, а, оставив трон Гору, стал царствовать и вершить суд в загробном мире.Сет, в египетской мифологии бог пустыни, то есть “чужеземных стран”, олицетворение злого начала, брат и убийца Осириса. В эпоху Древнего царства Сет почитался как бог-воитель, помощник Ра и покровитель фараонов.
Как олицетворение войны, засухи, смерти, Сет также воплощал и злое начало — как божество беспощадной пустыни, бог чужеземцев: он рубил священные деревья, съел священную кошку богини Баст и тп.
Священными животными Сета считались свинья (“отвращение для богов”), антилопа, жираф, а главным был осел. Египтяне представляли его себе человеком с тонким длинным туловищем и ослиной головой. Некоторые мифы приписывали Сету спасение Ра от змея Апопа — Сет пронзил гигантского Апопа, олицетворяющего мрак и зло, гарпуном.Миф:
Сет, позавидовав своему брату Осирису, убил его, а тело сбросил в Нил и законно занял его трон. Но сын Осириса Гор, долгие годы скрывавшийся, хотел отомстить Сету и занять свой трон. Восемьдесят лет бились Гор и Сет. Во время одного из сражений Сет вырвал у Гора его око, ставшее затем великим амулетом уджат; Гор же кастрировал Сета, лишив его основной части его сущности.Гор или Хор, Хорус (“высота”, “небо”), в египетской мифологии бог неба и солнца в облике сокола, человека с головой сокола или крылатого солнца, сын богини плодородия Исиды и Осириса, бога производительных сил. Его символ — солнечный диск с распростертыми крыльями. Первоначально бог-сокол почитался как хищный бог охоты, когтями впивающийся в добычу.Миф:
Исида зачала Гора от мертвого Осириса, коварно убитого грозным богом пустыни Сетом, его братом. Удалившись в глубь болотистой дельты Нила, Исида родила и воспитала сына, который возмужав, в споре с Сетом добивается признания себя единственным наследником Осириса.
В битве с Сетом, убийцей своего отца, Гор сначала терпит поражение – Сет вырвал у него глаз, чудесное Око, однако затем Гор одолел Сета и лишил его мужского начала. В знак подчинения он положил Сету на голову сандалию Осириса. Свое чудесное Око Гор дал проглотить отцу, и тот ожил. Воскресший Осирис передал свой трон в Египте Гору, а сам стал царем загробного мира.Исида или Изида, в египетской мифологии богиня плодородия, воды и ветра, символ женственности и супружеском верности, богиня мореплавания.Исида помогала Осирису цивилизовать Египет и обучила женщин жать, прясть и ткать, лечить болезни и учредила институт брака. Когда Осирис отправился странствовать по свету, Исида заменила его и мудро правила страной.Миф:
Услышав о смерти Осириса от руки бога зла Сета, Исида пришла в смятение. Она обрезала волосы, надела траурные одежды и начала поиски его тела. Дети рассказали Исиде, что видели плывущий по течению Нила ящик с телом Осириса. Вода вынесла его под дерево, росшее на берегу близ Библа, которое стало стремительно расти и вскоре гроб полностью скрылся в его стволе.
Узнав об этом, царь Библа приказал срубить дерево и привезти во дворец, где его использовали как опору для крыши в виде колонны. Исида, догадавшись обо всем, устремилась в Библ. Она бедно оделась и села у колодца в центре города. Когда служанки царицы пришли к колодцу, Исида заплела им волосы и окутала таким благоуханием, что вскоре царица послала за ней и взяла воспитательницей своего сына. Каждую ночь Исида помещала царское дитя в огонь бессмертия, а сама, обернувшись ласточкой, летала вокруг колонны с телом мужа. Увидев сына в языках пламени, царица издала такой пронзительный крик, что ребенок утратил бессмертие, а Исида раскрыла себя и попросила отдать ей колонну. Получив тело супруга, Исида укрыла его в болоте. Однако Сет нашел тело и разрезал на четырнадцать кусков, которые рассеял по всей стране. С помощью богов Исида нашла все куски, кроме пениса, проглоченного рыбой.
По одной из версий, Исида собрала тело и возродила Осириса к жизни, используя свою целительную силу, и зачала от него бога неба и солнца Гора. Исида была настолько популярна в Египте, что со временем приобрела черты других богинь. Ее почитали как покровительницу рожениц, определяющую судьбу новорожденных царей.

nibler.ru

Бог Осирис — Альтернативный взгляд Salik.biz

В древности Египет был огромной по древним меркам страной, с бескрайними пустынями и ухоженными пашнями, которые соседствовали друг с другом, как соседствует богатство и нищета.

Простые люди проводят все дни в неустанной работе. На смену весне приходило знойное лето, за дождливой осенью приходила холодная зима, растения вырастали, погибали и на их месте снова начиналась новая жизнь, но уже других растений. По пустыне ходят множество ужасных животных, людей настигают болезни и всевозможные трудности. Пытаясь как-то объяснить необъяснимые законы природы, стараясь найти себе помощника, защитника люди начали придумывать мифы. Постепенно мифы становились религией. Боги в мифологии происходили из простых смертных людей, у многих были семьи. Они могли быть как плохими, так и хорошими. В их среде присутствовал обман, вражда, убийства, зависть, но было место и любви, преданности, заботе, то есть в их жизни находилось место всему тому, что было в жизни простых людей. Одним из самых уважаемых и почитаемых богов считался хозяин потустороннего мира — бог Осирис.

– Salik.biz

Это бог Возрождения, является одним из самых главных богов в иерархии древней Египетской мифологии. Его имя переводится как «один могущественный». Это владыка загробного мира, его рисовали в виде человека с бычьей головой, ноги как, правило, обмотаны как у мумий. В руках держит цепь и крюк. На голове присутствует корона, ее называли «атеф». По форме она напоминала высокую узкую шапку, к которой с боков прикреплены два пера. Иногда вместо шапки также могли изобразить бычьи рога.

Согласно древнеегипетским текстам, Осирис был самым первым сыном божественной семейной пары — Геба и Нут, также он являлся мужем и братом Изиды, Сета и Нефтиды, родителем Анубиса и Гора Осирис правил четвертым по счету из богов. Власть ему досталась по наследству от своего прадедушки Атума Ра дедушки Шу и своего отца Геба. Во время своего правления он обучал людей, как выращивать виноград, фруктовые деревья, обучил земледелию. На голове Осириса находится корона, изготовленная из папируса. Очень часто можно увидеть его плывущим в ладье, она тоже сделана из папируса. Символ бога пучки тростника, как бы вставленные друг в друга. Так как он помогал людям освоить азы земледелия, его изображали с каким-нибудь растением, будь то виноград около трона, или же дерево около гробницы, или же благородный цветок лотоса.


Миф об Осирисе

Осирис, как повествует Плутарх, был обычным живым человеком и правил Египтом. Правил он очень мудро. Во время его правления не было войн, смуты, люди были спокойны за свое будущее, земли давали хорошие урожаи, развивались ремесла, а значит, процветали города. Правил вместе со своей сестрой и одновременно женой Исидой. Это был четвертый по счету правитель: первый — прадед Атума ( или Ра-Атума), далее дед Шу, следом отец Геб. Он многому научил людей. Учил Осирис с помощью слов, песен, сказаний, а не с помощью воин и убийств, грабежей. Люди стали сеять зерно, выращивать плодовые деревья. Жизнь становилась все лучше и легче. Все очень любили Осириса и его жену Исиду, боготворили их, почитали, уважали. И как всегда появился лютый завистник — брат Сет, это его брат. Сет был настоящим уродцем, злым, безжалостным. Если день рождения Осириса был праздником, то про день рождения Сета никогда не вспоминали. Сет изготовил очень красивый гроб, сняв заранее размеры с брата Осириса и явившись на пир, объявил, что подарит саркофаг тому, кому он будет впору. Саркофаг был изумительно красив. Как только Осирис лег в него, Сет тут же закрыл гроб, в этом Сету помогали еще и его приспешники. Далее они саркофаг запаяли и залили свинцом и выбросили далеко в реку. А Исиду Сет посадил в темницу, но ей помогли сбежать ее родные люди.

Гроб поплыл по течению, его прибило к берегу недалеко от египетского города Библоса. В этом месте сразу выросло чудесное дерево. Когда же во дворце обнаружили, что Осирис исчез, все бросились по поиски. Только верной жене Исиде удалось обнаружить саркофаг с горячо любимым мужем. Она перевозит гроб в Египет и начинает готовиться к церемонии захоронения. Воспользовавшись моментом, видя, что тело Осириса никто не охраняет, Сет разрубил его на 42 куска, или по другим летописям на 15 частей и раскидал по всему Египту. И снова безутешная Исида отправляется на поиски, желая собрать воедино тело горячо любимого мужа Осириса. Каждый раз, находя очередной фрагмент тела, она на месте проводит обряд захоронения. Но это не одна версия этой трагедии. По другой версии Атум Ра пожалел Исиду и на помощь послал божественного шакала Анубиса. Тот и собрал все тело Осириса. Далее версии сходятся в том, что Осириса забальзамировали. Исида обернулась птицей и, вдохнув жизнь на непродолжительное время, смогла чудесным образом зачать от Осириса сына Гора. В некоторых летописях можно прочесть пикантную подробность. Детородный орган Осириса был отрезан Сетом и выброшен в реку, где его съели рыбы. Исида сделала его искусственное подобие. В Древнем Египте даже проходило празднование этого события. По другой версии детородный орган находился в Мемфисе, там-то его и нашла жена Осириса. Далее уже после своего воскрешения Осирис не хочет быть земным царем и удаляется в загробный мир, где начинает властвовать над душами умерших, оставляя земное царствование своему сыну Гору.

Рекламное видео:

Справедливый суд бога Осириса

Осирис в подземном царстве стоит во главе 42 богов. Церемония встречи умершей души человека происходит в Зале Двух истин. Осирис восседает на троне, стоящим в центре этого зала. В руках он держит крюк и связку тростника. Умерший рассказывает о том, как он жил, почитал ли богов, уважал ли рядом живущих, не обижал ли ближних. Рассказ о прошедшей жизни начинался с предлога: «не» — «не убивал», «не обманывал», « не воровал» и т.д. Впоследствии это повествование о прошедшей жизни назвали « рассказом отрицания». Все выслушивалось богами, и далее проходил основной церемониал. Сердце покойного клали на одну чашу весов, а перо богини Маат на другую чашу. Если перевешивала чаша с сердцем человека, значит покойный жил неправильно, много грешил. В этом случае его поедало страшное чудовище Аммут и он уже никогда не воскресал. Если же весы находились в равновесии, то значит, человек прожил жизнь достойно и его ожидало вознаграждение — справедливый бог Осирис отправлял душу умершего на благодатные поля Иару.

Осирис и живой царь

Жители Древнего Египта очень почитали и уважали бога Осириса. И фараоны не были исключением, каждый желал задобрить Осириса, чтобы впоследствии его душа попала на поля Иару. Так как все фараоны имели божественные корни, как верили в те далекие времена, следовательно, они не умирали, а становились богами. Очень часто можно встретить в древних источниках фараона с именем бога — Осирис Пепи. В более позднем Египте уже появляются другие желания. Ведь, согласитесь, не хочется все время находиться в мрачных подземельях загробного мира, без солнца, во мраке и сырости. Жрецы, по повелению владык, стали искать и находили « возможности» отправить душу фараона к другому богу — богу солнца Ра. С этого момента Осирис из «хорошего» справедливого владыки загробного царства постепенно превращается в злобного, свирепого «плохого» хозяина мрачного подземелья. И уже в гробницы кладутся молитвы, заклинания, защищающие от бога загробного мира. Но это происходит не так уж и часто, все же образ бога Осириса является светлым.

Противостояние Ра и Осириса

Верованиям Древнего Египта присуще было противостояние богов. У каждого бога есть своя противоположность. У светлого бога солнца Ра противоположностью являлся бог Осирис. Если Ра — это солнце, жизнь, все самое хорошее в настоящей жизни, то Осирис это тоже солнце, возрождение, но только в загробном мире. Но в некоторых источниках описывается борьба одного бога с другим. Даже когда сын Осириса воевал с Сетом, бог солнца изначально был на стороне Сета. В тоже время Осирис пытался присвоить себе заслуги от того, что научил людей выращивать зерновые культуры, и тут не обошлось без недовольства со стороны Ра. Но боги не всегда враждовали между собой. В «Книге мертвых» рассказывается, что бог солнца Ра посетил душу умершего Осириса, тем самым дав ему возможность возродиться в загробном мире.

Культ бога Осириса в Древнем Египте

Жители Древнего Египта верили, что благодаря помощи Осириса каждый год наступает весна, с ее приходом все оживает, начинает расти, давать урожай, а значит можно не бояться голода. По древней религии можно судить о представлении людей о правилах, нормах жизни. Древние люди верили, что, только живя честно, праведно можно заслужить лучшее в загробной жизни и получить возможность возродиться к новой жизни. Также можно наблюдать вечную борьбу добра и зла, видеть, как побеждает добро. По текстам летописей видно стремление людей к справедливости, доброте. Они верили, что зло не останется безнаказанным, за совершенным злом всегда последует справедливое возмездие. Со временем египтяне начинают награждать бога Осириса качествами присущими другим богам. Бог Осирис охраняет места захоронения, охраняет останки человека, присутствует при бальзамировании тела человека и соответственно помогает его близким, утешает их. То есть бог, Осирис становится полновластным главой подземного и загробного мира, а также всех обрядов сопровождающих похороны человека.

Существовало несколько центров особого поклонения Осирису. Одним из центром культа бога Осириса был город Абидос. Древние египтяне верили, что голова бога находилась именно в этом городе. На гербе города изображалась корона, это была корона бога Осириса. В этом городе находилась гробница фараона Джера, именно ей и стали поклоняться как гробнице Осириса. Здесь проводился ежегодно очень пышный праздник, посвященный любимому богу. По центральным улицам торжественно проплывала огромная ладья, на улицах разыгрывались сценки из жизни Осириса. Следующим местом особого почитания бога Осириса является город Джеру. Здесь также устраивался ежегодный праздник в честь любимого бога. Эти два наиболее явные места почитания бога Осириса, но культ бога расходится далеко за пределы Египта, ему например, поклонялись древние жители Междуречья, Греции и других древних государств.

Белова Татьяна Владимировна

salik.biz

бог древнеегипетской мифологии :: SYL.ru

В обширном и пестром пантеоне египетских богов Осирис занимает важнейшее место. В Древнем Египте, растянутом по длиннейшему Нилу, не существовало ни стройной мифологии, ни единого изображения богов, как это было, допустим, у древних греков. Египетские пиктограммы до конца не расшифрованы, но миф о боге Осирисе в целом известен благодаря записям Плутарха.

Начало жизни Осириса

Первоначально считалось, что бог Осирис был рожден в пустыне, отделявшей царство живых от царства мертвых, богиней неба Нут от ее мужа Геба, который властвовал на земле. У него был младший завистливый и коварный брат Сет, сестра-жена – мудрая Изида – и сестра Небехтет, или, по-гречески, Нефтида, которая была супругой Сета. У этой пары не было детей. Причины странны. То ли Сет был бесплоден, то ли Нефтида не имела влагалища. Тем не менее она родила то ли от Осириса, то ли от Ра сына Анубиса. Противоречивость и отсутствие логики характерно для всей мифологической системы Египта.

Мифологические сказания

Царь Египта Осирис мудро правил вместе с Изидой своей страной. Он был 4-м богом, после прадеда Атума, деда Шу и отца Геба. Песнопениями, а не оружием и угрозами, Осирис научил подданных земледелию, разведению садов и виноградарству. Из винограда они готовили вино. Эти представления уходят в глубины родового общества. Для древнейших египтян Осирис – бог-производитель, которому подчинена природа.

Коварный Сет завидовал старшему брату и хотел занять его место на троне. Он изготовил великолепно украшенный саркофаг, тайно сняв мерки с Осириса, и устроил пир. Он объявил всем приглашенным, что подарит саркофаг тому, кому он придется впору. Осирис, не подозревая о предстоящем предательстве, лег в него. Крышку быстро захлопнули и запаяли свинцом и бросили в Нил. Великая река не приняла саркофаг, а вынесла его на берег рядом с Библосом. Тут же мгновенно выросло огромное дерево, которое своими корнями оплело саркофаг. Правитель Библа дал приказ его срубить и привезти во дворец. Из него сделали опору для крыши. Но именно в дереве находился саркофаг. Изида в это время томилась в темнице, посаженная туда Сетом. Но ей помогли убежать.

Безутешная Изида, обрезав волосы (своего рода пострижение в монахини) и надев траур, бросилась на поиски супруга. Она нашла во дворце это дерево и попросила отдать его ей.

Возрождение Осириса

Готовясь к захоронению, Изида неосторожно оставила тело мужа без охраны. Сет по одним источникам разрубил его тело на 15 кусков, по другим – на 42, и рассеял по Египту. Изида решила собрать тело, оживить покойного супруга, чтобы зачать сына. Он должен вырасти и отомстить за отца. Тело было собрано, но не хватало одной детали, без которой супружеская жизнь невозможна: ее Сет выбросил в воду, и ее съели рыбы.

Некоторые источники говорят, что фаллос Изида слепила из глины. Ее мудрость помогла ей на короткое время вернуть к жизни Осириса. Так супруги зачали сына, которого назвали Гор. Когда Гор вырос, то он сразился с Сетом и победил его.
Глаз Сета он отдал на съедение отцу и тем самым воскресил его. Земной мир Осирис отдал своему Гору, а сам ушел в загробный мир.

Обряды жрецов

Каждый год жрецы Изиды проводили торжественный праздник воссоединения всех частей тела Осириса. Разжигался жертвенный костер, вокруг него, одурманенные зельями и напитками, под звуки бубнов, барабанов и флейт плясали жрецы. В момент апогея главный жрец восклицал: «Фаллос!», – и многие слуги Изиды острыми ножами оскопляли себя, бросая свою жертву в огонь. Те, кто выживал, пользовались невероятным уважением.

Осирис – бог загробного мира

Оставив этот мир сыну Гору, Осирис удалился в подземное царство. Здесь Осирис – бог, который властвует над душами умерших. В чертоге Правосудия душа усопшего человека произносит клятву, в которой он убеждает всех, что на земле он не творил злых дел: не убивал, не клеветал, не крал чужого имущества.

Сначала ее слушает Ра, затем – Осирис, бог этого царства, потом – 42 судьи, каждый из которых проверяет одну из клятв. После этого его душу (сердце в иных источниках) кладут на одну из чаш весов, а на другую – перышко из крыла богини Маат. Если весы уравновешены, то он попадает в райские благодатные поля, иару. Грешник бывал осужден на полную тьму без света и тепла (по «Книге мертвых»), или, по другой версии, его пожирало чудовище – лев, у которого голова крокодила. Осирис – бог, который пассивно и спокойно наблюдал за всей процедурой суда.

Над чем еще властвовал Осирис

В засушливый период жизнь земледельца замирала, и лишь когда Нил разливался и приносил на поля илистые отложения, то жизнь крестьянина начиналась заново. Если мы зададим вопрос: «Осирис – бог чего?» – то ответом будет: бог возрождения природы. Считалось, что он покровительствует земледельцам и дал им плуг. Вопрос «Осирис – бог чего?» имеет также ответ, что это – бог новой жизни, возрожденной после холодной зимы, земледелия, изобилия и плодородия. Весной под его защитой все расцветало на ухоженных пашнях, летом плодоносило, а осенью собирался урожай. Оплодотворяющая сила никогда его не покидала.

Как выглядит бог Осирис

Бог первично изображался зооморфно. У него была голова быка, а ноги обмотаны, как у мумий. Позже его стали рисовать антропоморфно – в виде человека-мумии с зеленой кожей на лице и часто зелеными кистями рук.

Они свободны и держат два символа власти – скипетр и цеп (хекет и нехеку) или, иначе, цепь и крюк. На голове – корона («атеф»), которая похожа на высокую узкую шапку. К ней прикреплены два пера. Осириса часто изображали с лотосом, который растет в воде, а также на троне под деревьями, увитыми виноградом.

Культ Осириса

Египетский бог Осирис был одним из самых почитаемых, поскольку он давал жизнь всему земному. Люди обращались к нему часто. Самым большим культовым сооружением был храмы в дельте Нила в Джеду (по-гречески Бусирис) и в Абидосе. В Бусирисе зародился культ божества. В оба места со всего Египта шли паломники, в особенности – в Абидос. В нем был захоронен первый фараон Джеда. Позже его могилу стали отождествлять с гробницей Осириса. Каждый год в нем проводились пышные праздники, когда ладью бога, сделанную из папируса, несли на руках. Так отмечались победы над его врагами.

www.syl.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back To Top