Разное

Орнамент индейцев северной америки: орнаменты индейцев Северной Америки – индейцы Аляски http://mesoamerica.narod.ru/american_indian_ornaments.html

Содержание

Во что верят индейцы • Arzamas

У вас отключено выполнение сценариев Javascript. Измените, пожалуйста, настройки браузера.

КурсМифы Южной АмерикиЛекцииМатериалы

Историк Дмитрий Беляев о том, что представляла собой мифология Южной и Центральной Америки в целом, пока туда не пришли европейцы

Записала Татьяна Зарубина

О мифологии индейцев как о едином комплексе верований можно говорить c определенной долей приближения. Индейцы происходят от нескольких групп мигрантов, попавших в Новый Свет в конце плейстоценовой эпохи, около
14–16 тысяч лет назад. Пришедшие в Америку люди уже обладали некоторыми представлениями о сверхъестественном и приспособили к местным условиям существовавшие у них мифы и рассказы. В результате у этих групп оказались общие мифологические сюжеты и мотивы. Но что касается представлений о том, как создан мир и как выглядят божества, тут никакого единства нет, более того, есть мифологии, где вообще нет никаких божеств, а есть только духи.

 15 тысяч лет назад развитой религии у людей еще не было, она появляется позже. До прихода испанцев что-то похожее на пантеон, определенная божественная иерархия успела сложиться только в так называемых высоких цивилизациях: в Мезоамерике (это нынешняя Мексика, Гватемала, Белиз и еще немного стран Центральной Америки) и в Центральных Андах (в основном в Перу и Боливии). Пожалуй, самые богатые данные дошли из Мезоамерики, поскольку здесь сохранилась обширная традиция, связанная с письменными культурами и развитыми «жреческими мифологиями».

Сакральное знание

Одна из самых важных черт, которая объединяет всех американских индейцев, — это тесная связь мифологии с сакральным и ритуальным знанием, контроль за которым (а соответственно, и за мифами) в Новом Свете играет очень важную роль. Источников власти может быть много: это и контроль за экономикой, ресурсами или населением, и военные функции, но у индейцев одним из главных источников власти был контроль за сверхъестественной сферой.

В высоких цивилизациях интеллектуальная элита, связанная с хранением сакрального знания, оказывала влияние на формирование и распространение мифологических сюжетов. В Мезоамерике возникает еще и письменность — новый способ фиксации мифологии и контроля за ней. В несколько менее развитых обществах, в которых существовала иерархия, наследственные вожди и централизованное принятие решений, идеология верховной власти тоже оказала свое влияние на мифологию. Но была и масса обществ, оставшихся на уровне независимых общин: ранние земледельцы, охотники и собиратели. Они никаких сложных мифологий не создавали.

Божества

У индейцев есть разные категории сверхъестественных существ. Самых могущественных из них принято называть божествами, но это совсем не те божества, к которым мы привыкли в Старом Свете, потому что представление о сверхъестественном у индейцев организовано по-другому. Индейские божества могут быть антропоморфными, зооморфными или орнитоморфными.

 

Составить общий пантеон для индейских обществ невозможно: в разных культурных и политических ситуациях одно и то же существо может считаться более или менее сильным, где-то есть местные божества-покровители; в каком-нибудь городе два божества могут слиться в одного персонажа.

Бог Тлалок. Рисунок из кодекса Лауда. XVI век © Bodleian Library, Oxford

Во всех индейских мифологиях одним из самых важных является божество, которое отвечает за дождь и за грозу. Скажем, в Теотиуакане в VI веке нашей эры таким божеством был Тлалок, божество дождя (на самом деле мы не знаем его названия, но так называлось похожее на него божество в XVI веке). Это не совсем верховное божество — точнее говорить о нем как о божестве, ассоциирующимся с верховной властью, потому что оно чаще всего представлено в искусстве, связанном с презентацией власти: теотиуаканский правитель изображался с атрибутами Тлалока, иногда он надевал на себя его маску и одеяния.

У ацтеков в XV–XVI веках, перед самой конкистой, был бог Уицилопочтли, «Колибри-левша». Считалось, что именно он привел этот народ с легендарной прародины. У них на вершине пирамиды стояло два храма: один — Уицилопочтли, а второй — Тлалока. И сказать, с каким именно божеством прежде всего ассоциировалась у них верховная власть, очень сложно. А у майя очень важную роль играло божество, которое испанцы зафиксировали под именем Ицамна, с двумя ипостасями — птичьей и человечьей. Оно считалось покровителем царской власти, было связано с письмом, календарем и мудростью. В то же время первым царем у майя считался бог кукурузы, и поэтому цари, когда восходили на престол, уподобляли себя богу кукурузы. 

Первые люди

В американских мифологиях существует много разных версий происхождения первых людей. Одна из самых интересных состоит в том, что первые люди не были созданы на земле, а вышли из отверстия в земле или из пещеры. Этот мотив представлен на Юго-Западе США: индейцы пуэбло и другие рассказывают о последовательном проникновении людей из самого нижнего темного мира через несколько цветных миров в тот, где живем теперь мы. Другой вариант этого сюжета содержат тексты, записанные в Амазонии (у группы народов намбиквара). Там люди первоначально сосредоточены в крохотном вместилище внутри камня или скалы, откуда с трудом выбираются на свет. Этот сюжет, судя по всему, очень древний, может быть, он существовал у людей, когда они только расселялись по планете и пришел в Америку вместе с первыми переселенцами. 

Бог Уицилопочтли в человеческом обличье. Рисунок из кодекса Теллериано-Ременсиса. XVI век  © Bibliothèque nationale de France

На северо-западе Северной Америки и в южноамериканской Гвиане, напротив, считают, что первые люди спустились с неба на землю. Еще один вариант — когда первых людей создают из воска, меда или еще из каких-нибудь ненадежных материалов. Это раннее человечество оказывается непрочным, и следующих людей делают из чего-то более подходящего.

Древние майя, которые жили в I тысячелетии нашей эры, считали, что люди сделаны из глины. Есть масса изображений сверхъестественных мифических писцов и мастеров, которые помогают богу лепить из глины лица и головы людей, их раскрашивают и придают им специальными палочками индивидуальные черты. Позже майя-киче поняли, что глина — это плохой материал, потому что некрепкий, а вот кукуруза — это материал хороший. В книге «Пополь-Вух» говорится, что было несколько поколений людей и первые были из глины, следующие — из дерева, а ныне существующее человечество сделано из плоти, которая состоит из кукурузы. У современных киче по этому поводу говорится, что ты — это то, что ты ешь. Люди едят кукурузу, потому что из кукурузы сделано человеческое тело. Связанный с этим мотив изготовления жены из непрочных материалов (глины, воска, песка или экскрементов) известен по всей Америке — от эскимосов до Южной Амазонии. 

Духи

Кроме божеств и предков существуют другие сверхъестественные существа: духи, демоны, духи-спутники. Это части человеческих душ, которые живут отдельно от людей — в ином мире или, например, в лесу.

Здесь опять-таки бывает по-разному. Когда вы спите и вам снится, что вы где-то в лесу, это означает, что ваш дух-спутник бодрствует. У майя духи-спутники часто были животными. Они назывались «вай» или «вайхель» — эти слова связаны с глаголом «спать». Духи дают человеку магическое могущество, поэтому у сильного колдуна может быть до 13 дополнительных духов-спутников, и это, как правило, опасные хищные животные. А у простого человека таких душ обычно одна или две, часто это курица или петух.

Как устроен мир

В Мезоамерике идеальное жилое пространство — это прямоугольная площадка или внутренний дворик, по сторонам которого расположены здания. Мир — это такой же прямоугольник или квадрат и четыре постройки, расположенные на разных сторонах света, в которых живут какие-то божества. У майя распространена версия, что по четырем сторонам света растут мировые деревья (каждое своего цвета) и на них лежит небесный свод. У них же в V веке нашей эры было представление о том, что по четырем сторонам света располагались четыре горы — тоже каждая своего цвета.

Цветовая символика сторон света есть не только в Мезоамерике, но и в других индейских обществах и, возможно, является еще одним наследием древнейшей мифологии первопоселенцев, но в конкретных мифологических традициях она играет совершенно разную роль. Кроме Мезоамерики очень подробно квадратный многоцветный мир описывается у индейцев Юго-Запада США, в частности у пуэбло. Содержащие этот мотив тексты записаны также у оджибве в Канаде и камаюра в Бразилии, но у них он скорее проходной: у оджибве в определенный цвет окрашивается каждая из четырех граней знахарского столба, а у камаюра на первом дереве пеки  Пеки — плодовое дерево, происходящее из Бразилии. Растет в Центральной и Южной Америке. плоды на разных сторонах имеют разный цвет.

В вертикальном разрезе мезоамериканский мир многослоен. Самая распространенная идея, что есть 13 небес и 9 подземных миров. 13 и 9 — очень важные числа, которые были и у ацтеков, и у майя, это специфическая мезоамериканская числовая символика. При этом представление о том, как это многослойное небо устроено изнутри, у каждой культуры свое. С точки зрения ацтеков, на одном уровне живут божества, на другом — предки, на третьем — умершие воины, на четвертый отправляются женщины, умершие при родах, и так далее. В случае с майя кто на какой уровень отправляется после смерти, мы не знаем, но знаем, что каждым уровнем управляет (или живет на нем) определенное сверхъестественное существо. Возможно, такая же ситуация была с подземными мирами.

Сотворение мира и мировые эпохи

О начале мира тоже нет единого представления. Где-то считалось, что мир был сотворен из гигантского крокодила (у майя есть изображения, которые показывают, что мир — это крокодил или небесный свод — это тело крокодила). Земля может быть создана двумя творцами-соперниками, один из которых потом становится хозяином нижнего мира. Такие мотивы встречаются у индейцев Северо-Востока и Юго-Запада США, на Великих Равнинах, в Калифорнии, а затем в Южной Америке, особенно в Юго-Восточной и Южной Бразилии. Другой популярный миф — знаменитый миф о ныряльщике. Ныряльщик (черепаха, лягушка, бобр или какая-то птица) ныряет в океан, чтобы достать землю. Но параллельно с этим было представление о том, что мир существовал всегда: был ли он когда-то создан или не был — никто не знает. 

Бог Ицамна. Рисунок на майяской керамике. VI–IX века © University of Virginia Art Museum

В Мезоамерике считалось, что время делится на мировые эпохи, заканчивающиеся разными катастрофами, в результате которых мир разрушается, а потом создается заново, причем создавать его могут всякий раз по-разному. Природа этих катастроф дает название дням, в которые заканчиваются эпохи. Например, если эпоха закончилась в день, который называется «ягуар», значит, люди были порваны ягуарами. Нынешняя эпоха должна закончиться в день Оллин — «землетрясения», и она, очевидно, закончится гигантскими землетрясениями, что неудивительно, учитывая, что Центральная Америка — сейсмоопасная зона. На Северном Юкатане, где землетрясений никогда не бывает, в мифологии майя их тоже нет, зато там присутствует идея потопа, потому что там очень сильные дожди. 

Календарь 

Календарь у индейцев Мезоамерики связан не только с ритуальной жизнью, но и с предсказанием судьбы человека, которая зависит от того, в какой день календаря он родился (в других культурах, где календарная система не была так развита, такой тесной связи не было). Здесь важную роль играет специальный жрец-гадатель. Он смотрит по календарю и говорит: этот человек родился в день Ахау, который означает «владыка», значит, он будет славным человеком. А этот человек родился в день, который означает «ягуар» — и, значит, он будет жестокий, как ягуар. При этом судьбу можно было подделать, вызвав жреца не в тот день, когда ребенок родился, а, например, на два дня позже. 

Мифы о близнецах

В мифологии Нового Света есть несколько очень широко распространенных мотивов, которые можно встретить от Аляски до южной границы Бразилии. Один из самых популярных — это комплекс близнечных мифов. Миф о близнецах в Новом Свете лучше всего известен в достаточно позднем варианте. Он был записан у майя-киче в горной Гватемале в середине или второй половине XVI века, а обнаружен уже в XIX веке в книге «Пополь-Вух». Там в центре мифологической части находится сюжет о приключениях братьев-близнецов — Хунахпу и Шбаланке, которые борются с чудовищами, побеждают и даже играют в мяч с владыками подземного мира, что символизирует победу над смертью. После того как близнецы поднимаются на небо, они превращаются в солнце и луну. 

Близнецы с аналогичным функциями играют важную роль и в североамериканской, и в центральноамериканской мифологии, хотя конкретные сюжеты там могут быть совершенно другими. Очень популярна тема превращения близнецов в небесные светила. В Южной Америке они не борются с владыкой подземного царства, а скорее играют роль культурных героев, борцов с чудовищами. Так, у народов, говорящих на языках тупи, живущих в восточной, центральной и южной Бразилии и в Парагвае, основа комплекса близнечных мифов — месть сыновей за смерть матери. Как и у майя, в некоторых мифах после своих подвигов близнецы поднимаются на небо.

Другой крайне широко распространенный мотив можно назвать «поиски жениха» или «девушки ищут хорошего жениха, а находят плохого». Он встречается от субарктической зоны (индейцы танайна или денайна) до Патагонии. Например, у знаменитых гуронов старуха посылает дочерей выйти за Оленя, но они встречают Филина, который обманывает их и притворяется Оленем. Когда обман раскрывается, сестры уходят к Оленю. Очень похожий сюжет рассказывают индейцы десана (Колумбия). В отличие от близнечных мифов мифы с таким сюжетом не были распространены в Мезоамерике.

Мифы о кукурузе

В Америке кукуруза — это важнейший злак и источник питания, и с ней связано очень много поверий и ритуалов. Объяснение того, как возникла кукуруза, в мифологии индейцев всегда играет существенную роль. В Центральной Америке среди различных групп майя и других мезоамериканских индейцев очень распространен мотив, что она была скрыта в горе и только муравьи могли достать ее оттуда через маленькую трещинку, пока бог-громовик, или бог дождя, или бог грозы, молнией не расколол эту гору и оттуда не появились кукурузные зерна.  

В Амазонии место кукурузы занимает маниок (также известный как кассава), который играл важнейшую роль в жизни амазонских обществ. В мифе индейцев тикуна некогда не было культурных растений. Одна старуха заметила, как муравьи-листорезы несут что-то белое, ей понравился запах. Идя по следу, она пришла к речной протоке. На берегу стояло дерево, на котором росли ямс и батат, и в воду падали их плоды в виде клубней сладкого маниока. Старуха испекла маниок у себя под мышкой, затем высушила на солнце. 

Бог кукурузы. Рисунок на майяской керамике. VI–IX века © University of Virginia Art Museum

Мифы, в которых рассказывается, как культурные или дикорастущие растения, используемые в пище, вырастают из тела старухи, молодой женщины или девочки, встречаются у индейцев Северо-Востока (гуроны и ирокезы) и Юго-Востока (чироки, крики, семинолы) США и в Южной Америке (Гвиана, Северо-Западная Амазония, Южная Амазония, Центральные Анды), а в Мезоамерике они распространены мало. У гуронов это часть так называемого мифа о небесной женщине. Муж сбрасывает с неба на землю беременную жену. Близнецы в ее чреве спорят, как им родиться, и хороший брат рождается нормальным образом, а плохой выходит из бока матери, тем самым убивая ее. Небесную женщину хоронят, из ее головы вырастает тыква, из грудей — кукуруза, из рук и ног — фасоль и другие культурные растения. У бразильских индейцев мундуруку сюжет выглядит следующим образом: ненасытный Каруэбо, племянник старухи Капиру, требует для еды все то, что растет на огороде. Капиру учит его, как подготовить участок, и велит зарыть себя живой, с растопыренными руками, ногами и пальцами. Ее тело распространяется по всему участку, из него вырастает кукуруза и другие растения, а ее пальцы становятся клубнями маниока. 

Какие-то мифологические сюжеты такого рода могут со временем сокращать свой ареал. Например, нам известно около 30 изображений на керамике мочика, на которых кукуруза, маниок и фасоль выступают из тела лягушки или жабы. На изображении на ткани культуры наска (юг Перу) культурные растения выступают из тела ламы, которую ведет на поводу лягушка или жаба. При этом сегодня вариант мифа, связывающий обретение культурных растений с лягушкой или жабой, ограничен востоком Южной Америки.

Сверхъестественная сила и жар

Многим индейским культурам свойственно представление о существовании некоей сакральной силы, разлитой в мире, которая придает предметам форму и определяет сущность того или иного объекта или существа. У этой силы могут быть разные проявления. Одно из них — это всевозможные сверхъестественные существа. 

В Мезоамерике сверхъестественная сила в первую очередь характеризуется жаром, но жар — это не просто горячесть или холодность, это некая внутренняя сущность предмета, которая выражает его интенсивность. С этим жаром связано все в мире, им может обладать, например, горячий предмет или яркий цвет, крепкий алкогольный напиток или острый перец. Жаром обладают медицинские или ритуальные растения, тогда как все остальные растения — холодные. Такое разделение в народной медицине майя цельтали и цоцили присутствовало еще в ХХ веке. Там можно было встретить такое описание: «Вот это растение гор, а вот это — холодное».

Через концепцию жара объясняются и определенные ограничения. Почему простой человек не имеет права носить яркую одежду или использовать драгоценные перья? Потому что у него внутренний жар невысокий и для него это опасно. Знатные люди, принадлежащие к жреческому сословию, правители и их потомки, наоборот, обладают сильным жаром, и они без проблем с этим справятся. Поэтому отправление ритуалов, потребление определенных напитков и прочая деятельность такого рода сосредоточена только в руках знати. По мере того как человек продвигается по возрастной лестнице и занимает все более важные посты или по мере того как воин одерживает все больше побед, а жрец проводит все больше ритуалов, его внутренний жар усиливается, он становится все более важным, мудрым и могущественным. Естественно, у правителя этот жар — самый сильный, поэтому просто так дотрагиваться до вещей, принадлежащих правителю, нельзя: они сожгут.

Дмитрий Беляевспециалист по истории и культуре Мезоамерики, ведущий научный сотрудник Учебно-научного мезоамериканского центра имени Ю. В. Кнорозова ФИПП РГГУ. Занимается мезоамериканской археологией, майяской письменностью и политической антропологией.  

Теги

Эксперт
Фольклор
Америка

Радио ArzamasЗачем отмечать 8 Марта

Каких прав не хватало женщинам в XIX веке, чем занимались российские равноправки и почему женское движение стало международным — слушайте в первой части нового курса «Краткая история феминизма». Заключительные лекции выйдут 16 марта

Хотите быть в курсе всего?

Подпишитесь на нашу рассылку, вам понравится. Мы обещаем писать редко и по делу

Курсы

Все курсы

Спецпроекты

Лекции

12 минут

1/8

Почему люди умирают

Как в Южную Америку попали африканские рассказы о том, что первые люди вышли из-под земли и проспали бессмертие

Читает Юрий Березкин

Как в Южную Америку попали африканские рассказы о том, что первые люди вышли из-под земли и проспали бессмертие

13 минут

2/8

Ямс из пальцев, кукуруза из зубов

Как в Индонезии и Перу появились похожие мифы о происхождении культурных растений

Читает Юрий Березкин

Как в Индонезии и Перу появились похожие мифы о происхождении культурных растений

13 минут

3/8

Зубастое лоно

Почему ни в Африке, ни в Европе не рассказывают о женщинах, которые не умеют рожать, о людях, которые не умеют есть, и об изменах с крокодилами и медведями

Читает Юрий Березкин

Почему ни в Африке, ни в Европе не рассказывают о женщинах, которые не умеют рожать, о людях, которые не умеют есть, и об изменах с крокодилами и медведями

15 минут

4/8

Явление духов

Почему в Южной Америке, Меланезии и Австралии женщинам нельзя смотреть, как мужчины вызывают чудовищ

Читает Юрий Березкин

Почему в Южной Америке, Меланезии и Австралии женщинам нельзя смотреть, как мужчины вызывают чудовищ

15 минут

5/8

Проделки койота

Что общего у индейцев Южной и Северной Америки

Читает Юрий Березкин

Что общего у индейцев Южной и Северной Америки

14 минут

6/8

В поисках жениха

Почему в южноамериканских эпосах не бывает счастливых концов

Читает Юрий Березкин

Почему в южноамериканских эпосах не бывает счастливых концов

13 минут

7/8

Репетиция мира

Кто такие первопредки и куда делся их мир

Читает Юрий Березкин

Кто такие первопредки и куда делся их мир

19 минут

8/8

Съеденный мальчик

Как китайские мигранты принесли в Перу сюжет о детях, спасающихся от людоедки и превращающихся в солнце и луну

Читает Юрий Березкин

Как китайские мигранты принесли в Перу сюжет о детях, спасающихся от людоедки и превращающихся в солнце и луну

Материалы

Юрий Березкин: «Главная моя цель — реконструкция прошлого»

Во что верят индейцы

Историк Дмитрий Беляев — о мифологии Южной и Центральной Америки до Колумба

10 признаков того, что вы первопредок

Как понять, не являетесь ли вы родоначальником людей

Путь человечества

Как люди добрались из Африки до Огненной Земли

Мультфильм о мифах индейцев

Мифы индейцев Латинской Америки в пересказе для детей

Чем отличаются майя, ацтеки и инки

Кто знал колесо, кто жевал коку, кто построил Мачу-Пикчу и чей вождь — Монтесума

Непереводимые слова индейцев

Понятия, для которых отдельные слова есть только в языках доколумбовых цивилизаций

Музыка у индейцев майя

Что означал звук для мезоамериканцев и как звучали их музыкальные инструменты

Лев Клейн: «Будущее решается гуманитарным знанием»

Адам и Ева с точки зрения генетика

Как лингвисты помогли биологам узнать, от кого произошло все человечество

Стать бессмертным: советы бывалых

Мифы народов мира о животных, победивших смерть

О чем спросить туземца

Изучение «диких народов» при помощи вопросов Фрэзера о рождении, любви и войне

Что проспали герои мифов

Бессмертие, рис, винный погреб — чего еще лишились мифологические герои из‑за сна?

Инки глазами испанского чиновника

Хронист Хуан Поло де Ондегардо-и-Сарате о странных обычаях индейцев

Испанский миссионер о верованиях инков

Фрагменты «Доклада о сказаниях и обрядах инков» Кристобаля де Молины

Огород из частей тела

Шесть мифов о членовредительстве и растениеводстве из разных частей света

Запретные сказки Российской империи

«Заветная сказка» о зубастом лоне и щучьей голове из сборника Афанасьева

Узелковое письмо

Кто, что и каким образом записывал на кипу

Мифы Южной Америки — о женщинах

Как быть хорошей женой и что делать с плохой по мнению цельтали и других специалистов

Евангелие в картинках

Как проповедовали индейцам первые миссионеры, не знавшие языков Нового Света

Трикстер в СССР

Почему в советской и постсоветской культуре трикстеры важнее серьезных национальных героев

Что может случиться с трикстером

Сюжеты разных народов мира, больше других напоминающие современные анекдоты

Мезоамериканское какао

Как приготовить напиток, который может успокоить сердце, свести с ума и вылечить туберкулез

Что такое погребальные башни

Почему аймара хоронили знатных людей в башнях

Важен ли сюжет в мифе

Антрополог Бронислав Малиновский пришел к выводу, что нет

Игра в мяч

Спортивная игра мезоамериканцев как религиозный обряд

Комиксы мочика

О чем рассказывают ритуальные сосуды, созданные культурой, у которой не было письменности

Где люди ели друг друга

На карте 1893 года видно, где, по мнению европейцев, был распространен каннибализм

Почему мифы разных народов похожи

Сергей Неклюдов о том, как ученые объясняют сходства между фольклорными текстами

Все, что вы хотели знать о зубастом лоне

Как последователи Фрейда интерпретировали мифы о vagina dentata

Об алеутских демонах

Рассказ святителя Иннокентия Аляскинского о том, как на остров Уналашка являются дьяволы

Майя-киче о рождении мира

Как пустота наполнилась рыбами, крабами и кипарисовыми рощами — в двух переводах

«Вы уморили мою мамочку!»

Миф о происхождении черной и красной красок

5 заблуждений о матриархате

Почему у идеи о том, что в прошлом женщины были важнее мужчин, нет никаких научных оснований

Попугайчики, табак, яички и другие ужасы

Страшный миф народа нивакле, живущего в Парагвае и Аргентине

Шесть фактов о сиу

Кто такие люди бизонов и за что их полюбил канал НТВ

Как делят год разные культуры

«Задержка вод», «Месяц выхода Убийцы», «Малое изобилие» и другие месяцы восьми календарей

Много ли вы знаете об индейцах

Тест: проверьте свои познания о жизни и представлениях коренных жителей Центральной и Южной Америк

Если курса вам показалось мало

Где подробнее узнать о ранней истории человека, о жизни индейцев и о мифах народов мира

О проектеЛекторыКомандаЛицензияПолитика конфиденциальностиОбратная связь

Радио ArzamasГусьгусьСтикеры Arzamas

ОдноклассникиVKYouTubeПодкастыTwitterTelegramRSS

История, литература, искусство в лекциях, шпаргалках, играх и ответах экспертов: новые знания каждый день

© Arzamas 2023. Все права защищены

12 орнаментов года. Индейцы – середина месяца: sdelanorukami — LiveJournal

?
Categories:
  • Литература
  • Общество
  • Кино
  • Cancel

Так, признавайтесь, кто-то в виду отсутствия еженедельного пятничного поста еще помнит о флеш-мобе?
Как я и писала в прошлый раз, теперь посты будут выходить в два раза реже, поэтому сегодняшний оповещает о середине пути – до конца этой темы осталось две недели и крохотный хвостик.

Поэтому традиционно призываю делиться ссылками, мыслями и картинками.
У меня сегодня картинка такая.



Начала я знакомство с это темой, чтобы уж хоть как-то начать, с книги с орнаментами, по которой я еще в самом начале своего керамического пути копировала орнаменты на посуду. Отличная книга с кучей орнаментов, я ее скачала и выложила в группе вот тут.

Еще я начала читать книгу “Индейцы Северной Америки. Быт, релегия, культура” и она тоже выложена в группе.
В общем-то с книги и надо было начинать, но я поперла в лоб. Почитала википедию, выписала названия кучи племен и принялась их пинтерестить. Само собой, площадь Америки не разделена железными заборами на  сегменты, в каждом из которых живет отдельное и отличное от других племя, на заборах не висят таблички с надписями “Апачи” или “Ирокезы”, как это, видимо, представлялось моей голове. Конечно, все это добро здорово перемешано между собой, какие-то племена схожи между собой, одни произошли от других, какие-то  – нет. В общем, идея пойти “в лоб” была не очень-то, но зато я пополнила свою досочку на пинтересте.

Еще посмотрела (как обычно, все не до конца. потому что все разом) первую серию из четырех фильма “История американских индейцев”. Фильм есть на рутрекере, загрузить в группу  я его пока не успела.

Интересно, что когда я активно использовала орнаменты для керамики, меня очень вдохновляли майя, ацтеки и инки. Сейчас этот стиль кажется мне слишком напористым и агрессивным (то есть глубоко субъективно, по отношению к нынешнему моему состоянию), а вот все прочие вызывают много больше интереса. Было бы неплохо, кстати, сходить в Кунсткамеру, посмотреть на них там но не знаю, успею или нет.

А вообще по ходу этого флеш-моба мои изначальные задачи явно трансформируются. Конечно, когда мы все это придумывали, я представляла себе, как изрисую тонны бумаги орнаментами, а потом на их основе сделаю триллион посуды.
Сейчас мне просто интересно в меру своей собственной занятости и возможностей узнавать новое о разных народах, их быте и орнаментах, конечно же. О чем-то успеваю больше, о чем-то меньше, где-то ухожу в бок. Что-то намерена нагнать)

Еще у меня скачано несколько альбомов с фото и рисунками, старыми. И тоже ничего из этого не выложено в группу, потому что скачать-то я скачала, а вот записать, что есть что, не сообразила. В скачанных папках никакой информации нет. Надо идти обратно на рутрекер и сопоставлять. Я все это к тому, что если вы еще ничего не искали, то можно пойти туда, набрать в поисковике “индейцы” и будет много интересного.

Ну вот, на сегодня вроде все. Рассказывайте, что у вас=)

_______________________________________________________

Текущая тема флешмоба “12 орнаментов года”: орнаменты индейцев
Сроки: 13 апреля – 11 мая

Делиться мыслями на тему, ссылками, наработками, показывать промежуточные результаты, наброски и прочее,  а также спрашивать совета у участников,  можно в комментариях к пятничному посту, который будет выходить раз в две недели. Приходите, пожалуйста, смело! Для того все и затеяно)

Показывать финальные результаты можно и нужно в финальном (для каждой темы) посте, в комментариях первого уровня.
Итоговый пост по теме “орнаменты индейцев” будет выложен 11 мая, в понедельник.

Вконтактовское воплощение флешмоба – здесь.
В инстаграме есть специальный тег #12_орнаментов_года

Tags: 12 орнаментов года, индейцы

Subscribe

  • 12 орнаментов года. Древняя Америка – закрываем резиновый месяц)

    Дорогие немногочисленные участники нашей орнаментальной затеи. Я жутко извиняюсь, но мне катастрофически не хватает времени и организованности,…

  • 12 орнаментов года. Индейцы. Мысли на тему.

    В эфире внеплановое включение на тему месяца. У меня очередное кэпское открытие о том, что “индейцы” – это слишком обширно. Когда я…

  • Орнаменты древней Америки. Пост-напоминание

    Доброго всем утра, и это пост-напоминание: сегодя 7 число, две недели с начала индейского месяца прошли, еще две недели впереди. Кто вообще…

Photo

Hint http://pics. livejournal.com/igrick/pic/000r1edq

Орнаменты Юго-Запада, Орнаменты коренных американских индейцев

Добавьте в свою праздничную коллекцию эти украшения на тему юго-запада и украшения коренных американских индейцев. Индийский рождественский набор, кактус, перец чили, копье, юго-западная медь, керамика и рождественские украшения качина, а также круглогодичный декор.

 

Вы также можете просмотреть их по торговым маркам – Kachina Country Kachina Dolls    Copper By Doreen Korman    Blazing Desert Pottery

<< Западная Мексика >>


30 предметов

  • Быстрый просмотр

    Рождество Старого Света

    Стекло Steer Skull Ornament, 4″, OWC# 36290

    SW Рождественское украшение “Череп быка”, 4 дюйма, из коллекции рождественских стеклянных украшений Старого Света. OWC

    29,99 долларов США

    26,99 долларов США

  • Быстрый просмотр

    Дизайн Дос Дамас

    Медный орнамент в виде ящерицы, 3 1/4 x 4 1/4 дюйма, сделано в США #DD3739

    Рождественское украшение или декор ручной работы из натуральной меди Verdigris Desert Lizard Southwest, 3 1/4 x 4 1/

    17,95 долларов США

    $14,95

  • Быстрый просмотр

    Драгоценные камни Саудовской Аравии

    Стеклянный орнамент “Улыбающийся ковбой кактус”, 4 3/8 дюйма, KANB1440

    Два варианта рождественских украшений с забавным анимационным дизайном кактуса Сагуаро, 4 3/8 дюйма. Из стекла a

    $16,99

    10,95 долларов США

  • скидка 75%

    Быстрый просмотр

    Кожаный цветочный орнамент, 7″, Ш23118

    Бирюзово-голубое рождественское украшение с большими и маленькими цветами, 7 дюймов. Ручная работа из натуральной кожи и

    $16,99

    4,24 доллара США

  • Быстрый просмотр

    Курт Адлер

    Западный кактусовый орнамент, 4 1/4 дюйма, KAC7658

    Выбор ковбойских шляп на рождественском орнаменте из кактуса сагуаро, 4 1/4 дюйма. Изготовлен из смолы. Цена

    $9,99

    $7,99

  • Быстрый просмотр

    Рождество Старого Света

    Стеклянный орнамент для тотемного столба, 4 1/4 дюйма, OWC# 36252

    Рождественское украшение Pacific Northwest Totem Pole, 4 1/4 дюйма, из Старого Света семьи Merck Chr

    29 долларов0,99

    26,99 долларов США

  • скидка 40%

    Быстрый просмотр

    Рустик Айронверкс

    Орнамент в виде ящерицы из стали в деревенском стиле, 4 дюйма, RU10985 – США

    Southwest Metal Art Lizard Christmas Ornament или круглогодичный декор, 4 дюйма плюс вешалка. Производство

    $12,95

    $6,45

  • скидка 40%

    Быстрый просмотр

    Рустик Айронверкс

    Орнамент Roadrunner из стали в деревенском стиле с бирюзой, 4 1/2, RU10983 – США

    Украшенное рождественское или круглогодичное украшение Southwest Metal Art Roadrunner, 4 1/2 дюйма. Сделано

    $12,95

    $6,45

  • Быстрый просмотр

    Украшение для кукол Kachina Country Kachina

    Орнамент Hopi Kokopelli Kachina, 5 3/8 дюйма, сделано в США.

    Подлинный кокопелли Хопи Качина Орнамент или декор, 5 3/8 дюйма. Сделано в США Грейс Пули, номер

    . $23,99

    $90,99

  • Быстрый просмотр

    Украшения для кукол Kachina Country Kachina

    Орнамент Hopi Kokopelmimi Kachina, 5 3/8 дюйма, сделано в США.

    Подлинный Женский Кокопелли Хопи Качина Орнамент или декор, 5 дюймов. Сделано в США Грейс Пули, 9 лет.0003

    $23,99

    $9,99

  • Быстрый просмотр

    Дизайн Дос Дамас

    Шлепанцы с медным орнаментом, 4 3/4 дюйма, сделано в США, #DD9545

    Пляжные сандалии ручной работы из натуральной меди Verdigris — шлепанцы с рождественским орнаментом или декором, 4 3/4 дюйма

    17,95 долларов США

    $14,95

  • Быстрый просмотр

    Дизайн Дос Дамас

    Медный орнамент в виде краба, 4 дюйма, сделано в США, № DD9543.

    Рождественское украшение или декор из натуральной меди Verdigris Crab ручной работы, 4 x 4 1/4 дюйма (плюс вешалка).

    $17,95

    $14,95

  • Быстрый просмотр

    Дизайн Дос Дамас

    Медное украшение “Шмель”, 3 3/8 x 4 3/4 дюйма, сделано в США #DD9542

    Рождественское украшение или декор из натуральной медной пчелы Verdigris ручной работы, 3 3/8 x 4 3/4 дюйма. Сделано в

    17,95 долларов США

    $14,95

  • Быстрый просмотр

    Дизайн Дос Дамас

    Медное украшение миссионерской церкви, 4 3/8 дюйма, сделано в США, № DD9538.

    Рождественское украшение или декор миссионерской церкви ручной работы из натуральной меди Verdigris в католическом стиле. 4 5/8

    17,95 долларов США

    $14,95

  • скидка 40%

    Быстрый просмотр

    Рустик Айронверкс

    Орнамент в виде скорпиона из деревенской стали, 4 1/4″, RUORN25 – США

    Рождественское украшение в виде скорпиона из металла красновато-коричневого цвета, 4 1/4 дюйма. Изготовлен из стали США и производства

    $7,95

    4,49 доллара США

  • Быстрый просмотр

    Дизайн Дос Дамас

    Медный орнамент ангела, 3 3/4 x 6 1/4 дюйма, DD8720

    Рождественское украшение ангела из натуральной меди

    ручной работы или круглогодичный подарок, декор. 3 3/4 x 6 1/4

    17,95 долларов США

    $14,95

  • Быстрый просмотр

    Рождество Старого Света

    Стеклянное украшение “Рождественский кактус”, 4 7/8 дюйма, OWC #36074

    Стеклянный рождественский кактус Рождественское украшение, 4 7/8 дюйма, от компании Merck Family’s Old World Christmas. ВК

    19 долларов0,99

    $17,99

  • Быстрый просмотр

    Рождество Старого Света

    Стеклянный орнамент с перцем чили, 5 1/2 дюйма, OWC #28070

    Цвета на выбор – Стеклянные рождественские украшения с перцем чили от компании Merck Family’s Old World Christmas. 5 1

    $15,99

    $14,39

  • скидка 75%

    Быстрый просмотр

    Украшение из кактуса из бисера или цепочка для ключей, 2 3/4 дюйма – Гватемала, # GUCO09

    Бисерное украшение из бисера – Рождественское украшение или цепочка для ключей из кактуса сагуаро, длина 2 3/4 дюйма. Сделано

    $9,99

    $2,49

  • Быстрый просмотр

    Дизайн Дос Дамас

    Медный орнамент Javelina, 5 3/8 x 3 1/2 дюйма, сделано в США #DD3735

    Ручная работа из настоящей медной зелени Дикая свинья — рождественское украшение или декор Javelina Southwest. 5 3/8

    17,95 долларов США

    $14,95

  • Быстрый просмотр

    Дизайн Дос Дамас

    Медное украшение в виде стрекозы, 4 1/8 дюйма, сделано в США, № DD3729.

    Рождественское украшение или декор ручной работы из натуральной меди Verdigris Dragonfly Southwest. 4 1/8 дюйма (pl

    17,95 долларов США

    $14,95

  • Быстрый просмотр

    Дизайн Дос Дамас

    Орнамент из верблюжьей меди, 3 3/4 дюйма, сделано в США, № DD3727.

    Рождественское украшение или декор ручной работы из натуральной меди Verdigris Camel. 3 3/4 дюйма в высоту. Сделано

    $17,95

    $14,95

  • Быстрый просмотр

    Рождество Старого Света

    Украшенный драгоценными камнями стеклянный крест в золотых тонах, 4 3/4 дюйма, OWC #36305 – 36068

    Блестящий золотой крест с рубиново-красным и изумрудно-зеленым стеклянным рождественским украшением, 4 3/4 дюйма, Merck Fa

    19,99 долларов США

    $17,99

  • Быстрый просмотр

    Рождество Старого Света

    Украшенный драгоценными камнями стеклянный крестик, 4 3/4 дюйма, OWC #36068

    Цвета на выбор — Стеклянный украшенный драгоценными камнями крест, 4 3/4 дюйма, от Merck Family’s Old World

    $17,99

    $16,19

  • Быстрый просмотр

    Дизайн Дос Дамас

    Медное украшение Луна-Солнце, 4 1/4 дюйма, сделано в США #DD3740

    Рождественское украшение или декор ручной работы из натуральной меди Verdigris Moon, Sun Southwest. высота 4 1/4 дюйма

    $17,95

    $14,95

  • Быстрый просмотр

    Дизайн Дос Дамас

    Медный орнамент «Койот», 5 3/8 дюйма, сделано в США, № DD3728.

    Рождественское украшение или декор ручной работы из натуральной меди Verdigris Coyote Southwest. 5 3/8 дюйма в высоту.

    17,95 долларов США

    $14,95

  • Быстрый просмотр

    Дизайн Дос Дамас

    Медное украшение в виде черепахи, 4 дюйма, сделано в США, № DD3744.

    Изготовленное вручную из натуральной меди зеленовато-желтая черепаха Юго-западное рождественское украшение или декор. 4 дюйма в длину (плюс

    17,95 долларов США

    $14,95

  • Быстрый просмотр

    Дизайн Дос Дамас

    Медное украшение для воздушного шара, 4 5/8 дюйма, сделано в США #DD9546

    Ручной работы Воздушный шар из натуральной меди Verdigris Рождественское украшение или декор. 4 5/8 дюйма (плюс h

    17,95 долларов США

    $14,95

  • Быстрый просмотр

    Рождество Старого Света

    Стеклянный орнамент Roadrunner, 3 3/4 дюйма, OWC # 16126

    Пустынная сцена: кактус и рождественское украшение Roadrunner, 3 3/4 дюйма, из рождественского украшения Старого Света

    27,99 долларов США

    25,19 долларов США

  • Быстрый просмотр

    Большой орнамент в виде скорпиона, декор, 6 1/2–9 дюймов, ударопрочный, #SL10531

    Гибкий, регулируемый коричневый скорпион Рождественское украшение или круглогодичный подарок, украшение.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back To Top