Разное

Орел символика: Символ Кавказа — орел, терзающий змею

Символика интерьеров Большого Царскосельского дворца и Несвижского замка: сравнительный анализ

 Н. Г. Коршунова,
старший научный сотрудник,
начальник Отдела научной литературы и библиографии

Большой Царскосельский дворец[1] и Несвижский замок… Казалось бы, что общего может быть между этими архитектурными комплексами. Разные страны и традиции, разное время, разные художественные стили и функциональные задачи и, наконец, разный статус владельцев. И все же общее есть. Во-первых, в Новое время замки становятся дворцами, утрачивая оборонительный характер. Во-вторых, оба здания были перестроены в середине XVIII в. В-третьих, и в том, и в другом случае мы имеем дело с памятниками, восстановленными после серьезных разрушений, произошедших в XX в.[2] (Ил. 1, 2).

Владельцы этих архитектурных комплексов в середине XVIII в. — Елизавета Петровна (1709–1761), российская императрица из династии Романовых, и Михаил Казимир по прозвищу «Рыбонька» (1702–1762), гетман великий литовский из рода Радзивилов — были ровесниками.  (Ил. 3, 4).

Попробуем рассмотреть символическое наполнение интерьеров двух памятников, основываясь на следующем тезисе современного исследователя: «Для того чтобы понять топологическое единство дворцов, необходимо уловить то общее, что связывает чрезвычайно разнородные в художественном отношении памятники… В качестве общего знаменателя художественного разнообразия дворцов попробуем принять их очевидную принадлежность к сфере политической власти — попытаемся принять политическое в качестве контекста художественного»[3].

Историческое и культурное развитие Царского Села определяют памятные, судьбоносные события, тесно связанные с жизнью императоров Дома Романовых. 

В 1728 г. Царское Село по завещанию было передано Елизавете Петровне. Став императрицей в 1742 г., она развернула в своей любимой загородной резиденции грандиозные работы, завершившиеся созданием великолепного дворцово-паркового ансамбля. Гений Ф. Растрелли блестяще отразил в его архитектуре праздничный дух русского барокко.

Золотая анфилада Большого Царскосельского дворца занимает особое место в его творчестве, являясь высшим достижением мастера в декорировании интерьеров золоченой резьбой[4]. С особой силой и блеском выделен Большой зал[5], который служил величественным обрамлением торжественного ритуализированного быта императорского Двора и являлся программным произведением, направленным на прославление русской императрицы[6].

Художественная программа во дворцах Елизаветы Петровны «основывалась на осознании России как мировой империи и максимально высокого статуса российского императорского дома, отраженного в титуле монарха. Ни до, ни после этого в придворном искусстве не была реализована столь последовательно архитектурная программа по репрезентации власти российского императора»[7].

Императорская корона, главный символ государственной власти, в бесконечных повторениях вплетена в роскошный убор Большого зала. Она венчает 24 зеркальные композиции и является центральной доминантой двух роскошных десюдепортов над южным и северным дверными порталами. Многочисленные орлы в резьбе Большого зала традиционно символизируют царскую власть. (Ил. 5).

Государственный символ России — двуглавый орел под большой императорской короной — присутствует в шести наддверных композициях Зеленой столовой и Портретного зала. Невероятно, но в клювах орлы держат нежные гирлянды из роз, которые подают им веселые амуры. Этот элемент игривости в изображении важных государственных символов связан с рокальными мотивами в орнаментике Золотой анфилады.

В имперскую тематику зала органично вплетается любовная символика. По всей плоскости стены Большого зала расположены купидоны с зажженными факелами. На Золотой анфиладе нет амуров с традиционным колчаном стрел. Ведь хозяйкой дворца была женщина, а издревле считалось, что амур поражает мужское сердце стрелой, а женское воспламеняет факелом, который всегда жарок и «палит что есть силы»[8]. Надо также отметить, что в орнаментике резьбы Золотой анфилады отсутствует скипетр, который считался символом мужского начала, в отличие от державы, которая олицетворяла женскую природу. Держава, символ государственной власти монарха, находится в пухлых ручках улыбающегося купидона в Большом зале Золотой анфилады[9]. (Ил. 6).

В роскошной резьбе этого уникального интерьера представлены символы, «рассказывающие» о добродетелях Елизаветы Петровны. Амуры и нимфы держат в руках символические атрибуты, прославляющие власть, силу, благородство и просвещенность русской императрицы[10]. Мотивы плодов, цветов, виноградных гроздей прочитывались как благопожелание, символизируя мир, изобилие, процветание, превращая дворец в «вертоград волшебный».

Интерьеры Большого Царскосельского дворца были наполнены персо­нажами античной мифологии. Панегирическая тема Золотой анфилады раскрывалась через аллегорические образы. Античная мифология с начала XVIII в. была принята на государственном уровне в качестве аллегорического языка в апологии императорской власти. Идеологическое содержание Золотой анфилады легко читалось европейскими гостями Елизаветы Петровны, подчеркивая просвещенность русской императрицы.  

Апофеозом прославления абсолютистской власти был плафон «Аллегория о блаженстве царствования императрицы Елисаветы Петровны» (850 кв. м), занимающий все пространство потолка Большого зала[11]. Автором этого грандиозного живописного произведения был итальянский декоратор Д. Валериани (1708–1762). Для эпохи барокко риторика была методом художественного творчества, и трехчастная композиция плафона мыслилась и воспринималась своеобразным «текстом», в котором с наибольшей силой раскрывалась панегирическая тема, направленная на прославление императрицы, продолжательницы дел своего великого отца Петра I. 

Две картины плафона, посвященные войне и миру, воплощают собой два полюса монархии: мир — идеальный порядок в государстве, война — необходимость для восстановления нарушенной гармонии[12]. В центральной части плафона женская фигура, олицетворяющая Россию, опирается на щит с изображением «увенчанного имени ее императорского Величества» и восседает «посреди щитов с гербами Королевств и Провинций ее Империи»[13]. Смысл этого сюжета очевиден: Елизавета Петровна олицетворяет идеальную правительницу, объединяющую вокруг себя большую империю. 

Монументальная живопись Большого зала в аллегорических образах повествовала о заключении Абосского мира в результате победоносной войны России со Швецией[14], о развитии флота и морской торговли[15], о расцвете наук и искусства под покровительством императрицы[16].

Плафоны в трех Антикамерах перед Большим залом переносили подданного Елизаветы Петровны в аллегорический мир образов античного мифа, повествующего об Ариадне и Бахусе[17]. Романтическая история о критской принцессе, видимо, была близка Елизавете Петровне, которая лично утверждала сюжеты этих плафонных композиций. Подобный плафон украшал один из ее покоев в Зимнем дворце в Санкт-Петербурге.

Ариадна, дочь могущественного Критского царя, познала боль одиночества и разочарования, но обрела любовь и признание на сказочном острове Наксос, была коронована венком из звезд своим возлюбленным Бахусом и возведена на Олимп, став бессмертной богиней. Этот сюжет последовательно развивается в плафонах, где мы видим коронование Ариадны (Первая Антикамера), свадебное торжество, когда Ариадне подносят чашу с вином (Вторая Антикамера)[18] и, наконец, Олимп с божествами (Третья Антикамера).

В художественном пространстве Большого Царскосельского дворца Елизавета Петровна предстает перед своими подданными в образах античных богинь, в окружении символов, подчеркивающих ее царское достоинство. Современные исследователи отмечают, что «самыми могущественными государствами Европы раннего Нового времени стали страны, в которых сложился сакральный статус королевской власти»[19]. Императрица Елизавета Петровна в сознании своих подданных также олицетворяла величие полубожественной власти.

Панегирическая программа, «переведенная» на язык религиозных сюжетов, была продолжена в придворной церкви Воскресения Христова[20]. В пятиярусном иконостасе храма отсутствует не только традиционный Деисусный ряд[21], что было характерно для придворных храмов Санкт-Петербурга этого периода, но нет даже обязательного в это время центрального изображения Иисуса Христа. Его место заняла икона «Коронование Богородицы», иконография которой имеет католические традиции[22]. (Ил. 7).

Программа иконостаса теряет свою эсхатологическую направленность, на первое место выходит тема императорской власти, ее сопоставимость с властью божественной. Образ Коронования Богородицы в глазах совре­менников приобретал созвучие с коронованием самой императрицы — во время коронации Елизавета Петровна сама возложила на себя корону и императорскую мантию, подобно императорам Византии, подчеркнув тем самым, что властью обязана лишь себе и воле Бога[23].

В нижнем (местном) ряду иконостаса икона, изображающая Св. Ели­завету с отроком Иоанном, также прочитывалась как отражение политических реалий того времени, а именно призвания Елизаветой Петровной своего племянника Петра Федоровича в качестве наследника престола Российской империи.

Тема сопоставления небесной и земной власти была характерна для середины XVIII в. Она нашла яркое отражение в первоначальном проекте фасада дворца, выполненном архитектором С.  И. Чевакинским, который предусматривал фланкирование дворца с одной стороны церковью под пятью куполами, с другой, симметрично им, — пятью большими императорскими коронами над корпусом оранжереи, где располагалась Парадная лестница. А. Н. Бенуа представил своеобразную реконструкцию этого неосуществленного проекта, где наглядно представлена идея объединения в руках императрицы двух ветвей власти — государственной и церковной[24].

В окончательном варианте Большой Царскосельский дворец был обрамлен и духовно «защищен» христианской символикой: с одной стороны, церковью под пятью куполами, символизирующими Христа и четырех евангелистов, с другой — Вифлеемской звездой, символом рождения Христа, установленным над Парадной лестницей, и, таким образом, анфилада заключала в себе еще одно значение — посетитель символически проходил путь Спасителя, от его рождения до создания Церкви.

 Несвижские Радзивиллы к середине XVIII в. стали обладателями воистину необозримых богатств и всевозможных титулов. Современники писали: «Было что-то монархическое в несвижском имении Радзивилловского дома. Умолчу о пирах, на которые собиралась почти вся Литва, умолчу даже о театре, оркестре, милиции… Охотников было такое множество, что даже мало кто из королей имел столько гайдамаков и казаков»[25].

При Михаиле Казимире «Рыбоньке» была проведена начатая в 1720-х гг. реконструкция замка, которая способствовала превращению его в дворцовый ансамбль. В 1758 г. была торжественно освящена дворцовая часовня — каплица Матери Божьей Лоретанской. В Большом Царскосельском дворце придворную церковь Воскресения Христова освятили двумя годами раньше, в 1756 г.

Главный символ княжеского достоинства владельцев замка — это герб. Родовой герб «Трубы»[26] был получен после 1451 г. После обретения княжеского титула Священной Римской империи в 1547 г., фамильный герб — лазоревый щит с «трубами» — стал изображаться наложенным на грудь императорского черного орла, который расположен на золотом щите, покрытом княжеской мантией и увенчанном короной князя Священной Римской империи  — красной шапкой, отороченной горностаем, с диадемой из четырех золотых дуг, покрытых жемчужинами и увенчанных золотой державой.

В отличие от оформления царскосельского дворца, выполненного в стиле русского барокко с его жизнерадостным праздничным характером, интерьеры XVII в. Несвижского замка несут отпечаток архи­тектуры Ренессанса. В них не используются мифологические образы и аллегории. Главные символы Несвижского замка — общий герб Радзивилов в виде орла под княжеской короной и родовой герб —«Трубы» — призваны вновь и вновь провозглашать власть и достоинство этого богатейшего рода. (Ил. 8, 9).

Гербы представлены во всем своем многообразии и присутствуют практически в каждом интерьере, украшают наддверные, потолочные композиции, предметы обихода: печи, камины, люстры, паркет. В Каминном зале герб и «трубы» расположены на гигантском камине; Вестибюль освещают настенное бра в виде гербового орла и люстра в виде орла с распростертыми крыльями; в Арсенале многочисленные изображения «труб» на синем фоне украшают обода осветительных приборов. (Ил. 10).

Обильно украшен гербами Гетманский зал: многократно они изображены на изразцах, из которых сложена печь; позолоченные трубы и княжескую корону мы видим на камине; стену украшает эффектный разноцветный двойной герб Радзивиллов и Вишневецких, покрытый княжеской мантией под короной; на потолке — вензеля владельцев замка под короной.

Созвучие с царскосельскими интерьерами можно почувствовать в Золотом зале, созданном в середине XVIII в. Здесь мы встречаем знакомых нам амуров с музыкальными инструментами, играющими друг с другом. Они расположены в рокальном обрамлении под княжескими коронами. Потолок украшен позолоченным изображением гербов двух породнившихся фамилий — Радзивиллов и Вишневецких. Родовой герб Радзивилов, знаменитые «Трубы», расположен в центре паркетной композиции. 

От «Комнаты под звездой», где пространство потолка заполнено символическим изображением восьмиконечной Вифлеемской звезды, путь следует через многочисленные залы в каплицу Матери Божьей Лоретанской. Как и в царскосельском дворце, посетители замка проходят символический путь — от рождения Христа до Церкви, которую он основал на земле.

В алтаре каплицы установлен образ Пресвятой Богородицы Лоретанской. В православной традиции эта икона называется «Прибавление ума», что связано с легендой о ее создании[27], свидетельствуя о постоянном переплетении и взаимовлиянии разных культур.  (Ил. 11, 12).

В каплице Радзивиллов мы вновь видим, как в сакральное церковное пространство входят светские мотивы. Икона расположена на рельефном изображении княжеской мантии, поддерживаемой ангелами, на том месте, где обычно изображается герб. Венчает икону княжеская корона, а еще выше — позолоченная монограмма владельцев замка. На плафоне каплицы представлен герб Радзивиллов, который несут ангелы.

Как в царскосельском храме, так и в несвижской каплице присутствует идея божественной сущности власти: в сакральное пространство помещены символы, провозглашавшие ее незыблемость и отражающие политическую ситуацию своего времени. 

Сравнивая, казалось бы, несравнимое, в отношении Царскосельского Большого дворца и Несвижского замка можно сказать, что цель этих боль­ших архитектурных комплексов одна  — художественным языком выразить репрезентативную программу, которая демонстрирует власть и статус владельцев. 

Елизавета Петровна ставила своей целью «признание императорского титула и первенствующего положения России в Европе, что вызвало к жизни государственный заказ на создание императорских резиденций, призванных своим богатством и великолепием превзойти дворцовые ансамбли европейских монархов»[28]. Недаром архитектор Растрелли писал, что строил свои дворцы исключительно во имя славы Всероссийской.

У Радзивиллов была другая история. Они — «некоронованные короли»  — «рисуют нам редчайший по своей живучести социальный феномен. Несвижская ординация Радзивиллов пережила не одно государство: Великое княжество Литовское, Речь Посполитую, Российскую империю. Трудно определить национальную принадлежность Радзивиллов. За редким исключением они не считали себя ни поляками, ни литовцами, ни белорусами. Они были только Радзивиллами»[29]. И их замок, наполненный родовой символикой, вполне этому соответствует.

Таким образом, возвращаясь к первоначальному тезису, на основе анализа символических программ Большого Царскосельского дворца и Несвижского замка можно утверждать, что «дворец может быть понят как один из важнейших топосов культурного пространства, как место локализации политической власти и в этом качестве  — как художественная репрезентация сущности политического в культуре»[30].


[1] В год празднования 200-летия Царского Села в 1910 г. Большой Царскосельский дворец был назван Екатерининским — в честь первой хозяйки этого места, императрицы Екатерины I Алексеевны, супруги Петра I. 

[2] Большой Царскосельский (Екатерининский) дворец был разрушен во время фашистской оккупации в 1941–1944 гг., в истории Несвижского замка было несколько этапов, приведших его к запустению в советский период.

[3] Никифорова Л. В. Чертоги власти. Дворец в пространстве культуры. СПб., 2011. С. 7–8.

[4] Белорусские мастера, собранные в XVII в. в Оружейной палате Московского Кремля, основали школу резьбы. Впоследствии, с переводом столицы в Санкт-Петербург, состоящие в Оружейной палате резчики были переведены на берега Невы, заложив Охтинское поселение. Охтинские мастера составляли почти половину резчиков, трудившихся в середине XVIII в. в Царском Селе.

[5] Большой зал создан по проекту архитектора Ф. Растрелли в 1752–1756 гг. 

[6] Елизавета Петровна короновалась 25 апреля 1742 г.

[7] Савельев Ю. Р. Эволюция императорского титула и развитие дворцового ансамбля Санкт-Петербурга в первой половине XVIII в.: к постановке проблемы // Вспомогательные исторические дисциплины в современном научном знании. Материалы XXV международной науч. конф. — М., 2013. С. 511.

[8] Воспитание Амура. Французская гравюра галантного столетия в собрании Эрмитажа : Каталог выставки. СПб., 2006. С. 130.

[9] Держава (древнерусское «държа» — власть) — символ государственной власти монарха, представлявший собой золотой шар с короной или крестом. Исторически держава была знаком отличия императоров Римской империи и английских королей, позже стала атрибутом власти ряда западноевропейских монархов. С наступлением христианской эры держава увенчалась крестом. Россия переняла этот знак у Польши, в которой он назывался яблоком. Впервые держава была использована как символ власти русского царя в 1557 г. Держава (или державное яблоко) в русской христианской традиции символизирует Царство Небесное, и нередко в средневековой живописи и иконописи Иисуса Христа или Бога Отца было принято изображать с державой.  

[10] Амуры, «сидящие» на разорванных сандриках, держат символические предметы: книгу — знак просвещения, лиру — символ поэзии, палитру — атрибут изящных искусств. В руках нимф-психей зеркала — символ справедливости, щиты с солнечными дисками, обозначающие свет, богатство и изобилие, щиты с изображением сердца — символ любви и мира, ликторский пучок — атрибут власти (См.: Коршунова Н. Г. Возрождение амура. К истории воссоздания резного убранства Большого зала Екатерининского дворца // Курьез в искусстве и искусство курьеза. Материалы XIV Царскосельской науч. конф. СПб., 2008. С. 214). 

[11] Плафон «Триумф России», состоящий из трех частей, написан по эскизу Д. Валериани в 1752–1754 гг. художниками А. Перезинотти, А. и Е. Бельскими, И. и П. Фирсовыми, С. Ивановым, Н. Афанасьевым, Б. Суходольским, Г. Козловым, И. Васильевым, М. Сергеевым. Сохранились две части этого плафона, условно названные «Аллегория Мира» и «Аллегория Победы». Утраченная центральная композиция и живописное обрамление плафона были воссозданы в 1975 г.

[12] В Версальском дворце есть Салон Мира и Салон Войны с плафонной росписью соответствующего содержания. Эта структура повторяется и в плафоне Большого зала.

[13] Бенуа А. Н. Царское Село в царствование императрицы Елизаветы Петровны. Репринтн. изд. 1910 г. СПб., 2009. Поправки и дополнения. С. 22.

[14] Композиция плафона «Аллегория Победы» посвящена триумфу в Русско-шведской войне 1741–1743 гг. Успешные действия русских войск привели к мирному договору со Швецией, которая подтвердила условия Ништадтского договора 1721 г. Таким образом, темой этой плафонной композиции стало прославление Елизаветы Петровны, продолжательницы дела своего великого отца, на поле бранной славы с оружием в руках отстоявшей его завоевания. Композиции «Аллегория Победы» имеет семь сюжетных групп, расположенных по кругу, в аллегорических образах раскрывающих эту тему.

[15] Композиция «Аллегория Мира» перекликается и завершает тему,  начатую в парной композиции «Аллегория Победы», демонстрируя плоды этой победы: голубь мира находится в центре композиции, Марс капитулирует и наступает Благоденствие. Елизавета Петровна закрепляет позиции России, указанные в Ништадтском договоре. Сохраняя выход к Балтийскому морю, она продолжает развивать флот, налаживать мореплавание и торговлю.

[16] В центральной картине еще раз повторяются и утверждаются темы, затронутые в боковых композициях, представленные в виде аллегорических фигур Гениев Войны и Мира, Изобилия, Навигации, Коммерции. Появляются и новые нотки в славословии императрицы, под покровительством которой процветают Наука и Искусство. В живописном обрамлении плафона   изображены аллегории четырех частей света (Европы, Африки, Азии, Америки) и разные народы мира, свидетельствующие свое восхищение героическими доблестями русской императрицы.

[17] Плафон «Триумф Бахуса и Ариадны» (1754, П. Градицци, Ф. Градицци) воссоздан в 1999 г. — Первая Антикамера; плафон «Триумф Бахуса и Ариадны» (1754,  П. Градицци) воссоздан в 1991 г. — Вторая Антикамера; плафон «Олимп» (1757, П. Градицци, И. Бельской) воссоздан в 1985 г. — Третья Антикамера (см. : Щербановская О. Г. Плафоны Антикамер Екатерининского дворца. На правах рукописи. ГМЗ «Царское Село». Пушкин, б/г).

[18] В настоящее время потолок Второй Антикамеры украшает плафон, воссозданный на основе фрески художника Я. Гуарано «Апофеоз Бахуса». (См.: Щербановская О. Г. Плафоны Антикамер Екатерининского дворца.  На правах рукописи. ГМ «Царское Село». Пушкин, б/г. С. 13).

[19] Никифорова Л. В. Чертоги власти. С. 207.

[20] Освящение придворной церкви Воскресения Христова 30 июля 1756 г. положило начало истории Большого Царскосельского (Екатерининского) дворца. Эта дата считается днем его рождения. 

[21] Деисус (греч. — прошение, моление; деисис) — икона или группа икон, имеющая в центре изображение Христа (чаще всего в иконографии Пантократора), а справа и слева от него соответственно — Богоматери и Иоанна Крестителя, представленных в традиционном жесте молитвенного заступничества. Может включать в себя аналогичные изображения апостолов, святых отцов, мучеников и пр. Основной догматический смысл деисусной композиции — посредническая молитва, заступничество святых за род людской перед лицом Небесного Царя и Судьи.

[22] В западной иконографии Коронование известно с XII в. и обычно было частью композиции Успения Богоматери, так как согласно западной богословской традиции Коронование Богоматери произошло на небесах сразу после ее Успения. В русскую иконопись Коронование пришло в конце XVII в.

[23] Жмакин В. И. Коронация русских императоров и императриц. 1724–1856 // Русская старина. 1883. Март. C. 522–523.

[24] Бенуа А. Н. Царское Село в царствование императрицы Елизаветы Петровны. Репринтн. изд. 1910 г. СПб., 2009. С. 62.

[25] Варавва А. Г. Жемчужины Белоруссии: Несвиж. Мир. Минск, 2011. С. 25.

[26] Возможно «Трубы» являются стилизованным изображением «трискеле» — трех изогнутых в колене ног, исходящих из одной точки, как бы бегущих одна за другой. Символ бега времени, движения планет, то есть ближайший родственник первоначальной «свастики», или «трискеле». (См.: След Радзивиллов в геральдике городов Беларуси. Jul. 19th, 2011. http://francis-maks.livejournal.com/18728.html).

[27] Прототипом этой иконы является статуя Богоматери из итальянского города Лорето. Эта связь установлена А. А. Титовым в начале XX в. По преданию, икона была написана неким иконописцем после того, как ему явилась в видении Божия Матерь и исцелила его от беспамятства. К ней обращаются за помощью в учебе, избавлением от душевных заболеваний, просветлением мыслей и т. п. На иконе Богоматерь и Христос изображены спеленутыми фелонью. На головах у Марии и младенца царские венцы. В левой руке у Христа держава. В верхней части иконы находится арка и светильники. По обеим сторонам нарисованы ангелы, которые держат в руках зажженные свечи. Под ногами Богоматери и над ее головой изображены херувимы с распростертыми крыльями. Оригинал хранился в Спасо-Преображенском соборе г. Рыбинска. В настоящее время оригинал находится в Покровском храме города Романова-Борисоглебска (сейчас Тутаев) Ярославской обл.

[28] Савельев Ю. Р. Эволюция императорского титула и развитие дворцового ансамбля Санкт-Петербурга в первой половине XVIII в.: к постановке проблемы // Вспомогательные исторические дисциплины… С. 512.

[29] Варавва А. Г. Жемчужины Белоруссии: Несвиж. Мир. С. 25–26.

[30] Никифорова Л. В. Чертоги власти. С. 8.

Официальная символика

РЕШЕНИЕ НОВОВОРОНЕЖСКОЙ ГОРОДСКОЙ ДУМЫ ОТ 25 АПРЕЛЯ 2006 ГОДА №278 “ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОФИЦИАЛЬНОЙ СИМВОЛИКИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА – ГОРОД НОВОВОРОНЕЖ”.

 

Описание герба
«В лазоревом (синем, голубом) поле серебряный обернувшийся орел с распростертыми крыльями, держащий в лапах золотой безант с тремя вписанными, и расходящимися наподобие вилообразного креста лучами того же металла; и золотой главой, обремененной пятью червлёными звездами о пяти лучах; две звезды по сторонам видны наполовину».

Герб города Нововоронежа может воспроизводиться в двух равнодопустимых версиях:
– без вольной части;
– с вольной частью – четырехугольником, примыкающим изнутри к верхнему краю герба города Нововоронежа с воспроизведенными в нем фигурами герба Воронежской области (на основании статьи 19 Закона Воронежской области “Об официальной и иной символике Воронежской области” от 05.

07.2005 №50-ОЗ)
Герб города Нововоронежа может воспроизводиться со статусной короной установленного образца. Версия герба со статусной территориальной короной применяется после утверждения Государственным геральдическим Советом при Президенте Российской Федерации соответствующего законодательного закрепления порядка включения в гербы муниципальных образований изображения статусных территориальных корон.

Обоснование символики герба города Нововоронежа.
Город Нововоронеж возник в 1957 году как посёлок в связи со строительством Нововоронежской АЭС. История города неразрывно связана с развитием атомной энергетики в стране: многое здесь происходило впервые, и требовало неординарного подхода, научной смелости и прозорливости.
Фигура орла, введённая в композицию герба Нововоронежа, свою историю в Воронежской области ведёт с 1712 г., когда для Воронежского гарнизонного пехотного полка было составлено знамя с “птицей, сидящей на стреляющей пушке”, и впоследствии – “белый одноглавый орёл”, удостоившийся Величайшего утверждения Правительственным Сенатом в 1729-30 гг.

, тем самым, связывая историю названия города Нововоронежа с г. Воронежем.
Орёл символизирует храбрость, веру, победу, величие и власть, а его распростертые крылья – стремление вперед, в будущее, способность человека преодолевать трудности.
Орел держит в лапах геральдическую фигуру безант – символ вечности, аллегорический атом, тем самым подчеркивая, что атом укрощён и служит мирным целям, на благо человека.
Серебро – символ простоты, совершенства, благородства, мира и взаимного сотрудничества.
Звезда – один из древнейших символов человечества – это символ вечности, путеводности, высоких устремлений, идеалов.
Пятиконечные звезды в геральдике – символ оберега, обороны. Вместе с этим, пять звезд во главе – почётной фигуре герба, аллегорически показывают события времён Великой отечественной воины 1941-45 гг.: по территории современного Нововоронежа проходила линия обороны 141 стрелковой дивизии.
Золото – символ прочности, силы, великодушия, богатства и интеллекта.
Красный цвет поля аллегорически говорит о силе, преданности и мужестве жителей города, своим трудом, активной жизненной позицией превративших Нововоронеж в красивый, уютный и чистый город, устремив его в будущее.
Красный цвет – цвет трудовой славы, символизирует труд, жизнеутверждающую силу, мужество, праздник, красоту.
Синий цвет поля герба дополняет символику герба и показывает географическое расположение города на левобережье р. Дон.
Лазурь – символ возвышенных устремлений, мышления, искренности и добродетели.

Флаг городского округа город Нововоронеж Воронежской области

Описание флага
«Флаг города Нововоронежа представляет собой прямоугольное полотнище с соотношением ширины к длине 2:3, разделённое по горизонтали на две неравные полосы: верхнюю жёлтую в 1/5 ширины полотнища, несущую изображения семи красных звёзд, и синюю в 4/5 ширины полотнища, воспроизводящую в центре фигуры из гербовой композиции: белого обернувшегося орла с распростертыми крыльями, держащего в лапах жёлтый шар с тремя расходящимися до краев полотнища наподобие вилообразного креста лучами того же цвета».

Обоснование символики флага города Нововоронежа.
Город Нововоронеж возник в 1957 году как посёлок в связи со строительством Нововоронежской АЭС. История города неразрывно связана с развитием атомной энергетики в стране: многое здесь происходило впервые, и требовало неординарного подхода, научной смелости и прозорливости.

Фигура орла, введённая в композицию флага города Нововоронежа, свою историю в Воронежской области ведёт с 1712г., когда для Воронежского гарнизонного пехотного полка было составлено знамя с “птицей, сидящей на стреляющей пушке”, и впоследствии – “белый одноглавый орёл”, удостоившийся Величайшего утверждения Правительственным Сенатом в 1729-30 гг., тем самым, связывая историю названия города Нововоронежа с г. Воронежем.
Орёл символизирует храбрость, веру, победу, величие и власть, а его распростертые крылья – стремление вперед, в будущее, способность человека преодолевать трудности. Орел держит в лапах геральдическую фигуру безант – символ вечности, аллегорический атом, тем самым подчеркивая, что атом укрощён и служит мирным целям, на благо человека.

Белый цвет (серебро)- символ простоты, совершенства, благородства, мира и взаимного сотрудничества.
Звезда – один из древнейших символов человечества – это символ вечности, путеводности, высоких устремлений, идеалов. Пятиконечные звезды в геральдике -символ оберега, обороны. Вместе с этим, семь звезд во главе – почётной фигуре флага, аллегорически показывают события времён Великой отечественной воины 1941-45 гг.: по территории современного Нововоронежа проходила линия обороны 141 стрелковой дивизии.
Жёлтый цвет (золото) – символ прочности, силы, великодушия, богатства и интеллекта. Красный цвет звёзд аллегорически говорит о силе, преданности и мужестве жителей города, своим трудом, активной жизненной позицией превративших Нововоронеж в красивый, уютный и чистый город, устремив его в будущее.
Красный цвет – цвет трудовой славы, символизирует труд, жизнеутверждающую силу, мужество, праздник, красоту.
Синий цвет полотнища флага дополняет символику флага и показывает географическое расположение города на левобережье р.
Дон.
Лазурь – символ возвышенных устремлений, мышления, искренности и добродетели.

Eagle Spirit Animal Symbolism & Mean

Больше полезного контента:

↓ Продолжить чтение, чтобы увидеть это потрясающее видео

Орел — ваше тотемное животное?

Взрослые белоголовые орланы большие, весят почти как домашняя кошка. Но их сила простирается далеко за пределы физического размера; у них тоже много духа. Вид орла, парящего высоко в небе, вызывает чувство удивления. Они отражают нашу душу, дух и огонь жизни. Что хочет сказать вам орел?

Читайте дальше, чтобы узнать о символике орла и его значении.

Орел как духовное животное

Духовное животное орел означает, что вы сильны и влиятельны.

©Jack Molan/Shutterstock.com

Если орел — ваше тотемное животное, у вас сильный дух. Вы можете не осознавать этого сейчас, но вы один влиятельный человек! Все, через что вы прошли в жизни, привело к этому моменту. Не позволяйте своему видению застрять на прошлом. Не тратьте слишком много времени на переживания о том, что произойдет. Посмотрите с точки зрения орла, высоко в небе.

Чему нас учит орел

Орлы осведомлены об окружающей среде. Они смотрят на жизнь с высоты. Орлы могут видеть добычу даже на высоте 1000 футов. Они используют свой клюв, предназначенный для дробления и разрывания, чтобы получить то, что они хотят. Они также знают, когда смотреть на общую картину, а когда на детали. Орла трудно обмануть. Чему мы можем научиться на пути орла?

Эти могучие хищные птицы учат нас быть быстрыми и сосредоточенными. Выразите свое истинное «я» и узнайте, чего вы действительно хотите. Чем больше вы расширяете свое осознание, тем больше вы открываете для новых возможностей.

Понимание символики орла

Орлы символизируют дух, свободу и самовыражение. Орлы также имеют прочную связь со стихией воздуха. Эта связь напоминает нам, что мы больше, чем просто физические существа; у нас есть и духовная сторона. Наши мысли и намерения создают то, кем мы становимся.

Что значит, если вы видите орла?

Видеть орла может означать, что пришло время попробовать что-то новое.

©elmehdi.ph/Shutterstock.com

Духовные животные и символика животных индивидуальны. Вы и ваш друг можете одновременно видеть одно и то же животное, и оно может иметь разное значение для каждого из вас. Вот несколько самых популярных интерпретаций:

Вид на орла может быть напоминанием о необходимости принять тепло жизни. СМС от друга, игра с собакой, громкий смех, много тепла, которым можно наслаждаться. В египетских иероглифах орел обозначал душу, дух и теплоту жизни.

Видеть орла может означать, что пришло время попробовать что-то новое. Испытайте свои таланты и взлетите выше, чем когда-либо прежде. Вы можете потерпеть неудачу, но это нормально. Когда вы верны своей природе орла, вы можете пробудить более высокое чувство исцеления, духовности, страсти и творчества.

Видеть орла может означать, что в вашей жизни стоит важный выбор, и вам нужно принять решение. Наведите курсор на все возможности и используйте свою проницательность и мудрость орла, чтобы слушать свое сердце. Ищите мудрого совета у надежных друзей и коллег. Тогда сделайте выбор с уверенностью.

Вопросы, которые следует задавать, когда вы видите орла

Что тот дух орла пытается вам сказать? Когда вы видите орла во сне или наяву, попробуйте задать себе несколько вопросов.

  • Вас что-то тяготит в жизни?
  • Какое самое важное решение вам предстоит принять?
  • У вас недавно было духовное пробуждение?
  • Вы много работаете, но испытываете финансовые трудности?

Орлы имеют разные сообщения для всех. Помолчите с собой после того, как зададите эти вопросы для самопознания. Вы будете впечатлены тем, какие типы ответов начнут появляться.

Положительные Атрибуты Энергии Орла

Положительные характеристики духа орла включают мужество и творчество.

©Tomas Drahos/Shutterstock.com

Как узнать, является ли орел вашим тотемным животным? Люди, которые отождествляют себя с энергией орла:

  • Энергичные
  • Мужественные
  • Творческие
  • Мудрые

Хорошо это или плохо, но когда вам есть что сказать, вы это скажете. Противоречит вашей природе сдерживать что-то или притворяться, что все в порядке, когда это не так. Орлы — энергичные хищные птицы; в них нет ничего кроткого или робкого.

Вы из тех людей, которые всегда пробуют что-то новое, даже страшное. Орлы — отважные существа, которые взмывают на большие высоты и совершают дерзкие ныряния.

Твои друзья говорят тебе, что у тебя старая душа? Вам всегда было комфортно общаться с людьми старше вас? Орлы обладают древней мудростью, позволяющей им выживать. Если вы всегда чувствовали, что у вас есть врожденный способ познания вещей, у вас и орла есть что-то общее.

Вы провидец? Являетесь ли вы фотографом, художником, музыкантом, оратором, писателем или кем-то еще творческим, вы можете относиться к образу жизни орла. Орлы — провидцы, они всегда смотрят на мир и видят, какие возможности ждут впереди. Согласно индейской традиции, орлы доставят ваше послание в духовный мир и вернутся с видением.

Недостатки энергии орла

Хотя энергия орла имеет много положительных качеств, есть и некоторые потенциальные недостатки. Люди, которые отождествляют себя с энергией орла, могут:

  • Властный
  • Нетерпеливый
  • Высокомерный

Орел не зря известен как царь неба. Вы и орел похожи на то, чтобы быть ответственным, и вам может быть трудно отказаться от контроля. Орлы — прирожденные лидеры, но они также могут быть властными. Если вы всегда хотите взять на себя инициативу, убедитесь, что вы даете другим шанс проявить себя.

Люди говорят вам, что вам нужно научиться замедляться? Если вы всегда торопитесь и пытаетесь сделать все как можно быстрее, вы можете быть нетерпеливы. Орлы известны своей скоростью и эффективностью, но иногда важно не торопиться.

Как и орел, вы можете показаться высокомерным. У вас много уверенности в себе, и это здорово, но убедитесь, что вы не позволяете ей взять верх. Помните, что вы ничем не лучше других; ты просто другой.

Как жить как орел

Примите положительные качества своего тотемного животного и используйте их, чтобы улучшить свою жизнь. Готовы к полету? Вот как жить как орел:

Орлы — прирожденные лидеры, поэтому, если вы хотите продвинуться по карьерной лестнице, начните брать на себя ответственность. Покажите своему боссу, что вы способны руководить, взяв на себя дополнительную ответственность на работе. Если вы работаете не по найму, сосредоточьтесь на создании сетей и маркетинге себя как эксперта в своей области. Когда вы поставите себя на ноги, возможности появятся на вашем пути.

Орлы также известны своей смелостью, поэтому, если вы находитесь в отношениях, которые не делают вас счастливыми, возможно, пришло время бежать. Не бойтесь покончить с кем-то, кто не относится к вам так, как вы того заслуживаете. Вы заслуживаете того, чтобы быть с тем, кто любит и уважает вас.

Наконец, орлы — мудрые существа, которые знают, как выжить. Эту мудрость можно применить и к вашим финансам. Убедитесь, что вы откладываете деньги на черный день и разумно вкладываете свои деньги. Орлы — существа привычки, поэтому, как только вы найдете финансовый план, который вам подходит, придерживайтесь его.

Похожие духовные животные 

Когда орел является вашим духовным животным, вам легко заводить друзей. Это особенно верно, когда у этих друзей есть комплиментарное тотемное животное.

Если орел является вашим тотемным животным, вы также можете отождествлять себя со следующими могущественными животными:

  • Ястреб
  • Стервятник
  • Сокол

У вас может быть более одного тотемного животного. Если вы ищете более позитивное тотемное животное, ястреб — хороший выбор. Ястребы также являются сильными хищниками, которые могут заметить свою добычу с большой высоты.

Противостоящие духовные животные 

Есть несколько духовных животных, которые могут противостоять орлу, в зависимости от того, как вы живете. К этим животным-духам относятся:

  • Индейка
  • Утка
  • Курица

Хотя эти животные не могут быть хищниками, как орел, они все же могут дать мудрый совет. Если вы обнаружите, что ведете себя властно или высокомерно, индейка может научить вас быть скромным. Утка также может помочь вам замедлиться и наслаждаться жизнью, а не торопиться с ней. Наконец, курица может показать вам важность совместной работы в команде.

Свяжитесь со своим внутренним орлом

Свяжитесь со своим внутренним орлом, расслабившись и разумно проводя время.

©FloridaStock/Shutterstock.com

Если в вашу жизнь влетел орел, пришло время воспарить к новым высотам. Общение со своим внутренним орлом может быть очень увлекательным, и есть масса способов сделать это.

Вот несколько занятий, которые помогут вам настроиться на энергию орла:

Окунь за час

Охота отнимает очень мало времени у орла. Они настолько хороши в добыче еды, что орлы могут позволить себе провести время, отдыхая. Воплотите способ орла разумно проводить время, запланировав время простоя на этой неделе.

Видеть как орел

Пришло время посмотреть на мир глазами орла. Съездите в государственный парк со смотровой башней или смотровой башней. Возьмите с собой бинокль и посмотрите на землю.

Расправьте крылья

Размах крыльев белоголового орлана может достигать более семи футов в длину! Расправьте крылья, как орел, и ходите, занимая место. Имитация движений животных — отличный способ войти в новое мыслительное пространство. Примите своего духовного орла и почувствуйте, как растет ваш свободный дух.

Выбор орла в качестве духовного наставника 

Орел — могущественная хищная птица, символизирующая отвагу, силу и мудрость. Пусть мудрость орла направит вас на вашем жизненном пути. Если вы недавно пережили потерю или неудачу, возьмите на себя менталитет орла и воспарите к новым высотам. Преодолевайте трудности и двигайтесь вперед по жизни. Ты можешь это сделать!

Впереди

  • Символизм и значение основных духовных животных
  • Знакомство с духовными животными Тельца и их значение
  • Дух ворона Символизм и значение животных

Духовное значение и символизм орлов

Орлы стойкие, независимые и могущественные.

Белоголовые орланы, например, могут летать на высоту до 10 000 футов, нырять со скоростью до 100 миль в час и жить в дикой природе около 20-30 лет. Хотя они одиночные животные, они также моногамны и воспитывают своих детей вместе со своей половинкой на всю жизнь.

СВЯЗАННЫЕ С: Духовное значение и символика воробьев

Поскольку белоголовый орлан является национальной птицей Соединенных Штатов, неудивительно, что многие восхищаются этой птицей. Фактически, духовное значение и символику орлов можно найти во многих религиозных писаниях, особенно в Вере Бахаи.

Символы Силы

Как хищные птицы, орлы являются одними из самых крупных и сильных живых птиц. Возможно, поэтому их часто считают символами силы. Абдул-Баха, одна из центральных фигур Веры Бахаи, называл Апостолов Христа орлами:

«По смерти Христа апостолы смутились и разошлись в мыслях и мнениях; позже они стали непоколебимы и объединились», — вспоминал Абдул-Баха в своей речи в начале 1900-х годов. «В Пятидесятницу они собрались вместе, отрешились от мира, оставили свои желания, отказались от всякого земного комфорта и счастья, пожертвовали телом и душой своему Возлюбленному, оставили свои дома, простились со всеми своими заботами и имуществом и даже забыли их собственное существование».

Когда они стали непоколебимы в духовном учении Христа и позволили своей любви к Богу вести их, они получили божественную помощь и были вдохновлены силой Святого Духа. Абдул-Баха объяснил:

Они были простыми каплями и стали океаном; они были слабыми комарами и стали парящими орлами; все они были слабостью и стали наделены силой.

Они были подобны зеркалам, которые отражали свет и атрибуты Бога. Бахаи верят, что Учение Бога исцеляет наши умы и сердца. Они очищают наши головы, приносят осознание и дают нам надежду. Поскольку мы стремимся возвысить и улучшить общество, писания бахаи просят нас не смотреть на наши способности или достоинства, а вместо этого возлагать надежды на «9». 0179 помощь и милосердие, милости и дары Бахауллы» — пророк и основатель Веры Бахаи. Его имя буквально переводится как «Слава Божья».

Абдул-Баха также писал:

Будьте постоянно привязаны к Бахаулле и всегда ищите подтверждения, ибо они превращают каплю в море и превращают комара в орла.

С помощью Бога и Его пророков любая хрупкость или немощь, которые у нас могут быть, могут быть преобразованы в могущество и силу.

Символы триумфа и успеха

Орлы также могут символизировать триумф и успех. Их способность летать на тысячи футов в высоту и парить духовно означает, что мы живем в соответствии со своим потенциалом и достигаем наших целей. В молитве, явленной Абдул-Баха, сказано:

О Господь! Если бы Твоя нежная забота удостоилась нас, каждый из нас, как орел, воспарил бы к вершине познания, но если бы мы были предоставлены самим себе, мы бы сгорели и впали бы в утрату и разочарование. Кем бы мы ни были, от Тебя мы исходим и пред Твоим порогом ищем убежища.

Ты Дарующий, Щедрый, Вселюбящий.

Всемирный Дом Справедливости, всемирный руководящий орган Веры Бахаи, подчеркнул, что мы все должны «принять позу смирения, состояние, в котором человек забывает о себе, полностью доверяя Богу, полагаясь на Его всеподдерживающую силу и будучи уверенными в Его неизменной помощи, зная, что Он, и только Он один, может превратить комара в орла…» мы сосредотачиваемся на поощрении и праздновании духовного роста других.

Символы разобщенности

Хотя у орлов так много качеств, которыми можно восхищаться, у них также есть свои недостатки, которых нам следует избегать. Вот почему в писаниях бахаи орлы также используются как символ разобщенности и раздора. Абдул-Баха сказал:

Среди птиц мы видим свидетельства инстинктивного товарищества и любви. А вот свирепые звери и хищные птицы — полная противоположность домашним.

…Их свирепость инстинктивна. На то есть творческая причина. Хищные птицы, как орлы и ястребы, живут поодиночке и строят гнезда обособленно, а голуби летают стаями и гнездятся на одних и тех же ветвях. Когда орел встречает другого орла, происходит яростная битва. Встреча двух голубей – мирная встреча. Таким образом, очевидно, что эти благословенные характеристики, а также обратные, встречаются у существ низшего царства.

Учение бахаи призывает человечество избегать всякой ненависти и раздора, потому что, когда люди становятся свирепыми, они «более жестоки и злобны, чем самые дикие» животных, когда-либо созданных. Вместо этого главные деятели Веры Бахаи призывали нас собираться или собираться вместе в духе мягкости и любви.

Словами Абдул-Баха:

Бахаулла сказал, что мы должны любить даже наших врагов и относиться к ним как к друзьям. Если бы все люди были послушны этому принципу, в сердцах людей установились бы величайшее единство и взаимопонимание.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back To Top