Разное

Наколка сталин: А на левой груди — профиль Сталина…

Содержание

уголовная татуировка. Великие битвы уголовного мира. История профессиональной преступности Советской России. Книга первая (1917-1940 г.г.)

«А на левой груди — профиль Сталина…»: уголовная татуировка

Знакомя читателя с «воровским движением» на заре его истории, следует сделать существенную оговорку: «понятия» и «законы» того времени порою значительно отличались от тех, что бытовали среди «законников» более позднего периода, тем более — нынешних. Поэтому порою нам приходится забегать вперёд, обращая внимание на некоторые из таких изменений и разъясняя их причины.

Нельзя обойти вниманием и уголовную татуировку. Именно в 30-е годы она наиболее активно проникает в «блатной» мир и становится необходимым атрибутом каждого уважающего себя «вора».

Нельзя сказать, чтобы татуировка не была знакома старорежимным «уркаганам». Способов её проникновения в российский криминальный мир было несколько. Во-первых, бродяги-уголовники перенимали искусство нанесения рисунков на тело у матросов. Грань между теми и другими зачастую была не слишком отчётлива, поскольку капитаны вербовали судовые команды без особой строгости, нанимая зачастую довольно сомнительных личностей. Да и матросы нередко из-за вспыльчивого характера и «широкой морской души» оказывались в местах лишения свободы. Не случайно поэтому в «блатном» фольклоре так много песен на «морские» темы («В нашу гавань заходили корабли», «На корабле матросы ходят хмуро», «В Кейптаунском порту» и пр.).

Интересно, что таким же примерно путём, как и вольнолюбивые бродяги, в XIX веке познакомился с искусством татуировки представитель одной из самых знатных русских дворянских фамилий — Фёдор Толстой, по прозвищу Американец. Находясь в составе экспедиции Крузенштерна и Лисянского на одном из островов Полинезии, он вернулся оттуда покрытым с ног до головы прихотливыми узорами, которые демонстрировал всегда с особой гордостью.

Второй путь проникновения «наколки» в российский преступный мир — сибирская и дальневосточная каторга.

Именно амурские и сахалинские арестанты, общаясь с китайцами и корейцами, научились наносить рисунки на тело. Особое распространение это нашло, правда, только к началу XX века.

Хотя «распространение» — наверное, громко сказано. Татуировка была уделом очень небольшой группы уголовников. Так, профессор М. Гернет, исследуя в 1924 году личности преступников, находившихся в местах заключения Москвы, приводит следующие данные. Кабинетом по изучению личности преступника и преступности было обследовано 1334 человека, из которых татуированными оказалось всего 98, то есть 15 %. А ведь речь шла не о случайных людях! По сведениям Гернета, это были воры, грабители, убийцы, мошенники… Высоким оказался процент татуированных только среди так называемых «социально опасных элементов» («с многократной судимостью, не имеющие права жительства в столице»). Иначе говоря, среди тех, кого сегодня принято называть «особо опасными рецидивистами». Не густо…

По Гернету, татуировки наносились чаще всего «из скуки или из подражания другим заключённым». То есть значение «наколки» как символа принадлежности к касте «избранных» в 20-е годы было минимальным.

Об этом же свидетельствуют и сюжеты татуировок. Тот же Гернет пишет:

Нас интересует вопрос о содержании рисунков татуировки преступников. Хотя Ломброзо и подчёркивает распространение среди них циничных, но это далеко не подтверждается статистическими изысканиями. Циничные татуировки среди обследованных нами заключённых встречаются очень редко и в нашей коллекции фотографий татуировок в московских тюрьмах имеется всего одна такого содержания. Чаще всего встречаются изображения обнажённых женщин, иногда очень изящно сделанные. При сравнении известных нам по литературе татуировок иностранных преступников и обследованных нами русских заключённых татуировка последних нам представляется более оригинальною. Мы считаем, что мировой рекорд побит изображением на груди одного из заключённых Московской тюрьмы копии картины Васнецова «Три богатыря»… Москвичами побит рекорд и в области татуировки так называемого политического содержания.

Она состоит большей частью в воспроизведении портретов королей, президентов республик и проч. Один из наших учеников-студентов… видел на груди одного из обитателей ночлежки галерею портретов всего дома Романовых. Через наш Научный Кабинет прошёл осуждённый с татуировкою на груди английского короля и королевы в две краски…Отметим татуировку некоего С. с изображением на груди креста, имеющего в своём основании череп, а по бокам коленопреклонённых ангелов… Отметим также татуировку на спине одного заключённого в виде орла со змеёй в своих когтях. Этот сюжет встречался нами не один раз. Но чаще всего у московских заключённых встречаются татуировки в виде якорей и сердец (из 86 татуировок у несовершеннол. таких оказалось 21), крестов и др. татуировок религиозного характера (14), женских фигур и головок (12), птиц и бабочек (9)… Такие татуировки, как, например, очень часто встречающиеся якори и сердца, горящие пламенем или пронзённые стрелами и кинжалами, или ничего не говорят, или говорят лишь о минутных настроениях и временных увлечениях…
(«Татуировки в местах заключения г. Москвы»),

Можно было бы оспаривать вывод профессора на том основании, что уголовные «авторитеты» стремились не раскрывать «тайный смысл» рисунков и надписей. Однако и многочисленные свидетельства более позднего, уже «блатного» времени, дают нам право утверждать со всей определённостью: до того, как в «воровском» мире вспыхнула «сучья война», тайной символики татуировок не существовало. Уже один только факт наличия на теле арестанта «наколки», позволял практически безошибочно отнести его к разряду «блатных», «воров».

Собственно, это было типично для преступных сообществ не только в России. Ещё упомянутый Гернетом Чезаре Ломброзо приводил в своей работе «Новейшие успехи о преступности» слова одного из итальянских уголовников:

Татуировка для нас, что фрак с орденами, чем более мы татуированы, тем большим значением пользуемся у товарищей. Наоборот, нетатуированный не пользуется никаким влиянием; его не считают за порядочного мошенника, и он не пользуется уважением шайки.

Как мы убедились, в российском преступном сообществе до появления «воровского ордена» значение татуировки не было столь ярко выражено.

Стандартные мотивы наколок, выполнявшихся английскими татуировщиками в период между двумя мировыми войнами. Легко заметить поразительное сходство мотивов с тематикой российских уголовных татуировок: рукопожатие, череп, оскал тигра, кинжал, обвитый змеёй, обвитая змеёй обнажённая девица… От англичан перешли в русскую уголовную наколку также летящие парусники, якоря, сердце, пробитое кинжалом, и проч. Так что российские преступники далеко не оригинальны. Фото из альбома Анджея Ельски «Татуировка».

Русский «оскал». Из книги Л. Мильяненкова «По ту сторону закона».

Лишь «воры» придали «наколке» особый смысл — свидетельства принадлежности к «блатному братству». Наколки, по свидетельству Михаила Дёмина, являлись «своеобразным кастовым признаком, свидетельством рыцарственности и щегольства».

Кстати, не только «воры». Пользовалась этим и администрация мест лишения свободы. Долгое время в тюрьмах существовала процедура предварительного отбора новичков перед распределением их по камерам («блатных» — в так называемую «Абиссинию», остальной народ — в «индию»). Арестантов выстраивали и заставляли раздеваться до пояса. При этом те, кто имел татуировки, изолировались от остальных. Называлась процедура «петушки к петушкам, раковые шейки — в сторону» (по названиям известных сортов карамели).

Во время «сучьей войны» подобного рода процедура обрела зловещий смысл. Поддерживаемые лагерным начальством «суки» (бывшие «законники», выступившие против своих «собратьев») стремились силой заставить «честных воров» отступить от «воровского закона», принять «сучью» веру. В специальных «сучьих зонах» из каждого нового этапа «отошедшие» уголовники с ведома начальства обыскивали «блатных» и принуждали их идти «на поклон»:

Начальник пересылки рекомендовал заключённым нового старосту. Этим старостой был Король.

Командирами рот были назначены его ближайшие подручные.

Новая лагерная обслуга не стала терять даром времени. Король ходил вдоль рядов заключённых, пристально вглядываясь в каждого, и бросал:

— Выходи! Ты! Ты! И ты! — Палец Короля двигался, часто останавливаясь, и всегда безошибочно… — Раздевайся! Снимай рубаху!

Татуировка — наколка, опознавательный знак ордена, — сыграла свою губительную роль. Татуировка — ошибка молодости уркаганов. Вечные рисунки облегчают работу уголовному розыску. Но их смертное значение открылось только сейчас.

Началась расправа. Ногами, дубинками, кастетами, камнями банда Короля «на законном основании» крошила адептов старого воровского закона.

— Примете нашу веру? — кричал торжествующе Король… (В. Шаламов. «Сучья» война»).

Любопытно заметить, что Шаламов подходит к описываемой ситуации с чисто «фраерскими» мерками, называя «наколку» «ошибкой молодости» уголовника и отмечая, что она облегчает работу уголовному розыску.

На самом деле речь идёт вовсе не об ошибке, а о сознательном выборе. «Уркаган» сознательно наносил на тело «знаки доблести». При этом он одновременно как бы бросал вызов «ментам». «Наколка» была гордостью «вора», а не «ошибкой»…

Символике «воровской» татуировки мы здесь не уделяем особого внимания. И не только потому, что тайный смысл «наколка» обрела только в период «сучьей войны». Просто это — тема слишком объёмная и требует поэтому специального исследования.

Хотелось бы, однако, обратить внимание читателя всего лишь на парочку достаточно выразительных символических изображений, которые часто наносились уголовниками на тело и в 30-е годы, и в последующие десятилетия. Мы имеем в виду портреты вождей — Ленина и Сталина. Татуировки эти делались обычно на груди (также — на спине), причём нередко — сразу обе.

Образец татуировки российских уголовников 20-х годов

С одной стороны, подобным образом «воровской» мир подчёркивал свою лояльность Советской власти, социальную близость к ней. Но были и ещё две любопытные причины.

Во-первых, по «блатной» легенде считалось, будто бы такая «наколка» спасает «урку» от расстрела: чекисты не отважатся стрелять в изображения вождей. Потому и наносились профили Ленина и Сталина на грудь, либо слева, либо по обе стороны. Помните, у Высоцкого:

Ближе к сердцу кололи мы профили,

Чтоб он слышал, как рвутся сердца…

Чекисты, правда, оказались ещё находчивее: они стреляли в затылок…

Во-вторых, даже после разоблачения культа личности Сталина «законники» продолжали татуировать Ленина. «Социальную близость» классика «воровскому» миру они со свойственным своему сословию юморком выводили из своеобразной «расшифровки» слова «ВОР». По их мнению, Ленин и был главный «ВОР» — «Вождь Октябрьской Революции»!

Возможно, они не слишком ошибались…

Раскраска, татуировка, прически

Раскраска, татуировка, прически Боевая раскраска индейцев всегда привлекала повышенное внимание. Вот что пишет путешественник и художник Дж. Кэтлин, который в 1930-х годах посетил множество североамериканских племен.Название «красных индейцев», вероятно, было дано им

А на правой груди — профиль Сталина

А на правой груди — профиль Сталина Ближе к сердцу кололи мы профили Чтоб Он слышал как рвутся сердца… Владимир Высоцкий Многое, прежде маргинальное, присущее ранее ограниченному числу людей, всеми прочими если не осуждаемое, то не одобряемое, в наши дни стало модным.

Прически, татуировка

Прически, татуировка Женские статуэтки и другие изображения эпохи палеолита повествуют нам даже о таких деталях! Судя по ним, двадцать тысяч лет назад женщины могли распускать длинные волосы по плечам, могли собирать их на затылке в пучок, а иногда заплетали косу и даже

Уголовная хроника

Уголовная хроника Представьте себе книгу о быте и нравах, созданную на основе уголовной хроники. По меньшей мере, она будет неполна. Растворенное в обыденной жизни зло предстанет в концентрированном виде. И тогда физиономия любой эпохи исказится до неузнаваемости. Об

Глава 1 Русская уголовная каторга

Глава 1 Русская уголовная каторга Перейдем теперь к характерным выпискам и сокращенным пересказам о дореволюционной каторге 1875–1909 годов. О ней печатали после свободного изучения на месте писатель А. П. Чехов, журналист В. М. Дорошевич, служащий каторги врач П. С. Лобас,

Уголовная юстиция в империи

Уголовная юстиция в империи Номинально суд постоянных комиссий продолжал существовать до начала III в. Но уже в период принципата он начал вытесняться новым порядком судопроизводства. При императоре Августе окончательно исчезло право апелляций к народному собранию:

Татуировка

Татуировка Татуировка царапаньем была важной частью украшения тела, о чем свидетельствуют хроники и что подтверждают многочисленные скульптуры и глиняные фигурки. Этот тип татуировки, в котором шрамы, нанесенные прорезанием предварительно раскрашенной кожи, образуют

Мера и профиль бедности

Мера и профиль бедности Казалось бы, если признать справедливость этих утверждений, о демократии в России говорить рано. Но, во-первых, зависимость между материальным достатком и масштабами неравенства, с одной стороны, и готовностью разделять демократические ценности

Провинция, дворянство и уголовная политика в допетровской и петровской России

Провинция, дворянство и уголовная политика в допетровской и петровской России Представление о провинции как о криминогенном пространстве{1105}В XVII веке провинция была политической, социальной, но не культурной категорией. Провинциальный статус был меньшим служебным

История: Наука и техника: Lenta.

ru

В нынешней России многие не думают о будущем и неохотно вспоминают прошлое. Особенно это касается неудобных и неприятных моментов недавней истории. Неудивительно, что рассказы о сломанных судьбах детей, самых беззащитных жертв советской тоталитарной машины, вызывают гнев и ярость у современных почитателей тиранов. Как Сталин совмещал расстрелы и репрессии несовершеннолетних с их просвещением и воспитанием и что у него в итоге получилось, «Ленте.ру» рассказала историк-исследователь проекта «Топография террора: Это прямо здесь — Москва» Дарья Дурнева.

«Меры медико-педагогического характера»

«Лента.ру»: Правда ли, что причиной принятия драконовского Постановления ЦИК и СНК СССР от 7 апреля 1935 года «О мерах борьбы с преступностью среди несовершеннолетних» был рост детского криминала в середине 30-х годов, особенно в крупных городах?

Дарья Дурнева: Проблема детской преступности с первых лет советской власти была неразрывно связана с проблемой сиротства и беспризорности. К 1922 году, когда кончилась Гражданская война, в России насчитывалось свыше семи миллионов беспризорников. Понятно, что с ними нужно было что-то делать. Уже в 1918 году появилась Лига спасения детей, в 1921 году — комиссия по улучшению жизни детей при ВЦИК; затем для решения этой проблемы привлекли чекистов.

И как ее решали?

В том числе усилением карательных мер. Уголовный кодекс РСФСР 1922 года предусматривал для несовершеннолетних применение всех видов наказания, вплоть до смертной казни, начиная с 16 лет. Но вскоре эту норму поправили, и высшая мера наказания могла назначаться только с 18-летнего возраста. Для подростков 16-18 лет наказание существенно смягчалось, а с 14-летнего возраста применялись «меры медико-педагогического характера», без «признаков мучительства».

Материалы по теме:

Но в середине 1920-х годов политика советской власти изменилась. В беспризорных детях государство видело не столько невинных жертв революции и Гражданской войны, сколько угрозу общественному порядку. К особо важным датам и праздникам в Москве устраивали на них облавы и массовые высылки из столицы. Чтобы не допустить стихийного проникновения толп голодных и оборванных детей в город, на московских вокзалах поставили специальные вагоны-приемники. Они должны были служить своего рода кордоном для беспризорников, где те проходили бы санитарную обработку и распределение по детским домам и трудовым коммунам.

На практике все эти меры оказались малоэффективными, и в 1926 году началось новое ужесточение уголовного законодательства. Теперь за тяжкие преступления (кража, насилие, убийство) можно было осуждать с 14-летнего возраста.

А расстреливать?

Нет, вплоть до 1935 года ни о какой смертной казни для несовершеннолетних речи не было. Но печально известное постановление от 7 апреля 1935 года, о котором вы спрашиваете, предусматривало не только ужесточение ответственности для детей «с применением всех мер уголовного наказания», но и понижение возраста привлечения к ней — начиная с 12 лет.

«Всех мер уголовного наказания»

Это правда, что непосредственным инициатором этого постановления был Ворошилов, возмущенный инцидентом, когда «9-летним мальчиком ножом ранен 13-летний сын зам. прокурора Москвы т. Кобленца»?

Вениамин Кобленц — заместитель прокурора Москвы. Арестован 22 августа 1938 года, расстрелян 7 марта 1939 года.

Да, вы сейчас процитировали фрагмент из письма Ворошилова, адресованного лично Сталину. Применение «всех мер уголовного наказания» предусматривалось для несовершеннолетних, «уличенных в совершении краж, в причинении насилия, телесных повреждений, увечий, в убийстве или в попытках к убийству».

«Всех мер уголовного наказания» — это в том числе и расстрела?

Да. В дальнейшем к этому перечню особо тяжких преступлений добавили «подстрекательскую и контрреволюционную деятельность».

Что под этим подразумевалось?

В том-то и дело, что законодательно никак не разъяснялось, что под этим понимать. Поэтому эту норму можно было трактовать по-разному — в зависимости от ситуации. О составе преступления мы вообще знаем далеко не во всех случаях, потому что у нас нет доступа и к хранящимся в архивах следственным делам осужденных, например, по уголовным статьям.

Почему?

Потому что осужденные по уголовным статьям не подлежат реабилитации. Но, к примеру, кража двух буханок хлеба тоже считалась уголовным преступлением. А без доступа к их уголовным делам трудно сказать, какие конкретные деяния им вменялись. Да и осужденные по политическим статьям реабилитированы до сих пор не все.

А что нужно для начала процесса реабилитации?

Надо, чтобы этим кто-то специально занимался. Прежде всего нужно добиться реабилитации в судебном порядке. Запрос о выдаче справки о реабилитации нужно направить либо в Генеральную прокуратуру РФ, либо в прокуратуру по месту принятия решения о применении репрессии. Это могут сделать либо родственники, которых у беспризорников и так уже не осталось, либо государство, которому это сейчас не особенно и нужно, либо общественные организации, заинтересованные лица. Но у Международного общества «Мемориал», курирующего проект «Топография террора», много задач и мало ресурсов. К тому же наша деятельность ограничена только Москвой, но и здесь работы нам хватает.

Ваши коллеги в других регионах этим занимаются?

Я знаю, что сотрудники «Мемориала» в Санкт-Петербурге работали над проектом по увековечиванию памяти жертв репрессий, например, на Левашовском кладбище и Сандармохе. Исследователи из Архангельска и Северодвинска мне говорили об известных случаях присутствия несовершеннолетних и нарушениях их содержания в Ягринлаге. Но информации мало, и она, к сожалению, очень разрозненна.

«Чисто педагогическое значение»

В известной беседе с французским писателем Роменом Ролланом в июне 1935 года Сталин убеждал своего гостя, что это постановление «имеет чисто педагогическое значение» и что советская власть хотела «устрашить им не столько хулиганствующих детей, сколько организаторов хулиганства среди детей». Этой его фразой нынешние поклонники советского вождя пытаются доказать, что «при Сталине детей не расстреливали». Якобы это была исключительно воспитательная мера — и не более того.

У меня есть один конкретный пример: Петраков Александр Егорович, 1921 года рождения. Судя по данным из книги памяти жертв политических репрессий, этого подростка обвинили в контрреволюционной агитации и расстреляли из-за наколки с портретом Сталина на ноге. Сначала его посадили в тюрьму №2 города Москвы, а в 1938 году казнили на Бутовском полигоне под Москвой.

Материалы по теме:

Известна также история с иском человека, называющего себя внуком Сталина. В 2009 году он подал в суд на радиостанцию «Эхо Москвы», в эфире которой рассказывали о расстрелах детей с 12-летнего возраста, но в итоге проиграл.

У вас есть какая-либо статистика по этой теме? Хотя бы по Москве.

Мы уже отработали данные по Бутовскому расстрельному полигону, а сейчас занимаемся полигоном под Коммунаркой, где тоже расстреливали несовершеннолетних. Я своими руками перебирала учетные данные погибших на Бутовском полигоне и насчитала там 69 несовершеннолетних. Самому младшему из них, по имеющимся сведениям, было то ли 15 лет, то ли 13 лет.

Это был тот самый Михаил Шамонин, которого расстреляли за кражу двух буханок хлеба?

Да, это он. Но здесь нужно быть очень аккуратным. Информация, которая ходит об этом в интернете, появилась в 1990-е годы, когда архивы на короткий срок открылись, а потом снова закрылись. Но поскольку Миша Шамонин был осужден по уголовной статье, он по сей день остается не реабилитированным. Это означает, что пока мы не можем установить, в чем конкретно его обвиняли.

Достоверно сейчас известны лишь четыре факта: он был беспризорником, его осудили по уголовной статье, потом расстреляли, и что на момент казни Мише Шамонину было 13 лет, по другим данным — 15 лет (есть упоминания о том, что в анкете мальчику приписали два года). Точку в этой истории может поставить только публичное открытие материалов дел тех, кто был расстрелян в сталинские годы.

То есть мы не можем точно утверждать, что его расстреляли именно за две буханки?

Может, так оно и было, но сейчас это проверить невозможно. Хотя по рассказам современников я знаю случаи, когда по «закону о трех колосках» за незначительные кражи давали большие сроки не только взрослым, но и детям.

Материалы по теме:

Здесь есть еще одна проблема. Как я уже говорила, закон о реабилитации жертв политических репрессий, принятый в 1991 году, не распространяется на осужденных по уголовным преступлениям. Но в годы сталинских репрессий, видимо, могло случаться и такое, что настоящие уголовники проходили по политическим статьям, а политическим вменяли уголовные преступления. И сейчас в таких нюансах очень трудно разобраться, если вообще возможно.

«Мы едем отдыхать в Крым»

Но разве рост детской преступности не был результатом политики советской власти — раскулачивания, коллективизации и последующего за ними голода?

Да, между ними есть прямая связь. Тяжелейшие социальные последствия своей политики государство нередко предпочитало решать репрессивными методами. Но пребывание в местах заключения для подростка не способствует здоровому развитию его личности. Наоборот, зачастую это навсегда ломает его жизнь.

Материалы по теме:

И хотя в то время тоже существовали правила, по которым несовершеннолетние должны были содержаться отдельно от взрослых, на практике они часто не соблюдались. Нетрудно представить, к каким последствиям для детей приводило их общение с матерыми уголовниками.

Несколько лет назад журнал «Коммерсант-Власть» на конкретных примерах рассказывал о жутком беспределе в тюрьмах и колониях для малолетних в конце 1930-х годов. Там говорилось, что «побороть детскую преступность репрессиями так и не удалось, а вот пополнить армию рабов — вполне».

Конечно. У большинства детей, попавших в жернова ГУЛАГа и сумевших там выжить, судьбы потом так и не сложились. К тому же многие из них не оставили письменных свидетельств о своих мытарствах в молодые годы. Либо они для этого были недостаточно грамотными, либо просто не хотели обо всем этом вспоминать.

Два года назад в эфире у Ирины Прохоровой на РБК-ТВ вы сказали, что в ГУЛАГе несовершеннолетние работали и на лесоповалах, и на урановых рудниках.

Упоминания об этом есть в книге Ефросинии Керсновской «Сколько стоит человек». Она писала в своих воспоминаниях, что на лесоповалах нередко встречала детей. Есть свидетельства о несовершеннолетних на урановых рудниках Норильлага (в частности, в поселке Рыбак) и на известняковых месторождениях в Каларгоне. Известно, что отдельные детские бараки были и в Соловецком лагере.

Детей из числа так называемых «членов семей изменников родины» (ЧСИР) постановление 1935 года как-то касалось?

Напрямую — нет. У детей, чьи родители были арестованы и репрессированы, судьбы складывались по-разному. Одних отправляли в детские дома, другие могли в итоге оказаться и в трудовых домах.

Трудовой дом — это что-то вроде детской колонии?

Да, с соответствующим режимом и условиями содержания. И там тоже было сходство с лагерями для взрослых. Например, воспитанники труддома с начала 1930-х годов были прикреплены к заводу и переведены на самоокупаемость — то есть своей работой должны были оплачивать свое пребывание в местах заключения.

Материалы по теме:

А в Даниловском детприемнике в Москве, созданном на территории бывшего монастыря, дети арестованных «врагов народа» жили вместе с беспризорниками, которые их обворовывали и всячески притесняли. Потом из этого приемника детей репрессированных распределяли по различным детским учреждениям по всей стране.

А как их перевозили?

Чаще в обычных поездах. Сопровождали их сотрудники НКВД в штатском. Они инструктировали детей, что на все расспросы попутчиков следует отвечать так: «Мы едем отдыхать в Крым, в “Артек”». По воспоминаниям нам известны случаи, когда по городу детей перевозили ночью тайно, в машинах с надписью «Субпродукты», чтобы никто не понял, что внутри дети, кто они и откуда.

Дети «врагов народа» из специального детдома Наркомпроса

Фото предоставлено Международным Мемориалом

Известно, что указ о платном обучении в старших классах школы и вузах, изданный в 1940 году, в СССР отменили в 1956-м. Как вы думаете, почему постановление 1935 года окончательно утратило силу только в 1959 году вместе с «законом о трех колосках» 1932 года?

Я полагаю, что это связано с инертностью советской тоталитарной машины. Масштаб сталинских репрессий был настолько колоссальным, что после его смерти потребовалось много лет, чтобы хоть как-то преодолеть их последствия. И до детей, как это часто бывает в нашей стране, руки дошли в последнюю очередь. Тот факт, что их реабилитация по сей день не окончена, тоже о многом говорит.

Иосиф Сталин | The New Yorker

Квечбук Блитта

Владимир против Влада

Противостояние хулигану.

Квечбук Блитта

Секретная татуировка Путина

Влад раздевается, чтобы показать свою татуировку.

Критик на свободе

Полевое руководство по тирании

Диктаторы склонны вести себя одинаково уродливо, потому что все стремятся к одному и тому же эффекту: не очарованию, а устрашению.

Наши обозреватели

Гипнотический, но бесконтекстный портрет смерти Сталина и ее последствий мощный эффект как непосредственности, так и отчуждения. Но что также теряется, так это контекст.

Книги

Отчаянная беда за «Тьмой в полдень»

Роман Артура Кестлера о Московских процессах обнажил пропасть между коммунистическими идеалами и порождаемой ими реальностью.

Page-Turner

Как советское литературное истеблишмент подвергло цензуре Василия Гроссмана .

Фотобудка

В поисках памяти о ГУЛАГе в путинской России

Многие россияне, даже те, кто раньше занимался сохранением истории, пришли к выводу, что рассказы об ужасах советских лагерей преувеличены.

Подкаст политической сцены диктатура в его новый фильм, о кровожадных чиновниках, которым приходится иметь дело с жизнью после Сталина.

Нынешний кинотеатр

«Смерть Сталина» осмеливается сделать зло смешным

В эпатажной комедии Армандо Яннуччи о подчиненных мертвого тирана каждый кляп опоясан страхом.

Наши обозреватели

«Смерть Сталина» запечатлевает ужасающий абсурд тирана

0012

Наши обозреватели

Очень советская установка Дональда Трампа на аплодисменты

Наши обозреватели

0008 Маша Гессен

Постскриптум

Историческая правда Арсения Рогинского

Книги

Как Сталин стал сталинистом

Разгадка того, как советский революционер-идеалист стал руководить самым кровавым режимом своего времени.

Page-Turner

Воображаемый заговор Сталина с целью изгнания евреев

Книги

Слюни

Ивана Павлова настоящий квест.

Художественная литература

Беглец

3

Почта Почта

Письма наших читателей.

Личная история

Моя подруга, дочь Сталина

Сложная жизнь Светланы Аллилуевой.

Письмо из Москвы

Танец смерти

Скандал в Большом театре.

Другие истории

Татуировки: длинная и пестрая история

Татуировки издавна были с нами как для добра, так и для зла. Для них есть много причин, таких как мощная способность пробуждать воспоминания о важных жизненных событиях или обрядах посвящения, заявление о групповой идентичности или украшение тела. Современная медицина использует их как важный вариант для людей с определенными заболеваниями или физическими недостатками, которые можно легко идентифицировать, или как средство технического повышения точности лучевой терапии.

На темной стороне татуировки использовались диктаторами в гнусных целях, чтобы идентифицировать нежелательных лиц, будь то этнических, религиозных или политических врагов или того хуже. Недавно, говоря о них, Путин сказал: «…особенно русский народ, всегда сумеет отличить истинных патриотов от подонков и предателей, и просто выплюнет их, как мошку, случайно залетевшую в рот. ”

Эта уродливая риторика перекликается со сталинским периодом, когда они использовались для выявления предателей, и вызывает беспокойство о том, что может быть дальше для русских, желающих высказаться. Как показано в этом видео, процесс нанесения татуировки в России теперь стал подрывным:

История татуировок

Дэвид МакКомб, автор книги 100 Years of Tattoos , отмечает, что «татуировки всегда входили в моду и выходили из нее на протяжении всей истории». Действительно, люди помечали свое тело татуировками на протяжении тысячелетий.

Самые старые задокументированные татуировки принадлежат «Ледяному человеку Отци», сохранившееся тело которого было обнаружено в Альпах между Австрией и Италией в 1991 году. Он умер около 3300 г. до н.э., за тысячу лет до того, как египтяне построили свои пирамиды.

1880-е годы были временем, когда татуировки стали популярными среди высших слоев общества, поскольку стало известно, что у различных представителей знати и членов королевской семьи, как мужчин, так и женщин, были татуировки, включая Эдуарда VII, у которого, по слухам, был роман с американкой Уинстона Черчилля. рожденная мать, у которой, как считалось, была татуировка в виде змеи, а также принц Альберт Виктор, старший сын королевы Виктории.

В начале 20-го века росла озабоченность по поводу гигиены и ассоциации татуировок с преступниками, поэтому они вышли из моды.

1900-е годы: рост злоупотреблений 

Нацистские татуировки:  Нацисты использовали татуировки как оружие для дегуманизации и контроля. В 1941 году татуировки, сочетающие буквы и цифры, использовались для различения людей в Освенциме-Биркенау, сети нацистских концлагерей и трудовых лагерей, которая стала крупнейшей в Европе.

Все поступающие заключенные проходили процесс отбора, в соответствии с которым офицеры СС делили прибывающих на две шеренги — тех, кого нужно было немедленно убить, и тех, кто мог работать. Рабочие наносили татуировку сначала на левую грудь, а затем на внутреннюю часть предплечья. Все такие заключенные, кроме этнических немцев, были татуированы.

Аналитики оценивают число убитых где-то между 2,1 и 4 миллионами человек, подавляющее большинство из которых были евреями.

Татуировка сталинской эпохи: В советское время сложилась культура тюремных татуировок, чтобы рассказать, кто и за что сидел в тюрьме. Клеймение в России было обычным явлением, когда дезертиров из армии клеймили крестом, а заключенных, приговоренных к каторжным работам, клеймили лбы и щеки словом «ВОР» (вор).

В сталинские годы у политзаключенных, отправляемых в ГУЛАГ, были татуировки, по которым их отличали от ВОРов. Для преступников они показывали «послужной список» в отношении приговора и вида преступной деятельности, такой как взлом сейфа или назначение.

Заключенный с татуировкой неправильного типа может быть наказан смертью или вынужден удалить ее самостоятельно ножом, наждачной бумагой или осколком стекла.

Современные татуировки

Татуировки для медицинских целей: Они служат средством для обозначения границ поля, подлежащего обработке радиацией. Лучевая терапия используется для уничтожения клеток и уменьшения размеров опухоли при многих формах рака, таких как рак молочной железы или предстательной железы, двух из наиболее распространенных форм. В лучевой терапии точность имеет решающее значение, и татуировки помогают в этом с точностью, нацеливаясь на одни и те же места на каждом сеансе.

Такие татуировки также могут иметь значение для будущего ухода, поскольку иногда возникают ситуации, когда важно точно знать, где ранее было получено облучение.

Медицинские татуировки также используются вместо браслетов оповещения для многих пациентов с серьезными заболеваниями. Это простой альтернативный способ убедиться, что человек и другие будут знать о состоянии в чрезвычайных обстоятельствах.

Есть даже некоторые исследования, которые указывают на потенциальные важные психологические преимущества татуировок.

Профессор Вирен Свами, психолог из Университета Англии Раскин в Соединенном Королевстве, обнаружил, что тревога по поводу своей внешности и общее чувство телесной неудовлетворенности сразу же исчезли после того, как участники исследования были татуированы, при этом повышение самооценки все еще проявлялось три недели спустя, что позволяет предположить, эффекты могут представлять собой постоянное изменение.

Кроме того, недавнее исследование Вашингтонского университета, тем временем, показало, что «татуировки выживших» могут помочь в эмоциональных состояниях. Люди вкладывают средства в «пандемические татуировки», чтобы отметить свое путешествие через Covid-19. кризис и (предполагаемое) возвращение к нормальной жизни.

Татуировка тщеславия: Сегодня общественное признание помогло развитию тату-индустрии. Этот рост прямо или косвенно поощряется знаменитостями шоу-бизнеса, которые делают татуировки по разным причинам или без всякой причины.

Поклонники рассматривают эти отметины на теле как форму одобрения тела своей звезды, чтобы они могли подражать любым микро-, макро-татуировкам на руке, рукаве или теле человека, которому они поклоняются.

У Джастина Бибера около 56 татуировок, в том числе одна из его бывших подружек Селены Гомес на запястье и крошечный крест рядом с глазом. Считается, что у 30-летней Рианны не менее 25 татуировок, с рисунком в стиле хны на руке и изображением королевы Нефертити.

Чтобы отпраздновать известие о том, что ее мать избавилась от рака, Эмма Стоун попросила бывшего участника The Beatles Пола Маккартни нарисовать ей две птичьих лапы. «Любимая песня моей мамы — Blackbird, и это моя любимая песня», — объяснила актриса в программе CBS «Позднее шоу с Дэвидом Леттерманом».

Татуировки перешли из субкультуры в поп-культуру и мейнстрим. Опрос 2015 года показал, что у пятой части всех взрослых британцев есть татуировки, при этом 30% людей в возрасте от 25 до 39 лет имеют хотя бы одну татуировку. В 2016 году опрос, проведенный в США, показал, что у 29 % людей были татуировки, по сравнению с примерно двумя из десяти (21 %) четырьмя годами ранее. Почти половина (47%) миллениалов — людей, родившихся между 1982 и 2004 годами — сказали, что они у них есть.

Правительственная и религиозная оппозиция татуировкам

Европейский Союз недавно ввел запрет на ряд веществ, используемых в пигментах чернил для татуировок, на том основании, что они опасны для здоровья. Заявленная цель состоит в том, чтобы помочь защитить клиентов от целого ряда проблем со здоровьем от раздражения кожи до рака; цветные чернила для тату были запрещены с 4 января этого года, за двумя исключениями: Pigment Green 7 и Pigment Blue 15:3, которым был предоставлен 24-месячный льготный период, поскольку их было трудно достать.

Китай исторически отрекался от татуировок. Недавно Главное управление спорта Китая издало директиву, которая наложила полный запрет на участие национальных футболистов. Согласно директиве, спортсменам сборной и сборной до 23 лет категорически запрещается иметь новые, а тем, у кого они уже есть, рекомендуется их убрать. До тех пор футболисты национального уровня должны прикрывать их во время тренировок и матчей.

Иудаизм и христианство номинально не допускают татуировки, а в исламе они считаются харамом (запрещено). Основа взята из книги Левит 19.:28 Ветхого Завета, где сказано: «Не делай нарезов на теле твоем по умершему и не накалывай на себе никаких начертаний».

       Будущее

В начале этой части маркировка на теле может быть использована как во благо, так и во зло, а татуировка проходит через циклы социального принятия и отторжения.

Тем не менее, всякий раз, когда тираны используют его как инструмент для идентификации и порабощения своего народа, это противоречит любому чувству приличия.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back To Top