Разное

Мусульманские узоры: 521 345 рез. по запросу «Мусульманские узоры» — изображения, стоковые фотографии и векторная графика | Shutterstock

Геометрические узоры в исламском искусстве

Судя по исследованиям ученых мусульманские мастера не просто по интуиции рисовали орнамент в виде плетенки или пересекающихся квадратов, но несомненно прибегали в своем творчестве и к геометрическому анализу.

Геометрические узоры   в исламском искусстве  характерны, прежде всего, для  орнаментов, которыми украшались здания и часто наполнены символикой единства и множественности – когда из множества деталей складывается единый орнамент. Единство в разнообразии – часто встречающийся мотив  в суфийской поэзии.  Как писал Газали в 11 веке:

Видимый мир был создан для того
Чтобы  сообщаться с невидимым
И нет ничего в этом  мире
Что бы не было символом другого мира

Для создания геометрически правильных узоров  в исламском искусстве используются шестиугольники, восьмиугольники,  двенадцатиугольники, квадраты.

В кругах исламских богословов преобладает мнение, что изображать человека запрещено, дабы созерцающий человеческий образ  не впал в многобожие. Эта точка зрения, однако, не стала препятствием для развития такого жанра как миниатюрная живопись. В этом жанре даже насчитываются четыре  крупных направления: персидское, турецкое, арабское и миниатюра  времен Великих Моголов. Оставляя за скобками эту тему, надо отметить, что, тем не менее, в основном  в исламском мире соблюдается запрет на изображение живых существ, а для целей украшения используются различные орнаменты – геометрические, каллиграфически и растительные.

Исламская геометрия базируется в основном на трудах «отца геометрии»  Эвклида и математиков Александрии. Книги по геометрии были в ходу в халифате в эпоху Аббасидов, хотя использование геометрических фигур в качестве узоров началось еще раньше.

Изначально науки, связанные с вычислениями имели символическое значение. Они были вплотную связаны с астрономией, которая играла ключевую роль в определении времени молитвы днем, времени начала и окончания лунных месяцев, а также времени наступления религиозных праздников.

Мусульманские ремесленники широко использовали геометрические узоры для украшения своих изделий, а также оформления архитектурных сооружений. Плоская структура геометрического узора идеально подходила для этих целей, давая бесчисленное множество неповторяющихся комбинаций.

Между геометрией и искусством не было четкого разделения. И  архитекторы, и ремесленники в ходе своего обучения учились пользоваться и геометрическими, и астрономическими инструментами.

Судя по исследованиям ученых мусульманские  мастера  не просто по интуиции рисовали орнамент в виде плетенки или пересекающихся квадратов, но несомненно прибегали в своем творчестве и к геометрическому анализу.

Отличительной чертой  их работы было  применение в композициях большого количества осей симметрии. Если в  европейском  орнаментальном узоре ориентирование рисунка ограничивается  четырьмя осями: вертикальной, горизонтальной и двумя наклонными под углом в 45 градусов и это  сводит число возможных комбинаций  к  16, то на Востоке, кроме указанных так же часто встречаются еще пары осей под 10, 15, 18, 22. 5, 30, 36, 60; 67.5, 72, 75 и больше градусов, что позволяет  получать  более 6000 комбинаций. Именно этим  объясняется богатство восточной орнаментики.

Второй особенностью декоративных узоров мусульманского Востока в части их использования в качестве украшений архитектурных сооружений  является постоянный учет мастером  места на здании, где будет находиться узор. При этом основные линии выделяются и размером и цветом, чтобы они были видны на больших расстояниях. В зависимости от расположения здания, эти линии видны иногда с отдаления в 200-300 метров. Когда зритель приближается, они понемногу расплываются и  уходят из поля зрения, а на их место выступают детали, дополняющие  узор, например,  надписи, стилизованные цветы.

Для этого применяется узорная роспись отдельных изразцов, плиток, хорошо видимая  только на близком расстоянии и, как бы не существующая, если на орнамент смотреть издалека.

Многообразие узоров призвано было продемонстрировать единство в многообразии, бесконечность повторения форм, которые не имеют ни начала, ни конца.   В то же время для узоров было характерно единство формы, никак не выраженное  внешне, но воспринимаемое на уровне чувства зрителем, который невольно задумывался над тем, кто и как выложил этот узор.

Центр и круг имеют особое значение в исламе. Мусульмане всего мира, где бы они не находились во время молитвы поворачиваются к Каабе – единому центру, образуя круг (это хорошо видно во время коллективной молитвы в главной святыне мусульман). Круг символизирует собой вечность – без начала и конца, а также идеал справедливости – равенство по всем направлениям. Сама Кааба является кубом, который вписан в  круг.

Многоугольники, также популярные в исламском искусстве берут начало в круге.

Равносторонний треугольник, например, служит символом гармонии и уравновешенности, отсутствия всего лишнего.  Квадрат символизирует устойчивость и  не зря лежит в основе конструкции зданий, в том числе и круглых.

Шестиугольник – также очень популярная фигура в исламских орнаментах и его  можно рассматривать как производную как  от равносторонних треугольников,  восьмиугольник – от квадратов.

Еще одна популярная фигура мусульманских орнаментов  – звезда многократно упоминается в Коране.

Созданные на их базе сложные многоугольники являются наиболее употребительными элементами узоров, сочетая и переплетаясь в них самым неожиданным образом. Все их объединяет тот факт, что они вписываются в  круг, который, являясь невидимым, задает границы их   форм и тем самым направляет  весь узор орнамента, повторяющегося бесконечно.

Это является аллегорией исламского учения, когда невидимый Творец поддерживает и направляет  Своей волей развитие видимого мира со всем его  бесконечным многообразием форм, и, тем не менее, несущим в себе идею единства Господа миров.

Ильдар Мухамеджанов

Что Вы думаете об этом?

Оставьте свой комментарий.

Орнамент Изобразительное искусство Арабески Выкройка, Казак, лист, другие, симметрия png

Орнамент Изобразительное искусство Арабески Выкройка, Казак, лист, другие, симметрия png

теги

  • лист,
  • другие,
  • симметрия,
  • цветок,
  • яндекс,
  • изобразительное искусство,
  • орнамент,
  • линия,
  • казак,
  • арабески,
  • цветочный дизайн,
  • флора,
  • круг,
  • каллиграфия,
  • произведения искусства,
  • искусство,
  • площадь,
  • архитектурный стиль,
  • яндекс Поиск,
  • png,
  • прозрачный,
  • бесплатная загрузка

Об этом PNG

Размер изображения
1150x817px
Размер файла
113. 06KB
MIME тип
Image/png
Скачать PNG ( 113.06KB )

изменить размер PNG

ширина(px)

высота(px)

Лицензия

Некоммерческое использование, DMCA Contact Us

  • Цветочный дизайн, ЦВЕТОЧНЫЙ УЗОР, белый, лист, фотография png 1700x2670px 160.98KB
  • Орнамент Цветочный дизайн, арабеско, белый, лист, текст png 600x600px 28.01KB
  • черный бордюр иллюстрация, бордюры и рамки барокко орнамент декоративно-прикладное искусство, греческий, лист, текст, фотография png 800x800px 31.92KB
  • org/ImageObject”> Рамка Орнамент арабеска, горящая буква а, лист, филиал, монохромный png 1194x955px 74.18KB
  • Исламские геометрические узоры Орнамент Исламское искусство Трафарет, Ислам, лист, монохромный, симметрия png 500x500px 67.11KB
  • дерево черная бабочка иллюстрация, рисунок, арабеска, лист, текст, фотография png 800x800px 44.59KB
  • Цветочный дизайн Цветок, настенный рисунок, белый, лист, фотография png 1200x1200px 330.71KB
  • черный цветочный бордюр, Цветочные рамки Цветочный дизайн, арабески, акварель, лист, монохромный png 831x842px 48.06KB
  • org/ImageObject”> Мандала Книжка-раскраска Meditation Pattern, мандала, текстиль, симметрия, монохромный png 1000x1000px 270.4KB
  • круглый серый цветочный фон шаблон, орнамент арабской каллиграфии, исламский узор, прямоугольник, монохромный, симметрия png 2386x2400px 864.02KB
  • Цветочный орнамент Декоративное искусство Цветочный дизайн, процветать, белый, лист, текст png 2214x2256px 177.68KB
  • желтый, коричневый и оранжевый цветочный орнамент, орнамент Исламские геометрические узоры Арт Виньетка Каллиграфия, цветочный орнамент, симметрия, цветок, материал png 2039x1311px 643.25KB
  • Исламское искусство Орнамент Исламские геометрические узоры, исламские, коричневые и зеленые цветочные, лист, декор, филиал png 3834x5977px 928.
    65KB
  • Орнамент Силуэт, орнамент, животные, лист, фотография png 2335x2334px 110.8KB
  • желтый и коричневый цветочные иллюстрации, рисунок арабески орнамент, арабески, лист, декор, симметрия png 7702x8747px 860.55KB
  • Черно-белый цветок, Мандала, Тату, Менди, Хна, Орнамент, Рисование, Йога, площадь, черный, Черное и белое png 1100x1100px 380.05KB
  • разноцветная иллюстрация цветка мандалы, Mandala Art Книжка-раскраска, мандала, разное, лист, другие png 2266x2304px 2.74MB
  • искусство мандалы, раскраски мандалы раскраски менди узор, другие, Разное, текстиль, другие png 549x549px 189. 56KB
  • черный дамасской, орнамент арабески рисунок трафарет узор, дизайн, лист, монохромный, симметрия png 800x800px 15.87KB
  • Черная мандала, Мандала Раскраска Исламское искусство Рисование, Мандала, белый, лист, монохромный png 600x470px 25.68KB
  • Орнамент Цветочный дизайн Цветок, дизайн, лист, фотография, филиал png 800x800px 129.7KB
  • Орнамент арабески Изобразительное искусство Рисование, др., фотография, другие, симметрия png 700x498px 368.55KB
  • иллюстрация чёрных сердец, футболка хны Infinity Heart Tattoo, мотив арабески, лист, текст, филиал png 800x800px 28. 53KB
  • Разноцветные цветочные иллюстрации, Орнамент, Исламский узор, симметрия, без роялти, арабески png 1263x1835px 3.46MB
  • Стенная Наклейка Декоративное искусство Цветочный дизайн, дизайн, белый, лист, филиал png 1280x796px 125.68KB
  • Орнамент Цветочный дизайн, цветочные орнаменты, белый, лист, монохромный png 915x1600px 204.24KB
  • разноцветные иллюстрации мандалы, раскраски мандалы, мандалы, фотография, другие, симметрия png 590x590px 1.34MB
  • Бабочка Узор, узор, белый, затенение, монохромный png 2383x3234px 818.21KB
  • org/ImageObject”> Растительный орнамент, силуэт, животные, лист, филиал png 999x1000px 54.69KB
  • Мотив мандалы ислама, декоративные узоры из лепестков исламских цветов, разноцветные иллюстрации мандалы, текстиль, симметрия, цветок png 500x500px 387.03KB
  • булавка, синяя и синяя графика мандалы, раскраска рисования мандалы, мандалы, Разное, другие, симметрия png 3600x3655px 2.71MB
  • Шаблонные рамки, арабески, Разное, угол, белый png 5000x3750px 276.5KB
  • черный вихрь цветок искусства, цветок цветочный дизайн стикер Art Paper, арабески, стекло, белый, лист png 800x800px 44.58KB
  • org/ImageObject”> Узор Альгамбра в исламском искусстве Исламские геометрические узоры Арабески, ИСЛАМСКИЙ УЗОР, лист, прямоугольник, монохромный png 650x590px 117.07KB
  • Коран Ислам геометрические узоры Орнамент, Рефераты, лист, монохромный, симметрия png 600x600px 71.61KB
  • черный цветочный рисунок, орнамент арабески, дизайн, угол, текст, филиал png 624x560px 20.9KB
  • Мандала Цветочный дизайн Рисование Круг Искусства, орнамент мандалы, декор, симметрия, монохромный png 500x508px 391.01KB
  • черный цветочный дизайн рамы, Черная роза Лучшие бордюры Цветочный букет, цветочный уголок, лист, текст, монохромный png 1626x1620px 154. 58KB
  • Орнамент, сучки, монохромный, симметрия, цветок png 1024x1046px 640.1KB
  • Одуванчик рисунок черно-белый, цветочная стена, лист, фотография, филиал png 701x1590px 80.77KB
  • Рамки Цветочный дизайн, уголок Процветать, лист, текст, филиал png 2396x2400px 111.12KB
  • коричневая иллюстрация цветка свитка, орнамент Изобразительное искусство, цветочный орнамент, Разное, другие, цветок png 1641x1120px 170.37KB
  • Цветочный дизайн Трафарет, дизайн, лист, филиал, монохромный png 356x934px 71.47KB
  • org/ImageObject”> Цвет рисунка бабочки, Идеал Крылья Craft, любовь, фиолетовый, лист png 600x600px 20.07KB
  • разноцветный калейдоскоп, исламские геометрические узоры исламское искусство арабеска исламская архитектура, исламский мотив, симметрия, окно, религия png 696x699px 780.3KB
  • Элементы и принципы визуального дизайна Цветочный дизайн Цветок, фисташки, лист, фотография, филиал png 1588x1680px 281.94KB
  • Мандала Книжка-раскраска Рисунок, венок, Разное, белый, другие png 8000x7950px 1.94MB
  • Мандала Книжка-раскраска Буддизм Иллюстрация, Цвет дурмана, Мандала, Цветочная композиция, цвет Всплеск, ребенок png 5385x5988px 6.89MB
  • org/ImageObject”> серая цветочная иллюстрация, кружево в стиле барокко, угол узора, разное, лента, белый png 2000x2000px 471.85KB
  • Рамки Арт, свадебные приглашения, Разное, текст, другие png 1080x1080px 1.04MB

геометрических узоров в исламском искусстве | Эссе | Метрополитен-музей

Геометрические узоры составляют один из трех нефигуративных видов украшения в исламском искусстве, которые также включают каллиграфию и растительные узоры. Независимо от того, используются ли они изолированно или в сочетании с нефигурным орнаментом или фигурным изображением, геометрические узоры обычно ассоциируются с исламским искусством, в основном из-за их аниконического качества. Эти абстрактные узоры не только украшают поверхности монументальной исламской архитектуры, но и служат основным декоративным элементом на огромном количестве объектов всех типов. В то время как геометрический орнамент, возможно, достиг вершины в исламском мире, источники форм и замысловатых узоров уже существовали в поздней античности у греков, римлян и сасанидов в Иране. Исламские художники усвоили ключевые элементы классической традиции, затем усложнили и усовершенствовали их, чтобы изобрести новую форму украшения, подчеркивающую важность единства и порядка. Значительный интеллектуальный вклад исламских математиков, астрономов и ученых сыграл важную роль в создании этого уникального нового стиля.

Геометрические узоры, состоящие или созданные из таких простых форм, как круг и квадрат, комбинировались, дублировались, переплетались и располагались в замысловатых комбинациях, что стало одной из самых отличительных черт исламского искусства. Однако эти сложные узоры, кажется, воплощают отказ от строгого соблюдения правил геометрии. На самом деле геометрический орнамент в исламском искусстве предполагает значительную степень свободы; в своем повторении и сложности он предлагает возможность бесконечного роста и может также включать в себя другие типы орнамента. С точки зрения их абстрактности, повторяющихся мотивов и симметрии геометрические узоры имеют много общего с так называемым стилем арабески, наблюдаемым во многих растительных орнаментах. Каллиграфический орнамент также появляется в сочетании с геометрическими узорами.

Четыре основные формы или «повторяющиеся элементы», из которых строятся более сложные узоры: круги и переплетенные круги; квадраты или четырехугольники; вездесущий звездный узор, в конечном итоге полученный из квадратов и треугольников, вписанных в круг; и многогранники. Однако ясно, что сложные узоры, обнаруженные на многих объектах, включают в себя ряд различных форм и расположений, что позволяет отнести их более чем к одной категории.


Цитата

Кафедра исламского искусства. «Геометрические узоры в исламском искусстве». В Хайльбрунн Хронология истории искусств . Нью-Йорк: Метрополитен-музей, 2000–. http://www.metmuseum.org/toah/hd/geom/hd_geom.htm (октябрь 2001 г.)

Дополнительное чтение

Грабарь Олег. Посредничество в украшении . Принстон: Издательство Принстонского университета, 1992.

.

Нечипоглу, Гюльру. Свиток Топкапы: геометрия и орнамент в исламской архитектуре . Санта-Моника, Калифорния: Центр Гетти, 1995.

.
Дополнительные эссе Департамента исламского искусства
  • Отдел исламского искусства. «Искусство периодов Альморавидов и Альмохадов (ок. 1062–1269)». (октябрь 2001 г.)
  • Отдел исламского искусства. «Туркменские украшения». (август 2011 г.)
  • Отдел исламского искусства. «Искусство периода Омейядов в Испании (711–1031)». (октябрь 2001 г.)
  • Отдел исламского искусства. «Природа исламского искусства». (октябрь 2001 г.)
  • Отдел исламского искусства. «Растительные узоры в исламском искусстве». (октябрь 2001 г.)
  • Отдел исламского искусства. «Каллиграфия в исламском искусстве». (октябрь 2001 г.)
  • Отдел исламского искусства. «Фигуральное представление в исламском искусстве». (октябрь 2001 г.)
  • Отдел исламского искусства. «Искусство Великих Моголов до 1600 года». (октябрь 2002 г.)
  • Отдел исламского искусства. «Искусство периода Насридов (1232–1492)». (октябрь 2002 г.)

Введение в геометрию | Искусство исламского узора

Северный купол Тадж-Аль-Мульк (с 5-кратным мотивом), мечеть Джамех, Исфахан, построенная в 1088 году (фото: Р. Генри), рядом с деталью, показывающей путь Венеры от Джеймса Фергюсона, Астрономия с объяснением принципов сэра Исаака Ньютона, изд. 1799, табл. III, opp. п. 67.

Геометрия – язык симметрии в исламском искусстве

Ричарда Генри космос и мир природы. Циклическое движение небесных тел, которое Платон описывал как «музыку сфер», находит свое земное отражение в естественных симметриях, встречающихся во всей природе и наиболее поразительно в мире цветов, пропорции которых управляются простыми геометрическими законами. Происхождение слова «космос» — украшение (откуда происходит современное слово «косметика»), а украшение сакральных сооружений как растительным, так и геометрическим орнаментом делает зрителя восприимчивым к тонким гармониям, соединяющим окружающий нас природный мир с миром природы. космос.

В исламском искусстве геометрическая фигура круга представляет изначальный символ единства и первоисточник всего разнообразия в творении. Естественное разделение круга на правильные части является отправной точкой ритуала для многих традиционных исламских узоров, как показано на рисунках ниже.

Приведенный выше узор (15 век) из Йезда в Иране получен из шести правильных делений круга. Из этого устанавливается регулярная сетка треугольников, поверх которой разрабатывается рисунок. Обратите внимание, как сложный рисунок узора переплетается с основным рисунком, который показан белым контуром на фотографии выше.

Семейство геометрических плиток (вверху), полученных из октаграммы (хатам — 8-конечная звезда), образуют «головоломку», которая с помощью различных комбинаций может создавать множество потрясающих рисунков. Это типичные фрагменты керамической плитки, используемые в мозаиках по всему Марокко, где они известны как «зиллидж», и Андалусии, где они известны как «аликатадо», начиная с периода раннего средневековья. Эти формы до сих пор вырезаются вручную в современном Марокко.

В Альгамбре (XIV в.), Испания (вверху), геометрический рисунок идеально сочетается с биоморфным рисунком (арабесками) и каллиграфией. Это три отдельные, но дополняющие друг друга дисциплины, составляющие исламское искусство. Они образуют тройную иерархию, в которой геометрия считается основополагающей. Об этом часто свидетельствует его использование на полу или в нижней части стен, как показано на изображении выше.

Развернутые декоративные элементы используют ряд симметрий, которые теперь классифицируются как принадлежащие к отдельным математическим группам, но тонкость и красота рисунков не имеют себе равных в современном математическом мышлении.

Исламские дизайнеры использовали весь спектр архимедовых мозаик (состоящих из простых многоугольников), впервые обнаруженных греками, но дополнили и расширили их с необычайной визуальной и пространственной изобретательностью. Приведенный выше узор (после Поля Маршана) основан на элементах средневековых узоров, обычно встречающихся в Каире.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back To Top