Разное

Морские знаки – Плавучие знаки навигационного оборудования

6.2. Береговые навигационные знаки обозначения судового хода

Береговые навигационные знаки в зависимости от их назначения подразделяются на две группы: обозначения положения судового хода и информационные.

К береговым знакам обозначения положения судового хода относятся створные, перевальные, ходовые, весенние, знаки «Ориентир», знаки ходовых пролетов мостов и «Путевой огонь».

Береговые знаки состоят из столба-опоры и укрепленного на нем щита определенной формы и окраски. Для этих знаков применяются сигнальные щиты пяти типов: прямоугольный, квадратный, трапецеидальный, круглый и комбинированный. Форма щита зависит от назначения берегового знака.

Размеры сигнальных щитов в зависимости от дальности действия знака регламентируются Государственным стандартом. Высота береговых знаков определяется специальным расчетом с учетом рельефа береговой полосы.

На внутренних водных путях применяются осевые (линейные), щелевые и кромочные створы.

Осевой створ (рис. 6.1) состоит из двух знаков – переднего и заднего, одинаковых по форме, расположенных на продолжении оси судового хода.

Рис. 6.1. Схема расположения осевых створов на участке реки:

1 – ось судового хода; 2 – створы на светлом фоне; 3 – створы на темном фоне

На знаках осевого створа применяют сигнальные щиты четырех типов: квадратный (рис. 6.2, а), прямоугольный (рис. 6.2, б), трапецеидальный (рис. 6.2, в) и комбинированный (рис. 6.2, г – верхний щит квадратный, расположенный вертикально, а нижний – трапецеидальный, расположенный наклонно к вертикали).

Рис. 6.2. Осевые створы для светлого (слева) и темного (справа) фона местности

(часть площади знаков, окрашенная в красный цвет, условно обозначена штриховкой)

Цвет сигнальных щитов выбирают в зависимости от фона окружающей местности. При светлом фоне щиты окрашивают в красный цвет с белой или черной вертикальной полосой посредине, а при темном – в белый цвет с черной вертикальной полосой, а если они располагаются на фоне неба, – то в черный цвет.

В темное время суток на осевых створных знаках правого берега действует красный, белый или желтый сигнальный огонь, а на знаках левого берега – зеленый, белый или желтый. При этом характер (режим) огня переднего знака – постоянный, а заднего – проблесковый или постоянный.

В

Рис. 6.3. Ориентирование по осевому створу:

а – судно находится в створной зоне; б – судно вышло из створной зоны; 1 – ось судового хода; 2 – задний знак створа; 3 – передний знак створа; 4 – берег; 5 – изобата гарантированной глубины; 6 – визирные кривые, ограничивающие створную зону; 7 – ось створа; 8 – воображаемая вертикаль, проходящая через огни створа; 9 – огонь заднего знака; 10 – огонь переднего знака

отдельных случаях при большом скопления посторонних огней как на переднем, так и на заднем знаке применяются постоянные огни повышенной заметности: пульсирующие или протяженной формы красного и зеленого цветов.

Осевой створ служит для обозначения оси судового хода. Принцип его действия состоит в следующем (рис. 6.3). Два знака или огня створа – передний и задний, расположенные на берегу на некотором расстоянии друг от друга, образуют створную линию, продолжение которой в сторону водного пространства должно совпадать с положением оси судового хода. Признаком нахождения судна на створной линии будет расположение переднего и заднего знаков или огней на одной вертикали (рис. 6.3, а). Отклонение взаимного расположения переднего и заднего знаков или огней от вертикали свидетельствует об уклонении судна в сторону от оси судового хода и выходе его за пределы створной зоны (рис. 6.3, б). При выходе судна из створной зоны судоводитель должен изменить курс для возвращения в эту зону.

Щелевой створ состоит из трех знаков – двух передних и одного заднего и служит для обозначения положения судового хода и его кромок (рис. 6.4).

Два передних знака устанавливаются на линии, перпендикулярной к оси створа, и располагаются от нее на одинаковом расстоянии. Задний знак устанавливается на оси створа, которая должна совпадать с осью судового хода.

Сигнальные щиты знаков щелевого створа предусмотрены одного типа – прямоугольной формы. Их окрашивают в зависимости от фона окружающей местности: на светлом фоне – красный цвет с белой или черной вертикальной полосой посредине (рис. 6.4, а), на темном фоне – в белый цвет с черной вертикальной полосой (рис. 6.4, б).

На знаках щелевого створа действуют белые или желтые сигнальные огни, на передних знаках – постоянные, на заднем – проблесковый. При наличии в районе расположения щелевого створа посторонних огней на знаках, установленных на правом берегу, применяются красные сигнальные огни, на левом берегу – зеленые. При этом передние огни – постоянные, а задний – проблесковый.

Рис. 6.4. Схема расположения щелевого створа на участке водного пути: 1 – ось судового хода; 2 – ось створа; 3 – знаки створа; а – щелевой створ для светлого фона; б – щелевой створ для темного фона

Принцип действия щелевого створа показан на рис. 6.5. При движении судна по оси судового хода (рис. 6.5, а) задний знак (огонь) виден точно посредине расстояния между передними знаками (огнями). По мере уклонения судна от оси судового хода симметричность расположения знаков нарушается (рис. 6.5, б), при этом сокращается просвет между задним и передним знаком той кромки, к которой судно приближается.

Если судно вышло за границу створной зоны (рис. 6.5, в), просвет между щитами заднего и одного из передних знаков исчезает.

Судоводитель не должен допускать выхода судна из указанной зоны, так как при этом не обеспечивается безопасность движения.

Щелевые створы применяются в основном на водохранилищах и устьевых участках больших рек.

Рис. 6.5. Ориентирование по щелевому створу:

а – судно на оси створа; б – судно уклонилось от оси створа; в – судно вышло из створной зоны; 1 – ось судового хода; 2 – изобата гарантированной глубины; 3 – ось створа; 4 – задний знак; 5 – передний знак; 6 – визирные кривые

, образующие створную зону

Кромочный створ предназначен для указания одной кромки судового хода. Створ состоит из двух знаков – переднего и более высокого заднего. Ось створа пересекает вертикальную грань заднего знака, обращенную в сторону ограждаемой кромки судового хода. Передний знак несколько смещен с этой оси в сторону той же кромки. Для указания обеих кромок судового хода устанавливаются два кромочных створа – левый и правый (рис. 6.6).

Сигнальный щит переднего знака кромочного створа имеет прямоугольную форму, а заднего – форму прямоугольной трапеции. Знаки окрашиваются на темном фоне в белый цвет, на светлом фоне – в красный цвет. Огни – на левой кромке зеленые, передний постоянный, задний двухпроблесковый; на правой кромке красные, передний постоянный, задний двухпроблесковый.

П

Рис. 6.6. Кромочный створ:

1 – направление течения; 2 – левая кромка судового хода; 3 – правая кромка судового хода; 4 – створные знаки для обозначения двух кромок судового хода

ри нахождении судна на оси судового хода судоводитель видит знаки (огни) правого и левого створов, расположенные симметрично. При уклонении судна от оси судового хода нарушается видимое судоводителем симметричное расположение знаков. Зазор между вертикальными гранями щитов переднего и заднего знаков той кромки, в сторону которой уклонилось судно, окажется меньше зазора между вертикальными гранями щитов, ограждающих другую кромку. Исчезновение зазора между щитами знаков кромки, к которой уклонилось судно (касание вертикальных граней щитов), или расположение огней на одной вертикали означает, что судно вышло из створной зоны.

Рис. 6.7. Типы сигнальных щитов перевальных знаков:

а – квадратный; б – прямоугольный; в – комбиниро- ванный

Перевальные знаки (рис. 6.7) – это береговые навигационные знаки для указания направления судового хода, переходящего (переваливающего) от одного берега к другому, а также для обозначения начала и конца участка с приглубым (ходовым) берегом.

Перевальный знак состоит из столба-опоры и укрепленного на нем сигнального щита определенной формы. Предусмотрены три типа щитов для перевальных знаков: квадратные (рис. 6.7, а), прямоугольные (рис. 6.7, б) и комбинированные (рис. 6.7, в). Знаки, расположенные на светлом фоне местности, окрашиваются в красный цвет, на темном – в белый.

Рис. 6.8. Ходовые знаки

Ходовые знаки (рис. 6.8) – это береговые знаки, которые указывают, что судовой ход расположен вдоль того приглубого берега, на котором они установлены. Они состоят из столба – опоры и сигнального щита – ромба (рис. 6.8, а), или щита в виде вытянутого ромба с отсеченными острыми углами (рис. 6.8, б). Для обеспечения видимости со всех направлений щиты делаются, как правило, объемными. Это достигается за счет крестообразного соединения двух плоских щитов (ромбов) или за счет соединения в плане двух щитов (вытянутых ромбов) под углом 90.

Цвет окраски щита и столба ходового знака, в отличие от створных и перевальных знаков, зависит от наименования берега, на котором он установлен. На правом берегу – цвет красный, на левом – белый. Для создания контраста с фоном местности опоры ходовых знаков окрашиваются чередующимися полосами красного и белого цветов на правом берегу и белого и черного цветов – на левом берегу.

Рис. 6.9. Весенние знаки

На ходовых знаках правого берега действуют красные проблесковые огни, на знаках левого берега – зеленые проблесковые.

Весенние знаки (рис. 6.9) устанавливают для обозначения затопленных в период половодья берегов, островов, выступающих в русло мысов и т.п. Они не указывают непосредственно ось или кромку судового хода и служат для определения положения судового хода совместно с другими знаками.

Весенний знак представляет собой укрепленную на столбе-опоре сигнальную фигуру, состоящую из двух крестообразно соединенных щитов, имеющих форму круга на правом берегу (рис. 6.9, а) и трапеции – на левом берегу (рис. 6.9, б). Сигнальная фигура может быть также выполнена из трех пересекающихся под углом 120 в плане плоскостей.

Щиты весенних знаков правого берега окрашивают в красный цвет, а левого – в белый. Опоры знаков окрашивают в тот же цвет, что и щиты.

В темное время суток на знаках правого берега действуют красные постоянные огни, на знаках левого берега – зеленые постоянные.

Знак «Ориентир» (рис. 6.10) применяют на реках и водохранилищах для обозначения характерных берегов, мысов, островов и других приметных мест береговой полосы. Непосредственно положение судового хода они не указывают, но позволяют судоводителям определить его косвенным путем (по положению судна относительно знака “Ориентир”).

По конструкции знаки изготовляются в виде столбов-опор с двумя щитами (рис. 6.10, а) и трех или четырехгранных призм и пирамид (рис. 6.10, б). Используются два типа сигнальных щитов: прямоугольной и трапецеидальной формы.

Рис. 6.10. Знаки «Ориентир»:

а – в виде одиночных столбов с сигнальными щитами;

б – в виде трех и четырехгранных призм и пирамид

Щиты знаков, устанавливаемых на правом берегу, окрашивают пятью чередующимися горизонтальными полосами красного и белого цветов, а на левом берегу – черного и белого, причем верхняя полоса должна быть соответственно красной или черной.

На знаках “Ориентир” правого берега действуют красные, белые или желтые двухпроблесковые огни, а на знаках левого берега – зеленые, белые или желтые двухпроблесковые.

Знаки “Путевой огонь” (рис. 6.11, а) служат для обозначения в ночное время берегов судоходного канала. Форма знаков, несущих путевые огни, не регламентируется. Конструктивно знак представляет собой опору, в вершине которой укреплен фонарь с двумя линзами в боковых стенках. В фонаре помещается электрическая лампа. Через линзы боковых стенок сигнальные огни светят вдоль берега канала. На правом берегу действуют красные постоянные или проблесковые огни, на левом – зеленые постоянные или проблесковые.

Опознавательные знаки (рис. 6.11, б) служат для обозначения входа в канал, порт, аванпорт, убежище со стороны озера или водохранилища.

Рис. 6.11. Знак «Путевой огонь» (а) и опознавательные знаки (б)

Знаки сооружают в виде различных по архитектуре башен и устанавливают на оголовках дамб, молов и волноломов. Их окрашивают в цвет, обеспечивающий необходимый контраст с окружающим фоном местности.

На вершинах опознавательных знаков устанавливаются постоянные или проблесковые сигнальные огни кругового действия: зеленые на знаках левого берега и красные – на знаках правого берега.

На сторонах опознавательных знаков, обращенных к судовому ходу, может устанавливаться постоянный огонь того же цвета, что и на их вершинах.

Рис. 6.12. Маяк

Маяк (морской маяк) – средство навигационного оборудования морей и крупных озер, являющееся дневным и ночным ориентиром. Маяк представляет собой башню, на вершине которой помещается аппаратура для подачи световых сигналов. Маяки служат для ориентировки судоводителей с применением инструментов и приборов. Высота маяка выбирается такой, чтобы была обеспечена необходимая дальность его видимости. Она достигает 50 метров и более. Маяк может быть оборудован звуковой сигнализацией для подачи сигналов во время тумана, а также аппаратурой для подачи радиосигналов. Вид маяка приведен на рис. 6.12.

Каждый маяк имеет свою отличительную форму, окраску и характеристику огня. Описание маяков и их географические координаты даются в соответствующих лоциях и на картах.

Рис. 6.13. Навигационный знак

Светящий морской навигационный знак (светящий знак) – средство навигационного оборудования морей и крупных озер, являющееся дневным и ночным ориентиром специальной постройки, имеющее светооптический аппарат с дальностью видимости белого огня до 10 миль. Это сооружение такого же типа, что и маяк, но более легкой конструкции (рис. 6.13). Форма навигационных знаков бывает различной, сооружаются они из камня, кирпича, металла, дерева и т. п. Знак может иметь отличительные щиты и топовые фигуры. На них часто устанавливают радиолокационные отражатели.

Несветящий навигационный знак – сооружение такого же вида, как и светящий знак, но не имеющее светооптического аппарата.

Морской навигационный огонь (огонь) – средство навигационного оборудования морей и крупных озер, являющееся ночным ориентиром и представляющее собой светооптический аппарат, устанавливаемый на естественных объектах или сооружениях неспециальной постройки (здание, скала, столб и др.).

studfiles.net

Плавучие знаки системы МАМС

ПЛАВУЧИЕ ЗНАКИ СИСТЕМЫ МАМС

(МЕЖДУНАРОДНАЯ АССОЦИАЦИЯ МАЯЧНЫХ СЛУЖБ)

Схема ограждения опасности кардинальными знаками

Обойди меня с севера

(оставить к югу)

Обойди меня с юга

(оставить к северу)

Обойди меня с запада

(оставить к востоку)

Обойди меня с востока

(оставь к западу)

Латеральная система (регион А)

В латеральной системе региона “А” правая и левая стороны каналов и фарватеров считаются, если идти с моря. Правой стороне присвоены зеленый цвет знака и зеленый огонь, левой стороне – красный цвет знака и красный огонь. На картах знаки правой стороны обозначаются нечетными числами, левой – четными.

Знаки левой и правой стороны

Латеральные знаки (знаки левой и правой стороны) — выставляются по принципу ограждения сторон фарватера. Стороны ограждаются буями или вехами. На корпусах буев могут наноситься цифры или буквы. Нумерация буев по возрастающей величине или обозначение буквами в алфавитной последовательности ведется со стороны моря левой стороны

Знаки левой стороны
Знаки правой стороны

Знаки разделения фарватеров

В местах разделения фарватеров для обозначения основного (предпочтительного) фарватера используются видоизмененные латеральные знаки.

Основной фарватер справа
Основной фарватер слева

Знаки, ограждающие отдельные опасности

Знаки, ограждающие отдельные опасности незначительных размеров, выставляются непосредственно над опасностью и могут быть обойдены с любой стороны. Топовая фигура имеет вид двух черных шаров, расположенных один над другим

Осевые знаки или знаки чистой воды

Осевые знаки, или знаки чистой воды, служат для обозначения оси фарватера или в качестве подходных. Они представляют собой буи сферической или столбовидной формы и вехи с топовой фигурой в виде красного шара. Эти знаки являются единственным типом знаков, которые окрашены вертикальными полосами (красными или белыми).

Знаки специального назначения

Знаки специального назначения предназначены для обозначения специальных районов или объектов, показанных на картах или описанных в других навигационных документах, например знаки, ограждающие районы свалки грунта, подводные кабели и трубопроводы, обозначающие районы военных учений и зоны отдыха и другие подобные районы.
Знаки специального назначения имеют желтую окраску. На знаках может устанавливаться топовая фигура в виде желтого косого креста. Сами знаки могут иметь любую форму.

Генеральное направление судна

Для района плавания МП левой или правой стороной фарватера называется та сторона, которая находится, соответственно, слева или справа от судна, идущего по фарватеру с моря. Все направления движения по фарватеру для МП считаются “с моря” или “в море”.

в море

 

с моря

www.gimsyaroslavl.narod.ru

Морские знаки и значки, морская форма одежды

Таблицы размеров одежды
  • Брюки и юбки ВМФ
  • Бушлаты, шинели
  • Галстуки, ремни, бляхи, ленты, пуговицы
  • Детская морская одежда
  • Медали, прикольные значки, кокарды, жетоны
  • Морские головные уборы
  • Нагрудные знаки различия, значки
  • Наплечные знаки различия, погоны
  • Нарукавные знаки различия, нашивки
  • Наручники
  • Обувь для яхтсменов
  • Пиратская атрибутика
  • Повседневная одежда в морском стиле
  • Роба, костюмы, спецодежда
  • Рубашки ВМФ
  • Свитера, кителя, куртки, тужурки, форменки, фланелевки
  • Тельняшки

2050100

по популярностипо названию (А-Я)по названию (Я-А)по новизнепо цене (возр.)по цене (убыв.)

Цена:

сбросить фильтр по цене

  • Шнур пистолетный (белый)

    129v

    Шнур пистолетный предназначен для крепления пистолета к кобуре или поясному ремню. Материал: белая натуральная свиная кожа, окрашенная в белый…

  • Буденовка с красной звездой

    640v

    Красноармейский суконный шлем, форменный головной убор военнослужащих РККА. Подходит на любой размер головы до 62-го. Изготовлено в России

  • Плащ-накидка офицерская черная (54/4)

    нет в наличии

    Плащ накидка офицерская изготовлена согласно ТУ-РСФСР-03-7555 Ткань верха: диагональ прорезиненная, плотностью 450 г/м2. Черного цвета. Используется как военное…

  • Плащ-накидка офицерская черная (50/4)

    нет в наличии

    Плащ накидка офицерская изготовлена согласно ТУ-РСФСР-03-7555 Ткань верха: диагональ прорезиненная, плотностью 450 г/м2. Черного цвета. Используется как военное…

  • Плащ-накидка офицерская черная (48/3)

    нет в наличии

    Плащ накидка офицерская изготовлена согласно ТУ-РСФСР-03-7555 Ткань верха: диагональ прорезиненная, плотностью 450 г/м2. Черного цвета. Используется как военное…

  • Аксельбант

    нет в наличии

    описание товара скоро появится

  • Держатель палки резиновой

    нет в наличии

    Для крепления и ношения на поясном ремне палки резиновой. Шлевка для брючного ремня. Опорное кольцо. Страховочная шлёвка с кнопкой. Цвет: коричневый. Материал:…

  • Плащ-накидка офицерская черная (46/2)

    нет в наличии

    Плащ накидка офицерская изготовлена согласно ТУ-РСФСР-03-7555 Ткань верха: диагональ прорезиненная, плотностью 450 г/м2. Черного цвета. Используется как военное…

www.morkniga.ru

🎓 Знаки морские ⚗ с русского на все языки 🧬

1) (жест) знак (-ку). [І він знаками показував їм і остававсь німий (Єв.)]. Мимический знак – мімічний знак; миг[ґ] (-гу), кив (-ву). -ками (мимикой) – на миг(ґ)ах. [Німі розмовляють на миґах]. Сделать, подать, дать знак головою, глазами, рукою – подати, дати знак или показати головою, очима, рукою;

2) (признак) знак, ознака, ознак, признака, познака; см. Признак. [Ті ридання (дзвонів) металеві – знак, що хтось розстався з світом (Франко). Смерть виразно поклала свою страшну ознаку на змученому обличчі (Грінч.)];

3) (примета) знак, признака, прикмета; см. Примета. [І дуб посадили на прикмету проїжджачим (Шевч.)];

4) (пометка) знак, зазначка, познака, відзнака; см. Пометка. Делать на ч.-л. -ки (метить) – значити що. Имеющий знак (намеченный) – значний, значкий, значений. [Значні гроші. Значний віл (Н.-Вол. п.)]; 5 (письменный) знак, значок (- чка). [Почали тими чи иншими значками записувати свої думки (Єфр.)]. Знак переноса – розділка, рисочка. -ки препинания – розділові знаки. Знак вопросительный, восклицательный – знак питання (запитання), знак оклику. Знак действия, корня, мат. – знак дії, знак кореня;

6) (след от ч.-л.) знак, значка, познака, слід, прислідок (-дку), (от удара кнутом и т. п.) смуга, пасмуга, басаман; см. След. [Це все поклало свій знак на ніжно-задуману музу (Ніков.)]. -ки насилия – знаки, познаки насильства, ґвалту;

7) (свидетельство, знамение) знак, ознака, ознак, знамено, свідоцтво. [Мій меч? Це знамено святої правди (Куліш)]. В знак согласия, благодарности, уважения – на знак згоди, вдячности, пошани. [Товариші мовчки хитнули головою на знак згоди (Крим.)]. Молчание знак согласия – хто мовчить, той не перечить;

8) (символ) знак, ознака, знамено [Для мене хрест – знак віри (Куліш)];

9) (сигнал) гасло, знак. Дать подать знак к восстанию, к сражению – дати, подати гасло до повстання, до бою. По данному -ку – за даним гаслом, знаком;

10) (отличительный, оффициальный) знак, відзнака, ознака. Гербовый, денежный знак – гербовий, грошовий знак. [Скасування грошових знаків (Н. Гром.)]. Знак отличия – відзнака. -ки достоинства – ознаки гідности, (у козаков) клейноди (знаки власти). Орденские -ки – кавалерія, орденські відзнаки. Межевой знак – межовий знак; копець (р. копця), кляк. Предостерегательные -ки – перестережні, застережні знаки. Морские -ки – морські знаки. Береговые -ки – берегові знаки. Условный знак – умовний знак. Каторжный знак – каторжанське тавро.

* * *

1) знак, -а; позна́ка

в \знак к чего́ — на знак чого́

\знак к вла́сти — знак вла́ди; ист. клейно́ди, -дів, диал. клейно́ти, -тів

2) знак, -у и -у

в \знак к па́мяти — на зга́дку, на па́м’ять, на спо́мин, на спо́гад

translate.academic.ru

ЭСБЕ/Знаки морские — Викитека

Знаки морские — так называются разнообразного вида З., сооружаемые на берегу и служащие для безопасности плавания, для указания входов и фарватеров, а иногда и для ограждения от опасностей. Они бывают деревянные или железные, а иногда и просто складываются из камней, с каким-нибудь заметным оконечием; смотря по важности знака, некоторые из них в ночное время снабжаются фонарем. Полный перечень знаков, с указанием цели, для которой они поставлены, помещается в лоции каждого моря. Если маяки, главным образом, сооружаются с целью дать возможность судам вести по ним свое счисление, то знаки, большей частью, служат прямо для указания пути. К числу знаков относятся также, помещаемые в море на отмелях, голики, которые своей окраской и той или другой формой указывают, каким образом следует идти чтобы миновать опасность. Правила эти также указываются в лоции.

Знаки девиационные сооружаются в портах для определения с судов девиации компасов. Смотря по местному удобству, эти З. состоят или из двух заметных предметов, створ которых приходится в море, или из одного, как, напр., в Кронштадте — трубы литейного завода; в последнем случае истинные направления такого предмета с различных мест на рейде выносятся на стенку гавани или на особые щиты, как в Гельсингфорсе, и служат средством для опредедения девиации (см.).

Знаки телеграфные состоят обыкновенно из особых вех; ставятся они на рейдах по линии проложенного кабеля, дабы предупредить суда от бросания якоря в том месте, где пролегает телеграфный кабель.

Знаки мерной мили устанавливаются обыкновенно близ портов, в местах, свободных от движения судов, и отбивают точно пространство от 1 до 4-х миль, служа средством для определения скорости корабля при испытании машины.

Н. С.

Неприкосновенность морских З., поставленных для безопасности мореплавания, ограждается уголовными законами (ст. 307, 1203 и 1204 Улож. о наказ.). Кто, с целью причинить кораблекрушение или привлечь судно в какое-либо место для ограбления его, истребить, испортить, снесет или переместит маяк

ru.wikisource.org

2. Навигационные опасности и плавучие предостерегательные знаки

2. Навигационные опасности и плавучие предостерегательные знаки

Для ориентировки мореплавателей и предоставления им возможности определения места своего корабля, указат ния кромок фарватеров, обозначения начальных точек и оси фарватера (канала) и середины прохода, а также для ограждения навигационных опасностей устанавливаются маяки, огни и знаки, именуемые средствами навигационного оборудования (СНО). Они подразделяются по следующим признакам:

по месту установки — на береговые и плавучие;

по назначению — для определения места корабля, обозначения оси фарватеров (каналов), середины прохода (осевые), ограждения навигационных опасностей и др.;

по техническому устройству — на зрительные, звуковые, радиотехнические, с радиолокационными отражателями и т. п.;

по дальности действия — на средства дальнего действия и ближнего.

К береговым средствам навигационного оборудования относятся: береговые маяки, огни, светящие и несве-тящие навигационные знаки, створы, береговые башни

и т. п. Нанесенные на навигационные карты береговые средства навигационного оборудования имеют точные координаты, подробно описаны в лоции и книге «Огни и знаки» и являются надежными ориентирами для определения места корабля в море.

К плавучим средствам навигационного оборудования относятся: плавучие маяки, буи, бочки и вехи. Маяки и бочки выставляются в специально для них определенных точках, а знаки ограждения опасностей — как можно ближе к навигационным опасностям или непосредственно над ними.

Навигационные опасности подразделяются на опасности морского дна (мель, отмель, подводная коса, бар, риф, банка) и случайные опасности (затонувшие суда, невытраленные мины, сваи, сети и т. п.).

С 1981 года в водах СССР действует новая система навигационного оборудования плавучими предостерегательными знаками — «Система МАМС — регион А», согласно которой отдельно лежащие и простирающиеся от береговой черты навигационные опасности ограждаются кардинальными знаками, выставляемыми в одном, нескольких или во всех секторах относительно стран света от опасности, и обозначают сторону, с какой эту опасность надо обходить. В этом заключается принципиальное отличие новой системы от старой и это следует твердо запомнить.

Таблица условных обозначений характера огня в руководствах для плавания и на картах

Характер огняУсловные обозначенияУсловные обозначения
русскоемеждународное
ПроблесковыйПрFI
Групповой проблесковыйПр(2)FI(2)
Длительно-проблесковыйДл ПрLFI
Чистый (часто проблесковый)ЧQ
Групповой частыйЧ(3)Q(3)
Ч(9)Q(9)
Групповой частый с длительным проблескомЧ(6)ДлПрQ(6)LFI
Сложный групповой проблесковыйПр(2+1)FI(2+1)

Примечание. Частый огонь имеет частоту 50 или 60 проблесков в минуту.

Плавучие знаки навигационного оборудования представляют собой бочки, вехи, а также буи сигарообразной или столбовидной формы или ажурные фермы типа усеченной пирамиды, установленные на плавучесть. Буи оборудуются установленными для них белыми, желтыми, зелеными или красными проблесковыми огнями с определенной характеристикой. Каждый плавучий знак системы навигационного оборудования венчает топовая фигура в виде шара (шаров), цилиндра, треугольника (комбинации из треугольников) или крестовины (приложение 2).

Для ограждения левой и правой стороны фарватеров применяются латеральные знаки системы. Левой и правой стороной фарватера называется та сторона, которая находится соответственно слева или справа от корабля (судна), идущего по фарватеру с моря. В местах, где направление с моря судоводителям определить затруднительно, на навигационные карты наносится определенный указатель сторон фарватера в виде стрелки, имеющей фиолетовое окаймление, впереди которой слева напечатан красный кружок (цвет ограждения левой стороны), а справа — зеленый кружок (цвет правой стороны).

Стороны фарватеров ограждаются буями или вехами, имеющими соответствующую стороне окраску. На корпусы буев могут быть нанесены цифры или буквы, дающие возможность судоводителям знать свое местонахождение, так как подобные цифры (буквы) соответствующих буев оттиснуты на навигационных картах. Нумерация буев ведется со стороны моря, причем четные номера присваиваются буям ограждения левой стороны фарватера, а нечетные — буям правой стороны.

В местах разделения фарватеров, ведущих с моря, могут выставляться видоизмененные латеральные знаки, указывающие основной (предпочтительный) фарватер. Буи и вехи, ограждающие отдельные опасности морского дна незначительных размеров и случайные навигационные опасности, могут быть обойдены с любой стороны.

Знаки «Системы МАМС — регион А» специального назначения применяются для обозначения или ограждения специальных районов или объектов, описание которых содержится в лоциях.

Термин «Новая опасность» применяется к впервые обнаруженным опасностям, еще не показанным на картах, не описанным в руководствах для плавания и не объявленным в извещениях мореплавателям. К новым опасностям относятся естественные; или искусственные препятствия (скалы, банки, затонувшие суда и т. п.). Новые опасности ограждаются кардинальными знаками или латеральными знаками с их штатными характеристиками огней. При ограждении новых опасностей, представляющих собой серьезную угрозу мореплаванию, хотя бы один из ограждающих знаков дублируется: Дублирующий знак может быть оборудован радиолокационным маяком-ответчиком с опознавательным сигналом Д (—..) длиной 1 миля в масштабе развертки радиолокационной станции. Дублирующий знак может быть снят после того, как информация об опасности будет достаточно надежно доведена до мореплавателей.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

hobby.wikireading.ru

Знаки морские

так называются разнообразного вида З., сооружаемые на берегу и служащие для безопасности плавания, для указания входов и фарватеров, а иногда и для ограждения от опасностей. Они бывают деревянные или железные, а иногда и просто складываются из камней, с каким-нибудь заметным оконечием; смотря по важности знака, некоторые из них в ночное время снабжаются фонарем. Полный перечень знаков, с указанием цели, для которой они поставлены, помещается в лоции каждого моря. Если маяки, главным образом, сооружаются с целью дать возможность судам вести по ним свое счисление, то знаки, большей частью, служат прямо для указания пути. К числу знаков относятся также, помещаемые в море на отмелях, голики, которые своей окраской и той или другой формой указывают, каким образом следует идти чтобы миновать опасность. Правила эти также указываются в лоции.

Знаки девиационные сооружаются в портах для определения с судов девиации компасов. Смотря по местному удобству, эти З. состоят или из двух заметных предметов, створ которых приходится в море, или из одного, как, напр., в Кронштадте — трубы литейного завода; в последнем случае истинные направления такого предмета с различных мест на рейде выносятся на стенку гавани или на особые щиты, как в Гельсингфорсе, и служат средством для опредедения девиации (см.).

Знаки телеграфные состоят обыкновенно из особых вех; ставятся они на рейдах по линии проложенного кабеля, дабы предупредить суда от бросания якоря в том месте, где пролегает телеграфный кабель.

Знаки мерной мили устанавливаются обыкновенно близ портов, в местах, свободных от движения судов, и отбивают точно пространство от 1 до 4-х миль, служа средством для определения скорости корабля при испытании машины.

Н. C.

Неприкосновенность морских З., поставленных для безопасности мореплавания, ограждается уголовными законами (ст. 307, 1203 и 1204 Улож. о наказ.). Кто, с целью причинить кораблекрушение или привлечь судно в какое-либо место для ограбления его, истребить, испортить, снесет или переместит маяки и др. З., поставленные для безопасности мореплавания, или же выставит ложные маяки или иные З., или потушит зажженный в маяках огонь, или же в установленное время не зажжет огня, — тот приговаривается к ссылке в каторжную работу на время от 10 до 12 лет; если же в подобном деянии окажутся виновными те лица, которым вверен надзор за маяками или иными З., поставленными для безопасности мореплавания, по наказание их возвышается одной степенью. Уничтожение или порча маяков или иных поставленных для безопасности мореплавания или судоходства знаков, с целью воспользоваться употребленными для постройки их материалами, наказывается ссылкой в Сибирь на житье. Тем же наказанием (в несколько усиленной степени) закон грозит за уничтожение, снятие или повреждение маяка или иного предостерегательного морского или судоходного З., если от этого причинится кому-либо смерть или повреждение здоровья, хотя и без прямого на то намерения.

А. Я.

slovar.wikireading.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back To Top