Трудись и молись
Нередко складывается так, что в течение своей жизни человеку приходится искать работу или вообще кардинально менять сферу деятельности. Как в этом помогает вера и может ли быть социально успешным православный воцерковленный человек? Должен ли труд приносить радость и правильно ли христианину желать зарабатывать больше? На эти жизненные вопросы ищем ответы вместе с духовенством Покровской епархии.Лучший во славу Божию
Протоиерей Александр Милованов, настоятель храма во имя святой великомученицы Екатерины г. Новоузенска:
– Отец Александр, наверное, не раз Вас спрашивали, как не ошибиться с выбором дела всей своей жизни?
– В большинстве случаев люди не работают по выбранной профессии в силу разных причин. Тем не менее, зарубежные психологи исследовали эту проблему, и подавляющая часть опрошенных жалеют, что полжизни занимались не тем, чем им хотелось бы. Человек так устроен, что какой бы путь он ни выбрал, он всегда жалеет относительно каких-то упущенных возможностей. Отчасти это заложено в душе как проявление стремления к высшему.
Блаженный Августин говорил, что только в Боге душа может успокоиться. Поэтому в выборе профессионального пути надо придерживаться такого принципа: моя работа не должна противоречить моей совести, ведь моя совесть – это голос Божий в душе моей.
– Насколько желание самореализоваться обосновано с точки зрения Православия?
– Каждый человек должен пытаться самореализоваться. Господь дал каждому дарования, склонности, способности, и не надо зарывать их в землю, наоборот, лучше обращать ко благу.
Однако цели этой реализации у всех разные. Например, один человек следит за своим здоровьем для того, чтобы впечатлять своим внешним видом, а другой – чтобы дольше работать, помогать детям, внукам, радовать родителей, делать добро.
С церковной точки зрения православный человек должен реализовывать себя так, чтобы его деятельность отвечала представлениям о христианской нравственности, и он отдавал себе отчет в том, что и для чего он делает. Раз Бог сотворил нас свободными и дал ориентир – уподобиться Ему, мы должны ежедневно поступать так, как поступал бы Он. Вот в этом постоянном выборе в пользу добра и заключается самореализация христианина.
– Хотеть зарабатывать больше – грех?
– Улучшение материального состояния законным трудом не является грехом, главное, знать меру и не гнаться за богатством как за самоцелью. Среди заповедей, данных Богом в Раю, – заповедь о труде. От безделья, в праздности человек склонен ко греху, а в труде он духовно возрастает. Поэтому при любой возможности надо трудиться, но не забывать о духовной пище.
Еще древние отцы Церкви говорили: «Молись и трудись». А верующий человек тем более должен быть примером трудолюбия, показать свою веру, в том числе и в работе – не словами, а делами. Он должен быть самым лучшим поваром в ресторане, лучшим водителем автобуса, лучшим каменщиком на стройке, лучшим учителем в школе, врачом – в больнице. В Писании говорится: Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного (Мф. 5, 16). И если повар, врач, сотрудник шиномонтажа и т. д. делают свою работу хорошо, честно, правильно и являются при этом христианами, они это делают во славу Божию.
Правильное отношение
Священник Аркадий Махсумов, клирик Свято-Троицкого кафедрального собора г. Покровска (Энгельса):
– Еще Ф.М. Достоевский блестяще описал ужас бесполезности в «Записках из мертвого дома». Похоже на современный мир: миллионы людей на земле каждый день вынуждены «собирать волю в кулак» и уныло брести на нелюбимую работу, ощущая полное отчуждение от своего труда. Должен ли труд быть в радость, и если все печально, надо ли пытаться изменить профессиональную деятельность?
– Конечно, в идеале труд должен приносить удовольствие. Но такое, к сожалению, бывает не всегда. Труд не бывает легким. И для того чтобы прокормить себя, человеку надо трудиться «в поте лица».
Всегда хочется найти какое-то оправдание ситуациям, поступкам, которые нас не устраивают: мы устаем, работа не интересная и т. д. Но даже если мы делаем нелюбимую работу, то делать ее надо на совесть, по-христиански, так, как служили бы Богу.
Христос ведь был сыном плотника. Нам неизвестно, был ли Иосиф счастлив в своей работе или же занимался ею по смирению и безысходности. Но мы знаем, что Святое Семейство было счастливой семьей. Уверен, что в этом немаловажную роль играло и играет правильное отношение к труду.
Замечательно, если работа приносит радость. Это связано изначально с выбором профессии. Поэтому важно сделать правильный выбор. Слушать свое сердце и следовать за призванием, не бояться менять свое решение.
– Но поменять профессию трудно, если много лет трудился в одной сфере. Однако я знаю примеры, когда человек был экономистом, а спустя много лет стал гончаром. Как с легкостью решиться на такие перемены?
– Никаких границ у христианина в этом отношении нет, кроме, конечно, моральных. Да, человеку интересно то, где нет монотонности, где присутствует свобода творчества. И есть масса разных хороших профессий. Мы привыкли считать, что творческая деятельность не связана с физическим трудом, что на производстве нет творчества, но это не так. Кузнец, который превращает кусок металла в красивое изделие, – это тоже творец.
Верующему человеку, конечно, надо надеяться на Бога всегда. Но русская пословица в этом отношении хороша: «На Бога надейся, а сам не плошай». Придется приложить усилия, чтобы изменить свою жизнь в этом плане, тогда и Бог пойдет нам навстречу.
Для всего – своя мера
Священник Алексий Талалаев, настоятель храма во имя благоверного великого князя Александра Невского, с. Генеральское:
– Возможно ли православному человеку сочетать кротость, терпение и твердость характера. Например, как найти золотую середину, скажем, на работе в общении с коллегами, чтобы люди не садились на шею?
– Апостол Павел в послании к Галатам говорит: Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов (Гал. 6, 2). Но в современном мире, где наглость и напористость превозносят в ранг добродетели, христианину приходится нелегко. Ему надо проявить мудрость, например, ответить кротостью, но без злобы, вовремя сказать «нет».
Если требуется помощь коллеге, который не может справиться с обязанностями в силу недопонимания, можно помочь. Но при этом сразу оговорить границы этой помощи. Предупредить, чтобы он серьезнее относился к работе, если надо, чему-то учился, потому что в очередной раз вы не сможете ему быть полезны. И если человек ответственный, он будет стараться, а если человек – лентяй, то вы каждый раз будете оказывать ему медвежью услугу, еще и в ущерб себе.
– Можно ли православному христианину иметь какие-то цели в жизни, кроме цели духовного возрастания, например, совершенствование профессиональных навыков, спорт, хобби?
– В притче о талантах говорится, что человек должен приумножить дарованный ему талант, и похвально, когда человек желает совершенствовать свои профессиональные навыки. Так же и хобби, увлечения, будь то музыка, рисование, скульптура. Об искусстве еще святитель Феофан Затворник сказал, что это отголоски Рая в душе человека, желание обрести его. И таким образом, искусство должно увлекать человека к Творцу, к Богу.
Знаете, когда в один горшок сажают несколько растений с тонкими стеблями, они, переплетаясь, срастаются, и вырастает дерево с несколькими стержнями, которые образуют общий ствол. Я думаю, что и жизнь христианина должна быть на это похожа, для всего своя мера – работа, семья, дом, хобби. Но все это должно сводиться к главному – к спасению собственной души. Как заповедовал Господь: Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам (Мф. 6, 33).
«Православное Заволжье»
“Ora et labora” – “молись и трудись” – DW – 21.02.2003
Одиночество, эта проказа наших дней, поражает не только пожилых…Фото: AP
Катрин Мёдерлер, НЕМЕЦКАЯ ВОЛНА21 февраля 2003 г.
“Молись и трудись” – трудно себе представить, что в наши времена кто-то всерьёз исповедует этот средневековый религиозный принцип. Но именно так живут монахини францисканского монастыря в городке Вальдбрайтбах.
https://p.dw.com/p/3HuH
Реклама
Помните, в исторических романах герои и, особенно, героини, уходили в монастырь, чтобы высокой стеной отгородиться от греховной и суетной светской жизни. Было ещё такое выражение “заживо похоронить себя в монастыре”. Вот с такими представлениями я и отправилась в женский францисканский монастырь в Вальдбрайтбахе.
Первые францисканские монастыри возникли в начале 13 века. Их основатель Франциск Ассизский проповедовал культ бедности. Сестра
“Идеал бедной жизни очень важен, и солидарность с теми, кто оказался на обочине. И ещё Святой Франциск завещал нам уважать творение во всей его совокупности, с почтением относиться ко всем тварям Божиим, ко всей природе”.
Все покупки оплачиваются из общей кассы
Идеал бедности воплощается в жизни монастыря: все доходы поступают в общую кассу, из которой оплачиваются все необходимые покупки. А солидарность с теми, кто оказался на обочине жизни, выражается в том, что при монастыре работает большая психиатрическая клиника и один из первых хосписов для безнадёжно больных и беспомощных пожилых людей. Но и этого недостаточно, считает настоятельница монастыря Базина Клоос. По её словам, монахини спрашивают себя, что стал бы делать сегодня помогавший прокаженным святой Франциск? И кто такие прокаженные сегодня? “Это, например, одиночество, одинокие люди. Значит, наш долг помочь им. Поэтому мы делаем всё, чтобы дать одиноким людям, например, в домах престарелых возможность общения”.
Но одиночество, эта проказа наших дней, поражает не только пожилых. Поэтому при монастыре работает странноприимный дом на 50 мест для молодёжи. Руководит здесь сестра Эдит Мария Шуг, которая закончила курсы по работе с молодёжью, и теперь работает здесь, на горе.
“Молодые люди приезжают сюда за очищением и окормлением. И мы говорим о проблемах, которые их волнуют. Это наркотики, алкоголь, насилие. Это отношения в семье, страх перед будущим. Это самый главный вопрос: вера. Есть ли Бог? Почему он всё это допускает?”.
Сестра Эдит Мария – самая молодая среди монахинь, ей 36 лет. На первый взгляд и не скажешь, что она – монахиня. Обычное скромное платье, обычная причёска, красивое лицо. Только крест и образок пресвятой девы Марии на груди выдают принадлежность к ордену. До середины 1980-х годов почти все сёстры носили монашеские одежды. Но потом стало ясно, что в зависимости от профессии, от окружения, эти строгие одеяния могут стать и барьером для мирян. И тогда произошла маленькая революция, и некоторые сёстры стали носить обычную одежду.
Монастырь – крупнейший работодатель города
Францисканский монастырь – самый крупный работодатель в Вальдбрайтбахе. В клинике, в хосписе, в овощном и фруктовом хозяйстве, в ресторане при монастыре заняты более 500 человек. Подавляющее большинство из них – миряне. Причём есть среди них и протестанты и просто неверующие. Самое главное – профессиональная квалификация. Собственно монахинь в монастыре остаётся всё меньше, всего 91 сестра. Большинство из них старше 60 лет. Но и правила приёма очень строгие. Эдит Мария прошла это испытание:
“Если женщина хочет прийти в нашу общину, она становится кандидаткой, то есть, должна доказать, что сознательно сделала свой выбор. Кандидатки живут в миру, но у них есть возможность присмотреться к жизни общины, проверить себя”.
Потом наступает период, когда приходится расставаться с семьёй, с прежним местом работы и переселяться в монастырь. Лишь через два года послушница впервые даёт обет бедности, послушания и безбрачия.
Фото: BilderboxСначала обет даётся на три года, потом ещё на два. И только после всех этих испытаний можно навечно посвятить себя служению Господу. А это означает строгий распорядок жизни. Ещё до рассвета – хвалитны, так называется первая молитва дня. Потом, в семь утра, главная служба. А после завтрака – работа. Завершается день вечерней мессой. “Ora et labora” – “молись и трудись”. Счастлива ли такою жизнью сестра Мария?
“Меня очень привлекало то, что здесь так много говорят о Боге, что есть твёрдый порядок молитв. Моё представление во многом сводилось к поискам уголка мирной гармоничной жизни. Очень хорошо, что у нас есть твёрдый распорядок молитвы, строгие правила”.
Но здесь, в монастыре она научилась и спорить: ведь жизнь сводит и здесь с разными людьми, сестёр не выбираешь. Поэтому им приходится обсуждать многие вопросы. “Я научилась честно и открыто спорить. Так что, мои представления о монастырской жизни не всегда совпадали с реальностью”. Но она считает, что монастырь – это хорошая возможность жить в мире с собой, с окружающими и с Богом.
Судите сами, можно ли говорить о попытке бегства от жизни, о попытке скрыться от неё или даже “заживо похоронить себя за монастырской стеной”.
РекламаПропустить раздел Еще по темеЕще по теме
Показать еще
Пропустить раздел Близкие темыБлизкие темы
Биржа трудаМеждународная организация труда (МОТ)Федеральное агентство по трудуТрудоустройствоПрактикаПропустить раздел Топ-тема1 стр. из 3
Пропустить раздел Другие публикации DWНа главную страницу
Молитва и работа идут рука об руку. Девизом церкви св. Бенедикта было «Ora et… | Джон Таттл | Опубликовано
Фотография Жоао Силаса на Unsplash.Девиз церкви Св. Бенедикта был «Ora et Labora». Латинская фраза с несколько запоминающимся ритмом переводится как повеление «Молись и работай». (Я рад, что у меня есть представление об этом понятии, так как я учусь в кампусе бенедиктинского колледжа.) Это простое небольшое предложение несет в себе ряд возможных аспектов духовной и физической жизни.
Молитва как общение с Богом и как Бог говорит с нами
Правило, которому бенедиктинцы следуют по сей день, не «молится или работай». Это «молись и работай». Человеческая личность нуждается как для цельности духовного, так и для физического здоровья. Молитва — это практика смирения, ибо в ней молящийся признает благодарность или потребность во вмешательстве Существу, более могущественному, чем он сам, Всемогущему в высшем.
Молитва – это средство общения, излияние твари к Творцу и наоборот. Это позволяет человеческой душе открыться и признаться в желаниях или бедах, которые тяготят сердце, перед благожелательным Богом, Который желает для нас только самого лучшего. Если кто-то серьезно относится к своей вере, то рано или поздно он непременно усомнится в ней.
Можно задаться вопросом, почему Бог не отвечает на его молитву так срочно, как она была произнесена, или почему может показаться, что ответа никогда не будет. Как правило, в 21 веке Бог не говорит нам вслух свой ответ, если, возможно, этот ответ не озвучен через другого человека, например, друга или члена семьи.
Есть две истины, которые особенно важны для христиан-католиков в «слышании» Бога. Одна из них — Святая Библия. Это написанное слово Бога. Таким образом, мы можем многое узнать о Боге и о том, как нам жить, читая и размышляя над стихами Нового и Ветхого Заветов.
Другая истина, данная самым ранним христианским сектам, заключается в том, что Иисус Христос, Бог, сотворенный человеком, есть воплощенное Слово Бога. Евангелие от Иоанна начинается словами: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог». И в таинстве Евхаристии люди принимают Христа, Слово Божие, в самую свою душу.
Через двойное авторство, отношения, в которых Бог вдохновлял авторов-людей при написании Священного Писания, авторство написанного слова Бога является как полностью человеческим, так и полностью божественным. Точно так же Христос, Слово Божье, ставшее плотью, является одновременно полностью человеком и полностью Богом.
Печали труда, его необходимость и молитва через труд
Есть красивая цитата, приписываемая святому Игнатию. Он гласит: «Молитесь так, как будто все зависит от Бога; работай так, как будто все зависит от тебя». Спрашивать у Бога, что мы должны делать в молитве, — это хорошая привычка. Это может касаться абсолютно любого аспекта вашей жизни.
Вы можете спросить его, следует ли вам отправиться в ретрит, является ли он партнером, на котором он хочет вас женить, или вам следует подать заявку на такую-то и такую-то работу. Даже небольшие вещи могут быть принесены к нему в молитве. Бог знает нас бесконечно лучше, чем мы сами.
Но не менее важной частью жизни является работа. Часто это рассматривается как боль. И это, безусловно, может быть. Это вам любой работающий скажет. Но посмотрите на монахов, например, здесь, в бенедиктинском колледже. Они молятся в течение дня. Но они также ходят на занятия и работают с преподавателями в кампусе. Они понимают необходимость работы. Спросите безработного в возрасте 45 лет, считает ли он, что ему нужна работа. Если они понимают, что им нужно работать, чтобы содержать себя, то, скорее всего, они ответят, что им обязательно нужна работа.
В начале Книги Бытия читатель находит, что Бог сообщает Ною о могущественном потопе, который должен произойти в какой-то момент в будущем. Дает ли Бог Ною и его семье дугу? Массивный сосуд падает с небес? Нет. Ной и его семья должны работать и трудиться, чтобы построить средства своего физического спасения от утопления.
Концепция труда уходит своими корнями в самые ранние библейские отрывки. Акт создания всего в космосе, несомненно, является работой. Бог увидел, что все его дела хороши. Согласно Книге Бытия, он трудился над созданием шесть дней. А на седьмой день он отдыхал. Итак, в глазах Бога к работе прилагается доброжелательность.
В Бытии 2:15 говорится: «И взял Господь Бог человека, и поселил его в Эдемском саду, чтобы возделывать его и хранить его». В этом стихе мы видим, что Бог дает человеку цель, а именно: работа! Труд — это божественное понятие, которое Бог считает достойным разделить с человечеством. Боль и тяготы труда связаны с трудом только после грехопадения Адама и Евы в первородном грехе. И как Первородный Грех наследуется всем человечеством, так и смерть и боль.
Бенедиктинский девиз Ora et Labora также стало пониматься как указание приносить в жертву тяготы труда, чтобы приношение было молитвой. Таким образом, работа сама по себе может стать молитвой. Молитва и работа постоянно связаны, натягивая друг друга. Вместе эти действия превращают нас в лучших людей. Они укрепляют тело и душу и приближают нас к Богу.
Работать значит молиться
Монахи-трапписты в нью-йоркском аббатстве Дженеси пекут хлеб, чтобы поддержать свою общину. (Фото аббатства Дженеси)Во время недавней поездки в северную часть штата Нью-Йорк мы с семьей посетили аббатство Дженеси, траппистский монастырь с видом на зеленую холмистую местность к югу от Рочестера. В его сувенирном магазине на видном месте были выставлены буханки хлеба, приготовленные монахами. — Монахи продают хлеб? — спросил мой сын. “Почему они это делают?”
Один из ответов, конечно, заключается в том, что монахам, как и всем остальным, нужно зарабатывать на жизнь. Религиозные дома часто занимаются бизнесом, от производства сыра и дрессировки собак до выращивания цыплят. В моем родном штате Айова аббатство Богоматери Миссисипи продает вкусные карамельные конфеты, а аббатство Нью-Меллерей изготавливает изящные деревянные шкатулки.
Однако эти предприятия не только приносят доход: они также являются способом изготовления душ. Благодаря долгому опыту монахи усвоили важность баланса в духовном путешествии. Никто не может молиться каждый час бодрствования, и никто не должен работать каждый час бодрствования. Разум и тело нуждаются в чередовании ритма созерцания и труда, инь и ян отдыха и усилия.
День труда — подходящее время, чтобы поразмышлять над этими уроками, поскольку праздник был открыт в 1882 году в честь американских рабочих. В наши дни затянувшийся экономический спад, конечно же, сильно повлиял на многих из этих рабочих. Миллионы людей страдают из-за безработицы, а еще миллионы страдают из-за работы, на которой им приходится работать слишком много. Оба состояния могут нанести серьезный ущерб душам людей.
У монахов есть несколько удивительно важных идей, которые они могут внести в обсуждение трудовых вопросов. Полторы тысячи лет практики научили их, что работа лучше, когда она уравновешивается молитвой, и что труд сам по себе может быть священным.
Девизом св. Бенедикта, аббата шестого века, чей Устав до сих пор формирует монашескую жизнь, было « Orare est Laborare, Laborare est Orare » — молиться — значит работать, работать — значит молиться. Бенедикт считал, что целостная жизнь требует баланса между интеллектуальной учебой, молитвой и работой. «Для бенедиктинца работа и молитва были двумя петлями, на которых открывались врата рая», — пишет Луис Б. Уорд, исследователь бенедиктинской духовности.Проблема для тех из нас, кто трудится за стенами монастыря, заключается в том, что наша сегодняшняя работа естественным образом не поддается этим ритмам. На наших рабочих местах нет ни колокольчиков, призывающих нас к молитве, ни соратников-единомышленников, ободряющих нас на духовном пути. Для большинства из нас наши дни заполнены частыми перерывами и задачами, требующими сосредоточенной концентрации, а не постоянной, медитативной работы плотника или земледельца (и те, кто работает дома, воспитывая детей или ухаживая за больными, конечно, также сталкиваются с постоянными перерывами).
Я помню, как несколько лет назад читал об одном монастыре, который боролся с этой самой проблемой. Монахи создали процветающий бизнес по дизайну веб-страниц, который поначалу казался идеальным для монастыря, поскольку это была хорошо оплачиваемая работа, которую они могли выполнять по собственному графику. В конце концов, однако, они отказались от этого, потому что это была неправильная работа. В то время как во время ручного труда разум мог усыпляться созерцанием, работа за компьютером оставляла монахам мало сил для молитвы.
Тем не менее, мы, проводящие большую часть дня перед экранами компьютеров, не должны отказываться от попыток интегрировать духовность в нашу работу. Один полезный ресурс был создан Филлис Тикл, которая сделала монашеский ритм доступным для светского мира через свою серию книг «Божественные часы». В каждом из них представлены простые краткие молитвенные службы, предназначенные для чтения каждые несколько часов в течение дня, литании, которые можно молиться про себя во время утреннего кофе-брейка или на скамейке в парке во время обеда.