Южный федеральный университет | Пресс-центр: Русский, мармеладный и олимпийский: эксперт ЮФУ рассказал об образе медведя в массовой культуре
13 декабря отмечается День медведя — неофициальный праздник многих регионов России. Что такое медвежий культ и как медведь стал национальным символом России, рассказывает доктор философских наук, профессор Южного федерального университета.
Культ медведя существовал во многих частях мира ещё в каменном веке. Одной из самых ярких находок археологии стал «Монтеспанский медведь», — глиняная статуя медведя, к которой ориентировочно 35 тысяч лет до нашей эры был прикреплен настоящий череп медведя. Наскальные рисунки времен палеолита, медвежьи костные комплексы, подвески из медвежьих зубов и костей — многие артефакты позволяют ученым утверждать, что культ медведя является одним из самых первых в истории человечества.
Заведующий кафедрой рекламы и связей с общественностью Института филологии, журналистики и межкультурной коммуникации ЮФУ Александр Овруцкий рассказал, что в сфере бренд-коммуникации медведь является универсальным архетипом, одновременно архаичным и актуальным.
«Особое отношение к этому животному и комплекс обрядов, связанных с охотой, поеданием частей тела медведя, перекочевали из мифов и легенд в инструментарий сегодняшних маркетологов. Самая популярная в мире плюшевая игрушка — это медведь: ни одно другое животное не удостоилось такой чести, потому что в коллективном бессознательном именно медведь — оберег от злых сил. Старшее поколение верит в целебную силу медвежьего жира не только из-за состава, но и благодаря самому образу. А дети обожают мармеладных мишек и медвежонка «Барни» — это ведь тоже тотемофагия: я съедаю медведя, чтобы стать большим и сильным как медведь», — подчеркнул Александр Овруцкий.
Эксперт ЮФУ рассказал, что мифы о медведе делятся условно на три типа: медведь — прародитель всего живого в мире, медведь — хозяин леса, от которого зависит успех или неуспех охоты, и медведь — родоначальник, праотец определенного племени. Многие народы называли короля леса своим предком, слагали легенды о том, как их вождь родился от медведицы, но более всего этот образ закрепился за северными славянами.
«Медведь — типичный представитель фауны северного полушария — холодных широт, где много лесов. Наравне со страхом у жителей севера России формировалась привычка, что они в любой момент могут встретить косолапого. Очень подкупала людей забота медведицы о медвежатах, способность издавать звуки, похожие на человеческие, ходить на двух лапах, наличие ступней и пальцев. Со временем славяне стали ассоциировать себя с этим зверем, а его с человеком — по народному поверью, медведь даже постится весь Рождественский пост — сосёт лапу»
Постепенно образ медведя-предка вытесняется образом хозяина тайги, царя леса, князя зверей. Чтобы не тревожить его лишний раз и не накликать на себя, лесные народы табуировали имя этого животного. Манси называли медведя «лесная или горная женщина», кеты — «шерстяной человек», якуты — «князь зверей», буряты — «царь-человек», айны — «маленькое дорогое божественное создание».
И даже русское слово «медведь» (поедающий мёд) — это эвфемизм. Есть несколько вариантов, как могло звучать настоящее название этого животного в старославянском языке: «ворс», «ерс», «ворх» или «ерх». Этот корень сохранился в латинском обозначении «ursus».
В судебной системе древних остяков и вогулов (сегодня это народы ханты и манси) существовала «медвежья присяга». Обвиняемый мог прибегнуть к ней для доказательства своей невиновности. Очистительная клятва медведем считалась одной из наиболее сильных, и лицо, согласившееся воспользоваться этим видом судебного доказательства, освобождалось от подозрения в совершении проступка или преступления. Клятвопреступник же обрекал себя на страшное проклятие.
В Русской православной Церкви изображение медведя присутствует на иконах и в житиях святых. Однажды преподобный Сергий Радонежский пожалел огромного медведя, слабого от голода, и принес ему хлеба. Тот мирно съел угощение и стал навещать святого Сергия, а потом стал ручным.
Эта же история повторяется в житии святого Серафима Саровского, жившего относительно недавно — в начале XIX века.
Однако особое отношение к медведю предков, сохранение пережитков тотемизма, изображение медведя на гербах, сохранение в сказках и приметах явилось не главной причиной становления образа медведя как символа России. Большую роль, по мнению исследователей, в этом сыграл Запад.
«В средневековье медведь был одним из товаров на экспорт в Московском княжестве. В своих торговых портах иностранцы то и дело видели русских купцов, продающих живых медведей. А приезжая в Россию путешественники попадали либо на сцену охоты на медведя, либо на праздник, где дрессированного медведя водили по городу и заставляли плясать за еду», — отметил Александр Овруцкий.
Первыми сочинениями иностранца, в которых присутствуют записи о медведе в России, стали «Записки о московитских делах» барона Сигизмунда Герберштейна. Он пишет о суровой зиме 1526 года, когда несколько голодных медведей-шатунов в поисках еды вышли из леса и устроили погромы в окрестных деревнях.
Но все европейские читатели и переписчики «Записок» восприняли это как явление регулярное и характерное для России и превратили в расхожий анекдот о медведях, бегающих по русским городам.
Медведь изображен на территории Московского княжества на одной из самых ранних карт Северной Европы — «Carta Marina» Олафа Магнуса (1539 год). На карте Исаака Массы «Северная и Восточная части России, называемой Московия» (1633 год) изображены уже два медведя. Так на упомянутых картах обозначались природные ресурсы и основные ремесла изображаемых стран.
«А затем свою лепту внесли главные «политтехнологи» позднего средневековья — европейские карикатуристы. Если на плакатах, потешных картинках, открытках изображался русский, то обязательно с медведем. Появлялись и новые географические карты, но уже комического содержания, где каждая страна была обозначена через анималистичную метонимию. И если Франция могла быть лягушкой, а могла и петухом, то Россия — это всегда только медведь», — подчеркнул Александр Овруцкий.![]()
Профессор ЮФУ добавил, что и сегодня медведь используется в карикатурах вместе с другим национальным символом России — балалайкой, иногда — на велосипеде. Современный образ пришёл из русского цирка, и наложился на устойчивый рекламный слоган из английской прессы: «Muscovy Bear». С XVII века, демонстрируя на ярмарке «лохматое чудище», зрителю твердили, что это настоящий — «московитский» — медведь.
Первое изображение России в образе медведя было напечатано в 1737 году в серии английских гравюр под названием «Европейская гонка». В XX веке «русский медведь» был особенно популярен в американских СМИ. В период Холодной войны, когда накал в отношениях между СССР и Западом был велик, метафора жестокого медведя широко использовалась западными СМИ как олицетворение политики СССР этих лет.
«Но только сами русские могут решать, считать ли медведя своим национальным символом — западному стереотипу можно было подыгрывать или противостоять. И Россия решила принять и удачно обыграть своего медведя, ведь это прекрасный, а главное архетипичный образ.
Для нас медведь однозначно не карикатура. Да, северные народы не столь мобильны как южане, и это отражается в медлительности и спокойствии медведя. Он может развивать довольно большую скорость, но ему не свойственно торопиться. Это удалой и выносливый северный вариант «царя зверей», который в одиночку хозяйствует на огромной территории», — отметил Александр Овруцкий.
Эксперт подчеркнул, что образ медведя нашел широкое воплощение в русском искусстве 17–20 века: как в прикладном — народный лубок, росписи, гончарные изделия, изразцы, народная игрушка, так и в высоком — картины Ивана Шишкина, Василия Сурикова, Михаила Нестерова. Медведь становится гербом нескольких крупнейших русских городов: Великого Новгорода, Ярославля, Перми и Хабаровска. Особняком стоит сказка Евгения Шварца «Обыкновенное чудо» и снятый по ней одноименный фильм Марка Захарова — философская притча о любви, где главный герой — медведь.
Полностью реабилитировать образ русского медведя перед всем миром, советским бренд-менеджерам удалось в ходе реализации самого масштабного пиар-проекта в истории СССР — Московской Олимпиады-80.
В тот самый год, когда США призывают бойкотировать Летние олимпийские игры в Советском союзе, и в журнале «Reader’s Digest» выходит статья «Противостояние русскому медведю», рождается Олимпийский Мишка, и, как подобает спортсмену, перехватывает у соперника инициативу.
В 1977 году организационный комитет Олимпиады объявил конкурс на лучшее изображение медведя. Победу в конкурсе одержал эскиз Виктора Чижикова, 42-летнего художника, известного своими иллюстрациями к детским книгам. Позднее Чижиков вспоминал, что он и его друзья собрались вместе в мастерской и сделали там каждый примерно по сто карандашных набросков медведя. К 1 апреля цветное изображение улыбающегося медвежонка было сдано в комитет, но отсутствовала важнейшая деталь — олимпийская символика. Только в августе художник увидел во сне решение: опоясать медвежонка сине-чёрно-жёлто-зелёно-красным ремнём с пряжкой в виде олимпийских колец золотистого цвета.
«Олимпиада-80 была крайне успешным мероприятием с точки зрения брендинга и пиара.
Я помню, как смотрел по телевизору закрытие Олимпийских Игр: как Мишка улетал, как в исполнении Льва Лещенко и Татьяны Анциферовой впервые прозвучала песня «До свиданья, Москва» композитора Александры Пахмутовой, на слова Николая Добронравова. И как люди плакали там, на стадионе — конечно, это были неподдельные эмоции. И до сих пор, если открыть сайты коллекционеров, символика той Олимпиады, оригинальные брендированные вещи оцениваются очень дорого»
Сегодня медведь является в России самым популярным животным в брендинге — он присутствует в названиях, на логотипах и в рекламе различных компаний. Даже ведущая парламентская партия страны — «Единая Россия» использует медведя как логотип, а всеобщая олимпиада школьников по русскому языку называется «Русский медвежонок».
Однако, по словам Александра Овруцкого, говорить о безоговорочном закреплении медведя как визуальной метонимии национального бренда России пока рано — для этого необходим общественный консенсус.
«Например, китайцы исторически идентифицировали себя как потомки драконов. Но несколько десятилетий назад бренд-менеджеры навязали Китаю концепцию, что для покорения западного рынка нужно выбрать не такую агрессивную визуальную метафору — мягкую и пушистую панду, тоже кстати медведя. Пожилые китайцы были этим страшно недовольны, но для молодежи власти Китая создали огромный пласт поп-культуры: мультики, фильмы, мягкие игрушки, стикеры, значки, и панда стала привлекательной. Россия не стояла перед подобным выбором, потому что никто не выступал с предложением заменить медведя, но не было и свежих ярких попыток его актуализировать для молодежи. Сейчас наш национальный символ держится в основном за счет традиции, а в нем должен быть и потенциал для инновации. Русский медведь в XXI веке ждет своего хорошего бренд-менеджера», — подытожил Александр Овруцкий.
Эксперт ЮФУ добавил, что очень многое для популяризации образа современного русского медведя сделал мультфильм «Маша и Медведь» анимационной студии «Анимаккорд».
В мультипликационном сериале, который бьет рекорды популярности на всех континентах Земли, Медведь несет в себе все те же качества, что и в архетипических мифах — живет бок о бок с людьми, охраняет урожай и покровительствует всему, что происходит в лесу. Вот что значит в наше время «медвежий культ».
Медведь, осьминог и злые мужики. Россия глазами соседей по сатирической карте
- Информация о материале
- Опубликовано: 12 августа 2022
- Просмотров: 6172
Сатирические карты Европы в XIX — начале ХХ века стали популярным способом пропагандистского воздействия на читателей (точнее — зрителей), предлагая им особую, образную реальность международной политики.
Они создавались художниками-карикатуристами многих стран в преддверии (или в разгар) масштабных конфликтов. Где война — там враги, где враги — там и фобии, зашифрованные в жёстко шаржированных визуальных образах…
ВРАЖДА «С ВЫСОТЫ ПТИЧЬЕГО ПОЛЁТА»
В отличие от журнальных и газетных карикатур, сатирические карты — рисунок масштабный,
он вмещает в себя целый информационно-культурный пласт, плотно насыщенный актуальными
смыслами.
Такие изображения несут определённый набор политико-культурных ценностей,
которые автор проецирует на создаваемый им
«атлас» Европы, иногда — Евразии. От пропагандистского плаката подобные карты отличает
бóльшая насыщенность в сюжетах и оценках политической злобы дня. Каждая карта может стать
самостоятельным объектом расследования политической коллизии в «концерте» великих держав.
Мы же постараемся сделать обзор всего одной,
но важной стратегической линии, присутствовавшей в большинстве образцов зарубежной «политической картографии» — трактовки образа
России.
Россия-«медведь» — образ, укоренившийся не
только в политической карикатуре, но и в массовой
культуре, а потому столь узнаваемый для европейца. Один из самых опасных в живой природе, зверь
впадает в спячку зимой и в ярость — если потревожили не вовремя. Живое воплощение природной
дикости, неуправляемой силы и непредсказуемости — идеальное сочетание свойств, которыми
можно наделить соперника, врага.
А потом за это
же его ненавидеть. И бояться. Фобии заразительны
и заразны — в них начинают верить даже авторы,
их создавшие…
Ведущую роль в создании образа России - «медведя» сыграли англичане: к концу XVIII столетия они уже сформировали традицию карикатуры на эту тему. На протяжении всего XIX века и в начале ХХ столетия английские сатирики активно использовали этот образ при создании стремительно набиравших популярность сатирических карт, этого особого жанра политической пропаганды. Заимствовали эту традицию и их коллеги из других стран.
«Европа с высоты птичьего полёта». Гамбург, 1854 год
И эпоха Наполеоновских войн, и европейские
политические катаклизмы 1830 –1840-х годов
не раз заставляли карикатуристов обращаться
к «медвежьим» метафорам в отношении России.
События Крымской войны вновь призвали к оружию западных художников-сатириков, открывших
собственный фронт «войны карикатур».
Образ «русского медведя» по традиции был «мобилизован». Он — самый внушительный персонаж на
«Шуточной карте театра военных действий»
(также известной как «Европа с высоты птичьего
полёта»), напечатанной в Гамбурге в 1854 году.
Медведь размахивает плетью-кошкой с черепами, вплетёнными в её концы, причём косится
в сторону не столько Турции, сколько Европы.
На лапе зверя написано «тирания», а на голове
корона с надписью «деспотизм». На лбу — «мракобесие», на морде — «предательство», на брюхе — «рабство», на бедре — «угнетение»…
До времён, когда точно такими же свойствами
Германию и её союзника Австро-Венгрию наделят русские, британские и французские карикатуристы, остаётся чуть больше полувека: Первой
мировой войне ещё предстоит стать полем боя
для авторов сатирических рисунков, готовых менять адресата своей критики. Пока же разработка
способов представления России и угрозы, от неё
исходящей, продолжалась во многих направлениях, разнообразя «репертуар» сатирических
трактовок.
БЫЛ У МАЛЕНЬКОГО СЕРБА ДРУГ — МЕДВЕДЬ
Был у России, как и у многих её соседей по сатирическим картам, устоявшийся антропоморфный образ. Свирепый «русский мужик», злой,
зачастую звероподобный, всегда опасный. Таким,
к примеру, видим его на «Сатирической карте
новой Европы» французского карикатуриста Поля
Гадоля, появившейся в 1870 году, в канун Франко-прусской войны. Своим размером «мужик»
пугающе изоморфен необъятным просторам Российской империи. Автор наглядно воспроизводит
это подобие, как бы вписывая «мужика» в контуры страны. Его голова просунута между Белым
и Балтийским морями, а полы тулупа стелются на
Чёрное море, за которым — Турция. Через плечо
перекинута корзина с добром. Традиционная русско-французская культурная приязнь, как видно,
не распространялась на карту Гадоля — очевидно, свежа была обида французов на нейтралитет,
который Александр II объявил в самом начале
той трагической для Франции войны.
«Россия похожа на пугало, которое хочет набить свою котомку», — ворчливо сообщает автор в подписи
под картой.
«Сатирическая карта новой Европы». Париж, 1870 год
Неизменный «медведь» продолжает оставаться завсегдатаем сатирических карт, но всё чаще делит своё «пространство угрозы» с другими персонажами. Но примечательно, что в определённых обстоятельствах его свирепая мощь проявляла себя — в восприятии художников — не только как угроза, но и как ценное свойство союзника.
«Убейте этого орла!». Лондон, 1914 год
Пример — известная британская карта
1914 года «Убейте этого орла». Центральная
тема — союзники по Антанте собираются проучить немецкого «орла». С Востока этим займётся русский «мишка». Он уже вцепился одной
лапой в орлиную ногу, а другой — в штанину
«Пьеро». В образе грустного клоуна (а также
слуги и несчастливого любовника — в европейской театральной традиции) авторы изобразили
Австро-Венгрию, иронизируя по поводу её подчинённой роли в союзе с Германией.
«Медведь»
не одинок в своей антинемецкой борьбе, ему
на помощь спешат «казаки» — ещё один образ,
с которым Россия прочно ассоциировалась у западных авторов ещё со времён Войны 1812 года
и Похода на Париж.
«Слушайте! Слушайте! Собаки лают!». Лондон, 1914 год
По мере «сгущения» политических событий
образные воплощения России всё теснее переплетаются, параллельно присутствуя в одном
и том же рисунке: к «медведю» и «казакам»
добавляется образ самого императора всероссийского. На ещё одной популярной британской
карте «Слушайте! Слушайте! Собаки лают!»,
напечатанной в том же 1914 году, Россия-союзник предстаёт как всегда монументально, причём «медведь» выступает в положительной роли.
Другие страны-участницы войны изображены
в виде сцепившихся в драке собак: Германия —
такса, Австро-Венгрия — дворняга, Бельгия — маленький покусанный грифон, Франция — пудель,
Британия — конечно же, бульдог.
К визуальному
воплощению России добавляется и сам император Николай II: он не только привёл на этот собачий бой медведя, но и сам приехал на паровом
катке1Образ России, точнее — её власти, в виде парового катка,
способного «утюжить» пространство, появляется в европейской карикатуре почти одновременно с изобретением этого механизма. И ещё требует дополнительного анализа
при поддержке всё тех же казаков. Ведь,
как комментирует автор пояснительного текста,
известный английский сатирик Уолтер Льюис Эммануэль, когда «такса» натравила «дворнягу» на
Серба, «масло попало в огонь, потому что у маленького Серба был друг в лице русского Медведя, который заступился за своего приятеля».
«Такса» именно этого и добивалась, проницательно замечает сатирик…
«Иллюстрации к Великой Европейской войне». Токио, 1914 год
Иную трактовку образа России-«медведя»
встречаем у японского карикатуриста Риоцо
Танако, автора «Иллюстрации к Великой Европейской войне», опубликованной в сентябре
1914 года.
«Медведь» у Танако не рвётся в бой,
не пугает соседей — он лежит на боку и меланхолично курит трубку, косясь в сторону Европы.
На континенте тем временем свершается расправа над Германией — кабаном в каске, в тушу
которого уже вонзились стрелы с названиями
стран-союзниц. Вместо привычных для образа
«медведя» агрессии и алчности японский автор
видит в его поведении лишь ленивое ожидание,
впрочем, не исключающее и угрозы…
«Юмористическая карта Европы в 1914 году». Дрезден, 1914 год
В годы Первой мировой войны образ «русского мужика» особенно активно используют немецкие карикатуристы, по «тевтонской»
традиции стремясь оправдать военную агрессию культуртрегерской миссией в отношении
«непросвещённого» славянства. Целая серия
карикатурных карт немецкого производства призвана была утвердить образ России-«агрессора»
и продемонстрировать способность Германии
и Австро-Венгрии давать ей отпор.
Так, авторы
«Юмористической карты Европы в 1914 году»
(Дрезден, 1914) изображают «мужика» со всеми атрибутами порочности и агрессии — он
сидит на пороховой бочке с плетью и бутылкой
в руках; неизменный «медведь» — под боком.
На лбу «мужика» издевательски красуется кокарда с «Ангелом мира».
«Карта Европы в 1914». Берлин, 1914 год
Создатели «Карты Европы в 1914 году» (Берлин, 1914) делают символический акцент на чудовищной пасти русского «оппонента», распахнутой почти на всю длину западной границы Российской империи…
Наконец, «Сатирическая карта Европы в Мировую войну 1914 года» (Гамбург, 1914), не гнушаясь «туалетным юмором», демонстрирует сразу два символа России — «мужика» и «медведя», так перепуганных действиями противников, что «победы» сыплются из-под них в ночной горшок…
«Сатирическая карта Европы в Мировую войну 1914 года».
Гамбург, 1914 годГермания и Австро-Венгрия на всех трёх картах изображены героически-победно, что не вполне соответствовало реалиям войны.
«ВЕЛИКАЯ АЛЧНОСТЬ ОСЬМИНОГА»?
Морские обитатели и страшнее, и загадочнее
сухопутных. Загадочный и угрожающий образ
России как гигантского «осьминога», тянущего
щупальца к новым территориям, связан с именем британского иллюстратора Фреда У. Роуза,
автора одного из известнейших сатирических
атласов Европы — «Полушутливой военной
карты на 1877 год», опубликованной в разгар
Русско-турецкой войны 1877–1878 годов. И вновь
Россия — главный персонаж, на котором сосредоточено внимание всех остальных «обитателей»
карты. Чёрное морское чудовище одним щупальцем душит Персию, другое — вот-вот сомкнётся
вокруг Польши, а Османскую империю «осьминог» буквально разрывает пополам — разумеется, в Зоне проливов. У «турка» здесь особая
роль: на плече у него череп, обозначающий Болгарию, — явная отсылка к Апрельскому восстанию 1876 года, жестокое подавление которого
османскими властями вызвало негодование во
многих странах Европы, добавив остроты Балканскому кризису.
Общественность Англии не стала
тогда исключением, но в глазах Роуза первостепенная угроза — это всё-таки Россия. В идею её
освободительной миссии на Балканах британец
явно не верит, тогда как в её имперских устремлениях твёрдо убеждён.
«Полушутливая военная карта на 1877 год». Лондон, 1914 год
А в 1900 году вышла ещё одна работа за авторством Роуза, адаптированная под геополитические реалии начала нового века — «Джон
Булль и его друзья». Европейские страны на ней
устремили взгляды в сторону бравого английского
вояки. «Осьминог» же зримо демонстрирует британские страхи по поводу нового витка эскалации
Восточного вопроса: он протянул щупальца в направлении Китая и Афганистана, да и к Турции
примеривается… В авторском пояснении не без
сарказма подчёркивается, что «Россия, несмотря
на благородные старания Царя произвести впечатление своим мирным обличием, по-прежнему
остаётся осьминогом»2На созванной в 1899 году по инициативе России Мирной
конференции в Гааге были приняты конвенции, заложившие
основу комплекса норм международного гуманитарного права.
.
«Джон Булль и его друзья». Лондон, 1900 год
Японские художники, позднее своих европейских коллег включившиеся в «войны карикатур», стремительно навёрстывали упущенное в ходе Русско-японской войны 1904–1905 годов. Интересным развитием образов Фреда Роуза стал «Юмористический дипломатический атлас Европы и Азии», увидевший свет в марте 1904 года. Карикатурист Кисабуро Охара дал свою версию того, как Россия-«осьминог» действует на Востоке. Одно щупальце уцепилось за Тибет, другое — распласталось по Маньчжурии и тянется к Порт-Артуру, где на момент публикации карты уже второй месяц продолжалось противостояние российской и японской эскадр.
В пояснении к карте автор подчёркивает
главный порок противника: «Чёрный осьминог
настолько алчен, что тянется своими восемью
щупальцами во всех направлениях и хватает всё,
до чего сможет дотянуться».
Кисабуро Охара приводит японскую пословицу: «Великая алчность
сродни бескорыстию», очевидно, намекая, что
в итоге враг останется ни с чем. После чего сулит японской армии чуть ли не победный марш
на Петербург. «Ещё увидите! Уродливый Чёрный
осьминог! Ура! Ура Японии!» — резюмирует он,
не подозревая, сколь тяжёлыми для Японии окажутся последствия её собственной алчности в регионе и «побед» в дальневосточных сражениях…
«Юмористический дипломатический атлас Европы и Азии». Токио, 1904 год
Что же стояло за политическими фобиями
в отношении России, отразившимися на сатирических картах зарубежных карикатуристов? Напомним двойственный смысл понятия «фобия»,
унаследованного из античной традиции: страх
и ненависть, два сильных чувства, подкрепляющих друг друга в жизненных проявлениях. Страх
вызывал прежде всего размер империи Романовых, зримо «нависавшей» на карте континента над
своими соседями по Евразии.
Самому масштабу
страны априори приписывалась угроза. Тогда как
ненависть, упакованная в обёртку политической
сатиры, проистекала зачастую из собственных
геополитических устремлений мировых держав,
разбивавшихся от столкновения с «медведем»-
«казаком»-«осьминогом».
Фрагмент «Сатирической карты Европы в Мировую войну 1914 года». Гамбург, 1914 год.
Да, XIX столетие в английской политической
риторике было отмечено устойчивыми проявлениями русофобии. В других европейских странах эти настроения также имели место, но лишь
время от времени, завися от событий на реальных картах мировой политики. Впрочем, на пространстве европейского сатирического «атласа»
никто ни с кем особенно и не дружил, искренних
симпатий к соседям не испытывал. Взаимность
недоверия и враждебности умножала векторы
проявления фобий. Карикатурные образы России
как «врага» самой своей яркостью и выразительностью нагнетали эти настроения, подкрепляли
их обманчивой «наглядностью», передавая из поколения в поколение всё те же страх, ненависть
и готовность осуждать.
Павел Опалин
Источник: Вестник «Воронцово поле» №2, за 2022 г.
- КарикаТур в историю
Русский медведь | Художественный институт Чикаго
CC0 Обозначение общественного достояния
Действия с изображением
Об этой работе
Статус
- В настоящее время не отображается
Отдел
- Печать и рисунки
Художник
- Огюст Андре Лансон
Титул
- Русский медведь
Место
- Франция (национальность художника)
Дата
- Даты работы художника 1856–1887 гг.

Средний
- Перо и черные туши с кистью и черной заливкой на бумаге кремового верже
Размеры
- 17,7 × 23,7 см (7 × 9 3/8 дюйма)
Кредитная линия
- Мемориальная коллекция Леоноры Холл Герли
Справочный номер
- 1922.
203 Манифест IIIF. Международная структура совместимости изображений (IIIF) представляет собой набор открытых стандартов, которые обеспечивают широкий доступ к цифровым медиа из библиотек, архивов, музеев и других культурных учреждений по всему миру.
Узнать больше.
- https://api.artic.edu/api/v1/artworks/81236/manifest.json
Расширенная информация об этом произведении
Информация об объекте находится в стадии разработки и может обновляться по мере появления новых результатов исследований. Чтобы помочь улучшить эту запись, пожалуйста, напишите по электронной почте. Информация о загрузке изображений и лицензировании доступна здесь.
Штриховой рисунок Рисунок Медведя, русский медведь, белый, млекопитающее png
Штриховой рисунок Рисунок медведя, русский медведь, белый, млекопитающее pngPNG ключевые слова
- белый,
- млекопитающее,
- плотоядный,
- рука,
- пушистый фэндом,
- чиби,
- позвоночные,
- головка,
- живая природа,
- вымышленный персонаж,
- мультфильм,
- усы,
- организм,
- Русский Медведь,
- улыбка,
- художник,
- прогулочная обувь,
- арт,
- орган,
- нос,
- произведение искусства,
- линия Арт,
- Поведение человека,
- медведь,
- черно-белый,
- Выражение лица,
- рисунок,
- Фигурка животного,
- png,
- стикер png,
- скачать бесплатно
48KB )- Размеры
- 800x829px
- Размер файла
- 75,48 КБ
- MIME-тип
- Изображение/png
изменить размер png
ширина (пкс)
высота (пкс)
Некоммерческое использование, DMCA Свяжитесь с нами
- бэби и мадонна арт, рисунок М карандашом младенческий эскиз, день m’s, белый, ребенок png 859x1080px 157,71 КБ
- Иллюстрация Микки Мауса, Микки Маус Минни Маус Гуфи Черно-белый, Микки Маус Черно-белый, белый, млекопитающее png 439x720px 101,89 КБ
- белый медведь, белый медведь детеныши белого медведя, медведь, белый, млекопитающее png 671x1191px 52,91 КБ org/ImageObject”> Care Bears Laugh-A-Lot Bear Сердитый мишка Плюшевый мишка, медведь, белый, животные png 400x640px 90,19 КБ
- Кошка Аниме Рисование Каваи Манга, Мальчик Манга, млекопитающее, ребенок png 1024x1422px 1,37 МБ
- Котенок Кэт Мари, White Kitten Cartoon Free, наклейка с белым и розовым котом, белый, млекопитающее png 1500x1702px 477,73 КБ
- Дядя Сэм Указательный палец, мы хотим тебя, любовь, белый png 583x616px 29,64 КБ
- иллюстрация руки человека, рисунок руки, рука, любовь, белый png 2341x1894px 133,67 КБ
- Маша Рисование Медведя Мультик, медведь, белый, млекопитающее png 500x500px 76,99 КБ org/ImageObject”> Микки Маус Минни Маус Черно-белый, Микки Маус, любовь, белый png 512x512px 39,55 КБ
- Штриховой рисунок Саске Учиха Итачи Учиха Рисование Наруто, наруто, угол, белый png 600x807px 93,19 КБ
- Плюшевый мишка Me to You Bears, медведь, млекопитающее, ребенок png 2168x3614px 702,69 КБ
- Иллюстрация Гатиты Мари, Мари Рисование The Walt Disney Company Комедия, котенок, белый, млекопитающее png 1260x1600px 301,44 КБ
- Рисунок Cartoon Girl Child Sketch, девочка мультфильм, млекопитающее, рука png 678x600px 15,23 КБ
- белая собака, Dog Puppy Cartoon, собаки, белый, кошка, как млекопитающее png 1024x1437px 219,21 КБ org/ImageObject”> Плюшевый мишка Плюшевый рисунок Книжка-раскраска, мишка, белый, ребенок png 1000x1000px 56,11 КБ
- Иллюстрация Микки Мауса, Микки Маус Рисунок Минни Маус, Микки Маус, лицо, герои png 1477x1600px 176,29 КБ
- Мультяшный рисунок, счастливые ноги, комиксы, ребенок png 500x700px 87,43 КБ
- Женщина Рисование, красота девушки, белый, лицо png 800x1346px 160,11 КБ
- иллюстрация кота белого мультипликационного персонажа, Marie Cat YouTube The Walt Disney Company, коллаж, белый, млекопитающее png 894x894px 164,5 КБ
- Аниме Манга Фан арт Рисование, аниме девушка, млекопитающее, cg Artwork png 1313x1680px 2,16 МБ org/ImageObject”> Снупи Чарли Браун Вуд Арахис, снупи, комиксы, белый png 747x1070px 45,18 КБ
- Шойо Хината Тобио Кагеяма Хайкю!! Аниме, Аниме, млекопитающее, манга png 700x700px 305,56 КБ
- иллюстрация, девушка на велосипеде, иллюстрация эскиза пары, любовь, угол png 919x1000px 180,43 КБ
- Рисунок Силуэт Женщина Графика, Силуэт, белый, лицо png 599x803px 64,5 КБ
- женщина думает, мультфильм, думающая женщина, ребенок, лицо png 2399x2179px 248,92 КБ
- Иллюстрация Диснея Мари, Котенок Мари Диснея, котенок, белый, млекопитающее png 1251x1600px 1,08 МБ org/ImageObject”> The Idolmaster Cinderella Girls Art Аниме Мангака, Аниме, комиксы, белый png 600x859px 294,42 КБ
- Микки Маус Минни Маус Черно-белый рисунок, Микки Маус, белый, млекопитающее png 2835×4699 пикселей 618,73 КБ
- We Bare Bears Ice Bear иллюстрация персонажа, белый медведь Ice Bear Drawing Cartoon Network, белый медведь, белый, млекопитающее png 1432x2807px 44,01 КБ
- Человек, мышление, ребенок, лицо png 645x800px 141,12 КБ
- Мультфильм Мысль, думающий человек, рука, люди png 1365x2498px 326,79 КБ
- Музей Ghibli Dog Studio Ghibli Logo Тоторо, студия ghibli, угол, белый png 1024x476px 37,19 КБ org/ImageObject”> Lion Logo Рев, львы, лев у, белый, млекопитающее png 973x973px 110,05 КБ
- плачущий мем, интернет-мем Rage comic Trollface Раздражение, почему?, белый, млекопитающее png 571x500px 13,85 КБ
- иллюстрация длиннобородого мужчины, Наклейка на стену для рисования усов Дали, отбеливание, любовь, белый png 1200x1200px 13,11 КБ
- Сайтама иллюстрация, One Punch Man Наклейка Сайтама Манга, один ударник, белый, ребенок png 2640x2200px 173,33 КБ
- Мультяшный рисунок кролика, милый розовый кролик, розовый кролик, млекопитающее, ребенок png 4057x6362px 1,01 МБ org/ImageObject”> Усы Плюшевый мишка Кот, милый плюшевый, белый, млекопитающее png 435x700px 332,45 КБ
- мультипликационный персонаж девушки с желтыми волосами, делающий знак рукой, Emote Twitch Anime Discord Chibi, эмоции аниме Discord, ребенок, лицо png 500x500px 160,47 КБ
- иллюстрация мема, World of Warcraft Интернет-мем Говоря, Джеки Чан, знаменитости, белый png 2051x1365px 142,96 КБ
- Kavaii Anime Drawing Art, Аниме, млекопитающее, лицо png 700x950px 718,1 КБ
- Эскиз черной лошади, маска головы лошади Рисунок жеребца, лошадь, лошадь, белый png 2201x2400px 106,14 КБ

203