Средневековые символы: медведь
Царь зверей Средневековья: культ и значение
Ещё с палеолитической эпохи культ медведя был очень распространён в северных широтах. Легенды и предания сообщали нам о нём вплоть до XX века: медведь оставался главным героем мифических рассказов. Животное было главным в царстве зверей в представлении кельтов и германцев. Медведя часто наделяли антропоморфными качествами и характеристиками. Считалось, что он имел особое отношение к женщинам: медведь всегда вступал в тесный и не всегда мирный контакт. Порой эти контакты имели сексуальный характер, и это подтверждает ряд изобразительных и литературных источников. Его представляли как не просто мохнатого зверя, а в каком-то смысле как дикого человека.
Медведь. (Pinterest)
Так или иначе, но главное его достоинство — это титул царя леса и всей живности, которая там обитает. В Средневековье его важная роль еще сохраняется в скандинавской, кельтской и славянской традиции.
Образ медведя в Средние века
Христианская церковь не видела в этом создании ничего хорошего. Жестокость и похоть — вот черты, которые характеризуют медведя. Ещё в Античности его образ вызывал подозрения и всевозможные домыслы. Плиний, неточно разобравшись в работах Аристотеля, а следом за ним и все составители бестиариев считали, что медведь совокупляется так же, как и человек.
«Они совокупляются в начале зимы, не тем способом, которым обычно это делают четвероногие, а обняв друг друга, лицом к лицу».
Ноев ковчег. (Pinterest)
Соответственно, иметь дело с этим зверем, сородичем людей, не стоит совсем. Но во всех уголках Западной Европы его можно было найти: с человеком он сталкивался постоянно. В северных областях медведя почитали и связывали с его фигурой календарные праздники и даже целые культы. Наконец, церковь развернула кампанию против этого царя леса. Отцы церкви и конкретно Блаженный Августин считали, что «медведь есть дьявол». Он пугает и мучает грешников в образе сатаны. При этом остается злобным, похотливым, нечистым, ленивым, гневным и к тому же ещё и обжорой. Это подтверждают и более поздние бестиарии XIII столетия, в которых медведь изображен в сюжетах, связанных с семью смертными грехами.
А вот античная легенда, известная ещё от Плиния, показывает нам медведя несколько с иной стороны: медведица, облизывая своих мертворождённых детёнышей, воскрешает их.
«Плоть их белая и бесформенная, размером они чуть больше мыши, без глаз, без шерсти, только когти выпущены. Облизывая детенышей [их мать], постепенно преображает их».
Агиографическая литература рисует медведя приручённым животным. В средневековых житиях можно встретить сюжеты, где главный герой одолел зверя, приручив его своими добродетелями и силой. Святые Корбиниан, Рустик, Ведаст, Аманд, Колумбан приручают медведя и убеждают его тянуть плуг или повозку, а святой Галл вместе со зверем соорудил скит в Альпах.
Святой Галл с медведем. (Pinterest)
Медведь уступает титул царя зверей льву
После XI столетия этого зверя активно начинают демонстрировать на развлекательных мероприятиях. Ярмарки, цирковые представления, которые ездят от замка к замку, — там везде присутствует медведь на привязи и в наморднике. Грозный и страшный зверь теперь становиться актёром цирка, который пляшет под музыку, участвует в исполнении трюков и веселит публику. Королевский дар, известный ещё с эпохи Каролингов, в XIII веке исчезает уже даже из княжеских зверинцев. Лишь белые медведи в северных странах ещё оставались диковинкой — их зачастую дарили королям Дании и Норвегии. В средневековых гербах редко встретишь медведя: это скорее говорящая фигура, которая может обыграть по созвучию имя хозяина герба.
Изображение медведя в музыкальной литературе Средневековья. (Pinterest)
Церковь и латинская традиция, в которой главным зверем был лев, начинает брать верх над фигурой медведя в XII-XIII столетиях. Об этом в полной мере свидетельствует произведение «Роман о Лисе»: льву Ноблю нет равных, он единственный и могущественный монарх в своём царстве. В то время как медведь Брюн — барон, неуклюжий и заторможенный, над которым постоянно насмехается лис.
Почему именно медведь — символ России, а не какой-либо другой зверь. – Страница простого жизненного позитива
Особое добрососедское отношение и почитание, гербы, борьба и приручение могут в какой-то степени объяснить, почему именно медведь — символ России, а не какой-либо другой зверь.
Издавна на Руси медведя считали хозяином леса, его уважали, ему оставляли дары. А потом что-то пошло совсем по другому пути, так как косолапые стали участниками скоморошьих потех и боев. В это время даже сложилась традиция хождения с медведями по городам и селам, которая так шокировала иностранцев. Вероятно, тогда у них и сложилось представление, что в России сплошные медведи гуляют по улицам, работают, пьют водку в кабаках и на балалайке играют, приплясывая…
Родство
Русский человек издавна чувствовал некое душевное родство с медведем, считал его ровней себе. Да и соседние финно-угорские племена признавали в этом животном доброго царя леса. Они регулярно делали ритуальные приношения медведю, осваивали территорию без спешки, осторожно. Не вырубали леса и не строили городов.
А потом появился предприимчивый русский человек, который вел себя совсем по-другому. С его приходом заодно с язычеством взялись искоренять медведя как живой нехристианский символ. Но это еще совершенно не помогает понять, почему сегодня у нас медведь — символ России…
Геральдика
Медведи всегда занимали важное место в русской геральдике и народном творчестве. В «Титулярнике», рукописной книге 1672 года, иллюстрированной портретами монархов и эмблемами земель, можно найти три герба с медведями. Самый старый из них – Великого Новгорода, который появлялся на печати новгородского наместника в 1565 году.
По указу Ивана Грозного центральное место на печати занимало изображение места (ступенчатого помоста, на котором восседал посадник). С одной стороны рядом с местом стоял медведь, с другой – рысь, а под ним – рыба. Животные по разные стороны от помоста символизировали стражей города. Потом на изображении стало две рыбы, а при первых Романовых рысь заменил собой второй медведь.На ярославском гербе тоже изображен медведь, только там он стоит на задних лапах и держит на плече протазан (колющее оружие), который в XVIII веке заменила секира. В «Титулярнике» его называли «медведок стоячей».
Когда Ярослав Мудрый прибыл в эти земли вместе с духовенством, воинами и мастеровыми, язычники, которые поклонялись Велесу, выпустили из клетки зверя. Ярослав не оробел, а убил его секирой. На следующий день он основал там город.
Третий медвежий герб был в Перми. На нем изображен белый медведь с Евангелием, увенчанным крестом, на спине. Так показали процесс христианизации, которая проходила во времена Стефана Великопермского.
Приручение
Когда медведя перестали считать хозяином леса, его унизили тем, что сумели выдрессировать. Несколько веков по дорогам ходили скоморохи с ручными медведями, которые умели танцевать, кувыркаться, изображать барышень и пьяных парней, играть на балалайке, попрошайничать.
Иностранцев это зрелище слишком шокировало, так как они представить не могли, что такого зверя можно усмирить. Во времена правления Ивана Грозного в Москве на 100 человек приходилось по одному медведю. Ручные звери становились напарниками и приятелями. Конечно, их принуждали делать все перечисленное силой, дергая за губу, например.
Русский = медведь
С середины XVII века и ближе к XX веку русских людей на Западе всё чаще начали сравнивать с медведями. Почему так происходило, сказать сложно, можно объяснить явление лишь примерно. Первыми себя сравнивали с медведями еще варяжские дружины в Древней Руси. Самоназвание «русский медведь» появилось позднее, и было связано с тем, что по поверьям, человеку, победившему медведя в схватке, переходила его сила. А в России люди не только покорили медведей, но и смогли их приручить. Может быть, именно поэтому медведь теперь — символ России?
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
ПодписатьсяКАК МЕДВЕДЬ СТАЛ СИМВОЛОМ РОССИИ – ЖеЖ
Почему испокон веков визуальным маркером России был медведь? Не орел, который изображен на российском гербе, не преданная собака и даже не лось, которым так богаты русские леса.
Путевые заметки
Любой уважающий себя европеец-путешественник в своих записках о России обязательно упоминал медведя. Одни рассказывали забавные истории с участием мишек, другие описывали эффектные экипажи и сани, украшенные шикарными медвежьими шкурами. Английский поэт Джон Тербервилль, гостивший в Москве в 1568-1569 годах, писал о том, что в знак особого почета гостю вместо постели предлагали отдохнуть на медвежьей шкуре, подушку при этом заменяли седлом. «В России не бывает другого покрова», – так убежденно провозглашал англичанин.
Не обошли вниманием и главную поп-культуру России – медвежьи потехи. По пресловутым русским дорогам странствовали ватаги с ручными медведями, способными танцевать, кувыркаться и даже попрошайничать. Так, Джильс Флетчер, британский поэт, дипломат и просто путешественник, много повидал на своем веку, но никогда не видел праздно шатающихся по столице полудиких зверей. В своих записках он писал: «Диких медведей, ловимых обычно в ямы или тенетами, держат в клетках. В назначенный день и час собирается двор и несметное количество людей пред феатром, где должно пройти поединку; Там является смелый боец с рогатиною, и выпускают медведя, который, видя его, становится на дыбы, рвет и стремится к нему с отверстым зевом. Охотник недвижим: смотрит, метит — и сильным махом всаживает рогатину в зверя, а другой конец ее пригнетает к земле ногой. Уязвленный, яростный медведь лезет грудью на железо, орошает его своею кровию и пеной, ломит, грызет древко, и если одолеть не может, то, падая на бок, с последним глухим ревом издыхает. Народ, доселе безмолвный, оглашает площадь громкими восклицаниями живейшего удовольствия, и героя ведут к погребам царским пить за государево здравие…»
По другим свидетельствам, в Москве Иоанн Грозного на 100 человек приходилось примерно по одному топтыгину. Бояре и богатые купцы, как правило, держали в своих палатах и теремах хотя бы одного медведя «для души». Зайдя в какой-нибудь людный кабак того времени, вы обязательно бы увидели косолапого. Причем, порой сидящего с громкой компанией и лакающего наливку.
Московитское чудище
Неудивительно, что русские медведи шли на экспорт в европейские страны преимущественно из России, превратившись в настоящий бренд. Например, в 1749 году газета «Кембриджская хроника» опубликовала рекламу, приглашающую европейцев собственными глазами увидеть травлю «великого московитского медведя». В труппе каждого кочующего цирка непременно был медведь, и даже если он был пойман не на российских просторах, зрителю неустанно повторяли, что это кровожадное и лохматое чудище – самый что ни на есть настоящий «московитский» медведь. Европейцы, кстати, активно муссировали слухи о том, что скоморохи с медведями, которых развелось огромное множество, шпионы московского великого князя.
Тук-тук, открывайте
Любовь к медведям в России нашла свое отражение в западных карикатурах. Первое аллегорическое изображение нашей страны в виде медведя появилось в рукописи 1507 года, которая, скорее всего, принадлежала некоему Яну из Глогова. На картинке Европа-дракон противостоит медведю-Азии, на теле последнего Московия занимает центральное место.
В 1526 году австрийский дипломат Сигизмунд Герберштейн в своем описании лютой русской зимы и царящего голода создал образ медведей, ломящихся в крестьянские избы. Эта картинка настолько пришлась по душе иностранцам, что она легла в основу многочисленных анекдотов. Единичные случаи появления диких медведей зимой в российских селах и маленьких городах стали восприниматься как регулярное событие, которое весьма характерно для всей страны в целом. Не последнюю роль здесь сыграл и образ скоромоха с ручным медведем. Так что со временем частное описание одного случая превратилось в стереотип о разгуливающих по Красной площади медведях.
Долгота, широта и Косолапый
Появился медведь и на первой карте Московии, которая была изготовлена в 1544 году гданьским сенатором Антонием Видом. Косолапого изобразили на виньетке этой карты. Он также участвует в сцене, где его пытаются повязать ватага добрых молодцев. На карте английского посла Энтони Дженкинсона медведи и вовсе спокойно разгуливают по территории Московии. Позже появляются карты с прямо-таки угрожающим количеством гуляющих по России медведей, а также с иллюстрациями лихих плясок Топтыг в компании русских мужиков.
Древние корни
Надо признать, подача русскому тотему пришла именно с нашей стороны. Как известно, первыми себя стали сравнивать с медведями варяжские дружины в ранней Киевской Руси. Наши предки-язычники, по словам историков, воспринимали медведя не только как божественное животное, но и как родственника, обращаясь к нему «дед», «старик», «владыка». Еще пример – в мифологии славян богатыри Вырви Дуб и Вали Гора были вскормлены волчицей и медведицей. Последняя дала им, кстати, силу и сообразительность.
Даже в христианский период, несмотря на смену оценок на более негативные – ярость, лень, агрессия, – медведь остается одним из почитаемых животных. Его образы появляются в масках и костюмах ряженых, медведь присутствует в изделиях народных промыслов, в литературе, в сказках, упоминается в пословицах и поговорках.
источник
СИМВОЛИКА БЕЛОГО МЕДВЕДЯСимволика знака
У человека с тотемом Белого Медведя должен быть строгий, рыцарский, в чем-то непредсказуемый характер. Любит играть — в игре доходит до экстаза. Любит жизнь, широкая душа. В нем нет подлости, садизма, он не терпит предательства. У него всегда есть гигантские проекты, которые они умеют воплотить в жизнь. Умеют хорошо организовать людей и вести их за собой. Внешность Люди этого знака, если в них полностью воплотился этот тотем, крупные и сильные с размашистыми движениями и добродушным, отходчивым нравом. В год Белого Медведя родились Рафаэль Санти, М. Сервантес, И. Ньютон, Тютчев, Добролюбов, В. Набоков, Э. Хемингуэй, А. Хичкок, И. Дунаевский Символика белого медведя в татуаже
Тату с белым медвежонком означает беззащитность, стремление к независимости и самостоятельности. Это не относится к изображениям мультипликационных героев, например, Умки. ГЕРАЛЬДИЧЕСКИЙ БЕЛЫЙ МЕДВЕДЬ
Герб Чаунского района разработан при содействии Союза геральдистов России. Авторы герба: Александр Ларин (Певек), Константин Мочёнов (Химки) — идея герба; Галина Туник (Москва) — обоснование символики; Роберт Маланичев (Москва) — художник; Юрий Коржик (Воронеж) — компьютерный дизайн. Герб утверждён постановлением № 2 XIV сессии II созыва Совета депутатов муниципального образования Чаунский район 14 февраля 2002 года. Герб Чаунского района практически полностью повторяет проект герба города Певека советского времени. На сине-красном щите (цвета государственного флага РСФСР) белый медведь, держащий в лапах кристаллы и якорь; на заднем плане солнце и звезда. В рассеченном лазурью (синим, голубым) и червленью (красным) поле повышенный золотой безант (шар), и поверх всего – серебряный медведь, стоящий прямо и обернувшийся вправо, держащий в правой лапе перед собой золотую друзу, левой опирающийся на золотой якорь и сопровождаемый в левом верхнем углу серебряной четырехлучевой звездой, лежащей поверх края безанта.
Автором герба является гренландский художник Йенс Росинг. Впервые изображение белого медведя в качестве символа Гренландии появилось в 1666 г. на гербе Дании одним из его элементов. Медведь изображался в естественном положении на четырех лапах; на задние же лапы составители гербов подняли зверя в 1819 г
КЛУБ БЕЛОГО МЕДВЕДЯГерб Хаммерфеста Клуб белого медведя
|
Почему символом России является Медведь? История почитания, или детский вопрос со взрослым ответом.
Детский вопрос. Но на засыпку при этом. Почему символом России является – Медведь?
Сильный, мощный, внушительный, не терпящий нарушения границ, дающий отпор чужакам, умеющий постоять за себя, хозяин больших просторов?
Тот кого в России исстари боялись, но почитали, уважали и, тем не менее, симпатизировали? Все так, безусловно, но…
Не торопитесь отвечать – заинтересовавшись историей вопроса, можно узнать много любопытного и неожиданного, вот краткое резюме весьма серьезного научного труда на эту тему, ознакомьтесь, не пожалеете, право же.
Зоолатрия, петроглифы, анимизм, анимализм, тотемизм и еще куча терминов, за которыми – истоки возникновения культа Медведя…
А медвежьи песни и медвежья присяга на Руси, а медведь как символ спокойствия и плодородия, наряду с хитростью и жестокостью – слышали о таком?
Всячески рекомендую для крайне занимательного и познавательного субботнего семейного чтения –
Возросший интерес к культуре России, широкое использование образа медведя как символа России в СМИ, как зарубежных, так и отечественных, в речи современных политиков, в повседневной жизни поясняет актуальность необходимости ответа на вопрос: «Почему медведь является символом России?». Объяснению причин становления устойчивого стереотипа «Русского медведя» посвящали свои труды А.А. Россомахин, В.М. Успенский, Д.Г. Хрусталев, А. Леонтьев, М. Леонтьева, Ю.А. Кошкарова, В.С. Житенёв и другие. Для тщательного раскрытия проблемы требуется как рассмотрение истории почитания этого животного в России на протяжении веков, так и анализ генезиса восприятия образа “Русского медведя” в самой России и за рубежом.
Культ медведя существовал во многих частях мира еще в Каменном веке. Древние люди придавали медведю особое значение, о чем свидетельствуют находки древнейших памятников культуры. Так, особую ценность для археологов представляет «Монтеспанский медведь», найденный в пещере Монтеспан (Франция)- глиняная статуя медведя, к которой ориентировочно 35-30 тыс. лет до н.э. был прикреплен настоящий череп медведя. Ученые предполагают, что эта статуя служила охотничьей мишенью для человека палеолита, который верил, что “убийство” макета будет благоприятствовать реальной охоте. «Монтеспанский медведь», Франция, Монтеспан. Женщина-медведица (неолит)1 В мифологическом представлении человека Каменного века медведь представлял священное животное, о чем свидетельствуют наскальные рисунки палеолита, мезолита и неолита. Многочисленные петроглифы изображают не только охоту на медведя, но и отдельные рисунки этого животного, что говорит об особой роли медведя для древнего человека, его причастности к загробной жизни.2 В своем труде «Культ медведя в палеолите Европы», Житенёв В.С. утверждает, что «Культ по отношению к медведю – один из самых древних проявлений зоолатрии», и выражался он в организации медвежьих костных комплексов, а также в изготовлении подвесок из медвежьих зубов и костей.По мнению Б.А. Рыбакова, культ медведя, возможно, является самым первым в истории человечества.3 Два медведя, Хйеммелюфт, Альта-фьорд, Норвегия Гравированный рисунок медведя, пещера Пешь-Мерль, Франция Пещерный медведь, пещера Шове, Франция Гравированные морды медведя и лошади, Кресвел, Англия В мифологии Северного полушария образ медведя является одним из самых распространенных. Так, особое отношение к медведю существует в скандинавских сагах. Некоторые герои саг имеют предка-медведя, что является пережитками тотемизма. Интересным в этой связи представляется упоминание в скандинавских сагах воинов-берсерков (berserkr в переводе со старонорвежского переводится как «медвежья шкура» или «без рубашки»). Это были свирепые и агрессивные воины, которые предваряли боевые действия, приводя себя в «особого рода боевой транс».4 Берсерки носили медвежьи шкуры, как бы превращаясь в этого сильного, агрессивного, непобедимого животного. Бронзовая пластинка 8 векаНа территории России в каменном веке также существовали свидетельства особого отношения к медведю. Памятники наскального искусства с изображением этого зверя имеются во многих местах России. Например, на камнях Балабан I и II, расположенных на берегу реки Тагил, на родине манси, у которых медведь считался князем лесов, присутствуют изображения медведей. «Эти находки могут быть отнесены к петрогромской культуре и датированы концом I – началом II тысячелетия»5. Здесь изображены окружности, в центре которых находится фигура медведя, при этом, по словам Д.П. Шорина, «его изображение обведено двумя кругами как окружались имена фараонов в египетских иероглифах»6 Панорама Камня Балабана I, 2010 год7 Эти и другие находки свидетельствуют о существовавшем у древних народов России культа медведя.Определение культу медведя дает Ю.А. Кошкарова в своем исследовании «Архетипический образ медведя в духовной культуре народов России».8Под культом медведя «понимается поклонение медведю, проявляющееся в особом отношении к этому животному и реализации комплекса обрядов, связанных с охотой, поеданием туши и захоронением его костей, основанных на синтезе тотемизма, анимизма, анимализма, промысловых и родовых (племенных) культов, посредством чего достигается «расположением» медведя к человеку»9. Зародившись в мустьерской культуре, просуществовав до середины XX века и сохранив некоторые элементы в культуре некоторых народов современной России, культ медведя является одним из наиболее устойчивых.
В представлении древних народов России медведь представлял предка человека, имел «кровную связь» с ним. Об этом свидетельствуют и эвфемизмы, которыми иносказательно называли медведя – «старик», «дед», «дедушка», «дядя», «бабушка», «большая старуха»10 и т.д.
Следует отметить причастность этого животного к божественному. Древнерусский языческий бог мудрости и плодородия Велес имеет образ медведя. При этом, вероятно, Велес – Волос, был древнейшим из всех славянских божеств, корни представлений о котором восходят к медвежьему культу мустьерских неандертальцев. Примечательно, что «древнерусские волхвы носили одежды, вывернутые наизнанку, либо звериные шкуры, как правило, медвежьи»11. По мнению Ю.В. Кривошеева12, медведь, в представлении волхвов, уносил их в иной мир.
Божественная ипостась медведя в представлении древних народов России породила создание многих эвфемизмов для замены табуированного имени этого животного, таких как «лесная или горная женщина» у манси, «шерстной человек» (кеты), «князь зверей» (якуты), «царь-человек» (буряты), «маленькое дорогое божественное создание» (айны)13. Само слово «медведь» означает «поедающий мёд» (трактовка «ведающий мёд» является ошибочной), и впоследствии само стало заменяться эвфемизмами: «косолапый», «бурый», «старый», «тихий», «мохнатый». Постепенно медведь из предка трансформируется и приобретает образ хозяина, царя леса, князя зверей. Особое восприятие медведя древними народами породило «медвежий праздник» – охотничий культ, связанный с представлениями древних охотников о перерождении животных после смерти.
Убийство, поедание и похороны медведей сопровождались ритуальными действиями и «медвежьими песнями» с целью умилостивить и расположить убитого медведя, “помирить душу медведя с добывшим его охотником”14 «Медвежья присяга» у остяков и вогулов также являлась подтверждением особого отношения к животному. По традиции этих народов обвиняемый мог прибегнуть к «медвежьей присяге» для доказательства своей невиновности. Как пишет Н. Харузин, «Очистительная клятва медведем считается одной из наиболее сильных, и лицо, согласившееся воспользоваться этим видом судебного докзательства, освобождается от подозрения в совершении проступка или преступления»15. Таким образом, в сложном образе медведя для древнего человека соединялись три ипостаси: божественная, человеческая и животная.Медведь, в представлении древних славян, обладал целым рядом уникальных свойств. Он был способен снимать злые чары, напущенные на скот, и поэтому считался покровителем скотоводства16. В языческой символике медведь олицетворял умение быть хозяином мира, ”хорошим семьянином, учителем, воспитателем… схоронником (хранителем запасов), купцом”17.Поэтому чаще всего этот символ изображался на мужских талисманах. Знак “медвежьи уши”- символ внимательности в язычестве, а “след медведя”, как символ охотника, вышивали на мужских рубахах. Следы тотемизма просуществовали вплоть до середины ХХ века. Сибирские старожилы еще в конце ХIХ века продолжали звать медведя «хозяином». Сохранились различные поверья, например, в леса не брали беременных: если ей встретился медведь, он обязательно ее изорвет, убив в утробе будущего охотника. Сохранились и приметы: «если зверь долго не залезает в берлогу, то зима будет длинной»18, а также особенность этого животного подчеркивалась связью с календарем: половину зимы медведь спит на одном боку, половину – на другом.
Сохранилось поверье, что “хозяин тайги” имел человеческое происхождение, ввиду того, что имел глаза, ступни и пальцы как у человека. По народному поверью, медведь даже постится весь Рождественский пост – сосет лапу19. Охотники обосновывали человеческое происхождение медведя тем фактом, что собака одинаково лает на человека и медведя. Ряженый-медведь продолжал быть частью свадеб у русского народа, так как оставался символом многодетности и плодородия, богатства молодых20. В связи с этим невеста и жених сидели на шкурах этих животных. Более того, на Масленицу вплоть до Великой Отечественной войны водили живых обученных медведей. Медведь является персонажем русских народных сказок, анализ которых раскрывает картину образа медведя в сознании русского народа. Сказочный образ медведя в русской сказке неоднозначен.
Где-то он является сильным и справедливым защитником слабых («Медведь и собака»), где-то легкомыслен, ограничен и простодушен («Мужик и медведь», «Медведь и лиса»). Также он имеет “роль помощника и дарителя”21. В некоторых сказках медведь является похитителем, испытанием для героев.
В сказке «Маша и медведь» зверь похищает девочку, заставляет ее работать. Другие сказки, например, «Медвежье ушко», которая повествует о рождении героя от человека и медведя, выражают «брачную» роль медведя, который иногда может превращаться в человека. В подобных сказках медведь выполняет роль испытания для девочки, которая, преодолевая трудности, становится «красной девицей», то есть девушкой на выданье. Например, в сказке “Про медведя и трех сестер” медведь требует демонстрировать способности к ткачеству: «Девица, девица, садись за красеньци. Выткёшь – замуж возьму, не выткёшь – голову отсеку»22. Медведь как символ плодородия, помогает женщинам развивать свою женскую природу, становиться женами и матерями.После принятия христианства отношение к медведю как к сакральному животному стало вытесняться в связи с искоренением язычества на территории Руси. Однако, отношение христианства к медведю не столь однозначно. Для полного понимания этого вопроса К. Войцеховска в статье «Лютый зверь и образец заботливости: образ медведя в Библии и апокрифах»23 делает попытку истолковать библейский образ медведя. В Библии медведь (речь идет о сирийских медведях) упоминается не часто: несколько раз в Ветхом Завете, и один – в Новом Завете. Одним из таких упоминаний является 4 Цар 2:23-24, где пророк Елисей проклинает детей, которые насмехнулись над ним, и тогда вышли два медведя и растерзали их. Здесь медведи предстают как орудие суда Божьего. Медведь в видении пророка Даниила (Дан 7:1 и посл) описан так: «И вот еще зверь, второй, похожий на медведя, стоял с одной стороны, и три клыка во рту у него, между зубами его; ему сказано так: «встань, ешь мяса много!» (древнееврейское слово dob, «медведь», может обозначать и самку, и самца, из чего некоторые исследователи делают вывод, что это животное объединяет диаметрально противоположные качества, например, божественную и демоническую силы). Исследователи предполагают, что в данном случае медведь – одно из агрессивных животных-врагов Божьего народа, и олицетворяет Мидо-Персию. В этом контексте, К. Войцеховска отмечает, что персидский царь Кир изображался на иконографии верхом на медведе.В Откровении Иоанна Богослова «медвежьи лапы» также являются частью «зверя». Однако не только хитрость и жестокость олицетворяет медведь. В книге пророка Исайи медведица – олицетворение спокойствия: «И корова будет пастись с медведицею, и детеныши их будут лежать вместе, и лев, как вол, будет есть солому».Во 2 книге Царств медведица, с одной стороны, раздражена, а с другой – готова защищать своих детенышей, что может служить примером положительной символики, в связи со сравнением ее с Богом: «И продолжал Хусий: ты знаешь твоего отца и людей его; они храбры и сильно раздражены, как медведица в поле, у которой отняли детей, и отец твой – человек воинственный; он не остановится ночевать с народом».
В дальнейшем, медвежата, выходящие из пещеры, стали символом воскресения Христа. В русской православной церкви изображение медведя присутствует на иконах. В житии святого Серафима Саровского, жившего в конце ХVIII- начале ХIХ вв. , повествуется, что не раз видели, как старец из рук кормил огромного медведя, служившего ему.
«Одна монахиня пришла к святому Серафиму и увидела, что он сидит близ своей кельи на обрубке дерева, и подле него стоит огромный медведь. Она так и обмерла от страха и закричала во весь голос: “Батюшка! Смерть моя!” и упала. Старец Серафим, услышав её голос, ударил медведя легонько и махнул ему рукой. Тогда медведь, как разумный, тотчас пошёл в ту сторону, куда показал о. Серафим, в густоту леса. Монахиня, видя всё это, трепетала от ужаса. Старец Серафим подошёл к ней и сказал: “Не ужасайся, не пугайся!” Она все-таки продолжала кричать: “Ой, смерть моя!” На это старец отвечал: “Нет, матушка, не смерть, и смерть от тебя далеко. А это радость!” И затем он повёл её к той самой колоде, на которой сидел прежде. Помолившись, он посадил монахиню на колоду и сам сел. Не успели они сесть, как вдруг тот же самый медведь вышел из чащи леса, подошёл к св. Серафиму и лёг у его ног. Монахиня, видя такого страшного зверя вблизи себя, была сначала в большом страхе и трепете. Отец же Серафим обращался с ним без всякого страха, как с кроткой овечкой, и даже стал кормить его из своих рук хлебом. Тогда и монахиня стала мало-помалу приободряться. Лицо великого старца было в это время особенно чудно. Оно было светло, как у ангела, и радостно»24. Этот сюжет стал распространен как олицетворение христианской любви и милосердия, способных «приручить» даже опасного зверя. В житии святого Сергия Радонежского на медведе также проявляется милосердие и любовь святого. Однажды святой пожалел огромного медведя, слабого от голода и принес ему хлеба. Медведь мирно съел угощение и стал навещать святого Сергия с этих пор, а потом стал ручным. Юность Преподобного Сергия. Нестеров М.В. Несмотря на неоднозначное отношение церкви к образу медведя, элементы культа медведя сохранились в обрядах, приметах, творчестве славян и после Крещения Руси. На Руси верили, что нечистая сила не может принимать облик медведя. «Медведь от Бога»,- говорили крестьяне Олонецкой губернии. А в украинской легенде «старый дед» обращает человека и делает его сначала богом, потом медведем. Интересным представляется шуточное название медведя крестьянами: «Лесной архимандрит». Сохранилось поверье, что медведь снимает порчу с дома и со скота. Поэтому, в некоторых русских деревнях существовал «обряд вождения медведя вокруг деревни, направленный на очищение полей и, соответственно, на обеспечение хорошего урожая»25.
Медведя воспринимали как символ здоровья и силы, и наделяли его продуцирующей силой. Поэтому медведь был важным образом на свадьбах. Жениха и невесту нередко в песнях звали «медведь» и «медведица». Молодых часто сажали на шкуры медведей, а также они могли провести первую брачную ночь на шкурах этого животного. «Свекор батька говорит; «К нам медведицу ведут» свекровь матка говорит «людоедицу ведут»
На празднестве мордвы ряженый медведь играл важную роль и помогал «запустить находящийся в покое потенциал репродуктивности, обеспечивающий рабочие руки»26, нередко бегая с толкушкой и заигрывая с девушками и женщинами. Также, по приметам, девушке медведь снился к жениху, свадьбе или прелюбодеянию. “Видеть во сне медведя – ожидать сватов”.27 Медведь. Охотничий идол. Тарногский район. Кон. ХVII в. О хозяине тайги продолжали говорить иносказательно. Само слово “медведь” произошло вследствие замены табуированного неизвестного названия этого животного и создания эвфемизма от «поедающий мёд» (*medu-/medv- “мёд”, + *ěd- “есть, принимать пищу”). Медведя изображали пчелиные ульи в соответствующей форме и деревянные скульптуры о
Не будите русского медведя! Как хранитель леса стал символом России
Краткое содержание:
Медведь в России – это больше, чем просто медведь, и особенно теперь!
В качестве символа России медведь появился на Западе еще в XVIII веке. Для европейцев наш русский мишка – это символ варварства, лени, агрессии, это всегда было шансом подчеркнуть отсталость России и возможность продемонстрировать свое превосходство.
С другой стороны, русский медведь всегда вызывал у европейцев и страх: «как бы ни разбудить эту опасную бестию!», а частенько его пытались приучить или хотя бы приструнить, посадив на цепь. Вот такая аллегория…
Так кто же он на самом деле, наш русский мишка? И почему ему придают такое значение? Какими качествами он на самом деле обладает? Ответы на все эти вопросы ниже, а выводы делайте сами.
Медведь только с виду кажется этаким неповоротливым увальнем, который умеет только реветь и ульи разорять. На самом же деле это очень умный зверь, и равных ему в северных широтах просто не существует. Неспроста древние русичи так почитали это животное, у них был буквально культ медведя! Они изготавливали самые разные обереги в виде медведя и были уверены, что они дадут в бою силу, защитят от врагов. Для русичей медведь был олицетворением силы, мужества, благородства. Символ медведя был защитником всего рода.
Еще с древности мишка считался хранителем здоровья, сил, благополучия. Часто его олицетворяли с человеком, есть масса сказаний о том, что человек произошел от медведя или наоборот. Северные народы считали его своим предком.
Облик медведя имел славянский языческий бог Велес, который по значимости находился после Перуна. А поскольку он покровительствовал сельскому хозяйству, то и называли его Хранителем, или Царем леса, Царем зверей (лев стал гораздо позднее царем зверей). Но после принятия христианства восприятие медведя изменилось, что можно отметить по русским народным сказкам, где косолапый хоть и стал более безалаберным и простодушным, но все равно отличался силой, сообразительностью, умением выживать даже в очень сложных условиях.
А вот ленивым и глупым медведь быть ну никак не может, ведь он отличается отменным здоровьем, силой и, что очень интересно, высоким для млекопитающих уровнем рассудочной деятельности. Вот только один пример: медвежата уже с рождения обладают способностью в любых условиях окружающей среды строить берлогу любого вида.
Еще одно удивительное качество медведя в том, что он после человека стоит приблизительно пятым по развитию головного мозга. У мишки имеются мыслительные процессы, это не раз доказывали ученые. Поэтому его можно назвать именно умным животным! И тут речь не об инстинктах, косолапым присущи пространственная ориентация, образная память, умение накапливать жизненный опыт и так далее. Мишка умеет соотносить одно обстоятельство с другим. И как после этого медведя можно называть глупым?
А теперь об агрессии медведя. Агрессивным он может быть лишь по двум причинам: защита себя и своей семью от возможной опасности или добыча пропитания. Но! По статистике, практически все нападения медведя на человека оказывались спровоцированными именно человеком, медведь просто отвечал на действия, направленные на него».
Из всех перечисленных качеств мишки можно сделать вывод: над медведем легко смеяться, пока его нет рядом! Не нужно будить русского медведя – это известно всем западным государствам еще с древности. Медведь – это символ именно нашего народа, а не чьей-то партии или человека. Характер русского человека по своей простоте и правде очень похож именно на медведя.
В следующей публикации я расскажу о современном русском медведе, о том, какое место он занимает в нашей жизни сейчас, и каким его изображали в разные исторические периоды, а также, что думают иностранцы о нашем символе. Продолжение следует https://www.9111.ru/questions/777777777910715/
Дорогие мои постоянные и новые читатели! Всем рада! Читайте, комментируйте, делитесь мнениями! Под моими публикациями запрещено оскорблять автора и форумчан, комментарии нарушителей просто удаляю. Всем отличного настроения, здоровья, успехов! Простите, если не успеваю оценить ваши публикации! Улыбнись Миру – и Мир улыбнётся тебе!
Почему медицинский символ – это змея на палке?
Образ змей, обернутых вокруг посоха, хорошо известен в медицине, он украшает как фармацевтическую упаковку, так и больницы. Укусы змей, как правило, являются плохими новостями, и поэтому животное может показаться неподходящим в качестве символа медицинской профессии, но на самом деле у древней эмблемы есть своя история.
На самом деле существует две версии символа. Крылатая версия известна как кадуцей, а палка на самом деле представляет собой посох, который носил олимпийский бог Гермес.В греческой мифологии Гермес был посланником между богами и людьми (что объясняет крылья) и проводником в подземный мир (который объясняет посох). Гермес также был покровителем путешественников, что делает его связь с медициной уместной, потому что в старину врачам приходилось преодолевать большие расстояния пешком, чтобы навестить своих пациентов.
В одной из версий мифа Гермеса ему даровал посох Аполлон, бог исцеления. По другой версии, он получает посох от Зевса, царя богов, и он перевит двумя белыми лентами.Ленты позже были заменены змеями, поскольку одна история рассказывает, что Гермес использовал палку, чтобы разделить двух сражающихся змей, которые затем обвились вокруг его посоха и оставались там в уравновешенной гармонии.
Еще одно, более раннее изображение медицинского символа – это посох Асклепия, который думал, что у него нет крыльев и только одна змея. Сын Аполлона и человеческой принцессы Корониды, Асклепий – греческий полубог медицины. Согласно мифам, он умел восстанавливать здоровье больных и возвращать мертвых к жизни.
В одном рассказе Зевс убил Асклепия ударом молнии за нарушение естественного порядка в мире путем оживления мертвых, в то время как другая версия утверждает, что Зевс убил его в наказание за то, что он принял деньги в обмен на проведение воскрешения. После своей смерти Зевс поместил Асклепия среди звезд как созвездие Змееносца, или «змееносца».
Греки считали змей священными и использовали их в лечебных ритуалах в честь Асклепия, поскольку змеиный яд считался лечебным средством, а снятие их кожи считалось символом возрождения и обновления.Об этом стоит помнить в следующий раз, когда вы заметите браслет с медицинским предупреждением с изображением зловещих змей.
Есть вопросы? Отправьте нам электронное письмо, и мы его взломаем. Следуйте за Реми Мелиной на Twitter @RemyMelina
Примеры и определение символизма
Определение символизма
Символизм – это использование символов для обозначения идей и качеств путем придания им символических значений, отличных от их буквального смысла.
Символизм может принимать разные формы.Обычно это объект, представляющий другого, чтобы придать совершенно иное значение, гораздо более глубокое и значимое. Однако иногда действие, событие или произнесенное кем-то слово могут иметь символическое значение. Например, «улыбка» – символ дружбы. Точно так же улыбка человека может служить символом чувства привязанности, которое этот человек испытывает к вам.
Символы меняют свое значение в зависимости от контекста, в котором они используются. «Цепь», например, может означать «союз», а также «заключение».Таким образом, символическое значение объекта или действия понимается по тому, когда, где и как они используются. Это также зависит от того, кто читает произведение.
Общие примеры символизма в повседневной жизни
В повседневной жизни мы можем легко идентифицировать объекты, которые можно рассматривать как примеры символизма, например следующие:
- Голубь – символ мира.
- Красная роза или красный цвет означает любовь или романтику.
- Черный – символ зла или смерти.
- Лестница может служить символом связи между небом и землей.
- Разбитое зеркало может символизировать разлуку.
Краткие примеры символизма в предложениях
- Чинг Чуа подарил своей жене красную розу. (В китайской культуре красный цвет символизирует собственность и счастье.)
- Дэвид остановил свою машину на красный сигнал. (В других культурах красный цвет является символом крови, страсти и опасности.)
- Повстанцы подняли белый флаг для переговоров.(Во время войны белый цвет символизирует заключение мира с врагом. В противном случае он представляет чистоту и жизнь.)
- Красный Крест работает по всему миру. (Символ креста представляет христианство, а красный крест, в частности, представляет помощь в трудные времена.)
- Мусульманские силы подняли свой флаг с полумесяцем на нем. (Полумесяц представляет ислам.)
- Он стал зеленым, когда нашел бумажник. (Зеленый цвет часто ассоциируется с жадностью, ревностью и денежными делами.)
- Они оделись в черное на похороны друга. (Черный цвет ассоциируется со смертью.)
- Желтая лодка свернула в канал, чтобы порадовать туристов. Желтый цвет – символ порчи и неверности, а также символ свежести и счастья.)
- Он был разочарован, когда разбилось зеркало. (Разбитое зеркало – символ разлуки.)
- Он подарил жене красную розу в День святого Валентина. (Красная роза – символ любви.)
- Он, спустя долгое время, увидел серебряную подкладку в форме прибытия брата. (Серебряный край / подкладка облаков символизируют надежду и оптимизм.)
- У вас шестое чувство, как у совы. (Сова символизирует мудрость.)
- Вы работаете как бык. (Бык символизирует упорный труд и выносливость.)
- Когда он увидел летучую мышь во сне, он побелел от страха. (Летучие мыши – символ смерти.)
Примеры символизма в литературе
Чтобы развить символизм в своей работе, писатель использует в качестве инструментов другие фигуры речи, такие как метафоры, сравнения и аллегории.Некоторые примеры символизма в литературе перечислены ниже с кратким анализом:
Пример № 1: Как вам это понравится (Уильям Шекспир)
Мы находим символическое значение в знаменитом монологе Шекспира в его пьесе Как вам это понравится :
«Весь мир – сцена,
И все мужчины и женщины – просто игроки;
у них есть свои выходы и свои входы;
И один мужчина в свое время играет много ролей ».
Эти строки символизируют тот факт, что мужчины и женщины в течение своей жизни играют разные роли.«Сцена» здесь символизирует мир, а «игроки» – символ людей.
Пример № 2: Ah Sunflower (Уильям Блейк)
Уильям Блейк имеет символическое значение в своем стихотворении Ah Sunflower . Он говорит:
«Ах, подсолнух, усталый от времени,
Кто счетчик шага
Символ – JavaScript | MDN
Тип данных символ является примитивным типом данных. Функция Symbol ()
возвращает значение типа , символ , имеет статические свойства, которые предоставляют доступ к нескольким членам встроенных объектов, имеет статические методы, открывающие глобальный реестр символов, и напоминает встроенный класс объектов, но является неполный как конструктор, поскольку он не поддерживает синтаксис « new Symbol ()
».
Каждое значение символа, возвращаемое функцией Symbol ()
, уникально. Значение символа может использоваться как идентификатор свойств объекта; это основная цель типа данных, хотя существуют и другие варианты использования, такие как включение непрозрачных типов данных или использование в целом в качестве уникального идентификатора, поддерживаемого реализацией. Дополнительное объяснение цели и использования можно найти в глоссарии для Symbol.
Чтобы создать новый примитивный символ, вы пишете Symbol ()
с необязательной строкой в качестве его описания:
пусть sym1 = Symbol ()
пусть sym2 = символ ('foo')
пусть sym3 = символ ('foo')
Приведенный выше код создает три новых символа.Обратите внимание, что Symbol ("foo")
не преобразовывает строку "foo"
в символ. Каждый раз создается новый символ:
Символ ('foo') === Символ ('foo')
Следующий синтаксис с оператором new
вызовет ошибку TypeError
:
let sym = новый символ ()
Это не позволяет авторам создавать явный объект оболочки Symbol
вместо нового значения символа и может вызывать удивление, поскольку создание явных объектов оболочки вокруг примитивных типов данных обычно возможно (например, new Boolean
, new String
and новый номер
).
Если вы действительно хотите создать объект-оболочку Symbol
, вы можете использовать функцию Object ()
:
let sym = Symbol ('foo')
typeof sym
пусть symObj = Object (sym)
тип symObj
Общие символы в глобальном реестре символов
Приведенный выше синтаксис с использованием функции Symbol ()
не создаст глобальный символ, доступный во всей вашей кодовой базе. Чтобы создать символы, доступные в файлах и даже в областях (каждая из которых имеет свою глобальную область видимости), используйте методы Symbol.for ()
и Symbol.keyFor ()
для установки и извлечения символов из глобального реестра символов.
Поиск свойств символа для объектов
Метод Object.getOwnPropertySymbols ()
возвращает массив символов и позволяет находить свойства символа для данного объекта. Обратите внимание, что каждый объект инициализируется без собственных свойств символа, поэтому этот массив будет пустым, если вы не установили свойства символа для объекта.
-
Символ ()
- Создает новый объект
Symbol
.Он неполный как конструктор, поскольку не поддерживает синтаксис «new Symbol ()
».
-
Обозначение для (ключа)
- Ищет существующие символы с заданным ключом
-
Symbol.keyFor (sym)
- Извлекает общий ключ символа из глобального реестра символов для данного символа.
Использование оператора typeof с символами
Оператор typeof
может помочь вам идентифицировать символы.
typeof Symbol () === 'символ'
typeof Symbol ('foo') === 'символ'
typeof Symbol.iterator === 'символ'
Преобразование типов символов
Некоторые моменты, которые следует учитывать при работе с преобразованием типов символов.
- При попытке преобразовать символ в число будет выдана ошибка
TypeError
(e.г.+ sym
илиsym | 0
). - При использовании слабого равенства
Object ( sym ) == sym
возвращаетtrue
. -
Symbol ("foo") + "bar"
вызывает ошибкуTypeError
(невозможно преобразовать символ в строку). Это не позволяет, например, автоматически создать новое имя строкового свойства из символа. - «Более безопасное» преобразование строки
( sym )
работает как вызов символа.prototype.toString ()
с символами, но обратите внимание, чтоnew String ( sym )
выбросит.
Символы и для … в итерации
Символы и JSON.stringify ()
Свойства с символьным ключом будут полностью игнорироваться при использовании JSON.stringify ()
:
JSON.