Опасная красота: Медуза Горгона от античности до наших дней
Культура
15 июня 2018
Мария Бабичева
журналист
На протяжении столетий фигура Медузы Горгоны, являющаяся воплощением красоты и ужаса, увлекала и вдохновляла художников. В мировом искусстве она стала прообразом роковой женщины, сочетающей в себе женственность, эротическое желание, насилие и смерть.
По мере того как в обществе возрастала роль женщины, менялся образ Медузы Горгоны, который со временем приобрел женские черты. В мире, где вся власть принадлежала мужчинам, независимая женщина была угрозой, ее внешность старались демонизировать, придавая ей сходство с чудовищем. Подобная участь была уготована для большинства бунтарок, от Марии Антуанетты до Хиллари Клинтон, — всех их изображали в виде змееволосого монстра.
От звероподобного монстра до пленительной красавицы
Человеческое воображение породило множество чудовищ в женском обличье: чарующие пением сирены с девичьей головой и птичьим телом, которые погубили не один корабль, заманив его на подводные рифы; пожирающий людей Сфинкс — ужасного вида дева с телом собаки, пернатыми крыльями и человеческой головой; а также похищающие детей и души гарпии с когтистыми лапами и крыльями, как у грифа, и с женским лицом и грудью.
Но в V и IV веках до нашей эры — классический период Древней Греции, когда античная культура достигла своего наивысшего расцвета, — образ Медузы Горгоны начал преобразовываться: исчезли борода и клыки, а им на смену пришли красиво очерченные губы и пухлые щеки. Так, глиняный кувшин, вылепленный в эпоху расцвета эллинской культуры, изображает мирно спящую женщину с кудрявыми волосами и большими белыми крыльями, которую хватает Персей, при этом оглядываясь на Афину (работа древнегреческого живописца Полигнота, терракотовый кувшин из Южной Италии, около 450–440 годов до нашей эры, Метрополитен-музей, Нью-Йорк). Это одно из самых ранних изображений Медузы в виде красивой женщины, а не внушающего ужас монстра. Гораздо позже — во времена Римской империи — на ее голове появились змеи. О чем свидетельствует, например, бронзовое украшение с римской церемониальной колесницы триумфатора I–II веков нашей эры, декорированное вставками из серебра и меди и головой Горгоны с аккуратно связанными у нее под подбородком маленькими змейками.
Выставка чудовищ в женском обличье
По словам куратора выставки Dangerous Beauty: Medusa in Classical Art («Опасная красота: Медуза в классическом искусстве») Кики Кароглоу, такие миниатюрные змейки скорее больше похожи на аксессуар, чем на ядовитых гадов.
Проходящая в нью-йоркском Метрополитен-музее выставка посвящена трансформации образа Медузы Горгоны, на примере которого можно проследить то, как общество воспринимало независимых женщин в разные эпохи. Стоит отметить, что, кроме предметов искусства с изображением Медузы, в экспозиции представлено множество статуэток в виде других чудовищ из древнегреческих мифов — гарпий, сирен, сфинксов. Выставка охватывает период, начиная от Древнего мира (терракотовая фигурка всадника на коне. Начало III века до нашей эры. Из святилища Аполлона Гилата в Курионе на Кипре. На щите — горгонейон) до наших дней. Среди современных экспонатов — знаменитый логотип Versace, представляющий собой созданное в графическом виде мраморное изваяние Медузы Ронданини, а также жутковатая картина Эдварда Мунка «Гарпия».
Оберег от злых сил и дурного глаза
В I веке нашей эры между вторым и восьмым годами древнеримский поэт Публий Овидий Назон написал поэму «Метаморфозы», в которой по-своему интерпретировал историю Медузы Горгоны.
По одной из легенд, у Медузы были еще и две старшие сестры, которые разделили с ней ее участь, вот эту троицу и назвали Горгонами, что означает в переводе с древнегреческого «ужасные». Голову с копошащимися на ней змеями Персей подарил Афине, которая украсила ею свой щит, получивший эпитет «горгонейон» — «принадлежащий горгоне». С тех пор так стали называть все изображения головы Медузы, которые стали довольно популярными у народа — горгонейоны использовали воины для устрашения врагов, покрывая ими свое оружие, к тому же считалось, что они оберегают от злых сил и дурного глаза, поэтому змееволосыми образами стали украшать амулеты и входы в жилище (горгонейон на дверной панели отеля Амело де Биссё в Париже, художник Тома Реньядин, приблизительно 1660). Горгонейоны, отсылающие к античному наследию, встречаются и в искусстве классицизма. Например, в Санкт-Петербурге изображениями головы Медузы декорированы кованая чугунная решетка Летнего сада и ограда 1-го Инженерного моста.
«Медузы» Караваджо и Леонардо да Винчи
Новое толкование Овидием мифа о Медузе Горгоне одобрили последующие поколения художников, которые увидели в ужасном чудовище человеческие черты. Так, например, Караваджо изобразил отрубленную голову Медузы с хоть и злобным, но все же женским лицом, монстра в нем выдает только леденящий кровь взгляд да гнездо извивающихся змей на голове («Медуза», 1598). Впрочем, картина с подобным изображением уже была написана другим художником — Леонардо да Винчи, — который первым решил нарисовать клубок змей, обвивающих голову Медузы и разинувших свои, готовые в любой момент укусить, пасти, причем сделал это так мастерски, что здорово напугал ими своего отца. Работа Леонардо да Винчи была натянута на деревянный щит, который его отец продал за солидную сумму во Флоренции. По легенде, щит купила семья Медичи, а когда он был утерян, всесильных вельмож выгнал из родного города восставший народ. Через много лет кардинал Франческо дель Монте заказал Караваджо нарисовать точно такую же картину, которую он подарил Фердинандо I Медичи в честь женитьбы его сына.
Молчи, женщина, молчи
В наше время интерес к образу Медузы Горгоны только усилился — не так давно один за другим вышли в кинопрокат фильмы «Битва титанов» и «Перси Джексон и Похититель молний», в которых чудище со смертоносным взглядом сыграли супермодель Наталья Водянова и актриса Ума Турман. Перевоплотилась в роковую мифическую красавицу в совместном проекте с Дэмиеном Хёрстом и эпатажная Рианна, которая снялась полностью обнаженной в юбилейном выпуске британского мужского журнала GQ в 2013 году.
Правда, не все женщины добровольно примеривают на себя образ змееволосого монстра. Не по собственной воле в Медузу Горгону во время президентских выборов 2016 года превратилась Хиллари Клинтон. Всему виной ее оппонент Дональд Трамп или, точнее, его команда, решившая видоизменить рисунок с изображением бронзовой статуи «Персей» итальянского скульптора Бенвенуто Челлини, приделав с помощью фотомонтажа к телу древнегреческого героя голову будущего президента Америки, который топчет распростертого под ним обезглавленного монстра.
В руках у него отрубленная голова Медузы с испуганным лицом Клинтон.Стоит заметить, что Хиллари Клинтон — далеко не первая женщина, посягающая на господство мужчин, которую изобразили в виде змееволосого чудовища. Так, например, еще в 1791 году в гравюре Les deux ne font qu’un («Обе они едины») Мария Антуанетта появляется в образе Медузы-полузверя.
«Введите в поисковик имя любой известной женщины и слово „Медуза“, — предлагает профессор английского языка Элизабет Джонстон, преподающая гуманитарный курс по женским иконам в массовой культуре в нью-йоркском Колледже Монро. — И вы увидите, что почти на каждую влиятельную женскую фигуру был сделан фотомонтаж с использованием волос-змей. Медузообразными стали Марта Стюарт, Кондолиза Райс, Мадонна, Нэнси Пелоси, Опра Уинфри и Ангела Меркель. Как же заставить замолчать всех этих женщин-бизнесменов, политиков, активисток и артисток, несогласных с мужским мнением? Есть только один действенный метод — отрубить им голову».
Детали
Выставка «Опасная красота: Медуза в классическом искусстве»
Метрополитен-музей, Нью-Йорк, США
До 6 января 2019 года
15 июня 2018
Мария Бабичева для раздела Культура
Как выглядит Медуза Горгона и в чем ее сила?
Медуза Горгона – существо из греческих мифов, о происхождении которого сохранилось несколько сказаний. Гомер называет ее хранителем царства Аида, а Гесиод упоминает сразу трех сестер-горгон. Легенда гласит, что красавицу настигла месть богини Афины, превратив в чудовище. Есть и предположения, якобы Медуза Горгона и Геракл породили скифский народ.
Горгона – кто это?
Мифы древних греков донесли до нас описания многих удивительных существ, самыми яркими из которых считаются горгоны. По одной из гипотез, горгона это драконоподобное существо, по другой – представитель доолимпийских богов, которых вытеснил Зевс. Самым популярным остается миф о победе Персея, существует 2 версии, объясняющие происхождение Медузы Горгоны:
- Титаническая. Матерью Медузы была прародительница титанов, богиня Гея.
- Посейдоническая. У бога бурного моря Форкиса и его сестры Кето родились три красавицы, которых позднее изуродовало заклятие.
Как выглядит Медуза Горгона?
Одни мифы описывают Горгону, как женщину удивительной красоты, которая очаровывала каждого, кто на нее посмотрит. В зависимости от настроения Медузы, человек мог потерять речь или превратиться в камень. Тело ее было покрыто чешуей, разрубить которую мог лишь меч богов. голова горгоны обладала особой силой даже после смерти. По другим сказаниям, Медуза уже родилась уродливым чудовищем, а не стала таким после проклятия.
Горгона Медуза – символ
Легенда о Медузе Горгоне настолько очаровала людей из разных стран, что ее изображения сохранились в искусстве Греции, Рима, Востока, Византии и Скифии. Древние греки были уверены, что голова Медузы Горгоны оберегает от зла, и стали изготовлять амулеты-горгонейоны – символ защиты от сглаза. Лицо и волосы горгоны чеканили на щитах и монетах, фасадах зданий, в средние века даже появились охранники замков – горгульи – женщины-драконы. Люди верили, что в случае опасности они оживают и помогают одолеть врагов.
Образ Горгоны использовали многие писатели, художники и скульпторы разных стран. Это существо исследователи называют олицетворением ужаса и очарования, символом хаоса и порядка в самом человеке, борьбы сознания и подсознания. С древних времен сохранилось два варианта ликов Медузы Горгоны:
- Красивая женщина с ужасным взглядом и змеями на голове.
- Уродливая женщина-полудракон, в обрамлении волос-гадюк.
Медуза Горгона – мифология
По одной версии, дочери богов моря Сфено, Эвриада и Медуза родились красавицами, и только позже превратились в уродин, со змеями вместо волос. По другой версии, волосы-змеи были только у младшей, Медузы, чье имя переводилось, как «стражница». И она одна из сестер была смертной и умела превращать людей в камень. В изложении других сказателей Эллады выходило, якобы такой дар имели все три сестры. Овидий же рассказывал, что две старшие сестры родились старыми и уродливыми, с одним глазом и одним зубом на двоих, а младшая горгона – красавицей, за что и вызвала гнев богини Паллады.
Афина и Медуза Горгона
По одной из легенд Медуза Горгона до превращения была очень красивой морской девой, которую возжелал бог моря Посейдон. Он заманил ее в храм Афины и обесчестил, за что страшно разгневалась на них богиня Паллада. За осквернение своего храма она превратила красавицу в жуткое существо, с телом-чешуей и гидрами вместо волос. От пережитых страданий взгляд Медузы окаменел и стал превращать других в камень. Сестры морской девы решили разделить судьбу сестры и тоже превратились в чудовищ.
Персей и Горгона
Мифы Древней Греции сохранили имя того, кто победил Медузу Горгону. После проклятия Афины бывшая морская дева стала мстить людям и уничтожать взглядом все живое. Тогда Паллада поручила молодому герою Персею убить чудовище и дала в помощь свой щит. Благодаря тому, что поверхность была отполирована до зеркального блеска, Персей смог сражаться, глядя на Медузу в отражении и не попадая под влияние смертельного взгляда.
Спрятав голову чудовища в сумку Афины, победитель Медузы Горгоны благополучно донес ее до места, где была прикована к скале красавица Андромеда. Даже после смерти тела голова Горгоны сохранила силу взгляда, с ее помощью Персей прошел пустыню, и смог отомстить царю Ливии Атласу, который не поверил его рассказу. Превратив в камень морское чудовище, которое посягало на Андромеду, герой опустил страшную голову в море, и взгляд Медузы стал превращать водоросли в кораллы.
Геракл и Медуза Горгона
Миф про взгляд горгоны является одним из самых распространенных, его связывают еще с именем богини Табити, которую скифы чтили больше, чем прочих богов. В легендах эллинов исследователи еще отыскали сказание о том, как с Горгона, встретившись с другим героем мифов Гераклом, породила скифский народ. Современные режиссеры выдали свою версию в фильме «Геракл и Медуза Горгона», в котором герой древности сражается с Горгоной и другими сторонниками Зла.
Медуза Горгона – легенда
Миф о Медузе Горгоне сохранил не только версию об ее уничтожающем взгляде, который стал символическим на века. Согласно легенде, после смерти Горгоны из ее тела вышел волшебный конь Пегас, крылатое создание, которого стали связывать с Музой творческие личности. Головой Медузы украсила свой щит воительница Паллада, что еще больше устрашило ее врагов. О волшебных свойствах крови жестокой Горгоны сохранилось 2 версии:
- Когда Персей отрубил голову Медузе, кровь, падая на землю, превращалась в ядовитых змей и была губительна для всего живого.
- Кровь Горгоны сказатели наделили особыми свойствами: взятая из правой части тела оживляла людей, из левой – убивала. Поэтому Афина собрала кровь в два сосуда и подарила врачу Асклепию, что сделало его великим целителем. Асклепия даже изображают с посохом, который обвивает змея – порождение крови Горгоны. Сегодня этого святого почитают, как основателя медицины.
Медуза Горгона PR в Античной мифологии
PR в Античной мифологии
Бигирисданова Ольга
Пожарова Олеся
Медуза Горгона
Краткое содержание мифа
«Медуза», Караваджо
1598-99, Уффици
Изображение отрезанной
головы Горгоны
Горгоны – в греческой мифологии чудовища, дочери морских божеств Форкия и Кето, внучки богини земли Геи и бога моря Понта. Горгоны – это три сестры: Сфено, Эвриала и Медуза. Медуза, в отличие от старших сестер, существо смертное. В незапамятные времена сестры были красными морскими девами и обитали на крайнем западе, у берегов мировой реки Океан, поблизости от сада Гесперид.
Горгона Меду́за (греч. Μέδουσα, точнее Медуса — «стражник, защитница, повелительница») — наиболее известная из сестёр горгон, чудовище с женским лицом и змеями вместо волос. Но родилась она вовсе не страшным чудовищем, а прекрасной морской девой. Она была настолько привлекательной, что бог морей Посейдон решил возлечь с ней. Но место для этого выбрал не совсем удачное – храм Афины. Афина была вне себя от ярости, и мало того, что превратила Горгону в крылатое чудовище, но еще и наделила ее ужасающей силой – превращать в камень все живое своим взглядом. Кроме того, Афина превратила в монстров и ее ни в чем неповинных сестер. Сестры Медузы были вынуждены скрывать от всех свой безобразный облик, и перебрались «на край земли», на затерянный отдаленный остров. И люди рассказывали друг другу страшные истории о жестоких и кровожадных горгонах. Все быстро забыли о былой красоте горгон и с нетерпением ждали, когда появится герой, который избавит мир от отвратительной Медузы, под взглядом которой все живое становится камнем. Такова была воля Афины.
Одним из заданий, данных Персею царем Полидектом, было убийство горгоны Медузы. Справиться с чудовищем герою помогли боги — Афина и Гермес. По их совету перед тем, как отправиться в бой, он посетил вещих старух — сестёр грай, (которые были также сёстрами горгон), имевших на троих один глаз и один зуб. Хитростью Персей похитил у них зуб и глаз, а вернул в обмен на крылатые сандалии, волшебный мешок и шапку-невидимку Аида. Грайи показали Персею путь к горгонам. Гермес подарил ему острый кривой нож. Вооружившись этим подарком, Персей прибыл к горгонам. И вот перед ним скалистый остров, где мирно спят сестры, не ведая об опасности. Взгляд героя упал на блестящий щит — подарок Афины. Как зеркало, отражал щит и море, и скалы. Возрадовался Персей. Теперь он сможет сразиться с Горгоной медузой. Ринулся юноша вниз. Сверкнул меч, и голова Медузы оказалась в руках Персея. Из шеи обезглавленной Медузы хлынул поток алой крови, и из него появился крылатый, ослепительно белый конь Пегас и вслед за ним — Хрисаор (Золотой Лук). Взмыли они в синее небо и скрылись из виду. Из капель крови, упавшей в пески Ливии, появились ядовитые змеи и уничтожили в ней все живое. Локальная легенда гласит, что из потока крови, пролившегося в океан, появились кораллы. Герой бросил голову Медузы в свою сумку и полетел прочь. Проснулись горгоны Стено и Эвриала. Увидели они обезглавленное тело младшей сестры и поняли, что довершила свою месть Афина. С воплем ужаса взмыли горгоны над островом. Они хотели мстить убийце, растерзать его стальными когтями. Но Персей, невидимый в своей волшебной шапке, улетел прочь от острова, унося в сумке боевой трофей.
Кровь горгоны Медузы, обладающая губительными и живительными свойствами, была собрана Афиной в два сосуда, и подарена прославленному врачевателю Асклепию, которому поклонялись как основателю медицины. Асклепий с помощью крови Медузы, взятой из левой части тела мог оживлять людей, а из крови, взятой из правой части тела мог мгновенно умертвить.
Голова Медузы, сохранила и после смерти способность превращать в камень все живое. И когда победитель Медузы приземлился рядом с дворцом титана Атланта, Персей превратил его в гору, показав голову горгоны. Вскоре отрубленная голова Медузы была передана Афине, и та прикрепила ее к своему легендарному щиту – эгиде – получившему эпитет «горгонеон», а сама Афина стала называться Горгопа – богиня со страшным взглядом. Позднее в Древнем Риме изображение змеевласой головы Медузы стало одним из наиболее популярных на металлических украшениях, служивших воинскими знаками отличия.
Образы и символы мифа
Медуза Горгона скульптора Бернини
Образ Медузы Горгоны представляется устрашающим и опасным: «Вместо волос у Горгоны — шевелящиеся змеи, все тело покрыто блестящей чешуей. У Горгоны медные руки с острыми стальными когтями, крылья со сверкающим золотым опереньем. От взгляда горгоны все живое превращается в камень» – так описывает горгону древнегреческий поэт Гесиод (ок. 700 до н.э), в поэме «Теогония» («Происхождение богов»). Действительно, облик ее был ужасен, и слово «gorgos» в переводе означает «страшный, грозный». В зависимости от обстоятельств ее жертва окаменевает, теряет дар речи, лишается чувств или умирает. Силу Медузы можно обратить против нее самой или использовать в борьбе с другими противниками. Все жители боялись Горгону и считали ее воплощением зла и жестокости. Но если помнить ее историю, то медуза Горгона – образ невинно убиенной героини, которая пострадала из-за своей красоты.
Составляющими ее образа можно считать саму голову со змеями, вместо волос, кровь медузы, щит Персея, натертый до блеска, как зеркало, и камень, в который превращалось все живое при взгляде на Горгону.
Кровь Горгоны обладала одновременно целительными и губительными свойствами. Асклепий, которому Афина отдала ее, с помощью крови Медузы, взятой из левой части тела мог оживлять людей, а из крови, взятой из правой части тела мог мгновенно умертвить. Интересно то, что Асклепий изображается всегда с посохом, обвитым змеей – порождением крови горгоны Медузы.
Древнегреческий путешественник и писатель Павсаний (2 в. н.э.) упоминает о том, что в храме Асклепия в Эпидавре жили несколько прирученных змей.
А изображение змеи, обвивающей чашу, появилось в XVI веке благодаря знаменитому врачу Парацельсу (1493-1541), и сегодня стало символом медицины.
Медуза Ронданини
ок. I в. н. э. Мрамор
Мюнхен, Глиптотека
Самый важный символический элемент мифа – голова медузы Горгоны. И в отрубленном состоянии она обладала теми же способностями превращать людей в камень. Показав лик Медузы Кето, Персей превратил ее в камень и спас Андромеду, царскую дочь, которую предназначили в жертву Кето. Перед этим он превратил в камень титана Атланта, поддерживающего небесный свод неподалеку от острова горгон, и тот превратился в гору Атлас в современном Марокко. В средневековых книжных легендах владение головой горгоны приписывалось Александру Македонскому, чем объяснялись его победы над всеми народами. В знаменитой помпейской мозаике доспех царя украшен на груди изображением головы горгоны. Остров Сицилия традиционно считается местом, где жили горгоны и была убита Медуза. Её изображение до сих пор украшает флаг этого региона.
Эмблема Versace
Голова Горгоны изображалась на военных медалях, а затем и на украшениях конской сбруи, иногда на доспехах и щитах – дабы устрашать и повергать в ужас противника. Образ Медузы на воинских надгробных памятниках, возможно, играл охранительную функцию, призванную защищать могилу от разорителей. Голова медузы также стала эмблемой дома Versace.
Возникновение образа Медузы Горгоны зачастую связывают с преданием о “дурном глазе”, однако наиболее приемлемой кажется следующая теория: с давних времен, Медуза Горгона совмещает в себе одновременно ужас и очарование, её образ нельзя понимать однозначно – это олицетворение единства в человеке хаоса и порядка, красоты и коварства, самоограничения и развращенности.
Итак, можно говорить, что Медуза Горгона – это не просто древний вымышленный персонаж, а символ, являющийся своеобразным зеркалом человеческих душ.
Коммуникативные средства создания образов и символов
Горгона – персонаж очень известный и сформировавшийся уже к VIII веку до рождества Христова. Во времена Гомера образ Горгоны был настолько известен, что он запросто упоминает её в своих произведениях, не углубляясь в описание её образа или историю. Вообще в гомеровские времена горгону активно изображали на монетах и в изобразительном искусстве, одним словом, в то время медуза отсутствием внимания не страдала. Имя «Горгона» известно с глубокой древности. Задолго до Гомера греки называли «горгонейоном» маску-талисман, которую изображали на одежде, предметах обихода, оружия, инструментах, украшениях, монетах и фасадах зданий. Уже в те древние времена мифы о Горгоне и Медузе тесно переплелись и эти имена практически стали синонимами. В гомеровские времена изображения Медузы были распространены повсеместно: их можно увидеть на монетах, бокалах для вина, хлебных формах, над входной дверью и у домашнего очага во многих афинских домах. Считалось, что капли ее крови в амулете предохраняют владельца от несчастий.
После Гомера, Горгона упоминалась в литературных трудах Гесиода, Эсхила, Овидия.
Овидий дает не только историю битвы с Персеем, убившим Горгону, но также излагает всю родословною Медузы.
Медуза Горгона – «воплощение дурного глаза». Среди мифов народов Скандинавии, Индии, австралийских аборигенов и американских индейцев немало таких, в которых говорится о людях, обращенных в камень «дурным взглядом». Изображения на боевых щитах служили «средством» против «дурного глаза». Их можно было видеть на носу кораблей, зданиях, воротах, медальонах. Хотя миф о медузе Горгоне не был ни причиной, ни следствием поверья о «дурном сглазе», именно благодаря ему в обиход вошли маски-талисманы (горгонейоны).
Социальное значение мифа
Ограда летнего сада
Медуза стала жертвой, красивой и трогательной в своей гибели. Медуза Горгона — одна из самых известных фигур греческой и римской мифологии. Яркость ее описаний в европейской литературе и изображений в искусстве в значительной мере зависит от того, насколько близки творения позднейших писателей, художников к античным источникам.
Образ медузы был использован и в живописи, и в литературе, и в архитектуре.
На старинных картах звёздного неба Персей традиционно изображается держащим в руке голову Медузы; её глаз — переменная звезда Алголь (бета Персея).
Голова Медузы в период классицизма и ампира, воскресившего античные мотивы, в том числе и этот — горгонейон, стала традиционным декоративным элементом, сопутствующим военной арматуре в украшении зданий и оград. К примеру, она является очень часто встречающимся мотивом в чугунном и кованном декоре Санкт-Петербурга, красуясь, в частности, на ограде 1-го Инженерного моста и решетке Летнего сада.
Такие великие художники, как Леонардо Да Винчи, Караваджо, Рубенс, Бёклин не оставили миф о медузе без внимания. И отразили ее образ в своих произведениях.
Образ Медузы продолжал жить в сказаниях и легендах, но только в средневековье вернулся в литературу и изобразительное искусство. Типичным для средневекового восприятия Горгоны можно считать отрывок из девятой песни «Ада» Данте. Ее образ в интерпретации христианина Данте выступает как сочетание красоты и ужаса; Медуза — олицетворение противоречивых желаний, ей противопоставлен образ добродетельной Мательды.
В «Фаусте» Гете медуза бродит по шабашу, приняв образ Гретхен, чем смущает главного героя.
На бронзовой скульптуре Персея работы Челлини (1553) герой держит за волосы голову Горгоны (по которой одной только и можно догадаться, что изображен именно Персей). Горгона совсем не выглядит опасной. Более того, ее лицо — копия лица Персея: тонкие брови, чувственные губы, правильной формы нос и немного прикрытые глаза. Даже их волосы похожи – на голове Медузы не змеи, а мелкие кудри.
Перуцци. Персей и Медуза. 1511. Фреска
Медуза Челлини — непревзойденное изображение этого сложного и противоречивого образа в искусстве, как и Медуза Овидия в литературе. Все последующие творцы не смогли выйти из тени этой прекрасной статуи. Глуповатый Персей у Караваджо, похоже, больше обеспокоен тем, чтобы змеи с головы Медузы не укусили в нос его самого. Так же мало впечатляет фигура Персея в звездном атласе Яна Гевелиуса (1687): герой тащит за собой по небесному пространству голову Горгоны с полным, плоским лицом размером едва ли не с торс Персея.
Новый взгляд на историю Медузы, сложившийся к началу XX века, нашел воплощение в скульптуре ученицы Родена Камиллы Клодель «Персей и голова Медузы» (1898 — 1902). Отразилось в ней и то, что незадолго до того, как к ней пришел замысел скульптуры, ваятельница поссорилась со своим учителем. Ее Горгона не выглядит ужасным существом. Но и не прекрасной женщиной. Изогнув левую руку, Персей держит ее голову над своей. Морщины на обвисших щеках Медузы подчеркивают контраст между нею и юным Персеем. Скульптура Клодель скорее изображает достойную зрелую женщину, в результате трагических недоразумений попавшую под власть молодого, глуповатого победителя.
Кровь Горгоны можно считать прообразом живой и мертвой воды, так как она обладала и полезными, и губительными свойствами.
Горгона Медуза является знаковым символом для современных феминисток. В частности, они возражают против использования образа невинно убиенной героической женщины в качестве логотипа модного дома Versace.
Итак, медуза Горгона воспринималась во все времена неоднозначно, она вызывала много споров и дискуссий, но то, что о ней говорили великие творцы искусства и культуры, заслуживает огромного уважения и внимания к медузе. И сегодня миф о медузе Горгоне не утратил своей актуальности, и каждый может извлечь из него частицу полезного.
Опасная красота: Реальная история Горгоны Медузы | Шри Джая | PaperKin
Я большой поклонник мифологий, и греческая мифология оказалась одной из моих любимых (s) . А в греческой мифологии одной из наименее привлекательных историй, которые я нашел, была Медуза, сумасшедшая женщина-змея, которая обращала людей в камень, пока ее не остановил Персей. Позже она обращала людей в камень, потому что Персей сказал ей об этом (если вы смотрели «Битву Титанов», вы помните).
Извини, Медуза, но эта история была скучной. В мире, где люди могут превращаться в деревья, а богини рождаются из голов, это было второстепенно. Не каламбур.
Только когда я посмотрел видео на YouTube, где обсуждают историю Медузы, я понял, насколько я был не прав. В знакомой мне версии мифа Медуза родилась горгоной и ненавидела жизнь, пока не перестала жить. Относительно, верно?
Все мы слышали о страшном монстре Медузе с головой, полной ядовитых змей, и глазами, превращающими вас в камень. Нам бесчисленное количество раз рассказывали историю о Медузе и Персее, которые победили Горгону, отрубив ей голову. Звучит так героически. Но чего мы никогда не думаем, так это того, что история не учит нас о Медузе? Что, если вместо того, чтобы интерпретировать ее как монстра, мучившего людей, мы посмотрим на нее в новом свете?
Ни для кого не секрет, что мир, в котором мы живем, построен на патриархальных ценностях, поддерживающих силу и героизм мужчин и принижающих ценность женщин. Мы видим это каждый день: в СМИ, в политике, даже у себя на заднем дворе. Греческая мифология ничем не отличается.
Нас редко учат тому, как Медуза была создана, чтобы быть «Медузой». Как одна из сестер Горгон, она изначально была златовласой, светлой девушкой, красивой и добродушной. Медуза посвятила себя безбрачию во имя своей богини Афины. Однако, несмотря на ее красоту по происхождению, имя Медузы быстро стало синонимом злобы, ненависти и чудовищности.
Медуза была жрицей богини Афины, девственной богини мудрости и битвы. Одно из требований, предъявляемых к жрице Афины, состоит в том, что молодые женщины должны быть девственницами и отдавать свою жизнь богине. Однажды Посейдон (или Нептун), бог моря и соперник Афины, увидел Медузу и был загипнотизирован. Но Медуза, будучи верной жрицей Богини, отвергла его. И что он с этим делает? Изнасиловать ее, конечно! И решил унизить Афину, изнасиловав жрицу на ступенях храма Афины. Посейдон исчез после того, как он закончил, оставив Медузу уязвимой и слабой.
Здесь я хочу начать небольшую обличительную речь о Посейдоне. Я бы с удовольствием написал об этом целую статью в блоге, но не решаюсь. Я уверен, что Посейдон не одобрит сообщение в блоге, в котором его подорвут, и я не хочу, чтобы в моей жизни были злые боги, особенно с учетом недавних наводнений. Но вернемся к Медузе.
Медуза молила Афину о руководстве и прощении. В конце концов, в те времена боги объявили своих супругов своими партнерами навеки, и теперь Медуза была женой Посейдона. Афина в гневе посмотрела вниз и прокляла Медузу за предательство. Медуза была отправлена на далекий остров и проклята, чтобы ни один мужчина не хотел ее. Ей дали потрескавшуюся кожу, безумие, характерные змеиные волосы и каменные глаза. Теперь Медуза стала женщиной-монстром.
Медуза была изгнана из своей цивилизации и отправлена на остров в одиночку. Она была одна и видела только мужчин, пытающихся ее убить. Она посмотрела на них со страхом и увидела, как они превращаются в камень перед ней. Она боялась своих сил и злилась на богов за то, что они прокляли ее. Она отомстила мужчинам, посланным убить ее. Любой, кто сделал хотя бы шаг на ее острове, теперь был отмечен смертью от руки Горгоны Медузы.
Для меня это суть сказки и главный момент, в котором вы сочувствуете Медузе. Конечно, Афина наказывает ее за изнасилование. Ее наказание? Ее превращают в отвратительную женщину со змеями вместо волос и отправляют в изгнание. Вдобавок ко всему, чтобы убедиться, что ее изгнание завершено, любой, на кого она смотрит, превращается в камень.
Все это многое говорит о характере Афины. Она не выглядит большим защитником женщин. Меня беспокоит, что эта могущественная богиня сама была тщеславной и была на стороне зла. Мне хочется верить, что современная Афина будет больше сочувствовать женственности и уж точно не станет наказывать жертву изнасилования. С другой стороны, некоторые утверждают, что Афина благословила Медузу силой защищать себя от жестокости мужчин.
Во многих мифах Медуза используется как оружие другими героями-мужчинами. Другого вывода в истории Медузы нет. Читатель может сделать вывод, что она все еще с каким-то героем, который ждет, чтобы его снова использовали в качестве оружия.
Страшная часть мифа о Медузе заключается в том, что она жертва изнасилования без системы поддержки. Это история настолько мощная и актуальная сегодня, что я не мог не оплакивать Медузу. Во-первых, она подверглась насилию и была наказана за это женщиной, которая могла ей помочь. Затем она превращается в монстра, и ее личность лишается.
Это трагическая история. Еще трагичнее то, что история помнит Медузу чудовищем, а не жертвой, которой она была. Хотя, возможно, это уместно. Мы не слушаем жертв сейчас, тем более сотни лет назад. Вместо этого люди превращают их во что-то или кого-то, кем они не являются.
Сколько раз вы слышали в новостях, что жертву называют подстрекателем? Мы превращаем людей, которые больше всего нуждаются в нашей помощи, в монстров. Но на самом деле настоящие монстры — это насильники, такие как Посейдон, насильники, такие как Персей, и обвиняющие жертв, такие как Афина. Но больше всего это люди, которые активно предпочитают не углубляться в историю жертвы.
Это основная причина, по которой жертвы жестокого обращения не говорят об этом: они боятся, что люди осудят их и обвинят. Очень тревожная тенденция обвинять жертву, а не преступника.
Короче говоря, меня беспокоит судьба Медузы с тех пор, как я прочитал эту версию истории. В некотором смысле, когда я закончил миф, я понял, что был чудовищем, потому что не слушал версию истории Медузы все эти годы. Медуза, если ты сидишь где-то в пещере и читаешь это, я хочу сказать, что сожалею и верю тебе.
Новый взгляд на известную историю, и PaperKin здесь, чтобы услышать от вас!
Следуйте за нами на Medium ( PaperKin ) и присоединяйтесь к нам в социальных сетях, чтобы быть в курсе! Следуйте за нами в Instagram ( @paperkin_blog ), Twitter ( @kin_paper ) и Linkedin ( Paperkin ) тоже!
Понравилось читать эту статью? Вот один с нашей стороны:
Каждый год мы слышим о сотнях запусков космических челноков, некоторые из которых заканчиваются неудачей, и большинство из них используют…
medium. com
Горгона, изображенная в 6 потрясающих произведениях
Медуза, печально известная горгона, была источником вдохновения для бесчисленных художников во многие исторические периоды. Следовательно, многие художники использовали различные техники, чтобы воспроизвести гипнотическое очарование Медузы. Сегодня ее взгляд продолжает очаровывать публику в виде оптических иллюзий, мозаик, статуй и рисунков. Голова Медузы узнаваема сразу; конфронтационный взгляд в лоб, змеи вместо волос, искаженное выражение лица, взгляд, который, кажется, следует за воспринимающим…
Все эти черты характерны для искусства Медузы. Однако каждый художник изображал Медузу новыми и необычными способами, чтобы отразить мысли общества того времени.
В Древнем мире этот завораживающий орнамент встречался в качестве украшения на колеснице в I-II веках нашей эры. Вызывающий взгляд украшал шест колесницы, соединяющий два колеса с колесницей. Представьте себе эффект; колесо вращается в быстром размытии, в то время как голова Медузы в центре остается стойкой и твердой. Хаос движения окружает Медузу, ее взгляд неуклонно приковывает внимание публики; расширение команды, которую будет излучать человек в колеснице.
Археологи считают, что это украшение в виде Медузы, скорее всего, украшало бы церемониальную колесницу, а не гоночную колесницу. Поэтому вполне вероятно, что колесница везла важного человека, который хотел излучать такое же очарование. Голова Медузы была популярным украшением из-за замечательного мифа о ней.
Вам нравится эта статья?
Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку новостейМедуза была проклята Афиной за осквернение ее священного храма, и богиня превратила ее в Горгону. Когда греческий герой Персей пришел и убил ее, он отдал голову Медузы Афине в качестве дани. Затем Афина взяла голову Медузы и поместила ее на свой щит или, в некоторых версиях, на нагрудник. Таким образом, голова Медузы, убитая, стала символом победы Афины.
Когда люди решили украсить свою одежду и предметы головой Медузы, они призывали к тому же триумфу, который Афина испытала в смерти Медузы. Хотя вполне вероятно, что этот орнамент был бы ярко окрашен для усиления эффекта, замысел остается в его потускневшем, состаренном состоянии; глаза Медузы на этом произведении кажутся ярче, чем остальная часть артефакта, поэтому взгляд сохранился.
Это произведение искусства Медузы было недавно найдено в древнем Одеоне (театре) в Кибрии, Турция, и оно может быть датировано 1 веком нашей эры. Из того, что было обнаружено в ходе реставрации, мы можем видеть, что это прекрасное произведение искусства Медузы фокусируется на ее глазах и выражении. Волосы Медузы и внешняя форма ее лица размыты и сливаются с искаженным, но красочным фоном.
Этот тип мозаики является необычным и захватывающим, а узор в сочетании с ярким цветом усиливает динамическое изменение лица в его окружении. Он отражает силу взгляда Медузы, увеличительную силу, которая притягивает аудиторию, чтобы посмотреть на источник силы – глаза, – к которым зритель будет прикован навеки. Благодаря сосредоточению глаз Медузы ее выражение страдания и боли усиливается, ее страдание проявляется в сдвинутых вместе бровях и искривленной шее. Она олицетворяет трагедию, подходящую тему для театра.
У греков в театре было две основные темы: трагедия и комедия. Медуза — идеальный предмет для театральной декорации, потому что собственный миф Медузы — это трагедия. Бог Посейдон изнасиловал Медузу в храме Афины, что нарушило святость храма. Афина была в ярости на Посейдона, но не могла отомстить ему из-за его статуса бога, поэтому ее гнев пал на недостойную жертву: Медузу.
Стиль мозаики усиливает иллюстрацию того, как Медуза попала в ловушку проклятия. Она наполнена шоком и болью. Взгляд в глаза Медузы вызывает иллюзионистский трюк, поскольку при взгляде окружающая мозаика кажется слегка пульсирующей. Ее страдающее лицо создает сцену, в которой зрители театра сочувственно разделяют ее трагедию.
Знаменитая голова Медузы Бернини великолепна. Бернини создал эту скульптуру, вдохновленную « Метаморфозами » Овидия и поэмой Джована Баттисты Марино о Медузе. «Метаморфозы » — это сборник мифов о переходе существ из одного состояния в другое, а сама Медуза превращается из красивой женщины в устрашающую Горгону в одном замечательном отрывке. С другой стороны, стихотворение Марино следует читать с точки зрения самой Медузы:
«Я не знаю, то ли смертный резец вылепил меня таким, / или, отражая себя в прозрачном стекле, / вид самого себя сделал меня таким».
(из Ла-Галерия, 1630)
В результате Голова Медузы работы Бернини поражает своей метафоричностью, способной представить способность скульптора «окаменеть» тех, кто восхищается его мастерством. Скульптура отображает момент, когда Медуза смотрит в воображаемое зеркало и с ужасом превращается в камень. Медуза в искусстве иллюстрирует не только способность богини Афины превращать человека в чудовище, но и силу скульптора превращать камень в реалистичный шедевр.
В мифе о Медузе нет записи о том, что сама Медуза обратилась в камень. Бернини и другие художники создали интригующие сюжетные линии «а что, если?», продолжая миф о Медузе в художественных адаптациях. Медуза продолжала вдохновлять творческих художников и художников-интроспективистов на протяжении всей истории.
4. Медуза: жертва или чудовище?
Это произведение искусства Медузы является гравюрой Александра Рансимена, и эффект медиума размывает изображение в туманную картину из мифа. В этом произведении голова Медузы не в центре внимания, а является частью динамики, иллюстрирующей насилие и уязвимость. Голова Медузы откинута назад, обнажая горло, в которое меч Персея в нескольких шагах от смертельного удара. Чрезмерный акцент на телосложении Персея по сравнению с уязвимой спящей Медузой еще больше указывает на дисбаланс сил. Форма Персея активная и прямая, ее легко защитить, в то время как у Медузы руки раскинуты, грудь обнажена, и она лежит без защиты.
Что особенно интересно, так это то, что змеи спят, а взгляд ее отвернут; Голова Медузы небольшая и совсем не конфронтационная, как на других работах. Глаза Медузы закрыты — ее оружие или ее проклятие — это взгляд, обращающий людей в камень, поэтому в этом произведении ее средства защиты сведены на нет. Без силы своего проклятия позади нее она просто спящая женщина. Возможно, это произведение искусства должно заставить воспринимающего задуматься, какому герою аплодируют за убийство спящей женщины? Он изображает Медузу жертвой проклятия и мужского насилия.
Это произведение искусства с изображением Медузы Франца фон Штука было создано пастелью на бумаге. Фон Штук следовал популярным движениям ар-нуво и символизма своего времени. Эти художественные стили благоприятствовали представлению мистического и сказочного с упором на плавные формы и линии. На этой картине змеи, окружающие бледное лицо Медузы, образуют извилистый поток тьмы.
В отличие от рептильной тьмы сверкают яркие глаза Медузы. Бледность и напряженность лица и глаз придают Медузе гипнотический, сияющий взгляд. Это соответствует мечтательному искусству, которое поощрял символизм. Греческая мифология была популярной темой для художников движения символизма. Вместо того, чтобы изображать реалистичные и естественные образы, символисты опирались на идеи любопытного и странного.
Искусство Медузы отразило эмоции страха, муки и ужаса, а также грусти и меланхолии; подходящее исследование для символиста. Искусство Медузы Франца фон Штука заставляет зрителя чувствовать себя неловко, а не сочувственно. В этом изображении Медуза кажется умышленным хозяином своей новой силы превращать зрителя в камень.
Медуза действительно стала чудовищем, приняв свое проклятие.
6. Медуза: сегодняшний день в камне
В свете движения #MeToo эта статуя работы Лучано Гарбати привлекла большое внимание. Это в высшей степени ревизионистская работа, переворачивающая повествование мифа о Медузе.
В то время как в мифе Персей убивает ничего не подозревающую Медузу во сне и использует голову Медузы в качестве трофея, в этом произведении искусства Медузы роли поменялись местами. Медуза торжествующе стоит с убитой головой Персея в руке, с решительным взглядом, который многие считают символом «женской ярости» против угнетения. Вместо того, чтобы изображать только голову Медузы, это произведение искусства воссоединило обезглавленную голову с телом.
Это необычное произведение искусства Медузы возвращает Медузе всю ее форму и силу, которая исходит от ее тела, а не изображает ее в момент ее поражения, представленную расчлененной головой. Вместо того, чтобы быть трофеем и подвергаться вечным мукам в качестве украшения, эта Медуза повторяет призыв к переменам и подталкивает к новым взглядам в обществе, чтобы не относиться к женщинам как к монстрам или трофеям. Статуя была установлена в парке возле Уголовного суда округа Нью-Йорк, где рассматриваются многие дела о насилии в отношении женщин.
Кэрол Энн Даффи, английская поэтесса-лауреат, написала стихотворение Медуза . Ее стихотворение освещает аналогичную тему насилия в отношении женщин и выявленную модель обвинения жертв.
Последние строки стихотворения таковы:
“ А вот и ты
со щитом вместо сердца
и мечом вместо языка
и ваши девочки, ваши девочки.
Разве я не был прекрасен
Разве я не был ароматен и молод?
Посмотри на меня сейчас.
Медуза за преступления Посейдона была наказана проклятием превращения в Горгону. Ее несправедливо обвинили в насильственных действиях мужчины, а стихотворение Даффи и Статуя Гарбати подчеркивают эффект продолжающегося насилия над женщиной, которая изначально была хорошей, но в силу повторяющихся обстоятельств превратилась в мстительного монстра.
Последняя строка стихотворения «Посмотри на меня сейчас» двусмысленна. Приказывает ли Медуза публике смотреть на нее, чтобы она могла сердито нанести свой окаменевший взгляд? Или последняя строка Медузы в поэме — это крик отчаяния за свою жизнь, какой она была когда-то до насилия? Внушительный взгляд статуи Гарбати раскрывает ту же силу конфронтации, требуя, чтобы воспринимающий смотрел.
Настоящая история Змееволосой Горгоны
🐍 Медуза :: Настоящая история Змееволосой Горгоны
Medusa был одним из трех Gorgons , дочерей Phorcys и Ceto , сестры Graeae , Echidna и Ladon – All Dreadful и Fearsome Beasts. Прекрасная смертная Медуза была исключением в семье, пока не навлекла на себя гнев Афины либо из-за своего хвастовства, либо из-за злополучного романа с Посейдоном . Превратившись в злобного монстра со змеями вместо волос, она была убита Персей , который впоследствии использовал свою все еще мощную голову в качестве оружия, прежде чем подарить ее Афине .
Сестры и рождение Медузы Горгона МедузаМедуза — чье имя, вероятно, происходит от древнегреческого слова «хранительница» — была одной из трех горгон , дочерей форки
0 9003 морских богов Ceto и сестры Graeae , Echidna и Ladon . Все братья и сестры Медузы были 90 003 монстрами 90 006 по рождению, и хотя она не была таковой, она имела несчастье превратиться в самого отвратительного из них всех.С тех пор, подобно Эвриале и Стено, ее старшим Горгонам сестрам, Медуза изображалась с бронзовыми руками и золотыми крыльями. Поэты утверждали, что у нее был большой кабаньий бивень и язык, свисающий между клыкастыми зубами. Извивающиеся змеи обвивали ее голову вместо волос. Ее лицо было таким безобразным, а взгляд таким пронзительным, что одного ее взгляда было достаточно, чтобы превратить человека в камень.
Медуза и ПосейдонТак было не всегда. Медуза – единственная смертная среди сестер Горгон – отличалась от них еще и тем, что она единственная родилась с прекрасным лицом. Овидий особенно восхваляет великолепие ее волос, «самую чудесную из всех ее прелестей». Великий морской бог Посейдон , кажется, разделял это восхищение, на этот раз он не смог устоять перед искушением и оплодотворил Медузу в храме Афины. В ярости богиня-девственница превратила очаровательные волосы Медузы в клубок змей, превратив младшую Горгону в чудовище, о котором мы говорили выше.
Персей и МедузаВскоре после этого, пытаясь избавиться от Персея , Полидект , царь Серифоса, отправил великого героя на поиски, которые, как он считал, должны быть его последними. «Принеси мне голову Медузы», — приказал Полидект . С помощью Афины и Гермеса и после выяснения местонахождения Медузы у грей, Персей, наконец, достиг легендарной земли горгон, расположенной либо на крайнем западе, за внешним океаном, либо посреди него, на скалистый остров Сарпедон. Медуза спала, и Персей, используя отражение в бронзовом щите Афины как ориентир (чтобы не смотреть прямо на горгон и не превратиться в камень), сумел отсечь ей голову своим серпом.
Посмертная судьба МедузыКак ни странно, история Медузы не заканчивается ее смертью. На самом деле можно утверждать, что самые своеобразные фрагменты ее биографии все посмертны.
Дети Медузы · Плач горгонПоскольку Медуза была беременна в момент своей смерти, и когда Персей отрубил ей голову, двое ее нерожденных детей, Хрисаор и Пегас , внезапно выскочили из ее шеи . Горгоны проснулись от шума и изо всех сил старались отомстить за смерть ее сестры, но не могли ни увидеть, ни поймать Персея, ибо он был одет в Аид «Шапка-невидимка» и Гермес «крылатые сандалии». Итак, они вернулись в свое уединенное жилище, чтобы оплакать Медузу. Пиндар, великий древнегреческий поэт, говорит, что, услышав их мрачный плач, Афина была так тронута, что смоделировала по нему заунывную музыку двойной свирели, авлоса.
Чудесная голова МедузыТеперь, когда у Персея была голова Медузы в сумке, он вернулся к Серифосу. Однако во время полета над Ливией капли крови Медузы упали на землю и мгновенно превратились в змей; именно поэтому до сего дня Ливия изобилует змеями. Когда Персей прибыл на Серифос, он использовал голову Медузы, чтобы превратить Полидекта и злобных островитян в камни; остров был хорошо известен своими многочисленными скалами.
После этого Персей отдал голову Медузы своей благодетельнице Афине в качестве обета. Богиня установила его на Zeus ’ aegis (которую она также несла) как Gorgoneion . Она также собрала немного оставшейся крови и отдала большую ее часть Асклепию , который использовал кровь из левой стороны Медузы, чтобы забирать жизни людей, и кровь из ее правой стороны, чтобы воскрешать людей из мертвых. Остаток крови Медузы — флакон с двумя каплями — Афина отдала своему приемному сыну, Эрихтоний ; Еврипид говорит, что одна из капель была панацеей, а другая — смертельным ядом.
Вечная защитница героев , Афина отложила в бронзовом кувшине локон волос Медузы для Геракла , который впоследствии передал его Цефею дочери Стеропе, чтобы использовать его для защиты своего родного города Тегея . Предположительно, хотя он и не обладал силой взгляда Медузы, замок все же мог вселить ужас в любого врага, которому не повезло даже случайно его увидеть.
Источники МедузыВы можете прочитать краткое изложение поисков Персеем головы Медузы в «Библиотеке» Аполлодора. Поэтический рассказ см. в конце четвертой книги «Метаморфоз» Овидия. Естественно, генеалогия Медузы полностью описана в «Теогонии» Гесиода.
См. также: Персей, Приключения Персея , Пегас , Горгоны, Форкии, Кето
Медуза Видео
Медуза
Кем была Медуза?
Медуза была одной из трех Горгон, дочерей Форкии и Кето, сестер Греи, Ехидны и Ладона — все ужасные и грозные звери. Красивая смертная, Медуза была исключением в семье, пока не навлекла на себя гнев Афины либо из-за своего хвастовства, либо из-за злополучного романа с Посейдоном.
Где жила Медуза?
Домом Медузы был Сарпедон.
Кто были родители Медузы?
Родителями Медузы были Форкий и Кето.
Кем были братья и сестры Медузы?
У Медузы было 3 брата и сестры: Грея, Ехидна и Ладон.
Кто был супругом Медузы?
Супругом Медузы был Посейдон.
Сколько детей было у Медузы?
У Медузы было двое детей: Пегас и Хрисаор.
Какие символы были у Медузы?
Символами Медузы были Змеиный волос и Каменный взгляд.
Ассоциации Медузы
Горгоны
Пегас
Персей
Приключения Персея
Ссылка/цитировать страницу Медузы
Автор: Редакция GreekMythology.com Редакторы GreekMythology.com пишут, рецензируют и редактируют предметные области, в которых они обладают обширными знаниями. на основе их опыта работы или повышения квалификации.
Для цитирования в стиле MLA используйте: GreekMythology.com, The Editors of Website.