Разное

Маори татуировки: История татуировок маори та-моко » BigPicture.ru

История татуировок маори та-моко » BigPicture.ru

Девушек с татуировками та-моко, характерными для народа маори, сегодня можно встретить не только в Новой Зеландии. Кто-то считает, что это красиво и оригинально, а кто-то выражает таким образом протест. Сегодня традиционные орнаменты на лице утратили свое сакральное значение и превратились в модный тренд. А что они означали до того, как стали частью современной молодежной моды?

Традиции наносить на подбородок узоры появилась у маори много веков назад. Сегодня уже невозможно точно сказать, кто первый решил нанести рисунок на нижнюю часть лица. Первым из европейцев увидел людей с та-моко в 1769 году британский первооткрыватель капитан Джеймс Кук.

Такими увидели маори первые европейцы

Вот что писал в своем путевом журнале знаменитый путешественник:

«Знаки в основном являются спиралями, сделанными с большой точностью и даже элегантностью. Одна сторона соответствует другой».

А также Кук отмечал, что среди сотни маори, которых он смог внимательно рассмотреть, не было людей с двумя одинаковыми рисунками.

Татуировки не были оригинальной находкой маори — все народы Восточной Полинезии владели искусством росписи тела и использовали похожие приемы и инструменты. Но Новая Зеландия, расположенная в довольно прохладном климатическом поясе, не располагала к татуировкам на теле, так как они большую часть года были скрыты одеждой. Маори наносили свои тату на ноги, руки и ягодицы, но не так охотно, как та-моко. «Борода» была всегда видна и поэтому пользовалась особой популярностью.

Мастера, наносившие татуировки, назывались тохунга-та-моко и являлись личностями неприкосновенными. Это могли быть как мужчины, так и женщины, получившие свое мастерство от старшего поколения. В качестве инструментов татуировщики использовали не иглы, а специальное тонкое долото, изготовленное из кости альбатроса.

Мужчина маори. Рисунок XIX столетия и современное фото

Рисунок наносился при помощи ударов молотка, короткими насечками, поэтому можно себе представить, насколько болезненной была эта процедура. После окончания работы мастера рот клиента так опухал, что не открывался, и для кормления несчастных использовали особые деревянные воронки.

Та-моко сегодня — важная часть колорита маори, предлагаемого туристам. Часто узоры просто рисуют перед выступлением

Первое назначение та-моко — это символ того, что парень или девушка вступили во взрослую жизнь. Кроме этого, узор вокруг рта и на подбородке наносился с целью показать статус владельца в обществе. Были особые рисунки, которые могли позволить себе только вожди и воины из высшего сословия.

Кроме того «борода» могла рассказать о боевой славе владельца — о количестве военных походов, полученных ранений и убитых врагов. Татуировки воинов маори делались на протяжении всей жизни, пополняясь новыми линиями после успешных баталий.

Та-моко у женщин не несли в себе особо важной информации и обычно говорили о ее совершеннолетии, семейном положении и количестве детей. Для юных особ татуированный подбородок являлся способом привлечения представителей противоположного пола, так как искусно сделанная «борода» считалась изысканным женским украшением. Еще особым шиком у девушек маори считались татуировки на пояснице (ничего не напоминает?).

Офицер британского флота демонстрирует свою коллекцию мокомокаи

А теперь поговорим о не самых приятных сторонах обычая. После смерти воина, его голова отделялась от тела и высушивалась особым способом, чтобы были хорошо видны та-моко. Черепа предков, обтянутые татуированной кожей, выставлялись на всеобщее обозрение в честь праздников и служили предметами гордости семьи.

Такие головы назывались мокомокаи и их высоко ценили англичане. Сначала маори не слишком охотно расставались со святынями, но когда им стали предлагать в обмен на черепа мушкеты и порох, начали активную торговлю. Европейские и американские музеи с большой охотой приобретали мокомокаи для своих экспозиций, а кроме того, по горам и долинам Новой Зеландии бродило множество приезжих «охотников за головами», которых нанимали коллекционеры и торговцы раритетами.

Это привело к тому, что во второй половине XIX столетия местные жители научились ловко обманывать покупателей, подделывая оригинальные мокомокаи. Та-моко наносились на головы трупов, а кроме этого, маори начали татуировать рабов, чтобы после смерти выгодно продать их череп. Поставленное на поток нанесение рисунков привело к тому, что они стали примитивными и малопривлекательными.

Постепенно мужчины маори перестали делать «бороды» — в начале XX столетия их можно было увидеть только на лицах стариков. У женщин этот обычай продержался дольше и красавиц с та-моко можно было увидеть еще в 20-х годах прошлого века.

Ренессанс этого старинного обычая начался в конце XX столетия. Первыми о традиции та-моко вспомнили члены уличных банд, для которых татуировка на лице стала признаком мужественности и независимости. Вскоре к преступным элементам присоединились активисты патриотических движений, стремящихся к сохранению старинных традиций маори.

Сейчас татуировка на подбородке стала модной во всем мире и особенно у представительниц прекрасного пола. Но стоит оговориться, что называть такое украшение та-моко в присутствии маори нельзя. Для островитян этот термин означает священный ритуальный рисунок и в криминальных кругах с обладателя «бороды» могут «спросить».

Чтобы не оскорблять ничьих чувств, профессиональные мастера тату избегают полного сходства орнамента с сакральными оригиналами и для таких украшений даже придумали особый термин — «киритухи». Активисты маори настаивают на использовании именно этого слова, означающего в переводе просто «рисунок нанесенный на лицо».

Как вы считаете — приживется новая мода или девушки с та-моко скоро будут жалеть о том, что поддались веянию моды?

Смотрите также:
Женские татуировки славян: традиция, которую мы теряем

А вы знали, что у нас есть Telegram и Instagram?

Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!

Маори татуировки

Маори являются коренным населением Новой Зеландии. В этой культуре татуировка всегда была искусством, считалась священной и продолжает быть очень почитаема по сей день. Поскольку маори считали голову самой священной частью тела, то не удивительно, что самым популярным местом для маори тату являлось лицо. Татуировка, как правило, состояла из изогнутых форм и спиральных линий. Маори татуировки часто покрывают все лицо, что указывает на высокий статус в обществе и символизирует власть и престиж.

Для Маори татуировки входили в обряд посвящения, и из-за этого они имеют очень ритуальный характер. Посвящение обычно происходило в подростковом возрасте и татуировка, наносимая тогда, со временем постоянно дорисовывалась, в честь наиболее важных событий в жизни человека.

В культуре маори (в основном у мужчин) татуировки пользуются большим уважением, почти до того, что они считаются священными и неприкосновенными.

Оригинальные методы, используемые для нанесения татуировки маори не предусматривают использование игл, а скорее ножи и долота, сделанные из зубов акулы и острых костей. Такие специальные небольшие долота маори называли ухи, как правило, изготавливались они из кости альбатроса, хотя иногда можно было встретить и из железа. Ножи и резцы могут иметь различные формы: плоские, гладкие и зубчатые, выбор используемого инструмента зависит от вида татуировки, которую необходимо было сделать.

Чернила, используемые для создания татуировок маори, изготавливались по определенному рецепту. Маори использовали природные вещества для создания пигментации, например, пепел дерева смешанный с жиром животного. Черный пигмент, получаемый от сгоревшей древесины использовался для темных контуров на лице, также использовались другие рецепты чернил для менее важных частей тела. Пигменты хранятся в украшенных контейнерах, называемых Око, которые очень часто становятся семейными реликвиями.

Маори тату — самая болезненная процедура

В культуре маори, до начала процесса нанесения татуировок, татуировщик будет тщательно изучать строение лица человека в целях создания татуировки, которая является “сделанной конкретно для этого человека”. В этой культуре нет Каталога изображений на выбор, и никакие две татуировки не могут быть одинаковыми.

Те, кто хочет иметь действительно подлинную маори татуировку должны быть готовыми терпеть боль, которая является неотъемлемой деталью традиционной процедуры набивания. Первый этап включает в себя глубокие порезы кожи. Потом долото погружают в чернила и вводят в разрез. По другой методике, скальпель погружается в банку с чернилами, и потом им протыкают верхние слои кожи.

Создание татуировки маори это долгий и трудоемкий процесс, и так как это также очень болезненно, то татуировку не наносят сразу полностью. Ее набивают отдельными кусками и ждут пока они заживут, чтобы потом продолжить дальше.

Существуют два основных дизайна в маори татуировке: Первый – конструкция состоит из простых начертаний линий. Второй -, под названием пухоро, состоит из затемненного фона, а какие-то области остаются с просветами между ним.

Из-за священной природы татуировки, человек, который находился в процессе нанесения татуировки на свое лицо, часто подвергался ограничениям, например, ему нельзя было есть пищу руками, нельзя было есть твердую пищу или он должен был воздерживаться от сексуальной жизни. Это так же было необходимо для предотвращения загрязнения татуировки на лице пищей. Так что такие люди кормились через воронку сделанную из древесины, пока все раны не заживут. Чтобы ускорить процесс заживления применялось лекарство сделанное из листьев дерева Карака.

Маори тату как удостоверение личности

Только людям с определенным социальным статусом разрешалось иметь маори татуировку. Многие люди, такие как рабы и те, кто не обладал высоким социальным статусом, были лишены возможности иметь татуировки-маски на лице. Маори татуировки на лице являются в их культуре своеобразными удостоверениями личности, который показывают достижения, положение в обществе и материальный статус.

Для разных участков на лице был свой смысли и значение, можно выделить восемь секций:

  1. Ngakaipikirau : состоит из двух треугольных областей по обе стороны от центральной линии лба , эта область показывает ранг.
  2. Ngunga : состоит из треугольных областей по обе стороны выше бровей . Татуировки в этой области показывают положение человека в жизни.
  3. Uirere :
    на крыльях носа. Эта область показывает племенную принадлежность.
  4. Uma: площадь от вершины лба к центру уха по обе стороны лица . Эта область показывает информацию о линии отца и матери, этот ребенок от первого или то второго брака, что влияет на ранг.
  5. Raurau : это область верхней губы и чести щек. На этой области наносится своеобразная подпись.
  6. Taiohou : это область от нижней части челюсти до середины щеки. Эта область представляет профессию человека.
  7. Wairua: состоит из области под нижней губой до уголков рта. Эту область занимает обозначение ранга человека в обществе.
  8. Taitoto : скулы . Эта область показывает родословную человека.

Принадлежность к родителям наносится на каждой стороне лица; левая сторона, как правило, у отца, правая сторона у матери.

Маори тату очень древнее искусство татуировки, которое имеет огромную популярность по всему миру на сегодняшний день, хотя, по понятным причинам, используются гораздо более современные методы для нанесения этих тату.

К счастью, есть много ассоциаций, которые борются, чтобы сохранить древние традиции этой татуировки.

Здесь вы можете ознакомится с Маори татуировками от наших тату мастеров.

Музейный журнал | Татуировка на лице маори

ТАТУИРОВАННАЯ голова маори становится редкостью. Одна большая коллекция (коллекция Робли) принадлежит Музею естественной истории в Нью-Йорке. Известно, что помимо этого существует несколько экземпляров, и университетскому музею посчастливилось приобрести три из них из ценной коллекции Э. У. Кларка.

Татуировка часто встречается у разных народов, и на некоторых полинезийских островах ранние путешественники нашли туземцев, чьи тела были так обильно покрыты мелкими и хорошо выполненными татуировками, что они издалека приняли их за элегантно сотканные одежды. Мужчины маори также татуировали части своего тела, но они применяли это искусство особенно к лицу, и в этом отношении маори были уникальны.

Рис. 7. — Татуированная голова маори, Коллекция Э. У. Кларка.

Женщины использовали татуировки в меньшей степени, чем мужчины. Они всегда татуировали подбородки и губы; потому что красные губы считались позором, и ни у одного мужчины не было жены с красными губами. Когда женщине высокого ранга делали татуировку губ, выбирали день для церемонии и в честь этого события приносили в жертву пленника. В дополнение к татуировке губ женщины иногда отмечали лицо крестами, точками или короткими штрихами, а женщина высокого ранга могла иметь рисунок в центре брови между глазами. Однако, казалось, не было общего правила дизайна для женщин.

С мужчинами все было иначе. Правила украшения их лиц были такими же фиксированными и условными, как и их гостеприимство или любой из их племенных законов. Надбровные украшения, линии над бровями, спирали на носу и щеках и линии, идущие от носа к подбородку, были одинаковыми, в то время как в рисунки на лбу, подбородке и ушах были внесены незначительные различия. Каждая часть татуировки на лице имела свое название, и эти названия различались в разных местностях.

Мужчины не всегда наносили весь рисунок лица, количество зависело частично от возраста, а частично от достатка. Операция была чрезвычайно болезненной и вызвала сильное воспаление, что позволяло украшать только небольшие участки за один раз. К тому же хороший татуировщик считался художником и требовал втридорога. Украшение обычно начиналось в период полового созревания и продолжалось на протяжении большей части жизни мужчины. Во время операции награждаемый ложился на льняной циновке, а оператор сидел рядом с ним, иногда применяя долото и молоток и протирая рану льном, смоченным в угле, до тех пор, пока предмет его художественного мастерства не извивался под острая боль, и несколько мужчин должны были его удерживать.

Украшенные таким образом головы обычно сохранялись после смерти их владельцев. Мозг и язык были извлечены. Голову набивали льном, а затем пропаривали или подвергали жару огня, при этом ее поливали маслом, чтобы она не сгорела. Позднее его подвергали попеременно лучам солнца и дыму от костра, пока плоть не стала невосприимчивой к зубам времени. Маори хранили головы своих друзей в секретных и священных местах, а головы врагов выставляли на всеобщее обозрение и относились к ним с явным неуважением.

Привычка маори наносить татуировки на лицо вызвала множество комментариев со стороны путешественников и студентов-этнологов, которые в разное время вступали в прямой или косвенный контакт с этими людьми. Было выдвинуто множество теорий относительно его происхождения и назначения. Их обсуждали и спорили. Инциденты, относящиеся к жизни, законам и легендам маори, были последовательно извлечены в поддержку каждой теории, и до сих пор мы еще не знаем, была ли татуировка маори в первую очередь племенным знаком, знаком отличия, средством украшения или устройством. для устрашения врага. Привычка к татуировкам пришла в упадок и исчезла вместе со стариками, которые знали об этом, и у нас есть только головы в нескольких случайных коллекциях, свидетельствующих об этом странном обычае.

Эдвард Трегир в своей книге о расе маори приводит несколько легенд о происхождении татуировок, и, поскольку они проливают некоторый свет на отношение самих туземцев к этому вопросу, было бы неплохо повторить их в сокращенной форме. Мужчина Матаора, потерявший жену, отправился в подземный мир на ее поиски. Он подошел к костру, у которого сидели татуировщики. Главный художник посмотрел на нарисованное лицо Матаоры и стер рисунок, сказав: «Те, кто наверху, не знают, как правильно делать татуировки». Матаору бросили ниц, и началась операция по нанесению татуировки. Жертва позвала свою жену в песне, и она подошла к нему и помогла ему в его боли. Они вместе покинули подземный мир, и Матаора научил мужчин искусству татуировки. До этого только красили.

Другая легенда гласит, что Таму бросила жена, потому что он был очень некрасив; поэтому он отправился в подземный мир, чтобы попросить своих предков сделать его красивым. Они нарисовали изящные изогнутые линии по всему его лицу и телу. После многих дней страданий дело было сделано, и когда он вернулся к себе домой, все женщины заметили, что его уродство исчезло, и что он стал теперь благородным мужчиной, и к нему подошла жена с сияющим от улыбки лицом. .

Эти легенды, а также некоторые песни, распеваемые во время операции, указывают на мотив благоустройства, но есть столь же веские доказательства, подтверждающие другие теории. Не исключено, что, как и во многих человеческих обычаях, к первоначальному мотиву были добавлены другие идеи, которые в конечном итоге могли быть связаны с татуировкой и нашли свое выражение в развитии ее традиционного рисунка.

ГЕРДА СЕББЕЛОВ.

Истории скинов . История татуировки












./images/gold.gif” rowspan=”3″>

  • Самоа
  • Гавайи
  • Новая Зеландия
  • За пределами
Оригинальная открытка с названием «Маори». Вождь Патара Те Тухи, около 1910 г. Коллекция Марка и Кэролайн Блэкберн.  


./images/gold.gif”>

 
Резьба с порохом: Моко в Новой Зеландии
У вас могут украсть все которым ты дорожишь. Но твоего моко тебя не лишить, разве что смертью. Это будет вашим украшением и вашим спутником до тех пор, пока твой последний день.

Нетена Вакаари из Ваймана, 1921

Полинезийские поселенцы приплыли на своих каноэ к берегам Новой Зеландии незадолго до 1000 г. н.э. и поселились в богатых низинах Северного острова. Они назвали свой новый дом Аотеароа , Земля Длинного Белого Облака, в честь возвышавшихся над ними заснеженных пиков. К 18 и 19 векам маори Новой Зеландии создали одну из самых впечатляющих культур всей Полинезии. Их татуировка называется moko 9.0120, отражали их утонченное мастерство, связи со своей землей и их положение среди сверстников.

Первый известный контакт между маори и европейцами в декабре 1642 года закончился насилием, когда голландский исследователь Эйбл Тасман потерял в стычке четырех человек. Но когда в октябре 1769 года капитан Джеймс Кук обогнул острова, бурные отношения между европейцами и маори завязались не на шутку. Некоторые племена заключили мощные союзы с новыми поселенцами, приобрели у них мушкеты и к 1820-м годам устраивали кровавые набеги друг на друга. Цена одного мушкета у европейцев составляла четыре головы маори, которые ценились за свои уникальные

моко .

Маори были мастерами резьбы по дереву, и moko часто создавался буквально вырезанием кожи долотом.
Полное лицо моко было знаком отличия для мужчин маори, который сообщал об их статусе, родословной и племенной принадлежности. Он напоминал о подвигах их владельца на войне и других великих событиях их жизни. Вождь маори Те Пехи Купе сказал во время визита в Англию в 1826 году: «Европейский человек, напишите ручкой свое имя Те Пехи здесь», указывая на свое татуированное лицо.

moko часто создавался путем буквального вырезания кожи долотом. Маори были мастерами-резчиками, создавая фантастическую и богато украшенную резьбу, которая украшала их здания, военные орудия, тотемы и украшения. Со временем они стали

моко художниками, используя свои навыки резьбы по дереву для вырезания кожи.

Традиционный маори пухоро .

Помимо анфас моко , мужчины маори также носили пухоро , замысловатая татуировка, простирающаяся от середины туловища до колен, которая отличался характерным рисунком спирали на ягодицах. Резьба эти спиральные узоры на лице заняли почти год болезненных и опасная работа. В кожу были добавлены натуральные пигменты, чтобы подчеркнуть шаблоны. После прихода европейцев порох получил широкое распространение. использовался в качестве пигмента, а импортные железные долота позволяли резчикам изготавливать более подробный, но менее традиционный
моко
.

К 1850-м годам moko пострадал от нападений со стороны миссионеров, которые описали его как «искусство дьявола». Эта практика ненадолго возродилась во время войн маори 1860-х годов как заявление о неповиновении британской колонизации. Искусство анфас moko для мужчин продолжало выходить из моды в последующие десятилетия. Но все больше женщин стали носить моко , обычно под ртом на подбородке, чтобы отметить переход во взрослую жизнь, отметить особый случай и украсить себя. Иглы заменили стамески, что сделало процесс менее рискованным.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back To Top