Разное

Латынь познай себя: Познай самого себя | Перевод Познай самого себя?

Содержание

Кого можно считать человеком? Мы до сих пор не знаем

  • Колин Баррас
  • BBC Earth

Подпишитесь на нашу рассылку ”Контекст”: она поможет вам разобраться в событиях.

Автор фото, Getty

Мы не знаем, можно ли причислить к людям неандертальцев или шимпанзе, потому что никак не можем договориться о том, какие характерные черты определяют принадлежность к роду Homo, разводит руками обозреватель BBC Earth.

Есть мнение, что человека делает человеком его культура. Часто также упоминаются душа, мораль, язык и даже чувство юмора.

Но давайте попытаемся отвлечься от метафизических категорий и разобраться в том, что делает человека человеком в фундаментально-физическом смысле.

Как это ни удивительно, общепризнанного ответа на это вопрос нет. Ученые пока так и не смогли сформулировать формальное описание нашего биологического рода Homo (люди) и нашего вида sapiens (человек разумный).

  • Гималайский йети – гоминид?
  • Что погубило неандертальцев
  • У этой гориллы человеческие глаза

Не то чтобы ученые никогда не пытались этого сделать. На самом деле, есть сразу несколько предлагаемых возможных описаний людского рода, и в научной среде существует на удивление широкий спектр мнений по поводу того, какие черты для человека характерны, а какие – нет.

Одни специалисты считают, что род Homo существует немногим более 100 тысяч лет, и отказываются причислять к нему даже наших самых известных доисторических предков, неандертальцев.

Другие же заявляют, что человеческому роду уже примерно 11 миллионов лет, и он включает в себя не только современных людей и вымерших неандертальцев, но и шимпанзе и даже горилл.

Как получилось, что по столь фундаментальному вопросу существуют такие большие разногласия? И, в конце концов, какое из определений рода Homo является верным?

Автор фото, Alexander Roslin

Подпись к фото,

Карл Линней (на портрете работы Александра Рослина, 1775 год) положил начало путанице

Пропустить Подкаст и продолжить чтение.

Подкаст

Что это было?

Мы быстро, просто и понятно объясняем, что случилось, почему это важно и что будет дальше.

эпизоды

Конец истории Подкаст

“Это и есть главный вопрос”, – замечает Джеффри Шварц из Питтсбургского университета в американском штате Пенсильвания.

Похоже, путаница началась еще с Карла Линнея, жившего в XVIII веке шведского естествоиспытателя, который первым создал единую систему классификации растительного и животного мира.

В своей основополагающей работе “Система природы”, первое издание которой вышло в 1735 году, он дал четкие названия и определения тысячам видов, но к нашему собственному роду подошел несколько более отвлеченно.

Называя очередной род животных, Линней подробно описывал его определяющие физические признаки. Но по поводу рода Homo он просто написал по-латыни “nosce te ipsum”, или “познай себя”.

Возможно, Линней полагал, что человек настолько сильно отличается от остальных животных, что давать ему формальное физическое описание нет необходимости.

Или же ссылался на тот факт, что люди – единственные животные, обладающие достаточным самосознанием для размышлений о собственном существовании.

В любом случае, его формулировка явно указывает на то, что люди фундаментально отличаются от всех остальных.

Линнея можно понять: он жил более чем за сто лет до публикации работ Чарльза Дарвина по теории эволюции путем естественного отбора, из которых можно сделать вывод, что люди тоже являются частью животного мира.

Но некоторые современные ученые – Шварц и его единомышленники – утверждают, что решение Линнея способно объяснить, почему человеческий род по-прежнему с трудом поддается формальному определению.

Автор фото, Thinkstock

Подпись к фото,

Вот оно, секретное оружие человека – мозг!

Многие специалисты по эволюции человека вообще-то считают, что с определением рода Homo никакой проблемы нет. По их мнению, первые люди появились в Африке два-три миллиона лет назад.

До тех пор на этом континенте жили группы высших приматов, в основном относившихся к другому роду – к австралопитекам.

Австралопитеки имели ряд человеческих черт – в частности, они перемещались на двух ногах, – но их мозг был существенно меньше нашего, а передние конечности были длиннее и более приспособлены к лазанию по деревьям, как и у других обезьян. Питались они тоже иначе, чем мы.

“Принято считать, что по мере того, как их мозг постепенно увеличивался, гоминини (люди, шимпанзе и некоторые их вымершие предки – Ред.) начали употреблять в пищу мясо, и их телесные пропорции постепенно стали ближе к современному человеку, к Homo”, – говорит Бернард Вуд из Университета Джорджа Вашингтона в Вашингтоне.

Но не факт, что эта распространенная теория на самом деле верна.

Самые ранние виды из обычно относимых к роду Homo имеют ряд австралопитекских черт. К примеру, человек рудольфский (Homo rudolfensis), живший примерно два миллиона лет назад, имел большое, широкое обезьяноподобное лицо, а не более узкое человеческое.

Кроме того, ранее было принято считать, что на заре нашего рода объем человеческого мозга вырос скачкообразно, но современный детальный анализ заставляет предположить, что это процесс был куда более постепенным.

Другими словами, некогда четкая граница между первыми людьми и предками-австралопитеками стала более размытой.

Автор фото, Thinkstock

Подпись к фото,

Австралопитеки больше походили на обезьян

Именно этого и следовало ожидать, заявляет Брайан Вилмор из Университета Невады в американском Лас-Вегасе. По его словам, традиционно рисуемая картина ранних стадий развития человечества нуждается в корректировке.

Разглядывать окаменелые кости и пытаться понять, когда они начали в достаточной мере напоминать современные человеческие – это весьма субъективный подход.

Вместо этого определение роду Homo нужно давать, глядя на древо его эволюции.

На каком-то этапе предки человека обособились от австралопитеков, и род Homo берет свое начало именно во время этого отделения.

Сопутствующие физические характеристики, к примеру, большой мозг, появились позднее, в результате десятков тысяч лет эволюции.

Самые ранние люди были настолько близки к австралопитекам, что выглядели практически так же, считает Вилмор: имели длинные руки, маленький мозг и так далее.

На формирование собственных уникальных физических черт человечеству потребовалось не так уж много времени, но на первых порах отличить человека от австралопитека смог бы только внимательный глаз.

Вилмор таким глазом обладает. В 2015 году он и его коллеги объявили о находке, которая, по их мнению, стала самым ранним археологическим свидетельством существования рода Homo: они нашли фрагмент челюсти возрастом в 2,8 миллиона лет.

Автор фото, Getty

Подпись к фото,

Неандертальцы были нашими близкими родственниками. Или все-таки нет?

Человеческой, по мнению ученых, ее можно считать благодаря нескольким малозаметным деталям. К примеру, форма небольшого отверстия в кости, через которое проходили нервы и кровеносные сосуды, однозначно человеческая, не похожая на таковую у австралопитека.

Если мы хотим составить перечень физических характеристик, определяющих род Homo, то, возможно, нам стоит обращать внимание именно на такие мелкие детали, а не на более очевидные черты вроде крупного мозга.

Но с этой точкой зрения согласны не все.

Вуд, к примеру, считает, что человеческий род появился позднее, когда у наших предков сформировался характерный образ жизни, явно отличающийся от образа жизни австралопитеков.

Последние имели длинные руки и, судя по всему, проводили немало времени на деревьях.

Человек же, как правило, живет на земле и имеет более короткие передние конечности.

Кроме того, похоже, что австралопитеки достигали зрелости сравнительно быстро, как современные обезьяны. У человека – более долгое детство.

Вуд говорит, что род Homo зародился тогда, когда наши предки наконец слезли с деревьев и продолжительность их детства начала расти.

Автор фото, Getty

Подпись к фото,

Реконструкция австралопитека, получившего имя Люси

Если он прав, то при вынесении определения человеческого рода нужно учитывать и эти поведенческие черты, а не только особенности анатомии.

Применение такого подхода тоже внесет некоторые изменения в традиционное видение человеческой эволюции.

Вилмор и его коллеги не дали название виду, к которому относится найденный ими фрагмент челюсти возрастом в 2,8 миллиона лет.

Но в целом принято считать, что примерно два миллиона лет назад род Homo разделился по меньшей мере на три вида – человек умелый (H. habilis), человек рудольфский (H. rudolfensis) и человек прямоходящий (H. erectus).

Вуд полагает, что из всех трех к человеческому роду можно отнести только человека прямоходящего.

“Та отрывочная информация, которой мы обладаем о жизненном цикле habilis и rudolfensis, заставляет предположить, что они не сильно отличались от австралопитеков”, – говорит он.

Кроме того, из найденных археологических фрагментов можно сделать вывод, что человек умелый сохранял способность австралопитеков ловко лазить по деревьям.

Нам нужно исключить человека умелого и человека рудольфского из нашего рода, утверждает Вуд. Их – по крайней мере, по имеющимся данным – стоит скорее отнести к австралопитекам.

Автор фото, Thinkstock

Подпись к фото,

Современный человек и человек прямоходящий (Homo erectus)

У такого подхода есть недостаток: ведь в ходе изучения эволюции человека появляются новые факты, которые еще сильнее запутывают дело.

Никто не спорит с тем, что человек прямоходящий был по пропорциям своего тела близок к нам и проводил большую часть жизни на земле, а не на деревьях.

Но в 2001 году стало известно, что взрослел он гораздо быстрее, чем мы. “Его жизненный цикл существенно отличался от такового у современных людей”, – говорит Вуд.

Так что же, человека прямоходящего тоже нужно исключить из рода Homo? Или же мы должны в очередной раз пересмотреть описание рода, чтобы позволить этому человеку остаться человеком?

Вуду больше по душе второй вариант, но он вызовет некоторые научные последствия: “Если включить [в наш род] человека прямоходящего, придется признать, что в этом роду есть виды с разными жизненными циклами. Эта характеристика у них различается”.

Может быть, к определению человека нужно подойти вообще с другой стороны?

В конце 1990-х годов группа биологов несколько расширила рамки этой дискуссии, рассмотрев, каким образом роды определяются в отряде приматов в целом.

Автор фото, Thinkstock

Подпись к фото,

Шимпанзе – это человек или нет?

Они применили критерии скорости генетических мутаций и степени генетического разнообразия в каждом роду, чтобы рассчитать, когда они появились в процессе эволюции.

Биологи выяснили, что типичный род в отряде приматов насчитывает 7-11 миллионов лет истории. Что делает род Homo, возрастом всего в 2,8 миллиона лет, большим исключением.

Ученые заявили, что имеет смысл переклассифицировать наш род таким образом, чтобы он соответствовал по возрасту другим родам приматов. То есть удлинить его историю втрое.

Другими словами, такой подход подразумевает, что род должен определяться по продолжительности его истории, а не по анатомическим или поведенческим характеристикам.

Но тогда мы получим неожиданный результат: если первые представители рода Homo жили 11 миллионов лет назад, то к ним нужно отнести не только ранних людей, но и шимпанзе, так как последние обособились от нас всего семь миллионов лет назад.

Шимпанзе, выходит, тоже люди?

Это предположение звучит, мягко говоря, спорно, но некоторые ученые видят в нем рациональное зерно.

Автор фото, Getty

Подпись к фото,

По логике некоторых ученых, гориллы тоже могут оказаться людьми

В 2001 году группа генетиков решила подойти к определению рода Homo еще более широко: специалисты рассмотрели степень генетической изменчивости в нескольких родах млекопитающих.

У людей и у шимпанзе, как известно, совпадает около 99% ДНК (точные цифры несколько разнятся в зависимости от методики подсчета), ДНК гориллы тоже от них не очень сильно отличается.

Разные виды кошачьих, собачьих или медведей, обладающих подобной генетической схожестью, относились бы к одному и тому же роду, и для приматов, по идее, тоже не должно делаться исключений.

В соответствии с такой методикой, в человеческий род должны попадать не только шимпанзе, но и гориллы.

У этой идеи есть сторонники. В 2003 году Даррен Курно (сейчас работающий в Университете Нового Южного Уэльса в Австралии) совместно с покойным ныне Аланом Торном на основании исследований ДНК пытался переработать научную классификацию наших вымерших предков.

Курно и Торн указали на то, что люди и шимпанзе, несмотря на значительное сходство генов, внешне сильно отличаются друг от друга.

Автор фото, Thinkstock

Подпись к фото,

Стоунхендж. Ведь это дело рук человека?

На основании этого наблюдения можно сделать вывод, что у приматов с легкостью эволюционируют новые физические черты – даже если ДНК остается почти неизменной.

Исследователи сочли, что не стоит давать названия новым ископаемым видам и родам гомининов (в отличие от “гоминини” к гомининам относят еще и горилл – Ред.) на основании одних лишь небольших различий в их костной структуре.

Все кости, похожие на человеческие и имеющие возраст до семи миллионов лет, должны относиться к роду Homo, заявили они. А заодно в род нужно включить и шимпанзе.

Однако сейчас Курно говорит, что с тех пор изменил свою точку зрения. “Я больше не считаю, что шимпанзе нужно относить к роду Homo”, – говорит ученый.

Теперь Курно скорее согласен с теорией, предлагаемой Вилмором и его единомышленниками, а именно: люди впервые появились около 2,8 млн лет назад и были тогда представлены такими видами, как Homo habilis и Homo gautengensis (этот вид Курно описал на основании окаменелостей, найденных в Южной Африке).

Хотя Курно сейчас и не согласен с собственными ранними выводами, они, по крайней мере, представляли собой попытку привести определение рода Homo в соответствие с принятыми практиками классификации других приматов и млекопитающих – а заодно уточнить расплывчатое определение, сформулированное Линнеем 280 лет назад.

Вуд тоже говорит, что он преследует именно эту цель в своих поисках описания рода человека.

Автор фото, B Christopher Alamy Stock Photo

Подпись к фото,

Homo florensiensis – человек или нет?

Шварц тоже хотел бы сформулировать определение Homo таким образом, чтобы оно не выделялось из системы классификации других родов млекопитающих.

Но результат – если последовать его методике – окажется совершенно иным.

Шварц считает, что самые главные отличия между родами млекопитающих заключаются во внешности, а не в генах и не в поведении.

“Выдры вскрывают ракушки при помощи камней, вороны умеют с помощью камешков поднять уровень воды в сосуде, чтобы до нее дотянуться, но мы ведь не станем утверждать, что эти особенности поведения определяют выдр или ворон, – замечает он. – И к гомининам нужно относиться точно так же, как и к любым другим организмам”.

По его словам, если внимательно присмотреться к ископаемым останкам гомининов, в них обнаружится гораздо больше разнообразия, чем считает большинство исследователей.

К примеру, неандертальцы были крепче сбиты, чем мы, и имели выраженные надбровные дуги, которых, как правило, нет у современных людей.

Шварц утверждает, что если бы подобные различия наблюдались у других животных, ученые без колебаний отнесли бы их к совершенно разным родам.

Тут уж не до шимпанзе: Шварц предлагает хорошенько задуматься над тем, не изгнать ли из наших сородичей даже неандертальцев.

По его словам, нужно начать с известной величины – ныне живущих людей – и постепенно двигаться назад во времени, внимательно оценивая, какие окаменелости действительно относятся к нашему роду и виду.

“Эта точка зрения не очень популярна, но если мы хотим классифицировать человека точно так же, как свиней, грызунов, лошадей и других млекопитающих, именно так нам и нужно поступить”, – убежден ученый.

Автор фото, SLP

Подпись к фото,

Можно ли принять в нашу семью Homo erectus?

Он уже начал работать по этой методике, обращая особое внимание на черепа и челюсти гомининов.

Человеческий род определяется формой подбородка и лба, говорит он. А их характерная форма впервые появилась примерно 100 тысяч лет назад.

Если исходить из этого, то родственниками ныне живущих людей можно считать лишь относительно недавних наших предков – такие останки были найдены, к примеру, в израильской пещере Схул и в южноафриканской пещере Бордер-кейв.

В общем, совершенно ясно, что недостатка в разных научных методологиях определения нашего рода нет.

Но у ученых также нет и консенсуса по поводу того, какое из определений нужно считать правильным. А с учетом того, насколько рьяно сторонники разных точек зрения отстаивают свои позиции, ожидать компромисса в ближайшем будущем вряд ли приходится.

Может показаться удивительным, что мы не способны без споров определить саму нашу суть. Но, возможно, дело тут отчасти и в том, что речь идет о человечестве.

“Когда мы сравниваем окаменелые кости лошадей, страсти не кипят, – замечает Шварц. – А если речь идет о гомининах, начинают бушевать эмоции”.

  • Прочитать оригинал этой статьи на английском языке можно на сайте BBC Earth.

Наши волонтеры Государственный Дарвиновский музей

Атавина Тамара

Тамара стала волонтёром Дарвиновского музея 2018 года. За это время в центре «Познай себя — познай мир» она приобрела опыт не только проведения мини-экскурсий с группам младшеклассников, но и может объяснять новую информацию слабослышащим и слабовидящим людям. В прошлом году Тамаре удалось заинтересовать двух друзей из школы в помощи музею. Теперь они вместе с ней занимаются волонтёрством. Также Тамара помогает преподавателю в проведении занятий по робототехнике в ЦМИТе! Вместе с детьми разгадывают разные деревянные головоломки, играют с роботом и делают музыкальные шкатулки. Тамара помогает на мастер-классах в социальных и экологических праздниках музея. Хобби: чтение, музеи, путешествие, кулинария.

Ершова Мария

Маша учится в МГППУ на дефектолога, волонтёрством занимается с 10 класса. В нашем музее Маша помогает в интерактивном центре «Познай себя — познай мир» и на экологических и социальных праздниках, на мастер-классах, играх и викторинах с детьми. Свои навыки и качества Мария показала на таких праздниках как: День защиты детей и «Музей для всех!», сопровождая маломобильные группы на научно-познавательных экскурсиях. Хобби: чтение, фильмы, кулинария, волонтёрство.

Ефремова Любовь

Недавно Любовь стала частью команды Волонтёрского центра «Серебряный возраст». Многие волонтёры рассказывали о сотрудничестве с Государственным Дарвиновским музеем. Здесь она стала помогать в проведении экологических и социальных праздников и в интерактивном центре «Познай себя — познай мир». Также Любовь оказывает помощь сотрудникам на вернисажах выставок и при проведении конференций в Дарвиновском музее.

Калмурзина Роза

В пенсионном возрасте решила связать свою жизнь с волонтёрством. Активно помогает на мастер-классах, играх и викторинах с детьми при проведении социальных и экологических праздников Дарвиновского музея. Оказывает помощь посетителям в интерактивном центре «Познай себя — познай мир», также помогает сотрудникам музея организовывать кофе-брейки на научных конференциях и семинарах музея.

Касяненко Валентина

Валентина студентка Колледжа архитектуры дизайна и реинжиниринга №26 по специальности: садово-парковое ландшафтное строительство. Занялась волонтёрстовом при колледже, а затем вступила в команду волонтёров Дарвиновского музея. Быстро освоила мультимедийные комплексы в интерактивном центре «Познай себя — познай мир», рассказывая нашим посетителям о них. Заинтересовала много студентов из колледжа, которые приходят нам помогать. Также Валя попробовала себя в Центре молодёжного инновационного творчества «БионикЛаб». Активно участвует и в других проектах музея. Валентина активный волонтёр и участвует в разных проектах города. Хобби: рисование разными материалами от простой росписи, каллиграфии тушью до работы масляными красками и акрилом.

Козырева Марина

Закончила Государственный университет им. Серго Орджоникидзе. Волонтёр Московской Олимпиады 1980 г. Работает с особенными детьми. Участник сообщества путешественников 50+ «заслуженный отдых». Дистанционно с марта 2020 обучаюсь в Школе социальных аниматоров, где прошла курсы видео- и фотосъёмки, круговых танцев, смехойоги. В Дарвиновском музее волонтёрит с 2016 года. Помогает в социальных и экологических праздниках, оказывает помощь в центре «Познай себя — познай мир», проводит мастер-классы для детей различного возраста.

Комина Вероника

На данный момент школьница одиннадцатого класса. Планирует связать свою жизнь с юриспруденцией. Впервые о волонтёрской деятельности в Дарвиновском музее я узнала от своих друзей. Вероника волонтёрит в музее с 2019 года. Чаще всего помогает в интерактивном центре «Познай себя — познай мир», где рассказывает, как работают мультимедийные комплексы. Принимала участие в социальных и экологических праздниках Дарвиновского музея. Хобби: занимается бегом, играет на гитаре и ходит в походы.

Коробкова Евгения

Студентка Колледжа архитектуры дизайна и реинжиниринга №26, учится по специальности: садово-парковое ландшафтное строительство. В колледже занялась волонтёрской деятельностью и после стала принимать участие в мероприятиях Дарвинского музея. Чаще всего помогает в интерактивном центре «Познай себя — познай мир», принимала участие в таких мероприятиях: Всемирный день животных, День молодёжи, Международный день птиц, День дошкольной академии, а также помогает преподавателю в Центре молодёжного инновационного творчества «БионикЛаб». Хобби: занимается бегом и катается на велосипеде.

Кузьмина Елена Генриховна

Серебряный волонтёр с 2015 года, волонтёр Дарвиновского музея с 2017 года. Успешно прошла курс подготовки «Мосготура» и получила сертификат «Волонтёр музея» в 2018 году. Прошла обучение профессиональной переподготовки в Серебряном университете и получила диплом о высшем образовании в сфере «Московского исторического экскурсоведения». В добровольческую деятельность пришла для общения с энергичными, позитивными людьми, в стремлении быть социально полезной другим людям, готова получать и делиться своим опытом и знаниями. Елена выбирает направления для своей волонтёрской деятельности в социально значимых и культурных мероприятиях. Участвовала в фестивалях «Ночь музеев», «Интермузей». Ей очень нравится быть в команде волонтёров «серебряного возраста» Дарвиновского музея для участия в мероприятиях музея, общаться и помогать посетителям разного возраста.

Курилова Светлана Игоревна

Светлана Игоревна 31 год проработала в школе учителем начальных классов, естествознания, социальным педагогом. Выйдя на пенсию, у неё появилось много свободного времени. Желание помогать, быть нужной людям не покидало. В Дарвиновский музей пришла попробовать себя волонтёром в 2018 г. За это время Светлана Игоревна помогала и консультировала посетителей по работе интерактивных комплексов в центре «Познай себя — познай мир». С 2019 помогает в отделе фондов А. Н. Курзаевой в систематизации фотоматериалов. Светлана Игоревна считает что, «являясь волонтёром понимаешь, что это нужно, а когда нужно, хочется сделать ещё больше. Волонтёрство помогает быть социально активным и позитивным».

Латыпов Рустэм

Учится в средней школе. Закончил Школу юного психолога при МГУ. Увлекается психологией. Рустэм начал заниматься волонтёрской деятельностью с октября 2019 года. Помогает в центре «Познай себя — познай мир», в Центре молодёжного инновационного творчества «БионикЛаб», участвует в социальных и экологических праздниках Дарвиновского музея. Хобби: увлекается футболом, психологией и музыкой.

Лисицина Марианна Георгиевна

Работала преподавателем английского языка и физики. Победитель Всероссийского конкурса «Успешная мама». Руководитель программ детского и семейного отдыха ГАУК «Мосгортур». Участница волонтёрских акций Фонда продовольствия «Продукты в глубинку»; «Ёлка Победы». Победитель семейных спортивных эстафет города Москвы «Всей семьёй за здоровьем», «Семейные ценности» и других. Стала волонтёром Дарвиновского музея, где помогает в интерактивном центре «Познай себя — познай мир», а также на мастер-классах при проведении социальных и экологических праздников.

Магницкая Лариса Ивановна

В 1983 г. окончила Московский институт геодезии и картографии. До пенсии проработала директором геодезической организации. Лариса Ивановна очень деятельный человек, при уходе на пенсию решила заняться волонтёрством. Участвует во многих мероприятиях Дарвиновского музея, таких как помощь в интерактивном центре «Познай себя — познай мир» и в организации вернисажей, а также в проведении социальных и экологических праздников, где для детей проводит различные мастер-классы и викторины.

Макарова Анастасия

Настя работает волонтёром в музее с 16 лет. Ей нравится работать с детьми, часто помогает в центре «Познай себя — познай мир», также она попробовала себя в роли помощника в ЦМИТе «БионикЛаб». Во время праздников в музее помогает детям варить мыло и раскрашивает с ними картинки, проходит квесты и викторины. Настя помогала на таких праздниках как День пингвина, Всемирный день защиты животных, Международный день Земли, Международный день птиц, Международный день отца. В ближайшем будущем хочет поехать учиться на маркетолога в Университет Британской Колумбии в Канаде. Хобби: катается на сноуборде, изучает языки.

Мальцева Людмила Львовна

Всю свою жизнь вела активный образ жизни. В школе, потом в университете играла в баскетбол, ходила в пешие походы и на байдарках. Позже, работая преподавателем физики в вузе, продолжала заниматься спортом: баскетбол, плавание, бадминтон. Работала социальным психологом, продолжала вести активный образ жизни и увлеклась рукоделием. В пенсионном возрасте занялась волонтёрством. Готова помогать людям, делиться своим опытом, проводить мастер классы по рукоделию. Вступила в группу «Серебряные волонтёры Дарвиновского музея». Уже несколько лет принимает участие в различных мероприятиях, проводимых музеем. Активно помогает посетителям, рассказывая как работает интерактивный центр «Познай себя — познай мир», также оказывает помощь в организации вернисажей выставок и конференций в музее. Хобби: валяние игрушек из шерсти.

Мухина Анна

Закончила Московский политехнический университет, юридический факультет, кафедра гражданского права. Работает по специальности. В свободное время Анна проводит пешие экскурсии по Москве и Санкт-Петербургу для взрослых и детских групп. Волонтёрила на многих проектах и мероприятиях: Лига УЕФА по мини-футболу, проведение концерта, посвящённого Победе в Сталинградской битве, акция «Дорога Памяти», Парад 7 ноября, Матч отборочного турнира Чемпионата Европы 2020: Россия-Шотландия, Международный фестиваль фотографии «Золотая черепаха», 80-летие ВДНХ, фестиваль «Спасская башня», Книжный фестиваль на Красной площади, «Весенняя неделя добра», Чемпионат мира по футболу и другие. В Дарвиновский музей пришла волонтёром в 2018 году и сразу включилась в работу. Помогала в проведении социальных и экологических праздников, где проводила мастер-классы для детей вместе с сотрудниками. Анна часто помогает в интерактивном центре «Познай себя — познай мир», также оказывает помощь преподавателям в Центре молодёжного инновационного творчества «БионикЛаб». Как волонтёр помогала проверять олимпиады «Музеи, парки и усадьбы». Хобби: Всемирная история, русская история, художественная литература, сборка моделей военных самолетов, плавание.

Некрасова Римма Константиновна

С красным дипломом закончила экономический факультет отделение кибернетики ТСХА. 20 лет проработала в институте кибернетики при ВАСХНИИЛ. Закончила аспирантуру. Долгое время была председателем профкома института. В 1990-е стала предпринимателем. Достигла определённых успехов. Затем пошла в Совет ветеранов Академического района, потом с головой окунулась в волонтёрство — эту добрую работу. Для Риммы волонтёрство — это связь с общественностью, в которой она может помогать. Новые знания, события, новые люди и новые впечатления. Римма Константиновна участвовала во всех волонтерских проектах и конкурсах музея, а также помогала фотографировать множество мероприятий.

Немойкина Наталья

Наталья является волонтёром Дарвиновского музея с 2019 года. Активно помогает смотрителям в интерактивном центре «Познай себя — познай мир», рассказывая посетителям как работают мультимедийные комплексы. Вместе с сотрудниками проводит мастер-классы, игры, викторины и квесты для детей на экспозиции музея при проведении социальных и экологических праздников.

Ненадкевич Галина

Является жителем Академического района, поэтому музей считает самым родным и интересным. А теперь уже несколько лет Галина является волонтёром нашего музея. Оказывает помощь во многих направлениях и проектах музея. Проводит мастер-классы, игры и викторины с детьми в социальных и экологических праздниках. Помогает посетителям в интерактивном центре «Познай себя — познай мир». Вместе с сотрудниками музея оказывает помощь в проведении научных конференций Дарвиновского музея.

Николаев Марк

Первое волонтёрство Марка прошло в стенах Дарвиновского музея. Он с удовольствием стал помогать в интерактивном центре «Познай себя — познай мир». Нашёл много друзей и попробовал себя на занятиях в ЦМИТе. Марк с удовольствием работает на всех мероприятиях музея. Проводит мастер-классы, викторины, игры, квесты и научные опыты совместно с сотрудниками музея. Был волонтёром от Дарвиновского музея на Международном фестивале «Интермузей-2019», где получил благодарность за помощь в проведении мероприятий. Хобби: увлекается историческими реконструкциями, тяжёлой атлетикой и кулинарией.

Новосельцева Алена

Обучается в Российском химико-технологическом университете им. Д. И. Менделеева, работает в лаборатории по направлению биотехнология, и в свободное время занимается волонтерство. В 2018 году стала участником Волонтёрского центра при ВУЗе, а затем пришла помогать в музей. Наряду с помощью в Центре молодёжного инновационного творчества Алена стала помогать в центре «Познай себя — познай мир». Алена приняла участие в организации Дня молодёжи в музее! Над проектом ребята трудились целых 4 месяца. В июне состоялся большой праздник с насыщенной программой, множеством активностей. Сейчас продолжает помогать музею и принимает участие в работе выставок, в организации и проведении праздничных программ и мероприятий. Хобби: капоэйра, валянии игрушек из шерсти, рисование и пение.

Петина Елена Петровна

В прошлом врач. После выхода на пенсию появилось много свободного времени, и Елена решила себя попробовать в таком направлении как волонтёрство. Прошла подготовку для волонтёров в «Серебряном университете» и стала членом замечательной команды ВЦ «Серебряный возраст». Тогда появилась возможность помогать в Дарвиновском музее. Здесь Елена Петровна помогает в интерактивном центре «Познай себя — познай мир», в проведении экологических и социальных праздников, а также помогала организовывать вернисажи выставок.

Полозков Сергей

Сергей волонтёр Дарвиновского музея с 2017 года. Серёжа увлекается программированием, он решил стать волонтёром в Центре молодёжного инновационного творчества «БионикЛаб». Он занимается распространением механических головоломок. Состоит в клубе «Диоген» и участвует в ежегодном обмене с авторской разработкой «магнитный октаэдр». Увлекается программированием, пишет игры для Arduino. Также знаком с Pascal и JavaScript. Разбирается в векторной графике. Использует CorelDraw с макросами на VBA. Прошёл курс обучения в школе английского языка WSI. Как программист участвовал в проекте Новой школы «цилиндрический лабиринт». Он написал часть кода, которая по заданной карте лабиринта генерирует файл svg для лазерной резки. Хобби: является кандидатом в мастера спорта по русским шашкам, в шахматы играет на уровне КМС.

Пясецкая Людмила

Людмила стала волонтёром совсем недавно: с 2020 года. За это время успела проявить себя как доброжелательный и увлекающийся человек. Активно помогает в интерактивном центре «Познай себя — познай мир», где рассказывает посетителям, как работают сложные мультимедийные комплексы. Людмила успела поучаствовать в нескольких социальных и экологических праздниках: День пингвина, День эволюции. Также помогает сотрудникам в проведении вернисажей выставок.

Родионова Варвара

Варвара волонтёрит в нашем музее с конца 2019 года. Её целью было приобрести опыт и научиться без стеснения общаться с разными людьми. Большую часть своих волонтёрских часов она проводит в интерактивном центре «Познай себя — познай мир». Также Варя приняла участие в экологическом празднике День пингвина. Помимо этого, она участвовала в создании видео мастер-классов по лепке из глины животных к празднику Международный день защиты детей. Хобби: рисование в разных техниках и лепка из глины. Любит уроки математики, физики и истории.

Тюленева Елизавета

Елизавета один из первых волонтёров музея. Дарвиновскому музею она помогает уже 5 лет. А общий волонтёрский стаж уже 7 лет. Елизавета участвовала во всех социальных и экологических праздниках, знает интерактивный центр «Познай себя — познай мир» вдоль и поперёк. Часто помогает преподавателю в Центре молодёжного инновационного творчества. Обожает участвовать в городских акциях «Ночь музеев» и «Ночь искусств». Помогала в организации выставок и в проведении вернисажей. Лиза закончила Первый московский образовательный комплекс и получила профессию ювелира, работала по специальности. Поступила в МИСиС на факультет новых материалов и нанотехнологий. Хобби: живопись, играет на фортепьяно и участвует в марафонах и забегах.

Фридман Екатерина

Является одним из первых волонтёров Дарвиновского музея с 2014 года. В основном помогает сотрудникам в образовательном центре «Познай себя — познай мир»: следит за сохранностью экспонатов и рассказывает о них посетителям. Участвовала в «Ночи музеев». Во время мероприятия, посвящённого волонтёрской деятельности, была одной из представительниц Дарвиновского музея. Проводит сокращенную ознакомительную экскурсию — о необычных экспонатах нашего музея во время различных мероприятий: на День волонтёра, для гостей музея или для детей с ограниченными возможностями. Помогала в разработке путеводителя для детей по интерактивному центру «Познай себя — познай мир» в роли иллюстратора. Окончила ВГИК по специальности: художник анимации и компьютерной графики. Хобби: рисование, литература, изучение иностранных языков — английский, французский, немецкий, латынь, иврит).

Познай себя; Прими себя | с английского на латынь |

Этот сайт использует файлы cookie. Некоторые из этих файлов cookie необходимы для работы сайта, в то время как другие помогают улучшить ваш опыт, предоставляя информацию о том, как используется сайт. Для получения дополнительной информации ознакомьтесь с политикой конфиденциальности ProZ.com.

Настройки файлов cookie

  1. Топ KudoZ™
  2. с английского на латиницу

Латинский перевод: Nosce te ipsum; принять тэ ipsum

ГЛОССАРИЙ (ИЗ ВОПРОСА НИЖЕ)
Английский термин или фраза: Познай самого себя; Прими себя
Латинский перевод: Nosce te ipsum; Accipe Te Ipsum

14:50 февраля 11, 2003
Английский на латинский
Английский термин или фраза: Познай самого себя; Прими себя
Старая поговорка. Также: «Знай, кто ты есть; принимай, кто ты есть». Спасибо
Себастьян
9s; accipe te ipsum
Объяснение:
+

————————————————– —————
Примечание добавлено 11 февраля 2003 г. в 14:59:01 (GMT)
——————————– ——————

accipe штрафы tuas=примите ваши ограничения, http://omega.cohums.ohio-state.edu/hyper-lists/latin-l /00-07…

… Nosce Te Ipsum в переводе с латыни означает «познай самого себя». Выбранный ответ от:


Daniela Falessi
Местное время: 21:20 9Как это будет произноситься?
3 балла KudoZ были начислены за этот ответ Accipe TE IPSUM
DANIELA FALESSI

5 MIS Доверие: Peer Соглашение (NET): +5

..900 2 9002.900 2 9002.900 2. 9002. принять тэ ipsum

Объяснение:
+

—————————————- ———-
Примечание добавлено 11 февраля 2003 г., 14:59:01 (GMT)
———————- —————————-

accipe fines tuas=примите ваши ограничения, http://omega.cohums.ohio-state .edu/hyper-lists/latin-l/00-07…

… Nosce Te Ipsum\” в переводе с латыни означает “познай самого себя”. www.artic.edu/~tholme/nti/

9Как это будет произноситься?


Познай себя. | Латинский D

Тоби
Новый член

Местонахождение:

Норвегия