Колесо сансары в буддизме – как вырваться из круговорота страданий
Добрый день, уважаемые любители буддийской культуры и философии.
Сегодня мы рассмотрим еще одно основополагающее понятие этой религии – «Сансара». Хотя этот термин знаком многим, далеко не все понимают его правильно, считая чем-то вроде судьбы и частично путая или смешивая с понятием «кармы».
Содержание:
Бхавачакра
История символа и его значение
Сансара в буддизме
Три умственных яда
12 нидан
Как выйти из круговорота страданий
Закон Сансары
Символизм
Заключение
Бхавачакра
Следует сразу оговориться, что этот термин не принадлежит исключительно буддийской религии и присутствует в индуизме, джайнизме, сикхизме, некоторых других индийских верованиях. Везде он воспринимается примерно одинаково – как круговорот перерождений, которые проходит человеческое существо в своем стремлении к совершенству, пониманию мироздания.
Колесо Сансары в буддизме носит название Бхавачакра и напрямую связано с учением о Шести мирах и двенадцатичленной формулой бытия. Впрочем, обо всем по порядку.
История символа и его значение
Такое понятие, как «Сансара» (или Самсара) присутствовало в древнеиндийской философии задолго до появления первых учений Будды Шакьямуни. Первое упоминание найдено в Упанишадах – классическом ведическом трактате, написанном в VIII-III веках до нашей эры. В той трактовке под Сансарой понимается череда страданий, испытываемых всеми низшими существами, в противовес высшим, которые пребывают в нирване.
В концепции индуизма Сансара – это наш мир (а также другие аналогичные ему миры), в котором пребывает материальное тело человека. При этом его тонкое (нематериальное) тело – аналог души – перерождаясь, возвращается в круг Сансары раз за разом, эволюционируя или наоборот деградируя – в зависимости от праведности, правильности своего существования.
Сансара в буддизме
Буддийская философия, взяв общую концепцию перерождений из индуизма, переработала ее и, что называется, «довела до ума». Так появилось учение о причинности, которое Будда постиг, медитируя под деревом Бодхи. Само понятие Самсары тесно переплелось с религиозной космологией, мироустройством.
Буддизм предложил не только более внятную и логичную теорию перерождений, чем древние религии, но и обозначил три основных источника страданий, а также способы вырваться из круговорота смерти и рождения.
Если индуизм относится к Сансаре достаточно нейтрально, представляя ее как существующее положение дел, с которым большинство вынуждено мириться, то в учении Будды это понятие носит явный негативный оттенок. Главная задача каждого – вырваться из «порочного круга», сформированного пороками.
Три умственных яда
Символами этих трех основных пороков, приводящих человека к страданиям, являются животные:
- петух, олицетворяющий наши желания;
- змея, которая означает ненависть;
- свинья, которая символизирует невежество и заблуждение.
Каждый из пороков имеет свои последствия:
- Желания рождают зависть и неконтролируемые материальные потребности.
- Ненависть вызывает отвращение к людям и мешает человеку относиться к происходящему спокойно и взвешенно.
- Заблуждение приводит к путанности мыслительного процесса и вялости ума.
Кстати, три умственных яда являются не только препятствиями на пути каждого человека к дзену, но и причинами всех телесных и душевных заболеваний, поэтому многие традиционные врачебные практики Востока трактуют недуги, как следствие этих трех негативных состояний, а лечение, соответственно, направлено на победу над ними.
12 нидан
Так в буддизме называются звенья причинно-следственной цепи, вытекающие одно из другого, которые приводят человека к страданиям и необходимости многократных перерождений. Все они взаимосвязаны между собой – первое порождает второе, второе – третье и так далее до последнего – двенадцатого, из которого, в свою очередь, проистекает первое.
Цепь страданий человека:
- Неведение – ложный ум, которые порождает «Я», но не дает познать истинную природу Ума.
- Привычки и шаблоны, которые заставляют совершать ошибки, что мешают эволюции при перерождении.
- Сознание, складывающееся на основе привычек и формирующее личность.
- Осознание всего сущего как «Я» и «Мир вокруг Меня».
- Шесть органов чувств, заставляющие человека считать все, воспринимаемое им, «настоящим» и «единственно правильным».
- Контакт между «Я» и объектами, осуществляемый посредством шести чувств.
- Ощущения (как приятные, так и негативные), возникающие как следствие контакта с окружающими объектами.
- Привязанности и неприятия, формирующиеся у человека на основе его ощущений.
- Действия, которые предпринимает человек в своем стремлении к удовольствиям (привязанностям).
- Карма, формируемая на основе мыслей, стремлений и действий каждого человека.
- Неизбежное старение в процессе земного существования челнока, которое ведет к финалу.
- Смерть, которой заканчивается существование в мире Сансары, после чего она опять погружает человека в неведение.
Интересно, что изначально Будда сформировал колесо в обратном порядке, поставив вопрос о причинах существования смерти. Так он пришел к неведению, с которого и начинается цикл человеческих страданий.
По легенде, перед пробуждением (просветлением) Будда тщательно анализировал все 12 составляющих Самсары в попытках найти самое слабое звено, разорвав которое, можно вырваться из круговорота. И ему это удалось.
Как выйти из круговорота страданий
Как следует из учения Будды Шакьямуни, наиболее уязвимыми являются 8 и 9 звенья цепи – желания и стремления (действия). Они не чужды даже богам и полубогам, которые хоть и пребывают в мире удовольствий, но также не в силах покинуть мир Сансары, так как ослеплены своими страстями. Именно поэтому самым ценным перерождением в буддизме считается человеческое.
В градации живых существ эта форма располагается посредине:
- Боги;
- Полубоги;
- Люди;
- Животные;
- Духи умерших;
- Обитатели Ада.
Животные в силу ограниченности своих способностей и инстинктов неспособны к сознательному изменению кармы, духи и адские жители слишком измучены страданиями, а божественные существа, наоборот, увлечены наслаждениями. Все это препятствует их выходу из Самсары в нирвану.
Любой человек в силах освободиться от оков своих желаний и стремлений, достигнув просветления и покинув колесо. Вникая в учение Бодхи и идя по пути Дао, каждый из нас имеет шанс на просветление и постижение сущности мироздания – именно это является основной целью буддизма.
Закон сансары
Говоря так, имеют ввиду карму. Если кратко, то закон Сансары – принцип естественного следствия всех поступков в текущей и прошлых жизнях. Если человек грешит (не только действиями, но и мыслью), в будущем он опускается на ступень ниже в сферах шести Миров, то есть, становится животным. А если совершает правильные действия, то наоборот, поднимается. К благородным поступкам в буддизме относятся:
- Спасение жизни человека или любого живого существа.
- Материальная и духовная щедрость. То есть помощь не только деньгами, но и словом, советом, информацией.
- Преданность друзьям, близким, родным и своим убеждениям.
- Правдивость и отсутствие лжи в словах и поступках.
- Примирение с врагами и недоброжелателями, а также участие в примирении других.
- Доброжелательность и вежливость в общении.
- Бережное отношение к тому, чем уже обладает человек (как в материальном, так и в духовном плане).
- Проявление сострадания к окружающим.
- Любовь к людям и живым существам.
- Саморазвитие и стремление к познанию.
- Закон кармы достаточно сложен и не заключается в простом сложении хороших и плохих поступков. За каждое действие человеку придется ответить.
Символизм
Поняв в общих чертах, что такое Самсара, можно обратиться и к самому символу, который содержит в себе отсылки ко всем вышеперечисленным понятиям. Существует несколько вариантов изображения колеса в разных религиозных традициях.
В упрощенной форме это круг с восемью спицами, идущими от центра. Это символ Восьмеричного пути в буддизме – восьми ступеней, которые должен постигнуть каждый ученик, идя к просветлению. Он заключается в стремлении к мудрости, совершенствовании нравственности и достижении сосредоточения.
Также в различных формах на символах колеса Самсары отображены три умственных яда, шесть сфер мироздания и 12 звеньев причинно-следственной цепи человеческих страданий.
Понятие Сансары является центром космологической буддийской Вселенной и наглядно отражает основные принципы этой религии – закон кармы и стремление к просветлению. Остановить вращения колеса невозможно, ведь оно – суть мироустройства, но каждый способен однажды выйти из него, прервав цикл перерождений и достигнув нирваны.
Заключение
Друзья, на этом мы сегодня закончим, однако скоро обязательно встретимся снова.
Если вам понравилась статья, поделитесь ею в соцсетях.
И до новых встреч на страницах блога!
Колесо сансары | SLAVYOGA
SLAVYOGA – здоровье и йога
Процесс рождения, существования, смерти и нового рождения в индуизме и буддизме называется Колесом Сансары или Бхавачакрой, что дословно с санскрита переводится как «колесо обусловленного существования», когда душа вследствие желаний и невежества рождается в том или ином мире, наслаждается исполнением одних желаний и страдает от привязанностей, невозможности исполнить другие желания, старости и болезней, умирает и, будучи неспособной отпустить привязанности и желания, стремится к новому рождению, к новым ощущениям и опытам.
Термин САНСАРА или САМСАРА в переводе с санскрита имеет несколько значений:
— блуждание, странствование;
— переход, череда перерождений, круговорот;
— жизнь
В основе сансары лежит карма – закон причины и следствия, когда каждое совершенное действие влечет за собой последствия, а те, в свою очередь, вызывая реакции в уме и изменения во внешнем существовании, толкают существ к новым действиям и последствиям этих действий, и так до бесконечности.
Учение о сансаре наглядно представлено в символическом изображении колеса, которое украшает входы многочисленных буддийских и индуистских храмов. Сама форма колеса указывает на цикличность и повторяемость процессов.
В колесе сансары имеется 4 круга. Первый внутренний круг – это основа сансары, базирующейся на трех составляющих: невежестве, привязанностях и гневе, которые символически обозначаются тремя животными: свинья, петух и змея.
Следующий круг описывает карму – действия, ведущие к последствиям:
• темный полукруг – это негативная карма, когда существо потакает своим желаниям, усиливает привязанности и не контролирует свой гнев,
• светлый полукруг – это позитивная карма, когда существо стремится к благости и гармоничному существованию, накапливает заслуги, помогая ближним, жертвуя своими желаниями, следует внешней дхарме (законам общества), живет в согласии с правилами и в балансе со своей природой.
Негативная карма оказывает деструктивное влияние на состояние ума, усиливая влечения, гнев, страсть, вожделение, похоть, жадность и т.п. Позитивная карма способствует равновесию и благости.
Это находит отражение в следующем круге колеса сансары, изображающем шесть миров, в которых может воплотиться сознание, в зависимости от совершенных действий и состояния, в котором находился ум в момент смерти в предыдущем рождении.
• Мир девов (полубогов) – или благостное состояние ума, блаженство и гордость;
• Мир асуров (гневных божеств или титанов), когда в уме преобладают соперничество, зависть, ревность, стремление к власти, силе и могуществу;
• Мир людей, когда ум обусловлен чувствами, эмоциями и привязанностями;
• Мир животных, характеризуемый состоянием невежества;
• Мир голодных духов, когда в уме преобладают жадность, ненасытность, неудовлетворенность;
• Адские миры, когда ум наполнен злобой, жестокость, местью, кровожадностью, насилием.
Важно понять, что все эти шесть миров условны. Они и существуют сами по себе, и не существуют, поскольку обусловлены состоянием ума населяющих их существ. И, будучи человеком, существо может испытывать состояния других миров.
Следующий круг описывает процесс воплощения и блуждания в сансаре. Состоит из 12 символических картинок:
1. человек, пронзенный в глаз стрелой, или идущий с завязанными глазами, опираясь на посох – символ невежества и неведения – движение слепого;
2. гончар, лепящий горшки – символ внутренних неосознанных импульсов, заставляющих совершать все новые и новые действия;
3. обезьяна – символ двойственного непостоянного ума, отвлекающегося и увлекающегося всем подряд;
4. двое в лодке – символ двойственной природы мира, в котором все разделено и имеет две противоположные стороны;
5. дом с шестью окнами – символ 5 органов чувств и ума;
6. влюбленная пара – символ соприкосновения органов чувств с объектами;
7. вода, выливаемая из кувшина, на раскаленное до красна железо – символ рождения ощущений – приятного, неприятного, нейтрального;
8. человек, который пьет или которому подносят пиво – символ рождения реакций: приятное ощущение рождает влечение и желание повторить снова, неприятное – отвращение, нейтральное оставляет меньше всего следов в уме;
9. сбор урожая – символ попыток удержать приятное, отталкивание неприятного и равнодушие к нейтральному;
10. беременная женщина – символ нового рождения, обусловленного привязанностями и желаниями;
11. роды – новое рождение, воплощение;
12. старик – символ завершения любой жизни – старость и смерть, а затем новое рождение и новый круг.
Само колесо сансары находится в руках своего владыки – Ямараджа – царя времени и смерти, который определяет продолжительность жизни существа и обрывает ее по завершению жизненного пути.
Ямарадж также именуется Дхармараджем, т.е. тем, кто устанавливает законы существования в сансаре. Тех, кто исполняет эти законы, он благословляет хорошей кармой и хорошими условиями существования. Тем, кто не следует этим законам, Владыка колеса посылает страдания и лишения. Но ни те, ни другие не способны избежать смерти, с приходом которой вся жизненная энергия со всеми своими возможностями, свершениями, радостями, накоплениями и т.п. возвращается назад к Ямараджу.
За переделами колеса сансары изображают Буду или Бодхисатву – просветленное необусловленное и свободное от сансары существо, указывающее путь выхода из колеса. Путь оказывается настолько простым, насколько и сложным. Всего-навсего нужно отказаться, отбросить все свои желания, стремления, представления, притязания относительна мира, жизни и других существ и просто прислушаться к «зову Духа», последовать Пранаве – потоку Брахмана (Святого Духа) или Единому Океану Энергии, тогда никакое действие не станет обусловленностью, рождающей карму и увлекающей в сансару.
Но живым существам как ни странно такое существование представляется невозможным. Слишком сильны привязанности, обусловленности, желания, убеждения и т.п. Поэтому Будды всех времен и народов приносят разные учения, практики, пути, которые помогают живым существам освободить их умы от накопленных обусловленностей, чтобы увидеть за представлениями о жизни саму жизнь, за формой содержание, за множеством миров единую Реальность.
Автор статьи — Сатья
Редактирование и публикация материала — Сергей Чернов
Рекомендуем к просмотру
SLAVYOGA – здоровье и йога
Что вращает колесо жизни
Франческа Фримантл о колесе жизни и о том, как Будда его деконструировал.
Будда описал все мирские явления как обладающие тремя характеристиками: непостоянство, страдание и безличность. Мы страдаем, потому что воображаем, что не-я — это-я, что непостоянно — постоянно, а то, что, с конечной точки зрения, является болью, — удовольствием. Существование с этими тремя характеристиками называется сансарой, что означает, что мы постоянно течем, движемся вперед, от одного момента к другому и от одной жизни к следующей жизни. Сансара — это не реальный внешний мир или сама жизнь, а то, как мы их интерпретируем.
Самсара – это жизнь, которую мы проживаем под влиянием невежества, субъективного мира, который каждый из нас создает для себя. В этом мире есть добро и зло, радость и боль, но они относительны, а не абсолютны; они могут быть определены только в отношении друг к другу и постоянно превращаются в свои противоположности. Хотя сансара кажется всемогущей и всепроникающей, она создается нашим собственным состоянием ума, как мир сна, и может раствориться в небытии, как пробуждение ото сна. Когда кто-то пробуждается к реальности, даже на мгновение, мир не исчезает, но переживается в своей истинной природе: чистой, блестящей, священной и нерушимой.
Ключом к реализации и учению Будды является понимание причинности, потому что только когда мы знаем причину чего-либо, мы можем по-настоящему положить этому конец и предотвратить его повторное возникновение. В своих поисках источника страдания он обнаружил, что должен вернуться к самому началу, к самому первому проблеску индивидуального самосознания. В своей духовной практике он тоже всегда шел все дальше и дальше, никогда не довольствуясь состояниями знания, покоя и блаженства, которых он достиг под руководством своих учителей. Он всегда хотел знать их причину и видеть, что лежит за их пределами. Таким образом, он превзошел своих учителей и в конце концов достиг своего великого пробуждения.
Самсара подобна болезни; Будда, которого называли Великим Врачем, предлагает лекарство; но пациент должен распознать болезнь с ее причинами, симптомами и последствиями, прежде чем можно будет начать лечение.
Будда проснулся в состоянии совершенного просветления, которое он описал как бессмертное, нерожденное и неизменное. Если бы не это, говорил он, не было бы спасения от рождения и смерти, непостоянства и страдания. Конечно, есть состояние абсолютного покоя, блаженства, знания и свободы, но чтобы достичь его, мы должны сначала понять цикл обусловленного существования, в котором мы заключены. Самсара подобна болезни; Будда, которого называли Великим Врачем, предлагает лекарство; но пациент должен распознать болезнь с ее причинами, симптомами и последствиями, прежде чем можно будет начать лечение.
Будда открыл весь причинный процесс сансары, полный цикл стадий причины и следствия. Согласно традиции, он однажды описал этот процесс в серии изображений, чтобы их можно было послать в живописной форме королю соседней страны, который осведомился о его учении. Художник нарисовал изображения в соответствии с наставлениями Будды, иллюстрируя всю сферу сансарного существования, от которой мы ищем освобождения. Эта картина известна как колесо жизни и знакома всему буддийскому миру. Он восходит к той же традиции образов, которая так ярко расцвела в ваджраяне, но восходит к истокам буддизма.
Внешний обод колеса жизни разделен на двенадцать секций, каждая из которых содержит маленькую картинку. Они представляют собой двенадцать звеньев в цепи причины и следствия, известной как взаимозависимое возникновение или, как выразился Чогьям Трунгпа Ринпоче, цепная реакция сансары. Двенадцать звеньев можно рассматривать как этапы эволюции отдельного человека (или любого другого живого существа), но в то же время их можно применять и к состояниям ума, которые постоянно возникают, развиваются и исчезают.
Мы можем проследить причины страданий до их корня с помощью двенадцати звеньев этой цепи. Все они также должны пониматься как происходящие внутри нас от момента к моменту, так что, проходя через всю эту серию образов, мы также наблюдаем рождение, жизнь и смерть ментальных состояний.
1. Разложение и смерть
Иконография может незначительно различаться на разных картинах, но где-то по краю, обычно вверху слева, мы находим изображение трупа, переносимого на место кремации: это называется разложением. и смерть. Его часто переводят как старость и смерть, но поскольку многие люди умирают молодыми и не достигают старости, здесь «возраст» действительно относится ко всему процессу старения и увядания, который на самом деле начинается, как только мы рождаемся. Всякая боль, будь то физическая или душевная, возникает из-за какого-либо аспекта потери, разрушения или разложения, поэтому этот образ представляет собой все страдания существования.
2. Рождение
Истинная причина распада и смерти не в нашем физическом состоянии, не в болезни или несчастном случае, а в самой жизни, в самом факте рождения. Двигаясь по кругу против часовой стрелки, мы приходим ко второй картинке, матери, рожающей ребенка. Хотя это звено в цепи известно как рождение, оно означает не просто событие рождения, но начавшуюся жизнь; оно охватывает всю жизнь этого конкретного воплощения. Оно может относиться к рождению живого существа или к физическому появлению чего-либо во внешнем мире, или может быть истолковано как возникновение мысли или настроения в уме.
3. Существование
Следующая картина, иллюстрирующая причину, ведущую к рождению, иногда изображает беременную женщину, а иногда мужчину и женщину в сексуальном союзе. Оба эти образа предполагают зачатие, начало новой жизни. Эта связь называется существованием, жизнью или становлением — возникновением. Существование означает нахождение в состоянии сансары: внешне подверженное рождению и смерти, внутренне под влиянием невежества и заблуждения.
4. Захват
Почему возникают состояния ума? Почему мы постоянно создаем свою версию мира из момента в момент? Почему живое существо входит в матку, чтобы родиться? Когда мы ищем причину становления, мы находим ее в цеплянии. Слово для этого звена в цепи буквально означает присвоение или взятие себе, и оно символизируется фигурой, собирающей плоды с дерева. Схватывание противоположно отдаче и отпусканию. Мы крепко держимся за наши мнения, наши взгляды на жизнь и наши представления о самих себе; снова и снова мы цепляемся за следующую мысль, следующую эмоцию, следующее переживание; в момент смерти мы цепляемся за следующую жизнь.
5. Жажда
Цепляние, в свою очередь, основано на фундаментальном инстинкте нужды, желания и стремления, называемом жаждой. Он изображается человеком, пьющим или которому предлагают выпить. Это жажда существования, которая заставляет нас цепляться за жизнь любой ценой, и это также основное стремление испытывать удовольствие и быть свободным от боли. Жажда никогда не может быть удовлетворена; даже если мы выпьем столько, сколько сможем, рано или поздно оно вернется. Это заложено в нашем самоощущении. Эта жажда, также переводимая как желание или страстное желание, часто считается причиной страданий. Это не конечная причина, но непосредственная и наиболее очевидная причина.
6. Ощущение
Жажда опыта зависит от возможности чувства или ощущения, символизируемого человеком, пронзенным стрелой в глазу. Этот жестокий образ остро напоминает нам, что вся серия предназначена для выражения неизбежных страданий сансары. Интересно отметить, что санскритское слово «чувство» может означать как боль, так и ощущение в целом. Это указывает на истину, что в сансаре, с абсолютной точки зрения, все чувства любого рода болезненны, потому что они связаны с нашим ложным представлением о себе. Но в пробужденном состоянии, где нет эгоцентричной привязанности или отвращения, все чувства переживаются как «великое блаженство». Великое блаженство — это не просто усиление удовольствия, а трансцендентное переживание чувствительности, которое можно пробудить посредством любого ощущения, не только через удовольствие, но и через то, что мы обычно считаем болью.
7. Контакт
Ощущение возникает в результате контакта или прикосновения, иллюстрируемого объятиями мужчины и женщины. Это представляет контакт между чувствами и их объектами. В тантрах этот мощный образ трансформируется в страстное объятие любви, в волшебный танец пробужденного ума с миром, воспринимаемым в его истинной, священной природе. Но здесь, хотя мы по-прежнему занимаемся самыми основными принципами, это просто иллюстрирует то, что происходит всякий раз, когда возникает опыт дуальности и существуют отношения между субъектом и объектом.
8. Шесть чувств
Объятие возможно только благодаря существованию шести чувств, изображенных в виде дома с шестью окнами. В индийской буддийской традиции ум считается органом чувств, объектом которого являются все восприятия, мысли, чувства и т. д., возникающие в нем. Таким образом, в дополнение к обычным пяти чувствам: зрению, слуху, осязанию, вкусу и обонянию, умственная функция считается шестой.
9. Название и форма
Если шесть чувств существуют, то должно быть и конкретное живое существо, которому они принадлежат. На следующей картинке изображена лодка, наполненная пассажирами, которая называется именем и формой. Имя и форма вместе составляют индивидуальное лицо. Форма — это материальный аспект, лодка тела, несущая нас по реке жизни, а имя включает в себя все нефизические аспекты нашего бытия (пассажирами можно считать различные «личности» внутри нас). Во многих частях мира считается, что имя человека имеет магическое значение. Когда нам дают имя, мы получаем личность; наше имя определяет, кто мы есть. Если мы думаем о чьем-то имени, мы автоматически запоминаем его или ее внешний вид, и наоборот. Тело нельзя отделить от ума; физические и нефизические аспекты существования возникают из одной и той же причины и отражают друг друга.
10. Сознание
Для существования человека необходимо индивидуальное сознание. Сознание функционирует через шесть чувств. Это то, что заставляет нас осознавать самих себя и делит мир на субъект и объект; это дает нам ощущение того, что мы являемся «я», в отличие от всего остального, что не является «я». Сознание уместно изображается как беспокойная, любознательная обезьяна, прыгающая от объекта к объекту, никогда не останавливаясь на месте. Иногда изображают обезьяну, срывающую плоды с дерева, а иногда выглядывающую из окон дома — дома шести чувств.
11. Обусловливание
Сознание — это не чистое, прямое осознание, но оно производится и обусловливается тем, как функционирует ум, поэтому следующее звено в цепи называется обуславливанием (или формациями). Оно относится к определенным характерным психическим силам или образцам, которые мотивируют наши мысли, слова и поступки. Именно здесь начинает действовать закон кармы. Слово карма буквально означает «действие», но обычно, когда мы говорим о законе кармы, мы имеем в виду как действие, так и его результат: универсальный закон причины и следствия на личном уровне. Все, что мы думаем, говорим и делаем, имеет неизбежные последствия. Будда учил, что карма на самом деле относится к намерениям, а не только к действиям в буквальном смысле. Наша жизнь формируется нашими сокровенными мыслями и глубочайшими мотивами, в том числе на самом тонком и скрытом уровне, которые можно обнаружить только с помощью глубоких техник медитации. Это звено в цепи символизирует гончар, делающий горшки. В теистических религиях образ гончара иногда используется для Бога-творца, тогда как в буддизме сила кармы постоянно создает мир заново для каждого живого существа в каждый момент времени.
12. Неведение
Но почему вообще возникает обусловленность? Как вообще начался весь процесс? Будда проследил первопричину до невежества, невежества ума в отношении своей собственной пробужденной природы — последнего и первоначального звена в цепи. Это самый дальний угол, в который мы можем вернуться в пределах круга сансары; здесь все начинается. Действительно, мы можем сказать, что весь этот цикл действительно не имеет ни начала, ни конца, потому что сами наши представления о прошлом, настоящем и будущем являются частью сансары. Символом невежества является старая слепая женщина, ковыляющая с помощью палки. Трунгпа Ринпоче называл ее слепой бабушкой. Она породила поколения сансарного существования, бесконечно размножающегося и воспроизводящегося. Невежество означает игнорирование истины реальности, закрытие глаз на пробужденное состояние. Хотя свет реальности вездесущ, невежество предпочитает оставаться слепым. Природа этой слепоты состоит в том, чтобы верить в существование отдельного, независимого «я». Трунгпа Ринпоче также говорил, что невежество очень разумно. На самом деле это разум сансары, который ведет непрерывную битву за выживание и постоянно ищет способы поддерживать свою собственную иллюзию, свой собственный самообман.
Здесь мы проследили каждое звено цепи в обратном направлении до его причины, от страданий земной жизни, кульминацией которых стала смерть, вплоть до ее изначального источника, невежества. Всю серию картинок можно читать и в обратном порядке, от неведения до смерти. Если мы сделаем это, то сможем ясно увидеть неизбежное развитие двенадцати стадий: неведение, обусловленность, сознание, имя и форма, шесть чувств, контакт, ощущение, жажда, цепляние, существование, рождение, распад и смерть. Двенадцать звеньев образуют бесконечный круг. В момент смерти мы снова впадаем в состояние невежества, и цикл начинается сначала. Самсара означает продолжаться и продолжаться, круг за кругом, без начала и конца.
Теперь обратимся к остальной части колеса жизни. Внутри внешнего обода, занимающего основную часть колеса, находятся иллюстрации шести миров существования в сансаре: миров богов, ревнивых богов, людей, животных, голодных духов и адских существ. Очень часто показаны только пять частей, потому что боги и ревнивые боги в основном одинаковы и могут быть классифицированы вместе.
Во внешнем смысле миры изображают все возможные разновидности разумной жизни, разделенные на эти пять или шесть основных групп. Все это условия жизни, в которых мы могли бы переродиться. За исключением царств животных и людей, другие миры невидимы для нас, но все они сосуществуют с нами в непостижимо обширной многомерной вселенной.
Во внутреннем смысле все эти миры находятся в нашем разуме. Хотя у нас форма и психология человеческих существ, мы постоянно проходим через состояния ума, соответствующие другим сферам. Точно так же боги, завистливые боги, животные, голодные призраки и существа ада — все переживают состояния ума других миров, окрашенные их собственными доминирующими состояниями. Кроме того, в каждой из шести сфер каждое живое существо проходит через полный цикл двенадцати звеньев цепной реакции сансары.
Человеческое царство является наиболее сбалансированным и наименее экстремальным из шести, поэтому нам легче охватить весь спектр условий нашего опыта, от ада до небес. Конечно, все колесо жизни обязательно описывается с человеческой точки зрения; тем не менее вся жизнь в основе своей имеет одну и ту же природу будды и обусловлена одними и теми же силами, возникающими из невежества.
На некоторых изображениях колеса жизни фигура Будды изображена в каждом мире. В мире людей это человеческий Будда Шакьямуни, в каждом из других миров он появляется в образе одного из его обитателей. Это указывает на то, что сострадание пробужденной природы простирается бесконечно, беспрепятственно и может проявляться в любой форме, чтобы общаться со всеми различными типами существования, даже в крайнем адском страдании.
Двигаясь дальше к центру колеса, следующая часть делится на две части: светлая половина, в которой человеческие фигуры поднимаются вверх, и темная половина, в которой они падают вниз. Это представляет собой последнюю стадию период между смертью и новым рождением, в течение которого результаты наших предыдущих действий приводят нас к более высокому или более низкому состоянию. Фигуры, движущиеся вверх в светлом полукруге, находятся на пути к перерождению людьми, богами или ревнивыми богами; те, кто движется вниз, в темном полукруге, переродятся среди животных или голодных призраков или в одном из адов.
В центре колеса лежат три корня страдания: страсть, агрессия и заблуждение, символизируемые соответственно петухом, змеей и свиньей. Будда называл их тремя огнями, которыми наполнена вся сансара пылающий. Нирвана — это выдувание их пламени, блаженное состояние прохлады и умиротворения после причиняемых ими страданий (перевод нирваны на тибетский буквально означает «преодоление страданий»).
Они также известны как три недуга, загрязнения или яды. Они пронизывают механизм существования сансары и влияют на него от начала до конца; они поддерживают весь процесс дуалистического опыта. Это три основные реакции, которые может иметь «я», когда оно воспринимает что-то вне себя как «другое». Нас может привлекать этот другой, желая обладать им, контролировать его или завладеть им и сделать его частью себя: это страсть. Мы можем отвергнуть его, оттолкнуть или попытаться уничтожить: это агрессия. Или мы можем игнорировать его и делать вид, что его не существует: это заблуждение. По сути, все три реакции являются попытками преодолеть двойственность, сделав «я» единственным существующим в мире, но вместо этого они на самом деле усиливают и увековечивают разрыв между «я» и «другим».
Все колесо держится в лапах ужасающей фигуры; это Яма, Повелитель Смерти. Его имя буквально означает «ограничение», так как он является предельным ограничением свободы всех живых существ. Он представляет не просто смерть в обычном смысле, конец жизни, но сам принцип смертности, включающий в себя рождение и смерть, возрождение и новую смерть. Бессмертие, нерожденное и бессмертное состояние нирваны лежит за пределами этого цикла колеса жизни.
Из Светящаяся Пустота: Понимание Тибетской Книги Мертвых , Франческа Фримантл. Используется с разрешения Shambhala Publications. © 2001 Франческа Фримантл.
Фотографии тханки «Колесо жизни» предоставлены коллекцией Фонда Шелли и Дональда Рубина, www.himalayanart.com.
Сансара и возрождение – Буддизм
Введение
Буддисты представляют мир как полный страданий цикл жизни, смерти и возрождения без начала и конца, известный как сансара. Существа движутся от жизни к жизни в этой системе кармой, которая активируется их хорошими или плохими действиями, совершенными в этой жизни, а также в предыдущих жизнях. Освобождение от сансары — raison d’être буддизма, и, таким образом, можно сказать, что каждый ресурс в Oxford Bibliographies Online по буддизму имеет отношение к этой статье. В самых ранних концепциях у сансары, по-видимому, было пять различных царств: ад, голодные духи, животные, люди и небеса. Последнее царство в конечном итоге разделилось на два царства 90 136 дэвов 90 137 и 90 136 асуров 90 137, чтобы сформировать схему шести миров, общую для всех современных форм буддизма. Из этих миров человеческому царству, естественно, уделяется львиная доля внимания в традиционных комментариях к буддийской практике, в то время как адское, небесное и голодное духовное царства особенно важны в литературной, моральной и ритуальной сферах буддийской деятельности. Сансара противопоставляется нирване, состоянию или царству мира, которое лежит за пределами страдания, невежества и перерождений.
Космология
К сансаре и перерождению можно подойти с разных сторон. Одним из основных способов их действия в буддизме является роль, которую они играют в определении основного космологического мировоззрения буддистов по всей Азии. Независимо от того, активно пытаются отдельные буддисты выйти из сансары или нет, все они действуют в рамках концептуальной вселенной, которая представляет собой шесть взаимосвязанных сфер, через которые человек проходит жизнь за жизнью из-за кармической силы своих этических и неэтичных действий. Буддийская вселенная имеет некоторые общие черты с другими религиозными мировоззрениями, особенно с индийскими, но, тем не менее, представляет собой особый способ отображения мира, в котором мы живем. Работы в этом разделе относятся к этому космологическому аспекту сансары. Для ученых, плохо знакомых с предметом, Гальдер 1977 и Becker 1993 являются отличными отправными точками.
Беккер, Карл. Разорвать круг: смерть и загробная жизнь в буддизме . Carbondale: Southern Illinois University Press, 1993.
В работе Беккера особое внимание уделяется японскому буддизму в рамках всестороннего исследования верований в смерть, переселение душ и возрождение с учетом таких тем, как взаимодействие с небуддийскими мировоззрениями и медицинской этикой, основанной на буддийской космологии. .
Коуэлл, Э.Б., изд. Джатака, или Истории прежних рождений Будды: перевод с пали разными руками . Лондон: Лузак, 1957. 9.0005
Пожалуй, нет лучшего способа погрузиться в многогранный мир буддийской космологии, чем изучение джатаки литературы. Эти забавные и поучительные рассказы о прошлых жизнях Будды отображают диапазон возможных форм рождения и возрождения, причем особую роль играют животные, люди, духи и божества. Этот перевод был первоначально опубликован в шести томах с 1895 по 1907 год и переиздан в трех томах в 1957 году; самая последняя перепечатка – 1990.
ДеКароли, Роберт. Призраки Будды: индийские народные религии и формирование буддизма .
Oxford: Oxford University Press, 2004.
Одна из наиболее важных работ по буддийским исследованиям начала 21 века. ДеКароли наблюдает, как мириады духов и божеств в буддийских историях усложняют якобы аккуратное разделение вселенной на шесть отдельных сфер, находя множество свидетельств добуддийских направлений индийской религии, которые продолжали функционировать в буддийских контекстах. Его интерпретирующий термин «дух-божество» — полезная концепция, позволяющая не упускать из виду сложность сверхъестественных фигур в буддийском мире.
Джертсон, Дональд Э. «Возрождение как животное в средневековом китайском буддизме». Бюллетень Общества изучения китайских религий 8 (осень 1980 г.): 56–69.
В основном используя народные сказки о чудесах, некоторые из которых он переводит, Гертсон описывает средневековые китайские верования о том, как и почему люди перерождаются животными (главным образом, в качестве немедленной компенсации за какой-то плохой поступок в течение жизни).
Гальдер, Дж. Р. Ранняя буддийская мифология . New Delhi: Manohar, 1977.
Хорошее базовое исследование, охватывающее общую космологию, небеса и ад, а также роль различных типов существ, таких как будды и духи. Особое внимание уделяется более ранним буддийским источникам, но не исключительно.
Холт, Джон Клиффорд. «Ушел, но не ушел: мертвые среди живых в современной буддийской Шри-Ланке». В г. «Мертвые буддисты: практики, беседы, представления» . Под редакцией Брайана Дж. Куэваса и Жаклин И. Стоун, стр. 326–344. Honolulu: University of Hawaii Press, 2007.
Используя как текстовые источники, так и полевые исследования, Холт описывает отношения между живыми и мертвыми, особенно «голодными призраками» бывших членов семьи, которые могут создать проблемы, если их не умиротворить.
Рейнольдс, Фрэнк Э. «Множественные космогонии и этика: пример буддизма Тхеравады». In Космогония и этический порядок: новые исследования в области сравнительной этики . Под редакцией Робина В. Ловина и Фрэнка Э. Рейнольдса, 203–224. Чикаго: University of Chicago Press, 1985.
Рейнольдс исследует этические последствия различных способов концептуализации вселенной в буддизме, рассматривая причинно-следственные связи, упадок конкретных мировых систем, сотериологию и предвосхищение будущего. Будда Меттейя (Майтрейя).
Садаката, Акира. Буддийская космология: философия и происхождение . Токио: Kōsei Publishing, 19.97.
Пожалуй лучшая легкодоступная работа по теме. Садаката ясно излагает многие сложные темы, используя полезные диаграммы и изображения, которые наглядно иллюстрируют обсуждаемые концепции.
Тайе, Джамгон Конгрул Лодро. Мириады миров: буддийская космология в Абхидхарме, Калачакре и Дзогчене .